Создание мини музея в детском саду. Музеи в детском саду от А до Я

Галина Видяйкина
Проект создания мини-музея «Чудо-росток»

Проект : Мини – музей «Чудо – росток »

Актуальность : Дети в любом возрасте - «любознайки» и «почемучки» . Они задают множество вопросов о том, что им кажется необычным и интересным. Ребенок, который только открывает для себя мир многого не знает, и каждая вещь или явление для него удивительны. Важно поддерживать в каждом ребенке жажду знаний и открытий, донести суть в достаточно краткой, понятно увлекательной форме. Ребенок не только хочет понимать, как устроены вещи, но и пытается оценивать мир вокруг себя, формирует свое отношение к нему.

Участники проекта : Педагоги, воспитанники, родители.

Тип проекта : информационно – исследовательский.

Продолжительность проекта : долгосрочный (9 месяцев – учебный год) .

Цель : Создать условия для развития познавательных и творческих способностей детей, мышления, воображения, связной речи. Познакомить со злаковыми культурами на примере пшеницы, ржи.

Задачи :

1. Обогащать знания детей о злаковых растениях, о значимости растений в жизни человека.

2. Формировать представления о продуктах получаемых и злаков.

3. Уточнить знания о процессе выращивания пшеницы, ржи как полезного и необходимого продукта для жизни человека.

4. Обобщать полученные знания, отражение детьми в рисунках и игровой деятельности.

5. Воспитывать бережное отношение ко всему живому.

Разделы и экспонаты мини-музея «Чудо – росток » :

1. Раздел «Процесс выращивания»

В этом разделе мы знакомим ребят с тем, где и как выращивают пшеницу, рожь, кто принимает участие в этом нелёгком труде. Раздел представлен иллюстрациями с разными работами в поле, с процессом обрабатывания, сбора, сортировки и хранения зерновых культур. С помощью макета дети могут познакомиться с этапами созревания злаков.

2. Раздел «Что получают из зерна»

Данный раздел знакомит детей с продукцией, которую получают из зёрен пшеницы, ржи (мука, крупы – манная, пшеничная, отруби и другая продукция)

3. Раздел «Использование в медицине, быту»

Раздел направлен на формирование знаний детей о том, как применяют злаки в медицине, быту. Пшеничные отруби используют в медицине для лечения сердечно - сосудистой системы, как успокоительное средство и корм для животных. Данные злаки используют при изготовлении кремов, мыла, шампуней. Из соломы делают соломенные шляпы, хлебницы, различные сувениры.

4. Раздел «Книжная страница»

Дети знакомятся с художественными произведениями, репродукциями картин А. Васнецова «На пашне. Весна» ; Шишкина «Рожь» и другие. Хлебный словарь знакомит детей с разными видами хлебобулочных изделий в странах мира.

5. Раздел «Театрализованная деятельность»

Познакомившись с произведениями, ребята могут проявить себя в роли актёров. Для этого в мини -музее находятся настольные театры по сказкам «Колосок» , «Жерновцы» , «Мышь и колос» и другие; вязанные и резиновые игрушки для инсценировок.

6. Раздел «Своими руками»

Целью данного раздела является привлечь внимание родителей и детей активно принимать участие в пополнении мини-музея экспонатами , выполненными своими руками. Здесь находятся картины из соломки, солёного теста, манной крупы, макаронных изделий. Картины «колосков» выполненных в различных техниках – квиллинг, объёмная аппликация и т. д.

Краткая аннотация проекта : В данном проекте представлено знакомство с процессом выращивания, переработки, применения злаков. Реализация осуществляется через игровые занятия и различные виды деятельности : беседы, игры, творческие работы.

Предполагаемый результат проекта :

1. Понимание детьми ценности злаковых культур.

2. Знание детей о технологии выращивания, переработки.

3. Знания о том, как выращивали злаки в старину на Руси, и в настоящее время.

4. Сближение родителей и детей благодаря совместным мероприятиям.

Данный проект предполагает интеграцию следующих образовательных областей : «Речевое развитие» , «Познавательное развитие» , «Социально-коммуникативное развитие» , «Художественно-эстетическое развитие» .

Ресурсы проекта :

1. Иллюстрации, макеты, презентации, гербарии злаковых культур.

2. Центр экспериментирования в группе.

3. Художественная литература, картины, энциклопедии.

Этапы проекта

1этап (Организационный)

Вид деятельности : Групповая консультация для родителей детей о целях и задачах внедренного проекта . Дидактическое и методическое обеспечение.

Сроки проведения : Сентябрь.

2 этап (Практический)

Вид деятельности : Мероприятия по реализации проекта с детьми . Мероприятия с родителями.

Сроки проведения : Сентябрь – май.

3 этап (Заключительный)

Вид деятельности : Проведение викторины для детей «На поле» . Презентация проекта . Рекомендации родителям.

Сроки проведения : Май.

Перспективное планирование

Сентябрь

Рассматривание и сравнение травяных и зерновых колосьев.

Объёмная аппликация «Колосок»

Заучивание пословиц и поговорок.

Беседа о труде хлеборобов, рассматривание иллюстраций.

Игры «Угадай на ощупь» , «Кто больше назовёт?»

Создание «Книги рецептов» (работа с родителями)

Исследовательская деятельность с семенами зерновых культур (замачивание, рассматривание через лупу, измельчение камнями)

Драматизация сказки «Колосок»

Изготовление соломенных кукол.

Беседа «Как из зёрен получают муку»

Изготовление макета мельницы и «Чудо меленки »

Инсценировка сказки «Мышь и колос»

Беседа «Откуда хлеб и каша приходят к нам в дом?»

Экскурсия на кухню «Как пеку пирожки»

Чтение рассказа В. Даукевич «От зерна до каравая»

Лепка «Мы маленькие пекари»

Рассматривание иллюстраций к сказкам, где изображены старинные орудия труда.

Чтение сказок «Мальчик с пальчик» , «Мужик и медведь» , «Жерновцы»

Разучивание хороводов «Каравай» , «Лады, лады, ладушки»

Беседа о работе трактористов на тракторах различных видов

Творческая работа – сочинение загадок, сказок вместе с взрослыми

Игры «Что сначала, что потом» , «Найди меня» , «От зёрнышка до булки»

Посев семян пшеницы, ржи – наблюдение за проростками в разных условиях и почвах

Чтение «Упало зерно в землю» С. Шуртакова

Пополнение мини-музея экспонатами , выполненными своими руками (работа с родителями)

Рассматривание репродукций картин

Коллективная работа «Букет из колосков» (макаронные изделия, манка)

Вечер загадок

Викторина «На поле»

Результаты проекта :

Дети получили знания о процессе выращивания злаков, о продукции, получаемой из пшеницы, ржи;

Дети поняли, что злаки важны в нашей жизни, что к ним необходимо бережно относиться.

Дети научились делать выводы, устанавливать причинно- следственные связи по результатам своих экспериментов.

Совместная деятельность больше сплотила детско - взрослый коллектив группы.

Черноскутова Инна Петровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение Детский сад комбинированного вида №12 "Родничок".
Населённый пункт: г. Катайск
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Проект "Мини - музей хлеба".
Дата публикации: 09.03.2017
Раздел: дошкольное образование

Проект «Мини - музей хлеба».

« Музей – научное и научно-просветительское учреждение,

осуществляющее комплектование, хранение и изучение памятников

естественной истории, материальной и духовной культуры –

первоисточников знаний о развитии природы и человеческого общества

Актуальность:
Согласно требованиям ФГОС развивающая среда в группе должна способствовать развитию личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности и охватывать направления развития и образования детей, представлений о социокультурных ценностях нашего народа. Дети в любом возрасте задают взрослым множество вопросов о том, что им кажется интересным и необычным. Чтобы достойно отвечать на тысячи детских «почему», разработала долгосрочный творческий проект «Мини-музеи хлеба в детском саду». Музей – эффективное средство познания системы ценностей, традиций, которые передаются из поколения в поколение. Музей обладает уникальным потенциалом социально-воспитательной работы с детьми, помогает детям понять язык вещей, постичь их культурное значение и рукотворность, становится незаменимыми помощниками в изучении культуры своего народа, воспитывает патриотические чувства и творчество. Музей приобщает ребенка к миру общечеловеческих ценностей, истории, формирует художественный вкус. Создание мини-музея – дело необычайно увлекательное, но в то же время серьезное, кропотливое и сложное.
Цель:
Формирование развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с ФГОС ДО через создание мини-музея в группе, как отражение интересов и проявление инициативы детей.
Задачи:
1.Формировать у дошкольников представления о музее. 2. Приобщать дошкольников к культурно-эстетическим ценностям, побуждать к творческой деятельности, воспитывать любовь к родному краю. 3.Дать элементарные представления о процессе выращивания и изготовления хлеба, воспитывать бережное отношение к хлебу, уважительное отношение к людям его производящим; 4.Использовать новые формы работы с детьми и их родителями.
Принципы:
1.Принцип учета возрастных особенностей дошкольников; 2.Принцип опоры на интересы ребенка;
3.Принцип осуществления взаимодействия воспитателя с детьми при руководящей роли взрослого; 4.Принцип наглядности; 5.Принцип последовательности; принцип сотрудничества и взаимоуважения
Формы деятельности:
Поисковая; Научная; Экспозиционная; Познавательная.
Вид проекта:
Практико-ориентированный, творческий.
Продолжительность проекта:
долговременный.
Участники проекта
: дети, родители, педагоги группы.
План работы по созданию мини-музея

Практический этап
1 Создание музея в группе 2 Сбор экспонатов 3. Разработка экскурсий. Разработка плана работы образовательной деятельности с детьми на год. 4.Пополнение экспонатов 5. Разработка плана работы с родителями
Внедренческий этап
1.Открытие музея 2. Проведение образовательной деятельности в музее
Оформление мини-музея:
Музейные экспонаты собраны в соответствии с возрастом детей. Коллекции мини-музея располагаются в специально отведенном месте, где на полках располагаются доступные для детей экспонаты. Также представлены: детская литература, подборки картинок о хлебе; подборка дидактических игр на тему «Хлеб всему голова»
Перспективный план работы

Образовательной деятельности с детьми в мини-музее.

Цели и задачи

Срок

Ответственны

п/п

е
1 Б е с е д а « Т а к и е разные музеи» Открытие м и н и - музея в группе. Закреплять знания детей о музее, его н а з н а ч е н и и, о разнообразии п р о ф и л е й, о правилах поведения в нем. Сентябрь Воспитатели 2 Экскурсия на хлебное поле, сбор экспонатов для музея Формировать у детей представление о том, что во время уборки хлеба на полях трудятся люди разных профессий, а машинах необходимых для труда хлеборобов, а результатах труда колхозников и его значимости. Воститывать уважение к труду хлеборобов, бережное отношение к хлебу. Сентябрь Воспитатели 3 Инсценировка сказки «Колосок» С п р и гл а ш е н и е м гостей из другой группы Дать представления о жизни крестьян, о хлебе как основном источнике питания, подвести детей к т о м у, ч т о х л е б н у ж н о б е р е ч ь. Развивать творчество детей. Воспитывать гостеприимство Сентябрь Воспитатели 4 О.Д.«Хлеб – соль кушай да добрых людей слушай» Знакомить детей с произведениями, посвященными хлебу: пословицы, поговорки, стихи. Сентябрь Воспитатели 5 Что такое злаки? Пополнить музей Дать элементарные представления о Октябрь Воспитатели
злаковыми крупами злаковых культурах, о блюдах, которые и з н и х м о ж н о приготовить. Рассмотреть разные виды круп 6 П р о с м о т р презентации « П у т е ш е с т в и е в прошлое» Познакомить детей с о с н о в н ы м занятием русских к р е с т ь я н – земледелием, видами п ол е в ы х работ, о руд и ями труда. Октябрь Воспитатели 7 О.Д. «Колосок» Поделки из пластилина Закреплять представления детей о хлебе как основном продукте питания. Воспитывать желание совместной деятельности. Развивать художественное творчество Октябрь Воспитатели 8 Чтение сказки Э. Го н е л и у с а « Т р и ржаных колоса» Познакомить детей с п р о ц е с с о м выращивания хлеба в настоящее время, с орудиями труда, машинами, профессиями. Октябрь Воспитатели 9 Экскурсия на кухню детского сада. Обогащать представления д е т е й о б изготовлении хлебобулочных изделий. Воспитывать уважительное отношение к труду взрослых. Ноябрь Воспитатели 10 Создание альбома п о с л о в и ц и Продолжать ф о р м и р о в а т ь у Ноябрь Воспитатели
поговорок о хлебе Оформление альбома «Хлебобулочные изделия» детей понятие о взаимопомощи. Продолжать з н а к о м и т ь с п о г о в о р к а м и о хлебе. Пополнение экспонатов музея 11 Ч т е н и е к н и г и «Правила поведения для во спитанных д е т е й » с последующей беседой Фо рми р о ват ь (в условиях реального чаепития) навыки правильного п о в е д е н и я з а столом, обратить особое внимание на т о, к а к н у ж н о о б р а щ а т ь с я с хлебобулочными изделиями. Ноябрь Воспитатели, родители 12 Экскурсия в магазин «Хлебный отдел» Закреплять навыки правильного п о в е д е н и я з а столом. Продолжать воспитывать бережное отношение к хлебу. Ноябрь Воспитатели 13 Дидактическая игра «Что сначала, что потом» Закрепить знания д е т е й о последовательности д е й с т в и й п р и выращивании хлеба. Декабрь Воспитатели 14 Просмотр презентации « З н а к о м с т в о с трудом пахаря» Д.и. «Волшебные к о л о с к и » с помощью «Палочек Кюизинера» Закреплять знания д е т е й о последовательности посадки пшеницы (вспахать, проборонить и т.д.). Вызвать интерес и уважительное о т н о ш е н и е к людям, занимающимся этим трудом. Развитие Декабрь Воспитатели
воображения, мелкой моторики 15 О.Д.«Страда деревенская» Закреплять знания д е т е й о т а к о м орудии труда как с е р п. П о к а з а т ь трудоемкость процесса уборки хлеба. Декабрь Воспитатели 16 Беседа «Выпечка хлеба» З н а к о м и т ь с процессом выпекания хлеба в крестьянской семье, объяснить значение с л о в « к в а ш н я » , «решето», «сито», «жито» и т.д. Январь Воспитатели 17 Беседа «Хлеб – наше богатство» З н а к о м и т ь с процессом выпекания хлеба в крестьянской семье, объяснить значение с л о в « к в а ш н я » , «решето», «сито», «жито» и т.д. Январь Воспитатели 18 Э к с к у р с и я в библиотеку. Выставка книг о хлебе. Дать элементарные представления об изготовлении хлебобулочных и з д е л и й в настоящее время, обратить внимание н а с о д е р ж а н и е труда людей, на механизацию труда. Февраль Воспитатели 19 Литературная в и к т о р и н а п о произведениям о хлебе. П о з н а к о м и т ь с произведениями, посвященными процессу в ы р а щ и в а н и я и изготовления хлеба. П о з н а к о м и т ь с авторами, Февраль Воспитатели
пишущими о хлебе: М. Глинская, Т. Ятц и т.д. 20 Опытническая деятельность «Свойства различных видов грунта» Опытническим путем определить свойства з е м л и, песка, опила, как предполагаемого г р у н т а д л я растений. Февраль Воспитатели 21 Просмотр презентации «Хлеб разных народов» Представление различных хлебобулочных и з д е л и й д л я оформления выставки «Золотые руки» Закреплять знания детей о народных и авторских сказках, рассказах о хлебе. О хлебобулочных изделиях производимых у нас в городе Март Воспитатели 22 Опытническая деятельность « В ы с а д к а з е р е н пшеницы» Н а б л ю д а я з а ростками, подтвердить верность утверждения, что «земля – лучший г р у н т д л я выращивания растений» Март Воспитатели 23 КВН «Хлеб да каша – п и щ а н а ш а » (с о в м е с т н о с родителями) Знакомить детей с видами хлебобулочных и зд е л и й д р у г и х народов: багет – Франция, лаваш – Армения и т.д. Март Воспитатели, родители 24 Ко н к у р с ч т е ц о в « Х л е б в с е м у голова» Учить использовать полученные знания в с п е ц и а л ь н о Апрель Воспитатели
организованной самостоятельной деятельности (театральной).. 25 Лепка из соленого теста «Угощение для кукол» Учить использовать полученные знания в с п е ц и а л ь н о организованной самостоятельной деятельности (театральной). Апрель Воспитатели 26 Развлечение «Каравай, каравай…» Знакомить детей с хороводными играми, посвященными х л е б у. С о з д а т ь хорошее настроение. Май Воспитатели 27 Беседа по картинам «На пашне» А.Н. Ком а р о в о й, « Н а пашне. Весна.» А.Г. Венецианова, « Ж а т в а » З. Е. Серебряковой Выставка рисунков « Т а к о й р а з н ы й хлеб» У ч и т ь в и д е т ь выразительные средства, которые использовал х у д о ж н и к д л я передачи н а с т р о е н и я в картинах. Учить высказывать свое о т н о ш е н и е к содержанию картин. Май Воспитатели, музыкальный руководитель 28 Занятие «Обобщение знаний детей о процессе в ы р а щ и в а н и я и изготовления хлеба» Закреплять знания детей об озимой ржи. О бъ я с н и т ь з н ач е н и е с л о в а «жито». Май Воспитатели 29 Итоговая беседа в музее Подвести и то г и: п о буд и т ь д е т е й в с п о м н и т ь, ч т о нового они узнали о хлебе. Май Воспитатели Приглашение гостей. Разработка различных видов экскурсий проводится в течении всего года
Перспективный план работы с родителями.

Цели и задачи

Сроки

Ответственны

е
1 Консультация «Программное содержание о б у ч е н и я и воспитания детей подготовительной группы» Познакомить родителей с п о к а з а т е л я м и р а з в и т и я д е т е й п о разделу «познавательное развитие» (воспитание бережного отношения к окружающему миру); « к у л ь т у р а б ы т а » (навыки поведения за столом). Сентябрь Воспитатели 2 Опрос родителей «Воспитание бережного отношения к хлебу в семье» Выявить отношение родителей к беседе как методу в о с п и т а н и я детей. Показать роль личного примера в воспитании детей. Октябрь Воспитатели, родители 3 Оформление альбома «Хлебобулочные изделия» Привлечь родителей к процессу обогащения э к с п о н а т о в м у з е я расширкнию знаний детей о многообразии хлебобулочных изделий. Ноябрь Воспитатели, родители. 4 Изготовление дидактической игры «Что сначала, что потом» Привлечь родителей к процессу ознакомления д е т е й с последовательностью д е й с т в и й п р и выращивании хлеба. Декабрь Воспитатели, родители. 5 Представление художественной л и т е р а т у р ы о хлебе. Привлечь родителей к оформлению в группе мини-библиотеки о хлебе. Январь 2010г. Воспитатели, родители. 6 Консультация «Мамины помощники» Показать воспитательную ценность совместного семейного труда, в том ч и с л е ц е н н о с т ь совместного приготовления пищи, выпечки. Февраль Воспитатели.
7 Представление различных хлебобулочных и з д е л и й д л я оформления выставки «Золотые руки» Привлечь родителей к процессу обогащения з н а н и й д е т е й о многообразии хлебобулочных изделий, воспитанию уважительного отношения к т руд у людей, выращивающих хлеб. Март Воспитатели, родители. 8 Опытническая деятельность «Высадка з е р е н пшеницы» Привлечь родителей к процессу п р и гото вл е н и я д л я в ы с а д к и з ё р е н пщеницы Март Воспитатели, родители. 9 К В Н « Х л е б д а каша – пища наша» (с о в м е с т н о с родителями) Привлечь родителей к Совместной деятельности воспитывать детско- родительские отношения Март Воспитатели, родители. 10 Э к с к у р с и я в библиотеку «Выставка книг о хлебе» Привлекать родителей к процессу обогащения з н а н и й д е т е й о произведениях, посвященных хлебу. Апрель Воспитатели, родители. 11 Выставка рисунков « Х л е б б ы в а е т разный» Побуждать родителей совместно с детьми использовать полученные знания в специально организованной деятельности. Апрель Воспитатели, родители. 12 Родительское собрание «Подведем итоги». Показать эффективность совме стной р а б от ы Д О У и с е м ь и п о оформлению у детей бережного отношения к хлебу, вызвать желание и в д а л ь н е й ш е м принимать активное Май Воспитатели, родители.
участие в воспитании своих детей.
Предполагаемый результат:
Важная особенность мини-музеев - участие в их создании детей и родителей. Дошкольники чувствуют свою причастность к мини-музею: они участвуют в обсуждении его тематики, приносят из дома экспонаты. Ребята из старших групп проводят экскурсии для младших, пополняют их своими рисунками. В настоящих музеях трогать ничего нельзя, а вот в мини-музеях не только можно, но и нужно! Их можно посещать каждый день, самому менять, переставлять экспонаты, брать их в руки и рассматривать. В обычном музее ребенок - лишь пассивный созерцатель, а здесь он - соавтор, творец экспозиции. Причем не только он сам, но и его папа, мама, бабушка и дедушка. Каждый мини-музей - результат общения, совместной работы воспитателя, детей и их семей. Мини-музеи стали неотъемлемой частью развивающей предметной среды нашей группы. Мини-музеи постоянно пополняются новыми экспонатами. Здесь же размещаются детские работы, выполненные совместно с взрослыми.
Список литературы:
1. «Программа патриотического воспитания детей дошкольного возраста».Пермь.2000г. 2. О.Л. Князева «Приобщение детей к истокам русской народной культуры», Санкт-Петербург, 1997г. 3. Н.В. Рыжова, Л. Логинова, А. Данюкова «Мини-музей в детском саду», Линка Пресс, Москва, 2008г.

МДОУ детский сад №1 «Солнышко» п. Новохайский ВоспитателЬ: Мурзина Оксана Юрьевна Средняя группа «Звездочка»  В нашем детском саду № 1» Солнышко», реализующем программу Васильевой М. А. «Программа воспитания и обучения в детском саду» педагогами, родителями и детьми создан музей природы. Целесообразно ли создание такого музея в детском саду? Ведь детей привлекает все движущееся, цветущее, яркое, а не застывшие экспонаты природы. Я считаю, что создание такого музея не только возможно, но и необходимо по ряду объективных причин: Использование экспонатов музея помогает выйти за круг явлений, доступных ребенку для непосредственного наблюдения, и показать то, что удалено территориально, во времени или просто невидимо ребенку. Важная особенность экспонатов – их статичность, дающая возможность подробно рассмотреть их, описать, установить между ними содержательные связи. Расширилось образовательное пространство детского сада, позволяющее разнообразить детскую деятельность, что в конечном итоге дает высокий личностный развивающий эффект. Учитывается стремление детей к коллекционированию. Ни для кого не секрет, что дети собирают и хранят как сокровища всевозможные, ненужные, по мнению взрослых, вещи: фантики, вкладыши и прочие предметы. Дети с радостью откликнулись на предложение собирать коллекции для музея. Экспозиции музея помогают формировать в течение всего года не только конкретные представления об объектах природы, но и знания о взаимосвязях живых организмов в экосистемах, обобщенные представления о явлениях природы, которые позволяют детям в дальнейшем ориентироваться в новых фактах в других условиях. Цели: Формирование знаний детей о явлениях природы в разное время года. Создание условий для экологического образования дошкольников. Осуществление целостного подхода к оздоровлению детей средствами природы. Повышение экологического сознания педагогов, родителей и воспитанников. Задачи: Воспитание природоохранительных знаний, умений, воспитание любви к природе, личной ответственности за её сохранность. Конкретизировать знания детей о разнообразии мира растений и животных. Показать соответствие строения растений условиям их обитания. Выявить причины разнообразия растений и животных. Воспитывать культуру общения с природой Проблемы: Повышение заболеваемости детей. Отчуждение детей от мира природы. Снижение уровня экологического сознания детей и взрослых. Неумение видеть, чувствовать красоту и уникальность окружающего мира. Воспитание экологической культуры – одно из важных направлений всестороннего развития личности дошкольника. В период дошкольного детства у ребенка возникают первые представления об окружающем мире, формируется умение устанавливать простейшие взаимосвязи и закономерности о явлениях окружающей жизни, а также самостоятельно применять полученные знания. Окружающий мир многообразен, это и семья, и детский сад, и родной поселок. Это мир взрослых, с которыми ребенок общается, мир предметов, которые помогают ему познавать окружающую действительность. В помещении музея расположены несколько экспозиций: 1. Экспозиция природных зон расположена на стене музея в приемной. 2. Экспозиция “Природа нашего края” представлена различными коллекциями: Семена дикорастущих и культурных растений Гербарии травянистых растений и древесных пород Спилы различных деревьев с хорошо заметными годичными кольцами Разнообразные камни, полезные ископаемые Насекомые Коллекция засушенных букетов, злаков и тд. 3. Экспозиция лучших подделок из природного материала. 4. Комнатные растения в уголке природы в группе. Составлена музейно-образовательная программа и разработан методический комплект, включающий в себя сценарии дополнительных занятий экскурсий и описание различных тематических выставок в музее природы. НАПРАВЛЕНИЯ РАБОТЫ МУЗЕЯ Название, цель Естественно – научное Передача суммы знаний об окружающем мире, о среде и месте обитания организмов, об условиях существования, о взаимоотношениях между организмами и объектами неживой природы о цикличности природных процессов. Эмоционально – чувственное Учить детей восхищаться окружающим миром, чувствовать природу и выражать свое отношение к ней литературными средствами. Эколого – оздоровительное Учить заботиться о своем здоровье, задумываться о своем месте на планете. Эколого – краеведческое Формировать начальные представления об эколого-климатических условиях проживания жителей северных регионов, воспитывать уважение к традициям народов края. Знакомить с декоративноприкладным искусством, фольклором (песнями, танцами, народными инструментами), подвижными играми народов края. Деятельность С детьми проводятся познавательные занятия и совместная опытноэкспериментальная деятельность. Заучивание стихотворений о природе; рассказывание экологических сказок; чтение художественных произведений о природе рассматривание иллюстраций, открыток о природе. Экскурсии в мини-музеи старшей группы, Экскурсии в лес или в школьный парк Детям предлагаются следующие формы занятий: наблюдения за сезонными изменениями в природе, викторины краеведческого характера, вечера развлечений. ЦЕНТР КРАЕВЕДЕНИЯ. Младший возраст (4 год жизни). Стихи о родном посёлке, рассказы и легенды, потешки, скороговорки. Папки-передвижки с иллюстрациями: «Природа родного края», сезонные изменения в природе. Подвижные игры. Книжки-раскраски: “Моя улица”, “Мой дом”, “Мой детский сад”. Картинки-иллюстрации: “Труд взрослых”, “Дети живущие в других посёлках, городах”. Рисунки детей и взрослых о себе, посёлке, окружающей природе. Совместные работы из бросового и природного материала. Средний возраст. (5 лет) Художественная литература. “Папка-передвижка”: “Я живу в Красноярском крае”, заповедник «Столбы»). Посёлок в разное время года. Подвижные игры России. Картинки-иллюстрации с усложнённым содержанием. Игрушки. Атрибуты музыкально-театральной деятельности: тексты песен, прибауток. Аудио и видеокассеты о природе родного края. Поделки из бросового и природного материала, сделанные руками детей и взрослых. Презентации (в электронном виде) на разные темы о природе, например: «Развитие лягушки», «Развитие цветка», «Птицы леса», «Дикие, домашние животные», «Детеныши животных» и многое другое. Подготовлены и проводятся беседы о природе нашего края и других климатических зон. Разработан перспективный план занятий по разделу «Краеведение» П Р А З Д Н И К И – РАЗВЛЕЧЕНИЯ и папки – передвижки по темам: ОСЕНЬ. День защиты животных. День здоровья. Синичкин день. ЗИМА. День здоровья. ВЕСНА. Праздник воды. Неделя книги. День птиц. Праздник здоровья. Неделя экологии. День Земли. Праздник цветов.  Начало  Результат Мини-музеи в группах позволяют воспитателям сделать слово «музей» привычным и привлекательным для детей, дошкольники начинают гордиться своими музеями, своим детским садом, своим поселком, своей страной. Таким образом, у нас происходит работа по патриотическому воспитанию через музейную педагогику. Работу по данному вопросу мы продолжим развивать, пополнять мини- музеи экспонатами.  Музей играет большую познавательную и воспитательную роль для дошкольников, а также способствует укреплению сотрудничества детского сада и семьи. 

























Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

В нашем саду существует мини-музей «По дороге к искусству», куда входят: «Картинная галерея»; «Народная игрушка»; «Декоративно-прикладное искусство».

Мини-музей в детском саду, родился с малого – уголка, затем выставки, посвященной декоративно – прикладному искусству. По мере накопления экспонатов возникла необходимость в оформлении кабинета искусствоведения. Все вопросы, связанные с организацией музея, его ведением, были поставлены на повестку дня на педагогическом совете. К обсуждению приглашался и родительский комитет. План работы музея координируется с годовым планом работы детского сада. В план включаются занятия, праздники, экскурсии. Все эти мини-музеи взаимосвязаны и помогают педагогам успешно решать ряд задач:

  • приобщать дошкольников к культурно-эстетическим ценностям, побуждать к творческой деятельности, воспитывать любовь к родному краю, городу;
  • приобщать детей к искусству, знакомя их с экспозициями художественных музеев;
  • формировать интерес к музеям, выставкам, к подлинникам произведений изобразительного искусства;
  • развивать эстетическое восприятие, художественный вкус;
  • повышать культурный уровень педагогов и родителей.

Идея создания мини-музея возникла по нескольким причинам: наш детский сад находится далеко от центра города, поэтому организовывать экскурсии в музеи, картинные галереи очень сложно. Да и выставки не везде рассчитаны на дошкольников, они организуются без учёта возраста.

Программа «Детский сад 2100», которая действует в нашем саду, предполагает использование интегрированных форм работы с детьми, а наличие собственного музея позволяет полнее решить эту задачу. Кроме того в условиях детского сада (7 групп) мини-музей стал центром культурно-эстетического развития ребёнка.
Руководство и педагоги детского сада очень ответственно подошли к дизайну каждого уголка музея, старались сделать интерьер гармоничным и уютным, вложили материальные средства и собственные силы. И в результате музей стал «изюминкой» детского сада. Его посещают наши воспитанники, дети из других детских садов, школьники и жители нашего микрайона. Посещение музея для детей – это особое событие, почти праздник. Наш педколлектив проводит там разнообразную работу, которая позволяет поддерживать интерес у дошкольников на протяжении всего времени их пребывания в детском саду.

Музейные экспонаты собраны по разным принципам, например, такие как:

  • Принцип интеграции: где содержание музея позволяет педагогу познакомить детей с разными областями человеческой деятельности: историей, природой, культурой и т д.
  • Принцип деятельности: музей предоставляет ребёнку возможность реализовать разные виды изодеятельности, такие как пополнение музея работами, выполненными своими руками, создание экспонатов непосредственно в мини – музее; рисование картин, изготовление глиняных игрушек, роспись посуды, игра с народными игрушками.
  • Принцип культуросообразности: музей приобщает дошкольников к мировой культуре, общечеловеческим ценностям (отношение к природе, к культуре, к социуму).
  • Принцип гуманизации: музей создаёт условия для всестороннего развития ребёнка, поддерживает его инициативу, творческую деятельность в образовании. Здесь созданы все условия для новых отношений в системе «ребёнок – педагог» и перехода на диалоговую форму обучения.
  • Принцип разнообразия: экспонаты музея разнообразны, например, в «Картинной галерее» имеются разновидности живописи (пейзажи, натюрморты, портреты, сюжетно-тематические картины, такие как былинно-сказочные, бытовые); «Народная игрушка» – глиняные игрушки (дымка, филимоново, каргополь), льняные, деревянные (матрёшки, богородские), фарфоровые; «Декоративно-прикладное искусство» – посуда, игрушки и разнообразные предметы представляющею хохлому, городец, гжель, жостово, писанки.
  • Принцип экологичности: все экспонаты экологически безопасные для здоровья детей.
  • Принцип безопасности: мини-музей не создаёт угрозу здоровью и безопасности дошкольника. Ребёнок, свободно достаёт до любого уголка музея.
  • Принцип непрерывности: музей, являясь частью образовательного пространства детского сада, связан с системой занятий и самостоятельной детской деятельностью, отражая тематику занятий, экскурсий и прогулок.
  • Принцип партнёрства: музей является результатом сотрудничества взрослых и детей и благодаря чему реализуются права ребёнка.

Залог успешного и востребованного хорошего мини-музея – его интерактивность в нашем детском саду. Детям разрешаем рассмотреть вблизи игрушку, посуду, картины – они чувствуют себя причастными к процессу и начинают интересоваться историей создания экспоната, легче усваивают материал. Организация занятий в мини-музее предполагает и различные вспомогательные средства. Загадки, стихи, пословицы, поговорки про экспонаты музея, рассказанные игровыми персонажами: домовенком Кузей, Котом в Сапогах, Бабой Ягой, помогут по-другому сформировать интерес и донести до детей материал доступно.
В основе инновационной работы нашего коллектива – глубокое убеждение в том, что ребёнок должен быть с раннего детства погружён в мир красоты и добра, окружающий мир должен быть наполнен, пропитан этим. Тогда культура естественным образом формирует сознание ребёнка, как бы «прорастает» в нём и становиться потребностью. И в школьном возрасте посещение музеев, выставок будет вызывать у него интерес, так как он вырос в атмосфере творчества.

Направления инновационной работы:

  • Привлечение к сотрудничеству учреждений культуры и образования: краеведческого музея, картинной галереи, детской школы искусств, центра внешкольной работы и др.
  • Укрепление связей с объектами социокультурного назначения.
  • Разработка тематики и содержания выставок и экскурсий для различных возрастных групп. Например, такие как:

Природа родного края. Знакомство с особенностями и достопримечательностями природы, природными условиями, с растительным и животным миром Саратовского края. Обзорная экскурсия по отделу природы. В этот раздел входят:

«Удивительный мир птиц» Рассказ о птицах разных стран и природных зон Саратовской области, их образе жизни, повадках и охране. Беседа с демонстрацией слайдов, чучел птиц, видео- и аудиоматериалов для детей среднего и старшего возраста.
«Живые барометры». О животных и растениях, предсказывающих изменения погоды. Лекция с демонстрацией слайдов и видеофильмов для детей старшего возраста.
«Красная книга». Рассказ о животных и растениях Саратовской области, внесенных в областную Красную книгу. Лекция с демонстрацией чучел животных, слайдов и видеофильмов для детей среднего и старшего возраста.
«Экзотические животные». Знакомство с музейной коллекцией чучел экзотических животных. Беседа с детьми подготовительной группы.
«Лесной театр». Игровая экскурсия в форме представления, в которой разыгрываются сцены из жизни леса, соответствующие 4-м временам года. Для детей младшего, среднего и старшего дошкольного возраста.
«Подземная кладовая Саратовского края». О полезных ископаемых Саратовского края и их использовании в производстве, для детей подготовительной группы.
«В гости к сусликам». Игровая экскурсия с интерактивными элементами об особенностях степных экосистем, для детей подготовительной группы.
«Путешествие в мир насекомых».Экскурсия-беседа о насекомых саратовского края, для детей среднего и старшего возраста.
«Фантастический мир бабочек».О бабочках Саратовской области и обитателях тропических областей земного шара, их образе жизни, повадках и охране. Беседа с демонстрацией иллюстраций на мультимедиа проекторе с детьми старшего возраста.

История саратовского края. Экскурсии, беседы, игровые занятия

«Здравствуй, музей!» Первое знакомство с музеем и некоторыми страницами истории края. Обзорная экскурсия для детей среднего и старшего возраста.
«Как жили древние люди». Об образе жизни и занятиях людей, живших в каменном веке. Игровое занятие с использованием археологических находок для детей подготовительной группы.
«Юрий Гагарин». Экскурсия-игра по выставке «Дорога в космос» для детей среднего и старшего дошкольного возраста.
Три, два, один, старт!». О Ю.А.Гагарине и других космонавтах, связанных с саратовским краем. Экскурсия с игровыми элементами по выставке «Дорога в космос» для детей среднего и старшего дошкольного возраста.
«Сказ про Ивана-стрельца, саратовского молодца». Экскурсия с интерактивными элементами в экспозиционном зале «Саратовский край в годы Великой Отечественной войны» для детей старшего возраста.

Культура и быт народов Саратовского края. Беседы, интерактивные занятия

«Из истории игрушки». Знакомство с музейной коллекцией народных игрушек, историей возникновения игрушки. Беседа с детьми среднего и старшего возраста.
«Одежда народов Саратовского Поволжья». Знакомство с традиционным костюмом народов Саратовского края: русских, украинцев, чувашей, мордвы, татар на основе музейной коллекции. Беседа с детьми среднего и старшего возраста.
«Путешествие в историю книги». Знакомство с музейной коллекцией старопечатных книг, учебников, детских книг. Беседа с детьми подготовительной группы.

Фольклорные праздники.Театрализованные экскурсии в музее

«Новый год на старый лад, или как в старину Новый год на Руси встречали». Традиции встречи Нового года на Руси. Новогодний бал в дворянской гостиной, колядование в крестьянской избе, веселье у новогодней елки с детьми старшего возраста.
«Масленицу провожаем, света солнца ожидаем». Знакомство с русскими народными традициями проводов зимы и встречи весны. Игры, песни, загадки, блины. Участие детей среднего и старшего возраста в старинных масленичных обрядах.
«Зеленые святки. Троица». О народных традициях проводов весны и встречи лета на Руси. Игры, гадания, фольклор с детьми подготовительной группы.
«Осенние праздники на Руси»
Знакомство со старинными обрядами, связанными с уборкой урожая, осенние ярмарочные и другие развлечения с детьми среднего и старшего возраста.
Использование новвоведений на занятиях и в организации воспитательно-образовательного процесса, например таких, как: театрализованное занятие, занятие-путешествие, сюжетно-ролевая игра-занятие, консультации, взаимообучения, аукционы, презентации, гостиная, проекты, занятия-фантазии, концерты, игра – «Поле чудес».

Формы работы мини-музея:

Выставки:

  • Познавательные. Цель: расширять представления детей о разных материалах, о рукотворном мире, знакомить с образцами изделий, профессиями.
  • Музейно-исторические. Цель: знакомить детей с историческими событиями, приобщать к музейной культуре, воспитывать любовь к родине.
  • Эколого-краеведческие. Цель: знакомить детей с родной природой, способствовать формированию экологической культуры, воспитывать нравственные и эстетические чувства.
  • Художественные. Цель: познакомить с произведениями русских художников, жанрами изобразительного искусства, декоративно- прикладными ремёслами.
  • Конкурсы. Цель: вовлечение в совместную деятельность детей, родителей и педагогов, укрепление семьи.
  • Ярмарки. Цель: популяризация предлагаемой темы, обмен опытом в какой – либо области, привлечение спонсорских средств на развитие музея.
  • Детское творчество. Цель: персональные выставки работ одарённых детей (лепка, рисунок, поделки из разных материалов, аппликация)

Выставки готовятся творческой группой педагогов, в зависимости от темы определяется продолжительность работы. Она может быть от 1 дня до 2 мес. Как правило, каждая длительная выставка постепенно обогащается и дополняется детскими работами, созданными в результате знакомства дошкольников с экспонатами выставки.
Экскурсионная работа с детьми ведётся со 2 младшей группы.

Творческая гостиная

  • Встречи с творческими людьми: художниками, музыкантами, поэтами и т.д
  • Экскурсии для родителей, школьников, детей и педагогов детских садов микрайона.
  • Семинары и мастер – классы, для детей с родителями под руководством педагогов детского сада по направлениям: нетрадиционное рисование, бумагопластика, флористика, тестопластика, поделки из природного и бросового материала.

Студия «Город мастеров»

В музее проводятся нетрадиционные и интегрированные занятия с дошкольниками по ручному труду, кружковая работа с детьми одарёнными или проявляющими большой интерес к художественно-продуктивной деятельности.
В результате проведённой в мини-музее работы у детей повысился интерес к произведениям живописи, народным игрушкам и декоративно-прикладного искусства, способность к эстетическому восприятию; существенно расширились представления об окружающем мире, о городе, крае. Выпускники занимаются в детской школе искусств, кружках и студиях центра детского творчества. Возросла заинтересованность педагогов и родителей в знакомстве с творческими достижениями земляков. Родители стали активно принимать участия в жизни детского сада и, конечно же, оснащении музея. Наличие нашего мини-музея позволяет активно привлекать детей родителей к подготовке экспонатов, участию в экскурсиях, что способствует укреплению семьи и формированию желания изготавливать поделки и рисовать картины всей семьёй.

1 слайд. Мини-музей в детском саду «Солнышко». «По дороге к искусству». Представляет воспитатель Елена Геннадьевна Минникеева Высшая квалификационная категория.

2 слайд. Особенности мини-музея в детском саду.

– Участие в создании мини-музея воспитателей, детей и родителей.
– Ребенок – активный участник оформления экспозиции музея.
– Мини-музей – зона удивления, творчества и совместной работы детей и их родителей.

3 слайд. Правила поведения в музее.

  • В нашем музее экспонаты разрешается трогать руками и играть ими!
  • Экспонаты нужно возвращать на место и ставить аккуратно и красиво.
  • Экспонаты нельзя ломать и забирать домой.
  • Можно и даже нужно: задавать вопросы, сочинять истории, придумывать игры.
  • Приветствуется пополнение музея новыми экспонатами, творческими работами.

4 слайд. Актуальность: реализация целевых образовательных стандартов.

– Обеспечение интеллектуального, личностного развития ребенка.
– Охрана жизни и укрепление здоровья детей.
– Приобщение детей к общечеловеческим ценностям.
– Взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития ребенка.

5 слайд. Цели:

  • привлечение внимания родителей к музеям;
  • создание мини-музея, как отражение интересов и проявление инициативы детей;
  • обогащение развивающей среды группы, ДОУ;
  • использование новых форм работы с детьми и их родителями.

6 слайд. Задачи:

  • формирование у дошкольников представления о музее
  • приобщать дошкольников к культурно – эстетическим ценностям, побуждать к творческой деятельности, воспитывать любовь к родному краю, городу;
  • способствовать обогащению представлений о природном и рукотворном мире, развивать познавательные интересы;
  • выделять выразительные средства каждого вида творчества, понимать язык искусства;
  • вовлечение родителей в жизнь группы, ДОУ.

7 слайд. Принципы построения музейной экспозиции как инновационной технологии:

  • интеграция;
  • деятельность;
  • культуросообразность;
  • гуманизация;
  • разнообразия;
  • экологичность;
  • безопасность;
  • непрерывность;
  • партнёрство.

8 слайд. Педагогические функции музея:

  • Образовательные :
    • развитие зрительно-слухового восприятия, усвоение информации;
    • использование дидактических материалов, расширяющих рамки учебной программы, стимулирующих интерес к искусству;
  • Развивающие :
    • активация мышления;
    • развитие интеллектуальных чувств, памяти, сенсорно- физиологических структур;
    • обогащение словарного запаса;
  • Воспитательные :
    • формирование личностных качеств, взглядов, убеждений;
    • становление умственного, нравственного, трудового, эстетического и экологического воспитания;
  • Просветительские :
    • формирование умений, навыков;
    • формирование адекватного, осмысленного отношения к получаемой информации;

9 слайд. Фотоальбом музея. «Народная игрушка». Деревянная игрушка. Современная Богородская резьба – многообразна по сюжетам и формам художественного выражения. Она органически входит в художественную культуру, сохраняя древние традиции ремесла.

10 слайд. Глиняная игрушка. «Дымка». Дымковская игрушка близка нам своим художественным содержанием, меткостью характеров, остроумной шуткой, чувством радости жизни. В этом ценность уникального дымковского искусства, неподвластного времени.

11 слайд.

«Каргополь». Каргопольская глиняная игрушка как художественное явление сегодня по праву занимает одно из первых мест среди российских народных промыслов игрушки.
«Филимоновские свистульки». Филимоновская игрушка вдохновляла на творчество поэтов, художников, мастеров декоративно-прикладного искусства.

12 слайд. Декоративно-прикладное искусство. Керамика фарфор. Керамика – изделия из неорганических, неметаллических материалов (например, глины) и их смесей с минеральными добавками, изготовляемые под воздействием высокой температуры с последующим охлаждением.
«Гжель» Гжельский фарфор сегодня невероятно популярен. С ним ассоциируется красота и гармония, сказка и быль. Фарфор с нарядной синей росписью и многоцветная майолика известны теперь не только в России, но и за ее пределами. Гжельские изделия привлекают к себе всех, кто любит прекрасное, богатой фантазией и гармоничностью, высоким профессионализмом их создателей. Гжель – это колыбель и основной центр русской керамики. Здесь сформировались ее лучшие черты и проявились высшие достижения народного искусства.

13 слайд. «Жостово». Жо?стовская роспись– народный промысел художественной росписи металлических подносов.
«Русская матрёшка». Матрёшка – важнейшее средство культурной преемственности. Через нее передается и сохраняется культурный и художественный опыт, осуществляется связь между поколениями. В настоящее время возрос интерес к традиционной народной игрушке, так как в ней удивительным образом сочетаются укоренившиеся веками традиции с новейшими элементами художественной культуры.

14 слайд. «Городец». Городецкая роспись в произведениях современных мастеров не только сохранила свои традиции, но и получила дальнейшее их развитие. Радуют богатство и разнообразие ассортимента изделий. Городецкий орнамент, оставаясь в своих основах традиционным, стал еще более красочным, технически совершенным и отвечает духу современности.

15 слайд. «Хохлома». Всем сердцем любя родную сторону и любуясь ею, русские люди издавна не только воспевали в песнях и сказках её красоту, но и создавали простые предметы обихода, украшенные яркой нарядной росписью, в которой оживали любимые природные мотивы. Истинными произведениями искусства становятся эти предметы – красивой формы, удобные в пользовании, мастерски исполненные. К ним относится и "хохлома".

16 слайд. Учебная зона.

17 слайд. Картинная галерея. Полотна художников экспонированы в самом светлом зале садика и радуют малышей настроением и доброй памятью.

18 слайд. «Натюрморт». Натюрморт – «мёртвая природа»– изображение неодушевлённых предметов в изобразительном искусстве.

19 слайд. «Пейзаж». Изображение природы. «Пейзаж» с французского «вид страны, местности»:

  • морской;
  • лирический;
  • сельский;
  • городской;
  • космический;
  • горный;
  • фантастический.

20 слайд. «Портрет». Изображение индивидуального образа человека, его чувств, настроения и внутреннего мира:

  • парадный;
  • интимный (домашний);
  • групповой;
  • психологический;
  • автопортрет.

21 слайд. 22 слайд. «Сюжетно-тематическая картина».

23 слайд. Формы работы мини-музея:

Выставки:

– Познавательные. Цель: расширять представления детей о разных материалах, о рукотворном мире, знакомить с образцами изделий, профессиями.
– Музейно-исторические. Цель – знакомить детей с историческими событиями, приобщать к музейной культуре, воспитывать любовь к родине.
– Эколого-краеведческие. Цель: знакомить детей с родной природой, способствовать формированию экологической культуры, воспитывать нравственные и эстетические чувства.
– Художественные. Цель: познакомить с произведениями русских художников, жанрами изобразительного искусства, декоративно-прикладными ремёслами.
– Конкурсы. Цель: вовлечение в совместную деятельность детей, родителей и педагогов, укрепление семьи.
– Ярмарки. Цель: популяризация предлагаемой темы, обмен опытом в какой-либо области, привлечение спонсорских средств на развитие музея.
– Детское творчество. Цель: персональные выставки работ одарённых детей (лепка, рисунок, поделки из разных материалов, аппликация)

24 слайд. Творческая гостиная.

– Встречи с творческими людьми: художниками, музыкантами, поэтами и т.д
– Экскурсии для родителей, школьников, детей и педагогов детских садов района.
– Семинары и мастер – классы, для детей с родителями под руководством педагогов детского сада по направлениям: нетрадиционное рисование, бумагопластика, флористика, тестопластика, поделки из природного и бросового материала.

Студия «Город мастеров».

В музее проводятся интегрированные и нетрадиционные формы занятий с дошкольниками по ручному труду, кружковая работа с детьми одарёнными или проявляющими большой интерес к художественно-продуктивной деятельности.

ОПЫТ РАБОТЫ «Организация работы по созданию мини-музея в ДОУ»

«Русский народ не должен терять своего нравственного авторитета среди других народов – авторитета, достойно завоеванного русским искусством, литературой.
Мы не должны забывать о своем культурном прошлом, о наших памятниках.
Литературе, языке, живописи…Национальные отличия сохранятся и в XXI веке, если мы будем озабочены воспитанием душ, а не только передачей знаний»
(Д.С.Лихачев)

1. Основные характеристики опыта

1.1. Краткая аннотация
Сущность опыта состоит в реализация направления «Музейная педагогика» в детском саду, обогащении предметно-развивающей среды ДОУ, обогащение воспитательно-образовательного пространства новыми формами.
Практическая значимость опыта заключается в возможности применения его в повседневной практике любого образовательного учреждения.
Работа в музее очень увлекает детей, она естественно стимулирует их творческую мысль, укрепляет и развивает познавательные интересы детей.
1.2 Актуальность опыта.
Сейчас в стране не только экономический кризис, но и кризис воспитания подрастающего поколения. Малыши в нашей повседневной жизни окружены в основном современными ритмами, сильно искаженной иностранными словами речью, комиксами. Нарушились традиции, существовавшие на Руси веками, порвались нити, которые связывали старшее и младшее поколения. Поэтому очень важно возродить преемственность поколений, дать детям нравственные устои, патриотические настроения, которые сохранились в народном творчестве. В воспитательном процессе безжалостное обрубание своих корней от народности ведёт к бездуховности.
В нашем городе есть много музеев. Мы провели анкетирование и выяснили, что основная часть воспитанников детского сада ни разу не ходили в музей с родителями, причем по разным причинам. Многие считают, что дошкольникам еще рано посещать такие учреждения. Некоторые мамам и папам не приходит в голову идея такой экскурсии. Хорошим решением этой проблемы стала такая форма работы как заключение договора между ДОУ и музеем «Тульские древности», куда мы в течении многих лет организованно приводили своих воспитанников.
Как же привлечь внимание родителей к музеям? Прямая агитация здесь вряд ли поможет. Поэтому мы решили создать собственный «Мини-музей». При выборе профиля мини-музея определилось направление - ознакомление с народными промыслами. Это обусловилось социально-педагогическими потребностями современного общества и состоянием проблемы народной педагогики. Условиями возрождения и дальнейшего развития традиций народной педагогики является осмысление значимости русской народной игрушки в системе дошкольного образования. Народные игрушки чрезвычайно быстро исчезают из детства, предпочтение отдаётся иностранным игрушкам (куклам Барби, роботам и др.).
Наше желание знать, какой же была народная игрушка, как ею играли, и что она значила, в этом кроется не только познавательный интерес, но еще и естественное стремление знать и помнить прошлое своего народа
1.3 Условия становления опыта
Опыт работы над темой «Мини-музей в детском саду» складывался постепенно. Создавать наш музей мы начали в 2012 году. В течение года была создана творческая группа, определено направление, выбрано место расположения, название мини-музея. Вместе с оформлением документации по крупицам собирались экспонаты для экспозиции. С 2012 года весь педагогический коллектив нашего учреждения принимает участие в работе музея, в пополнении эскпозиции.
1.4 Новизна опыта
Новизна опыта заключается в реализации, поиске и разработке инновационных подходов к решению задач по формированию у детей представлений о музее, развитие творческого и логического мышления, воображения, формирование активной жизненной позиции детей, расширение кругозора дошкольников. Значение музея в воспитании ребенка нельзя переоценить. «Диалог» с музеем развивает у детей наглядно-действенное мышление, формирует представление о предметном мире, созданном руками человека, помогает восприятию чувственной основы слова, словесному описанию объектов. Накопленный опыт работы по музейной педагогике показывает, что создание музея также способствует установлению эмоциональной близости в детско-родительских отношениях.
Современные программы дошкольного образования ориентированы, как правило, на приобщение ребенка к миру общечеловеческих ценностей: формирование отношения к рукотворному миру, к людям, к Отечеству, к труду, к искусству, культуре. Содержание современных федеральных программ в разной степени проявления ориентировано на эти ценности, однако особое значение в их определении имеет региональный компонент
1.4 Трудоёмкость опыта
Методический процесс организации мини-музея в детском саду -процесс длительный, но увлекательный. Он включал следующее:
- организацию предметно-пространственной среды (мини-музей), уголков родного края в группах;
- подбор художественно-дидактических пособий, материалов, составление библиографии по разработанным темам;
-использование технических средств обучения (ТСО): аудио, видео - техника;
- повышение квалификации педагогов путем проведения консультаций.
Всю работу по созданию мини-музеев можно разделить на три этапа.
Первый этап, подготовительный - «Планирование мини-музея».
На этом этапе мы создали творческую группу педагогов, которые организуют работу по созданию мини-музеев. Разработали тематическое планирование мини-музеев и музейных экспозиций. Определили перспективы создания мини-музеев и разработали алгоритм по созданию мини-музеев:
Выбор темы мини-музея, определение места размещения мини-музея, планирование экспозиций, выбор дизайна оформления мини-музея, подбор экспонатов, оформление визитной карточки и паспорта мини-музея, разработка форм работы с экспозициями мини-музеев, разработка ознакомительной экскурсии в мини-музей, разработка конспектов занятий с использованием экспозиций мини-музея.
Второй этап, практический - «Создание мини-музея».
Приступая к работе, мы понимали, что положительного результата можно достичь только в том случае, если будет осуществляться взаимодействие всех участников воспитательного процесса: детей, родителей и педагогического коллектива.
Выбор темы мини-музея происходит исходя из интересов детей, инициативы педагога, умеющего увлечь и заинтересовать своих воспитанников, часто музей появляется в группе как результат реализации одноименного проекта, как получилось в нашем случае.
Месторасположение мини-музеев определяли с учётом интерактивности и полифункциональности музейного пространства, психологической комфортности и безопасности деятельности. Народная мудрость гласит: «Кто хочет-ищет возможности, кто не хочет- ищет причины». Даже в самых стесненных условиях при желании можно найти уголок для небольшой экспозиции. Даже картонная ширма –раскладушка, расположенная в раздевалке поможет выделить место для маленького передвижного музея.
Размещение музея в групповом помещении позволяет выстраивать материал музея постепенно, по мере получения новой информации. Воспитатель имеет возможность обратиться к материалам музея, а дети группы по желанию рассматривать экспонаты, обсуждать их особенности, задавать вопросы педагогу, использовать некоторые экспонаты для режиссерских игр, пользоваться дидактическими играми и проводить самостоятельные исследования за экспериментальным столиком.
Если позволяет площадь раздевалки, то музей можно разместить и там. Это дает возможность более тесного общения с родителями. Залы и студии дополнительного образования также идеально подходят для мини-музеев. Но чтобы привлечь внимание детей и не сливался с общим фоном, необходимо педагогу проявить искусство дизайнера.
Внимание детей дошкольного возраста еще недостаточно сформировано. Оно отличается кратковременностью, неустойчивостью. Поэтому эффективность всей работы в мини-музее будет в немалой степени зависеть и от того, насколько удачно расположены экспонаты, от степени их привлекательности для ребенка. Наиболее оптимальным является вариант размещения экспонатов на разных уровнях: вертикальном и горизонтальном. Решить эту задачу помогут стеллажи и настенные полочки, ширмы, стенды, столики разной величины, тумбы.
Расположение всех экспонатов только в одной горизонтальной плоскости, например на детском столике, нецелесообразно. В одной плоскости лучше всего смотрятся коллекции, то есть предметы одного наименования. Например, размещенная таким образом коллекция часов даст представление об их разнообразии. В мини – музее может быть представлена какая- нибудь коллекция, но все же его основная задача - показать объект с разных сторон отразить его взаимосвязи с другими объектами. Во-вторых, в горизонтальной плоскости сложно объединить экспонаты по темам и разделить их визуально. Освоение вертикали может быть осуществлено следующим образом:
-размещение материала на настенных полочках;
-использование ширм.
-использование стендов;
-использование мобиле;
Привлечение родителей
Организуя работу по привлечению родителей к подбору экспонатов мини-музеев, мы опирались на следующие принципы:
-партнерство родителей и педагогов;
-единое понимание педагогами и родителями целей и задач музейной педагогики;
-помощь, уважение и доверие со стороны родителей.
В процессе работы родители постепенно, становились активными участниками создания мини-музеев в группах. Совместно с мамой и папой дети подбирали экспонаты, изготавливали их своими руками (поделки из брошенных вещей), оформляли экспозиции, что способствовало стимулированию познавательной активности детей, сблизило родителей и детей, сделало их настоящими партнерами.
Третий этап, деятельностный - «Функционирование мини-музеев».
В настоящих музеях трогать руками большинство экспонатов нельзя, а вот в наших мини-музеях не только можно, но и нужно! Здесь уместно процитировать слова выдающегося швейцарского педагога Иоганна Генриха Песталоцци: «В процессе обучения должны быть задействованы ум, сердце и руки ребенка». Мы придаем особое значение такой педагогической возможности мини-музея как максимальное и системное использование принципа наглядности, о котором упоминалось выше, а именно - демонстрация экспонатов, возможность к ним прикоснуться. В обычном музее ребенок - лишь пассивный созерцатель, а здесь он - соавтор, творец экспозиции, участник творческого процесса. Ведь каждый ребенок пополнял экспозиции своими творческими работами, изготовленными на занятиях и в свободной деятельности. Причем не только он сам, но и его папа, мама, бабушка и дедушка. Мини-музей - результат общения, совместной работы воспитателя, детей и их семей. Залог хорошего мини-музея в детском саду - его интерактивность. Если детям разрешают потрогать, понюхать, поиграть, рассмотреть вблизи настоящую медаль - они чувствуют себя причастными к процессу и начинают интересоваться историей создания экспоната, легче усваивают материал. Мини-музеи стали неотъемлемой частью воспитания творческой личности и мы уверены, что ребенок покидает музей с ощущением уверенности подъема «еще на одну ступеньку»
2 . Теоретическая база опыта.
Музейная педагогика
Понятие "музейная педагогика", появившееся в начале 1980-х гг., заимствовано из немецкой терминологии. Современная музейная педагогика развивается в русле проблем музейной коммуникации и направлена на решение задач нравственно-патриотического воспитания и активизации творческих способностей личности.
Активное использование музейной педагогики в образовательном процессе помогает приобщать детей к истокам народной и национальной культуры, способствует сохранению народных традиций, воспитанию чувства патриотизма и духовности. Знакомство с музеем позволяет развивать у дошкольников способности к эстетическому созерцанию и сопереживанию, формировать уважение к другим культурам, потребность и способность самостоятельно осваивать окружающий мир. Музейная педагогика в детском саду является одним из компонентов подготовки ребенка к дальнейшему обучению в школе.
Так с какого же возраста начинать приобщение ребенка к музею? На этот вопрос можно ответить по-разному. Дошкольную ступень образования можно рассматривать как подготовительный этап для музейной педагогики. В процессе познавательной и игровой деятельности в детском саду ребенок знакомится с таким важным явлением культурной жизни общества, как музей.
Ведущим методом в работе с детьми дошкольного возраста является игра. Именно в игре, моделируя разнообразные ситуации, ребенок познает окружающий мир, овладевает необходимыми навыками, приобретает собственный опыт. Воображение и фантазия, максимально развитые в детском возрасте, помогают ребенку проникнуться духом того или иного исторического времени, а значит, осваивать, преобразовывать и присваивать накопленные историко-культурные ценности.
Формами музейной педагогики является картинная галерея, экспозиции фотографий, репродукции картин и детские творческие работы, создание коллекций.
Музей–место, где хранятся и экспонируются предметы культуры, быта, истории, искусств. Это место, куда приходят люди, чтобы увидеть, узнать что-то редкое, то, чего не увидишь каждый. Это хранилище человеческой памяти. В музей люди приходят, чтобы прикоснуться к чему-то святому, чему-то дорогому, к тому, что хочется запомнить. В музее всё особенное: и экспонаты, и обстановка. И вести себя нужно не так, как можно вести себя на улице или дома. К сожалению, дошкольник, не часто ходит в музеи. И тем самым лишается возможности приобщаться к этой стороне культуры народа. А что если музей «принести» ребёнку, поместить его в стенах дошкольного учреждения? Но такой музей должен обязательно обладать целым рядом особенностей, чтобы стать интересным и приятным для него.
В музее, прежде всего, следует собрать экспонаты, которые позволят ребёнку больше узнать о своём и других народах, их быте, искусстве, народном творчестве, костюмах, игрушках, орудиях труда, о природе и достопримечательностях. Предлагая ребёнку такие экспонаты, мы стремимся развивать в нём познавательные интересы, социальные чувства и на их основе закладывать основы патриотизма и толерантного отношения к людям других национальностей.
Второй особенностью музеев в дошкольном учреждении является то, что каждый экспонат музея доступен ребёнку. Он может его не только рассматривать, но и трогать. Дошкольнику свойственно познавать мир посредством органов чувств. Ему недостаточно лишь увидеть что-то глазами, он больше и лучше запоминает, когда дотронется до вещи, возьмёт её в руки, может быть, подвигается с нею. Увеличивается полнота восприятия, прочность запоминания. Поэтому, приходя в музей, дети, конечно, с помощью воспитателя имеют возможность взять с полки заинтересовавший их предмет и рассмотреть его и даже поиграть.
Все названные особенности делают музей своим для ребёнка. Музейная педагогика предполагает наличие исследовательской и проектной деятельности с детьми. В музейной педагогике важно дать детям представление о том, что процесс становления и развития окружающего мира сложен и длителен, но не менее сложен и интересен путь его познания Музей, хранитель подлинных свидетельств прошлого, - по-прежнему остается уникальным, незаменимым проводником в мир истории и культуры, а музейная педагогика со своими методами и средствами способна усилить воздействие музея на любознательную душу ребенка.
Работа в музее строится по общепринятым принципам:
1. Наглядности. При подборе коллекции учитывается прежде всего образовательная функция. Коллекция музея должна содержать большой наглядный и практический материал.
2. Природосообразности - мини-музей должен учитывать психофизиологические особенности детей разного возраста и предусматривать условия для раскрытия творческого потенциала каждого ребенка;
3. Интеграции - мини-музей должен учитывать содержание образовательной программы ДОУ и помогать в реализации ее общих задач и задач отдельных образовательных областей, в частности
4. Научности - представленные экспонаты должны достоверно отражать тематику мини-музея, объяснять различные процессы и явления в рамках выбранной темы научным и в то же время доступным для ребенка языком;.
5. Интерактивности, позволяющий детям на основе чувственных восприятий обогащать личный опыт.
6. Мобильности. Композиции музея составлены таким образом, чтобы при необходимости они могли использоваться мобильно (например, выносится в отдельные группы в «музейном сундучке»)
7. Доступности. Все экспонаты должны быть доступными для посетителей.
8. Гуманизма (экспонаты должны вызывать бережное отношение к природе вещей).
9. Регионального компонента - мини-музей должен предусматривать организацию работы с детьми по ознакомлению с культурным наследием их региона, а также культурой других народов, что способствует развитию толерантности и формированию чувства патриотизма.
3. Технология опыта
Цель создания мини-музея - совершенствование гражданско-патриотического воспитания дошкольников через ознакомление с русским самобытным искусством – народными промыслами
Задачи мини-музея
знакомство дошкольников с музеем и его значением, с самыми основными музееведческими терминами;
развитие начальных навыков восприятия музейного языка;
формирование чувства истории, чувства времени, ощущение неразрывной связи прошлого с настоящим и будущим;
формирование нравственных ориентиров у воспитанников, чувства гордости за Тульский край;
повышение роли музеев в образовании и воспитании подрастающего поколения;
ознакомление с русскими народными промыслами, историей их возникновения,
воспитание уважения к людям труда, восхищения их творчеством;
воспитание патриотических чувств, любви к родному краю и желания познавать культуру Тульского края (через народные промыслы);
развитие творческого мышления, воображения, фантазии;
повышение профессионального уровня педагогов через обучающие семинары, взаимопосещения, обмен опытом, индивидуальное консультирование.
4. Реализация опыта
Обязательные условия для создания мини-музея:
- музейный актив из числа педагогов, родителей, воспитанников;
- собранные и зарегистрированные в книге поступлений музейные предметы, помещения и оборудование для хранения музейных предметов;
- музейная экспозиция;
- положение о мини – музее, утвержденное руководителем образовательного учреждения.
Обязательными документами при открытии мини-музея являются: паспорт, инвентарная книга основного фонда, инвентарная книга других фондов (научно-вспомогательного, обменного, временного хранения, интерактивного), журнал учета работы (статистика по мероприятиям, проводимым на базе мини-музея, количественные характеристики участников, наименование, виды, формы мероприятий и прочие); план работы.
Решение об открытии мини-музея утверждается приказом заведующего ДОУ. Назначается руководитель мини-музея, утверждается график работы и Совет мини-музея.
Обязанности руководителя мини-музея
Руководство работой музея осуществляется воспитателем-
ответственным организатором,
Руководитель мини-музея обязан:
- Принимать экспонаты, обеспечивать их сохранность, учитывать в каталоге
- Изучать педагогическую, краеведческую, художественно-историческую
литературу
- Планировать мероприятия (экскурсии, занятия, беседы, досуги,
развлечения и др.) с детьми, педагогами и родителями воспитанников
- Проводить методическую и просветительскую работу с педагогами и
родителями
- Оказывать содействие педагогам в использовании экспонатов мини-музея
в образовательном процессе
-Вести учёт и обеспечивать сохранность экспонатов.
Все экспонаты учитываются в инвентарных книгах основного и временного фонда.
Тематическая экспозиция мини-музея « Народные промыслы» состоит из 7 разделов -
1.Филимоновская игрушка
2.Дымковская игрушка
3. Русская матрешка
4. Золотая Хохлома
5.Гжельская керамика
6.Городецкие узоры
7.Секреты тульских мастеров
Формы работы в мини-музее «Народные промыслы»
Занятия, проводимые в мини-музее, закладывают основы гуманизма, предоставляют дошкольникам возможность прикоснуться к истории народных промыслов, родного города, края, оказывают помощь в процессе формирования уважительного отношения между родителями и детьми, способствуют сближению детского сада и семьи.
Необходимо помнить, что мини-музеи не всегда приспособлены к проведению полноценных занятий. Длительное стояние на одном месте и недостаток пространства могут свести на нет самый увлекательный рассказ педагога.
Иногда целесообразно разбить всю информацию на несколько подтем и проводить беседы- пятиминутки. Но если педагог удерживает внимание детей в достаточной мере, то за один подход можно рассмотреть сразу несколько тем.
В мини – музее в уголке самостоятельной деятельности детям предоставляется возможность самостоятельной деятельности. Желательно подобрать такие упражнения, чтобы дети сами могли догадаться, какое именно задание нужно выполнить.
Важная особенность мини-музеев в ДОУ - участие в их создании детей и родителей. Дошкольники чувствуют свою причастность к общему делу. В настоящих музеях трогать ничего нельзя, а в мини-музеях не только можно, но и нужно. Их удобно посещать каждый день, можно самостоятельно менять, переставлять экспонаты, брать их в руки и рассматривать. В обычном музее ребенок - лишь пассивный созерцатель, а здесь он - соавтор, творец экспозиции. Причем не только он сам, но и его папа, мама, бабушка и дедушка. Каждый мини-музей - результат общения, совместной работы воспитателя, детей и их семей.
Важное место в работе мини-музея отводится обзорным и тематическим экскурсиям, познавательным беседам и мероприятиям, организации выставок. Большое внимание уделяется подготовке юных экскурсоводов из старших дошкольных групп, которые с помощью педагогов проводят экскурсии по музею для родителей и детей младшего дошкольного возраста. Такая работа помогает решить следующие задачи:
выявление творческих способностей детей;
расширение представлений о содержании музейной культуры;
развитие начальных навыков восприятия музейного языка;
создание условий для творческого общения и сотрудничества.

Родители и дошкольники пробуют себя в роли дизайнеров, художников, экскурсоводов. Но прежде чем "погружать" детей в мир культуры и искусства, педагоги знакомят их с профессиями музейных работников, назначением экскурсий. Дети смогли усвоить правила поведения в общественных местах, почувствовать интеллектуальные, эмоциональные и эстетические переживания, подготовиться и морально настроиться на работу по организации своего мини-музея.
В ходе практического этапа реализации проекта педагоги разработали перспективный план работы с детьми и родителями.
При проведении экскурсий мы стараемся строить познавательный процесс
в следующей логической последовательности: «от простого - к сложному
и неизведанному».
«Простое» – информативная часть, которая преподносится, в готовом виде экскурсоводом или додумывается детьми на основе ранее полученных знаний;
«Сложное» – предполагает участие детей в проблемно- поисковой деятельности;
«Неизведанное» – в эту часть включается материал, который основывается на гипотезах, легендах, и требует дальнейшего осмысления и изучения.
Нам представляется, что именно включение этой части, заставляет детей воспринимать тему, как нечто личное, затрагивает естественное желание каждого ребёнка к разгадыванию загадок, их тягу к необычному и интерес к необъяснимому.
Для детей младшего дошкольного возраста целесообразно постепенное введение в мир музея. Мы считаем, что первую экскурсию в музей, непосредственное знакомство с понятием «Музей», с правилами поведения в музее лучше проводить в средней группе. До этого необходимо так построить работу в «предмузейном периоде» с детьми младших и средних групп, чтобы часть экспонатов стала им хорошо знакома. Тогда первое посещение музея для них и станет во многом «встречей со старыми знакомыми».
Первые знакомства с предметами обихода русских людей, изделиями народно-прикладного творчества, разумнее всего проводить в форме комплексных занятий, расширяя и обобщая познания детей и в различных видах деятельности: ознакомление с окружающим миром, музыкальное развитие, детская художественная литература, развитие речи, математика.
Ещё один наиболее эффективный подход в «предмузейном» периоде - это «истории с продолжением», когда после полученной информации, дети включаются в продуктивную деятельность. Например, после знакомства с глиняной игрушкой дошкольники сами «превращаются» в настоящих русских умельцев и изготавливают игрушки из глины.
Содержание экскурсий для старших дошкольников претерпевает изменения: усложняются задачи, формы и методы. Информационная часть (преподносимая экскурсоводом) становится значительно короче и состоит только из фактов абсолютно новых для детей. Основанная часть экскурсии строится на диалогическом взаимодействии взрослых и детей.
Дети постоянно включаются в работу: анализируют, экспериментируют, высказывают гипотезы. В конце экскурсий юные посетители всегда имеют возможность индивидуально рассмотреть те экспонаты, которые вызвали их особый интерес, задать вопросы взрослым.
Дети старшего дошкольного возраста уже готовы к знакомству с миром музея.
Задача воспитателя, не только познакомить детей с правилами поведения в музее, но и учить их «общаться» с музейными экспонатами, внимательно слушать рассказ экскурсовода, задавать вопросы, обращать внимание на мельчайшие детали, уметь выделять главное, анализировать и сравнивать. А также бережно относится к музейным экспонатам, видеть их уникальность и красоту, уважительно относится к историческому и культурному наследию страны.
На данном этапе необходимо подчеркнуть для детей разницу между музеями в ДОУ и «взрослыми» музеями, куда они в ближайшее время отправятся с родителями. Если в детском саду посетители могут взять в руки отдельные экспонаты, рассмотреть их, исследовать, то в музеях города это чаще всего сделать невозможно.
Большое значение имеет активное включение детей в формулировании основных правил для посетителей музея в детском саду. Только при условии личной заинтересованности каждого ребёнка эти правила будут естественно принятыми,а не навязанными.
Правила поведения в музее
1. Не перебивать экскурсовода и задавать свои вопросы только по окончанию экскурсии.
2. Можно брать в руки отдельные предметы с разрешения экскурсовода.
3.Стараться рассмотреть даже мелкие детали.
4.Запомнить как можно больше интересного, чтобы потом рассказать об увиденном своим родным и друзьям, нарисовать интересные рисунки.
Возможно в стихах:
Мы пришли в музей и вот
Встретил нас ЭКСКУРСОВОД.
Он здесь – главный - помни это
и прислушайся к совету:
Экскурсовода не перебивай,
От своей группы не отставай.
Вопросы задавай не сразу,
а дождись конца рассказа.
Не все экспонаты трогай руками,
а смотри на некоторые глазами.
Постарайся по больше узнать,
чтоб другим про музей рассказать.
Рекомендации по организации мини-музея в ДОУ
Организация размещения музея
1.Если вы вынуждены ограничиваться небольшим помещением для создания музея, то:
- стройте работу с детьми по подгруппам – не более 10 человек, чтобы экспонаты были доступны для обзора каждого посетителя.
- тщательно продумайте мини – зоны, которые соответствуют содержанию музея и формату имеющейся площади;
- заранее планируйте порядок сменяемости экспонатов музея и варианты их хранения вне музея (в так называемых «запасниках»)
2. Не перегружайте помещение музея витринами и стендами, оставьте место для музейного экспериментирования и организации тематических выставок для интерактивной работы с детьми.
3. Заранее продумайте освещение музея. Лучше всего дополнительно использовать элементы подсветки выставочных шкафов.
4. Не перегружайте помещение музея цветовыми оттенками. Пусть всё внимание будет обращено на экспозицию, а цвет стен и пола целесообразно выдержать в лаконичной гамме. На окна лучше всего подойдут жалюзи – они не отягощают пространства.
Продумывая содержание:
1. Заранее подбирайте разнообразные музейные экспонаты и их количество. Например: для проведения выездной экспозиции «музейного сундучка» может понадобиться несколько предметов одного назначения. В этом случае они не все выставляются витринах, а приобретаются впрок и до времени хранятся в «запасниках».
2. Определяя тематику экспозиций, придерживайтесь правила «постепенной смены»: что-то для детей остаётся знакомым, а что-то новое вносится поэтапно.
3. Если вы на начальном этапе и не имеете разнообразие материала – ни в коем случае не выставляйте его весь. Главная задача музея в дошкольном учреждении постоянно поддерживать к нему живой интерес воспитанников и не допускать скучного однообразия.
4. Обязательно выстройте перспективу работы музея. Не гонитесь за активным обновлением материалов. Отдельные темы и экспонаты будут присутствовать в вашем музее с определённой цикличностью. Это связано с особенностями воспитательного процесса ДОУ: знакомство с отдельными темами проходят у дошкольников поэтапно, с добавлениями и усложнением в зависимости от возраста.
Мини-музеи стали неотъемлемой частью воспитания творческой личности и мы уверены, что ребенок покидает музей с ощущением уверенности подъема «еще на одну ступеньку»
СПИСОК литературы по созданию музеев в детском саду
1. Пантелеева Л.В. «Музей и дети», Изд. дом «Карапуз», Москва 2000г.
2. «Музейная педагогика», под редакцией А.Н.Морозовой,О.В.Мельниковой, Творческий центр, Москва, 2008г.
3.О.Л.Князева, М.Д. Маханева, «Приобщение детей к истокам русской
народной культуры», Санкт – Петербург, Изд. «Детство – Пресс», 2008г.
4. Н.А.Рыжова Л.В., Логинова, А.И. Данюкова «Мини-музей в детском саду», Москва, «Линнка-Пресс», 2008 г.



Разное