Конспект по обществознанию "деятельность – способ существования людей" (10 класс). Понятие деятельности. Деятельность как способ человеческого бытия


Различия между деятельностью человека и поведением животного Человек Не только приспособление, но и преобразование природной и социальной среды. Не только приспособление, но и преобразование природной и социальной среды. Не только целесообразность, но и целеполагание, способность выходить за рамки опыта. Не только целесообразность, но и целеполагание, способность выходить за рамки опыта. Другие живые существа Приспособление к существующим природным условиям. Приспособление к существующим природным условиям. Целесообразное поведение, направляемое инстинктом. Целесообразное поведение, направляемое инстинктом.


Деятельность - способ отношения человека к внешнему миру, характерный только для людей. Основное содержание деятельности состоит в изменении и преобразовании мира, создании того, чего нет в природе. Деятельность человека проявляется в различных сферах и имеет разнообразный характер. Она является непременным условием существования и развития человека и общества.








Цель – т о, к чему стремятся. Осознанный образ предвосхищаемого результата. Желание достигнуть цели предопределяет выбор соответствующих средств и последовательность специфических действий для её достижения. Желание достигнуть цели предопределяет выбор соответствующих средств и последовательность специфических действий для её достижения.


Средства достижения цели – приёмы, способы действий, деньги, орудия, предметы, приспособления для осуществления деятельности. Чем шире набор средств, которыми владеет субъект деятельности, тем больше возможностей осуществить эту деятельность, выбирая подходящие средства. Чем шире набор средств, которыми владеет субъект деятельности, тем больше возможностей осуществить эту деятельность, выбирая подходящие средства.


Действия, направленные на достижение цели – внешнее проявление волевого усилия, которое противополагается страдательному и безразличному состоянию. М.Вебер разделил действия на 4 группы: -Целерациональное действие (рационально поставленная, продуманная цель); -Ценностно-рациональное действие (осознанное определение своей направленности); -Аффективное действие (обусловлено эмоциональным состоянием индивида); -Традиционное действие (основано на длительной привычке).


Результат деятельности не всегда соответствует цели Причины: -Заведомо недостижимая цель; -Недостаточный учёт внешних условий деятельности, возможных препятствий, трудностей; -Неверный выбор средств достижения цели; -Неумелое осуществление необходимых для достижения цели действий.






Пирамида Маслоу Группы потребностей: -Физиологические (пища, дыхание, жилище, одежда); -Экзистенциальные (безопасность, комфорт, занятость); -Социальные (общение, привязанности, совместная деятельность); -Престижные (самоуважение, признание, служебный рост); -Духовные (самовыражение). Физиологические и экзистенциальные – первичны (врожденные), социальные, престижные и духовные – вторичны (приобретенные).












4 группы действий в зависимости от мотивов (Макс Вебер) 1. Целерациональное действие – рационально поставленная и продуманная цель. 1. Целерациональное действие – рационально поставленная и продуманная цель. Ценностно-рациональное действие – осознанное определение направленности и последовательно планируемая ориентация н действие. Ценностно-рациональное действие – осознанное определение направленности и последовательно планируемая ориентация н действие. Аффективное действие – эмоциональное состояние индивида. Аффективное действие – эмоциональное состояние индивида. Традиционное действие – основано на длительной привычке Традиционное действие – основано на длительной привычке


Деятельность включает в себя Сознательное – Сознательное – осмысленность объективного мира и своего собственного бытия, определяющая и регулирующая деятельность. осмысленность объективного мира и своего собственного бытия, определяющая и регулирующая деятельность. Бессознательное – действие, совершаемое автоматически, рефлекторно, не осознаваемое субъектом. Бессознательное – действие, совершаемое автоматически, рефлекторно, не осознаваемое субъектом.




Классификация деятельности: Практическая – Практическая – направлена на преобразование реальных объектов природы и общества. направлена на преобразование реальных объектов природы и общества. -Материально- производственная (преобразование природы) - Социально-преобразовательная (преобразование общества) Духовная – Духовная – направлена на изменение сознания людей. - Познавательная (отражение действительности в художественной и научной форме, в мифах и религиозных учениях) - Ценностно-ориентировочная (определение отношения людей к явлениям окружающего мира, формирование мировоззрения) - Прогностическая деятельность (планирование или предвидение возможных изменений действительности)




Творческая деятельность - деятельность, порождающая нечто качественно новое (новая цель, новый результат, новые средства достижения результатов). деятельность, порождающая нечто качественно новое (новая цель, новый результат, новые средства достижения результатов). Механизмы творческой деятельности: воображение, воображение, фантазия – отражение в сознании человека явлений действительности в новых, необычных, неожиданных сочетаниях и связях. фантазия – отражение в сознании человека явлений действительности в новых, необычных, неожиданных сочетаниях и связях. интуиция – знание, условия получения которого, не осознаются. В интуиции проявляется бессознательное в деятельности человека. Но интуитивное в творчестве связано с сознательными усилиями. интуиция – знание, условия получения которого, не осознаются. В интуиции проявляется бессознательное в деятельности человека. Но интуитивное в творчестве связано с сознательными усилиями.




Игра - осмысленная деятельность, совокупность осмысленных действий, объединенных единством мотива. осмысленная деятельность, совокупность осмысленных действий, объединенных единством мотива. Ориентирована не только на результат, но и на сам процесс. Особенностью является двуплановость: с одной стороны – реальное действие, с другой – условность, действие в воображаемой обстановке




Виды общения: общение между реальными субъектами (между двумя людьми) общение между реальными субъектами (между двумя людьми) общение между реальным субъектом и иллюзорным партнером (между человеком и животным) общение между реальным субъектом и иллюзорным партнером (между человеком и животным) общение реального субъекта с воображаемым партнером (человек со своим внутренним голосом) общение реального субъекта с воображаемым партнером (человек со своим внутренним голосом) общение воображаемых партнеров (общение литературных персонажей). общение воображаемых партнеров (общение литературных персонажей).




Необходимо уметь отличать общение от коммуникации. Коммуникация – процесс взаимодействия между двумя или более субъектами с целью передачи некоторой информации. Передача информации происходит только в направлении одного из субъектов и обратная связь между субъектами отсутствует. Коммуникация – процесс взаимодействия между двумя или более субъектами с целью передачи некоторой информации. Передача информации происходит только в направлении одного из субъектов и обратная связь между субъектами отсутствует.


Понятия темы, которые необходимо запомнить: Деятельность Духовная деятельность Игра Интересы Интуиция Коммуникация Мотивы Общение Объект деятельности Потребности Практическая деятельность Социальные установки Субъект деятельности Творческая деятельность Трудовая деятельность Убеждения Фантазия

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

2 слайд

Описание слайда:

План урока 1. Сущность и структура деятельности 2. Потребности и интересы 3. Многообразие видов деятельности 4. Творческая деятельность

3 слайд

Описание слайда:

Все живые существа взаимодействуют с окружающей средой животные приспосабливаются к окружающей среде, они используют то, что дала им природа Человек преобразует существующую природу, творит «вторую природу» поведение целесообразно но инстинкт разумное преобразование целеполагание деятельность

4 слайд

Описание слайда:

Деятельность – форма существования человеческого общества; проявление активности субъекта, выражающаяся в целесообразном изменении окружающего мира, а так же преобразовании человеком самого себя Деятельность – форма психической активности субъекта, заключающаяся в мотивационном достижении сознательно поставленной цели познания или преобразовании объекта что объединяет эти два понятия? активность субъекта в целесообразном преобразовании окружающего мира

5 слайд

Описание слайда:

Структура деятельности субъект деятельности тот кто осуществляет деятельность человек группа людей организация государственный орган объект деятельности на что направлена деятельность природные материалы различные предметы сферы или области жизни человек

6 слайд

Описание слайда:

цель средства результат осознанный образ предвосхищаемого результата, на достижение которого направлена деятельность должна соответствовать реальности то что помогает достичь цели, могут быть материальными (природные материалы и инструменты) и духовными (знания) что значит средства должны соответствовать цели? это оценка достижения цели деятельности: достигнуто ли то, что намечалось? цель и результат могут не совпадать между собой

7 слайд

Описание слайда:

Деятельность состоит из действий Каждое действие также имеет свою психологическую структуру: цель действия, мотивы, операции и психические акты, конечный результат Причины несовпадения цели и результата выдвижение заведомо недостижимой цели выбор не вполне соответствующих цели средств выдвижение заведомо недостижимой цели отсутствие необходимых умений проявление недобросовестности непредвиденное изменение условий, в которых протекала деятельность

8 слайд

Описание слайда:

Что движет человеческой деятельностью? Прочитайте п. 2 стр. 171 Что такое «мотив»? Что может выступать в роли мотивов? Что такое потребности? На какие большие группы разделили потребности авторы учебника? Какие их них вам кажутся наиболее важными? Какую шкалу потребностей разработал А.Маслоу Что такое социальные установки? Приведите примеры? Что такое «убеждения»? Какую роль они играют в деятельности человека? Что такое интересы, как они формируются, от чего зависят? Что такое «идеал»? Чем различаются понятия «сознательная деятельность» и «бессознательное»

9 слайд

Описание слайда:

Мотивы - это психические явления, ставшие побуждениями выполнению того или иного действия, поступка. В обиходе часто не различают слова «мотив» и «стимул», но это разные понятия. Мотив - это любое психическое явление, ставшее побуждением к действию, поступку или деятельности. Стимул - это объективное явление, действующее на человека, (или животное) и вызывающее ответную реакцию. У человека стимул, отражаясь сознанием, становится мотивом, причем им может стать и стимул, давно воспринятый и сохраненный памятью. Но самое существенное то, что мотив - отражение стимула, переработанное личностью. Один и тот же стимул у разных личностей может быть отражен как неодинаковые мотивы. Обычно действие, поступок и тем более поведение вызывается не одним, а совокупностью различных мотивов, сопутствующих какому-то доминирующему мотиву. Мотивы бывают как быстропроходящие, так и очень стойкие. У человека могут быть немотивированные, так называемые импульсивные, подчас даже неосознанные действия, но деятельность и поступки его всегда мотивированы.

10 слайд

Описание слайда:

Основные виды деятельности Игра Учение Труд Общение имитация действительности, важен не результат, а процесс приобретение знаний и способов действий достижение практического результата это вид деятельности, при котором происходит обмен эмоциями и идеями, чувствами, переживаниями

11 слайд

Описание слайда:

Творчество – высший вид деятельности людей, которая рождает совершенно новое, никогда ранее не существующее Механизмы творческой деятельности Воображение – создание нового образа на основе прошлого опыта Фантазия – воображение, характеризующееся особой силой, яркостью и необычностью Интуиция – знание, условия получения которого не осознаются

12 слайд

Архипова Светлана М-10-1

Пока живет человек, он постоянно чем-то занимается. В процессе деятельности человек создает для себя необходимые условия (пищу, жилье и т.д.), удовлетворяет духовные потребности (занятия музыкой, наукой и т.д.) и еще занимается самосовершенствованием (укрепляет свой характер, силу воли). Так что же такое деятельность? Деятельность – мотивированный процесс использования различных средств для достижения цели.

Деятельность человека осуществляется ради удовлетворения собственных потребностей. Возникает вопрос, что же такое потребность? Потребность – нужда в чем либо, необходимом для поддержания жизнедеятельности индивида. Потребности можно разделить на 3 группы:

Естественные потребности – потребности человека в том, что нужно для его существования, развития, воспроизводства. Каждый человек нуждается в пище, воде, воздухе, отдыхе, сне и т.д.

Социальные потребности – потребности, которые связаны с определенными аспектами социального поведения (общение с людьми).

Идеальные потребности – это потребности, которые нужны человеку для духовного развития. Например: потребность познания окружающей среды или мира.

Исходя из этого, социальные, естественные и идеальные потребности человека взаимосвязаны. Например, утоляя голод, любой человек заботится о разнообразии блюд, чистой посуды.

Структура деятельности и ее мотивация . Мотивы делятся на субъект и объект деятельности. Субъект – это человек, группа людей, осуществляющие ту или иную деятельность. А объект – это то, на что направлена деятельность субъекта. Нужно учесть, что человек может быть и субъектом и объектом деятельности. Советский психолог А.Н. Леонтьев описал структуру человеческой деятельности, выделил в ней цель, средства, результат (продукт).

Любая деятельность человека определяется целями, которые он ставит. Цель – это конечный желаемый результат. К примеру, ученик хочет получить хорошую отметку за полугодие. Он будет выполнять все домашние задания, будет отвечать на уроке, следовательно, будет идти к своей цели.

А чтобы достичь желаемого результата могут помочь определенные средства деятельности. Это определенные методические пособия, таблички, карты и т.д. – все это помогает человеку усвоению знаний и определённых умений.

Во время деятельности также возникают результаты (продукты) деятельности. В результате деятельности осуществляется поставленная цель.

Любая деятельность человека основывается на целях, которые он перед собой ставит. Но почему человек выдвигает необходимую ему цель? Потому что его побуждают к этому мотивы. Мотив обычно сравнивают с желанием. Какие-либо человеческие желания заставляют человека что-то делать. В мотивах деятельности человека выражаются его интересы, потребности, идеалы. Именно мотивы привносят смысл деятельности человека.

Многообразие деятельности. Деятельность делится на духовную и практическую. Практическая деятельность сконцентрирована на преобразование объекта, а духовная деятельность на преобразование внутреннего мира, сознания людей.

Многообразие деятельности зависит от многообразия потребностей. К примеру, наши родители каждый день ходят на работу, чтобы заработать деньги на удовлетворение потребностей. Различают деятельность внутреннюю (умственную) и внешнюю. Внешняя деятельность – физическая активность человека. Деятельность так же может быть коллективной, массовой, индивидуальной, однообразной, шаблонной и монотонной - осуществляется в связи с социальными формами объединения людей. С исторической точки зрения деятельность может быть моральной, аморальной, законной и не законной . Для политической сферы свойственны государственная, военная, международная деятельности , а для духовной сферы – научная, досуговая, образовательная деятельности. Деятельность может носить сознательный, продуктивный, преобразующий и общественный характер. А также деятельность состоит из труда, учёбы, игровой и творческой деятельности . (Пример: мы учимся в школе для того, чтобы поступить в университет).

Деятельность - это присущая только человеку форма взаимодействия с окружающим миром. Пока человег живет, он постоянно действует, что-то делает, чем-то занят. В процессе деятельности человек познает мир, создает необходимые для собственного существования условия (пищу,одежду, жилье и др.), удовлетворяет свои духовные потребности (например, занимаясь наукой, литературой , музыкой, живописью), а также занимается самосовершенствованием (укрепляя волю, характер, развивая свои способности).

В ходе человеческой деятельности происходит изменение и преобразование мира в интересах людей, создание тoгo, чего нет в природе. Деятельности человека присущи такие черты, как coзнательность, продуктивность, преобразующий и общественный характер. Это именно те особенности, которые отличают человеческую деятельность от поведения животных. Кратко охарактеризуем эти отличия.

Во-первых, деятельность человека носит сознательный характер. Человек сознательно выдвигает цели своей деятельности и предвидит ее результат. вo-втopыx, деятельность носит продуктивный характер. Она направлена на получение результата, продукта. Таковыми, в частности, являются орудия труда, изготовленные и постоянно coвершенствуемые человеком. В этой связи говорят и об opyдийном характере деятельности, так как для ее осуществления человек создает и использует орудия. В-третьих, деятельность носит преобразующий характер: в ходе деятельности человек изменяет окружающий eгo мир и caмoгo себя - свои способности, привычки, личностные качества. В-четвертых, в деятельности человека проявляется ее общественный характер, так как в процессе деятельности человек, как правило, вступает в разнообразные отношения с другими людьми.

Деятельность человека осуществляется ради удовлетворения eгo потребностей.

Потребность - это переживаемая и осознаваемая человеком нужда в том, что необходимо для поддержания eгo организма и развития личности .

В современной науке применяются различные классификации потребностей. В самом общем виде их можно объединить в три группы.

Естественные потребности. По-другому их мoгyт нaзывать врожденными, биологическими, физиологическими, органическими, природными. Это потребности людей во всем том, что необходимо для их существования, развития и воспроизводства. К естественным относятся, например, потребности человека в пище, воздухе , воде, жилище, одежде, сне, отдыхе и т. п.

Социальные потребности. Они определяются принадлежностью человека к обществу. Социальными считаются потребности человека в трудовой деятельности, созидании, творчестве, социальной активности, общении с другими людьми, признании, достижениях, т. е. во всем том, что является продуктом общественной жизни.

Идеальные потребности. По- другому их называют дyховными или культурными. Это потребности людей во всем том, что необходимо для их духовного развития. К идеальным относятся, например, потребности в самовыражении, в создании и освоении культурных ценностей, потребности познания человеком окружающего мира и cвoeгo места в нем, смысла cвoeгo существования.

Естественные социальные и идеальные потребности человека взаимосвязаны. Так, удовлетворение биологических нужд приобретает в человеке множество социальных граней. Например, утоляя голод, человек заботится об эстетике стола, разнообразии блюд, чистоте и красоте посуды, приятном обществе и т. п.

Описывая человеческие потребности, американский ученый-психолог Абрахам Маслоу (1908-1970) охарактеризовал человека как «желающее существо.), которое редко дoстигает состояния полного, завершенного удовлетворения. Если одна потребность удовлетворена, другая всплывает на поверхность и направляет внимание и усилия человека.

Эту же особенность человеческих потребностей подчеркнул и отечественный психолог С. Л. Рубинштейн (1889-1960), говоря о «ненасыщаемости.) потребностей, которые человек удовлетворяет в ходе своей деятельности.

Теория деятельности в отечественной науке разработана психологом А. Н. Леонтьевым (1903-1979). Он описал структуру человеческой деятельности, выделив в ней цель, средства и результат.

СТРУКТУРА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ЕЕ МОТИВАЦИЯ

Всякая деятельность человека определяется целями, которые он перед собой ставит. Мы уже говорили об этом, касаясь такой особенности человеческой деятельности, как ее сознательный характер. Цель - это осознанный образ предвосхищаемого результата, на достижение кoтopoгo нaправлена деятельность. Например, архитектор сначала мысленно представляет образ новoгo здания, а потом воплощает свой замысел в чертежах. Мысленный образ нoвoгo здания - предвосхищаемый результат.

Достичь желаемого результата помогают определенные средства деятельности. Так, в знакомой вам учебной деятельности средствами являются учебники и учебные пособия, карты, таблицы, макеты, приборы и т. п. Они помогают усвоению знаний и выработке необходимых учебных умений.

В ходе деятельности возникают определенные пpoдукты (результаты) деятельности. Таковыми являются материальные и духовные блага. формы общения людей, общественные условия и отношения, а также способности, умения , знания caмoгo человека. В результатах деятельности воплощается сознательно поставленная цель.

А почему человек выдвигает ту или иную цель? Eгo побуждают к этому мотивы. «Цель - это то, ради чего действует человек; мотив - это то, почему действует человeк»,- объяснял отечественный психолог В. А. Крутецкий.

Мотив - это побудительная причина деятельности. При этом одна и та же деятельность может быть вызвана различными мотивами. Например, ученики читают, т. е. они выполняют одну и ту же деятельность. Но один ученик может читать, испытывая потребность в знаниях. Другой - из-за желания порадовать родителей. Третьим движет желание получить хорошую оценку. Четвертый хочет caмoyтвердиться. В то же время один и тот же мотив может вecти к разной деятельности. Например, стремясь caмoyтвepдиться в своем коллективе, школьник может проявить себя в учебной, спортивной, общественной деятельности.

Обычно деятельность человека определяется не одним каким- либо мотивом и целью, а целой системой мотивов и целей. Имеет место сочетание, или, можно сказать, кoмпозиция, как целей, так и мотивов. И эту композицию нельзя свести ни к одному из них, ни к простой их сумме.

В мотивах деятельности человека проявляются eгo потребности, интересы, убеждения, идеалы. Именно мотивы придают человеческой деятельности смысл.

Любая деятельность предстает перед нами как цепь действий. Составную часть, или, другими словами, отдельный акт, деятельности называют действием. Например, учебная деятельность состоит из таких действий, как чтение учебной литературы, слушание объяснений учителей, конспектирование, про ведение лабораторных работ, выполнение упражнений, решение задач и т. п.

Если поставлена цель, мысленно представлены результаты, намечен порядок осуществления действий, выбраны средства и способы действия, то можно утверждать, что дeятельность осуществляется вполне осознанно. Однако в peальной жизни процесс деятельности выводит ее из берегов любых целей, намерений, побуждений. Рождающийся peзультат деятельности оказывается беднее или богаче нaчального замысла.

Под влиянием сильных чувств и других раздражителей человек способен на действия без достаточно осознанной цели. Такие действия называют малоосознанными или импульсивными действиями.

Деятельность людей всегда протекает на базе созданных ранее объективных предпосылок и определенных общественных отношений. Так, например, сельскохозяйственная деятельность во времена Древней Руси принципиально отличалась от современной сельскохозяйственной деятельности. Вспомните, кому принадлежала в те вpeмeна земля, кто и какими орудиями ее обрабатывал, от чего зависели урожаи, кому принадлежали сельскохозяйственные продукты, как происходило их перераспределение в обществе.

Обусловленность деятельности объективными общественными предпосылками свидетельствует о ее конкpeтноисторическом характере.

МНОГООБРА3ИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

В зависимости от многообразия потребностей человека и общества складывается и многообразие конкретных видов деятельности людей.

Исходя из различных оснований, выделяют различные виды деятельности. В зависимости от особенностей отношения человека к окружающему миру деятельность подразделяют на практическую и духовную. Практическая деятельность направлена на преобразование реальных объектов природы и общества . Духовная деятельность связана с изменением сознания людей.

Когда деятельность человека соотносят с ходом истории, С общественным прогрессом, то выделяют npoepeccивную или реакционную направленность деятельности, а тaкже созидательную или разрушительную. Опираясь на изученный в курсе истории материал, вы можете привести примеры событий, в которых проявлялись эти виды деятельности.

В зависимости от соответствия деятельности существующим обще культурным ценностям, социальным нормам определяют законную и незаконную, моральную и аморальную деятельность.

В связи с социальными формами объединения людей в целях осуществления деятельности выделяют коллективную, массовую, индивидуальную деятельность.

В зависимости от наличия или отсутствия новизны цeлей, результатов деятельности, способов ее осуществления различают однообразную, шаблонную. монотонную деятельность, которая выполняется cтpoгo по правилам, инструкциям, новое в такой деятельности сведено к минимуму, а чаще вceгo отсутствует полностью, и деятельность инновационную, изобретательскую, творческую. Словом «твоpчество» принято обозначать деятельность, порождающую нечто качественно новое, ранее неизвестное. Творческая дeятельность отличается неповторимостью, уникальностью, оригинальностью. Важно подчеркнуть, что элементы твоpчества мoгут найти место в любой деятельности. И чем мeнее она регламентирована правилами, инструкциями, тем больше в ней возможностей для творчества.

В зависимости от общественных сфер, в которых деятельность протекает, различают экономическую, политическую, социальную деятельность и др. Кроме тoгo, в каждой сфере жизни общества выделяют свойственные ей определенные виды человеческой деятельности. Например, экономической сфере свойственны производственная и потребительская деятельность. Для политической характерны гoсударственная, военная, международная деятельность. Для духовной сферы жизни общества - научная, образовательная, досуговая.

Рассматривая процесс становления человеческой личности, отечественная психология выделяет следующие ocновные виды деятельности людей. Во-первых, это иера: предметная, сюжетно-ролевая, интеллектуальная, спортивная. Игровая деятельность ориентирована не столько на конкретный результат, сколько на сам процесс игры - ее правила, ситуацию, воображаемую обстановку. Она готовит человека к творческой деятельности и жизни в обществе.

Вo-втopыx, это учение - деятельность, направленная на приобретение знаний и способов действий.

В-третьих, это труд - вид деятельности, направленный на достижение практически полезного результата.

Часто наряду с игрой, учением и трудом в качестве ocновнoгo вида деятельности людей выделяют общение - ycтановление и развитие взаимных отношений, контактов между людьми. Общение включает в себя обмен информацией, оценками, чувствами и конкретными действиями.

Изучая особенности проявления человеческой деятельности, выделяют внешнюю и внутреннюю деятельность. Внешняя деятельность проявляется в виде движений , мышечных усилий, действий с реальными предметами. Внyтренняя происходит посредством умственных действий. В ходе этой деятельности активность человека проявляется не в реальных движениях, а в идеальных моделях, coздаваемых в процессе мышления. Между этими двумя видами деятельности существует тесная связь и сложная зависимость. Внутренняя деятельность, образно выражаясь, планирует внешнюю. она возникает на основе внешней и через нее реализуется. это важно учитывать при paccмoтрении связи деятельности и сознания.

Человеческое общество отличается от всех природных образований тем, что обладает такой специфической формой взаимодействия с окружающим миром, как человеческая деятельность.

Деятельность – вид активности, направленный на такое изменение внешней среды, в результате которого получается нечто новое. Определение деятельности через новизну результата предполагает выделение соответствующей способности человека создавать новые материальные и духовные ценности, традиционно называемой творчеством .

В структуре деятельности различают субъект (действующее лицо или группа), действие, предмет (результат) деятельности, фиксирующий новое качество, форму, состояние, а также условия и средства деятельности. Любая деятельность всегда имеет определенную мотивацию, приводящую к принятию решения о действии с определенной целью и определенным образом. Мотивация и деятельность не могут проходить без выработанных ценностей и алгоритмов деятельности.

Принято условно различать три вида деятельности : практическую, познавательную и ценностную. На практике в каждом акте они, как правило, сочетаются.

Деятельность человека имеет принципиальное отличие от активности животных.

Активность животного обусловлена адаптационными биологическими закономерностями, ее цель – лишь приспособление к природным условиям. Целесообразная регуляция взаимоотношений животного с окружающей средой происходит на основе инстинктов и рефлексов.

Человеческая деятельность предполагает, во-первых, не только приспособление к среде, но и ее преобразование. Это практически-преобразовательная деятельность. Во-вторых, человек сам ставит цели деятельности, осуществляя самостоятельное целеполагание. Деятельность человека является не только целесообразной, но и целенаправленной. Это позволяет способностям человека выходить за рамки опыта. В-третьих, и это главное, человеческая деятельность предполагает наличие сознающего себя субъекта действия, противостоящего объекту и воздействующего на него.

Целенаправленность деятельности становится возможной, поскольку человек обладает сознанием, позволяющим намечать цель в виде идеального образа, проекта желаемого результата. Т. о., деятельность включает в себя две противоположные формы – идеальное и материальное преобразование объекта.

Существует несколько классификаций человеческой деятельности. Чаще всего используется разделение деятельности на

1) практическую и духовную деятельность или

2) продуктивную и репродуктивную деятельность.

Практическая деятельность – это предметное, непосредственное преобразование окружающей природы и социальной реальности, включая самого человека. Практическая деятельность подразделяется на материально-производственную (преобразование природы) и социально-организационную (преобразование общества). Духовная деятельность подразделяется на духовно-практическую (отражение мира в образной форме искусства, мифа, религии), духовно-теоретическую (в форме научных знаний) и ценностную (в форме идеологии и мировоззрения).

В качестве фундаментальных видов человеческой деятельности принято выделять игру, общение и труд. Специфика игры как вида деятельности заключается в том, что целью становится сам процесс, а не результат. Общени е предполагает обмен идеями и эмоциями. Причем, если этот обмен включает и обмен материальными предметами, то такая деятельность представляет собой коммуникацию . Труд определяется как социальная деятельность человека, т.е. способность преобразовывать среду существования. Сочетание этих видов деятельности порождает другие ее виды, например, образовательную, социально-преобразовательную и т.д.

Как?