Какое историческое событие описано в рассказе дракон. Евгений Замятин - "Дракон" (анализ произведения). Ну и что же – довел

1. Класс: 11

2. Предмет, тема урока: Литература, Урок развития критического мышления по рассказу Е. И Замятина «Дракон»

3. Этап обучения по данной теме (начальный, основной, завершающий): Основной

4. Цели:

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ЦЕЛЬ :

  1. обучить новому методу анализа текста;
  2. дать представление о творчестве Е.И.Замятина.

РАЗВИВАЮЩАЯ ЦЕЛЬ : развитие критического мышления;

  1. развивать умение внимательно читать и понимать текст;
  2. развивать умение обосновывать свою точку зрения.

ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ ЦЕЛЬ :

  1. воспитание доброты, чуткости, порядочности;
  2. воспитание интереса к предмету.

5. Тип урока: получения новых знаний.

6. Используемые приемы, методы, технологии обучения: метод читательского прогноза, технология критического мышления через чтение.

7. Используемые формы организации познавательной деятельности учащихся: фронтальная.

8. Оборудование и основные источники информации: проектор, экран, компьютер, Power Point презентация.

9. Прогнозируемый результат (формируемые компетентности):

1. Учебно - познавательные

  1. Формулирование целей своей деятельности на уроке.
  1. Умение анализировать, обобщать, формулировать выводы.

2. Коммуникативные

  1. Способность высказывать свою точку зрения.
  2. Способность слушать и понимать точку зрения собеседника.
  3. Способность вести дискуссию.

3. Информационные.

  1. Владение методом читательского прогноза при анализе текста.

4. Ценностно-смысловые

  1. Умение выбирать целевые и смысловые установки для своих действий и поступков.
  2. Умение принимать решения, основываясь на идеалах добра и справедливости.
  3. Умение формулировать собственные ценностные ориентиры.

5. Компетенции личностного самосовершенствования

  1. Уважительное отношение к чужой позиции.

10.Список использованной литературы:

1. Замятин Е.И. Мы. Рассказы // Эксмо. 2009.

2. Чураков Д.: Бунтующие пролетарии: Рабочий протест в Советской России //М. 2007.

3. Берлянд И. Е. Учебная деятельность в школе развивающего обучения и школе диалога культур// М. 2005.

ХОД УРОКА

Мотивация

Слово учителя :

Наверняка, каждый из Вас неоднократно слышал, что современному человеку очень важно уметь мыслить критически. Давайте попробуем объяснить, что подразумевается под выражением «критическое мышление».

Обсуждение.

Слайд 1

Слово учителя :

Итак, мы выяснили, что понятие «критическое мышление» включает: самостоятельность, аргументированность, направленность на поиски здравого смысла.

Обсуждение:

  1. Важны ли нам эти компоненты при анализе художественного текста, при чтении?
  2. Что они нам дают?

Целеполагание

Слово учителя :

Сегодня, на уроке, мы постараемся освоить такой прием критического осмысления текста, как читательский прогноз. Это и будет нашей целью.

Слайд 2.

Слово учителя

Читая, смотря фильм, следя за развитием каких-то событий, мы иногда говорим: “Этого я не ожидал!” Человек так уж устроен, что всегда стремится заглянуть вперёд, предугадать дальнейшее - словом, прогнозировать. Существует такое понятие, как читательский прогноз.

Сегодня у нас на уроке интереснейшая вещь - рассказ Евгения Замятина «Дракон». Запишем тему, исходя из цели и материала урока: «Критический анализ рассказа Замятина «Дракон».

Слайд 3.

И мы постоянно будем “отгадывать” - что же там будет дальше в рассказе?

Усвоение нового материала

Слово учителя:

Посмотрим на название и уже начнем отгадывать.

Слайд 4.

Обсуждение:

  1. Предположите, какими будут время, место действия и сюжет рассказа с таким названием.

Слово учителя:

Чтобы проследить, совпадут ли наши предположения с тем, что будет в тексте, по ходу занятия мы заполним таблицу. Перечертите ее в тетради.

Слайд 5.

Слово учителя:

Заполним своим прогнозом первую колонку, пишем кратко! Ну и начнем читать.

Чтение отрывка.

Слайд 6

“Люто замороженный Петербург горел и бредил. Было ясно: невидимые за туманной занавесью, поскрипывая, пошаркивая, на цыпочках бредут вон жёлтые и красные колонны, шпили и седые решётки. Горячечное, небывалое, ледяное солнце в тумане - слева, справа, вверху, внизу - голубь над загоревшимся домом. Из бредового, туманного мира выныривали в земной мир драконо-люди, изрыгали туман, слышимый в туманном мире как слова, но здесь - белые, круглые дымки; выныривали и тонули в тумане. И со скрежетом неслись в неизвестное вон из земного мира трамваи”.

Обсуждение:

  1. Итак, место действия – Петербург. Реальна или нереальна обстановка?
  2. Какие ощущения возникают?
  3. Обратим внимание на первые 2 слова, как это – люто?
  4. Почему солнце ледяное?
  5. Что это за круглые дымки, которые изрыгали «драконо-люди»?

Чтение отрывка.

Слайд 7

“На трамвайной площадке временно существовал дракон с винтовкой, несясь в неизвестное. Картуз налезал на нос и, конечно, проглотил бы голову дракона, если бы не уши: на оттопыренных ушах картуз засел. Шинель болталась до полу; рукава свисали; носки сапог загибались кверху - пустые. И дыра в тумане: рот”.

Обсуждение:

  1. Вот и он – дракон. Какой он? Страшный?

Работа со словом картуз.

Слайд 8

Слово учителя:

Дракон не сказочный, а вполне реальный человек. Он какой-то нестрашный - нелепый, маленький, даже жалкий.

Но последнее предложение, рот, который назван всего лишь дырой, - все это звучит немного странно.

Заинтриговал Вас писатель? Будем отгадывать или прочтем еще небольшой кусочек?

Чтение отрывка

Слайд 9.

“Это было уже в соскочившем, несущемся мире, и здесь изрыгаемый драконом лютый туман был видим и слышим:

- …Веду его: морда интеллигентная - просто глядеть противно. И ещё разговаривает, стервь, а? Разговаривает!

Ну, и что же - довёл?

Довёл: без пересадки - в Царствие Небесное. Штычком.

Дыра в тумане заросла: был только пустой картуз, пустые сапоги, пустая шинель.

Скрежетал и нёсся вон из мира трамвай”.

Обсуждение:

  1. О чём же этот разговор?

Слово учителя :

Рассказ повествует о действительно чрезвычайно холодной зиме 1918 года. Давайте вместе постараемся вспомнить, что происходило в стране в это время.

  1. Какое историческое событие произошло на год ранее в России?
  2. Кто руководил страной в это время?
  3. Что происходило в это время в обществе?
  4. В чем состоит трагизм Гражданской войны для нашей страны?

Слайд 10

Слово учителя :

Итак, мы выяснили, что в рассказе показано послереволюционное время, когда большевики только что взяли власть в свои руки. Это страшное время Гражданской войны, период раскола общества на противоборствующие группировки - «красные» и «белые», жестокая расправа с противниками, террор, постоянные страх и недоверие к каждому. Человек с винтовкой, которого мы увидели в рассказе, скорее всего, красноармеец.

Обсуждение:

  1. Он вёл другого - очевидно, политического противника… нет, не на расстрел. Может быть, в штаб. И по дороге - убил. Почему? За что?
  2. Упоминания об убитом мы больше в рассказе не встретим. Но попытайтесь его представить! Как вы думаете, каковы мотивы его поведения? Почему он всё время пытался заговорить со своим провожатым?
  3. Могли ли попытки этого человека увенчаться успехом? Почему?
  4. Сожалеет ли “дракон” о своём поступке? С каким чувством он рассказывает о нём? Почему говорит - “штычком”, а не “штыком”?

Слово учителя :

Этот диалог в рассказе - самый важный. Он ошеломляет. Становится ясно, что ситуация, изображённая в рассказе, вовсе не сказочная - перед нами реальная, страшная, страшнее любой самой страшной сказки, жизнь.

Обсуждение:

  1. Сделайте вывод: какой дракон страшнее - сказочный (дышащий огнём, трёхголовый) или вот этот, замятинский - пустой?
  2. Почему этот - страшнее?
  3. Можно ли в чём-то убедить - пустоту? А вспомните - сначала он показался нестрашным, даже смешным…

Обсуждение, заполнение таблицы.

Рассказ не закончен еще. Что ждет нас дальше?

Чтение отрывка

Слайд 11, 12

“И вдруг - из пустых рукавов - из глубины - выросли красные, драконьи лапы.

Пустая шинель присела к полу - и в лапах серенькое, холодное, материализованное из лютого тумана.

Мать ты моя! Воробьёныш замёрз, а! Ну скажи ты на милость!

Дракон сбил назад картуз - и в тумане два глаза - две щёлочки из бредового в человечий мир.

Дракон изо всех сил дул ртом в красные лапы, и это были, явно, слова воробьёнышу, но их - в бредовом мире - не было слышно. Скрежетал трамвай.

Стервь этакая; будто трепыхнулся, а? Нет ещё? А ведь отойдёт, ей-бо… Ну ска-жи ты!

Изо всех сил дунул. Винтовка валялась на полу. И в предписанный судьбой момент, в предписанной точке пространства серый воробьёныш дрыгнул, ещё дрыгнул - и спорхнул с красных драконьих лап в неизвестное”.

Обсуждение:

  1. Снова неожиданный поворот. Почему дракон-красноармеец человека убил, а воробьеныша спас?

Обсуждение, заполнение таблицы.

  1. Каким вам хочется видеть финал рассказа? Попробуйте предсказать его завершение.

Чтение отрывка

Слайд 13

“Дракон оскалил до ушей туманно-полыхающую пасть. Медленно картузом захлопнулись щёлочки в человечий мир. Картуз осел на оттопыренных ушах. Проводник в Царствие Небесное поднял винтовку.

Скрежетал зубами и нёсся в неизвестное, вон из человеческого мира, трамвай”.

Обсуждение, формулирование выводов

  1. Вот и закончился рассказ. Как вы поняли, есть ли у автора, оптимизм по отношению к человеческой личности?
  2. О чем этот рассказ?
  3. Можно ли, на ваш взгляд, общественно-историческими условиями оправдать человеческую жестокость?

Слайд 14 .

Рефлексия

Обсуждение:

  1. Посмотрите на таблицу, вспомните ход урока и скажите, что дал нам такой прием анализа, как читательский прогноз?
  2. Помог ли он нам критически осмыслить этот небольшой текст?

Домашнее задание:

1 уровень – написать рецензию на рассказ.

2 уровень – подготовить пересказ текста.

3 уровень – найти и выписать художественно-выразительные средства

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

КРИТИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ Самостоятельное Аргументированное Направленное на поиск здравого смысла

ЧИТАТЕЛЬСКИЙ ПРОГНОЗ

КРИТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ РАССКАЗА Е. И. ЗАМЯТИНА «ДРАКОН»

ДРАКОН Время? Место? Сюжет?

Читательский прогноз События в тексте

Люто замороженный Петербург горел и бредил. Было ясно: невидимые за туманной занавесью, поскрипывая, пошаркивая, на цыпочках бредут вон жёлтые и красные колонны, шпили и седые решётки. Горячечное, небывалое, ледяное солнце в тумане - слева, справа, вверху, внизу - голубь над загоревшимся домом. Из бредового, туманного мира выныривали в земной мир драконо-люди, изрыгали туман, слышимый в туманном мире как слова, но здесь - белые, круглые дымки; выныривали и тонули в тумане. И со скрежетом неслись в неизвестное вон из земного мира трамваи.

На трамвайной площадке временно существовал дракон с винтовкой, несясь в неизвестное. Картуз налезал на нос и, конечно, проглотил бы голову дракона, если бы не уши: на оттопыренных ушах картуз засел. Шинель болталась до полу; рукава свисали; носки сапог загибались кверху - пустые. И дыра в тумане: рот.

Картуз - это мужской головной убор с жестким козырьком, фуражка

Это было уже в соскочившем, несущемся мире, и здесь изрыгаемый драконом лютый туман был видим и слышим: - … Веду его: морда интеллигентная - просто глядеть противно. И ещё разговаривает, стервь, а? Разговаривает! - Ну, и что же - довёл? - Довёл: без пересадки - в Царствие Небесное. Штычком. Дыра в тумане заросла: был только пустой картуз, пустые сапоги, пустая шинель. Скрежетал и нёсся вон из мира трамвай.

Революция 1917 года Приход большевиков к власти Гражданская война

И вдруг - из пустых рукавов - из глубины - выросли красные, драконьи лапы. Пустая шинель присела к полу - и в лапах серенькое, холодное, материализованное из лютого тумана. - Мать ты моя! Воробьёныш замёрз, а! Ну скажи ты на милость! Дракон сбил назад картуз - и в тумане два глаза - две щёлочки из бредового в человечий мир.

Дракон изо всех сил дул ртом в красные лапы, и это были, явно, слова воробьёнышу, но их - в бредовом мире - не было слышно. Скрежетал трамвай. - Стервь этакая; будто трепыхнулся, а? Нет ещё? А ведь отойдёт, ей-бо… Ну ска-жи ты! Изо всех сил дунул. Винтовка валялась на полу. И в предписанный судьбой момент, в предписанной точке пространства серый воробьёныш дрыгнул, ещё дрыгнул - и спорхнул с красных драконьих лап в неизвестное.

Дракон оскалил до ушей туманно-полыхающую пасть. Медленно картузом захлопнулись щёлочки в человечий мир. Картуз осел на оттопыренных ушах. Проводник в Царствие Небесное поднял винтовку. Скрежетал зубами и нёсся в неизвестное, вон из человеческого мира, трамвай

О чем рассказ?

Домашнее задание 1 уровень: рецензия на рассказ 2 уровень: подробный пересказ 3 уровень: художественно-выразительные средства


Прочитав рассказ Е. Замятин а "Дракон ", мы не сразу можем уловить смысл произведения. Чересчур много метафор. Давайте проанализируем его по частям.

Вообще, прочитав сначала название, мы представляем в голове образ сказочного дракона, думаем, что рассказ, скорее всего, для детей написан. Но первое впечатление обманчиво.

Рассказ написан в 1918 году, когда к власти пришли большевики и разгорелась Гражданская война. Этот суровый период и показывает Замятин в "Драконе".

_____________________________________________
1-|Люто замороженный, Петербург горел и бредил. |- сразу мы видим в первом предложении рассказа такой приём, как оксюморон. На улице зима, но город "горел", что наводит на мысль о каких-то страшных событиях в нем.

2-|Было ясно: невидимые за туманной занавесью, поскрипывая, пошаркивая, на цыпочках бредут вон желтые и красные колонны, шпили и седые решетки. |- Замятин использует для описания желтые и красные цвета. Первый ассоциируется с болезнью, а второй с пролитой кровью. Шпили и решетки нагнетают атмосферу происходящего.

3-|Горячечное, небывалое, ледяное солнце в тумане - слева, справа, вверху, внизу - голубь над загоревшимся домом. |- "ледяное солнце" также оксюморон, как бы придает значение угасания всего светлого в жизни. Оно сравнивается с голубем, символом хоть какой-нибудь надежды.

4-|Из бредового, туманного мира выныривали в земной мир драконо-люди, изрыгали туман, слышимый в туманном мире как слова, но здесь – белые, круглые дымки; выныривали и тонули в тумане. |- люди в Петербурге сравниваются с драконами. Они потеряли человеческий облик, выходили из "тумана", который скрывал их настоящее лицо, но долго не смогли продержаться снаружи. Им надо было окунуться с головой в революцию, чтобы власть не наказала их.

5-|И со скрежетом неслись в неизвестное вон из земного мира трамваи. |- трамвай олицетворяет человеческую нравственность, которая в тот период начала исчезать (например, вера в Бога стала запретной, жизнь человека начала обесцениваться).

6-|На трамвайной площадке временно существовал дракон с винтовкой, несясь в неизвестное. Картуз налезал на нос и, конечно, проглотил бы голову дракона, если бы не уши: на оттопыренных ушах картуз засел. Шинель болталась до полу; рукава свисали; носки сапог загибались кверху - пустые. И дыра в тумане: рот. |- вот и появился перед нами тот самый "дракон". Он не оправдал наши ожидания, пришедшие к нам после прочтения названия рассказа. Этот "дракон" создаёт впечатление чего-то нелепого, несуразного при рассмотрении его портрета. Казалось бы, что в нем страшного? Да не тут-то было...

7-Далее идет ключевой момент рассказа :
| Это было уже в соскочившем, несущемся мире, и здесь изрыгаемый драконом лютый туман был видим и слышим:
— ...Веду его: морда интеллигентная -- просто глядеть противно. И еще разговаривает, стервь, а? Разговаривает!
— Ну, и что же - довел?
— Довел: без пересадки - в Царствие Небесное. Штыком.
Дыра в тумане заросла: был только пустой картуз, пустые сапоги, пустая шинель. Скрежетал и несся вон из мира трамвай.
|-
Тут мы видим, что “ сказочный герой ” не безобиден вовсе. Ведя "человека думающего" (именно такие не нужны были новой власти) на допрос, Дракон не сдержался и убил его штыком. Туман в рассказе - символ зла и зачерствения человеческой души из-за антигуманных взглядов, диктуемых советской властью. А трамвай с моральными ценностями уходит всё дальше и дальше...

8-|И вдруг – из пустых рукавов – из глубины – выросли красные, драконьи лапы. Пустая шинель присела к полу – и в лапах серенькое, холодное, материализованное из лютого тумана.
— Мать ты моя! Воробьеныш замерз, а! Ну скажи ты на милость!
Дракон сбил назад картуз – и в тумане два глаза – две щелочки из бредового в человечий мир.
|- в этой сцене мы убеждаемся, что не до конца Дракон потерял человеческие качества. Увидев замерзшего воробья (причем, заметьте, Замятин употребляет слово "воробьеныш", чтобы подчеркнуть беззащитность этого маленького создания), он сразу старается его пригреть. От этого из того затуманенного мира прорезаются "две щелочки", то есть два глаза, но не широко распахнутые и не смотрящие на происходящее вокруг трезво.

9-|Дракон изо всех сил дул ртом в красные лапы, и это были, явно, слова воробьенышу, но их – в бредовом мире – не было слышно. Скрежетал трамвай.
— Стервь этакая; будто трепыхнулся, а? Нет еще? А ведь отойдет, ей-бо... Ну скажи ты!
|- в Драконе просыпается надежда на то, что воробушек всё же сможет очнуться. Он чуть ли не сказал "ей-богу". Это означает, что религиозное начало в человеке не так-то просто уничтожить одним махом, как попыталась новая власть.

10-|Изо всех сил дунул. Винтовка валялась на полу. И в предписанный судьбою момент, в предписанной точке пространства серый воробьеныш дрыгнул, еще дрыгнул – и спорхнул с красных драконьих лап в неизвестное. |- та деталь, что "винтовка валялась на полу", заставляет читателя задуматься, возьмет ли её дракон снова? Или всё же пойдет по пути истинному? А та "предписанная точка пространства" - грань между "затуманенным миром" и "человеческим миром". Именно в тот момент оживает воробьёныш, почувствовав теплоту и доброту, повеявшую из мира людей.

11-|Дракон оскалил до ушей туманно-полыхающую пасть. Медленно картузом захлопнулись щелочки в человечий мир. Картуз осел на оттопыренных ушах. Проводник в Царствие Небесное поднял винтовку.
Скрежетал зубами и несся в неизвестное, вон из человеческого мира, трамвай.
|- в заключительном эпизоде мы видим, что дракон всё же выбрал путь жестокости и зла. А добро (трамвай) всё дальше уходит от него...

Какая главная мысль рассказа дракон Е. Замятина? bv и получил лучший ответ

Ответ от Alexey Khoroshev[гуру]
Рассказ "Дракон" может показаться беглой зарисовкой, но автор сумел поднять её на высоту почти символической картины, осмысливая которую, Замятин дает свой взгляд нановую действительность и "нового" человека.
Название имеет двойственное значение: передать внешнее сходство людей с образом дракона, также отразить внутреннюю (звериную) сущность персонажа, спокойно "пожирающего" человека только потому, что у него "морда интеллигентная – просто глядеть противно". Необычно то, что этот же дракон спасает от замерзания воробья - согревает его. Это уже человеческое, нравственное пробуждается в персонаже. Наверное, в проявлении этих двух начал и формируется конфликт рассказа. А закладывается это уже в самом названии. Окружающая действительность, тот мир, в котором формируется драконо-человек. Он тоже двойствен. Замятин показывает мир, разделенный надвое: один – "бредовый, туманный, неизвестный", другой – "земной, человечий, человеческий". Двоемирье новой действительности отражает двойственную сущность "нового" человека, рожденного этим миром. Связывают эти миры несущиеся "в неизвестное вон из земного мира трамваи". Мир "неизвестный" – это то будущее, к которому стремятся, но какое оно будет – не знают. Изображая его, автор использует развернутые метафоры ("невидимые за туманной занавесью, поскрипывая, пошаркивая, на цыпочках бредут вон желтые и красные колонны, шпили и седые решетки. Из бредового, туманного мира выныривали в земной мир драконо-люди") и сравнения ("изрыгали туман, слышимый в туманном мире как слова, но здесь – белые, круглые дымки", "солнце в тумане – слева, справа, вверху, внизу – голубь над загоревшимся домом"). С помощью оксюморона (" горячечное, небывалое, ледяное солнце", " Люто замороженный, Петербург горел и бредил") Замятин усиливает "бредовость" этого мира, показывая, что в этом мире все безумно и, в первую очередь, безумен человек, оказавшийся там.
Образ драконо-человека формируется с помощью сопоставления портретных деталей, что также отражает двойственность персонажа. Рот – "дыра в тумане", руки – "красные драконьи лапы", "два глаза – две щёлочки". Единственная конкретная деталь – оттопыренные уши, на которых "картуз засел", что подчеркивает физическую мелкость данного персонажа. По словам ("морда", "стервь", "воробьеныш", "трепыхнулся") и речевым оборотам ("Ну скажи ты на милость", "ей-бо… ", "мать ты моя! ") видно, что это малограмотный, скорее всего деревенский мужичок, захваченный историческим водоворотом. Причем, одним словом "стервь" он называет и интеллигента, которого конвоирует, и воробья, которого согреет. Меняется только интонация, с которой он это произносит: раздраженная (" И еще разговаривает, стервь, а? ") и умилительно-радостная ("Стервь этакая; будто трепыхнулся, а? "). Скорее всего, герой не понимает всего происходящего, но, следуя идее, рьяно её защищает, в первую очередь, выступая против тех, кто превосходит его интеллектуально и имеет иные жизненные принципы. Его раздражает интеллигент, который не боится представителя новой власти, поэтому дракон с идейной легкостью отправляет его " без пересадки – в Царствие Небесное. Штыком". Но то, что не относится к идеологии, заставляет проявиться гуманному человеческому началу, отсюда жалость к воробышку и спасение его.
Образом трамвая как символа движения и завершается рассказ. Финал остается открытым, так как трамвай "скрежетал зубами и нёсся в неизвестное, вон из человеческого мира", унося с собой драконо-человека. Образом драконо-человека автор как бы показывает – каждый человек двойствен, в каждом есть и "высокое" и "низкое". Каждому предстоит выбор одного из двух начал, и от того, каков будет этот выбор, что победит: духовное, гуманистическое - или звериное, утробное – и зависит будущее, от выбора личности зависит путь развития общества. Е. Замятин заставляет нас задуматься об ответственности за тот выбор, который сделает каждый из нас, так как именно этим мы определяем не только свою судьбу, но и судьбы будущих поколений.

Прочитав рассказ Е. Замятин а "Дракон ", мы не сразу можем уловить смысл произведения. Чересчур много метафор. Давайте проанализируем его по частям.

Вообще, прочитав сначала название, мы представляем в голове образ сказочного дракона, думаем, что рассказ, скорее всего, для детей написан. Но первое впечатление обманчиво.

Рассказ написан в 1918 году, когда к власти пришли большевики и разгорелась Гражданская война. Этот суровый период и показывает Замятин в "Драконе".

_____________________________________________
1-|Люто замороженный, Петербург горел и бредил. |- сразу мы видим в первом предложении рассказа такой приём, как оксюморон. На улице зима, но город "горел", что наводит на мысль о каких-то страшных событиях в нем.

2-|Было ясно: невидимые за туманной занавесью, поскрипывая, пошаркивая, на цыпочках бредут вон желтые и красные колонны, шпили и седые решетки. |- Замятин использует для описания желтые и красные цвета. Первый ассоциируется с болезнью, а второй с пролитой кровью. Шпили и решетки нагнетают атмосферу происходящего.

3-|Горячечное, небывалое, ледяное солнце в тумане - слева, справа, вверху, внизу - голубь над загоревшимся домом. |- "ледяное солнце" также оксюморон, как бы придает значение угасания всего светлого в жизни. Оно сравнивается с голубем, символом хоть какой-нибудь надежды.

4-|Из бредового, туманного мира выныривали в земной мир драконо-люди, изрыгали туман, слышимый в туманном мире как слова, но здесь – белые, круглые дымки; выныривали и тонули в тумане. |- люди в Петербурге сравниваются с драконами. Они потеряли человеческий облик, выходили из "тумана", который скрывал их настоящее лицо, но долго не смогли продержаться снаружи. Им надо было окунуться с головой в революцию, чтобы власть не наказала их.

5-|И со скрежетом неслись в неизвестное вон из земного мира трамваи. |- трамвай олицетворяет человеческую нравственность, которая в тот период начала исчезать (например, вера в Бога стала запретной, жизнь человека начала обесцениваться).

6-|На трамвайной площадке временно существовал дракон с винтовкой, несясь в неизвестное. Картуз налезал на нос и, конечно, проглотил бы голову дракона, если бы не уши: на оттопыренных ушах картуз засел. Шинель болталась до полу; рукава свисали; носки сапог загибались кверху - пустые. И дыра в тумане: рот. |- вот и появился перед нами тот самый "дракон". Он не оправдал наши ожидания, пришедшие к нам после прочтения названия рассказа. Этот "дракон" создаёт впечатление чего-то нелепого, несуразного при рассмотрении его портрета. Казалось бы, что в нем страшного? Да не тут-то было...

7-Далее идет ключевой момент рассказа :
| Это было уже в соскочившем, несущемся мире, и здесь изрыгаемый драконом лютый туман был видим и слышим:
— ...Веду его: морда интеллигентная -- просто глядеть противно. И еще разговаривает, стервь, а? Разговаривает!
— Ну, и что же - довел?
— Довел: без пересадки - в Царствие Небесное. Штыком.
Дыра в тумане заросла: был только пустой картуз, пустые сапоги, пустая шинель. Скрежетал и несся вон из мира трамвай.
|-
Тут мы видим, что “ сказочный герой ” не безобиден вовсе. Ведя "человека думающего" (именно такие не нужны были новой власти) на допрос, Дракон не сдержался и убил его штыком. Туман в рассказе - символ зла и зачерствения человеческой души из-за антигуманных взглядов, диктуемых советской властью. А трамвай с моральными ценностями уходит всё дальше и дальше...

8-|И вдруг – из пустых рукавов – из глубины – выросли красные, драконьи лапы. Пустая шинель присела к полу – и в лапах серенькое, холодное, материализованное из лютого тумана.
— Мать ты моя! Воробьеныш замерз, а! Ну скажи ты на милость!
Дракон сбил назад картуз – и в тумане два глаза – две щелочки из бредового в человечий мир.
|- в этой сцене мы убеждаемся, что не до конца Дракон потерял человеческие качества. Увидев замерзшего воробья (причем, заметьте, Замятин употребляет слово "воробьеныш", чтобы подчеркнуть беззащитность этого маленького создания), он сразу старается его пригреть. От этого из того затуманенного мира прорезаются "две щелочки", то есть два глаза, но не широко распахнутые и не смотрящие на происходящее вокруг трезво.

9-|Дракон изо всех сил дул ртом в красные лапы, и это были, явно, слова воробьенышу, но их – в бредовом мире – не было слышно. Скрежетал трамвай.
— Стервь этакая; будто трепыхнулся, а? Нет еще? А ведь отойдет, ей-бо... Ну скажи ты!
|- в Драконе просыпается надежда на то, что воробушек всё же сможет очнуться. Он чуть ли не сказал "ей-богу". Это означает, что религиозное начало в человеке не так-то просто уничтожить одним махом, как попыталась новая власть.

10-|Изо всех сил дунул. Винтовка валялась на полу. И в предписанный судьбою момент, в предписанной точке пространства серый воробьеныш дрыгнул, еще дрыгнул – и спорхнул с красных драконьих лап в неизвестное. |- та деталь, что "винтовка валялась на полу", заставляет читателя задуматься, возьмет ли её дракон снова? Или всё же пойдет по пути истинному? А та "предписанная точка пространства" - грань между "затуманенным миром" и "человеческим миром". Именно в тот момент оживает воробьёныш, почувствовав теплоту и доброту, повеявшую из мира людей.

11-|Дракон оскалил до ушей туманно-полыхающую пасть. Медленно картузом захлопнулись щелочки в человечий мир. Картуз осел на оттопыренных ушах. Проводник в Царствие Небесное поднял винтовку.
Скрежетал зубами и несся в неизвестное, вон из человеческого мира, трамвай.
|- в заключительном эпизоде мы видим, что дракон всё же выбрал путь жестокости и зла. А добро (трамвай) всё дальше уходит от него...

В рассказе Замятина можно выделить 5 частей.

1 пейзаж , рисующий образ больного бредового Петербурга . В этом туманном холодном мире временно существуют драконо-люди, изрыгающие в туманный мир туман. Было ясно: из этого ясного туманного бредового мира бредут вон колонны шпили и решетки. Над горячечным Петербургом ледяное солнце, как голубь над загоревшимся домом.

Люди выныривали из туманного больного мира в земной мир лишь когда произносили слова, но здесь, в туманном мире, слова-дымки тонули в тумане. Т.е. земной мир почти исчез: несущийся вон из земного мира трамвай.

2 портрет , рисующий дракона с винтовкой. Дракон странный , из частей тела названы только уши и рот – дыра в тумане, нос. Дракон, несмотря на огненное слово, пассивен, пуст. Зато катруз налезал, проглотил бы, засел. Щинель болталась, рукава свисали, сапоги загибались. Таким образом, получается, что дракон с винтовкой здесь пуст и пассивен, его драконья одежда ему не по росту. На трогательных оттопыренных ушах агрессивно-глагольная одежда дракона.

3 – фабульный событийный эпизод 1. Это рассказ дракона об убийстве , две его реплики, из которых мы узнаем четыре факта: факт 1: сопровождал арестованного, факт 2: с ненавистью и презрением относится к арестованному, факт 3: убил арестованного, факт 4: не сомневается в правоте своих действий. Причем уверенность в правоте действий и причина, и результат: Дракон, возмущенный, кроме интеллигентной морды, именно речью арестованного , заколол его. В описании внешности персонажа ничего нового: после диалога дыра в тумане заросла, зато нарочито повторено, что был только пустой картуз, пустые сапоги, пустая шинель. Подчеркивается признак пустоты. Пустота и ничтожность физическая (уши, одежда не по росту) становится пустотой, ничтожностью душевной. В противопоставлении «туманный, бредовый мир» / «земной мир» побеждает бредовый. Замятин констатирует: Новый мир - соскочивший, несущийся мир, соскочившее, сошедшее с нормальной колеи общество, не поддающееся управлению, не имеющее ясной цели. Завершающая фраза Скрежетал и несся вон из мира трамвай дает оценку этому бредовому миру и его представителю – дракону с ружьем. Этот новый герой ничтожный духовно и физически человечишка в драконьей одежде не по росту в бредовом мире оказывается проводником в Царствие небесное. Убил штыком за то, что разговаривает.

4 – второй событийный эпизод 2 начитается с союза И. И вдруг… дракон оживает (т.е. на миг проявляет человечность): выросли лапы, сбил картуз, появились глаза – щелочки из бредового в человечий мир. Но, как видно, оживает дракон – не человек. Интересно, что шинель присела, т.е. повиновалась, хоть и пустая, и сдалась – тогда уже сбил картуз, тогда уже глаза, тогда уже изо всех сил дул, и это были человечьи слова воробьенышу , но их не было слышно в туманном бредовом мире. Человек с винтовкой, безусловно, не человек, - дракон, чудовище. Но что-то человеческое все же осталось. Может, это последнее человеческое проявление дракона.

В эпизоде-1 идет речь о лишении жизни , в эпизоде-2 о возвращении жизни .

В эпизоде-1 собственно действием является рассказ (две реплики) о лишении жизни, убийстве: что произошло и как к происшедшему относится рассказывающий. Дракон рассказывает о том, как он убил. И наиболее важным здесь является именно отношение , поскольку собственно лишение жизни «объективно» здесь не представлено. Таким образом, об убийстве рассказано, оживление показано . В эпизоде 2 дракон оживил воробьеныша, но никак к этому не отнесся, лишь оскалил пасть (может, даже не заметил, скоро забудет). Затем глаза-щелочки в человечий мир захлопнулись. Картуз осел на ушах. Дракон, т.е. Проводник в Царствие Небесное, взял винтовку.

5 – финальный пейзаж про несущийся вон из человеческого мира трамвай. Это третий уже повтор. Скрежетал зубами и несся в неизвестное, вон из человеческого мира, трамвай.

Анализ рассказа показывает, что Евгений Замятин констатирует расчеловечивание мира холодной зимой 1918 год: дракон походя рассказывает, как лишил жизни человека, затем воскрешает к жизни воробья и несется вместе со всем свихнувшимся миром в неизвестное. Думаю, Замятину жутко.



Правильное питание