Искусство как способ познания и отражения действительности. Роль искусства в познании мира. Художественный образ как выражение человеком результата познания мира через искусство

Искусство - это образное выражение действительности, которое автор способен воплотить в жизнь с помощью различных факторов, отличающих один вид художественно-творческой деятельности человека от другого. Каждый художник по-своему видит окружающую его действительность и, соответственно, оригинально и неповторимо создает шедевр, который, возможно, окажется действительно значимым для его эпохи и даже для всей истории человечества.

Искусство является особым способом познания и отражения действительности посредством художественных образов. Оно представлено в художественной деятельности человека, призванной удовлетворять потребности людей в наслаждении красотой.
Специфика искусства как формы познания мира заключается в эмоционально-чувственном постижении бытия и, следовательно, эмоциональной регуляции взаимоотношений человека с окружающим миром. Несмотря на значимость рационального опыта мировосприятия для жизнедеятельности человека, чувственно-эмоциональное отражение действительности, выражающееся в эстетической реакции на нее, не утрачивает своего значения.
Эстетическое мировосприятие человека проявляется в соответствующих образах, впечатлениях и затем воспроизводится в процессе функционирования актуальной культуры. В качестве таких материализованных объектов выступают произведения искусства.
Искусство является сложным объектом и может быть представлено различными видами, каждый из которых обладает своими художественно-выразительными средствами (художественным языком). Вид искусства - это конкретный способ художественного представления мира, воплощающий свои образы в определенном материале (в слове, звуке, камне, металле, телодвижениях и т.п.). Виды искусства дополняют друг друга, и ни один из них не обладает преимуществом перед другим. К основным видам искусства относят литературу, живопись, графику, скульптуру, архитектуру, декоративно-прикладное искусство, музыку, театр, балет, танец, кино, цирк, фотоискусство.

Основные общественные функции искусства как способа познания мира: в формировании эстетического вкуса у человека искусство играет основополагающую роль. Так, оно выполняет эстетическую функцию. С самого детства у человека заложено желание творить, что заметно на примере, где маленькие дети зачастую выбирают наиболее красивые вещи или предметы из множества предложенных. Даже у детей, которые не имеют возможности полноценно контактировать с миром из-за врожденных патологий или перенесенный заболеваниях, развит инстинкт красоты, помогающим им наслаждаться красотой по-своему и получать эстетическое наслаждение. выполняя социальную функцию, искусство преобразует общество и социальную реальность, что позволяет людям объединяться в группы в зависимости от их интересов. Благодаря этой функции люди имеют общие знания, идеи, мысли, что дает толчок на развитие межличностных отношений. для восполнения недостатка красоты в обыденной жизни, для релаксации искусство выполняет компенсаторную функцию. Она дает возможность оправиться после стресса, решить неотложные психологические проблемы человека, а также восстановить его душевное равновесие после сложных трудовых будней. понять действительность с помощью разнообразных художественных образов позволяет познавательная функция искусства. В обществе зачастую образование зависит oт культурного воcпитания человека, так кaк с детства родители приобщают ребенка к искусству посредством походов в музeи, театры, слушая классическую музыку и т.д. реальное удовольствие от искусства человеку помогает получать гедонистическая функция. Стать сопричастным автору, понять его творчество - это и есть наслаждение. Еще в Древней Греции обращали внимание на особенный, исключительный характер эстетического удовольствия, который не схож с плотскими утехами. Это духовное наслаждение, где не возможны проявления материальных и утилитарных потребностей человека. огромная роль отводиться воспитательной функции, которая занимается социализацией личности. Искусство развивает в людях определенные мысли и чувства, благодаря которым становится реальным формирование личности, взаимодействующей со всем обществом. Влияние этой функции распространяется на все аспекты человеческой жизни, а следовательно каждый подвержен этому положительному воздействию. не стоит забывать про прогностическую функцию. Разные виды искусства способны предугадывать будущее, что делает его еще более интересным и загадочным. Одна из наиболее примечательных особенностей этого предсказывания - это возможность строить прогнозы, не имея полной и достаточной информации о том или ином исследуемом явлении. И это только основные функции искусства, которые оно выполняет каждодневно. Творческая деятельность обладает еще множеством других функций, которые раскрывают и распределяют ряд основных обязательств.

«Мир искусства» - Краеведческий музей в Петергофе. Что вам там запомнилось? Путешествие в мир искусства. Галерея художников. Каких? Валентин Алексеевич Серов (1865-1911). Иван Иванович Шишкин (1832-1898). Натюрморт «Персики» Эдуард Мане. Жил –был художник. Музеи. К посещению музея люди готовятся. Скульптор М,А. «Автопортрет» Исаак Ильич Левитан (1860-1900).

«Книги по искусству» - Вып. 1. Мейсенский фарфор. Автопортрет. 1500 г. Около 1610 – 1611 гг. История стекла стара как мир. Альбрехт Дюрер. Вып.2. Волшебная сила искусства. 1.Успенский собор Москов-ского кремля. 1479 г. 2. Большой наряд царя Михаила Федоровича Романова. 1627 г. В настоящем выпуске рассматривается первобытное искусство, ис- кусство Древнего мира, ис- кусство средних веков и Возрождения.

«Знаки и символы искусства» - Пабло Пикассо. Подсолнухи. 1887. Знаки и символы искусства. Винсент ван Гог (1853-1890). Н. Римский-Корсаков. Искусство говорит с людьми на языке символов. П. Клас. И. Штраус. Музыкальные инструменты, ноты - краткость и эфемерная природа жизни, символ искусств. Сложный внутренний мир художника часто раскрывается посредством символов.

«Искусство» - Классицизм Характерная особенность – обращение к образам античного искусства, четкость, простота. «Аленушка». «Джоконда». Рембрандт «Даная». Парфенон. Искусство как специфическая форма познания мира. Венера Таврическая. Медный всадник (Фальконе) Александровская колонна (Монферран). Эстетическая – направлена на преобразование мира на основе красоты.

«Символы и знаки» - Например: (любой медицинский знак). В геральдике. Знаки и символы в изобразительном искусстве и в жизни. В древнем мире – изображение рога изобилия – символ богатства. Знаки и символы возникли на заре человечества. И еще о знаках и символах. В традициях народного искусства славян изображение ромба –обозначает землю.

План-конспект урока с использованием мультимедиа

1. Цели урока : - овладение учащимися системными знаниями об искусстве как форме художественного познания; - развитие умений преобразования информации, самостоятельного поиска решения, творчества; - развитие навыков оценочных суждений, аргументации собственного мнения, умений применять обществоведческие термины, понятия и обобщения при выражении и обосновании своей позиции по высказыванию (при выполнении эссе); - осознание места и роли искусства в познании мира и в жизни общества; - формирование критического мышления, интереса, уважения, бережного отношения к памятникам искусства, ответственности за их будущее, отношения к произведениям искусства (памятникам мировой художественной культуры) как общечеловеческой ценности.2. Методы: - проблемно-поисковые (размышления над проблемными ситуациями, составление эссе и т. д.) - индуктивные (работа над понятием «искусство»)3. Приёмы учебной работы: - работа с высказыванием, участие в беседе,4. Средства наглядности: - слайды мультимедиа;5. Тип урока: - урок получения и применения знаний, формирования умений и навыков;6. Форма урока: - традиционный урок с использованием ролевых ситуаций, мультимедиа7. Структура урока: - 1. Вводная часть (мотивация учебной деятельности, постановка учебных задач) 2. Основная часть: - особенности художественного познания - понятие искусства - назначение искусства 3. Оценочная часть – организация рефлексии
    Источники информации: - Л. Н. Боголюбов и др. Человек и общество, М., 2001г.,
- Рассказы о трех искусствах. М., 1998г., - Возрождение. Пособие для преподавателей, С-П., 1993г., - Домашний репетитор по обществознанию, М., 1999г. - Этюды об изобразительном искусстве, М., 1997г.Постановка проблемы: Добрый день, уважаемые 10-классники! На ваших столах стоит емкость с жидкостью. Я попрошу вас, осмотрев, испробовав на вкус (не бойтесь, не отравитесь), проделав любые действия с жидкостью (единственное условие при этом - не навредить окружающим) – выполнить задание: зафиксировать на листе бумаги то, что вы видите, исходя из заданной вам роли(ученики на уроке химии, ученики 2 класса, американские ученики 2 класса, художники, поэты). На работу я вам даю 3 минуты. Роль определена на листе бумаги. Пожалуйста, огласите, покажите результаты своей работы. Пока не будем делать комментариев. Я попрошу вас ответить на следующие вопросы: - Что было объектом вашей деятельности? (жидкость без цвета, без запаха…) - Назовите субъекта деятельности? (каждый из вас) - В какой вид деятельности сейчас включился каждый из вас? (изучали жидкость, она по-разному отражалась в вашем сознании, каждый из вас получил определенный результат) – это называется познанием . - Что является результатом вашей деятельности (ученики на уроке химии, ученики 2 класса, американские ученики 2 класса) – вы в знаковой форме(«Н2О», «вода», « water ») зафиксировали эту жидкость: именно так отражается действительность в науке) Демонстрируется 1 слайд - художники, поэты, писатели, скульпторы, архитекторы – каков ваш продукт? Ваши работы близки к произведениям искусства. Демонстрируется 2 слайд Искусство также как и наука тоже является формой познания. Результатом научного познания являются формулы, законы, теории. Что же является результатом познания в искусстве, каковы особенности искусства как формы познания? Эти проблемы нам и предстоит решить.

Тема урока «Роль искусства в познании мира»

«У искусства есть враг: имя ему невежество» Б. Джонсон Давайте попытаемся вместе поставить задачи, руководствуясь обозначенной темой. (Вместе с учениками определяется структура урока):

    Искусство: понятие, виды. Особенности искусства как формы познания окружающего мира. Назначение искусства.
На протяжении всего урока мы будем работать с минипособием. Оно у вас на партах. Понятие искусства имеет несколько определений.
    Искусство – это высокая степень умения, мастерства в любой сфере деятельности. Искусство – это художественное творчество в целом – литература, архитектура, скульптура, живопись, графика, декоративно-прикладное искусство, музыка, танец, театр, кино и другие разновидности человеческой деятельности, объединяемые в качестве художественно-образных форм освоения мира.
Из скольких частей состоит 2-е определение? (из 2-х) Прочитайте 1-ю часть. В первой части определения перечисляются виды, слагаемые искусства. Проведем небольшой мозговой штурм: я называю вид искусства, вы приводите примеры произведений искусства, которые относятся к названному виду искусства. Например: – живопись: «Мона Лиза» Леонардо да Винчи, ……..;Демонстрируется 3 слайд – скульптура: «Медный всадник» Фальконе, …….;Демонстрируется 4 слайд – архитектура: «Зимний дворец» Растрелли, …….. ;Демонстрируется 5 слайд - декоративно-прикладное искусство: дымковская игрушка, хохломская роспись…… – литература: «Слово о полку Игореве», …... Итак, мы структурно рассмотрели искусство и сделали вывод: как нечто целое состоит из таких видов как живопись, …Переходим к решению следующей задачи. Каковы особенности искусства как формы познания. Прочитайте 2-ю часть определения, выделенную жирным шрифтом. Искусство это еще и форма художественно – образного освоения мира, это художественное освоение мира в форме художественного образа. Если результатом научного познания являются теории, законы, формулы, то результатом познания в искусстве являются художественные образы. Демонстрируется 6 слайд Готовясь к уроку, я искала в литературе, живописи художественные образы воды, потому что именно вода была предложена вам в качестве объекта познания. Меня заинтересовали прозаический образ воды (моря), созданный М. Горьким в «Песне о соколе», образ моря в картине К. Моне «Впечатление. Восход солнца». Сейчас мы познакомимся с этими образами, и определим, что же такое художественный образ. Прочитайте эти описания. Скажите, пожалуйста, является ли рассказ Горького самим морем. Нет. Этот рассказ воспроизводит свойства моря? Мы можем воссоздать этот образ с помощью нашего сознания, фантазии?. Посмотрите на картину К. Моне «Впечатление. Восход солнца».Демонстрируется 7 слайд Из окна гостиницы в Гавре Моне наблюдал за восходом солнца. И вот каким он увидел море... Эта репродукция является отражением действительности (воссоздает реально существующие явления)? Можем мы где-то реально увидеть такое зрелище? Да. Но это не сама действительность.Таким образом, что такое художественный образ? Художественный образ – это результат освоения мира, отражение действительности, он обладает свойствами реально существующего предмета, но не является самим предметом, событием, явлением.
    Следующую особенность художественного познания постарайтесь сформулировать сами.
Демонстрируются 8-9 слайды В 15 в. в Италии были созданы два скульптурных памятника, посвященные библейскому герою Давиду. Учитель просит учащихся вспомнить о Давиде. «Давид жил в Иудее, был сыном пастуха и в юности пас отцовские стада. Во время войны между израильтянами, возглавляемых царем Саулом и филистимлянами юный Давид прославился победой над великаном Голиафом. Он убил его камнем, пущенным из пращи, и потом отрубил ему голову мечом…… Впоследствии Давид стал царем Израильско-Иудейского государства. Подвиг Давида воспевался в разных произведениях деятелей эпохи Возрождения». Пожалуйста, посмотрите на два скульптурных памятника Давиду, созданных в 15 веке и объясните, почему они разные. Автором первой скульптуры является Донателло. На этой скульптуре мы видим Давида хрупкого, уже после схватки с Голиафом, под его ногами отсеченная голова Голиафа. Автор представил Давида стройным подростком, вызывая ощущение, что одержать победу ему помогла высшая сила. Автором второй скульптуры является Микеланджело. Он изваял титана, обязанного победой только себе; он запечатлел его перед схваткой, в момент предельной собранности сил и воли, огромного внутреннего напряжения. Сюжет одинаковый, а почему скульптурные произведения разные? Учащиеся высказывают свое мнение.Демонстрируется 10 слайд В искусстве огромна роль фантазии и воображения познающего. А у каждого творца они индивидуальны, разные. В научном же познании вымысел недопустим (ученый стремится к истине – точному соответствию полученных знаний действительности). Ваши одноклассники, играя роли художников, поэтов тоже проявили свою фантазию при выполнении задания в начале урока и представили свои произведения. 3. Прочитайте еще раз прозаическое описание моря, сделанное Горьким. Вы можете представить описанное? Используя какое средство, Горький воссоздал образ моря? В литературе средством воспроизведения окружающей действительности является слово. В живописи? С помощью какого средства воспроизводится действительность? С помощью цвета, линии, композиции. В музыке? – с помощью звука. Таким образом, в каждом виде искусства способы воспроизведения окружающего мира специфичны: в литературе – слово, в музыке – звук, живописи – цвет, в скульптуре – объемно-пространственные формы и т. д. Демонстрируется 11 слайд 4.Что является предметом, объектом художественного познанияДемонстрируются 12-13 слайды Сейчас я вас попрошу - парней познакомиться с «Портретом Жанны Самари» Ренуара, девчонок – со стихотворением Лермонтова «Волны и люди» и ответить на вопрос? Что является предметом познания для данного автора. Ренуар французская актриса, ее привлекательность, красота, раскованность, умение слушать (Хорошая собеседница)Лермонтов – человеческая природа несовершенна, бездуховность, нравственная пустота окружающих. Таким образом, объектом художественного познания является окружающий мир, человек, его внутренний мир; отношения человека с окружающим миром.Демонстрируется 14 слайд Мы разобрали особенности художественного познания. Но было бы кощунственно говорить об искусстве как только форме познания окружающего мира. Назначение искусства значительно шире. В чем оно состоит?Демонстрируется 15 слайд Вашему вниманию приводится фрагмент интервью с директором парижского музея Мармоттан Жаном Батистом Дебюро, показанный по 1 телеканалу 15 августа 1995года. - Господин Дебюро, 10 лет назад ваш музей Мармоттан пережил серьезную драму. -Действительно, 10 лет назад четыре человека, вооруженные пистолетами, ворвались в наш музей и похитили знаменитую картину К. Моне «Впечатление. Восход солнца» и другие его произведения, а также полотна Ренуара, Моризо. - Какие меры предпринимались по поиску картин? - Следствие, начатое совместно с Интерполом ничего не дало. В мае 1987 году во французское посольство пришел человек, у которого была информация о грабителях. Они предложили вернуть полотна за 20 миллионов франков. Однако французские власти не уступили вымогателям, и пока неизвестно, где находятся произведения, среди которых картина, давшая название целому направлению... - Господин Дебюро, спасибо за интервью. - Господин Дебюро, 10 лет назад ваш музей Мармоттан пережил серьезную драму. -Действительно, 10 лет назад четыре человека, вооруженные пистолетами, ворвались в наш музей и похитили знаменитую картину К. Моне «Впечатление. Восход солнца» и другие его произведения, а также полотна Ренуара, Моризо. - Какие меры предпринимались по поиску картин? - Следствие, начатое совместно с Интерполом ничего не дало. В мае 1987 году во французское посольство пришел человек, у которого была информация о грабителях. Они предложили вернуть полотна за 20 миллионов франков. Однако французские власти не уступили вымогателям, и пока неизвестно, где находятся произведения, среди которых картина, давшая название целому направлению... - Господин Дебюро, спасибо за интервью. Я вас попрошу выслушать информацию и составить отзыв к высказыванию Б. Джонсона по предложенной памятке Джонсона «У искусства есть враг: имя ему невежество».Демонстрируется 16 слайд Свое мнение вначале выскажите в парах, а затем на весь класс. Учитель после выполнения задания предоставляет возможность учащимся поделиться со своими отзывами, затем показывает свой отзыв, иллюстрируя его слайдами мультимедиа:Демонстрируются 17-26 слайды «Невежество – это отсутствие знаний, бескультурность. Враг – это объект, от которого исходит угроза, опасность. В силу своей безграмотности невежественные люди являются источником опасности для искусства, потому что они не понимают что произведения искусства являются величайшей ценностью : они как летописи в истории свидетельствуют об уровне экономического, социального развития(мы можем узнать как одевались люди, каким был их быт), какие политические потрясения испытывали народы, отражают нравственные, эстетические идеалы эпохи, они содержат сильный воспитательный потенциал – оказывают влияние на сознание людей; произведения искусства обогащают внутренний мир человека , в годины испытаний люди в них черпают силы .Не зная об этом, невежественные люди могут облить серной кислотой «Данаю» Тициана, подвергнуть бомбардировке картинную галерею и погубить картину «Дробильщики камня» Курбе (немцы в 1945 г.), уничтожить скульптурные конные памятники Рима (их было 22, остался один) – вандалы. После действий вандалов в Древнем Риме акт уничтожения произведений искусства люди стали называть вандализмом. Не по приказу ли невежественного ли человека был совершен акт вандализма: взорван Храм Христа Спасителя в 1931г. Отрадно то, что нынешнее поколение россиян осознало преступность действий своих советских предков и спустя 60 лет после уничтожения этот храм восстановило. Этот храм сегодня - символ не только искупления грехов наших предков, но и символ национального и культурного возрождения России. Слова Джонсона – это предостережение ныне живущим и будущим поколениям людей»Какой след оставим мы, познавая этот мир, след, достойный невежественного или культурного человека. Покажет время. Об этом судить нашим потомкам.

Искусство – особый путь познания человеком мира, осмысления реальности посредством системы образов. Посредством создания произведений искусства происходит реализация такого вида познавательной деятельности людей, как художественное познание. Предметом искусства является человек, его отношения с окружающим миром, а также жизнь людей в определенных исторических условиях. Василий Суриков «Утро стрелецкой казни» Илья Репин «Царевна Софья»








Специфика искусства как формы художественного познания: Искусство является образным и наглядным Для искусства характерны специфические способы воспроизведения окружающей действительности, а также средства создания художественных образов. В литературе- это слово, в живописи- цвет, в музыке – звук. В процессе познания мира с помощью искусства большую роль играют воображение и фантазия познающего субъекта.


























Существует также и множество видов искусства – форм художественной деятельности, различающихся способом воплощения художественных образов. К основным видам искусства относятся литература, театр, графика, живопись, скульптура, хореография, музыка, архитектура, декоративно-прикладное искусство, цирк, художественная фотография, кино.
Основные функции искусства: Гедонистическая – связана с доставлением человеку радости, удовольствия, наслаждения и душевного отдыха. Компенсаторная – восполняет неудовлетворенность реальной жизнью. Коммуникативная – является средством общения в пространстве культуры различных людей. Эстетическая – направлена на преобразование мира на основе красоты. Воспитательная – через примеры и идеалы морально влияет на человека, через сопереживание побуждает к определенным поступкам. Познавательная – способствует получению нового знания об окружающем мире посредством художественных образов.

Древние греки называли искусством «умение создавать вещи в соответствии с определенными правилами». К искусству они относили, помимо зодчества и ваяния, также и ремесленничество, и арифметику, и вообще всякое дело, где требуется действовать по определенным правилам. В таком смысле искусство понималось в течение двух с половиной тысячелетий – до XVI в. В XVI – XVIII вв. ремесло и науки постепенно перестали называть искусствами. Французский философ Ш. Бате в XVIII в., определяя искусство как «творение прекрасного», выделил 7 видов «изящных искусств»: живопись, скульптуру, архитектуру, музыку, поэзию, красноречие, танец. С тех пор этот перечень стал намного длиннее.

В современных толковых словарях указывается, что слово «искусство» в русском языке употребляется в трех разных смыслах:

1) любое занятие, требующее определенных знаний и умений, например, «военное искусство»;

2) мастерство, искусность в каком-либо деле, например, «искусство ведения переговоров»;

3) сфера художественной деятельности и ее продуктов – художественных произведений.

Именно в третьем значении это слово является понятием философии и эстетики.

Искусство – форма общественного сознания и человеческой деятельности, представляющая собой отражение действительности в художественных образах.

Одной из функций искусства является познавательная функция. Из художественных произведений можно многое узнать. В живописи перед нами предстают исторические события, портреты выдающихся деятелей, национальные особенности быта, одежды, нравов. Художник передает дух эпохи, национальный колорит культуры, может быть даже лучше, чем ученый-этнограф или историк. Читая исторические повести и романы, можно почерпнуть массу впечатлений, которых не даст непосредственное изучение подлинных исторических документов.

Многие идеи, развитые писателями-фантастами, впоследствии воплощаются в действительность. Исследователи творчества Жюля Верна насчитали в его романах 108 научно-технических идей. Из них ныне осуществлены 98. У Герберта Уэллса из 86 идей к настоящему времени реализованы 77, у Александра Беляева из 50 – 47.

Художественное произведение подчас опережает науку и оправдывается даже вопреки научным представлениям современников. Уэллс в романе «Машина времени», написанном в 1895 г., за 10 лет до появления первой статьи А. Эйнштейна с изложением основ теории относительности, высказал мысль об относительности времени. А. Блок в 1904 г., за год до этой эйнштейновской статьи, написал такие строки:

Нам казалось, мы кратко блуждали.

Нет, мы прожили долгие жизни …

Возвратились – и нас не узнали,

И не встретили в милой Отчизне.

И никто не спросил о Планете,

Где мы близились к юности вечной …

Нетрудно заметить, что тут описывается эффект замедления времени, возникающий, согласно теории относительности, при движении со скоростью, близкой к скорости света («парадокс близнецов»).

В 1920-х гг. И. Эренбург в романе «Хулио Хуренито» выводит героя, который с помощью радия и лучей находит «средство, которое замечательно облегчит и ускорит дело уничтожения человечества»: за один час можно будет убить 50 тысяч человек. Подобное средство – атомная бомба – появилось в 1945 г.

Но ведь скоро и устройство Луны

Мы рассмотрим и с другой стороны.

А в 1959 г. с аппарата, совершившего облет Луны, обратная сторона ее была сфотографирована. Мартынову пришлось в последующих изданиях переделать текст:

Но ведь, впрочем, и устройство Луны

Мы узнали и с другой стороны.



Психология