Обязанности воспитателя детского сада перед музыкальным руководителем. "Роль воспитателя в процессе проведения музыкальных занятий". Виды музыкальной деятельности

Роль воспитателя на музыкальном занятии и при проведении праздника.

В музыкальном развитии детей большая роль отводится воспитателю. На занятиях он активно помогает музыкальному руководителю: поёт, показывает движения, участвует в играх, плясках, если это необходимо. Организует самостоятельное музицирование ребят, включает музыку в повседневную жизнь детского коллектива (утреннюю гимнастику, прогулку, экскурсию и т.д.)

Воспитатель проводит значительную работу, так как имеет непосредственный ежедневный контакт с детьми и может выяснить музыкальные интересы и склонности каждого ребёнка, создать необходимые условия для развития творческой деятельности ребят в группе, согласуя свои действия с педагогом-музыкантом.

Разнообразна деятельность воспитателя на праздничных утренниках. Самой ответственной является роль ведущего. Его эмоциональность, живость, умение непосредственно общаться с детьми, выразительное исполнение стихотворных текстов во многом определяет общий настрой и темп ведения праздника. Ведущий не только должен хорошо знать сценарий, музыкальный и литературный материал, чтобы в случае необходимости оказать детям своевременную помощь, но и уметь быстро реагировать на неожиданные случайные изменения. Из числа воспитателей выбирается ведущий праздника, его помощники, распределяются поручения между сотрудниками детского сада и устанавливаются сроки выполнения этих поручений (оформление зала, подготовка костюмов для детей на праздник, подарков, оформление постановок, сценок, сюрпризных моментов и т.п.).

Накануне праздника ведущий в присутствии музыкального руководителя проверяет готовность участвующих с ним воспитателей, уточняет всё, что связано с их совместной деятельностью. Ведущий отвечает за художественное и педагогическое содержание всей праздничной программы.

Воспитатели, не выступающие в каких-либо ролях, находятся с детьми своей группы. Они поют вместе с детьми, подготавливают детали костюмов, атрибуты, помогают при проведении игр, танцев, если это необходимо.

Помощники воспитателя должны активно участвовать в праздничном оформлении помещения, помочь одеть детей перед праздником.

Слаженная работа коллектива детского сада обеспечивает проведение праздника на высоком художественном и организационном уровне. Только при таких условиях праздник - яркое, запоминающееся событие в жизни сада, имеющее большое воспитательное значение.

Роль воспитателя в процессе музыкального воспитания.

Воспитатель обязан:

1). Развивать самостоятельность, инициативу детей в применении знакомых песен, хороводов в различных условиях (на прогулках, утренней гимнастике, занятиях), содействовать тому, чтобы дети отражали музыкальные впечатления в творческих играх;

2). Развивать мелодический слух, чувство ритма детей в процессе проведения музыкальных дидактических игр;

3). Углублять музыкальные впечатления детей путём многократного слушания магнитофонных записей.

4).знать все программные требования по музыкальному воспитанию, весь ре- пертуар своей группы и быть активным помощником музыкального руководителя на музыкальных занятиях;

5). Проводить регулярные музыкальные занятия с детьми своей группы в случае отсутствия музыкального руководителя (болезнь, отпуск).

МУЗЫКАЛЬНОЕ ЗАНЯТИЕ.

В 1-ой части занятия воспитатель участвует в показе всех видов упражнений. Это позволяет детям одновременно развивать своё зрительное и слуховое восприятие.

Во 2-ой части занятия при слушании музыки воспитатель личным примером воспитывает у детей умение слушать музыку, в нужных случаях тихо делает замечания детям, следит за дисциплиной.

При пении а) в распевании не участвует, чтобы не сбить детей. Упражнения с разными группами детей в разных тональностях поёт с ними;

б) при разучивании новой песни поёт с детьми, показывает правильную артикуляцию, правильное произношение слов (на мелодии).

Но ни в коем случае не учит слова до знакомства с мелодией.

При совершенствовании разучивания песни на 2-ом этапе первые занятия поёт песни с детьми, на 4 – 5-ом занятиях только подпевает в трудных местах, может петь «без голоса» - артикуляционно, показывает кивком головы правильное вступление.

При выразительном исполнении детьми песни, находящейся на 3-ем этапе разучивания, воспитатель не поёт, так как задачей этого этапа является самостоятельное, эмоционально-выразительное пение без поддержки голоса взрослого. Исключение – пение песен с детьми младших групп, где зачастую ещё нет опыта хоровой деятельности, и разучиваемый материал не достигает третьего этапа исполнения без помощи взрослого.

В процессе музыкально-ритмических движений воспитатель:

а) в играх несюжетных даёт разъяснения, указания, замечания по ходу игры, может включиться в игру при первом её исполнении или тогда, когда игра требует равного количества пар детей. С малышами играет на всех этапах разучивания игры.

б) В сюжетных играх является или только наблюдателем, делает указания, или (в сложной игре, проводимой 1-2ой раз, а также в группах младшего возраста) берёт на себя одну из ролей. Игру детей прерывать не следует. После того, как игра окончится, воспитатель даёт необходимые разъяснения, указания и дети играют вторично. Воспитатель, наблюдая игру детей, помогает музыкальному руководителю советом, говорит, что неудачно получается, какие движения следует вынести на упражнения для дальнейшего её совершенствования.

То же самое происходит и во время исполнения детьми плясок. Новую пляску парную, тройками, элементы которой дети разучили в процессе упражнений, воспитатель показывает вместе с музыкальным руководителем (мелодия напевается ими) или с ребёнком (музыкальный руководитель играет). В пляске хороводной 1-2 раза воспитатель танцует вместе с детьми, затем дети танцуют самостоятельно. Воспитатель же делает указания в процессе исполнения пляски детьми, так как его внимание охватывает большее количество детей, чем внимание музыкального руководителя, сидящего у рояля.

В плясках-импровизациях, проводимых с детьми старших возрастов, воспитатель не участвует, так как эти пляски проводятся в целях развития творческой инициативы детей. Он только записывает последовательность сочинённых детьми движений, и в конце пляски может одобрить их. Воспитатель может по согласованию с музыкальным руководителем сымпровизировать пляску, а детям предложить выполнить её по-своему.

В плясках с участием взрослого, где его действия зафиксированы автором воспитатель всегда, во всех возрастных группах танцует вместе с детьми.

В 3-ей части занятия воспитатель обычно активно не участвует (за исключением занятий в младших группах), так как оценку занятия даёт музыкальный руководитель. Но воспитатель делает замечание и указание детям при перестроении на марш, наблюдает за дисциплиной.

Музыкальный руководитель обязан: Проводить работу с педагогическим коллективом детского сада с целью его ознакомления с основами музыкального воспитания, практическим музыкальным материалом, формами и методическими приёмами внедрения музыки в повседневную жизнь детского сада; проводить групповые (2-4чел.) и индивидуальные консультации, на которых воспитатели знакомятся с очередными задачами музыкальной работы в группе, намечают содержание индивидуальной работы с детьми.

Надежда Чепурова
Консультация «Роль воспитателя на музыкальном занятии»

КОНСУЛЬТАЦИЯ

ТЕМА : Роль воспитателя в организации музыкальной деятельности детей .

ЦЕЛЬ : Развивать инициативность воспитателя , активность в процессе обучения детей на музыкальных занятиях .

Общее музыкально – эстетическое развитие дошкольников в детском саду осуществляет музыкальный руководитель и воспитатель с общей музыкальной подготовкой .

Работа педагогов сложна, разнообразна и должна проводиться в тесном контакте.

Воспитатель располагает большими возможностями приобщения детей к музыке , к её содержанию, направлять чувства детей, вызываемые музыкой , обеспечить обучение программным умениям, следить и направлять развитие творческих, музыкальных способностей детей своей группы. Особо активно воспитатель в процессе обучения детей на музыкальном занятии . например, в младшей группе воспитатель поёт вместе в детьми (но, не заглушая детского пения) . В средней и старшей группах – помогает разучиванию песен и вместе в музыкальным руководителем оценивает исполнение уже выученного произведения. Помимо того (если воспитатель поёт чисто и выразительно) – может спеть новую песню с музыкальным сопровождением .

При обучении детей музыкально – ритмическим движениям : в младшей группе воспитатель участвует во всех видах движений, тем самым активизируя малышей. В средней и старшей группах и, особенно в подготовительной гр. Роль воспитателя иная : она действует по мере необходимости, показывая какое – либо движение, напоминая то или иное настроение, или, давая детям отдельные указания в пляске, игре и т. д.

Воспитатель стимулирует творчество детей, показывает тему, распределяет роли, намечает в общих чертах развитие сюжета.

Направляет самостоятельную музыкальную деятельность детей , включая музыку в игры , прогулки, трудовой процесс, используя, выученный с музыкальным руководителем материал.

Воспитатель участвует в отборе музыкального материала , используя ег на занятиях гимнастикой , изобразительной деятельностью, по развитию речи и ознакомлению окружающей средой.

Конечно, знания и умения музыкального руководителя , имеющего специальное музыкальное образование , и воспитателя отличаются по качественному уровню, поэтому, воспитатель должен постоянно повышать свою музыкальную культуру – слушать музыку , совершенствовать исполнительское умение, быть в курсе методических новинок. Многие знания и умения воспитатель приобретает с помощью музыкального руководителя .

Среди эффективных форм работы с воспитателем можно назвать консультацию и групповые занятия (кружок) .

На индивидуальных консультациях музыкальный руководитель договаривается с воспитателем о заданиях , интересных и доступных детям данной группы и о том, кому из детей следует уделить особое внимание. Музыкальный руководитель проверяет, как воспитатель исполняет детские песни и пляски.

На занятиях кружка воспитатели знакомятся с основными теоретическими и практическими методическими вопросами музыкального воспитания , а также разучивают песни взрослых и песни, которые доступны для прослушивания. Эти песни педагоги исполняют детям на занятиях , как слушание музыки , или на праздниках, концертах.

Наряду с приобретением вокальных навыков воспитатели повышают культуру своего движения. Кроме детских игр, плясок, упражнений, они делают более сложные движения, которые способствуют развитию координации их движений и общему музыкальному развитию .

На кружковых занятиях воспитатели выполняют также некоторые самостоятельные занятия . Цель их – проверить насколько усвоен музыкальный материал , развивать инициативу воспитателя .

Удачный творческий опыт воспитателя следует поощрять и широко использовать в работе с детьми.

Интерес педагогического коллектива к музыкальному воспитанию отражается на всей воспитательной работе , создает подъём, бодрость.

источник : "методика музыкального воспитания в детском саду " Н. А. Ветлугина

Публикации по теме:

Роль воспитателя в оптимизации взаимоотношений между родителями и детьми. Консультация для педагогов У большинства родителей на каком-то этапе возникают вопросы: «А правильно ли я себя веду по отношению к ребенку?», «Почему он стал такой.

Встреча у волшебного Дуба. Детям необходимо выполнить задания Волшебных Червячков, которые живут на Дубе, по определению звуков по высоте,.

Музыкальный руководитель Новожилова Елена Николаевна. В нашем детском саду АНО ДО "Планета детства "Лада" № 169 "Лесная сказка" 15.10.2015г.

Консультация для начинающих воспитателей «Роль воспитателя на музыкальном занятии и праздниках» Среди многих проблем последнего времени, касающихся дошкольного воспитания, выделяется проблема взаимодействия воспитателя и специалистов.

Консультация для родителей «Роль семьи в музыкальном развитии ребенка» Роль семьи в музыкальном развитии ребенка Подготовила музыкальный руководитель МБДОУ № 1 г. Армавир Паветко Н. А. Музыкальное воспитание.

Консультация для родителей: «Роль воспитателя на НОД по физической культуре» Консультация для воспитателей: «Роль воспитателя на непосредственно образовательной деятельности по физической культуре».Дошкольный возраст.

Екатерина Полежаева
Роль воспитателя на музыкальных занятиях

Среди многих проблем последнего времени, касающихся дошкольного воспитания , выделяется проблема взаимодействия воспитателей и специалистов . А проблема педагогического взаимодействия воспитателя и музыкального руководителя – одна из самых важных : от ее решения зависит успешность процесса не только музыкального , но и общего эстетического развития дошкольников.

Нередко воспитатель считает своей обязанностью лишь присутствовать на музыкальном занятии – с целью поддержания дисциплины. Между тем, без активной помощи воспитателя продуктивность музыкальных занятий оказывается гораздо ниже возможной. Осуществление процесса музыкального воспитания требует от педагога большой активности. Воспитывая ребенка средствами музыки , педагоги - «дошкольники» должны хорошо понимать ее значение. Для этого надо ясно и отчетливо представлять, какими средствами, методическими приемами можно закладывать правильное восприятие музыки .

Нам, музыкальным руководителям , хотелось бы видеть заинтересованность воспитателей в процессе музыкального занятия . Когда ребенок видит, что воспитатель с интересом выполняет все задания, то сам включается в процесс с еще большим вдохновением. Ведь воспитатель для него абсолютный авторитет, и чтобы не происходило на занятии , ребенок будет постоянно ориентироваться на воспитателя .

Основной формой музыкального воспитания и обучения ребенка в дошкольном учреждении является музыкальные занятия .

Музыкальное занятие - это основная организационная форма по осуществлению задач музыкального воспитания и развития детей .

На музыкальных занятиях осуществляется разностороннее воспитание детей :

Умственное : дети получают знания о различных сторонах и явлениях окружающей действительности, т. е знания о временах года, о праздниках и трудовых буднях людей. Систематизируется жизненный опыт.

Нравственное - волевое : воспитывается чувство любви к матери, Родине, формируются навыки культурного поведения (в организационных моментах, воспитывается умение слушать , петь, плясать в коллективе. Целеустремленно заниматься, умение доводить начатое дело до конца, преодолевать трудности

Физическое : в танцах и играх формируются определенные двигательные навыки, развивающие определенные группы мышц.

Эстетическое : чтобы уметь слушать и понимать музыку , нужно ее чувствовать, познавать прекрасное.

Певческие навыки : чистота интонирования, дыхание, дикция, слаженность певческих интонаций.

Музыкальное занятие состоит из нескольких разделов :

Вводная часть : движения в различных построениях (колонны, шеренги, звенья, пары, по кругу, ходьба, бег, танцевальные шаги (поскок, прямой, боковой галоп, дробный, хороводный шаг и пр.) . Движения под музыку создают бодрое , веселое настроение, способствуют улучшению осанки, координации рук и ног.

Слушание музыки

Пение и песенное творчество

Обучение игре на детских музыкальных инструментах (знакомство со звучанием инструментов в исполнении взрослого, подбор знакомых мелодий на различных инструментах

Воспитатель осуществляет в основном всю педагогическую работу в детском саду – следовательно, он не может оставаться в стороне и от музыкально – педагогического процесса.

Ведущая роль на музыкальных занятиях принадлежит музыкальному руководителю , т. к. он может донести до детей особенности музыкальных произведений . Ведущая роль музыкального руководителя ни в коей мере не снижает активности воспитателя .

В процессе занятий дети приобретают знания, умения, навыки по слушанию музыки , пению, музыкально -ритмическим движениям, игре на ДМИ.

Участие воспитателя в музыкальном занятии зависит от возрастной группы, музыкальной подготовленности детей и конкретных задач данного занятия . Особенно важно участвовать воспитателю в работе с младшими группами, где ему принадлежит главная роль в игре , пляске, песне. Чем младше дети, тем активнее приходится быть воспитателю – оказывать помощь каждому ребенку, следить, чтобы дети не отвлекались, были внимательными, наблюдать, кто и как проявляет себя на занятии .

В старшей и подготовительной группах, детям предоставляется больше самостоятельности, но все же помощь воспитателя необходима . Он показывает движения упражнений вместе с музыкальным руководителем , исполняет пляску вместе с ребенком, у которого нет пары, осуществляет контроль за поведением детей , за качеством выполнения всего программного материала. Воспитатель должен уметь петь песни, показывать любое упражнение, игру или танец, следит, все ли дети активно поют, правильно ли они передают мелодию песни, выговаривают слова. Поскольку музыкальный руководитель находится около инструмента, он не всегда способен заметить, кто из детей спел то или иное слово неправильно.

Когда дети мало высказываются по поводу услышанного, воспитатель помогает им наводящими вопросами. При проведении музыкально -ритмических движений с детьми младших групп, воспитатель играет с ними , показывает плясовые и имитационные фигуры. В старших группах он внимательно следит, правильно ли дети выполняют движения и кому из них надо помочь. Присутствуя на занятиях , активно участвуя в них, воспитатель не только помогает детям, но и сам усваивает материал.

Педагогу-воспитателю необходимо :

1. Знать музыкальный материал своей группы, быть активным помощником музыкальному руководителю на музыкальных занятиях .

2. Оказывать помощь музыкальному руководителю в освоении детьми программного музыкального репертуара , показывать образцы точного выполнения движений.

3. Проводить регулярные музыкальные занятия с детьми группы в случае отсутствия музыкального руководителя .

4. Разучивать движения с отстающими детьми.

5. Углублять музыкальные впечатления детей путем прослушивания музыкальных произведений в группе с помощью технических средств.

6. Развивать музыкальные умения и навыки детей (мелодический слух, чувство ритма) в процессе проведения дидактических игр.

7. Владеть элементарными навыками игры на детских музыкальных инструментах (металлофоне, колокольчиках, бубне, ложках и др.) .

8. Осуществлять музыкальное развитие детей , используя все разделы работы : пение, слушание музыки , музыкально -ритмические движения, игру на ДМИ, музыкально-дидактические игры .

9. Учитывать индивидуальные возможности и способности каждого ребенка.

10. Развивать самостоятельность, инициативу детей в использовании знакомых песен, хороводов, музыкальных игр на занятиях , прогулке, утренней гимнастике, в самостоятельной художественной деятельности.

11. Создавать проблемные ситуации, активизирующие детей для самостоятельных творческих проявлений.

12. Привлекать детей к творческим играм, включающим в себя знакомые песни, движения, пляски.

13. Использовать имеющиеся у детей музыкальные умения и навыки на занятиях по другим видам деятельности.

14. Включать музыкальное сопровождение в организацию занятий и режимных моментов .

15. Принимать активное участие в проведении праздников, развлечений, музыкальных досугов , кукольных спектаклей.

16. Готовить поэтические подборки поэтического материала к развлечениям и музыкальным праздникам .

17. Оказывать помощь в изготовлении атрибутов, оформлении музыкального зала для праздников и развлечений.

Роль воспитателя на музыкальном занятии .

Роль воспитателя , чередование его пассивного и активного участия, различны, в зависимости от частей занятия и задач .

Слушание музыки :

1. Личным примером воспитывает у детей умение внимательно слушать музыкальное произведение , выражает заинтересованность;

2. Следит за дисциплиной;

3. Оказывает помощь музыкальному руководителю в использовании наглядных пособий и другого методического материала.

Распевание, пение :

1. В распевании не участвует

2. При пении воспитатель садится на стул перед детьми, чтобы показывать при необходимости, правильную артикуляцию движения, высоту звуков.

3. Поддерживает пением при исполнении знакомых песен, используя средства мимической и пантомимической выразительности.

4. При совершенствовании разучиваемой песни, подпевает в «трудных местах» .

5. Не поет с детьми при самостоятельном эмоционально-выразительном пении (исключение – пение с детьми раннего и младшего возраста)

Музыкально -ритмические движения и игры :

1. Участвует в показе всех видов движений, давая соответствующие рекомендации детям.

2. Дает четкие, точные, эстетичные эталоны движений (исключение – упражнения на развитие творческой активности детей) .

3. Принимает непосредственное участие в исполнении танцев, плясок, хороводов. В старшем дошкольном возрасте знакомые пляски, танцы дети исполняют самостоятельно.

4. Корректирует исполнение движений отдельными детьми во время танца, упражнения, игры.

5. Разъясняет и контролирует выполнение условий игры, способствуя формированию поведенческих навыков во время ее проведения.

6. Берет одну из ролей в сюжетной игре.

7. Наблюдает за дисциплиной на протяжении всего музыкального занятия .

Чем активнее воспитатель делает эту работу , тем больше нового дети могут узнать на музыкальных занятиях , в противном случае музыкальные занятия превращаются в бесконечное повторение одного и того же, т. е. «топтание на месте» .

Успехи воспитателя в значительной мере зависят от интенсивности работы музыкального руководителя с ним . Чем меньше подготовлен воспитатель , тем больше приходится музыкальному руководителю заниматься непосредственно с детьми.

Часто воспитатели допускают следующие ошибки на занятиях :

Воспитатель сидит с безучастным видом.

Воспитатель перебивает исполнение.

Нарушает ход занятия (входит и выходит из зала) .

Жизнь ребенка становится красочнее, полнее, радостнее, если не только на музыкальных занятиях , но и в остальное время в детском саду создаются условия для проявления его музыкальных склонностей , интересов, способностей.

Умения, полученные на занятиях , обязательно должны закрепляться и развиваться также вне них. В разнообразных играх, на прогулках, в часы, отведенные для самостоятельной деятельности, дети по собственной инициативе могут петь песни, водить хороводы, слушать музыку . Таким образом, музыка входит в быт ребенка, музыкальная деятельность становится любимым занятием .

Праздники и развлечения

А сейчас пришло время поговорить о праздничных утренниках, которые регулярно проводятся в каждой возрастной группе. Это праздник Осени, Новый год, 23 февраля, 8 Марта и выпускной бал в подготовительной к школе группе.

Праздник в детском саду – это, прежде всего, большая проделанная работа всего коллектива, так как в этом мероприятии задействованы многие сотрудники детского сада. Поэтому праздник – это общее дело! Но у каждого своя роль , свои обязанности. И бывает очень трудно разделить обязанности музыкального руководителя и воспитателя , потому что успешное проведение праздника зависит от совместной организованной работы педагогов.

Итак : на праздник дети одеваются нарядно и по своему желанию, если костюмы не определены в сценарии праздника.

Перед утренником, так же как и перед музыкальным занятием зал должен проветриваться, а помощник воспитателя должен провести влажную уборку. В группе необходимо соблюдать праздничную атмосферу : украсить групповую комнату, повесить красочные плакаты, включить соответствующую музыку и т . д.

Воспитателям обязательно необходимо быть нарядными, иметь подходящую обувь, встречать детей в приподнятом настроении.

При подготовке к празднику задействовать по возможности всех детей : постараться каждому найти какую-либо роль или стихотворение . Во время разучивания с детьми стихов, ролей контролировать правильное произношение, ударение в словах, соблюдение пунктуации.

На самом празднике обязательно присутствовать обоим воспитателям . Перед утренником ведущий должен разложить все атрибуты, необходимые по сценарию, проверить их количество, поставить нужное число стульчиков.

Основная задача ведущего – тщательно готовиться к выполнению своих обязанностей. Ведущий должен хорошо знать программу утренника, должен знать песни, пляски, игры детей и в случае необходимости помочь детям при исполнении танца или инсценировки.

На утреннике ведущий должен держаться свободно, естественно. Он не должен быть многословен. То, что нужно сообщить детям, должно быть изложено просто и понятно. Очень оживляет речь ведущего уместная шутка, вопрос к детям, к воспитателям , гостям (например : Вы не видели как наши малыши пляшут с платочками?»).

Утренник должен быть проведен в хорошем темпе. Растянутость выступления и паузы - утомляют детей.

Ведущий должен быть находчивым! На утреннике могут возникнуть непредвиденные моменты (дети н успели переодеться, изменился состав исполнителей, несвоевременно появился персонаж, пропустили музыкальный номер и др .). В таких случаях ведущий должен быстро найти выход из затруднительного положения (шутки, загадки, приобщение зрителей к разрешению затруднений) .

Во время праздника детей руками не трогать, а чтобы их перестроить, нужно просто сказать им об этом.

Ведущей необходимо произносить текст эмоционально, громко, внятно, не боясь гостей, поддерживая доброжелательную обстановку на празднике. Во время исполнения детьми танцев, хороводов выполнять движения вместе с ними.

По окончании праздника необходимо ведущему научиться организованно заканчивать праздник! После угощения - поблагодарить гостя (взрослый персонаж, попрощаться с ним, обязательно напомнить по какому поводу все собрались в зале собрать всех детей и организованно выйти из зала (за исключением новогодних праздников, когда дети фотографируются с Дедом Морозом).

Воспитатель , не выступающий в каких-либо ролях, находится с детьми своей группы. Он поет и танцует вместе с детьми. Воспитатель так же должен хорошо знать программу и весь ход праздника и отвечать за порученный ему участок работы (подготавливает атрибуты, детали костюмов, вовремя переодевает детей, при необходимости поправляет костюмы).

Костюмы для праздника берутся воспитателями заранее , чтобы была возможность все проверить : постирать, подшить, изготовить недостающие детали. Если родителям поручается сшить или украсить костюм, приготовить атрибуты, родители должны принести их заранее, чтобы воспитатели могли проверить их , иначе на празднике может случиться, что резинки на шапочках петрушек - порвутся, атрибуты сломаются и т. п.

Родители тоже могут принять участие в подготовке праздников : помочь в украшении помещения, оформления стенной газеты, изготовлении костюмов, в исполнении небольших ролей или чтении стихов, исполнении музыкальных номеров со своими детьми.

Объявление о празднике вешается заранее, чтобы родители точно знали когда и во сколько утренник.

Хорошо проводить обсуждения прошедшего праздника на пед. совещании, где обсуждаются положительные моменты праздника и допущенные ошибки.

Перед утренниками – воспитатели должны помогать украшать зал к праздникам и убирать после своего утренника все атрибуты (желательно на место) .

И напоследок хотелось бы сказать, что праздник – это, прежде всего, показательное выступление наших детей и нас в том числе, поэтому относитесь, пожалуйста, к нему с большой ответственностью. И тогда все у нас получится!

Нередко воспитатель считает своей обязанностью лишь присутствовать на музыкальном занятии – с целью поддержания дисциплины. Между тем, без активной помощи воспитателя продуктивность музыкальных занятий оказывается гораздо ниже возможной. Осуществление процесса музыкального воспитания требует от педагога большой активности.


Педагогу-воспитателю необходимо: 1. На занятие приходить за две-три минуты до начала, чтобы построиться и настроить детей на занятие. 2. Во время занятия желательно не покидать зал, чтобы не пропустить какой-либо материал. 3. Знать музыкальный материал своей группы, быть активным помощником музыкальному руководителю на музыкальных занятиях.


4. Оказывать помощь музыкальному руководителю в освоении детьми программного музыкального репертуара, показывать образцы точного выполнения движений. 5. В свободной деятельности закреплять материал, полученный на занятии. 6. Проводить регулярные музыкальные занятия с детьми группы в случае отсутствия музыкального руководителя.


7. Разучивать движения с отстающими детьми. 8. Углублять музыкальные впечатления детей путем прослушивания музыкальных произведений в группе с помощью технических средств. 9. Развивать музыкальные умения и навыки детей (мелодический слух, чувство ритма) в процессе проведения дидактических игр.


10. Владеть элементарными навыками игры на детских музыкальных инструментах (металлофоне, колокольчиках, бубне, ложках и др.). 11. Осуществлять музыкальное развитие детей, используя все разделы работы: пение, слушание музыки, музыкально-ритмические движения, игру на ДМИ, музыкально- дидактические игры.


12. Учитывать индивидуальные возможности и способности каждого ребенка. 13. Развивать самостоятельность, инициативу детей в использовании знакомых песен, хороводов, музыкальных игр на занятиях, прогулке, утренней гимнастике, в самостоятельной художественной деятельности.


14. Создавать проблемные ситуации, активизирующие детей для самостоятельных творческих проявлений. 15. Привлекать детей к творческим играм, включающим в себя знакомые песни, движения, пляски. 16. Использовать имеющийся у детей музыкальные умения и навыки на занятиях по другим видам деятельности.


17. Включать музыкальное сопровождение в организацию занятий и режимных моментов. 18. Принимать непосредственное участие в диагностическом обследовании своих воспитанников по выявлению музыкальных умений и навыков, индивидуальных возможностей каждого ребенка.


19. Принимать активное участие в проведении праздников, развлечений, музыкальных досугов, кукольных спектаклей. 20. Готовить поэтические подборки поэтического материала к развлечениям и музыкальным праздникам. 21. Оказывать помощь в изготовлении атрибутов, оформлении музыкального зала для праздников и развлечений.


Нам, музыкальным руководителям, хотелось бы видеть заинтересованность воспитателей в процессе музыкального занятия. Когда ребенок видит, что воспитатель с интересом выполняет все задания, то сам включается в процесс с еще большим вдохновением. Ведь воспитатель для него абсолютный авторитет, и что бы не происходило на занятии, ребенок будет постоянно ориентироваться на воспитателя.


Среди многих проблем последнего времени, касающихся дошкольного воспитания, выделяется проблема взаимодействия воспитателей и специалистов. А проблема педагогического взаимодействия воспитателя и музыкального руководителя – одна из самых важных: от ее решения зависит успешность процесса не только музыкального, но и общего эстетического развития дошкольников.


Праздник в детском саду – это, прежде всего, большая проделанная работа всего коллектива, так как в этом мероприятии задействованы многие сотрудники детского сада: воспитатели, специалисты, кастелянша, повара, медицинские работники, администрация и т.д. Поэтому праздник – это общее дело! Но у каждого своя роль, свои обязанности. Успешное проведение праздника зависит от совместной организованной работы педагогов.


1. На праздник дети одеваются нарядно и по своему желанию, если костюмы не определены в сценарии праздника. 2. Перед утренником в группе необходимо соблюдать праздничную атмосферу: украсить групповую комнату, повесить красочные плакаты, включить соответствующую музыку и т.д.


3. Воспитателям обязательно необходимо быть нарядными, иметь подходящую обувь, встречать детей в приподнятом настроении. 4. При подготовке к празднику задействовать по возможности всех детей: постараться каждому найти какую-либо роль, стихотворение, и т.д.


5. Во время разучивания с детьми стихов, ролей контролировать правильное произношение, ударение в словах, соблюдение пунктуации. 6. На самом празднике обязательно присутствовать обоим воспитателям. 7. Во время праздника детей руками не трогать, а чтобы их перестроить, нужно просто сказать им об этом.




10. По окончании праздника воспитателям нужно собрать всех детей и организованно выйти из зала (за исключением новогодних праздников, когда дети фотографируются с Дедом Морозом). 11. Просьба к воспитателям – помогать украшать зал к праздникам и убирать после своего утренника все атрибуты (желательно на место).




Роль воспитателя в процессе музыкального

Воспитания детей дошкольного возраста

Насколько активно воспитатели детского сада участвуют в музыкальном воспитании детей? И все ли они осознают важность такого участия? Увы, нередко воспитатель считает своей обязанностью всего лишь присутствовать на музыкальном занятии - с целью поддержания дисциплины. А некоторые не считают нужным даже и присутствовать - мол, за это время они смогут сделать какие-то дела в группе... Между тем, без активной помощи воспитателя продуктивность музыкальных занятий оказывается гораздо ниже возможной. Осуществление процесса музыкального воспитания требует от педагога большой активности.

Воспитывая ребенка средствами музыки, педагоги - «дошкольники» должны хорошо понимать ее значение в гармоничном развитии личности. Для этого надо ясно и отчетливо представлять, какими средствами, методическими приемами можно закладывать основы правильного восприятия музыки.

Педагогу-воспитателю необходимо:

Знать все программные требования по музыкальному воспитанию.

Знать музыкальный репертуар своей группы, быть активным помощником музыкальному руководителю на музыкальных занятиях.

Оказывать помощь музыкальному руководителю в освоении детьми программного музыкального репертуара, показывать образцы точного выполнения движений.

Проводить регулярные музыкальные занятия с детьми группы в случае отсутствия музыкального руководителя.

Разучивать движения с отстающими детьми.

Углублять музыкальные впечатления детей путем прослушивания музыкальных произведений в группе с помощью технических средств.

Развивать музыкальные умения и навыки детей (мелодический слух, чувство ритма) в процессе проведения дидактических игр.

Владеть элементарными навыками игры на детских музыкальных инструментах (металлофоне, тембровых колокольчиках,деревянных ложках и др.).

Осуществлять музыкальное развитие детей, используя все разделы работы: пение, слушание музыки, музыкально- ритмические движения, игру на ДМИ, музыкально-дидактические игры.

Учитывать индивидуальные возможности и способности каждого ребенка.

Развивать самостоятельность, инициативу детей в использовании знакомых песен, хороводов, музыкальных игр на занятиях, прогулке, утренней гимнастике, в самостоятельной художественной деятельности.

Создавать проблемные ситуации, активизирующие детей для самостоятельных творческих проявлений.

Привлекать детей к творческим играм, включающим в себя знакомые песни, движения, пляски.

Использовать имеющиеся у детей музыкальные умения и навыки на занятиях по другим видам деятельности.

Включать музыкальное сопровождение в организацию занятий и режимных моментов.

Принимать непосредственное участие в диагностическом обследовании своих воспитанников по выявлению музыкальных умений и навыков, индивидуальных возможностей каждого ребенка.

Принимать активное участие в подготовке и проведении праздников, развлечений, музыкальных досугов, кукольных спектаклей.

Готовить тематические подборки поэтического материала к развлечениям и музыкальным утренникам.

Оказывать помощь в изготовлении атрибутов, оформлении музыкального зала для праздников и развлечений.

Быть артистичным, изобретательным, эмоционально мобильным.

На музыкальном занятии

Роль воспитателя, чередование его активного и пассивного участия, различны в зависимости от частей занятия и их задач:

Слушание музыки:

1. Личным примером воспитывает у детей умение внимательно слушать музыкальное произведение, выражает заинтересованность;

2. Следит за дисциплиной;

3. Оказывает помощь музыкальному руководителю в использовании наглядных пособий и другого методического материала.

Распевание, пение:

1. Не участвует во время быстрых опросных упражнений;

2. В распевании не участвует, чтобы не сбивать детей;

3. Поет с детьми, разучивая новую песню, показывая правильную артикуляцию;

4. Поддерживает пением при исполнении знакомых песен, используя средства мимической и пантомимической выразительности;

5. При совершенствовании разучивания песни подпевает в трудных местах;

6. Не поет с детьми при самостоятельном эмоционально-выразительном
пении (исключение - пение с детьми раннего и младшего возраста);

Музыкально-ритмические движения и игры:

1. Участвует в показе всех видов движений, давая соответствующие рекомендации детям;

2. Дает точные, четкие, эстетичные эталоны движений (исключение -
упражнения на развитие творческой активности детей);

3. Принимает непосредственное участие в исполнении танцев, плясок, хороводов. В старшем дошкольном возрасте знакомые танцы, пляски дети исполняют самостоятельно;

4. Корректирует выполнение движений отдельными детьми во время танца
или пляски;

5. Разъясняет и контролирует выполнение условий игры, способствуя формированию поведенческих навыков во время ее проведения;

6. Берет одну из ролей в сюжетной игре;

7. Наблюдает за дисциплиной на протяжении всего музыкального занятия.

Роль воспитателя на музыкальной непосредственной

Деятельности и на праздниках

Среди многих проблем последнего времени, касающихся дошкольного воспитания, выделяется проблема взаимодействия воспитателей и специалистов. А проблема педагогического взаимодействия воспитателя и музыкального руководителя – одна из самых важных: от ее решения зависит успешность процесса не только музыкального, но и общего эстетического развития дошкольников.

Нам, музыкальным руководителям, хотелось бы видеть заинтересованность воспитателей в процессе музыкального занятия. Когда ребенок видит, что воспитатель с интересом выполняет все задания, то сам включается в процесс с еще большим вдохновением. Ведь воспитатель для него абсолютный авторитет, и что бы не происходило на занятии, ребенок будет постоянно ориентироваться на воспитателя.

Как же проявляется заинтересованность воспитателя на музыкальном занятии? Прежде всего, воспитателю необходимо понять, что на музыкальном занятии он такой же участник, как и дети, а не надзиратель. Представьте, что вы ребенок, вам все интересно, и вы вместе с детьми весело поете песни, задорно танцуете, вдумчиво слушаете музыку… И делаете это не как повинность, а с душой, но не забываете, что идет педагогический процесс, который необходимо контролировать.

Самым наглядным примером заинтересованного воспитателя в нашем детском саду является Зоя Викторовна Жуковская. Она всегда принимает участие в занятии с большой долей оптимизма и интереса. Мы можем запланировать открытое музыкальное занятие с ее группой с целью продемонстрировать действия воспитателя на занятии.

А теперь от эстетики перейдем к организационным вопросам, касающимся музыкального занятия. Для кого-то я приведу прописные истины, но в нашем коллективе много начинающих педагогов, которые еще не знакомы со спецификой музыкальных занятий.

Итак:

На музыкальном занятии дети должны быть нарядно одетыми, на ногах удобная обувь, девочки обязательно в юбочках.

Начиная со средней группы детей необходимо строить, чередуя мальчика и девочку.

На занятие приходить за две-три минуты до начала, чтобы построиться и настроить детей на занятие.

Воспитатель с собой приносит тетрадь с твердой обложкой на спирали и ручку, чтобы записывать слова песен, игр, движения танцев, рекомендации и т.д.

Во время занятия желательно не покидать зал, чтобы не пропустить какой-либо материал.

Выполнять вместе с детьми упражнения, движения танцев, дидактических и пальчиковых игр, петь песни, и т.д.

Следить за правильным выполнением детьми движений.

Перед занятием необходимо соблюдать музыкальную тишину: не включать магнитофон, так как у детей нарушается слуховое восприятие и сосредоточенность.

В свободной деятельности закреплять материал, полученный на занятии.

А сейчас пришло время поговорить о праздничных утренниках, которые регулярно проводятся в каждой возрастной группе. Это праздник Осени, Новый год, 8 Марта и выпускной бал в подготовительной к школе группе.

Праздник в детском саду – это, прежде всего, большая проделанная работа всего коллектива, так как в этом мероприятии задействованы многие сотрудники детского сада: воспитатели, специалисты, кастелянша, повара, медицинские работники, администрация и т.д. Поэтому праздник – это общее дело! Но у каждого своя роль, свои обязанности. И бывает очень трудно разделить обязанности музыкального руководителя и воспитателя, потому что успешное проведение праздника зависит от совместной организованной работы педагогов.

Итак:

1. На праздник дети одеваются нарядно и по своему желанию, если костюмы не определены в сценарии праздника.

2. Перед утренником в группе необходимо соблюдать праздничную атмосферу: украсить групповую комнату, повесить красочные плакаты, включить соответствующую музыку и т.д.

3. Воспитателям обязательно необходимо быть нарядными, иметь подходящую обувь, встречать детей в приподнятом настроении.

4. При подготовке к празднику задействовать по возможности всех детей: постараться каждому найти какую-либо роль, стихотворение, и т.д.

5. Во время разучивания с детьми стихов, ролей контролировать правильное произношение, ударение в словах, соблюдение пунктуации.

6. На самом празднике обязательно присутствовать обоим воспитателям.

7. Во время праздника детей руками не трогать, а чтобы их перестроить, нужно просто сказать им об этом.

8. Ведущей необходимо произносить текст эмоционально, громко, внятно, не боясь гостей, поддерживая доброжелательную обстановку на празднике.

9. Во время исполнения детьми танцев, хороводов выполнять движения вместе с ними.

10. По окончании праздника воспитателям нужно собрать всех детей и организованно выйти из зала (за исключением новогодних праздников, когда дети фотографируются с Дедом Морозом).

11. Просьба к воспитателям – помогать украшать зал к праздникам и убирать после своего утренника все атрибуты (желательно на место).

И напоследок хотелось бы сказать, что праздник – это, прежде всего, показательное выступление наших детей и нас в том числе, поэтому относитесь, пожалуйста, к нему с большой ответственностью. И тогда все у нас получится!

Воспитатель и музыкальный руководитель:

вопросы сотрудничества и сотворчества

Профессиональные задачи музыкального руководителя ДОУ

Задачи музыкального воспитания дошкольников, решаемые воспитателем

1. Организация и проведение занятий в каждой возрастной группе.

2. Организация и проведение праздников, программ развлечений в детском саду.

3. Руководство работой воспитателя в области музыкального развития детей посредством консультаций и групповых занятий.

4. Организация педагогических совещаний

1. Помощь в процессе проведения музыкальных занятий: петь и двигаться вместе с детьми, помогать разучивать новые песни, танцевальные движения, следить за выполнением заданий.

2. Организация педагогических условий, содействующих развитию самостоятельной музыкальной деятельности дошкольников.

3. Отбор музыкально-дидактического материала для решения разнообразных задач воспитания и развития детей. Организация самостоятельной музыкально-творческой деятельности детей

Общность профессионально-педагогических задач как основа сотрудничества и сотворчества музыкального руководителя и воспитателя ДОУ.

Задачи мониторинга

1. Изучение индивидуальных особенностей и возможностей ребенка, в том числе связанных с музыкальностью дошкольника.

3. Отслеживание характера изменений, происходящих с ребенком в ходе образовательного процесса

детского сада, характер его продвижения в развитии, в том числе музыкальном.

4. Определение эффективности влияния реализуемых в детском саду педагогических условий на разностороннее развитие

дошкольника

1. Изучение индивидуальных особенностей и возможностей ребенка в контексте музыкальности.

2. Учет их в целостном образовательном процессе ДОУ.

3. Отслеживание характера изменений, происходящих с ребенком в ходе образовательного процесса детского сада, его продвижения в музыкальном развитии.

4. Определение эффективности влияния реализуемых в детском

саду педагогических условий

на музыкальное воспитание

и развитие дошкольника

Задачи педагогического проектирования образовательного процесса

Ознакомление с музыкальным репертуаром для слушания и исполнения детьми в целях содействия в работе музыкального педагога.

Знание задач музыкального воспитания и развития дошкольников, анализ их решения с точки зрения базовой компетентности музыкального руководителя.

Оказание профессиональной помощи и поддержки друг друга, совместное решение задач воспитания и развития ребенка, в числе которых и задачи музыкального воспитания и развития.Создание единого культурно-образовательного пространства в педагогическом коллективе образовательного учреждения, в детском саду и семье воспитанника, в детском саду и учрежден

Ознакомление с педагогическими задачами общего развития дошкольников данного возраста.

Изучение особенностей общекультурной компетентности воспитателя детского сада, знание его музыкальных потребностей и интересов.

Оказание профессиональной помощи и поддержки друг друга, совместное решение задач воспитания и развития ребенка посредством музыки и музыкальной деятельности.

Создание единого культурно-образовательного музыкально-эстетического пространства в педагогическом коллективе образовательного учреждения, в детском саду и семье воспитанника, в детском саду и учреждениях культуры, содружество с музыкальными учреждениями города, района ДОУ

Задачи проектирования и организации развивающей образовательной среды ДОУ

Задачи развития субъектной позиции воспитателя, обогащения профессиональной компетентности



Растения