Иллюстрации к рассказу искандера 13 подвиг геракла. Фазиль Искандер «Тринадцатый подвиг Геракла». Юмор и его роль в рассказе. I. Организационный момент

Слайд 1

Фазиль Искандер «Тринадцатый подвиг Геракла». Юмор и его роль в рассказе.
Выполнила: учитель русского языка и литературы ГБОУ СОШ № 1368 г. Москвы Шлямова К. П.

Слайд 2

Юмор делает серьезное еще более серьезным… Ф. Искандер

Слайд 3

Комедия
Сарказм
Трагедия
Сатира
Юмор





Слайд 4

Комедия
Сарказм
Трагедия
Сатира
Юмор
Драматическое произведение, в основе которого лежит юмор.
Изображением героев в смешном виде; доброжелательный смех.
Язвительная насмешка, высшая степень иронии.
Драматическое произведение, в основе которого лежит конфликт.
Высмеивание, разоблачение отрицательных сторон жизни.

Слайд 5

Комедия
Сарказм
Трагедия
Сатира
Юмор
Драматическое произведение, в основе которого лежит юмор.
Драматическое произведение, в основе которого лежит конфликт.
Язвительная насмешка, высшая степень иронии.
Изображением героев в смешном виде; доброжелательный смех.
Высмеивание, разоблачение отрицательных сторон жизни.

Слайд 6

Юмор (англ. humour – нрав, настроение) – изображение героев в смешном виде. В отличие от сатиры юмор выражает смех веселый, доброжелательный.

Слайд 7

Слайд 8

удушение Немейского льва
убийство Лернейской гидры
истребление Стимфалийских птиц
поимка Керинейской лани
укрощение Эриманфского вепря
очистка Авгиевых конюшен
укрощение Критского быка
похищение коней Диомеда
похищение пояса Ипполиты
похищение коров Гериона
похищение золотых яблок Гесперид
укрощение пса Кербера

Слайд 9

Рассказчик – образ человека, от лица которого ведется повествование в художественном произведении.

Слайд 10

Шурик Авдеенко Сахаров Адольф Комаров
1. Загорелое угрюмое лицо показывало мощные усилия ума и воли. 2. Стоял у доски с яростным и угрюмым лицом. 3. Длинный, нескладный, самый мрачный человек в классе. 1. Умное добросовестное лицо. 1. Опрятный, худой и тихий. 2. Привычка держать руки на промокашке. 3. Волосы светлые, веснушки. 4. Считался способным троечником.
Даже во время смеха не переставал быть отличником.
Его редко ругали, но ещё реже хвалили.
«Черный лебедь».

Слайд 11

Состояние главного героя Реакция класса
1. В воздухе запахло какой-то опасностью. 1. Смотрел на меня и ждал.
2. Захлопнулся маленький капканчик. 2. Ждал, что я буду проваливаться.
3. Сердце моё с размаху влепилось в спину. 3. Хотел, чтобы я проваливался, как можно медленнее и интереснее.
4. Голос мой подымается прямо из живота. 4. Сдерживал хихиканья.
5. Казнь. 5. Смеялся.
6. Ужас и отвращение. 6. Хохотал.

Фазиль Искандер

«Тринадцатый подвиг Геракла».

Юмор и его роль в рассказе.

Выполнила:

учитель русского языка и литературы

ГБОУ СОШ № 1368 г. Москвы

Шлямова К. П.

Юмор делает серьезное Юмор делает серьезное еще более серьезным… Ф. Искандер

Трагедия

Трагедия

Драматическое произведение, в основе которого лежит юмор.

Изображением героев в смешном виде; доброжелательный смех.

Язвительная насмешка, высшая степень иронии.

Драматическое произведение, в основе которого лежит конфликт.

Высмеивание, разоблачение отрицательных сторон жизни.

Трагедия

Драматическое произведение, в основе которого лежит юмор.

Драматическое произведение, в основе которого лежит конфликт.

Язвительная насмешка, высшая степень иронии.

Изображением героев в смешном виде; доброжелательный смех.

Высмеивание, разоблачение отрицательных сторон жизни.

Юмор (англ. humour – нрав, настроение) – изображение героев в смешном виде. В отличие от сатиры юмор выражает смех веселый, доброжелательный. Юмор (англ. humour – нрав, настроение) – изображение героев в смешном виде. В отличие от сатиры юмор выражает смех веселый, доброжелательный.

удушение

Немейского льва

убийство

Лернейской гидры

истребление Стимфалийских птиц

Керинейской лани

укрощение

Эриманфского вепря

очистка Авгиевых конюшен

укрощение

Критского быка

похищение коней Диомеда

похищение пояса Ипполиты

похищение

коров Гериона

похищение золотых

яблок Гесперид

укрощение

пса Кербера

Рассказчик – образ человека, от лица которого ведется повествование в художественном произведении. Рассказчик – образ человека, от лица которого ведется повествование в художественном произведении.

Даже во время

смеха не переставал быть отличником.

Его редко ругали, но

ещё реже хвалили.

«Черный лебедь».

Градация (лат. gradatio – ступеньчатое повышение) – постепенное нарастание смысловой или эмоциональной значимости ряда выражений.

«…Мне хочется благодарно возвысить метод Харлампия Диогеновича. Смехом он, безусловно, закалял наши лукавые детские души и приучал нас относиться к собственной персоне с достаточным чувством юмора. По-моему, это вполне здоровое чувство, и любую попытку ставить его под сомнение я отвергаю решительно и навсегда.» «…Мне хочется благодарно возвысить метод Харлампия Диогеновича. Смехом он, безусловно, закалял наши лукавые детские души и приучал нас относиться к собственной персоне с достаточным чувством юмора. По-моему, это вполне здоровое чувство, и любую попытку ставить его под сомнение я отвергаю решительно и навсегда.» Домашнее задание: Домашнее задание: Сочинение «Еще один случай на уроке у Харлампия Диогеновича».

Слайд 2

Описание слайда:

Искандер Фазиль Абдулович (р. 1929), прозаик, поэт. Родился 6 марта в Сухуми в семье Искандер Фазиль Абдулович (р. 1929), прозаик, поэт. Родился 6 марта в Сухуми в семье ремесленника. Закончил среднюю школу, получил библиотечное образование. В 1950-е Искандер приезжает в Москву, поступает в Литературный институт, который оканчивает в 1954. Уже в студенческие годы начинает печататься (первые публикации в 1952). Пишет стихи. Работает журналистом в Курске, затем в Брянске. В 1959 - редактор в абхазском отделе Госиздата. Первые стихотворные сборники - "Горные тропы" (1957), "Доброта земли" (1959), "Зеленый дождь" (1960) и другие - получают хорошие отзывы критиков и признание читателей. С 1962 его рассказы начинают публиковать журнал "Юность" и "Неделя".Из этих рассказов автор собирает первую книгу "Запретный плод". Однако по-настоящему широкую известность ему приносит публикация в "Новом мире" «Созвездия Козлотура». Тепло были встречены рассказы и повести: "Летним днем" (1969), "Дерево детства" (1970). Особый интерес к его творчеству вызвал цикл новелл "Сандро из Чегема« (1973). Перу Искандера принадлежат детские рассказы - "День Чика" (1971) и "Защита Чика" (1983), легшие в основу книги рассказов "Детство Чика" (1993). В 1982 в журнале "Юность" вышло произведение писателя - "Кролики и удавы", имевшее необыкновенный успех. В 1987 он опубликовал книгу стихов "Путь"; в 1990 – повесть "Стоянка человека"; в 1991 - книгу публицистики "Поэты и цари"; в 1993 "Стихотворения" и роман "Человек и его окрестности". В 1995 в журнале "Знамя" была опубликована повесть "Софичка". Ф. Искандер живет и работает в Москве. Использованы материалы кн.: Русские писатели и поэты. Краткий биографический словарь. Москва, 2000.

Тема. Фазиль Искандер «Тринадцатый подвиг Геракла».

Цель: ознакомить учащихся с биографией Ф.Искандера и его рассказом «Тринадцатый подвиг Геракла», повторить средства выразительности, используемые в художественном тексте, совершенствовать навыки чтения и анализа художественного текста; продолжить развитие коммуникативной компетенции учащихся, развивать интерес к родной литературе; воспитывать внимательное отношение к слову.
Оборудование: текст рассказа, фонохрестоматия, портрет Ф. Искандера, презентация, иллюстрации к мифам о Геракле, раздаточный материал.
Тип урока: урок изучения нового материала, вид урока – урок внеклассного чтения.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент.

II. Проверка домашнего задания.

III. Работа над темой урока.

  1. Знакомство с биографией Искандера.
    Слово учителя. (Рассказ сопровождается презентацией).
    Творчество Фазиля Искандера прочно связано с его родиной, с абхазскими горами, яркими красками южного неба и моря, с воспоминаниями детства. Герои книг по большей части земляки автора. Это великие труженики, простые, веселые и гордые люди. Много в этих книгах и товарищей его детства. Сам писатель так сказал о себе: «Я русский писатель, но певец Абхазии».
    В одном из интервью Искандер заметил: «Я никогда не задумываюсь о том, чтобы быть ярко национальным абхазским писателем. Это должно получаться само собой. Я беру тот или иной момент абхазской жизни не потому, что он абхазский, а потому, что вижу в этом талант действительности. «Вот это интересно, – говорю я, – об этом интересно поговорить». А потом это уже оказывается и национально наиболее ярким».
    Фазиль Абдулович Искандер родился в 1929 году в Сухуми. Детство его прошло в горном селе и в сухумском дворике, куда он приезжал на лето к родным. Отец был служащим. Еще с дореволюционных времен у него был иранский паспорт, поэтому в 1938 году он был депортирован за пределы СССР вместе с другими лицами иранского происхождения. Больше никогда Фазиль Искандер не видел своего отца. Уже будучи взрослым, он узнал о том, что по прибытии в Иран отец его был арестован и отправлен на каторжные работы. Умер он в 1957 году.
    Окончив школу, Искандер отправляется в Москву, где хочет поступить в университет на философский факультет. Это ему не удается. Он становится студентом Государственного библиотечного института. Учась в этом вузе, Искандер пишет стихи, и в 1951 году переходит в Литературный институт им. Горького, который заканчивает в 1954 году.
    В 1957 году вышла первая книга стихов Искандера «Горные тропы». Но настоящая известность пришла к нему с прозой.
    Еще в 1956 году в журнале «Пионер» был напечатан рассказ «Первое дело». Через шесть лет появляются два его новых рассказа – «Рассказ о море» и «Петух». В 1964 году в журнале «Сельская молодежь» был напечатан рассказ «Тринадцатый подвиг Геракла». И в этом же году 8 рассказов Искандера были включены в 5-томник «Библиотеки произведений советских писателей».
    Проза Искандера началась с рассказов о детстве. В своих смешных и трогательных рассказах писатель ставит серьезные нравственные вопросы: что такое честь и бесчестие, достоинство и трусость, в чем состоит коварство, как выражается предательство? Эти вопросы станут в дальнейшем коренными в творчестве Искандера.
    Дома вы познакомились с рассказом «Тринадцатый подвиг Геракла».
    • О чём он? Кто появляется в первых строчках? (Это рассказ о том, как мальчик поплатился за несделанное задание. На первых страницах мы видим учителя математики - Харлампия Диогеновича).
    • Кто ёще действует в рассказе? Для этого выполним небольшую тестовую работу. О ком из героев говориться во фрагменте? (у каждого ученика на парте карточка)

    Рядом со мной сидел тихий и скромный ученик. Звали его _______________. Теперь он себя называл Аликом и даже на тетради писал Алик, потому что началась война и он не хотел, чтобы его дразнили Гитлером. Все равно все помнили, как его звали раньше, и при случае напоминали ему об этом.
    Я любил разговаривать, а он любил сидеть тихо. Нас посадили вместе, чтобы мы влияли друг на друга, но, по-моему, из этого ничего не получилось. Каждый остался таким, каким был.
    _________________подошел к столу, длинный, нескладный, и по липу его было видно, что он так и не решил, что лучше, получить двойку или идти первым на укол.
    Он заголил рубаху и теперь стоял спиной к докторше, все такой же нескладный и не решивший, что же лучше. И потом, когда укол сделали, он не обрадовался, хотя теперь весь класс ему завидовал.
    ________________, пересядьте, пожалуйста, к _________________.
    ________________встает и смотрит на Харлампия Диогеновича вопросительно. Он не понимает, зачем ему, отличнику, пересаживаться к _____, который плохо учится.

  2. Работа над рассказом «Тринадцатый подвиг Геракла».
    Давайте послушаем отрывок из фонохрестоматии. А вы себе в тетради запишите ключевые слова, характеризующие/показывающие этого необычного учителя (Ученики слушают фрагмент, выписывают слова. Проверка).
    - Что мы можем сказать, исходя из услышанного? Как водится, ученики бояться контрольных. Послушаем, как проходили контрольные на уроках Харлампия Диогеновича. Откройте учебники.
  3. Работа с текстом.
    • Подчеркните средства выразительности, которые использует автор для создания ярких образов героев. (Сравнение (с бусами, жёлтыми, как кошачьи глаза), метафора (чёрный лебедь), эпитет (мощные усилия).
    • От чьего лица ведётся повествование? В какое время произошла история, описанная в рассказе? (Послевоенное время, Абхазия. Рассказчик – пятиклассник).
    • Тогда почему же в названии рассказа появляется Геракл? Что это за герой? (Древнегреческий герой, сын Зевса, совершал подвиги).
    • Перечислите подвиги Геракла
      Ученики (с помощью картинок) перечисляют подвиги Геракла .
      «Немейский лев», «Лернейская гидра», «Керинейская лань», «Эриманфский вепрь»,
      «Авгиевы конюшни», «Критский бык», «Кони Диомеда», «Пояс Ипполиты», «Стадо Гериона», «Стимфалийские птицы», «Укрощение Цербера», «Яблоки Гесперид».
  4. Беседа.
    • Назовите в рассказе все, что связано с Древней Грецией. (Название рассказа, Пифагор, греческое происхождение учителя, его отчество, напоминающее о древнегреческом философе Диогене).
    • В чем состоит «философский» смысл рассуждений о школьных математиках? (Старую школьную шутку рассказчик воспринимает совершенно серьезно, что делает ее еще более смешной).
    • Стадион «мешал педагогическому процессу». Как рассказчик выражает невозможность для детей сбежать на стадион с урока математики? (Смешным примером: «Это было все равно, что подойти к директору на перемене и молча скинуть с него шляпу»).
    • Почему дети боялись нарушить дисциплину на уроках математики? (Потому что учитель «заставлял… смеяться, но это был не стихийный смех, а веселье, организованное сверху, самим же учителем»).
    • Зачем учитель предлагает отличнику Сахарову пересесть к Саше Авдеенко? («Пожалейте Авдеенко, он может сломать себе шею». Учитель напоминает мальчику (Саше) о чувстве собственного достоинства. Разговор этот ведется с юмором, потому что, по убеждению писателя, «юмор делает серьезное еще более серьезным». «Шурик Авдеенко сидит, яростно наклонившись над тетрадью, показывая мощные усилия ума и воли, брошенные на решение задачи»).
    • Какой случай вспоминает рассказчик? (Пересказать эпизод с прививками, связанный с попыткой героя избежать двойки за невыполненное домашнее задание).
    • Как учитель понял хитрость мальчика? (По слову «малярик»).
    • Объясните значение фразы: «Конечно, слишком бояться выглядеть смешным не очень умно, но куда хуже совсем не бояться этого». («Не бояться этого» – не понимать, что ты смешон, быть глупым).
    • Какое значение имеет слово подвиг? (Смелый поступок).
    • Можно ли назвать подвигом поступок главного героя рассказа? Почему Искандер называет это «подвигом»? (Нет, автор иронизирует).
  5. Чтение по ролям финальной сцены у доски.
    Давайте прочитаем концовку рассказа. Каким образом Харлампий Диогенович дал мальчику урок? (Он воспитывает смехом. Никто не хочет быть смешным).

IV. Подведение итогов урока.

Сегодня мы ознакомились с произведением о детстве. Как и большинство подобных текстов, он многому учит нас, читателей. Но Искандер учит по-своему. В рассказе нет нравоучительности. Мы смеемся вместе с героем. В том числе и над ним самим. Рекомендую вам прочитать ещё несколько рассказов этого автора.

V. Домашнее задание:

составить кроссворд по рассказу «Тринадцатый подвиг Геракла».

Фазиль Абдулович Искандер (1929-2016)


Фазиль Абдулович Искандер (1929-2016) Родился 6 марта 1929года в Сухуми (Абхазия), в семье иранца - владельца кирпичного завода. В 1938 отец Фазиля был выслан из СССР. С тех пор Искандер больше никогда его не видел. Воспитывался родственниками матери-абхазки в селе Чегем.


Биография По корням Фазиля Искандера можно судить о том, какая это могучая личность. Детство его прошло в горном селе и в сухумском дворике дедушки, куда он приезжал на лето. Он был главным воспитателем Фазиля, если не считать Абхазии и суровых, но справедливых нравственных заповедей гор.


Окончил русскую школу в Абхазии с золотой медалью. Поступил в Библиотечный институт в Москве. После трёх лет обучения перевёлся в Литературный институт им. А.М.Горького, который окончил в 1954 году.


В 1954-1956 годах работал журналистом в Брянске (газета "Брянский комсомолец") и Курске (газета "Курская правда"). В 1956 переехал в Сухуми, став редактором в абхазском отделении Госиздата, где работал до начала 1990-х.


Прозу начал писать с 1962 г. Печатался в журналах "Литературная Абхазия", "Юность", "Новый мир", "Неделя". Фазиль Искандер - лауреат многочисленных премий, в том числе Пушкинской премии (1993) и премии "Триумф" (1999).


Искандер - академик РАЕН (1995), Академии российского искусства (1995), Независимой академии эстетики и свободных искусств (1995), почетный доктор Норвичского университета (США), член и лауреат Баварской академии изящных искусств (Германия). Фазиль Искандер награжден орденами "За заслуги перед Отечеством" III (1999), II (2004) и IV (2009) степеней, орденом "Честь и слава" I степени Абхазии (2002).


Система персонажей


Вопросы Каким вы представляете главного героя? Как он относится к своим товарищам? Расскажите о Шурике Авдеенко, отличнике Сахарове, Адольфе Комарове. Вывод: Каждый герой рассказа запоминается надолго, потому что автор выделяет главные, основные черты внешности и характера героя, и делает на них акцент, подчёркивая несколько раз угрюмость Авдеенко, благополучие Сахарова и скромность и незаметность Алика.


Шурик Авдеенко Сахаров Адольф Комаров 1. Загорелое угрюмое лицо показывало мощные усилия ума и воли. 2. Стоял у доски с яростным и угрюмым лицом. 3. Длинный, нескладный, самый мрачный человек в классе. 1. Умное добросовестное лицо. 1. Опрятный, худой и тихий. 2. Привычка держать руки на промокашке. 3. Волосы светлые, веснушки. 4. Считался способным троечником. Даже во время смеха не переставал быть отличником. Его редко ругали, но ещё реже хвалили. «Черный лебедь».



Вопросы Чего боялся главный герой рассказа? На что он был готов? Догадался ли учитель, что «бесстрашный малярик» не готов к уроку?


Вопросы С какой целью учитель рассказывает о подвигах Геракла? Почему Харлампий Диогенович сравнил героя рассказа с Гераклом? Кто такой Геракл? Во имя чего он совершал подвиги? Учитель догадался, что мальчик специально вернул докторшу, так как не знал урок. Он догадался о трусости мальчика и иронично называет его поступок тринадцатым подвигом Геракла.


удушение Немейского льва убийство Лернейской гидры истребление Стимфалийских птиц поимка Керинейской лани укрощение Эриманфского вепря очистка Авгиевых конюшен укрощение Критского быка похищение коней Диомеда похищение пояса Ипполиты похищение коров Гериона похищение золотых яблок Гесперид укрощение пса Кербера


Вопросы Что испытывает герой? Каково его состояние? В воздухе запахло какой-то опасностью. Захлопнулся маленький капканчик. Сердце моё с размаху влепилось в спину. Голос мой подымается прямо из живота. Казнь. От ужаса и отвращения. Какова реакция класса? Смотрел на меня и ждал. Ждал, что я буду проваливаться. Хотел, чтобы я проваливался, как можно медленнее и интереснее. Сдерживал хихиканья. Смеялся. Хохотал.


Состояние главного героя Реакция класса 1. В воздухе запахло какой-то опасностью. 1. Смотрел на меня и ждал. 2. Захлопнулся маленький капканчик. 2. Ждал, что я буду проваливаться. 3. Сердце моё с размаху влепилось в спину. 3. Хотел, чтобы я проваливался, как можно медленнее и интереснее. 4. Голос мой подымается прямо из живота. 4. Сдерживал хихиканья. 5. Казнь. 5. Смеялся. 6. Ужас и отвращение. 6. Хохотал.


Выводы Все понимают, что учитель поступает справедливо. Ведь он высмеивает ученика не из-за личной неприязни. Просто он не терпит, когда к делу относятся спустя рукава, не выносит разболтанности, разгильдяйства, обмана. А самое главное - у него нет любимчиков. «Смешным мог оказаться каждый». Конечно, мало приятного, когда над тобой смеются, но если в этом смехе нет ни оскорбления, ни унижения, то и обижаться особенно не на что. Во всяком случае, «пострадавшему» от Харлампия Диогеновича хотелось бы, во что бы то ни стало доказать, что он «не такой уж окончательно смехотворный».


Выводы В чем состоит главная идея этого рассказа? Какой смысл вкладывал автор в название своего рассказа? Как вы понимаете слова: «Смехом он, разумеется, закалял наши лукавые детские души и приучал нас относиться к собственной персоне с достаточным чувством юмора»? Главная идея рассказа состоит в том, что наш герой понял, как смех помогает бороться с ложью и фальшей. Он «стал серьезнее относиться к домашним заданиям» . Ученик не обижается на своего учителя, он благодарен ему за то, что тот смехом «закалял наши лукавые детские души и приучал относиться к собственной персоне с достаточным чувством юмора» . Важно понять, что «слишком бояться выглядеть смешным не очень умно, но куда хуже совсем не бояться этого» .


Практическое задание Каким, по вашему мнению, должен быть учитель?


«…Мне хочется благодарно возвысить метод Харлампия Диогеновича. Смехом он, безусловно, закалял наши лукавые детские души и приучал нас относиться к собственной персоне с достаточным чувством юмора. По-моему, это вполне здоровое чувство, и любую попытку ставить его под сомнение я отвергаю решительно и навсегда.» «…Мне хочется благодарно возвысить метод Харлампия Диогеновича. Смехом он, безусловно, закалял наши лукавые детские души и приучал нас относиться к собственной персоне с достаточным чувством юмора. По-моему, это вполне здоровое чувство, и любую попытку ставить его под сомнение я отвергаю решительно и навсегда.»



Почему?