Стили современной архитектуры. Оригинальная архитектура. Необычные здания Дизайн современных зданий и сооружений

Современная архитектура многообразна и удивительна, ее сложно поместить в четкие рамки и дать ей точное определение, но она живая и стремительно развивающаяся, как технический прогресс и, возможно, поэтому так сложно постижима и не всегда любима критиками. Но мы все же попробуем сформулировать ее основные тенденции, принципы и цели.

Текст: Диана Муромцева

Немецкий философ Фридрих Шеллинг назвал архитектуру застывшей музыкой, и, наверное, мы не ошибемся, если дополним, что это джазовая импровизация, всегда неповторимая, с историей, настроением и душой. Не существует двух идентичных городов, как двух одинаковых личностей, и, как с людьми, в одни города мы можем влюбиться, а другие возненавидеть. А еще архитектура – это нечто большее, чем искусство, ведь именно она создает пространства и декорации, в которых проходит наша жизнь. Каждую эпоху она одевает в определенном стиле, отражающем ценности, приоритеты и стремления человечества. Прогуливаясь по городам, мы можем читать эту летопись мира по фасадам старых зданий, и так формируются наши культурные традиции, вкус и представления о привычном. Но жизнь не стоит на месте, она постоянно меняется, совершенствуется, а вместе с ней растут и наши потребности и запросы. Застывшие мелодии прошлого постепенно уходят в историю, становясь фундаментом новой актуальной для современной действительности архитектуры, которая способна создать наилучшие пространства для работы, отдыха и жизни человека.

Архитектура наших дней

Когда заходит речь о современной архитектуре, сразу встает вопрос о том, как она меняет сложившийся облик городов и улучшает жизнь их обитателей. Архитектор и дизайнер, обладатель множества профессиональных премий Хади Тегерани считает, что современная архитектура терпит крах, когда не соответствует человеческому бытию и его целостности. Она должна давать человеку все составляющие его жизненного благополучия, которое, как пазл, складывается из различных и в равной степени значимых деталей, таких как экология, экономический аспект, адекватное пространство жизнедеятельности, свет, фактура материалов, форма и эмоции. Также господин Тегерани отмечает важность для людей такого фактора, как отождествление архитектурного строения с его утилитарностью, не только с точки зрения комфорта, но и эстетики. И действительно, строениям, выполненным в ультрамодерновом стиле, как и всему новому, достаточно сложно снискать всеобщие любовь и признание. У современных строений в городском массиве всегда есть свои поклонники и противники, поэтому они обязаны оправдывать свое существование пользой, функциональностью и красотой.

Но если говорить о коммерческой востребованности жилых объектов, то управляющий партнер SESEGAR Investment Group Ирина Жарова-Райт ставит эстетику на ступень выше: «Вопрос о зависимости внешнего облика здания от его востребованности изначально предполагает положительный ответ. Ведь «продает» эстетика. Можно долго рассуждать о красоте души, а в случае недвижимости, о ее функциональности, но встречают по одежке и внешнему облику». Интересен также тот факт, что привлекательная по своей архитектуре новостройка не станет в наших глазах красивой, если она диссонирует с окружающим пейзажем. Поэтому помимо функциональности и эстетики архитектура наших дней должна быть умело и гармонично вписана в сложившуюся стилистику местности и при этом выглядеть свежо и привлекательно.

«Я считаю, что современная городская архитектура становится восхитительной, когда включает в себя как инновационные дизайнерские решения, так и уважение к историческому контексту, а также содержит в себе предпосылки к архитектуре будущего», – говорит архитектор и управляющий директор HBA Architectur Джеффри Майкл Уильямс. Кстати, подобные успешные архитектурные компромиссы можно увидеть на примерах новых и популярных городских отелей. «Дело в том, что главная тенденция в архитектуре современных городских отелей – это создание полноценных знаковых объектов в рамках городского контекста, – объясняет Джеффри Майкл Уильямс. – Также важно полное соответствие образу жизни постояльцев и его отражение в каждой детали, ведь от этого зависят положительные и яркие впечатления, формирующие в дальнейшем востребованность временного места жительства».

Все перечисленные выше задачи должна выполнять и архитектура частных домов, даже если они находятся за чертой города. Но здесь стоит еще одна задача – воплотить желания клиента и не разрушить сложившийся облик района. «Архитектор всегда пытается интегрировать свой проект в уже существующую среду. Иногда это получается, а иногда – нет. Баланс возможно соблюсти при непрерывной и совместной работе архитектора и заказчика», – комментирует Светлана Лагутина, руководитель «Архитектурного бюро Светланы Лагутиной».

Кто создает тренды?

Как ни крути, а тренды существуют всегда и во всем, но если архитектура призвана служить человечеству, создавая ему наиболее комфортную и благополучную среду для всех аспектов жизни, то интересно понять, как здесь рождается мода. «В глобальном плане новые мировые тенденции определяют общепризнанные архитекторы, лауреаты Притцкеровской премии и, конечно, мировое наследие, – считает Светлана Лагутина. – Невозможно сказать, какая именно страна имеет наибольшее влияние на развитие архитектуры. Если говорить об архитектуре частных домов в России, то отдельные элементы и принципы заимствуются во Франции и Италии, где при проектировании уделяется пристальное внимание единству внутренних помещений и гармоничному планированию территории вокруг дома».

Хади Тегерани же говорит о рождении тенденций следующее: «Уже давно человечество волнуют такие вопросы, как энергосбережение и экологичность. И в этой сфере лидирующие позиции в мире занимают сейчас немецкие архитекторы. Ирина Жарова-Райт считает, что ориентиры зависят от конкретной ситуации в каждом городе: «Если главный архитектор города – фанат всего немецкого, то мы будем видеть воплощение его вкуса в камне, стекле и бетоне, – поясняет Ирина. – Если увлекается классикой, то в разработке концепций проектов будут участвовать итальянские архитекторы».

А если говорить о тенденциях в гостиничном бизнесе и его востребованности, то Джеффри Майкл Уильямс отмечает, что стандарты дизайна городских отелей по всему миру всегда устанавливаются в странах с наибольшим экономическим ростом.

Потребности

Если говорить о востребованности объектов недвижимости среди покупателей, то Ирина Жарова-Райт отмечает, что здесь для человека важна ликвидность объекта и целесообразность инвестирования в него: «Ордерная архитектура или классика является самой продаваемой формой архитектуры в городской застройке и в Подмосковье. Москвичи объясняют свой выбор тем, что если вкладывать деньги в недвижимость, то только во что-то вечное, как Рим, а это только классика.

Светлана Лагутина, в свою очередь, дополняет, что у российских заказчиков помимо классики становятся популярными такие стили, как модерн, шале и минимализм: «На смену смелым экспериментам с формами, материалами и смешением стилей пришли прагматичный расчет и желание создать дом не просто запоминающимся, но удобным и комфортным для жизни». И это созвучно мировым тенденциям современной архитектуры, о которых Хади Тегерани говорит следующее: «Основной тренд современности – это создание наилучшей и максимально комфортной среды для жизни человека. И это достигается за счет реализации его основных потребностей: функциональность, грамотная организация пространства, эмоциональность, эстетичность, экономичность и забота об экологии. Все это создает позитивное восприятие окружающей среды, будь то дом, гостиница или офис, и не вызывает необходимость покинуть ее в поисках чего-то лучшего».

В завершении хочется добавить, что современная архитектура – это абсолютно новая философия, чей глобальный смысл базируется не на создании вечных памятников чьему-то Эго, а на службе Человечеству и его потребностям, которые представляют собой сложную квинтэссенцию из функциональности, комфорта, удобства, красоты, эмоциональности, экономичности и экологичности. Сейчас как в дизайне, так и в архитектуре определение «прекрасно» получило дополнительный смысл, а именно целесообразность своего существования в каждом элементе. То есть прекрасное – это гениальное, а все гениальное просто и не замусорено лишними деталями. Поэтому идеальные произведения современной архитектуры призваны быть не просто красивыми монументами, а сосудами для нашей жизни, превращая ее в «невыносимую легкость бытия».

Полностью материал читайте в номере журнала Elite Interior №05/101 май 2014.

Волна нестихающего музейного бума принесла немало ярких объектов. Музейному не уступает и библиотечный бум. Здания книгохранилищ - это уже не только величественные дворцы с колоннами, но и образцы ультрасовременной архитектуры. Ренцо Пьяно завершил свой первый объект в Испании, а небоскреб в Нью-Йорке построит московское архитектурное бюро. Вспоминаем эти и другие проекты, обратившие на себя внимание в уходящем году.

Филиал Лувра в Абу-Даби

Миграция коллекций крупнейший музеев - тренд последнего времени. , открывшийся в Абу-Даби как часть амбициозного проекта на острове Саадият, реализован звездным архитектором . Первый аванпост парижского храма искусств за пределами Франции, как и ожидалось, впечатлил своим великолепием: объем, накрытый двойным перфорированным куполом, составлен из 7850 звезд. Блики от солнца заиграли на белом полу музея, окруженного водой.

Photo: Marc Domage, Roland Halbe, Kamran Jebreili

Музей Ива Сен-Лорана в Марракеше

Первый музей в Африке, посвященный истории моды служит увековечиванию памяти легендарного кутюрье. с элегантным терракотовым фасадом и узором, который так любил использовать Ив Сен-Лоран в своих работах, открыл двери в Марракеше близ сада, разбитого художником Жаком Мажорелем . Авторы здания - архитекторы бюро Studio KO . Сценограф и декоратор Кристоф Мартин сотворит интерьер с использованием традиционных марокканских материалов.

Photo: Nicolas Mathéus

Photo: Nicolas Mathéus

Photo: Nicolas Mathéus

Музей современного искусства Zeitz MOCAA в Кейптауне

Йохан Цайц , немецкий филантроп и коллекционер, бывший гендиректор компании PUMA, приспособил под элеваторное зернохранилище в Кейптауне. Команда вырезала огромные секции из трубчатого интерьера бывших силосных башен и развернула там восемьдесят галерейных пространств. В проемы вставлены граненые выпуклые окна, создающие визуальный эффект калейдоскопа и делающие пребывание в музее еще более фантастическим. Томас Хезервик в уходящем году прослыл настоящим ньюсмейкером. Об архитекторе-романтике постоянно говорили - то в связи с над Темзой, то в связи с озелененным плавучим пирсом вдоль Гудзона в Нью-Йорке с бюджетом в $250 млн. Оба проекта были заморожены.

Courtesy Heatherwick Studio

Courtesy Heatherwick Studio

Courtesy Heatherwick Studio

Centro Botín

Притцкеровский лауреат реализовал свой первый объект в Испании, и, разумеется, это музей, вернее , основанного семейством банкиров Ботин. Расположивший на набережной Сантандерской бухты центр искусств общей площадью 10 285 кв. м «парит» над землей и состоит из двух D-образных блоков, соединенных подиумами и металлическими лестницами, смахивающими на корабельные трапы.

Photo: Belén de Benito, Gerardo Vela

Публичная библиотека в Тяньцзине

Голландская фирма реализовала проект в Тяньцзине, третьем по величине городе Китая. Футуристический интерьер пятиэтажного здания фокусируется вокруг сферического зала, центр которого подобен глазному яблоку. Обтекающая линия террас книжных стеллажей и читательских мест вторит его очертаниям. Библиотека в Тяньцзине стала примером стремительного воплощения идеи в жизнь: от первого эскиза до церемонии открытия прошло всего три года.

Photo: Ossip van Duivenbode

Photo: Ossip van Duivenbode

Кампус Apple Park

Стив Джобс в 2009 году пригласил архитектора: «Норман, мне нужна помощь». Тот почти сразу приступил к проектированию гигантского кольцеобразного офисного комплекса в городке Купертино в 75 км от Сан-Франциско. Именно здесь основатель Apple запланировал - сердце своей компании. Заказчик, увы, не дожил до того момента, когда наконец сооружение, напоминающее приземлившуюся летающую тарелку, было сдано в эксплуатацию.

Courtesy Foster+Partners

Courtesy Foster+Partners

Притцкеровская премия

«Архитектурный Нобель», самая престижная награда за достижения в области архитектуры была вручена в тридцать девятый раз. Ее лауреатом стало в 2017 году испанское бюро RCR Arquitectes , основанное в 1988 году каталонскими архитекторами Рафаэлем Арандой, Карме Пижем и Рамоном Вилальтой. Среди других заметных работ фирмы - здание винодельни в Жироне.


Photo: Hisao Suzuki

Здание винодельни Bodegas Bell-Lloc в Жироне
Photo: Hisao Suzuki

Премия Людвига Мис ван дер Роэ

Премия в честь немецко-американского архитектора - самая престижная награда за лучшее здание, построенное в Европе за последние два года. Ее вручают в Барселоне, в павильоне Германии, прославленном творении Мис ван де Роэ. В 2017 году лауреатами стали два голландских бюро - NL Architects и XVW Architectuur . Архитекторы буквально спасли от сноса ветхую постройку 1960-х годов на юго-восточной окраине Амстердама, превратив его в комплекс жилых апартаментов .

Photo: Marcel van der Brug

Photo: Marcel van der Brug

Премия Стерлинга

Премии Стерлинга , в двадцать второй раз вручаемой Королевским институтом британских архитекторов RIBA , в этом году удостоилось бюро dRMM за проект реконструкции на южном побережье Англии. Восстановление объекта 1871 года постройки было профинансировано местным сообществом.

Photo: Alex de Rijke, James Robertshaw

Дэвид Aджайе стал рыцарем

Великобритания до сих пор поддерживает институт рыцарства. Глава ордена Британской империи королева Елизавета II ежегодно назначает рыцарей, выбирая из личностей, внесших особый вклад в развитие британского общества. В 2017 году титул рыцаря-бакалавра получил пятидесятилетний уроженец Танзании, архитектор , являющийся, кстати, автором бизнес-школы Сколково в Москве. В ноябре же команда под руководством Дэвида Аджайе (в нее также вошли и Кэтрин Густафсон) выиграла международный архитектурный конкурс на проект в Лондоне, обойдя в творческом соревновании Нормана Фостера, бюро и др.

Courtesy Adjaye Associates

Adjaye Associates and Ron Arad Architects

Парк «Зарядье» в Москве

Самым спорным событием и самым обсуждаемым проектом в Москве стал рельефный . Бюджет сданного в эксплуатацию с большими недоделками объекта составил 27 млрд рублей. Автором выступило американское бюро Diller Scofidio + Renfro , выигравшее в 2013 году архитектурный конкурс. Теперь в историческом районе столицы у кремлевских стен разбиты типичные российские природные ландшафты - хвойный и смешанный леса, заливные луга, степи и тундры. Над водой повис мост, не имеющий опор и поддерживающих конструкций.

Небоскреб 262 Fifth Avenue в Нью-Йорке

Российское архитектурное бюро «Меганом» , возглавляемое архитектором Юрием Григоряном, выступило автором проекта сверхтонкого небоскреба, который будет реализован в Нью-Йорке на Манхэттене. Супертолл, получивший название , взметнется в небо на высоту 305 м в так называемом квартале NoMad близ Madison Square Park. Башню увенчает прямоугольная «корона», которая также будет служить смотровой площадкой.

Photo: DBOX

Photo: DBOX

Нравится

С древних времен, когда люди научились возводить первые жилища, они исходили из функциональных особенностей постройки, необходимой прочности, строительных материалов, имеющихся в их распоряжении и эстетики. И на сегодняшний день,по взгляду на здание мы можем определить к какой эпохе оно относится и в каком стиле выполнено. Что касается современной архитектуры, то она разнообразна, не однородна и эклектична. Среди множества стилей и направлений есть те, которые являются наиболее самостоятельными. Их и рассмотрим ниже.

1. ХАЙ-ТЕК (от англ.hightechnology - высокие технологии)

Как стиль зародился в 60-х годах, основываясь на научных достижениях и идеях поп-арта: искусство как продукт общества потребления. Его теоретиками и практиками стали Норман Фостер, Ричард Роджерс, Николас Гримшоу, Ж. Нувель, Д. Пакстон, а знаковым первым сооружением сталЦентр Помпиду в Париже (Ричард Роджерс, Ренцо Пиано, 1977г.)

Раннему хай-теку присуще ироничность и акцентирование внимания на технических достижениях. Теперь декоративными элементами служат инженерные коммуникации, опорные конструкции, которые демонстрируются зрителю, чей взор обращен на фасад здания. Нет попытки их спрятать, тк стиль прочно основывается на прагматизме и функциональности. Это больше не преклонение перед научными и техническими достижениями, а ироничная игра, в которую предлагает сыграть архитектор. Излюбленными материалами, используемые в стиле стали: металл, пластик, стекло. Предпочтение в цветовой гамме отдается монохромным и ярким чистым цветам.
Поначалу хай-текне получил широкого распространения, но уже в конце 80-х – начале 90-х из-за развития высоких технологий и отказу от ироничности в пользу гармоничности формы, он стал символом престижности и неизменным при создании коммерческих и общественных сооружений. Это деловой и строгий стиль, не терпящий небрежности, основанный на сочетании пространства и света.
Хай-теку противостоит био-тек. Его популярность приходится на начало 90-х годов ХХв. Стиль развился из бионики-науки, изучающей живую природу с целью использования полученных знаний в практической деятельности человека. То есть, био-тек – это «нео-органическая» архитектура, которая не спорит с природой, не входит с ней в противоречие, а является ее продолжением.
Основоположником стиля стал Антонио Гауди. Его Дом Бальо (1907г.) при разном освещении способен менять оттенок и ассоциируется с природными, биологическими формами: балконы, словно раковины, колонны и балясины в виде костей, а отделка дома – мозаика – напоминает чешую рыбы.
Основные признаки био-тека: несимметричность, формы, заимствованные из природы (зооморфизм, антропоморфизм, фитоморфизм). Отдается предпочтение материалам, похожим на природные структуры.
Большинство проектов данного стиля находятся лишь в теории из-за только недавнего становления био-тека.

2. ПОСТМОДЕРНИЗМ

Постмодернизм представляет собой совокупность течений в архитектуре, которые пришли на смену модернизму. Стиль поставил для себя задачу гармонизировать архитектуру в соответствии естественной и искусственной окружающими средами. Главной составляющей постмодернизма стал упор на эстетический облик сооружений и их оригинальность.Запрет на декоративные элементы, как это было в модерне, снят.

Практиками постмодернизма стали: Роберт Вентури, Морис Кюло, Леон Крие, Альдо Росси, Антуан Грюмбах. Как таковой новой идеи постмодерн не несет. Стиль основан на подражании историческим памятникам и создании архитектурных объектов, используя упрощение классические формы и их хаотичное применение. Логика и простота отошли на последний план. Искусство как «храм культуры» отрицается и происходит слияние изящных искусств и масс культуры. Как и в хай-теке подход к воплощению сооружению ироничный.

Материалы, используемые в стиле: нержавеющая сталь, неоновые трубки, анодированный алюминий и т.д. Предпочтение в выборе цвета отдается ярким цветам.

3. ДЕКОНСТРУКТИВИЗМ

Стиль неразрывно связан с постмодерном, но принято разделять эти два направления. Он основан на постоянной изменчивости и поиску новых форм самовыражения. Основное отличие от постмодернизма – это удаленность от массового потребителя и более тесная связь с архитектурными теориями начала XX века.
На становление деконструктивизма повлиял русский конструктивизм 20-х годов ХХ века. Но его главная отличия от модерна и конструктивизма в радикальной позиции по отношению к заказчику, которая выражается в отрицании функциональности помещения. В видении деконструктивизма архитектура не решает задачи, а создает их. Ярким примером может служить музей Питера Айзенмана, в котором невозможно повесить картины. Также большим отличием от постмодерна можно считать идейность – происходит отметание старого и создание нового.
Форма зданий выбирается усложненная, ломанная, поэтому сооружения смотрятся агрессивно. Деконструктивизм позиционирует себя как архитектура для избранных.

4. МЕТАБОЛИЗМ

Зародился в конце 50-х годов ХХ в. в Японии. Кионори Кикутаке стал главным идеологом направления.Взор первопроходцев данного стиля был обращен, как и в случае с био-теком к природе. Концепция метаболизма заключается в перенесении принципов индивидуального развития живого организма в архитектуру.Мир быстро меняется, и, чтобы идти в ногу со временем, архитекторы решили этот вопрос посредством перестройки сооружения и замену его составляющих при заданных требованиях. Признаком такой архитектуры является ячеистость, модульность. А особенностью стала незавершенность и недосказанность.Таким образом здания выглядят динамичными. А незаполненные пространства заставляют акцентировать на себе внимание и весь архитектурный объект находится в диалоге с окружающим миром.


5. МИНИМАЛИЗМ

Зародился в 40-е г. Расцвет направления пришелся на 60-е г. ХХ в. Руководствуясь принципом«Меньше - значит больше» Мисван дер Роэ развивает концепцию универсального дома и становится основоположником данного направления. Особенностью стиля стало избегание декора и украшений, монохромность, максимально простые прямые линии с минимальным изгибом, открытость, размытие границ между внутренним пространством и окружающей средой. Предпочтение отдается таким материалам как: металл, стекло, бетон, дерево.Если создается дом в стиле минимализм, то он функциональный, лаконичный, наполненный светом, где все инженерные, бытовые конструкции тщательно скрыты. Минимализм получил второе дыхание на рубеже ХХ-ХХI вв. И на сегодняшний момент крайне востребован. Это касается не только индивидуального строительства, но и общественных сооружений. Из-за своей строгости, лаконичности и предельной функциональности он схож с хай-теком и популярен при возведении офисных центров, небоскребов.



На протяжении всей своей истории Германия оставалась развитым богатым государством, в котором всегда внедрялись и использовались самые современные строительные технологии. Обзор 30 невероятных шедевров современной архитектуры Германии, наглядно демонстрирует, что и сейчас эта страна по-прежнему находится среди мировых лидеров.





В белом здании штаб-квартиры спортивного гиганта «Адидас» в Херцогенаурах, построенном в 2011 году, созданы благоприятные условия для плодотворной научно-исследовательской работы 1700 сотрудников всемирно известной компании. Находясь внутри этого современного здания, можно заметить, что все основные зоны соединены между собой с помощью специальных проходов, напоминающих шнуровку обуви, за что само здание получило прозвище "Шнурки". В целом для внутреннего пространства здания характерны необычайная лёгкость и отличная освещенность, способствующие наиболее продуктивной работе.





В начале 1980-х годов компания «Витра», прославившаяся на весь мир своей качественной мебелью, привлекла самых перспективных архитекторов для создания в немецком городе Вайле-на-Рейне современного культурного комплекса, состоящего из множества зданий. Построенное по проекту американского зодчего, гения деконструктивизма, Фрэнка Гери здание состоит из простых геометрических форм, объединенных между собой белыми гипсовыми поверхностями и металлической кровлей.





Роскошный стадион вместимостью 75 тысяч человек «Альянц Арена» был построен в северной части Мюнхена специально к чемпионату мира по футболу 2006 года. Помимо футбольного поля и трибун, на стадионе также расположено множество кафе, ресторанов и киосков, 2 детских сада/группы продлённого дня, фирменный магазин LEGO и клубный магазин и музей местной футбольной команды «Баварии». На территории этого суперсовременного спортивного сооружения находится четырёхэтажная парковка на 9800 автомобилей, являющаяся одной из самых больших в Европе. Оригинальная форма стадиона послужила поводом к появления множества шутливых прозвищ: таких, как «надувная лодка», «автомобильная шина» и «воздушная подушка». Сегодня «Альянц Арена» считается одним из самых главных сооружений не только Мюнхена, но и всей страны.





Интерактивный музейно-выставочный центр «Универсум» был открыт в Бремене в 2000 году. В "Универсуме" каждый посетитель может попробовать себя в роли исследователя как окружающего мира, так и самого себя. Главной изюминкой музейно-выставочного центра принято считать уникальную экспозицию, посвященную человечеству, Земле и космосу. Форма этого роскошного здания, сделанного из бетона, стальных балок, деревянных конструкций и нержавеющей стали, напоминает то ли гигантскую мидию, то ли кита. Подтверждением невероятной популярности "Универсума" служит тот факт, что ежегодно музей принимает порядка 450 тысяч гостей со всего мира.





Одна из самых известных концертных площадок Германии, берлинская филармония, была возведена специально для местного филармонического оркестра в 1963 году. Здание берлинской филармонии - часть знаменитой площади Культурфорума, в которую помимо него входят такие объекты, как: Новая национальная галерея, Потсдамская площадь и второе здание Государственной библиотеки. Облицованное золотом здание из бетона уже издалека привлекает внимание многочисленных туристов асимметричной формой, напоминающей очертания цирка-шапито. Большой зал филармонии, отличающийся оригинальным интерьером и расположенной в центре помещения сценой, рассчитан на 2440 мест и является самым большим концертным залом Берлина.





Невероятно деформированное здание кинотеатра «УФА-Паласт» в Дрездене - проект от прославившегося на весь мир своей философией разрушения австрийского архитектурного бюро Coop Himmelb(l)au. Огромный комплекс состоит из двух неразрывно связанных между собой объектов - непосредственно кинотеатра с 8 залами, способными принять одновременно 2600 посетителей, и "кристалла" из стеклянной оболочки, служащего в качестве фойе и общественного пространства.





За проектирование уникального здания офиса авто-гиганта BMW в 2006 году известный британский архитектор иранского происхождения Заха Хадид была удостоена одной из наиболее престижных европейских премий в области архитектуры, RIBA. Этот комплекс, возведенный в Лейпциге в 2005 году, отличает плавная и очень стильная структура, которая, помимо художественной, также несет функцию четкого формирования и распределения производственных процессов внутри помещения. Заводской комплекс состоит из трех корпусов, один из которых играет роль главного конвейера, в другом расположены вспомогательные цеха, а третий соединяет их между собой.





Офисное здание The Squaire было построено во Франкфурте-на-Майне в 2011 году. Первые этажи этого огромного сооружения, достигающего 660 м в длину, 65 м - в ширину и 45 м - в высоту, расположены над существующей железнодорожной станцией недалеко от международного аэропорта. Столь невероятные размеры сделали The Squaire самым крупным офисным зданием Германиии и одним из немногих "землескребов" ("лежачий небоскреб") на Земле. The Squaire связан с Терминалом 1 франкфуртского аэропорта с помощью пешеходного моста. Интересно, что название комплекса The Squaire - это игра английских слов the square (перевод с англ. - площадь) и the air (перевод с англ. - воздух, воздушный).





Победителем конкурса на строительство выставочного центра авто-гиганта BMW, проведенного в начале 2000-х, стало бюро Himmelb(l)au из Австрии. В своем проекте архитекторы предложили концепцию пространства, которое станет одновременно и «шоу-румом», и местом для переговоров между представителями концерна и его клиентами. Главной архитектурной фишкой проекта стала огромная воронка, состоящая из стеклянных блоков. У посетителей создается ощущение, что парящую в небе крышу будто засасывает в эту воронку. В стенах выставочного центра расположен как непосредственно автосалон, так и вспомогательные объекты: музей авто-концерна, кафе, ресторан и несколько конференц-залов.





Станция Мюнхенского метрополитена «Санкт-Квирин-Плац» была открыта в 1997 году. Автором проекта выступило архитектурное бюро Hermann + Ottl. Главной особенностью станции метро «Санкт-Квирин-Плац» можно смело назвать огромное окно в форме раковины на юго-западной боковой стене, выходящее в парк. Потолок над платформой частично оборудован отражающими алюминиевыми панелями с двумя рядами ламп.





Здание института, занимающегося исследованиями в области рабочих процессов, было построено в крупном немецком городе Штутгарте в 2012 году по проекту голландского бюро UNStudio. Главной целью архитекторов было создание единого пространства, в котором студенты могли бы как учиться, так и весело и с пользой проводить свое свободное время. Именно поэтому команда из UNStudio разработала взаимосвязанную цепочку из лабораторий, помещений для небольших исследований, открытых выставочных зон, террас и площадей, образующую структура здания.





Состоящий из семи зданий комплекс «Сони-центр» был построен по проекту архитектора Гельмута Яна в центральном округе Берлина в 2000 году. Строительство этого роскошного ансамбля обошлось городской казне в 600 млн евро. В «Сони-центр» расположены офисы самых разных компаний, апартаменты, кинотеатр, развлекательный центр, супермаркет, бутики, кафе и рестораны. Здание из стекла и стали включает в себя овальный форум общественного назначения, не отделённый от прилегающих улиц. Конструкция крыши форума представляет собой невероятное инженерное решение. Шатровая крыша закреплена на стальном кольце, лежащем на окружающих зданиях, и призвана символизировать священную гору Фудзияму.





Построенное в 1997 году здание штаб-квартиры крупнейшего банка Германии было самым высоким в Европе до 2005 года, уступив это почетное звание гостинице Триумф Палас в Москве. Высота 65-этажной башни составляет порядка 259 метров (вместе с антенной - 300 м). Как и во многих проектах британца Нормана Фостера, во франкфуртском небоскребе была тщательно продумана и разработана система естественного освещения и циркуляции воздуха внутри здания. Кроме того, на разных этажах башни архитектор организовал роскошные зимние сады. Это здание - одно из немногих в Германии, при строительстве которых в качестве основного материала использована сталь, а не бетон.





Одна из главных достопримечательностей Берлина была построена еще в конце XIX века. Однако в 1993 году был объявлен конкурс на проведение реконструкционных работ, одним из победителей которого стал легендарный Норман Фостер. Главной изюминкой обновленного фасада здания стал возведенный на крыше грандиозный купол из стекла и стали диаметром 40 м и высотой 24 м. Посетителей, находящихся внутри купола, завораживает невероятная игра света, создаваемая отражениями 360 зеркал. Особенное зеркальное покрытие способствует отражению и пропуску света во внутренние помещения.





Дом «Дупли-Каса», построенный в Баден-Вюртемберге по проекту популярного немецкого архитектора Юргена Майера в 2008 году, поражает своей невероятной изящностью. Немец, всегда неравнодушный к белому цвету, не стал отказываться от своих предпочтений и при проектировании «Дупли-Каса». На первом этаже дома находится зона отдыха с бассейном и одна спальня, второй этаж отдан под гостиную и кухню, а третий включает в себя три спальни, гостевую комнату и кабинет. Одна из главных фишек дома - его максимальная открытость, достигнутая с помощью большого количества крупных оконных проемов и террас.





Современное здание музея «Порше», собравшее в своих стенах экспонаты, связанные с историей развития бренда с момента его создания до сегодняшних дней, было построено на окраине Штутгарта в 2009 году. За 5 лет до открытия, в 2004 году, советом директоров компании было принято решение о проведении конкурса на строительство будущего музея. 170 архитектурных фирм со всего мира соперничали друг с другом, однако победителем стала австрийское бюро Delugan Meissl Associated Architects. Именно по их проекту и был возведен потрясающий музей «Порше», пользующийся невероятной популярностью как у владельцев автомобилей этой марки, так и у простых туристов.





Градостроительный кодекс Берлина запрещает вести строительство здания, которое будет затенять Бранденбургские ворота. Выполнив это требование, архитектор-деконструктивист Фрэнк Гери спроектировал филиал франкфуртского банка DZ Bank и расположил его напротив Триумфальной арки. Здание банка имеет сдержанный фасад из известняка. Облицованный плитами из нержавеющей стали конференц-зал, по мнению самого автора напоминающего голову лошади, находится в атриуме и также являет собой невероятное зрелище.





Многофункциональный комплекс американца Фрэнка Гери, введенный в эксплуатацию в 1999 году, ускорил значительное превращение небольшого городка на набережной в современный экономический кластер Германии, именуемый Медиа-Портом. Три соседних офисных здания в центре города, спроектированные Гери и другими известными архитекторами - Фумихико Маки и студией Murphy/Jahn, являют собой символ нового Дюссельдорфа.





Футуристическое здание многофункционального комплекса «Кампус Эльбберг» было построено на территории порта Гамбурга в 2003 году. В стенах этого сооружения расположены офисы компаний, работающих в самых разных сферах. У этого здания, по форме напоминающего нос корабля, имеется большая общедоступная площадка, с которой открываются завораживающие виды на реку Эльбу и бизнес-центр "Доклэнд".





Сын основателей известного издательского дома Burda Moden Фридер Бурда решил открыть музей для демонстрации собственной коллекции предметов искусства, насчитывающей порядка 500 шедевров современного изобразительного творчества. В 2009 году известный архитектор Юрген Майер помог Бурде осуществить свою мечту, разработав концепцию будущего музея. В стенах музея расположены вестибюль, выставочные пространства и зал для конференций. Основную часть коллекции составляют картины, графика и скульптура. Среди имен известных во всем мире художников, чьи работы выставлены в музее, стоит выделить Пабло Пикассо и Джексона Поллока.





Здание штаб-квартиры Европейского центрального банка было возведено во Франкфурте-на-Майне в 2014 году. Комплекс состоит из двух зданий высотой примерно 184 и 165 метров (без шпилей и антенн), соединённых четырьмя атриумами-переходами на уровне 3-го, 15-го, 27-го и 38-го этажей. Автором столь деконструктивного сооружения стал Вульф Прикс, основатель и ведущий архитектор австрийского бюро Coop Himmelb(l)au. Если верить статистике, то в здании функционируют 18 лифтов, работают порядка 2300 банковских сотрудников, к услугам которых имеются 630 мест для парковки.





Международный аэропорт Мюнхена «Франц-Йозеф Штраус» был введен в эксплуатацию в 1992 году. Состоит их двух терминалов, между которыми расположен крайне необычный объект - огромный торгово-развлекательный центр MAC (Munchen Airport Center). К услугам пассажиров и гостей комплекса MAC предоставляет: различные магазины, кафе, рестораны, медицинские пункты, небольшие спортивные объекты и даже весьма популярный отель Kempinski. Аэропорт «Франц-Йозеф Штраус» считается вторым по пассажиропотоку в Германии (после франкфуртского аэропорта) и одним из самых значимых в Европе.





Военно-исторический музей в Дрездене является одним из двух крупнейших германских музеев военной тематики. Комплекс музея состоит из двух важнейших элементов - здания арсенала, возведенного еще в конце XIX века, и пристроенного к нему в 2005 году огромного клиновидного пятиэтажного объема из бетона, стали и стекла. Автором последнего стал Даниэль Либескинд. С появлением этой уникальной пристройки военно-исторический музей в Дрездене стал самым крупным объектом подобного типа в мире.





Музей, посвященный жизни и творчеству яркого представителя художественного направления под названием "новая предметность" Феликса Нуссбаума, был построен в его родном городе Оснабрюке в 1988 году. Художник пережил страшную жизнь - эмиграция в соседнюю Бельгию, ничтожное существование в подвалах, ссылка и казнь в Освенциме. Основной идеей автора проекта Даниэля Либескинда послужил мотив борьбы с расизмом и этнической нетерпимостью. В сам музей весьма затруднительно попасть из-за невероятно тяжелой входной двери, но еще труднее из него выйти - по окончании осмотра галереи посетители упираются в глухую стену. Здание музея Нуссбаума стало одной из главных визитных карточек творчества Либескинда.





Здание студенческой столовой Менса Мольтке было построено по проекту архитектурного бюро Юргена Майера в Карлсруэ в 2007 году. Столовая Мольтке, расположенная в центре кампуса, обслуживает студентов и сотрудников всех близлежащих учебных заведений. Стоит отметить, что ежедневно эту необычную столовую посещают около 2 тысяч гостей, которых привлекает не только царящая внутри приятная обстановка, но и широкий выбор предлагаемых блюд. Крыша этого здания - эксплуатируемая, летом она превращается в большую рекреационную зону, служащую местом встреч студентов с видом на удивительный по красоте лес Хардтвальд.





Берлинский университет свободы входит в тройку самых престижных высших учебных заведений Германии. В его стенах ежедневно проводятся опыты и исследования в сфере гуманитарных и естественных наук. Здание, строительство которого велось на протяжении 8 лет и окончательно завершилось в 2005 году, имеет необычную овальную форму здания, вызывающую у большинства людей ассоциации с яйцом. За это его в шутку причисляют к шедеврам "эггхитектуры" (от англ. egg - яйцо). Многие критики выражают недовольство в связи с отличием архитектуры библиотеки от архитектуры окружающей ее прямоугольной застройки. Другие специалисты считают, что на это несоответствие можно закрыть глаза, так как суперсовременный комплекс библиотеки формирует собой архитектуру будущего.





Удивительный по красоте многофункциональный комплекс "Кё-Боген" был построен в Дюссельдорфе в 2013 году. Комплекс состоит из двух построек с "разломанными" фасадами, высотой 26 м, на крышах которых организованы небольшие сады и террасы. В этом здании, как и в большинстве других проектов, архитектор Даниэль Либескинд по-своему интерпретирует философию столкновения и парадокса - при столь "разломанных" фасадах оба здания в плане представляют собой волнообразные структуры.





В 2008 году Либескинд создал проект типовой виллы общей стоимостью 3 миллиона евро. Дом, который можно собрать, как конструктор LEGO, за несколько часов и доставить в любую точку мира, представляет собой двухэтажную постройку площадью 515 кв. м. Его форма напоминает кристалл с острыми углами и высокими окнами, который буквально вырывается из недр земли. На сегодняшний день по всему миру возведено порядка 20 вилл Либескинда.





Невероятное здание офисного центра «Доклэнд» было построено на северном берегу Гамбурга в 2004 году. Это динамичное сооружение ромбовидной формы, возведенное из стали и стекла, чем-то напоминает огромный корабль. Особый архитектурный интерес представляют ступени, образованные наложением разных по площади этажей друг на друга. Каждая такая ступень эксплуатируется, а на самой вершине комплекса располагается большая общественная терраса с ресторанами и смотровой площадкой. Офисный центр «Доклэнд» считается одним из самых главных архитектурных объектов современного Гамбурга.





Музейный ансамбль, посвященный всем пострадавшим от нацистского режима евреям, состоит из двух зданий - старого, в стиле барокко, и нового, построенного по проекту все того же Даниэля Либескинда в 1998 году. Современный корпус в плане представляет собой длинную зигзагообразную галерею, выполненную в фирменном для немца стиле. Пол в музее расположен под уклоном, так что буквально с первых шагов необходимо предпринимать некоторые усилия для того, чтобы двигаться вперед.

Современная архитектура Германии, самой передовой европейской страны, задает векторы развития для архитектуры всего мира и поражает все новыми проектами, с которыми можно ознакомиться в наших материалах: , и .

При всей своей заметности архитектура уступает в популярности другим публичным искусствам, например, литературе или кино. У всех на слуху нашумевшие фильмы и книги, а что мы знаем о современной архитектуре? Esquire начинает цикл публикаций об архитектуре. В нем мы будем рассказывать об интересных и необычных сооружениях. Архитектор, партнер бюро Kleinewelt Architekten Николай Переслегин предлагает посмотреть на подборку из зданий зарубежных музеев, театров, филармоний и студенческих кампусов, которые можно смело причислить к знаковым объектам современности

Jose Fernando Vazquez

Музей кёльнского диоцеза «Колумба», Кельн

Архитектор: Петер Цумтор

Фундаментом этой необычной постройки стали руины романской церкви св. Колумбы в сердце немецкого города. Церковь была разрушена во время авианалета во Второй мировой войне и до 90-х годов прошлого века представляла собой своего рода мемориальный сквер. Потом она была передана музею диоцеза, и для экспозиции коллекции религиозного искусства потребовалось новое здание. В конкурсе 1997 г. победил проект архитектора Петера Цумтора, который сумел виртуозно объединить в единый ансамбль фрагменты истории Кёльна. Он включил руины в новый объем, достроив своды, колонны и оконные арки старой церкви.

Для контраста стены новой части музея выложили из плоского и широкого светло-серого кирпича. Облегчить конструкцию Цумтор решил с помощью перфорированных фасадов, которые пропускают внутрь здания рассеянный свет. Таким образом, руины римской постройки и обломки стен самой церкви стали первым этажом музея. На верхних уровнях символично соседствуют средневековое и современное искусство.


Kiasma Museum

Музей современного искусства KIASMA. Хельсинки

Архитектор: Стивен Холл

Здание музея современного искусства KIASMA сами финны называют архитектурной достопримечательностью. Объект был построен американским архитектором Стивеном Холлом и открыт для публики в 1998 г. Главным строительным материалом зодчий выбрал… естественный свет, с учетом которого были спроектированы форма и текстура здания. Естественное освещение в музее меняется в зависимости от заданного направления, а искусственное подстраивается под естественный световой поток.

Главный вход приводит посетителя в просторное лобби под высоким стеклянным потолком. Отсюда в разные стороны разбегаются лестницы; извилистые коридоры и пандусы открывают доступ к экспозициям на всех пяти этажах. За единицу масштабирования в KIASMA принят рост среднего человека, и многие элементы дизайна расположены на уровне 165 см. А название музея было образовано от греческого «хиазма», что переводится как точка пересечения зрительных нервов.


Getty Images

Музей в замке Морицбург (расширение). Галле

Архитекторы: Nieto Sobejano Arquitectos

Замок Морицбурга в городе Галле — ценный образец готической военной архитектуры, типичной для Германии конца XV в. Несмотря на бурную историю, он сохранил аутентичную структуру: крепостная стена, три из четырех круглых бастионов и центральный двор. С XIX в. крепость является музеем. После возведения северного и западного крыльев в 2005—2008 гг. и расширения выставочных площадей дворец открылся вновь.

Проект новой части музея реализовала испанская студия Nieto Sobejano Arquitectos, построив за полуразрушенными стенами замка стеклянный корпус. Его крыша устроена как большая платформа, которая пропускает в помещение естественный свет и создает уникальные возможности для организации выставочного пространства. Проект дополнен двумя вертикальными коммуникационными центрами: первый находится в северном крыле, а второй — башня высотой 25 м на месте разрушенного бастиона — обеспечивает доступ к новым выставочным площадям.


Iwan Baan

Музей современного искусства Африки Zeitz (MOCAA). Кейптаун

Архитекторы: студия Томаса Хизервика

Крупнейший в мире музей, посвященный африканскому современному искусству. Расположенный в районе знаменитой набережной V&A, он занимает девятиэтажное здание бывшего элеватора, ставшего символом промышленной истории Кейптауна. Архитекторы студии Томаса Хизервика признаются, что маскировать брутальный, индустриальный облик 57-метрового здания не имело никакого смысла. Надо было лишь понять, как лучше его использовать. В центральной части был устроен атриум с примыкающими к нему галереями, который из-за стеклянной крыши получился очень светлым. Часть труб элеватора пришлось срезать, их место заняли выставочные площади. Теперь в культурном центре размещены 80 галерей, лаборатории, книжный магазин, ресторан, бар и сад на крыше. Он назван в честь немецкого бизнесмена и филантропа Йохана Цайца, который подарил музею свою коллекцию.


Jean-Pierre Dalbéra

Национальный музей искусств XXI века (MAXXI). Рим

Архитекторы: бюро Захи Хадид

Первый государственный музей современного искусства в Италии включает два направления: MAXXI Art и MAXXI Architecture. Основой для реализации проекта Захи Хадид стал комплекс казарм Монтелло: классический фасад разместил главный вход MAXXI. Его продолжает бетонный объем нового сооружения, напоминающий, что новое в Вечном городе всегда появляется поверх старого. Одной из архитектурных особенностей музея стали огромные окна и стеклянные потолки. «В Риме чудесный свет, — объясняла Заха Хадид. — Идея этого проекта в наслоении элементов и освещении залов естественным способом».

Внутреннее пространство организовано вокруг двухъярусного атриума, соединяющего хаотично разбросанные помещения: залы постоянной экспозиции и временных выставок, а также лекционный зал, вестибюль, кафе и книжный магазин. Черные переходы и лабиринты лестниц, поднимающихся из атриума, контрастируют со светлыми бетонными стенами. Выставочная часть решена более нейтрально, ее линии не отвлекают внимание от экспонатов.


Getty Images

Музей современного искусства Аструп-Фернли. Осло

Архитектор: Ренцо Пьяно

Музей расположен в новом районе Тьювхольмен на насыпном мысе, замыкающем центральную часть городской гавани. Главный фасад здания, переходящий в стеклянную крышу в форме паруса, развернут к воде. Так архитектор Ренцо Пьяно отсылает к истории района: раньше здесь была промышленная зона с верфью. Зодчий не приветствует искусственное освещение в музеях, считая, что электричество искажает экспонаты и пространство. В данном случае прозрачная крыша призвана впустить в залы как можно больше неяркого северного света.

Три корпуса музея, разделенные каналом, имеют разное назначение: один размещает временные выставки, другой — постоянную экспозицию и культурный центр, третий — офисные площади. Дань местной традиции — использование дерева в отделке фасадов всех трех зданий. Обустроенные рядом пляж и сад скульптур привлекают горожан, которые не планируют посещать музей, а хотят отдохнуть и полюбоваться видом Осло-фьорда и города.


Raimund Koch/Getty

Музей Конфлуанс. Лион

Архитекторы: бюро Coop Himmelb (l)au

Музей Конфлуанс построили в месте слияния рек Роны и Соны. Он стал символом и частью крупного проекта редевелопмента всего района Конфлуанс. Деконструктивистская форма напоминает большое плывущее облако из стекла и стали. Образ «оторванности» от земли здание обрело благодаря поддерживающим его колоннам, которые помимо дизайнерских соображений понадобились бюро Coop Himmelb (l)au еще и по причине пересечения в этом месте пешеходных маршрутов. Также под основным объемом устроили кафе.

Сердце музея (оно так и называется — «Облако») вмещает девять залов временных и постоянных экспозиций на площади 5 тыс. кв. м. «Кристал» —монументальное, залитое светом фойе музея с винтовым пандусом, лестницей и лифтами. На крыше располагается терраса, откуда открывается вид на Лион и окрестности, включая цепь Альпийских гор. Консольные выносы постройки вдохновлены сливающимися рядом водными потоками.


Getty Images

Город культуры Галисии. Сантьяго-де-Компостела

Архитектор: Питер Айзенман

В 1985 г. Сантьяго-де-Компостела был включен в список Всемирного наследия ЮНЕСКО, а «Город культуры Галисии», спроектированный Питером Айзенманом, призван поддержать культурную составляющую этого исторического места. В «Городе», вырастающем прямо из земли, всего шесть объектов: Национальный архив и Галисийская библиотека, Центр изучения наследия, Музей галисийской истории, Международный центр искусств и театр на 2 тысячи зрителей. Наложив карту старого города на рельеф горы Гаяс, Айзенман гармонично вписал свой проект в окружающий ландшафт и сгладил все острые углы. Сверху «Город» напоминает створку морской раковины, которая была символом паломничества в Сантьяго-де-Компостела. Визуально привлекательный центр культуры не менее интересен с содержательной точки зрения.



Делаем всё дома