Пьеса А. Чехова «Вишневый сад» как отражение духовных исканий человека конца XIX- начала XX века. Человек и общество в пьесе А. П. Чехова «Вишнёвый сад» (Школьные сочинения) Изображение распада дворянства в пьесе а.и. чехова “вишневый сад”

Одна из особенностей пьес А.П.Чехова заключается в том, что в них постоянно переплетаются два временных плана. Сценическое время, как правило, представляет небольшой отрезок. В пьесе «Вишневый сад» это несколько месяцев: с мая по октябрь. Но для понимания проблем, раскрывающихся в чеховских драмах, гораздо большее значение имеет вне-сценическое время. Все, происходящее на сцене, по замыслу Чехова, является лишь отдельным звеном в длинной причинно-следственной цепи явлений, истоки которых кроются в далеком прошлом. Так создается ощущение вечно текущей жизни, меняющей мировосприятие человека и реальность вокруг него. А вместе с тем возникает более широкий план повествования, позволяющий соотносить конкретную человеческую судьбу с движением истории.
В пьесе «Вишневый сад» в первом действии Гаев говорит, что книжный шкаф в их имении «сделан ровно сто лет тому назад». Таким образом, внесценическое время простирается с рубежа XVIII-XIX по рубеж XIX-XX веков. Век Екатерины II, предоставившей дворянству различные «вольности», в том числе и отмену обязательной службы, положил начало развитию и расцвету провинциальных имений. Но предки Гаева и Раневской, благоустраивая родовое гнездо и закладывая рядом с домом огромный сад, которому впоследствии суждено будет стать главной достопримечательностью уезда, заботились вовсе не об удовлетворении эстетических потребностей. Для этого при крупных поместьях существовали парки. Фруктовые же сады в то время имели, как правило, хозяйственное значение. Они, как и крепостные, работали на своих владельцев, нередко становясь выгодной доходной статьей. Продукция сада шла на домашние нужды и на продажу. Старый слуга Фирс вспоминает, как «вишню сушили, мочили, мариновали, варенье варили, <…> и, бывало, сушеную вишню возами отправляли в Москву и в Харьков. Денег было!». Отмена крепостного права сделала громадный сад, лишившийся даровых рабочих рук, нерентабельным. И дело не только в том, что использование наемного рабочего труда не окупилось бы. За полвека сменились и вкусы, и традиции бытовой культуры. В чеховском рассказе «Невеста» маринованная вишня как приправа к горячим блюдам упоминается в качестве старинного бабушкиного рецепта, по которому готовят в доме Шуминых. Но главным образом в первой половине XIX века садовая и лесная ягода, как и яблоки, использовалась для приготовления варенья - традиционного в то время десерта, а также домашних наливок, которые были в большом употреблении даже в столичных богатых домах. Так, приятель А.С.Пушкина С.А.Соболевский, поселившийся в Москве, в одном из стихотворений, адресованных С.Д.Нечаеву, рассказывал, с каким вожделением ожидали друзья возвращения Нечаева из имения, откуда он привозил домашние соленья, варенья и вина для щедрых московских застолий:
Облизывать мы будем губки,
Припасы разъедим все в пух
И осушим с наливкой кубки..?
Не случайно, видимо, хлебосольная Москва являлась одним из главных потребителей урожая вишневого сада. Провинция же покупных вин почти вовсе не знала. Интересный материал дают сохранившиеся в архивах описи провинциальных дворянских и купеческих хозяйств. Например, в описи имения купца Ф.И.Семизорова из города Елатьмы упоминается фруктовый сад при доме и в кладовом амбаре - несколько бочонков с ягодными и яблоневыми наливками2.
В пореформенную эпоху варенье уже было не в почете, подавать его гостям считалось чуть ли не признаком мещанского вкуса, а старинные наливки были вытеснены винами загра¬ничного и российского производства, продававшимися в любой глухомани. Как показывает Чехов, теперь даже слуги знали толк в марках покупного вина. Лопахин для проводов Гаева и Раневской купил бутылку шампанского на вокзальной станции, но лакей Яша, отпробовав его, заявил: «Это шампанское не настоящее, могу вас уверить».
Раневская, готовая схватиться за любую соломинку, чтобы спасти имение, заинтересовалась старинным рецептом сушеной вишни, дававшим некогда баснословные доходы: «А где же теперь этот способ?» Но Фирс разочаровал ее: «Забыли. Никто не помнит». Однако если бы даже рецепт случайно отыскался, он не помог бы хозяевам вишневого сада. Его и забыли-то потому, что в нем давно уже не было надобности. Лопахин просчитал ситуацию по-деловому: «Вишня родится раз в два года, да и ту девать некуда, никто не покупает».
В первом действии упоминается, что Гаеву пятьдесят один год. То есть во времена его юности сад уже утратил свое экономическое значение, и Гаев с Раневской привыкли ценить его прежде всего за его неповторимую красоту. Символом этой щедрой природной красоты, которую невозможно воспринимать с точки зрения доходности, становится букет цветов, в первом действии внесенный из сада в дом в ожидании приезда хозяев. По мнению Чехова, гармоническое единение с природой - одно из необходимых условий человеческого счастья. Раневская, вернувшаяся в дом, окруженный расцветшим весенним садом, словно и сама молодеет душой, вспоминая: «В этой детской я спала, глядела отсюда на сад, счастье просыпалось со мною каждое утро…» Она и теперь приходит в радостное восхищение: «Какой изумительный сад! Белые массы цветов, голубое небо…» Аня, уставшая от долгой дороги, перед сном мечтает: «Завтра утром встану, побегу в сад…» Даже деловитая, вечно чем-то озабоченная Варя на минуту поддается обаянию весеннего обновления природы: «…Какие чудесные деревья! Боже мой, воздух! Скворцы поют!» Гаев, в какой-то мере свыкшийся с мыслью, что построенный предками дом, возможно, пойдет с молотка, в то же время не способен представить себе, чтобы человека можно было лишить природной благодати, дарованной ему Богом, также выставив ее на аукцион: «Да и сад продадут за долги, как ни странно…»
Капиталистический уклад, сменивший крепостническое хозяйствование, оказался к природе еще беспощадней. Если в прежние времена владельцы усадеб разводили сады и устраивали парки, то новые хозяева жизни, стремясь урвать сиюминутную выгоду, энергично вырубали леса, бесконтрольно истребляли лесную дичь, губили реки стоками многочисленных фабрик и заводов, наперегонки выраставших по их берегам. Недаром в написанной ранее чеховской пьесе «Дядя Ваня» доктор Астров с горечью говорит: «Русские леса трещат под топором, гибнут миллиарды деревьев, опустошаются жилища зверей и птиц, мелеют и сохнут реки, исчезают безвозвратно чудные пейзажи <…>. Человек одарен разумом и творческой силой, чтобы преумножать то, что ему дано, но до сих пор он не творил, а разрушал. Лесов все меньше и меньше, реки сохнут, дичь перевелась, климат испорчен, и с каждым днем земля становится все беднее и безобразнее». Сады вновь стали расцениваться лишь как коммерческое предприятие. В рассказе Чехова «Черный монах» владелец имения Песоцкий чудесные цветы и редкостные растения, производившие на Коврина «сказочное впечатление», «презрительно обзывал пустяками». Всю свою жизнь он посвятил фруктовому саду, который «приносил Егору Семеновичу ежегодно несколько тысяч чистого дохода». Но вместо того чтобы дарить светлую радость, сад стал для Песоцкого постоянным источником тревог, огорчений, гневного раздражения. Даже судьба единственной дочери волнует его меньше, чем будущность своего доходного дела.
Лопахин тоже смотрит на природу лишь с точки зрения деловой выгоды. «Местоположение чудесное…» - хвалит он имение Раневской. Но это потому, что рядом река и железная дорога. Красота сада его не трогает, он уже подсчитал, что прибыльнее будет его вырубить и сдавать земельные участки в аренду под дачи: «Вы будете брать с дачников самое малое по двадцать пять рублей в год за десятину…» Лопахин даже не понимает, насколько бестактны и жестоки его рассуждения об уничтожении сада в то время, как Раневская так радуется встрече с ним. Точно так же в финале пьесы он даже не подумал о том, что не следовало бы начинать вырубку сада на глазах его бывших хозяев, готовящихся к отъезду. Для Лопахина, как и для Песоцкого, дары природы, из которых нельзя выжать солидной прибыли, тоже «пустяки». Правда, он может вспоминать с восторгом, как цвел его мак, посеянный на тысяче десятин. Но это запомнилось ему лишь потому, что на продаже мака он «заработал сорок тысяч чистого», «Так вот я, говорю, заработал сорок тысяч…» - с удовольствием вновь повторяет он. Даже тихий и солнечный осенний день вызывает у него лишь деловые ассоциации: «Строиться хорошо».
Раневская и Гаев, на первый взгляд, такие беспомощные и непрактичные в том, что касается устройства их жизни, в нравственном отношении неизмеримо глубже Лопахина. Они понимают, что есть высшие ценности на земле, на которые недопустимо поднимать руку даже ради собственного спасения. Недаром они молчат, когда Лопахин толкует о необходимости снести их старый дом, чтобы освободить место для дач (на это они бы еще могли решиться), но дружно вступаются за сад. «Если во всей губернии есть что-нибудь интересное, даже замечательное, так это только наш вишневый сад», - говорит Раневская. «И в "Энциклопедическом словаре" упоминается про этот сад», - подхватывает Гаев. Для них это уже более, чем их собственность, это прекрасное творение природы и человеческого труда, ставшее достоянием всего уезда, самой России. Лишить этого окружающих - все равно что обокрасть их. Для Чехова же участь вишневого сада, падающего под лопахинским топором, трагична еще и потому, что сам автор был уверен: взгляд на природу с коммерческой точки зрения чреват для человечества большими бедами. Недаром в пьесе упоминается имя английского ученого Г.Т.Бокля. «Вы читали Бокля?» - спрашивает Епиходов Яшу. Реплика повисает в воздухе, и за этим следует пауза. Получается, что этот вопрос адресован и зрителям, которым автор дает время вспомнить труд Бокля «История цивилизации в Англии». Ученый доказывал, что особенности климата, географической среды, природного ландшафта оказывают огромное влияние не только на нравы и взаимоотношения людей, но и на их общественную жизнь. Разделял эту точку зрения и Чехов, писавший 18 октября 1888 года А.С.Суворину: «Леса обусловливают климат, климат влияет на характер людей и т.д., и т.д. Нет ни цивилизации, ни счастья, если леса трещат под топором, если климат жесток и черств, если люди тоже жестки и черствы…» Это убеждение стало основой пьес Чехова «Леший» и «Дядя Ваня». В «Вишневом саде» отголоски учения Бокля слышатся в неумелом рассуждении Епиходова: «Наш климат не может способствовать в самый раз…» По чеховскому же убеждению, это современный человек не может соответствовать гармоничным законам природы, бездумно нарушая складывавшееся веками экологическое равновесие, а это может привести к самым гибельным последствиям. Настал момент, когда человек во имя своего будущего должен стать не эгоистом - алчным потребителем, а заботливым хранителем, помощником природы, способным к сотворчеству с ней. Благодатное единство человека и окружающих его прекрасных ландшафтов, ранее доступное лишь социальной элите, по мнению Чехова, должно стать доступным для всех. В пореформенной России конца XIX века то и другое привело лишь к тому, что преуспевающий Лопахин, изначально наделенный «нежной душой», превратился в «хищного зверя». И на собственном примере убедившись, что миллионное состояние не является залогом подлинного счастья, затосковал: «О, скорее бы все это прошло, скорее бы изменилась как-нибудь наша нескладная, несчастливая жизнь…» Недаром Трофимов призывает к тому, чтобы для людей вся Россия стала садом, и Аня мечтает: «Мы насадим новый сад, роскошнее этого…»
В «Вишневом саде» состояние природы становится лирической параллелью переживаниям героев. Действие пьесы начинается весной, и расцвет природы созвучен радостному настроению вернувшейся домой Раневской и возникшим надеждам на спасение имения. Однако в ремарке говорится о холодных весенних утренниках, угрожающих цветущему саду, И вместе с тем возникает тревожная нота: «В августе будут продавать имение…» Второе и третье действия происходят вечером. Если в ремарке первого действия говорится: «…скоро взойдет солнце…», - то в ремарке второго указывается: «Скоро сядет солнце». И вместе с тем словно мгла опускается на души людей, все явственней осознающих неотвратимость нависшей над ними беды. В последнем действии осенний холод и в то же время ясный, солнечный день соответствуют драматическому прощанию Гаева и Раневской с родным домом и радостному оживлению Ани, вступающей в новую жизнь со светлыми надеждами. Тема холода, видимо, не случайно становится в пьесе своеобразным лейтмотивом. Она появляется уже в ремарке, открывающей первое действие: «…в саду холодно…» Ремарка подкрепляется словами Епиходова: «Сейчас утренник, мороз в три градуса». Варя сетует: «Как холодно, у меня руки закоченели». Второе действие развертывается летом, но Дуняше зябко и она жалуется на вечернюю сырость, Фирс приносит Гаеву пальто: «Извольте надеть, а то сыро». В финале Лопахин определяет: «Градуса три мороза». Извне холод проникает и в нетопленый дом: «Холодно здесь чертовски». На фоне происходящих событий тема холода начинает восприниматься как некий символ неуютности отношений в человеческом мире. Вспоминаются слова героини пьесы А.Н.Островского «Бесприданница»: «А ведь так жить холодно».
Для Гаева и Раневской окружающий пейзаж, как и каждый уголок дома, хранит память о былом. Гаев говорит: «Помню, когда мне было шесть лет, в Троицын день я сидел на этом окне и смотрел, как мой отец шел в церковь…» А Раневская вдруг вьяве увидела в саду призрак прошлого: «Посмотрите, покойная мама идет по саду… в белом платье! (Смеется от радости.) Это она», И Гаев, нисколько не удивленный этой репликой, с какой-то доверчивой надеждой спрашивает: «Где?» Но оказалось, что Раневской все это лишь почудилось: «Направо, на повороте к беседке, белое дерево склонилось, похоже на женщину…» Петя тоже ощущает здесь дыхание прошлой жизни, но ему видится иное, он говорит Ане: «…неужели с каждой вишни в саду, с каждого листка, с каждого ствола не глядят на вас человеческие существа, неужели вы не слышите голосов…» Сад помнит и тех крепостных, трудами которых он был выращен.
В каждой пьесе Чехова непременно есть водоем. Это не просто признак усадебного ландшафта. Озеро в «Чайке» или река в «Вишневом саде» таинственными связями соединены с судьбами героев, В реке утонул единственный сын Раневской Гриша. Сама Раневская считает, что это не просто роковая случайность, «это было первое наказание», ниспосланное свыше за ее не вполне добродетельную жизнь, В гибели продолжателя древнего, некогда состоятельного дворянского рода, будущего наследника поместья действительно ощущается нечто символическое, но относящееся не только к судьбе Раневской. Это словно предвозвестие закономерного конца дворянских гнезд, веками существовавших, по словам Пети, «на чужой счет», напоминание о неотвратимом возмездии за сословные, социальные грехи дворянства, у которого нет будущего. И в то же время к реке уходят Петя и Аня, чтобы мечтать там об иной жизни, в которой каждый человек станет «свободным и счастливым». Получается, прав Гаев, произносивший панегирик «дивной» природе: «…ты, которую мы называем матерью, сочетаешь в себе бытие и смерть, ты живишь и разрушаешь…» Сам образ реки по устоявшейся литературной традиции переосмыслялся как символ неумолимо текущего исторического времени, подчиняющего себе человеческие судьбы. В фольклорной же поэтике образ реки часто связывался с темой любви, с поисками суженого. И хотя Петя утверждает: «Мы выше любви», - но по всему чувствуется: в то время, когда они с Аней уединяются у реки в лунную ночь, их молодые души соединяет не только мечта о лучшем будущем России, но и то невысказанное, в чем они стесняются признаться даже себе.
Во втором действии пейзаж, детально описанный в ремарке, настраивает героев и зрителя на глубокие философско-исторические размышления: «Поле. Старая, покривившаяся, давно заброшенная часовенка, возле нее колодец, большие камни, когда-то бывшие, по-видимому, могильными плитами, и старая скамья. Видна дорога в усадьбу Гаева. В стороне, возвышаясь, темнеют тополи: там начинается вишневый сад. Вдали ряд телеграфных столбов, и далеко-далеко на горизонте неясно обозначается большой город, который бывает виден только в очень хорошую погоду». Заброшенная часовня, могильные плиты наводят на мысль об ушедших поколениях, о хрупкой мимолетности человеческой жизни, готовой бесследно исчезнуть в бездне вечности. И словно продолжение элегических мотивов декорации звучит монолог Шарлотты. Это - тоска одинокой души, потерявшейся во времени («…я не знаю, сколько мне лет…»), не ведающей ни цели, ни смысла своего существования («откуда я и кто я - не знаю»). Как стерлись на старых плитах имена некогда живших здесь людей, так стерлись в памяти Шарлотты образы близких («кто мои родители, может, они не венчались… не знаю»). В этом действии участвуют все герои пьесы, и все они оказались в поле, между виднеющейся усадьбой с вишневым садом и городом. В символическом переосмыслении - это рассказ о России, стоящей на историческом перепутье: еще не изжиты до конца патриархальные традиции прежних времен, а «на горизонте» - новая буржуазная эпоха с процессами урбанизации, с развитием технического прогресса («ряд теле¬графных столбов»). И на этом фоне раскрываются два уровня человеческого мировосприятия. Одни, погруженные в сугубо личные, повседневные заботы, живут бездумно, напо¬миная бессмысленных насекомых. Не случайно в высказываниях Епиходова сначала возникают упоминания о «пауке», «таракане», а в третьем действии прозвучит уже прямое уподобление: «Вы, Авдотья Федоровна, не желаете меня видеть… как будто я какое насекомое». Но сродни «насекомым» оказываются и Гаев с Раневской. Недаром возникший во втором действии разговор о происходящих в России процессах их не трогает. Раневская, в сущности, равнодушна даже к судьбам родной и приемной дочерей, не говоря уже о судьбе своей родины, которую она покинет без сожаления. У других героев открывшиеся их взорам бескрайние земные просторы вызывают раздумья о предназначении человека на земле, о соотнесении кратковременной человеческой жизни и вечности. А вместе с этим возникает и тема ответственности человека не только за то, что происходит вокруг него, но и за будущее новых поколений. Петя утверждает: «Человечество идет вперед, совершенствует свои силы. Все, что недосягаемо для него теперь, когда-нибудь станет близким, понятным, только вот надо работать, помогать всеми силами тем, кто ищет истину». В этом контексте образ источника (колодца), возле которого находятся герои, ассоциируется с представлением о томящей их духовной жажде. Даже в Лопахине вдруг заговорила его исконная, мужицкая натура, требующая воли, простора, богатырского дела: «Господи, ты дал нам громадные леса, необъятные поля, глубочайшие горизонты, и, живя тут, мы сами должны по-настоящему быть великанами». Но когда он пытается представить конкретное, социальное выражение своей мечты, то его мысль не идет дальше примитивного варианта собственника-обывателя, хозяйствующего на своем маленьком участке. А ведь это - та же жизнь «насекомого». Вот почему Лопахин с интересом вслушивается в рассуждения Пети. Оказывается, и работает Лопахин неустанно вовсе не из одного желания обогащения, а, мучаясь тем, что, как и Шарлотта, потерялся во времени и не может смириться с бессмысленностью и бесполезностью своей жизни: «Когда я работаю подолгу, без устали, тогда мысли полегче, и кажется, будто мне тоже известно, для чего я существую. А сколько, брат, в России людей, которые существуют неизвестно для чего».
Природа - это и вечная тайна. Неразгаданные законы мироздания волнуют героев Чехова. Трофимов размышляет: «…Быть может, у человека сто чувств и со смертью погибают только пять, известных нам, а остальные девяносто пять остаются живы». И как подтверждение возможности того, что обычно представляется невозможным, вдруг раскрывается редкий дар гувернантки Шарлотты, вызвавшей изумление гостей Раневской способностью к чревовеща¬нию. Странные совпадения, соединяющие, казалось бы, далекие друг от друга явления, создали целый свод народных поверий и примет. Фирс вспоминает, что перед объявлением «воли», подорвавшей благополучие поместья, в доме обратили внимание на приметы, обычно предвещающие несчастье: «…И сова кричала, и самовар гудел бесперечь», И сами герои сталкиваются с непонятным, встревожившим их явлением. В поле, как только село солнце, в темноте «вдруг раздается отдаленный звук, точно с неба, звук лопнувшей струны, замирающий, печальный». Каждый из героев по-своему пытается определить его источник. Лопахин, мысль которого занята одними делами, считает, что это далеко в шахтах сорвалась бадья. Гаев думает, что это крик цапли, Трофимов - филина. (Тут-то и выясняется, что Гаев и Трофимов, несмотря на все их различия, одинаково мало знают природу и не умеют наверняка различать голоса птиц.) Однако все высказанные предположения о природе странного звука исключаются, когда он вновь раздается в финале, днем, в комнатах покинутого усадебного дома. И автор не собирается прояснять эту загадку. Словно зрителю дано услышать, как рвутся невидимые связи времен. И трудно предугадать, чем обернется это для каждого из героев. Пьеса не случайно открывается темой весны. По мысли Чехова, все в мире объединено едиными, универсальными порядками, и если в природе существует непреложный закон вечного обновления, то и в человеческом обществе рано или поздно должны проявиться аналогичные законы.
Таким образом у Чехова природа и история оказываются созвучными, пересекающимися понятиями. Потому и судьба вишневого сада становится символическим переосмыслением исторических судеб России.
ПРИМЕЧАНИЯ
1Из бумаг С.Д.Нечаева // Русский ар¬хив. — 1894. — Кн. 1. — С. 115.
2ФИЛИППОВ Д.Ю. Провинциальный ку¬печеский мир: Бытовые зарисовки // Рязанская вивлиофика. - Рязань, 2001. - Вып. 3. — С. 49, 52.

Грачева И.В. Литература в школе №10 (..2005)

"Вся Россия -- наш сад" (образ России в пьесе А.П. Чехова "Вишневый сад")

Пьеса "Вишневый сад" -- своеобразная поэма о прошлом, настоящем и будущем России. Тема Родины -- внутренняя сквозная тема этой, по определению автора, комедии. Можно сказать, что это произведение -- одно из сложнейших в драматургическом наследии А.П. Чехова. В этой пьесе переплетены, органически слиты элементы пародии, драмы и даже трагедии. Все это понадобилось автору для того, чтобы максимально полно воссоздать образ России. Герои "Вишневого сада" воплощают определенную ипостась этого образа. Раневская, Гаев -- прошлое, Лопахин -- один из наиболее противоречивых персонажей -- и прошлое, и, в определенной мере, настоящее, Аня -- будущее.

Хозяева вишневого сада ни красоты прошлого, ни красоты будущего не видят. Лопахин и люди, подобные ему, также далеки от этой красоты. Чехов считал, что придут новые люди, которые посадят новые, неизмеримо более прекрасные сады, превратят всю землю в волшебный сад.

В пьесе есть и постоянная чеховская грусть, печаль о гибнущей напрасно красоте. Можно сказать, что в ней звучат вариации на излюбленную тему А.П. Чехова. Это мотив красоты, которая противоречит себе, прекрасного, в котором есть ложь, скрытое безобразие. Как мне кажется, в этой пьесе автор в определенной мере развивает мысль Л. Толстого о том, что "нет величия там, где нет простоты, добра и правды". Для А.П. Чехова важно, что красота должна слиться с правдой, только тогда она будет истинной. И тот волшебный сад, о котором говорит Аня, и есть символ красоты, слившейся с правдой. Автор убежден в неизбежности этого, именно поэтому печаль в "Вишневом саде" светла. Многие критики считают, что пьеса пронизана чувством прощания с уходящей жизнью, со всем хорошим и отвратительным, что в ней было, но и радостным приветствием новому, юному.

Раневская и Гаев, хозяева прекрасного вишневого сада, не умеют сохранить его, заботиться о нем. Для автора сад -- символ России, прекрасной и трагической страны. И Любовь Андреевна, и ее брат -- добрые, по-своему милые, абсолютно непрактичные люди. Они чувствуют красоту, волшебное очарование вишневого сада, но они, по мнению автора, люди пустые, люди без родины. Все их рассуждения о том, что имение необходимо спасти, что они не смогут жить без вишневого сада, дома, с которым связано столько радостных и трагических воспоминаний, ни к чему не приводят. Кажется, что они уже внутренне свыклись с потерей имения. Раневская размышляет о возможности возвращения в Париж, Гаев как бы примеряет на себя должность банковского служащего.

Они испытывают даже некоторое облегчение, когда свершается "катастрофа", им можно больше не волноваться, не "хлопотать". Показательны слова Гаева: "В самом деле, теперь все хорошо. До продажи вишневого сада мы все волновались, страдали, а потом, когда копирование запрещено вопрос был решен окончательно, бесповоротно, все успокоились, повеселели даже". Любовь Андреевна подтверждает это: "Нервы мои лучше, это правда", хотя, когда приходит первое известие о продаже вишневого сада, она заявляет: "Я сейчас умру". Чрезвычайно важна, на наш взгляд, чеховская ремарка. Услышав смех Яши в ответ на свои слова Раневская, спрашивает его с легкой досадой: "Ну чему вы смеетесь? Чему рады?" А ведь, казалось бы, смех лакея должен был потрясти ее так же, как потряс бы смех над могилою близкого человека, ведь она "сейчас умрет". Но нет ужаса, нет потрясения, есть всего лишь "легкая досада". Автор подчеркивает, что ни Гаев, ни Раневская не способны не только на серьезные действия, но даже глубокие чувства. Новый хозяин вишневого сада, Лопахин, слишком тесно связан с прошлым, чтобы олицетворять будущее. Но, как мне кажется, он отнюдь не полностью представляет в пьесе и настоящее России. Лопахин -- натура сложная и противоречивая. Он не только "хищный зверь, который съедает все, что попадается ему на пути", как говорит о нем Петя Трофимов. Он по-своему пытается усовершенствовать жизнь, думает о будущем, Лопахин предлагает собственную программу. Как человек умный и наблюдательный, стремится извлечь из них пользу не только для себя. Так, например, этот герой считает, что "до сих пор в деревне были только господа и мужики, а теперь появились еще дачники, может случиться, что на своей одной десятине он займется хозяйством, и тогда ваш вишневый сад станет счастливым, богатым, роскошным...".

Чехов так писал о нем: "Лопахин, правда, купец, но порядочный человек во всех смыслах". Безусловно, Лопахин -- образ отнюдь не лишенный привлекательности, с его страстью к труду необходимо бы делать настоящее и большое дело, у него поистине творческих размах. Именно этот персонаж говорит: "...господи, ты дал нам громадные леса, необъятные поля, глубочайшие горизонты, и, живя тут, мы сами должны бы по-настоящему быть великанами...". А Лопахину приходится совершать и отнюдь не красивые поступки, например, купить вишневый сад у обанкротившихся владельцев. Однако этот персонаж не лишен понимания прекрасного, способен понимать, что приобрел "имение, прекрасней которого ничего нет на свете", осознавать, что значит его поступок для других. Он испытывает одновременно и восторг, и хмельную удаль, и печаль.

Увидев слезы Раневской, Лопахин с надрывом говорит: "О, скорее бы все это прошло, скорее бы изменилась как-нибудь наша нескладная, несчастливая жизнь". Если бы он был "хищный зверь", нечто, "необходимое для обмена веществ", разве был бы он способен произнести такие слова, испытывать такие чувства. В образе Лопахина заключена, следовательно, определенная двойственность. Он одновременно испытывает печаль о прошлом, пытается изменить настоящее, думает и о будущем России.

На наш взгляд, настоящее отражает в пьесе и образ Пети Трофимова, хотя он, казалось бы, обращен в будущее. Да, за этим героем чувствуется определенное общественное движение, ясно чувствуется, что он совсем не одинок. Но его роль заключается, по-видимому, в том, чтобы показать другим неприглядность жизни, помочь осознать необходимость перемен, сказать "прощай, старая жизнь!". Ведь отнюдь не случайно не Петя Трофимов, а Аня говорит: "Здравствуй, новая жизнь!". Думается, что в пьесе есть лишь один образ, который мог бы гармонически слиться с красотой вишневого сада. А именно Аня -- олицетворение весны, будущего. Эта героиня сумела понять суть всех речей Пети, осознать, что, как писал Чехов, все давно уже состарилось, отжило и все только ждет не то конца, не то начала чего-то молодого, свежего". Она идет вперед, чтобы изменить жизнь, превратить всю Россию в цветущий сад.

А.П. Чехов мечтал о скором расцвете России, и отразил эту мечту в пьесе "Вишневый сад". Однако и в этом произведении, на наш взгляд, нет однозначного финала. С одной стороны -- радостная музыка утверждения новой жизни, с другой -- трагический звук оборвавшейся струны "замирающий и печальный", а затем -- "наступает тишина, и только слышно, как далеко в саду топором стучат по дереву".

В этом произведении А.П. Чехова заключена и тончайшая лирика, и острая сатира. "Вишневый сад" -- и веселая, и грустная, вечная пьеса о страстно любимой автором родине, о ее грядущем расцвете. Именно поэтому к ней будут обращаться все новые и новые поколения читателей.

Введение
1. Проблематика пьесы А.П. Чехова «Вишневый сад»
2. Воплощение прошлого – Раневская и Гаев
3. Выразитель идей настоящего – Лопахин
4. Герои будущего – Петя и Аня
Заключение
Список использованной литературы

Введение

Антон Павлович Чехов – писатель могучего творческого дарования и своеобразного тонкого мастерства, проявляющегося с равным блеском, как в его рассказах, так и в повестях и пьесах.
Пьесы Чехова составили в русской драматургии и русском театре целую эпоху и оказали неизмеримое влияние на все последующее их развитие.
Продолжая и углубляя лучшие традиции драматургии критического реализма, Чехов стремился к тому, чтобы в его пьесах господствовала жизненная правда, неприкрашенная, во всей ее обычности, будничности.
Показывая естественное течение повседневной жизни обычных людей, Чехов кладёт в основу своих сюжетов не один, а несколько органически связанных, переплетающихся между собой конфликтов. При этом ведущим и объединяющим является по преимуществу конфликт действующих лиц не друг с другом, а со всей окружающей их социальной средой.

Проблематика пьесы А.П. Чехова «Вишневый сад»

Пьеса «Вишневый сад» занимает особое место в творчестве Чехова. До нее мысль о необходимости изменения действительности он пробуждал, показывая враждебность человеку жизненных условий, выделяя те черты своих персонажей, которые обрекали их на положение жертвы. В «Вишневом саде» действительность изображается в ее историческом развитии. Широко разрабатывается тема смены социальных укладов. Уходят в прошлое дворянские усадьбы с их парками и вишневыми садами, с их неразумными владельцами. Им на смену идут люди деловые и практичные, они – настоящее России, но не ее будущее. Только молодым поколением принадлежит право очистить, изменить жизнь. Отсюда основная идея пьесы: утверждение новой общественной силы, противостоящей не только дворянству, но и буржуазии и призванной перестроить жизнь на началах подлинной человечности и справедливости.
Пьеса Чехова «Вишневый сад» написана в период общественного подъема масс в 1903 году. Она открывает нам еще одну страницу его многогранного творчества, отражая сложные явления того времени. Пьеса поражает нас своей поэтической силой, драматизмом, воспринимается нами как острое обличение социальных язв общества, разоблачение тех людей, чьи мысли и поступки далеки от нравственных норм поведения. Писатель ярко показывает глубокие психологические конфликты, помогает читателю увидеть отображение событий в душах героев, заставляет нас задуматься о смысле истинной любви и истинного счастья. Чехов легко переносит нас из нашего настоящего в далекое прошлое. Вместе с его героями мы живем рядом с вишневым садом, видим его красоту, ясно ощущаем проблемы того времени, вместе с героями пытаемся найти ответы на сложные вопросы. Мне кажется, что пьеса «Вишневый сад» – это пьеса о прошлом, настоящем и будущем не только ее героев, но и страны в целом. Автор показывает столкновение представителей прошлого, настоящего и заложенного в этом настоящем будущего. Думаю, что Чехову удалось показать справедливость неизбежного ухода с исторической арены таких, казалось бы, безвредных лиц, как хозяева вишневого сада. Так кто же они, владельцы сада? Что связывает их жизнь с его существованием? Чем дорог им вишневый сад? Отвечая на эти вопросы, Чехов раскрывает важную проблему – проблему уходящей жизни, ее никчемность и консерватизм.
Уже само название чеховской пьесы настраивает на лирический лад. В нашем представлении возникает яркий и неповторимый образ цветущего сада, олицетворяющего красоту и стремление к лучшей жизни. Основной сюжет комедии связан с продажей этого старинного дворянского имения. Это событие во многом определяет судьбы его владельцев и обитателей. Размышляя об участи героев, невольно задумываешься о большем, о путях развития России: ее прошлом, настоящем и будущем.

Воплощение прошлого – Раневская и Гаев

Выразитель идей настоящего – Лопахин

Герои будущего – Петя и Аня

Все это невольно наталкивает нас на мысль, что стране необходимы совсем другие люди, которые будут вершить иные великие дела. И эти другие люди – Петя и Аня.
Трофимов – демократ по происхождению, по привычкам и убеждениям. Создавая образы Трофимова, Чехов выражает в этом образе такие ведущие черты, как преданность общественному делу, стремление к лучшему будущему и пропаганда борьбы за него, патриотизм, принципиальность, смелость, трудолюбие. Трофимов, несмотря на свои 26 или 27 лет, имеет за плечами большой и тяжёлый жизненный опыт. Его уже два раза исключали из университета. У него нет уверенности, что его не исключат в третий раз и что он не останется «вечным студентом».
Испытывая и голод, и нужду, и политические преследования, он не утратил веры в новую жизнь, которая будет основана на справедливых, гуманных законах и творческом созидательном труде. Петя Трофимов видит несостоятельность дворянства, погрязшего в праздности и бездействии. Он дает во многом верную оценку буржуазии, отмечая ее прогрессивную роль в экономическом развитии страны, но отказывая ей в роли творца и созидателя новой жизни. Вообще его высказывания отличаются прямотой и искренностью. С симпатией относясь к Лопахину, он тем не менее сравнивает его с хищным зверем, «который поедает все, что попадается ему на пути». По его мнению, Лопахины не способны решительно изменить жизнь, построив ее на разумных и справедливых началах. Петя вызывает глубокие раздумья у Лопахина, который в душе завидует убежденности этого «облезлого барина», которой ему самому так недостает.
Мысли Трофимова о будущем слишком туманны и абстрактны. «Мы идем неудержимо к яркой звезде, которая горит там вдали!» – говорит он Ане. Да, цель его прекрасна. Но как ее достичь? Где основная сила, которая способна превратить Россию в цветущий сад?
Одни относятся к Пете с легкой иронией, другие с нескрываемой любовью. В его речах слышится прямое осуждение отмирающей жизни, призыв к новой: «Дойду. Дойду или укажу другим путь, как дойти». И указывает. Указывает его Ане, которую горячо любит, хотя искусно скрывает это, понимая, что ему предназначен другой путь. Он говорит ей: «Если у вас есть ключи от хозяйства, то бросьте их в колодец и уходите. Будьте свободны как ветер».
В недотепе и «облезлом барине» (как иронически величает Трофимова Варя) нет силы и деловой хватки Лопахина. Он покоряется жизни, стоически перенося ее удары, но не способен овладеть ею и стать хозяином своей судьбы. Правда, он увлек своими демократическими идеями Аню, которая выражает готовность следовать за ним, свято веря в прекрасную мечту о новом цветущем саде. Но эта юная семнадцатилетняя девушка, почерпнувшая сведения о жизни в основном из книг, чистая, наивная и непосредственная, еще не сталкивалась с реальностью.
Аня – полна надежд, жизненных сил, но в ней еще столько неопытности и детства. По складу характера она во многом близка к матери: она питает любовь к красивому слову, к чувствительным интонациям. В начале пьесы Аня беспечна, быстро переходит от озабоченности к оживлению. Практически она беспомощна, привыкла жить беззаботно, не думая о насущном хлебе, о завтрашнем дне. Но все это не мешает Ане порвать с привычными ей взглядами и жизненным укладом. Ее эволюция совершается на наших глазах. Новые взгляды Ани еще наивны, но она навсегда прощается со старым домом и старым миром.
Неизвестно, хватит ли ей духовных сил, стойкости и мужества, чтобы до конца пройти путь страданий, труда и лишений. Сумеет ли она сохранить ту горячую веру в лучшее, которая заставляет ее без сожаления проститься со старой жизнью? На эти вопросы Чехов не дает ответа. И это естественно. Ведь о будущем можно говорить только предположительно.

Заключение

Жизненная правда во всей её последовательности и полноте – вот чем руководствовался Чехов, создавая свои образы. Именно поэтому каждый персонаж его пьес представляет собой живой человеческий характер, привлекающий огромным смыслом и глубокой эмоциональностью, убеждающей своей естественностью, теплотой человеческих чувств.
По силе своего непосредственного эмоционального воздействия Чехов едва ли не самый выдающийся драматург в искусстве критического реализма.
Драматургия Чехова, откликавшаяся на актуальные вопросы своего времени, обращавшиеся к повседневным интересам, переживаниям и волнениям обычных людей, будили дух протеста против косности и рутины, звала к социальной активности к улучшению жизни. Поэтому она всегда оказывала на читателей и зрителей огромное влияние. Значение чеховской драматургии уже давно вышло за пределы нашей родины, оно стало мировым. Драматургическое новаторство Чехова широко признано за рубежами нашей великой родины. Я горжусь тем, что Антон Павлович русский писатель, и как бы ни были различны мастера культуры, они, наверное, все согласны с тем, что Чехов своими произведениями подготавливал мир к лучшей жизни, более прекрасной, более справедливой, более разумной.
Если Чехов с надеждой вглядывался в XX век, который только начинался, то мы живем в новом XXI столетии, попрежнему мечтаем о своем вишневом саде и о тех, кто взрастит его. Цветущие деревья не могут расти без корней. А корни – это прошлое и настоящее. Поэтому, чтобы прекрасная мечта стала явью, молодое поколение должно соединить в себе высокую культуру, образованность с практическим знанием действительности, волей, настойчивостью, трудолюбием, гуманными целями, то есть воплотить в себе лучшие черты чеховских героев.

Список используемой литературы

1. История русской литературы второй половины XIX века / под ред. проф. Н.И. Кравцовой. Издательство: Просвещение – Москва 1966.
2. Экзаменационные вопросы и ответы. Литература. 9 и 11 выпускные классы. Учебное пособие. – М.: АСТ – ПРЕСС, 2000.
3. А. A. Егорова. Как написать сочинение на «5». Учебное пособие. РостовнаДону, «Феникс», 2001.
4. Чехов А.П. Рассказы. Пьесы. – М.: Олимп; ООО «Фирма» Издательство АСТ, 1998.

Вчера, сегодня, завтра в пьесе А. П. Чехова “Вишневый сад” (Сочинение)

Прошлое страстно глядится
в грядущее
А. А. Блок

Пьеса Чехова “Вишневый сад” написана в период общественного подъема масс в 1903 году. Она открывает нам еще одну страницу его многогранного творчества, отражая сложные явления того времени. Пьеса поражает нас своей поэтической силой, драмматизмом, воспринимается нами как острое обличение социальных язв общества, разоблачение тех людей, чьи мысли и поступки далеки от нравственных норм поведения. Писатель ярко показывает глубокие психологические конфликты, помогает читателю увидеть отображение событий в душах героев, заставляет нас задуматься о смысле истинной любви и истинного счастья. Чехов легко переносит нас из нашего настоящего в далекое прошлое. Вместе с его героями мыживем рядом с вишневым садом, видим его красоту, ясно ощущаем проблемы того времени, вместе с героями пытаемся найти ответы на сложные вопросы. Мне кажется, что пьеса “Вишневый сад”- это пьеса о прошлом, настоящем и будущем не только ее героев, но и страны в целом. Автор показывает столкновение представителей прошлого, настоящего и заложенного в этом настоящем будущего. Лопахин отрицает мир Раневской и Гаева, Трофимов – Лопахина. Думаю, что Чехову удалось показать справедливость неизбежного ухода с исторической арены таких, казалось бы, безвредных лиц, как хозяева вишневого сада. Так кто же они, владельцы сада? Что связывает их жизнь с его существованием? Чем дорог им вишневый сад? Отвечая на эти вопросы, Чехов раскрывает важную проблему – проблему уходящей жизни, ее никчемность и консерватизм.
Раневская – хозяйка вишневого сада. Сам вишневый сад служит для нее “дворянским гнездом”. Без него жизнь для Раневской немыслима, с ним связана вся ее судьба. Любовь Андреевна говорит: “Ведь я родилась здесь, здесь жили мой отец и мать, мой дед. Я люблю этот дом, без вишневого сада я не понимаю своей жизни, и уж если так ужно продавать, то продавайте и меня вместе с садом”. Мне кажется, что она страдает искренне, но вскоре я понимаю, что она на самом деле думает не о вишневом саде, а о своем парижском любовнике, к которому решила поехать вновь. Я был просто поражен, когда узнал, что она уезжает на деньги, присланные Анне ее ярославской бабкой, уезжает, не задумываясь над тем, что она присваивает себе чужие средства. И это, по-моему, эгоизм, но какой-то особенный, придающий ее поступкам видимость добродушия. И это, на первый взгляд, так. Ведб именно Раневская заботится болше всех о судьбе Фирса, соглашается дать деньги взаймы Пищику, именно ее Лопахин любит за некогда доброе отношение к нему.
Гаев, брат Раневской, тоже представитель прошлого. Он, как бы дополняет Раневскую. Гаев отвлеченно рассуждает об общественном благе, о прогрессе, философствует. Но все эти рассуждения пустые и вздорные. Пытаясь утешить Аню, он говорит: “Проценты мы заплятим, я убежден. Честью моей, чем хочешь, клянусь, имение не будет продано! Счастьем мщим клянусь!” Полагаю, Гаев, и сам не верит в то, что говорит. Я не могу не сказатть о лакее Яше, в котором я замечаю отражение циничности. Он возмущен “невежеством” окружающих, говорит о своей невозможности жить в России: “Ничего не поделаешь. Здесь не по мне, не могу жить.… Насмотрелся на невежество – будет с меня”. По-моему, яша оказывается сатирическим отражением своих хозяев, их тенью.
Утрату Гаевым и Раневской усадьбы, на первый взгляд, можно обьяснить их беспечностью, но скоро в этом меня разубеждает деятельность помещика Пищика, который изо всех сил старается сохранить свое положение. Он привык, что деньги сами регулярно идут ему в руки. Ивдруг все нарушается. Он отчаянно пытается выйти из такого положения, но его попытки пассивны, как и у Гаева с Раневской. Благодаря Пищику я понял, что ни Раневская, ни Гаев не способны ни к какой деятельности. На этом примере Чехов убедительно доказал читателю неизбежность ухода в прошлое дворянских усадеб.
На смену энертным гаевым приходит ловкий коммерсант и ушлый делец Лопахин. Мы узнаем, что он не длагородного сословия, чем несколько кичится: “Отец мой, правда, мужик был, а я вот в белой жилетке, в желтых башмаках”. Осознавая всю сложность положения Раневской, он предлагает ей проект по реконструкции сада. В Лопахине ясно чувствуется та активная жилка новой жизни, которая постепенно и неотвратимо оттеснит на задний план жизнь бессмысленную и никчемную. Однако автор дает понять, что Лопахин не является представителем бубущего; он исчерпает себя в настоящем. Почему же? Очевидно, что Лопахиным руководит стремление личного обогащения. Исчерпывающую характеристику ему дает Петя Трофимов: “Вы богатый человек, скоро будете миллионером. Вот как в смысле обмена веществ нужен хищный зверь, который съедает все, что попадается ему на пути, так и ты нужен!” Лопахин, покупатель сада, говорит: “ Настроим мы дач, и наши внуки и правнуки увидят здесь новую жизнь”. Эта новая жизнь представляется ему почти такой же, как жизнь Раневской и Гаева. В образе Лопахина, Чехов показывает нам, насколько хищническое капиталистическое предпринимательство античеловечно по своей природе. Все это невольно наталкивает нас на мысль, что стране необходимы совсем другие люди, которые будут вершить иные великие дела. И эти другие люди – Петя и Аня.
Одной мимолетной фразой Чехов дает понять, что представляет собой Петя. Он – “вечный студент”. По-моему, этим все сказано. Автор отразил в пьесе подъем студенческого движения. Именно поэтому, полагаю, и появился образ Пети. Все в нем: и жидкие волосы, и неопрятный вид – казалось бы, должно вызывать отвращение. Но этого не происходит. Напротив, его речи и поступки вызывают даже некоторую симпатию. Чувствуется, как привязаны к нему дейтвующие лица пьесы. Одни относятся к Пете с легкой иронией, другие- с нескрываемой любовью. Ведь именно он является олицетворением будущего в пьесе. В его речах слышится прямое осуждение отмирающей жизни, призыв к новой: “Дойду. Дойду или укажу другим путь, как дойти”. И указывает. Указывает его Ане, которую горячо любит, хотя искусно скрывает зто, понимая, что ему предназначен другой путь. Он говорит ей: “Если у вас есть ключи от хозяйства, то бросьте их в колодец и уходите. Будьте свободны как ветер”. Петя вызывает глубокие раздумья у Лопахина, который в душе завидует убежденноити этого “облезлого барина”, которой ему самому так недостает.
В конце пьесы Аня и Петя уходят восклицая: “Прощай, старая жизнь. Здравствуй, новая жизнь”. Эти слова Чехова каждый можетпонимать по-своему. О какой новой жизни мечтал писаиель, как он себе ее представлял? Для всех так и осталось загадкой. Но одно верно и правильно всегда: Чехов мечтал о новой России, о ноом вишневом саде, о Гордой и свободной личности. Идут годы, меняются поколения, а мысль чеховская продолжает тревожить наши умы, сердца и души. 

Научный руководитель: Барнашова Елена Вячеславовна , канд. филол. наук, Кафедра теории и истории культуры НИ ТГУ, Россия, г. Томск


Аннотация.

Данная статья посвящена изучению мироощущения и внутреннего мира человека переломной эпохи конца XIX- начала XX века. Для раскрытия этой темы автор использует анализ произведения А.П. Чехова «Вишневый сад». Эта пьеса была выбрана не случайно, именно в ней писатель наиболее полно раскрывает настроение человека кризисной эпохи, а также дается оценка общей атмосферы того времени.

Ключевые слова: А.П. Чехова, «Вишневый сад», мироощущение человека, эпоха конца XIX-начала XX вв., кризисное мировосприятие.

Данная тема является актуальной для XXI века, так как сейчас прослеживается созвучие эпох. Современный человек находится в похожем состоянии. Окружающая действительность показывает свою нестабильность, ценности быстро устаревают, появляются новые идеи, мнения, предпочтения, мир вокруг стремительно меняется каждую секунду. Исчезает уверенность в стабильном будущем. Как и в конце XIX века, человек не может найти опору, незыблемые идеалы, на которые он мог бы опереться. XXI столетие охватывает особая атмосфера томления, ожидания перемен, усталости от жизни. В связи с этим, автор статьи считает целесообразным изучение произведения А.П. Чехова «Вишневый сад» для выявления особого настроения этой кризисной эпохи и мировосприятия человека. И понимание атмосферы конца XIX-начала XX вв. даст возможность осознать процессы, происходящие во внутреннем мире современного человека.

Антон Павлович пишет пьесу «Вишневый сад» в 1903 году, за год до своей смерти. Задумкой о новом произведении он делится в письме со своей женой О.Л. Книппер 7 марта 1901 г.: «Следующая пьеса, какую я напишу, будет непременно смешная, очень смешная, по крайней мере по замыслу» . И уже летом 1902 года писатель четко определяет контуры сюжета, и придумывает заглавие для своей новой пьесы. Однако написание пьесы откладывалось из-за болезни Антона Павловича, но уже в июне 1903 года будучи на подмосковной даче в Наро-Фоминске писатель взялся за написание полноценного сюжета пьесы. И 26 сентября 1903 года пьеса была закончена.

Пьеса создается в непростое для страны время. Эпоха конца XIX-начала XX века ознаменовалась бурными изменениями во всех сферах общества. Общество раздирали противоречия, росли революционные настроения, особенно в среде рабочих. Обострялась социально-политическая обстановка в стране. Старые ценности теряют авторитет у простого народа. Революционные движения, выступая против старого, еще не могут ничего конкретного предложить взамен. Человек оказывается на перепутье.

И именно в это «смутное» время создается эта пьеса. Это последнее произведение, написанное Чеховым, отражает всю суть культурной эпохи того времени и то как себя ощущал в ней человек.

Это одна из самых интересных и самых обсуждаемых его пьес. До сих пор исследователи не пришли к единому мнению по поводу трактовки этого произведения, при каждом прочтении оно открывает новые смыслы и рождает новые интерпретации.

Сюжет данной пьесы является достаточно бытовым и обыденным. Однако ценность чеховского произведения совсем не в сюжете, а в тонком человеческом психологизме, с которым писатель показывает человека, его переживания и духовные искания. Создается и особая атмосфера произведения, она по сравнению с другими пьесами становится более угнетающей. Здесь мы уже не увидим мечты о счастливой жизни, какого-то чувства неудовлетворенности. В воздухе витает теперь ощущение обреченности. Именно в этом произведение Чехов особенно точно и тонко показывает переломную эпоху и человека, живущего в ней, который пытается найти опору, но никак не может это сделать. Персонажи не могут точно осознать, что их мучает, не могут выразить свои чувства. Они находятся в бесконечном поиске ответов на мучающие их вопросы.

Особенные отношения и между самими персонажами. Отчетливо показано недопонимание между ними. Герои как будто говорят на разных языках, вследствие этого появляются так называемые «параллельные диалоги», когда, например, Раневская и Лопахин разговаривают о продажи имения, помещица как будто не слышит, о чем говорит ее собеседник (или не хочет слышать), она говорит о своем прекрасном детстве, погружаясь в воспоминания она не замечает вокруг себя ничего.

Чехов, уходя от сословности, изображает людей с точки зрения восприятия ими окружающей действительности. И мы видим Лопахина, который смог подстроиться и выжить в этом изменившемся мире, но с другой стороны образ Раневской, человека, который не хочет и не может меняться, она не готова к переменам в своей жизни, и поэтому продолжает жить, как и прежде. В ее образе прочитывается особый страх перед будущим, она выглядит беззащитной и отчаявшейся. Следует отметить, что данный аспект не может быть привязан к социальным аспектам героев, так как тогда бы подчеркивался их статус, однако в пьесе вместо этого внимание акцентируется на душевных переживаниях.

Особое место в пьесе занимает образ Сада, он с одной стороны предстает некоторой метафорой жизни, идеалом, куда все стремятся попасть. Символично, что герои смотрят на сад лишь издалека. Но с другой стороны Сад - это образ прошлого, того счастливого беззаботного прошлого, где все было понятно. Где остались определенные авторитеты, незыблемые ценности, где жизнь текла ровно и размеренно и каждый знал, что ждет завтра. Поэтому Фирс говорит: «В прежнее время, лет сорок – пятьдесят назад вишню сушили…И сушеная вишня тогда была мягкая, сочная…Способ тогда знали…» . Этот особый способ, секрет жизни, который позволял цвести вишневому саду, утерян и теперь непременно подлежит вырубке и уничтожению. Время движется вперед, изменяется окружающих мир, а значит и должен уйти в прошлое Сад. С ним очень трудно расставаться, но именно это и будет главным импульсом для развития настоящего, а вместе с ним и будущего.

Вместе с этим прослеживается проблема самоопределения человека в новом, постоянно меняющемся мире. Одни находят свое занятие (как Лопахин), другие (Раневская) все еще живут прошлым и бояться взглянуть в лицо будущему. Сначала она действительно боится расстаться с садом, однако после его продажи Гаев говорит: «До продажи вишневого сада мы все волновались, страдали, а потом, когда вопрос был решен окончательно, бесповоротно, все успокоились, повеселели даже» , тем самым доказывая необходимость перемен.

Еще одним важным фактором становятся «случайные» звуки. Как, например, звук лопнувшей стрелы в конце. На мой взгляд это предположения о будущем самого автора. Всю пьесу росло напряжение, происходил внутренний конфликт человека с самим собой со своими старыми привычками предрассудками, ощущались неизбежные перемены, которые давили на человека, заставляли принимать его «верное» решение. Герои метались в поиске правды и не хотели ничего менять, но перемены медленно завладевали их жизнями. И в конце сад продан, все уехали, и мы видим пустую сцену слышим звук лопнувшей струны, ничего и никого не осталось, кроме Фирса. Напряжение разрешилось, оставив пустоту, которая призывает читателя увидеть в ней что-то свое. Чехов точно не знал, как будет выглядеть это «будущее», он не знал, что там будет, но он точно предчувствовал неотвратимые перемены, которые уже совсем близко, на столько близко, что мы уже слышим стук топора.

Таким образом, писатель стремился показать внутреннюю жизнь персонажа его чувства и эмоции, внешние бытовые аспекты были не так важны. И поэтому Чехов пытается уйти от обычных социальных характеристик персонажей, он старается более полно описать их внесословные черты. Например, личностные характеристики, индивидуализация речи, особые жесты. Еще одной особенностью «Вишневого сада» является то, что читатель не видит ярко выраженного социального конфликта, нет противоречий или столкновений. Новой становится и речь героев: они часто говорят «случайные» фразы, и при этом не слушают друг друга, ведут параллельные разговоры. Весь смысл произведения проявляется в совокупности этих мелких штрихов, недосказанных словах.

Герои предстают перед читателями так же реалистично, как в жизни, писатель показывает, что нет единственно верной правды, которая может быть принята всеми. У каждого своя истина, свой смысл и образ жизни, в который они искренне верят. Антон Павлович показал всю трагичность ситуации конца XIX начала XX века, когда человек стоял на перепутье. Рушились старые ценности и ориентиры, однако новые еще не были найдены и усвоены. Жизнь, к которой все привыкли, менялась, и человек чувствовал неотвратимое приближение этих перемен.

Библиографический список:

1. Чехов А.П. Полное собрание сочинений и писем: в 30 т. / гл. ред. Н.Ф. Бельчиков. – М. : Наука, 1980. – Т. 9: Письма 1900-март 1901. – 614 с.

2. Чехов А.П. Повести и пьесы / А.П. Чехов. – М. : Правда, 1987. – 464 с.



Худеем на животе