Зарубежные образовательные системы и их особенности. Высшее образование за рубежом и в Европе. Список университетов, система, стоимость

Бесплатное обучение за границей возможно, если иностранец отлично знает английский язык или язык той страны, в которую он направляется на обучение. Если же знания по языку недотягивают до идеального, то можно воспользоваться разными программами, направленными на оказание помощи и поддержки иностранным студентам в изучении английского языка и возможности дальнейшего поступления в заграничные вузы.

Здание университета банковского дела в Праге

На сегодняшний день бесплатное обучение за границей возможно, однако, нужно для этого очень постараться. И это вовсе не значит, что образование студент будет получать совсем даром.

Все равно придется раскошеливаться на различные учебники, плату за общежитие и т. д. Поэтому прежде чем отправиться за рубеж получать знания, требуется все хорошенько обдумать и взвесить свои возможности.

Поехать за рубеж на обучение можно на трех основаниях:

  1. Являясь студентом в своем родном государстве или после окончания школы.
  2. После учебы на нескольких курсах своего вуза.
  3. После окончания своего учебного заведения.

В каком возрасте отправить ребенка учиться в другое государство

Можно, конечно, с первого класса учиться за рубежом, если родители не будут против.

Вообще, европейская школьная система состоит из трех ступеней:


То есть необязательно отправлять 6-летнего ребенка в Европу. Он может поучиться у себя на родине до 8 или до 12 лет и затем уже отправиться в иностранное государство для обретения знаний.

Виды иностранных школ

Ребенок может учиться в Европе в одной из следующих школ, которую выберут его родители исходя из потребностей своего отпрыска:


Памятка родителям, отправляющим отпрысков за границу на учебу

Чтобы удачно отправить детей учиться в иностранные школы, важно запомнить такие рекомендации:


Подготовка к обучению в вузе США

Обучение в Америке для украинцев и россиян покажется тяжелым, если они не пройдут курсов. Во время их посещения студенты изучают предметы, необходимые для того, чтобы в дальнейшем можно было без проблем поступить на желаемый факультет.

Существует специальная программа для иностранных детей «Pathway Programmes».

Преимуществом программы является то, что после ее окончания возможно зачисление абитуриента сразу на третий курс университета, при условии достижения им нужного уровня знаний.

Магистратура в США: пути и преимущества поступления

Учиться за границей привлекательно, а получить диплом магистра в Америке - это значит обрести престиж на рынке мирового труда. Если у человека имеется американский диплом магистра, то у него больше всего шансов получить профессию, о которой он мечтал.

занятия на магистратуре в США

Поступить на магистратуру в университет Соединенных Штатов можно двумя путями:

  1. Напрямую. Однако при этом человек должен быть уверенным в своих силах, в безупречном знании английского языка, а также академической подготовке по той или иной специальности.
  2. Через международный образовательный центр. В его составе расположились известные колледжи и университеты, которые оказывают отличную поддержку иностранным абитуриентам. Чтобы поступить в магистратуру, человек должен пройти специальные курсы, которые помогут ему без проблем стать магистрантом и учиться за границей в одном из лучших университетов США.

Плюсы обучения за рубежом на магистратуре:


Бесплатные вузы Европы

Бесплатное обучение за границей - это реально, однако, нужно знать, в каких странах можно даром получать знания. В Германии, Дании, Франции, Чехии, Греции, Турции, Австрии и Италии можно учиться бесплатно в магистратуре. Однако важным условием для детей является отменное знание английского языка при поступлении, еще лучше будет знать язык той страны, где вы будете учиться. Так как далеко не все государственные бесплатные вузы и университеты проводят обучение на английском.

Бесплатное обучение за границей - это относительное понятие, поскольку бесплатным является конкретно обучение. А вот за вспомогательные услуги, например, за пользование книгами из библиотеки, посещение спортивного зала при университете нужно платить. И такие взносы иногда могут доходить до 300 евро в месяц.

Длительность и процесс обучения в европейских вузах

Обучение за рубежом проходит по такой схеме:

  • Степень бакалавра - 3–5 лет;
  • Магистратура - 2-3 года;
  • Степень доктора наук - 2 года.

Такие нечеткие сроки получения знаний зависят от той или иной специальности.

Учеба за границей отличается от учебной подготовки в России или Украине. Там дневное отделение напоминает наше заочное. Русских людей, обучающихся в Европе, удивляет и умиляет тот факт, что они самостоятельно выбирают дисциплины, которые хотят знать, а в дальнейшем сами определяют сроки сдачи экзаменов.

Однако на этом все плюсы обучения за рубежом заканчиваются. Начинаются «минусы», которые выражаются в следующем:

Учеба за рубежом, в европейских государствах, начинается не в сентябре, как у нас, а где-то с середины осени, а заканчивается в июле.

Обучение в Чехии

Поступить бесплатно в один из чешских университетов реально, однако, нужно знать, что образование является бесплатным лишь в том случае, если иностранец отлично знает чешский язык. Даже английский язык, не говоря уже о русском, не дает возможности поступить на бесплатное обучение.

Русские абитуриенты, желающие обучаться в этой стране, должны приехать туда и пройти подготовительные курсы, сдать экзамен, и только после его успешного написания у них может появиться шанс бесплатного обучения за рубежом.

Обучение в Австрии

А эта страна является лояльной по отношению к иностранным абитуриентам. Здесь можно бесплатно учиться и при этом знать язык в идеале необязательно. Можно подать документы и без наличия сертификата о прохождении подготовительных курсов.

Венский экономический университет в Австрии

То есть украинцев, россиян и подданных других держав зачисляют в университет без проблем, дают возможность в течение двух лет изучить немецкий язык, ходить на лекции и пользоваться различными льготами для студентов.

Образование в Греции

Один из идеальных вариантов на сегодня для того, чтобы поехать учиться бесплатно в Европу, поступить можно на многие специальности без вступительных экзаменов.

Страна, к которой дети лучше всего приспосабливаются

Российскими психологами не раз проводились исследования, по результатам которых стало ясно, что лучше всего иностранные дети адаптируются в Швейцарии. И все дело в том, что все школы, в которых учатся российские и украинские школьники, интернациональные, и дети чувствуют себя там как дома. В отличие от Германии или Италии, где ребятишки там «как чужие» для всех.

Поэтому, с психологической точки зрения, если отец с матерью переживают насчет эмоционального состояния своих детей, то лучше выбрать в таком случае Швейцарию. Однако стоит учесть, что обучение здесь является самым дорогим из всех европейских стран.

Здание университета в Цюрихе, Швейцария

Американская программа для студентов «Global UGRAD»

Она подразумевает обучение за границей по обмену. Учиться в США, таким образом, могут только студенты университетов, учащиеся на дневной форме. Действие программы распространяется по всей Европе, а также Центральной Азии. Поэтому россияне и украинцы могут также воспользоваться случаем и испытать свою судьбу, отправившись в США и воспользовавшись преимуществами этой программы.

На участие в «Global UGRAD» проводится конкурс детей, и победители получают возможность обучаться один год на дневном отделении в одном из университетов Штатов.

Финансирование программы происходит благодаря властям США.

Программа дает участнику следующие привилегии:

  • Содействует в ;
  • Компенсируется стоимость проезда, причем в обе стороны;
  • Компенсируется стоимость обучения, питания, а также проживания в общежитии;
  • Выделяется ежемесячная стипендия.

Александр Рыжаков

С дипломом канадского вуза для тебя открываются рынки труда всего мира и в то же время, именно в Канаде можно создать что-то свое и быть успешным. Если вы хотите добиться успеха, помните о таком слове как ‘Networking’. Овладев этим искусством, вы добьетесь колоссальных результатов в Северной Америки в целом. Учиться в Канаде интересно и полезно. Humber College проводит различные мероприятия и, если есть время и желание, то можно принять в них участие и почувствовать истинную атмосферу канадского обучения. Еще одним преимуществом является многонациональный состав студентов. В моей группе были как канадцы, так и представители США, Португалии, Японии и других стран. Такая многообразность придает яркость и динамичность получаемым знаниям".

Дарья Рогожникова

Главное отличие нидерландской системы образования - нацеленность на самообучение. Это совершенно не значит, что студент предоставлен сам себе. В любой момент можно получить помощь или разъяснение преподавателей. Мне довольно долго приходилось бороть внутри себя запрет на выражение собственного мнения в процессе написания академических эссе и работ. В Нидерландах ключевой фразой в академических эссе является "я считаю", а на занятиях тебя постоянно спрашивают "А что думаешь ты?", и этот подход серьезно отличается от того, что практикуют в российских университетах.

Мой совет, займитесь сбором и подготовкой необходимых документов заранее! У меня ушла пара месяцев на то, чтобы создать с нуля описание пройденных мной в России дисциплин и курсовой литературы. Если вы собираетесь после окончания обучения запросить год на поиск работы, советую не упускать возможности стажировок во время учебы. Это в разы увеличит ваши шансы на последующее трудоустройство, поскольку голландские рекрутеры не очень-то доверяют опыту работы, полученному на родине.

Кристина Запорожец

Моя специальность называется post-secondary business-marketing.

Продолжительность этого курса 4 семестра.

Поступать учиться можно 3 раза в год: сентябрь, январь и май.

Непосредственно перед учебой каждый студент колледжа получает свой личный номер и пароль. Это необходимо для того, чтобы каждый мог зайти в свой личный кабинет на сайте колледжа и просмотреть всю необходимую информацию, а именно:

  • список предметов, которые будут в будущем семестре;
  • домашнее задание;
  • объявления различного рода.

Что самое удобное - это то, что каждое событие колледжа высылается каждому студенту на почту. И никто ничего не сможет пропустить. Что касается расписания, то его каждый студент может выбрать сам. Главное, чтобы по окончанию семестра по каждому предмету рейтинг не был ниже 50%.

Я сейчас на втором семестре. У меня 6 предметов плюс математика финансов, которую я изучаю дистанционно. Это значит, что у меня в наличии есть книжка, где после каждого модуля идет задание. Я должна его выполнить и выслать на электронную почту инструктору. Тот, соответственно, проверяет и, в свою очередь присылает оценку и какие-либо корректировки на мою почту. Это очень удобно, так как есть возможность выполнять задания в то время, когда удобно.

Обычно в день по 1-2 предмету по 2-3 часа. Даются небольшие перерывчики в течение занятия по 10-15 минут. Все преподаватели относятся с пониманием к каждому студенту, всегда готовы помочь, легки «на подъем». Нет какого-либо неравенства. Наоборот, канадцы даже уважают иностранных студентов за их, так сказать, отвагу поехать за границу, обучаться на другом языке, жить без близких людей. Что интересно, это то, что каждый студент не стремится быстрее убежать домой из колледжа, чтобы отдохнуть! В Centennial есть все для учебы и отдыха!

Например для учебы есть несколько библиотек с огромным количеством столов, компьютеров, закрытых/открытых учебных комнат, принтеры. Можно совершенно бесплатно взять ноутбук на 4 часа и пользоваться им в пределах учебного заведения.

Все те книги, которые необходимо купить для учебы, можно приобрести в Bookstore в колледже. Также есть тренажерный зал, баскетбол, футбол, настольный теннис, фитнес, спа- салон.

Что меня совсем удивило, так это места для сна! На самом деле есть такого рода кушетки в самом спокойном месте колледжа, где можно полежать-отдохнуть! А в студенческом центре находится зал с игровыми приставками. И более того, конечно же, кому исполнилось 19 лет, могут выпить алкогольные напитки в пределах определенного помещения, называемого Bar. Это как лозунг: «Лучше выпивайте в колледже, нежели где-то на улице!» =)

В колледже постоянно проводятся какие-либо мероприятия, собрания по поводу иммиграции, работы и т.д. Что касается питания, то есть кафетерий, где можно купить различного рода еду индийской, китайской кухни, фаст-фуд в Subway, кофе и пончики в Tim Hortons, а также можно подогреть в микроволновке то, что ты принес с собой. Вообще, колледж работает до 22-00. Поэтому можно вдоволь позаниматься, пообщаться и найти новых друзей почти из 100 стран мира!

Читать целиком

Кристина Турлакова

Обучение в Англии стало для меня настоящим подарком судьбы, который кардинально изменил мою жизнь. Еще обучаясь на бакалавриате, я пришла к выводу, что продолжить обучение в магистратуре я хочу за границей. Я выбрала обучение в Англии, так как университеты Великобритании считаются одними из лучших в мире. Поступить в университет напрямую довольно сложно, поэтому я приняла решение поступить на программу Pre-Masters ONCAMPUS на базе Birkbeck University в Лондоне. Задача подготовительного курса заключалась в том, чтобы подготовить студентов к обучению на английском языке, постепенно включая изучение сложных предметов и навыков академического письма: курсовых работ и эссе. Требования при поступлении на Pre-Masters значительно ниже, чем на магистратуру, поэтому на подготовительную программу можно поступить при невысоких оценках и относительно слабым владением английским языком.

После окончания Pre-Masters у меня было преимущество при поступлении, а в некоторых вузах зачисляли на программы магистратуры без экзаменов. Во время моего обучения на подготовительной программе я долго выбирала университет, в который хотела бы поступить. Мне нужно было учебное заведение, в котором была бы сильная бизнес школа по специальности «менеджмент».

Я выбирала между университетами Queen Mary University of London и University of Westminster. Мне больше понравилась Вестминстерская бизнес-школа и я очень довольна своим выбором. Длительность магистратуры один год и это был самый интенсивный год в моей жизни. Я считаю, что без программы Pre-Masters мне было бы значительно сложнее. Программа была четко направлена на развитие практических навыков в бизнес индустрии. Преподаватели очень дружелюбные, всегда помогут и подскажут. Очень часто приходили guest speakers - люди, работающие в бизнес индустрии и имеющие большой профессиональный опыт. Выпускники с дипломами английских вузов являются очень востребованными в мире, начальная зарплата существенно выше, чем у других.

Читать целиком

Майя Зюзина

Студентка 1 курса Lindenwood University

Я поступила в Lindenwood University по стипендиальной программе, которая покрывает 50% моего обучения за рубежом. Для участия в программе нужно было сдать TOEFL не меньше чем на 61 балл, а также иметь хорошие оценки за последние 3 года обучения в школе. Я учусь по специальности World History. Если студент учится по гуманитарному направлению, то он должен взять 2 научных предмета, а если студент преимущественно учит науки, то он должен взять 2 гуманитарных предмета. Помимо основных предметов я могу брать элективы- дополнительные курсы из разных областей знаний. Либо можно стать double major, тогда появляется возможность получить 2 образования сразу.

Американское образование отличает детальность изучения предмета. В каждом полугодии ты берешь 5-6 предметов, но изучаешь эти предметы очень детально, что позволяет действительно понять предмет, его суть и предназначение. Суть американского образования - самообразование: ученик читает дома учебники, учит, готовится к уроку, а на уроке они вместе с учителем разбирают прочитанный материал. Учитель объясняет, что не понятно, учитель-это консультант. Здесь нет привычных нам лекций, и главное - это умение анализировать и предполагать, а не заучивать или зубрить, как это принято у нас. Поэтому мне приходится переучиваться. Учиться сложно, но интересно.

Еще одна позитивная вещь образования в США в том, что если, проучившись полгода, ты понял, что тебе не нравится твоя специальность, ты можешь поменять еще, или добавить новые курсы, или убрать их. Учителя прекрасные, грамотные, пытаются разнообразить урок, помогают студенту в любой ситуации, понятно объясняют материал, в любое время можно позаниматься с ними как с репетиторами. Можно брать различные спортивные классы. Сейчас я занимаюсь фитнесом, а в следующем семестре я планирую Art of dance, на котором я буду изучать разные виды танцев и их историю.

В университете много иностранных студентов со всех стран мира, люди очень позитивные, отзывчивые, улыбчивые, в любой момент готовы тебе помочь, что меня очень удивило. Я живу в общежитии, в комнате с одной девочкой, и мы делим ванную с двумя другими девочками. Все чисто, никаких проблем нет. На территории кампуса две столовые, с большим выбором еды.

Если вы заканчиваете школу и задумываетесь об учебе в США, не бойтесь! Но знайте, что вам придется учиться целыми днями и делать очень много домашнего задания. Хоть учиться и тяжело, но интересно, и вы будете тратить силы на нужные вам вещи.

Читать целиком

Никита Максимов,22 года

Что мне нравится в университете? Все! Как только я приехал в университет - глаза начали разбегаться. Тут все как фильмах, картинках и книгах: студенты лежат на траве, едят, общаются, читают книги. Большой кампус университета находится рядом с парком, а ручей разбивает корпусы университета на две половины. Где-то неподалеку играют ребята в волейбол. Раз в месяц университет устраивает бесплатное BBQ, где все студенты могут собраться и провести вместе время за обедом.

Учусь я в Австралии на психолога. Изначально присутствует колоссальная разница в системе образования России и Австралии. В России я закончил бакалавриат по экономике, хотя знаний в области экономики, честно говоря, осталось не очень много. Это не потому, что я тупой или ленивый, а потому что система обучения кардинально другая. В России ты можешь не ходить на занятия целый семестр, подготовиться к экзамену, получить свою тройку и расслабиться. Здесь же, в Австралии, ты чувствуешь, что задача учителя дать тебе знания и понимание предмета. Я учусь всего 1 семестр, но по ощущениям, я гораздо лучший психолог здесь, чем экономист в России.

В нашем обучении очень много практики: студентов делят на группы и дают увлекательные задания на закрепление полученных знаний. У каждого преподавателя своя методика проведения занятий и начисления баллов. Например, преподаватель предмета health behavior, в течение семестра каждую неделю давала нам тест на дом, состоящий из десяти вопросов, при выполнении которых можно пользоваться Интернетом, учебниками и другими источниками. За каждый решенный тест мы набирали определенные «кредиты», которые начисляются по мере прохождения предмета. Поэтому, успешно сдать семестр, можно лишь усердно работая на парах, повторяя материал дома, и написав хорошо итоговый тест.

Преподаватели тут держатся профессионально, задавая образец поведения и пример для подражания. Они всегда готовы ответить на любой вопрос и помочь при любой проблеме. С первого семестра нас уже учат как "быть психологами". Что делать, что не делать, как смотреть на клиента, как держать осанку, как сообщать о времени и так далее. Что я проходил на первом семестре экономики? Теорию, теорию, и еще раз теорию…. По-моему, именно отношение преподавателей и манера обучения являются ключевыми компонентами успешной образовательной системы университета.

Изначально я выбирал обучение в городах Перт или Мельбурн. Перт - тихий город в западной части материка. Мельбурн же является культурной столицей Австралии, где постоянно проходят концерты, фестивали и другие мероприятия. В моем выборе сыграло роль местоположение города. От Мельбурна в часовой доступности на самолете такие города как Сидней, Канберра и Голд Кост. Благодаря огромному количеству парков, садов и бульваров Мельбурн очень часто называется «городом-садом», а штат Виктория известен как «Штат садов» ещё с XIX века. Прожив 22 года в России понимаешь, что нашим городам недостает порой зеленого цвета, чего с лихвой я нахожу здесь.

По окончании обучения я планирую работать либо частным психологом, либо детским. Работа с детьми не даст тебе заскучать, а работа частного психолога сулит более интересное возможно продвижение по карьере.

Читать целиком

Сергей Земчихин

Я хочу получить престижное европейские бизнес-образование и Голландия дает возможность не только получить актуальные и востребованные на рынке труда знания, но и пройти стажировку и получить опыт работы в европейской компании. Для человека, изучающего международный бизнес - это большой плюс...

Мы рассмотрим зарубежные образовательные системы на примере образовательных систем стран, чьё образование считается лучшим по качеству в мире.

Канада

В Канаде два государственных языка: английский и французский, но в ряде провинций английский распространен более широко. Иностранные граждане имеют возможность учиться как на английском, так и на французском языках.

Дошкольное образование

В Канаде дошкольное образование начинается для детей в возрасте с 3-4 лет (зависит от провинции страны), но не является обязательным. Дошкольное образование предоставляется бесплатно в школах (детские сады или классы для детей в начальных школах), также созданы группы родительских, добровольных и частных органов.

Учебный год начинается в сентябре и заканчивается в июле. Он разделён на три семестра. Но многие детские сады открыты дольше. Дневные детские сады обычно открыты круглый год.

Школьное образование

В отличие от многих развитых стран, в Канаде нет единого государственного органа, управляющего образованием. Системы образования в каждой провинции страны также отличаются и контролируются ими самостоятельно. Каждая такая система образования отражает религию, историю и культуру этой провинции.

Профессиональное образование

В Канаде насчитывается около 170 государственных и частных колледжей. Они делятся на общественные (Community colleges), технические (Technical institutes). Во франко-говорящем Квебеке действует своя система колледжей общего и профессионального образования (CEGEPS).

Высшее образование

Высшее образование считается во всем мире одним из самых оптимальных по соотношению цена-качество и занимает второе место после США. Правительство страны ежегодно тратит на развитие своей образовательной системы больше, чем любое другое государство «большой восьмерки». Дипломы канадских учебных заведений признаются во всем мире.

Германия

Дошкольное образование

В Германии дети от 3 до 6 лет обучаются в детских садах (Kindergarten). Некоторые из этих учреждений располагаются при школах (Schulkindergarten). Также существует сеть частных детских садов.

Дошкольная подготовка детей не является обязательной, посещение обычно необязательное. Исключением в большинстве земель является обучение детей соответствующего возраста, отстающих в развитии.

Посещение детьми дошкольных учреждений в Германии оплачивается пособиями местных властей, также используются собственные средства учреждений, но необходимы и вложения родителей. Размеры этих вложений зависят от доходов семей, количества детей или количества членов семьи.

Школьное образование

Каждая школа в Германии подчиняется правительству своей земли. Поэтому программы, правила и даже длительность обучения в разных областях страны различаются. Общая продолжительность обучения в Германии составляет 13 лет.

    Система школьного образования состоит из двух этапов:
  1. Начальная школа. Обучение длится от 4 до 6 лет. Образовательная программа на данном этапе обучения едина для всех учебных заведений страны.
  2. Средние школы Германии различаются по типам. Их учебные планы и направления образования существенно различаются. То есть ученик уже в средней школе делает выбор, специалистом какого направления и уровня он хочет стать.

Среднее образование в Германии дается в гимназиях, реальных школах, основных, профессиональных и объединенных школах.

Высшее образование

Германия - это страна с многовековыми традициями классического высшего образования. На сегодняшний день система высшего образования в Германии объединяет 383 учебных заведений. В них можно получить высшее образование по более 400 специальностям. Кроме того, в стране действуют более 40 вузов теологической направленности. Подавляющее большинство университетов (98%) - государственные и субсидируются правительством. Все они открыты для студентов вне зависимости от их гражданства и этнической принадлежности. Частных вузов сравнительно немного, всего 69.

Возрастает приток иностранных студентов, так что во многих немецких университетах возможно обучение на английском и французском языках.

Япония

Дошкольное образование

В Японии огромное внимание уделяется дошкольному образованию. По традиции оно начинается еще в семье. В детских садах маленьких японцев собирают в группы («хан») и выделяют собственное «рабочее место». Таким образом, с самого раннего детства они учатся работать в коллективе.

Существует определенная система формирования этих групп (они насчитывают до 8 человек). Группы формируются под действием того, что каждый ученик группы должен дополнять всю группу.

Школьное образование

Школьное образование в Японии длится 12 лет, половина которых уходит на начальную школу из-за сложности изучения родного языка.

В японских классах могут обучаться до 45 детей. Учебный год в Японии длинный - 240 дней. Начинается он с 1 апреля и заканчивается 1 марта следующего года. Делится на триместры: апрель-июль, сентябрь-декабрь и январь-март. Согласно предписанию Министерства образования, науки и культуры Японии в средней школе второй ступени используется вузовская система оценки знаний: каждый ученик должен набрать не менее 80 зачетных единиц для получения свидетельства об окончании полной 12-летней средней школы (Kotogakko).

Профессиональное образование

Профессиональное образование в Японии ориентировано на тех, кто желает получить узкотехническое образование. Срок обучения - не более 3-х лет.

    Японские колледжи по статусу могут быть приравнены к нашим средним специальным учебным заведениям. Они делятся на:
  • младшие,
  • технологические,
  • колледжи специальной подготовки.

Младший колледж: это двухлетние программы подготовки в области гуманитарных, естественных, медицинских и технических наук. Выпускники имеют право продолжить образование в университете со второго или третьего года обучения. Прием в младшие колледжи проводится на базе полной средней школы, студенты сдают вступительные экзамены.

Технологический колледж: изучают электронику, строительство, машиностроение и другие дисциплины. Поступить можно после окончания неполной или полной средней школы. В первом случае срок обучения составляет 5 лет, во втором - два года.

Колледж специальной подготовки: годичные профессиональные курсы для бухгалтеров, машинисток, дизайнеров, программистов, автомехаников, портных, поваров и др.

Высшее образование

Высшее образование в Японии входит в единую систему профессионального образования и считается обязательным. Самыми престижными государственными университетами являются: Токийский, университет Киото и университет в Осаке. За ними в рейтинге следуют университеты Хоккайдо и Тохоку. Из частных наиболее известны университеты Тюо, Нихон, Васэда, Мэйдзи, Токай и Кансайский университет в Осаке. Существует также множество «карликовых» вузов с 1-2 факультетами и 200-300 студентами.

Великобритания

Образование в Великобритании является обязательным для всех граждан в возрасте от 5 до 16 лет и делится на государственное (бесплатное образование) и частное (платные учебные заведения).

    Примечательно, что в Великобритании в соответствии с административным делением и сложившимися традициями уживаются три образовательные системы:
  • Англия и Уэльс
  • Северная Ирландия
  • Шотландия.

Англия, Уэльс и Северная Ирландия по своему обучению отличаются незначительно, а вот в системе образования Шотландии имеются свои традиционные особенности.

Дошкольное образование

Дошкольное образование в Великобритании можно получить как в государственном, так и в частном учебном заведении. Система дошкольных учреждений состоит из яслей и детских садов, в которых воспитываются около 50% маленьких англичан от 2 до 7 лет. Кроме этого, многие дети посещают игровые группы дошкольной подготовки, которые учреждаются добровольными организациями и родителями.

С 5 лет начинается обязательное обучение, и дети поступают в школу для малышей. Такие школы обычно организуются совместно со школами для младших школьников.

Школьное образование

Традиционное школьное британское образование продолжается 13 лет: с 5 до 18-летнего возраста. В Великобритании найдется огромное разнообразие школ. Существуют школы для девочек, для мальчиков и смешанные школы, где совместно обучаются и те, и другие.

    Британские школы в целом можно подразделить на виды:
  • Школы полного цикла (All-through schools): обучаются дети всех возрастов от 2 до 18 лет
  • Учреждения для младших школьников (Junior schools): для детей от 7 до 13 лет. Здесь дети проходят специальный начальный общий цикл обучения различным предметам. Курс заканчивается сдачей экзамена Common entrance examination. Успешная сдача такого экзамена - обязательное условие поступления в старшую школу
  • Учреждения для старших школьников (Senior schools): для подростков от 13 до 18 лет. Здесь проходят сначала двухгодичное обучение для сдачи экзаменов GCSE, за которым следует еще одна двухгодичная программа: A-level либо International Baccalaureate
  • Школы по подготовке к университетам (Sixth form): для старших подростков 16-18 лет

Профессиональное образование

Профессиональное образование в Великобритании можно получить как на уровне среднего (по российским стандартам), так и на уровне высшего образования. В целом этот сегмент носит название Further education (FE).

Профессиональным обучением занимаются объединенные школы, технические (профессиональные) колледжи, центры профессиональной подготовки на производстве и центры занятости. Промежуточной ступенью между школой и вузом является колледж.

В настоящее время политехнические колледжи являются в Великобритании основными заведениями, в которых идет подготовка специалистов с профессиональным образованием. Они дают подготовку по самому широкому спектру профессий - от квалифицированного рабочего до специалиста промежуточного уровня - и тесно связаны с обучением на производстве.

Высшее образование

Традиционно английское высшее образование является одним из лучших в мире. Всем известны названия крупнейших элитных университетов Великобритании: Оксфорда и Кембриджа. Британское правительство поощряет обучение иностранных учащихся в своих учебных заведениях: из 2 млн. студентов около 300 тыс. - иностранцы. Всего в туманном Альбионе насчитывается 90 университетов и 64 других высших учебных заведений. Старейшие университеты: Оксфордский (основан в 1167 г.) и Кембриджский (1209 г.).

Для поступления в университет в Британии, необходимо сдать британские экзамены A-levels (в школах Шотландии это называется Scottish highers) или успешно закончить обучение по европейской программе Iinternational Baccalaureate.

Продолжительность обеих программ - два года:

A-level - классическая британская программа.

Включает в себя углубленное изучение 4-х предметов, необходимых для поступления в университет (специальность выбирается заранее). В Шотландии система немного другая: учатся по программе Scottish highers всего 1 год, но она признается всеми университетами Великобритании. A-level представляет собой подготовку по 3-4 предметам, которые студент выбирает из широкого списка (20-30 предметов). Набор предметов может несколько отличаться в зависимости от школы. Все предметы студент подбирает себе индивидуально.

International Baccalaureate - международная программа.

Программа IB признана более чем в 100 странах мира, а ведущие британские университеты в последние годы даже предпочитают IB национальной программе A-level. В рамках программы предполагается изучение шести предметов, которые ученик выбирает сам: 3 предмета на продвинутом уровне (240 учебный часов) и 3 предмета на стандартном уровне (150 часов). К концу программы каждый студент должен написать так называемое «развернутое эссе» (Extended essay) объемом минимум 4000 слов.

Высшее образование Великобритании построено по классическому европейскому образцу:

Первая степень: бакалавр (Bachelor). Программа бакалавриата Undergraduate degree (UG) обычно рассчитана на три года. Четвертый год обучения дает студентам возможность получить степень бакалавра с отличием. Исключение составляют вузы Шотландии, где подготовка длится 4 года. При этом первый год обучения на программе UG в Великобритании эквивалентен второму году учебы в вузе США.

Вторая степень: магистр (Master). Получение магистерской степени занимает в большинстве британских вузов один год. Некоторые университеты взяли за образец американский стандарт обучения в течение двух лет.

Третья степень: доктор философии (PhD). Подготовка более индивидуальна и в зависимости от области научных исследований обычно занимает от трех с половиной до четырех лет. Степень присваивается после написания и успешной защиты диссертации, которая является результатом научных исследований.

Какой можно подвести итог всему вышесказанному? Мы видим, что все системы имеют один и тот же принцип, разделение на этапы, сначала по возрасту, затем по направлению обучения. Везде существует возможность получения и высшего и профессионального образования, а так же везде в наличии дошкольное и обязательное школьное образование. Но несмотря на кажущуюся схожесть, в каждой стране имеются свои нюансы, связанные как с поступлением в образовательное учреждение, так и с дальнейшим обучением в нем, связанное в первую очередь с сложившимися традициями и различным менталитетом. Т.е. не существует двух абсолютно одинаковых систем.

Студенты поступают в западные вузы, чтобы пожить за рубежом и получить больше возможностей для дальнейшего трудоустройства. Но стоимость обучения во многих университетах исчисляется тысячами долларов, а после падения рубля образование за границей стало для россиян ещё менее доступным.
Но диплом хорошего западного вуза можно получить бесплатно или за небольшие деньги. The Village поговорил со студентами, которые уехали учиться в США, Канаду, Францию, Италию и Германию, и спросил, как им удалось поступить на бюджет и что они для этого сделали.

Как поступить?

Софья Ракитина

студентка университета Тор Вергата, Рим

Я окончила социологический факультет МГУ имени Ломоносова в прошлом году. Мечта поехать учиться за границу появилась у меня ещё в школе - помню, как во время подачи документов в МГУ увидела на первом этаже здания соцфака стенгазету с впечатлениями студентов от учебных стажировок в Финляндии и Германии, это во многом определило мой выбор при поступлении. К сожалению, во время обучения мне так и не удалось осуществить свою мечту: визиты в международный отдел МГУ оканчивались тем, что меня отправляли на свой факультет, где отвечали, что мне нужно идти обратно в главное здание. Информацию собирала по крупицам.

Тогда я выбирала страну и программу обучения скорее среди имеющихся предложений, чем исходя из каких-либо собственных желаний, хотя, конечно, в приоритете были англоязычные страны. После окончания МГУ я поступила на программу магистратуры в The University of Bradford. Выбирала университет по рейтингу и по проходным баллам экзамена IELTS. В тот год как раз очень сильно поднялся валютный курс, и после долгих размышлений мы с родителями решили, что даже с учётом стипендий, покрывающих обучение, расходы на проживание, учебники и перелёты очень сильно ударят по бюджету нашей семьи. Мне пришлось отказаться от этой возможности.

В этом году мой выбор пал на Римский университет Тор Вергата (Università degli Studi di Roma Tor Vergata), где я буду учиться по магистерской программе на экономическом факультете. Я также поступила ещё в Пизанский университет, но решила, что все-таки хочу учиться и жить в Риме. Подкупает то, что в большом городе проще найти работу, к тому же я очень люблю проводить досуг не сидя на диване.

Процесс поступления был долгим и не без нервотрёпки. Я подавала документы ещё в марте. Ответ из университетов получила только в середине июня, а потом судорожно бегала, оформляя документы. Вообще, по правилам поступления в Италии документы можно подавать только в один вуз, и процедура коммуникации с университетом происходит через культурный центр Италии. Студент приносит туда документы, тот отправляет их в вуз, и через некоторое время публикуются списки студентов, чьи кандидатуры одобрены приёмной комиссией.

В Италии нет бюджетного высшего образования . Учёба в государственных вузах обходится относительно недорого - от 300 до 3 тысяч евро в год, в частных школах ценник значительно выше

Для подачи документов необходимо перевести диплом на итальянский язык, сделать апостиль диплома и оформить Dichiarazione di valore - подтверждение документов об образовании в консульстве Италии, что тоже стоит денег и времени. Но, наверное, чтобы повысить число абитуриентов, некоторые университеты готовы без этих бумаг заранее давать студентам ответ о возможности поступления, чтобы те, заручившись их одобрением, могли спокойно начать оформлять все бумаги.

В Италии нет бюджетного высшего образования. Учёба в государственных вузах обходится относительно недорого - от 300 до 3 тысяч евро в год, в частных школах ценник значительно выше. Мой университет оплачивает обучение студентам из бедных семей (к сожалению или к счастью, я не подхожу под критерии). За стипендию, покрывающую оплату жилья, я ещё буду бороться осенью, когда откроется конкурс.

Проживание в кампусе, который предлагает мой университет, очень дорогое (от 500 до 900 евро в месяц). Поэтому я буду снимать комнату в апартаментах в шаговой доступности от факультета за 300 евро. Трат действительно много: оплата жилья сразу на два месяца вперёд, авиабилеты, виза, покупка обуви и одежды к новому учебному году и так далее. Для того чтобы получить учебную визу, необходимо, чтобы на карте лежало около 450 тысяч рублей.

Пока что в планах - адаптироваться в другой стране, подтянуть итальянский, найти возможности для работы. Не люблю кричать о больших целях, предпочитаю показывать результаты.

Саша Левкун

студент PhD-программы Калифорнийского университета, Сан-Диего

В июне этого года я окончил бакалавриат факультета экономических наук Высшей школы экономики. С сентября продолжаю обучение на PhD-программе в Калифорнийском университете в Сан-Диего.

В начале третьего курса бакалавриата я задумался об академической карьере, а к концу курса уже убедил себя в том, что уровень притязаний и ритм жизни в академической среде соответствует моим амбициям и характеру. Своими советами и наставлениями мне очень помог профессор Антон Суворов, который был моим научным руководителем на третьем курсе и вывел меня на моего руководителя по дипломной работе Маартена Янссена. Процесс выбора страны был довольно простой, потому что в основном ведущие PhD-программы по экономике находятся в США.

Пакет документов состоит из сертификатов GRE и TOEFL, транскрипта оценок, резюме, мотивационного письма и, наверное, самого главного - рекомендаций профессоров, с которыми ты успел поработать за время обучения. Рекомендации - обычно ключевой фактор при принятии решения о приёме студента на программу. При поступлении на PhD весь пакет документов отправляется в 10–20 университетов для максимизации шансов поступления на программу, уровень которой соответствует намерениям студента. Я отправил документы в девять американских университетов и один французский. Сама отправка документов происходит в декабре, а ответы от университетов приходят с февраля по середину апреля.

PhD-программы в США обычно полностью содержат студентов на период обучения, поэтому с этим проблем не возникло. Все деньги идут от самого университета, который покрывает стоимость обучения, а также предоставляет стипендию и заработную плату за услуги грейдера, семинариста или лаборанта.

Программа длится пять лет. В первый год акцент делается на трёх базовых курсах: микроэкономике, макроэкономике и эконометрике. В конце года предстоит сдать очень важные экзамены по этим курсам. На втором году обучения обычно появляется представление об области экономики, которая более интересна и в рамках которой студенту хотелось бы писать свою диссертацию. Соответственно, студент набирает курсы, которые соответствуют его интересам. Последние три года посвящены собственно написанию диссертации. Сейчас мне интересно что-то на стыке теории игр и статистики, но, возможно, моё поле интересов изменится или расширится.

На первый год я и два моих однокурсника снимаем дом неподалёку от университета - это распространённая практика как минимум в Калифорнии. Сами издержки переезда состоят в покупке билетов на самолёт и визовых сборах. Ожидаемые затраты на месте, в которые входят арендная плата, транспорт, еда, одежда и так далее, должны покрываться стипендией с небольшим запасом. Стипендия в университетах бывает разной, что обусловлено естественно различными расходами на проживание в разных городах: она составляет от 20 до 35 тысяч долларов в год.

Сейчас я хочу успешно закончить первый год обучения. Про более долгосрочный временной интервал я пока что ответить не готов.

Настя Древаль

студентка Сорбонны, Париж

До переезда я училась в магистратуре на театроведческом факультете ГИТИСа. Меня интересовал театр абсурда и драма абсурда. Я стала много заниматься Беккетом. Именно так я и решила продолжить обучение за рубежом: я решила, что для полного абсурда я хочу сидеть на могиле Беккета и писать диссертацию о Беккете. А могила Беккета находится в Париже, а поступить в Сорбонну или Высшую нормальную школу – это красиво. Вот так я и выбрала Университет Париж III Новая Сорбонна (Université Sorbonne Nouvelle - Paris 3 - Département: Institut d"Etudes Théâtrales, IET).

Я не считаю, что обучение за рубежом даёт какие-то особенные преимущества в поиске работы, например. По-моему, чем подвижнее человек, тем подвижнее его мысль. Поехать куда-нибудь поучиться или постажироваться - это как добавить немного масла в макароны. Я не хочу слипнуться, поэтому ищу и использую любые возможности, связанные с передвижением.

Понятия «на бюджет» и «на платку» здесь не совсем подходят. Во Франции всё образование бесплатное, за исключением некоторых специальных школ и институтов. Я решилась поступать легко. Следующий этап был, пожалуй, самым трудным, но после того, как ты действительно решился, бросить это дело невозможно. Есть какой-то нездоровый азарт в сборе документов. В общей сложности это около 80 отсканированных страниц, которые нужно залить в специальное досье Campus France. Эти страницы - не только переведённые копии аттестата, диплома и справки с места учёбы, но и все документы, которые связаны с моей деятельностью в театре. Об этом мало кто думает, но подготовить документы - это дорого! Все эти переводы и нотариальные заверения стоили мне около 30 тысяч рублей.

Сбор документов происходит осенью и зимой. Примерно в то же время хорошо бы ещё готовиться к экзамену по языку. Во Францию можно сдавать либо DALF, либо TCF. Я выбрала TCF, потому что мне он кажется проще. Необходимый проходной уровень во всех университетах разный. Я подавала документы на девять программ, три из которых отказали мне по причине низкого уровня языка (у меня средненький B2).

Довольно трудно собрать деньги для подачи документов на визу. Долгосрочная студенческая виза запрашивается на год , поэтому и на счету должна лежать большая сумма

Получив результат экзамена, я добавила этот последний документ в своё досье, нажала кнопку «отправить на проверку» и стала ждать. В Campus France проверили все документы, позвали на собеседование. На собеседовании просят рассказать, кем вы хотите работать после обучения, насколько хорошо знаете английский, могут попросить исправить какие-то сканы документов. Если с документами и мотивацией всё в порядке, Campus France нажимает кнопку невозврата. Ответы из вузов начинают приходить на почту с середины апреля.

В начале июля, как правило, с поступлением уже всё ясно.

Я пока не получаю стипендию, но надеюсь на это. У меня ещё нет сетки расписания, но из программы я узнала, что буду учиться примерно до трёх, теории и практики будет примерно поровну, а дополнительных семинаров и специальных курсов будет примерно миллион.

Общежития моя программа не предусматривает, поэтому я буду снимать комнату (вернее, полкомнаты в студии с мансардой) вместе с соседкой. Можно за те же деньги или даже чуть дешевле снимать отдельную комнату в некоторых общежитиях, но мне не хотелось бы жить в небезопасных районах.

Довольно трудно собрать деньги для подачи документов на визу. Долгосрочная студенческая виза запрашивается на год, поэтому и на счету должна лежать большая сумма. На сайте визового центра написано, что в месяц прожиточный минимум составляет 615 евро. 615 евро я умножила на 11 месяцев (потому что учимся мы до июля), и эту сумму мама насобирала из своих сбережений и у знакомых. Как только мне дали визу, мы эти деньги, конечно, отдали обратно. Другая финансовая трудность - это снимать жильё и покупать еду. Я посчитала, что в среднем на первое время мне понадобится около тысячи евро в месяц, а как только освоюсь, около 850 евро. 550 из них - это ежемесячная плата за полкомнаты (chambre partagée) в хорошем районе.

Надеюсь за два года понять, хочу ли я построить академическую карьеру или работать. Ещё я надеюсь, что выброс из одного культурного фона в другой поможет мне написать пару хороших рассказов или небольшую книжку.

Анна Малова

студентка Университета Глазго

Откровенно говоря, я всегда стремилась поучиться за рубежом. Во время обучения на экономическом факультете НИУ ВШЭ я съездила в Канаду и осознала, что хотела бы получить научную степень за рубежом. Проблема была в этой схеме одна - финансы. Я быстро осознала, что для меня самый простой и понятный способ - получить стипендию для исследовательских программ.

Программа PhD рассчитана на пять лет, которые ты целиком и полностью должен потратить на исследования в выбранной области. Обучение оплачивается принимающими университетами целиком, включая проживание, питание и всякие сопутствующие расходы. Однако набор на подобные программы составляет всего 10–20 человек, а желающих гораздо больше, поэтому университету надо доказать, что ты обладаешь большим исследовательским потенциалом и прославишь университет, когда станешь важной шишкой в научном мире. В топовые университеты мира не пройти без публикаций в научных журналах и рекомендаций от буквально всемирно известных профессоров. Я не говорю уже о том, что придётся сдать TOEFL или IELTS на очень приличный балл, GRE (если речь идёт об экономике), написать сильное мотивационное письмо и потратить кучу сил на заполнение всевозможных анкет при подаче заявления.

Осенью на четвёртом курсе я думала, что поеду получать PhD в Штаты, поэтому сдала все нужные экзамены, заручилась поддержкой нескольких преподавателей и подала документы в два университета. Я была глупа, когда на что-то надеялась, и, естественно, я никуда не поступила, ибо для того, чтобы поступить, надо подать минимум в десять вузов и чтобы в этом списке были такие, поступление в которые обеспечено почти наверняка. Я, в принципе, не особенно и старалась поступить на PhD, потому что обязательство длиной в пять лет меня жутко пугало, а подобного рода стипендии на магистратуру в США у меня найти не получилось. К лету я успокоилась и решила остаться в России на магистратуре, а уже потом решить, хочу ли я все же степень доктора наук или нет.

Но в день экзаменов в магистратуру МГУ на мою личную почту пришло письмо от моего факультета, что в Университете Глазго (University of Glasgow, Scotland, UK) есть стипендия на Masters by Research in Economics (такая магистратура, которую можно через два года закончить, доучиться ещё три года и получить PhD), но подавать нужно срочно. Поскольку все необходимые сертификаты я получила ещё осенью, я просто решила испытать судьбу и выслала все документы, которые у меня были.

Через два дня пришёл ответ, что я принята и надо срочно делать визу: учебный год начинается 5 сентября. Стипендии было достаточно для того, чтобы посольство Великобритании не задумываясь выдало мне учебную визу. Кстати, сама виза оказалась жутко дорогой, и, поскольку стипендию на руки я смогу получить только непосредственно в Великобритании, маме пришлось вложиться. Но я обещала все ей вернуть через пару месяцев! Посольство требует порядка тысячи фунтов стерлингов в месяц, если университет не в Лондоне, и стипендия должна быть немного выше этой суммы. Думаю, прожить можно и на меньшие деньги - надеюсь, что порядка 300–400 фунтов будет каждый месяц оставаться в моей копилке. Кстати, проживание в общежитии обойдётся примерно в 450 фунтов в месяц, что не дешевле, чем снимать квартиру, но я бы хотела хотя бы первый год провести на кампусе в окружении других студентов. Я и в Москве все четыре года прожила в общежитии.

Ближайшие два года я буду ходить на пары и делать исследование под руководством нескольких профессоров на тему, которая мне интересна. Но если бы прошлой осенью я не вложилась в сдачу экзаменов и рекомендации, никто бы не пригласил меня заниматься экономикой «за счёт заведения». Готовиться и планировать своё обучение надо минимум за полтора-два года, накапливая деньги на подачу заявлений и сдачу экзаменов, занимаясь исследовательской деятельностью, помимо курсовых и диплома. Сама подача заявления на сайте в зарубежный университет стоит порядка 100 долларов, каждый экзамен (сертификат на знание языка и GRE/GMAT) - ещё 255 долларов.

Лично я не знаю, что будет через десять лет, но точно знаю, что в обозримом будущем хотела бы получить степень PhD в одном из престижнейших университетов мира, обязательно в США, потому что детские мечты неискоренимы, а последипломное образование в Штатах - практически лучшее в мире.

Лина Маркина

студентка Университета Авиньона и Воклюза

Я люблю учиться, всегда хотела получить второе высшее. Окончила факультет журналистики МГУ и год назад решила переехать во Францию с этой целью. Почему именно туда? Это одна из очень немногих стран, где для иностранных граждан возможно бесплатное обучение. Выбирала учебное заведение по немного странному принципу - я искала города, которые находятся близко к океану или морю, относительно спокойные, не запруженные туристами. Подала документы в шесть вузов, меня приняли в несколько, и я решила ехать в Авиньон - климат подходящий, и недалеко от всех крупных городов, ну и море в нескольких десятках километров (а там ещё немного и Прованс, как пела Ёлка).

Сдать нужно было всего один экзамен - на знание языка (уровень B2–C1, в зависимости от требований университета). В России и не только есть специальная контора, которая называется Campus France - их представители консультируют будущих студентов, проводят собеседования, принимают ваши документы в электронном досье для поступающих в вуз. Без этой процедуры иностранцы просто физически не смогут попасть учиться во Францию.

Нужно сначала заплатить регистрационный взнос, затем перевести все документы (диплом, аттестат, свидетельство о рождении, справки с работы и/или трудовую книжку) на французский язык и нотариально заверить все это, да ещё и с апостилем. Campus все это проверяет, если все окей - подтверждает досье, и можно начинать отправлять документы в вузы. Самое важное - ещё и написать хорошее мотивационное письмо, где вы объясняете, на кой черт вам все это нужно и на кой черт вы сами нужны этой стране (не своей, а принимающей, конечно). Заявку на обучение нужно отправить до 31 марта, затем наступает мёртвый сезон до середины лета - это когда сидишь и ждёшь, чтобы ответили все университеты. Обычно начинают отвечать уже в мае, но могут и в конце июля.

По правде говоря, для меня загадка, каким образом они выбирают, кто поступает на платное, а кто - на бесплатное. Обычно в государственных вузах есть определённая квота на студентов, которым предоставляют бесплатные места. Вообще, у французов есть разделение на университет и на высшую школу, учёба в школе считается намного более престижной, но стоимость обучения превышает все мыслимые границы. Поэтому я просто сидела и надеялась, что примут на бесплатное, хотя особо в этом не сомневалась, ведь документы я отправила в не самые популярные города (Париж мной даже не рассматривался).

Я пока не знаю, как именно все будет устроено у меня на факультете, потому что учёба начинается только 5 сентября, а в августе все университеты находятся на каникулах. Буду ждать начала месяца, чтобы пройти все административные и педагогические процедуры и выбрать себе предметы.

Я сняла комнату, находясь в Москве: французское посольство требует от студентов предоставлять бронь жилья на первые три месяца во Франции. Почему на три - непонятно. Жилье искала на сайтах. Удалось найти адекватную хозяйку, которая готова была сдать мне комнату, ни разу в жизни меня не видя, да и я ей заплатила залог и аренду за первый месяц не глядя. Звезды сошлись, и сейчас у меня милая комната и 20-метровый увитый плющом приватный дворик, которым можем пользоваться только я и моя соседка.

Невозможно установить точную сумму потраченных мной и моими родителями денег на переезд. Могу сказать только, что с августа по декабрь я вбухала кучу денег на преподов, которые готовили меня к экзамену DELF (за это время мне всеми правдами и неправдами удалось достичь уровня B2, хотя ещё в июле у меня был A2), я тратила буквально все деньги на это, никуда не ходила, сидела и зубрила дни и ночи напролёт. После экзамена я стала откладывать практически 70 % зарплаты на будущую жизнь во Франции. Потом нужно было предоставить в визовый центр справку о том, что на вашем текущем счёте имеется достаточное количество денег, купить билет на самолёт, оплатить второй багаж, накупить лекарств с собой, потому что тут всё по рецептам, походить по врачам и многое-многое другое.

В описании программы моего факультета предоставлен список должностей, на которые я могу претендовать после получения диплома. Если честно, пока не знаю, захочу ли я вообще учиться два года именно в Авиньоне - может, через три месяца я соскучусь по берёзкам и уеду из улыбающегося французского города обратно в ворчащую и всем недовольную Москву.

Каково учиться за границей

Анастасия Мельниченок

студентка Гамбургского университета

Я пять лет училась в СПбГЭУ в Санкт-Петербурге по специальности «Регионоведение Западной Европы», который окончила в 2015 году. Учиться за рубежом я решила, потому что считаю, что западное образование ценится больше российского даже в самой России. Больше всего мне хотелось поступить на программу International Business and Sustainability в Гамбургском университете, на которой я сейчас и учусь. Тема устойчивого развития - это очень популярная и животрепещущая тема в Германии. Моя программа новая, появилась только в 2013 году, рынок вакансий достаточно широкий, так что проблем с работой в дальнейшем быть не должно.

В Германии нет платного образования в государственных университетах. Все платят только семестровый сбор - у нас это 300 евро. В эту сумму входит оплата проездного на весь семестр (170 евро) и сборы для университета и студенческих организаций, сервисов, общежитий, столовых и так далее. Например, в университете есть организация, которая помогает студентам в финансовых, психологических, учебных и других вопросах, все это бесплатно. Проездной на весь семестр - это настоящее спасение, потому что мы можем ездить по всему Гамбургу без ограничений.

Стипендию я не получаю. Пробовала получить стипендию DAAD, но, к сожалению, не получилось. Здесь в Германии я не пробовала подаваться, потому что остальные стипендии надо получать уже в процессе обучения, имея оценки за экзамены. Один экзамен я сдала не очень хорошо - смысла подаваться нет: стипендий мало, а требования высокие.

Процесс обучения в Германии очень сильно отличается от России. Расписание можешь составлять как хочешь - даётся список курсов, и ты сам выбираешь.
У меня есть шесть модулей, и в каждом нужно набрать определённое количество кредитных пунктов. Обычно за каждый предмет у нас даётся шесть кредитных пунктов, за весь период обучения надо набрать 120 кредитных пунктов (90 кредитов за курсы и 30 кредитов за магистерскую работу). То есть получается, что за весь период обучения проходишь всего лишь примерно 15 предметов.

Первый семестр был сложный, потому что надо было посещать много предметов, по которым были и лекции, и семинары. Приходилось ходить каждый день, чаще всего к восьми утра. Один профессор, к счастью, выкладывал свои лекции в интернет, так что я ходила только на семинары по его предмету, а лекции слушала дома при подготовке к экзамену. На моей специальности есть три вида итоговых работ в конце семестра: письменный экзамен, презентация плюс курсовая или только курсовая работа.

Экзамены у нас письменные. В среднем они длятся полтора-два часа. Надо учить все, что было в лекциях, и читать дома дополнительную литературу. Часто профессора говорят, какие слайды из их презентаций важны, а каких не будет в экзамене. Самая хорошая оценка в Германии - это 1,0. Дальше идут оценки 1,3, 1,7, 2,0 и так далее. 4,0 - это самая плохая оценка, ниже - считается, что не сдал экзамен. У меня пока ни разу не было 1,0 за экзамены, как бы я ни старалась.

Во втором и третьем семестре лекций уже не так много, у нас теперь пять курсов, по которым надо сделать презентации в группе и потом написать курсовые работы. В университет ходить практически не надо, только на консультации. В итоге у меня есть больше времени на то, чтобы работать не в ущерб учебе. В России было достаточно сделать красивую презентацию с клёвыми картинками и кое-как рассказать текст. Тут же презентация - это куча работы. Вообще, я не очень люблю работу в группе, но в Германии это важно.

Обычно после презентаций надо писать курсовые. Курсовых может быть две-три за семестр, и, как правило, писать их надо в каникулы: срок сдачи заканчивается за две недели до начала следующего семестра.

Магистерская работа пишется шесть месяцев, и потом ее проверяют до трёх месяцев. Моей радости не было предела, когда я узнала, что здесь нет защиты магистерской, так как я очень боюсь выступать перед аудиторией, а тут ещё и на иностранном языке надо было бы делать серьёзную презентацию и потом отвечать на каверзные вопросы.

Я живу в общежитии. Получить место в общежитии в Гамбурге очень тяжело: студентов много - и иностранцев, и немцев из других городов. Мне повезло, я вовремя увидела на сайте студенческого общества, что можно заплатить сразу за три месяца и мне дадут место в одном общежитии. За общежитие плачу 244 евро в месяц, нас живёт 20 человек на этаже, у каждого своя комната примерно 14 метров. В комнате есть кровать, стол, стул, полки, тумбочка, шкаф для одежды и раковина с зеркалом. На этаже - четыре душевых и туалета, а также кухня. Каждый день утром кухню и туалет убирает уборщица. В других общежитиях комнаты поновее, они стоят до 380 евро.

В общежитиях никто не следит за нами, есть управляющий домом (хаусмайстер), который приходит в девять утра, чтобы решить какие-то вопросы и проблемы.
А на входной двери в общежитие стоит универсальный замок, так что все, у кого есть ключи от комнат, могу его открыть. Некоторые нелегально сдают свои комнаты других людям.

Мне вполне хватает на жизнь в среднем 600–700 евро в месяц. 244 евро стоит общежитие, 86 евро - медицинская страховка. Ещё 20 евро в месяц плачу за фитнес-зал, на телефон кладу 15 евро в месяц. Примерно 150–200 евро трачу на еду. Конечно, намного выгоднее брать еду из дома, чем есть в кафе и столовых. Я какое-то время ленилась готовить, в итоге к концу месяца я оставалась почти без денег. Конечно, я иногда хожу в кафе с подругами, очень редко в бар.

Вообще, поначалу я тратила намного больше денег. Во-первых, потому что сама не зарабатывала, сейчас свои деньги уже тратятся по-другому. Я уже по-другому выбираю продукты, вещи - принимаю меньше необдуманных решений.

Самая главная цель на ближайшее будущее - это закончить магистратуру. Я ещё не начала свою магистерскую работу, но уже планирую приступить. Многие студенты здесь учатся больше положенного времени. Моя программа, например, официально длится два года, но можно учиться ещё столько же дополнительно. Я планирую закончить учёбу в срок - учиться мне нравится, но я устала от сессий, написания статей, презентаций. Пока не знаю, останусь ли я в Гамбурге после учёбы, но в дальнейшем хочу найти работу в Германии.

Образование за рубежом во все времена воспринималось не только как признак качественности и престижности, но и как продуманный вклад в будущую жизнь. Полученное за границей образование становится стартовой площадкой для карьерного роста , к тому же – отличным способом расширения кругозора, получения бесценного опыта и умений, возможностью стать полноценным членом мирового сообщества.

Зарубежное образование необходимо в первую очередь для того, кто связывает свою будущую работу с одной из заграничных стран. Документ, подтверждающий окончание вуза в Европе или Америке будет необходим человеку, желающему получить рабочее место в российском представительстве американской или европейской фирмы. Знания, приобретенные в заграничном учебном заведении, помогут подняться по карьерной лестнице . В конце концов, весомое количество россиян предпочитают обучать своих детей за рубежом с целью последующей передачи в их руки семейного бизнеса.

Область обучения нужно выбирать в соответствии с пожеланиями, наклонностями, способностями и заинтересованностью поступающего в вуз человека. Конечно, имеются и при таком подходе определенные особенности, которые нельзя не учитывать. К примеру, для будущего ученого-физика или математика, филолога русского языка нет необходимости в заграничном вузе. Но он очень пригодится для изучения законов ведения бизнеса, управления финансами, особенностей международного рынка и управления. В таких областях знаний пока что иностранный диплом значит намного больше, чем российский, и поэтому для достижения серьезных целей нужно обучаться именно на Западе. Это же касается желающих получить музыкальное образование или например изучать на профессиональном уровне эпос Древней Германии. Очень уважительная причина для обучения в другой стране – знакомство с ее обычаями, образом жизни людей, их бытом и нравами.

Особенности дошкольного образования за рубежом две: это обучение детей иностранным языкам и физическое их развитие. В разговорах родителей вопрос времени начала изучения иностранных языков занимает почти главное место.

Как говорит Глен Доман, который является директором Института развития потенциальных возможностей человека, расположенного в Америке (штат Филадельфия), наивысшая скорость развития человеческого мозга наблюдается в возрасте до трех лет. Но современная система образования предусматривает начало процесса обучения уже после окончания этого периода. И все те знания, которые могут быть усвоены до шестилетнего возраста с первого раза, изучаются несколько лет подряд. Поэтому изучать языки лучше всего еще до школы.

Основатель корпорации Sony, инженер, бизнесмен Масару Ибука, создавший инновационные методики развития детей, написавший книгу «После трех уже поздно», тоже подтверждает эту точку зрения. По его словам, очень часто обсуждается программа обучения детей исключительно после трехлетнего возраста. Тем не менее, в это время человеческий мозг развит уже почти на 80%, и стоит задуматься о том, чтобы сосредоточиться на обучении именно в возрасте до трех лет.

Как доказано современной наукой, языковое обучение развивает человеческий мозг в дошкольном возрасте. Ребенок, который рос в двуязычной среде, намного лучше способен познавать окружающий мир в сравнении с ребенком, знающим только один язык.

Но дошкольное образование за рубежом характеризуется не одной положительной чертой. Развитые страны Европы не создают единой системы дошкольного образования, поэтому ребенка можно отдавать в тот детсад, программа обучения в котором содержит именно тот материал, который способен заинтересовать самого ребенка.

Для детей, к примеру, любящих рисовать, можно выбрать детский сад с художественным уклоном (конечно, подразумевается не только рисование, но и музыка, танцы, любая другая деятельность). Тогда после выпуска из детского сада способности таких детей разовьются еще больше, учитывая к тому же владение чтением и письмом. Такая система дошкольного образования за рубежом – когда дети занимаются тем, что им близко, а не тем, что требуется государственной программой – способствует профессиональному развитию человека.

Когда говорят о среднем образовании за границей – возникают ассоциации с маленькими альпийскими пансионами в Швейцарии, закрытыми школами в Великобритании. Эти страны на самом деле поддерживают стандарты образования наивысшего уровня, они составили основу классической системы обучения в школах и даже более – стабильность жизни и экономики в развитых государствах Европы. Образование в школах элитного уровня дает их выпускникам дорогу в самые лучшие высшие учебные заведения, поэтому классическая программа образования в Европе стала всемирно известной.

Аналогично высокий уровень среднего образования получают выпускники американских средних школ. Среднее образование в Европе считается классическим, а в Америке используется обновленный стандарт образования. Благодаря ему дети изучают серьезную программу академического уровня с использованием игровых методик. Инновационные методики образования – это не только игровой подход, но и другие разнообразные варианты изучения материала. Аттестат об американском среднем образовании так же, как и европейский, дает возможность поступления в вузы Лиги Плюща, в самые престижные мировые университеты.

Среднее образование за рубежом дает универсальную возможность для реализации своего потенциала каждому ребенку. Американские и европейские школы все время развивают и улучшают учебные программы, базу учебных материалов, чтобы выживать в условиях высокого уровня конкуренции и поддерживать свой престиж. Естественные науки изучаются в специализированных кабинетах, исследования проводятся в лабораторных, использование современных технологий изучается в кабинетах с мультимедийным оборудованием. Поэтому предусмотрены все условия для развития учащихся, развития их потенциала. Дети приобретают уверенность в своих силах, самостоятельность, учатся ориентироваться в научных, технических вопросах, изучают бизнес. В ходе обучения они пробуют себя в различных сферах деятельности, а к окончанию школы более уверенно выбирают высокооплачиваемое профессиональное направление и факультет в университете.

Огромное значение для учебы имеет то, что дети находятся далеко от родителей. Если в нашей стране родители боятся отпустить ребенка от себя, то за границей нахождение в пансионе быстрее приучает ребенка к самостоятельности.

Заграничное образование дает возможность сохранить способность к самостоятельности и во время обучения в школе, и в вузе, учит ставить и достигать цели, невзирая на сложности. Как раз такие люди и добиваются успехов, достигая вершин в области экономики и политики.

Любой человек может достичь этого, обучившись за границей, где научат грамотно распоряжаться временем, силами и средствами. Множество людей построили успешную карьеру, стали уважаемыми управляющими, талантливыми менеджерами, востребованными инженерами, закончив частные школы, обучившись за границей и получив аттестат европейского образца.

Заграничное образование предоставляет студентам из России широкие перспективы: начиная от стажировки и получения работы за границей, освоения современных профессий, освоения иностранных языков. Вместе с документом об окончании заграничного университета приобретается неоценимый опыт учебы, общения и жизни в многонациональной среде, польза от которого будет ощущаться все годы жизни.

Высшее образование за рубежом разделяется на два уровня: студенты сначала становятся бакалаврами, потом – магистрами. Степень бакалавра соответствует полному высшему образованию в вузах России, длительность обучения составляет три-четыре года. Магистратура оканчивается после получения диплома и дает практическое применение полученным теоретическим знаниям в выбранной области. Можно провести аналогию с российскими медицинскими вузами, где есть ординатура и интернатура. Для получения магистерской степени нужно обучаться еще один-два года.

Получение высшего образования за рубежом не похоже на получение его же в России. Там студенты имеют большой выбор, но должны обладать большой степенью самоорганизованности. Почти всем российским студентам сложно обучаться в заграничных университетах, но они же отмечают большой интерес самого процесса. Как сказано выше, базовое образование завершается получением диплома бакалавра. Главное, в чем отличается иностранный вуз от российского – это изучение выбранной профессии с самого начала обучения. Здесь нет общий курсов политологии и другой «логии», но вместе с обязательными профильными предметами можно выбрать несколько факультативных – тех, которые представляют для учащегося интерес.

В магистратуре сохраняется профессиональная централизация образования, но происходит выбор узкой специализации с изучением соответствующих предметов, реальных ситуаций, создание индивидуальных проектов. Подход в учебе ориентирован прежде всего на практическую реализацию, и в результате студенты получают навыки, которые пригодятся им в будущей работе, причем проекты, защищаемые при выпуске, получают значение полноценного опыта работы.

В общем, обучение за рубежом, высшее образование – в частности, гораздо больше учитывает предпочтения самих студентов, имеет прикладное значение, ориентируется на использование самостоятельного труда.

Заграничное образование завершается получением диплома с какой-либо профессиональной направленностью. Можно также получать дополнительное бизнес-образование за рубежом , которое заключается в стажировке или повышении квалификации. Есть и MBA образование – это возможность получения образования для будущих руководителей в бизнесе.

Стоимость высшего образования за рубежом

Какую же цену нужно заплатить за учебу в заграничном вузе? Кратко ответить на такой вопрос практически нельзя. Объясняется это многими причинами, в том числе государством, ценами в самом вузе, особенностями учебной программы и длительностью самого образования.

Каждая страна ведет свою политическую линию в вопросах высшего образования. Некоторые из них оставляют возможность либо дешевого, либо практически бесплатного образования для своих граждан, а основные доходы получают со студентов из других стран. В других в отношениях больше демократии, и нет различий в ценах на обучение. Бывает, что бакалаврат стоит дешевле, а магистратура – дороже. Другие страны могут использовать иные подходы. Но прямого отношения образование цены к его качеству не имеет.

К примеру, в самом дорогом университете, в Испании, цена образования для своих же граждан достигает 18 тысяч долларов, а уровень по рейтингу QS – 375. Занимающий же 176 место в этом рейтинге барселонский университет берет с иностранных студентов до 4 тыс. долларов (со своих – до 2). Те же знаменитые Гарвард, Кембридж и Оксфорд совсем не считаются самыми дорогостоящими вузами в Великобритании и Америке.

Какие трудности могут возникнуть у студента, решившего получить зарубежное образование

Конечно, достоинства образования за рубежом очень привлекательны, но имеются и недостатки, скорее – некоторые осложнения. Главное – это нужно отлично владеть языком, на котором ведется обучение в вузе. При недостаточном языковом уровне (когда изучение английского языка или любого другого, не дало результаты) можно заняться соответствующими языковыми курсами в этой же стране – они же и сыграют роль первой заграничной школы. Другая сложность – в трудностях адаптации к условиям жизни в ином государстве, начиная от особенностей общения – и заканчивая изучением расположения магазинов. Еще одна сложность – поиск денег на оплату образования. Конечно, все проще, когда состоятельные родители могут оплатить весь курс, но если таких родителей нет, нет причин отказываться от получения заграничного образования. На самом деле, как правило, цена обучения в заграничном вузе не превышает стоимости образования в российском. Есть большой перечень программ, по которым можно получить образование за рубежом бесплатно, есть гранты, организации, предоставляющие талантливым студентам возможность обучения. Если определить для себя четкую цель и стремиться ее достичь, то все сложности вполне преодолимы.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter .



Почему?