Бакалавр и магистр — какая разница? Бакалавр – это полное высшее образование или нет? Уровни высшего образования

С недавнего времени в российской и украинской системах образования произошла реформа, согласно которой вузы перестают выпускать специалистов, но переходят на двухступенчатое высшее образование. Однако для большинства абитуриентов, и их родителей многое в этом нововведении остается непонятным. И это, естественно, озадачивает поступающих, мешая сделать достаточно важный в жизни выбор. В растерянности и студенты, раздумывающие, нужна ли магистратура после бакалавриата или одной степени будет достаточно. Поэтому мы постараемся объяснить, что значат эти понятия, и чем отличается бакалавриат от магистратуры.

Что значит бакалавриат и магистратура?

Бакалавриатом называют базовую ступень высшего образования, ориентированную на получение практических знаний по выбранной специальности. Обычно учеба в этой академической ступени длится 4 года. Среди обывателей распространилось мнение, что бакалавриат – это неполное высшее образование. На самом деле это не так, ведь по окончании вуза студент получает диплом о высшем образовании, что позволяет ему работать в тех областях, на которые ориентирована его профессия. Это могут быть социальные и экономические сферы: инженеры, журналисты, менеджеры, администраторы, экономисты. Кстати, возможно , поскольку квалификация бакалавра считается международной и принимается иностранными работодателями.

Магистратура является второй ступенью высшего образования, куда реально поступить только после окончания базовой ступени. Таким образом, вопрос о том, что сначала бакалавриат или магистратура, отпадает сам собой. Учеба в магистратуре длится два года, в течение которых студенты получают более углубленные и профилирующие теоретические знания по выбранной специализации, которые позволят заняться в дальнейшем преподавательской или научной деятельностью, решением сложных задач. Таким образом, в магистратуре готовят профессионалов для работы в аналитических и исследовательских центрах, крупных компаниях.

Бакалавриат и магистратура - разница

А теперь перечислим основные отличия магистратуры от бакалавриата:

Таким образом, нет смысла гадать, что лучше - бакалавриат или магистратура. Выбор ступени высшего образования зависит от личностных ориентиров, целей и задач поступающего или уже сегодняшнего студента.

Нам абсолютно понятно значение слова «студент» , а некоторые даже знают, кто такой «аспирант» , а вот о бакалаврах нам, во многом стремящимся перенять западные и заокеанские тенденции – в том числе и в области образования, известно немногое.

Тем временем уже около 20 лет Санкт-Петербургский университет проводит двухступенчатое образование: бакалавриат и магистратура. За это время многое изменилось – в первую очередь произошло переосмысление роли бакалавриата. Если раньше бакалавриат рассматривался как отправная точка для дальнейшего обучения в магистратуре, то теперь бакалавриат – это самостоятельная образовательная ступень.

Отметим, что тенденция двухступенчатого образования продиктована Болонским процессом. Такое разделение обучения вполне логично. Абитуриент, который поступает в 17-18 лет (не все, безусловно), не всегда может точно определиться со специальностью, да и за 5 лет традиционного обучения многое может измениться. А вот получить второе образование, учась к уже «отученным» 5 годам еще лет 5-6, решиться может далеко не каждый. Бакалавриат, т.е. 4 года образования, позволит студенту не только определиться со своими профессиональными предпочтениями, но и получить высшее образование. Если же, проработав по полученной специальности пару лет, недавний выпускник поймет, что хочет изменить направление деятельности и стоить карьеру на ином поприще, то он сможет без труда продолжить обучение в магистратуре .

Споры о бакалаврах и магистрах не менее популярны, чем споры о ЕГЭ или новом законе «Об образовании». Основная точка отсчета – это определение понятия «бакалавр» . Мнения – что неудивительно – разделились: одни считали, что бакалавр – это уже «готовый» специалист, другие настраивали на том, что бакалавр – это тот же четырехкурсник, но только на «европейский» манер. Действительно, во многом в российских вузах эта тенденция – скорее дань моде и времени, нежели осознанное нововведение. Вопрос о возможности внедрения бакалавриата в вузах также утонул в спорах и идейном плюрализме. Самым распространенным мнением по вопросу было следующее: для гуманитарных специальностей такое деление подходит, для технических нет. Эта точка зрения слаба по многим параметрам – и главный ее недочет в том, что она построена на стереотипе, что гуманитарии всегда «хуже» технарей: досконально изучить иностранный язык или по-настоящему уметь читать между строк нужен не менее талантливый ум, чем, скажем, проектировать здания. Кажется, что эти вопросы вообще из разных плоскостей нашего профессионального бытия, а поэтому не терпят к себе такого стереотипического отношения.

Другой аспект проблемы заключается в том, что наше сознание, наш мозг просто противятся нововведениям, которые нарушают изначальную, т.е. годами привитую, систему.

Вопрос о бакалавриате должен решаться взвешенно, постепенно и со всей ответственностью, поскольку отношение а-ля «кое-как» применительно к образованию ничем хорошим не заканчивается. Бакалавр, который поступает в магистратуру с дальнейшими планами на аспирантуру, должен быть действительно знающим, понимающим и способным к самостоятельной исследовательской работе человеком. Поскольку «просиживание» в университете лишних пары лет для того только, чтобы называться не выпускником, а магистром, не добавляет умных мыслей и не делает гениальных открытий, что ведет к постепенному нивелирований научных профессий и падению их престижа.

Несмотря на прения и противоположные доводы, сейчас институт бакалавриата и магистратуры функционирует более успешно. Магистратура признана отдельным самостоятельным уровнем образования: в магистратуру не переводят, в нее поступают , сдавая вступительные испытания. Кроме того. Магистратура все более активно реализует принцип открытости: в магистратуру могут поступать не только выпускники ее же направления, но выпускники смежных специальностей – и даже представители иных университетов.

К какому выводу мы пришли? Магистратура вполне соответствует основным принципам Болонского процесса – свобода выбора, открытость, многопрофильность образования . Очень важно, что человек, имеющий базовые знания по специальности, может свои знания усовершенствовать, укрепить, еще более «специализировать». А это значительный шаг вперед в системе образования.

Скоро лето. И выпускникам школы предстоит выдержать вступительные испытания в выбранный ВУЗ и получить профессию, которая будет сопровождать их на жизненном пути. Если до 2011 года с этим в принципе все было понятно, то сейчас высшее образование разделилось на «бакалавриат» и «магистратуру».

Кто же такие бакалавры? Является ли бакалавриат оконченным высшим образованием? Какие преимущества дает данная степень при поступлении на работу? Эти моменты вводят в замешательство родителей и абитуриентов, а в купе с предэкзаменационным мандражом могут довести до легкой паники. На эти и некоторые другие вопросы читатель сможет найти ответы в данной статье.

Болонская система

Для начала следует разобраться откуда появилась идея о двухуровневом образовании.

Данная модель была утверждена на конференции в Болонье в 1999 году. «Болонскую декларацию об образовании», в которой прописаны стандарты, Россия подписала в 2003 году, став сороковой по счету страной.

Болонская двухуровневая система успешно работает в Канаде, США и ряде других стран, обеспечивая не только высокий уровень образования, но и помогая молодым специалистам легче приспособиться к подвижности рынка и условиям неопределенности.

Значение слова «бакалавр»

Само слово «бакалавр» может быть переведено как молодой рыцарь-легионер, холостяк. По сути это достаточно верно описывает молодых юношей и девушек, находящихся в начале профессионального пути и поиска своего места под солнцем.

Система и условия

Степень бакалавра студент получает после четырех лет успешного обучения в высшем учебном заведении. Направленность может быть самая разная: бакалавр архитектуры, бакалавр экономики. Не все ВУЗы перешли на двухуровневую систему. Исключение составляют медицинские университеты и художественные институты.

Во время учебы в бакалавриате учащийся получает фундаментальные знания по основным общеобразовательным дисциплинам и специальным предметам.

В этом есть плюсы. Узкая специализация, которая сейчас изучается в магистратуре, ранее была вшита в общую программу. Это осложняло выпускникам ВУЗа получение другой профессии и переквалификацию.

Выбор пути

После окончания бакалавриата у новоявленного бакалавра появляется выбор.

  1. Он может устроится на работу, причем степень бакалавра приравнивается к получению полного высшего образования. Потому в конкурсе на получение интересующей должности, бакалавр может участвовать наравне с магистрами.
  2. Второй вариант: поступление в магистратуру. Магистратура, по сути, промежуточное звено между выпускником ВУЗа и ученой степенью. В магистратуру необходимо сдавать экзамены. Срок обучения составит 2 года. Магистратуру гипотетически можно окончить в любом ВУЗе страны или за рубежом. Сложность здесь возникает при учете качества знаний, полученных во время обучения в бакалавриате. Дело в том, что бакалавриат можно окончить в негосударственном ВУЗе, качество образования в которых, в некоторых случаях, заставляет желать лучшего. При чем магистратуры при этих учебных заведениях нет. Это может стать преградой в сдаче экзаменов для продолжения обучения и получения второй ступени высшего образования.
  3. Третий вариант: бакалавр может устроиться на работу по специальности, набраться опыта, утвердиться в правильности выбора профессии и лишь после этого поступить в магистратуру и окончить ее уже осознано.

При окончании бакалавриата выдает диплом о высшем образовании, при окончании магистратуры - еще один диплом, но уже об окончании магистратуры.

Желающие могут продолжить свою карьеру, поступив в аспирантуру и защитить кандидатскую и докторскую диссертации.

Немного из отечественной истории

Все новое - это хорошо забытое старое. Мало кто знает, что двухуровневая система образования существовала в России еще в XVIII веке. Было разделение на кандидатов и магистров наук. Кандидаты - это выпускники, окончившие с отличием высшее учебное заведение. При желании и стремлении к наукам, они имели право поступления в магистратуру. Подготовка к сдаче экзамена занимало достаточно серьезный отрезок времени - порядка четырех лет. Уровень обучающихся, сдавших экзамен в магистратуру, приравнивался по квалификации к уровню европейских докторов философии. По сути магистр того времени был кандидатом наук времени нынешнего. Система просуществовала недолго и была упразднена в начале XX века, как и все научные степени. Иерархия среди ученых мужей была восстановлена лишь в 1934 году.

Споры вокруг бакалавров

Степень бакалавра порождает споры у работодателей, родителей и абитуриентов. Может ли считаться бакалавриат полноценным высшим образованием? Ответ однозначный: может.

Неполное высшее образование - это два года учебы в высшем учебном заведении, четыре успешно сданные сессии подряд и справка из деканата, подтверждающая сроки обучения и изученные студентом дисциплины. Справка о неполном высшем образовании - документ, который можно предъявлять потенциальному работодателю. Кроме того, если студент, спустя два года обучения, пришел к выводу, что выбранный ВУЗ или профессия утратили для него всю прелесть и очарование, на подвиги не мотивируют и тяготят, то с данной справкой можно обратиться в другой ВУЗ. Таким образом существенно сократив сроки обучения и избежав повторного изучения пройденных дисциплин.

В случае же с бакалавриатом - процесс обучения на данном этапе считается завершенным, диплом действителен.

Отличия магистров и бакалавров

Бакалавры отличаются от магистров по уровню теоретических и узконаправленных знаний. Бакалавриат прежде всего заточен на навыки, которые имеют практическое применение в выбранной профессии. Магистратура глубже погружает слушателей в теоретические аспекты и научные гипотезы.

Следует помнить, что основные профессиональные знания и навыки человек получает с опытом работы в конкретной области. Теоретические догмы хороши в стерильных условиях, при соблюдении всех параметров. На практике все иначе. Потому оказавшись лицом к лицу с конкретной практической проблемой в работе, придется не только опираться на знания, полученные в институте, но и полагаться на свои внутренние личностные качества. Это учитывают работодатели при отборе кандидатов. Так как такие черты как коммуникабельность, ответственность, эмпатия, стрессоустойчивость от степени образования зависят лишь косвенно, и являются чертами характера кандидата, привитыми родителями, развитыми в процессе самосовершенствования или полученными при рождении.

Двухступенчатая система образования: плюсы и минусы

Бакалавриат - это удобно. Уменьшение временных затрат на получение высшего образования, возможность выбора дальнейшего пути, мобильность. Это дополнительные возможности для успешной самореализации и осознанного, не навязанного обществом или внутренними авторитетами, пути. Потоки информации обрушиваются на мир, появляются новые технологии, возникают профессии, о существовании которых люди даже не догадывались. И здесь бакалавриат дает фору специалитету, который на сегодняшний момент становится фрагментом прошлого.

Сегодня, когда система находится все еще на уровне становления, есть сомнения и колебания.

Родители, желающие своим детям успешной карьеры и самого лучшего, все еще называют бакалавриат техникумом. Работодатели, в отделе по персоналу которых работают директора по персоналу, помнящие Ленина, с опаской принимают на ведущие должности бакалавров. Но это стадия внедрения изменений, неопределенность которой в ближайшее время сойдет на нет. Как и минусы бакалавриата в целом. Хотя стоит заметить, что на руководящие должности, связанные с узкоспециализированными моментами, бакалавру будет претендовать не просто. Вероятнее всего, в данном случае, при конкурсном отборе эту должность отдадут магистру.

Система образования, стандартизированная по западному образцу, открывает возможность для выпускников, продолжить обучение в магистратуре за пределами родины.

Следует так же помнить, что поступить в аспирантуру бакалавр, не закончивший магистратуру, не может.

Бакалавр - это молодой специалист с открытой дорогой к самореализации и построению отличной карьеры. Поступать в магистратуру или нет - выбор каждого. Главное быть и чувствовать себя компетентным специалистом в выбранной области. Уверенность и открытость новым знаниям, стремление к успеху и готовность к переменам - это качества людей, добивающихся успехов не только в карьере, но и в жизни в целом.

В Российской Федерации установлены следующие ступени высшего профессионального образования:

высшее профессиональное образование, подтверждаемое присвоением квалификации (степени) "бакалавр" (срок обучения не менее чем 4 года);

высшее профессиональное образование, подтверждаемое присвоением квалификации "дипломированный специалист" (срок обучения не менее чем 5 лет);

высшее профессиональное образование, подтверждаемое присвоением квалификации (степени) "магистр" (срок обучения не менее чем 6 лет).

Основная профессиональная образовательная программа, обеспечивающая подготовку магистра, состоит из программы обучения бакалавра по соответствующему направлению подготовки и не менее двухлетней специализированной подготовки (магистратура).

Лица, освоившие программу подготовки бакалавра, поступают в магистратуру по конкурсу.

Лица, получившие документ государственного образца о высшем профессиональном образовании определённой ступени, имеют право в соответствии с полученным направлением подготовки (специальностью) продолжить обучение по образовательной программе высшего профессионального образования следующей ступени.

Получение впервые образования по образовательным программам высшего профессионального образования различных ступеней не рассматривается как получение второго высшего профессионального образования.

Из Федерального закона "О высшем и послевузовском
профессиональном образовании" от 22.08.96 ? 125 - ФЗ

Введением в 1992 году многоуровневой системы высшего профессионального образования решали задачу вхождения в систему образования, принятую во многих странах мира. Раньше у нас выпускались только дипломированные специалисты со сроком обучения 5-6 лет, т.е. была одноступенчатая схема. А теперь схема многоступенчатая: первые 2 года - неполное высшее образование, через 4 года обучения по определённому "направлению" - квалификация (степень) "бакалавр", ещё 2 года специализированной подготовки - квалификация (степень) "магистр". При этом параллельно бакалаврам и магистрам учится "специалист" в течение 5 - 6 лет.

Надо сказать, что полного единства в соответствии степеней "бакалавр" и "магистр" в разных государствах нет - бакалавром может быть и выпускник высшей школы, и обладатель первой учёной степени, или даже просто выпускник средней школы. А магистр - это в некоторых странах учёная степень между бакалавром и доктором наук.

Как бы там ни было, но абитуриентам надо определиться, на какой путь вставать. Расскажем вам о главных особенностях каждой "составляющей" в многоступенчатой схеме обучения в вузах.

В чем разница

Итак, у специалистов: пять лет - и диплом специалиста-практика ("инженер", "агроном", "экономист", "механик" и т.п.), затем работа по профилю полученной специальности. У бакалавров: четыре года - и диплом об общем высшем образовании, после чего можно продолжить обучение на магистра в течение ещё двух лет. Набор в магистратуру - конкурсный и составляет примерно 20% от выпущенных бакалавров. Магистратура существует не во всех российских вузах, и поступать в неё можно только с дипломом бакалавра. Первые два года обучения у специалистов и бакалавров - одинаковые (базовое образование). Если вы передумаете продолжать учиться в данном вузе, получите диплом о неполном высшем профессиональном образовании. С 3-го курса программы подготовки специалистов и бакалавров уже различаются. Поэтому переход с бакалавра на специалиста связан с ликвидацией разницы в прослушанных и сданных дисциплинах, накопившейся за четыре года обучения. Кстати, появилось новое понятие: "направление подготовки дипломированного специалиста".

Разница между специалистом и магистром: магистров готовят для научной работы, а специалистов - для профессиональной деятельности в отдельной отрасли.

Имея диплом бакалавра из одного вуза, поступать в магистратуру можно и в другом вузе. Правда, снова может возникнуть проблема с разницей учебных планов в разных вузах.

Тонкости перехода

Любое нововведение требует на свою "утряску" какого-то времени, ибо всегда появляются какие-то нестыковки нового со старым. Времени-то с 1992 года прошло уже немало, но есть ещё некоторые проблемы в нашей многоступенчатой системе высшего профессионального образования. Например, в разделении направлений и специальностей на первых четырёх курсах. Многие государственные вузы как готовили, так и готовят только специалистов. Какие-то вузы, кроме традиционной схемы, имеют и многоуровневую. В негосударственных вузах, как правило, готовят только бакалавров.

Сохраняется ещё напряжённость в вопросе престижа диплома бакалавра: работодатели не всегда настроены брать на работу бакалавров. Причин несколько. Одна из них - психологическая. А именно: нынешние работодатели чаще всего получали своё высшее образование в советское время, когда у нас были только специалисты, а слово "бакалавр" было "не нашим", западным. Да ещё при этом есть разница в программах обучения - специалиста готовят по конкретной специальности, как бы узкопрофильно, а программы бакалавриата - широкопрофильные, имеют обще научный и обще профессиональный характер. Т.е. бакалавр получает фундаментальную подготовку без какой-либо узкой специализации, т.к. учился только 4 года. В законе, разумеется, говорится, что бакалавр имеет право на занятие должности, для которой квалификационными требованиями предусмотрено высшее профессиональное образование. Но! Право-то он имеет, но не всегда ему это право предоставляют. Предпочитают брать "специалистов" и "магистров".

Вы не расстраивайтесь - со временем вопрос "Чем может заниматься бакалавр?" не будет возникать. А пока, если появятся проблемы, можно только посоветовать продолжать своё обучение на следующей ступени и получать квалификацию "дипломированный специалист" или "магистр".

И всё же достоинства выбора бакалавриата имеются. Перечислим их.

  1. Этот вид квалификации принят по международной классификации и понятен работодателям за рубежом. Там часто приглашают бакалавров, даже не оговаривая направления подготовки, поскольку для офисной работы нужен просто образованный человек, умеющий работать с информацией, с людьми, способный готовить всевозможные документы.
  2. Фундаментальность подготовки, её "несуженность" позволяет, при необходимости, легко сменить профессию. Дело в том, что в соответствии с государственным образовательным стандартом, программы подготовки бакалавров по направлениям построены так, что позволяют за 1 год перейти к одной из целого "веера" совместимых профессий. А специалисту после 5-ти лет обучения получать новую профессию (в случае необходимости) придётся за 2-3 года, да ещё и на коммерческой основе, т.к. это уже будет получением второго высшего образования. Для бакалавра же обучение в магистратуре классифицируется как продолжение образования на следующей ступени и поэтому оно бесплатное (для бюджетных мест).
  3. Уже через 4 года после поступления в вуз человек получает диплом и обретает экономическую самостоятельность.

Что же выбрать? Какую образовательную траекторию построить для себя?

Прежде всего подумайте о направленности своей профессиональной подготовки. Если нет осознанного стремления заниматься в будущем научной деятельностью или работать по узкой специальности, то можно остановиться на бакалавриате. Кроме того, выясните реальную ситуацию на рынке труда по своему месту жительства. Т.е. постарайтесь понять, насколько конкурентоспособной в вашем регионе будет приглянувшаяся вам специальность и квалификация, получится ли быстро найти престижную работу, имея на руках диплом бакалавра.

Образование в современном обществе является неотделимым правом каждого человека. Юноши и девушки оканчивают школу, определяясь с дальнейшей профессией. Какой бы она ни была, необходимо разбираться в особенностях современных вузов. С 2011 года большинство из них перешли на ступенчатую систему обучения. И теперь абитуриентов и их родителей волнует вопрос: бакалавр - это высшее образование или нет? И в чём его отличие от ставшего уже редким специалиста и недавно появившегося магистра?

Суть реформы высшего образования

Россия в 2003 году присоединилась к так называемому Болонскому процессу. Это дало импульс к дальнейшей модернизации системы высшего профессионального образования в сторону его приближения к европейским стандартам. Это же позволило начать переход к новым правилам и требованиям в обучении студентов. В 2011 году был принят новый государственный образовательный стандарт высшего образования. Бакалавр стал теперь основной квалификацией выпускников. С этого времени специалист как учёная степень перестал существовать практически для всех учебных направлений. Исключение составили лишь врачи и некоторые инженерные специальности.

Тем не менее абитуриенты и их родители продолжают сомневаться: бакалавр - это высшее образование или нет? Такая особенность обучения противоречит советской школе с её более простым и понятным подходом. Однако настало время менять привычки и вписываться в европейские и международные стандарты обучения.

Суть бакалавриата в том, что это ступенчатое высшее образование. Два первых года студенты изучают общие предметы, потом начинается узкая специализация. Заканчивается учёба государственным экзаменом и присвоением степени «бакалавр». После этого выпускник получает диплом о законченном высшем образовании. Он может продолжить обучение в магистратуре, которая даёт большую теоретическую и научную базу, а может приступать к профессиональной деятельности.

Бакалавр - это полное высшее образование или нет?

Долгое время среди обычных граждан и работодателей бытовало мнение что бакалавриат - это ступень между среднеспециальным и высшим образованием. Таким образом, студенты, обучающиеся на этих направлениях, были дезориентированы и сомневались в своей будущей востребованности на рынке труда.

В настоящее время вопрос о том, бакалавр - это полное высшее образование или нет, уже не стоит. Специалистов упразднили в 2011 году, а в 2015-м университеты выпустили первый массовый набор студентов, обучающихся по новой системе. И большинство из них нашли достойное применение полученным знаниям. Согласно нормативным актам, неполным высшее образование считается тогда, когда студент находился в вузе половину отведённого времени. Раньше для специалистов этот срок составлял два с половиной года. Теперь для бакалавра это два года ровно. А вот отучившись четыре года, они получают диплом о законченном высшем образовании и могут либо поступать в магистратуру, либо идти работать.

Высшее образование: бакалавр, специалист, магистр. В чём разница?

Помимо сомнений, высшее ли образование бакалавр, абитуриентов волнует ещё один вопрос. А именно: чем отличаются между собой новые названия квалификаций? Что такое магистр и в чём его преимущества? Где остался специалитет и как на него поступить?

Основные отличия в сроках обучения и уровне подготовки:

  • Бакалавриат - первая ступень профессионального высшего образования, согласно Болонскому процессу. Срок обучения - четыре года.
  • Магистратура - вторая ступень высшего образования, предполагает более глубокий теоретический подход и дальнейшую научную деятельность. Срок обучения длится два года, после чего человек защищает диссертацию.
  • Специалитет сохранился лишь для небольшого числа профессий, непредполагающих смены деятельности. Срок обучения - пять лет.

Преимущество бакалавриата

Несмотря на постоянно возникающий вопрос, бакалавр - это высшее образование или нет, следует выделить его большие преимущества:

  • Ступенчатая форма образования позволяет молодёжи эффективнее реагировать на запросы рынка труда и выбрать специализацию в процессе обучения.
  • Возможность получить бесплатно фактически два образования - бакалавр и магистр.
  • Возможность прервать обучение на несколько лет, а потом продолжить его в любом вузе не только страны, но и мира.
  • Возможность перевода в любой университет мира, обучающий студентов по сходной программе.
  • Шанс найти работу в Европе.

Диплом бакалавра

По окончании обучения студенты готовятся и сдают государственный экзамен, защищают выпускную квалификационную работу. Так было со специалистами, аналогично теперь поступают и бакалавры. Все четыре года обучения они фактически готовятся к итоговой аттестации.

По окончании обучения выпускники получают документ о высшем образовании - диплом, в котором присутствует запись: «присуждена степень бакалавра» и далее следует наименование специальности. Безусловно, это является признаком законченного и полноценного высшего образования и подтверждает достаточную квалификацию для занятия профессиональной деятельностью. Выпускник может смело претендовать на достойную работу. И вопрос о том, что бакалавр - это высшее образование или нет, уже не должен волновать ни абитуриентов, ни работодателей.

Варианты дальнейшего образования бакалавра

Несмотря на то что бакалавр в России - это высшее образование, полноценное и законченное, многих студентов волнует возможность дальнейшего обучения. Как получить дополнительную профессию, повышение квалификации или научную степень?

Наиболее очевидной перспективой дальнейшего обучения для бакалавра является магистратура. Это вторая ступень образования. На этом этапе студенты углублённо изучают выбранное направление и получают диплом.

Преимущества такого двухступенчатого обучения в том, что научную и прикладную специальность можно сменить. Ведь так часто бывает: в процессе учёбы могут возникнуть другие интересы и выбранная специальность начинает мало интересовать. На выручку придёт магистратура.

Перспективы трудоустройства

Ещё один волнующий вопрос - как же быть с дальнейшей трудовой деятельностью? Куда идти работать бакалавру после защиты диплома? Стоит ли обязательно заканчивать магистратуру? И как отнесутся работодатели к молодому специалисту?

Практика показывает, что работодатели ценят в сотрудниках, прежде всего, умение качественно выполнять возложенные обязанности. Кроме того, ценится преданность делу и понимание стратегии компании. Всё это абсолютно доступно выпускнику бакалавру. Не бойтесь идти в ногу со временем. Получайте перспективное и актуальное образование. Если возникнет необходимость - закончите магистратуру. Ваша карьера от этого только выиграет.



Дом