Презентация по музыке на тему "философия фуги". Презентация к уроку музыки для средней школы. Биографические данные о жизни немецкого композитора И.С.Баха. Орган. Гомофония, полифония, фуга. презентация к уроку по музыке на тему

Цели урока:

  1. расширение кругозора учащихся,
  2. воспитание музыкальной культуры и духовности на основе знакомства с музыкальным творчеством И.С. Баха.

Задачи урока:

  • продолжить знакомство с творчеством и биографией И.С. Баха (в том числе через самостоятельную поисковую работу с раздаточным материалом);
  • закрепить понятие «фуга»;
  • раскрыть понятия «полифония» и «гомофония»;
  • подвести учащихся к осознанию личности композитора и глубины его творчества.

Наглядные пособия:

1. мультимедийная презентация* (см. Приложение 1 );
2. портрет И.С. Баха;
3. раздаточный материал (см. Таблицы в тексте);
4. карточки «полифония» и «гомофония»;
5. нотный материал для пения.

Музыкальный материал:

1. И. Бах Токката и фуга (d-moll)
2. И. Бах Органная фуга (g-moll)
3. И. Бах Фуга c-moll («Хорошо темперированный клавир», I том)
4. П. Чайковский «Баркарола» (из цикла «Времена года»)
5. И. Бах Фуга C-dur («Хорошо темперированный клавир», I том)
6. Немецкая народная песня «Музыканты»

* Полную версию презентации можно получить, связавшись с автором по электронному адресу: [email protected]

ХОД УРОКА

ВВОДНАЯ ЧАСТЬ

1. Прослушивание экспозиции Токкаты (ре минор) И. Баха.

2. Учитель:

«Его искусство и учит, …и утешает, в нём столько мудрости и теплоты…»

Музыка какого композитора звучала?
- Что можно сказать о музыке И. Баха? (ответы учащихся)

Звучанье Баха
Снова первозданно,
Его дыханье
Рвется в вышину.
И мы у этой пленницы органа –
У музыки,
У музыки в плену.

То гром грозы,
То оклик океана,
То вздох дождя,
То колокола стон,
То звук слезы,
Сорвавшейся нежданно,
А то ручья
Веселый перезвон…

…Так слит со сводом Домского собора
Весь небосвод со звездной высотой,
Как ты со мною жаждою простора,
Как я с тобою сердцем и мечтой.

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

3. Тема урока , постановка задач перед учащимися (Слайд 1 Приложение 1 )

4. Повторение пройденного материала по биографии композитора .

Учитель:

Что мы знаем о Бахе? (ученики перечисляют знакомые биографические факты)

5. Основные периоды творчества И.С. Баха.

Объяснение работы с раздаточным материалом : пронумеровать материал в верной последовательности, опираясь на сообщение учащегося и презентацию по теме, для дальнейшего вклеивания в тетрадь в хронологическом порядке.

Бах служил городским органистом в церкви.

Кётен (1717 – 1723)

Основные периоды творчества И.С. Баха

Инструментальный период творчества:

писал клавирную и оркестровую музыку .

Бах служил капельмейстером при дворе.

Лейпциг (1723 – 1750)

Органный период творчества:

писал произведения для органа .

Кантатно-ораториальный период творчества:

писал вокально-инструментальные произведения :

кантаты, оратории.

Веймар (1708 – 1717)

Бах служил кантором (руководителем хора)

певческой школы при церкви.

Рассказ учащегося по презентации об основных периодах творчества И.С. Баха (самостоятельная работа класса с раздаточным материалом).

6. Пропевание темы Органной фуги (соль минор) И. Баха (транспонируя) .

7. Прослушивание экспозиции Органной фуги (соль минор) И. Баха.

Проследить за тем, сколько раз и как будет звучать тема.

8. Анализ музыки :

- Сколько раз звучала тема? (4)

Всегда ли она звучала одинаково? Что менялось? (тема звучала в разных регистрах)

Как называются такие произведения? (фуги)

- Как строится фуга? (как беседа равноправных собеседников)

Проверка в музыкальном словаре (Слайд 5 Приложение 1 )

9. Объяснение понятий «полифония» и «гомофония» (читаем определение).

10. Музыкальный тест на определение фактуры (полифония, гомофония):

И. Бах Фуга c-moll («Хорошо темперированный клавир», I том);

П. Чайковский «Баркарола» (из цикла «Времена года»);

И. Бах Фуга C-dur («Хорошо темперированный клавир», I том).

(Устная работа с карточками: «полифония», «гомофония»)

11. Немецкая народная песня «Музыканты»

Учитель:

В какой фактуре звучит следующее произведение? – исполнение на фортепиано (гомофония)

Мог бы такую музыку сочинить И.С. Бах?(ответы учащихся)

Это немецкая народная песня, а, как известно, Бах очень любил народное творчество, даже использовал темы некоторых народных песен в своих произведениях.

Разучивание по нотам

12. Учитель:

Ребята, я вам аккомпанировала на фортепиано. А кто знает, какой инструмент был прародителем фортепиано? (клавесин)

А ведь в игре на клавесине, так же как и на органе (самом любимом инструменте Баха) композитору среди его талантливых современников не было равных!

13. Составление паспорта органа .

- Объяснение сути самостоятельной работы (с раздаточным материалом).

Рассказ учащегося об органе (Слайд 7 Приложение 1 )

Выполнение учащимися самостоятельной работы по карточкам (учащиеся вписывают верные ответы на вопросы).

Где в нашем городе расположены органы? Сколько их?

(Отвечают дети, готовившие Д/з)

14. Прослушивание Органной фуги (соль минор) И. Баха (целиком).

Письменное задание – размышление (Слайд 8 Приложение 1 )

15. Обсуждение : дети зачитывают свои размышления.

Вывод:

Сам Бах - философ, он мудрый, возвышенный, живущий в гармонии с самим собой.

ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ

16. Итог урока. Учитель: - Ребята, сегодня мы с вами прикоснулись к творчеству великого И.С. Баха, и мне бы хотелось услышать ваши ответы на вопросы:

  • С какими разновидностями музыкальной фактуры мы познакомились?
  • Какая из них главная в музыке И.С.Баха? (Слайд 9 Приложение 1 )

Великий Бах, ты музыка Вселенной, Дыхание органа обуздав,
И в XXI веке современном
Ты будешь в человеческих сердцах.

Ручьём сольется мощное звучанье
В последний, торжествующий аккорд,
И человек – частица мирозданья -
Почувствует бессмертия восторг.

17. Учитель: Друзья, сегодня мы провели с вами замечательные минуты общения с музыкой И.С. Баха. Я благодарю вас за сотрудничество. До новых встреч!

Слайд 1Философия фуги Урок музыки в 6 классе по программе В.В. Алеева Автор: Карташова Лариса Николаевна Учитель музыки МАОУ СОШ № 49 Г. Улан-Удэ
Слайд 2Назовите композитора Мастер полифонии. После смерти его музыка была практически забыта, но в XIX веке её вновь открыл для широкой публики Феликс Мендельсон-Бартольди. Творчество этого оказало сильное влияние на музыку последующих композиторов, в том числе и в XX веке. Педагогические произведения композитора используются по назначению до сих пор.
Слайд 3«Цель музыки – трогать сердца» Иоганн Себастьян Бах «Небесное и земное» в музыке
Слайд 4Наследие Баха 24 прелюдии и фуги, которые вошли в первый том «Хорошо темперированного клавира» также знаменитые «Бранденбургские концерты». Кантаты: «Страсти по Иоанну», Страсти по Матфею»,знаменитая Месса си минор. Наряду с церковной Бах писал и яркую, красочную светскую музыку – оркестровую, клавирную, вокальную.
Слайд 5На каком клавишном инструменте играли музыканты, если не было фортепиано? (от латинского clavis – ключ). В Италии его называли ЧЕМБАЛО, в Германии – ФЛЮГЕЛЬ, в Англии – АРПСИХОРД, а во Франции – ?. Это последнее название стало общим для всех инструментов подобного типа.
Слайд 6Клавесин
Слайд 7«Квинтет» гравюра 18 века Чембало И.С.Баха.
Слайд 8Утро в семье Баха, отец семейства Иоганн Себастьян за клавесином
Слайд 9Церковь Св. Бонифация
Слайд 10Бах даже был знаком с инструментом, который получил название «королевский». Это был рояль. Первым, кто сыграл на нем в Потсдаме, был И.С.Бах. (рояль Зильбермана).
Слайд 11Бах был известен как знаток устройства и специалист по реконструкции органов. Его часто просили проверить или испытать инструменты с дефектами или после ремонта.
Слайд 12« О, грянь, орган, над головою И каждого, как светом в полдень, Навек духовностью наполни… В век бездуховный и слепой. Л.Болеславский «Под орган душа тоскует, Плачет и поет, Торжествует, негодует, Горестно зовет»… И.Бунин
Слайд 13Орган-это большой клавишно-духовой музыкальный инструмент. Одни трубы расположены горизонтально, другие – вертикально, а некоторые даже подвешены на крюках. У современных органов число труб доходит до 30000. Самые большие высотой более 10 метров, самые маленькие – 10 мм
Слайд 14Орган. Мануалы.
Слайд 15Полифонические произведения Фуга - (итал. fuga - букв. - бег)музыкальное произведение имитационно-полифонического склада, основанное на многократном проведении одной или нескольких тем во всех голосах; Токка́та (итал. toccata от toccare - трогать, толкать) - первоначально всякое произведение для клавишных инструментов, в современном смысле - инструментальная пьеса быстрого, чёткого движения равными короткими длительностями. Обычно токката пишется для фортепиано или органа, но встречаются также токкаты для других инструментов. Характерная черта токкат состоит в том, что технические фигуры постоянно проводятся в пьесе то в левой, то в правой руке.
Слайд 16«Фуга »М. Чюрлёнис
Слайд 17Задания 1. Назвать 5 - 6 слов - ассоциаций. Орган: 2. Правильно ли это утверждение: «Мода на Баха»? Возможно ли это? 3. Назовите музыкальные инструменты русской православной церкви
Слайд 18Отгадать слова в которых содержится фамилия композитора. 1.Арбузное поле 2. Тесьма с кистями нитей 3.Болтливый хвастун 4.Обувь для обуви 5. Предмет мужской одежды
Слайд 19Ответы: 1. Бах ча 2. Бах рома 3. Бах вал 4. Бах илы 5. Ру бах а
Слайд 20Отгадать слова в которых спряталась фуга. 1.Заряд взрывчатого вещества 2. Длинный столярный рубанок 3. «Карусель» для тренировки космонавтов
Слайд 21Ответы: 1. Фуга с 2. Фуга нок 3. Центри фуга

«Песни о войне» - Исследовательская работа: ««Кто сказал, что места нету песне на войне…». Казалось бы, тяготы и страдания военного времени не оставляют места для песен. Не топтать фашистским гадам Степи и угодины. «Темная ночь». К.Листова, сл. Идея «оживить» эпизод в землянке лирической песней возникла спонтанно. музыка Анатолия Новикова слова - Якова Шведова.

«Джаз» - Джаз-бэнд (jazz – живость, энергия band – команда, оркестр). Рэгтайм. Джаз. JAZZ. Как появился джаз Джаз-бэнд Великие исполнители. Джордж Гершвин Автопортрет (1898-1937). Blues - уныние, печаль. Rag - рваный tame - время. Новый Орлеан начало XX века. Элла Фицждеральд. Ритм. Блюз. Колыбельная. Луи Армстронг.

«Военные песни» - Песни с ветеранами старели, Но в строю остались до сих пор. Песни военных лет. Буторина Светлана Викторовна Учитель математики МОУ Бакчарская СОШ. Премьера песни состоялась в 1938 году. Песня “Катюша” Музыка М.И.Блантера, слова М.В.Исаковского. Написанная для фильма “Два бойца” . Тематический классный час.

«Молодёжные музыкальные культуры» - Жанр рок-оперы объединил в себе черты рока и классической музыки. Этническая музыка. Классический музыкальный авангард (avant-garde). Рэп (rap). Родина рэпа - бедный район Нью-Йорка – Южный Бронкс. Рейв (rave). Хэви - метал (heavy metal). Мюзикл (musical). Поп-музыка (pop music). Глэм-рок (glam rock).

«Джаз музыка» - Направления джаза. Цель: дать представление об истоках джаза, особенностях джазовой музыки. Джаз - дитя двух культур. Инструменты джазистов. Истоками джаза считаются: Блюзы Рэгтаймы Спиричуэлсы. Что такое джаз? История джаза- часть истории 20-го века. Джаз многолик. Труба Тромбон Кларнет Рояль Контрабас Гитара Банджо.

«Песня танец марш» - Танец. Опера – музыкальный спектакль, где артисты поют. Марш. Марш приведёт нас в симфонию. Куда ведут нас три кита? Песня. В балете участвуют танцоры, оркестр, управляет дирижёр. Три кита в музыке. В опере участвуют солисты, хор, оркестр. Танец приведёт нас в балет. Танец приведёт нас в оперу. Марш приведёт нас в балет.

Всего в теме 12 презентаций

Презентация к уроку музыки для средней школы. Биографические данные о жизни немецкого композитора И.С.Баха.Орган: внешний вид, клавиатура, регистры. Понятия гомофония и полифогия. Форма полифонической музыки - фуга.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Немецкий композитор Иоганн Себастьян Бах

Орган – клавишно - духовой инструмент

Город Эйзенах. В этом доме родился И.С.Бах

Родоначальник семьи – Фейт Бах (пекарь по профессии) Любимая семейная музыкальная игра – импровизация (= мгновенное придумывание) «Кто во что горазд».

Так юный Бах получил первые знания о многоголосии (=полифонии) Отец Баха был придворным и городским музыкантом.

Город Арнштадт. Первое место работы Баха

Орган в церкви, на котором играл Бах

Старинный немецкий городок Веймар.

Дом в Веймаре, в котором жил Бах.

В Веймаре было создано большинство знаменитых произведений. Расцвет таланта Баха.

Старинный немецкий город Дрезден.

В Дрездене должно было состояться состязание Баха с французским органистом и клавесинистом Луи Маршаном

Город Лейпциг.

Церковь Святого Фомы в Лейпциге, где работал И.С.Бах

В Лейпциге Бах был кантором (= учителем музыки, дирижёром хора, органистом и церковным композитором) в школе при церкви Святого Фомы. Он занимался хором певчих и сочинял много вокальной музыки.

Четверо сыновей Баха стали талантливыми композиторами, вошедшими в историю.

Памятник Баху в Арнштадте.

Памятник И.С.Баху

Памятник Баху в Лейпциге.

Могила И.С.Баха в церкви Святого Фомы в городе Лейпциге

Склад (стиль) музыки гомофония (гомо - один) (фонос – звучащий) Один голос (мелодия) главный, другие аккомпанируют, помогают ему. полифония (поли - много) (фонос – звучащий) Все голоса важны и равны.

Форма полифонической музыки ФУГА (от лат. – «бег», «погоня», «быстрое течение») наивысшее достижением полифонической музыки. В фуге присутствует несколько голосов(мелодий), каждый из которых в соответствии со строгими правилами повторяет (в основном или изменённом виде) тему - короткую мелодию, проходящую через всю фугу.

«Каждый голос в сочинении – это личность, а многоголосное сочинение – беседа между этими личностями, и надо ставить за правило, чтобы каждая из личностей говорила хорошо и вовремя, а если не имеет, что сказать, то лучше бы молчала и ждала, пока не дойдёт до неё очередь» И.С.Бах


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку музыки "Композиторы Орловщины"

Презентация "Композиторы Орловщины" может стать частью урока в 5 классе "Мир композитора. С веком наравне" как национально-региональный компонент. Презентация знакомит учащихся с творчеством Е.Дербенк...

"Книжная графика". Рождение книги. Конструкция книги.Презентации к урокам ИЗО в средней школе

В презентации "Рождение книги" кратко рассказывается об этапах появления письменности и история появления книги как таковой. Возможно использование как в начальной, так и в средней школе не тольк...

Данная презентация предназаначена для урока музыки в 5 классе, по программе Сергеевой, Критской, по теме "Всю жизнь мою несу Родину в душе"...



Дом