Цели урока:
- расширение кругозора учащихся,
- воспитание музыкальной культуры и духовности на основе знакомства с музыкальным творчеством И.С. Баха.
Задачи урока:
- продолжить знакомство с творчеством и биографией И.С. Баха (в том числе через самостоятельную поисковую работу с раздаточным материалом);
- закрепить понятие «фуга»;
- раскрыть понятия «полифония» и «гомофония»;
- подвести учащихся к осознанию личности композитора и глубины его творчества.
Наглядные пособия:
1. мультимедийная презентация* (см. Приложение 1 );
2. портрет И.С. Баха;
3. раздаточный материал (см. Таблицы в тексте);
4. карточки «полифония» и «гомофония»;
5. нотный материал для пения.
Музыкальный материал:
1. И. Бах Токката и фуга (d-moll)
2. И. Бах Органная фуга (g-moll)
3. И. Бах Фуга c-moll («Хорошо темперированный клавир», I том)
4. П. Чайковский «Баркарола» (из цикла «Времена года»)
5. И. Бах Фуга C-dur («Хорошо темперированный клавир», I том)
6. Немецкая народная песня «Музыканты»
* Полную версию презентации можно получить, связавшись с автором по электронному адресу: [email protected]
ХОД УРОКА
ВВОДНАЯ ЧАСТЬ
1. Прослушивание экспозиции Токкаты (ре минор) И. Баха.
2. Учитель:
«Его искусство и учит, …и утешает, в нём столько мудрости и теплоты…»
Музыка какого композитора звучала?
- Что можно сказать о музыке И. Баха? (ответы
учащихся)
Звучанье Баха
Снова первозданно,
Его дыханье
Рвется в вышину.
И мы у этой пленницы органа –
У музыки,
У музыки в плену.
То гром грозы,
То оклик океана,
То вздох дождя,
То колокола стон,
То звук слезы,
Сорвавшейся нежданно,
А то ручья
Веселый перезвон…
…Так слит со сводом Домского собора
Весь небосвод со звездной высотой,
Как ты со мною жаждою простора,
Как я с тобою сердцем и мечтой.
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
3. Тема урока , постановка задач перед учащимися (Слайд 1 – Приложение 1 )
4. Повторение пройденного материала по биографии композитора .
Учитель:
Что мы знаем о Бахе? (ученики перечисляют знакомые биографические факты)
5. Основные периоды творчества И.С. Баха.
Объяснение работы с раздаточным материалом : пронумеровать материал в верной последовательности, опираясь на сообщение учащегося и презентацию по теме, для дальнейшего вклеивания в тетрадь в хронологическом порядке.
Бах служил городским органистом в церкви. |
Кётен (1717 – 1723) |
Основные периоды творчества И.С. Баха |
Инструментальный период творчества: писал клавирную и оркестровую музыку . |
Бах служил капельмейстером при дворе. |
Лейпциг (1723 – 1750) |
Органный период творчества: писал произведения для органа . |
Кантатно-ораториальный период творчества: писал вокально-инструментальные произведения : кантаты, оратории. |
Веймар (1708 – 1717) |
Бах служил кантором (руководителем хора) певческой школы при церкви. |
Рассказ учащегося по презентации об основных периодах творчества И.С. Баха (самостоятельная работа класса с раздаточным материалом).
6. Пропевание темы Органной фуги (соль минор) И. Баха (транспонируя) .
7. Прослушивание экспозиции Органной фуги (соль минор) И. Баха.
Проследить за тем, сколько раз и как будет звучать тема.
8. Анализ музыки :
- Сколько раз звучала тема? (4)
Всегда ли она звучала одинаково? Что менялось? (тема звучала в разных регистрах)
Как называются такие произведения? (фуги)
- Как строится фуга? (как беседа равноправных собеседников)
Проверка в музыкальном словаре (Слайд 5 – Приложение 1 )
9. Объяснение понятий «полифония» и «гомофония» (читаем определение).
10. Музыкальный тест на определение фактуры (полифония, гомофония):
И. Бах Фуга c-moll («Хорошо темперированный клавир», I том);
П. Чайковский «Баркарола» (из цикла «Времена года»);
И. Бах Фуга C-dur («Хорошо темперированный клавир», I том).
(Устная работа с карточками: «полифония», «гомофония»)
11. Немецкая народная песня «Музыканты»
Учитель:
В какой фактуре звучит следующее произведение? – исполнение на фортепиано (гомофония)
Мог бы такую музыку сочинить И.С. Бах?(ответы учащихся)
Это немецкая народная песня, а, как известно, Бах очень любил народное творчество, даже использовал темы некоторых народных песен в своих произведениях.
Разучивание по нотам
12. Учитель:
Ребята, я вам аккомпанировала на фортепиано. А кто знает, какой инструмент был прародителем фортепиано? (клавесин)
А ведь в игре на клавесине, так же как и на органе (самом любимом инструменте Баха) композитору среди его талантливых современников не было равных!
13. Составление паспорта органа .
- Объяснение сути самостоятельной работы (с раздаточным материалом).
Рассказ учащегося об органе (Слайд 7 – Приложение 1 )
Выполнение учащимися самостоятельной работы по карточкам (учащиеся вписывают верные ответы на вопросы).
Где в нашем городе расположены органы? Сколько их?
(Отвечают дети, готовившие Д/з)
14. Прослушивание Органной фуги (соль минор) И. Баха (целиком).
Письменное задание – размышление (Слайд 8 – Приложение 1 )
15. Обсуждение : дети зачитывают свои размышления.
Вывод:
Сам Бах - философ, он мудрый, возвышенный, живущий в гармонии с самим собой.
ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ
16. Итог урока.
Учитель:
- Ребята,
сегодня мы с вами прикоснулись к творчеству
великого И.С. Баха, и мне бы хотелось услышать
ваши ответы на вопросы:
Великий Бах, ты – музыка Вселенной, Дыхание органа обуздав,
И в XXI веке современном
Ты будешь в человеческих сердцах.Ручьём сольется мощное звучанье
В последний, торжествующий аккорд,
И человек – частица мирозданья -
Почувствует бессмертия восторг.
17. Учитель: Друзья, сегодня мы провели с вами замечательные минуты общения с музыкой И.С. Баха. Я благодарю вас за сотрудничество. До новых встреч!
Слайд 1Философия фуги Урок музыки в 6 классе по программе В.В. Алеева Автор: Карташова Лариса Николаевна Учитель музыки МАОУ СОШ № 49 Г. Улан-Удэ
Слайд 2Назовите композитора Мастер полифонии. После смерти его музыка была практически забыта, но в XIX веке её вновь открыл для широкой публики Феликс Мендельсон-Бартольди. Творчество этого оказало сильное влияние на музыку последующих композиторов, в том числе и в XX веке. Педагогические произведения композитора используются по назначению до сих пор.
Слайд 3«Цель музыки – трогать сердца» Иоганн Себастьян Бах «Небесное и земное» в музыке
Слайд 4Наследие Баха 24 прелюдии и фуги, которые вошли в первый том «Хорошо темперированного клавира» также знаменитые «Бранденбургские концерты». Кантаты: «Страсти по Иоанну», Страсти по Матфею»,знаменитая Месса си минор. Наряду с церковной Бах писал и яркую, красочную светскую музыку – оркестровую, клавирную, вокальную.
Слайд 5На каком клавишном инструменте играли музыканты, если не было фортепиано? (от латинского clavis – ключ). В Италии его называли ЧЕМБАЛО, в Германии – ФЛЮГЕЛЬ, в Англии – АРПСИХОРД, а во Франции – ?. Это последнее название стало общим для всех инструментов подобного типа.
Слайд 6Клавесин
Слайд 7«Квинтет» гравюра 18 века Чембало И.С.Баха.
Слайд 8Утро в семье Баха, отец семейства Иоганн Себастьян за клавесином
Слайд 9Церковь Св. Бонифация
Слайд 10Бах даже был знаком с инструментом, который получил название «королевский». Это был рояль. Первым, кто сыграл на нем в Потсдаме, был И.С.Бах. (рояль Зильбермана).
Слайд 11Бах был известен как знаток устройства и специалист по реконструкции органов. Его часто просили проверить или испытать инструменты с дефектами или после ремонта.
Слайд 12« О, грянь, орган, над головою И каждого, как светом в полдень, Навек духовностью наполни… В век бездуховный и слепой. Л.Болеславский «Под орган душа тоскует, Плачет и поет, Торжествует, негодует, Горестно зовет»… И.Бунин
Слайд 13Орган-это большой клавишно-духовой музыкальный инструмент. Одни трубы расположены горизонтально, другие – вертикально, а некоторые даже подвешены на крюках. У современных органов число труб доходит до 30000. Самые большие высотой более 10 метров, самые маленькие – 10 мм
Слайд 14Орган. Мануалы.
Слайд 15Полифонические произведения Фуга - (итал. fuga - букв. - бег)музыкальное произведение имитационно-полифонического склада, основанное на многократном проведении одной или нескольких тем во всех голосах; Токка́та (итал. toccata от toccare - трогать, толкать) - первоначально всякое произведение для клавишных инструментов, в современном смысле - инструментальная пьеса быстрого, чёткого движения равными короткими длительностями. Обычно токката пишется для фортепиано или органа, но встречаются также токкаты для других инструментов. Характерная черта токкат состоит в том, что технические фигуры постоянно проводятся в пьесе то в левой, то в правой руке.
Слайд 16«Фуга »М. Чюрлёнис
Слайд 17Задания 1. Назвать 5 - 6 слов - ассоциаций. Орган: 2. Правильно ли это утверждение: «Мода на Баха»? Возможно ли это? 3. Назовите музыкальные инструменты русской православной церкви
Слайд 18Отгадать слова в которых содержится фамилия композитора. 1.Арбузное поле 2. Тесьма с кистями нитей 3.Болтливый хвастун 4.Обувь для обуви 5. Предмет мужской одежды
Слайд 19Ответы: 1. Бах ча 2. Бах рома 3. Бах вал 4. Бах илы 5. Ру бах а
Слайд 20Отгадать слова в которых спряталась фуга. 1.Заряд взрывчатого вещества 2. Длинный столярный рубанок 3. «Карусель» для тренировки космонавтов
Слайд 21Ответы: 1. Фуга с 2. Фуга нок 3. Центри фуга
«Песни о войне» - Исследовательская работа: ««Кто сказал, что места нету песне на войне…». Казалось бы, тяготы и страдания военного времени не оставляют места для песен. Не топтать фашистским гадам Степи и угодины. «Темная ночь». К.Листова, сл. Идея «оживить» эпизод в землянке лирической песней возникла спонтанно. музыка Анатолия Новикова слова - Якова Шведова.
«Джаз» - Джаз-бэнд (jazz – живость, энергия band – команда, оркестр). Рэгтайм. Джаз. JAZZ. Как появился джаз Джаз-бэнд Великие исполнители. Джордж Гершвин Автопортрет (1898-1937). Blues - уныние, печаль. Rag - рваный tame - время. Новый Орлеан начало XX века. Элла Фицждеральд. Ритм. Блюз. Колыбельная. Луи Армстронг.
«Военные песни» - Песни с ветеранами старели, Но в строю остались до сих пор. Песни военных лет. Буторина Светлана Викторовна Учитель математики МОУ Бакчарская СОШ. Премьера песни состоялась в 1938 году. Песня “Катюша” Музыка М.И.Блантера, слова М.В.Исаковского. Написанная для фильма “Два бойца” . Тематический классный час.
«Молодёжные музыкальные культуры» - Жанр рок-оперы объединил в себе черты рока и классической музыки. Этническая музыка. Классический музыкальный авангард (avant-garde). Рэп (rap). Родина рэпа - бедный район Нью-Йорка – Южный Бронкс. Рейв (rave). Хэви - метал (heavy metal). Мюзикл (musical). Поп-музыка (pop music). Глэм-рок (glam rock).
«Джаз музыка» - Направления джаза. Цель: дать представление об истоках джаза, особенностях джазовой музыки. Джаз - дитя двух культур. Инструменты джазистов. Истоками джаза считаются: Блюзы Рэгтаймы Спиричуэлсы. Что такое джаз? История джаза- часть истории 20-го века. Джаз многолик. Труба Тромбон Кларнет Рояль Контрабас Гитара Банджо.
«Песня танец марш» - Танец. Опера – музыкальный спектакль, где артисты поют. Марш. Марш приведёт нас в симфонию. Куда ведут нас три кита? Песня. В балете участвуют танцоры, оркестр, управляет дирижёр. Три кита в музыке. В опере участвуют солисты, хор, оркестр. Танец приведёт нас в балет. Танец приведёт нас в оперу. Марш приведёт нас в балет.
Всего в теме 12 презентаций
Презентация к уроку музыки для средней школы. Биографические данные о жизни немецкого композитора И.С.Баха.Орган: внешний вид, клавиатура, регистры. Понятия гомофония и полифогия. Форма полифонической музыки - фуга.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com
Подписи к слайдам:
Немецкий композитор Иоганн Себастьян Бах
Орган – клавишно - духовой инструмент
Город Эйзенах. В этом доме родился И.С.Бах
Родоначальник семьи – Фейт Бах (пекарь по профессии) Любимая семейная музыкальная игра – импровизация (= мгновенное придумывание) «Кто во что горазд».
Так юный Бах получил первые знания о многоголосии (=полифонии) Отец Баха был придворным и городским музыкантом.
Город Арнштадт. Первое место работы Баха
Орган в церкви, на котором играл Бах
Старинный немецкий городок Веймар.
Дом в Веймаре, в котором жил Бах.
В Веймаре было создано большинство знаменитых произведений. Расцвет таланта Баха.
Старинный немецкий город Дрезден.
В Дрездене должно было состояться состязание Баха с французским органистом и клавесинистом Луи Маршаном
Город Лейпциг.
Церковь Святого Фомы в Лейпциге, где работал И.С.Бах
В Лейпциге Бах был кантором (= учителем музыки, дирижёром хора, органистом и церковным композитором) в школе при церкви Святого Фомы. Он занимался хором певчих и сочинял много вокальной музыки.
Четверо сыновей Баха стали талантливыми композиторами, вошедшими в историю.
Памятник Баху в Арнштадте.
Памятник И.С.Баху
Памятник Баху в Лейпциге.
Могила И.С.Баха в церкви Святого Фомы в городе Лейпциге
Склад (стиль) музыки гомофония (гомо - один) (фонос – звучащий) Один голос (мелодия) главный, другие аккомпанируют, помогают ему. полифония (поли - много) (фонос – звучащий) Все голоса важны и равны.
Форма полифонической музыки ФУГА (от лат. – «бег», «погоня», «быстрое течение») наивысшее достижением полифонической музыки. В фуге присутствует несколько голосов(мелодий), каждый из которых в соответствии со строгими правилами повторяет (в основном или изменённом виде) тему - короткую мелодию, проходящую через всю фугу.
«Каждый голос в сочинении – это личность, а многоголосное сочинение – беседа между этими личностями, и надо ставить за правило, чтобы каждая из личностей говорила хорошо и вовремя, а если не имеет, что сказать, то лучше бы молчала и ждала, пока не дойдёт до неё очередь» И.С.Бах
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к уроку музыки "Композиторы Орловщины"
Презентация "Композиторы Орловщины" может стать частью урока в 5 классе "Мир композитора. С веком наравне" как национально-региональный компонент. Презентация знакомит учащихся с творчеством Е.Дербенк...
"Книжная графика". Рождение книги. Конструкция книги.Презентации к урокам ИЗО в средней школе
В презентации "Рождение книги" кратко рассказывается об этапах появления письменности и история появления книги как таковой. Возможно использование как в начальной, так и в средней школе не тольк...
Данная презентация предназаначена для урока музыки в 5 классе, по программе Сергеевой, Критской, по теме "Всю жизнь мою несу Родину в душе"...
Дом