Александр Порфирьевич Бородин. Богатырская тема в творчестве композитора. Бородин Александр Порфирьевич Русский композитор, учёный-химик, общественный деятель. Творческое наследие Бородина невелико по объёму. В его сочинениях. Презентация на тему бородин

Слайд 1

Слайд 2

Слайд 3

Слайд 4

Слайд 5

Слайд 6

Слайд 7

Слайд 8

Презентацию на тему "Александр Порфирьевич Бородин. Биография" можно скачать абсолютно бесплатно на нашем сайте. Предмет проекта: МХК. Красочные слайды и иллюстрации помогут вам заинтересовать своих одноклассников или аудиторию. Для просмотра содержимого воспользуйтесь плеером, или если вы хотите скачать доклад - нажмите на соответствующий текст под плеером. Презентация содержит 8 слайд(ов).

Слайды презентации

Слайд 1

Слайд 2

Александр Порфирьевич Бородин родился в Санкт-Петербурге 31 октября (12 ноября) 1833 года от внебрачной связи 62-летнего грузинского князя Луки Степановича Гедианова (1772-1840) и 25-летней Евдокии Константиновны Антоновой и при рождении был записан сыном крепостного слуги князя - Порфирия Ионовича Бородина и его жены Татьяны Григорьевны. До 7 лет мальчик являлся крепостным своего отца, который перед смертью в 1840 году дал сыну вольную и купил четырёхэтажный дом для него и Евдокии Константиновны, выданной замуж за военного врача Клейнеке. В первой половине XIX века внебрачные связи не афишировались, поэтому имена родителей скрывались и незаконнорождённого мальчика представляли как племянника Евдокии Константиновны.

Слайд 3

Из-за происхождения, не позволявшего поступить в гимназию, Бородин проходил домашнее обучение по всем предметам гимназического курса, изучал немецкий и французский языки и получил прекрасное образование. Уже в детстве обнаружил музыкальную одарённость, в 9 лет написав первое произведение - польку «Helen». Обучался игре на музыкальных инструментах - вначале на флейте ифортепиано, а с 13 лет - на виолончели. В это же время создал первое серьёзное музыкальное произведение - концерт для флейты с фортепиано. В возрасте 10 лет стал интересоваться химией, которая с годами из увлечения превратилась в дело всей его жизни.

Слайд 4

Однако занятиям наукой и получению высшего образования препятствовало всё то же «незаконное» происхождение молодого человека, которое, при отсутствии легальной возможности изменения общественного статуса, вынудило мать Бородина и её мужа воспользоваться ведомством чиновников Тверской казённой палаты, чтобы записать сына в Новоторжское третьей гильдии купечество. В 1850 году семнадцатилетний «купец» Александр Бородин поступил вольнослушателем в Медико-хирургическую академию, которую окончил в декабре 1856 года. Изучая медицину, Бородин продолжал заниматься химией под руководством Н. Н. Зинина.

Слайд 5

Ещё во время учёбы в Медико-хирургической академии Бородин начал писать романсы, фортепианные пьесы, камерно-инструментальные ансамбли, чем вызывал неудовольствие своего научного руководителя Зинина, считавшего, что занятие музыкой мешает серьёзной научной работе. По этой причине во время своей стажировки за границей Бородин, не отказавшийся от музыкального творчества, вынужден был скрывать его от коллег.

Слайд 6

По возвращении в Россию в 1862 он познакомился с композитором Милием Балакиревым и вошёл в его кружок (получивший в позднейшей традиции название «Могучая кучка»). Под влиянием М. А. Балакирева, В. В. Стасова и других участников этого творческого объединения определилась музыкально-эстетическая направленность взглядов Бородина, как приверженца русской национальной школы в музыке и последователя Михаила Глинки. А. П. Бородин был активным членом Беляевского кружка. В музыкальном творчестве Бородина отчётливо звучит тема величия русского народа, патриотизма и свободолюбия, совмещающая в себе эпическую широту и мужественность с глубоким лиризмом.

Слайд 7

Наиболее значительным произведением Бородина по праву признаётся опера «Князь Игорь», являющаяся образцом национального героического эпоса в музыке. Автор работал над главным произведением своей жизни в течение 18 лет, но опера так и не была окончена: уже после смерти Бородина оперу дописали и сделали оркестровку по материалам Бородина композиторыНиколай Римский-Корсаков и Александр Глазунов. Поставленная в 1890 году в Санкт-Петербургском Мариинском театре, опера, отличавшаяся монументальной цельностью образов, мощностью и размахом народных хоровых сцен, яркостью национального колорита в традициях эпической оперы Глинки «Руслан и Людмила», имела большой успех и до настоящего времени остаётся одним из шедевров отечественного оперного искусства. К числу лучших камерных инструментальных произведений принадлежат Первый и Второй квартеты, представленные ценителям музыки в 1879 и в 1881 годах.

  • Старайтесь объяснять слайд своими словами, добавлять дополнительные интересные факты, не нужно просто читать информацию со слайдов, ее аудитория может прочитать и сама.
  • Не нужно перегружать слайды Вашего проекта текстовыми блоками, больше иллюстраций и минимум текста позволят лучше донести информацию и привлечь внимание. На слайде должна быть только ключевая информация, остальное лучше рассказать слушателям устно.
  • Текст должен быть хорошо читаемым, иначе аудитория не сможет увидеть подаваемую информацию, будет сильно отвлекаться от рассказа, пытаясь хоть что-то разобрать, или вовсе утратит весь интерес. Для этого нужно правильно подобрать шрифт, учитывая, где и как будет происходить трансляция презентации, а также правильно подобрать сочетание фона и текста.
  • Важно провести репетицию Вашего доклада, продумать, как Вы поздороваетесь с аудиторией, что скажете первым, как закончите презентацию. Все приходит с опытом.
  • Правильно подберите наряд, т.к. одежда докладчика также играет большую роль в восприятии его выступления.
  • Старайтесь говорить уверенно, плавно и связно.
  • Старайтесь получить удовольствие от выступления, тогда Вы сможете быть более непринужденным и будете меньше волноваться.
  • Разделы: Музыка

    «Россия – единственная страна,
    в которой можно сделать все, несмотря ни на что».
    Н.Н. Зинин

    Цели и задачи.

    1. Расширение кругозора учащихся за счет привлечения дополнительных сведений из области музыкального искусства и химии.
    2. На примере могучей личности А.П.Бородина воспитание нравственных качеств: трудолюбия, взаимопомощи, чувства чистой деятельной дружбы, оптимизма, честности, порядочности, добросовестности, доброжелательности, самоотверженности.
    3. На примере разностороннего творчества А.П.Бородина воспитание чувства патриотизма, гордости за Россию, давшую миру множество талантов.
    4. Демонстрация того, что наука и искусство на самом деле не так уж и далеки друг от друга.

    Методы :

    • стимулированияи мотивации учебно-познавательной деятельности,
    • организации и осуществления учебно-познавательной деятельности.

    Наглядные пособия и ТСО:

    • презентация Microsoft Power Point «А.П.Бородин – великий химик и композитор»;
    • коллекция портретов композиторов «Могучей кучки»;
    • видеосюжет оперы «Князь Игорь»;
    • фонограмма,
    • магнитофон.

    Музыкальный материал:

    • А.П.Бородин (ария князя Игоря);
    • музыка в записи:
      «Улетай на крыльях ветра» – из оперы «Князь Игорь»,
      «Чем тебя я огорчила» – романс,
      фрагмент из I струнного квартета;
    • раздаточный материал для учащихся о Бородине «Занимательные факты».

    Раздаточный материал:

    • занимательные факты из жизни А.П. Бородина
    • цветные карандаши, краски, фломастеры
    • викторина по опере «Князь Игорь»

    Ход урока

    I. Организационный момент:

    1) Приветствие, перекличка;
    2) Эмоциональная настройка;
    3) Обеспечение учащихся наглядными пособиями и раздаточными материалами;
    4) Информация о теме и задачах урока.

    II. Проверка домашнего задания; проверка ранее изученного материала: заполнить таблицу, чья музыка легла в основу литературного содержания – приложение №1 ;

    III. Изучение нового материала: Мы завершили проверку домашнего задания, Хорошо, что вы помните многое из ранее изученного материала. Посчитаем, сколько очков заработал каждый из вас. При дальнейшей активной работе на уроке вы сможете улучшить свои показатели.

    Разминка: вопросы и ответы - приложение №2

    Учитель.

    Сегодня на уроке мы познакомимся с творчеством выдающегося педагога, создателем органической химии и гениальным композитором.

    Кто же он композитор или химик?

    Александр Порфирьевич Бородин

    Две страсти – к химии и музыке – владели Бородиным с детских лет. Пожалуй, в истории человеческой культуры не было второго творца, сумевшего так много достичь в столь, казалось бы, несовместимых областях деятельности.

    Занимательные факты

    (раздаточный материал) ученики заранее знакомятся с фактами из жизни композитора и рассказывают об этом на уроке.

    1-й ученик. Рассеянность Бородина.

    Композитор и химик Александр Порфирьевич Бородин был очень рассеянным человеком. Однажды он пригласил к себе на вечер гостей. Было много музыки, потом ужин с дружеской беседой. Вдруг Бородин встает и начинает одеваться. Его спросили: «Куда это вы собрались, Александр Порфирьевич?» Тот удивился: «Как это куда? Домой! Уже поздно, а у меня завтра лекция...»

    2-й ученик. За меня не волнуйтесь...

    Однажды в юности Бородин с другом возвращался с домашнего музыкального вечера, в котором оба молодых человека принимали участие: Бородин играл на флейте, его друг – на скрипке. Было уже довольно поздно, фонари еле-еле мерцали. Бородин, о чем-то задумавшись, шагал впереди, а его засыпавший на ходу приятель несколько отстал. Вдруг какой-то странный и непонятый шум, а затем вскрик заставили приятеля встрепенуться.

    – Эй! – позвал он, однако никто ему не ответил. Бородин исчез...

    Испуганный молодой человек замер, прислушиваясь, и минутой спустя услышал звуки флейты... Удивительным было то, что они доносились откуда-то из-под земли. Оказалось, что в темноте Бородин оступился и упал в какую-то глубокую яму.

    – Александр, с тобою все в порядке? – крикнул вниз приятель.

    – Пока не знаю, – отозвался молодой музыкант, – но, слава Богу, флейта, кажется, цела!

    3-й ученик. Высказывания о Бородине

    «Первоклассный химик, которому многим обязана химия...», «Равно могуч и талантлив как в симфонии, так и в опере, и в романсе...» – так говорили Д.И.Менделеев и В.В.Стасов об одном и том же человеке, о своем современнике – Александре Порфирьевиче Бородине.

    «А, это тот самый Бородин, которого композиторы считают химиком, а химики композитором», – говорили о нем современники.

    «К несчастью, академическая служба, комитеты и лаборатория, а отчасти и домашние дела страшно отвлекали Бородина от великого дела», – сетовал В.В.Стасов.

    «Бородин стоял бы еще выше по химии, принес бы еще пользы науке, если бы музыка не отвлекала его слишком много от химии», – писал Д.И.Менделеев.

    4-й ученик. Детство. Место действия – Петербург гоголевских времен.

    – Пожар! Этот ребенок невозможен! Я покидаю вас! – воскликнула гувернантка. Саша подбежал к одному из своих дьявольских сосудов, что-то бросил в него, и дым из серого стал желто-зеленым.

    Динь-динь-динь – сама собой зазвенела какая-то склянка, через трубку из другой опрокинутой и горбатой посудины что-то закапало – значит, сейчас еще что-нибудь закипит или взорвется.

    – А я вот что вам показать хотел, – сказал Саша матушке. – Вы такого и не видывали, это вам сюрприз. Вот! Как вам это нравится? (Показывает кристаллы соли меди.)

    – На сахар смахивает… Иголочки, кубики, да блестят, что бриллианты! Как же ты все это сделал? Руками слепил такие махонькие?

    – Эти, матушка, нерукотворные камешки – кристаллы. Сама природа сотворила, от Бога, ну и я маленько помог.

    – Ты уж играйся, ежели от Бога. Да не спали ты нас, об одном прошу, смирюсь уж как-нибудь с дымом и вонью.

    – В химии, матушка, и вонь-то от Бога, – сказал с важностью Александр.

    Нет, не дозваться Сашеньку. Читает, а потом в лабораторию. В одной комнате ему тесно, уже по всей квартире расселилась чудная, непонятно для чего посуда, порошки, жидкости. Паять, гнуть размягчившееся стекло, превращать жидкость в кристаллы, из одного точно волшебством делать другое, ничуть не похожее. Рождать мановением руки из холода пламень, из тепла лед. Творить, создавать то, чего не было только что и вдруг стало, как творится музыка из ничего, из воздуха и света, из печали и сладкой, самому неясной мечты.

    5-й ученик.

    Гувернантка однажды повела Сашу гулять на Семеновский плац. От звучания полкового оркестра у него было потрясение чуть не до обморока.

    У него что-то случилось с коленями, они подогнулись, когда грянул марш, а мир изменился. Иначе выстроились и осветились дома, другим стал воздух, раздалось вширь и вглубь небо. Вернувшись домой, он, такой мягкий и кроткий, наотрез отказался от обеда, сказав: «Не мешайте мне!» – по-русски, по-немецки, по-французски. Часа три голодный и неузнаваемый сидел за фортепиано. Затем пригласил матушку и гувернантку и сыграл военный марш, который слышал на площади.

    Учитель.

    В духовом оркестре три группы инструментов: медные, деревянные и ударные.

    Пример - звучание оркестра.

    Саша Бородин учился играть на флейте, виолончели, фортепиано ,

    а затем начал сочинять музыку: в 9 лет это была полька «Элен», в 13 лет – небольшой концерт для флейты. В 16 лет были опубликованы два произведения: фантазия для фортепиано – соло на мотив музыки И.Гуммеля и этюд «Поток».

    В 17 лет Бородин отлично сдает экзамены на аттестат зрелости при, Первой петербургской гимназии, а в сентябре поступает вольнослушателем на медицинское отделение Медико-хирургической академии. Эта академия, открытая в Петербурге в конце XVIII в., ко времени поступления в нее Бородина представляла собой крупное высшее учебное заведение России и видный центр естественно-научной мысли. В числе ее профессоров были ученые с мировыми именами: хирург Н.И.Пирогов, химик Н.Н.Зинин, эмбриолог и географ К.М.Бэр, зоолог Ф.Ф.Брандт.

    В 20 лет происходит знакомство Александра Бородина с профессором химии Николаем Николаевичем Зининым. Вот какой разговор произошел между ними в то время.

    Отношение Зинина к увлечению Бородина музыкой .

    Бородин несколько раз приносил в лабораторию нотную бумагу, практиковался. Зинин заметил это и категорически заявил: «Кто гонится за двумя зайцами, тот поймает дохлую курицу! Не подумайте, что я вас ревную к музыке. Не во мне дело, дело в вас. Будь вы семи пядей во лбу, а начнете разбрасываться, и получится пшик. Химия ревнует вас. Она дама строгая и ни с кем своих служителей делить не собирается. Нужно выбирать: или она, или эти ваши музы».

    Перед Бородиным встал вопрос выбора . Бросить музыку – все равно, что по доброй воле разучиться говорить. Потому что музыка – дар речи, самый необычный, самый полный и выразительный. Бросить музыку – как пожизненно завязать себе глаза и забыть, что есть краски, которые можно найти только в ней. И еще музыка – простор и глубина, отними их – Земля станет бедней, словно из трехмерного мира уйти в двухмерный, плоский. Он будет верен и науке, и музыке, т. к. силы его беспредельны, как ему казалось.

    Представьте себе музыкальную атмосферу того времени. Наше время характеризуется пассивным потреблением музыки через плееры, магнитофоны, компьютеры. Тогда же было распространено домашнее музицирование. Живая музыка звучала повсюду – от скромных комнат до гостиных и салонов. Это была камерная музыка, т. е. музыка для небольших помещений, где исполнялись произведения для скрипки, виолончели; были ансамбли – трио, квартеты.

    Учитель : сейчас вы услышите «Струнный квартет №1» фрагмент.


    Мне бы хотелось, чтобы вы, в своих тетрадях используя, различные цветовые гаммы нарисовали, музыкальный образ покоя и тишины.

    Слушание. «Струнный квартет№1» (анализ прослушанного произведения)

    Разминка. Динамическая пауза.

    Учитель.

    Музыка не была добрей и покладистей химии. Музыка требовала своего прямо и жестко. Музыкой можно сказать все, не стыдясь и не скрывая, – вот он я, вот мир и моя страна, как я их вижу. Архитектура недвижима, как живопись и скульптура. Смысл музыки – движение. В этом ее кровное родство с бегущим временем, а значит, с историей.

    Главным делом жизни Бородина стала опера «Князь Игорь».

    Сюжет взят из «Слова о полку Игореве» – первого русского литературного произведения, в котором рассказано о богатырской юности Руси, в нем грандиозная мысль о ее единстве. В «Слове» Русь и Восток – вечное столкновение, вечное соседство, две стихии, которые не разъединить, и обе в натуре Бородина. Дело в том, что среди его предков был князь Гедея, который пришел из орды при царе Иване Грозном, принял святое крещение и был наречен князем Николаем.

    Бородин работал над оперой 21 год, но не успел ее закончить. Сделали за него это его друзья: Н.А.Римский-Корсаков и его ученик А.К.Глазунов. Мария Васильевна Доброславина – друг семьи Бородиных – оценила это так: «Какая чистая, деятельная и прекрасная дружба – разобрать горы черновиков, эскизов, набросков, соединить их с готовыми сценами, выстроить все, что не достроил автор».

    Сейчас в классе прозвучит ария князя Игоря из оперы «Князь Игорь», (вспомним - что такое ария?). Ответы ребят. В этой арии князь Игорь переживает свое поражение, вспоминает о любимой жене Ярославне, которая ждет его в Путивле, и размышляет о будущем.

    Анализ прослушанного произведения.

    Он умер мгновенно , от разрыва сердца, во время маскарада, устроенного им для всеобщего веселья в собственной квартире.

    Высокий, статный, богатырского телосложения, он был веселым человеком с добрым нравом. Казалось, что Бородин будет жить долго – столько замыслов было впереди. Но остались незавершенными опера «Князь Игорь», Третья симфония... И все-таки как много он сделал!

    Заслуги А.П.Бородина перед Отечеством:

    Х и м и я

    • Реакция альдольной конденсации.
    • Опера «Князь Игорь»
    • Получение бензидина.
    • «Реакция Бородина».
    • Реакция уплотнения альдегидов.
    • 42 научные работы.

    Музыка

    • Опера «Князь Игорь»
    • Три Симфонии
    • Два квартета
    • Сюита для фортепиано
    • Опера-фарс «Богатыри»
    • 18 романсов

    Учитель.

    Могучий разум ученого, гений композитора, литературные дарования- ни одного таланта он не зарыл в землю, все развил и отдал своему народу и человечеству. Он был красив, добр, остроумен, всегда полон жизни и энергии.

    Бородин совмещал в себе то, что обычно считают несовместимым. Невольно возникает вопрос: как мог он быть одновременно химиком и композитором? Ведь это такие разные, далекие одна от другой области. Но так ли они далеки, как кажется? Солнце творческого разума освещает дорогу и науке, и искусству, когда они ищут правду жизни.

    Хор «Славься» на доске фото большого хора

    Переход на распевание

    Задача: формирование певческих навыков, четкой артикуляции, дикции, правильного дыхания, умение петь хором, соло.

    Песня «Ты - человек» композитор Е. Крылатов.

    Учитель.

    Итог:

    • сегодня на уроке мы познакомились с выдающимся композитором и учёным Александром Порфирьевичем Бородиным,
    • узнали его заслуги перед Отечеством и музыкой,
    • прослушали музыкальные фрагменты творчества композитора,
    • познакомились с симфоническим оркестром.

    Узнали, что химия и музыка были неотъемлемой частью в жизни композитора, сумевшего так много достичь в столь, казалось бы, несовместимых областях деятельности.

    Оценка эффективности урока.

    Перед объяснением нового материала, я объяснила учащимся, что за каждый правильный ответ учащиеся получают индивидуальную карточку с рисунком музыкального инструмента из симфонического оркестра. Учащийся, набравший наибольшее количество карточек оценивается в пять баллов.

    Дом, задание: найти фамилии композиторов, чья музыка была связана с наукой, медициной, военным делом.

    Описание презентации по отдельным слайдам:

    1 слайд

    Описание слайда:

    Александр Порфирьевич Бородин 1833 - 1887 «Музыка – моя забава, химия – мое дело» А.П. Бородин

    2 слайд

    Описание слайда:

    Детские годы Царское Село – 12 ноября 1833 г Незаконнорожденный, отец – князь Гедианов Саша записан сыном слуги своего отца Порфирия Ионовича Бородина и его жены Татьяны Григорьевны. Детские увлечения: … фортепиано … и хими …и химия Отец – князь Гедианов В 14-летнем возрасте

    3 слайд

    Описание слайда:

    Из-за происхождения, не позволявшего поступить в гимназию, Бородин проходил домашнее обучение по всем предметам гимназического курса, изучал немецкий и французский языки и получил прекрасное образование. Уже в детстве обнаружил музыкальную одарённость, в 9 лет написав первое произведение - польку «Helen». Обучался игре на музыкальных инструментах - вначале на флейте и фортепиано, а с 13 лет - на виолончели. В возрасте 10 лет стал интересоваться химией, которая с годами из увлечения превратилась в дело всей его жизни. В это же время создал первое серьёзное музыкальное произведение - концерт для флейты с фортепиано.

    4 слайд

    Описание слайда:

    В 17 лет Александр блестяще выдержал экзамен на аттестат зрелости и поступил в Медико-хирургическую академию, здесь он проявил себя как талантливый ученый-химик. В 23 года, окончив с отличием академию, он получил назначение в госпиталь в качестве врача-ординатора, где проработал четыре года. В дальнейшем стал профессором, академиком химии и медицины, опубликовал более 40 серьезных научных работ! А.П. Бородин. Фотография. А.П. Бородин. Фотография. И.Е. Репин. Портрет А.П. Бородина.

    5 слайд

    Описание слайда:

    Ещё во время учёбы в Медико-хирургической академии Бородин начал писать романсы, фортепианные пьесы, камерно-инструментальные ансамбли, чем вызывал неудовольствие своего научного руководителя Зинина, считавшего, что занятие музыкой мешает серьёзной научной работе. По этой причине во время своей стажировки за границей Бородин, не отказавшийся от музыкального творчества, вынужден был скрывать его от коллег.

    6 слайд

    Описание слайда:

    Музыка была увлечением всей его жизни Бородина. Он - автор симфоний (среди них "Богатырская", "Русская"), инструментальных, вокальных и других сочинений. Им создана монументальная героическая опера "Князь Игорь", которая увидела свет год спустя после смерти Александра Порфирьевича. И.Е. Репин. Портрет А.П. Бородина.

    7 слайд

    Описание слайда:

    В апреле 1869 года В. В. Стасов (крупнейший знаток русской истории и древней литературы) предложил Бородину в качестве оперного сюжета замечательный памятник древнерусской литературы "Слово о полку Игореве». Бородин был не только создателем музыки, но и автором замечательного текста оперы. Старинное издание нотной партитуры оперы "Князь Игорь". Титульный лист. Старинное издание нотной партитуры оперы "Князь Игорь". Титульный лист. А.П. Бородин. Портрет. Издание нотной партитуры оперы "Князь Игорь". Обложка. А.П. Бородин. Фотография.

    8 слайд

    Описание слайда:

    Текст и музыка "Игоря" сочинялись одновременно. Опера писалась в течение 18 лет, но не была завершена. После смерти Бородина А. К. Глазунов по памяти восстановил увертюру и на основе авторских эскизов дописал недостающие эпизоды оперы, а Н. А. Римский-Корсаков инструментовал большую ее часть. Премьера прошла с большим успехом 23 октября (4 ноября) 1890 года в Петербурге, на сцене Мариинского театра. Издание нотной партитуры оперы "Князь Игорь". Обложка.

    Александр Порфирьевич Бородин – химик и композитор Подготовили ученицы 8«А» класса МБОУ «Школа №24»г.Рязани Макарова Виктория и Желудева Ксения Руководитель проекта учитель химии В.А.Бучкова «…Может собственных Платонов И пылких разумом Невтонов Российская земля рождать» М.В.Ломоносов «Музыка – моя забава, химия – мое дело» А.П.Бородин Александр Порфирьевич Бородин (12.11.1833 – 27.02.1887) Русский композитор и талантливый химик, ученый и профессор медицины дирижер и музыкальный критик, активный общественный деятель 3 Детские годы - Царское Село – 12 ноября 1833 г Незаконнорожденный, отец – князь Гедианов Саша записан сыном слуги своего отца Отец – князь Гедианов Детские увлечения: … фортепиано В 14-летнем возрасте …и химия Первые успехи в музыке Обучение музыке – флейта, фортепиано «Полька Элен» - сочинил в 9 лет Концерт для флейты в сопровождении фортепиано – сочинил в 13 лет 5 Первые успехи в учебе I Петербургская гимназия, экзамен на аттестат зрелости – 1850 г. Вольнослушатель Медико-хирургической академии 6 Медико-хирургическая академия знакомство камерно-инструментальной музыкой, музыкой М.И.Глинки 1856 г. – окончание на «отлично» МХА. Диссертация 1858 г. – защита диссертации пишет романсы (романс «Море») 7 Н.Н.Зинин, русский химик-органик, академик Петербургской АН «…господин Бородин, поменьше занимайтесь романсами. На Вас я возлагаю все свои надежды, чтобы приготовить заместителя своего, а Вы все думаете о музыке и о двух «зайцах» 8 Гейдельберг – 1859 год Русские ученые-химики в Гейдельберге (в центре – А.П.Бородин и Д.И.Менделеев Гейдельбергский университет Вид Гейдельберга 9 Гейдельберг – 1859 год 10 Знакомство с Д.И.Менделевым Синтез новых органических соединений: C3H7COOAg + Br2 C3H7Br + CO2 + AgBr C4H9COOAg + Br2 C4H9Br + CO2 + AgBr (C2H5)2Zn + 2C6H5COOC2H5 2C4H10 +(C6H5COO)2Zn Съезд химиков в Карлсруэ (Германия) Д.И.Менделеев Н.Н.Бекетов «… на конгрессе приятно было видеть, что новые начала, которым все молодые русские химики следуют, взяли верх над рутинными понятиями, господствующими в массе химиков» Д.И.Менделеев А.П.Бородин 11 Работа в химической лаборатории г.Пизы (Италия) 1862 г. Получил фтористый бензоил: KF, HF C6H5COCl C6H5COCF В настоящее время это вещество используется в качестве добавки к пластмассам для предотвращения их старения 12 Знак об окончании ЖВК 13 Как общественный деятель, Бородин прежде всего выдвигается в так называемом "женском вопросе". Более горячего и деятельного поборника женского образования трудно было найти. Для него это было "sancta sanctorum", ради защиты которого он готов был жертвовать всем. В истории развития высшего женского образования в России имя Бородина должно бесспорно занимать одно из первых мест. Недаром же на могилу его был возложен серебряный венок с надписью: "Основателю, охранителю, поборнику женских врачебных курсов, опоре и другу учащихся - от женщин врачей десяти курсов 1872 1887". Преподаватели ЖВК – 1872 г. 14 «Могучая кучка» М.П.Мусоргский М.А.Балакирев – основатель кружка Ц.А.Кюи Н.А.РимскийКорсаков А.П.Бородин II симфония «Богатырская» «… И никто не знает, скоро ль час ударит пробужденья» Песня «Спящая княжна» Опера «Князь Игорь» 1890 год – премьера оперы «Князь Игорь» Ария князя Игоря Половецкие пляски 27 февраля 1887 года Похоронен в Александрово-Невской лавре. На памятнике – 4 формулы полученных им соединений и музыкальные темы из оперы «Князь Игорь» «Единственным мерилом времени является память» … он жив в своих научных трудах …а еще более жив в музыке – она его обессмертила Юбилейная медаль к 160-летию А.П. Бородина От природы ему досталось: могучий разум ученого гениальность композитора литературное дарование Ни одного таланта он не зарыл в землю, все развил и отдал людям

    Плаксин Сергей

    Презентация о жизни и творчестве А.П.Бородина.

    Скачать:

    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


    Подписи к слайдам:

    Выполнил: Плаксин Сергей Руководитель: Васильева Елена Анатольевна МОУ ДОД ДШИ п.Октябрьский Радищевского района Ульяновской области Презентация на тему: «Александр Порфирьевич Бородин»

    Александр Порфирьевич Бородин (1833- 1887) "Талант Бородина равно могуч и поразителен как в симфонии, так и в опере и в романсе. Главные качества его - великанская сила и ширина, колоссальный размах, стремительность и порывистость, соединенная с изумительной страстностью, нежностью и красотой". В.В.Стасов

    Детство Александр Порфирьевич Бородин родился в Санкт-Петербурге 31 октября 1833 года от внебрачной связи 62-летнего грузинского князя Луки Степановича Гедианова (1772-1840) и 25-летней Авдотьи Константиновны Антоновой и при рождении был записан сыном крепостного слуги князя - Порфирия Ионовича Бородина и его жены Татьяны Григорьевны. Мать Александра Бородина была любительницей музыки - играла на гитаре, пела русские песни и романсы

    Бородин проходил домашнее обучение по всем предметам гимназического курса, изучал немецкий и французский языки и получил прекрасное образование. Уже в детстве обнаружил музыкальную одарённость, в 9 лет написав первое произведение - польку « Helen ». Обучался игре на музыкальных инструментах - вначале на флейте и фортепиано, а с 13 лет - на виолончели. В это же время создал первое серьёзное музыкальное произведение - концерт для флейты с фортепиано. В возрасте 10 лет стал интересоваться химией, которая с годами из увлечения превратилась в дело всей его жизни. Юность

    Медика - хирургическая академия (1850-1858) В 1850 году Бородин поступил в Медико-хирургическую академию. Занимался он с рвением и само отверженностью. Для музыки оставалось меньше времени, но при случае, слушал с приятелями романсы Алябьева, Варламова, Гурилева, Виольбоа и пытался сочинять романсы, похожие на них. Сочинял он и камерные ансамбли. Уже тогда Александр Бородин на всю жизнь проникся любовью к Глинке и очень любил его оперу «Жизнь за царя»

    Медицина и химия В марте 1857 года молодой Александр был назначен ординатором Второго военно-сухопутного госпиталя, где познакомился с находившимся на лечении офицером Модестом Мусоргским. В 1868 году Бородин получил степень доктора медицины, проведя химические исследования и защитив диссертацию по теме «Об аналогии фосфорной и мышьяковой кислоты в химических и токсикологических отношениях». В 1858 году Военно-медицинский учёный Совет направил Бородина в Солигалич для изучения состава минеральных вод основанной в 1841 году купцом В. А. Кокоревым водолечебницы. Отчёт о работе, опубликованный в газете «Московские ведомости» в 1859 году, стал настоящим научным трудом по бальнеологии, который принёс автору широкую известность

    Заграничная командировка С 1859 г. Бородин совершенствовал свои познания в области химии за границей -в Германии (Гейдельбергский университет). В сентябре 1860 г. Бородин наряду с Зининым и Менделеевым участвовал в знаменитом международном конгрессе химиков в Карлсруэ. Здесь даны были чёткие определения понятиям «атом» и «молекула» что означало окончательное торжество атомо-молекулярной теории строения вещества, Осенью 1860 г. Бородин и Менделеев посетили Геную и Рим, преследуя цели чисто туристические, после чего Менделеев вернулся в Гейдельберг, а Бородин уехал в Париж, где провёл зиму. В Париже Бородин занимался серьёзной научной работой, посещал библиотеку, слушал лекции известных учёных. Город Гейдельберг

    Весной 1861 г. Бородин вернулся в Гейдельберг. Здесь в мае 1861 г. он познакомился с Екатериной Сергеевной Протопоповой – молодой незамужней женщиной, приехавшей в Германию для лечения. Екатерина Сергеевна оказалась замечательной пианисткой и обладательницей абсолютного музыкального слуха. По её воспоминаниям, Бородин «тогда ещё почти вовсе не знал Шумана, а Шопена разве немного больше». Встреча с новыми музыкальными впечатлениями пробудила интерес Бородина к композиции. Екатерина Сергеевна вскоре стала его невестой. В сентябре её здоровье значительно ухудшилось, и гейдельбергский профессор дал рекомендацию срочно переменить климат – ехать на юг, в Италию, в Пизу. Бородин сопровождал её. После визита к профессору химии Пизанского университета Де-Лука, который встретил русского коллегу «в высшей степени любезно», Бородин получил возможность заниматься в университетской лаборатории, где «предпринял серьёзную работу с фтористыми соединениями». В Гейдельберг он вернулся только летом 1862 года.

    Профессор химии По возвращении в Россию Бородин поехал в Петербург, где представил отчёт о заграничной командировке и вскоре получил должность адъюнкт-профессора Медико-хирургической С 1864 года Бородин - ординарный профессор, с 1874 года - руководитель химической лаборатории, а с 1877 года - академик Медико-хирургической академии. С 1883 - почётный член Общества русских врачей. В 1868 году А. П. Бородин стал учредителем Русского химического общества. Автор более 40 работ по химии.

    " Могучая кучка" - Балакиревский кружок Ещё во время учёбы в Медико-хирургической академии Бородин начал писать романсы, фортепианные пьесы, камерно-инструментальные ансамбли, чем вызывал неудовольствие своего научного руководителя Зинина, считавшего, что занятие музыкой мешает серьёзной научной работе. Бородин, не отказавшийся от музыкального творчества, вынужден был скрывать его от коллег. По возвращении в Россию в 1862 он познакомился с композитором Милием Балакиревым и вошёл в его кружок А. П. Бородин был активным членом Балакиревского кружка. В кружке состояли: Милий Алексеевич Балакирев, Модест Петрович Мусоргский, Александр Порфирьевич Бородин, Николай Андреевич Римский-Корсаков и Цезарь Антонович Кюи Идейным вдохновителем и основным немузыкальным консультантом кружка был художественный критик, литератор и архивист Владимир Васильевич Стасов

    Музыкальное творчество В музыкальном творчестве Бородина отчётливо звучит тема величия русского народа, патриотизма и свободолюбия, совмещающая в себе эпическую широту и мужественность с глубоким лиризмом. Творческое наследие Бородина, совмещавшего научную и преподавательскую деятельность со служением искусству, сравнительно невелико по объёму, однако внесло ценнейший вклад в сокровищницу русской музыкальной классики. 16 января 1869 года – первое исполнение «Первой симфонии» (под руководством Балакирёва) - признание как композитора 1876 год – исполнение II симфонии. Друзья назвали её «славянской героической», «львиной», « богатырской»

    Камерная вокальная лирика Бородин - не только мастер инструментальной музыки, но и тонкий художник камерной вокальной лирики, ярким образцом которой является элегия «Для берегов отчизны дальней» на слова А. С. Пушкина. Композитор первым ввёл в романс образы русского богатырского эпоса, а с ними - освободительные идеи 1860-х годов Александр написал 16 романсов и песен на тексты Пушкина, Некрасова, А.Толстого Гейне и некоторые – на собственные стихи.

    Струнные квартеты Зимой 1979 года в одном из камерных концертов Русского музыкального общества исполнялось новое произведение – струнный квартет Бородина 26 января 1882 года прозвучал уже 2 квартет Бородина, в характере лирического раздумья. Особенно слушателям понравилась медленная 3 часть- «Ноктюрн»- жемчужина русской песенной лирики Струнный квартет имени Бородина

    Главное музыкальное произведение 18 апреля 1869 года на музыкальном вечере у Л. И. Шестаковой В. В. Стасов предложил композитору в качестве оперного сюжета «Слово о полку Игореве». А. П. Бородин с интересом взялся за работу, побывал в окрестностях Путивля, изучал исторические и музыкальные источники, связанные с описываемым временем. Опера писалась в течение 18 лет, но в 1887 году композитор скончался, и опера осталась неоконченной. По записям А. П. Бородина работу завершили Александр Глазунов и Николай Римский-Корсаков Действующие лица оперы Игорь Святославич, князь Северский (баритон) Ярославна, его жена во втором браке (сопрано) Владимир Игоревич, его сын от первого брака (тенор) Владимир Ярославич, князь Галицкий, брат Ярославны (высокий бас) Кончак, половецкий хан (бас) Кончаковна, его дочь (контральто) Гзак, половецкий хан (без речей) Овлур, крещёный половчанин (тенор) Ерошка, гудошник (тенор) Скула, гудошник (бас) Половецкая девушка (сопрано) Няня Ярославны (сопрано) русские князья и княгини, бояре и боярыни, старцы, русские ратники, девушки, народ, половецкие ханы, подруги Кончаковны, невольницы (чаги) хана Кончака, русские пленники, половецкие сторожевые

    Признание за границей В конце 70-х и 80-е годы музык Бородина получает признание за границей. В 1877 году он познакомился с композитором Ференцом Листом. По инициативе Листа первая симфония Бородина была исполнена на фестивале в Баден Бадене. Успех был огромен. Исполнение музыки Бородина в Антверпене носило характер триумфа г.Баден-Баден г.Антверпен Ф.Лист

    Смерть На протяжении последнего года жизни Бородин неоднократно жаловался на боли в области сердца. Вечером 15 (27) февраля 1887, во время масленицы, он отправился в гости к своим друзьям, где внезапно почувствовал себя плохо, упал и потерял сознание. Попытки оказать ему помощь были безуспешными. Бородин скоропостижно скончался от разрыва сердца в возрасте 53 лет

    Музыкальные прозведения Оперы Богатыри (1868) Млада (совместно с другими композиторами, 1872) Князь Игорь (1869-1887) Царская невеста (1867-1868, наброски, утрачены) Произведения для оркестра Симфония № 1 Es-dur (1867) Симфония № 2 h-moll «Богатырская» (1876) Симфония № 3 a-moll (1887, окончена и оркестрована Глазуновым) Симфоническая картина «В Средней Азии» (1880) Камерно-инструментальные ансамбли струнное трио на тему песни «Чем тебя я огорчила» (g-moll , 1854-55) струнное трио (Большое, G-dur , до 1862) фортепианное трио (D-dur , до 1862) струнный квинтет (f-moll , до 1862) струнный секстет (d-moll , 1860-61) фортепианный квинтет (c-moll , 1862) 2 струнных квартета (A-dur , 1879; D-dur , 1881) Серенада в испанском роде из квартета B-la-f (коллективное сочинение, 1886)

    Произведения для фортепиано В две руки Патетическое адажио (As-dur , 1849) Маленькая сюита (1885) Скерцо (As-dur , 1885) В три руки Полька, Мазурка, Похоронный марш и Реквием из Парафраз на неизменяемую тему (коллективное сочинение Бородина, Н. А. Римского-Корсакова, Ц. А. Кюи, А. К. Лядова, 1878)и это всё с помощью Бородина В четыре руки Скерцо (E-dur , 1861) Тарантелла (D-dur , 1862) Произведения для голоса и фортепиано Разлюбила красна девица (50-е годы) Слушайте, подруженьки, песенку мою (50-е годы) Что ты рано, зоренька (50-е годы) Красавица-рыбачка (слова Г. Гейне, 1854-55) Спящая княжна (1867) Морская царевна (1868) Песня тёмного леса (1868) Фальшивая нота (1868) Море (1870) Отравой полны мои песни (слова Г. Гейне, 1868) Из слез моих (слова Г. Гейне, 1871) Арабская мелодия (1881) Для берегов отчизны дальней (слова А. С. Пушкина, 1881) У людей-то в дому (слова Н. А. Некрасова, 1881) Спесь (слова А. К. Толстого, 1884-85) Чудный сад (Septain , 1885) Вокальный ансамбль мужской вокальный квартет без сопровождения Серенада четырёх кавалеров одной даме (слова Бородина, 1868-72)

    Память В память о выдающемся учёном и композиторе были названы: Государственный квартет имени А. П. Бородина Улицы Бородина во многих населённых пунктах России и других государств Санаторий имени А. П. Бородина в Солигаличе Костромской области Актовый зал имени А. П. Бородина в РХТУ им. Д. И. Менделеева Детская музыкальная школа имени А. П. Бородина в Санкт-Петербурге. Детская музыкальная школа имени А. П. Бородина № 89 в Москве. Детская музыкальная школа имени А. П. Бородина № 17 в Смоленске Самолет Airbus A319 (номер VP-BDM) авиакомпании Аэрофлот

    Спасибо за Внимание



    Похудение