Сообщение о музыкальном образе. Что такое музыкальный образ или как создать свой мир эмоций. Элементы сатиры в музыке

Тема: Разнообразие музыкальных образов(обобщающий урок) Класс: 7 «Б» Учитель музыки МОУ СОШ №2 Садырова Ф.Ж. Цели: развивать воображение и фантазию, умение определять музыкальный образ в различных произведениях на примере «Болеро» М.Равеля, «Грустного вальса» Я.Сибелиуса, «Рапсодии» Ф.Листа, «Прелюдии №4» А.Скрябина, музыкальных фрагментов произведений и песен, звучавших на уроках I - полугодия. Оборудование: компьютер, интерактивная доска, музыкальный центр, синтезатор. Ход урока. I. Организация класса. II. Закрепление пройденного материала. 1.- Что такое музыкальный образ? Как говорил Д.Б. Кабалевский: «Мы знаем, что в каждом музыкальном сочинении заключена какая-то частица жизни, мы называем её музыкальным образом. Это может быть образ ласковый, добрый образ колыбельной песни, может быть образ мужественный(назвать), образ, воплощающий тревогу(назвать)». - С какими музыкальными образами мы с вами познакомились в этом учебном году? - Как вы понимаете «Романтический образ»? Откуда он возник? Что это такое? Правильно, романтизм - это идейное и художественное направление культуры конца 18 - первой половины 19 века. Романтики большое внимание уделяли раскрытию внутреннего мира человека, его чувств и переживаний. Послушайте отрывок из стихотворения английского поэта Джона Китса, что характерно для его языка: О.как люблю я в ясный летний час, Когда Заката золото струится И облаков сребристых вереница Обласкана зефирами, - хоть раз Уйти от тягот, что терзают нас, На миг от неотступных дум забыться И с просветлённою душой укрыться В заглохшей чаще, радующей глаз. Какие строки из стихотворения передают нам романтику? 2.Какие музыкальные произведения вы знаете, которые передавали бы нам картины народной жизни? (Болеро и Рапсодия) Кто композиторы этих произведений?(Равель и Лист). Слайд: портрет М.Равеля Что вы знаете о творчестве этих композиторов? (Морис Равель - французский композитор, любивший много путешествовать. Его излюбленным занятием было слушать, как работают станки на заводах) -2Что вы можете сказать о названии произведения? (Испанский танец) 3.Слушание отрывка из «Болеро». Отрывок из какого произведения сейчас прозвучал? 4. Слушание отрывка из «Рапсодии» Ференца Листа. Слайд: портрет Ф.Листа Сколько образов передаёт «Рапсодия»? (два) Какие это образы?(образ цыганского табора, два полюса человеческого состояния - серьёзность и весёлая пляска) 5.Переходим к следующему образу «Лирическому». Как вы понимаете слово «лирика» и «лирический образ»? Правильно, это воспевание любой красоты. Назовите музыкальный жанр, который можно отнести к лирическому и хотя бы одно произведение, посвящённое этому образу. 6.- А сейчас поговорим об образах, которые заставляют человека сопереживать, сочувствовать, тронуть душу человека. Знаем ли мы такие образы? Какие произведения нам рассказывают о таких образах? - Правильно, это образ страдания образ грусти и драматический образ. Давайте опишем развитие этих образов. Образ страдания нам передают произведения Ал.Ник. Скрябина «Прелюдия №4». Слайд: А.Скрябин Скрябин создал цикл из 24 прелюдий для фортепиано. И все они разнообразны по характеру. Это и спокойное, светлое настроение, и взволнованная лирика, и радостно-возбуждённое стремление вперёд, а также драматическая порывистость. Прелюдия очень лаконична и с первого взгляда очень проста. Здесь передаётся образ одинокой страдающей души человека, который пытается выйти из оцепенения, но колокол отбивает свой мерный ритм. И человек вынужден примириться со своей судьбой. Три последних удара колокола завершают эту маленькую, но глубокую человеческую трагедию. 7.Слушание фрагмента из «Прелюдии №4». Знаете ли вы другие произведения, которые описывали бы грустный образ? Правильно, это «Грустный вальс» Яна Сибелиуса - известного финского композитора, написанный к драме финского драматурга Ярнефельта. Слайд: портет Я.Сибелиуса Что мы знает об этом композиторе? (ответы детей) 8.Слушание «Грустного вальса» Я.Сибелиуса В этом произведении непрерывно развивающийся образ - образ грусти. Словно человек - то совершенно подавлен безграничной печалью, то пытается вырваться из оков безжалостной печали. Вот он устремился к свету, вот почти достиг его, кажется даже улыбнулся… Но нет, опять эта тоска, вызывающая слёзы. Но то, что грусть сильна мы это чувствуем. 9.А теперь поговорим об образах, передающих покой и тишину, которых часто человеку не хватает. 10.Слушание «Островок» С.Рахманинова. Слайд: портрет С.Рахманинова 11.Какое состояние человека передаёт музыка? Подумайте над высказываем М.Горького «Как хорошо он слышит тишину» Какие строчки особенно передают на покой и тишину? 12.Немного другая тишина в «Песне туристов» из оперы «А зори здесь тихие»К.Молчанова. Пока мы будем исполнять песню, кто-то пойдёт к доске и выполнит задание. Нужно правильно соотнести имена композиторов и произведения. Работа у доски. 13.Исполнение «Песни туристов» К.Молчанова Какие чувства и настроение вызывает у вас эта песня? И какая перед нами здесь предстаёт тишина? Обратим внимание на доску, правильно ли выполнено задание? 14.Итог урока. Рассматривая разнообразные образы, с которыми мы познакомились в этом полугодии, изображают жизнь в разных её проявлениях. Создавая их, композиторы используют разнообразные средства музыкальной выразительности, это значит, характер музыки зависит от музыкального языка.

Музыкальный образ имеет объективные и субъективные стороны . Он передает суть явления , ее типичные черты . Музыкальный образ – специфическая форма обобщенного отражения жизни средствами музыкального искусства . Основой музыкального образа является музыкальная тема . Музыкальный образ – это единство объективного и субъективного начал . Содержанием художественного образа в музыке является жизнь человека .

Музыкальный образ воплощает наиболее существенные , типичные черты явления – это объективность . Вторая сторона образа субъективная , связанная с эстетическим аспектом . Образ передает явление в развитии . Субъективный фактор имеет в музыке большое значение , как в творческом процессе создания музыкального произведения , так и в процессе его восприятия . Однако в обоих случаях преувеличением субъективного начала приводит к субъективизму в понятии музыки . Говоря об отражении в музыке субъективной и эмоциональной стороны , нельзя не обратить внимание на то , что и абстрактно –обобщенное подвластно музыке .Образ в музыке – это всегда пропущенное через художника отражение жизни . Каждый музыкальный образ можно назвать жизнью , которая отражена в музыке композитором . При определении музыкального образа нужно иметь в виду не только средства , при помощи которых он создан композитором , но и что он хотел воплотить в нем . При этом важно , что даже самые скромные по содержанию и художественной форме музыкальные образы обязательно содержат хотя бы незначительное развитие .

Исходный структурный элемент музыки – звук . Он отличается от реального звука в его физическом понимании . Музыкальный звук имеет высоту , насыщенность , длину , тембр . Музыка как звуковое искусство менее конкретизировано . Такое свойство , как наглядность , остается практически за пределами музыкального образа . Музыка передает мир действительности и явлений через чувственно –эмоциональное ассоциации , т . не прямо , а опосредованно . Вот почему музыкальный язык – это язык чувств , настроений , состояний , а потом уже язык мыслей .
Конкретность музыкального образа – проблема для музыкально –эстетической теории . На протяжении истории своего развития музыка по –разному стремилась конкретизировать музыкальный образ . Способы этой конкретизации были разные :
1 ) звукозапись ;

2 ) использование интонаций с ярко четкой жанровой принадлежностью (марши , песни , танцы );

3 ) программная музыка и , наконец ,

4 ) установление разнообразных синтетических связей .

Рассмотрим указанные способы конкретизации музыкальных образов . Выделяют два типа звукозаписи : имитационный ,ассоциативный .

Имитация : подражания реально существующим звукам действительности : пение птиц (соловей , кукушка , перепел ) в бетховенской “Пасторальной симфонии “, звучание колоколов в Фантастической симфонии Берлиоза , взлет самолета и взрыв бомбы во Второй симфонии Щедрина .

Ассоциативная звукозапись построена по способности сознания создавать образы –представления по ассоциации . Спектр таких ассоциаций довольно большой : ассоциации 1 ) по движению (“Полет шмеля “). Ассоциации возникают у слушателя , благодаря 2 ) высоте и качественной окраске звучания (медведь – низкий регистр звучания и т .д .).
Отдельную форму ассоциаций в музыке представляют ассоциации 3 ) по цвету , когда в результате восприятия музыкального произведения возникает представление о цвете явления .

Более распространена ассоциативный звукозапись , по сравнению с имитационной . Что касается использования интонаций с яркой жанровой принадлежностью , то примеров здесь бесконечное множество . Так , в скерцо из симфонии Чайковского есть и маршевая тема , и русская народная песня “Во поле береза стояла …”.

Особое значение для конкретизации музыкального образа имеет программная музыка . Программа в отдельных случаях это: 1 ) название самого произведения или эпиграф . В другое время программа представляет 2 ) развернутое содержание музыкального произведения . В языковых программах различают картинную и сюжетную программы . В качестве картинной может служить хрестоматийный пример – “Времена года ” Чайковского , фортепианные прелюдии импрессиониста Дебюси “Девушка с волосами цвета льна “. Сами названия говорят за себя .
К сюжетной программе относятся музыкальные произведения , в основе которых лежит античный или библейский миф , народная легенда или оригинальное произведение – литературный жанр –от лирических произведений к драме , трагедии или комедии . Сюжетные программы могут быть и последовательно развитыми . Чайковский пользовался развернутым сюжетом для симфонической фантазии “Франческа до Римини » по Данте . Это произведение написано по мотивам Пятой песни “Ада ” из “Божественной комедии “.

Иногда программу в музыкальном произведении определяет живописное произведение . Программная музыка вызвала к жизни жанр программно –инструментальной и программно –симфонической музыки . Если слушатель не знаком с программой , то его восприятие не будет адекватным в деталях , но особых отклонений не будет (характер будет неизменным в восприятии музыки ). Конкретизация музыкальных образов не программной музыки (инструментальной ) происходит на уровне восприятия и зависит от субъективного фактора . Не случайно у разных людей разные мысли и чувства при слушании не программной музыки .

1 урок - «Удивительный мир музыкальных образов» (6 класс)

Здравствуйте ребята!

Откройте, пожалуйста, ваши тетради и запишите тему нашего урока.

«Искусство есть средство беседы с людьми», - говорил М.Мусоргский, а Н.А. Римский-Корсаков называл музыку искусством поэтической мысли, которое сродни нашей речи.

Сегодня на уроке нам с вами предстоит ответить на вопрос: Что роднит музыкальную и разговорную речь?

Ребята, как вы думаете, что роднит музыкальную речь и разговорную? (Ответы ребят)

Посмотрите пожалуйста на нашу «ромашку» - средства музыкальной выразительности.

Музыкальную и разговорную речь роднит - интонация.

Давайте зарисуем «ромашку». Я вам буду говорить, что записывать в тетрадь.

Пока вы зарисовываете, я вам расскажу как каждое из средств музыкальной выразительности влияет на музыкальный язык.

Итак, из музыкальных интонаций складывается мелодия . Ниже запишем, мелодия - душа музыкального произведения , его самая существенная сторона. От того, как развиваются мелодии, как они сочетаются друг с другом, взаимодействуют между собой, зависит рождение музыкального образа.

А теперь, давайте откроем учебник на странице 6, и прочитаем, что такое музыкальный образ. (Читаем). Запишите первое предложение.

В художественных образах раскрываются различные грани духовного мира человека, его отношение к самым разным явлениям окружающей жизни. Погружаясь в образный строй произведения, мы волнуемся, грустим, радуемся…

Ребята, известны ли вам какие-нибудь музыкальные образы? (Ответы).

Сегодня мы с вами познакомимся с несколькими музыкальными образами.

Запишем, лирический образ - образ, который передает личные переживания автора.

1. А. Рубинштейн - романс «Горные вершины».

Драматический образ - музыкальная трактовка литературного образа героя. Показывает особенности характера.

2. Ф. Шуберт - «Лесной царь».

Эпический образ - образы изображающие Родину в определенную историческую эпоху.

3. А. Бородин - Симфония №2 «Богатырская».

Первый раздел учебника знакомит нас с удивительными образами вокальной и инструментальной музыки.

Давайте прочитаем в учебнике, что такое вокальная музыка.

(Читаем…Итальянское vocale …)

Ребята, что такое романс? (Ответы ребят)

Давайте запишем, что такое романс.

Романс - небольшое музыкальное сочинение для голоса в сопровождении инструмента, написанное на стихи лирического содержания.

Давайте с вами послушаем еще один русский романс.

4. А. Варламов - «Красный сарафан».

На что похож этот романс?

На русскую народную песню.

Какие чувства воспевают русские романсы?

Любовь к человеку, матери, любовь к Родине, земле.

Давайте прочитаем, что такое инструментальная музыка.

Инструментальная музыка предназначена для игры на различных музыкальных инструментах.

Что такое вокализ? (Пение без слов) Запишем.

5. С.В. Рахманинов - вокализ.

С какими музыкальными образами мы с вами сегодня познакомились? (Ответы ребят)

Урок окончен.

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Жанры классической музыки

Вокальная музыка Инструментальная музыка На какие группы можно разделить всю музыку по способу исполнения?

Вокальная музыка Без сопровождения С сопровождением Крупная форма Миниатюры хоры a capella опера оперетта кантата оратория мюзикл Георгий Свиридов Хор «Зимнее утро» C ергей Прокофьев кантата «Александр Невский» https://yadi.sk/d/-k6X8UT4cKqCu ♪ ♪ https://yadi.sk/i/ZczaGRpGcKqNP

Кантата – произведение для хора, солистов и симфонического оркестра в нескольких частях. Сергей Прокофьев кантата «Александр Невский» IV часть «Вставайте, люди русские!» ♪ https://yadi.sk/i/n95OXbvUcKqVL ♪ Георгий Свиридов «Поёт зима » из кантаты «Памяти Есенина» https://yadi.sk/i/s9qbpwCxcKqyg

Оратория – отличается бо́льшими размерами, имеет драматический сюжет. ♪ Г.-Ф. Гендель «Аллилуйя» из оратории «Сотворение мира» https://yadi.sk/i/4LUzjabTcKqj2

Оперетта (итал. оperetta - маленькая опера) - театральное представление, в котором отдельные музыкальные номера чередуются с диалогами без музыки. Оперетты пишутся на комический сюжет.

Санкт-Петербургский театр музыкальной комедии

Мюзикл - музыкально-сценическое произведение, в котором переплетаются диалоги, песни, музыка, важную роль играет хореография. Сюжеты часто берутся из известных литературных произведений, из мировой драматургии («Моя прекрасная леди» по Бернарду Шоу, «Целуй меня, Кэт!» по Шекспиру, «Человек из Ламанчи » по Сервантесу, «Оливер!» по Диккенсу).

Вокальная музыка Без сопровождения С сопровождением Крупная форма Миниатюры хоры a capella опера оперетта кантата оратория мюзикл песня романс вокализ серенада баллада ансамбли

Инструментальная музыка крупная форма камерная музыка симфония концерт увертюра симфоническая сюита симфоническая поэма балет соната этюд прелюдия токката фуга ноктюрн экспромт баллада пьеса ансамбли

Концерт – произведение для солирующего инструмента и симфонического оркестра в трёх частях. Симфония – произведение для симфонического оркестра в четырёх частях. Этюд – инструментальная миниатюра для тренировки исполнительской техники.

Предварительный просмотр:

ГБОУ СОШ № 238 с углублённым изучением английского языка

Адмиралтейского района Санкт-Петербурга

Учитель Долматова Марина Борисовна

Разработка урока музыки в 7 классе.

Тема: «Разнообразие музыкальных образов. Кантата»

Цели:

  • развитие эмоциональной сферы учащихся, воспитание их музыкального, эстетического вкуса, интереса и любви к высокохудожественной музыке, желания слушать и исполнять ее.
  • передача положительного духовного опыта поколений, сконцентрированного в музыкальном искусстве.
  • воспитание гражданственности и любви к Родине.

Задачи:

Раскрыть особенности жанра кантаты

Продолжить формирование эмоционально-образных представлений на примере

Кантаты С.Прокофьева «Александр Невский»

Повторить и закрепить знания о жанрах классической музыки, углубив понимание

Связи музыкального образа с жанровой принадлежностью произведения.

Продолжить работу над вокально-хоровыми навыками в исполнении распевки

О.Юргенштейна «Часы» и песни А.Городницкого «Дворец Трезини»

Технология:

элементы игровой технологии, элементы технологии развивающего и дифференцированного обучения, информационные технологии.

Тип урока : комбинированный

Музыкальный материал: аудио-, видео- и кинофрагменты (С.С. Прокофьев кантата «Александр Невский», фильм С.Эйзенштейна «Александр Невский», Г.-Ф. Гендель Аллилуйя из оратории «Мессия», Г. Свиридов «Зимнее утро»), О.Юргенштейн «Часы», А.Городницкий «Дворец Трезини»

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, фортепиано, гитара, ударные

Инструменты.

ХОД УРОКА

Организационный момент

Приветствие, мотивационная установка на сотрудничество, успешную работу. Оглашение задач урока.

Первый блок урока - теоретический

Музыкальное искусство, как и любое другое, имеет свой язык, свой способ выражения, свои особенности. Именно в музыке человек необычайно сильно и ярко выражает свои мысли и чувства.

Каковы же особенности музыкального искусства?

(неконкретность музыкального звука, развитие музыки во времени)

Что же выражают музыкальные звуки? Как воздействуют на нас? Какие образы создают композиторы в своих сочинениях? Иногда понять это бывает совсем не просто. Помочь нам могут наши чуткие уши, открытые сердца и, конечно, знания.

Например, мы знаем, что в музыке существуют различные жанры.

Что же такое жанр музыки?

(бытовые жанры – песня, танец, марш, и жанры классической музыки, различающиеся по составу исполнителей и способу исполнения).

Слушая фрагмент музыкального произведения, определите его жанр.

видеофрагмент «Зимнее утро» Г.Свиридова

(жанр хор a’capella)

Вновь обратимся к таблице «Жанры классической музыки» и продолжим знакомство с ними (работа в тетради).

Жанры вокальной музыки с сопровождением можно разделить на произведения крупной формы, то есть те, которые звучат долго, имеют несколько частей и, соответственно, много различных образов и миниатюры, то есть небольшие вокальные сочинения. Мне кажется, что самый масштабный, самый крупный жанр вокальной музыки вы назовёте сразу, потому что мы с ним давно знакомы.

Какой же это жанр?

(опера)

Записывая остальные жанры крупной формы вокальной музыки, вы, конечно, тоже можете встретить знакомые названия.

Сегодня нам предстоит познакомиться с жанром кантаты. Мы обратимся к одному из самых ярких произведений этого жанра - кантате Сергея Сергеевича Прокофьева «Александр Невский». У вас будет непростое задание – дать определение жанра кантаты. Напомню, что для этого, прежде всего, необходимо определить состав исполнителей. И второе задание не менее сложное. Вы, конечно, знаете, кто такой Александр Невский и можете представить круг музыкальных образов кантаты. Постарайтесь охарактеризовать музыку того фрагмента, который мы услышим. Какой музыкальный образ создал Прокофьев? Итак, давайте слушать.

видеофрагмент кантаты «Вставайте, люди русские»

(Произведение для хора, оркестра, могут быть солисты.

Призыв, решимость, готовность к подвигу, образ Родины – средняя часть, основанная на русской народной песенности.)

Запись в словарь термина «кантата» и название прозвучавшего примера в таблицу.

Кантата «Александр Невский» была создана Сергеем Прокофьевым на основе музыки к кинофильму. В ней 7 частей - «Русь под игом монгольским», «Песня об Александре Невском», «Крестоносцы во Пскове», «Вставайте, люди русские», «Ледовое побоище», «Мёртвое поле» и «Въезд Александра во Псков». Все они исполняются хором и оркестром, и только одна – «Мёртвое поле» - написана для меццо-сопрано. Великий кинорежиссёр Сергей Эйзенштейн в 1938 году снял великий фильм «Александр Невский», в котором музыка играет очень важную роль. Мы посмотрим фрагмент фильма, где звучит уже знакомая нам музыка хора «Вставайте, люди русские». Давайте попробуем увидеть и услышать, какую же роль играет музыка Прокофьева, каково её значение в фильме.

кинофрагмент фильма С.Эйзенштейна «Александр Невский»

(Музыка в фильме является не просто фоном, а настоящим действующим лицом картины. Музыка раскрывает зрительные образы, делая их ярче и значительнее.

Основная мелодия хора «Вставайте, люди русские» дышит боевой удалью и отвагой, решимостью дать отпор врагу. Она выражает внутреннее состояние героев фильма, поднимающихся на защиту Родины)

Возвращаясь к крупным жанрам вокальной музыки, нужно хотя бы кратко сказать об оратории. Латинское «oro» означает «говорю», «молю». Состав исполнителей в оратории такой же, как и в кантате – хор, солисты и оркестр. Но, оратория, как правило, имеет драматический сюжет и отличается от кантаты бóльшими размерами.

В прошлом оратории писались только на сюжеты из Священного Писания.

Послушаем очень известный фрагмент из знаменитой оратории Георга Фридриха Генделя «Мессия». Я думаю, что вы узнаете эту музыку и сможете сказать, как называется этот фрагмент.

видеофрагмент «Аллилуйя» из оратории Г.-Ф. Генделя «Мессия»

(«Аллилуйя», хвалебное слово, обращенное к Богу – «хвалите Бога»)

Подводя итог первой части нашего урока, вспомним с какими жанрами классической музыки мы познакомились?

(кантата, оратория)

Что же такое кантата?

(Произведение для хора, солистов и оркестра в нескольких частях.)

Фрагменты какой кантаты мы слушали?

(Кантата Сергея Прокофьева «Александр Невский»)

На следующем уроке, продолжая изучать жанры музыки, мы подробнее познакомимся с жанрами оперетты и мюзикла.

Второй блок - вокально-хоровая работа

А теперь из внимательных и знающих слушателей мы превратимся в не менее внимательных и знающих исполнителей. Начнём с песни-распевки «Часы», в которой очень важна активная работа артикуляционного аппарата.

Исполнение песни-распевки «Часы».

Работа над активным звукоизвлечением, активным певческим дыханием и чёткой дикцией. Показ хлопками ритма в проигрыше и точный переход от показа ритма к пению.

Д м б д м б

Усложнение исполнительской задачи – использование для показа ритмических акцентов трёх групп ударных инструментов. Например, д еревянные (ложки, коробочки), м еталлические (треугольники) и б арабаны (бубны).

Мы с вами знаем, как непросто исполнить музыкальное произведение. Надо не только точно спеть мелодию и выучить слова песни, но, самое главное, раскрыть тот образ, который в нём заложен. Конечно, в бардовской песне, такой как «Дворец Трезини» Александра Городницкого, образ связан, прежде всего, с текстом песни, и он совсем непростой. Но ведь мы с вами петербуржцы, а значит, сможем донести до слушателей ту любовь к нашему городу, которой наполнена песня Городницкого.

Чтобы создать настроение доверительности, давайте будем исполнять песню под гитару, как обычно поют свои песни барды.

Исполнение песни А.Городницкого «Дворец Трезини» с гитарным аккомпанементом (лучше привлечь к исполнению аккомпанемента учащихся)

Завершая наш урок, хочу ещё раз напомнить, что мы сегодня познакомились с двумя жанрами классической музыки.

Какие это жанры?

Какие музыкальные фрагменты звучали на уроке?

Мне было очень приятно, что, работая сегодня на уроке, вы оказались не только внимательными, чуткими слушателями, но и хорошими, выразительными исполнителями.

(оценивание работы учащихся проводится как после каждого блока урока, так и в заключение)


Ученые всего мира пытаются дать научный исчерпывающий ответ на вопросы о возникновении предметно-изобразительного восприятия музыки и существовании невидимой границы реальности звуков и иллюзии смысла. Подобное исследования можно сравнить с извечным поиском высшего разума, а начать необходимо с понимания природы возникновения музыкального образа в композиции.

Что такое музыкальный образ?

Это неосязаемый персонаж композиции, вобравший в себя букет звуков, мыслей композитора, исполнителей и слушателей в единый энергетический центр без времени и ориентира реального пространства.

Цельная композиция представляет собой поток чувственных интонаций, сопровождающих самые разнообразные эмоции и действия героев ее истории. Их сочетание, последовательность и противоречия друг другу создают образ композиции, раскрывая грани и расширяя границы самопознания. Создание музыкального образа в музыке отражает палитру чувств и эмоциональных переживаний, философских размышлений и восторженного отношения к прекрасному.

Удивительный мир музыкальных образов


Если композитор рисует раннее утро, он создает музыкальные образы в музыке, предлагая аудитории прочувствовать рассвет, небо в размытых облаках, пробуждение птиц и зверей. В это время темный зал, заполненный звуками, мгновенно меняет свои декорации на проекцию утреннего пейзажа бескрайних полей и лесов.

Душа слушателя ликует, эмоции захлестывают своей свежестью и непосредственностью. И все потому, что композитор, создавая мелодию, использовал звуки, их интонацию, определенные музыкальные инструменты, способные ориентировать человеческую память на подобные ощущения звучаний. Звуки колокола, пастушеской свирели либо крики петухов наполняют ассоциативный образ мелодии на столько, что время действия в композиции не оставляет сомнений - утро. В этом случае говорится о постоянных, предсказуемых ассоциациях.

Что такое музыкальный образ молнии, пытались объяснить И. Гайдн, Глинка, Верди, а Н. А. Римский-Корсаков потратил много усилий на создание музыкального образа в музыке. Звуковое нарастание использовали для света и атмосферных образов, а недрам земли отдавались низкие звуки, сохраняя логичное сопоставление низкого и высокого как в искусстве, так и в реальной жизни.

Случайные ассоциации музыкального образа

Существуют также случайные ассоциации, которые непредсказуемы и строго индивидуальны для каждого человека, как и его жизненный опыт. Это запахи, особенности настроения, нетипичное освещение, стечение обстоятельств к моменту прослушивания и многое другое. Одна ассоциация всегда провоцирует другую, насыщая музыкальный образ дополнительными деталями, придает уникальный, глубоко личностный характер всей композиции.

Ассоциации, созданные в результате прослушивания музыки, имеют свой возраст и актуальность. Именно поэтому реально-изобразительная музыка прошлых веков постепенно превращается в формальную, более абстрактную музыку нашей современности. Конкретные изобразительные ассоциации изживают себя. Так, композиции Моцарта или Баха не вызывают в душе современного слушателя те образы, которые были характерны их современникам. Ответить же на вопрос, что такое музыкальный образ в современной музыке, непросто. Электронные звуки давно заменили живые, но были бы абсолютно чужды музыкантам времен Чайковского и Бетховена.

Лирические образы в музыке

Что такое в музыке, хорошо знают русские классики. В 1840 году Глинка написал романс на стихи великого русского поэта А. С. Пушкина «Я помню чудное мгновение». Композитор создал образы чарующего мгновения: воспоминание о первых минутах знакомства, горечь расставания с любимой и радость новой встречи. Невесомая мелодия сначала льется плавно, разливаясь нежными мотивами, и вдруг прерывается неустойчивым синкопированным ритмом.

Ритмические акценты, выразительные повторы и энергия «поступательного» ритма среднего раздела так ярко отразила эффекты поэтического слога, что знаменитые стихи влюбленного поэта обрели более яркие, чувственные эмоция, поражающие своей глубиной и остаточным действием.

В свою очередь трепетная любовь к Екатерине Ермолаевне Керн и глубокие переживания, сопровождавшие эти отношения, создали неповторимое произведение эффектных контрастов, гибких вариантов и интонаций и раскрыли новые малоизученные возможности создания в и его образов.

Что такое музыкальный образ в романсе? Это взволнованная речь, которая раскрывает тайну переживаний возлюбленных и делает слушателя свидетелем, соучастником, а то и самим героем-возлюбленным, погружая в мир неоднозначных чувств и потайных страхов.

Талантливый исполнитель романса сливается с образом лирического героя, как когда-то одним целым с ним был А. С. Пушкин и Глинка, и невидимое трио охватывает все органы чувств слушателя, овладевает его воображением и одним энергетическим потоком вливает в него одухотворенный импульс любви и красоты пережитых страданий.

«Все искусства, как и музыка, требуют чувства, которые приносит вдохновение - сказал Глинка. - И формы. Что значит гармонии, а «forme» -красота, т.е. соразмерность составления стройного целого... Чувство и форма - это душа и тело. Первое - дар высшей благодати, второе приобретается трудом...»



Похудение