Литературные произведения рисунки на тему. Творчество великих русских иллюстраторов на примере известных литературных произведений

Книга – сама по себе вещь занимательная и интересная. Однако, для того, чтобы читателю было легче переносить триста страниц сплошного текста, великие люди придумали такую вещь как иллюстрации к ним. Согласитесь, моральная нагрузка на мозг – это замечательно. Но чтобы не впадать в скучную монотонность, нам порой не помешает капля визуального наслаждения на страницах любимой книги.

Сразу же в памяти всплывают пестрые картинки из детских книг, однако чем значительнее книга в мировой культуре, тем серьезнее и глубже художники подходят к делу создания изображения. И тут уже никакие рисунки “Айболита” не станут рядом с тем, что создают люди под впечатлением культовых книг. Сегодня я хочу продемонстрировать вам 7 разных взглядов иллюстраторов на книги, созданные в разную эпоху, но одинаково оставившие след в мировой литературе. Расположены они в хронологической последовательности. Наслаждайтесь!

“Ромео и Джульетта” – Савва Бродский

И раз уж я решила следовать хронологической последовательности, то первыми в списке станут иллюстрации к знаменитейшей трагедии Шекспира “Ромео и Джульетта”. Сава Бродский – советский художник и книжный иллюстратор, чьи работы для трагедии не могли не привлечь внимания. Каждая из них буквально пронизана духом печальных событий: темные цвета, бледные лица и оттенок готического стиля – все это придает образам привкус горечи, а картинам – атмосферу действительно “печальнейшей повести на свете”.


“Дон Кихот” – Сальвадор Дали

Сальвадор Дали – неугомонный гений, который создал целых четыре разноплановых цикла иллюстраций к известнейшей после Библии книге – «Дону Кихоту». Но, пожалуй, я продемонстрирую вам фрагменты к самому первому циклу романа Сервантеса, так как именно его Дали любил больше всего и любовался им в одиночестве. Эти иллюстрации, к сожалению, мало известны в мире, однако доставляют эстетическое наслаждение не хуже других знаменитых произведений великого художника.

“Азбука Эдгара Аллана По” – Ero Nel

Сами произведения По явно не славились своей позитивностью и радужностью. А если вспоминать его “Черного кота” и “Ворона”, то в общем-то от хорошего настроения останется кошачий хвост, а тело покроется дрожью от щекотания нервов черным пером “Nevermore”. Именно эту атмосферу удалось передать молодой художнице Анастасии Черной (Ero Nel) в так называемой “Азбуке По”. Каждая картина – отдельный рассказ писателя. Каждая заглавная буква – часть алфавита Аллана По.

Б – “Береника”

У – “Убийство на улице Морг”

Ч – “Черный Кот”

“Джен Эйр” – Елена и Анна Бальбюссо

Дабы создать контраст, после мрачного и пугающего По познакомлю вас с “теплыми” сёстрами Бальбюссо. Само произведение Шарлотты Бронте хоть и содержит местами пугающие события, но, несмотря на это, является трогательным и душевным романом, где на темном фоне преобладают яркие краски любви. На иллюстрациях художниц большую роль играют именно теплые оттенки, которые пронзают душевностью даже самые пугающие моменты книги.

“Превращение” – Eda Akaltun

Eda Akaltun – современный иллюстратор, который создал серию изображений для небезызвестной повести Франца Кафки «Превращение». Рисунки, исполненные всего тремя цветами, должны были скорее охватить и обличить черный юмор и атмосферу клаустрофобии самой истории, нежели её повествование.

“1984” – Андрей Замура

Чеканить шаг. Ходить строем. Нет, это не армия, это Оруэлл. Мало сказать о том, что знаменитейшая антиутопия “1984” повлияла на одно лишь искусство. Нет, она повлияла на видение целого мира. А как изобразить его понятнее и “безопаснее”, кроме как в изображении? Именно это и попытался сделать современный российский иллюстратор Андрей Замура. Строгие линии, абстрактные фигуры и максималистское видение – идеальный рецепт изображения под впечатлением “1984” Джорджа Оруэлла.

“Старик и море” – Слава Шульц

Студентка Харьковской академии дизайна и искусств Слава Шульц создала впечатляющую серию иллюстраций к повести Э. Хемингуэя “Старик и море”, мимо которой пройти, не восхитившись, было затруднительно. Техника рисования маслом по фотобумаге, добавить к этому книжную графику и, конечно же, холодные цвета, от которых кровь в жилах стынет, – вот околоидеальный рецепт блестящего труда, тепло принятый общественностью.

“Властелин колец” – Грег и Тим Хильдебрандт

Ну и напоследок я все-таки разбавлю уже создавшуюся мрачную атмосферу сказочными иллюстрациями братьев Хильдебрант по роману Толкина “Властелин колец”. Более ярких и впечатляющих иллюстраций, сложно найти. Они так и пестрят красками, жизнью и эмоциями. И кажется, глядя на них, любой взрослый человек на какой-то миг окунается в сказку и ощущает это дикое желание, взяв книгу и фонарик, забраться под одеяло и утонуть в огромнейшем мире, созданном гениальнейшим писателем Джоном Толкином.

Левиза Никулина

ИЛЛЮСТРАЦИЯ - по-латински illustratio - освещение, наглядное изображение Объект, образ, в той или иной степени подобный (но не идентичный) изображаемому объекту.

В книгах, журналах, газетах рядом с текстом мы нередко видим рисунки художников или фотографии. Такие изображения носят название иллюстраций. Слово это происходит от латинского "illustratio" - освещение, наглядное изображение. Их назначение - помочь уяснить то, что сказано в тексте, осветить его содержание, сделать ясным, наглядным.

Что же делает иллюстрацию художественной, по каким признакам мы вправе отнести ее к высокому искусству? Что выделяет иллюстрацию как особый жанр изобразительного искусства? На эти вопросы нужно ответить себе, прежде чем выносить суждение о качестве иллюстраций.


Рассматривая произведения изобразительного искусства, можно легко различить в них три основных свойства. Во-первых, они содержат какой-то рассказ, иногда сложный, например, об историческом событии, иногда простой, как бывает в натюрморте, иногда рассказ о связях отвлеченных форм и цветов, как в абстрактной живописи. Так или иначе, но в произведениях изобразительного искусства этот рассказ всегда присутствует.


Но для изображения предметов художнику нужны такие средства, как линия, определяющая границу формы предмета, пятно, светлое или темное, передающее светотень, от которой форма и положение предметов становятся более конкретными, и, наконец, цвет, сообщающий предметам большую жизненность. В великих произведениях изобразительного искусства мы видим органическое, естественное слияние и взаимосвязь всех этих сторон - рассказа, изображения и узорной, декоративной стороны. Произведения изобразительного искусства высоко оцениваются тогда, когда они удовлетворяют требованиям красоты, целостности, глубокой содержательности и неповторимости образов.


Иллюстрация может быть выделена как самостоятельный жанр изобразительного искусства благодаря одному обязательному признаку. Ее рассказ определяется не свободным выбором художника, а литературным произведением. Ее назначение - "осветить", "сделать наглядным" то, о чем рассказывается в книге, - события и действия, а также общую идею, которая побудила автора написать книгу.


Литературные произведения вдохновляли и продолжают вдохновлять многих художников.

В искусстве прошлого большую роль играли произведения Гомера, Овидия, Вергилия и других античных авторов. Библия, Евангелие, произведения Шекспира, Сервантеса. Жанры, в которых художники выражали их содержание, были самыми разнообразными: фреска, станковая живопись, гобелены, роспись на вазах, графика в отдельных листах, эстампах и т. п. И конечно, особенное место принадлежит книге.

Книжная иллюстрация - это жанр графического искусства.

Естественно, что книга своими размерами и своим устройством, структурой не может не влиять на особенности иллюстрации.

Размеры страницы ограничивают размеры иллюстраций , их непосредственное соседство со шрифтом обязывает художника найти гармоническое решение книжного разворота. Техника печати также принуждает художника согласовать средства изображения со способом печати, который предназначен в данном издании.

Изобразительный язык иллюстрации зависит от времени ее создания. Определяющими являются и те обстоятельства, при которых выпускается книга. Рукописная и малотиражная книга украшалась и иллюстрировалась лучшими мастерами. Становясь ходовым товаром, книга конца XIX века нередко оказывается в руках иллюстраторов-ремесленников.


Нельзя, однако, оценивать художественное качество иллюстрации только на том основании, что она нравится или не нравится. Такие оценки могут объясняться недостаточным знакомством с художественными произведениями, неразвитой еще способностью анализировать. Неудовольствие может быть вызвано встречей с непривычным, неожиданным способом изображения, хотя этот способ диктуется самим литературным произведением.

Общая культура и эстетическое воспитание обязательны и необходимы для верного понимания художественной иллюстрации.

История жанра иллюстрации

Открытый урок ИЗО в 6 классе

По теме «Иллюстрация к литературному произведению»

(В. Катаев «Флаг»)

Учитель ИЗО: Меркулова Е.Н.

г. Богородск 2015г.

Тема урока: Иллюстрация к литературному произведению

Цели урока: познакомить учащихся с книжной графикой

Задачи урока:

    Дидактические:

    • обучать детей высказываться о содержании прослушиваемых и рассматриваемых произведений литературы и иллюстраций;

      закреплять умения и навыки, полученные ранее на уроках тематического рисования.

    Коррекционно-развивающие:

    • коррекция и развитие у учащихся эмоционального и целенаправленного восприятия произведений изобразительного искусства и литературы.

    Воспитательные:

    • воспитывать умение выслушивать другого ученика и отвечать на поставленный вопрос;

      воспитывать чувство гордости за людей, отстоявших Родину в годы Великой Отечественной войны.

Оборудование: компьютер; мультимедийный проектор, презентация «Художники о ВОВ»

у учащихся : чистый альбомный лист, простой карандаш, ластик, акварельные краски, кисточки, баночки с водой.
Часть классной доски оформлена иллюстрациями о Великой Отечественной войне.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

Все готовы? Молодцы! Улыбнулись друг другу. Садитесь.

II. Мотивация. Постановка учебной задачи

Сегодня у нас необычный урок: посвящён он большому, радостному празднику, который будет отмечать вся страна в начале мая. Какой это праздник? (День Победы, 9 мая) 70 лет Победы!

22 июня 1941 года началась Великая Отечественная война советского народа против фашистских захватчиков. Сегодня на уроке об этих страницах в истории нашей страны расскажут произведения изобразительного искусства, и литературы, созданные в годы войны. Вам надо как можно внимательнее посмотреть презентацию; послушать, и постараться понять содержание рассказа, чтобы выполнить задание:

    проиллюстрировать отрывок из произведения Валентина Катаева «Флаг».

III. Слушание отрывков из рассказа В. Катаева «Флаг»

Только что рассвело. Это был темный ветреный рассвет поздней осени. В бинокль немецкий контр-адмирал увидел на горизонте маленький гранитный остров. Он лежал среди серого, некрасивого моря. Угловатые волны с диким однообразием повторяли форму прибрежных скал. Море казалось высеченным из гранита.

Флотилия немецких десантных шлюпок и торпедных катеров направилась к острову. Остров вырастал, приближался. Теперь уже простым глазом можно было рассмотреть кучку моряков, стоявших на площади возле кирхи.
В этот миг показалось малиновое солнце. Оно повисло между небом и водой, верхним краем уйдя в длинную дымчатую тучу, а нижним касаясь зубчатого моря. Угрюмый свет озарил остров. Флаг на кирхе стал красным, как раскаленное железо.
- Черт возьми, это красиво, - сказал
фон Эвершарп , - солнце хорошо подшутило над большевиками. Оно выкрасило белый флаг в красный цвет. Но сейчас мы опять заставим его побледнеть.
О сыпаемые осколками кирпича и штукатурки, выбитыми разрывными пулями из стен кирхи, с лицами, черными от копоти, залитыми потом и кровью, затыкая раны ватой, вырванной из подкладки бушлатов, тридцать советских моряков падали один за другим, продолжая стрелять до последнего вздоха.
Над ними развевался громадный красный флаг, сшитый большими матросскими иголками и суровыми матросскими нитками из кусков самой разнообразной красной материи, из всего, что нашлось подходящего в матросских сундучках. Он был сшит из заветных шелковых платочков, из красных косынок, шерстяных малиновых шарфов, розовых кисетов, из пунцовых одеял, маек, даже трусов. Алый коленкоровый переплет первого тома "Истории гражданской войны" был также вшит в эту огненную мозаику.
На головокружительной высоте, среди движущихся туч, он развевался, струился, горел, как будто незримый великан-знаменосец стремительно нес его сквозь дым сражения вперед к победе.
Учитель. – Почему я выбрала это произведение? В. Катаев написал много замечательных повестей и рассказов о войне, в то время он работал военным корреспондентом и видел своими глазами, как отважно сражались наши воины. Но флаг является символом государства. Флаг всегда символизировал национальную честь. Когда начиналась война, мужчины становились "под знамена" и приносили присягу на верность своей стране. Быть знаменосцем в бою считалось очень почетным, а захватить вражеское знамя значило совершить настоящий подвиг. Если знамя оказывалось в руках противника, позор ложился на все войско. Государственному флагу отдаются высшие государственные почести. Достоинство его защищается внутри страны и за ее пределами. Оскорбление флага рассматривается, как оскорбление чести государства и нации. В те годы цвет флага СССР был красным. Флаг красного цвета символизирует право, силу, мужество, любовь, храбрость, войну.

IV. Беседа по картинам о ВОВ (показ презентации)

- Вы посмотрели много картин о военных событиях, как мы можем охарактеризовать их? Что отразили художники на своих полотнах? Учитель вывешивает опорные слова (отвагу, мужество, героизм, трагизм)

V. Физминутка

VI. Выполнение задания

У вас на столах всё подготовлено для работы красками, но эту работу вы можете выполнить и цветными карандашами, и одним простым карандашом, т.е. в графике. А можно и смешать техники.

Напоминаю, ход работы:

    набросок простым карандашом

    заливка фона широкой кистью

    после высыхания фона, прорисовка деталей тонкой кистью или цв. карандашами, также можно использовать фломастер (черный и красный)

Учитель может предложить рисование по образцу, показывая на прикрепленном к мольберту листке поэтапное выполнение иллюстрации.

VIII. Подведение итогов урока

С какими произведениями искусства мы познакомились на уроке?
– Какое практическое задание выполняли?

Учитель выставляет оценки тем учащимся, которые активно работали на уроке, закончили рисовать иллюстрацию, комментирует оценки.

отвагу,

мужество,

героизм,

трагизм

Задания для участников 5-6 классов

Первый тип заданий

Укажите названия произведений и их автора, страну создания, опишите сюжет.

1 2 3

1Англ сказка в переводе Л.Н. Толстого

2. Мальчик- с – пальчик Шарль Перро Франция

3. Снежная королева Ганс Кристиан Андерсен Дания

Оценивается знание сюжетов литературных произведений и их авторов, страны созданных произведений, сформированность представлений об иллюстрировании.

За каждое правильно названное произведение, автора начисляется по 1 баллу. За описание сюжета по 3 балла к каждому произведению. Максимальное количество баллов 20.

Внимательно прослушай музыкальное произведение. Определи композитора, название, жанр музыки. Опиши сюжет.

(П.И. Чайковский, «Вальс цветов» из балета «Щелкунчик».

За правильное название - произведение, автор начисляется по 1 баллу. За описание сюжета до 10 баллов.

Второй тип заданий

1. Дан фрагмент живописного произведения. Узнайте произведение по его фрагменту. Напишите название и автора. Опишите, что окружает данный фрагмент, находится справа и слева от него.

Шишкин «Утро в сосновом лесу»

За каждое правильное название произведения, автора начисляется по 1 баллу. За описание до 10 баллов Максимальное количество баллов – 12.

2. Продолжи: «Опера – музыкальный спектакль, в котором все действующие лица______________. Приведи примеры оперных произведений

(поют).

Третий тип заданий

Дан ряд имен. Их можно разбить на 2 и на 4 группы. Предложите свои варианты разбивки. Дайте название каждой группе.

Геракл, Илья Муромец, Пушкин, Дюймовочка, Винни Пух, Маршак, Снежная Королева, Герда, Чехов, Алеша Попович, Афродита, Тютчев, Добрыня Никитич, Андерсен.

ИМЕНА

НАЗВАНИЕ ГРУППЫ

ИМЕНА

НАЗВАНИЕ ГРУППЫ

Оценивается умение классифицировать, обобщать знания из разных периодов развития культуры. Баллы рекомендуется начислять за каждое слово, включенное в обоснованно составленный ряд и отдельно за точность определения принципа систематизации.

Четвертый тип задания

Моцарт, Чайковский, Пушкин, Глинка,

Андерсен, Репин, братья Гримм, Льюис Кэрролл, ____________________________________________________________________

краски, кисти, рояль, акварель, палитра,

____________________________________________________________________

аккордеон, вальс, скрипка, арфа, виолончель.

____________________________________________________________________

Пятый тип задания

В школе готовится осенний бал. Как бы оформили зал, какие музыкальные произведения использовали.

Задания для участников 7-8 классов

Первый тип заданий

1. Даны иллюстрации к литературным произведениям.

Укажите названия произведений и их автора, художника, опишите сюжет.

Оценивается знание сюжетов литературных произведений и их авторов, сформированность представлений об иллюстрировании.

1. Сказка о рыбаке и рыбке 2.Сказка о царе Салтане, о сыне его славном Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди 3. Сказка о золотом петушке

А.С. Пушкин, художник Иван Яковлевич Билибин



1 2 3

За каждое правильно названное произведение, автора начисляется по 1 баллу. За описание сюжета по 3 балла к каждому произведению. Максимальное количество баллов 15.

Поскольку задание связано с прослушиванием, вероятно коллективным, музыкальных файлов, рекомендуется поставить его первым в комплекте заданий с тем, чтобы далее каждый участник мог двигаться при выполнении заданий в своем темпе, не отвлекаясь.

Дежурящий в аудитории преподаватель предлагает участникам познакомиться с содержанием задания и материалом таблицы к заданию, объявляет, что файлы можно будет прослушать дважды

Внимательно прослушай музыкальное произведение. Определи композитора, название, жанр музыки. В небольшом рассказе вырази свое суждение и влияние музыки на слушателя.

Бетховен «Симфония№5»

За правильное название - произведение, автор начисляется по 1 баллу. За рассказ до 10 баллов.

Максимальное количество баллов 12.

Второй тип заданий

1. Дан фрагмент живописного произведения. Узнайте произведение по его фрагменту. Напишите название и автора.Опишите, что окружает данный фрагмент, находится справа и слева от него.

Напишите 5-6 слов или словосочетаний, передающих настроение работы.

Суриков «Боярыня Морозова»

Оценивается знание живописных произведений, общие представления о композиции, умение чувствовать и передавать настроение произведения.

За каждое правильное название произведение, автора начисляется по 1 баллу. За описание до 10 баллов Максимальное количество баллов – 12.

2. Путаница: В эту путаницу букв попали музыкальные термины. Помоги их найти, и подпиши правильно музыкальные слова.

А) СЬАНБАЛМ

Б) АФАР

В) АКМИНАИД

Г) ЫТНО

Д) СТИЛОС

А) ансамбль

Б) арфа

В) динамика

Г) ноты

Д) солист

За правильно определение начисляется 1 балл. За каждое правильное название произведения по 1 баллу. Максимальное количество баллов – 15.

Третий тип заданий

Если правильно разгадаете кроссворд по горизонтали, то по вертикали в выделенном столбце определится название художественного творчества в целом.

5

1.Вид изобразительного искусства, основанного на сочетании черного и белого цветов.

2.Учение о способах передачи пространства на плоскости.

3.Изображение комически преувеличенных характерных черт человека.

4.Вид изобразительного искусства, произведения которых имеют объемную форму и выполняются из твердых или пластичных материалов.

5.Простейшее графическое изображение.

6.Показ произведений широкой публике.

7.Произведение искусства, в котором запечатлен внешний облик человека.

8.Главное выразительное средство живописи.

9.Жанр изобразительного искусства, в котором изображаются окружающие человека предметы.

Ответ.

1 г

р

а

ф

и

к

а

2 п

е

р

с

п

е

к

т

и

в

а

3 к

а

р

и

к

а

т

у

р

а

4 с

к

у

л

ь

п

т

у

р

а

с

к

и

з

6 в

ы

с

т

а

в

к

а

7 п

о

р

т

р

е

т

8 ц

в

е

т

9 н

а

т

ю

р

м

о

р

т

Оценивается умение выделять главное, классифицировать, обобщать знания, владеть терминологией. Баллы рекомендуется начислять за каждое правильно вписанное слово, за итоговое слово по вертикали ставится дополнительно 1 балл.

Максимальное количество баллов – 10.

Четвертый тип задания

Даны ряды слов. Найдите лишнее слово в каждой строке и вычеркните его. Кратко поясните свое решение.

Лермонтов, Толстой, Чайковский, Пушкин

____________________________________________________________________

Левитан, Поленов, Васнецов, Шишкин

____________________________________________________________________

соус, гуашь, восковые мелки, гелиевые ручки, фломастеры

____________________________________________________________________

опера, вальс, балет, мюзикл.

____________________________________________________________________

Оцениваются знания из разных областей искусства, умение видеть принцип обобщения и систематизации, умение назвать явление, не вписывающееся в обобщение.

Пятый тип задания

В детском саду готовится новогодний утренник. Как бы оформили зал, какие музыкальные произведения использовали. На основе каких литературных произведений вы бы написали сценарий утренника.

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Оцениваются творческость и метапредметность. Максимальное количество баллов 20.

ЗАДАНИЯ ШКОЛЬНОГО ЭТАПА ОЛИМПИАДЫ ПО ИСКУССТВУ 2015 ГОД

Задания для участников 9 класса

Первый тип заданий

1. Познакомьтесь с приметами произведения искусства, приведенными в тексте. Составьте анализ произведения в соответствии с планом:

1. Определите произведение по перечисленным приметам.

2. Укажите вид искусства, к которому оно принадлежит.

3. Обоснуйте выбор вида искусства, выделив в тексте сведения, которые помогают Вам найти ответ.

4. К культуре какого народа произведение принадлежит?

5. Укажите век или эпоху, когда он был создан.

6. Если возможно, укажите место его нахождения.

Пример текста

В этом произведении воспроизведены все мельчайшие подробности, какие только может передать тонкость живописи. Поэтому глаза имеют тот блеск и ту влажность, какие обычно видны у живого человека... Ресницы... не могли бы быть изображены с большей естественностью. Нос со своими прелестными отверстиями, розоватыми и нежными, кажется живым. Рот, слегка приоткрытый, с краями, соединенными алостью губ с телесностью своего вида, кажется не красками, а настоящей плотью. В углублении шеи, при внимательном взгляде, можно видеть биение пульса. Улыбка дана столь приятной, что кажется, будто ты созерцаешь скорее божественное, нежели человеческое существо; самый же портрет почитается произведением необычайным, ибо и сама жизнь не могла бы быть иною.

Задание позволяет определить диапазон знаний конкретных произведений искусства: Мона Лиза (Джоконда) Леонардо да Винчи.Лувр Париж Франция

Оценивается знание живописных произведений, общие представления о композиции, умение описывать произведения по алгоритму и отвечать полным предложением в виде текста

За каждое правильно составленное полное предложение начисляется по 1 баллу. За дополнительные сведения по каждому пункту по 2 балла дополнительно Максимальное количество баллов – 18.

ЛЕОНАРДО ДА ВИНЧИ

Напишите:

3. время их создания

1. Афинский акрополь. Древняя Греция

2. Бюст НефертитиДревний Египет хранятся в берлинском Государственном музее

3. Дискобол.Древний Рим.хранится в Национальном музее в Риме.

Второй тип заданий

1. Внимательно рассмотрите.

1. Если узнали произведение, напишите его название, автора и время создания.

2.Опишите данное произведение.

3. Опишите историю создания произведения.

4.Назовите не менее трех известных произведений этого же города, их авторов.


Медный всадник (памятник Петру 1 в Санкт – Петербурге) скульптор Фальконе

Оценивается узнавание произведения и скульптора, знание истории его создания, общие представления о композиции, умение чувствовать и передавать настроение произведения. А ткже общее культурое развитие.

За каждый правильный ответ- произведение, автор начисляется по 1 баллу. За описание и историю создания до 10 баллов за каждое. За общее владение информацией по культуре Санкт-Петербурга – до 10 баллов.

Максимальное количество баллов –32.

2 . Поскольку задание связано с прослушиванием, вероятно коллективным, музыкальных файлов, рекомендуется поставить его первым в комплекте заданий с тем, чтобы далее каждый участник мог двигаться при выполнении заданий в своем темпе, не отвлекаясь.

Примерный перечень эпизодов:

1. романс «Я помню чудное мгновенье» музыка М.И. Глинки, слова А.С. Пушкина (фрагмент). сполняет Дмитрий Хворостовский

2. Ария Руслана из оперы М.И. Глинки "Руслан и Людмила" (фрагмент). Исполняет Федор Иванович Шаляпин

Удивительная история создания во многом раскрывает тайну непревзойденного лирического очарования этого произведения. Пушкин посвятил свои строки Анне Петровне Керн - замужней красавице, несчастливой в своем браке. Глинка же спустя годы влюбился в ее дочь - Екатерину Ермолаевну. Но будучи женатым человеком, он также не имел возможности соединить свою судьбу со своей возлюбленной. Нежность, печаль, надежда - и все это "вдвойне" омытое гением Пушкина и талантом Глинки.

Задание

3.Приведите примеры и произведений в данных музыкальных жанрах (другие произведения разных авторов).

Музыкальные жанры

Номер звучащего фрагмента, название, музыка, слова, исполнитель

Задание 3

романс

опера

4. Напишите историю создания автором литературного произведения по музыкальному фрагменту №1.

За правильное название - название, музыка, слова, исполнитель, определение жанра начисляется по 1 баллу. За краткую характеристику каждого произведения начисляется до 10 баллов. За примеры других произведений в данных жанрах по 1 баллу за название, музыку, слова, исполнителя.

Третий тип заданий

Рассмотрите и проанализируйте картину Б. Кустодиева "Утро".

1. Опишите общую композицию работы и функции изображенных на ней фигур.

2. Назовите значимые запоминающиеся детали их место в композиции и функции.

3. Определите общее настроение картины.

4. Назовите 3 произведения живописного искусства, запечатлевающие бытовые сцены.

5. Укажите 3 известные работы этого же художника.

Оценивается знание живописных произведений, общие представления о композиции, умение чувствовать и передавать настроение произведения.

За описание до 10 баллов

За дополнительные правильные ответы на вопросы №3 и 4 начисляется дополнительный балл

Максимальное количество баллов за правильные ответы на вопросы №3 и 4 – 6 баллов.

Четвертый тип заданий

1. Объедините понятия и термины в группы.

2. Дайте определение каждому термину.

Симфония. Поэма. Портрет. Сонатина. Эпиграмма. Натюрморт. Пейзаж. Ода. Анапест. Графика. Оратория. Ария.

Номер группы

Название группы

За каждое правильное определение группы по 1 баллу. Максимальное количество баллов 3.

Максимальное количество баллов за все задание 15.

Пятый тип заданий

Создайте презентацию «Художественный альбом» из 5-ти слайдов (листов) из произведений, использованных в заданиях олимпиады. Постарайтесь максимально полно и емко представить найденную информацию о выбранных вами произведениях.

Оцениваются творческость и метапредметность. Максимальное количество баллов 20.

ЗАДАНИЯ ШКОЛЬНОГО ЭТАПА ОЛИМПИАДЫ ПО ИСКУССТВУ 2015 ГОД

Задания для участников 10 класса

Первый тип заданий

Даны изображения 3 произведений искусства.

Напишите:

2. к какой эпохе в истории культуры Европы они относятся,

3. № 1. Вид искусства, материал, № 2 вид искусства, что раньше находилось на этом месте № 3. Вид искусства, техника

3. их местонахождение в настоящее время.

1.

2.

3.

1.

1. Рождение Венеры, БоттичеллиРождение Венеры Боттичелли.Материал – материал темпера. Живопись, холст. В настоящее время хранится в галерее Уффици, Флоренция.

2. Собор Святого Петра в Риме Микела́нджелоБуонарро́ти. Архитектура. Находится в Риме. Раньше на этом месте был цирк 2.

3. Тайная вечеря ЛеонардодаВинчи. Фреска – живопись по сырой штукатурке. Монастырь Санта-Мария-делле-Грацие в Милане.

2. Возрожде́ние , или Ренесса́нс пришедшая на смену и предшествующая . Приходится - в Италии - на начало (повсеместно в Европе - с 15-16 вв.) - последнюю четверть и в некоторых случаях - первые десятилетия .

Данный тип задания направлен не только на узнавание конкретного произведения, но и на сформированность определённых умений анализа произведения, понимание принадлежности конкретного произведения искусства к определённому виду искусства, эпохе (времени) его создания. Расширением ответа в данном случае является знание авторов произведения, местонахождение произведения (если речь идёт, например, об архитектурном сооружении). Знание точных дат от участника не требуется.

Знание дополнительных сведений выявляет наиболее подготовленных участников.

За каждый правильный ответ начисляется 1 балл.

2. Даны 3 изображения памятников искусства.

Напишите:

1. названия изображенных на иллюстрациях памятников,

2. к какой стране или культуре они относятся,

3. время их создания,

4. их местонахождение в настоящее время.

1

2

3

1. НикаСамофракийская древняя Греция Париж Лувр

2. Большой Сфинкс в Гизе древний Египет

3. Колизей Древний Рим

Данный тип задания направлен не только на узнавание конкретного произведения, но и на сформированность определённых умений анализа произведения, понимание принадлежности конкретного произведения искусства к определённому виду искусства, эпохе (времени) его создания. Расширением ответа в данном случае является знание авторов произведения, местонахождение произведения (если речь идёт, например, об архитектурном сооружении). Знание точных дат от участника не требуется.

Знание дополнительных сведений выявляет наиболее подготовленных участников.

За каждый правильный ответ начисляется 1 балл.

Рекомендуется предусмотреть начисление баллов за возможные дополнительные сведения. Рекомендуемая максимальная оценка задания 20 баллов.

Второй тип заданий.

1. Поскольку задание связано с прослушиванием, вероятно коллективным, музыкальных файлов, рекомендуется поставить его первым в комплекте заданий с тем, чтобы далее каждый участник мог двигаться при выполнении заданий в своем темпе, не отвлекаясь.

Участникам предлагается прослушать 2 музыкальных эпизода.

Предлагаемый ряд музыкальных эпизодов для 10 класса:

1. Л.Бетховен Соната№14 (лунная)

2. Моцарт симфония №40;

Дежурящий в аудитории преподаватель предлагает участникам познакомиться с содержанием задания и материалом таблицы к заданию, объявляет, что файлы можно будет прослушать дважды. Перед включением каждого фрагмента дежурящий в аудитории преподаватель объявляет: "Фрагмент N 1", "Фрагмент N 2" и т.д.

Задание

1. Познакомьтесь с материалом таблицы. Прослушайте 2 фрагмента музыкальных произведений. Определите жанровую принадлежность каждого из них.

2. Заполните таблицу, указывая номер звучащего фрагмента. Если Вам известно название, и автор укажите их. Дайте краткую характеристику произведению.

Музыкальные жанры

Номер звучащего фрагмента

соната

симфония

Максимальное количество баллов 40.

Третий тип заданий.

Рассмотрите и проанализируйте известное произведение русской школы.

1. Напишите название работы и имя ее автора.

2. Опишите общую композицию работы и функции изображенных на ней фигур.

3. Назовите значимые запоминающиеся детали их место в композиции и функции.

5. Назовите известные произведения этого же жанра.

Оценивается знание живописных произведений, общие представления о композиции, умение чувствовать и передавать настроение произведения.

За правильное название произведения, автора начисляется по 1 баллу.

За описание (вопрос №2,3,4) до 10 баллов за каждый.

Максимальное количество баллов – 32.

За дополнительные правильные ответы на вопросы №5,6 начисляется по 1 дополнительному баллу

Максимальное количество баллов 40.

Четвертый тип заданий.

Даны 12 имен, понятий и терминов, связанных с искусством.

Классицизм. Бах. Зал. Шпиль. Романтизм. Модернизм. Арка. Шопен. Колонна. Сцена. Кулиса. Моцарт.

1. Объедините имена, понятия и термины в группы. Дайте определение.

Номер группы

Название группы

Определение каждого термина в группе

1.

2.

3.

4.

За каждое правильное определение группы по 1 баллу. Максимальное количество баллов 4

За каждое правильное определение термина в группе по 1 баллу. Максимальное количество баллов 12.

Максимальное количество баллов за все задание 16.

Пятый тип заданий.

(выполняется после того, как участник сдает письменные ответы)

Составьтедоказательство, что выбранный вами 1 объект вашего района может быть назван "восьмым чудом света". Выбирать объект можно из любой культурно-исторической эпохи, художественного направления или произведений искусства.

Оцениваются творческость и метапредметность. Максимальное количество баллов 20.

ЗАДАНИЯ ШКОЛЬНОГО ЭТАПА ОЛИММПИАДЫ ПО ИСКУССТВУ 2015 ГОД

Задания для участников 11 класса

Рекомендуемое время выполнения заданий учащимися 11 классов в течение 4-х астрономических часов

1.

2.

3.

1. Дама сгорностаем » была написана ЛеонардоДаВинчи. Париж Лувр

2. Рождение Венеры Сандро Боттичелли. В настоящее время хранится в галерее Уффици, Флоренция темпера, живопись, холст

3. Давид - мраморная статуя работы Микеланджело. Находитя во Флоренции.

Данный тип задания направлен не только на узнавание конкретного произведения, но и на сформированность определённых умений анализа произведения, понимание принадлежности конкретного произведения искусства к определённому виду искусства, эпохе (времени) его создания. Расширением ответа в данном случае является знание авторов произведения, местонахождение произведения (если речь идёт, например, об архитектурном сооружении). Знание точных дат от участника не требуется.

Знание дополнительных сведений выявляет наиболее подготовленных участников.

За каждый правильный ответ начисляется 1 балл.

Рекомендуется предусмотреть начисление баллов за возможные дополнительные сведения. Рекомендуемая максимальная оценка задания 30 баллов.

Второй тип заданий.

1. Поскольку задание связано с прослушиванием, вероятно коллективным, музыкальных файлов, рекомендуется поставить его первым в комплекте заданий с тем, чтобы далее каждый участник мог двигаться при выполнении заданий в своем темпе, не отвлекаясь.

Участникам предлагается прослушать 2 музыкальных эпизода.

Предлагаемый ряд музыкальных эпизодов для 11 класса:

1. Фридерик Шопен Вальс №7 кис- молл

2.Фредерик Шопен Весенний вальс (вальс любви)

Дежурящий в аудитории преподаватель предлагает участникам познакомиться с содержанием задания и материалом таблицы к заданию, объявляет, что файлы можно будет прослушать дважды. Перед включением каждого фрагмента дежурящий в аудитории преподаватель объявляет: "Фрагмент N 1", "Фрагмент N 2" и т.д.

Задание

1. Познакомьтесь с материалом таблицы. Прослушайте 2 фрагмента музыкальных произведений. Определите жанровую принадлежность каждого из них.

2. Заполните таблицу, указывая номер звучащего фрагмента. Если Вам известно название, автор, жанр укажите их. Дайте краткую характеристику произведению (тема произведения).

3.Приведите примеры и произведения в данных музыкальных жанрах (другие произведения разных авторов).

Музыкальные жанры

Номер звучащего фрагмента

За правильное название - название, автор, определение жанра начисляется по 1 баллу.

За краткую характеристику каждого произведения начисляется до 10 баллов. За примеры других произведений в данных жанрах по 1 баллу за название, автор.

3. Опишите общую композицию работы и укажите количество изображенных на ней фигур.

4. Определите общее настроение работы.

5. Назовите значимые запоминающиеся детали и их функции, историю их написания.

6. Укажите известные работы этого же художника.

Оценивается знание живописных произведений, общие представления о композиции, умение чувствовать и передавать настроение произведения.

За правильное определение главного героя: Портрет Шаляпина Кустодиев, название произведения, автора, жанр начисляется по 1 баллу.

За описание (вопрос №3,4,5) до 10 баллов за каждый.

Максимальное количество баллов – 33.

За дополнительные правильные ответы на вопрос №,6 начисляется по 1 дополнительному баллу

Максимальное количество баллов 40.

Задание четвертого типа.

Даны 10 понятий и 9 определений.

Соотнесите понятия с их определениями. Вставьте соответствующие буквы в таблицу. Дайте определения оставшемуся понятию.

1 – Адажио. 2 – Горельеф. 3 – Житие. 4 – Импасто. 5 – Контрфорс. 6 – Метафора.

7 – Перформанс. 8 – Пленэр. 9 – Синкопа. 10 – Эклектика.

А. смещение ритмической опоры в музыке с сильной доли такта на слабую, то есть несовпадение ритмического акцента с метрическим.

Б. густая, сочная накладка красок, нередко употребляемая в живописи масляными красками, в особенности для усиления светового эффекта.

В. дополнительная опора, принимающая на себя тяжесть перекрытия. Вертикальный устой внутри или снаружи здания.

Г. медленный темп; музыкальная пьеса или часть её, исполненная в этом темпе, - обычно одна из средних частей симфонии, квартета, сонаты и т.п.

Д. живописная техника изображения объектов при естественном свете и в естественных условиях.

Е. жанр церковной литературы, в котором описывается жизнь и деяния святых.

Ж. вид художественного тропа (греч. tropos - «оборот»), один из способов художественного формообразования, заключающийся в сближении и соединении отдельных образов, не связанных между собой в действительной жизни в целое.

З. форма современного искусства, в которой действия художника или группы в определённом месте и в определённое время составляют произведение.

И. искусственное соединение элементов содержания и формы, имеющих различное происхождение.

Таблица к заданию.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Буквы

Определение:

Задание направлено на выявление уровня специальных предметных компетенций, степень понимания участниками смысла выразительных особенностей разных произведений искусства. Участники должны не только пояснить специфические определения, но и продемонстрировать соотнесённость этих определений с образной структурой разных явлений в искусстве.

Максимальная оценка 20 баллов.

Пятый тип заданий.

(выполняется после того, как участник сдает письменные ответы)

Составьте доказательство, что выбранный вами 1 объект Москвы или Санкт- Петербурга может быть назван "восьмым чудом света". Выбирать объект можно из любой культурно-исторической эпохи, художественного направления или произведений искусства.

Оцениваются творческость и метапредметность. Максимальное количество баллов 20.

Василий Иванович Шухаев (1887-1973), портретист, театральный художник, педагог, иллюстратор произведений русской классики, хорошо известен широкой публике, в первую очередь, как один из лучших отечественных иллюстраторов творчества А.С.Пушкина


В 1906 году Василий Иванович Шухаев поступает в Академию Художеств в Петербурге.

Шесть лет (1906-1912) он постигает сложное мастерство живописца, из них четыре года в мастерской профессора Д.Н.Кардовского.

Огромное значение в мастерской Кардовского придавалось работе на натуре и с натурой, высокой технике рисунка, совершенствованию технологических приемов.

Эти принципы Шухаев пронес через все свое творчество – художественное и педагогическое.


Значительную часть своей жизни В.И.Шухаев (1921-1935) провел во Франции.

В эти годы он иллюстрировал для издательства "Плеяда" книги русских писателей:

"Пиковая дама" и "Борис Годунов" Пушкина,

"Первая любовь" Тургенева,

"Петербургские повести" Гоголя,

"Очарованный странник" Лескова,

"Герой нашего времени" Лермонтова,

"Скучная история" Чехова.


В 1922 году В.И.Шухаев создал иллюстрации для парижского издания пушкинской "Пиковой дамы", которое вышло на французском языке тиражом всего 340 экземпляров (парижское издательство "Плеяда"; перевод Шифрина, Шлецера и Андре Жида, 1923 г.).

Иллюстрации к «Пиковой даме» расцениваются как "одно из высших достижений Шухаева в области книжного искусства".

Эти иллюстрации выполнены в технике рисунка пером с акварельной подцветкой.

Исследователь его творчества, И. Мямлин, отмечает в иллюстрациях к «Пиковой даме» «поистине ювелирное мастерство художника в передаче портретных характеристик, порой иронично-сатиричных».

В раскрашенных от руки рисунках Шухаева в стиле художников «Мира Искусства» с особой тщательностью выполнены костюмы и бытовые детали эпохи, хотя здесь присутствует близость к французским гравюрам XVIII в.

Отсутствие развернутых "готовых" характеристик персонажей, лаконизм, простота, "неприкрашенность" пушкинской прозы требуют от читателя внимательного отношения к слову и активности воссоздающего и творческого воображения.


Трагедия героя Пушкина дана в ироническом ключе, хотя первоначально читателю кажется, что она затрагивает всех персонажей, кроме главного героя: никто из приятелей Германна не позволял себе подшутить над ним, на протяжении повествования улыбка ни разу не появилась на его лице.

"Игорный дом". В 1925 г. в Париже В.Шухаев создает декорации для «Пиковой дамы".

Рисунки к трагедии "Борис Годунов" относятся к несомненным достижениям художника.

В.И. Шухаев проиллюстрировал пушкинскую трагедию в иконописной манере, т.е. в том стилистическом ключе, который наиболее близок эпохе Бориса Годунова.


«Пошуар» (франц. pochoir - "трафарет") - способ ручной трафаретной подкраски гравюры или рисунка через "окошки", прорезанные в бумаге или другом материале.

Если трафарет изготавливался из тонкой медной пластины путем её травления кислотой, как офорт, то появлялась возможность получать в результате не только локальные цветные пятна, но и довольно тонкие линии.

Такой способ в начале ХХ века стал часто находить применение при создании альбомов авторских и репродукционных эстампов.

Эта же техника применялась и при создании акварельных иллюстраций для библиофильских малотиражных книг.




Лжедмитрий и боярин . Иллюстрация к трагедии А. С. Пушкина «Борис Годунов»

Через два года после пушкинской «Пиковой дамы» парижское издательство «Плеяда» выпустило библиофильское издание «Бориса Годунова» в переводе Ж. Шифрина с иллюстрациями В.И. Шухаева. В этих иллюстрациях, торжественных и «немногословных», художник отталкивался от иконописной традиции XVI-XVII веков.

В пору ученичества Шухаев копировал фрески Дионисия в Ферапонтовой монастыре. В 1925 году, живя в Париже, он вместе со своим другом А.Е. Яковлевым получил заказ расписать концертный зал в частном доме на улице Перголез.

Роспись на тему «Сказки А.С. Пушкина в музыке» была исполнена в стилистической манере фрески и иконы. Обращение художника к древнерусской живописи в «Борисе Годунове» естественно для иллюстрирования произведения, действие которого происходит в начале XVII века.

Архиепископ Анастасий (А.А. Грибановский) в статье «Духовные прозрения Пушкина в драме “Борис Годунов”», опубликованной в «Вестнике Русского студенческого движения в Западной Европе» (Париж, 1926), особо отмечал соответствие пушкинской трагедии духу описываемого времени: «Православно-духовная стихия, пронизавшая весь строй русской жизни в эпоху Годунова, органически входит во все моменты драмы Пушкина, и всюду, где бы автор ни соприкасался с нею, он описывает её яркими и правдивыми красками, не допустив ни одной ложной ноты в самом тоне повествования об этой стороне русского быта и ни одной технически неверной подробности в её изображении».

«Борис Годунов» был издан «Плеядой» в количестве 445 экземпляров. Из них 18 экземпляров отпечатаны на японской бумаге, 22 -на голландской бумаге, 390 - на бумаге верже. 15 экземпляров (5 - на японской бумаге и 10 - на бумаге верже) для продажи не предназначались. Во Франции, как и вообще за рубежом, о пушкинском «Борисе Годунове» узнали, главным образом, благодаря одноимённой опере М.П. Мусоргского. Иллюстрации Шухаева и перевод текста на французский язык Ж. Шифрина стали ещё одной замечательной интерпретацией трагедии, приближавшей её к иностранному читателю.

Выход книги совпал со знаменательным событием: именно с 1925 года Зарубежная Россия начала отмечать День русской культуры-праздник, приуроченный к дню рождения Пушкина.

Судьбе было угодно, чтобы В.И. Шухаеву в полной мере довелось узнать, что такое «смутное время», в которое он погружался, иллюстрируя пушкинскую трагедию. В 1937 году, через два года после возвращения из эмиграции, Художник и его жена были арестованы и провели 10 лет в ссылке в Магадане.

После освобождения они поселились в Тбилиси, но на этом мучения не закончились: их арестовывали и высылали ещё не раз.



Здоровье