Ложное и истинное эго. Ложное эго: могущество и механизм работы

), и сейчас мы рассмотрим этот момент подробнее. Попробуем увидеть разницу между истинным и ложным я.

Что такое эго, ложное я? Это чувство «я», представляющее собой отождествление с телом, умом, жизненными игровыми ролями, эмоциями, душой, духом и т.д., состоящее из набора убеждений о «себе», желаний, целей, расчетов, ожиданий. Эго, или ложное я, проявляется в неприятии того, что есть, что может выражаться желанием что-то изменить, переделать, чего-то избежать, чему-то противостоять, что-то подавлять, обесценивать, или же наоборот - желанием что-то удержать, пережить снова, иметь, контролировать, распоряжаться и т.д., в отличие от .

В каждом человеческом организме есть чистое воспринимающее сознание , которое называют разными словами, например, воспринимающий, осознающий, наблюдатель, знающий, абсолют, истинное Я и т.д. Это неотождествленное сознание, воспринимающее «через это тело», и его единственная функция, свойство или способность - воспринимать, осознавать, знать. Я бы предпочел использовать слово «функция», так как у сознания нет выбора - воспринимать или нет, оно воспринимает. Здесь отлично подходит сравнение с зеркалом - зеркало имеет функцию или свойство отражать то, что появляется перед ним. Зеркало не имеет ни малейшего выбора, что и как отражать, и отражать ли вообще, да и вопрос свободы выбора его совершенно не заботит, оно даже не думает об этом, так как думать не может в принципе. То же самое и с , которое есть в каждом организме, причем не только человеческом - оно только отражает, и на этом его функция заканчивается.

Как зеркало не может загрязниться меняющимися отражениями, так и истинное Я всегда чисто и неизменно, тогда как ложное я всегда изменчиво. Истинное Я не имеет характеристик, поэтому не поддается прямому описанию, но может быть описано путем сравнения.

Итак, у нас есть наблюдатель и наблюдаемое , видящий и видимое, воспринимающий и воспринимаемое. Это разные названия одной и той же базовой дуальности, которая лучше всего прорабатывается , но начать с ней работать можно уже сейчас - с помощью .

Вернемся к эго и рассмотрим две возможные ситуации:

Первая ситуация: есть наблюдатель (чистое неотождествленное сознание) и наблюдаемое, и при этом нет мыслей, то есть ум не активен. Возможно, вы сможете вспомнить несколько случаев из жизни, когда не было мыслей. Это может быть какой угодно случай. Например, в медитации, или при наблюдении восхода солнца, или быстрая езда, или прослушивание музыкальной композиции, и т.д. В этой ситуации нет мыслей, нет никакого конкретизированного чувства «я» . Более того, в этот момент нет даже чувства отделенности наблюдателя от наблюдаемого - так как нет мыслей, которые бы создавали эту разделенность. Есть переживание, спонтанный поток восприятий, и нет ума, который делил бы этот поток на «я» и «не я» - на переживающего и переживаемое. Иногда это называют чувством единства.

Вторая ситуация, более привычная: есть наблюдатель и наблюдаемое, и при этом есть мысли, то есть ум активен. Ум говорит: я наблюдаю это, воспринимаю, чувствую - и на самом деле эта мысль возникает как часть наблюдаемого, а не наблюдающего, и этот момент важно понять. Наблюдающий не может думать, он только наблюдает происходящее, в том числе мышление.

Как возникает эго. Итак, есть наблюдающий и наблюдаемое (см. первая ситуация), и вдруг появляется мысль, например, мысль типа «Я наблюдаю, я чувствую, я переживаю». Вот оно - эго. До этого было просто наблюдение, чувствование и переживание - поток восприятий без разделения на «я» и «не я», не было эго, которое бы вклинивалось между наблюдателем и наблюдаемым. И вот появляется мысль, которая делит единый поток восприятия на наблюдателя и наблюдаемое, на «я» и «не я», на переживающего и переживаемое. Эта мысль может сопровождаться весьма реалистичным чувством отделенности одного от другого, чувством отождествленности с одним и противопоставления другому, что часто бывает у людей, которые только начинают заниматься самопознанием . Просто понаблюдайте, как одна единственная мысль создает разделенность, дуальность, множество. Далее эта мысль может обрастать подробностями, то есть возникают другие мысли, подтверждающие, дополняющие и детализирующие первоначальную.

Эго присваивает себе любые восприятия, переживания, знания, опыт. Оно говорит: «я познал это», «я пережил это», «я чувствую», «я имею», «я хочу», «я делаю» и т.д. Это просто мысль, которая возникает между наблюдателем (чистым неотождествленным сознанием) и наблюдаемым. И эта мысль относится к наблюдаемому, а не к наблюдающему. И это легко понять - вы же воспринимаете эти мысли, они наблюдаемы; а то, что наблюдаемо, уже автоматически не является наблюдающим, иначе бы вы не могли это наблюдать. Наблюдение требует расстояния. Когда нет никакого расстояния, нет и наблюдения. Если вы что-то наблюдаете, вы уже автоматически не являетесь этим.

Что меняется с возникновением эго. До возникновения эго есть постоянно меняющийся набор восприятий - абсолютно любых восприятий. В каждое мгновение есть целый ряд восприятий, осознаваемых в той или иной степени - зрительные восприятия, слуховые, тактильные, обонятельные и т.д. Нет чувства отделенности наблюдателя от наблюдаемого, нет этой двойственности, есть сам поток меняющихся восприятий, без чувства отдельного «я». Это трудно объяснить, если у вас никогда не было осознания этого. Такие моменты безмыслия бывают у всех, и довольно часто, но не у всех было осознание этих моментов.

И вот возникает эго, начиная претендовать на обладание какими-то (или всеми) восприятиями, говоря: «это я чувствую», «я воспринимаю», «я переживаю». Например, «Я читаю эту страницу ». Посмотрите, когда не было такой мысли, не было и присвоения себе процесса чтения. Был процесс чтения, но не было мыслей об этом процессе с точки зрения «я это делаю». Когда появилась мысль «я читаю этот текст», сразу же возникла разделенность на «я» и «текст», а также присвоение себе причинности относительно процесса чтения, и присвоение себе обладания текстом - я ведь читаю его, значит, имею. Это может выражаться другими словами, подкрепляться различными ощущениями, и это очень интересно наблюдать, не так ли?

Теперь вы можете сравнить, что меняется с появлением эго, используя простой пример с чтением текста, или с более сложными примерами, которые каждый сам может рассмотреть.

Способности и возможности эго. Что может эго? Возможно, кто-то будет удивлен ответом, но эго не может ничего, не обладает никакими способностями и не имеет никаких возможностей. Эго - это просто мысль, которая возникает, и возникает она из-за огромного количества «причин». Эго не обладает автономной причинностью, потому что оно является не творцом, а творением, оно само возникло как результат взаимодействия неисчислимого количества факторов.

Ложное я только присваивает себе те или иные восприятия, не являясь на самом деле их обладателем. И даже в этом оно не является причиной и не имеет свободы выбора, так что нельзя сказать, что эго обладает какими-либо способностями.

Кто-то может возразить, что эго, проявляясь, например, как желание чего-либо, может повлечь за собой конкретные мысли и действия по достижению желаемого, и, значит, в таком случае эго является причиной. Но это всего лишь относительная точка зрения, не учитывающая все предыдущие причины возникновения конкретной ситуации и возникновения эго в виде этого желания. Какой пример ни возьми, если тщательно в нем разобраться, особенно насчет предыдущих причин, то от причинности ложного я остается пустое место.

Эго - это просто звено в цепи событий, где каждое из предыдущих событий имеет определенную причинность в отношении каждого из всех последующих звеньев-событий. Никакое звено не является автономной причиной, потому что оно само по себе не может действовать и даже существовать. Оно не обладает ни независимым существованием, ни независимой причинностью.

Можете представить себе велосипедную цепь, где в процессе кручения педалей одни звенья тянут за собой другие, и каждое звено говорит: «это я тяну всю цепь», «это благодаря мне происходит перемещение», и так они хвастаются друг другу поочередно, попадая на зубья звездочки. Звездочка думает: «Ха, вы просто не знаете, да если бы не я…», а педаль снисходительно смотрит и на весь этот цирк и улыбается. Что касается велосипедиста, то он просто крутит педали и наслаждается ездой - без мыслей.

В итоге, что мы имеем. Истинное Я, проявленное в человеке как , имеет только одно свойство или функцию - осознавать происходящее. Истинное Я не может думать, оно только воспринимает думание. То же касается и чувств, эмоций, ощущений и вообще любых восприятий - они «отражаются» истинным Я, не являясь его частью. Все мысли, чувства и ощущения, содержащие в себе «я» - это проявление ложного я, то есть эго (или ума), которое само по себе не обладает ни независимым существованием, ни автономной причинностью. Поэтому, в конечном итоге, никакие усилия не могут устранить ложное я, потому что все усилия, направленные на уничтожение ложного я, исходят из того же ложного я. И пока они присутствуют, это говорит о том, что их источник (ложное я) тоже остается присутствующим.

Истинному Я нет дела до ложного я, его вообще ничто не заботит, так как его единственная функция - отражать происходящее. Какое зеркалу дело до отражений? Беспокоиться о чем-либо может только ложное я. Таким образом, ложное я само же о себе и беспокоится.

Здравствуйте,

Поговорим начистоту.

Всегда ли вам удается не противопоставлять духовный путь и жизнь в этом мире? Помните ли вы постоянно, что этот мир дается как опыт освоения духовного сознания? А все дела, в которых мы участвуем, и все события, в которых мы являемся действующими лицами, - это некие уроки жизни?

Мне кажется, вы ответили «да» чаще, чем я. Между тем, эти вопросы очень важны. Это наша проверка: эгоизм или любовь.

Не стоит стремиться к какой-то непонятной цели, к какому-то освобождению или чему-то подобному. Духовный опыт - он здесь. В нашем выборе сейчас. В том, какое настроение мы выбираем: эгоизм или любовь.

Этот выбор дается нам во всех жизненных ситуациях. И предельное проявление этого же выбора - это духовная практика как таковая. Потому что в духовной практике у нас тот же самый выбор: эгоизм или любовь, бескорыстие или корысть.

Ложное эго в духовной практике

Даже входя в духовную сферу, люди сохраняют эгоистичные мотивы. Совершая некие ритуалы, что-то хотят получать для себя. Или сохранить свою индивидуальность, или скрыться от всех “чтобы никто меня не трогал ”. Раствориться в свете, исчезнуть, избавиться от страданий…

Это не духовные мотивы. Это мотивы ложного эго, которое мы привносим в духовную практику.

Ложное эго - покрытие души, которое заставляет нас отождествляться с материей, с материальной природой. Оно создает у нас убеждение, что наслаждаться можно в контакте с материальной энергией, то есть, наслаждаясь внешними объектами.

Важно понять две существенных детали.

  • Во-первых, этот элемент души - ложное эго - невозможно преодолеть индивидуальный духовной практикой .

Его можно преодолеть лишь во взаимоотношениях. То есть, когда мы учимся служить другому, на первое место ставить другого, а не себя. Это важный момент.

  • Во-вторых, ложное эго можно преодолеть лишь в чистых взаимоотношениях. В отношениях, которые исполнены атмосферы любви, доверия. Когда сердце естественным образом раскрывается. Само собой.

Ложно эго усилием не сломать . Оно может только само исчезнуть… тогда, когда душа получает опыт безопасности, вкуса любви. Тогда эта оболочка эго сама спадает.

И поэтому здоровый социум, здоровые открытые отношения, отношения доверия - это та среда, которая меняет наше сердце.

Не нужно ставить какие-то заоблачные цели по отстранению от этого мира. Нужно осваивать духовный путь здесь, в настоящем.

Две главные стороны духовного пути

Духовный путь состоит из 2 сфер.

  • Первая сфера - наш материальный опыт. Наш опыт взаимоотношений с этим миром, наша социальная роль, профессия, роль в семье, то есть кто мы в этом мире, наш путь в этом мире.

Наш путь должен быть чистым. Должен быть пропитан этим . Это первое - очистить свой материальный опыт.

  • Второе предназначение и вторая практика - чисто духовная практика. Куда тоже нужно внести мотив бескорыстия и любви. В , не просить что-то у Абсолюта, а открываться, доверять.

Единственная просьба, которая может остаться к высшему руководству - “веди меня” . Все остальные - пусть уйдут. Так и в духовной практике мы также учимся этой чистоте.

Как вы это воспринимаете?

Продолжение разговора о ложном эго

Если вы здесь впервые, подписаться можно прямо отсюда . Если вы знаете кого-то, кому может быть полезна эта статья, пришлите ему ссылку на эту страницу (социальные кнопки - чуть ниже).

По семинару Олега Гадецкого «Уроки жизни»

Каков механизм связи души с материей? Эта связь осуществляется через ложное эго.

Ложное эго – это ошибочное отождествление души с материей двумя способами:
1) «Я» (например, «Я – тело и ум»),
2) «Мое» («Это моя земля»).
Наполненный эгоизмом разум не может терпеть ни одного слова, которое противоречит взглядам эгоистично настроенного человека.
Мудрый человек также имеет свою непреклонную точку зрения. Однако он не испытывает дискомфорта и тем более страданий при выслушивании чужого мнения. Единственное его желание – это глубже понять концепцию оппонента и, хорошо осознав, ее смиренно, с состраданием пытаться объяснить свою точку зрения по этому поводу.
Таким образом, у смиренных мудрецов не бывает споров.
Они беседуют с глубоким почтением друг к другу.
Если же человек не готов поменять свои представления о жизни, то мудрый человек не будет его беспокоить.
Совсем по другому ведут себя люди, разум которых пропитан эгоизмом. Они с большим страданием слушают чужое мнение и с раздражительностью в голосе пытаются доказать свое. Поэтому дискуссии мудрецов в Ведах называют собранием лебедей, а споры глупцов сборищем ворон.
Когда вороны собираются вместе, то если что-то не так, то поднимается сильный шум. Таким образом, по способности без раздражения слушать чужое мнение мы можем определить насколько смиренный, неэгоистичный разум мы имеем. Чрезмерно эгоистичный разум – это очень большая опасность.
Самое ужасное, если человек в результате очень эгоистично настроенного разума в какой-то момент жизни начал считать себя Богом или мессией.
Ложное эго – это наш единственный враг в этом мире. Оно дает нам все плохие черты характера, оно ведет нас к болезням и деградации.
Ложное эго – субстанция (не физическая), которая обволакивает наше «подлинное Я» – душу, для того что бы мы могли воспринять материальный мир и действовать в нем.
Это сила, содержащая в себе корыстные желания человека.
Ложный эгоизм, проявляется в нас уже с самого момента рождения.
Мы знаем, что ребенок хочет все хватать, все себе. Если ему дать что-нибудь, он схватит. Если у него возьмешь что-нибудь, он будет плакать.
Можно привести такой пример, вы спите и видите сон, в котором связываете себя с другой личностью, возможно даже противоположного пола, а может быть и биологического вида – птицей например. События сна увлекают вас, вы радуетесь или страдаете, переживая сюжет сна и полностью отождествляя себя с героем.
До момента пробуждения вы и герой это одно целое.
Герой сна был просто наложенная поверх вас личность со своими воспоминаниями и переживаниями.
Эгоизм означает, что человек себя ценит больше чем других. Это чувство «я».
Если он все присваивает, то есть он все связывает с собой, это значит жить для себя.
Мы считаем свой город часто лучше, чем другой.
Это тоже эгоизм, который означает «мое»: моя страна, мой город, моя семья, мои друзья. Все это мы ценим и уважаем больше чем: чужая страна, чужой город, чужая семья, чужие друзья.
Эгоизм человека поражает его жизненную энергию, чувства, ум и распространяется очень глубоко, вплоть до разума. Поэтому понять в себе эгоистические наклонности очень и очень трудно. Это может сделать только по – настоящему смиренный человек.
Нежелание трудиться бескорыстно – это признак проникновения эгоизма в жизненную энергию.
Сильное желание приобретений – это признак проникновения эгоизма в чувства. Постоянное желание оправдывать себя и свои взгляды на жизнь – это признак проникновения эгоизма в ум.
Гордость своими познаниями – это признак проникновения эгоизма в разум.
Мы очень часто акцентируем то, что связано с нами. То, что связано лично со мной, я акцентирую больше, чем, если бы это касалось кого-то другого. Часто это происходит подсознательно. Если, например, кто-то жалуется на свои проблемы, часто нас это волнует не так сильно, как свои собственные. Я говорю про себя всегда что-то очень важное, но когда другие говорят подобные вещи не всегда хочется слушать – так работает ложный эгоизм.
Следует отметить, что от силы ложного эгоизма зависит сила восприятия боли. Чем более эгоистично настроен человек, тем более болезненно он на все реагирует. Если, например, человек сильно обиделся, он чувствует боль, он плачет, ему больно в уме – значит, энергия ложного эго в это время воздействует на ум.
Все виды боли которые только существуют в этом мире возникают в результате того, что происходит какое-то действие, которое не нравится ложному эго.
Допустим, если нас кто-то ущипнет, то появится боль. Эта боль возникает в результате того, что (пропитывающее тело) ложное эго возбуждает в нем реагирование на чужеродное вмешательство. Все, что мешает телу наслаждаться, вызывает в нем боль.
Точно также в зависимости от того, с каким видом нашего сознания соприкасается ложное эго, такой вид боли и возникает. Поэтому боль можно классифицировать по структуре нашего организма:
1. Телесная боль.
2. Праническая боль.
3. Чувственная боль.
4. Умственная боль.
5. Боль в разуме.
Бхагавад Гита 2.71 «Кто не идет на поводу у чувств, не привязан к миру предметов, не отождествляет себя с телесной оболочкой и не имеет чувства собственности, тот обретает подлинное умиротворение.»
Душа в результате действия ложного эго перестает ощущать себя душой.
Ложное эго является особого рода транслятором между духовным и материальным миром. Оно просто вытягивает из души все ее сознание и направляет его в материю.
Сознание, сосредоточенное на материи, превращается в тонкий материальный элемент. Пройдя через такую трансформацию, сознание, ставшее материальным, становится неспособным ощутить духовную душу. Таким образом душа, наша истинная сущность, оказывается потерянной.
В начале, оставив общение с Высшей Личностью, мы заигрываем с Его иллюзорной материальной энергией. Она приглашает нас поиграть немного.
Мы играем, заигрываемся, и теряем свое истинное «я». Ложное эго выполняет эту функцию.
Однако, потеряв свое истинное «я», мы оказываемся в очень уязвимом положении.
Наша истинная природа: мы не только духовные души, но мы - неотъемлемые частицы Верховной Души, подвластные искры Бога.
Мы - подвластные неотъемлемые частицы Бога. Таково наше положение.
Это подводит нас к заключительному аспекту нашего истинного «я» - к нашей функции.
Естественная функция живого существа, вечной духовной души, неотъемлемой частицы Бога - с любовью служить Богу.
Живому существу нужна духовная пища.Эта духовная пища - вкус любви к Богу. Живое существо испытывает настоящее счастье, когда восстанавливаются его любовные взаимоотношения с Верховной Душой. Этот факт поняли все великие святые, и действуют, руководствуясь им.
Ваша естественная деятельность, ваша естественная обязанность, функция в жизни - любить Бога. Не просто сентиментально, не просто «чувствовать любовь», но действовать на основе этой любви. Если вы любите кого-то, вы стремитесь доставить ему удовольствие, совершаете действия ради него. Когда вы в этом мире, вам нужно действовать так, чтобы доставлять удовольствие Верховной Личности Бога. Он не только ваш Отец, но и ваш Друг.
Поняв это, вы осознаете цель вашей вечной жизни.
Таким образом, достижение совершенства любви к Богу должно быть целью вашей жизни.
«Любовь – это не значит повторять: «Я люблю тебя, я люблю тебя».
Любовь – это то, что горит внутри вас, горит только для Него.
Это то стремление, которое вы даже выразить не можете.
Когда вы влюблены в кого-то, для вас существует только возлюбленный, всё остальное теряет значение.
Когда вы влюблены в Бога, это то же самое чувство, только сильнее.
Стремиться к Богу – то же самое, что хотеть глотка воздуха, когда вы находитесь под водой и уже больше невмоготу. Вот так сильно вы должны стремиться к Божественному.
В эти времена не так просто стремиться к Богу столь же сильно, но это не невозможно.
Я видел обычных людей, обладающих огромной любовью к Богу.
Единственное чего они хотят – это служить Богу и достичь Его».

Шри Свами Вишвананда

Когда ты не определяешь себя мнением других о тебе
и когда ты не определяешь себя собственным мнением,
что же ты такое?
Рам Цзы

Из непроявленного, через «Я Есть», ты видишь мир, вырастающий из того же самого «Я Есть» и кажущийся чем-то отдельным и отличным от тебя - из-за твоих ложных отождествлений.

Что такое ложное эго? Это временное отождествление себя как чистого сознания с телом-умом-личностью и всем остальным, что ты считаешь собой. Ложное эго, - это кажущаяся сцепка духа с материей, совокупность мимолетных отождествлений Брахмана со снящимся ему персонажем, которым ты являешься как человек. Брахман, одевая на себя костюм человека, начинает считать себя человеком. Но всё даже проще - тебе просто снится, что ты человек.

Тебя как чистое сознание можно сравнить с экраном, на который проецируется весь этот видимый мир со всем его содержимым, включая персонажа, с которым ты почему-то отождествлен. Как главный герой фильма, ты проходишь через различные сцены, ощущая реалистичность происходящего. Ты попадаешь под дождь и чувствуешь влагу. Ты прыгаешь через костер и обжигаешься. Ты порезался и видишь кровь. Затем, в свое время, персонаж умирает, и что остается? Ты остаешься как экран, как чистое сознание (которым всегда был, являешься сейчас и всегда будешь), и нет больше никаких иллюзий. Экран не намок от дождя, не подгорел от огня, не порезался и не испачкался кровью. Экран всегда чист и не подвержен влиянию иллюзий, которые на него проецируются. Несмотря на различный переживаемый опыт, с экраном ничего не происходит, потому что весь опыт - только кажущийся, снящийся, он не настоящий. И ложное эго, благодаря которому ты чувствуешь себя этим "реальным" человеком, проживающим свою жизнь, - это временное явление, часть фильма, а не часть тебя.

Фундамент этого мира, его основа - чистое сознание, «Я Есть», экран, без которого мир не может существовать. Когда возникает , возникает разделение существующего на «я» и «не я», и далее «я» конкретизируется ложными отождествлениями типа «я это тело», «я эта личность», «я Валера», «я человек» и т.д. - так и возникает ложное эго. В основе всего этого лежит то же самое «Я Есть» (проявленное в чистом виде), которое и обрастает неверными идентификациями - я есть то, я есть сё, пятое, десятое. Всё без исключения проявленное и воспринимаемое (включая эго) возникает из «Я Есть» (чистого сознания) и внутри него. Поэтому, если человек желает выйти за пределы эго и познать свое Истинное Я, он должен смотреть внутрь, на основу всего, на Источник.

Итак, еще раз о нескольких важных моментах, которые нужно хорошо прояснить для себя, самостоятельно исследовав их. В чистом сознании (в Я Есть) возникает целый мир (), затем возникает ум, который делит это восприятие на воспринимающего и воспринимаемое , создавая таким образом видимость двойственности и множества. На самом деле, воспринимающий и воспринимаемое не являются чем-то отдельным друг от друга, это разделяющий ум создает видимость, что одно отлично и независимо от другого. Если бы наблюдающий и наблюдаемое не являлось одним целым, имело разные источники и состояло из разного материала, тогда ты (как наблюдающий) не смог бы воспринимать (наблюдаемое). Понаблюдай, как ум делит Единство на множество, на «я» и «не я». Попробуй найти границы между «я» и «не я», и ты, к своему удивлению, обнаружишь, что эти создаются всего лишь мыслью, как и все остальные иллюзии. Когда нет разделяющих мыслей, нет и границ, нет никакого эго.

Так как ум думает , а ты отождествлен с человеком-думающим, ты говоришь: «я думаю», «я сделал вывод», «я решил».

Так как тело действует , а ты с ним отождествлен, ты присваиваешь себе действия тела. Ты говоришь: «я сделал то», «я покушал», «я читаю эту книгу».

Считая себя независимым существом (благодаря не-видению взаимосвязей и взаимовлияния всего), ты чувствуешь, как будто у тебя есть .

Сделав что-то «плохое», ты чувствуешь себя негодяем, потому что отождествлен с умом, который решил так сделать, и телом, которое это сделало. Так возникает ложное чувство вины .

Сделав что-то «хорошее», ты чувствуешь себя молодцом, потому что отождествлен с умом, который решил так сделать, и телом, которое это сделало. Так возникает ложное чувство гордости .

Принимая во внимание множество факторов социальной жизни, ты чувствуешь личную ответственность за действия, производимые «твоим» умом и телом, потому что ты отождествлен с ними и считаешь себя автономной причиной и независимым исполнителем этих действий. Поэтому ты вынужден исправлять «свои» «ошибки» как «независимого» существа со «свободной волей». Вот к чему приводит ложное эго.

Таким образом, каждая иллюзия поддерживает и усиливает другие, что позволяет тебе продолжать пребывать во сне и наслаждаться этими Играми Сознания. Или страдать от них. Но в какой-то момент ты начинаешь подозревать, что что-то здесь не то, начинаешь исследовать и видеть, что весь этот покров иллюзий держится, что называется, на «соплях», на простой вере в то, что иллюзии - это реальность. Ты начинаешь больше наблюдать, быть более осознанным, и ложное эго растворяется, иллюзии рассеиваются, тебе начинает открываться Истина. Так начинается духовное пробуждение. Оно доводит тебя до понимания, что в основе всего проявленного и воспринимаемого лежит простое чистое «Я Есть», и ты и есть это чистое сознание - без отождествлений. Это очень высокий уровень. Но это еще не просветление.

У души есть истинное эго, которое означает получать счастье от служения кому-то. Чистая душа c чистым и неосквернённым сознанием абсолютно уверена и убеждена в том, что счастливым будет тот, кто служит другим, живет ради других. Ложное эго – это сила, которая заставляет душу жить для себя. На всех нас, всех тех, кто живет в материальном мире, помимо истинного эго, влияет ещё и ложное эго. Эго – это ощущение себя как личности. Ложное эго начинает проявлять себя уже с момента рождения: если нам что-то дать в руку- мы хватаем. У нас нет желания сразу отдавать, а есть желание хватать. Если у меня кто-то что-то отнимает, то я буду плакать. Так действует ложное эго, то есть, присутствует ощущение себя как личности, поскольку я считаю, что буду счастлив, если мне что-то дадут.

Истинное эго выражается в том, что у человека возникает ощущение счастья, если он что-то делает для других. Наша цель – получение счастья. Веды говорят, что счастье можно получить только в том случае, если человек развивает в себе истинное эго, пытается жить не для себя. Поэтому цель человеческой жизни на Земле состоит в том, чтобы развивать в себе истинное эго. Однако понять это очень трудно, потому что сразу возникают сомнения: “Как можно жить не для себя? Ведь останешься ни с чем. Если я всё отдам, то у меня не будет даже штанов. Что же это тогда за счастье?”. Оказывается, что если просто всё отдать и остаться без штанов, то от этого никому никакой пользы вообще не будет, потому что у человека не будет средств для того, чтобы помогать окружающим людям.

Гуна страсти означает, что ложное эго или эгоизм проникает во все сферы существования. Ложное эго – это составная часть тонкого тела, пронизывающегонаше грубое тело. Когда ложное эго сильно проникает в наше грубое тело, то оностановится очень чувствительным. Все аллергические заболевания, ощущениявсевозможных зудов, чрезмерной ранимости (то есть, ударился чуть-чуть – и синяквозник) указывают на чрезмерное влияние ложного эго на тело.Как это происходит? В результате того, что человек сильно стремится извлекатьсчастье из тела, тело у него постепенно становится очень чувствительным. Кроме этого, у нас ещё есть прана или жизненная энергия.

Когда человек хочет наслаждать свою прану, то есть, ему нравится двигаться, постепенно его пранастановится чрезмерно чувствительной, и её чрезмерно пронизывает ложное эго. Такой человек сильно страдает от неправильных движений. Если человек хочетнаслаждать свой ум, то он становится чувствительным в уме, ему не нравится то,как к нему относятся окружающие люди. То есть, в какую бы сферу ни проникалоложное эго, оно вызывает там боль. Боль в уме выражается в обиде, раздражительности, напряжённости. То есть, человек хочет испытывать счастьеоттого, что к нему хорошо относятся. Ум проявляется в характере, поэтомудеятельность ума тоже находится в сфере характера. Человек, который хочет, чтобы к нему хорошо относились, постепенно становится очень чувствительным кнеправильному отношению, и через ум в этом случае к нему приходит страдание. Ложное эго также проникает и в разум, и, чем больше оно заполняет разум, тем более гордым и эгоистичным становится человек. Когда человек находится подвлиянием концепции: “Я хочу жить для себя, но не хочу никого трогать”,его разум приблизительно наполовину заполнен ложным эго. Когда человек хочетжить для других и испытывает счастье от этого, то его разум почти совсем незаполнен ложным эго. Когда же человек хочет жить только для себя, ему на всехнаплевать – его разум полностью заполнен ложным эго. В этом случае деятельность истинного эго не проявляется, потому что человек хочет жить только для себя, он не способен понять, что он будет счастлив, если будет жить для кого-нибудь другого….



Работа