Двадцать грациозных национальных танцев из разных стран мира. Самобытная культура Доминиканы: население, религия, язык, искусство, музыка, характер и нрав, социальная жизнь Какой национальный танец в доминикане

Остров Гаити, две трети (восточную часть) которого в настоящее время занимает Доминиканская Республика, а одну треть - Республика Гаити, имеет довольно бурную историю, которая нашла свое отражение в культуре 21-го века. Христофор Колумб высадился на Эспаньоле (испанское название острова на то время) в 1492 году. Аравакские племена таино, которые обитали на острове, попытались оказать сопротивление испанскому вторжению, но вскоре были полностью покорены.

Танцы Доминиканской республики

Первым постоянным европейским поселением в Новом Свете был испанский Санто-Доминго (1496), который стал столицей Доминиканской Республики. На острове были построены множество шахт и плантаций, где использовался рабский труд. В 1697 году французам была отданы западная треть острова, на которой было множество сахарных плантаций. Элита на острове по-прежнему старалась придерживаться своего испанского происхождения, но большая часть населения была африканского или смешанного происхождения. Поэтому в Доминиканской республике одним из наиболее популярных был доминиканский танец Бейл де Пало («танец длинных барабанов») африканского происхождения, который основан на ритуалах смерти, в которых дух умершего провожали в последний путь с помощью танца.

В Гаити же сохраняется обилие религий, которые изначально появились в Африке. После революции на Гаити (1791-1804) эти религии были объединены под общим название вуду. Трансцендентность в танце, в том числе трансовые состояния, в которые впадали танцоры, был способом найти какую-то отдушину и и снять напряжение в жизни людей, которые существовали в нищенских условиях. С времен рабства и до современных дней из-а постоянной нищеты и политической нестабильности в стране, гаитянцы находили смысл жизни в танцах, которые помогали им забыть о повседневности.

Поэтому в Гаити более всего популярны такие вудуистские танцы, как рада, конго, петво и т.п., а также народные танцы подобные аффранчи («освобождение рабов») и церемониальные танцы рара. Наследие европейской танца сохраняется в таких танцах, как менуэт Конго и контрданс.

Обе страны объединяет один национальный танец: меренг в Гаити и меренге в Доминиканской Республике. Этот танец возник во время гаитянской оккупации Доминиканской Республики (1822-44). После того, как страна освободилась из-под гнета Гаити, доминиканские музыканты дистанцировались от гаитянских корней, увеличив темп меренге. На то время, как и другие парные танцы с непосредственным плотным контактом танцоров, меренге клеймили как непристойный танец и людей наказывали, если их ловили на том, что те танцуют меренге. Меренге пережил всплеск популярности с 1916 по 1924 годы во время американской оккупации, когда-доминиканцы воспринимали меренге как символ гордости и национальной самобытности.


Гаитянские танцы

Глубоко связанный с традиционной гаитянской музыкой, танец в Гаити буквально переполнен духом сообщности, эмоциями и историей островной страны. Несмотря на культурные стереотипы (большинство людей в мире полагает, что танец в Гаити используется только для религиозных или духовных ритуалов), пляски в этой стране фигурируют в жизни буквально каждого человека.

Биение барабана резонирует с душой народа Гаити, и это находит свое выражение через движение. Корни гаитянского танца лежат в Африке. С помощью гаитянского танца рассказываются истории о важных событиях, вызываются духи, а также танец способствует общению среди людей.

Танец компас

Этот стиль танца родился именно на Гаити, и он носит название стиля музыки, под которую исполняется. Танец исполняется в быстром темпе под аккомпанемент гитар, саксофонов и синтезаторов. Он немного похож на танец меренге, но исполняется в более медленном темпе. Компас можно танцевать как в паре, так и соло, а некоторые люди описывают его как гаитянскую версию сальсы.


Танцы на фестивалях

Фестиваль Рара - ежегодный праздник, который отмечается первым днем Великого поста и Пасхой. Рара уникален тем, что он сочетает в себе традиционную музыку с культурными гаитянскими танцами, а иногда эти танцы переплетаются с выражениями политического протеста. Фестиваль, как правило, закрывается выступлением ведущего танцора, который исполняет традиционный танец, а также салютом.

Гаитянские танцы африканского происхождения

Когда африканцев привозили на карибский остров Гаити в качестве рабов, они приносили с собой свои ритуалы и культурные традиции. Песни и танцы из разных частей Африки, из разных африканских культур и этнических групп пересеклись на Гаити и слились воедино, создав при этом новое, гаитянское искусство. Некоторые из старых традиций, песен и танцев происходят в основном из Конго и Дагомеи, но они со временем развивались и смешивались с элементами гаитянских коренных индейских (аравакских) традиций, а также обычаев французов, которые оккупировали Гаити.

Как и на соседнем острове Куба, африканцы, которые начали новую жизнь на на новой земле и с новыми правилами, пытались сохранить свои верования, обычаи, а также священные и социальные формы искусства в условиях полного угнетения. Важные религиозные традиции, связанные с танцем и музыкой, передавались из поколения в поколение, и так продолжается по сей день. Богам и богиням, которых в вудуистской религии называют Лоа, танцоры зачастую посвящают свои выступления, особенно во время религиозных церемоний.


Афро-гаитянский танец сильно повлиял на современный мир танца, в значительной степени благодаря исследованиям Кэтрин Данхэм. Данхэм была просто очарована Гаити в 1930 году, когда она приехала туда в качестве танцовщицы и антрополога для изучения культуры, истории и танцев страны. Данхэм, в свою очередь, покорила сердца гаитян тем, что начала исполнять коренные танцы этой страны.

«Фольклоризация» гаитянского танца позволила как религиозным, так и социальным танцам Гаити стать известными по всему миру.
Французские придворные танцы, такие как кадриль, стали на Гаити социальными танцами, здесь они были дополнены движениями туловища, таза и ног, а также ритмичными африканскими мелодиями.

В начале 21 века стал популярным танец «пляска Конго», в котором прекрасно видно сочетание французского и африканского влияния на карибском острове. Танец был назван в честь народа в Западной Африке, и в нем обычно одевают наряды красно-белого цвета, которые считаются национальными цветами Конго. Фактическое значение этого танца было утеряно, но считается, что в Конго это был изначально ритуальный танец, который был затем преобразован в социальный.

Религиозные танцы и традиции Гаити

Полную страсти историю народа острова Гаити нельзя рассказывать, не упомянув о гаитянском танце вуду. Часто люди задают вопрос: на что же похож на самом деле гаитянский танец. Чтобы получить ответ на этот вопрос, для начала нужно ознакомиться с западноафриканскими формами танца в сопровождении барабанов «джембе». Без понимания этой формы искусства, история танцев Гаити была бы неполной.

Гаитянский танец является уникальным по причине слияния в нем разнородных африканских стилей и культурных традиций. Множество различных африканских этнических групп пересеклись на острове Эспаньол (который теперь известен как Гаити и Доминиканская Республика), когда их привезли в качестве рабов французы несколько веков назад.


Древние традиции, песни и танцы (которые вели свое происхождение в основном из Конго и Дагомеи) развивилась и смешивались с культурой «аравака» (коренного индейского населения Гаити) и французской культурой. В итоге сформировался совершенно новый танец, который стал воплощением культуры Гаити. Создание религии вуду также является одним из важнейших факторов, которые повлияли на гаитянскую культуру танца. Танцевальные ритуалы возникли в качестве попытки сохранить священную и социальную формы искусства, обычаи и верования, в условиях угнетения и эксплуатирования.

Восхваление и приношения богам и богиням (Л’ва), которые являются частью гаитянского верования вуду, стали танцевальными движениями. Гаитянский танец, который в какой-то степени похож на театральные постановки, очень многогранен. Но главная его черта - это эмоции. Специалисты утверждают, что гаитянский танец полон противоположностей: он может быть агрессивным и динамичным, а может - изящным и медленным. Даже у французских аристократов, которым когда-то принадлежал Гаити, возникли танцы, в которых явственно заметны типичные гаитянские энергичные движения туловища, таза и ног, а также африканские ритмы.


Во всем этом разнообразии танца обязательно присутствует барабан в качестве аккомпанемента. Его гипнотический ритм буквально погружает танцующих в транс и ведет за собой. Каждое движение танца обязательно следует ритму барабанов. Как утверждают коренные жители Гаити, научиться настоящему танцу можно только тогда, когда человек позволит своему телу расслабиться и следовать ритму барабана. Каждый танец на Гаити состоит из определенных движений, которые уходят корнями в многовековые ритуальные и культурные традиции. Туристы, которые решили попробовать что такое танцы Гаити, утверждают, что невероятное разнообразие танцевальных движений облегчает высвобождение эмоций танцоров, а также, подобно танцам Гоа, очищает разум.

Танец янвалу, который обычно связывают с гаитянским вуду, на самом деле возник в Бенине, Западная Африка. В Гаити янвалу выполняется в группе подобно молитве. Этим танцем призывают богов, а танцоры часто во время янвалу часто теряют сознание и входят в состояние транса. Движения танца зачастую включают в себя дикие раскачивания из стороны в сторону.

Источник Википедия и 4dancing.ru

Один из самых страстных и красивых танцев мира – бачата – берёт своё начало в Доминиканской республике

Музыка горечи

Бачата зародилась в доминиканской республике в 60-х годах двадцатого века, хотя некоторые исследователи указывают на существование подобного танца ещё в двадцатых годах. В то тяжёлое время, возникшее после свержения диктатора Рафаэля Молины, доминиканцам, особенно беднякам, жилось совсем непросто. Именно поэтому они пытались воспользоваться любым шансом на веселье и радость. В доминиканских городах там и тут каждый вечер возникали стихийные и не совсем вечеринки бедноты – в переулках, во внутренних дворах, на задворках трущоб – да где угодно. Люди, весь день работавшие в поте лица, у многих из которых не хватало денег даже на то, чтобы наесться досыта, танцевали так, будто больше шанса у них на это не будет. Такие вечеринки бедноты и назывались «бачата», или «кумбанчата».

Изначально бачата появилась в Доминикане как направление испанского танца «болеро», но уже тогда на него наложились грустные, печальные мотивы – люди, хоть и веселились во всю, всё же помнили, что когда веселье закончится – опять придётся возвращаться в жестокий мир. Поэтому песни, под которые танцевали пары, были сплошь о несчастной любви, проблемах бедняков, о их тяжёлой, печальной жизни. Поэтому эти мелодии стали называть «музыка горечи» (música de amargue).

Всемирное признание бачаты

Как и многое другое в Доминикане, испанский танец быстро смешался здесь с другими, самыми различными культурными традициями. Под влиянием африканской музыки, этот танец изменился наиболее сильно, также на него повлияло и такое музыкальное направление, особенно популярное в Латинской Америке, как сальса.

До 1990 года бачата, как и меренге когда-то задолго до неё, считалась «низким» жанром, и официально никем не поддерживалась. Бачату не ставили на дискотеках, её не крутили на радиостанциях, пластинки не продавались в магазинах. Прорыв совершил, выпустивший в 90 году альбом Хуана Луиса Герры «Розовая бачата». Альбом имел настолько огромный успех, что полностью реабилитировал бачату в глазах общественности. С тех пор этот танец лишь набирает популярность и теперь известен далеко за пределами Латинской Америки, в том числе и в России.

Как танцевать бачату

Бачата – это один из самых чувственных и интимных танцев в мире. Главное условие – это находиться к своему партнёру так близко, насколько это возможно. Из-за этого условия в этом танце не так много возможных движений. Бачата подкупает своей простотой и искренностью. Размер бачаты – это 4/4, шаги осуществляются на каждый счёт.

Особое внимание в бачате уделяется бёдрам. Каждый четвёртый, завершающий шаг обязан подчёркиваться движением бедра партнёрши, да и на протяжении всего танца исполняющая бачату красотка не должна забывать о своих бёдрах. Хорошо исполненная бачата – это не только удовольствие для танцующей пары, но и прекрасное зрелище для всех, кому посчастливилось находиться рядом. Поэтому даже в России открывается всё больше школ, которые наряду с другими танцами, обучают и такому прекрасному и удивительному доминиканскому танцу, как бачата.

Страстные и зажигательные ритмы доминиканской музыки - неотъемлемая часть жизни всех доминиканцев. Национальные доминиканские танцы, такие как бачата и меренге отражают страстную натуру жителей, чаще всего в песнях поется о неразделенной любви или о романтических приключениях.

Доминиканские танцы очень откровенные, как и большинство латиноамериканских стилей.

Танец бачата

Танец меренге в Санто Доминго

Музыка в Доминикане

Музыка в Доминикане звучит везде, на пляжах, в магазинах, из окон автомобилей. Незамысловатые ритмы сальсы, бачаты и меренге пропустить в Доминикане невозможно.

Самые известные исполнители меренги: Хуан Луис Герра (Juan Luis Guerra), Джонни Вентура (Johnny Ventura), Сергио Варгас (Sergio Vargas).

Самые известные исполнители бачаты: Антони Сантос (Antony Santos), Луис Варгас (Luis Vargas), Раулин Родригес (Raulin Rodrigues), группа Авентура (Aventura).

Хуан Луис Герра, Санто-Доминго

Живопись в Доминикане

Среди огромного разнообразия картин, которые продаются во многих сувенирных лавках, можно найти достаточно интересные экземпляры. Причем цена устанавливается, как говорится «на бум», и если не стесняться торговаться, купить картину можно очень дешево.

Доминиканские художники с мировыми именами: Jaime Colson, Justo Susana, Candido Bido, Marcial Baez, Guillo Perez и многие другие.

Распространенные сюжеты картин в Доминикане: женщины и мужчины в танце, рынок, сельская жизнь, мирские пейзажи и кокосы. Встречается и невероятный сюрреализм.

События и праздники в Доминикане

Самым красочным и интересным событием в Доминикане для путешественников является карнавал, который проходит в конце февряля-марте.

Другой интересный фестиваль - Меренге, он проходит в Санто Доминго в последнюю неделю июля.

Все праздники в Доминикане

  • 1 января - Новый Год
  • 21 января - праздник Святой Альтаграсии, покровительницы Доминиканы
  • 26 января - День рождения президента Дуарте
  • февраль, март - Карнавал в Санто-Доминго
  • 27 февраля - День независимости республики Доминикана
  • март-апрель - Католическая пасха
  • 1 мая - День труда (международный праздник)
  • конец мая - начало июня - Праздник Тела Господня
  • последняя неделя июля - Международный фестиваль Меренге
  • 4 августа - день Санто Доминго
  • 24 сентября - день Богоматери Мерседес
  • первая неделя октября - Фестиваль меренге в Пуэрта-Плата
  • 25-26 декабря - католическое Рождество

Национальные особенности Доминиканы (менталитет)

В большинстве своем доминиканцы очень приветливы, улыбчивы и добродушны. Громкая речь, яркая жестикуляция и горячий темперамент - главные национальные особенности Доминиканы. Благодаря огромной любви к жизни и ее развлечениям, доминиканцы не спешат работать и их медлительность появляется во всем. Оказавшись в этой жаркой солнечной стране, вы сами поймете, что спешить здесь совершенно некуда, так что «Арриво» советует вам проявить терпимость к местной нерасторопности.

Визитные карточки и стремление хоть сколько-нибудь важных местных представителей вам их вручить - тоже национальные особенности Доминиканы. Примите визитку, проявив уважение к собеседнику, даже если точно уверены, что контакты этого человека вам не пригодятся.

Танец меренге — это чрезвычайно популярный латиноамериканский танец, главным образом, потому что уровень координации между ногами и руками менее важен для танцоров новичков в этом танце, чем, например, в сальсе. Этот факт очень важен для того, чтобы быстро научится танцевать и не испытывать негативных эмоций из-за своего неумения. Именно благодаря тому, что его легко научится танцевать, меренге стал одним из самых популярных танцев в мире, далеко за пределами Латинской Америки. Люди могут начать танцевать меренге, не имея совершенно никакой предварительной подготовки. Женщины в особенности могут научиться танцевать этот танец очень быстро, в случае если их партнер будет опытным танцором и хорошим лидером в паре. Во многих местах преподаватели имеют тенденцию преподавать сначала меренге, а только затем приступать к сальсе, вводя положения рук в меренге и приспосабливая активные па и фигуры позже в сальсе. Очень многие считают, что меренге очень «бедный» в понимании формы и атмосферы танец, но это совершенно не правильное восприятие этого латиноамериканского танца, поскольку он обладает богатой танцевальной формой, которая присуща только меренге.

ИСТОРИЯ ТАНЦА

Наблюдая за теми, кто танцует меренге в настоящее время во всем мире, мы можем сделать следующие выводы: танец очень популярен в Западной Европе и Северной Америке, а его модный современный вид противоречит африканским корням оригинального меренге. Движение тел пары могут изменяться: партнеры могут быть близко прижаты друг к другу во время танца, или же наоборот исполнять простые шаги на расстоянии вытянутой руки; меренге — это танец, в котором стоит учитывать не только основные шаги, но и комбинации поворотов. Доминиканцы зачастую танцуют этот танец более обособленно, потому что им нравится хвастаться своими причудливыми активными действиями, в то время как представители других Латиноамериканских стран предпочитают танцевать меренге близко прижавшись, друг к другу. То, что очевидно — это то, что те комбинации поворотов, которые присущи меренге, имеют сходство с поворотами в других танцах этого региона. Но объяснить появление этого танца путем преобразования другого танца нельзя, поскольку это нормальная практика развития танца, особенно такого популярного в народе, как меренге — кто-то заимствовал повороты, кто-то шаги.

ОСНОВНАЯ СТРУКТУРА

Основные элементы меренге исполняются, как прогулочные шаги, при чередовании движений ног. Количество шагов и их представление изменяется в зависимости от личного предпочтения. Этот танец считают асимметричным танцем, потому что основные шаги начинаются с одной и той же ноги в начале каждого нового музыкального такта. Хотя много комбинаций поворотов могут быть выполнены обоими партнерами, выполняющими простую «прогулку», некоторые шаги позволяют синхронизировать движения бедер партнеров лучше, если один из партнеров выполняет простое перенесение веса тела, выставляя ногу, но, не касаясь ею пола полностью. Синхронизация бедер обычно является ответственностью партнера, ведущего танец, потому что это сделать легче тому, кто ведет, а не тому, кто следует за ведущим.

МЕРЕНГЕ В ДОМИНИКАНСКОЙ РЕСПУБЛИКЕ

Танец меренге — форма музыки для танца, которая связана с Доминиканской Республикой, страной, которая расположена на восточном конце острова Эспаньола (Пуэрто-Рико), на запад от Пуэрто-Рико. Происхождение танца меренге достоверно не известно. Некоторые музыковеды говорят, что танец был изобретен Полковником Альфонсека, в то время как другие говорят, что танец зародился как доминиканская мелодия в честь доминиканской победы в Сражении при Таланкера (Talanquera). Большинство экспертом согласны с тем, что танец меренге НЕ происходит из соседнего Гаити, как считают сами гаитяне. Также существует еще одна теория, согласно которой танец появился одновременно на Кубе и в Пуэрто-Рико в середине 19-ого столетия. В течение этого времени, с 1838 года до 1849 года, танец под названием URPA или «Абанера UPA» (UPA от Havanna) был популярен в Карибском регионе, первоначально в Пуэрто-Рико, а затем он появился в Доминиканской Республике. У этого танца были движения, которые впоследствии стали доминиканским танцем — меренге.

Танец меренге оставался относительно неизвестным в течение нескольких лет. Позже, он достаточно широко распространился, и даже Полковник Альфонсека (Alfonseca) написал музыкальные композиции в новом музыкальном стиле с очень популярными названиями, например, «?Ay, Coco!», «El sancocho», «El que no tiene dos pesos no baila», и «Huye Marcos Rojas que te coje la pelota». Основной шаг меренге — чрезвычайно простой двухступенчатый па, но он требует так или иначе противоположного движения направо — которое является основной сложностью для тех, кто только приступил к изучению меренге. Хореография танца меренге следующая: мужчина и женщина держат друг друга в положении подобном вальсу, а основные па, известные как «paso de la empalizada» направлены в стороны. Затем пара может выполнить повороты по часовой стрелке или против часовой стрелки. Это называют меренге для танцзала, в котором никогда пары не отделялись (предполагается постоянное соприкосновение тех или иных частей тела партнеров). Есть также танец, который называют Фигурным Меренге (Merengue de Figura), в котором танцоры также делают индивидуальные повороты, но никогда не отпускают руку партнера.

Музыкальная структура того, что можно считать самой представительной формой танца меренге, состояла из шагов — «прогулки», тела и «халео». У танца меренге есть два или четыре удара (2/4 или 4/4 время соответственно), хотя последний в большей степени распространен в настоящее время. Движения этого танца едва отличаются от многих других современных музыкальных жанров. То, что отличает этот танец от других, является присутствием определенных традиционных инструментов и то, что музыкальный такт имеет структуру в четыре удара. В настоящее время, подлинный танец меренге сохранился только в сельских районах. Традиционная форма танца меренге изменилась, так как исчезла «прогулка». «Тело» было расширено и вместо 8 — 12 ударов, иногда используется 32 или 48 ударов. Халео также изменился с включением экзотических ритмов. Естественно, некоторые из лучших танцовщиков меренге сегодня происходят из Доминиканской Республики. Они включали таких всемирно известных танцоров, как Милли Кесада. Несмотря на свою сильную ассоциацию с Доминиканской Республикой, многие артисты пуэрториканцы приняли танец меренге; Элвис Креспо (Elvis Crespo) и Ольга Таньон (Olga Tanon) — одни из самых известных артистов.

ПОЛОЖЕНИЕ ТЕЛА В МЕРЕНГЕ

Меренге, который считают национальным танцем Доминиканской Республики, является основанным на фольклорном танце этой страны Латинской Америки. Быстрые шаги с многократными поворотами — стиль, который быстро получает популярность в Соединенных Штатах. Только с несколькими простыми подсказками, Вы можете изучить основное положение тела для танца меренге.

Держите ваш позвоночник ровно, и ваше тело подтянуто- общее положение тела для любого латиноамериканского стиля танцев. Меренге не для робких, так держите ваше тело уверенно. Держите ваши брюшные мышцы напряженными, а ваши плечи расслабленными. Наклоните ваше тело вперед немного, танцуя, поскольку это поможет перемещать ваши бедра.

Поднимите ваши локти так, чтобы они были прямо перед вашим телом. Верхняя рука должна быть параллельно полу. Положение ваших предплечий будет зависеть, ведете ли Вы или Вас.

Ведите танец, понижая ваше правое предплечье, помещая вашу руку под рукой вашего партнера и держась за ее лопатку. Ваше левое предплечье должно подниматься прямо так, чтобы ваши кончики пальца указали на потолок.

Если вас ведут в танце меренге, проведите ваше левое предплечье по плечу вашего партнера и поместите вашу руку слегка на его плече или задней части его шеи. Ваша правая рука должна подниматься с предплечьем прямо. Поместите вашу руку мягко в руку вашего партнера.

Держите руку вашего партнера в течение всех шагов танца меренге. Даже в течение поворотов и других шагов, партнеры никогда не выпускают контакт в латиноамериканской форме танца.

Звучит музыка, и партнеры начинают делать шаги, придерживаясь ритма. Дама движется назад, кавалер направляет и поворачивает ее. Можно, двигаясь, оставаться на месте, это зависит от того, много ли места на танцплощадке. Ноги немного сгибаются в коленях, стопа правой ноги дамы находится между стоп кавалера, внутренние стороны бедер партнеров соприкасаются. Все эти движения совершаются под музыку во время исполнения куплета, а когда начинается проигрыш или припев, обычно начинают делать повороты. Здесь все зависит от умения и фантазии танцующих.

ВОЗНИКНОВЕНИЕ МЕРЕНГЕ

Танец меренге — национальный танец Доминиканской Республики, и также до некоторой степени, Гаити, соседнего острова.

Есть две популярных версии происхождения доминиканского национального танца, меренге. Одна история утверждает, что это танец порожденный рабами, которые были прикованы цепью вместе и, по необходимости, были вынуждены тянуть одну ногу. Вторая история утверждает, что великий герой был ранен в ногу во время одной из многих революций в Доминиканской Республике. Сельские жители приветствовали его дома с победой и, из симпатии, все танцующие чувствовали себя обязанными хромать и тянуть одну ногу.

Меренге существовал с первых лет Доминиканской Республики (в Гаити, подобный танец называют Безе). Возможно, что танец взял свое название от кондитерского изделия, сделанного из сахара и яичных белков из-за легкого и пенистого характера танца или из-за его коротких, точных ритмов.

К середине девятнадцатого столетия меренге был очень популярен в Доминиканской Республике. Мало того, что он используется в каждом танцевальном событии в республике, он еще является очень популярным всюду по Карибскому морю и Южной Америке и является одним из стандартных латиноамериканских танцев.



Закуски