Балетная труппа мариинского театра. Три лучшие танцовщицы мариинского театра исполняют на сцене большого партию анны карениной Мы становимся балетной провинцией

Заслуженный артист РСФСР Владимир КИНЯЕВ начал творческую деятельность в Донецком оперном театре (1965). В этом же году певец был принят по конкурсу в Театр имени Кирова.
Сильный, ровный, красивого бархатистого тембра драматический баритон, актерское дарование, интересное сценическое решение исполняемых им партий вскоре принесли артисту симпатии зрителей. Искренностью, властным драматизмом проникнуты исполняемые им роли Риголетто, Эскамильо, Амонасро, Графа ди Луна. Особенно творчески убеждает певец в ведущих ролях русского классического репертуара, таких, как Демон, Мазепа, Князь Игорь (см. снимок), Грязной, Князь в «Чародейке». Одна из недавних удачных работ артиста - роль царя Бориса в опере «Борис Годунов».
Интересна и разнообразна концертная программа В. Киняева, включающая как оперные арии, так и старинные романсы, народные песни.
Киняев неоднократно с успехом выступал в оперных спектаклях и концертах на сценах нашей страны и за рубежом (Франция, Швейцария, ГДР, Польша, Югославия и др.).

Народная артистка РСФСР Галина КОВАЛЕВА по праву занимает одно из ведущих мест в советском оперном исполнительском искусстве. Блестящее лирико-колоратурное сопрано серебристого тембра, замечательное вокальное и актерское мастерство, выразительная фраза, тонкость и богатство нюансировки, драматический талант отличают исполнительский стиль певицы.
Воспитанница Саратовской консерватории (1959), Ковалева дебютировала на ленинградской сцене в 1960 году. В се репертуаре - партии Людмилы, Антониды, Марфы, Виолетты, Джильды (см. снимок), Розины, Микаэлы, Маргариты и другие. Одна из недавних творческих удач Ковалевой- роль Лючии ди Ламмермур, исполненная ею с поразительным чувством стиля, блестяще, свободно и драматично. В опере «Трубадур» она воссоздала пленительный образ Леоноры.
Концертный репертуар певицы обширен и интересен. Она победительница Международного конкурса вокалистов в Тулузе (1962), лауреат международных конкурсов в Софии (1961) и Монреале (1967). Ковалева выступала в спектаклях и концертах во Франции, Чехословакии, Болгарии, Японии и других странах.

Один из замечательных мастеров советского оперного театра народный артист СССР Борис ШТОКОЛОВ - певец редкого обаяния, богатых артистических данных.
Красивый, глубокий и мягкий бас, эмоциональность, задушевность, искренность способствуют успешному раскрытию артистом художественного образа. Штоколову свойствен пытливый творческий поиск.
Борис пришел в Театр имени Кирова в 1959 году из Свердловской оперы. Большое вокальное мастерство и актерское дарование помогли ему воплотить ряд ярких, запоминающихся образов, среди которых Иван Сусанин, Руслан, Демон, Гремин, Досифей, Мефистофель, Дон Базилио и другие. Дарование Штоколова наиболее полно раскрылось в двух партиях, очень различных: в опере «Борис Годунов» (см. снимок) он рисует впечатляющий образ Царя Бориса; задушевно, проникновенно поет он партию советского солдата Андрея Соколова в опере «Судьба человека», в создании которой артист принимал непосредственное участие.
Штоколов не раз выступал на оперных сценах Австрии, Венгрии, ГДР, Финляндии, Канады, Испании и других стран. Деятельность певца не ограничивается оперной сценой. Он часто выступает в концертах, пленяя слушателей прекрасным исполнением арий, романсов, народных песен.
Штоколов - лауреат конкурсов вокалистов всемирных фестивалей молодежи и студентов в Москве (1957) и Вене (1959).

Отличительные черты исполнительского стиля заслуженной артистки РСФСР Ирины БОГАЧЕВОЙ - эмоциональность, драматическая выразительность; ей близки сильные, яркие, глубокие характеры. Певица обладает красивым меццо-сопрано широкого диапазона. На сцене Театра имени Кирова, где она выступает с 1963 года, после окончания Ленинградской консерватории, артистка исполняет ряд ведущих партий репертуара, таких, как Кармен, Амнерис, Азучена, Марфа (см. снимок), Любаша, Ульрика и другие. Богачева - одна из создательниц роли Аксиньи в «Тихом Доне». Значительным событием в жизни певицы была также работа над созданием образа Комиссара в опере «Оптимистическая трагедия». Певица ведет большую концертную деятельность. Она лауреат Всесоюзного конкурса вокалистов имени Глинки (1962), победительница Международного конкурса вокалистов в Рио-де-Жанейро (1967). Богачева успешно закончила творческий стаж в Миланском оперном театре «Ла Скала» (1968-1970), принимала участие в концертах и спектаклях прославленного театра.

Народная артистка РСФСР Римма БАРИНОВА - воспитанница Московской консерватории. В оперную труппу Театра имени Кирова она вступила в 1954 году. Работы певицы отмечены вокальным мастерством, психологической заостренностью и драматической выразительностью.
Обладательница звучного меццо-сопрано, она за годы работы стала исполнительницей целой галереи сценических образов. В ее репертуаре Иоанна, Любаша, Марфа, Ортруда в опере «Лознгрин» (см. снимок), Амнерис, Ульрика, Азучена, Прециозилла в «Силе судьбы», Натела в «Абесаломс и Этери», ряд других ведущих и сольных партий.
На Всемирном фестивале молодежи и студентов в Берлине и 1951 году Баринова завоевала звание лауреата.

Заслуженный артист РСФСР Владимир МОРОЗОВ - создатель ряда вокально-сценических образов в новых советских операх. Андрей Соколов в «Судьбе человека», Вожак в «Оптимистической трагедии» (см. снимок), Андрей в опере «Октябрь», Григорий в «Тихом Доне» - таков далеко не полный перечень работ певца за время его деятельности на сцене Театра имени Кирова, где он начал выступать с 1959 года. Не менее обширен и классический репертуар артиста - Досифей, Пимен, Варлаам, Токмаков, Фарлаф, Светозар, Гудал, Гремим. Мефистофель, Рамфис, Зарастро, Мендоза и многие другие партии.
Сильный, выразительный бас, отличные сценические данные и мастерство выдвинули Морозова в число ведущих солистов оперы.

Более двух десятилетий выступает на сцене театра народная артистка РСФСР Валентина МАКСИМОВА. Певица окончила Ленинградскую консерваторию в 1950 году и сразу была принята в число солисток оперы.
Отличительные черты Максимовой - легкое колоратурное сопрано красивого тембра, совершенная вокальная техника, актерское мастерство. За годы работы в театре артистка явилась исполнительницей многих ведущих партий, среди которых Антонида, Людмила, Виолетта, Марфа, Джильда, Лючия, Розина, Луиза («Обручение в монастыре», см. снимок) и другие. Много внимания уделяет Максимова камерному репертуару. Она лауреат конкурса вокалистов Всемирного фестиваля молодежи и студентов в Берлине (1951).

Заслуженный артист РСФСР Матвей ГАВРИЛКИН воплотил на сцене театра ряд интересных характеров. Среди множества спетых артистом ведущих партий репертуара - Герман (см. снимок), Фауст, Хозе, Вертер, Альваро, Манрико. Собинин, Голицын, Самозванец, Шуйский, Питер Граймс, Владимир Игоревич, Масальский (Октябрь), Алексей (Оптимистическая трагедия) и другие. Закончив в 1951 году Свердловскую консерваторию, певец выступает сначала в Пермском оперном театре, а в 1956 году успешно дебютирует на сцене Театра имени Кирова. Благодарные вокально-сценические данные, лирико-драматический тенор яркого тембра, темперамент, вокальное и актерское мастерство способствовали выдвижению артиста в число ведущих солистов оперы.

Татьяна в опере «Евгений Онегин», Микаэла в «Кармен», Памина в «Волшебной флейте» (см. снимок), Маргарита в «Фаусте», Амелия в «Бал-маскараде», Аида, Ярославна в «Князе Игоре», Таня в «Дубровском», Лиза в «Пиковой даме», Эльза в «Лоэнгрине» - вот главные работы солистки оперы Оны ГЛИНСКАЙТЕ. Молодая певица окончила Ленинградскую консерваторию в 1965 году и сразу была принята в труппу театра.
Артистка наделена красивым, богатого тембра, гибким и сильным лирико-драматическим сопрано широкого диапазона.
Артистизм, сценическое обаяние, вокальная техника способствовали успеху певицы. В ее концертном репертуаре широко представлена классическая и современная вокальная музыка.

Репертуар заслуженного артиста РСФСР Владимира КРАВЦОВА свидетельствует о широте его актерского диапазона и вокальном мастерстве. Ленский, Фауст (см. снимок), Лоэнгрин, Вертер, Альмавива, Альфред, Герцог, Манрико, Лыков, Владимир Дубровский, Юродивый, Самозванец, Индийский гость, Алексей в «Оптимистической трагедии» - вот главные его работы.
Воспитанник Московской консерватории, Кравцов пришел в Театр имени Кирова в 1958 году из труппы Театра имени Станиславского и Немировича-Данченко. Светлый, задушевный лирический тенор красивого тембра, стремление средствами вокальной выразительности раскрыть внутренний мир своего героя - таковы основные черты творческого облика артиста.

Заслуженный артист РСФСР Игорь НАВОЛОШНИКОВ, воспитанник Уральской консерватории (1958), еще выступая на сцене Свердловского оперного театра, спел многие ведущие партии. Став в 1963 году солистом Театра имени Кирова, певец расширяет свой репертуар. Иван Сусанин, Борис Годунов, Кочубей, Гремин, Галицкий, Кончак, Собакин, Руслан, Варлаам, Рамфис, Мефистофель, Дон Базилио (см. снимок), Монтероне, Зарастро - таковы главные его партии.
Высокий, мягкий бас ровного диапазона, вокальное мастерство, стремление к глубокому и правдивому претворению сценического замысла помогли артисту занять положение одного ил ведущих солистов оперы. Наволошников - победитель Всесоюзного конкурса вокалистов имени Мусоргского (1964).

Солист оперы Михаил ЕГОРОВ, питомец Московской консерватории (1964), был приглашен в труппу Театра имени Кирова в 1965 году. За короткое время артист стал исполнителем целого ряда ведущих партий: Ленского (см. снимок), Владимира Игоревича, Лыкова, Гвидона, Юродивого, Фауста, Лоэнгрина, Герцога, Альфреда, Альмавивы, Эдгара в «Лючии ди Ламмермур», Тамино в «Волшебной флейте», Владислава в «Гуняди Ласло» и других.
Егоров обладает свежим лирико-драматическим тенором, артистическим темпераментом, музыкальностью, ярким сценическим дарованием. Артист много выступает в концертах. В его обширном репертуаре - классика, народные песни, произведения советских и зарубежных композиторов.

Творческий путь замечательной советской балерины народной артистки СССР Ирины КОЛПАКОВОЙ начался в 1951 году. С годами мастерство танцовщицы достигло блеска, снискав ей заслуженную славу во всем мире. Танец Колпаковой пленяет легкостью, пластичностью, ажурным рисунком. Созданные ею образы глубоко достоверны, лиричны, необычайно проникновенны.
Репертуар артистки многообразен: Жизель, Раймонда, Золушка, Аврора (см. снимок), Джульетта, Мария и много других партий. Колпакова - первая создательница ведущих партий во многих советских спектаклях. Неповторимо своеобразны, современны сценические образы Катерины (Каменный цветок), Ширин (Легенда о любви), Его любимой (Берег надежды), Алы (Скифская сюита), Евы (Сотворение мира), Снегурочки (Хореографические миниатюры), центральных партий в поставленных для ее творческого вечера одноактных балетах «Двое» и «Ромео и Юлия».
Колпакова - лауреат конкурсов артистов балета всемирных фестивалей молодежи и студентов в Берлине (1951) и Вене (1959). На Международном фестивале танца в Париже (1965) она завоевала золотую медаль.

Народный артист РСФСР Юрий СОЛОВЬЕВ сочетает в своем искусстве совершенство классической техники с вдохновенной образной выразительностью. Его танец поражает необычайной полетностью, динамикой, пластичностью.
Творческий путь артиста начался в 1958 году. Его репертуар весьма разнообразен. С большим мастерством исполняет он партии Зигфрида, Дезире, Голубой птицы, Альберта, Солора, Фрондосо, Ферхада, Данилы, Али-батыра, Принца в «Золушке» (см. снимок), Бога в «Сотворении мира», ведущие партии в одноактных балетах «Двое» и «Орестея». Артист снимался в роли принца Дезире в фильме-балете «Спящая красавица».
На конкурсе артистов балета Всемирного фестиваля молодежи и студентов в Вене (1959) и на Международном фестивале танца в Париже (1965) артист завоевал звание лучшего танцовщика. В 1963 году в Париже «космический Юрий» - так назвали его рецензенты зарубежных газет за легкий, воздушный прыжок - награжден дипломом имени Нижинского и званием лучшего танцовщика мира.

Молодой солист балета Михаил БАРЫШНИКОВ, начав танцевать на сцене театра в 1967 году, стремительно завоевывает признание своей музыкальностью, пластической чуткостью, отточенностью и изяществом движений, экспрессией и полетностью танца, виртуозностью классической техники.
Барышников - победитель Международного конкурса молодых артистов балета в Варне (1966). В 1969 году он получает золотую медаль и звание лауреата Международного фестиваля танца в Москве.
Артист выступает в партиях Дезире, Голубой птицы, Базиля (см. снимок), Альберта, Меркуцио, в хореографических миниатюрах Вестрис, Вечная весна и др. В числе его недавних творческих удач - роли романтически чистого Гамлета и темпераментного, мужественного Адама в «Сотворении мира».

Исполнительскому мастерству народного артиста РСФСР Сергея ВИКУЛОВА присущи поэтичность, полетность, совершенная техника классического танца. Начав свой творческий путь в 1956 году, артист постепенно становится исполнителем многих ведущих партий и получает широкое признание.
Репертуар танцовщика весьма разнообразен. Принц Дезире и Голубая птица, Зигфрид (см. снимок), Альберт. Солор, Принц в «Золушке», Вацлав, Парис и Меркуцио, Жан де Бриен - все эти виртуозные партии одухотворены у Внкулова внутренней содержательностью и глубиной чувства.
В 1964 году Викулов становится победителем Международного конкурса молодых артистов балета в Варне, а в 1965 году в Париже ему присуждается звание лучшего танцовщика мира и диплом имени Нижинского.

Характерные черты исполнительского стиля народной артистки РСФСР Калерии ФЕДИЧЕВОЙ - темпераментность, экспрессия, романтическая приподнятость. Ее танец пластичен, масштабен, технически совершенен. С присущими ей яркостью и своеобразием исполняет артистка партии Раймонды, Лауренсии (см. снимок), Одетты - Одиллни, Китри, Гамзатти, Никии, Хозяйки Медной горы, Заремы, Эгины, Мехмепэ-Баиу, Злюки, Гертруды, Чертовки и другие.
Особенность таланта Федичевой - неутомимый творческий поиск. Клитемнестра в поставленном для ее творческого вечера одноактном балете «Орестея» - одна из ее лучших ролей. Федичева - лауреат Всемирного фестиваля молодежи и студентов в Хельсинки (1962).

Искусство народной артистки РСФСР Нинеллы КУРГАПКИНОЙ жизнерадостно, эмоционально. Ее танец отмечен легкостью, блеском, стремительностью, безупречностью движений, виртуозной классической техникой. Ей не свойственны поэтическая мечтательность, психологическая сложность, ее стихия - динамичное аллегро. Особенно удаются артистке роли мажорные, исполненные душевной ясности, бьющего ключом задора и веселья. Аврора, Китри, Гамзатти, Коломбина, Ширин (см. снимок), Параша, Девушка-птица, Царь-девица, Жанна в «Пламени Парижа» - вот некоторые из ее работ. На конкурсе артистов балета Всемирного фестиваля молодежи и студентов в Бухаресте (1953) Кургапкина была удостоена золотой медали.

Характеры сильные, цельные, действенные, спектакли острого драматического накала близки творческой индивидуальности заслуженной артистки РСФСР Ольги МОИСЕЕВОЙ. Ее танец выразителен, эмоционально наполнен, отмечен одухотворенностью и своеобразием исполнительской манеры.
В репертуаре артистки партии Одетты- Одиллии, Никни, Эгииы, Раймонды, Кривляки, Лауреиеии, Китри, Заремы, Девушки-нтнцы, Сари в «Тропою грома» (см. снимок) и другие. Моисеева - одна из создательниц образов Мехменэ-Бану в «Легенде о любви» и Гертруды в «Гамлете». В 1951 году артистка стала победительницей конкурса артистов балета Всемирного фестивали молодежи и студентов в Берлине.

Сердечность и непосредственность, блеск и классическая завершенность пластики - вот черты, определяющие исполнительский стиль народной артистки РСФСР Аллы СИЗОВОЙ.
В числе образов, воплощенных артисткой на сцене театра (с 1958 г.), - Аврора, Жизель, Сильфида (см. снимок), Китри, Катерина, Золушка, Мария, Джульетта, Офелия и другие.
Артистка снималась в роли Авроры в фильме-балете «Спящая красавица». На конкурсе артистов балета Всемирного фестиваля молодежи и студентов в Вене (1959) и Международном конкурсе молодых артистов балета в Варне (1964) Сизова завоевала золотые медали. В 1964 году в Париже ей был вручен почетный диплом имени Анны Павловой.

Сценический путь заслуженной артистки РСФСР и Дагестанской АССР, лауреата Государственной премии РСФСР Габриэлы КОМЛЕВОЙ начался в 1957 году.
Большая музыкальность, виртуозная классическая техника, легкость, точность и завершенность танца помогли артистке воссоздать ряд ярких пластических образов: Раймонды Одетты - Одиллии, Авроры, Китри, Жизели Мирты, Никии, Золушки, Хозяйки Медной горы, Панночки, Офелии и других. В исполнении этих столь различных партий артистка добилась убедительности сценических образов безупречного мастерства и блеска. Большая творческая удача Комлевой - созданный ею сильный и правдивый образ смелой горской девушки Асият в балете «Горянка» (см. снимок).
Комлева удостоена звания лауреата Международного конкурса молодых артистов балета в Варне (1966).

Одна из лучших характерных танцовщиц балетной труппы заслуженная артистка РСФСР Ирина ГЕНСЛЕР темпераментно и правдиво раскрывает в характерном танце психологические черты образа, его драматическое звучание.
Среди многочисленных работ артистки, в которых ярко проявилось ее своеобразное дарование, - Венгерский и Испанский танцы в «Лебедином озере», Цыганский и Мерседес в «Дон Кихоте», Индусский в «Баядерке», Венгерский и Панадерос в «Раймонде», Мазурка в «Золушке», Лезгинка в «Горянке», партии Терезы в «Пламени Парижа», Гадитанекой девы в «Спартаке», Свахи в «Шурале», Фанни в «Тропою грома», «Испанские миниатюры» (см. снимок), хореографические миниатюры «Кумушки», «Тройка» и многие другие.
Генслер - первосоздательница яркого, динамичного сценического образа Молодой цыганки в «Каменном цветке».

Щедрость фантазии, драматическая экспрессия и внутренняя наполненность, высокий техника классического и характерного танца определяют творческое лицо солиста балета Анатолия ГРИДИНА.
На сцене театра танцовщик выступает с 1952 года. Он выступил во многих ведущих и сольных партиях репертуара, среди которых Ротбарт (Лебединое озеро), Фея Карабос (Спящая красавица), Ганс (Жизель), Гамаш и Эспада (Дон Кихот), Пьеро (Карнавал), Дроссельмейер (Щелкунчик), Командор и Менго (Лауренсия), Гирей (Бахчисарайский фонтан), Тибальд (Ромео и Джульетта), Красе (Спартак), Царь чудищ (Страна чудес), Мако (Тропою грома), Присыпкин (Клоп), хореографические миниатюры «Тройка» и «Сильнее смерти», «Испанские миниатюры» (см. снимок).
Созданные Гридиным образы Северьяна к «Каменном цветке» и Визиря в «Легенде о любви» относятся к интереснейшим ролям советского балетного театра.

Пластические образы, создаваемые заслуженным артистом РСФСР Анатолием САПОГОВЫМ, обладают особой силой выразительности. Классическое совершенство формы, виртуозный, четкий рисунок танца сочетаются в них с большим темпераментом и актерским своеобразием.
Сапогов дебютировал на сцене театра в 1949 году. Здесь он создал ряд разноплановых, запоминающихся образов. Шурале, Фея Карабос, Нурали, Мако, Царь чудищ, Али в «Горянке», Агамемнон в «Орестее», Клавдий в «Гамлете», характерные танцы в балетах «Лебединое озеро», «Дон Кихот», «Раймонда», «Баядерка», «Лауренсия» - вот неполный перечень работ артиста. Созданные Сапоговым роли Молодого цыгана в «Каменном цветке» и Незнакомца в «Легенде о любви» (см. снимок) по глубине и выразительности представляют наибольший интерес в творчестве артиста и занимают особое место в советском балетном театре.

Изящество, элегантность, живость и грация характерного танца в сочетании со строгой классической формой и тонким чувством стиля - вот особенности исполнительской манеры заслуженной артистки РСФСР Ольги ЗАБОТКИНОИ.
На сцене театра, где танцовщица выступает с 1953 года, она является одной из ведущих исполнительниц характерных танцев в балетах «Лебединое озеро» (см. снимок), «Раймонда», «Щелкунчик», «Лауренсия», «Золушка», «Медный всадник», «Горянка», «Бахчисарайский фонтан» и многих других, партий Мерседес и Уличной танцовщицы в «Дон Кихоте», Цветной девушки в «Тропою грома», Молодой цыганки в «Каменном цветке», Айши в «Гаянэ» и других. Заботкина снималась в кинофильмах «Два капитана» (Катя), «Дон Сезар де Базан» (Маритана), «Спящая красавица» (Королева-мать) и «Черемушки» (Лида). Она лауреат Всемирного фестиваля молодежи и студентов в Бухаресте (1953).

Заслуженный артист РСФСР Константин РАССАДИН, яркий характерный танцовщик широкого диапазона, начал творческую деятельность на сцене театра в 1956 году. С присущими ему темпераментом и выразительностью исполняет артист многие характерные партии в классических и советских спектаклях: Эспаду, Нурали, Менго, Шурале, Северьяна в «Каменном цветке», Незнакомца в «Легенде о любви», Мако в «Тропою грома», характерные танцы в балетах «Лебединое озеро» (см. снимок), «Раймонда», «Золушка» и других. Особенно яркое выражение нашел своеобразный актерский дар Рассадина в создании партий сатирических, острогротесковых - Полишинеля и Подхалима в «Хореографических миниатюрах», Присыпкина в балете «Клоп».
На Всесоюзном конкурсе в Москве (1969) Рассадин удостоен первой премии за исполнение им же поставленной русской народной юморески «Мужик и черт».

Закончились гастроли балетной труппы Мариинского театра в Нью-Йорке. Главное впечатление от этих гастролей: в лучшем случае – Валерий Гергиев не понимает искусство балета, в худшем – он это искусство не любит.

Обратимся к фактам.

БАМ – Бруклинская академия музыки – это один из театральных центров Нью-Йорка. На сцене БАМа постоянно выступают танцовщики театра-модерн, драматические театры, но не большие труппы, танцующие классические балеты.

Сцена в БАМ – длинная и узкая. Уместить на этой «беговой дорожке» кордебалет лебедей было невозможно, и количество танцовщиц кордебалета сократили. Остальные все равно были стиснуты на этом пространстве так, что почти задевали друг друга пачками, иногда в тесноте образуя какую-то «кашу». В такие условия был поставлен лучший в мире кордебалет! Какое там «дыхание», какое волшебство, когда танцевать негде?! И вообще, все сцены спектакля выглядели зажатыми между задником и рампой.

Когда Ульяна Лопаткина в роли Одиллии блистательно крутила 32 фуэте в глубине сцены буквально на одном пятачке, не только я, как мне стало известно, волновалась: не ударит ли она носком по лицу сидящую за ее спиной Владетельную принцессу?

Театр не привез свой линолеум, а пол на сцене БАМ – скользкий. Танцовщики падали (одна из солисток получила серьезную травму). Я уж не говорю о таких «мелочах», как неглубокие кулисы. Или отсутствие пространства за задником, отчего артистам приходилось бежать под сценой, чтобы выйти на сцену с другой стороны, если это было необходимо в спектакле. Как можно было привозить труппу в театр, не проверив заранее, годится ли сцена для балетного спектакля?!

В театре нет балетного дирижера, и это трагично сказывается на исполнении балета артистами. Ни Гергиев, ни другие дирижеры не сообразовали свои темпы с хореографией.

Балетный дирижер – это отдельная профессия, и такие дирижеры всегда были в Мариинском (Кировском) театре. Самый гениальный дирижер оркестра в мире не обязательно владеет этой профессией. Как не обязательно самая гениальная балерина может стать хорошим репетитором.

Когда танцовщик не успевает зафиксировать позу и дать нам насладиться ее красотой, или когда исполнитель не может чисто закончить пируэты, потому что дирижер «загнал» темп, зрителю безразлично, как в этот момент играют скрипки. Свое искусство в полную силу дирижер может проявить, выступая с оркестром в филармонии или Карнеги Холл. Да, Баланчин придерживался другого принципа, но он был и музыкантом, и хореографом одновременно, и понимал, что артисты могут танцевать в таком темпе, а что – нет, и он создавал совершенно другой балетный спектакль.

И, во всяком случае, балет Мариинского театра и не должен танцевать так, как танцуют другие, самые лучшие балетные труппы в мире. Балет Мариинского театра имеет свои исторически сложившиеся особенности, и не надо ими пренебрегать. В Мариинском театре в стиль исполнения классического балета входит обязательное понятие красоты как неотъемлемой части спектакля. Это отличительная черта русского балета вообще. И балетный дирижер должен это понимать и дать танцовщикам возможность воплотить эту красоту на сцене.

Возможно, 100 лет назад темпы были другими, но за это время стиль исполнения и техника настолько поменялись, что эти обстоятельства нельзя не учитывать.

Более того, каждый балетный артист имеет свои индивидуальные особенности. Некоторым для успешного исполнения фуэте надо ускоренный темп, некоторым – замедленный, и балетный дирижер раньше всегда проверял с солистами темпы.

Все это не каприз артиста, это условие, при котором он может танцевать наилучшим образом. Несомненно, музыка является основой балета, но в балетном спектакле танец – доминирует. Поэтому главная цель театра – показать спектакль в его наилучшем качестве. А это качество зависит не только от мастерства артистов, но и от того, понимает ли дирижер искусство балета.

Гергиев о спектакле не думал, что временами и сказывалось на качестве исполнения.

Программка к спектаклю. Интересно было бы узнать, кто ее составлял. В программке указан Валерий Гергиев, директор Мариинского театра. Но не указан Юрий Фадеев… Да, у него должность и в России указана невнятно: и.о. Но фактически Фадеев является руководителем балетной труппы. Имени Фадеева нет и в разделе «кто есть кто», где дана информация – также далеко не обо всех солистах театра. Но в программку вложен листок с перечислением всех солирующих музыкантов оркестра… Кто же поставил эту информацию для программки с таким пренебрежением к балету?

И – завершающий аккорд. Последняя программа составлена из балетов на музыку Шопена. Начинался вечер с «Шопенианы». Балет был поставлен Михаилом Фокиным под оркестрованную А. Глазуновым фортепианную музыку Шопена. Но на гастролях в Америке балет танцевали под фортепиано (как мне объяснили, Гергиев с оркестром уехали в Эн Арбор на двухдневные гастроли).

К танцовщикам в таких условиях нет никаких претензий, но мы присутствовали на… шефском концерте театра на заводе. Надо сказать, что и американские критики отмечали те же недостатки, которые отметила я. В таких условиях, в которые был поставлен балет на гастролях, я не имею права судить о состоянии и качестве труппы на данный момент. Хотя некоторые премьеры успешно справлялись с трудностями.

Конечно, Ульяна Лопаткина танцевала Одетту-Одиллию с ожидаемым от нее талантом и мастерством. Но я хотела бы выделить еще две актерские удачи.

Диана Вишнева в балете Алексея Ратманского «Золушка». Зачем выбрали этот не лучший балет Ратманского для гастролей – не знаю (думаю, хореограф тоже не в восторге от этого выбора). Но Вишнева подняла этот балет на другой уровень. Она появилась в этом спектакле, как существо с другой планеты, иного мировоззрения и мироощущения.

И еще надо отметить Екатерину Кондаурову во втором дуэте в балете Джерома Роббинса «В ночи». Это было яркое, талантливое выступление, своего рода шедевр. И Евгений Иванченко не был только партнером – в их дуете “читалась” история отношений.

Но возвращусь к общему впечатлению от гастролей. Почему открытием гастролей балетной труппы было исполнение… оперы?… Замечание маленькое, но укладывается в общую картину…

За последние несколько месяцев три русских балетных труппы приезжали в Нью-Йорк. Балет Большого и Михайловского театра танцевали в Линкольн центре и показались с самых лучших сторон. Один балет Мариинского театра был поставлен в невыгодные условия. И если Гергиев назван единственным руководителем гастролей, он и должен отвечать за них.

Но вот какой вопрос меня волнует. Я – не единственная, которая видит недостатки. Почему все молчат? Неужели я одна так продолжаю любить эту труппу, что меня одну оскорбляет неуважительное к ней отношение?

Забытый балет

Вы переехали работать из Петербурга в Южную Корею. Насколько Азия сейчас популярна у наших артистов балета?

Скажу честно, в Европу и США мои коллеги переезжают в разы чаще. В Южной Корее балету всего около 50 лет, а компании «Юниверсал-балет» (крупнейшая балетная компания Южной Кореи, базируется в Сеуле. - Ред.), в которой я теперь работаю, и вовсе 33 года. Помимо нее, в стране есть еще Корейский национальный балет, где могут работать только корейцы. Никакой дискриминации: подобные компании существуют и в других странах, например, во Франции. Там тоже танцуют исключительно французы.

- Почему вы решили покинуть Мариинский театр?

Все началось с того, что в «Юниверсал-балет» устроилась моя коллега. Однажды я спросил ее, нужны ли там ребята-танцовщики. Я отправил в компанию видео своих выступлений, и вскоре меня позвали работать. Я тут же согласился, потому что уже давно хотел поменять свою балетную жизнь в лучшую сторону. А в компании «Юниверсал-балет» оказался очень богатый репертуар: есть что потанцевать.

Проблема в том, что в Мариинском театре на данный момент больше внимания уделяется опере и музыке, чем балету, о котором будто забыли. Поначалу в Мариинском театре еще ставили новые спектакли, приглашали хореографов, в том числе зарубежных. Но потом все это как-то поне­многу прекратилось.

Последним из знаковых балетмейстеров два года назад приехал Алексей Ратманский (постоянный хореограф Американского театра балета. - Ред.), который поставил в Мариинском театре балет Concerto DSCH на музыку Дмитрия Шостаковича. Подолгу я танцевал в одних и тех же классических постановках. Но хотелось и какого-то нового репертуара, современной хореографии.

Но если у нас есть прекрасная классика - «Щелкунчик», «Бахчисарайский фонтан», «Лебединое озеро», так, может, современная хореография и не нужна?

Без новых спектаклей не будет развития театра и артистов. За границей это понимают. Например, в Южной Корее мы недавно танцевали «Маленькую смерть» Иржи Килиана (чешский танцовщик и хорео­граф. - Ред.). Это современная классика, которая идет в театрах многих стран мира. Но почему-то не в Мариинке. А еще здесь есть в числе прочего балет «Ромео и Джульетта» в постановке Кеннета Макмиллана (британский балетмейстер, руководитель Королевского балета в 1970–1977 годах. - Ред.), «Евгений Онегин» Джона Ноймайера (балетмейстер, глава Гамбургского балета с 1973 года. - Ред.), In the Middle, Somewhat Elevated («В середине что-то возвышалось») Уильяма Форсайта (американский хореограф, его балетная труппа «Форсайт компани» занимается экспериментами в области современного танца. - Ред.).

Фабрика Гергиева

- Мы становимся балетной провинцией?

Я бы так не сказал. Просто Мариинский театр превращается в некую фабрику. В месяц у артиста там может быть 30–35 балетных спектаклей. Например, мне иногда приходилось выступать даже дважды в день. Поначалу люди, открывая такую напряженную афишу на месяц вперед, делали удивленные круглые глаза. Но человек привыкает ко всему. Вот и мы со временем привыкли. Каждый день работали, выходили на сцену, исполняли, что должны. Но на подготовку новых спектаклей ни времени, ни сил ни у кого уже не хватало, ведь старые вещи, репертуар, который идет, тоже надо репетировать. Многие артисты балета уходили именно из-за этой рутинной однообразной работы.

Здесь в месяц идет 6–7 спектаклей. И к каждому из них мы тщательно готовимся, ведь время позволяет. Например, недавно танцевали модерн-программу, и от каждого зарубежного хореографа (чьи постановки спектаклей входили в эту программу. - Ред.) приезжал ассистент, с которым мы вместе работали: он объяснял какие-то нюансы, детали. С января, что я здесь, уже столько эмоций получил и столько всего станцевал!

- Как вы думаете, почему в Мариинском театре такой конвейер?

Просто человек, который стоит во главе театра (Валерий Гергиев. - Ред.), сам такой же. Он очень работоспособный. В один день он в Москве на встрече, через три часа летит в Мюнхен дирижировать симфоническим оркестром, а через пять часов снова в Москве на приеме. Он, видимо, решил, что и его театр должен работать очень активно. Конечно, это неплохо. Но иногда я себя ощущал в Мариинке будто шахтером: трудился с утра и до ночи. Например, нередко уходил из дома в 10 утра, а возвращался в полночь. Конечно, это было очень тяжело. С другой стороны, у любого театра в мире есть свои проблемы.

«Северо­корейских бомб здесь не боятся»

Как вас приняли коллеги-танцовщики в Южной Корее? Был ли какой-то повышенный интерес к вам, поскольку вы из Мариинского театра?

Никаких особых восторгов я не заметил. Возможно, раньше европейцы в балетном мире Кореи и были в диковинку, но сейчас к нам все уже давно привыкли. Например, в «Юниверсал-балет» примерно половина всех танцовщиков приехали из Европы. Есть и американцы. Кстати, в корейском балете очень многое взято именно из русского балета. В частности, здесь немало постановок Мариинского театра. Поэтому мне здесь очень легко: я как танцевал «Щелкунчика» или «Дон Кихота» в Мариинке, так и танцую здесь.

- Какие условия предоставляют нашим танцовщикам корейцы?

Условия очень хорошие, в этом плане они молодцы. Например, мне тут же предоставили жилье - небольшую квартиру, хорошую заработную плату, которая в разы больше, чем была в Петербурге (впрочем, и цены здесь выше), и медицинскую страховку. В Мариинском театре артистам балета ее, кстати, тоже делали. Например, несколько лет назад мне по ней прооперировали колено.

- А конкуренция в балетном мире выше в России или Южной Корее?

Конкуренция есть везде, без нее ты просто не растешь. Но она адекватная и здоровая. Я не чувствовал ни в Петербурге, ни в Сеуле никаких косых взглядов или разговоров за спиной. Но даже если про меня что-то и говорят, я так погружен в работу, что не замечаю этого. А вообще рассказы про осколки стекол в пуантах и измазанные костюмы - это миф. За всю мою карьеру в балете я никогда с этим не сталкивался. И даже не слышал о таком. Никаких подстав.

- Азия - это совершенно другой мир. К чему вам было сложнее всего привыкнуть в Южной Корее?

Когда коллеги в Мариинском театре узнали о моем отъезде, то сказали, что мне там будет психологически очень тяжело жить. Но в Сеуле я настолько погрузился в свою профессию, что абсолютно ничего не почувствовал. Я просто танцую без этой петербургской гонки и чувствую себя абсолютно счастливым. Разве что язык надо подучить. Но и без него в Корее можно прожить. Дело в том, что местные люди очень доброжелательные. Стоит заблудиться в метро или на улице, как они сразу подходят и на английском языке предлагают помощь, спрашивают, куда мне надо.

- А как там относятся к Северной Корее? Чувствуется напряженность от такого непростого соседа?

Нет. Мне кажется, об этом никто даже не думает и корейских бомб не боится. Здесь все очень спокойно, и кажется, что вообще ничего не происходит. Нет ни терактов, ни катастроф, ни даже каких-то крупных скандалов. Но, несмотря на то, что здесь так комфортно, я все равно скучаю по Петербургу, своим родным и по Мариинке. Этот театр мне действительно очень много дал. Я там учился, нарабатывал опыт, формировал свой вкус, я там танцевал. И это навсегда останется в моей памяти.

Мариинский театр привез в Москву балет "Анна Каренина". Он будет бороться за престижную премию "Золотая маска". 40 лет назад Родион Щедрин написал музыку и подарил балет Майе Плисецкой. Она первая танцевала Каренину. Сейчас главную партию исполняют три звезды. На сцене - почти нет декораций. Главное - танец, яркий и страстный.

Она признается, что мечтала бы жить в XIX веке хотя бы ради таких платьев и шляпок. В огромной сумке у восходящей звезды Мариинки Екатерины Кондауровой балетные туфли, 6 пар, столько может понадобиться на этот сумасшедший по ритму спектакль, и потертый томик Толстого. Ее Каренина - чувственная и эгоистичная.

Анна Каренина для примы Мариинского театра Дианы Вишневой - это женщина на грани нервного срыва.

"Она же терзается между любовью к семье, к сыну и Вронским - это женщина, которая на грани", - говорит прима-балерина балетной труппы Мариинского театра, Народная артистка России Диана Вишнева.

Одна в тишине балетного класса Ульяна Лопаткина сосредоточена и задумчива. Уверена такие сильные женщины, как ее Каренина живут и сегодня, и хотя они носят джинсы и водят автомобили, все так же мечтают о настоящей любви.

Ее танцем еще на премьере в Петербурге восхищалась та, ради которой этот балет и был написан Щедриным 40 лет назад. Первая Анна Каренина - Майя Плисецкая.

Станцевать роман Толстого хореограф Алексей Ратманский решил с конца. Анны уже нет в живых. И Вронский вспоминает их всепоглощающую страсть, которая началась с роковой встречи на перроне. На сцене минимум декораций, а мир, в котором существует Анна и другие персонажи, воссоздан с помощью видеопроекций, - вокзал, дом Карениных, ипподром. А сами события проносятся с огромной скоростью под стук колес.

Железнодорожный вагон в натуральную величину - полноправлный персонаж трагедии и один из самых впечатляющих образов. Он-то будет поворачиваться к зрителям заиндевевшими от мороза окнами, то уютным миром купе первого класса. И как будто бы жить собственной жизнью.

За дирижерским пультом - маэстро Валерий Гергиев. Ведь это его идея поставить на сцене Мариинки современную "Анну Каренину" - балет моментально ставший хитом во всей Европе.

"Мне кажется, для театральной Москвы это тоже в какой-то степени интересное путешествие по трем спектаклям, если кому-то посчастливится увидеть все три, - сказал Народный артист России, художественный руководитель Мариинского театра Валерий Гергиев. - Может быть, это будет для любителей балета интересным и, может быть, в чем-то даже и увлекательным путешествием по одному и тому же спектаклю трижды".

Три Анны. Импульсивная - Дианы Вишневой, страстная - Екатерины Кандауровой, величественная - Ульяны Лопаткиной - на сцене театра Станиславского три вечера подряд историю любви одной женщины будут рассказывать три примы Маринки - блистательные и абсолютно непохожие.

Планируя материал о балеринах на майские праздники, мы не знали, что придут такие печальные новости из Германии… Сегодня, когда весь мир скорбит по легенде русского балета Майе Плисецкой, мы чтим ее память и вспоминаем современных солисток, которые никогда не заменят приму Большого театра, но достойно продолжат историю русского балета.

Большой театр одарил вниманием балерину Марию Александрову с первой встречи. Завоеванная в 1997 году первая премия в Международном конкурсе артистов балета в Москве стала билетом для тогда еще студентки МГАХ в главную труппу страны. В первом же сезоне работы в Большом, без долгого томления, балерина еще в ранге артистки кордебалета получила первую сольную партию. И репертуар рос и расширялся. Интересный факт: в 2010 году балерина стала первой женщиной в истории балета, исполнившей заглавную партию в «Петрушке» И. Стравинского. Сегодня Мария Александрова – прима-балерина Большого.

Поворотным моментом в судьбе начинающей балерины Светланы Захаровой стало получение второго приза в конкурсе молодых танцовщиков Vaganova-Prix и последовавшее предложение стать студенткой выпускного курса Академии русского балета им. Вагановой. И Мариинский театр стал реальностью в судьбе балерины. Окончив академию, балерина поступила в труппу Мариинского театра, отработав сезон, получила предложение стать солисткой. История взаимоотношений с Большим для Захаровой началась в 2003-м с сольной партии в «Жизели» (редакция В. Васильева). В 2009 году Захарова удивила зрителей премьерой необычного балета Э. Пальмьери «Захарова. Суперигра». Большой не планировал, но Захарова организовала, а театр поддержал эксперимент. К слову, подобный опыт постановки в Большом балета для единственной балерины уже был, но лишь однажды: в 1967 году Майя Плисецкая блистала в «Кармен-сюите».

Что сказать, кружится голова и точно появляется зависть у делающих первые шаги в балете от репертуара Захаровой. На сегодняшний день в ее послужном списке все сольные партии главных балетов – «Жизель», «Лебединое озеро», «Баядерка», «Кармен-сюита», «Бриллианты»…

Началом балетной карьеры Ульяны Лопаткиной стала партия Одетты в «Лебедином озере», конечно, в Мариинском театре. Исполнение было настолько искусным, что вскоре балерина получила премию «Золотой софит» за лучший дебют на петербуржской сцене. С 1995 года Лопаткина – прима-балерина Мариинки. В репертуаре снова знакомые названия – «Жизель», «Корсар», «Баядерка», «Спящая красавица», «Раймонда», «Бриллианты» и т. д. Но география не ограничивается работой на одной сцене. Лопаткиной покорились главные сцены мира: от Большого театра до NHK в Токио. В конце мая на сцене Музыкального театра им. Станиславского и Немировича-Данченко Лопаткина выступит в сотрудничестве со «Звездами русского балета» в честь юбилея Чайковского.

В конце марта имя Дианы Вишневой, с 1996 года примы-балерины Мариинки, было на устах у каждого. В Большом состоялась премьера спектакля «Грани», номинанта премии «Золотая маска». Событие яркое, обсуждаемое. Балерина давала интервью, отшучивалась в ответ на вопросы о близком знакомстве с Абрамовичем и указывала на сопровождающего ее повсюду мужа. Но спектакль завершился, и был взят курс на Лондон, где 10 апреля Вишнева и Водянова провели благотворительный вечер фонда «Обнаженные сердца». Вишнева активно выступает на лучших сценах Европы, не отказывается от экспериментальных, неожиданных предложений.

Упоминали выше о «Бриллиантах» Баланчина. Екатерина Шипулина же, выпускница МГАХ, блистает в «Изумрудах» и «Рубинах». И не только, конечно. В репертуаре балерины ведущие партии в таких балетах, как «Лебединое озеро», «Собор Парижской Богоматери», «Утраченные иллюзии», «Золушка», «Жизель», и сотрудничество с лучшими хореографами – Григоровичем, Эйфманом, Ратманским, Ноймайером, Роланом Пети…

Евгения Образцова, выпускница Академии русского балета им. Вагановой, стала примой-балериной сначала Мариинки, где исполняла Сильфиду, Жизель, Баядерку, принцессу Аврору, Флору, Золушку, Ундину… В 2005 году балерина получила кинематографический опыт, сыграв в фильме Седрика Клапиша «Красотки». В 2012-м перешла в труппу Большого, где в статусе примы-балерины исполнила сольные партии в спектаклях «Дон Кихот», «Спящая красавица», «Сильфида», «Жизель», «Евгений Онегин», «Изумруды».



Растения