Занятие на тему "Выразительные средства театра. Художественные средства театра и создание образа". Средства «театрализации Средства сценической выразительности

НАУКА. ИСКУССТВО. КУЛЬТУРА

Выпуск 4(8) 2015

ВЫРАЗИТЕЛЬНЫЕ СРЕДСТВА ТЕАТРАЛИЗОВАННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ И ПРАЗДНИКОВ И ИХ ВОЗДЕЙСТВИЕ НА ЗРИТЕЛЕЙ

Т.К. Донская1), И.В. Голиусова2)

Белгородский государственный институт искусств и культуры 1)e-mail: [email protected] 2)e-mail: [email protected]

В статье рассмотрены средства выразительности массовых представлений и праздников, выделены их социокультурные функции. Авторы раскрывают возможности выразительных средств театрализованных представлений и праздников с точки зрения их воздействия на мышление, сознание, чувства и поведение зрителей и слушателей.

Ключевые слова: искусство, язык искусства, функции искусства, театрализованные представления и праздники, выразительные средства театрализованных представлений и праздников.

В современном мире большой популярностью пользуются массовые зрелищные театрализованные представления и праздники (ТПП), отвечающие потребностям людей в удовлетворении растущих художественно-эстетических впечатлений. Грандиозный спортивный праздник в Сочи (Зимняя олимпиада 2013 г.), «День славянской письменности и культуры» на Красной площади (24 мая 2015 г.), многочисленные конкурсные программы на ТВ («Голос», «Танцы на льду» и др.), юбилейный концерт в честь Л. Зыкиной в Кремлёвском Дворце, музыкально-литературные концерты и фестивали, посвящённые выдающимся деятелям отечественной культуры и искусства (Г.В. Свиридову, К.С. Станиславскому, П.И. Чайковскому, А.П. Чехову,

М.А. Шолохову, М.С. Щепкину и др.), памятным историко-культурным событиям (Куликовская битва, Отечественная война 1812 года, Сталинградская и Курская битвы, 9 Мая и т.д.) - всё это свидетельство богатейшей культурной традиции нашего народа и демонстрации его таланта и неиссякаемости творческих возможностей, проявление благодарной и животворящей памяти народа, сознающего себя наследниками творческой созидательной деятельности своих предков во имя настоящего и будущего Отечества.

В организации подобных массовых зрелищных представлений ведущая роль принадлежит режиссёрам-постановщикам, имена которых заслуженно пользуются признанием зрителей: А.Д. Силин, О.Л. Орлов, Е.А. Глазов, Е.В. Вандалковский, В. А. Алексеев, А.И. Березин, С.М. Комин, С.В. Цветков и др.

Причина массового интереса к искусству, считал известный ленинградский режиссёр Н.П.Акимов, в том, что «искусство - это средство общения между людьми. Это - второй особый язык (выделено нами - И.Г.), на котором о многих важнейших и глубочайших вещах можно сказать лучше и полнее, чем на обыкновенном языке...»1.

«Люди ведь приходят на тот или иной спектакль разными тропами<...>Но, если на сцене происходит живое и подлинное<...>, тропы превращаются в одну большую дорогу, которая ведёт каждого к самому себе, открывая в нём то, чего он и не

1 Искусство и педагогика. Хрестоматия /Сост. М.А.Верб. СПб: Образование, 1995. С. 28.

НАУКА. ИСКУССТВО. КУЛЬТУРА

Выпуск 4(8) 2015

предполагал...», - считает Г.Г. Тараторкин, один из немногих современных актёров, оставшийся верным традициям русской театральной школы2.

В структуре готовности студентов-режиссёров творческих вузов к

самостоятельной исследовательской проектной деятельности по созданию произведений на социально-историко-культурную тему важным компонентом является владение режиссёрско-постановочным «языком», специфичным для их деятельности как представителей зрелищного массового искусства.

В каждом виде искусства есть особенные средства выражения: язык красок (живопись), язык телесного движения (танец, балет), мелодия (музыка), слово (художественная литература) и т.д. Имеются специфические особенности и в «языке» сценарно-режиссёрской деятельности режиссёра ТПП как особого вида искусства, имеющего свой «язык». Поэтому в конкретном анализе различных жанров массового зрелищного представления представляется методологически необходимым разграничение представления о языке искусства как средстве коммуникации в определённом социально-культурном контексте и как системе выразительных форм.

«Язык искусства - исторически сложившаяся вторичная по отношению к естественному языку моделирующая система, которой присуща определённая система знаков изобразительного характера и правил их соединения, служащих для передачи особых, иными средствами не передаваемых сообщений. Успешность акта художественной коммуникации определяется степенью общности абстрактной системы языка искусства для адресанта и адресата сообщения (верное понимание кода), таким образом, адресат получает ту информацию, к восприятию которой подготовлен на данный момент, в дальнейшем же восприятие может углубляться. Язык каждого вида искусства, как и естественный язык, поддаётся переводу в другую знаковую систему (экранизация, театральная постановка, иллюстрация)», - считал Ю.М. Лотман3.

По аналогии с функциями языка и речи, выделенными лингвистами (познавательная, коммуникативная, кумулятивная, экспрессивная, аксиологическая, апеллятивная, мировоззренческая и др.), В.И. Петрушин выделил следующие функции искусства и художественного творчества в обществе:

Познавательная функция отражает познание мира через образы и представления об окружающей действительности; понимание искусства как особого способа мышления и познания жизни широко представлено в работах В.Г. Белинского, который видел различие между наукой и поэзией «не в содержании, а только в способе обрабатывать данное содержание»4;

Воспитательная функция: «Подлинное произведение искусства включает в себя оценку художником того, что он изображает и выражает», поскольку «эстетика -красота формы и этика - красота содержания в классическом произведении искусства выступают в единстве»5; утверждая в художественно-эстетической форме общечеловеческие и национальные духовно-нравственные ценности, художник способствует стабильности этноса, «способность «схватывать», накапливать в значениях своих единиц и передавать каждому новому члену этноса наиболее ценные элементы чувственного, умственного и деятельностного опыта предшествующих поколений и ряд

2 Там же, с. 84.

3 Лотман Ю.М. Структура художественного текста // Лотман Ю.М. Об искусстве. СПб., 1998.

4 Петрушин В.И. Психология и педагогика художественного творчества: Учебное пособие для вузов. - 2-е изд. М., 2008. С. 59.

5 Там же, с. 60.

НАУКА. ИСКУССТВО. КУЛЬТУРА

Выпуск 4(8) 2015

других» ;

Гедонистическая функция, с точки зрения некоторых искусствоведов, используется в целях развлечения, однако ещё Л.Н. Толстой говорил, что надо «перестать смотреть на него как на средство наслаждения, а рассматривать искусство

как одно из условий человеческой жизни» ; современная психология далеко ушла от этих примитивных взглядов на природу искусства, но они оказались достаточно живучими в сфере эстетики; «но высшие достижения в любом виде искусства становятся возможными только тогда, когда достигается необходимое равновесие между

прекрасной внешней чувственной формой и воплощённым в этой форме духовным

Коммуникативная функция связана с одной из главных потребностей человека - потребности в общении. «Искусство, - говорил Л.Н. Толстой, - вовсе не игра, как думают физиологи, не наслаждение, а это просто один из видов общения людей между собой, и это общение соединяет их в одних и тех же чувствах»6 7 8 9 10;

Компенсаторная функция восполняет недостающие личности эмоциональные впечатления и переживания в области социальных и историко-культурных явлений, восполняющих недостаточность образования, оторванность от культурно-

просветительских центров, погружённость в быт, ограниченность социальной активности и т. д. Искусство для таких людей является «окном в мир», обогащающим встречей с выдающимися произведениями классического и народного достояния, а в некоторых случаях - и импульсом к самостоятельной творческой деятельности.

Психотерапевтическая функция произведений искусства используется не только в арт-педагогической деятельности, но и в повседневном быту, отвечая потребности каждого человека в красоте и способности произведений искусства поднимать человека над бытом, приобщать к диалогу с понравившимися живописными картинами, с поразившими воображение персонажами литературы, пьесы, кинофильма, балета, наполнять мир человека, даже далёкого от творческой деятельности в области искусства и культуры, светом и радостным ощущением бытия...

Однако следует выделить ещё одну важную, с нашей точки зрения, функцию массового зрелищного искусства - воздействующую (заряжающую - по словам Л.Н. Толстого) функцию искусства: «Как только зрители, слушатели заражаются тем же чувством, которое испытывал сочинитель, это и есть искусство» . Эта «заразительная» функция искусства тесно связана с идентификацией

зрителей/слушателей с теми художественными образами и символами

театрализованного представления, которые несут в себе те духовно-нравственные ценностные смыслы, которые близки и дороги зрителям, ощущающим себя единым коллективом с общим коллективным сознанием принадлежности к национальным сокровищам, переданным нам из прошлого в настоящее и будущее... Но для реализации этой функции в содержании и форме созданного произведения режиссёру необходимо овладеть всеми возможными средствами эмоционально-нравственного воздействия на чувства, сознание, волю и поведение зрителей, на все каналы восприятия ими ТПП.

6 Радбиль Т.Б. Основы изучения языкового менталитета: учебн. пособие / Т.Б.Радбиль. М., 2010.

7 Искусство и педагогика. Хрестоматия / Сост. М.А. Верб. СПб., 1995. С. 15.

8 Петрушин В.И. Психология и педагогика художественного творчества: Учебное пособие для вузов. - 2-е изд. М., 2008. С. 64.

9 Там же, с. 65.

10 Искусство и педагогика. Хрестоматия / Сост. М.А. Верб. СПб., 1995. С. 17.

НАУКА. ИСКУССТВО. КУЛЬТУРА

Выпуск 4(8) 2015

Однако для реализации этой важнейшей - воздействующей - функции, органично связанной с другими, перечисленными В.И.Петрушиным, которая, по сути, является интегративной по отношению к ним (воздействует и познавательно-информативный материал представления, и коммуникативная функция, обращённая к памяти и личному опыту зрителя, и артистизм артистов и др.), режиссёр-постановщик как автор должен «вызвать в себе раз испытанное чувство, и, вызвав его в себе, посредством движений, линий, красок, звуков, образов, выраженных словами, передать это чувство так, чтобы другие испытали то же чувство, и в этом состоит деятельность искусства»11.

Перечисленные функции ТПП проявляются не сами по себе, а в результате профессиональной художественно-эстетической деятельности режиссёра-постановщика и коллектива исполнителей его замысла, направленного на установление взаимопонимания и адекватного «вчувствования» (термин Л.С.Выготского - И.Г.) зрителями/слушателями в духовно-нравственный мир разворачивающегося перед ними действия, заражающего их органичным и гармоничным единством содержания и формы зримого представления, которое достигается разнообразными, специфичными для ТПП средствами - языком искусства ТПП.

Выразительные средства воздействия исследовательского проекта на социальнокультурную тему в аспекте их воздействия на мышление, сознание, чувства и поведение зрителей/слушателей массовых ТПП, составляющие их специфический язык, можно дифференцировать на две группы - вербальные и невербальные.

К вербальным средствам выразительности относим, в первую очередь, Слово родного языка с его функциональными разновидностями, богатством синонимической и антонимической системы, афористичностью фразеологии, мудростью крылатых слов и выражений, прецедентными текстами, метафоричностью переносных значений слов и словосочетаний, риторическими фигурами, концептами, отражающими нравственные ценности русского народа, составляющими концептосферу русской культуры (Д.С.Лихачёв). И особенно - интонационная выразительность произносимого текста. Как говорила М.А.Рыбникова, въедающийся отечественный методист-словесник: «Слово живёт в звуках голоса, в этом его природа». Но одновременно выразительное чтение - один из видов читательской интерпретации, в котором реализуется исполнительское искусство чтеца-декламатора и отражается результат анализа «партитуры чувств» текста литературного произведения автором вербального сценария и исполнителем, стремящихся к пробуждению чувств зрителей/слушателей, помочь им вжиться в ситуацию театрализованного представления, понять и пережить вместе с персонажами ТПП общие для них духовно-нравственные национальные ценности. В ходе восприятия талантливого исполнения текста сценария у зрителей/слушателей рождается иллюзия сопричастности к событиям текста. Чтобы этот воздействующий эффект «заражения» произошёл, при подготовке к презентации ТПП необходимо создать «партитуру» читаемого текста, акцентируя внимание чтеца на выделении голосом «ключевых» слов, словосочетаний, повышении и понижении голоса и других выразительных голосовых средств, передающих особенности поэтического или прозаического текста, чтобы привлечь внимание к семантике и образной выразительности звучащего художественного Слова. Таким образом, звучащее Слово в сценарии ТПП - это живое Слово (термин Г.Г. Шпета и М.М. Бахтина), одухотворённое чувством говорящего, которое «окутано ореолом народного духа» в формах культуры, как сказал бы немецкий лингвист В.фон Гумбольдт, русский филолог Ф.И.Буслаев, испанский философ Х. Ортего-и-Гассет и др., т.е. заинтересованное, пристрастное, не

11 Искусство и педагогика. Хрестоматия / Сост. М.А. Верб. СПб., 1995. С. 17.

НАУКА. ИСКУССТВО. КУЛЬТУРА

Выпуск 4(8) 2015

механическое, а одухотворённое Слово, в котором слиты воедино значение и эффективно окрашенный смысл (Н.Ф.Алефиренко, 2009). Такое понимание живого Слова отражает «действительную природу разума как механизма реализации духа». В противном случае ориентация только на философию рационализма в понимании Слова ведёт к «инвалидному интеллекту» (В.П.Зинченко). С этих позиций и следует рассматривать воздействующую функцию слова в системе языка искусства ТПП.

Уже выбор названия театрализованных представлений, обращённых к «памяти сердца» зрителей, к чувству идентификации с героическими традициями родного народа («Бесценная летопись священной войны», «Этих дней не смолкнет слава...», «Святое Белогорье» и т.п.); публицистическое Слово ведущих, отражающее их гражданскую позицию в оценке повествующих событий и обращённое с призывом беречь завоёванную нашими предками свободу Отечества, обращаясь к выразительным и страстным высказываниям известных общественных деятелей, светочей русской истории и культуры («Помните! Только единением спасётся Русь!» - прп Сергий Радонежский), обращённых и к нам, гражданам России ХХ1 века; речи действующих героев прошлого в ситуациях исторического повествования (Владимира Крестителя, Ярослава Мудрого, Владимира Мономаха, Александра Невского, Дмитрия Донского и др.), обращённые к сознанию, чувству и воле зрителей, побуждающие хранить героические традиции и быть готовыми встать на защиту Отечества от очередных агрессоров, не жалея живота своего и т. д. - уже активизирует национальное самосознание и чувство идентификации личности с провозглашённой темой и её подтекстом. Большое эмоциональное воздействие на зрителей/слушателей оказывает стилизованная речь реальных исторических государственных деятелей и

представителей культуры, созвучных мыслям и чувствам участников ТПП (Петра I, М. Ломоносова, А.С. Пушкина, В.В. Стасова, М.Горького, В.Маяковского, диктора Левитана, маршала Г. Жукова и др.), реализующих коммуникативно-диалогическую функцию проекта и вовлекающих зрителей/слушателей в заинтересованное вслушивание в каждое слово, обращённое к ним, особенно в том случае, когда «чтецкая интерпретация художественного текста» (Е.Р. Ядровская) передаёт отношение автора к изображаемой им действительности.

Талантливое воспроизведение исполнителями авторского текста создаёт, по мысли Г.В. Артобалевского, Д.Н. Журавлёва и других выдающихся мастеров художественного слова, «театр воображения». Воздействуя словом на фантазию зрителя/слушателя, любой персонаж и коллектив проекта в целом вовлекают их в процесс со-творчества: мысленно они как будто присутствуют при происходящем. «Этот момент взаимодействия, живого контакта между говорящими и слушателями совершенно необходим», - считает Д.Н.Журавлёв. И в этом отличие чтецкого исполнения от актёрского: «...без слушателей нет искусства художественного чтения», а «для актёра театра естественным партнёром, на которого он воздействует, с которым находится во взаимодействии, являются другие актёры, его партнёры по сцене» (из статьи «Об искусстве чтеца»). Без эмоционального отклика зрителей/слушателей на выразительное чтение, по мнению Л.С. Выготского, не может быть анализа, так как эмоции искусства он назвал «умными эмоциями». Выдающийся психолог считал, что можно не только талантливо мыслить, но и талантливо чувствовать... Воспитанию такого зрителя/слушателя средствами ТПП и является важнейшей задачей, стоящей перед режиссёром массовых представлений, лучшие из которых понимают, что

НАУКА. ИСКУССТВО. КУЛЬТУРА

Выпуск 4(8) 2015

«когнитивной основой «живого» слова является живое знание, формирующееся на взаимосвязях образования, науки и культуры»12.

Но звучащее живое Слово отражает смысл только в тексте как продукте речетворческой реализации авторского замысла. Не касаясь лексико-грамматической структуры текста, следует обратиться к интонации текста как средству воздействия этой единицы языка искусства ТПП на чувства и мысли зрителей/слушателей ТПП.

Интонация (мелодика, ритмомелодика, тональность, высота, длительность, сила, интенсивность, темп, тембр и т.п. интонации) - сложный комплекс голосовых особенностей выразительного произношения текста-высказывания для выражения различных смыслов, в нём выраженных, в том числе экспрессивных и эмоциональных коннотаций, которые служат для разного рода экспрессивно-эмоционально-оценочных обертонов и могут придавать высказыванию торжественность, лиричность, оптимизм, грусть, игривость, непринуждённость, фамильярность и др.

Интонация всегда признавалась важнейшей приметой звучащей, устной речи, средством её коммуникативного смысла и эмоционально-экспрессивных оттенков. Вот почему важнейшим приёмом обучения студентов-режиссёров ТПП выразительному высказыванию является рекомендация психолога Н.И. Жинкина - обучать умению вычитать ту интонацию, которая вписана в текст сочинителем. Точность (адекватность) понимания интонации авторского текста обеспечивается не только правдой слова, но также «правдой чувств», передаваемой «чтецкой» интонацией исполнителя. Блестящим интерпретатором произведений А.С.Пушкина был

В.Н.Яхонтов. Описанное И.Л.Андрониковым чтение В.Н.Яхонтовым «Пророка» А.С.Пушкина является непревзойдённым образцом для студентов-режиссёров в освоении понятия интонации как одной из выразительной единицы языка ТПП в её воздействующей коммуникативной функции13.

Однако нет текста вне жанра и стиля, которые проявляются с особой выразительностью в публицистической интонации текстов документалъно-пудлицистического жанра ТПП.

Публицистический стиль современного русского литературного языка -функциональная разновидность речи, в которой отразилась направленность высказывания на обращение к широким народным массам с разъяснением общественнополитических проблем, имеющих актуальное социокультурное и духовно-нравственное значение для стабилизации общественного порядка социума. Эта идейно-политическая заданность сказалась в устной и письменной речи в особой публицистической интонации, воздействующей на сознание, чувства и волю зрителей/слушателей, участников документально-публицистических представлений:

Эмоциональность, отражающая заинтересованное отношение автора к предложенной для обсуждения со зрителями социокультурной проблеме,

Призывность, реализующая агитационное и пропагандистское содержание публицистического представления,

Объективно-субъективная модальность, обращённая к зрителям как собеседникам, соучастникам диалога,

Логическая убедительность, подчёркнутая акцентированность внимания слушателей средствами логического и фразового ударения на важных, с точки зрения автора-публициста, ключевых моментах обсуждаемой проблемы,

Выразительность языковых средств, в том числе уместное использование троп,

12 Алефиренко Н.Ф. «Живое» слово: Проблемы функциональной лексикологии: монография / Н.Ф. Алефиренко. М., 2009. С. 14.

13 Там же, с. 7.

НАУКА. ИСКУССТВО. КУЛЬТУРА

Выпуск 4(8) 2015

риторических вопросов и риторических восклицаний, усиливающих

диалогический характер социальной коммуникации,

Доверительность тона,

Гражданский пафос.

Но речь, обращённая к зрителям/слушателям, сопровождается мимикой и жестами, движениями тела, артистизмом, органичностью поведения костюмного персонажа, мастерское владение предметными деталями, соответствующими игровому образу, и другим особенностями поведения исполнителей текста сценарного действия. Они оживляют, подчёркивают, усиливают смысл произносимого высказывания, привлекая внимание к тем смысловым актам художественной коммуникации, которые передают чувства автора и свои собственные. Так невербальные средства выразительности языка ТПП становятся дополнительными средствами выразительности к вербальным средствам воздействия на

зрителя/слушателя.

К невербальным языковым единицам выразительности того или иного жанра ТПП относим различные художественно-эстетические символы, заменяющие вербальные единицы, но несущие определённую обобщённую, сжатую смысловую информацию о закодированной в нём (символе) общеизвестного историко-культурной события. В роли символов в сценарии выступают исторические даты (1380, 1812, 1941 и т.д.), атрибуты власти (знамёна, гербы, ордена и т.п.), портреты, памятники, легендарные места, имеющие для народа немеркнущую славу (водружение Знамени Победы над рейхстагом) и т.п.

Но в силу своей синкретичности искусство ТПП обращается к синтезу искусств как наиболее выразительной единицы языка ТПП, поскольку семантическая близость произведений разных видов искусств (слова и музыки, литературы и балетного и живописного произведений и т.д.) способствует созданию обобщённого панорамного художественного образа предмета или явления, взятого для художественного воплощения в том или ином жанре ТПП. Синтез искусств, выполняя воздействующую функцию, действует на различные каналы восприятия зрителя/слушателя присущими каждому виду искусства языком: на зрение - языком красок в декорациях художника-оформителя и звукового и цветового фона, создаваемого техническими средствами, соответствующими мажорному или минорному настроению сценического действия; на слух - языком естественного языка и языком музыкального сопровождения вербального текста; на сознание и подсознание - языком танца через восприятие зрительного танцевального образа и соответствующей ему мелодии, а на образное мышление -синтезом всех видов искусств, который (синтез - И.Г.) интенсифицирует эффект «взаимодействия различных семиотических кодов», когда в художественном представлении «объединяются элементы нескольких знаковых систем, обеспечивая синэргетический эффект»14.

Таким образом, мы подтверждаем мысль Л.С. Выготского о роли единства формы и содержания произведения искусства и о значимости формы в художественном восприятии произведения искусства. Это не значит, что форма одна создаёт художественное произведение искусства (несостоятельность формальной эстетики и формального искусства в их отрицании сюжетности давно развенчаны в теории и практике литературоведения и теории искусства XX века): например, все звуки в языке могут приобрести выразительное впечатление, если тому способствует самый смысл слова, где они встречаются. Этот психологический закон, выведенный выдающимся

Иссерс О.С. Речевое воздействие: учебн. Пособие / О.С. Иссерс. - 3-е изд., перераб. М., 2013.

НАУКА. ИСКУССТВО. КУЛЬТУРА

Выпуск 4(8) 2015

психологом: «Звуки становятся выразительными, если этому способствует смысл слова. Звуки могут сделаться выразительными, если этому содействует стих»15-касается выразительного впечатления от любой единицы языка искусства. Но владеют этим «вторым языком» искусства ТПП артисты и другие исполнители художественного представления в соответствии с замыслом и сверхзадачей автора постановки.

В ряду важнейших выразительных единиц языка ТПП особое место необходимо отвести художественному образу, в котором органично переплетаются выразительные вербальные и невербальные средства, способствующие передаче авторского замысла и воздействующие на мысли и чувства зрителей/слушателей. Воплощается

художественный образ или в главном персонаже праздничного представления, или в собирательном образе, или в художественном символе, реализующими социальнокультурный и художественно-эстетический замысел автора-постановщика.

Художественный образ - художественное отражение идей и чувств в слове, красках и других единицах языков других искусств. Созданный режиссёром-постановщиком художественный образ отражает определённый типовой характер, несущий духовно-нравственные ценности, близкие русскому зрителю (например, собирательный образ молодого призывника, мужественного, задиристого,

неунывающего, с готовностью откликнувшегося на призыв Родины - ТПП «Несокрушимая и легендарная», реж. И.В. Голиусова). Художественное общение с героями ТПП - это диалог между автором и зрителями, осуществляемом посредством эстетического восприятия, осмысления, активного диалогического взаимопонимания и духовно-культурного присвоения произведения искусства. В нём отражается личный опыт режиссёра-постановщика, преобразующего личный опыт в целях порождения художественного творения. Проявление этой творческой, креативной способности перекодирования, преобразования реального жизненного опыта в художественный образ ТПП является важнейшим моментом исследовательской, поисковой деятельности режиссёра, возникающей одновременно с появлением замысла, предвосхищающего будущее творение. Наблюдение за исследовательской проектной деятельностью студентов показало, что в этом процессе важную роль играет художественная интуиция режиссёра.

Таким образом, владение студентами-режиссёрами выразительными единицами языка искусства ТПП является важнейшим компонентом готовности студентов к самостоятельному созданию любого вида ТПП.

Однако следует отметить ещё одно важное профессиональное умение, необходимое режиссёру-постановщику для осознанного выбора средств воздействия на зрителей/слушателей ТПП, - умение прогнозировать, на какие чувства и эмоции зрителя/слушателя автор того или иного социально-художественного представления планирует воздействовать, чтобы вызвать эмоции, адекватные потребностям автора и участников зрелищного представления.

Психолог Б.И. Додонов классифицирует эмоции в связи с потребностями человека, которые «провоцируют» появление этих эмоций. Основой его классификации выступают потребности и цели, т.е. мотивы, которым служат те или иные эмоции. Эти эмоции психолог относит к «ценным» эмоциям, то есть к тем, в которых человек чаще всего испытывает потребность.

Как свидетельствуют созданные студентами-режиссёрами различные ТПП, чаще всего они ставили перед собой цель - вызвать следующие эмоции у зрителей/слушателей:

1 альтруистические эмоции, которые возникают на основе желания

15 Выготский Л.С. Психология искусства. М., 2001. С. 86.

НАУКА. ИСКУССТВО. КУЛЬТУРА

Выпуск 4(8) 2015

приносить людям радость и счастье (например, ТПП «Новогодние сказки»),

3 пугнические эмоции связаны с потребностью в преодолении трудностей, опасности, на основании которых возникает интерес к борьбе (например, ТПП «Спорт -это мир!»),

4 романтические эмоции связаны со стремлением к переживанию «светлого чуда», в чувстве особой значимости происходящего (например, ТПП «Я помню чудное мгновенье...»),

5 гностические чувства, или интеллектуальны чувства, связаны с потребностью в получении любой новой когнитивной информации (например, ТПП «День Славянской письменности и Культуры»),

6 эстетические эмоции возникают из потребности в наслаждении красотой, в потребности возвышенного или величественного в жизни и искусстве (например, ТПП «Сергий Радонежский - защитник Земли Русской»).

Этот «эмоциональный инструментарий» обогащает готовность студентов-режиссёров к планированию воздействующей функции ТПП на зрителей/слушателей. Определяя тему своего ТПП, режиссёр-постановщик, обладая прогностическим мышлением, может предположить, какие «заряжающие» единицы языка ТПП следует использовать в качестве доминирующих, чтобы вызвать эмоции, адекватные замыслу автора постановки.

Например:

1. Героико-патриотическая тема.

Цель - воспитание исторической памяти.

Потребность - удовлетворить потребность в интересе к героическому прошлому своего народа.

Эмоции: коммуникативные, пугнические, гностические, эстетические.

2. Юбилейный концерт.

Цель - обогатить историко-культурные знания.

Потребность - приобщиться к культурно-эстетическим ценностям прошлого или настоящего своего народа.

Эмоции: коммуникативные, романтические, гностические, эстетические.

3. Документально-публицистический проект.

Цель - пропаганда социокультурных норм поведения.

Потребность - приобрести опыт социальной активности.

Эмоции: альтруистические, коммуникативные, гностические.

4. Историко-просветительский проект.

Цель - обогатить зрителей/слушателей достояниями национальной культуры и искусства.

Потребность - удовлетворить потребность в прекрасном в жизни и искусстве.

Эмоции: альтруистические, коммуникативные, гностические, эстетические.

5. Арт-педагогический проект.

Цель - предупредить негативные влияния антиобщественных явлений на подростков. Потребность - проявить социальную активность.

Эмоции: альтруистические, коммуникативные, пугнические, гностические,

эстетические.

Таким образом, овладение режиссёрами «эмоциональным инструментарием» не только обогащает их когнитивную компетенцию и развивает креативные (прогностические) способности, но и способствует формированию гуманистического

НАУКА. ИСКУССТВО. КУЛЬТУРА

Выпуск 4(8) 2015

сознания режиссёров-постановщиков в направленности на «умные эмоции»

(JI.C. Выготский) и «ценные эмоции» (Б.И. Додонов).

Список литературы

1. Алефиренко, Н.Ф. «Живое» слово: Проблемы функциональной лексикологии: монография / Н.Ф. Алефиренко. - М., 2009. - 344 с.

2. Виноградов, С. «Театр - это таинство без надувательства» / С. Виноградов // Русский Мир.Яи Журнал о России и Русской цивилизации. - М., 2015. Апрель, № 1, с. 82-85.

3. Выготский, Л. С. Психология искусства / Л. С. Выготский. - М., 2001. - 211 с.

4. Интерпретация текстов искусства. Учебное пособие / Под ред. Е.Р. Ядровской. - СПб., 2011. -196 с.

5. Искусство и педагогика. Хрестоматия. / Сост. М.А. Верб. - СПб: Образование, 1995. - 293 с.

6. Иссерс, О.С. Речевое воздействие: учебн. пособие / О.С. Иссерс. - 3-е изд., перераб. - М., 2013. -240 с.

7. Лотман, Ю.М. Структура художественного текста / Ю.М. Лотман. Об искусстве. - СПб., 1998. -288 с.

8. Петрушин, В.И. Психология и педагогика художественного творчества: Учебное пособие для вузов / В.И. Петрушин. - 2-е изд. - М., 2008. - 490 с.

9. Радбиль, Т.Б. Основы изучения языкового менталитета: учебн. пособие / Т.Б. Радбиль. - М., 2010. - 328 с.

10. Яхонтов, В.Н. Театр одного актёра / В.Н. Яхонтов. - М., 1958. - 455 с.

THE EXPRESSIVE MEANS OF THEATRICAL PERFORMANCES AND FESTIVALS AND THEIR IMPACT ON THE SPECTATORS

T.K. Donskaya1-*, I.V. Goliusova2)

Belgorod state institute of arts and culture 1)e-mail: [email protected] 2)e-mail: [email protected]

The article is about the expressive means and socio-cultural functions of theatrical mass representations and holidays. The authors point out the opportunities of expressive means of theatrical performances and festivals from the point of view of their impact on thinking, consciousness, feelings, and behavior of spectator and listeners.

Keywords: art, language of art, the function of art, expressive means of theatrical performances and

Современный зритель воспитан на впечатлениях, рождаемых визуальной культурой, динамичность которой является своеобразной эволюцией воображения, формирующей новые представления о формах и способах взаимодействия с художественной культурой.

Для театра актуальными задачами сегодня являются: инновационные режиссерские идеи, синтез видов искусств и проникновение современных компьютерных технологий в театр, которые требуют обновления облика спектакля и его сценографического решения.

Охарактеризовать типологические приемы использования метафоры в системе выразительных средств в сценографии, необходимые режиссеру и художнику для создания театрального действа.

Вопросы метафоры рассматриваются современными научными школами. Актуальным является рассмотрение проблемы метафоры в языке тетра и языке сцены, в контексте полисемических представлений авторов концепций. Которые представлены как теоретиками, так и практиками современного театра и сценографического искусства.

В 1931-1941 гг. в работах ученых-структуралистов Пражского лингвистического кружка впервые появились примеры применения общетеоретических постулатов семиотики к феномену театра. Основателями нового направления были О. Зих, Я. Мукаржовский, П.Г. Богатырев. В последующие годы Р. Барт разработал семиотическую концепцию внелингвистического языка искусства, сформулировал понятие системы знаков и структуры мифа. А. Юберсфельд в книге «О театре», представляет аналитическую концепцию представления о знаке в театре, где обобщает частные исследования семиотической теории театра.

Интеграционная концепция представителей польской семиологической школы рассматривающих многогранность театрального знака – представлена в обзоре современной теории драмы голландского исследователя Алоизия Ван Кестерна.

В работе Г.Г. Почепцова «История русской семиотики до и после 1917 года» рассматривается коммуникативность театральных процессов, семиотическое многоязычие, характекные для театра.

Рассматриваемая нами проблема: метафора как выразительное средство в сценографии включает три составляющих:

· значение семиотического знания в искусстве;

· использование метафоры в режисуре театральних представлений

Особенности состояния научного знания в информационную эпоху обеспечивают опережающие темпы развития интеграционных отраслей знания. В гуманитарном цикле наук, семиотика с точки зрения информационной насыщенности занимает лидирующие позиции. Одним из целевых назначений этой науки является формирование основы для классического знания, базирующегося на эмпирическом опыте.



Семиотический анализ современного театрального искусства рассматривает сценическое действие как особенный язык театра, который выражает ряд условностей по отношению к искусству и к реальности, и является источником передачи семантической информации. Язык театра и язык сцены в культуротворческой среде, является составляющим системы процесса коммуникации. Усложнение методологии театральной среды приводит к необходимости поиска новых структурных особенностей сценической композиции.

Режиссер и театральный художник создают в представлениях полнокровный и многогранный мир эстетических ценностей, в которых ведущими выразительными средствами, создающими особый язык театрализации, выступают символ, метафора, аллегория. Поэтическое, документальное и философское звучание таких представлений требует от своих создателей знания закономерностей использования иносказательных выразительных средств и их отличия друг от друга.

Понятие символ наделено огромным множеством значений которые потенциально присутствуют в каждом символическом образе. Символ может входить и в метафорическое построение, но оно для него не обязательно. Формальное отличие символа и метафоры в том, что метафора создается как бы «на наших глазах»: мы видим, какие именно слова, понятия сопоставлены, какие их значения сближаются, чтобы породить новое.

Использование символов и ассоциаций в решении каждого эпизода представления должно нести в себе огромную смысловую нагрузку, а не быть лишь иллюстрацией. Тогда каждая деталь на сцене превращается в реалистический символ, помогающий поэтическому осмыслению режиссером реального жизненного материала и созданию на его основе образно-метафорического строя требующего максимальной чистоты, точности, конкретности выразительных средств.



Выразительным средством эмоционального воздействия является метафора, принцип построения которой состоит из сравнения предмета с каким-либо другим предметом на основании общего для них признака.

Различаются три типа метафор:

Метафоры сравнения, в которых объект прямо сопоставляется с другим объектом;

Метафоры загадки, в которых объект «замаскирован» под другой объект;

Метафоры, в которых объекту приписываются свойства других предметов.

Режиссер и художник могут использовать метафору как средство построения сценических образов. Всякая метафора рассчитана на небуквальное восприятие и требует от зрителя умения понять и почувствовать создаваемый ею образно-эмоциональный эффект. Еще в конце ХІХ века французский поэт и драматург Альфред Жарри (гротескная кукольная драма «Король Убю») начал переводить словесную метафору на пластический язык сцены с целью создания образного строя, поэтического углубления мысли, позволяющее режиссеру довести решение спектакля до философского обобщения.

В современной сценографии можно определить такие типологические приемы использования метафоры в языке театрализации:

Метафора оформления, в которую входят: планировка, конструкция, оформление, детали, свет. Их соотношения могут выражать основную семантику спектакля.

Метафора пантомимы, где материалом выразительного языка является знак. Содержание действия, весь классический «текст» это непрерывная цепь логически выстроенных по форме, емких и ясных по содержанию знаков. Метафора пантомимы становится обобщающим художественным образом, если в ее действии заложена – борьба, динамика, образная пластика, монументальность.

Метафора мизансцены для которой необходима тщательная разработка пластических движений и словесного действия для создания обобщенного художественного образа.

Метафора в актерской игре являющаяся образным средством театральной выразительности. Режиссер создает образы больших обобщений, Индивидуализированные образы наполняются гротеском.

Использование метафоры в сценографии театра необходимо для решения режиссером и художником новых задач. Через прием и форму зритель должен воспринимать содержание и, воспринимая его, не должен замечать тех средств, которые это содержание доносят до его сознания и формируют активное отношение к получаемой сценической информации.

В современной театральной жизни богатой многоплановостью и многовариантностью зритель может оказаться в состоянии недопонимания. Средства иносказания, как в режиссуре, так и в сценографии должны быть неразрывно связаны с «жизненным опытом» театрального зрителя, обуславливаться этим опытом, быть понятными и способствовать дальнейшему художественному, интеллектуальному развитию и эволюционированию мировоззрения.

Результаты проведенного исследования дают возможность в дальнейшем исследовании сосредоточить внимание на проблеме – «композиционная организация сцены».

Технические средства как элемент сценографии.

СЦЕНОГРА́ФИЯ – искусство создания зрительного образа зрелищного представления посредством декораций, костюмов, света и цвета, бутафории, реквизита и постановочной техники. Все художественно-декоративные и технические средства, которые используют клубные учреждения в реализации сценарно-режиссерского замысла той или иной программы, мероприятия, рассматриваются сценографией как элементы, создающие единую художественную форму этой программы. Сценография, разрабатывая концепцию мероприятия в целом, как бы объединяет в ее рамках все основные компоненты, из которых создается целостная форма: действие участников и игра исполнителей, а также сценарно-режиссерское решение, художественно-декоративное, световое, звуковое решения. Речь идет не только о решении сценической площадки, но и всего пространства: сцены, зрительного зала, фойе, клубного здания и подходов к нему. При этом все доступные средства ориентируются на решение главной задачи - создание художественно цельного мероприятия с оптимальной средой внутри аудиторного межличностного общения. Таким образом, основными элементами сценографии выступают: художественно-декоративное решение интерьера и сценического пространства, техника сцены, световое, звуковое решения и конечно же костюмы. Основная особенность клубной сценографии, ее отличие от сценографии театра заключаются не в создании сценической среды для актеров, а в достижении оптимальных условий для жизнедеятельности собравшихся вместе людей, являющихся одновременно и участниками, и зрителями мероприятия. Это значит, что к любому выразительному средству предъявляется требование функциональной целесообразности, т. е. с какой сценарно-режиссерской функцией оно введено в данное мероприятие. Если исходить из того, что любое культурно-массовое мероприятие проходит три основных этапа создания (сценарий-режиссура-исполнение), то комплексное использование ТС предполагает прежде всего использование их либо непосредственно как средств художественной выразительности на каждом из этих этапов, либо как средств оптимизации действия. Каждому этапу свойственны свои выразительные средства, и творческий работник должен ясно представлять возможности ТС в них. Деталь в любом мероприятии, с которым взаимодействуют реальные участники и исполнители, является важнейшим элементом внешней формы кждой творческой постановки. В зависимости от жанра мероприятия и степени его театрализованности деталями могут быть реальные предметы, взятые из жизни, или бутафорские, лишь отдаленно напоминающие их. Этим определяется качество детали, Она может существовать непосредственно или быть опосредованно представленной в виде слайда, голографии, киноролика, фотографии и т. п. Технические средства фиксации факта имеют целый ряд преимуществ перед другими. Во-первых, они имеют большую так называемую «информационную емкость» (например, слайдовый портрет в цвете дает мгновенную информацию о человеке сразу по нескольким параметрам: возраст, внешность, настроение, характер и т. д.). Во-вторых, ТС имеют одинаковую способность к передаче как рациональной, так и эмоциональной информации. Это важно в том отношении, что средства фиксации факта, попав в сценарий, становятся одновременно и средствами воздействия на аудиторию, которой всегда интересней «смотреть факты», чем слушать рассказ о них. Поэтому уже на этапе сбора и отбора фактического материала для будущего сюжета при помощи средств фиксации материалу придается необходимая окраска, различная интерпретация. Таким образом, ТС повышают оперативность и качество фиксации факта, эффективность сбора материала; ТС позволяют фиксировать факты в различных ракурсах; на различном фоне, выдвигая на первый план самое характерное, наиболее значимое для нас, т. е. позволяют уже на этапе сбора фактов передавать авторское видение материала, показывать местный материал под необычным углом зрения. Аудиовизуальный характер ТС значительно расширяет возможности использования в этих целях так называемого «эффекта узнавания». Ведь персонажи и обстоятельства в зрительном и слуховом восприятии аудитории предстают такими, какими их знают, «как в жизни». А чем больше в условиях массового мероприятия происходит узнавание на экране или в эфире фактического материала, тем больший интерес этот материал вызывает, тем слабее критическое отношение к той идее,- которую тот материал несет или мотивирует. Исключительную важность в сюжетно-композиционной обработке материала имеет процесс поиска удачного сценарного хода, т. е. того способа ведения рассказа, изложения сюжета, который проходит через все театрализованное мероприятие, лежит в основе всей его структуры. Он оказывает существенное влияние практически на все элементы театрализации, а нередко даже выполняет функцию самого сюжета. Трансформация какого-то светозвукотехнического эффекта в контексте развития театрализованного действия может выполнять функцию своеобразного сценарного хода (приема), проходящего через все мероприятие и определяющего его композиционное построение, или выступать в качестве обобщенного образа.

Основное выразительное средство сценического искусства - действие. Цель действия - изменить, переделать предмет, на который направлено действие. В актерском искусстве очень важны психофизические действия, из которых складывается актерская игра. Действия могут быть внутренними (направлены на себя) и внешними (направлены на партнера или на предмет). Действия на сцене выполняются актерами. Это главный выразитель актерского искусства. Все в театре выражается через него. Он говорит со сцены от лица автора, режиссера, целого коллектива, поэтому важны в его работе основные выразительные средства актерского мастерства: слово, голос, движение, пластика. Слово играет огромную роль в искусстве актера. Слово - главный выразитель мысли. Грамотная выразительная речь способна передать всю сложность духовного облика современного человека. Богатый выразительностью голос может передать разные нюансы. Слово - орудие действия. Выразительность сценического движения также очень важна в работе актера. Мимика, жест. Природа актера - виртуозное владение своим телом. Через позу, жест, движение актер должен уметь выражать внутреннее содержание. Плавность и непрерывность движения создают пластичность. Очень важен психологический жест, который должен быть волевым, активным, четким, масштабным, рельефным. Вспомогательными выразительными средствами являются грим, парик, наклейки, костюм, которые подчеркивают и дополняют по смежности или контрасту образ. К выразительным средствам театра относятся: музыка, свет, грим, мизансцена. Атмосфера, художественное оформление, композиция, ритм и т.д. Воздействие музыки на человека чрезвычайно велико, благодаря ее сценическим свойствам. Она способна отобразить чувства человека, явления внешнего мира, социальные конфликты, героические поступки и т.д. Это сильнейшее выразительное средство театра. Свет также является одним из сильнейших средств выразительности театра. Свет должен взаимодействовать с фактурой одежды сцены, костюмов. Свет способствует созданию сценической атмосферы. Атмосферу образуют актер и предлагаемые обстоятельства, в которых он находится. Главный выразитель атмосферы - актер. Через атмосферу выражается идея спектакля, выражаются ритмы сценической жизни, с ней связаны характеры действующих лиц и их отношения. Миссия атмосферы - спасти душу театра от механизации. Костюм должен подчеркивать образ это решение образа, в котором отображены биография человека, характер, национальность, характерные черты времени. Очень важно, чтобы грим был не просто внешним косметическим средством, а внутренним психологическим содержанием образа. Еще одним очень важным выразительным средством театра является художественное оформление, с помощью которого обдумывается решение занавеса, возможность вращающейся сцены, ее приподнимания, использования люков и т.д. Интерьер должен соответствовать характеру действующих лиц. Художник должен уметь образно раскрыть пьесу. Таким образом, выразительных средств очень много.

2. Основные средства выразительности театрального искусства

Декорация

Костюм театральный

Шумовое оформление

Свет на сцене

Эффекты сценические

Литература

1. Понятие о декорационном искусстве как средстве выразительности театрального искусства

Декорационное искусство - является одним из важнейших средств выразительности театрального искусства, это искусство создания зрительного образа спектакля посредством декораций и костюмов, освещения и постановочной техники. Все эти изобразительные средства воздействия являются органическими компонентами театрального представления, способствуют раскрытию его содержания, сообщают ему определенное эмоциональное звучание. Развитие декорационного искусства тесно связано с развитием театра и драматургии.

В древнейших народных обрядах и играх присутствовали элементы декорационного искусства (костюмы, маски, декоративные занавеси). В древнегреческом театре уже в 5 в. до н. э., помимо здания скены, служившего архитектурным фоном для игры актеров, существовали объемные декорации, а затем были введены и живописные. Принципы греческого декорационного искусства были усвоены театром Древнего Рима, где впервые применен занавес.

В период средневековья первоначально роль декоративного фона играла внутренность церкви, где разыгрывалась литургическая драма. Уже здесь применяется основной, характерный для средневекового театра принцип симультанной декорации, когда все места действия показываются одновременно. Этот принцип получает дальнейшее развитие в основном жанре средневекового театра - мистерии. Наибольшее внимание во всех видах мистериальной сцены уделялось декорации "рая", изображавшегося в виде беседки, украшенной зеленью, цветами и плодами, и "ада" в виде раскрывающейся пасти дракона. Наряду с объемными декорациями использовались и живописные (изображение звездного неба). К оформлению привлекались искусные ремесленники - живописцы резчики, позолотчики; первыми театр. Машинистами были часовщики. Старинные миниатюры, гравюры и рисунки дают представление о различных типах и приемах постановки мистерий. В Англии получили наибольшее распространение постановки на педжентах, представлявших собой передвижной двухэтажный балаган, установленный на телеге. В верхнем этаже разыгрывалось представление, а нижний служил актерам для переодевания. Подобный круговой или кольцевой тип устройства сценической площадки позволял использовать для постановки мистерий сохранившиеся от антической эпохи амфитеатры. Третьим типом оформления мистерий являлась так называемая система беседок (мистериальные представления 16 в. в Люцерне, Швейцария, и Донауэшингене, Германия) - разбросанных по площади открытых домиков, в которых развертывалось действие эпизодов мистерии. В школьном театре 16 в. Впервые встречается расположение мест действия не по одной линии, а параллельно трем сторонам сцены. AAAAAAAAAAAAAAAAAAAAAAAAAAA

Культовая основа театральных представлений Азии обусловила господство в течение ряда веков условного оформления сцены, когда отдельные символические детали обозначали места действия. Отсутствие декораций восполнялось наличием в отдельных случаях декоративного фона, богатством и разнообразием костюмов, гримов-масок, цвет которых имел символическое значение. В феодально-аристократическом музыкальном театре масок, сложившемся в Японии в 14 в., был создан канонический тип оформления: на задней стенке сцены, на отвлеченном золотом фоне изображалась сосна - символ долголетия; перед балюстрадой крытого мостика, расположенного в глубине площадки слева и предназначавшегося для выхода актеров и музыкантов на сцену, помещались изображения трех небольших сосен

В 15 - нач. 16 вв. в Италии появляется новый тип театрального здания и сцены. В оформлении театральных постановок принимали участие крупнейшие художники и архитекторы – Леонардо да Винчи, Рафаэль, А. Мантенья, Ф. Брунеллескии др. Перспективные декорации, изобретение которых приписывается (не позднее 1505) Браманте, были впервые использованы в Ферраре художником Пеллегрино да Удине, а в Риме - Б. Перуцци. Декорации, изображавшие вид уходящей в глубину улицы, писались на холстах, натянутых на рамы, и состояли из задника и трех боковых планов с каждой стороны сцены; отдельные части декораций выполнялись из дерева (кровли домов, балконы, балюстрады и т. д.). Необходимое перспективное сокращение достигалось с помощью крутого подъема планшета. Вместо симультанных декораций на ренессансной сцене воспроизводилось одно общее и неизменное место действия для спектаклей определенных жанров. Крупнейший итальянский театральный архитектор и декоратор С. Серлио выработал 3 типа декораций: храмы, дворцы, арки - для трагедий; городская площадь с частными домами, лавками, гостиницами - для комедий; лесной пейзаж - для пасторалей.

Художники Ренессанса рассматривали сцену и зрительный зал как единое целое. Это проявилось в создании театра "Олимпико" в Виченце, построенного по проекту А. Палладио в 1584; в этом т-ре В. Скамоцци соорудил пышную постоянную декорацию, изображавшую "идеальный город" и предназначенную для постановки трагедий.

Аристократизация театра в период кризиса итальянского Возрождения привела к преобладанию в театральных постановках внешней эффектности. Рельефная декорация С. Серлио сменилась живописной декорацией в стиле барокко. Феерический характер придворного оперно-балетного спектакля в конце 16 и в 17 вв. обусловил широкое использование театральных механизмов. Изобретение телариев - трехгранных вращающихся призм, обтянутых разрисованным холстом, приписываемое художнику Буонталенти, позволило осуществлять перемены декораций на глазах у публики. Описание устройства таких подвижных перспективных декораций имеется в трудах немецкого архитектора И. Фуртенбаха, работавшего в Италии и насаждавшего в Германии технику итальянского театра, а также у архитектора Н. Саббатини в трактате "Об искусстве строить сцены и машины" (1638). Усовершенствование техники перспективной живописи дало возможность декораторам создавать впечатление глубины без крутого подъема планшета. Актеры могли полностью использовать пространство сцены. В нач. 17 в. появились кулисные декорации, изобретенные Дж. Алеотти. Были введены технические приспособления для полетов, система люков, а также боковые портальные щиты и портальная арка. Все это привело к созданию сцены-коробки.

Итальянская система кулисных декораций получила распространение во всех странах Европы. В сер. 17 в. в придворном венском театре барочные кулисные декорации были введены итальянским театральным архитектором Л. Бурначини, во Франции известный итальянский театральный архитектор, декоратор и машинист Дж. Торелли с изобретательностью применил достижения перспективной кулисной сцены в придворных постановках оперно-балетного типа. Испанский театр, сохранявший еще в 16 в. примитивную ярмарочную сцену, усваивает итальянскую систему через итальянского худ. К. Лотти, работавшего в придворном испанском театре (1631). Городские публичные театры Лондона сохраняли долгое время условную сценическую площадку шекспировской эпохи с делением на верхнюю, нижнюю и заднюю сцены, с выдающимся в зрительный зал просцениумом и скудным декоративным оформлением. Сцена английского театра давала возможность быстро осуществлять смену мест действия в их последовательности. Перспективная декорация итальянского типа была введена в Англии в 1-й четв. 17 в. театральным архитектором И. Джонсом в постановке придворных спектаклей. В России кулисные перспективные декорации применялись в 1672 в представлениях при дворе царя Алексея Михайловича.

Искусство охватывает все стороны человеческого бытия, осваивая его различными способами, средствами, методами в различных формах. Уже в XVIII в. французские энциклопедисты источник многообразия искусств находили в различии художественных средств, которыми пользуются музыканты, поэты, художники. Каждый вид искусства пользуется своим комплексом специфических средств передачи действительности, явлений, событий, идей, образов, чувств и настроений людей.

Архитектура, живопись и скульптура – это пространственные виды искусства, обладающие специфическим набором средств отражения мира.

1. Архитектура – это искусство формирования пространства и объемов по законам красоты при строительстве зданий и сооружений, призванных обслуживать потребности человека в различных сферах жизни. В архитектуре произведение обретает художественность только тогда, когда с помощью архитектурных риторических фигур, метафор – ордерной системы (дорический, ионийский, коринфский ордера), геометрических конструкций , орнамента, фресок, рельефов, скульптуры – здание обретает «стилистическую маркированность ».

Специфика архитектурного образа определяется различными художественными средствами, а также композицией и ансамблем. Для архитектурных произведений важна вписанность в природный или городской пейзаж. Формы архитектуры обусловлены природно (зависят от географических, климатических условий, ландшафта, интенсивности солнечного света, сейсмической безопасности), социально (уровень культурных запросов общества) и экономически (уровень и особенности развития техники).

Архитектура существует в синтезе с декоративным искусством, с монументальной живописью (фреска) и скульптурой. Масштаб сооружения семиотически значим, и во многом определяет характер художественного образа, его монументальность или интимность. Важные средства выразительности архитектуры – ритм , соотношение объемов, линий.

Конфигурации архитектурных форм несут особую смысловую нагрузку: куб – воплощение идеи устойчивости, равновесия; параллелепипед – образ устремленности к небу; П- образные композиции (арки) – образ объединения пространств, входа и выхода из определенного пространства (ворота) ; цилиндр, ротонда – форма, соединенная во всех ракурсах, – символ вечности, круговорота, божественного; сегмент – образ делимости пространства; полусфера – образ неба, который часто применяется в храмах как символ высшего покровительства, в пантеонах, планетариях.

2. Изобразительное искусство . Средства изобразительного искусства – это рисунок, цвет, свет, фактура, светотень, линия, перспектива, возможность применения различных ракурсов, объем, пропорции.

Живопись – изображение на плоскости картин реального мира, преобразованных творческим воображением художника. Это искусство передавать трехмерное пространство в двухмерном с помощью красок, наложенных особым способом, штрихов, линий, светотеневых соотношений.

Цвет – главное средство выразительности живописи. С помощью красок создается эффект внутреннего освещения картины, оттенков цветов и тени. Чтобы передать третье измерение, – глубину картины, – художники используют прямую перспективу, изображают крупными и яркими ближние предметы и меньшими – более отдаленные. В графике это передается с помощью линий и штрихов. Древнерусская живопись использовала обратную перспективу – способ, при котором по мере удаления от наблюдателя зрительные лучи расходятся. В ХIХ в.углубился процесс размежевания живописи и графики. Импрессионисты на первое место вывели цвет, отодвинув на второй план линию (Ван Гог, Ренуар, Клод Моне).

В ХХ в. под влиянием фотографии, кино, телевидения, разнообразия жизненных впечатлений характер живописи меняется в сторону интеллектуализации и психологизации. Акцент перемещается с требования передачи объективного мира на видение художника.

Прикладное искусство – изготовление предметов быта, предметов роскоши, ювелирных изделий из различных материалов (дерева, ткани, металла, кожи и т.д.). Декоративное искусство – фрески на штукатурке, камне и т.п., рельефы, барельефы, горельефы.

3 . Скульптура – это пространственное изобразительное искусство, осваивающее мир в пластических образах, запечатлевающихся в материалах, способных передать жизненный облик явлений. Выразительные средства скульптуры – это пластический объем, силуэт, пропорции. Выразительные возможности скульптуры позволяют передать любые образы мира, характер и внутренний мир человека, выразить его своеобразие и неповторимость.

Скульптурные изображения высекают из мрамора, гранита, вырезают из дерева, лепят из глины, льют из бронзы и различных сплавов. Скульптура способна передать пластику движений. Ярчайшими образцами этого являются «Пьета» и «Умирающий раб» Микеланджело, памятник Петру I работы Фальконе.

Временные виды искусства включают в себя литературу, музыку, танец .

1. Литература – это искусство, которое эстетически осваивает мир в художественном слове. Главные средства литературы – слово, искусство речи, текста, которые в нашем сознании превращаются в художественное произведение, когда слова создают образ, эмоционально насыщенную картину. Литература – это слово, одушевленное мыслью . Слово – главный строительный материал литературного образа. Образность заложена в основе языка, который вбирает в себя весь исторический опыт народа и становится формой мышления.

Слово способно передать много. Гегель назвал его самым пластичным материалом, непосредственно принадлежим духу . Благодаря гибкости и безграничным выразительным возможностям слова литература способна вбирать в себя элементы художественного содержания любого искусства. На язык литературы можно перевести образы других искусств: танца в «Войне и мире» Л.Н.Толстого, архитектуры в «Соборе Парижской Богоматери» В.Гюго, скульптуры в «Медном всаднике» А.С.Пушкина. Литература метафорична.

2. Музыка – это отражение реальной действительности, эмоциональных переживаний, окрашенных чувством мыслей через звуки особого рода, в основе которых лежат обобщенные интонации человеческой речи. Лев Толстой метко называл музыку «стенографией чувств».

Важнейшее средство выразительности музыки – звуки. Музыкант подражает звукам, шумам, интонациям, модуляциям голосов. Однако, музыка создает звуки особого рода, которых нет в природе. Основа музыки – ритм и гармония, в соединении дающие мелодию. Музыка по своей природе динамична. Это не только звуки, но и движения этих звуков, их поток, текущий во времени и выражающий всю гамму человеческих переживаний.

Важнейшие элементы и выразительные средства музыкального языка – мелодико-интонационный строй. Композиция, гармония, оркестровка, ритм, тембр, динамика. Иногда к собственно музыкальным интонационным средствам добавляется имитация – звук рожка, свисток паровоза, пушечный выстрел, стук копыт или колес. Музыка создает эмоциональные образы, рисует эмоциональные картины прошлого, настоящего, будущего.

3 . Танец – это мелодичное и ритмичное движение, раскрывающее характеры, настроения, чувства, мысли людей. Это искусство материализации звука в движении. Танец создает хореографический образ из музыкально-ритмичных выразительных движений, дополняемых иногда пантомимами, специальными костюмами и вещами (косынками, оружием, посудой). Танец подражает жестикуляции человека, характеру движения, походке. Искусство танца веками шлифовало и обобщало эти выразительные движения. В результате возникла система хореографических движений, художественно выразительный язык пластики человеческого тела.

Танец всегда национален. Он выражает душу народа. Национальные танцы складывались веками у каждого народа свои. Классический танец – балет – сложился примерно в эпоху Ренессанса. В 1661 г. во Франции была создана королевская академия танца, разработавшая систему классической хореографии.

Литература (стихи, песня), музыка , танец стали основой формирования синтетических искусств театральных (комедия, трагедия, драма, балет, опера, оперетта) искусств и киноискусства .

1. Театр – это вид искусства, художественно осваивающий мир через драматическое действие, осуществляемое актерами на глазах у зрителей. Станиславский определил природу театра как действие. Театр – это энергия, выраженная в действии и реализующаяся через слово. Театр диалогичен. Он воздействует на зрителя в двух формах: 1) эффект присутствия и 2) катарсис . Это усугубляет духовное воздействие. Театр – искусство личности и особый вид коллективного творчества, объединяющего усилия драматурга, режиссера, художника, композитора, актеров.

Важнейшее изобразительное средство – игра в жизнь на сцене. Актерское мастерство требует особого таланта – наблюдательности, внимания, умения отбирать и обобщать жизненный материал, а также фантазии, памяти, темперамента, средств выразительности (дикции, интонационного разнообразия, мимики, пластики, жестов).

Вербальная основа театра – драма – жанр, в который встроены театральные механизмы. Как синтетический вид искусства театр включает в себя музыку, танец, прикладное искусство (реквизит, утварь, костюмы) а также живопись, скульптуру, архитектуру (декорации).

2. Кино – это искусство ХХ в. Развитие кино обусловлено достижениями науки, техники и традиционных искусств: романа, живописи, театра. Кино передает динамику эпохи. Оперируя временем, оно способно передать стремительную смену событий в их внутренней логике.

Синтетическое искусство кино включает в себя как составные органические элементы литературу (сценарий, тексты песен), живопись (декорации, костюмы, мультипликацию), театр (игра актеров, их искусство перевоплощения), танцы и музыку. Зрительное действие в кино преобладает над словесным. Киносценарист свободен от ограниченности сцены. Киноискусству доступны любые явления, временные и пространственные масштабы. Кино способно передать смысловую связь событий, движение ритма жизни, внутренний мир героев, память, мысли (Ф. Феллини), жизнь подсознания (И. Бергман), тайны бытия (А. Тарковский).

Богаты и разнообразны выразительные средства кино: монтаж (С. Эйзенштейн), подвижность расстояния между зрителем и зрелищем. Д. Гриффит открыл крупный план, есть еще средний и общий. Играет роль смена угла зрения на фиксируемое камерой событие. Кино эволюционирует под влиянием развития техники и новых художественных средств: звуковое кино – цветное – стереокино – голография – 3D изображение.

Итак , искусство как способ выражения бытия постигает различные его сферы, используя для этого широкий спектр изобразительных средств. Искусство по своей природе созвучно человеку неповторимостью и уникальностью своих образов. Настоящее искусство – есть сосредоточие прекрасного. Оно призвано одухотворять внутренний мир личности, гуманизировать общество, очеловечивать научно-технический прогресс, формировать надежный иммунитет к безобразному и низменному.




Психология