Чехов, Антон Павлович - Врачебное дело в России: материалы к диссертации. Антон чехов - дневниковые записи Чеховские записи к исследованию врачебное дело

Задание 18

Вариант 1

Расставьте знаки препинания:

1.Постепенно (1) вырос город (2) в названии (3) которого (4) сохранился (5) аромат окружавших его красных боров.

2.Каждая книга (1) изучать (2) которую (3) вам предстоит в течение учебного года (4) представляет собой сокровищницу знаний.

3.Ударил гром (1) раскаты (2) которого напоминали мне (3) звук страшного землетрясения.

4 . В так называемую Большую семёрку стран Запада (1) на долю (2) которой (3) приходилось около половины мирового промышленного производства (4) входили четыре европейские страны, США, Япония
и Канада.

5.Среди первых русских князей (1) образы которых (2) овеяны преданиями и легендами (3) одно из почётных мест принадлежит князю Олегу.

6.Из сеней дверь вела прямо на кухню (1) к левой стене (2) которой (3) прилепилась одним боком большая русская печь.

7.Роман (1) стержнем (2) которого (3) является любовная история Маши Мироновой и Петра Гринёва (4) стал подлинно историческим произведением.

8.Немного позже (1) Чурсины позвонили по телефону (2) номер (3) которого (4) они узнали в справочной службе (5) и отменили вызов врача.

9. Психологический портрет героя литературного произведения (1) примером (2) которого является (3) описание Маши Мироновой в повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка» (4) призван раскрыть внутренний мир героя через его внешность.

10. Каждый писатель является психологом (1) в задачи (2) которого (3) входит понимание мотивов поступков героя и раскрытие его души.

Задание 18

Вариант 2

Расставьте знаки препинания:

1.В сокровищнице русского искусства (1) одно из самых почётных мест принадлежит И.И. Шишкину (2) с творчеством (3) которого (4) связана история отечественного пейзажа второй половины XIX столетия.

2.Посадки махровых маргариток (1) декоративность (2) которых с годами (3) снижается (4) принято возобновлять через три-четыре год

3. «Капитанская дочка» представляет собой (1) записки Петра Гринёва (2) основой (3) которых (4) стал рассказ о событиях пугачёвского бунта.

4.Эта мысль (1) принадлежит прозаику (2) имя (3) которого (4) уже давно известно читателям.

5.Путешественники Блейт и Риджуэй (1) пересекли Атлантику на рыбацкой лодке (2) единственным оборудованием (3) которой (4) были две пары вёсел.

6.Софья Николаевна зашла в гостиную (1) сквозь стеклянные двери (2) которой (3) был виден (4) опустевший сад.

7.Раскольникову (1) больше по сердцу Сеннáя площадь (2) в окрестностях (3) которой (4) влачат нищенское существование бедняки.

8.Среди колокольчиков (1) в семействе (2) которых (3) только в Северном полушарии насчитывается около 250 разновидностей (4) есть много низкорослых сортов.

9.В 1820-х годах для дворянских юношей (1) были созданы юнкерские школы (2) воспитанники которых (3) назывались юнкерами

10. С каждым новым прочтением поэмы А.А. Блока «Двенадцать» (1) обнаруживаются всё новые и новые вопросы (2) дать ответы (3) на которые (4) может только время.

Задание 18

Вариант 3

Расставьте знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

1.Таруса небольшой городок на Оке (1) первые упоминания (2) о котором (3) в летописях (4) относятся к ХIII веку.

2.Фантастика (1) множество форм (2) которой (3) можно найти даже в «бытовых» произведениях Н.В. Гоголя (4) пронизывает всё творчество писателя.

3.Дискуссия это такой публичный диалог (1) в процессе (2) которого (3) сталкиваются (4) противоположные точки зрения.

4.Марина Цветаева пришла в русскую поэзию (1) в эпоху смены русского символизма новым направлением (2) приверженцы (3) которого (4) именовали себя акмеистами.

5.Перед исследователями дельфинов (1) были поставлены (2) интересные вопросы (3) ответы на которые (4) читатели найдут в следующих главах книги.

6.Опустевший дом (1) на всех предметах (2) которого (3) лежал отпечаток духа и характера хозяина (4) пробудил в Татьяне особые чувства.

7.Уровень сервиса (1) рассчитывается по двадцати параметрам (2) среди (3) которых (4) особенно важны (5) дружелюбие и компетентность продавцов.

8.Печорин (1) психологический портрет (2) которого (3) дал М.Ю. Лермонтов (4) был героем своего времени.

9.Успехи сыновей Иоганна Себастьяна Баха и других воспитанных им музыкантов (1) из числа (2) которых (3) вышло немало серьёзных профессионалов (4) свидетельствуют о таланте Баха-педагога.

Задание 18

Вариант 4

Расставьте знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

1.Есть особый комплекс упражнений (1) действие (2) которых (3) направлено на насыщение тканей организма (4) кислородом

2.Этика это не забытый склад ценностей, правил и норм, а знание (1) с помощью (2) которого (3) и принимаются ответственные решения.

3.Эстрадный блеск и элементы позирования (1) дань (2) которым (3) отдавали даже Ф. Лист и Н. Паганини (4) были органически чужды утончённой натуре Ф. Шопена.

4.В отделке кухни используют моющиеся обои или кафельную плитку (1) цвет (2) которых (3) должен гармонировать с цветом кухонной мебели.

5.Подчёркнуто духовному облику Ильинской (1) в чертах (2) которой (3) отражалось «присутствие говорящей мысли» (4) противопоставлен внешний портрет Пшеницыной с её «простотой» душевных движений.

6.Человек (1) ум (2) которого (3) не может подчинить себе душу (4) не способен ощутить полноту жизни.

7.Жимолость (1) плоды (2) которой (3) богаты витаминами и питательными веществами (4) отличается высокой зимостойкостью.

8.Килиманджáро бывший вулкан (1) кратер (2) которого (3) почти целиком (4) заполнен вечными льдами и снегами.

9.Скептицизм и неверие в высокие идеалы (1) характерны для молодого поколения (2) духовное становление (3) которого (4) пришлось на тридцатые годы XIX века.

10. Французскую поэзию (1) основу которой (2) составляли патриотические и вольнолюбивые настроения (3) исследователи рассматривают как идеологию революционного времени.

Задание 18

Вариант 5

Расставьте знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

1.Восточный сад (1) характерным признаком (2) которого (3) является простота (4) получает всё бóльшую популярность

2.Удачный композиционный приём (1) внимание к которому (2) привлёк ещё критик Страхов (3) автор использует (4) во всех других романах.

3.В русской речи существует богатый набор этикетных формул (1) многие из (2) которых (3) позволяют смягчить категоричность собственных утверждений и выразить согласие или несогласие с мнением оппонента.

4.Около деревьев можно посадить луковичные растения (1) яркие пятна (2) которых (3) ранней весной создают ощущение праздника.

5.Желудки с двумя самостоятельными отделами (1) в каждом из которых (2) выделяется (3) особый желудочный сок (4) отличают кашалотов от других китов.

6.В отличие от «Людмилы» В.А. Жуковского (1) сюжет (2) которой (3) мрачен и печален (4) его «Светлана» радостная баллада.

7.Писатели-неоромантики (1) в основе творчества (2) которых (3) лежал романтический разлад между действительностью и мечтой (4) противостояли символистам и реалистам.

8.В противоположность своей родственнице куркуме домашней (1) из корневищ (2) которой (3) делают (4) пряную приправу (5) сиамский тюльпан используется лишь для декоративных целей.

9.Чеховские записи к исследованию «Врачебное дело в России» (1) работа над которым (2) началась в 1884 году (3) были опубликованы только после смерти писателя.

10.Вариантная языковая норма предусматривает возможность свободного выбора вариантов (1) два (2) из которых (3) признаются допустимыми в современном языке.

Задание 18

Вариант 6

Расставьте знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

1.Для Нади теряет свой прямой смысл учёба (1) ради (2) которой (3) она собиралась ехать в Петербург.

2.Извилистые дорожки (1) плавные линии (2) которых (3) манят в глубину участка (4) делают сад загадочным.

3.В творчестве В.В. Маяковского романтические устремления личности (1) совпали с утопическими умонастроениями эпохи (2) глашатаем (3) которых (4) ему суждено было стать.

4.В печати не раз появлялись статьи (1) авторы (2) которых (3) пробуют объяснить загадки древней истории (4) с помощью гипотезы о космических пришельцах.

5.Особый напиток (1) в составе (2) которого (3) присутствуют природные молочнокислые микроорганизмы (4) вот уже две тысячи лет называется айран.

6.В «Тарусских страницах» (1) содержатся материалы о художнике В.Д. Поленове (2) усадьба (3) которого (4) находилась близ города Тарусы.

7.Специальные краски (1) в состав (2) которых (3) входит клей (4) предназначены для росписи по стеклу.

8.Громко и надоедливо (1) кричали грачи (2) гнёзда (3) которых сплошь усеивали верхушки берёз.

9.Научные интересы С.М. Бонди (1) сформировались ещё во время обучения в Петроградском университете (2) после окончания (3) которого (4) он был оставлен при кафедре.

10.Река (1) вдоль берега (2) которой (3) пошли туристы (4) круто сворачивала вправо.

Задание 18

Вариант 7

Расставьте знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых)
в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

1Леголенд (1) при строительстве (2) которого (3) было использовано почти 33 миллиона деталей конструктора «лего» (4) производит впечатление даже на взрослых.

2.Множество мыслей и чувств (1) сущность (2) которых (3) Константин
не мог передать окружающим (4) набралось у него во время уединения.

3.После долгой дороги (1) утомлённые путники напились из колодца (2) вода в котором (3) показалась им необыкновенно вкусной.

4.Подросток (1) должен научиться реагировать на новые для него ситуации (2) для разрешения (3) которых (4) нет готовых рецептов.

5.На полотне И.И. Шишкина «Среди долины ровныя» (1) изображён равнинный пейзаж средней полосы России (2) красота (3) которого (4) вызывает чувство спокойствия.

6.На земле (1) существуют холоднокровные животные (2) температура тела которых (3) зависит от температуры окружающей среды.

7.В сокровищнице русского искусства (1) одно из самых почётных мест принадлежит И.И. Шишкину (2) с именем (3) которого (4) связана история отечественного пейзажа второй половины XIX столетия.

8.В результате рыхления (1) возникает эффект насоса (2) благодаря (3) которому (4) почва хорошо обеспечивается воздухом.

9.После перенесённых испытаний (1) князь Андрей возвращается к семье (2) ценность (3) которой (4) в его теперешнем понимании неизмеримо высока.

10.Повесть «Мужики» относится к тем произведениям А.П. Чехова (1) отличительной чертой (2) которых (3) является художественный синтез жизненных явлений.

Задание 18

Вариант 8

Расставьте знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

1.Для хозяев вишнёвого сада 22 августа не только день продажи имения, но и точка отсчёта (1) по отношению (2) к которой (3) время делится на прошлое и будущее.

2.Во времена Моцарта (1) Зальцбург представлял собой столицу маленького княжества (2) во главе (3) которого (4) стоял зальцбургский архиепископ.

3.Сегодня в области охраны природы активно развивается направление (1) основой (2) которого (3) является экология наука о взаимоотношениях организмов со средой обитания.

4.В сокровищнице русского искусства (1) одно из самых почётных мест принадлежит И.И. Шишкину (2) с именем (3) которого (4) связана история отечественного пейзажа второй половины XIX столетия.

5.На солнечных участках (1) хорошо развивается дицентра (2) цветки (3) которой (4) напоминают перевёрнутую капельку или сердце.

6.Обычно (1) ирис (2) корневища которого (3) могут залегать довольно глубоко (4) высаживают на глубину 25 сантиметров.

7.Роза (1) первые упоминания (2) о которой (3) относятся к V веку до нашей эры (4) описана в древнеиндийских сказаниях.

8.Высаживают шалфей (1) на лёгких почвах (2) к питательности (3) которых (4) растение нетребовательно.

9.Некоторые полезные ископаемые (1) запасы (2) которых (3) не возобновляются (4) в ближайшее время могут исчезнуть с нашей планеты.

10.В средней полосе России (1) найдётся немало цветоводов-любителей (2) коллекциям пионов (3) которых (4) можно только позавидовать.

Задание 18

Вариант 9

Расставьте знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

1.На ровных участках (1) великолепный эффект достигается с помощью высоких клумб (2) стенки (3) которых (4) выложены из природного камня.

2.Потянулись часы (1) тягостного ожидания (2) в течение (3) которых (4) Мишка безуспешно пытался забыть все свои неприятности.

3.Ничто (1) не способно повлиять на человека (2) душа (3) которого (4) живёт с убеждением конечного торжества доброты и правды.

4.При лакировании (1) на поверхности изделия образуется прозрачная плёнка (2) через которую (3) просвечивают натуральный цвет и текстура древесины.

5Нам посчастливилось увидеть (1) древнеегипетскую ладью (2) серповидная форма (3) которой (4) заимствована у папирусных лодок.

6. После долгой дороги (1) утомлённые путники напились из колодца (2) вода в котором (3) показалась им необыкновенно вкусной.

7.Анна (1) часто руководствовалась (2) принципами (3) при помощи которых (4) она стремилась повелевать событиями.

8.Вокруг дома (1) густо росли кусты орешника (2) сквозь ветви которых (3) были видны окна комнаты и крыльцо (4) между ними.

9.Позже (1) Раскольников сталкивается с Лужиным (2) крайний эгоизм (3) которого (4) не останавливается перед разрушением чужой жизни.

10.По желанию государя на военный совет (1) были собраны люди (2) мнение (3) которых о предстоящих затруднениях (4) он желал знать.

Задание 18

Вариант 10

Расставьте знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

1.Учёные создали уникальный материал (1) гранулы (2) которого (3) обладают способностью (4) удерживать огромное количество влаги.

2.Говорящие фамилии это классицистический приём (1) благодаря (2) которому (3) автор (4) даёт героям меткую характеристику.

3.Знаменитый медный рудник около Нижнего Тагила это единственное по своему богатству и мощности месторождение малахита, за исключением Гумешевского рудника (1) запасы (2) малахита (3) в котором (4) уже давно исчерпаны.

4.Для хозяев вишнёвого сада 22 августа не только день продажи имения, но и точка отсчёта (1) по отношению (2) к которой (3) время делится на прошлое и будущее.

5.В естественных условиях (1) лучше всех выживают (2) ботанические тюльпаны (3) семена (4) которых (5) легко рассеиваются по степи.

6.Русский (1) относится к тем языкам (2) в которых (3) ударение играет очень важную роль для правильного понимания слов (4) при восприятии их на слух.

7.Победа приносит Василию Тёркину (1) глубокое внутреннее переживание (2) для выражения (3) которого (4) не нужна патетика.

8.Константин (1) увлечённо излагал идею новой книги (2) основу (3) которой (4) составляла критика всех старых сочинений о хозяйстве.

9.Однажды в Царском Селе (1) медвежонок сорвал цепь со столба (2) возле которого (3) была устроена его будка (4) и побежал в сад.

10.На полотне И.И. Шишкина «Среди долины ровныя» (1) изображён равнинный пейзаж средней полосы России (2) красота (3) которого (4) вызывает чувство спокойствия.

Задание 18

Вариант 11

Расставьте знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

1.А.С. Пушкин с молодой женой остановился у Демута (1) гостиница (2) которого (3) в то время считалась самой знаменитой в Петербурге.

2.При глубоком повреждении коры деревьев (1) обильно выделяется смолистый сок (2) в состав (3) которого входят скипидар, вода и смоляные кислоты.

3.А.С. Пушкин создал ряд художественных произведений (1) главные герои (2) которых (3) являются подлинно историческими личностями.

4.При производстве шёлка (1) особый состав наносится на ткань в виде геометрической фигуры (2) в пределах (3) которой (4) специальным составом пропитывается изделие

5.Чеховские мечты о будущей жизни говорят о высокой культуре духа, о новой прекрасной жизни (1) для создания (2) которой (3) нам надо (4) ещё тысячу лет работать, трудиться, страдать.

6. В отечественной научной и учебной литературе (1) часто приводятся латинские и греческие слова (2) корни (3) которых (4) легли в основу терминов.

7.Государь и генералы (1) отправились осматривать укрепления Дрисского лагеря (2) в удобности (3) которого (4) начинали сомневаться.

8.С первыми лучами весеннего солнца (1) крокусы спешат раскрыть навстречу ему свои «бокальчики» (2) в центре (3) которых (4) виден оранжевый пестик.

9.Нам понадобился проводник (1) в надёжности (2) которого (3) не было бы сомнений .

10.Позже (1) поэт узнал в подробностях трагедию целого поколения (2) лучшие люди (3) которого (4) были сосланы в Сибирь.

Задание 18

Вариант 12

Расставьте знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

1.Семья Шишкиных жила на высоком берегу Тоймы в доме (1) из окна (2) которого (3) была видна петляющая по заливным лугам река.

2.Вспоминается (1) молодая женщина (2) душевная слепота (3) которой (4) превратила её в «попрыгунью».

3.Печорин невольно подмечает человеческие недостатки (1) знанием (2) которых (3) он особенно гордится.

4.Учёные отмечают положительную роль конфликтов (1) эффективное управление (2) которыми (3) позволяет учесть (4) интересы всех сторон.

5.Уже в Париже М.И. Цветаева написала (1) знаменитую миниатюру в прозе «Страховка жизни» (2) действие (3) которой (4) происходит не в прошлом, а в настоящем, и не в России, а во Франции.

6.Эстетическую ценность валаамских архитектурных ансамблей прекрасно чувствовали И.Е. Репин и В.Д. Поленов (1) в творчестве (2) которых (3) остров Валаам оставил глубокий след

7.У аквилегий (1) очень красивы ажурные листья (2) благодаря (3) которым (4) растения привлекательны в течение всего сезона.

8.Известно (1) древнеримское предание (2) согласно (3) которому (4) искусный целитель Пеон (5) излечил от ран бога Плутона после его сражения с Геркулесом.

9.После двух лет работы в одном из московских гаражей (1) он купил по случаю такой старый автомобиль (2) что появление его на рынке (3) можно было объяснить только ликвидацией автомобильного музея.

10. Организму человека (1) необходимы микроэлементы (2) использование (3) которых (4) в комплексных удобрениях (5) увеличивает питательную ценность плодов и овощей.

Задание 18

Вариант 13

Расставьте знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

1.Лецитин является веществом (1) дефицит (2) которого (3) влечёт повышенную утомляемость и ухудшение памяти.

2.Это была поэтесса (1) в чарующих стихах (2) которой (3) скрывалась некая загадка.

3. Полотно Репина «Бурлаки на Волге» – монументальное произведение (1) главными действующими лицами (2) которого (3) являются не герои древности, а простой народ современной автору России.

4. Вопросы юного помощника снова напомнили ему (1) тот случай (2) вспоминать о котором (3) он не любил.

5. Валовой внутренний продукт является тем показателем (1) на основании (2) которого производится разделение стран (3) на развитые и развивающиеся.

6. В Греции классической эпохи (1) для социального строя (2) которой (3) типична форма города-государства (4) возникли особо благоприятные условия для расцвета ораторского искусства.

7. За обильное цветение (1) ценятся герани (2) семена (3) которых (4) можно высевать летом или под зиму.

8. В своих пьесах Чехов создал образы людей (1) жизнь (2) которых (3) пришлась на переломный момент истории.

9. Холодные осенние тени (1) бродили по лесу (2) деревья (3) в котором (4) замерли в ожидании зимы .

10. Хлестакову удалось провести (1) даже городничего (2) плутовство (3) которого (4) было известно всему городу .

Задание 18

Вариант 14

Расставьте знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

1. Я видел счастливого человека (1) заветная мечта (2) которого (3) осуществилась.

2. Каменные дорожки (1) извилистые линии (2) которых (3) символизируют поток энергии (4) приобретают особое значение в японском саду.

3. В начале 1930 года (1) С.М. Бонди (2) идеи (3) которого (4) позже осуществились при издании академического собрания сочинений Пушкина (5) начинает систематическое изучение рукописей поэта.

4. Биологи (1) каждый из которых (2) изучает определённую группу морских организмов (3) выходят в океан на огромных исследовательских судах.

5. Самое гигантское животное на земном шаре (1) питается всякой мелочью (2) вес (3) которой (4) составляет всего доли грамма.

6. Мышление (1) обеспечивает способность человека правильно реагировать на новую ситуацию (2) для разрешения (3) которой (4) нет готового рецепта.

7. Михаил Васильевич Ломоносов (1) гений (2) которого (3) проявился в различных областях науки и искусства (4) основал первый российский университет .

8. Байкал (1) вид которого (2) открылся путешественникам (3) выглядел величественно спокойным.

9. Одним из самых капризных растений считается камелия(1) бутоны (2) которой (3) могут опасть в любой момент.

10. С самого раннего возраста (1) А.Т. Твардовский впитал любовь и уважение к земле, нелёгкому труду на ней и кузнечному делу (2) мастером (3) которого (4) был его отец.

Задание 19

Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Люся была мягко настойчива (1) и (2) хотя вспомнить всё было трудно (3) постепенно старушка рассказала (4) как было дело.

Задание 20

Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово. Выпишите это слово.

Нередко художественные произведения бывают автобиографичны. Известно, что, создавая повесть «Бегство в Америку», Александр Грин писал свою автобиографию.

Задание 21

1) В развитых западных странах для получения образования достаточно одного желания.

2) Только выпускники государственных школ являются носителями высокой культуры, людьми высоких нравственных критериев.

3) В негативном, во зле люди более изобретательны, чем в позитивном.

4) Планку требований к себе необходимо поддерживать за счёт духовного роста, игнорируя, к примеру, манеру одеваться.

5) Мы обязаны пересмотреть отношение друг другу и к самому себе не только внутренне, но и внешне.

(1)Недавно в средствах массовой информации развернулась дискуссия о том, какое именно образование нужно обществу. (2)Одни утверждали, что образование должно быть подчинено прагматичным целям, потому что требует огромных материальных затрат. (3)Другие (в числе которых и автор данной статьи) настаивали на том, что образование всегда социально рентабельно и чем больше в обществе образованных людей, тем выше его интеллектуальный и культурный потенциал.

(4)В развитых западных странах образование доступно всем при наличии соответствующего желания, средств и стараний. (5)Однако свобода в получении образования имеет и другую сторону. (6)Это относится и к школам, и к высшим учебным заведениям. (7)Статистика свидетельствует, что выпускники не только государственных, но и частных школ далеко не всегда являются носителями высокой культуры, людьми высоких нравственных критериев.

(8)Принято считать, что человек с университетским дипломом олицетворяет не только профессионализм, но и высокий уровень культуры. (9)Но какой уровень культуры может олицетворять выпускница университета, которая на вопрос профессора о роли языка в её жизни ответила: «Чтобы на тусовке сказать молодым людям что-нибудь эдакое»?..

(10)То же самое можно сказать о других средствах воздействия на сознание, поведение людей, особенно молодёжи. (11)Я имею в виду средства массовой информации, литературу, телевидение, кино.



(12)Позволю себе небольшое отступление, обратившись к русской классике. (13)Лев Толстой - это писатель, которого я читаю, можно сказать, всю жизнь, без перерыва. (14)Но что-то заставляет меня вновь и вновь перечитывать, переосмысливая заново то, с чего начинается роман: «Все счастливые семьи похожи друг на друга, каждая несчастливая семья несчастлива по-своему». (15)И в этой ставшей афоризмом и сохранённой в памяти с юных лет фразе мне явилось обобщение, чрезвычайно актуальное в наши дни. (16)Действительно, почему все счастливые семьи похожи друг на друга, а несчастливые несчастливы каждая по-своему? (17)Да потому, что так уж мы организовали свою жизнь, что в негативном, во зле мы более изобретательны, чем в позитивном. (18)И так называемое счастье превращаем в рутину, а во имя зла «творчески» преуспеваем. (19)И потому зло становится более привлекательным. (20)И может, потому и стоим в очередях, чтобы посмотреть очередной фильм про изощрения всяких монстров, вампиров, гангстеров, без душевных потрясений глядя на жестокость.

(21)И это всё обязывает нас посмотреть на себя, переосмыслить наш образ жизни, отношение друг другу и к самому себе не только внутренне, но и внешне. (22)И тогда, я думаю, мы поймём, что нужно вспомнить и те времена, когда мы не позволяли себе и дома ходить так, как теперь выходим на улицу, когда вместо элегантного костюма мы надеваем футболки, когда вместо красивых туфель на нас надеты шлёпки. (23)И уже на улице, в гостях, в ресторане, даже в театре, на концерте редко встретишь элегантно одетых людей. (24)И если раньше всегда стремились быть не хуже других в одежде, то сейчас каждый боится оказаться элегантней других. (25)И мы не задумываемся, что это тоже снижает планку нашей культуры, требований к самому себе, самоуважения и уважения к окружающим. (26)Думаю, не ошибусь, если скажу, что с элегантно одетой, подтянутой девушкой мы разговариваем по-иному и ведём себя по-иному. (27)И ненормативная лексика с футболкой и шлёпками больше сочетается, чем с элегантной блузкой и туфлями.



(28)Критерием качества каждого человека и общества может послужить афоризм великого классика А. Чехова, который утверждал: «В человеке всё должно быть прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли». (29)Так давайте же спасать прекрасное - красоту наших лиц, одежды, души, мыслей.

(По Л.Г. Матрос* )

* Лариса Григорьевна Матрос - юрист по профессии, доктор философии,

писатель, литературный критик.

Задание 22

Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.

Цифры укажите в порядке возрастания.

1) В предложениях 4−7 представлено рассуждение.

2) В предложениях 1−3 перечислены последовательные события.

3) Предложения 15−19 объясняют содержание предложения 14.

4) В предложениях 28−29 представлено рассуждение.

5) В предложении 1-3 представлено описание.

Задание 23

Какое слово употреблено в тексте в переносном значении?

Выпишите это слово .

развернулась (предложение 1)

афоризм (предложение 15)

встретишь (предложение 23)

блузка (предложение 27)

Задание 24

Среди предложений 4−9 найдите такое(-ие), которое(-ые) связано(-ы) с предыдущим с помощью лексического повтора. Напишите номер(-а) этого(-их) предложения(-ий).

Задание 25

Прочитайте фрагмент рецензии. В нём рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков цифры, соответствующие номеру термина из списка.

«Чтобы подчеркнуть неоднозначность и злободневность поднимаемой проблемы, её многогранность, Л. Г. Матрос использует приём - (А)_____ (предложения 2-3), а также синтаксическое средство - (Б)_____ (предложения 4, 6). Такой приём, как (В)_____ (предложения 16-20), создаёт впечатление доверительного разговора, которое усиливает другой приём - (Г)_____ («потому» в предложениях 19, 20)».

Список терминов:

1) противопоставление

2) парцелляция

3) вопросно-ответная форма изложения

4) профессиональная лексика

5) эпитеты

6) лексический повтор

7) вопросительное предложение

8) сравнение

9) ряды однородных членов предложения

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

A Б В Г

Чехов А. П. <Дневниковые записи>: <Записи Чехова в дневнике П. Е. Чехова> // Чехов А. П. Полное собрание сочинений и писем: В 30 т. Сочинения: В 18 т. / АН СССР. Ин-т мировой лит. им. А. М. Горького. - М.: Наука, 1974-1982.

Т. 17. Записные книжки. Записи на отдельных листах. Дневники. - М.: Наука, 1980 . - С. 230-232.

<ЗАПИСИ ЧЕХОВА
В ДНЕВНИКЕ П. Е. ЧЕХОВА>

Март 15 16 . Баран прыгает. Марьюшка радуется.

17. Уехал в Москву П. Г. Чехов. Днем +2. Привезли овес.

18. -1. Идет снег. Слава богу, все уехали и остались только двое: я и M-me Чехова.

19. -5. Приехали Маша и Мизинова. Ясный день.

20. -5. Ясный день. Парники готовы. Мамаше снилась коза на горшке.

21. +5. Приехал Семашко. Ели жареное вымя.

22. +6. Уехал Семашко.

23. +3. Мамаше снился гусь в камилавке. Это к добру. Больна животом Машка. Зарезали свинью.

Октябрь 8-го. Ясное утро; ходили с таксами на охоту, но барсука в норе не нашли. Вечером приезжали Семенковичи и, испугавшись пожара, уехали.

9-го. Пасмурно. П +5. Покрыли навозом спаржу. М. Р. Семашко и Маша уехали в Москву. Приехал Левитан. В [Лешине] Окшене вечером пожар.

10-го. Ут -3; сад и поле белые от изморози. Цветы померзли. Ясный день. П +15. Сажали тюльпаны. На огороде пахали [Лев<итан?>]

11. Пасмурно. П +6. Левитан уехал.

12. У +5. Мороза не было ночью. Возят из леса дрова. Тепло и ясно весь день. Покрыли соломой розы.

13. Ночью и утром было +8. Пасмурно. П +11.

Апрель 8. Послано в сберегательную кассу страховых: за 5 коров и быка 6 рублей и за 5 телков 2 рубля 50 копеек, итого 8 р. 50 к.

Май 10. Вчера вылупились птенцы в скворешнях; скворцы перестали петь. Цветут тюльпаны. Полдень +25. Приехал Миша с женой. Вечером дождь.

11. Утро пасмурно. Полдень тоже, +15. Сеют клевер. Приехал Ваня с семьей.

12. Троицын день. Ночью был сильный дождь. Утром дождь. Погода наводит уныние. +10. Полдень +17. Миша и его жена приготовили к обеду сморчки. После обеда сильный ливень с грозой.

13. Утро ясное, в 8 часов утра +20. Сев.-вост. ветер. П +27. Теплый, хороший день. Высаживали в грядки цветы. Вечером тихо, роса. Луна.

14. Тихое, безоблачное утро, +16 в тени. П +29. Обедал учитель. Звон. Господин Вареников весь день стрелял.

15. Утром тихо, пасмурно, идет дождь, +12. Пересаживали перец, томаты и баклажаны. Сеяли огурцы. П +26, солнечно. Приехал из Москвы П. Е. Чехов.

Август 20 . Утром чудесная погода. После обеда пасмурно, небольшой дождь. Тепло. Н. М. Линтварева и Т. Л. Щепкина-Куперник уехали.

21-го. С утра теплый дождь. П +30°, солнечно. К вечеру пасмурно. Луна.

22. Утром пасмурно, в полдень ясно. Приехал М. О. Меньшиков. Приезжали д-ра Витте и Соснин. Заседание у г. Варэныкова.

23. Утро +8, П +9. С утра дождь. Ездили в Угрюмово за кирпичом для школы.

24. Утро +3, после холодной ночи. Ветер. Солнечно. Уехал М. О. Меньшиков.

25. Утро +5, пасмурно; днем солнечно. Роман уехал хоронить свою жену Олимпиаду.

26. В 6 часов утра +3, холодно, трава была покрыта росой и имела белесоватый вид; к полудню потеплело, +14,

стало солнечно, тихая, ясная погода, в пруде тучами ходят караси. Грибов почти нет. Приехал И. П. Чехов.

27. Ясная, теплая погода; утром +3, но в П +24, на солнце жарко. Приносили образ Саввы Звенигородского. Приходил свящ. Виноградов, пил чай и обедал. Маша уехала в Москву. Приезжал Н. М. Ежов. В 4 часа переменилась погода, пошел дождь.

28. У +7, пасмурно, холодно. П +7. Серая, скучная погода. Уехал И. П. Чехов в 6 ч. веч. в Москву. Приехала мелиховская учительница и В. Н. Ладыженский.

29. У +5. Дождь, холодно, около трактиров грязно. (Освящали мелиховскую) Молебен в Мелиховской школе. Священник обедал у нас. В доме топили печи. П +8. [Вечером]. Был литературный вечер: Ладыженский читал свои стихи, в присутствии дачниц.

30. У +4. Сырая, промзглая погода, дождь. П +8. Опять литературный вечер.

31. У +7. Ясно, но солнце часто прячется за облака. П +17. Уехал В. Н. Ладыженский.

Сентябрь

Сентябрь 1-го. У +4. Прекрасный теплый день. П +26. Обедал свящ. Виноградов. В школе начало учения. Ушел обратно в Москву солдат Александр Кретов. Начали убирать овощи в огороде. Ночью сильный дождь.

2-го. У +11. Дождь. Появились шампиньоны.

Примечания

ДНЕВНИКОВЫЕ ЗАПИСИ

<ЗАПИСИ ЧЕХОВА В ДНЕВНИКЕ П. Е. ЧЕХОВА>

Печатается по автографу (ЦГАЛИ ).

Записи Чехова в Дневнике отца впервые опубликованы Ю. Соболевым в 1930 г. - Чехов и его среда . К ним присоединены также записи П. Е. Чехова, в которых есть имя Чехова. Этими прямыми упоминаниями на самом деле не исчерпывается, конечно, значение подневной хроники событий в Мелихове для биографии Чехова. «Календарь природы» и сельскохозяйственных работ, приезды и отъезды родных и гостей - все это отметки, которые существенно проясняют хронологическую канву жизни Чехова, уточняют датировки его писем и проч.

Сравнение записей отца и сына выявляет чеховские приемы стилизации. Чехов делал отдельные записи в отсутствие отца, сохраняя или лишь слегка утрируя его манеру, обороты речи, прибегая к свойственным Павлу Егоровичу обозначениям: П (полдень); У (утро). Но всего больше имитация летописных приемов отца сказалась у Чехова в подборе фактов, в добросовестно последовательной регистрации событий, в соединении фактов разного рода и ряда. Чеховские приемы стилизации наглядно обнаруживаются при сравнении с записями Павла Егоровича. Приводим некоторые из них (с сохранением орфографии подлинника):

«28. Снег идет. 5°+ Антоша приех.

29. То же самое. Были Потапенко и Мезинова.

30. Воскресенье. Обедню стоял в Васькино. Рыжая корова отелилась дочкою.

31. Гости уехали на 2-х санях. Увезли щенят в Москву» (январь 1894 г.).

«28. Выехал из Москвы в 3 ч. дня, В Лапасне встретили Машу и Мишу. Дорога скверная. Ехали на тройке с Романом в Мелихово приех. в 10 ¼ час. с Мишей. Ругали Земство.

29. Пруд пошел через край, затопило до терасы, вода сильная. Журавли летят на север» (март 1894 г.).

«Пасха 17. Утреня и Обедня кончилась поздно в 4 ч. Погода тихая и теплая. Мужики были давали водку. Князь и Княгиня были у нас и ужинали.

18. Редиски в изобилии. В Сокольниках стоял в обедни. Дождя нет 30 гр. на солнце. Бабы приходили дали 1 руб. Птичка влетела в комнату. Огурцы зацвели» (апрель 1894 г.).

Дневник был начат П. Е. Чеховым в ожидании покупки именья, в 1892 г., и факт этот был отмечен им: «Куплено имение Антоном при С. Мелихове. 1-го Марта вся семья наша переехала из Москвы в деревню жить». Дневник Павла Егоровича оборвался с его смертью (12 октября 1898 г.). 14 октября 1898 г. Чехов писал сестре из Ялты: «Мне кажется, что после смерти отца в Мелихове будет уже не то житье, точно с дневником его прекратилось и течение мелиховской жизни».

    Сырая, промзглая погода... - Слово «промзглый» встречается и в записных книжках Чехова (см. I, 72, 6 и IV, 4, 1). Оно зафиксировано в «Толковом словаре живого великорусского языка» В. Даля; употреблялось современниками Чехова - например, в романе А. Пальма «Петербургская саранча» (см. «Новое время», 1883, № 2640, 6 июля).

Задание 50 #4145

Государственная Третьяковская галерея (1) коллекция (2) которой (3) насчитывает более шестидесяти тысяч художественных произведений (4) отражает развитие русского искусства начиная с XI века.

“Государственная Третьяковская галерея отражает развитие русского искусства начиная с XI века” - первая мысль. Основа - “Государственная Третьяковская галерея отражает”.

“коллекция которой насчитывает более шестидесяти тысяч художественных произведений ” - вторая мысль. Основа - “коллекция насчитывает”.

Две мысли = два предложения. Второе предложение находится внутри первого, поэтому ставим две запятые: в номерах 1 и 4.

Ответ: 14

Задание 51 #4146

Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Чеховские записи к исследованию “Врачебное дело в России” (1) работа над которым (2) началась в 1884 году (3) были опубликованы только после смерти писателя.

Необходимо найти все основы. И союзы (союзные слова). Чаще всего - КОТОРЫЙ, КОГДА. Полезно внимательно прочитать предложение и выделить в нём две мысли. Одна мысль может оказаться внутри другой. Или же они будут идти подряд.

“Чеховские записи к исследованию “Врачебное дело в России” были опубликованы только после смерти писателя” - первая мысль. Основа - “записи были опубликованы”.

“работа над которым началась в 1884 году ” - вторая мысль. Основа - “работа началась”.

Две мысли = два предложения. Второе предложение находится внутри первого, поэтому ставим две запятые: в номерах 1 и 3.

Союзное слово “которым” не обязательно будет стоять непосредственно после запятой. Оно, в отличие от союза, может стоять где угодно.

Ответ: 13

Задание 52 #4147

Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Из сеней дверь вела прямо на кухню (1) к левой стене (2) которой (3) прилепилась одним боком большая русская печь.

Необходимо найти все основы. И союзы (союзные слова). Чаще всего - КОТОРЫЙ, КОГДА. Полезно внимательно прочитать предложение и выделить в нём две мысли. Одна мысль может оказаться внутри другой. Или же они будут идти подряд.

“Из сеней дверь вела прямо на кухню” - первая мысль. Основа - “дверь вела”.

“к левой стене которой прилепилась одним боком большая русская печь” - вторая мысль. Основа - “прилепилась печь”.

Союзное слово “которой” не обязательно будет стоять непосредственно после запятой. Оно, в отличие от союза, может стоять где угодно.

Ответ: 1

Задание 53 #4148

Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Необходимо найти все основы. И союзы (союзные слова). Чаще всего - КОТОРЫЙ, КОГДА. Полезно внимательно прочитать предложение и выделить в нём две мысли. Одна мысль может оказаться внутри другой. Или же они будут идти подряд.

“В печати не раз появлялись статьи” - первая мысль. Основа - “появлялись статьи”.

Две мысли = два предложения. Они идут подряд, и поэтому запятая стоит только на месте цифры 1.

Союзное слово “которых” не обязательно будет стоять непосредственно после запятой. Оно, в отличие от союза, может стоять где угодно.

Ответ: 1

Задание 54 #4091

Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Но когда он начал говорить тем же трогательным голосом (1) и с теми же чувствительными интонациями (2) с которыми он обыкновенно диктовал нам (3) его красноречие подействовало сильнее всего на него самого.

Необходимо найти все основы. И союзы (союзные слова). Чаще всего - КОТОРЫЙ, КОГДА. Полезно внимательно прочитать предложение и выделить в нём две мысли. Одна мысль может оказаться внутри другой. Или же они будут идти подряд.

“Его красноречие подействовало сильнее всего на него самого” - первая мысль. Основа предложения - “красноречие подействовало”.

“Но когда он начал говорить тем же трогательным голосом и с теми же чувствительными интонациями” - вторая мысль. Основа - “он начал говорить”.

Однако у придаточного предложения с союзом “когда” есть собственное придаточное с союзным словом “который”. Это третья мысль: “с которыми он обыкновенно диктовал нам”. Основа - “он диктовал”.

Три мысли = три предложения. Все они расположены последовательно, поэтому нужно поставить две запятые.

Ответ: 23

Задание 55 #4092

Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Впечатление (1) которое он произвёл на меня (2) и чувство (3) которое возбудил (4) никогда не умрут (5) в моей памяти.

Необходимо найти все основы. И союзы (союзные слова). Чаще всего - КОТОРЫЙ, КОГДА. Полезно внимательно прочитать предложение и выделить в нём две мысли. Одна мысль может оказаться внутри другой. Или же они будут идти подряд.

“Впечатление и чувство никогда не умрут в моей памяти” - первая мысль. Основа предложения - “впечатление и чувство не умрут”.

“которое он произвёл на меня” - вторая мысль. Основа - “он произвёл”.

Однако здесь есть и третья мысль: “которое возбудил”, которая выражена усечённой основой “возбудил”.

Три мысли = три предложения.

Вторая и третья мысли находятся внутри первой, относятся к разным членам предложения и разделены отрывком первой мысли, поэтому каждое придаточное должно с обеих сторон быть выделено запятыми.

Ответ: 1234

Задание 56

Три мысли = три предложения. Здесь придаточное предложение с союзом “когда”, имеет собственное придаточное, они расположены последовательно и находятся внутри главного, поэтому запятых должно быть три.

Антон Павлович Чехов

<ДНЕВНИКОВЫЕ ЗАПИСИ>

1890. ИЗ САХАЛИНСКОГО ДНЕВНИКА:

18 сентябрь. Корсаковский пост. Допрашивали в полицейском управлении американцев-китобоев, потерпевших крушение. Пять американцев и один черный. Они рассказали, что капитан судна послал их на шлюпке вдогонку за китом; они загарпунили кита и пошли за ним на буксире, от сильного хода шлюпка дала течь; пришлось обрезать буксир и пустить кита. Наступили потемки, судна не было видно. Утром туман… Штормовали потом в море четверо суток, имея при себе только 10 фунтов хлеба. Выбросило их на юго-восточном берегу Сахалина у м. Тонина.

Мой сосед В. Н. Семенкович рассказывал мне, что его дядя Фет-Шеншин, известный лирик, проезжая по Моховой, опускал в карете окно и плевал на университет. Харкнет и плюнет: тьфу! Кучер так привык к этому, что всякий раз, проезжая мимо университета, останавливался.

В январе я был в Петербурге, остановился у Суворина. Часто бывал у Потапенко. Виделся с Короленко. Часто бывал в Малом театре. Как-то я и Александр спускались по лестнице; из редакции вышел одновременно Б. В. Гей и сказал мне с негодованием: «Зачем это вы вооружаете старика (т. е. Суворина) против Буренина?» Между тем я никогда не отзывался дурно о сотрудниках «Нового времени» при Суворине, хотя большинство из них я глубоко не уважаю.

В феврале проездом через Москву был у Л. Н. Толстого. Он был раздражен, резко отзывался о декадентах и часа полтора спорил с Б. Чичериным, который все время, как мне казалось, говорил глупости. Татьяна и Мария Львовны раскладывали пасьянс; обе, загадав о чем-то, попросили меня снять карты, и я каждой порознь показал пикового туза, и это их опечалило; в колоде случайно оказалось два пиковых туза. Обе они чрезвычайно симпатичны, а отношения их к отцу трогательны. Графиня весь вечер отрицала художника Ге. Она тоже была раздражена.

5 май. Дьячок Иван Николаевич принес мой портрет, написанный им с карточки. Вечером В. Н. Семенкович привозил ко мне своего друга Матвея Никаноровича Глубоковского. Это заведующий иностранным отделом «Московских ведомостей», редактор журнала «Дело» и врач при моск<овских> имп<ераторских> театрах. Впечатление чрезвычайно глупого человека и гада. Он говорил, что «нет ничего вреднее на свете, как подло-либеральная газета», и рассказывал, будто мужики, которых он лечит, получив от него даром совет и лекарство, просят у него на чаек. Он и Семенкович о мужиках говорили с озлоблением, с отвращением.

1-го июня был на Ваганьковском кладбище и видел там могилы погибших на Ходынке. В Мелихово со мною поехал И. Я. Павловский, парижский корреспондент «Нового времени».

4 августа. Освящение школы в Талеже. Талежские, бершовские, дубеченские и щелковские мужики поднесли мне четыре хлеба, образ, две серебр<яные> солонки. Шелковский мужик Постнов говорил речь.

С 15 по 18 августа у меня гостил М. О. Меньшиков. Ему запрещено печататься, и он теперь презрительно отзывается о Гайдебурове (сыне), который сказал новому начальнику Главного управления по делам печати, что из-за одного Меньшикова он не станет жертвовать «Неделей» и что «мы всегда предупреждали желания цензуры». М<еньшиков> в сухую погоду ходит в калошах, носит зонтик, чтобы не погибнуть от солнечного удара, боится умываться холодной водой, жалуется на замирания сердца. От меня он поехал к Л. Н. Толстому.

Из Таганрога выехал 24-го авг. В Ростове ужинал с товарищем по гимназии Львом Волкенштейном, адвокатом, уже имеющим собственный дом и дачу в Кисловодске. Был в Нахичеване - какая перемена! Электричеством освещены все улицы. В Кисловодске на похоронах ген. Сафонова встреча с А. И. Чупровым, потом встреча в парке с А. Н. Веселовским, 28-го поездка на охоту с бароном Штейнгелем, ночевка на Бермамуте; холод и сильнейший ветер. 2-го сентября в Новороссийске. Пароход «Александр II». 3-го приехал в Феодосию и остановился у Суворина. Видел И. К. Айвазовского, который сказал мне: «Вы не хотите знать меня, старика», - по его мнению, я должен был явиться к нему с визитом. 16-го в Харькове был в театре на «Горе от ума». 17-го дома: погода чудесная.

Влад. С. Соловьев говорил мне, что он носит всегда в кармане брюк чернильный орех - это, по его мнению, радикально излечивает геморрой.

29 был на земском собрании в Серпухове.

26 ноября вечером у нас в доме был пожар. В тушении участвовал С. И. Шаховской. После пожара князь рассказывал, что однажды, когда у него загорелось ночью, он поднял чан с водой, весивший 12 пуд., и вылил воду на огонь.

21 дек. У Левитана расширение аорты. Носит на груди глину. Превосходные этюды и страстная жажда жизни.

С 10 января по 3 февраля - перепись. Я счетчик 16-го участка и наставляю прочих (15) счетчиков нашей Бавыкинской волости. Работают прекрасно все, кроме попа Староспасского прихода и земского начальника Галяшкина (заведующего переписным участком), который живет почти все время в Серпухове, ужинает там в собрании и телеграфирует мне, что он болен. Про других земских начальников нашего уезда говорят, что они тоже ничего не делают.

Такие писатели, как Н. С. Лесков и С. В. Максимов, не могут иметь у нашей критики успеха, так как наши критики почти все - евреи, не знающие, чуждые русской коренной жизни, ее духа, ее форм, ее юмора, совершенно непонятного для них, и видящие в русском человеке ни больше ни меньше, как скучного инородца. У петербургской публики, в большинстве руководимой этими критиками, никогда не имел успеха Островский; и Гоголь уже не смешит ее.



Волосы