Интересные литературные вопросы. Литературные загадки. Кем по профессии был А.П.Чехов

Перефразируя известное выражение, скажем: «Литература – это наше всё». Литература научная, художественная, документальная приобщает нас к событиям прошлого и настоящего, к русскому слову, к мыслям и чувствам человечества.

Викторина «Год литературы 2015» содержит 14 вопросов. На все вопросы даны ответы.

Составитель викторины: Ирис Ревю

1. Каковы основные задачи Года литературы?
Ответ: привлечение внимания к чтению, решение проблем книжной сферы, стимулирование интереса россиян к книгам.

2. Кто представлен на официальном логотипе Года литературы?
Ответ: А.С.Пушкин, Н.В.Гоголь, А.А.Ахматова

3. Назовите основные виды литературы?
Ответ:
Художественная литература
Документальная проза
Мемуарная литература
Научная и научно-популярная литература
Справочная литература
Учебная литература

4. Укажите три классических вопроса русской литературы:
«Кто виноват?» Герцен +
«Что делать?» Чернышевский +
«Что сделаю я для людей?», Данко, Горький
«Кому на Руси жить хорошо» Некрасов +

5. Какие мероприятия запланированы на 2015 год в рамках объявленного Года литературы?
Ответ: Международный писательский форум «Литературная Евразия», проект «Литературная карта России», «Библионочь – 2015», пилотный проект «Всемирный День Книги», конкурс «Литературная столица России».

6. Кто из героев не принадлежит к типу «маленького человека» в русской литературе?
Самсон Вырин («Станционный смотритель» А.С.Пушкин)
Акакий Акакиевич Башмачкин («Шинель» Н.В.Гоголь)
Пьер Безухов («Война и Мир» Л.Н.Толстой) +

7. Когда в русской литературе впервые появился фразеологизм «кисейная барышня»?
Ответ: впервые в литературе данный фразеологизм появился в повести Николая Помяловского «Мещанское счастье» (1861 год)

8. Кого можно причислить к когорте «герои своего времени»?
Евгений Онегин +
Евгений Базаров +
Григорий Печорин +

9. Из какого произведения фразы?

«И нечего дивиться:
Как дереву с огнём дружиться?»
Ответ: из басни И.А.Крылова «Роща и огонь»

«Но чай несут; девицы чинно
Едва за блюдечки взялись,
Вдруг из-за двери в зале длинной
Фагот и флейта раздались».
Ответ: «Евгений Онегин» А.С.Пушкин

«Кто, служа великим целям века,
Жизнь свою всецело отдает
На борьбу за брата человека,
Только тот себя переживет».
Ответ: «Зине» Н.А.Некрасов

10. Кто из типажей русской литературы НЕ относится к «тургеневским девушкам»?
Лиза Калитина +
Катя Одинцова +
Ольга Дымова

11. Шуточный вопрос (фразеологизмы)
Как мы говорим?

Седьмая вода на…
Сбитне
Киселе +
Морсе

А Васька слушает да…
Мурлычет
Пятится
Ест +

Вернёмся к нашим…
Баранам +
Козлам
Ослам

Вопросы по истории русской литературы

12. Кто из русских литераторов стоял у истоков сатирического направления в литературе?
А.Д.Кантемир +
В.К.Тредиаковский
М.В.Ломоносов

13. Какое направление доминировало в литературе в XVIII веке?
Символизм
Классицизм +
Футуризм

14. Какое произведение мы называем «Памятником древнерусской литературы»?
Слово о полку Игореве +
Из сказаний об Олексе Довбуше
Сказания о Прометее

Сюжет «Ревизора» Николаю Гоголю был подсказан Александром Пушкиным. История основана на довольно реальных событиях произошедших в Новгородской губернии. Сам Александр Сергеевич тоже пользовался историями своих знакомых. Сюжет «Пиковой дамы» ему подсказал князь Голицын, который крупно проигрался, но смог вернуть свои деньги, поставив по совету бабки на три карты. Сейчас мы рассказали вам только два случая из мира русской литературы, но у нас есть ещё. Предлагаем вам пройти наш тест и проверить свою эрудицию. Удачи!

Вопрос 1 из 10

Какому русскому монарху посвящен памятник в поэме А.С.Пушкина "Медный всадник"?

Александр Невский

Петр Первый

Памятник посвящен основателю Санкт-Петербургу Петру Первому.

Иван Грозный

Памятник посвящен основателю Санкт-Петербургу Петру Первому.

Вопрос 2 из 10

Какая настоящая фамилия Максима Горького?

Алексеев

Алексей Максимович Пешков - вот настоящее имя классика советской литературы, известным под псевдонимом Максим Горький.

Алексей Максимович Пешков - вот настоящее имя классика советской литературы, известным под псевдонимом Максим Горький.

Вопрос 3 из 10

Как звали девушку, в которую был влюблен главный герой романа А.С. Пушкина «Дубровский»?

Маша Троекурова

Софья Мармеладова

Марья Кирилловна Троекурова - главная героиня романа Пушкина "Дубровский", дочь основного врага Дубровского, возлюбленная Дубровского.

Маша Гринёва

Марья Кирилловна Троекурова - главная героиня романа Пушкина "Дубровский", дочь основного врага Дубровского, возлюбленная Дубровского.

Вопрос 4 из 10

Укажите, какие произведения принадлежат перу А.Солженицына.

"Oгниво", "Точка кипения"

"Колымские рассказы", "Чёрные камни"

"Матрёнин двор", "В круге первом"

Вопрос 5 из 10

В каком произведении М.Булгакова слышится предупреждение о том, что нарушение естественного хода вещей приводит к необратимым последствиям?

"Роковые яйца"

"Собачье сердце"

"Мастер и Маргарита"

"Белая гвардия"

Вопрос 6 из 10

Кому посвятил И.С.Тургенев свой наиболее известный роман "Отцы и дети"?

В.Г.Белинскому

А.И.Герцену

И.С. Тургенев посвятил этот роман В. Г. Белинскому. С ним писателя связывала большая дружба, под влиянием этих отношений складывались его взгляды на литературу. Он даже завещал похоронить себя рядом с Белинским.

П.Я.Чаадаеву

И.С. Тургенев посвятил этот роман В. Г. Белинскому. С ним писателя связывала большая дружба, под влиянием этих отношений складывались его взгляды на литературу. Он даже завещал похоронить себя рядом с Белинским.

В.А.Жуковскому

И.С. Тургенев посвятил этот роман В. Г. Белинскому. С ним писателя связывала большая дружба, под влиянием этих отношений складывались его взгляды на литературу. Он даже завещал похоронить себя рядом с Белинским.

Вопрос 7 из 10

Кем по профессии был А.П.Чехов?

Бакалейщик

Еще будучи студентом, Чехов помогал врачам Воскресенской больницы. Заведующий этой больницей так вспоминал о работе своего молодого коллеги: «Антон Павлович производил работу не спеша, иногда в его действиях выражалась как бы неуверенность; но всё он делал с вниманием и видимой любовью к делу, особенно с любовью к тому больному, который проходил через его руки».

Еще будучи студентом, Чехов помогал врачам Воскресенской больницы. Заведующий этой больницей так вспоминал о работе своего молодого коллеги: «Антон Павлович производил работу не спеша, иногда в его действиях выражалась как бы неуверенность; но всё он делал с вниманием и видимой любовью к делу, особенно с любовью к тому больному, который проходил через его руки».

Еще будучи студентом, Чехов помогал врачам Воскресенской больницы. Заведующий этой больницей так вспоминал о работе своего молодого коллеги: «Антон Павлович производил работу не спеша, иногда в его действиях выражалась как бы неуверенность; но всё он делал с вниманием и видимой любовью к делу, особенно с любовью к тому больному, который проходил через его руки».

Вопрос 8 из 10

Назовите автора трагедии "Aриадна".

А.Ахматова

К.Бальмонт

В 1924 году Мариной Цветаевой была написана стихотворная драма "Ариадна".

Борис Годунов

Среди героев повести "Капитанская дочка" выделяется колоритная фигура Емельяна Пугачева, которого Пушкин обрисовал, как удивительно симпатичного злодея.

Степан Разин

Среди героев повести "Капитанская дочка" выделяется колоритная фигура Емельяна Пугачева, которого Пушкин обрисовал, как удивительно симпатичного злодея.

Вопрос 10 из 10

Сколько сыновей было у Тараса Бульбы,главного героя одноименного романа Н.В.Гоголя?

У Тараса Бульбы было всего два сына - Остап и Андрий.

У Тараса Бульбы было всего два сына - Остап и Андрий.

У Тараса Бульбы было всего два сына - Остап и Андрий.

1. Какая женщина получила большой доход от преступлений? Агата Кристи

2. Древнегреческий мудрец назвал самое чудесное из чудес. Что это за чудо? Человек

3. В конце 18 века вышла книга под названием «Не любо – не слушай, а лгать не мешай».Как она называется сейчас? "Приключения барона Мюнхгаузена"

4. Какой писатель в молодости выступал под псевдонимом «Врач без пациентов»? А.П. Чехов

5. Бытовала раньше пословица «Ни кола, ни двора». Для чего нужен двор – знаем, а для чего кол? Кол – это участок земли, колом измеряли землю

6. Загадка Вольтера: что на свете всего длиннее и короче, чем пренебрегают и дорожат, что пожирает все ничтожное и воскрешает все доброе? Время

7. Чья это песенка? Если я чешу в затылке, не беда. В голове моей опилки, да-да-да. Винни-пух

8. Как зовут девочку, попавшую в Зазеркалье? Алиса

9. Как зовут трех поросят? Ниф-ниф, Нуф-нуф и Наф-наф

10 Как Элли попала в волшебную страну? Ее унесло ураганом

11 Как называется литература о будущем? Фантастика

12 Великий русский баснописец. Крылов

15 Сказка, в которой происходит «Страшное преступление» – попытка убийства. Муха Цокотуха

16 Какой герой Чуковского был страшным злодеем,
а потом перевоспитался? Бармалей

17 В какой стране жил Г.Х. Андерсен? В Дании

18 Где мы встречаемся с доктором Просперо? В сказке "Три толстяка"

19 Есть сказка об игрушечном солдатике и прекрасной балерине. Из чего был сделан главный герой? Из олова

20 Девочка, которой хотели завладеть Бреке-ке-кекс, майский жук и слепой крот? Дюймовочка

21 Самый добрый кот на свете? Кот Леопольд

22 Подарок, который получил в день рождения крокодил Гена? Чебурашка

23 Больной, для которого варенье лучшее лекарство? Карлсон

24 Кто живет в бутылке? Джин

26 В горах – разбойник Али Баба; в лесу – Баба Яга, в болоте – водяной, в доме – домовой, в Африке... Бармалей

27 Старушка, которая приучила избушку на курьих ножках? Баба Яга

28 Динозавр в русских сказках? Змей Горыныч

29 Сторож подземных богатств? Гном

30 Певец, который за свои песни был съеден лисой? Колобок

31 «Утро вечера мудренее» – это любимые слова... Царевны лягушки

32 У кого кнопка на животе? У Карлсона

33 Как называется мифическое существо – полуконь получеловек? Кентавр

34 У великого американского писателя Марка Твена описан случай. Один человек никогда не смеялся и не улыбался. Чтобы ему не рассказывали, он слушал с безразличным видом. Почему? Он был глухим

35 Эдгар По написал рассказ об одном украденном письме. Дом, в котором оно должно было находиться, был известен полиции. Но, несмотря на то, что его искали в потаенных и самых невероятных местах, найти его все же не удавалось. В конце концов его нашли. А где его нашли? На самом видном месте

36 Что сказал Альберт Эйнштейн на то, когда ему предложили стать первым президентом Израиля? У меня нет головы для человеческих проблем

37 Самый известный из русских летописцев, монах Киевско-Печерского монастыря, живший во второй половине 11 века – в начале 12 веков? Нестор

38 Гарриет Бичер-Стоу написала книгу, которая имела огромное значение в борьбе за освобождение негров от рабства. Что это за книга? Хижина дяди Тома

39 Мифическая обитель богов? Вершины гор

40 Из Древнего Китая пошло название «Желтая газета». А почему она так называлась? Газета печаталась на желтом шелке

41 Какой подарок ко дню рождения сова подарила ослику Иа? Хвост

42 Что выманила лиса у вороны в знаменитой басне Крылова? Cыр

43 Кем стал братец Иванушка, ослушавшись сестрицу Аленушку? Козленочком

44 Из какого цветка появилась Дюймовочка? Из тюльпана

45 Какой прибор изобрел инженер Гарин? Гиперболоид

46 Как звали пуделя Мальвины? Артемон

47 Какой дворянский титул был у мушкетера Атоса? Граф

48 У кого из литературных героев в голове одни опилки? У Винни-Пуха

49 Кто приютил Белоснежку? Семь гномов

50 Кто убил Пушкина? Дантес

51 На какой птице летала Дюймовочка? На ласточке

52 Сколько детей было у капитана Гранта? Двое

53 Кто написал роман «Робинзон Крузо»? Даниель Дефо

54 Во что превратилась карета Золушки в 12 часов? В тыкву

55 Что было нарисовано на холсте в коморке Папы Карло? Котелок

56 Где живет Карлсон? На крыше

57 Какое яйцо снесла курочка Ряба? Золотое

58 Что такое «белый стих»? Нерифмованный стих

59 Кто приказывал: “Мамки, няньки, собирайтесь, снаряжайтесь! Испеките мне к утру мягкий белый хлеб, какой я у моего родного батюшки ела”? Царевна-лягушка

60 Имя возлюбленной Дон Кихота. Дульсинея Тобосская

61 Сколько лет пролежал на печи известный богатырь Илья Муромец? 30 лет и 3 года

62 В какой сказке говорится о четырех дерзких побегах и одном злодейском убийстве? Колобок

63 В произведении Шекспира «Ромео и Джульетта» фамилия главного героя была Монтекки. А его возлюбленной? Капулетти

64 В Древней Греции на этих зданиях было написано: «Здесь живут мертвые и говорят живые». На библиотеках

65 Какая сказка заканчивается словами: “Злую ведьму привязали к лошадиному хвосту и пустили в чистое поле”? Сестрица Аленушка и братец Иванушка

66 Название второй части книжки о приключениях девочки Алисы в Чудесной Стране, Л. Кэрролла. Алиса в Зазеркалье

67 Сколько лет было Анне Карениной на момент ее гибели в произведении Л.Н.Толстого? 28 лет

68 Три злоумышленника, находясь на службе у высокопоставленного лица, совершили подлог документа, который имел печальные, весьма драматические последствия: семья была разрушена. Мать с сыном жестоко наказаны. Но в конце концов правда восторжествовала, зло побеждено. Ткачиха с поварихой, с сватьей бабой Бабарихой. “Сказка о царе Салтане”

69 Этого литературного героя знают все. Он был художником, поэтом, музыкантом, доктором, путешественником, космонавтом. Кто он? Незнайка

70 Литературный псевдоним какого знаменитого писателя совпадает с названием большого европейского города? Джек Лондон, 1987-1916 гг.

71 Под давлением царственной особы эта женщина совершила страшное преступление. Под видом убогой нищенки она проникла к доброй, ничего не подозревающей девушке и угостила ее очень распространенным вкусным фруктом. В результате чего та замертво упала. Чернавка отравила молодую царевну. “Сказка о мертвой царевне и семи богатырях”

72 Кто из героев русской народной сказки был хлебобулочным изделием? Колобок

73 Она самоотверженно отправляется выручать названого брата из беды и верит в него до конца, даже, когда кажется, что вечный холод окончательно заполнил сердце мальчика. Кто это? Герда

74 Кто вревал с гибами в сказке «Война грибов»? Царь Горох

75 Как называлась древнерусская «энциклопедия», в которой можно было прочесть обо всём, кроме имён её авторов? Азбуковник – русский рукописный толковый словарь или справочник 13-18 вв. со словами и терминами, размещёнными в алфавитном порядке

77 В рассказе Л. Н. Толстого «Филиппок» куда мама не отпускала сына? В школу

78 Какими словами вызывали Сивку-бурку? Сивка-бурка, вещий каурка, встань передо мной, как лист перед травой

79 Кто пошёл рыбу ловить, и хвост в проруби оставил? Волк

О жизни самых известных писателей мира, о главных героях романов и сказок, об интересных увлечениях поэтов и о влиянии их творчества на мировое общество - эта увлечет с головой: кого-то заставит поломать голову над поисками правильных ответов, а кого-то, может быть, развеселит. Но удовольствие от состязаний по мировой литературе получат все!

Готов отвечать на вопросы литературной викторины для 10-11 классов? Тогда вперед!

Вопросы

1. В этом романе юноша сохраняет свою молодость, а его портрет стареет. Как называется произведение?

2. Кому был посвящен цикл «Стихи о прекрасной даме» Александра Блока?

3. Главную книгу этого английского писателя неоднократно признавали «книгой ХХ века» и лучшей книгой на английском языке, написанной в ХХ столетии. Но одновременно многие критики прозвали книгу «смесью Вагнера с Винни-Пухом». Что это за книга, и кто ее написал?

4. Исходя из творчества Оноре де Бальзака, ответь, пожалуйста, сколько все-таки лет женщине бальзаковского возраста?

5. Как называется «Таинственный остров» Жюля Верна?

6. Кем по образованию был писатель, создавший образ Шерлока Холмса?

7. О какой героине Александр Пушкин написал такие строки:

«Когда случалось где-нибудь
Ей встретить черного монаха,
Иль быстрый заяц меж полей
Перебегал дорогу ей,
Не зная, что начать со страха,
Предчувствий горестных полна,
Ждала несчастья уж она»?

8. Английский писатель Честертон считал, что «никто, кроме англичан, не смог бы создать такой бессмыслицы; однако никто, кроме них, создав её, не попытался бы отнестись к ней серьёзно». О каком знаменитом литературном произведении идёт речь?

9. «Проснувшись однажды утром после беспокойного сна, Грегор Замза обнаружил, что он у себя в постели превратился в страшное насекомое…» Из какого произведения эта цитата?

10. До середины XVII века европейцы считали басню «низким жанром». Какой писатель заставил общество изменить своё отношение к басням?

11. Как звали ключаря собора Нотр-Дам в романе Виктора Гюго?

12. Как звали даму сердца Дон Кихота?

13. Какой известный украинский писатель переводил литературные произведения из 14-ти иностранных языков, был заядлым ценителем сонетов Шекспира, и большим знатоком творчества Байрона?

14. Экранизация какой сказки братьев Гримм признана самым кассовым мультипликационным фильмом «всех времен и народов»?

15. Фамилия какого писателя созвучна с названием большого европейского города?

Ответы

2. Блок посвятил его своей жене - Любови Дмитриевне Менделеевой.

3. «Властелин Колец», Джон Роналд Руэл Толкин.

4. Тридцать. Это выражение стало известным после издания романа Бальзака «Тридцатилетняя женщина».

5. Остров Линкольна.

6. Конан Дойл был врачом.

7. Эти строчки о Татьяне Лариной.

8. «Алиса в Стране чудес» Льюиса Кэрролла.

9. «Превращение» Франца Кафки.

10. Жан де Лафонтен.

11. Квазимодо.

12. Дульсинея Тобосская.

13. Иван Франко.

14. Сказки «Белоснежка и семь гномов», собравшей за все время в мировом прокате 866,5 миллионов долларов.

«Знаете ли вы сказки?»

Цель:

  • Актуализация ранее полученных знаний в ситуации игры – соревнования;

Задачи:

  • учить детей узнавать сказки и их героев, сочувствовать и сопереживать им (по отрывкам, иллюстрациям, предметам);
  • развивать творческое воображение, ассоциативную память, внимание, логику, умение слушать;
  • обогащать опыт общения детей в коллективе путем выполнения заданий, требующих совместных действий;
  • помочь детям увидеть свои достижения, воспитывать потребность в чтении книг;
  • расширять словарный запас учащихся;
  • создавать условия для развития духовных качеств личности, прививать любовь к устному народному творчеству, к сказкам различных писателей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МАОУ «СОШ с УИОП № 14»

Литературная игра – викторина

«Знаете ли вы сказки?»

Подготовила: Рябинина Л.Ю.

г.Магадан.

2013-2014 уч.г.

План проведения литературной игры – викторины «Знаете ли вы сказки?»

  1. Сообщение темы и цели внеклассного мероприятия.
  2. Представление жюри.
  3. Первый конкурс – разминка – «Сказочное лото» (на магнитных досках).
  4. Загадки с подвохом из «волшебного», музыкального ларца.
  5. Второй конкурс – «Музыкальный» - угадай сказочную мелодию.
  6. Третий конкурс – пантомима – «Без слов».
  7. Сказочная физкультминутка (с мячом – ежом для пальчиковой гимнастики).
  8. Пятый конкурс – игра «Ромашки» (блиц-опрос).
  9. Подведение итогов игры. Пожелания ребятам. Награждение команд.

Литературная игра – викторина

«Знаете ли вы сказки?»

Цель:

  • Актуализация ранее полученных знаний в ситуации игры – соревнования;

Задачи:

  • учить детей узнавать сказки и их героев, сочувствовать и сопереживать им (по отрывкам, иллюстрациям, предметам);
  • развивать творческое воображение, ассоциативную память, внимание, логику, умение слушать;
  • обогащать опыт общения детей в коллективе путем выполнения заданий, требующих совместных действий;
  • помочь детям увидеть свои достижения, воспитывать потребность в чтении книг;
  • расширять словарный запас учащихся;
  • создавать условия для развития духовных качеств личности, прививать любовь к устному народному творчеству, к сказкам различных писателей.

Ожидаемый результат .

  1. Дети будут верить в чудеса, отличать добро и зло.
  2. Подружатся, станут более внимательными, вежливыми по отношению друг к другу.
  3. Через сказку научатся понимать мир, ценить дружбу, будут больше читать сказки.

Оборудование, оформление:

  • Лист критериев оценки;
  • карточки - задания с названиями персонажей сказок для сказочного лото на магнитных досках;
  • «волшебный», музыкальный ларец с загадками;
  • аудиозаписи с песенками из сказок;
  • мяч – ёж – для пальчиковой гимнастики во время проведения «Музыкального» конкурса;
  • сказочные предметы: перчатки, телефон, мыло, лимон, луковица, чемоданчик с красным крестом, горошина, туфелька Золушки, бабочка кота Леопольда, лопнувший шарик ослика ИА, аленький цветочек, скорлупа грецкого ореха;
  • «строгие», невидимые судьи (кричит петух, мяукает котенок) – для привлечения внимания детей; поддержания дисциплины;
  • лепестки для игры «Ромашка»;
  • иллюстрации сказок; сказочные герои;
  • красочные эпиграфы; высказывания знаменитых людей.
  • таблицы с названием команд «Чебурашки», «Вини – Пухи», мягкие игрушки этих героев;
  • кубики, пазлы, с иллюстрациями из сказок – для индивидуальной работы с отдельными учащимися;
  • сказочный замок.

Критерии оценки.

1 конкурс – «Сказочное лото»

5 баллов – все задания выполнены правильно;

4 балла – 1 задание выполнено неправильно;

3 балла – 2 и более задания выполнены неправильно.

Каждая отгаданная загадка (по числу карточек) – 1 балл.

2 конкурс – «Музыкальный» - «Угадай мелодию».

5 баллов – каждая правильно угаданная песенка.

3 конкурс – пантомима «Без слов».

1 балл – за артистичность;

1 балл – команде – сопернице, если правильно показала изображаемую отгадку.

4 конкурс – «Бюро находок».

5 баллов – каждый правильно угаданный предмет.

5 конкурс – игра «Ромашка».

1 балл – каждый правильный ответ.

6 конкурс «Сказочные пазлы»

5 баллов – правильно собранный сюжет.

Подведение итогов.

Команда «Чебурашки»_______________________баллов.

Команда «Винни-Пухи»_______________________баллов.

Высказывания знаменитых людей.

Многие русские сказки – это первые и блестящие попытки русской народной педагогики, и я не думаю, чтобы кто-нибудь был в состоянии состязаться в этом случае с педагогическим гением народа.

К.Д. Ушинский

Благодаря сказке ребенок познает мир не только умом, но и сердцем, душой; выражает свое отношение к добру и злу. В сказке ребенок черпает первые представления о справедливости и несправедливости.

Все, что создано умом,

Все к чему душа стремиться,

Как янтарь на дне морском

В сказках бережно хранится.

Сказка – это окно, через которое душа ребенка смотрит в мир и познает его с самого раннего детства.

Горят причудливо краски,

И, как ни мудра голова,

Вы все-таки верьте сказке,

Сказка всегда права!

Э. Асадов.

Пусть герои сказок дарят нам тепло,

Пусть добро навеки побеждает зло.

Сказку вы не забывайте и в реальность превращайте,

И пусть детская мечта воплотится в жизнь сполна.

Сказки – это корабли мысли, странствующие по волнам времени и бережно несущие свой драгоценный груз от поколения к поколению.

Френсис Бэкон.

Ход внеклассного мероприятия:

  1. Организация класса. Вступительное слово учителя.

Сегодня я приглашаю вас в гости к сказке. Ведь сказка - окно, через которое душа ребенка смотрит в мир и познает его с самого раннего детства. Когда вы были маленькими, сказки вам рассказывали ваши мамы и бабушки, в детском саду – воспитатели. А теперь вы уже умеете читать сказки сами.

  1. Сообщение темы и цели литературной игры – викторины «Знаете ли вы сказки?»

Здравствуйте, ребятушки!

Здравствуйте, гости дорогие.

Я – бабушка – Загадушка.

Да вот беда, стара я стала, загадки помню, а сказки все позабыла, все в голове у меня перепуталось, перемешалось.

3. Конкурс-разминка: »Исправьте меня»:

Василиса Преглупая

Елена Некрасивая

Крошечка- Горошечка

Сестрица Гулёнушка

Баба Бяка

Кощей Бесстрашный

Царевна- жаба

Жар- муха

Царевна- индюшка

По собачьему велению

Сивка- будка

Иван-царевич и зеленый волк

Сестрица Алёнушка и братец Никитушка

Мальчик с кулачок

У страха уши велики

Лапша из топора

А вы, детоньки, знаете сказки?

Поможете мне, Бабушке – Загадушке, сказки вспомнить?

А чтобы узнать кто же из вас лучше знает сказки, игра наша будет командной. Согласно жеребьевке у нас будет 2 команды: первая команда – «Чебурашки», вторая команда «Винни-Пухи».

Каждый конкурс будет оцениваться нашим уважаемым жюри.

Чья команда даст наибольшее количество правильных ответов, та и окажется победительницей.

4. Представление жюри.

А это, внучки мои, наше уважаемое жюри.

Но где-то здесь спрятались – притаились 2 строгих судьи. Вы их не увидите, но если услышите их голосок, знайте, вы получили штрафной балл.

Что-то притомилась я немножко, позову-ка я на помощь свою внучку Аленушку.

Аленушка, где же ты, помоги-ка своей бабушке-Загадушке.

Ну, детоньки мои, давайте сядем тихонько рядком, да поговорим ладком, авось я и вспомню сказки.

5. Я знаю, вы любите игры,

Песни, загадки и пляски,

Но нет ничего интересней,

Чем наши волшебные сказки.

Сейчас начнется наша игра,

К нам выйдут целым строем

Те, с кем всегда вы встрече рады –

Ваши любимые сказочные герои.

В сказочный мир вместе с ними войдем

И за собою других позовем.

6. Первый наш конкурс – разминка – «Сказочное разрезное лото ».

Задание – дополни имя сказочного героя.

Сивка – (Бурка)

Кощей (Бессмертный)

Мальчик – (с – пальчик)

Красная (Шапочка)

Снежная (Королева)

Карабас (Барабас)

Винни – (Пух)

Муха – (Цокотуха)

Сестрица (Аленушка)

Василиса (Премудрая)

Доктор (Айболит)

Лиса (Алиса)

Конек (Горбунок)

Змей (Горыныч)

Крошечка (Хаврошечка)

Кот (в сапогах)

Спящая (Красавица)

Карлик (Нос)

Крокодил (Гена)

Курочка (Ряба)

Братец (Иванушка)

Елена (Прекрасная)

Баба (Яга)

Кот (Базилио)

7. Молодцы, внучки мои, молодцы милые. Ах, какие вы пригожие, хорошие.

Пока жюри подводит итоги 1 конкурса, достану-ка я свой «волшебный», музыкальный ларец, да загадаю вам загадки из сказок, может и вспомню какие сказки (загадывание загадок).

Появилась девочка в чашечке цветка.

И была та девочка чуть больше лепестка.

В ореховой скорлупке девочка жила.

Вот какая девочка, как она мила.

Кто читал такую книжку,

Знает девочку малышку. (Дюймовочка)

Летела стрела и попала в болото.

И в этом болоте поймал ее кто-то.

Кто, распростившись с зеленою кожей,

Сделался мигом красивой, пригожей?

(Царевна-Лягушка)

Помогла нам яблонька,

Помогла нам печка.

Помогла хорошая голубая речка.

Все нам помогали, все нас укрывали.

К батюшке и матушке мы домой попали.

Кто унес братишку?

Назовите книжку. (Гуси-лебеди)

Носик круглый, пятачком.

Им в земле удобно рыться.

Хвостик маленький крючком.

Вместо туфелек – копытца.

Трое их и до чего же

Братья дружные похожи (Три поросенка)

С грядки старуха цветок сорвала, Девочке Жене его отдала.

А в лепестках есть волшебная сила.

Их девочка Женя о чем-то просила. Что надо сказать, лепестки обрывая.

Как называется сказка такая? (Цветик-семицветик)

Перед волком не дрожал,

От медведя убежал.

А лисице на зубок все ж попался.. (Колобок)

А это, что за сказка?

Девочка хорошая по лесу идет,

Но не знает девочка, что опасность ждет.

За кустами светится пара злющих глаз,

Кто-то страшный встретится

Девочке сейчас? (Красная Шапочка)

Задание с подвохом

Он пиявок добывал,

Карабасу продавал,

Весь пропах болотной тиной,

Его звали…(Дуремар)

В Простоквашино он жил

И с Матроскиным дружил.

Простоват он был немножко

Звали песика… (Шарик)

Много дней он был в пути,

Чтоб жену свою найти,

А помог ему клубок,

Его звали… (Иван-Царевич)

Он большой шалун и комик,

У него на крыше домик.

Хвастунишка и зазнайка,

А зовут его…(Карлсон)

Все идут к нему лечиться,

И собака и волчица,

Зайцы, лисы и ужи,

Крокодилы и ежи.

Он любого исцелит,

Бармалея победит.

Добрый доктор (Айболит)

На лестной опушке

Сидит она в избушке

Спокойно жить не хочет,

Царевичей морочит.

Ступа с метелкой ей дорога,

Это зловредная.. (Баба Яга)

Человек немолодой

И с недлинной бородой.

Он – отъявленный злодей –

Одноглазый (Бармалей)

Человечек деревянный,

На земле и под водой

Ищет ключик золотой.

Всюду нос сует свой длинный,

Кто же это?.. (Буратино)

Он и весел и не злобен,

Этот милый чудачок.

С ним приятель Пятачок.

Для него прогулка- праздник

И на мед особый нюх.

Этот плюшевый проказник

Медвежонок (Вини – Пух)

В гости ходит он чуть свет:

Для хозяина беда!

И «пыхтелки» как поэт,

Сочиняет иногда.

И на мед имеет нюх,

Он зовется (Вини-Пух).

Пусть Королева снега

Неприступна и горда,

Но дружба все равно сильнее

И Кая освободила от холода и льда

Его подружка (Герда)

Скачет лошадь не простая,

Чудо грива золотая,

По горам парнишку носит,

Но никак его не сбросит.

Есть у лошади сынок

Удивительный конек

По прозванью (Горбунок)

Уплетая калачи,

Ехал парень на печи.

Прокатился по деревне

И женился на царевне (Емеля)

Он играет понемножку

Для прохожих на гармошке.

Музыканта знает всяк!

Его имя…(Крокодил Гена)

Бедных кукол бьет и мучит,

Ищет он волшебный ключик.

У него ужасный вид,

Это…(Карабас)

8. Вы на славу потрудились

И немного утомились.

Песня даст нам отдохнуть

Отдохнем и снова в путь.

9. Сейчас второй конкурс – «Музыкальный».

Задание – кто быстрее угадает сказочную мелодию.

Ответ дает ученик, получивший мячик – еж (пальчиковая гимнастика).

10. Физминутка.

Вы на славу потрудились

И немного утомились.

Дружно встать нам всем пора:

Начинается игра.

Сказка даст нам отдохнуть?

Отдохнем - и снова в путь!

Нам советует Мальвина:

«Станет талия осиной,

Если будем наклоняться,

Влево, вправо 10 раз».

Вот Дюймовочки слова:

«Чтоб была спина прямая,

Поднимайтесь на носочки,

Словно тянетесь к цветочкам.

1,2,3,4,5

Повторите-ка опять!

Дала нам сказка отдохнуть?

Отдохнули?

Снова в путь!

11. А сейчас самый трудный третий конкурс – пантомима – «Без слов».

Почему самый трудный?

Да потому, что ответ надо не сказать, а показать.

Задание – командам предлагается без слов изобразить ответ на загадку.

Комар.

В этой книжке - именины,

Много было там гостей,

И на этих именинах

Появился вдруг злодей.

Он хотел убить хозяйку,

Чуть ее не погубил, но коварному злодею

Кто-то голову срубил.

Кот.

Мордочка усатая,

Шубка полосатая,

Часто умывается,

Молоком питается.

Буратино.

Пусть идет вперед, не зная страха,

Следом за прекрасною мечтой.

Тот, кому старуха-черепаха

Подарила ключик золотой.

Покажите нам этого мальчишку.

Спящая красавица.

Эта сказка не нова,

В ней принцесса все спала,

Феи злобной в том вина

И укол веретена.

12. Вот шелестят сказок страницы…

И кто-то в двери к нам стучится…

Четвертый конкурс – «Бюро находок».

Задание – назвать произведение и автора, героя, которому принадлежат потерянные вещи, а также прочитать строчки произведения, где речь идет об этих сказочных предметах.

Зеркальце

«Свет мой, зеркальце, скажи..»

А.С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и 7 богатырях»

Перчатки

С.Маршак «Вместо валенок перчатки натянул себе на пятки, вместо шапки на ходу он надел сковороду. Вот какой рассеянный с улицы Бассейной».

Мыло

К. Чуковский «Мойдодыр» «Да здравствует мыло душистое и полотенце пушистое».

Лимон

Луковица

Дж. Родари «Приключения Чиполлино»

Горошина

Г.-Х. Андерсен «Принцесса на горошине».

Туфелька Золушки

Шарль Перро «Золушка».

Бабочка кота Леопольда

Лопнувший шарик ослика ИА

Англ.писатель – Алан Александр «Милн» «Вини-Пух и все все все».

Аленький цветочек

С.Г. Аксаков «Аленький цветочек».

Зонтик

Г.-Х. Андерсен «Оле-Лукойе».

Телефон

К. Чуковский «У меня зазвонил телефон».

Чемоданчик с красным крестом

К. Чуковский «Доктор Айболит».

13 . Пятый конкурс – блиц-опрос. Игра «Ромашка»

Вот это ромашка – не просто цветок.

А ну-ка, скорей оторви лепесток!

На нем прочитаешь заданье

А ну-ка, проверь свои знанья.

(Дети отрывают лепестки ромашки и отвечают на вопросы сказочных загадок):

  • Кто пошёл рыбу ловить, и хвост в проруби оставил?
  • Ем кормила лиса журавля?
  • Спой песенку кота Леопольда.
  • Из чего фея сделала карету Золушке?
  • Как звали корову кота Матроскина?
  • Спой песенку крокодила Гены.
  • Кто говорил:»Это неправильные пчёлы, они делают неправиль-
  • ный мёд»?
  • В каком городе жил Незнайка? Назови главных героев м/ф
  • « Каникулы в Простоквашино».
  • Где находится смерть Кощея Бессмертного?
  • Кто сказал: «Не печалься, ступай себе с Богом. Будет тебе новое корыто»?
  • Почему Буратино не утонул в пруду?
  • Кого спасла Дюймовочка?
  • Кто говорил: «Свет мой зеркальце, скажи, да всю правду доложи. Я ль на свете всех милее, всех румянней и белее?»
  • Какими словами начинаются русские сказки?
  • Назовите любимое выражение Карлсона?
  • Кто говорил: «По щучьему велению, по моему хотению?»
  • Как позвать Сивку-Бурку?»
  • Как звали маленькую девочку, которая жила в цветке?
  • Какого цвета были волосы у Мальвины?
  • Что потеряла Золушка после бала?
  • В чем летает Баба Яга?
  • Кто говорил: «Спокойствие, только спокойствие?»
  • Спой песенку Винни-Пуха.

14. Заключение. Пожелания ребятам. Дети читают стихи.

Спасибо, милые мои, пригожие, хорошие. Вспомнила я сказки. А теперь мы с внучкой хотели бы вам пожелать.

Ах, как дружно мы играли,

И нисколько не устали.

Добрая сказка, спасибо!

Ты научила нас любить,

Ты научила нас всех дружить,

Ты научила нас игре,

Ты научила нас всех доброте!

А может и детки нам что-нибудь скажут?

15. Подведение итогов. Слово жюри. Награждение команд.

Анализ работы.

  1. Первоклассники вспомнили сказки, сочувствовали и сопереживали их героям в ситуации игры – соревнования.
  2. Дети научились слушать сказку, в нее играть (пантомима)
  3. Научились узнавать сказки и их героев по карточкам – заданиям («Сказочное лото»), по сказочным загадкам (конкурс «Без слов»), по предметам («Бюро находок»), песенкам из сказок (конкурс «Музыкальный»), блиц-опросам (игра «Ромашка»).
  4. Учащиеся обогатили свой опыт общения в коллективе путем выполнения заданий, требующих совместных действий («Сказочное лото», «Ромашка», «Сказочные пазлы»).
  5. Расширили свой словарный запас.
  6. Дети с азартом и увлечением принимали участие в сказке, научились переключать внимание с одной сказки на другую.
  7. Первоклассники справились со всеми предлагаемыми конкурсами.

При проведении внеклассного мероприятия были использованы приемы скорочтения:

  • «Сказочное лото» (на магнитных досках: быстро прочти 1-ую часть имени сказочного героя; быстро подставь, прочитав, 2-ую часть имени)
  • «Загадки с подвохом» (отгадка не в рифму)
  • «Бюро находок» - увидел предмет, быстро назови автора, героя, прочти строчки из сказки.
  • Игра «Ромашка» - блиц-опрос; оторвал лепесток, прочитал сказочную загадку, дал ответ.
  • Индивидуальная работа с отдельными учащимися – кубики; мелкая моторика – пазлы



Что?