Управление отдельными княжествами после распада киевской руси. Киевская Русь. Возникновение, расцвет и распад

Политическая раздробленность.
Усобицы, начавшиеся с 972 г., в XI в. стали постоянными. Установление лествичной системы наследования престола не положило конец борьбе представителей дома Рюриковичей за власть. В 1054 г. фактически произошло разделение земель между Ярославичами – сыновьями Ярослава Мудрого. Съезды наиболее влиятельных князей в конце XI – начале XII в. в Любече, Витичеве (Уветичах) и у Долобского озера также не обеспечили мира между братьями и единства Древнерусского государства. Напротив, съезд 1097 г. в Любече юридически закрепил раздел земель между князьями.
 Объединить 3/4 русских земель удалось на непродолжительное время Владимиру Мономаху. Но после смерти в 1132 г. его сына Мстислава Великого Древняя Русь окончательно распадается на самостоятельные княжества. С 1130-х гг. Русь вступила в период политической (феодальной) раздробленности , который мы также называем Удельная Русь.
 После смерти Мстислава Великого 10 лет продолжалась борьба за титул великого киевского князя между сыновьями и внуками Мономаха и черниговскими князьями. Киев ещё некоторое время сохраняет номинальный статус «стольного града», и за него идёт упорная борьба. С середины XII до середины XIII в. киевский престол вместе с титулом великого киевского князя переходил из рук в руки 46 раз. Некоторые из князей правили в Киеве меньше года. Случалось, что великий князь сидел в Киеве всего несколько дней. Например, Игорь Ольгович смог в 1146 г. продержаться на Киевском престоле лишь 4 дня.
 В 1169 г. владимиро-суздальский князь Андрей Боголюбский захватывает Киев, отдаёт его на разграбление дружины, объявляет себя киевским князем, но в Киеве не остаётся, возвращается в Суздаль. По выражению русского историка В.О. Ключевского, Андрей Боголюбский «отделил старшинство от места». Киев постепенно теряет своё значение столицы русского государства.

Причины феодальной раздробленности:
экономические:
 – натуральный характер хозяйства давал возможность экономически автономно существовать отдельным княжествам;
 – уровень экономического развития позволял местным князьям содержать аппарат управления и военные формирования (дружины), достаточные для решения внутренних (борьба со смутами) и внешних (защита границ и завоевательные походы) задач;
 – наличие центральной власти означало для местного населения и администрации лишь двойное налогообложение – в пользу местного князя и киевского;
 – рост феодального землевладения;
 – укрепление городской верхушки – князей, бояр, церковников и купечества;
 – с падением значения торгового пути «из варяг в греки» исчезла актуальность его контроля центральной политической властью.  политические :
 – большие размеры государства не давали возможность киевскому князю непосредственно управлять всеми землями-княжениями, что привело к появлению наместников и системы управления, сходной с киевской;
 – размеры государства не позволяли киевскому князю оперативно реагировать на события в землях-княжениях (восстания, нападения соседей). Это потребовало содержания наместниками собственных дружин, что приводило к усилению их самостоятельности и независимости от центральной власти;
 – нерешённость династических вопросов. Утвердившаяся c XI в. лествичная система наследования престола была слишком громоздкой и не предотвратила новых усобиц;
 – необходимость поддержания социального порядка.

Последствия феодальной раздробленности:

 Феодальная раздробленность является неизбежным и закономерным процессом исторического развития. Она способствовала дальнейшему экономическому и политическому развитию общества, хотя и нанесла ущерб единой государственности.

Политические центры Удельной Руси.
В русских землях сложились три основных центра , княжества, которые отличались по типу государственной власти.
Южная (Галицко-Волынская) Русь. На юге по-прежнему была сильна княжеская власть, опиравшаяся на дружину. В критические моменты реальную власть брало в свои руки вече, в том числе приглашавшее и изгонявшее князей. Именно Галицко-Волынская земля раньше других русских княжеств стала выходить из состояния политической неразберихи, и княжеская власть, опираясь на поддержку горожан, попыталась унять своеволие боярских группировок. Большой мощи достигло Галицкое княжество в 1160–1180-е гг. – во времена правления Ярослава Осмомысла. Женитьба на дочери Юрия Долгорукого Ольге обеспечивала ему поддержку сильных ростово-суздальских князей.
 После смерти Ярослава Осмомысла в 1187 г. власть в Галиче захватил внук Владимира Мономаха Роман Мстиславич (1187–1205 гг.). Ему удалось объединить под своей властью Галич и Волынь и создать единое Галицко-Волынское княжество. Через несколько лет он присоединил к своим владениям и Киевское княжество. На юго-западных рубежах Руси выросло новое огромное государство, равное по территории Германской империи.
 Выдающимся государственным деятелем, смелым и талантливым полководцем был сын Романа Мстиславича Даниил Галицкий (1221–1264), сумевший восстановить единство Галицко-Волынского княжества.
 С Галицко-Волынской Русью считались Германия, Польша, Венгрия, Византия.
 По типу государственной власти Галицко-Волынская Русь сохранила основные черты раннефеодальной монархии.
Северо-Западная Русь. В 1136 г. княжеская власть в Новгороде прекратила своё существование как самостоятельная политическая сила. Новгородцы арестовали, а затем изгнали из города ставленника киевского князя. С тех пор князь стал частью административного аппарата. Его обязанности ограничивались военными вопросами. Охраной правопорядка в городе занимался воевода. Вся полнота власти сосредотачивалась в руках посадника и епископа (с 1165 г. – архиепископа). Важнейшие вопросы политической жизни Новгорода решались на вече. В том числе выборы должностных лиц – посадников, тысяцких, епископа (архиепископа), архимандрита, князя. На высшие должности избирались только члены влиятельных (аристократических) боярских семей, например, представители рода Мишиничей-Онцифоровичей.
 Подобная система организации политической власти существовала и в Пскове.
 Такой тип государственного устройства называют феодальной (вечевой) республикой. Причём эти республики были боярскими, аристократическими.
Северо-Восточная (Владимиро-Суздальская) Русь. Край, заселённый славянами сравнительно поздно, по-видимому, не имел глубоких вечевых традиций. Хотя до определённого момента и здесь политическое управление строилось на взаимодействии городского веча и князей, назначавшихся из Киева. В 1157 г. жители Ростова, Суздаля и Владимира избрали своим князем сына Юрия Долгорукого Андрея Боголюбского. В 1162 г. Андрей Боголюбский изгнал из своего княжества братьев, племянников, мачеху и отцовскую дружину. Владимирские князья опирались на «милостников», то есть людей, зависевших от милости князя. В отличие от дружинников, для дворни (дворян, как их стали называть с конца XII в.) князь был господином, а не товарищем. Служба дворни князю строилась на принципах, близких к понятию подданства.
 Таким образом, во Владимиро-Суздальской Руси была заложена основа для формирования неограниченной деспотической власти (по выражению летописца – «самовластия») Владимирского князя.

Борьба русских земель с нашествиями с Востока и Запада
 Феодальная раздробленность привела к военному ослаблению русских земель. Отдельные княжества оказались не в состоянии противостоять монгольскому завоеванию в начале XIII в. В 1206 г. на курултае – собрании монгольской знати – Темучин был провозглашён Чингисханом, то есть верховным ханом. Чингисхан начинает покорение соседних стран и народов. Завоевав Северный Китай, Южную Сибирь, Центральную и Среднюю Азию, монгольское войско под командованием Джебэ и Субедэ в 1223 г. через Закавказье выходит на Северный Кавказ, где покоряет алан и нападает на половцев. Половецкий хан Котян обратился за помощью к своему зятю, галицкому князю Мстиславу Удалому. Мстислав обратился к другим русским князьям с призывом объединиться и помочь половцам в отпоре врагам. Откликнулись далеко не все. Но и среди приведших свои дружины к месту битвы князей не было единства: они не смогли решить, кто из них будет руководить битвой, а значит, всеми русскими дружинами. В результате Мстислав Киевский вообще не принял участия в сражении, что не спасло его дружину. Битва на Калке 31 мая 1223 г. закончилась полным разгромом половцев и русских. Погибли 6 русских князей, из дружинников домой вернулся лишь каждый десятый.
 После сражения на Калке монголы нападают на Волжскую Булгарию, но терпят ряд поражений и в 1225 г. возвращаются в Азию.
 В 1227 г. ещё не завоёванные западные земли Чингисхан завещает своему старшему сыну Джучи. В 1235 г. на курултае было принято решение о походе на Волжскую Булгарию и Русь. Поход возглавил сын Джучи хан Бату (Батый). В 1237–1238 гг. Батый совершил поход на Северо-Восточную Русь. В декабре 1237 г. им была взята Рязань. В январе-феврале 1238 г. – города Коломна, Москва, Владимир, Ростов, Суздаль, Галич, Тверь, Юрьев и др. После взятия Торжка, не дойдя 100 вёрст до Новгорода, монгольское войско возвращается в южные степи. 4 марта 1238 г. на реке Сити произошла битва войска великого владимирского князя Юрия Всеволодовича с крупным монгольским соединением под командованием темника Бурундая, закончившаяся полным разгромом владимирской дружины и гибелью князя.
 Упорной была оборона города Козельска. Монголам удалось его захватить только после семинедельной осады.
 В 1239–1242 гг. Батый совершает поход в Южную Русь и Восточную Европу. В декабре 1240 г. после трёхмесячной осады войсками Батыя был взят Киев.
 В начале 1240-х годов оформился улус Джучи, получивший в русских землях название Золотая Орда. Золотая Орда установила контроль над русскими княжествами (монголо-татарское , или ордынское иго ). Русские земли были обложены данью («царёв» , или «ордынский» , выход). Для определения размера дани была проведена перепись населения («число» ). Сбором дани занимались баскаки, ежегодно приезжавшие на Русь. В некоторых крупных городах баскаки проживали постоянно, наблюдая за положением дел. Права на княжение русских князей подтверждались специальными ханскими грамотами – ярлыками.
Последствия монголо-татарского нашествия и ордынского ига для русских земель :
 – гибель населения;
 – угон в Орду ремесленников;
 – выплата дани;
 – экономический упадок, замедление экономического развития;
 – консервация феодальной раздробленности;
 – разрыв или ослабление традиционных политических и культурных связей с другими странами;
 – замедление темпов культурного развития.
 Одновременно с нашествием с Востока на северные русские земли усиливается давление с Запада. В 1202 г. в Прибалтике создаётся рыцарский орден Меченосцев, объединение которого в 1237 г. с тевтонским орденом привело к созданию Ливонского ордена, угрожавшего Пскову и Новгороду.
 В 1240 г. в устье Невы высадился шведский отряд под предводительством ярла Биргера. 15 июля 1240 г. шведы были разбиты дружиной новгородского князя Александра Ярославича, получившего за эту победу прозвище Невский (Невская битва ).
 С лета 1240 г. по зиму 1241 г. рыцари Ливонского ордена захватили Изборск, Псков и Копорье. 5 апреля 1242 г. на льду Чудского озера суздальско-новгородское войско под командованием Александра Невского разбило ливонцев (Ледовое побоище ).

Культура Удельной Руси до монгольского нашествия
 С появлением на Руси после принятия христианства славянской азбуки (кириллицы) широкое распространение среди населения получила грамотность, о чём свидетельствует обнаружение в Новгороде, Пскове, Старой Руссе и Москве большого количества берестяных грамот, написанных представителями разных слоёв населения. Грамоте обучали не только мальчиков, но и девочек. Сестра Владимира Мономаха Янка, основательница женского монастыря в Киеве, создала при монастыре школу для обучения девочек.
 Развивается летописание. Собственные летописные своды, отражавшие особенности развития своего края, стали создаваться в разных древнерусских городах. Но основой их, как правило, оставалась «Повесть временных лет», созданная Нестором в конце XI – начале XII века. При монастырях создаются библиотеки, в которых хранились не только богослужебные книги и летописные своды, но и переводная литература.
 Распространёнными жанрами в древнерусской литературе были «Поучения» и «Хождения».
 Шедеврами древнерусской литературы являются: «Слово» и «Моление» Даниила Заточника (конец XII–начало XIII века), «Послание» священнику Фоме киевского митрополита Климентия Смолятича (середина XII века), «Притча о человеческой душе» Кирилла Туровского (конец XII века), «Слово о полку Игореве» (около 1186 г.) и др.
 Развивается архитектура. В XII веке были построены Дмитриев- ский собор во Владимире-на-Клязьме, собор святого Георгия в Юрьеве-Польском. В годы правления Андрея Боголюбского создаются Успенский собор и Золотые ворота во Владимире, белокаменный дворец в селе Боголюбове, храм Покрова на Нерли. При брате Андрея Всеволоде III во Владимире сооружается величественный Дмитриевский собор.
 Характерной чертой русской архитектуры того времени стала украшающая постройки резьба по камню. Деревянные резные украшения стали неизменным атрибутом не только деревянных храмов, но и жилищ горожан и крестьян.
 Складываются местные иконописные школы, например, новгородская и ярославская. До нас дошли творения новгородских живописцев XII века «Ангел Златые власы», «Спас нерукотворный», «Успение Богородицы», икона ярославских мастеров XIII века «Ярославская Оранта», фрески церкви Спаса на Нередице близ Новгорода, Дмитриевского собора во Владимире и др.
 Развивается устное народное творчество. Любимыми персонажами русских былин остаются богатыри Илья Муромец, Волхв Всеславич, Добрыня Никитич, Алёша Попович.

Лекция: Причины распада Древнерусского государства. Крупнейшие земли и княжества. Монархии и республики

Причины распада Древнерусского государства

Причинами распада Древнерусского государства являются:

    слабая централизация государства,

    дробление земель при наследовании,

    сложная система наследования,

    стремления князей развивать свое княжество, а не общее государство,

    господство натурального хозяйства.

Перед своей смертью князь Ярослав Мудрый разделил между своими сыновьями города: Изяслав как старший сын стал править Киевом, Святослав - отправился в Чер­нигов, Всеволод - стал князем в Переяславле. Он приказал, чтобы после своей смерти каждый сын правил в своем княжестве, но старшего Изяслава уважали как отца.


Ярослав Мудрый умер в 1054 году, и некоторое время сыновья жили в мире и согласии, даже усовершенствовали свод законов Русскую Правду, ввели некоторые новые законы. Новый свод получил название - Правда Ярославичей . Но очередной порядок престолонаследия, установленный Ярославом Мудрым, стал причиной раздоров и усобиц между его сыновьями. Порядок этот заключался в том, что власть переходила от старшего брата к младшему, а после смерти последнего из княжеских братьев к старшему племяннику. А если кто-либо из братьев умирал, не успев стать князем, то его дети становились изгоями и не могли претендовать на престол. Но росла мощность каждого русского княжества, вместе с нею росли и личные амбиции престолонаследников.

Через некоторое время после смерти Ярослава, со стороны Востока вместо печенегов пришло другое кочевое племя - половцы. Половцы разгромили печенегов и начали атаковать южные земли Киевской Руси. Вели они больше разбойническую войну, ограбив деревню, сжигали ее, а людей уводили для продажи на рабовладельческих рынках Востока. Окончательно заняв территории печенегов и значительно расширив их, они обитали по всей территории от Дона до Днепра. И даже дошли до византийских крепостей на реке Дунай. Полоцкое княжество, входившее в состав Киевской Руси, отделилось от Киева ещё в конце X века. Полоцкий князь Всеслав – дальний родственник Ярославичей, стал вести борьбу с Киевом за политическую гегемонию в Северо-Западной Руси. Его неожиданное нападение на Псков в 1065 году было неудачным, но в течение следующих двух лет он совершил опустошительный набег на Новгород. Но на обратном пути в марте 1067 года Всеволод был разбит Изяславом Ярославичем и пленён в Киеве.


Битва на Альте

И вот в 1068 году, окончательно окрепнув на новой земле, они совершили огромное вторжение на Русь. На защиту встали три княжеские дружины Изяслава, Святослава и Всеволода. После кровопролитной битвы на реке Альте, русская армия была полностью разбита. Изяслав с остатками войска вернулся в Киев. Народное вече принялось требовать возвращения армии на поле боя, для того чтобы разгромить и прогнать половцев. Но Изяслав отказался под предлогом, что его дружинникам нужно отдохнуть. Поднялись народные волнения, так как помимо зверств и разрушений, которые делали половцы они еще полностью перекрыли торговый путь в Византию. Русские купцы не могли такое стерпеть. В конечном счете возмущенная толпа разграбила княжеский двор, а князь Изяслав должен был бежать к своему тестю - польскому королю Болеславу. Рассерженные киевляне решили освободить Всеслава из плена и провозгласили его Великим князем. Но заручившись поддержкой польского родича и частью его войска Изяслав быстро вернул Киев под свое управление.


В это время поддержкой народного вече в Киеве и своего брата князя Всеволода Переяславского заручился князь Чернигова - Святослав. Основой его поддержки послужило то, что он смог отразить атаку половцев в своем княжестве. Святослав решил изгнать Изяслава из Киева. Так началась междоусобная вражда между княжескими братьями с привлечением половецких племен в качестве поддержки. В 1073 году великим князем стал Святослав. Он умер в 1076 году и киевский престол уже в третий раз занял Изяслав. В 1078 году на Киев совершил нападение племянник Изяслава Олег Святославич, который был недоволен размерами своего удела и хотел расшириться. Изяслав погиб в этой борьбе. Княжество Киевом по очереди дошло до Всеволода - последнего сына Ярослава, который умер в 1093 году. Хотя еще за несколько лет перед смертью он полностью возложил правление на своего сына Владимира Мономаха, все же после смерти Всеволода на престол по закону взошел старший сын Изяслава - Святополк. И притихшая междоусобица, началась с новой силой. Эти события и стали первопричиной распада Древнерусского государства.

Любечский съезд

Правовым укреплением разделения Киевской Руси стал мирный договор в 1097 году в Любече. Князья договорились изгнать половцев из русской земли, при этом они утвердили, то что каждый теперь правит самостоятельно в своем княжестве. Но усобицы могли легко вспыхнуть вновь. И только внешняя угроза, исходившая от половцев, удерживала Киевскую Русь от раскола на отдельные княжества. В 1111 году Владимир Мономах вместе с другими русскими князьями совершил успешный поход против половцев и разгромил их. Через два года после этого умер Святополк. В Киеве началось восстание против бояр Святополка и ростовщиков (людей, дававших деньги в долг под проценты). Киевская верхушка, обеспокоенная сложившимся положением, вне очереди призвала на престол Владимира Мономаха. Так, с 1113 по 1125 год Великим князем был внук Ярослава Мудрого - Владимир Мономах. Он стал мудрым законодателем и правителем, прилагал все усилия для сохранения единства Руси, жестоко наказывал тех, кто чинил усобицы. Внеся «Устав Владимира Мономаха» в «Русскую правду» Владимир защитил права закупов, которые страдали от беспредела и злоупотреблений ростовщиков. Он составил ценнейший источник русской истории «Поучение». Приход Владимира Мономаха на время объединил Древнерусское государство, 3/4 русской земли было подчинено ему. При нем Русь была сильнейшей державой. Хорошо развивалась торговля, он сохранил "Путь из варяг в греки".


После смерти Мономаха в 1125 году, его сын Мстислав, правивший до 1132 года, смог еще ненадолго сохранить единство Руси. Но после его смерти все вернулось обратно к внутренней войне, наступил "удельный период" - период раздробленности Киевской Руси. И если до этого Киевская Русь была едина, то к XII веку она уже была поделена на 15 княжеств, а еще через 100 лет, представляла собой около 50 различных княжеств, со своими правителями. В течение 1146–1246 гг. власть в Киеве менялась 47 раз, что окончательно уничтожило авторитет столицы.



Крупнейшие земли и княжества. Монархии и республики

Хотя княжеств и было почти полсотни, можно выделить три основные, которые оказывали огромное влияние на всю территорию в целом.

Наибольшее влияние среди русских земель периода раздробленности имели:

    Владимиро-Суздальская земля,

    Новгородская республика,

    Галицко-Волынское княжество.

Владимиро-Суздальская земля

Владимиро-Суздальская земля территориально находилась между реками Оки и Волги. Была значительно удалена от границ, а соответственно от набегов и представляла собой плодороднейшую равнину, которая отлично подходила для всех сельскохозяйственных нужд таких как земледелие и скотоводство. Эти факторы и послужили для постоянного притока людей из разных категорий, таких как земледельцы, скотоводы, ремесленники и прочее. Было множество купцов и младших дружинников в основном пограничных земель. Владимиро-Суздальское княжество стало самостоятельным и независящим от Киева при князе Юрии Долгоруком (1125-1157). Массовый приток населения произошел в XI-XII веках. Пришедших из южных регионов Руси привлекало, что княжество находилось в относительной безопасности от набегов половцев (территория была значительно покрыта густыми лесами), плодородные земли и пастбища, реки, вдоль которых выросли десятки городов (Переславль-Залесский, Юрьев-Польский, Дмитров, Звенигород, Кострома, Москва, Нижний Новгород).

Сын Юрия Долгорукого - Андрей Боголюбский во время своего правления максимально увеличил княжескую власть и сместил правление бояр, которые были часто практически ровней князю. Для того чтобы уменьшить влияние народного вече, он перенес столицу из Суздаля. Из-за того, что во Владимире, вече не было таким властным, он и стал столицей княжества. Также он полностью разогнал всех возможных претендентов на трон. Его правление можно рассматривать как начало рассвета монархии с единоличными деспотическими элементами. Он заменил бояр, на дворян, которые полностью ему подчинялись и назначались им же. Они могли не быть из знати, но должны были полностью ему подчиняться. Он активно занимался внешней политикой, пытался получить влияние среди бояр и знати Киева и Новгорода, организовывал против них походы.

После его смерти на престол взошел Всеволод Большое Гнездо, который вместо попыток подчинить власть в старых городах, активно строил и улучшал новые, получая большую поддержку населения и мелкой знати. Владимир, Переславль-Залесский, Дмитров, Городец, Кострома, Тверь - эти города стали оплотом его власти. Проводил масштабное каменное строительство и оказывал поддержку зодчеству. Сын Всеволода Юрий завоевал значительную часть территорий Новгородской республики, а в 1221 г. основал Нижний Новгород - крупнейший город в восточной части княжества.


Новгородская республика

В Новгороде, в отличие от других княжеств, власть была не у князя, а у богатых и знатных семей бояр. Новгородская республика или как ее еще называют Северо-Западная Русь не имела плодородных равнин или других условий для развития сельскохозяйственного труда. Поэтому основной промысел населения составляло ремесленничество, бортничество (сбор меда) и пушные промыслы. Поэтому для успешного существования и получения продуктов питания, было необходимо вести торговые отношения. Этому отлично способствовало нахождение Новгородской республики на торговом пути. Торговлей занимались не только купцы, активное участие принимало и боярство. За счет торговли знать быстро разбогатела и стала играть важную роль в политическом устройстве, не теряя возможности прибрать немного власти во время смены князей.

И так после свержения, ареста, а затем и изгнания князя Всеволода происходит полное формирование Новгородское республики. Основным аппаратом власти становится - вече, именно оно принимало решение по вопросам войны и мира, назначало высшие руководящие должности. Должности, которые назначало вече выглядели следующем образом:

    Посадник - являлся главным лицом, правителем.

    Воевода - ответственный за правопорядок в городе.

    Епископ - глава новгородской церкви.

Также, именно вече решало вопрос о приглашении князя, полномочия которого были сокращены до военного руководителя. При этом все решения принимались под присмотром господ и посадника.

Такое устройство Новгорода, позволило ему стать аристократической республикой, основной на вечевых традициях Древней Руси.


Южная Русь, Галицко-Волынское княжество


Изначально во времена княжения Ярослава Осмомысла в 1160–1180 годы Галицкое княжество достигает нормализации отношений внутри княжества. Между боярами, вече и князем достигнуто соглашение, своеволие боярских общин проходит. Ярослав Осмомысл для обеспечения себе поддержки, женится на дочери Юрия Долгорукого - княгине Ольге. При его правлении Галицкое княжество достигает достаточной мощи.

После его смерти в 1187 году к власти пришел внук Владимира Мономаха - Роман Мстиславич. Сперва он подчиняет Волынь, создает крепкое Галицко-Волынское княжество, а затем захватывает Киев. Объединив все три княжества, он стал правителем огромного государства, равного по площади с Германской империей.

Его сын Даниил Галицкий также был влиятельным политическим деятелем, не допустившим разъединения княжества. Княжество активно участвовало в международной политике, имея множество отношений с Германией, Польшей, Византией и Венгрией. По типу правления, оно ничем не отличалось от раннефеодальной монархии в Европе.




РУССКИЕ ЗЕМЛИ В ПЕРИОД РАЗДРОБЛЕННОСТИ

Литература

Социальная структура Киевской Руси

Характеристика общины: вервь, мир, волость – территориальная захватная община, основной со­циальный институт ; признаки: 1) общее пользование непахотной землей и пусто­шами; 2) захватный порядок наделœения пахотной землей; 3) индивидуальное наследственное пользо­вание пахотными наделами; 4) свободное отчуждение земли внутри общины; 5) свободный выход из общины; 6) самоуправление (ограниченное в вотчинах); 7) коллективная ответственность (круговая порука).

Категории общинников: экономически свободные (люди, мужи ) – на общинных землях, платили дань государству; экономически зависимые (смерды ) – на территориях вотчин, платили феодальную ренту; городские жители – посадские (и люди, и смерды).

Внеобщинные лично свободные категории: князья (великий и удельные), бояре (кня­жеские (военная аристократия, в т.ч. посадники ) и земские (земельная аристократия)), духовенство.

Внеобщинные лично зависимые категории: закупы (отрабатывающие долг); рядовичи (служившие по договору, в т.ч. княжьи люди (тиуны , отроки и т.д.); холопы (рабы): страдные, боевые, челядь .

1. Горский А. Начало Руси: славяно-варяжская дилемма? // Родина. 2009. №9. – С.15-18.

2. Дьяконов М.А. Очерки общественного и государственного строя Древней Руси. – СПб.: Наука, 2005. – 384 с.

3. Замыслов В.А. Великий преобразователь древнерусского государства // Власть. 2008. №10. – С.3-8.

4. Климов Е.В. Монотеизм восточных славян // Вопросы истории. 2007. №12. С.168-169.

5. Ломоносов М.В. Записки по русской истории. – М.: ЭКСМО, 2007. – 735 с.

6. Макаренко В.В. Потерянная Русь. По следам утраченной истории. – М.: Вече, 2008. – С.494 с.

7. Поляков А.Н. Древнерусская цивилизация: вехи развития // Вопросы истории. 2008. №9. – С.70-82.

8. Поляков А.Н. Древнерусская цивилизация: основные черты социального строя // Вопросы истории. 2006. №9. – С.67-86.

9. Поляков А.Н. Древнерусская цивилизация: основы политического строя // Вопросы истории. 2007. №3. – С.50-69.

10. Фомин В.В. Народ и власть в эпоху формирования государственности у восточных славян // Отечественная история. 2008. №2. – С.170-189.

После смерти Ярослава Мудрого начинается процесс распада единого древнерусского государства. Строго говоря, начался он еще при Ярославе отделœением Полоцкого княжества, но после его смерти процесс стал необратимым. Большинство раннефеодальных государств Европы не избежало этапа политической раздробленности, так что есть всœе основания считать это закономерностью. Но, конечно, в каждом из государств были и свои специфические факторы распада.

Основной экономической причиной распада Руси, которая имела место и в Европе, было развитие хозяйства и, как следствие этого, рост вотчин и городов , стремившихся освободиться от опеки центральной власти.

Специфичной чертой Древнерусского государства была обусловленность его существования и развития наличием торговых путей, проходящих по рекам Восточно-Европейской равнины. После разгрома печенегов их место в южнорусских степях заняли еще более могущественные кочевые племена половцев. Половцы фактически перерезали торговые пути, выходящие в Черное море, Русь превратилась из торгового коридора в тупик, становой хребет государства был надломлен, и вскоре исчезло и само государство. Τᴀᴋᴎᴍ ᴏϬᴩᴀᴈᴏᴍ, нападения кочевников , приведшие к упадку торговых путей – еще одна важнейшая причина раздробленности.

Основной же причиной политического характера стал очередной порядок наследования (т.н. листвичная система), которая привела к княжеским усобицам и, в конце концов, – к распаду.

Точки зрения на причины политической раздробленности Руси. 1) Причины раздробленности лежат в плоскости экономических отношений, а именно – в противоречиях между развитием производительных сил и наличием раннефеодального государства. Данная точка зрения является приоритетной в отечественной науке, она связана с переносом на русскую почву формационной теории К. Маркса . В соответствии с ней весь период раздробленности принято называть периодом феодальной раздробленности. Тем самым подчеркивается экономическая подоплека процесса распада Киевской Руси. При этом не отрицаются политические причины, но они ставятся в зависимость от причин экономических. Сам процесс выглядит следующим образом: во-первых, на фоне развития производительных сил (ᴛ.ᴇ. ремесленных, аграрных, торговых технологий) растут города, которые стремятся к экономической самостоятельности. Во-вторых, формирующееся княжеское удельное и боярское землевладение выдвигает на первый план доходы от вотчин, передача феодов по наследству ослабляет зависимость бояр от князей, натуральное хозяйство делает возможным экономическую самостоятельность вотчин и отдельных княжеских уделов. Минусы теории: в отличие от Европы, на Руси самостоятельными становились не владения крупных феодалов, а владения членов княжеской династии; многие историки считают развитие городов не причиной, а следствием раздробленности; вотчины на Руси могли свободно подвергаться переделу, любой вотчинник числился на государевой службе. Понимание раздробленности Руси как раздробленности феодальной является частным случаем применения теории линœейного развития человеческого общества.

2) Главными причинами раздробленности являются причины политические, а именно – очередной порядок княжения, утвердившийся на Руси. До Крещения на Руси был принят варварский (вероятно – варяжский) порядок наследования – старшему в роде. С распространением христианства утвердилась византийская традиция – наследование от отца к сыну, по прямой мужской нисходящей линии. Все же, согласно общему правилу, каждый отпрыск княжеского рода получал удел. Ярослав Мудрый перед смертью реанимировал старый порядок наследования: старший в роде получал Киев и великое княжение. После его смерти следующий по старшинству князь (брат или, за неимением братьев, старший сын) передвигался из своего удела в Киев, за ним передвигались и всœе остальные князья. Отпрыски братьев, умерших до занятия своей очереди в Киеве, становились изгоями и не имели прав на великокняжеский престол. По мысли Ярослава, такой порядок должен был избавить Русь от княжеских братоубийственных войн, т.к. каждый из братьев рано или поздно мог претендовать на великий стол. На делœе же всœе это создавало условия для усобиц. Большую роль сыграло отсутствие этнического единства Руси – территории княжеств почти совпадали с территориями расселœения отдельных союзов племен. Минусы теории: пока сохранялся очередной порядок наследования, Русь как раз сохраняла черты политического единства, окончательно она распалась после того, как княжеские династии утвердились в своих уделах; усобицы князей являлись не причиной, а следствием раздробленности; этническое разнообразие на Русской равнинœе наблюдается и до периода раздробленности.

Очевидно, что применительно к истории Руси крайне важно учитывать и экономические и политические предпосылки раздробленности и рассматривать их в комплексе.

Итак, в соответствие с волей Ярослава в 1054 ᴦ. Русь была разделœена на уделы между его сыновьями. Старший Изяслав получил великое княжение, Киев и Новгород, Святослав – Чернигов, Муром, Рязань и Тмутаракань, Всеволод – Переяславль, Вячеслав – Смоленск, Игорь – Владимир-Волынский. Сын Владимира, рано умершего самого старшего сына Ярослава – Ростислав Владимирович – получил в удел Ростов. Τᴀᴋᴎᴍ ᴏϬᴩᴀᴈᴏᴍ, Русь была разделœена на шесть уделов (без Полоцка). Первоначально братья жили дружно, признавали старшинство Изяслава, сообща отразили нашествие кочевников – торков (1060 ᴦ. ). Но с 1064 ᴦ. начались княжеские усобицы между потомками Ярослава, переросшие в нескончаемую войну. По времени эти усобицы совпали с появлением в южнорусских степях половцев и началом половецких войн, что еще более осложнило политическую остановку на Руси.

Хроника усобиц. 1054 ᴦ. – Умер Ярослав Мудрый, перед смертью разделив Русь на уделы. 1057 ᴦ. – Умер Вячеслав Смоленский. В Смоленск был переведен Игорь, а во Владимир-Волынский – Ростислав Владимирович. Сын Вячеслава – Борис – оказался изгоем.1060 ᴦ. – Умер Игорь Смоленский. Сын Игоря – Давыд – оказался изгоем. В Смоленск должен был быть переведен Ростислав Владимирович, однако он остался на Волыни. По всœей вероятности, великий князь Изяслав не позволил Ростиславу занять смоленский престол.1064 ᴦ. – Начало усобиц. Ростислав Владимирович захватил Тмутаракань, выгнав оттуда наместника Святослава Черниговского Глеба Святославича.1065 ᴦ. – Святослав Черниговский пошел на Тмутаракань, Ростислав уступил Глебу Святославичу Тмутаракань без боя, но когда Святослав ушел, снова занял город. Тмутаракань временно выделилась в особый удел. Всеслав Брячиславич Полоцкий, воспользовавшись разладом в потомстве Ярослава Мудрого, напал на Псков.1066 ᴦ. – Ростислав умер в Тмутаракани (отравлен византийцами), куда наместником снова отправлен Глеб Святославич. Сыновья Ростислава – Рюрик , Володарь и Василько – стали изгоями. 1067 ᴦ. – Всеслав Полоцкий напал на Новгород, но был разгромлен Изяславом, Святославом и Всеволодом Ярославичами (битва на Немизе ) и посажен в темницу в Киеве. Наместником в Новгороде стал Мстислав Изяславич. 1068 ᴦ. – После поражения от половцев Изяслав был изгнан из Киева жителями, которые освободили Всеслава и провозгласили его киевским князем. 1069 ᴦ. – Изяслав с помощью поляков вернул себе Киев. Всеслав бежал в Полоцк, но был разбит Изяславом. В Полоцке наместником стал Мстислав Изяславич, но скоро умер.
Размещено на реф.рф
Наместником в Полоцке стал второй сын Изяслава – Святополк . 1071 ᴦ. – Всеслав, разбив Святополка Изяславича, вернул себе Полоцк. 1073 ᴦ. – Изяслав Ярославич был изгнан из Киева братьями Святославом и Всеволодом по подозрению в сговоре с Всеславом Полоцким. Киевским князем стал Святослав, Всеволод был переведен в Чернигов. Владимир-Волынский был отдан Олегу Святославичу, Тмутаракань – Роману Святославичу, Переяславль – Давыду Святославичу. В Новгороде княжил Глеб Святославич. Сын Всеволода Владимир Мономах , вероятно, княжил в Смоленске. 1076 ᴦ. – Умер Святослав, его место в Киеве занял Всеволод. 1077 ᴦ. – Изяслав двинулся на Киев с поляками, а его племянник Борис Вячеславич, воспользовавшись случаем, захватил Чернигов. Всеволод уступил без боя киевский престол старшему брату Изяславу, а сам занял Чернигов. Борис Вячеславич бежал в Тмутаракань, где наместником был Роман Святославич. За помощь Изяславу поляки получили Червенские города . 1078 ᴦ. – Изяслав изгнал из Новгорода Глеба Святославича (Глеб вскоре погиб), а из Владимира-Волынского – Олега Святославича (который бежал в Тмутаракань к брату Роману). Новгород получил Святополк Изяславич, Смоленск остался за Владимиром Мономахом. Τᴀᴋᴎᴍ ᴏϬᴩᴀᴈᴏᴍ, Изяслав и Всеволод, решив дело миром, оставили без уделов сыновей Святослава – своих племянников, но раздали уделы своим детям. Олег Святославич и Борис Вячеславич с половцами напали на Чернигов и выгнали Всеволода. Всеволод бежал в Киев и оттуда с Изяславом, Ярополком Изяславичем и Владимиром Всеволодичем ударил по Олегу и Борису (битва на Нежатиной Ниве ). Борис и Изяслав погибли в битве. Олег бежал в Тмутаракань. Киевским князем стал Всеволод. Владимир Мономах получил Чернигов, Ярополк Изяславич – Владимир-Волынский и Туров, Святополк Изяславич продолжал пребывать в Новгороде. Роман Святославич владел Тмутараканью, которая в силу географического положения была слабо подконтрольна киевскому князю, его братья Давыд и Ярослав, вероятно, сидели в Муроме. 1079 ᴦ. – Роман Святославич был убит половцами, с которыми намеревался напасть на Киев, но с которыми Всеволод заключил мир.
Размещено на реф.рф
Олег Святославич был захвачен половцами и отправлен в Византию. Тмутаракань подчинилась Всеволоду. 1081 ᴦ. – Давыд Игоревич и Володарь Ростиславич, бежав из удела Ярополка Изяславича, захватили Тмутаракань. 1083 ᴦ. – Олег Святославич, вернувшись из Византии, изгнал из Тмутаракани Давыда Игоревича и Володаря Ростиславича. 1084 ᴦ. – Рюрик, Володарь и Василько Ростиславичи захватили у Польши Червенские города и стали княжить в них (на правах уделов внутри волости Ярополка). Давыду Игоревичу был дан в удел Дорогобуж внутри удела Ярополка Изяславича (на Волыни). 1085 ᴦ. – Ярополк, недовольный решением о Дорогобуже, хотел идти на Всеволода, но был предупрежден выступлением Мономаха и бежал в Польшу. Владимир-Волынский был передан Давыду Игоревичу. 1086 ᴦ. – Ярополк заключил мир с Мономахом, вернулся во Владимир-Волынский, но вскоре был убит (возможно – наемниками Ростиславичей). Владимир-Волынский снова был передан Давыду Игоревичу. 1088 ᴦ. – Святополк Изяславич переведен из Новгорода в Туров. Следовательно, бывший удел Ярополка Изяславича (Владимир-Волынский и Туров) был разделœен надвое. На Волыни продолжал княжить Давыд Игоревич. Новгород был отдан Мстиславу Владимировичу (сыну Мономаха). 1093 ᴦ. – Умер Всеволод Ярославич, последний сын Ярослава Мудрого. На киевский престол взошел Святополк Изяславич, в Чернигове – Владимир Мономах, в Переяславле – его брат Ростислав Всеволодич. Во время нашествия половцев, против которых выступили всœе три князя, погиб Ростислав Всеволодич (битва на Стугне у Треполя ). 1094 ᴦ. – Олег Святославич из Тмутаракани с половцами осадили Чернигов. Мономах ушел в Переяславль, уступив Чернигов Олегу. Давыд Святославич вокняжился в Смоленске. 1095 ᴦ. – Брат Олега Давыд Святославич принял Новгород, Мстислав Владимирович (сын Мономаха) перешел из Новгорода в Ростов. В Смоленск был посажен Изяслав Владимирович (сын Мономаха). При этом вслед за тем новгородцы призвали Мстислава обратно, а Давыд Святославич вернулся в Смоленск. Изгнанный из Смоленска Изяслав Владимирович в ответ захватил Муром (в волости Черниговской, ᴛ.ᴇ. Олега Святославича). 1096 ᴦ. – Святополк и Владимир Мономах пошли войной на Олега Черниговского в ответ на его отказ от совместной борьбы с половцами и заключения договора. Олег запросил мира, получил его и бежал в Смоленск к брату Давыду, а затем в Рязань. Из Рязани Олег пошел походом на Изяслава Владимировича Муромского. Изяслав погиб, а Олег объединил Рязанский и Муромский уделы. После этого Олег с братом Ярославом Святославичем захватил Ростов и Суздаль, бывшие уделами Владимира Мономаха. Против Святославичей выступили сыновья Мономаха Мстислав Новгородский и Вячеслав . Οʜᴎ разбили Святославичей, вернув всœе завоеванные Олегом земли, включая Муром и Рязань.

В этих условиях по инициативе одного из внуков Ярослава Мудрого – Владимира Всеволодича по прозвищу Мономах – в 1097 ᴦ. князья собрались на съезд в ᴦ. Любеч, недалеко от Киева. Любечский съезд принял важнейшие решения. В первую очередь, произошел передел уделов. Их по-прежнему было шесть (без Полоцка), но распределялись они следующим образом: Святополк Изяславич получал Киев (как великий князь) и Туров (в удел); Святославичи (Олег, Давыд и Ярослав) получали в удел Чернигов, Рязань и Муром; Давыд Игоревич – Владимир-Волынский; Володарь Ростиславич – Перемышль; Василько Ростиславич – Теребовль; Владимир Мономах, сильнейший из князей, вместе с сыновьями получал самые большие территории – Новгород, Смоленск, Ростов, Суздаль, Переяславль. Во-вторых, переход князей из удела в удел прекращался, князья – представители разных ветвей семейства Ярослава Мудрого – менялись лишь на киевском престоле, в своих же уделах их власть становилась наследственной. Уделы превратились в вотчины. При этом и Любечский съезд не прекратил княжеских усобиц.

Хроника усобиц. 1097 ᴦ. – Любечский съезд князей: ʼʼкаждый держит отчину своюʼʼ. При этом договор сразу же был нарушен – Святополком и Давыдом Игоревичем по инициативе последнего был ослеплен Василько Теребовльский. Давыд захватил часть городов Василька. Володарь Ростиславич Перемышльский, брат Василька, выступил против Давыда и вынудил выдать Василька. Тем временем Владимир Мономах и Святославичи вынудили Святополка Киевского под угрозой войны выступить против Давыда Игоревича. 1098 ᴦ. – Володарь и Василько выступили против Давыда Игоревича на Волынь. 1099 ᴦ. – Святополк Киевский выступил против Давыда Игоревича и прогнал его в Польшу, поставив во Владимире сына Мстислава . Далее Святополк выступил против Володаря и Василько Ростиславичей, но потерпел поражение. Сын Святополка Ярослав по заданию отца в союзе с венграми выступил против Володаря Ростиславича. Тем временем Давыд Игоревич, заключив союз с Володарем и наняв половцев, также подошел к Перемышлю. Венгры и Ярослав Святополчич потерпели страшное поражение. После этого Давыд подступил к Владимиру. Во время осады Мстислав Святополчич был убит. Давыд Игоревич взял Владимир-Волынский. 1100 ᴦ. – Витичевский съезд князей: Давыд Игоревич был лишен Волыни (ему дали лишь Дорогобуж в удел), Владимир-Волынский переходил в отчину Святополка (там сел Ярослав Святополчич), Василько должен был переехать к брату Володарю Ростиславичу в Перемышль, а его удел (Теребовль) также должен был войти в состав отчины Святополка Киевского. При этом Ростиславичи отказались выполнять решение старших князей. Это знаменовало политическое обособление Червенских городов (Галицкой земли ). 1101 ᴦ. – Умер Всеслав Полоцкий, после чего начались усобицы в Полоцком княжестве между Всеславичами: Рогволодом, Святославом, Романом, Давыдом, Глебом, Ростиславом, Борисом. 1102 ᴦ. – Владимир Мономах и Святополк Киевский заключили договор об обмене территориями – Мстислав Владимирович переходил во Владимир-Волынский (Волынь становилась отчиной Мономаха), а Ярослав Святополчич переходил в Новгород (Новгород становился отчиной киевского князя). При этом договор не был реализован по причинœе отказа новгородцев сменить князя. 1103 ᴦ. – Долобский съезд князей: решение о походе против половцев. В поход (победоносный) выступили Мономах, Давыд Святославич, Давыд Всеславич из Полоцка, Святополк Киевский, Ярополк Мономашич (битва на Сутени ). 1104 ᴦ. –Неудачный поход Олега Святославича Черниговского, Давыда Всеславича и Ярополка Мономашича на Глеба Всеславича в Минск. 1112 ᴦ. – Умер в Дорогобуже Давыд Игоревич.

После смерти Святополка Изяславича в 1113 ᴦ. на великокняжеский престол должен был взойти Давыд Святославич (по очередному порядку наследования), однако киевляне призвали на престол Мономаха. Это говорит, во-первых, о непререкаемом авторитете Мономаха на Руси, во-вторых – о важной роли веча. В правление Владимира Мономаха (1113-1125 гᴦ. ) и его сына Мстислава Великого (1125-1132 гᴦ. ), которого также киевляне призвали на престол помимо очередного порядка, на Руси наступила временная стабилизация – почти прекратились княжеские усобицы, была организована борьба с половцами, и даже покорены полоцкие князья.

Но после смерти Мстислава, как записано в летописи, ʼʼраздрашася вся русская земляʼʼ. Сначала началась усобица за киевский престол между Мономашичами (сыновьями Мономаха) и Мстиславичами (сыновьями Мстислава Великого, внуками Мономаха), ᴛ.ᴇ. между дядями и племянниками. Далее в эту борьбу включились Ольговичи (сыновья и внуки Олега Святославича Черниговского). Одним из ʼʼгероевʼʼ этой борьбы был Юрий Долгорукий – один из младших сыновей Мономаха и основатель Москвы. В ходе непрекращающихся войн падала обороноспособность Руси, русские князья потеряли Тмутаракань, захваченную половцами, и контроль над Северным Причерноморьем. Киев несколько раз разорялся и, в итоге, потерял свое значение центра Руси. В 1169 ᴦ. сын Юрия Долгорукого, Андрей Боголюбский , будучи владимиро-суздальским удельным князем, захватил Киев, но перенес столицу великого княжения во Владимир.
Размещено на реф.рф
Киев он вскоре потерял, но Владимиро-Суздальское княжество так и осталось великим. Τᴀᴋᴎᴍ ᴏϬᴩᴀᴈᴏᴍ, на Руси появилось второе (после киевского) великое княжение. Распад Руси на самостоятельные государства – княжества (или, как говорили в древности, земли ) стал фактом.

Хроника распада. 1132 ᴦ. – Умер Мстислав Великий. На киевский престол взошел его брат Ярополк Владимирович. В Полоцк был назначен сын умершего Мстислава Святополк Мстиславич. При этом полочане взбунтовались и призвали на престол одного из побежденных Мстиславом полоцких князей – Василька Святославича. Τᴀᴋᴎᴍ ᴏϬᴩᴀᴈᴏᴍ, Полоцк вновь вышел из-под контроля Киева. 1134 ᴦ. – Началась усобица между племянниками и дядями Мономахова рода (Мстиславичами и Мономашичами). 1135 ᴦ. – Началась усобица между Мономашичами и Ольговичами. Мономашичи потерпели тяжелое поражение в битве на Супое. 1136 ᴦ. – Видя ослабление Мономашичей после поражения на Супое, новгородцы решились на открытую конфронтацию. Всеволод Мстиславич (сын Мстислава Великого) был изгнан из Новгорода. Впервые новый новгородский посадник был избран на вече без согласия князя. Политически обособилась Новгородская земля . 1139 ᴦ. – Смерть бездетного Ярополка Мономашича. На престол киевский вступил Всеволод Ольгович (Всеволод II). Он отдал Чернигов своему племяннику Владимиру Давыдовичу, тем самым поссорив младших Ольговичей (своих родных братьев) с Давыдовичами (двоюродными братьями). С этого момента политически обособилась Черниговская земля . 1141 ᴦ. – Все Червенские города объединил в одну землю Владимир Володарич с центром в Галиче – обособилась Галицкая земля . 1146 ᴦ. – Умер Всеволод Ольгович. На киевский престол вступил его брат Игорь Ольгович, но был изгнан Изяславом Мстиславичем (сыном Мстислава Великого). 1149 ᴦ. –Поход Юрия Долгорукого, сына Мономаха, на Киев. Юрий занял Киев. 1150 ᴦ. – Изяслав Мстиславич вернул себе киевский престол, но снова изгнан Юрием Долгоруким. 1551 ᴦ. – Изяслав изгнал Долгорукого из Киева. 1154 ᴦ. – Умер Изяслав Киевский. Киевским князем стал Ростислав Мстиславич (сын Мстислава Великого), до этого бывший смоленским князем. 1155 ᴦ. – Святослав Ольгович занял Чернигов. Юрий Долгорукий вновь захватил Киев. Обособились Муромская и Рязанская земли . 1157 ᴦ. – Юрий Долгорукий ходили в поход на Волынь, но безуспешно. Мстислав Изяславич (внук Мстислава Великого) сохранил за собой Владимир-Волынский. С этого времени политически обособилась Волынская земля . Умер Юрий Долгорукий. Киевляне призвали Изяслава Давыдовича из Чернигова. В Суздале князем стал Андрей Юрьевич Боголюбский, сын Долгорукого. С этого момента обособилась Ростово-Суздальская (Владимирская) земля . Юрий Ярославич (сын Ярослава Святополчича, внук Святополка Изяславича Киевского) захватил Туров. Изяслав Киевский пытался выгнать Юрия, но безуспешно. С этого времени обособилась Туровская земля . 1159 ᴦ. – Мстислав Изяславич Волынский изгнал из Киева Изяслава Давыдовича. На киевский престол вновь сел Ростислав Смоленский. 1167 ᴦ. – В Киеве умер Ростислав Мстиславич. За его сыновьями закрепилась Смоленская земля . 1169 ᴦ. – По приказу Андрея Суздальского его сын Мстислав взял штурмом Киев. Мстислав Изяславич бежал на Волынь. В Киеве был посажен Глеб Юрьевич, младший брат Андрея. Андрей Боголюбский, получив великий стол, остается в Ростово-Суздальской земле (во Владимире-на-Клязьме). Владимиро-Суздальское княжество становиться Великим.

Итак, с середины XI в. на Руси начались центробежные процессы, которые, в конце концов, к серединœе XII в. привели к политическому распаду Древнерусского государства. Причинами распада стало сочетание экономических и политических факторов. Процессы, приведшие к раздробленности, протекали постепенно и сопровождались кровавыми междоусобными войнами.

Распад Киевской Руси начался в XII веке. Представляет собой процесс образования уделов или же мелких княжеств, который возник в связи с отсутствием сильной центральной власти и борьбой местных правителей за влияние. Считается также, что заметную роль здесь сыграло татаро-монгольское иго. В результате этого процесса часть территорий отошла к Польше и Литве, а из жителей Киевской Руси начали формироваться новые народы: русские, украинцы и белорусы.

Своеобразной точкой отсчёта стал 1132 год, когда умер Мстислав Великий, сын Владимира Мономаха, который был последним по-настоящему могущественным киевским князем. После него ни один из правителей уже не смог снова достичь прежнего влияния.

Необходимо отметить, что сам факт определённой раздробленности историки воспринимают как закономерный. Они обращают внимание на то, что все европейские государства в процессе своего формирования так или иначе прошли этот этап. Что связано с прогрессом, с тем, что знать на местах (крупные военачальники, бояре, дружинники) постепенно накапливали имущество. Кто-то – участием в походах, кто-то – захватом земель или же за счёт полученных наград. Некоторые торговали, кое-кто совмещал и то, и другое.

Разумеется, походы означали не только прибыль, но и траты, необходимость покупать снаряжение, лошадей, нанимать иногда слуг и так далее. И каждое поколение что-то да расходовало. Но род не мог потратить земли, дома тоже часто стояли несколько поколений. В Киевской Руси по наследству могли передать и дело (кузницу, мастерскую, лавку). Накапливались также и драгоценные камни вместе с драгметаллами. В итоге род из поколения в поколение постепенно богател, а за счёт рождения новых членов и брачных союзов разрастался. И, что вполне закономерно, становился всё влиятельнее.

Но богатство недостаточно было просто накопить, его нужно преумножить и сохранить. Сделать это легче всего, когда у тебя есть возможность повлиять как-то на решения того, от кого многое зависит. А в Киевской Руси (и какое-то время после того, как она распалась) такой безусловно важной фигурой являлся князь. Соответственно, местной знати, постепенно приобретающей вес, было выгоднее подчиняться «своему» правителю, чем киевскому, находящемуся далеко, не особо предсказуемому.

Съезд в Любече

На распад повлияли и отношения между князьями. Стоит напомнить, что ещё по решению Ярослава после его смерти в 1054 году Русь поделили между 5 князьями. Самому старшему доставались, соответственно, самые крупные и влиятельные вотчины – Киев и Новгород. Дальше шла Рязань вместе с Черниговом, Муромом и Тмутараканью, потом – Ростов и Переяславль. Волынь и Смоленск считались самостоятельными столами, но при этом – не особо значительными. Обычно они доставались самым младшим.

После того, как кто-то из старших умирал, его место занимал не сын, а брат. На место брата, бывшего князем в «более выгодной вотчине» приезжал другой брат, одним словом, сдвигалась вся цепочка. А вот самый незначительный престол доставался одному из сыновей самого старшего князя. Схема была вполне понятной, кроме того, она обеспечивала постоянное движение людей между городами, ведь князья переезжали вместе со своими слугами, дружинниками, семьями и прочими людьми. К тому же они были заинтересованы не в одном городе или местности, а во всей Киевской Руси.

Однако был у этой системы и недостаток: постоянный конфликт между недовольными тем, что кому-то досталось менее престижное княжество (или вообще не досталось никакое). Фактически, каждый мог оказаться на более выгодных позициях, и такие мысли дразнили, провоцировали борьбу за власть. Помимо этого, князья стремились завоевать себе город побогаче, а не заняться развитием того, что у них уже было. А это никак не могло устроить местную знать. Да и народ воспринимал князей как «временщиков», а не постоянных правителей, всерьёз связывающих свою жизнь с конкретным княжеством.

Таким образом, съезд в Любече, который инициировал Владимир Мономах, был необходим и направлен на то, чтобы изменить систему передачи престолов. Князь предложил всем оставаться в своих вотчинах и передавать их не младшим братьям, а своим сыновьям. Это бы позволило покончить с вечным противостоянием. И, возможно, если бы такой вариант все действительно приняли, то последствия распада Киевской Руси были бы другими. Но ему пытались следовать только некоторые князья.

Последствия

Необходимо отметить, что причины и последствия распада до сих пор обсуждаются историками. Одни оценивают более негативно, другие воспринимают произошедшее как естественный исторический процесс. Однако большинство полагают, что татаро-монгольского ига не было бы. Кроме того, во внутренние дела многих княжеств довольно активно стали вмешиваться и некоторые европейские государства, часть территорий вообще была захвачена Литвой.

Если же говорить о позитивных тенденциях, то, получив самостоятельность от Киева, начали активнее развиваться другие города. Ярким примером в этом отношении стал Новгород, где сложилась практически уникальная система самоуправления, стали расцветать ремёсла, некоторые виды прикладного искусства. До нашествия татаро-монгольского ига (а также после – те территории, которые не были им затронуты, хотя их и осталось немного) люди в основной массе жили довольно свободно и неплохо. Был очень высокий уровень общей грамотности, население практически не знало, что такое голод или массовые эпидемии. Что создавало резкий контраст по сравнению со Средневековой Европой.

Распад Киевской Руси

В середине XII века Киевская Русь распалась на независимые княжества , однако формально ограничено просуществовала до монголо-татарского нашествия (1237-1240) и Киев продолжал считаться главным столом Руси. Эпоху XII -XVI веков принято называть удельным периодом или политическая раздробленность (в советской марксисткой историографии - феодальной раздробленностью ). Рубежом распада считается 1132 - год смерти последнего могущественного киевского князя Мстислава Великого . Итогом распада стало возникновение на месте Древнерусского государства новых политических образований, отдалённым следствием - формирование современных народов: русских , украинцев и белорусов .

Причины распада

Подобно большинству раннесредневековых держав распад Киевской Руси был закономерным. Период дезинтеграции обычно интерпретируется не просто как раздоры разросшегося потомства Рюрика , но как объективный и даже прогрессивный процесс, связанный с увеличением боярского землевладения . В княжествах возникла собственная знать, которой было выгодней иметь своего князя, защищающего её права, чем поддерживать великого князя киевского.

Причины распада Древнерусского государства. Монголо-татарское нашествие и его последствия

Распад Древнерусского государства – вполне закономерное явление в контексте развития средневековой Европы. Он в первую очередь был обусловлен развитием феодальных отношений и системы феодальных иммунитетов. Однако некоторые исследователи считают главной причиной раздробленности Киевской Руси изменения в княжеском наследственном праве, когда каждый княжеский сын получал в самостоятельное управление определенную часть отцовского княжения – удел. Удельная система быстро прогрессировала в XII – XIII в. Возникали суверенные княжества, боровшиеся за политическое лидерство. При этом Киев постепенно утратил свою роль общерусского центра, возрос экономический потенциал Владимиро-Суздальского княжества, расположенного на северо-востоке Руси. Правители Владимиро-Суздальского княжества, так же как и киевские князья, стали именовать себя великими князьями.

Суверенизация отдельных земель, с одной стороны, имела положительные последствия. Почти прекратились перемещения князей в поисках более богатого и более почетного престола, и, следовательно, власть стала более эффективной.

С другой стороны, каждая из земель, взятая в отдельности, не имела достаточных людских и материальных ресурсов для защиты своего суверенитета. Поэтому русские княжества были завоеваны монголо-татарами во время похода на Русь хана Батыя в 1237-1240 гг.

Насильственное включение русских княжеств в мир политических отношений, сложившихся в кочевой империи монголов, отрицательно повлияло на внутреннее развитие русских земель, обусловило значительные отличия местных государственно-политических традиций от европейских. В монгольском обществе власть верховного правителя была абсолютной и требовала от подданных беспрекословного подчинения. Став вассалами ханов, русские князья заимствовали политические традиции подданства в своих взаимоотношениях с феодалами. Это замечание касается в первую очередь земель Северо-Восточной Руси, составивших ядро будущего Московского государства.

Русь К середине XII в. Древнерусское государство фактически распадается на 15 самостоятельных княжений, внутри которых формируются более мелкие княжества, находящиеся в вассальной зависимости по отношению к Первым. Крупные княжества, являвшиеся, по сути, независимыми государствами, получают название земли по аналогии с другими зарубежными странами (Угорская земля (Венгрия), Греческая земля (Византия) и т. д.).

Подвластные княжества, входившие в состав земель, назывались волостями. Таким образом, как бы копировалась двухуровневая структура единой раннесредневековой Руси и формировалась новая геополитическая реальность - Русь удельная, где Киев лишь формально сохранял статус «первопрестольного града». Наступает закономерный для большинства раннефеодальных монархий как Европы, так и Азии этап раздробления крупного государства и утраты централизованного управления. В этот период великокняжеский род Рюриковичей теряет принцип старшинства в династии, а его заменяет старшинство в каждой из ветвей, утвердившихся в суверенных русских княжествах-землях.

Создается качественно новая форма государственно-политической организации древнерусского общества, своеобразная федерация земель под номинальной эгидой великого киевского князя, обусловленная рядом факторов, ставших основными предпосылками феодальной раздробленности.Формальной и внешней причиной раздробленности Руси являлись политические предпосылки: бесконечные межкняжеские распри и длительная ожесточенная междоусобная борьба среди Рюриковичей (всего за период от кончины Ярослава Мудрого до монгольского вторжения зафиксировано не менее полутора сотен военных столкновений) за право владения более значительными княжескими доменами с богатыми землями, позволявшими иметь большую сумму налога-ренты.

Важнее, однако, отметить другое. В ходе длительного процесса развития феодальных отношений и общественного разделения труда на Руси происходит заметный прогресс как в земледелии, так и в ремесленном производстве, складываются самостоятельные экономические районы со своей спецификой ведения хозяйства. Растут города самостоятельных княжеств-земель, которые становятся не только экономическими, но и политическими и культурными центрами регионов. Их количество в течение рассматриваемого столетия достигает двухсот.

Города в период раздробления Руси являются опорными базами для регионального сепаратизма. В условиях усиливающейся хозяйственной специализации регионов и ремесленного производства расширяется как внутренняя, так и внешняя торговля. В княжествах-землях развиваются крупные вотчинные хозяйства, причем не только светских, но и духовных феодалов. Феодалы-вотчинники, одновременно являющиеся боярами-вассалами местных княжеских родов (региональной элитой), стремятся все более расширить свои владения за счет общинников-смердов, увеличить доходы со своих владений и закрепить иммунитетные права.

Боярские корпорации княжеств-земель становятся все менее зависимыми от воли великого князя киевского. Более выгодной для них является ориентация на своего местного князя, который, в свою очередь, не может не учитывать интересы региональной вотчинной аристократии. Помимо этого, к середине XII в. более четко определяется социальная структура русского общества, также имеющая свои региональные особенности. Наряду с боярскими кланами формируются слои городского посада.- купцы, торговцы и ремесленники, наконец, господские слуги-холопы. Городское население в определенной степени оказывало влияние на взаимоотношения княжеской власти и боярства, некоторым образом уравновешивая их отношения.

Горожане также тяготели к обособлению местных интересов, не связывая себя с общерусскими представлениями о единстве. Специфика социальной структуры и экономических отношений в разных землях Руси определила и различные модели политической организации формирующихся государств-земель. Наконец, упадок Киева и Киевского княжества как центра Руси был обусловлен и рядом внешнеполитических обстоятельств. Так, постоянные набеги кочевников-половцев на южнорусские земли значительно ослабили их экономический потенциал. Этот же фактор оказал воздействие на миграцию населения Руси, его отток В более спокойные районы Залесского края северо-восточной Владимиро-Суздальской земли и юго-западной Галицко-Волынской земли.

В то же время половецкая опасность значительно уменьшила привлекательность торгового пути «из варяг в греки». Центры, через которые осуществлялись торговые связи. Европы с Востоком, благодаря крестовым походам постепенно перемещаются в Южную Европу и Средиземноморье, и контроль над этой торговлей устанавливают быстро растущие североитальянские города. Довольно бурно развивается международная торговля на севере Европы, где лидирующее положение приобретают приморские германские «вольные» города. На них начинает ориентироваться купечество северо-запада Руси, прежде всего Великого Новгорода и Пскова.

Однако не следует оценивать распад Древнерусского государства как абсолютно негативное явление. Напротив, в эпоху раздробленности наблюдается подлинный расцвет средневекового русского общества, поступательное развитие экономического потенциала княжеств-земель, формирование разнообразных социально-политических структур и развитие самобытной культуры. Нельзя не учитывать и того, что политическая раздробленность являлась закономерным историческим периодом в рамках возникших центробежных процессов на пути дальнейшей консолидации на будущем цивили-зационном витке.

Одновременно в русских землях сохранялись сильные центростремительные тенденции, имевшие мощный объединительный потенциал. Во-первых, государственно-политическое единство Руси даже формально не было утрачено, а авторитет великих киевских князей, пусть даже номинальный, все же сохранялся. Во-вторых, продолжало существовать единство всей церковной организации и абсолютное преобладание православной веры - главнейшей духовной и нравственной скрепы Руси.

Верховенство киевского митрополита как главы православной церкви было неоспоримым. В-третьих, в русских землях сохранялась единая законодательная база, основой которой являлись нормы Русской Правды. Наконец, важным -цементирующим фактором единения выступал общий для всех земель древнерусский язык. Помимо всего этого, в русских землях в эпоху раздробленности постоянно сохранялась идея единения всех сил для борьбы с внешней опасностью.

ПРИЧИНЫ УПАДКА КИЕВСКОЙ РУСИ.

У многих неверное представление, что падение Киевской Руси связано с нашествием татар. За сто лет до них Киев клонится к упадку. Причины были внутренние и внешние. Во-первых, древняя Киевская Русь была богатой и европейски культурной страной, европейской страной. Это лицевая сторона быта. Но у него была и изнанка. Экономическое состояние было куплено ценой порабощения низших классов: холопов, закупов. Так думает даже не марксист, а В. О. Ключевский. Недовольство угнетаемых классов угнетало общественный порядок и благосостояние Киевской Руси. Во-вторых, княжеские усобицы разоряли Русскую землю. Они были озабочены желанием ограбить и сжечь враждебную страну, забрать население в полон. Пленников обращали в рабов. Даже Владимир Мономах–самый добрый и умный из князей–не был чужд этого хищничества. В своём "Поучении детям" он рассказывает как напав на Минск (Менск) " не оставил там ни челядина ни скотины". Всё унёс с собой. После неудачного нападения войска Андрея Боголюбского на Новгород в 1169 году в Новгороде продавали пленного по цене более низкой, чем цена барана. Так много их взяли! ("по две ногаты" - это денежная единица) Русские князья не стыдились приводить на Русь половцев для разорения своих соседей. Княжеские усобицы ещё более усугубляли положение низов. В-третьих, внешняя причина, половецкие нашествия. Русь жила на краю европейской цивилизации, далее простиралось Дикое Поле, которое было по Ключевскому "историческим бичом древней Руси". С 1061 года начались непрерывные нападения половцев (куман). В 1096 году хан Боняк Шелудивый чуть не въехал в Киев, ворвался в Печерский монастырь, когда монахи спали после заутрени. Боняк ограбил и зажёг обитель. Переяславское княжество от набегов половцев постепенно пустело. В Киевской Руси даже возникло сомнение: можно ли жить в соседстве с половцами. В 1069 году Изяслав Ярославич был изгнан из Киева из-за нерешительности в борьбе с половцами. В Киев он шёл с польским войском. Киевляне просили братьев защитить город, а в случае отказа они сказали, что зажгут свой город и уйдут в Греческую землю. Так что нападения половцев были непрерывными, как на Рим германских племён. Только Владимир Мономах заключал с ними 19 договоров, но всё было напрасно. Чтобы предотвратить нападения русские князья женились на ханских дочерях. А тесть продолжал грабить русскую землю. Очень интересное выступление князя Владимира Мономаха на княжеском съезде в 1103 году. Он говорил: " Весной смерд выедет в поле пахать на лошади–приедет половчин, ударит смерда стрелою и возьмёт его лошадь. Потом приедет в село, возьмёт его жену, детей, и всё его имущество, да и гумно его зажжёт". России выпала историческая миссия защищать Европу от степи, от кочевников; защита левого фланга европейского наступления на Восток. Так думают Ключевский и Соловьёв. Это время начала крестовых походов, начавшихся в 1096 году. Это же начало движения Реконкисты на Пиринейском полуострове. Это движение против мусульман и арабов в Европе. Оборона Руси стоила ей очень дорого. Начался отлив русского населения на новые места. С середины 12 века заметны следы запустения в Среднем Поднепровье. В 1159 году по летописи в Чернигове и его младших городах живут псари и половцы (мирные половцы, пришедшие на Русь). Запустел и богатый некогда Любеч. Наблюдается и экономический спад. Об этом говорит девальвация гривны. В конце 11 начале 12 века гривна весила 1/2 фунта, а в конце 12 века - 1/4 фунта, а в 13 - ещё легче. Причина упадка вот в чём. Один князь в 1167 году приглашал к походу против степняков. " Пожалейте о Русской земле, о своей отчине. Каждое лето поганые уводят христиан в свои вежи (шатры. Отсюда Белые Вежи–столица хазар). А вот и пути у нас отнимают (торговые пути)", и перечисляет черноморские пути русской торговли. В конце 12 века русские князья уже не могут сдерживать напор половцев и начинается исход русского населения. А вот Грушевский видел причины упадка Киевской Руси в происках и злых умыслах владимиро - суздальских князей. Он пишет: " Суздальские князья умышлено хотели ослабить киевскую землю. Суздальский князь совершил поход в1169 году на Киев. И войско взяв Киев немилосердно опустошило его. Несколько дней грабили город, монастыри, церкви не щадя ничего. Забирали у церквей иконы, книги, ризы, даже колокола снимали и везли к себе в северные края; избивали людей и забирали в плен" Это первое нашествие в 1169 году. "Потом брат Андрея– Всеволод Большое Гнездо– умышленно перессорил украинских князей. Киев снова был немилосердно разграблен и опустошен в 1203 году. Вокруг него завязалась такая борьба, что было очень трудно усидеть кому-нибудь". Тогда-то и началась миграция. Грушевский заканчивает: " После этого наступает уже полный упадок Киева и позднейший татарский погром немного прибавил к прежним погромам. Вернадский пишет: " Важное значение Киева было поколеблено в 1169 году (признает значение похода Андрея Боголюбского). Вторая причина, город пострадал от прекращения торговых отношений с Константинополем после его разорения крестоносцами в 1204 году. В книге Шмурло говорится: " Грабили совместно с половцами, чтобы усилить бедствие. В плен увели всю молодёжь города, мужчин и женщин, монахини и монахи угнаны в степь на тяжелую, а то и на позорную работу. Уцелели только иностранные купцы. Они заперлись в каменных церквах и купили себе жизнь и свободу отдав половцам половину добра. С тех пор обесчещенный, надломленный и хилый печально влачил Киев дни свои в ожидании третьего ещё более горшего разгрома татарского в 1240 году. Итак начинается исход киевлян. В этом согласуются все исторические школы. Но куда они исходят? Грушевский указывает путь киевлян на Запад и только туда, через Галицию в Польшу, на юго-восток Польши. Это общепризнанно. Ключевский же пишет, что отлив населения шёл по двум направлениям, двумя струями. Одна струя направлялась за Западный Бук, на Запад, в область верхнего Днестра и верхней Вислы, в глубь Галиции и Польши. Так славяне возвращались на свою историческую родину–северные склоны Карпат, покинутые в 7 веке. Другая струя колонизации направлялась в другую сторону–на северо-восток в междуречье Оки и Волги. Таким образом, мы находимся у истока разделения единой древнерусской народности на два племени - малороссийского и русского.

Обратимся к первому вектору - отливу на Запад. Во второй половине 12 века очень усиливается Галицкое княжество. В конце века Роман Мстиславич присоединяет к Галичу Волынь. Летопись называет его самодержцем всей русской земли. Не зря. При его сыне Данииле Романовиче княжество заметно растёт, густо заселяется. Князья распоряжаются делами киевской земли и Киевом. Ключевский пишет: "В исторических документах упоминаются храмы в Краковской области и других местах Польши. Татары дали новый толчок к исходу. Киев был сожжён татарами в 1240 году и там осталось около 200 домов. В 1246 году через эти земли проезжал миссионер Плано Карпини. Он ехал в Таратарию. Европейцы татар называли исчадиями ада. (название татары произошло от китайского "та-та"). Плано пишет: "Руси здесь осталось очень мало. Большая часть перебита, либо уведены в плен. (В киевской и переяславской земле он встречал бесчисленное множество человеческих черепов и костей, разбросанных по полям)". Второй удар по Киеву был нанесён татарами в 1299 году, после которого его жители снова разбежались. Город опустел. В 14 веке Галиция была захвачена Польшей (ок. 1340), а остальная часть Поднепровья была захвачена Литвой. Насчёт последнего существуют различные мнения. Грушевский уклоняется к мысли, что Киев был захвачен Литвой в 60-х годах 14 века. Он пишет: "После того днепровские пустыни стали юго-восточной украиной соединенного Польско - Литовского государства (1386 год, в год брака Ягайлы и Ядвиги)". В документах 14 века, а по Фассмеру - с 1292 года для юго-западной Руси появляется новое название - Малая Россия. Это документы Константинопольского патриархата. Грушевский и Евфименко (женщина, вышедшая за украинца) держатся того взгляда, что: "Историческая традиция древней киевщины не прервалась, а продолжала жить в украинском народе и в учреждениях Великого Княжества Литовского. Следовательно, оно являлось продолжением Киевской Руси". По их мнению в этом регионе правили украинские князья литовской династии. Все они являются Рюриковичами. Это концепция всех украинских националистов. С 15 века началось попятное движение малоросов в днепровские степи. Почему? Так как исчезла опасность татарских набегов после свержения ига Золотой Орды (после 1480 года). С другой стороны, польские магнаты приобретали огромные вотчины на украине польского государства и заселяли их своими людьми, выводя их из глубины Польши. Сюда бежали и закрепощавшиеся крестьяне. Оброк заменялся барщиной. Спасались от панского ярма. Реэмигранты сохранили свой язык, свою народность и встретились с остатками прежних кочевников. Произошла ассимиляция с торками, берендеями, печенегами и другими. Так образуется малоросийская народность. Вот почему многие украинцы с черными глазами и волосами.

Киевскую землю покидают обыватели под угрозой разбоев половцев, а потом монголо-татар. Одно направление отлива киевского населения на восток, в Галицию, к Польше. Потом состоялось возвращение и смешивание киевлян с остатками древних кочевников: с торками, берендеями, печенегами. Вот так рассказывает об образовании малороссийского народа к 14-15 векам Ключевский. Грушевский же начинает историю украинского народа с 4 века христианской эры. Он считает, что украинцы, белорусы и великороссы выйдя из своей прародины, которая находилась на северных склонах Карпат, попали в различные физические, культурно-экономические условия, в различную этническую среду. Великороссы формировались преимущественно на финской почве. Белорус - в близком общении с литовцами, украинцы в вечном соседстве с тюрками. Эти народности имеют больше отличий, чем схожестей. Это мнение Грушевского. В результате "образовалось народное самочувствие, которое отличает теперь совершенно инстинктивно украинца, белоруса и великоруса. Или в просторечии хохла, литвина и кацапа." Происхождение слово хохол по Грушевскому (с ним согласны и русские историки). Хохол - насмешливое название для украинца у великоросов. Ведёт своё начало от причёски украинцев 17 века, когда они подбривали волосы и оставляли на средине головы. Название литвин ведён своё начало от великого княжества Литовского, когда Белоруссия была в пределах литовского княжества. Происхождение слова "кацап" не так ясно. Великоросы производит от насмешливого "как козёл" из-за бородки. Грушевский пишет: "его производят теперь довольно правдоподобно от тюркского слова касап, что означает мясник, живорез, палач."

По Грушевскому малорос отличается от великороса и белоруса антропологическими особенностями, внешним физическим видом: формой черепа, ростом, соотношением частей тела. Отличается психофизическими чертами, проявляющимися в народном характере, психологии, в складе семейных и общественных отношений. На наш взгляд Грушевский несколько преувеличивает антропологические особенности родственных племён. К тому же украинский народ неоднороден по своему антропологическому составу. Не отрицая влияния со стороны соседей: тюрков, финов, литвинов, отметим, что формирование этих народов происходило на общей древнерусской основе, то есть Киевская Русь является колыбелью и великоросов, и малоросов, и белорусов. Грушевский считал. Что Киевская Русь и её культура принадлежит только истории Украины. Период праславянского единства длился до 6 века.

Второе течение народа из Киевской Руси было на северо-восток в междуречье Оки и Волги. Этот вектор по Ключевскому слабо отмечен в литературе и современными тому периоду наблюдателями. Поэтому, Ключевский, чтобы доказать, что был отлив населения в этом направлении прибегает к косвенным доказательствам: наиболее очевидным аргументом является топонимика, географические названия, топонимическое сходство северо-востока с южной Русью. Ключевский пишет: " Надо вслушаться в названия новых суздальских городов: Переяславль, Звенигород, Стародуб, Вышгород, Галич. Всё это южнорусские названия, которые мелькают чуть ли не на каждой странице летописи. Одних Звенигородов было несколько в земле Киевской и Галицкой. Имена киевских речек Лыбяди и Почайны встречаются в Рязани, в Нижнем Новгороде, во Владимире на Клязьме. Имя Киева не забыто в Суздальской земле, например село Киево в Московском уезде, Киевка - приток Оки в Калужском уезде, село Киевцы в Тульской Губернии. Три Переяславля известны древней Руси: южный, рязанский - это нынешняя Рязань(сюда перешли жители старой, домонгольской, сожжёной татарами Рязани), Переяславль залесский. Каждый из них стоит на реке Трубежь, также как и в Киевской Руси. нетрудно догадаться, что это дело переселенцев.

До середины 12 века не прямого сообщения Киева с Ростово-Суздальским краем. Их разделяли глухие леса. Об этом существует предание. Известны разбойники брынские (село на реке Брынь). Название города Брянска происходит от дебрянска(дебри). А Суздальская земля называлась залесской. Это название принадлежит Киевской Руси. Дебри стали прочищаться и прорубаться середины 12 века. Если Владимир Мономах ещё с трудом проехал здесь в Ростов даже с малой дружиной, то сын его Юрий Долгорукий водил уже с середины 12 века прямой дорогой из Ростова к Киеву целые полки. Отсюда можно предположить, что наблюдалась какая-то колонизация, какое-то движение хлеборобов. Пробивали эту дорогу крестьяне. Это тихая, но стихийная колонизация, поэтому писатели этого не заметили.

В то время как на юге отмечается запустение земли, на северо-востоке наблюдается строительство городов Юрием Долгоруким и его сыном Андреем Боголюбским: Москва (1147), Юрьев –Польской (1180), Переяславль Залесский (1150-1152), Дмитров (1154), Боголюбов (1155), Городец на Волге (1152), Кострома (1152), Стародуб на Клязьме, Галич, Звенигород, Вышгород, Коломна(1177). Андрей Боголюбский гордился своей колониальной деятельностью. Задумав основать митрополию, независимую от Киевской, говорил: "Я всю Русь городами и селами великими населил и многолюдными учинил". Киевская народность во второй половине 12 века разорвалась на двое, причём главная масса народа ушла на северо-восток, где по словам Ключевского "собрала свои разбитые силы, окрепла в лесах центральной России, спасла свою народность и вооружив её силой сплоченного государства опять пришла на юго-запад, чтобы спасти остававшуюся там слабейшую часть русского народа от чужеземного ига". Ключевский отчеканил: "Вековыми усилиями и жертвами Россия образовала государство, подобно которому по составу, размерам и мировому положению не видим со времён падения Римской империи.



Делаем всё дома