Как влияет искусство на мое мировоззрение. Влияние разнообразных видов искусства на жизнь человека музыка. Правильный выбор искусства

Горбунова Юлия

Исследовательская работа по теме "Роль искусства в жизни человека"

Скачать:

Предварительный просмотр:

  1. Введение
  2. Основная часть

2.1.Понятие искусства.

2.2.Виды искусства

2.3.Функции искусства

2.4.Роль искусства в жизни человека

2.5.Жизнь коротка, искусство вечно.

  1. Заключение
  2. Литература

1. Введение.

Работу над темой «Роль искусства в жизни человека» я выбрала потому, что хотела углубить и обобщить знания об искусстве. Мне было интересно расширить свой кругозор и узнать, какие функции выполняет искусство, какова роль искусства в жизни человека, чтобы в дальнейшем рассуждать об этом с точки зрения знающего человека.

Считаю выбранную тему работы актуальной, так как определенные аспекты темы изучены не в полной мере и проведенное исследование направлено на преодоление этого пробела. Она побуждает меня проявить интеллектуальные способности, нравственные и коммуникативные качества;

Перед началом работы я провела анкетирование среди учащихся нашей школы. Задав им несколько вопросов с целью выявления их отношения к искусству. Получились следующие результаты.

Всего анкетируемых человек.

  1. Как вы считаете, какую роль играет искусство в современной жизни человека?

Большую %

Никакую %

Помогает жить %

  1. Чему учит нас искусство и учит ли оно вообще?

Красоте %

Пониманию жизни %

Правильным поступкам %

Расширяет кругозор %

Ничему не учит %

  1. Какие виды искусства вы знаете?

Театр %

Кино %

Музыка %

Живопись %

Архитектура %

Скульптура %

Другие виды искусства %

  1. Каким видом искусства занимаетесь или увлечены?

Увлечены %

Не увлечены %

  1. Были ли случаи, когда искусство сыграло какую-то роль в вашей жизни?

Да %

Нет %

Анкетирование показало, что работа поможет людям понять значимость искусства и привлечёт, думаю, многих, если не к занятиям искусством, то вызовет интерес к проблеме.

Моя работа имеет и практическую значимость, потому что материалы могут быть использованы для подготовки к сочинению по литературе, для устных выступлений на уроках по ИЗО, МХК, а в дальнейшем для подготовки к экзаменам.

Цель работы: доказать значимость различных видов искусства в жизни человека; показать, как искусство влияет на формирование духовной культуры личности человека; вызвать интерес людей к миру искусства.

Задачи - раскрыть сущность искусства, рассмотреть соотношение человека и искусства в обществе, рассмотреть основные функции искусства в обществе, их значение и роль для человека.

Проблемные вопросы : Как искусство выражает чувства человека и окружающий мир?

Почему говорят, «что жизнь коротка, а искусство – вечно»?

Что такое искусство? Когда, как и почему возникло искусство?

Какую роль играет искусство в жизни человека и в моей жизни?

Ожидаемый результат

После ознакомления с моей работой предполагается более высокий уровень развития эмоционально-ценностного отношения к миру, явлениям жизни и искусства; понимания места и роли искусства в жизни людей.

2. Основная часть

2.1.Понятие искусства

«Искусство дает крылья и уносит далеко - далеко!» -
сказал писатель Чехов А.П.

Как хорошо было бы, если бы кто-то создал прибор, который показывал бы степень влияния искусства на человека, общество в целом, и даже на природу. Как живопись, музыка, литература, театр, кинематограф влияют на здоровье человека, на качество его жизни? Можно ли измерять и прогнозировать такое влияние? Конечно, культура в целом, как совокупность науки, искусства и образования способна при выборе правильного направления и приоритетов жизни благотворно влиять как на отдельного человека, так и на общество в целом.

Искусство - это творческое осмысление окружающего мира талантливым человеком. Плоды этого осмысления принадлежат не только его создателям, а всему человечеству, живущему на планете Земля.

Бессмертны прекрасные творения древнегреческих скульпторов и архитекторов, флорентийских мозаичных мастеров, Рафаэля и Микеланджело… Данте, Петрарки, Моцарта, Баха, Чайковского. Дух захватывает, когда стараешься разумом охватить все, сотворенное гениями, сохраненное и продолженное их потомками и последователями.

В первобытном обществе первобытное творчество зарождается с видом Homo sapiens как способ человеческой деятельности для решения практических задач. Возникнув в эпоху среднего палеолита , первобытное искусство достигло расцвета около 40 тыс. лет назад, и было социальным продуктом общества, воплощавшим новую ступень освоения действительности. Древнейшие произведения искусства, такие как ожерелье из раковин, найденное в Южной Африке, датируются 75 тысячелетием до н. э. и более. В каменном веке искусство было представлено первобытными обрядами, музыкой, танцами, всевозможными украшениями тела, геоглифами - изображениями на земле, дендрографами - изображениями на коре деревьев, изображениями на шкурах животных, пещерной живописью, наскальными рисунками, петроглифами и скульптурой.

Появление искусства связывают с играми , ритуалами и обрядами , в том числе обусловленными мифологически - магическими представлениями.

Сейчас слово «искусство» часто употребляется в своем первоначальном, очень широком значении. Это всякое мастерство в осуществлении каких угодно задач, требующем какого-то совершенства своих результатов. В более же узком значении слова, это- творчество « по законам красоты». Произведения художественного творчества, как и произведения прикладного искусства, создаются по «законам красоты». Произведение искусства, как и всех других видов общественного сознания, всегда бывает единством познаваемого в нем объекта и познающего этот объект субъекта.

В первобытном, доклассовом обществе искусство как особенная разновидность общественного сознания еще не существовало самостоятельно. Оно находилось тогда в единстве с мифологией, магией, религией, с легендами о прошлой жизни, с примитивными географическими представлениями, с нравственными требованиями.

А затем искусство выделилось среди них в особенную специфическую его разновидность. Оно стало одной из форм развития общественного сознания различных народов. Так его и следует рассматривать.

Таким образом, искусство - это разновидность сознания общества, это - художественное содержание, а не научное. Л. Толстой, например, определил искусство как средство обмена чувствами, противопоставив ему науку как средство обмена мыслями.

Искусство часто сравнивают с отображающим зеркалом, отражающем действительность через мысли и чувства творца. Через него в этом зеркале отражаются те явления жизни, которые привлекли внимание художника, взволновали его.

Здесь с полным правом можно усматривать одну из важнейших специфических черт искусства как вида человеческой деятельности.

Любой продукт труда - будь то орудие, инструмент, машина или средство поддержания жизни - создается для какой-нибудь специальной надобности. Даже такие продукты духовного производства, как научные исследования, вполне могут оставаться доступными и важными для узкой группы специалистов, ничего при этом, не утрачивая в своем общественном значении.

А вот произведение искусства может быть признано за таковое только при условии всеобщности, «общеинтересности» своего содержания. Художник призван выразить нечто такое, что в равной мере важно и для шофера, и для ученого, что применимо к их жизнедеятельности не только в меру особенности их профессии, но и в меру причастности к общенародной жизни, способности быть человеком, быть личностью.

2.2. Виды искусства

В зависимости от материальных средств, с помощью которых конструируются художественные произведения, объективно возникают три группы видов искусств.: 1) пространственные, или пластические (живопись, скульптура, графика, художественная фотография, архитектура, декоративно-прикладное и дизайн), т. е. такие, которые развёртывают свои образы в пространстве; 2) временные (словесные и музыкальные), т. е. такие, где образы строятся во времени, а не в реальном пространстве; 3) пространственно-временные (танец; актёрское искусство и все базирующиеся на нём; синтетическое - театр, киноискусство, телеискусство, эстрадно-цирковое и т. д.), т. е. такие, образы которых обладают одновременно протяжённостью и длительностью, телесностью и динамизмом. Каждый вид искусств непосредственно характеризуется способом материального бытия его произведений и применяемым типом образных знаков. В этих пределах все его виды имеют разновидности, определяющиеся особенностями того или иного материала и вытекающим отсюда своеобразием художественного языка.

Так, разновидностями словесного искусства являются устное творчество и письменная литература; разновидностями музыки - вокальная и разные типы инструментальной музыки; разновидностями сценического искусства - драматический, музыкальный, кукольный, теневой театр, а также эстрада и цирк; разновидностями танца - бытовой танец, классический, акробатический, гимнастический, танец на льду и т. д.

С другой стороны, каждый вид искусства имеет родовое и жанровое деления. Критерии этих делений определяются по-разному, но очевидно само наличие таких родов литературы, как эпос, лирика, драма, таких родов изобразительного искусства, как станковый, монументально-декоративный, миниатюрный, таких жанров живописи, как портрет, пейзаж, натюрморт…

Таким образом, искусство, взятое в целом, есть исторически сложившаяся система различных конкретных способов художественного освоения мира,

каждый из которых обладает чертами, общими для всех и индивидуально-своеобразными.

2.3. Функции искусства

Искусство имеет сходство и различия с другими формами общественного сознания. Так же, как наука, оно объективно отражает реальность, познает ее важные и существенные стороны. Но в отличие от науки, которая осваивает мир с помощью абстрактно-теоретического мышления, искусство познает мир посредством образного мышления. Действительность предстает в искусстве целостно, в богатстве своих чувственных проявлений.

В отличие от науки, художественное сознание не ставит себе целью давать какую-либо специальную информацию о частных отраслях общественной практики и выявлять их закономерности, такие, как физические, экономические и др. Предметом искусства является все, что есть интересного для человека в жизни.

Те цели, которые автор или создатель намеренно и сознательно ставит пред собой, работая над произведением, имеет направленность. Это может быть какая-то политическая цель, комментарий социального положения, создание определенного настроения или эмоции, психологическое воздействие, иллюстрация чего-либо, продвижение продукта (в случае рекламы) или просто передача некоего сообщения.

  1. Средство коммуникации. В своей простейшей форме искусство представляет собой средство коммуникации. Как и большинство прочих способов коммуникации, оно несет в себе намерение передать информацию аудитории. Например, научная иллюстрация - тоже форма искусства, существующая для передачи информации. Ещё один пример такого рода - географические карты. Однако содержание послания не обязательно бывает научным. Искусство позволяет передавать не только объективную информацию, но и эмоции, настроение, чувства.
  2. Искусство как развлечение . Целью искусства может быть создание такого настроения или эмоции, которая помогает расслабиться или развлечься. Очень часто именно для этой цели создают мультфильмы или видеоигры.
  3. Авангард , искусство ради политических перемен. Одной из определяющих целей искусства начала XX века было создание произведений, провоцирующих политические перемены. Направления, появившиеся для этой цели, - дадаизм , сюрреализм , русский конструктивизм , абстрактный экспрессионизм - собирательно именуют авангардом .
  4. Искусство для психотерапии. Психологи и психотерапевты могут использовать искусство в лечебных целях. Специальная техника, основанная на анализе рисунков пациента, применяется для диагностики состояния личности и эмоционального статуса. В этом случае конечной целью является не диагностика, а оздоровление психики.
  5. Искусство для социального протеста, ниспровержения существующего порядка и/или анархии. Как форма протеста, искусство может не иметь какой-либо определенной политической цели, а ограничиваться критикой существующего режима или каких-то его аспектов.

2.4. Роль искусства в жизни человека

Все виды искусств служат величайшему из искусств - искусству жить на земле.
Бертольт Брехт

Сейчас невозможно представить себе, что нашу жизнь не сопровождало бы искусство, творчество . Где и когда бы ни жил человек , даже на заре своего развития, он пытался осмыслить окружающий его мир, а значит, стремился понять и образно, доходчиво передать полученные знания следующим поколениям. Так появились настенные рисунки в пещерах - древних становищах человека. И это рождено не только желанием защитить своих потомков от пройденных уже предками ошибок, а передача красоты и гармонии мира, восхищение перед совершенными творениями природы.

Человечество не топталось на месте, оно поступательно двигалось вперед и выше, так же развивалось и искусство, сопровождающее человека на всех этапах этого долгого и мучительного пути. Если обратиться к эпохе Возрождения, восхищаешься теми высотами, которых достигли художники и поэты, музыканты и архитекторы. Бессмертные творения Рафаэля и Леонардо да Винчи до сих пор завораживают своим совершенством и глубоким осознанием роли человека в мире, где ему суждено пройти свой недолгий, но прекрасный, порой трагический путь.

Искусство - это одна из важнейших ступеней в эволюции человека. Искусство помогает человеку смотреть на мир с разных точек зрения. С каждой эпохой, с каждым столетием оно все более и более совершенствуется человеком. Во все времена искусство помогало человеку развивать свои способности, улучшать абстрактное мышление. На протяжении столетий человек старался все сильней изменять искусство, улучшать его, углублять свои познания. Искусство - это великая тайна мира, в которой скрыты секреты истории нашей жизни. Искусство - это наша история. Порой в нем можно найти ответы на те вопросы, на которые не могут ответить даже самые древние манускрипты.
Сегодня человек уже не может вообразить себе жизнь без прочитанного романа, без нового кинофильма, без премьеры в театре, без модного шлягера и любимой музыкальной группы, без художественных выставок… В искусстве человек находит и новые знания, и ответы на жизненно важные вопросы, и успокоение от повседневной суеты, и наслаждение. Настоящее произведение искусства всегда созвучно с мыслями читателей, зрителей, слушателей. Роман может рассказывать о далекой исторической эпохе, о людях, совсем, кажется, другого способа и стиля жизни, но чувства, которыми проникались люди во все времена, понятны нынешнему читателю, созвучны ему, если роман написан настоящим мастером. Пусть Ромео и Джульетта жили в Вероне в далекие времена. Не время и не место действия определяет мое восприятие великой любви и верной дружбы, описанных гениальным Шекспиром.

Россия не стала далекой провинцией искусства. Еще на заре своего возникновения она заявила громко и смело о своем праве встать рядом с величайшими творцами Европы: «Слово о полку Игореве», иконы и росписи Андрея Рублева и Феофана Грека, соборы Владимира, Киева и Москвы. Мы не только гордимся изумительными пропорциями храма Покрова на Не-рли и московским Покровским собором, более известным под именем храма Василия Блаженного, но и свято чтим имена создателей.

Не только древние творения привлекают наше внимание. Мы постоянно сталкиваемся с произведениями искусства в повседневной жизни. Посещая музеи и выставочные залы, мы хотим приобщиться к тому прекрасному миру, который доступен вначале только гениям, а потом остальным, учимся понимать, видеть, впитывать в себя красоту, ставшую уже частью и нашей обычной жизни.

Картины, музыка, театр, книги, фильмы дают человеку ни с чем несравнимую радость и удовлетворение, заставляют его сочувствовать. Исключите это все из жизни цивилизованного человека, и он превратится если не в животное, то в робота или зомби. Богатства искусства неисчерпаемы. Во всех музеях мира побывать невозможно, все симфонии, сонаты, оперы не прослушать, все шедевры архитектуры не пересмотреть, все романы, поэмы, стихи не перечитать. Да и ни к чему. Всезнайки на самом деле оказываются поверхностными людьми. Из всего многообразия человек выбирает для души то, что ему наиболее близко, что дает почву его уму и чувствам.

Возможности искусства многогранны. Искусство формирует интеллектуальные и нравственные качества, стимулирует творческие способности, содействует успешной социализации. В Древней Греции изобразительное искусство рассматривали как эффективное средство воздействия на человека. В галереях выставляли скульптуры, олицетворявшие благородные человеческие качества («Милосердие», «Справедливость» и др.). Считалось, что, созерцая прекрасные изваяния, человек впитывает все лучшее, что они отражают. То же самое относится к картинам великих мастеров.

Группа исследователей под руководством профессора Марины де Томмазо из университета города Бари Италия, установила, что красивые картины могут снижать боль, пишет сегодня Daily Telegraph. Ученые надеются, что новые результаты убедят больницы и госпитали больше заботится об украшении помещений, в которых находятся больные.

В ходе исследования группу людей, состоящую как их мужчин, так и их женщин, попросили посмотреть 300 картин работы таких мастеров как Леонардо да Винчи и Сандро Боттичелли, а также отобрать из них по 20 картин, которые они находят самыми красивыми и самыми некрасивыми. На следующем этапе испытуемым показывали эти картины или не показывали ничего, оставляя большую черную стену для картин свободной, и одновременно ударяли участников коротким лазерным импульсом, сравнимым по силе с прикосновением к раскаленной сковороде. Было установлено, что когда люди наблюдают картины, которые им нравятся, боль ощущает в три раза менее интенсивно, чем в случаях, когда они вынуждены смотреть на некрасивые картины или черную стену.

Не только дети, но часто и взрослые не в состоянии справиться со своими эмоциями. Мы живем по правилам, понуждаем себя постоянными «Нужно, нужно, нужно...», забывая о наших желаниях. Из-за этого возникает внутреннее недовольство, которое человек, будучи существом общественным, пытается держать в себе. В результате же страдает организм, ведь отрицательное эмоциональное состояние нередко приводит к различным болезням. Творчество в этом случае помогает снять эмоциональное напряжение, гармонизировать внутренний мир и достичь взаимопонимания с окружающими. Конечно, это может быть не только рисование, но и аппликации, вышивка, фотографирование, моделирование из спичек, проза, поэзия и еще многое, так или иначе относящееся к искусству.

Вопрос о том, как литература воздействует на человека, его поведение и психику, какие механизмы приводят к своеобразным переживаниям и, как следствие этого – к изменению личностных особенностей человека при прочтении литературного произведения, занимал умы многих ученых и исследователей с древних времен по настоящее время. Художественная литература, давая познание действительности, расширяет умственный кругозор читателей всех возрастов, дает эмоциональный опыт, выходящий за рамки того, что мог бы приобрести человек в своей жизни, формирует художественный вкус, доставляет эстетическое наслаждение, которое в жизни современного человека занимает большое место и является одной из его потребностей. Но самое главное, основная функция художественной литературы – это формирование у людей глубоких и устойчивых чувств, побуждающих их продумывать, определять свое мировоззрение, направлять поведение личности.

Литература является для людей школой чувств и познания действительности и формирует представление об идеальных поступках людей, о красоте мира и отношений. Слово - великая тайна. Его магическая сила заключается в способности вызывать яркие образы, переносить читателя в иной мир. Без литературы мы бы никогда не узнали, что когда-то давно на свете жил замечательный человек и писатель Виктор Гюго или, например, Александр Сергеевич Пушкин. Мы бы ничего не знали о том времени, когда они жили. Благодаря литературе мы становимся образованнее, узнаем историю своих предков.

Велико влияние музыки на человека. Человек слышит звук не только ушами; он слышит звук каждой порой своего тела. Звук пропитывает все его существо, и в соответствии с определенным влиянием замедляет или ускоряет ритм циркуляции крови; либо возбуждает нервную систему, либо успокаивает ее; пробуждает в человеке более сильные страсти или умиротворяет его, принося ему покой. В соответствии со звуком производится определенный эффект. Поэтому знание звука может дать человеку магический инструмент для управления, настройки, контроля и использования жизни, а также помощи другим людям с наибольшей пользой. Не является секретом, что искусство может лечить.

Изотерапия, танцевальная терапия, лечение музыкой - это уже прописные истины.

Создатель музыкальной фармакологии ученый Роберт Шофлер предписывает с лечебной целью слушать все симфонии Чайковского, «Лесного царя» Шуберта, оду «К радости» Бетховена. Он утверждает, что эти произведения способствуют ускоренному выздоровлению. А исследователи калифорнийского университета экспериментально доказали, что после 10 минутного прослушивание музыки Моцарта тесты показали повышение коэффициента интеллектуальности у студентов на 8-9 единиц.

Но не всякое искусство лечит.

Например: Рок музыка - вызывает выделение стресс-гармонов, которые стирают часть информации в мозгу, вызывают агрессию или депрессию. Русский психолог Д. Азаров отмечает, что есть особое сочетание нот, он назвал их музыкой-убийцей., прослушав несколько раз такие музыкальные фразы, у человека появляется мрачное настроение и мысли.

Колокольный звон быстро убивает:

  1. тифозные бактерии
  2. вирусы.

Классическая музыка (Моцарт и др.) способствует:

  1. общему успокоению
  2. повышению выделения молока (на 20%) у кормящих матерей.

Ритмичные звуки некоторых исполнителей за счёт прямого воздействия на мозг способствуют:

  1. выбросу стрессовых гормонов
  2. ухудшению памяти
  3. ослаблению (через 1-2 года) общего состояния (особенно при прослушивании музыки в наушниках).

Мантра, или медитативные звуки "ом", "аум" и др., имеют вибрирующий характер.
Вибрации поначалу способствуют активизации тех или иных органов, мозговых структур. При этом в кровь выбрасывается много различных гормонов. (Вероятно, это помогает выполнять монотонную работу с меньшими энергозатратами).

Вибрирующие звуки вызывают

  1. удовольствие - у одних людей, у других - те же звуки вызывают
  2. стрессорную реакцию с выбросом гормонов и резким усилением окислительного метаболизма.
  1. способствует резкому подъёму артериального давления,
  2. нередко приводя к сердечным спазмам.

В литературных источниках древности мы находим немало примеров целенаправленного влияния музыки на психическое состояние людей. Плутарх рассказывает, что приступы бешеного гнева у Александра Македонского обычно усмиряли игрой на лире. Могучий Ахилл, по словам Гомера, пытался, играя на лире, охладить свой «знаменитый» гнев, с которого начинается действие в «Илиаде».

Бытовало мнение, что музыка спасает от неминуемой гибели при укусах ядовитых змей и скорпионов. Как противоядие в этих случаях музыку широко рекомендовал один из известнейших врачей Древнего Рима Гален. Ниркус, спутник Александра Македонского в его походах, побывав в Индии, рассказывал, что в этой стране, изобилующей ядовитыми змеями, пение считают единственным средством от их укусов. Чем же объяснить чудодейственное воздействие музыки? Исследования нашего времени показали, что музыка в таких случаях выступает не как противоядие, а как средство устранения психической травмы, она помогает пострадавшему подавить чувство ужаса. Это всего лишь один из примеров, когда здоровье и даже жизнь человека во многом зависят от его душевного состояния. Но и этот отдельный пример позволяет судить о том, насколько велика роль нервной системы в организме. Ее необходимо учитывать при объяснении механизма воздействия средств искусства на здоровье людей.

Еще более поразительно действие музыки на эмоции. О влиянии музыки на эмоции знали ещё в древности. Музыку использовали в лечебных целях, и на войне. Музыка выступает и как средство для отвлечения от беспокоящих человека мыслей, и как средство успокоения и даже лечения. Большое значение играет музыка, как средство борьбы с переутомлением. Музыка может задавать определенный ритм перед началом работы, настраивать на глубокий отдых во время перерыва.

Искусство делает мир людей более прекрасным, живым и ярким. Например, живопись: сколько до нашего времени дошло старинных картин, по которым можно определить, как жили люди два, три, четыре и более веков назад. Сейчас много картин, написанных нашими современниками, и что бы это ни было: абстракция, реализм, натюрморт или пейзаж, - живопись - это прекрасное искусство, при помощи которого человек научился видеть мир ярким и красочным.
Архитектура - еще один из важнейших видов искусства. По всему миру рассеяно огромное количество прекраснейших памятников, и они не просто называются «памятниками» - они содержат в себе величайшие тайны истории и память о них. Иногда эти тайны не могут разгадать ученые всего мира.
Конечно, чтобы воспринимать красоту оперного искусства, например, необходимо знать его особенности, понимать язык музыки и вокала, с помощью которых композитор и певцы передают все оттенки жизни и чувств и воздействуют на мысли и эмоции слушателей. Восприятие поэзии и изобразительного искусства также требует определенной подготовки и соответствующего понимания. Даже интересный рассказ не будет захватывать читателя, если у него не выработана техника выразительного чтения, если всю свою энергию он будет затрачивать на составление слов из произносимых звуков и не будет испытывать их художественно-эстетического влияния.

Действие средств искусства на человека может быть вызвано долговременным или перспективным. Это подчеркивает большие возможности для использования искусства в целях получения стойкого и длительно действующего эффекта, применяя его в воспитательных целях, а также в целях общего оздоровления и профилактики. Искусство действует не на одну какую-либо человеческую способность и силу, будь то эмоция или интеллект, а на человека в целом. Оно формирует, подчас безотчетно, саму систему человеческих установок.

Художественная гениальность знаменитого плаката Д.Моора « Ты записался добровольцем?», который так широко пропагандировался в дни Второй мировой войны, в том и состоит, что он взывает к человеческой совести через все духовные способности человека. Т.е. сила искусства в том и состоит, чтобы взывать к человеческой совести, пробуждать его духовные способности. И по этому поводу можно привести знаменитые слова Пушкина:

Глаголом жги сердца людей.

Думается, в этом истинное предназначение искусства.

2.5.Жизнь коротка, искусство-вечно.

Искусство вечно и прекрасно, потому что несет красоту и добро в мир.

Человеку предъявляются очень строгие требования и искусство должно отражать эти требования. Художники классицизма равнялись на классические образцы. Считали, что вечное – неизменно – поэтому надо учиться у Греческих и Римских авторов. Героями очень часто становятся рыцари, короли, герцоги. Были убеждены, что красоту в искусстве создает правда – поэтому писатель должен подражать природе и изображать жизнь правдоподобно. Появляются жесткие каноны теории классицизма. Искуссвовед Буало пишет: «Невероятное растрогать не способно, пусть правда выглядит всегда правдоподобно». Писатели классицизма подходили к жизни с позиции разума, чувству они не доверяли, считали его изменчивым и лживым. Точно, разумно, правдиво и красиво. «Обдумать надо мысль и лишь потом писать».

Искусство не устаревает. В книге академика философа И.Т. Фролова написано: « Причина этого - в неповторимой оригинальности произведений искусства, их глубоко индивидуализированном характере, обусловленном в конечном счете постоянной обращенностью к человеку. Уникальное единство человека и мира в произведении искусства, «человеческая действительность». Известный датский физик Нильс Бор писал: « Причина, почему искусство может нас обогатить, заключается в его способности напоминать нам о гармониях, недосягаемых для систематического анализа». В искусстве часто освещаются проблемы общечеловеческие, «вечные»: что есть добро и зло, свобода, достоинство человека. Меняющиеся условия каждой эпохи заставляют заново решать эти вопросы.

Искусство многолико, вечно, но, к сожалению, оно не может влиять на людей без их воли, умственного напряжения, определенной работы мысли. Человек должен захотеть научиться видеть и понимать прекрасное, тогда искусство будет благотворно влиять на него, общество в целом. Это, наверное, будет в будущем. А пока талантливые творцы не должны забывать, что их произведения способны влиять на миллионы, и это может быть благотворным или пагубным.

Приведу простой пример. Например, художник, написал картину. На картине изображены негативные сцены убийства, всюду кровь, грязь, применены самые сумбурные, резкие тона, короче, вся картина действует угнетающе на зрителя, вызывая в человеке негативные эмоции. Энергетика исходит от картины крайне удручающая. Вот тебе и полная взаимосвязь мышления художника с физическим созданием картины и, соответственно, смотрящим на нее зрителем или зрителями… А представьте себе тысячи, десятки тысяч таких удручающих картин. То же самое можно сказать и о нашем кинематографе. Какие мультфильмы смотрят наши дети, не говоря уже о фильмах для взрослых? И вообще сейчас даже нет такого запрета «До 16», как в 70-е годы. Сплошной «негативизм»… Представьте себе какое количество негативной энергетики в стране, в мире, на всей Земле!.. То же самое можно сказать и обо всех видах нашего искусства!
«Мысли совместно с действиями приводят к переменам. Если они благородные, то они освобождают, спасают, способствуют расцвету. обогащают. Если же они низменные, то они порабощают, обедняют, расслабляют, разрушают. Если на наши экраны шагнет пропаганда насилия, культа силы, зла, мы погибнем вслед за незадачливыми героями этих однодневок-боевиков.

Истинное искусство должно быть прекрасно, иметь доброе, гуманное начало с вековыми традициями.

3. Заключение.

Искусство играет важнейшую роль в нашей жизни, помогая морально расти будущим поколениям. Каждое поколение вносит свой вклад в развитие человечества, культурно обогащая его. Не будь искусства, мы вряд ли бы смогли посмотреть на мир с разных точек зрения, по-другому, заглянуть за рамки обыденного, чувствовать немного острее. Искусство, как и человек, имеет много маленьких прожилок, кровеносных сосудов, органов.

Страсти, стремления, мечты, образы, опасения - все то, чем живет каждый человек - приобретают в творчестве особую окраску и силу.

Всем быть творцами невозможно, но стараться проникнуть в суть творения гения, приблизиться к пониманию прекрасного - в наших силах. И чем чаще мы становимся созерцателями картин, архитектурных шедевров, слушателями прекрасной музыки, тем лучше для нас и окружающих.

Искусство помогает нам осваивать науки и постепенно углублять свои знания. И как уже упоминалось выше, оно является важнейшей частью человеческого развития:

Формирует у человека способности воспринимать, чувствовать, правильно понимать и ценить прекрасное в окружающей действительности и искусстве,

Формирует навыки использования средств искусства для познания жизни людей, самой природы;

Развивает глубокое понимания красоты природы, окружающего мира. способности беречь эту красоту;

Вооружает людей знаниями, а также прививает умения и навыки в области доступных видов искусств - музыки, живописи, театра, художественного слова, архитектуры;

Развивает творческие способности, умения и навыки чувствовать и создавать красоту в окружающей жизни, дома, в быту;

Развивает понимание красоты в человеческих отношениях, желание и умение вносить красоту в быт.

Итак, искусство влияет на нашу жизнь со всех сторон, делает ее разнообразной и яркой, живой и интересной, насыщенной, помогая человеку все лучше и лучше понимать свое предназначение в этом мире. Наш земной мир соткан из совершенства и несовершенства. И только от самого человека зависит, каким он сделает свое будущее, что читать будет он, что слушать, как говорить.

«Лучшим средством для воспитания чувств вообще, для пробуждения чувств красоты, для развития творческого воображения, является само искусство», – указывал ученый-психолог Н.Е. Румянцева.

4. Литература

1. Назаренко-Кривошеина Э.П. Прекрасен ты, человек?- М.: Мол. гвардия, 1987.

2. Нежнов Г.Г. Искусство в нашей жизни.- М., «Знание», 1975

3. Поспелов Г.Н. Искусство и эстетика.- М.: Искусство, 1984.

8. Солнцев Н.В. Наследие и время. М., 1996.

9. Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайтов интернета.

23Фев

Неотъемлемой составляющей нашей культуры является искусство. Благодаря музыке, живописи и литературе мы не только познаем что-то новое, получая эмоциональное удовольствие, но и начинаем совершенствоваться развивая свой внутренний духовный мир. Все давно знают, на что способно искусство — оно может творить чудеса! И этому есть множество подтверждений.

Еще с самых древних времен люди знали о том, что искусство можно использовать в лечебных целях. На сегодняшний день в медицине широко применяется музыка в лечении психологических заболеваний. Она способна пробудить в человеке новые чувства и умиротворить его.

Музыку можно применять не только при лечении, но и при образовании. Есть множество композиций, прослушивая которые у человека появляются способности к изучению таких точных наук как: математика, физика, иностранные языки и тд. Классическая музыка способна открыть в человеке чувство спокойствия и расслабленности. В таком состоянии изучение чему-то новому, восприятие и запоминание информации происходит намного лучше.

Однако музыка, это всего часть искусства. Большую роль в нашей жизни также играет мир красок. Мы это можем увидеть на Art of Russia http://artofrussia.ru/ , где отлично показано, как изобразительное искусство способно хорошо влиять на человека. Оно помогает проявить новые эмоции, побуждает к творчеству, успокаивает нервную систему, а также способно заряжать новой жизненной энергией.

В медицинской практике широко применят изобразительной искусство в лечебных целях. Создаются специальные мероприятия, где люди могут выплеснуть свои эмоции и внутренние переживания в творчестве.

Независимо от того, будем ли мы слушать превосходную музыку, смотреть на изящную картину, или восхищаться другим произведением искусства — в любом случае мы сможем найти в нем то, что будет необходимо нам и нашей душе в минуты радости или невзгод.

Сочинение «Влияние искусства на человека».

Искусство… Как много в этом слове. Порой человек не может выразить словами то, что чувствует. Тогда он выражает свой взгляд на мир через искусство. Искусство обладает огромной силой. Оно способно возродить человеческую душу из пепла, дарит людям необыкновенные чувства и эмоции.

Бондарев, приводит в пример музыку Моцарта – “Реквием”. Ведь она достаточно сильно влияет на того, кто ее слушает. На глаза невольно накатываются слезы. Искусство способно цеплять нас за живое и благодаря ему мы испытываем невероятные ощущения.

Бондарев говорит, что искусство оказывает сильное влияние на человека, внося в его жизнь нечто прекрасное. Музыка способна менять людей. Мне кажется, что искусство также влияет на наше эмоциональное состояние. Благодаря ему мы можем радоваться или грустить. Оно может нас осчастливить, превознося нас до небес.

К примеру Тургенев в своем романе “Отцы и дети”, показывает отрицательное отношение главного героя к музыке. Он – главный герой – не считает, что искусство является смыслом жизни человека, потому что от него нет совершенно никакой пользы. Но все же жизнь человека без музыки и без искусства в целом – однообразна.

А вот в произведении Гончарова – “Обломов”, напротив, главный герой, весьма неплохо отзывается об искусстве. Когда он услышал игру на фортепиано, то на глаза невольно навернулись слезы. Главный герой, слушая музыку получал прилив сил и бодрости.

Если затронуть тему живописи, то можно сказать, что она играет большую роль в становлении внутреннего мира человека. Живопись помогает человеку в самовыражении.В скульптурах люди воплощают в реальность свои мечты, а для тех кто наблюдает за искусством они достаточно познавательны.

В завершении хочу сказать – безусловно, искусство отрывает в человеке только положительные качества характера и расширяет границы нашего сознания.

ради выполнения чуда единства». Исходя из этого постулата, можно говорить о том, что искусство, ниспослано человечеству свыше. Следовательно имеет на нас,людей, очень сильное влияние.

Начнем с архитектуры. Этот вид искусства имеет дело со строительством форм. И, если сопоставлять различные виды искусства с различными структурами, из которых состоит человек, а именно тело физическое, астральное, ментальное и т. д., то архитектура воздействует на физическое тело человека. Ведь физическое тело – это основа для существования на Земле, а здания, окружающие нас, это то место, где человек проводит, особенно в наш урбанистический век, основную часть своей жизни. И как пишет М. Гендель: любое архитектурное сооружение, от мельчайшей клетки, до самого Бога, базируется на космическом законе и строится по предустановленным образам, а всякое отклонение от плана приводит к уродству и оказывает тот же результат, какой оказывает фальшивая нота в музыкальном аккорде. Очень часто архитектуру сравнивают с застывшей музыкой.

Второй формой искусства, о которой стоит вспомнить, является скульптура, которая определяет контуры форм. Её можно сопоставить с эфирным телом человека, которое отвечает за гармоничность любых форм физического тела.

Скульптуру можно назвать музыкой плененной.

Живопись можно назвать третьим видом искусства, данным человечеству. Интерес к ней связан со стремлением воспроизводить яркие, воздействующие на эмоции, картины и или образы. А значит, сопоставляя с одной из структур человека, живопись связана с астральным телом, состоящим из эмоций,чувств и желаний. Живопись можно сравнить с музыкой, борющейся за освобождение.

Теперь обратимся к музыке. Именно музыка отражает по утверждению М.Генделя тональные выражения наивысшей способности , как Бога, так и человека - их воли. Человечество восприняло архитектуру, скульптуру и живопись так, что эти виды искусства стали частью его природы. Но именно благодаря собственной человеческой силе воли музыкант в состоянии воспринимать и до некоторой степени воспроизводить тоны, выражаемые волей Бога.

Говоря о воздействии на человека музыки Ф. Ницше писал: «дайте мне возможность писать для нации музыку, и мне будет всё равно,кто составляет её законы». Термин «музыкант» в данном контексте относится не к заурядному певцу или исполнителю музыки, а к таким мастерам, создателям музыки, как Бетховен, Моцарт, Чайковский, Шопен, Глинка и другие того же класса. Говоря о музыке её можно назвать свободным парящим выражением звуков.

Пифагор утверждал,что мир появился из хаоса, благодаря звуку или гармонии и создавался по принципам музыкальной пропорции: 7 планет, которые управляют судьбами смертных, совершают гармоничное движение, причем расстояния между ними соответствуют музыкальным интервалам, в результате они издают настолько гармоничные звуки, что из них слагается самая благозвучная мелодия, которую человек не слышит только из-за величия звуков, не воспринимаемых его слухом.

Солнечная система – это единый музыкальный инструмент. Как существует двенадцать полутонов в хроматической гамме, так и на небе существуют двенадцать знаков зодиака, и как мы имеем семь белых клавиш рояля, так мы имеем семь планет. Знаки зодиака можно уподобить деке космической арфы, а семь планет струнам. Стало быть, они по-разному влияют на род человеческий. «Нет ни малейшей сферы, зримой нами, что при движении ни пела бы как ангел» - писал Шекспир.

В нашей земной жизни мы настолько погружены в шумы и звуки нашего ограниченного окружения, что неспособны, слышать музыку движущихся сфер. Однако настоящий музыкант сознательно или бессознательно может настроиться и услышать сонату или симфонию как единственный радужный аккорд, который он позднее обращает в музыкальную композицию высочайшей гармонии, изящества и красоты.

Музыка состоит из трех главных элементов, а именно: из мелодии, гармонии и ритма. Мелодия состоит из последовательности гармонических звуков, воспринимаемых слуховыми нервами, связанными с мозгом – физическим органом, который соприкасается с умом. Поэтому именно через ментальное тело, состоящее из мыслей, не обличенных формой и идей неокрашенных эмоциями, Дух человека может чувствовать создаваемую на физическом плане мелодию.

Слабоумный или сумасшедший не отзывается на мелодию.

Гармония состоит из приятного сочетания тонов и связана с чувствами и эмоциями. Чувства и эмоции являются выражением астрального тела и, потому гармонию может действовать и на человека и на животных, так как и те и другие имеют астральные тела. Ритм – это размеренное и уравновешенное движение,выражающееся жизненной силой, которая обеспечивает жестикуляцию и другие физические движения. За выработку и распределение жизненной силы отвечает эфирное тело, которое связано с поглощением и трансформацией солнечной энергии. Растения имеют эфирное тело и потому чувствительны к ритму.

В музыке между мелодией и ритмом находится гармония, которая может либо подниматься и сливаться с гармонией чистой мысли, мелодией, либо пускаться и смешиваться с чисто активным движением - импульсом. Если чисто мелодический элемент, несущий в себе волевую вибрацию Духа музыки, отсутствует в композиции, то нет и контроля за астральным и физическими телами; тогда желания буйствуют и забирают власть, а поскольку нет управления разума, то человек становится неуправляемой эмоционально-чувственной импульсивной машиной.

Музыкальные инструменты, сделанные человеком выражают определенную фазу его внутренней природы. Духовые инструменты относятся к мелодии – воле, интеллекту, мышлению, - и дух или тон,который они несут, легко запоминается. Струнные инструменты относятся к гармонии – эмоциям, воображению, сердцу – и пробуждают чувства радости, счастья, удовольствия, боли, грусти, тоски и сожаления. Ударные инструменты относятся к ритму – движению, мускулам - и пробуждают у слушателей желание действовать: маршировать, танцевать, стучать ногами в ритм.

Из этого можно сделать вывод, что если человек сознательно захочет развивать свой дух, разум, то он должен обратиться к музыке, в которой основа – мелодия, с преобладанием в ней духовых инструментов. Если человек хочет повлиять на своё эмоциональное состояние , то ему необходимо слушать музыку, в которой основа – гармония, с доминантой в виде струнных инструментов. И, соответственно, если надо развить физическое тело, то в основе должны быть ударные.

Сам человек представляет собой настоящий тройной инструмент, поэтому необходимо помнить,что акцент на любом из вышеперечисленных музыкальных составляющих может оказаться для эмоциональной и интеллектуальной сферы жизни индивидуума губительным. Рёскин писал: «…музыка, будучи здоровой, является наставницей совершенного порядка и спутницей течения небесных сфер; в своей же извращенности она – наставница, но совершенного беспорядка и непослушания».

Искусство… Оно способно возродить душу человека их пепла, заставить его испытывать просто невероятные эмоции и чувства. Искусство – это средство, с помощью которого авторы пытаются донести свое мысли до человека, приучить его к прекрасному.

Автор рассуждает о необходимости искусства в нашей жизни, он акцентирует внимание на том, что «прекрасному надо учиться и ценить его, подобно тому, как надо научиться чувствовать высокую музыку». Юрий Бондарев приводит в пример произведение Моцарта «Реквием», которые невообразимым образом влияет на слушателей, «люди откровенно льют слёзы в том эпизоде, где оборвалась жизнь великого композитора». Так автор показывает, что искусство способно затронуть тонкие струны души человека, заставить его испытывать необыкновенные чувства.

Бондарев утверждает, что искусство может сильно повлиять на человека, ведь именно оно является самым прекрасным в его жизни. Искусство способно изменить человека, его внутренний мир. Это то, чему обязательно нужно учиться. Действительно, нельзя не согласиться с автором. Я считаю, что искусство может заставить нас испытывать радость и печаль, тоску и волнение, счастье и много других эмоций.

Так, в произведении И.А.Гончарова «Обломов» ярко описывается отношение главного героя к музыке. Обломов, посетив Ольгу Ильинскую, впервые услышал, как она играла на фортепиано. Автор показывает нам, как музыка может повлиять на внутренний мир человека, на его эмоции. Слушая великолепную игру, герой с трудом сдерживал слезы, он чувствовал силу и бодрость, желание жить и действовать.

Однако отношение главного героя произведения И.С.Тургенева «Отцы и дети» к искусству весьма негативное. Базаров не воспринимает его, как неотъемлемую часть жизни человека, он не видит его пользы и преимуществ. В этом и заключалась ограниченность его взглядов. Но жизнь человека без искусства, без «чувства прекрасного» очень скучна и однообразна, чего, к сожалению, герой так и не признал.

В заключение хочется сделать вывод, что искусство – это наиболее важная часть в жизни каждого из нас. Нужно просто впустить его в свое сердце и душу, и оно сможет покорить весь мир.

Вариант 2

Любой вид искусства для человека является высшей наградой за те усилия, которые он приложил для того, чтобы принять в нем участие - либо являясь создателем шедевра, либо просто любуясь со стороны его результатами.

Музыкальные композиции, загадочные полотна, изящные скульптуры возникли благодаря знаниям человека, природному дару или желанию достичь подобное совершенство.

В процессе создания любого шедевра искусства человек применяет свой талант, проявляя свои возможности в полную силу. Искусство развивает, не дает оставаться на одном месте, в состоянии бездействия. За счет этого люди совершенствуются. Те, кто в какой-либо степени относится к этой сфере - это люди творческие, находящиеся в постоянном поиске. Погружаясь в этот мир, они активно развиваются духовно.

Таким образом, через проявленные воображение, целеустремленность, фантазию, терпение искусство помогает в утверждении жизненной позиции, влияет на мировосприятие человека, помогает обрести себя, сформировать собственный образ мыслей.

Если речь идет о музыке, то после прослушивания именно классических произведений эмоциональное, психическое и даже физическое состояние человека улучшается. В зависимости от ритма и содержания мелодий, песен можно либо получить заряд невероятной бодрости, либо успокоиться.

Под влиянием искусства внутренний мир человека преображается. В любом из его видов - графике, театре, живописи и т. д. содержится столько глубинного смысла и страсти, которые выражаются за счет своеобразных выразительных средств, что они заставляют задуматься о себе, смысле жизни, позволяют по-новому посмотреть на мир.

Любое из произведений искусства способствует различению добра и зла, хорошего и плохого. Литературные произведения имеют огромную силу, способную действовать на человека, перенося его в другой мир. Становясь героем событий, изображенных в книгах, люди познают новую информацию, на основе которой становятся лучше, исправляют ошибки после знакомства с его персонажами, сочувствуют и радуются вместе с ними. Литература может в корне изменить мировоззрение человека.

Под влиянием живописи происходит формирование духовного мира человека. Участие в этом виде деятельности способствует самовыражению, усилению впечатлений. В скульптурах люди воплощают свои эстетические желания, а для наблюдателей со стороны они являются познавательными.

Таким образом, искусство воспитывает в человеке только лучшие черты характера, повышает интеллект, выявляя и развивая те качества, которые ранее были незаметны.

Несколько интересных сочинений

  • Сочинение Что такое Безнравственный поступок рассуждение

    Еще с раннего детства людей учат тому, как правильно поступать в той или иной ситуации. Учат понятию добра и зла, морали и нравственности. В разных странах и даже слоях общества эти понятия могут сильно отличаться.

  • Сочинение по произведению Олеся Куприна 11 класс

    Говоря про творчество такого замечательного писателя, как А.И. Куприн, следует отметить то, что он рассказывает в своих произведениях об искренней и настоящей любви

  • Анализ произведения Недоросль Фонвизина (комедия)

    В 1714 году в России был издан указ об обязательном образовании дворян. В случае неисполнения предписания царя недоучкам-недорослям, считавшимися несознательными, было запрещено вступать в брак

  • Сочинение Митраша и Настя сравнительная характеристика в рассказе Кладовая солнца Пришвина сочинение

    Главными действующими лицами рассказа «Кладовая солнца» являются две сироты - брат и сестра - Настя и Митраша. Оба потеряли родителей: сначала болезнь забрала у них мать

  • Сочинение Папа в армии (как папа служил в армии)

    Защищать свою Отчизну – это главная обязанность каждого мужчины. У нашей страны самая могучая и образцовая армия. И день, и ночь, российские солдаты несут службу, охраняя наш спокойный сон.



Что?