Отношение к военной службе жилина и костылина. Сравнительная характеристика Жилина и Костылина. Жилин и Костылин: разные судьбы. Учитель: аратова г.б.,мкоу андреевской сш

В произведении Льва Николаевича Толстого «Кавказский пленник» показаны два разных, противоположных друг другу главных героя – Жилин и Костылин. В данном рассказе показана правдивая, жизненная история, которая удивляет своей простотой.

Два главных героя являются сослуживцами офицерами и друзьями в беде. Жилин и Костылин – дворяне, служащие на Кавказе. Во время отправления в отпуск они попадают в плен к горцам. Читая данный рассказ, приходится смотреть на данную ситуацию глазами двух абсолютно разных людей.

Внешне приятели сильно отличаются друг от друга. Костылин тучный мужчина, который из-за своего веса постоянно потеет и заливается краской. Жилин наоборот невысок ростом, строен и ловок. Обратив внимание на фамилии героев, можно заметить насколько точно они описывают персонажей. Фамилия Жилина говорит о его спортивном телосложении, выносливости и силе. В то время как фамилия Костылина показывает обратное – его неуклюжесть и несамостоятельность.

В рассказе Жилин показан, как предусмотрительный и умный молодой мужчина. Он способен здраво оценивать ситуацию и находить к ней верное решение. Костылин же ведет себя беззаботно, до тех пор, пока не оказывается в опасности. Он не скрывает своего страха и зачастую выставляет себя трусом. Но характеры героев точно проявляются в момент, когда они оба попадают в плен к горцам.

Оказавшись в плену, Жилин показывает свои отважные черты, несмотря на угрозу своей жизни. Он отказывается платить выкуп и специально отправляет письмо по другому адресу, чтобы заранее предотвратить переживания матери. Но Костылин поступает по-другому. Он сразу же пишет несколько писем домой, прося о помощи и скорейшей высылке денег на его откуп.

Жилин изначально поставил цель сбежать домой, но помимо этого он наблюдает за местной жизнью, старается понять чужие быт и обычаи. Жилин завоевывает уважение хозяина своими положительными качествами. Он мастерит игрушки, лечит местных жителей и сближается с Диной, которая помогает в конце ему сбежать.

Костылин бездействует на протяжении всего рассказа, ожидая письма от родных. Когда Жилину удается сбежать, он берет с собой Костылина, который становится жалующейся обузой во время побега. Жилин терпит боль и усталость, не бросая Костылина, несет его на себе. Когда товарищей снова схватят и вернут в плен, Костылин будет так же бездействовать.

В конце рассказа товарищам удается спастись во второй раз, но происходит это только из-за несломленного духа Жилина, который никогда не переставал сопротивляться. Автор ярко симпатизирует Жилину, восхищаясь его отважностью и стойкостью. Читатель во время прочтения рассказа не может не испытывать некого презрения к Костылину, который не прилагает и капли усилий, чтобы освободиться из вражеского плена. В произведении показаны два героя, которые являются полными противоположностями друг друга. Именно это и заставляет читателей сравнивать отдельные качества личности и поступки персонажей.

Вариант 2

Лев Николаевич Толстой в своем произведении под названием «Кавказский пленник» рассказывает о двух русских офицерах Жилине и Костылине. Автор использует интересную особенность, он описывает их поведение в одинаковых ситуациях, показывая насколько разным может быть отношение к происходящему и поведение в зависимости от характера.

Герои встречаются в начале повествования, Жилин готов на опасный поступок, потому что торопиться на встречу к маме, Костылиным же просто движет чувство голода и жара, которая не дает ему спокойно жить. Также есть разница и во внешнем описании молодых людей, Жилин не высок ростом, но при этом достаточно удал и способен выкрутиться из любой ситуации. Костылин же наоборот высокий, грузный и достаточно толстый.

Их фамилии можно назвать говорящими, Жилин образовано от слова «жила», его можно назвать достаточно жилистым, крепким и достаточно выносливым. Костылину же во всем нужна опора и поддержка, этакий костыль, который будет его поддерживать, ведь он сам ничего не может.

Жилин изображается как человек решительный и способный принимать самостоятельные действия, но при этом он может предусмотрительно смотреть вперед и принимать взвешенные решения. При этом же Костылин больше похож на легкомысленного человека, который порой не отвечает за решения, которые принимает, он надеется, что его пронесет и ничего смертельного не случиться.

Еще одним ключевым моментом становится отношение к животным, Жилин называет ее ласково матушкой, а Костылин просто издевается, избивая плетью, которая подвернулась под руку.

Особенно эта разница заметна, когда они попадают в плен. Костылин просит у матери выслать денег, а Жилин специально пишет неправильный адрес, чтобы письмо не дошло до матери. При этом он извлекает из времени, проведенного в плену пользу, старается наблюдать за культурой и образом жизни людей, которые взяли его в плен. Чего не скажешь о Костылине, он мечтает скорее уйти из плена, даже если это станет бременем для его родственников и близких.

Таким образом, два человека попавших в одинаковые обстоятельства, проявляют совершенно разные черты характера, они показывают разницу воспитания.

Сравнение Жилина и Костылина

Толстой в рассказе «Кавказский пленник» повествует о двух офицерах Жилине и Костылине. Автор ставит их на равных условиях, как двух военных с похожими судьбами и в оказавшихся в одной ситуации. Но ввиду своего характера и склада личности каждый ведет себя в одних и тех же условиях по-разному. О таком положении дел и рассказывает Лев Толстой.

Жилин и Костыли были участниками сражений за присоединения Кавказа к русским землям. И вот судьба, а точнее по их собственному решению товарищи остаются вдвоем. Таким образом попадают в беду, где Костылин сбежал бросив друга, ружье и бежал прочь, думая лишь о своей жизни. Жилин напротив не кичился своей жизнью и задумал лишь своей смертью принести пользу и убить хоть одного татарина шашкой.

Но судьба не спасла Костылина от плена, где в это время уже находился Жилин. Татары заставляют пленных сразу писать письма на родину, чтобы те высылали огромный денежный выкуп, если же хотят снова увидеть своих родных мужчин. Так Костылин не долго думая пишет письмо в отчий дом, где просит семью выслать 5 тысяч рублей. Жилин наоборот не хочет отсылать письмо, но за невозможностью этого просто пишет неверный адрес своего дома. Жилин понимает, что матушка живет одна и не сможет выслать такую сумму.

В ожидании спасения или смерти Жилин и Костылин вели себя тоже не одинаково, хотя казалось бы в ограниченной обстановке нет шансов реализоваться. Жилин по ночам рыл подкоп, а днем делал кукол для маленькой татарской девочки, которая взамен носила ему лепешки и молоко. Костылин в это время ничего не делал. И вот в день побега оба пленника бегут вместе босиком, в результате чего стирают ноги и Жилину приходится нести на себе ослабевшего напарника. Из-за этого их снова ловят.

Даже после того, как Кавказских пленников ловят Жилин не сдается и продолжает верить в свой побег, Костылин продолжает жить прежней жизнью пленного человека. На помощь храброму и отважному Жилину приходит та самая девочка, которая кормила его в прежнее время. Она спускает в яму длинную палку, по которой мужчина понимается. Он смог добежать до русских, где его ожидала безопасность, а Костылин дождался денег от родных и был выкуплен.

Таким образом читатель напрямую видит героев-антиподов. Жилин храбрый, отважный, честный и решительный молодой человек, который думает не только о себе, но и о родных, о окружающих его людях ни смотря ни на какие обстоятельства, а Костылин эгоистичный, жалкий, трусливый и ленивый.

  • Сочинение Лиза Болконская в романе Война и мир Толстого характеристика и образ

    Образ Лизы Болконской – один из многочисленных образов представительниц прекрасного пола романа Л.Н.Толстого «Война и мир».

  • Сочинение по картине Остроухова Золотая осень 2 класс (описание)

    На картине изображён обычный русский осенний пейзаж. Но как же он прекрасен! Осенняя пора противоречива. С одной стороны, в этот сезон часто бывают дожди, небо покрыто серыми тучами. Однако, деревья преображаются, сияют яркими красками

  • Каждый человек совершает ошибки вне зависимости от возраста и количества мудрости. Это неизменная часть жизни, уроки, через которые никто не вправе перешагнуть.

    Класс: 5

    Цели:

    • Обучать учащихся созданию художественного образа.
    • Развивать умения сравнивать литературных героев, развивать речевую деятельность учащихся, их воображение.
    • Воспитывать грамотного читателя.

    ХОД УРОКА

    I. Работа по произведению Л.Н.Толстого «Кавказский пленник»

    (Приложение 1 . Слайд 1)

    1. Повторение знаний теории литературы

    – Продолжаем разговор о произведении Л.Н.Толстого «Кавказский пленник».
    Воспользуйтесь литературными терминами и не дайте себя запутать.

    – «Кавказский пленник» – это литературная сказка? (Нет, это рассказ, потому что данное произведение повествовательное, небольшое по объему, объединенное сюжетом и состоящее из нескольких эпизодов)

    – Если это повествовательное произведение, значит, присутствует личное повествование? (Повествование безличное, потому что разговор в «Кавказском пленнике» идет от лица повествователя)

    – Я считаю, что в произведении нет сюжета, кругом одни события. А как думаете вы? (В произведении есть сюжет. Сюжет – это цепь событий)

    – Эпизод и сюжет – одно и то же? (Нет, эпизод – одно событие, имеющее начало и конец)

    – Какие группы персонажей есть в рассказе? (Главные, второстепенные и эпизодические.)

    – Назовите главных героев. (Жилин, Костылин и Дина.)

    – А теперь посмотрите на экран, не ошиблись ли вы.

    (Приложение 1 . Слайд 2)

    Рассказ – небольшое повествовательное произведение, объединенное сюжетом и состоящее из одного или нескольких эпизодов.
    Сюжет – это цепь событий, происходящих в произведении.
    Эпизод – одно событие, имеющее начало и конец.

    (Приложение 1 . Слайд 3)

    Повествование:

    • Личное – от лица героя-рассказчика;
    • Безличное – от лица повествователя.

    (Приложение 1 . Слайд 4)

    Персонажи:

    • главные;
    • второстепенные;
    • эпизодические.

    – Вы согласны со своими ответами? (Да)

    Оценки за ответ…

    2. Работа над эпиграфом

    – Какое историческое событие отражено в рассказе? (Кавказская война)
    Кавказская война 1817 – 1864 г.г. (47 лет) – это война Российской империи с горскими народами Северного Кавказа (чеченцами, дагестанцами, осетинами, татарами). О каком народе идет речь в рассказе? (О татарах).
    Кавказская война – самая продолжительная война.

    Война не сказка об Иване,
    И мы ее не золотим…

    Борис Пастернак.

    – Прочитайте эпиграф.
    – Почему война не сказка?
    – Что значит «мы ее не золотим»?

    Вывод:

    Война – это страшно, больно, жестоко; это потери, смерть, искалеченные судьбы, незаживающие раны.
    Война – цвета пепла, поэтому мы ее «не золотим», ее нельзя приукрасить.

    – Для многих война – испытание на прочность, выносливость, человечность.
    – В рассказе изображены два офицера.
    – На ваш взгляд, какими качествами должен обладать офицер? (Офицеру не чужды понятия чести, совести, достоинства; это смелый, мужественный, храбрый человек; он предан своему Отечеству).

    3. Тема урока

    (Приложение 1 . Слайд 4)

    а) Приемы составления характеристики героев

    (Приложение 1 . Слайд 3)

    Приемы составления характеристики литературных героев:

    внешние черты (портрет);
    – поступки героя, отношение к другим людям, его чувства, речь;
    – характеристика героя другими действующими лицами

    б) Сравнительная характеристика Жилина и Костылина.

    Сравним Жилина и Костылина.
    – Порой требуются годы, чтобы понять человека, а мы с вами попытаемся узнать героев за урок. Задача не из легких, но вполне разрешима.
    – Сравнить, значит, найти общее и различие в их характере.

    Что общего?

    – Офицеры, служили на Кавказе, оба попали в плен, оба писали письмо, чтобы прислали выкуп, участвовали в побеге.
    Конечно, это не качества характера, а события, но именно они помогут нам разобраться, кто есть настоящий офицер и настоящий человек.

    Различие:

    Портрет

    – Найдите в тексте описание героев;
    – О каких качествах характера героев узнаем по описанию внешности?
    Жилин – удалой, смелый, отважный.
    Костылин – физически слабый человек.
    – Можно ли ограничиться только этим приемом? (нет, может сложиться ошибочное представление о герое).

    «Говорящая» фамилия

    – Автор наделил Жилина и Костылина «говорящими» фамилиями.
    Фамилия Жилин – от слова жила (кровеносные сосуды, сухожилия). Наш герой – жилистый человек. Как еще можно сказать? (Сухощавый, крепкий, выносливый).
    Фамилия Костылин – от слова костыль. Что такое костыль? (Палка, служащая опорой при ходьбе хромым или людям с больными ногами).
    – Какой наш герой? (Слабый).

    Поведение героев во время нападения татар

    Какое решение принимает Жилин? Зачитайте. Что характерно для него? (Решительность, смелость, способность противостоять врагу; он не из робкого десятка).
    – Как себя ведет Костылин? Зачитайте. Что вы о нем думаете? (Нарушил уговор – не разъезжаться; ведет себя как трус и предатель).

    В плену

    1. Письмо о выкупе

    – Почему Жилин указал в письме неправильный адрес? (Он знал, что у матери нет денег)
    – Предположим, что он написал письмо. Послала бы мать деньги, несмотря на свою бедность?
    – Да, потому что ничего нет в жизни выше и сильнее материнской любви.
    Жилин способен щадить чувства близких и дорогих ему людей.
    Костылин не одно письмо написал, потому что был трусом, думал только о себе.

    2. Внутреннее состояние героев
    Во время пребывания в плену Жилин знакомится с татарской девочкой Диной. Этот образ не случайный. «Дина» в арабском языке значит «вера».
    – Во что верит Жилин? (в собственные силы, в удачу; он сильный духом.)
    – Во что верит Костылин? (в выкуп)

    3. Занятия героев

    Жилин:
    – Рукодельничает;
    – Изучает местность, так как думает о побеге;
    – Общается с Диной;
    – Лечит людей аула.

    – Что скажете о нем? (Мастер, умный, хитрый, находчивый; человек дела).

    Костылин:
    – Бездействует и стонет.
    – Подтвердите сказанное о героях текстом.

    4. Мнение татар о героях.

    Жилин завоевал уважение детей и взрослых: «Корош урус», «джигит».
    Костылин – «смирный».

    Побег

    – Расскажите об этом.
    – Как вели себя герои?

    Жилин проявляет волю, мужество, находчивость, стойкость, активно борется.
    Костылин – обуза; страдает, проявляет эгоизм, слабость.

    в) Создание устного высказывания «Сравнительная характеристика Жилина и Костылина»
    с использованием таблицы, составленной в ходе работы

    Жилин Костылин
    Общее
    Офицеры, служили на Кавказе, оба попали в плен, оба писали письмо, чтобы прислали выкуп, участвовали в побеге.
    Различие
    I. Портрет
    Удалой, выносливый, смелый. Физически слабый.
    II. «Говорящая» фамилия
    Жилы – кровеносные сосуды, сухожилия.
    Жилистый, выносливый, крепкий человек.
    Костыль – палка, опора при ходьбе хромым или людям с больными ногами.
    Слабый человек.
    III. Поведение героев во время нападения татар
    Не из робкого десятка, смелый, решительный, способен противостоять врагу. Нарушил уговор – не разъезжаться; ведет себя как трус и предатель).
    IV. В плену
    1. Письмо о выкупе
    Способен щадить чувства близких и дорогих ему людей.
    1. Письмо о выкупе
    Трус, думает только о себе.
    2. Внутреннее состояние
    Сильный духом, верит в удачу, собственные силы.
    2. Внутреннее состояние
    Душевно слаб, верит в выкуп.
    3. Занятия
    Мастер, умный, хитрый, находчивый; человек дела.
    3. Занятия
    Бездействует, стонет.
    4. Мнение татар о Жилине
    Жилин завоевал уважение детей и взрослых: «Корош урус», «джигит».
    4. Мнение татар о Костылине
    Костылин – «смирный».
    V. Побег
    Жилин проявляет волю, мужество, находчивость, стойкость, активно борется. Костылин – обуза; страдает, проявляет эгоизм, слабость.

    г) Значимость темы

    – Надо ли учиться определять качества характера человека или можно обойтись без этого в жизни?

    Это необходимо в жизни, чтобы:

    – различать добро и зло, любовь и ненависть, смелость и трусость;
    – сделать правильный выбор друзей;
    – понимать внутренний мир человека.

    4. Домашнее задание:

    1. Устное высказывание «Встреча с Жилиным и Костылиным»

    – Вообразите, что вы пригласили на урок Жилина и Костылина как участников Кавказской войны.
    – О чем бы они могли вам рассказать?
    – О чем бы вы их спросили?

    Костылин - один из отрицательных героев рассказа Льва Толстого «Кавказский пленник», русский офицер, попавший в плен к татарам. Внешне, это грузный, толстый и неповоротливый мужчина. Он отправился в отпуск, и по дороге познакомился с Жилиным , после чего, было решено ехать вместе, так как во время Кавказской войны дороги были не безопасны. И на самом деле, вскоре, их настигли татары. У Костылина на этот случай имелось ружьё, но он им не воспользовался. Когда Жилин попросил Костылина стрелять, тот испугался и сбежал, бросив товарища. В результате, Жилин оказался в плену, а Костылина тоже скоро нагнали, так как лошадь под ним стала, а ружьё осеклось.

    В плену этот герой показал себя не с лучшей стороны. Вместо того, чтобы мобилизовать все свои силы и подумать, как выйти из сложившейся ситуации, он быстро сдался. По приказу татар он написал домой письмо с просьбой о выкупе в пять тысяч монет. Жилин, в отличие от Костылина, согласился написать такое письмо только c условием, что их накормят, дадут свежую одежду и снимут с них кандалы. При этом, адрес на письме он указал неверный, чтобы не дошло. Пока Костылин ждал выкуп, Жилин обдумывал план побега и делал подкоп под сараем. И даже во время побега Костылин подвёл товарища. По дороге он столько стонал, что ему ноги натёрло, что Жилин согласился нести его на себе. В результате, их заметил один татарин и оба были возвращены в аул.

    Костылин отчаялся и второй раз бежать не согласился. Он решил покорно ждать, пока за него заплатят выкуп. Жилин, с помощью девочки Дины , сумел все-таки бежать и, несмотря на все трудности, дошёл до родных полей. Оказавшись на русской стороне, он рассказал казакам, которые спасли его, о своих приключениях и сказал, что останется служить на Кавказе. Через месяц пришёл выкуп за Костылина и его освободили, но бедняга был измученный и еле живой.

    «Кавказский пленник». Русский офицер, служит на Кавказе, попадает в плен к татарам вместе с главным героем Жилиным, но по слабости и нерешительности характера отказывается сбежать, когда подворачивается возможность.

    История создания

    Лев Толстой подготовил школьное пособие, по которому дети должны были учиться чтению, письму и арифметике. Рассказ «Кавказский пленник» писался специально для этого пособия, а опубликован был впервые в литературно-политическом журнале «Заря» в 1872 году. Рассказ назван автором так же, как одна из поэм .

    В основе рассказа частично лежит личный опыт Толстого, который служил на Кавказе в 50-х годах XIX века и едва не попал в плен. Толстой ехал верхом вместе с чеченцем, который был его большим другом. Спутников настигли преследователи, которые имели некий повод мстить другу Толстого, и собирались взять обоих в плен. Однако ситуация разрешилась благополучно - погоню заметил часовой, и Толстого с другом отбили. По собственному признанию писателя, это был «чувствительный» эпизод в его биографии, который, видимо, и вдохновил Толстого на рассказ.

    «Кавказский пленник»

    Сюжет рассказа таков: два российских офицера, Костылин и , на Кавказе попадают в плен. Татары держат тех в сарае, а на ноги героям надевают колодки, чтобы не сбежали. От обоих требуют написать письмо с просьбой о выкупе.


    В финале рассказа Жилину удается сбежать из плена, в то время как пассивный Костылин от побега отказывается. Герой чувствует себя скверно и говорит, что сил бежать у него нет. На успешный исход этого предприятия Костылин не рассчитывает и смиряется с тем, что ему не вырваться. Татары отпускают героя только через месяц после того, как Жилин благополучно сбегает, – когда татары получают за Костылина выкуп, собранный родственниками.

    Костылин - русский офицер из обеспеченного дворянского рода. Герой служит на Кавказе, но к военной жизни не привык. Это изнеженный человек, который плохо переносит трудности и легко сдается. Физическая подготовка Костылина оставляет желать лучшего - во время попытки побега герой постоянно отстает и жалуется на измученные ноги.


    Кадр из фильма "Кавказский пленник" (1975 год)

    Неуклюжесть героя тоже создает проблемы - тот запинается о камни, шумит, позволяет себе издавать крики и не думает о том, что выдает собственное местоположение преследователям. Герой оправдывает собственную фамилию, всю дорогу являясь «костылем» для Жилина - то есть, мешая главному герою выбираться из неприятностей.

    Внешне Костылин грузен, красен лицом. Из-за лишнего веса герой сильно потеет и плохо приспособлен к пешим переходам по лесу. Помимо этого, он еще и труслив и, едва увидев татар, норовит спрятаться в крепость.

    Как товарищ Костылин ненадежен. Герои выезжают из крепости с обозом, но в итоге решают от обоза оторваться и ехать вдвоем, чтобы добраться до места скорее. Офицеры договариваются не разъезжаться и держаться вместе. Однако при первых признаках опасности Костылин бросает Жилина и сбегает. Татары подстрелили лошадь Жилина, и тот из-за предательства товарища попадает в плен. Сам Костылин, впрочем, тоже скоро оказывается в плену в том же горном ауле, что и Жилин.


    Бороться с обстоятельствами Костылин не склонен. Попав в плен, герой смиряется с ситуацией и пишет письмо домой, чтобы родные заплатили за него выкуп, без каких-либо условий и мыслей о побеге. После этого Костылин решает, что все необходимое сделано, и больше не предпринимает ничего, а только пассивно ждет, когда из дома пришлют деньги. Идею побега герой встречает с пессимизмом. Костылин убежден, что незнание местности и ночная темнота - препятствия, которые не преодолеть.

    Сравнительная характеристика Жилина и Костылина


    Жилин - полная противоположность Костылину. Герой не перекладывает ответственность за собственное спасение на семью и, когда от него требуют написать матери с просьбой о выкупе, пишет на письме неправильный адрес. В плену Костылин ведет себя пассивно: либо спит, либо ждет вестей о выкупе, который должны прислать родные. Жилин же не сидит в плену без дела и мастерит кукол для местной ребятни.

    Жилин сумел вызвать симпатию у Дины, тринадцатилетней дочери человека, в плену у которого находится. Девочка приносит герою лепешки и мясо, а позже помогает сбежать. Днем ноги героев заковывают в колодки, но это не мешает Жилину изучать аул и окрестности. Прогуливаясь, герой прикидывает, в каком направлении располагается российская крепость, как лучше бежать. Ночи герой проводит, делая в сарае подкоп.

    Жилин сбегает из плена дважды. В первый раз через подкоп. Костылин отправляется вместе с ним. Жилин собран, решителен и готов идти до конца, в то время как изнеженный и неповоротливый Костылин сильно задерживает их обоих. В результате героев ловят и возвращают обратно. После побега героев отправляют не в сарай, а в яму, а колодки перестают снимать на ночь. Однако Жилин ухитряется сбежать и оттуда, в то время как Костылин сдается и от побега отказывается.


    Иллюстрация к рассказу "Кавказский пленник"

    Различия между Жилиным и Костылиным прослеживаются даже во внешности и жизненных обстоятельствах. Жилин невысок ростом, «удал» и ловок, происходит из небогатой семьи, оптимистично смотрит на вещи и не смиряется с обстоятельствами. Разница между героями проявляется даже в отношении к лошадям. Костылин во время погони жестоко избивает лошадь плетью, как неодушевленный предмет, в то время как Жилин разговаривает с лошадью и просит ту «вынести».

    В то время как Костылин ждет помощи со стороны, Жилин рассчитывает только на собственные силы. При этом Жилин не бросает товарища на произвол судьбы и пытается сбежать вместе с Костылиным, даже несет того на себе. Герой не боится татар, в то время как Костылин относится к горцам со страхом. Неудивительно, что у таких разных героев - разные судьбы.

    Экранизации

    В 1975 году вышел фильм «Кавказский пленник» режиссера Георгия Калатозишвили. Лента снималась на киностудии «Грузия-фильм», в роли Костылина выступил актер Владимир Солодников.


    Второй фильм вышел в 1996 году. Это не буквальная экранизация рассказа Толстого, а лента, снятая по мотивам. События разворачиваются в 90-е годы прошлого века в обстановке Чеченской войны. Герои попадают в плен к человеку из горного аула, чей сын тоже томится в плену. Жилина и Костылина захватывают, чтобы организовать обмен пленными.

    Режиссер - , роль прапорщика Костылина, которого в фильме именуют «Саня», исполнил актер . Съемки проходили в Казахстане и Дагестане, в частности в городе Дербент и у Хучнинского водопада. Фильм номинировали на премию «Оскар» как лучший фильм на иностранном языке.

    Цитаты

    «А Костылин, заместо того чтобы подождать, только увидал татар - закатился что есть духу к крепости. Плетью ожаривает лошадь то с того бока, то с другого. Только в пыли видно, как лошадь хвостом вертит».
    «Костылин еще раз писал домой, все ждал присылки денег и скучал. По целым дням сидит в сарае и считает дни, когда письмо придет, или спит. А Жилин знал, что его письмо не дойдет, а другого не писал»

    Сравнительная характеристика Жилина и Костылина - героев рассказа Л. Н. Толстого «Кавказский пленник»

    В рассказе «Кавказский пленник» Лев Николаевич Толстой знакомит нас с двумя русскими офицерами - Жилиным и Костылиным. Своё произведение автор строит на противопоставлении этих героев. Показы­вая нам, как они ведут себя в одинаковых ситуациях, Толстой выражает своё представление о том, каким должен быть человек.

    В начале рассказа писатель сводит этих героев вме­сте. Мы узнаём, что Жилин решается на опасный по­ступок, потому что торопится к матери, а Косты­лин - только потому, что «есть хочется, да и жара». Жилина автор описывает так: «…хоть невелик ростом, а удал был». «А Костылин - мужчина грузный, тол­стый, весь красный, а пот с него так и льёт». Такая разница во внешнем описании ещё больше усилива­ется смыслом фамилий героев. Ведь фамилия Жилин перекликается со словом «жила», и героя можно на­звать жилистым человеком, то есть крепким, сильным и выносливым. А в фамилии Костылин звучит слово «костыль»: и действительно, ему нужны опора и под­держка, а сам он ничего не может.

    Жилина писатель изображает решительным, но в то же время очень предусмотрительным человеком: «Надо выехать на гору, поглядеть…». Он умеет оценить опас­ность и рассчитать свои силы. В отличие от него, Кос­тылин очень легкомыслен: «Что смотреть? поедем впе­рёд». Испугавшись татар, он повёл себя, как трус.

    Даже к лошади герои относятся по-разному. Жилин называет её «матушкой», а Костылин безжалостно «ожаривает» её плетью. Но ярче всего различие харак­теров героев проявляется тогда, когда они оба оказы­ваются в татарском плену.

    Попав в плен, Жилин сразу проявляет себя смелым, сильным человеком, отказавшись платить «три тыся­чи монет»: «…с ними что робеть, то хуже». Более того, жалея мать, он сознательно пишет адрес «не так», чтобы письмо не дошло. А Костылин, напротив, не­сколько раз пишет домой и просит прислать денег для выкупа.

    Жилин поставил себе цель: «Я уйду». Он не теряет времени зря, наблюдает за жизнью, бытом и привыч­ками татар. Герой научился «понимать по-ихнему», стал рукодельничать, мастерить игрушки, лечить лю­дей. Этим он сумел расположить их к себе и даже за­воевал любовь хозяина. Особенно трогательно читать о дружбе Жилина с Диной, которая и спасла его в конце. На примере этой дружбы Толстой показывает нам своё неприятие корысти и вражды между наро­дами.

    А Костылин «по целым дням сидит в сарае и счита­ет дни, когда письмо придёт, или спит». Благодаря сво­ему уму и смекалке Жилин смог организовать побег и как друг взял Костылина с собой. Мы видим, что Жи­лин мужественно терпит боль, а «Костылин всё отстаёт и охает». Но Жилин не бросает его, а несёт на себе.

    Оказавшись в плену во второй раз, Жилин всё равно не сдаётся и бежит. А Костылин пассивно ждёт денег и вовсе не ищет выхода.

    В конце рассказа оба героя спаслись. Но поступки Костылина, его трусость, слабость, предательство по отношению к Жилину вызывают осуждение. Уважения заслуживает лишь Жилин, ведь он выбрался из плена благодаря своим человеческим качествам. Толстой ис­пытывает к нему особую симпатию, восхищается его упорством, бесстрашием и чувством юмора: «Вот я и домой съездил, женился!» Можно сказать, что свой рассказ писатель посвятил именно Жилину, ведь он назвал его «Кавказский пленник», а не «Кавказские пленники».

    Здесь искали:

    • сравнительная характеристика жилина и костылина
    • характеристика жилина и костылина из рассказа кавказский пленник
    • характеристика жилина и костылина


    Массаж