Научно- познавательная литература для детей и юношества в круге детского чтения и в контексте литературного обучения кутейникова н.е. Научно-познавательная детская книга Научно познавательная литература в круге чтения дошкольников


Функции научно-познавательной литературы

Научно-познавательная литература - явление особое, и некоторые исследователи даже не рассматривают её в общем контексте детской литературы, объясняя это тем, что она лишена эстетического начала, выполняет только обучающую функцию и обращена лишь к разуму ребёнка, а не к его целостной личности. Тем не менее, такая литература занимает значительное место в круге детского чтения и сосуществует в нём на равных правах с художественными произведениями. На протяжении всего своего развития и взросления ребёнок нуждается в самой разнообразной информации об окружающем мире, и его интерес к разным областям знания в большой мере удовлетворяет именно научно-познавательная литература. Она действительно решает прежде всего образовательную задачу, примыкая к учебной литературе, и не имеет многих характерных признаков художественных произведений. Однако у научно-познавательной литературы существуют свои цели, свои средства для их достижения, свой язык общения с читателем. Не являясь в полном смысле слова ни учебными текстами, ни художественными произведениями, научно-познавательные издания занимают промежуточное положение и выполняют несколько функций: с одной стороны, обеспечивают читателя необходимыми знаниями о мире и упорядочивают эти знания, с другой стороны, делают в это в доступной форме, облегчая понимание сложных явлений и закономерностей. Такая литература прежде всего развивает логическое мышление юного читателя, помогает ему осознать связи между предметами и событиями. Кроме того, подобные издания содержат в себе не только теоретические сведения, но и описания всевозможных опытов и экспериментов, стимулируя тем самым активное познание действительности. Безусловно, научно-познавательная литература не обращена к чувствам ребёнка, однако и она выполняет педагогическую функцию, а именно воспитывает образ мысли, учит читателя ставить перед собой определённые задачи и решать их.
В зависимости от конкретных целей, которые ставит перед собой то или иное научно-познавательное издание, их можно разделить на научно-популярные и справочно-энциклопедические.

Научно-популярная литература

О назначении научно-популярной литературы говорит уже само название - эта литература призвана донести до читателя специальные знания в общедоступной форме. Как правило, несколько книг объединяются в серию (например, "Эврика"), при этом каждое издание содержит в себе сведения из какой-то одной области знания: истории, биологии, физики и т.д. В том случае, если эта литература адресована читателю, только начинающему знакомиться с определённой научной сферой, автор стремится преподнести новую информацию в максимально интересной форме. Отсюда названия таких книг, например, "Занимательная физика". Кроме того, эта информация систематизирована: издание обычно разделено на тематические главы и снабжено алфавитным указателем, так что читатель может легко найти интересующие его сведения. Могут также использоваться своеобразные способы организации текста, например, форма вопросов и ответов, как в книге И. Акимушкина "Причуды природы". Диалогическая форма изложения и живой язык изложения облегчают восприятие материала и привлекают внимание читателя. Существуют и другие способы: научно-популярные тексты, в отличие от собственно научных, оперируют не сухими фактами и цифрами, а предлагают читателю увлекательную информацию. Эти книги рассказывают об истории открытий, указывают на необычные свойства обычных вещей, заостряют внимание на непознанных явлениях и приводят различные версии, объясняющие эти явления. Обязательным атрибутом таких изданий становятся яркие примеры и иллюстрации, ведь нередко к подобной литературе обращаются даже младшие школьники. В то же время научно-популярная литература стремится к точности, объективности, лаконичности изложения, чтобы не загружать читателя второстепенной информацией, но доступно рассказывать ему о самой сути вещей и явлений окружающего мира.

Справочно-энциклопедические издания

Справочно-энциклопедические издания преследуют несколько иную цель: не претендуя на развёрнутость и занимательность, они преимущественно рассчитаны на то, чтобы дать короткую, но точную справку по интересующему читателя вопросу. Справочные издания зачастую связаны со школьной программой по тому или иному предмету и, опираясь на полученные в школе знания, расширяют или дополняют их, помогают самостоятельно осваивать темы или проясняют непонятные моменты. Всё это способствует углублённому изучению предмета и закреплению полученных знаний. Детские энциклопедии охватывают самые широкие сферы знаний и могут быть универсальными или отраслевыми. Последние предлагают школьникам основополагающие сведения из определённой области, например, "Энциклопедия юного художника" знакомит читателя с базовыми понятиями из истории и теории живописи, "Энциклопедия юного филолога" поясняет основные литературоведческие и лингвистические термины и т.д. В целом же издания одной серии формируют системное представление о действительности, например, книги серии "Я познаю мир" знакомят самого юного читателя с историей человеческой цивилизации и культуры. Универсальная энциклопедия включает в себя информацию из разных отраслей знания, но статьи в ней располагаются в алфавитном порядке, чтобы облегчить читателю поиск нужных сведений. Такие статьи, как правило, очень невелики по объёму, но насыщенны информацией: они дают определение понятия, приводят примеры, отсылают к другим статьям, исследовательской или художественной литературе и тем самым побуждают ребёнка к поиску всё новой и новой информации. Поэтому обращение к справочной литературе часто не заканчивается получением ответа на один вопрос, сфера поиска расширяется, а вместе с ней расширяется кругозор маленького человека, развивается его способность самостоятельно мыслить и ориентироваться в огромной массе знаний, накопленных человечеством.

11 книг, в которых известные ученые из разных областей науки делятся своим опытом, наблюдениями и теориями так, чтобы всем было понятно, интересно и полезно.


Стивен Фрай. «Книга всеобщих заблуждений»

Стивен Фрай о своей «Книге всеобщих заблуждений»: «Если уподобить все накопленные человечеством знания песку, то даже самый блестящий интеллектуал будет похож на человека, к которому случайно прилипли одна-две песчинки».

Аннотация. «Книга всеобщих заблуждений» – это сборник из 230 вопросов и ответов. Стивен Фрай помогает читателю избавиться от часто встречающихся псевдонаучных предрассудков, мифов, ложных фактов путем цепочки рассуждений и реальных доказательств. Читатель найдет в книге ответы на совершенно разные вопросы: какого на самом деле цвета Марс, где самое сухое место на Земле, кто изобрел пенициллин и другое. Все это написано в типичной манере Стивена Фрая – остроумно и увлекательно. Критик Дженнифер Кей утверждает, что «Книга всеобщих заблуждений» не заставит нас чувствовать себя глупо, а сделает более любопытными.

Ричард Докинз. «Самое грандиозное шоу на Земле: доказательства эволюции»

Комментарии Нила Шубина, единомышленника Ричарда Докинза и автора бестселлера «Внутренняя рыба»: «Назвать эту книгу апологией эволюции значило бы упустить главное. «Самое грандиозное шоу на Земле» – это прославление одной из самых значительных идей… Читая Докинза, благоговеешь перед красотой этой теории и преклоняешься перед способностью науки ответить на некоторые из величайших загадок жизни».

Аннотация. Всемирно известный биолог Ричард Докинз считает эволюцию единственно возможной теорией происхождения всего живого и подкрепляет свою точку зрения доказательствами. Книга «Самое грандиозное шоу на Земле: доказательства эволюции» объясняет, по каким законам функционирует природа и как на Земле появились те или иные виды животных, в том числе человек. Прочитав его книгу, даже приверженец божественной теории не найдет аргументов против эволюции. Бестселлер Докинза вышел к 200-летию Дарвина и 150-летию его «Происхождения видов».

Стивен Хокинг. «Краткая история времени»

Стивен Хокинг о своей книге «Краткая история времени»: «Всю свою жизнь я поражался тем главным вопросам, с которыми нам приходится сталкиваться, и пытался найти для них научный ответ. Возможно, поэтому я продал больше книг про физику, чем Мадонна про секс».

Аннотация. В молодости Стивена Хокинга навсегда парализовал атрофирующий склероз, только пальцы правой руки остались подвижными, ими он управляет своим креслом и голосовым компьютером. За 40 лет деятельности Стивен Хокинг сделал для науки столько, сколько не сделало целое поколение здоровых ученых. В книге «Краткая история времени» знаменитый английский физик пытается найти ответы на вечные вопросы о происхождении нашей Вселенной. Каждый человек хоть раз задумывался, с чего началась Вселенная, бессмертна ли она, бесконечна ли, зачем в ней человек и что ждет нас будущем. Автор учел, что широкому читателю нужно поменьше формул и побольше наглядности. Книга вышла еще в 1988 году и, как любой труд Хокинга, опередила свое время, поэтому она является бестселлером и по сей день.

Дэвид Боданис. «E=mc2. Биография самого знаменитого уравнения в мире»

Аннотация. Дэвид Боданис ведет преподавательскую деятельность в европейских университетах, пишет блестящие научно-популярные книги и всячески популяризирует технические науки. Вдохновленный революционным открытием Альберта Эйнштейна в 1905 году, уравнением E=mc2, Дэвид Боданис открыл новые пути к познанию Вселенной. Он решил написать простую книгу о сложном, уподобив ее захватывающему детективу. Герои в ней – выдающиеся физики и мыслители, такие как Фарадей, Резерфорд, Гейзенберг, Эйнштейн.

Дэвид Мацумото. «Человек, культура, психология. Удивительные загадки, исследования и открытия»

Дэвид Мацумото о книге: «Когда при изучении культуры и психологии проявляются культурные различия, встают естественные вопросы о том, как они возникли и что делает людей такими разными».

Аннотация. Профессор психологии и доктор философии Дэвид Мацумото внес большой вклад как в практику психологии и межкультурных отношений, так и в мир боевых искусств. Во всех своих трудах Мацумото обращается к многообразию человеческих связей, так и в новой книге он ищет ответы на странные вопросы, например, о несовместимости американцев и арабов, о соотношении ВВП и эмоциональности, о каждодневных мыслях людей… Несмотря на легкое изложение, книга является научным трудом, а не сборником домыслов. «Человек, культура, психология. Удивительные загадки, исследования и открытия» не научный труд, а скорее приключенческий роман. Пищу для размышлений в ней найдут как ученые, так и обычные читатели.

Франс де Вааль. «Истоки морали. В поисках человеческого у приматов»

Франс де Вааль о своих «Истоках морали»: «Мораль не сугубо человеческое свойство, и ее истоки нужно искать у животных. Эмпатия и другие проявления своего рода нравственности присущи и обезьянам, и собакам, и слонам, и даже рептилиям».

Аннотация. На протяжении многих лет всемирно известный биолог Франс де Вааль изучал жизнь шимпанзе и обезьян бонобо. После исследований животного мира ученого осенила идея, что мораль присуща не только человеку. Ученый на протяжении многих лет изучал жизнь человекообразных обезьян и обнаружил у них настоящие эмоции, такие как скорбь, радость и грусть, затем он выявил то же у других видов животных. Франс де Вааль затронул в книге вопросы нравственности, философии, религии.

Арман Мари Леруа. «Мутанты»

Арман Мари Леруа о «Мутантах»: «Эта книга рассказывает о том, как создается человеческое тело. О приемах, которые позволяют одной-единственной клетке, погруженной в темные закоулки чрева, стать эмбрионом, плодом, ребенком и наконец взрослым. Она дает ответ, хотя и предварительный, и неполный, но все же четкий в своей основе, на вопрос, как мы становимся тем, что мы есть».

Аннотация. Арман Мари Леруа путешествовал с раннего детства, стал известным биологом-эволюцинистом, доктором наук и преподавателем. В книге «Мутанты» биолог Арман Мари Леруа изучает тело через шокирующие истории мутантов. Сиамские близнецы, гермафродиты, сросшиеся конечности… Когда-то Клеопатра, интересуясь анатомией человека, приказывала вспарывать животы беременным рабыням… Сейчас же такие варварские методы в прошлом и наука развивается с помощь гуманных исследований. Формирование человеческого тела до сих пор не изучено до конца, и Арман Мари Леруа показывает, как анатомия человека остается стабильной, несмотря на генетическое разнообразие.

Джона Лерер. «Как мы принимаем решения»

Предисловие Джоны Лерера к своей книге: «Каждый из нас способен прийти к удачному решению».

Аннотация. Всемирно известный популяризатор науки Джона Лерер завоевал репутацию знатока психологии и талантливого журналиста. Он интересуется нейробиологией и психологией. В своей книге «Как мы принимаем решения» Джона Лерер описывает механизмы принятия решений. Он во всех подробностях разъясняет, почему человек выбирает то, что он выбирает, когда следует потакать интуиции, как делать правильный выбор. Книга помогает лучше понять себя и выбор других людей.

Фрит Крис. «Мозг и душа. Как нервная деятельность формирует наш внутренний мир»

Фрит Крис о книге «Мозг и душа»: «Нужно немного подробнее рассмотреть связь между нашей психикой и мозгом. Эта связь должна быть тесной… Эта связь между мозгом и психикой несовершенна».

Аннотация. Знаменитый английский нейробиолог и нейропсихолог Фрит Крис изучает устройство человеческого мозга. На эту тему он написал 400 публикаций. В книге «Мозг и душа» он рассказывает о том, откуда в голове берутся образы и представления об окружающем мире, а также насколько реальны эти образы. Если человек думает, что видит мир таким, каков он в реальности, то он сильно заблуждается. Внутренний мир, по мнению Фрита, едва ли не более богат, чем мир внешний, поскольку наш разум сам домысливает прошлое, настоящее и будущее.

Митио Каку. «Физика невозможного»

Цитата Митио Каку из книги «Физика невозможного»: «Мне не единожды говорили, что в настоящей жизни приходится отказываться от невозможного и довольствоваться реальным. За свою короткую жизнь мне не раз приходилось видеть, как то, что прежде считалось невозможным, превращается в установленный научный факт».

Аннотация.
Митио Каку по происхождению японец, а по гражданству американец, является одним из авторов теории струн, профессором, популяризатором науки и технологий. Большинство его книг признаны мировыми бестселлерами. В книге «Физика невозможного» он рассказывает о невероятных явлениях и законах Вселенной. Из этой книги читатель узнает, что же станет возможным в ближайшем будущем: силовые поля, невидимость, чтение мыслей, связь с внеземными цивилизациями и космические путешествия.

Стивен Левитт и Стивен Дабнер. «Фрикономика»

«Стивен Левитт склонен видеть множество вещей совсем не так, как любой другой средний человек. Его точка зрения не похожа и на обычные мысли среднего экономиста. Это может быть здорово или ужасно в зависимости от того, что вы думаете об экономистах в принципе», – журнал New York Times.

Аннотация. Авторы серьезно разбирают экономическую подоплеку обыденных вещей. Нестандартное объяснение таких странных для экономики вопросов, как шарлатанство, проституция и прочие. Темы эпатирующие, неожиданные, даже провокационные рассматриваются через логичные экономические законы. Стивен Левитт и Стивен Дабнер стремились пробудить интерес к жизни и по заслугам получили множество лестных отзывов. «Фрикономика» написана не заурядным экономистами, а настоящими креативщиками. Ее даже включили в список лучших книг десятилетия по версии «Русского репортера».

Познавательная литература имеет четко определенную предметность нового для детей знания и целенаправленно излагает тему, опираясь на активность интеллекта учителя. Научно- популярная (статьи, очерки)и научно- художественная.

Научно – популярная литература имеет четко определенную предметность нового для детей знания. Она описывает признаки явления, излагает суть исторического события, указывает связь с другими фактами и явлениями, практическое применение предмета.

Термином «литература» обозначают любые произведения человеческой мысли, закрепленные в письменном слове и обладающие общественным значением.

Научно-познавательная (популярная) литература (в дальнейшем – НПЛ) – это произведения о науке и ее творцах, предназначенные не для специалистов в данной области знания. Она включает в себя произведения об основах и отдельных проблемах фундаментальных и прикладных наук, биографии деятелей науки, описание путешествий и т.д., написанных в различных жанрах. Проблемы науки и техники рассматриваются в них с исторических позиций, во взаимосвязи и развитии.

НПЛ и НХЛ сходны прежде всего тем, что в основе этих произведений лежит точный научный факт, т.е. информация. НПЛ излагает его в доступной для читателя форме, стремясь вызвать у него интерес к сообщаемым фактам. НХЛ отличается большей выраженностью личности автора и большей художественностью, т.е. образностью. Научно-популярные и научно-художественные произведения для детей

Рассмотрим, какие тексты и произведения, включенные в школьные программы по литературе для начальной школы, относятся к научно-художественным и научно-популярным.

Научно-популярными можно назвать статьи о писателях, о теоретико-литературных понятиях и терминах. В них сведения излагаются на уровне представлений, с примерами, на языке, доступном младшему школьнику, т.к. он еще не готов к осмыслению понятия на научном уровне.

К научно-популярным книгам относятся и все детские энциклопедии.

Научно-художественная литература представлена рассказами и очерками о природе М.Пришвина, Б.Житкова, В.Бианки, Н.Сладкова, Э.Шима и др. В основном дети на уроках литературы знакомятся именно с научно-художественными произведениями.

Младшие школьники любят читать научную и научно-познавательную литературу. Это связано с активным интересом ребенка к окружающему миру: в НПЛ и НХЛ ребенок может найти ответы на многие интересующие его вопросы. Как показывают современные исследования, интерес к книгам подобного рода у младших школьников очень высок. Нехудожественное восприятие литературы (наивный реализм) требует правды, которую ребенок ищет в книге. Он допускает вымысел только в откровенно условных жанрах – сказках; условность художественного образа ему пока мало доступна. Научно-художественные произведения для детей порой похожи на сказку – и эту условность ребенок и воспринимает как сказочную, в научно-популярных произведениях он черпает необходимую ему информацию о мире, но преподнесенную в занимательной форме. Поэтому НПЛ и НХЛ любима малышами.

Но если мы не будем стимулировать и направлять литературное развитие ребенка, он может навсегда утратить способность к восприятию художественных произведений, поэтому следует соблюдать пропорцию между НПЛ, НХЛ и художественной литературой, учить ребенка читать произведения с учетом их специфики, различать произведения, относящиеся к разным видам литературы. И начинать эту работу нужно уже в начальной школе.

Прежде всего сформулируем цели изучения научно-популярной и научно-художественной литературы в начальной школе :

Формировать у учеников интерес к научным знаниям и потребность в них.

Формировать и развивать у детей интерес к чтению и потребность в чтении.

Научить детей отличать ХЛ от НПЛ и НХЛ с тем, чтобы они полноценно воспринимали произведения в их видо-родовой специфике.

Изучение НПЛ:

1. особенности НП произведений (направленность, содержание, построение, язык)

2. подготовка к восприятию (проводится самими учащимися) (загадка на доске)

3. особенности первичного чтения (проводится самими детьми)

Словарная работа.

4.Организация повторного чтения (1 реб. – 1 абзац)

4. Анализ произведения

5. Возможен пересказ.

6. Итоговая беседа с учащимися.

Библиотека
материалов

4-й класс

Тема: Цель: Обучающие :

Формирование навыков выразительного чтения;

Формирование основ библиографической грамотности;

Формирование умений организовывать самостоятельное чтение.

Воспитательные :

Воспитание бережного отношения к книге;

Воспитание познавательной активности и устойчивого интереса к книге.

Развивающие :

Расширение кругозора детей;

Пробуждение творческой активности ребёнка;

Раскрытие индивидуальных способностей;

Формирование у детей элементов творчества;

Формирование литературного вкуса .

дать детям понятия о научно-художественной и научно-познавательной литературе; ознакомить с особенностью этой литературы; заинтересовать учеников научно-познавательной литературой, убедить их в том, что ответы на разнообразных "почему"

они получат именно из этих книжек.

Оборудование: книжная полочка (научно-художественные, научно-познавательные, художественные, энциклопедические книги с предисловиями, развернутым справочным аппаратом), рекомендательные плакаты, компьютер.

Ход занятия

І. Организационная часть

Как приятно видеть вас, дорогие дети, на встрече с книгой. Но сегодня наша встреча необычна, потому что мы будем путешествовать по книжной стране.

Задание 1. Ознакомьтесь с литературой, которая называется

"научно-познавательной" (на мониторе компютера выедено значение и происхождение этого слова).

В этом задании я вам немного помогу. Вы уже четвероклассники, много читаете разных книг. Давайте вспомним, с какими книжками вы уже знакомы! Когда вы были маленькими, что вам читали мамы, бабушки? (Сказки.)

А что вы любите учить наизусть? (Стихи)

А какие жанры мы еще не назвали? Вспомните! (Рассказ, басни, юморески, повести, романы.)

А как одним словом это все называется? (Художественные произведения.)

Все это художественная литература. Но эти книжки, которые стоят на полке, - не художественная литература.

А теперь мы попробуем это доказать.

Рано утром встает солнышко. Откуда встает? Вечером солнышко садится, исчезает за горизонтом. Куда спряталось солнышко? По небу плывут тучки, высоко, низко, плывут себе, гонимые ветром. Откуда и куда? Весной прилетают стаи птичек, а осенью, перед наступлением зимы, улетают. Куда? Почему?

Знаете ли вы какой большой свет, в котором мы живем.

И что вам известно о нем и о Земле, на которой стоит наш дом, и по которой вы ходите?

Знаете вы о том, что Земля такая большая, что когда в одних странах солнце ясно светит над головой, в других - ночь, и все смотрят сны.

А почему снятся сны? Обо всем этом вам еще предстоит узнать, услышать впервые, по удивляться необычному, и я немножечко завидую вам, ведь у вас столько интересного впереди.

Как же об этом все узнать? Ведь часто на наших "почему" даже папа и мама, а то и учительница ответа не знают.

Человек всего знать не может. А для этого у него есть верные друзья - книжки. Они знают все. Но книги это необычные. Их называют научно-художественными, научно-познавательными.

Дети, может кто-то догадался, почему они так называются?

То, что происходит в природе, изучают естественные науки. Сможете назвать их? (Природоведение, география, зоология, ботаника, астрономия.)

То, что в технике у нас происходит, что создается техникой, изучают науки технические. Но все эти науки вы будете изучать значительно позже. Например, астрономию (науку о небесных телах), вы будете изучать аж в

10-ом классе. А вы уже сегодня хотите знать, далеко ли до солнца, почему солнце желтое? Поэтому и существует для младших и средних школьников научно-познавательная литература, то есть литература, которая помогает детям познавать мир, которая доходчиво, понятно, популярно объясняет разные научные понятия.

Дети, вспомните, возможно, кто-то из вас уже ознакомился с подобными книжками? Посмотрите на книжную полочку. Есть среди этих книжек ваши знакомые? Назовите их.

Рассмотрим еще раз эту книжку. И попробуем сказать, что же в ней особенного.

1. Сведения титульного листа (рисунки автора).

2. Содержание не в конце, а перед текстом. Книга состоит из разделов. Названия разделов - вопросительные предложения. Ответы на определенные вопросы в определенном разделе. Читать всю книгу не обязательно.

3. Предисловие. Книга для общего чтения родителей и детей.

4. Рисунки. Их много, есть схемы, фотографии.

5. В тексте много материала вынесенного на поля, напечатанного курсивом - это комментарии автора.)

На отдельных листах по всей библиотеке разбросана разная информация, которая касается сегодняшнего занятия. Отыщите листы, на которых записаны особенности научно-познавательной литературы и прочитайте их:

    текст научного стиля, употребляются сроки;

    расширенный справочный аппарат (предисловие, послесловие, толковые словари, комментарии и тому подобное);

    большое количество иллюстраций, их разнообразие (рисунки, схемы, карты, фотографии, таблицы и тому подобное).

Мы уже знаем, что такое научно-познавательная литература и в чем ее особенности. А потому переходим ко второму заданию.

(Библиотекарь раздает детям книжки и они узнают об авторах книг.)

Авторы научно-познавательных книжек не просто писатели, они по профессии ученые, научные работники, инженеры. Ведь только они могут достоверно объяснить детям разные научные вопросы. Многих авторов научно-познавательных книжек вы уже знаете. Кто может назвать? (Виталий Бианки, Николай Сладков, Игнат Майстренко, Иван Соколов-Никитов, Юрий Дмитриев, Анатолий Димаров.)

Задание 3. Выучите инструкцию "Как читать научно-познавательную литературу".

1. Необходимо внимательно просмотреть книгу (начинать следует с титульного листа, ознакомиться с содержанием книги, понять, из каких разделов она состоит, в какой последовательности располагается материал, на который есть иллюстрации).

3. Ознакомиться непосредственно с основным текстом.

5. Необходимо делать выписки, записи непонятных слов.

6. После каждого раздела необходимо спросить себя, все ли понятно, что надо перечесть еще раз.

7. Записать все ответы о прочитанной книжке в "Читательский дневник".

Вы заметили, дети, что чтение научной и научно-познавательной литературы - это наилучшая "умственная гимнастика". И потому, кто добросовестно ее выполняет, она приносит настоящее наслаждение. И тогда самые сложные книжки становятся увлекающимися и доступными.

Мы уже умеем выбирать книжки по темам, и также по картотеке. А сегодня научимся искать литературу, которая даст ответу на наши вопросы. Вы бросали в нашу шкатулку бумажки с вопросами, которые вас больше всего интересуют. Сейчас мы попробуем найти книги, которые дадут на них ответ.

1. Почему трава зеленая?

Заглянем к многотомной иллюстрированной картотеке. Если вопрос о траве, это же о природе (ищем в картотеке соответствующую карточку, читает аннотацию, находит книжку на полке). Поэтому все, кто спрашивает: "Почему трава зелена"? найдут ответ в этой книжке: Топачевський А.О. Мастерская флоры: Наук.-худож. кн.: Для среди. 1 ст. шк. возраста /

худож. І.О. Ком"яхова. - К.: Радуга, 1998. - 135 с.: 1 л.

2. Когда и как возникла жизнь на Земле"?

Люрин І.Б., Уткин Н.С. Как развивалась жизнь на Земле. - М.: Советов. школа, 1983. Мезенцев В. Энциклопедия чудес. Кн. 2. ч. 1. Из тьмы веков. - 7 с. (рассказывает о книгах Владимира Мезенцева).

3. "Как дрессируют животных"?

Есть в Москве театр зверей имени В. Дурова - известного дрессировщика. Он был еще и ученым. О своей работе он написал книжечку "Мои звере". Читайте ее и вы научитесь правильно дрессировать животных.

А еще можно прочитать в книге В. Мезенцева. Дуров В. Мои звери: Рассказы / Предисл. Н. Дуровой; Рис. Е. Рачева. - М.: Дет. лит., 1992. - 126 с.: ил. - (Шк. библиотека). Мезенцев В. Энциклопедия чудес. Кн. 2. - 197-198 с.

4. Почему человек спит?

Жизнь во сне // Мезенцев В. Кн. 2. ч. 4

5. Кто придумал название "альбом"?

Альбом. Это существительное. А существительные изучает язык. Значит книжку будем искать о языке. (Находит в картотеке нужное карточку, потом - книжку на полке, а в книжке - ответ). Вот и нашли, где узнать. Прочитаем и будем знать.

6. Где спит зимой медведь"?

В берлоге. Об этом можно узнать из рассказов І. Соколова-Микитова. Соколов-Микитов І. В берлоге. Медвежье семейство // Источник. - К.: Советов. шк., 1989. - 179-180 с.

7. Что такое "радиация"?

Нужно обратиться к книжечке Игоря Жука "Дети и радиация". Жук І. Дети и радиация: Научно-познавательные рассказы: Для средн. шк. возраста. / Худ. Є. Корольков. - М: Вента-граф, 2003. - 22 с.

8. Когда просыпается от сна природа?

На этот вопрос ищите ответ в познавательной книге: Волкова А.С. Весна: Познавательные рассказы. Для мл. шк. возраста. - К.: Грайлик, 1991.

9. Кто создает телепередачу?

Телепередачи мы смотрим по телевизору. А телевизор - это техника. Будем искать книгу о технике. А вот и карточка на книжку с телевизором на рисунке. Прочитаем аннотацию. О, нашли. Это же то, что нужно (ищет книгу на полке, показывает детям). Косач Ю. Волшебный кинескоп. - М.: Радуга, 1971. - 95 с.

Я думаю, что все вы теперь знаете, где и как искать ответ на свои вопросы.

ІV. Итог занятия. Рефлексия.

Игра "Кто умнее" всего.

1. Какое колесо во время движения не вертится? (Запасное)

2. Где вода столбом стоит? (В бутылке)

3. Какие два местоимения портят мостовую? ("Я" и "мы")

4. Что остается в коробке, если из нее вынуть спички? (Дно)

5. Какая река течет во рту? (Десна)

6. Какой узел нельзя развязать? (Железнодорожный)

7. Как написать в четырех клетках "сухая трава"? (Сено)

Найдите материал к любому уроку,
указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

Все категории Алгебра Английский язык Астрономия Биология Всеобщая история География Геометрия Директору, завучу Доп. образование Дошкольное образование Естествознание ИЗО, МХК Иностранные языки Информатика История России Классному руководителю Коррекционное обучение Литература Литературное чтение Логопедия Математика Музыка Начальные классы Немецкий язык ОБЖ Обществознание Окружающий мир Природоведение Религиоведение Русский язык Социальному педагогу Технология Украинский язык Физика Физическая культура Философия Французский язык Химия Черчение Школьному психологу Экология Другое

Все классы Дошкольники 1 класс 2 класс 3 класс 4 класс 5 класс 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс 10 класс 11 класс

Все учебники

Все темы

также Вы можете выбрать тип материала:

Краткое описание документа:

Цель:

дать детям понятия о научно-художественной и научно-познавательной литературе; ознакомить с особенностью этой литературы; заинтересовать учеников научно-познавательной литературой, убедить их в том, что ответы на разнообразных "почему"

они получат именно из этих книжек.

Оборудование: книжная полочка (научно-художественные, научно-познавательные, художественные, энциклопедические книги с предисловиями, развернутым справочным аппаратом), рекомендательные плакаты, компьютер.

Ход занятия

І. Организационная часть

Как приятно видеть вас, дорогие дети, на встрече с книгой. Но сегодня наша встреча необычна, потому что мы будем путешествовать по книжной стране.

ІІ. Основное содержание занятия

Задание 1. Ознакомьтесь с литературой, которая называется

"научно-познавательной" (на мониторе компютера выедено значение и происхождение этого слова).

В этом задании я вам немного помогу. Вы уже четвероклассники, много читаете разных книг. Давайте вспомним, с какими книжками вы уже знакомы! Когда вы были маленькими, что вам читали мамы, бабушки? (Сказки.)

А что вы любите учить наизусть? (Стихи)

А какие жанры мы еще не назвали? Вспомните! (Рассказ, басни, юморески, повести, романы.)

А как одним словом это все называется? (Художественные произведения.)

Все это художественная литература. Но эти книжки, которые стоят на полке, - не художественная литература.

А теперь мы попробуем это доказать.

Рано утром встает солнышко. Откуда встает? Вечером солнышко садится, исчезает за горизонтом. Куда спряталось солнышко? По небу плывут тучки, высоко, низко, плывут себе, гонимые ветром. Откуда и куда? Весной прилетают стаи птичек, а осенью, перед наступлением зимы, улетают. Куда? Почему?

Знаете ли вы какой большой свет, в котором мы живем.

И что вам известно о нем и о Земле, на которой стоит наш дом, и по которой вы ходите?

Знаете вы о том, что Земля такая большая, что когда в одних странах солнце ясно светит над головой, в других - ночь, и все смотрят сны.

А почему снятся сны? Обо всем этом вам еще предстоит узнать, услышать впервые, по удивляться необычному, и я немножечко завидую вам, ведь у вас столько интересного впереди.

Как же об этом все узнать? Ведь часто на наших "почему" даже папа и мама, а то и учительница ответа не знают.

Человек всего знать не может. А для этого у него есть верные друзья - книжки. Они знают все. Но книги это необычные. Их называют научно-художественными, научно-познавательными.

Дети, может кто-то догадался, почему они так называются?

То, что происходит в природе, изучают естественные науки. Сможете назвать их? (Природоведение, география, зоология, ботаника, астрономия.)

То, что в технике у нас происходит, что создается техникой, изучают науки технические. Но все эти науки вы будете изучать значительно позже. Например, астрономию (науку о небесных телах), вы будете изучать аж в

10-ом классе. А вы уже сегодня хотите знать, далеко ли до солнца, почему солнце желтое? Поэтому и существует для младших и средних школьников научно-познавательная литература, то есть литература, которая помогает детям познавать мир, которая доходчиво, понятно, популярно объясняет разные научные понятия.

Дети, вспомните, возможно, кто-то из вас уже ознакомился с подобными книжками? Посмотрите на книжную полочку. Есть среди этих книжек ваши знакомые? Назовите их.

Упражнение "Посмотри и расскажи"

Рассмотрим еще раз эту книжку. И попробуем сказать, что же в ней особенного.

3. Предисловие. Книга для общего чтения родителей и детей.

4. Рисунки. Их много, есть схемы, фотографии.

5. В тексте много материала вынесенного на поля, напечатанного курсивом - это комментарии автора.)

Упражнение "Отыщи информацию"

На отдельных листах по всей библиотеке разбросана разная информация, которая касается сегодняшнего занятия. Отыщите листы, на которых записаны особенности научно-познавательной литературы и прочитайте их:

  • текст научного стиля, употребляются сроки;
  • расширенный справочный аппарат (предисловие, послесловие, толковые словари, комментарии и тому подобное);
  • большое количество иллюстраций, их разнообразие (рисунки, схемы, карты, фотографии, таблицы и тому подобное).

Мы уже знаем, что такое научно-познавательная литература и в чем ее особенности. А потому переходим ко второму заданию.

Задание 2. Узнайте, кто пишет научно-познавательные книжки? (Библиотекарь раздает детям книжки и они узнают об авторах книг.)

Авторы научно-познавательных книжек не просто писатели, они по профессии ученые, научные работники, инженеры. Ведь только они могут достоверно объяснить детям разные научные вопросы. Многих авторов научно-познавательных книжек вы уже знаете. Кто может назвать? (Виталий Бианки, Николай Сладков, Игнат Майстренко, Иван Соколов-Никитов, Юрий Дмитриев, Анатолий Димаров.)

1. Необходимо внимательно просмотреть книгу (начинать следует с титульного листа, ознакомиться с содержанием книги, понять, из каких разделов она состоит, в какой последовательности располагается материал, на который есть иллюстрации).

3. Ознакомиться непосредственно с основным текстом.

5. Необходимо делать выписки, записи непонятных слов.

6. После каждого раздела необходимо спросить себя, все ли понятно, что надо перечесть еще раз.

7. Записать все ответы о прочитанной книжке в "Читательский дневник".

Вы заметили, дети, что чтение научной и научно-познавательной литературы - это наилучшая "умственная гимнастика". И потому, кто добросовестно ее выполняет, она приносит настоящее наслаждение. И тогда самые сложные книжки становятся увлекающимися и доступными.

Задание 4. Научитесь выбирать книжки, находить необходимую.

Мы уже умеем выбирать книжки по темам, и также по картотеке. А сегодня научимся искать литературу, которая даст ответу на наши вопросы. Вы бросали в нашу шкатулку бумажки с вопросами, которые вас больше всего интересуют. Сейчас мы попробуем найти книги, которые дадут на них ответ.

1. Почему трава зеленая?

Заглянем к многотомной иллюстрированной картотеке. Если вопрос о траве, это же о природе (ищем в картотеке соответствующую карточку, читает аннотацию, находит книжку на полке). Поэтому все, кто спрашивает: "Почему трава зелена"? найдут ответ в этой книжке: Топачевський А.О. Мастерская флоры: Наук.-худож. кн.: Для среди. 1 ст. шк. возраста /

худож. І.О. Ком"яхова. - К.: Радуга, 1998. - 135 с.: 1 л.

2. Когда и как возникла жизнь на Земле"?

Люрин І.Б., Уткин Н.С. Как развивалась жизнь на Земле. - М.: Советов. школа, 1983. Мезенцев В. Энциклопедия чудес. Кн. 2. ч. 1. Из тьмы веков. - 7 с. (рассказывает о книгах Владимира Мезенцева).

3. "Как дрессируют животных"?

Есть в Москве театр зверей имени В. Дурова - известного дрессировщика. Он был еще и ученым. О своей работе он написал книжечку "Мои звере". Читайте ее и вы научитесь правильно дрессировать животных.

4. Почему человек спит?

Жизнь во сне // Мезенцев В. Кн. 2. ч. 4

5. Кто придумал название "альбом"?

Альбом. Это существительное. А существительные изучает язык. Значит книжку будем искать о языке. (Находит в картотеке нужное карточку, потом - книжку на полке, а в книжке - ответ). Вот и нашли, где узнать. Прочитаем и будем знать.

6. Где спит зимой медведь"?

В берлоге. Об этом можно узнать из рассказов І. Соколова-Микитова. Соколов-Микитов І. В берлоге. Медвежье семейство // Источник. - К.: Советов. шк., 1989. - 179-180 с.

7. Что такое "радиация"?

Нужно обратиться к книжечке Игоря Жука "Дети и радиация". Жук І. Дети и радиация: Научно-познавательные рассказы: Для средн. шк. возраста. / Худ. Є. Корольков. - М: Вента-граф, 2003. - 22 с.

8. Когда просыпается от сна природа?

На этот вопрос ищите ответ в познавательной книге: Волкова А.С. Весна: Познавательные рассказы. Для мл. шк. возраста. - К.: Грайлик, 1991.

9. Кто создает телепередачу?

Телепередачи мы смотрим по телевизору. А телевизор - это техника. Будем искать книгу о технике. А вот и карточка на книжку с телевизором на рисунке. Прочитаем аннотацию. О, нашли. Это же то, что нужно (ищет книгу на полке, показывает детям). Косач Ю. Волшебный кинескоп. - М.: Радуга, 1971. - 95 с.

Я думаю, что все вы теперь знаете, где и как искать ответ на свои вопросы.

ІV. Итог занятия. Рефлексия.

Игра "Кто умнее" всего.

1. Какое колесо во время движения не вертится? (Запасное)

2. Где вода столбом стоит? (В бутылке)

3. Какие два местоимения портят мостовую? ("Я" и "мы")

4. Что остается в коробке, если из нее вынуть спички? (Дно)

5. Какая река течет во рту? (Десна)

6. Какой узел нельзя развязать? (Железнодорожный)

7. Как написать в четырех клетках "сухая трава"? (Сено)

ВНИМАНИЮ УЧИТЕЛЕЙ: хотите организовать и вести кружок по ментальной арифметике в своей школе? Спрос на данную методику постоянно растёт, а Вам для её освоения достаточно будет пройти один курс повышения квалификации (72 часа) прямо в Вашем личном кабинете на сайте "Инфоурок" .

Пройдя курс Вы получите:
- Удостоверение о повышении квалификации;
- Подробный план уроков (150 стр.);
- Задачник для обучающихся (83 стр.);
- Вводную тетрадь «Знакомство со счетами и правилами»;

Оставьте свой комментарий

Чтобы задавать вопросы.

Научно-познавательный рассказ - что такое? Популяризация научных знаний об окружающем мире - необходимое звено в системе образования. Она дает возможность донести сложную информацию о содержании различных отраслей науки (естественных и гуманитарных) в доступной форме, литературным языком. К научно-популярной литературе относятся и биографии исторических лиц, деятелей науки и культуры, и повествования о путешествиях, рассказы о природе и физических явлениях, исторических событиях.

Оптимальный жанр

Если говорить конкретнее, применительно к детскому сознанию, только начинающему осваивать многообразие явлений и предметов, познанных человеком, то для развития потребностей необходима в первую очередь научно-познавательная литература. Она может быть представлена различными жанровыми образованиями. Самым простым и наиболее соответствующим детскому восприятию является рассказ. Компактный по объему, он позволяет сосредоточиться на какой-либо одной теме, на однородных явлениях, выбрав самые характерные.

Художественность или информативность?

Рассказ как жанр предполагает повествовательность, сюжетность, последовательное изложение фактов или событий. Рассказ должен заинтересовывать, содержать интригу, неожиданный, яркий образ.

Что такое научно-познавательный рассказ, и чем он отличается от художественного? Последний не имеет своей целью передачу какой-либо точной информации об окружающем мире, хотя она там не может не присутствовать. Художественный рассказ создает в первую очередь мира, опирающийся как на знание, так и на вымысел.

Писатель использует известный ему фактологический материал не для того, чтобы кого-то познакомить с ним и пополнить знания о предмете, а чтобы, во-первых, создать убедительный образ (нарисовать словом), а во-вторых, выразить свое отношение к изображаемым реалиям: свои чувства, мысли - и заразить ими читателя. То есть выразить свой творческий потенциал.

К какому разряду можно отнести прозаические миниатюры М. Пришвина о природе? «Гаечки» - художественный или научно-познавательный рассказ? Или его же «Верхоплавки», «Говорящий грач»?

С одной стороны, автор совершенно достоверно, в деталях описывает внешний вид и повадки птичек. С другой, он сочиняет диалог, который якобы ведут между собой синички-гаечки, и очень ясно дает понять, какое удивление и восхищение вызывают в нем эти птички. В таком же духе он высказывается и в других рассказах. Безусловно, это художественные рассказы, тем более что в целом они складываются в широкую которая позволяет оценивать их в категориях художественной натурфилософии. Но и в познавательном значении им тоже не откажешь.

Художественно-познавательная литература

Ряд специалистов по литературоведению и преподаванию словесности в школе вводят такое понятие, как художественно-познавательная литература. Конечно, рассказы М. Пришвина, как, впрочем, и В. Бианки, Н. Сладкова, полностью укладываются в это понятие, соответствуют ему.

На этом примере хорошо видно, что понятие «научный познавательный рассказ» вряд ли может иметь точно очерченные и ограниченные рамки. Строго говоря, надо признать, что его функции служат в первую очередь учебным целям. Имеет значение не только содержание - определенная информация, необходимая для усвоения, но и то, как она организована, каким образом сообщается читателю.

Что такое научно-познавательный рассказ? Его функции

Научно-познавательное произведение раскрывает свою тему с исторических позиций, в развитии и в логической взаимосвязанности. Тем самым оно способствует становлению логического мышления, помогает осознавать причинно-следственную связь между явлениями. Умный рассказ может посодействовать переходу от предметного мышления к оперированию отвлеченными понятиями.

Он призван ввести в умственный обиход ребенка (или подростка) представление о специальной терминологии, используемой в той или иной отрасли знания. Причем это должно происходить поэтапно: от раскрытия содержания строгого научного понятия к более сложным текстам, использующим определенную терминологию.

Научно-познавательный рассказ стимулирует школьника к освоению специальной справочной литературы, помогает научиться пользоваться энциклопедиями, словарями, справочниками по различным отраслям знаний. Он содействует созданию четкого представления о системе справочных пособий, доступно раскрывающих терминологию или суть интересующего предмета.

и воспитание

Расширение объема знаний, информативной базы формирующейся личности и одновременно воспитание интеллектуальной активности, стимулирование умственного роста - вот что такое научно-познавательный рассказ. Умело и талантливо составленный текст рассказа обязательно затрагивает и эмоциональную сферу. Только машина может оперировать «чистым», «голым» знанием.

Усвоение материала намного успешнее происходит на фоне заинтересованности. Научный познавательный рассказ должен вызывать желание прочесть что-то новое, формировать стремление к познанию. Поэтому личное отношение, личная авторская интонация - а это черта художественной литературы - все-таки являются необходимым компонентом такого произведения.

Неизбежность художественного уклона

Здесь нам придется вернуться к сопоставлению художественной и научно-познавательной литературы. Ее элементы, иллюстративность, описательность, создание словесной картинки и прежде всего наличие эмоциональной ауры и индивидуальной интонации наделяют произведение воспитательной функцией. Они пробуждают в маленьком читателе любознательность, помогают определиться с ценностным отношением к окружающему миру, с ценностными ориентациями.

Поэтому художественно-познавательная литература незаменима для восприятия в раннем школьном возрасте. Между этими двумя видами учебной литературы нет непроходимой пропасти. Художественно-познавательные рассказы соответствуют самой первой ступеньке образовательного процесса, она предшествует чтению научно-познавательных рассказов.

Научно-познавательный рассказ (определение)

Так что же это такое? Научно-познавательный рассказ - это разновидность обучающего пособия, введенного в учебный процесс с середины 70-х годов как Тогда же была разработана и методика использования этой литературы, отработаны приемы ее усвоения и запоминания, способы мотивировать чтение. Определены ее функции: познавательная, коммуникативная, эстетическая.

Авторы подобных произведений, со своей стороны, применяют различные приемы, облегчающие понимание и запоминание изложенной информации. Повествование строится в форме вопросов и ответов, в форме диалога с читателем. Автор, ведущий повествование от первого лица, выступает в роли наставника, друга, советчика. Научно-познавательный рассказ - это и руководство по выполнению различных опытов и экспериментов, он включает в себя их описание и инструкции.

Познай самого себя

Человек как объект познания, как биологический и социальный феномен, а также общества - все это тоже является предметом изучения. Научно-познавательный рассказ про человека может быть посвящен бесконечному множеству тем.

Первостепенная необходимость для подрастающего поколения - проникнуться созданными поколениями людей нормами общественной морали, на которых и держится человеческая солидарность. Именно такой материал предоставляют, например, рассказы о великих людях прошлого, народных вождях, политических деятелях, гениях науки и культуры - всех тех, кто создавал человеческую цивилизацию.



Как?