Какой я вижу осень проект. Проект «Осень бывает разной». Формы реализации проекта

Осень - прекрасная пора.Обняла природу осень, неспешно взяв в руки холст и кисти, чтобы с трепетом художника начать раскрашивать поникшую растительность в пестрые цвета. Никогда природа не выглядит так восхитительно и трогательно, как природа осенью. В своем проекте я хочу показать всю красоту осени, научить любить ее, как любили ее А.С. Пушкин, Н. Некрасов, А. Фет. и другие поэты.

Предложенный материал рассчитан для использования в подготовительной группе детского сада. Но это не значит, что его нельзя использовать в других возрастных группах в детском саду.. Особую роль отводится в нем в привлечении родителей к перложенному проекту.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Предварительный просмотр:

Комплексно – тематическое планирование по проекту:

«А что такое осень?»

Тип проекта: познавательно – игровой.

Вид проекта: творческий, исследовательский.

Продолжительность проекта: долгосрочный.

Предмет исследования: время года осень.

Участники проекта: дети старшей группы.

Интеграция образовательных областей:

  1. Художественное творчество;
  2. Познание;
  3. Социализация;
  4. Музыка;
  5. Коммуникация

Цель проекта:

Показать:

  1. Как изменилась погода осенью?
  2. Почему пожелтели листья?
  3. Что такое листопад?
  4. Куда подевались насекомые?
  5. Почему улетают птицы?
  6. Как встретили осень животные?
  7. Как осенью изменился труд людей в городе и селе?
  8. Как человек укрепляет своё здоровье осенью?
  9. Какие подарки готовит осень людям?
  10. Учить распознавать осень по признакам;
  11. Развивать речевые умения.

Актуальность проекта: Показать, что каждое время года прекрасно по – своему.

Задачи:

  1. Сформировать представления об осени, как времени года;
  1. Формирование основ экологической культуры дошкольников через практическую деятельность с живыми объектами, наблюдения, опыты, исследовательскую работу и работу с дидактическим материалом;
  2. Развивать у детей познавательный интерес, желание наблюдать, исследовать, получать новые знания, умения, навыки.
  3. Воспитывать интерес и бережное отношение к природе, пробуждать чувственное отношение к красоте осенней природы.
  4. Закрепить умения устанавливать связь между признаками в природе и умения отстаивать свою точку зрения, делать выводы.
  5. уточнять, обогащать и активизировать словарный запас;
  6. - развивать связную речь;
  7. - развивать восприятие, внимание, память, мышление и воображение;
  8. Воспитывать у детей умение любоваться осенней природой, чувствовать её красоту

Предполагаемый результат:

В ходе проекта у детей сложился чёткий образ осени, как времени года, узнали приметы осени, народные приметы, выучили названия осенних месяцев; поговорки; у детей активизировалась познавательная активность, интерес к природе, желание наблюдать за её изменениями; оформили первые дневники наблюдения; создали свои первые творческие работы; прошла выставка детских рисунков по теме: Что нам осень подарила?», сделали книжки самоделки с детскими рисунками, подобрали стихи к рисункам и выучили некоторые из них. Прошел поход в осенний парк, где каждый специалист детского сада показал осень с разной стороны. Прошел праздник осени, совместные посиделки с родителями, где дети вместе с мамами готовили блюда из овощей и фруктов. Прошла выставка поделок из природного материала. Существенно пополнили словарный запас.

Перспективное планирование по теме проекта: «А что такое Осень?»

Образовательная область

Задачи


1.Физическая культура

Совершенствовать технику основных видов движений и спортивных упражнений

Обогащать двигательный опыт детей и умение самостоятельно его использовать.

Формировать умения самостоятельно организовывать подвижные игры.

1. Утренняя разминка комплекс «Репка».

2. Физическое развитие: идём по кочкам, широкая речка, ОРУ с листочками.

3. Вечер досуга на тему: «Прогулка в осенний лес»

4. Пальчиковая гимнастика «Апельсин», «Каша»

2. Здоровье

Формировать представления о пользе овощей и фруктов.

Учить одеваться по сезону на улицу и в помещении.

Поддерживать интерес к своему здоровью

1. Беседа «Витамины я люблю, быть здоровым я хочу»

2. Схема одевания на прогулку.

3. Схема мытья рук.

3. Консультация с родителями «Прогулки осенью».

3. Безопасность

Знакомить с правилами поведения в природе: нельзя брать в рот растения, грибы.

1. Ситуативные беседы: о ядовитых грибах и растениях. Беседа на тему «Безопасность на участке»

2.Игра с мячом «Съедобное - не съедобное»

3.д/и «Вершки и корешки», «Кто больше знает».

Беседа с детьми

4.«Почему нельзя употреблять немытые овощи, фрукты?»

4. Труд

Воспитывать интерес к труду взрослого.

Поддерживать желание помогать взрослым.

1. Убираем листья, палочки на площадке.

2. Посадим дерево.

3. Сбор семян и плодов.

4. Приготовление фруктового салата.

5.Пересадка комнатных растений.

6. Сбор гербария.

7. Рассматривание иллюстраций на тему: «Труд людей осенью».

5. Познание

Учить детей обследовать предметы, упражнять в установлении сходства и различия между предметами.

Поддерживать желание строить (мастерить), что-то самостоятельно.

Обращать внимание детей на красоту природы времён года, учить восхищаться, радоваться.

Формировать элементарные представления об осенних изменениях в природе: идёт дождь, похолодало, листья желтеют и падают, осенью собирают грибы, овощи, ягоды, фрукты

Закреплять навык исследовательской деятельности: умение выявить свойства и качества природных материалов через проведение опытов.

Математика

Большой – маленький (капуста-помидор, яблоко-слива), много – мало; длинный – короткий.

Форма (круг), цвет (красный, жёлтый, зелёный)

Познаю мир.

Наблюдение за природными явлениями природы: дождь, листопад, ветер, заморозки, туман.

Наблюдение за не живыми объектами, явлениями окружающего мира;

Собираем и рассматриваем листочки, плоды.

Знакомство с овощами, фруктами, грибами;

Рассматривание картинок с изображением осени, овощей, фруктов, грибов.

Беседы «Подарки осени», «Овощи», «Фрукты», «Цветы осенью», «Ягоды», «Грибы», Осенний лес», «Поздняя осень», «Животный и растительный мир осеннего леса»;

Занятия «Жизнь природы осенью», «Как заполнять календарь природы?», «Овощи и фрукты на нашем столе», «Как звери готовятся к зиме? Как зимует лягушка?» «Как зимуют растения?»

Поход в осенний парк.

Цикл наблюдений: Как распространяются семена растений и для чего они нужны? «Что цветет на нашем участке в начале сентября?», «Какие они- цветущие растения?», «Кто помогал цветам расти?», «Что было сначала, что будет потом?», «Соберем семена садовых цветов. «Нужно ли собирать семена дикорастущих растений?», «Чем отличается ель от других деревьев осенью?», «Почему осенью птицы прилетают к жилищам людей?», «Почему исчезли насекомые, а многие птицы улетели а юг?

Исследовательская, деятельность :

Рассматривание и сравнение овощей /фруктов/(по форме, размеру, длине, вкусу)плодов и семян растений.

Опыт: продлим растению жизнь, пересадка растения в группу.

Опыт с овощами «Тонет, не тонет».

6. Коммуникация

Учить определять время года по природным явлениям,

Дать обобщённое понятие о системе приспособительных особенностей растений и животных к сезонным изменениям природы.

Развивать речь-доказательство.

Формировать желание делать совместные поделки из природного материала.

Развивать любознательность и желание самим методом исследовательских действий найти ответы на интересующие их вопросы.

1. Рассказы воспитателя об осени, грибах, овощах и фруктах.

2. Загадывание загадок про овощи, грибы и фрукты.

3. Составление описательных рассказов об овощах, грибах и фруктах.

4. Целевая прогулка: определение времени года, погоды, явления природы (расскажи, что ты видишь?)

5. Дидактическая игра «Какое это растение?», Дидактическая игра «Узнаю деревце», Дидактическая игра «Сравни», Дидактическая игра «Посмотри и расскажи», игра «Все вокруг рассматриваем - о поздней осени рассказываем» , дидактическая игра «Почему так называют осень?» , Дидактическая игра «Щедрая осень».

7.Чтение художественной литературы

Формирование понимания того, что из книг можно узнать много интересного,

Приобщать детей к рассматриванию иллюстраций в книге,

Приучать детей задавать вопросы, отвечать на вопрос

Чтение народных песенок, сказок, «Вершки и корешки», стихов.

Чтение произведений русских поэтов об осени Пушкина, Бальмонта,

Ю.Тувим «Овощи».

А. А. Форощук Н. Е. Форощук Н . Е. « Растения осенью», « Птицы осенью», « Звери осенью», « Домашние животные осенью», « Труд людей осенью»

Для своей работы взяла Художник-Осень самые яркие краски и прежде всего отправилась с ними в лес. Там и принялась за свою картину.

Берёзы и клёны покрыла Осень лимонной желтизной. А листья осинок разрумянила, будто спелые яблоки. Стал осинник весь ярко-красный, весь как огонь горит.

Забрела Осень на лесную поляну. Стоит посреди неё столетний дуб-богатырь, стоит, густой листвой потряхивает. «Могучего богатыря нужно в медную кованую броню одеть». Так вот и обрядила она старика.

Глядит, а неподалёку, с краю поляны, густые развесистые липы в кружок собрались, ветви вниз опустили. «Им больше всего подойдёт тяжёлый убор из золотой парчи».

Все деревья и далее кусты разукрасила Осень по-своему, по-осеннему: кого в жёлтый наряд, кого в ярко-красный... Одни только сосны да ели не знала она, как разукрасить. У них ведь на ветках не листья, а иглы, их не разрисуешь. Пусть как были летом, так и останутся. Вот и остались сосны да ели по-летнему тёмно-зелёными. И от этого ещё ярче, ещё наряднее сделался лес в своём пёстром осеннем уборе.

Отправилась Осень из леса в поля и в луга. Убрала с полей золотых хлеба, а в лугах душистые копны сена сметала в высокие, словно башни, стога.
Опустели поля и луга, ещё шире, просторнее стали. И потянулись над ними в осеннем небе косяки перелётных птиц...

По Г. Скребицкому

Дидактические игры

Дидактическая игра «Какое это растение?»
Малыши на основе предварительной беседы с педагогом и своих наблюдений отвечают на вопросы, называя нужное растение.

Листочек какого растения прикладывают к ране, чтобы она быстрее зажила? (Подорожника )
У какого лекарственного растения семена летают? (
У одуванчика )
Отваром какого растения излечивают простуду? (
Ромашки )
В каком растении семена находятся в длинных колосках? (
У подорожника )
Цветок какого лекарственного растения имеет бело-желтую окраску? (
У ромашки )
Листья какого растения используют весной для приготовления витаминных салатов? (
Одуванчика )


Дидактическая игра «Узнаю деревце»
Взрослый предлагает малышам назвать деревья, о которых он спрашивает.
Какое дерево имеет белую кору и желтеет одним из первых? (
Берёзка )
Листочки какого дерева напоминают гусиную лапку? (
Клена )
Какое дерево сравнивают с казаком, богатырем? (
Дуб )
С какого дерева пчелы собирают летом мед? (
С липы )
Какое дерево имеет вместо листочков иголки? (
Ель, сосна )


Дидактическая игра «Сравни»
Педагог побуждает детей завершить начатые предложения, использовав для этого сравнительные обороты.
Например:
Листья у калины осенью как... (
Золото, солнышко )
Калиновые ягодки блестящие, как... (
Бусы, драгоценные камни )
Калина хороша, как... (
Красивая девушка, красавица, царевна )
В о с п и т а т е л ь. Молодцы. Полюбуемся прекрасной калиной. Как мы назовем калину ласково, нежно? (
Калинонька )
Калину издавна считают символом нашего родного украинского края. Ее красными гроздьями украшают караваи, которые подают дорогим гостям, калину мастерицы вышивают на праздничных украинских рушниках.


Дидактическая игра «Посмотри и расскажи»
Малыши описывают особенности погоды и природы с помощью вопросов.
Какое сегодня небо? (
Ясное, высокое, голубое, яркое )
Какие по нему плывут облака? (
Маленькие, белоснежные, пушистые, похожие на шарики ваты )
Какое солнышко в небе? (
Ясное, лучистое, осеннее )
Хотя и осень, но как сегодня светит? (
Ласково, нежно, хорошо )
Есть ли ветер на улице? Какой он? (
Легкий, едва заметный, теплый )
В о с п и т а т е л ь. Еще недавно осенним днем можно было встретить бабочку, муху, жука, паучка или пчелу. Попробуйте сейчас найти кого-то из насекомых. (
Дети выполняют предложенное задание ) Удалось ли вам сделать это? (Нет ) Почему? Где сейчас делись все насекомые? (Они попрятались от холодов и заснули до весны ). Правильно, молодцы.
В это время гораздо меньше и птиц в наших лесах и парках. Осенью улетают на юг все перелетные птицы, а остаются только зимующие.


Дидактическая игра «Все вокруг рассматриваем - о поздней осени рассказываем»
Малыши, опираясь на наблюдения и вопросы взрослого, рассказывают о приметах поздней осени.
Как выглядят сейчас деревья? (
Почти со всех деревьев облетели листья, они стоят голые, черные, и грустные )
Вдохните воздух, дети. Какой он? (
Влажный, холодный )
Какой дует ветер? (
Сырой, холодный, осенний )
Что случилось с травкой? (
Она вся засохла, пожелтела, покрылась опавшей листвой )
Какое небо? (Серое, мрачное, низкое, темное )


Дидактическая игра «Почему так называют осень?»
Воспитатель побуждает малышей подумать и ответить на вопросы.
Почему осень называют красочной? (
Осень приносит в природу много ярких красок )
Почему осень называют золотой? (
Осенью большинство листочков на деревьях и кустах меняют свой цвет на желтый, золотистый )
Почему осень называют волшебницей? (
Природа меняется, становится очень красивой, как в волшебной сказке )


Дидактическая игра «Щедрая осень»
Малыши отвечают на вопросы педагога.
Какие осенние дары можно принести из сада? (
Фрукты: яблоки, груши, сливы )
Урожай каких даров осени собирают на огородах? (
Овощи: картофель, свекла, морковь, капусту, фасоль )
Что собирают осенью в поле? (
Зерновые культуры: кукурузу, подсолнечник )
Какие подарки можно найти, посетив осенний лес? (
Грибы, орехи, ягоды )

Работа с родителями

Тема: «Осень. Лиственные деревья».

Отгадать загадку: «Пусты поля, мокнет земля, день убывает, когда это бывает?»

Рассказать ребёнку об осени, о том, какие изменения происходят в природе;

Рассмотреть картинки с изображением ранней и поздней осени, при этом обратить особое внимание на внешний вид и состояние деревьев: ранней осенью они покрыты разноцветной листвой, а поздней осенью стоят голые;

Вместе с ребенком сравнить одежду людей ранней и поздней осенью;

Обратить его внимание на то, как изменилась погода: дни стали длиннее или короче, стало теплее или холоднее на улице? Рассказать, куда и почему улетели птицы.

Задание 1. Выучить с ребёнком стихотворение:

Подарки осени.

Ходит осень в нашем парке, дарит осень всем подарки:

Бусы красные – рябине, фартук розовый – осине,

Зонтик желтый – тополям, фрукты осень дарит нам.

Вопрос: Кому что дарит осень?

Задание 2 . Выучить загадку.

Его весной и летом мы видели одетым, а осенью с бедняжки сорвали все рубашки. (дерево)

Задание 3. Дидактическая игра «Какие деревья ты знаешь? Назови их?». Должны знать и называть части деревьев (ствол, корни, ветки, листья). Учиться образовывать прилагательные: лист березы - березовый, лист дуба - дубовый, лист клена - кленовый, лист осины - осиновый. Учиться правильно образовывать множественное число от слов: дерево, ствол, береза, дуб, рябина, тополь, осина, клен.

Задание 4 . Нарисовать дерево ранней осенью и поздней осенью. (Чем они отличаются?)

Задание 5 . «Расскажи, что ты наденешь осенью на прогулку, что возьмешь с собой для того, чтобы не промокнуть».

Стихи

Ирина Евгеньевна Париева

Актуальность проекта :

в условиях образовательного процесса в МБДОУ показать все многообразие осенних явлений , приобщать к совместному творчеству детей и родителей; доставить детям радость от более тесного общения с природой.

Вид проекта : информационно – творческий, групповой.

Продолжительность : средней продолжительности сентябрь-ноябрь 2015г.

Участники : дети подготовительной группы, воспитатели, родители.

Цель : создать условия для развития познавательных и творческих способностей детей, обогащать представления о причинах природных явлений; активизировать знания о том, от чего зависят изменения, происходящие в природе; о многообразии природных явлений; воспитывать эстетические чувства, связанные с красотой природного мира.

Задачи :

Обобщить и систематизировать представления детей об осенних изменениях в природе, о характерных сезонных явлениях;

Развивать умение видеть красоту окружающего природного мира, разнообразие его красок и форм через наблюдения во время прогулок, экскурсий, при рассматривании иллюстраций и картин художников;

-расширить понятия детей : «золотая осень » , «дождливая осень » , «ветреная осень » , «непогода» ;

Расширять и активизировать речевой запас детей на тему «Осень » на основе углубления представлений и понятий об окружающем;

Способствовать развитию памяти, восприятия;

Развивать интерес к изучению природы;

Воспитывать у детей бережное отношение к природе.

Этапы проекта :

1 этап. Подготовительный.

Составление плана совместной работы с детьми, родителями.

Подбор литературы. Оформление информационного уголка для родителей. Подбор наглядных, дидактических пособий, демонстрационного материала для занятий, наборы игрушек.

2 этап. Выполнение проекта .

Проведение занятий, бесед, чтение книг, просмотр видеофильмов, проведение викторин, отгадывание загадок. Проведение опытов, исследовательская работа. Занятия по художественному творчеству. Проведение подвижных, дидактических, сюжетно-ролевых игр., пальчиковых игр, артикуляционной гимнастики.

3 этап. Результаты.

Обработка, оформление материалов по теме. Проведение выставок. Оценка результатов работы всех участников проекта . Представление проекта .

1. Речевое развитие.

Беседы : «Такая разная осень » , «Что такое осень » , «Что нам осень принесла » , «Золотая осень » , «Пасмурная и дождливая осень » , «Осенние приметы » , «Осень , осень , в гости просим!» , «Ветер, ветер, ты могуч…»

Чтение художественной литературы :

Пословицы, поговорки, загадки об осени

О. Свиридова «Осень бывает такая разная… »

А. Пушкин «Унылая пора! Очей очарованье»

А. Пушкин «Уж небо осенью дышало… »

И. Бунин «Лес точно терем расписной…»

Е. Благинина «Улетают, улетели»

А. Плещеев «Скучная картина»

Г. Скребицкий «Четыре художника. Осень »

Е. Трутнева «Листопад»

Н. Сладков «Осень на пороге »

К. Ушинский «Осенняя сказка » , «Спор деревьев»

М. Ивенсен «Падают, падают листья»

И. Соколов-Микитов «Листопадничек» .

Творческое рассказывание детей по темам :

«За что я люблю осень »

«Красавица осень »

«Скучная картина»

«Мы гуляли на участке»

«Что я видел в парке?»

Рассматривание иллюстраций, картин об осени , составление описательных рассказов.

Словесные игры :

«Кто в лесу нашем живет»

«Много у осени нашей хлопот »

«Опиши словами осень

«Осень в лесу » ,

«Один – много»

«Мамы и детеныши»

«Осенние деревья »

«Листья»

2. Художественно – эстетическое развитие :

Коллективная работа :

«Портрет осени » (из листьев и природного материала) .

Рисование : «Золотая осень » (нетрадиционная техника рисования – набрызг) ;

«Ветка рябины» , «Лес осенью » , «Во что может превратиться осенний листок » , «Радужные листочки» (рисование гуашью на листочках) .

Объемная аппликация :

«Осеннее дерево »


Лепка : «В лес за грибами» .


Декоративная роспись листьев (гуашь) .

Конкурс рисунков из осенних листочков и каштанов.

Самостоятельная художественная деятельность :

Рисование «Чем мне нравится осень »

«Что я вижу необычного в осени » ,

«О чем нам может рассказать дождь» .

3. Познавательное развитие :

Наблюдения :

За деревьями, растущими на территории детского сада и за его пределами (экскурсия в парк и по осенним улицам ) ;

За перелетными птицами;

За изменениями осенней природы (за солнцем, небом, силой ветра, осенним дождём )

Ручной труд :

Создание макета «Осень разная бывает… » :

1 часть- «Золотая осень » ;


2 часть- «Дождливая осень » :


3 часть – «Ветреная осень » :


Рассматривание : иллюстраций, картин об осени .

Просмотр презентаций : «Осень разная такая » , «Золотая осень » , «Осень в городе » , «Осень в парке и в лесу » , «Дождь и ветер» .

Экспериментирование : проведение опытов «Глина, песок, вода» , «Направление и сила ветра» .

4. Физическое развитие :

Игровые упражнения :

«Кто больше соберет грибов» ,

«Желуди -грибочки» ,

«Попади в цель» ,

«Кто самый быстрый» ,

Эстафеты :

«Собери урожай» ,

«Кто быстрее доберется домой» ,

«По кочкам через лесное болото»

«За клюквой»

Подвижные игры «Кто быстрее?» , «Съедобное – несъедобное» , «Перелет птиц» , «Хитрая лиса» , «Я знаю 10 названий…» , «Гуси-лебеди» , «Листопад» .

5. Социально – коммуникативное развитие :

Дидактические игры : «Назови пословицу» , «С какого дерева листок» , «Времена года» , «Узнай по описанию» .

Сюжетно-ролевые игры : «Путешествие в осенний лес » , «Собираем урожай» .

Викторина «Осень в гости к нам пришла»

Предполагаемый результат :

Дети закрепят знания и представления об осени , её признаках;

Расширят и активизируют речевой запас на основе углубления и обобщения представлений об окружающем, а также в процессе знакомства с рассказами, стихами, пословицами, загадками на осеннюю тематику ;

Систематизируются знания детей о том, что осень бывает разной ;

Знания, накопленные в процессе реализации проекта найдут отражение в различных видах деятельности (изобразительной, театрализованной, умственной, игровой) ;

Возрастет заинтересованность и активное участие родителей в образовательном процессе детского сада.

Публикации по теме:

Сегодня в век современных технологий рисовать карандашами, казалось бы нет никакой необходимости, взял фломастер и без особых усилий шедевр.

К нам приехал луна-парк и разместился прямо напротив нашего дома. И вдруг я вспомнил, как один товарищ в детстве сказал, что напротив.

Сейчас мы с нашими подготовишками работаем над проектом «Осень разная бывает…» Эпиграфом к этому проекту стали замечательные строки из стихотворения.

Программное содержание: Показать детям возможность создания образов разных животных (ослик, корова, поросёнок, лошадь и др.) на одной основе.

Лес, точно терем расписной,
Лиловый, золотой, багряный,
Веселой, пестрою стеной
Стоит над светлою поляной.
Иван Бунин

Осень - время магических чудес! В такую пору кучевые облака замедляют свой ход, ветерок подхватывает мягким дыханием уставшие желтые листья деревьев, отправляя их на заслуженный покой. Солнышко с каждым днем спускается все ниже и ниже, а на заходе окрашивает алой зарницей сельские вечера. Время в такие мгновения будто останавливается, словно дает насладиться моментом, когда любой может со всего духа пуститься в бескрайний путь накопившейся внутри ностальгии.

И дело не в том, что у меня День Рождения осенью, совсем нет. Меня завораживает и притягивает творчество юной девушки-осени: ее рисунки на листьях и траве, узоры в ночном и сумеречном небе, обворожительный и страстный пыл, посылаемый людям в виде музы и вдохновения. “Творите! Творите люди, как я! Рисуйте, превращайте и обнажайте свой богатый внутренний мир!”, - шепчет осень, обволакивая согревающими порывами пухлые и загорелые девичьи щеки. “Гуляйте и наслаждайтесь минутами красивых закатов, жгите вечерами костры в березовых рощах, пойте красивые и приятные песни!”, - вторит девушка-осень кружевом желтых и красных листьев у ног мальчишек.

Почему она именно девушка? Только девушки могут создать красоту из ничего. Только они могут подарить самое сокровенное, оставляя дар без оплаты. Временами в моей памяти всплывает старенький журнал “Миша”, взятый когда-то давно в сельской библиотеке. На одной из страниц во весь рост изображены четыре девушки, символизирующие времена года. Они все прекрасны по своему, но мое сердце и в этот миг отдало предпочтение осени. Девушке с длинными темными волосами и большими карими глазами. Она стояла немного наклонившись у двух берез в легкой кожаной куртке, темных джинсах, коричневой шапочке и, с повязанным на шее шарфом, как у художников прошлых веков. Да, осень такая озорная и покорная, как и все люди на земле.

Осенью тянет на подвиги. Хочется писать стихи любимым, сочинять байки и сказки для друзей и подруг, рисовать пейзажи, увековечивая изгибы оврагов и повороты мельчающих деревенских речушек, и гулять. Гулять по полям, одиноким тропинкам и в любимом, родном лесу. Здесь, где я смогу шелестеть сухими разноцветными листьями, врезаться в их кучи ногами и руками, хватать в охапку и подкидывать в небесную высь, дав им еще один шанс спуститься с высоты на землю. В такие минуты они кружатся, словно множество влюбленных пар в день осеннего бала на школьной танцевальной площадке. После замирают и замолкают навсегда. Мягкие, ускользающие лучики заходящего солнышка пробиваются сквозь кроны деревьев и прутьев дикой малины. Трепетно озаряют всю лесную чащу и далекие долины, окрашивая в цвета радуги деревья и листья, траву и цветы, дома и одежды играющих детей. Я люблю осень. Я люблю осень очень.

Проект "Осень как время года"
Вид проекта: творческо­информационный, исследовательский
Продолжительность проекта: 19.09.2016 – 29.09.2016г.
Участники проекта: дети старшей группы, родители воспитанников, воспитатели группы.
Образовательная область: активизация познавательной деятельности, развитие речи детей.
Актуальность темы: особенностями развития ребенка дошкольного возраста являются активное
стремление его к познанию окружающего мира, любознательность, желание экспериментировать.
Этому способствует высокий потенциал его умственных возможностей, развитие которых
реализуется в процессе различных видов деятельности. Например, таких, как речевое общение,
восприятие художественно­литературных произведений, наблюдение, экспериментирование,
поиск интересующей информации, стремление что­то узнать у взрослых и т. д.
Дети в недостаточной степени имеют представления о предметах и явлениях окружающей
природы в разное время года, о том, как меняется природа на протяжении года, как ведут себя
представители животного мира, какие причинно­следственные связи существуют в природных
явлениях.
Участие детей в проекте «Осень как время года» позволит максимально обогатить знания и
представления об осени, ее характерных признаках, развить творческие способности, поисковую
деятельность, связную речь детей.
Цель проекта: расширить и систематизировать знания детей об осени.
Задачи:
­ познакомить детей с сезонными изменениями в природе, с цветовой гаммой, присущей осени.
­ формировать у детей интерес к окружающему миру, родной природе.
воспитывать у детей эмоциональное, положительное отношение к природе, умение
видеть прекрасное в разное время года
План реализации:
Беседа с детьми на тему «Осень разноцветная». Рассматривание картины И.
1.
Левитана «Золотая осень». (развивать эстетическое восприятие, обратить внимание детей, какими
выразительными средствами пользовались художники, передавая красоту родной природы.)
2.
месте. Учить наблюдать, анализировать, делать выводы.)
Экскурсия в парк (продолжать знакомить с правилами поведения в общественном
3.
Ведение календаря природы.
Чтение художественной литературы, стихов, загадок, примет осени. Заучивание
4.
стихов. (продолжать учить детей внимательно и заинтересованно слушать произведения
художественной литературы.)
5.
Дидактические игры. (формировать у детей смекалку, сообразительность.)
6.
изобразительными материалами.)
Занятия по изобразительной деятельности. (закреплять умение работать разными

7.
(смородина, вяз, ясень, сирень, ирис, шиповник)
Исследовательская работа по сравниванию семян, плодов, листьев растений
8.
Выставка детских работ, конкурс «Осеняя фантазия» среди родителей.
10. Экологический КВН «Дары осени» (закрепить знания о сезонных изменениях, происходящих
в природе осенью; создать эмоциональный настрой, формировать эстетический вкус и приобщение
к миру прекрасного, формировать бережное отношение к природе)
Продукт проектной деятельности: работа с календарем природы и определение количества
пасмурных, ясных дней за декаду; выставка детских работ «Золотая осень» (рисунки,
аппликация, поделки из природного материала)., экологический КВН «Дары осени», конкурс
поделок из даров осени «Осенняя фантазия» среди родителей.

Этапы проекта
Этапы
дети
Деятельность
родители
педагоги

Организационный
Введение в тему: ­
Что дети знают об осени и
осенних деревьях?
­ что хотят узнать об этом?
­ где можно найти материал по
теме?
Информирование родителей о
проекте: обсуждение темы
проекта, выявление вариантов
представления проекта.
­Подбор методической
литературы по данной
теме; разработка
конспектов занятий,
наблюдений; подбор
детской художественной
литературы; подбор
настольно – печатных и
дидактических игр.
­ Подбор
художественной
литературы (рассказы и
стихотворения об
осенней природе)
­ Подбор дидактических
пособий, иллюстраций,
репродукций на осеннюю
тему, гербарии с
осенними листьями.
­ Приготовление
материалов для
художественного
творчества (акварель,
гуашь, цветные
карандаши, восковые
мелки, цветная бумага,
клей, картон, пластилин
и т. д.).
Планирование
деятельности
Самостоятельная и совместная
творческая деятельность.
Работа над проектом по плану Проведение совместной
деятельности по плану.
Заключительный
Проведение КВН, конкурса
«Осенняя фантазия»,выставка
рисунков
Творческие работы с детьми
Проведение КВН об
осени.
План реализации проекта
Сроки/дат Совместная деятельность
Самостоятельна/
Совместная

а
Весь
период
Непосредственно

образовательная
деятельность
НОД «Улетает
наше лето.
Аппликация
«Грибы».
Рисование
«Осенний лес».
НОД «Осенние
заботы животных
и птиц».
Рисование с
натуры «Осенние
листья».
НОД «Осень
золотая».
Заучивание
стихотворения И.
Белоусовой
«Осень»
НОД «Космея»
НОД «Какая
осень разная»

Свободная творческая
деятельность
Дидактическая игра « С
какого дерева лист?»
Д/игра «Прогулка по
нашему участку»
Цель: Закрепить название
деревьев и кустарников,
расширение словаря детей
и обучение творческому
рассказыванию.
Подвижные игры:
"Поймай листок", "
Листопад",»Хамтхасн».
Создание условий для
самостоятельной
деятельности детей:
трафареты листьев,
альбомы для
раскрашивания «Осень»,
цветные отпечатки
листьев.
Экскурсии: по участку
детского сада
Раскрашивание деревьев,
листьев.
Рисование осенних
букетов.
Пластилинография «Ёжик
делает запасы», «Осенние
листья».
работа
родителей с
детьми
Сбор
природного
материала ­
листьев,
цветов, ягод.
изготовление
осенних
букетов,
изготовление
поделок из
листьев,
овощей и
фруктов.
Беседы о:
«Настроении и
ощущениях,
которые
возникают во
время
прогулки в
осеннем
парке».
Подбирать
яркие эпитеты
для описания
деревьев
осенью.
Разучивание
стихотворений
и песен об
осени на двух
языках
Участие в
конкурсе
«Осенняя
фантазия»
Образовательная
деятельность в
режимные
моменты
Ежедневные
наблюдения во время
прогулок за сезонными
изменениями, за
листопадом.
Рассказ воспитателя: об
осени, изменениях
происходящих в
природе,
умение составлять
описательные рассказы,
загадки о деревьях и
кустарниках.
Рассматривание:
иллюстрации об осени.
Рассматривание и
сравнение листьев (по
форме, размеру, длине
черенка), используя
лупу, мерку.
Д. И. «От какого
дерева лист», игры с
листочками «Дорожка
из листьев», «Образы из
листьев».
Д/и "Загадай, мы
отгадаем", "С какой
ветки детки? ", "Найди
дерево по семенам",
"Найди лист такой, как
покажу".
Ситуативный разговор:
«Почему не нужно
срезать и ломать ветки?
», «Как помочь
раненому деревцу?».
Д. И. «Что лишнее? »
Чтение рассказов и
сказок по данной теме:

Л. Н. Соколов­
Микитов, «Осень», М.
Пришвин «Листопад»,
Е. Трутнева «Осень»,
Н. Сладков «Осень на
пороге».
Беседа с детьми:
«Почему могут быть
опасны старые
засохшие деревья? »
«Почему опасно бегать
с палками? »
Беседа «О пользе
деревьев для
человека».
Заполнение календаря
погоды
Итоги проекта:



3. Одной из важных составляющих данного проекта является художественно­эстетическое
воспитание: дети ознакомились с художественными произведениями осенней тематики,
различных видов искусства – музыки, живописи, поэзии. Они научились получать
эстетическое удовольствие от общения с прекрасным, стали более восприимчивы,
чувствительны, эмоциональны.
Стали более умело передавать свои ощущения:
в своих рассказах;
в рисунках;


Они расширили свой кругозор и закрепили знания о деревьях, их строение и внешнем виде.


Результат проекта принёс детям удовлетворённость, радость и бережное отношение в
общение с деревьями, сплотил коллектив педагогов, родителей и детей. Родители с
удовольствием приняли участие в конкурсе «Осенняя фантазия»

Рисование «Осень золотая»

Загадки
Пришла без красок и без кисти,
А перекрасила все листья.
* * *
У избы помоет крышу.
Отведет в берлогу мишу,
Труд крестьянский завершит,
А потом листвой шуршит.
Мы ее тихонько спросим:
­ Кто ты? – И услышим: «…»
* * *
Пусты поля, мокнет земля,
Дождь поливает. Когда это бывает?
* * *
Опустел колхозный сад, паутинки вдаль летят,

И на южный край земли потянулись журавли.
Распахнулись двери школ.
Что за месяц к нам пришел?

СТИХИ ОБ ОСЕНИ
В платье пёстро­золотистом
Осень к нам явилась в зал,
Как прекрасная царица,
Открывающая бал.

Осень на опушке краски разводила,
По листве тихонько кистью проводила.
Пожелтел орешник, и зарделись клёны,
В пурпуре осинки, только дуб зелёный.
Утешает осень: не жалейте лета.
Посмотрите ­ осень в золото одета!
КРАСКИ ОСЕНИ
Осень краски взяла,
Начала рисовать.
В старый лес забрела –
И его не узнать.

Пожелтел березняк.
Яркий клён заалел,
Золотистый пиджак
Стройный ясень надел.
У рябин на весу
Гроздья ягод в огне.
Красит осень в лесу
Всё подряд в октябре.
*
Пожелтел зелёный сад,
Листья кружатся, летят,
Дождик часто моросит,
Нам гулять он не велит.
*
Промелькнуло быстро лето,
Пробежало по цветам.
За горами бродит где­то
И без нас скучает там.
Вслед за ним умчались птицы

Осень в гости к нам стучится,
Осень в гости к нам идёт.
*
Здравствуй, осень золотая!
Встрече этой каждый рад.
Вот тебе в подарок песня
От ребяток­дошколят.
ЗОЛОТАЯ ОСЕНЬ
Кружит последний жёлтый лист
И землю укрывает,
А город скоро станет чист –
Всё ветер подметает.
Ведь в гости осень к нам идёт,
За ней ­ зима седая.

Дожди и холод нам несёт,
Но так всегда бывает!
Пусть дождь идёт и ветра свист –
Закутался прохожий!
Кружит последний жёлтый лист,
На золото похожий...
Автор: В. Семернин
ОСЕНЬ НАЧИНАЕТСЯ
Мы по улицам идём –
Под ногами лужицы.
А над нашей головой
Все листочки кружатся.
Сразу видно на дворе:
Осень начинается,
Ведь рябинки там и тут
Красные качаются.
Автор: С. Ю. Подшибякина
ПРОМЕЛЬКНУЛО ЛЕТО
Промелькнуло быстро лето,
Пробежало по цветам,
За горами ходит где­то
И без нас скучает там.
Вслед за ним умчались птицы
В край, где жарко круглый год.
Осень в двери к нам стучится,
Осень в гости к нам идёт!

Отчет о реализации проекта «Осень как время года»
С 19.09.2016г по 30.09.2016г. в старшей группе «Байр» был реализован проект «Осень как время
года». Целью проекта было расширение и систематизация знаний детей об осени, формирование
бережного отношения к природе. Проект был выполнен по следующему плану:
Самостоятельна/ Свободная
творческая деятельность
Совместная
работа родителей
с детьми
Дидактическая игра « С какого
дерева лист?»
Д/игра «Прогулка по нашему
участку»
Цель: Закрепить название деревьев
и кустарников, расширение словаря
детей и обучение творческому
рассказыванию.
Подвижные игры: "Поймай
листок", " Листопад",»Хамтхасн».
Создание условий для
самостоятельной деятельности
детей: трафареты листьев, альбомы
для раскрашивания «Осень»,
цветные отпечатки листьев.
Экскурсии: по участку детского
сада
Раскрашивание деревьев, листьев.
Рисование осенних букетов.
Пластилинография «Ёжик делает
запасы», «Осенние листья».
Сбор природного
материала ­
листьев, цветов,
ягод.
изготовление
осенних букетов,
изготовление
поделок из листьев,
овощей и фруктов.
Беседы о:
«Настроении и
ощущениях,
которые возникают
во время прогулки
в осеннем парке».
Подбирать яркие
эпитеты для
описания деревьев
осенью.
Разучивание
стихотворений и
песен об осени на
двух языках
Участие в конкурсе
«Осенняя
фантазия»
Сроки/дата
.
Совместная деятельность
Весь период
19.09.­
30.09.2016г.
Образовательная
деятельность в режимные
моменты
Ежедневные наблюдения во
время прогулок за
сезонными изменениями, за
листопадом.
Рассказ воспитателя: об
осени, изменениях
происходящих в природе,
умение составлять
описательные рассказы,
загадки о деревьях и
кустарниках.
Непосредственно –
образовательная
деятельность
НОД «Улетает наше
лето.
Аппликация «Грибы».
Рисование «Осенний
лес».
НОД «Осенние заботы
животных и птиц».
Рисование с натуры
«Осенние листья».
НОД «Осень золотая».
Заучивание
стихотворения И.
Белоусовой «Осень»
НОД «Космея»
НОД «Какая осень
разная»
Рассматривание:
иллюстрации об осени.

Рассматривание и сравнение
листьев (по форме, размеру,
длине черенка), используя
лупу, мерку.
Д. И. «От какого дерева
лист», игры с листочками
«Дорожка из листьев»,
«Образы из листьев».
Д/и "Загадай, мы отгадаем",
"С какой ветки детки? ",
"Найди дерево по семенам",
"Найди лист такой, как
покажу".
Ситуативный разговор:
«Почему не нужно срезать и
ломать ветки? », «Как
помочь раненому деревцу?».
Д. И. «Что лишнее? »
Чтение рассказов и сказок по

данной теме: Л. Н. Соколов­
Микитов, «Осень», М.
Пришвин «Листопад», Е.
Трутнева «Осень», Н.
Сладков «Осень на пороге».
Беседа с детьми:«Почему
могут быть опасны старые
засохшие деревья? »«Почему
опасно бегать с палками?
»Беседа «О пользе деревьев
для человека».
Заполнение календаря
погоды
Итоговым мероприятием проекта был КВН «Дары осени» среди детей, конкурс поделок «Осенняя
фантазия» среди родителей. Сценарий КВН прилагается.
Подведены итоги проекта:
1. В результате познавательной деятельности, у детей появилось стремление расширить
свой кругозор по данной теме, желание выявить, чем же интересна осень.
2. В процессе знакомства со сказками, рассказами, стихами, пословицами, загадками
осенней тематики, у детей пополнился словарный запас, они стали более грамотно
изъясняться, с большим удовольствием участвовать в коллективном разговоре; появилось
желание самостоятельно заняться творчеством – сочинять свои загадки и небольшие стихи
об осени, где выражали свои чувства, свое позитивное отношение к миру.
3.Дети ознакомились с художественными произведениями осенней тематики, различных
видов искусства – музыки, живописи, поэзии. Они научились получать эстетическое
удовольствие от общения с прекрасным, стали более восприимчивы, чувствительны,
эмоциональны.
Дети стали более умело передавать свои ощущения:
в своих рассказах;
в рисунках;
в музыкально­ритмических движениях.
Реализация данного проекта научила детей:
­ С огромным желанием участвовать в продуктивной деятельности.
Дети расширили свой кругозор и закрепили знания о деревьях, их строение и внешнем
виде.
Закрепили информацию о пользе деревьев для здоровья, узнали о лечебных свойствах.
Дети научились вести календарь погоды и делать заключение по полученным данным.
Результат проекта принёс детям удовлетворённость, радость и бережное отношение в общение с
деревьями, сплотил коллектив педагогов, родителей и детей. Родители с удовольствием приняли
участие в конкурсе «Осенняя фантазия».
Воспитатель: Харцхаева Т.И.



Дом