Что привлекает современного читателя в произведениях дюрренматта. Общая характеристика швейцарской литературы. Творчество М. Фриша. Творчество Дюрренматта. Судья и его палач

Выходные данные сборника:

ОСОБЕННОСТИ МЕТАПОЭТИКИ ДРАМАТИЧЕСКОГО ТЕКСТА ФРИДРИХА ДЮРРЕНМАТТА

Серебрякова-Шибельбейн Екатерина Михайловна

преподаватель Ставропольского государственного аграрного университета, г. Ставрополь

E-mail:

THE FEATURES OF METAPOETICS OF FRIEDRICH DÜRRENMATT’S DRAMATIC TEXT

Serebryakova-Shibelbeyn Ekaterina

teacher of Stavropol State Agrarian University, Stavropol

АННОТАЦИЯ

Целью данной статьи является выявление особенностей метапоэтики в произведениях Фридриха Дюрренматта. В процессе исследования были обнаружены следующие факторы, которые повлияли на творчество Дюрренматта: Вторая мировая война и послевоенное время, позиция нейтральности Швейцарии. Ведущими темами в произведениях Фридриха Дюрренматта являлись взаимоотношения судьи и обвиняемого, жертва и палач, справедливость и насилие, различные бунты и попытки анатомирования зла и т. д.

ABSTRACT

The aim of the article is to reveal the features of metapoetics in the works of Friedrich Dürrenmatt. During the research there were found out following factors which had an impact on the oeuvre of Dürrenmatt: World War II and the postwar period, the neutrality position of Switzerland. Leading themes in the works of Friedrich Dürrenmatt were relationship of judge and accused, victim and executioner, justice and violence, various riots, attempts of anatomy of evil, etc.

Ключевые слова : метапоэтика; сцена; место действия.

Keywords : metapoetics; scene; location

Изучение вопроса исследования художниками собственного творчества, определение познавательных интенций слова художественного, направленных на выявление авторского кода, в современной науке принято называть метапоэтикой. Общую метапоэтику Дюрренматта составляют такие произведения как: «Ибо сказано…»; «Визит старой дамы», «Ромул Великий», «Физики», «Ангел приходит в Вавилон», «Брак господина Миссисипи» и др. . Метапоэтика - это уникальное свидетельство живой жизни мысли, связанной с художественным творчеством, формированием языка, подхода ко всем сторонам жизни .

По словам К.Э. Штайн «…как и любая сотворенная человеком вещь, художественный текст всегда репрезентирует методы, которыми он создается, и определяет метапоэтику, как особый способ познания законов художественного творчества, в основе которой рефлексия самих художников на творчество, содержащаяся в их метатекстах, метаязыке, то есть самоинтерпретация и самоанализ» [там же].

Объект исследования метапоэтики - словесное творчество, художественный и речевой дискурс, в котором содержится рефлексия над собственными и «чужими» текстами. В процессе работы над произведением автором постоянно осуществляется рефлексия над творчеством. «Авторский код в наибольшей полноте содержится в метаязыке поэтического текста и выявляется в процессе анализа рефлексии, то есть самоинтерпретации, которая осуществляется поэтом на протяжении всего творчества, причем не всегда осознанно» .

В метапоэтике выделяют:

1. общую метапоэтику (поэтика по данным метапоэтического текста) - поэтику самоинтерпретации, объектом ее является словесное творчество, в центре - метапоэтика поэзии, которая взаимодействует с метапоэтиками прозы, драматургии и др.

2. частные метапоэтики (метапоэтика Пушкина, метапоэтика Лермонтова, метапоэтика Блока и др.).

Метапоэтика Фридриха Дюрренматта сформировалась в определенной системе идей. Можно отметить в его ранних произведениях некое «мрачное отчаяние», так как он начал писать в годы Второй мировой войны, его первые книги вышли в конце сороковых годов . Уже в этих произведениях мир Дюрренматта полон, как и в дальнейшем, фантастических абсурдностей. По улицам движутся качающиеся автобусы, похожие на чудовища, тяжесть предметов кажется такой непомерной, что сравнивается со стонущим земным шаром .

Изначально, Швейцария неспроста явилась первой в Европе страной многих литературных достижений, снискавших швейцарской литературе уважение и признательность во всем мире. Расцвет драматургии в послевоенной Швейцарии не случаен. Дело в том, что Женева, Цюрих, Базель, Берн и другие швейцарские города и кантоны, в течение двенадцати тревожно-тягостных лет существования «тысячелетнего рейха» были перепутьем эмигрантских дорог, средоточием культурных и, в частности, театральных сил, искавших убежища от фашизма. Здесь произошло невольное столкновение течений, стилистических и идейных поисков и новаций .

Следует также отметить, что конец Второй мировой войны не был новым началом для немецкой литературы в Швейцарии. Большинство писателей работало непрерывно. Литературная сцена изменилась благодаря произведениям писателя-романиста Макса Фриша и, прежде всего, благодаря Фридриху Дюрренматту. Он изображал ужас того времени и, как пессимист, сам переживал это время .

Дюрренматт создавал, прежде всего, пародии, и, как сам говорил, «несомненно, тот, кто видит бессмыслицу, безнадежность этого мира, может отчаяться, но это отчаяние не является следствием этого мира, а лишь ответом, который дается этому миру. А ответом была бы надежда, решение понять мир, в котором мы часто живем, как Гулливер среди великанов» . Человек рассматривался в его произведениях как жалкая песчинка в мире бездушных, самодовлеющих абстракций, грозящих ему неминуемой и мучительной смертью, и задавлен сложной конструкцией неестественных отношений .

По словам самого Дюрренматта, «расписание нашего столетия, которое танцует последний танец белой расы, не знает ни виновных, ни ответственных. Никто не причем и никто ничего не хотел. Мы коллективно виноваты, коллективно вовлечены в грехи своих отцов и предков. Мы лишь дети своих предков. Это наша беда, а не наша вина. Вину можно расценить только как личный результат, как религиозное деяние. Нам остается только комедия. Наш мир точно так же привел к гротеску, как он привел к атомной бомбе» .

Раннее творчество Дюрренматта родилось из отчаяния и против войны, которая разрушила мир писателя, где господствовали религия, патриотизм, политика и принципы. Автор не был участником Войны, но видел собственными глазами зло, которое причиняли нацисты . Несмотря на то, что Швейцария, по сравнению с другими странами, не перенесла губительных последствий Второй мировой войны, ее положение было сложным. Ее окружали фашистские страны, и она нуждалась в угле и зерне. Таким образом, нейтральность Швейцарии и сыграла с ней злую шутку.

По словам самого Фридриха Дюрренматта, «нейтральность Швейцарии это политический ход, и именно это меня всегда интересовало. Ее нейтральность это не моральная, а циничная позиция» .

Как писал Дюрренматт о политике и Швейцарии, «вся структура Швейцарии есть нечто, что является фасадом, а за ним сила, которая прячется, которая делает довольное лицо. Это очень тревожная Швейцария, которую я вижу. С политической точки зрения, это Швейцария, в которую нужно верить, но в действительности она является чем-то совершенно другим. А мои истории базируются на том, что я добираюсь до истины» [там же].

Можно также отметить, что после 1945 года в литературе начался процесс критического самосознания и поиск собственной идентичности. Писатели полемизировали со швейцарским патриотизмом. Это было протестом против того мнения, что Швейцария является образцовой страной. Некоторые промышленные и военные круги были связаны с национал-социалистами . По мнению Дюрренматта, «…нынешнее государство стало неуправляемым, анонимным, бюрократичным, и это не только в Москве или Вашингтоне, но даже и в Берне» .

Если обратиться к первым прозаическим произведениям Дюрренматта, можно отметить, как автор подчеркивает двойственность положения своего героя: он может стать и палачом, и жертвой или - такой поворот еще более вероятен - он палач, страж, охранник и жертва одновременно. Таким образом, ведущими темами творчества писателя в его раннем творчестве являются:

· взаимоотношения судьи и обвиняемого;

· жертва и палач;

· справедливость и насилие;

· различные бунты и попытки анатомирования зла и т. д. .

По мнению швейцарского литературного критика Беда Аллеманна, «можно сказать без преувеличения, что нет ни одного произведения у Дюрренматта, где бы палач не играл ключевой роли в произведении» . Но иногда уже в названии самого произведения можно встретить понятие «палач», как, например, в названии криминального романа «Судья и его палач» [там же].

Человек заблудился не только в запутанных ходах Ф. Дюрренматта - он узник времени и узник собственного сознания. Ранние рассказы Дюрренматта отличает зыбкость границ между реальностью и внутренним состоянием героя: мир предстает как картина запутанного и мучительного сознания человека.

В своих произведениях автор представлял общество как анонимную систему управления, в котором не представлялось возможным принятие каких-либо личных решений, в котором также не существовало какой-либо личной вины. Люди в событиях являются взаимозаменяемыми. Не люди плохие, плохая сама система, которая поддерживает коррупцию и способствует лживости .

Дюрренматт пользовался приемами, противопоказанными традиционной реалистической драме. Он не отображал действительность в жизнеподобных формах, а перевоссоздавал ее в условных «моделях современного мира». Крайней наивностью было бы принимать действительность в пьесах Дюрренматта за добросовестное драматургическое отражение житейской повседневности. Даже там, где автором как будто бы точно воспроизведены обстоятельства данного места (например, провинциальный город Гюллен в «Визите старой дамы»), эта локальная точность тут же размывается общим смыслом.

По мнению критиков, город Гюллен, описываемый автором в его произведении «Визит старой дамы», является маленьким городком в Швейцарии, хотя может находиться и абсолютно в другом месте. Относительно названия города можно отметить тот факт, что название происходит из швейцарско-немецкого и означает «навоз», чем и символизирует драматическое состояние . Gülle (навоз) = ценнейшее органическое удобрение, символизирует экономический упадок общества, запущенность города, фальшивость жителей Гюллена и экономический подъем посредством денежных взносов.

Драматург придавал большое значение также и месту действия. Первый взгляд на сцену определял для зрителя атмосферу спектакля, а, следовательно, в общих чертах и его содержание. Дюрренматт писал, «произведение создается вместе со зрителями. Раньше я присутствовал на всех пробах, всегда принимал участие в драматическом театре Цюриха, часто сам вел постановку. А потом каждый раз шок во время генеральной пробы. Внезапно приходят зрители. Как будто в спальной комнате внезапно появляются чужие люди. После генеральной репетиции работа в театре для меня заканчивается. Премьера уже не считается, она состоится перед публикой» .

Дюрренматт творит, сохраняя неизменную дистанцию к материалу. Своей задачей он считает изобразить пестрый, красочный, противоречивый, не поддающийся систематизации мир, мир, который он, как художник, разумеется, интерпретирует в своем творчестве .

Близкие Дюрренматту герои часто оказываются в двусмысленной ситуации. Серьезные решения, которые они принимают, оказываются бессмысленными в связи с непредвиденным оборотом событий. Сам Дюрренматт говорит о том, что «каждое произведение, которое создается, можно прочитать двояко. Каждое слово, даже в Библии, можно прочитать двояко» .

Дюрренматт в конечном итоге как будто бы не слишком уверен в значении душевной стойкости своих персонажей и их благородных порывов, в значении «свободного выбора». Жизнь, какой ее видит драматург, чревата осложнениями. Это настороженный скептицизм по отношению к способности людей управлять действительностью весьма характерен для дюрренматтовской концепции современной пьесы.

Дюрренматт творит, смешивая, сдвигая, перетасовывая характерные черты современного мира. Из этого материала он лепит иную реальность, существующую по своим законам, смешную, гротескную, страшную, но всегда узнаваемую. Смысл произведения выражает не позиция какого-нибудь близкого автору героя (как было у Камю или у Сартра), не истина, к которой исподволь вел своих зрителей Брехт, а вся созданная драматургом картина. «Говорит» заложенное в пьесе и предложенное зрителям сопоставление двух миров - выдуманного и реального. В их сходствах и их различиях - горечь, отчаяние, надежды автора. Этот мир драматург считает возможным изобразить только в форме комедии. «Нам остается только комедия… Трагедия», резюмирует он как результат поиска того, что еще возможно в театре, «предполагает вину, нужду, меру, ответственность» .

В методе своей работы Дюрренматт видит известную параллель с методологией точных наук. «Математики и физики», писал он, «все чаще выдвигают сегодня рабочие гипотезы, которые затем отпадают или подтверждаются экспериментально. Подобно математикам и физикам, я создаю себе модели возможных человеческих взаимоотношений» [там же].

Дюрренматт-художник отнюдь не отличается недоверием к конкретной реальности. В статьях он постоянно говорит о своем пристрастии к «красочному театру». Постановки его пьес неизменно требуют зрелищности. Однако в чем-то главном современная жизнь кажется ему сомнительной: она теряет осязательно-конкретный облик, становится неуловимым фантомом.

Дюрренматт экспериментирует, но не столько с публикой, сколько с актерами, с выдуманными им фигурами на сцене. «Сцена», говорит он, «представляет для меня не поле теорий, мировоззрения и высказываний, а инструмент, возможности которого я пытаюсь узнать, играя ей» [там же].

Подводя итоги исследования, еще раз подчеркнем, что изменения в послевоенной литературе Швейцарии произошли благодаря произведениям Макса Фриша и, прежде всего, благодаря Фридриху Дюрренматту. В данной статье были выявлены особенности метапоэтики в произведениях Фридриха Дюрренматта. На первые произведения автора повлияла Вторая мировая война (в его произведениях присутствует некое «мрачное отчаяние»). В ранних рассказах Дюрренматта трудно провести границу между реальностью и внутренним состоянием героя: мир предстает как картина запутанного и мучительного сознания человека. В целом, ведущими темами в произведениях Фридриха Дюрренматта являлись взаимоотношения судьи и обвиняемого, жертва и палач, справедливость и насилие, различные бунты и попытки анатомирования зла. На основе изученной нами информации, можно назвать ключевой особенностью произведений Дюрренматта то, что из них очень сложно считать намерение, поучение и мораль.

Список литературы:

1.Архипов Ю. 14 тезисов к Фридриху Дюрренматту Текст. / Ю. Архипов // Дюрренматт Ф. Комедии / Ф. Дюрренматт. М.: Искусство, 1969. - 512 с.

2.Давиденко Г.Й. История зарубежной литературы XX века // Проблема цены жизни отдельного человека, искупления долгов прошлого в драме «Визит старой дамы». [Электронный ресурс] - Режим доступа. - URL: http://uchebnikionline.ru/literatura/istoriya_zarubizhnoyi_literaturi_xx_stolittya_-_davidenko_gy/istoriya_zarubizhnoyi_literaturi_xx_stolittya_-_davidenko_gy.htm (дата обращения 18.03.2013 г.).

3.Дюрренматт Фридрих. Жизнь и произведения. Высказывания Фридриха Дюрренматта (видео). [Электронный ресурс] - Режим доступа. - URL: http://web.mit.edu/21f.403/www/film.html (дата обращения 18.03.2013, 15.04.2013, 17.06.2013 г.).

4.Павлова Н.С. Типология немецкого романа. 1900-1945 Текст. / Н.С. Павлова. М.: Наука, 1982. - 279 с.

5.Павлова Н.С. Фридрих Дюрренматт Текст. / Н.С. Павлова. М.: Высшая школа, 1967. - 75 с.

6.Штайн К.Э. Метапоэтика: «размытая» парадигма // Штайн К.Э., Петренко Д.И. Русская метапоэтика: Учебный словарь. Ставрополь, 2006(б) - с. 17-36.

7.Штайн К.Э., Петренко Д.И. Русская метапоэтика: Учебный словарь. Ставрополь: Издательство Ставропольского государственного университета, 2006. - 604 с.

8.Hönig K. Der Besuch der alten Dame (Motive, Symbole, Sprache), 2009. [Электронный ресурс] - Режим доступа. - URL: http://www.klausschenck.de/ks/downloads/h42-kvbesuchmotivekarsten.pdf (дата обращения 15.03.2013 г.).

9.Käser R. Friedrich Dürrenmatt. Auf der Suche nach dem verlorenen Publikum // Vortrag zur Ausstellung "Hanny Fries. Dürrenmatt am Schauspielhaus Zürich. 2007. [Электронный ресурс] - Режим доступа. - URL: http://www.rudolfkaeser.ch/080102%20Vortrag%20Zürich.pdf (дата обращения 22.05.2013 г.).

10.Mai M. Geschichte der deutschen Literatur. Weinheim: Beltz, 2004. - 188 S.

Фридрих. Дюрренматт - классик швейцарской литературы, выдающийся художник слова, один из извест-ших драматургов XX века. Родился 5 января 1921 года в. Конольфингени (кантон. Берн) в семье священника. Р. Семья происходила из древнего рода, весьма популярного в свое время в. Швейцарии. Один из предков. Ф. Дюрренматта,. Ульрих. Дюрренматт, был известным на родине поэтом, без которого не обходилось ни одно сельское праздник, и общественным деятелем, а его сын - правительственным советником, внук редактировал газету"Базелем. Нахрихтенахріхтен".

Семья. Ф. Дюрренматта вела примерный протестантский образ жизни. Она была дружелюбна, многодетная, приковано к патриархальных традиций. Село. Конольфинген занимало большую территорию от других сел. В нем с находился собственный"театральный зал", где ставились произведения местного учителя. В селе также был построен вокзал, где ненадолго останавливались поезда, которые направлялись в отдаленный. Люцерн и близкий. Берн. Мир бу в замкнутый в себе, жил по своим патриархальными законами. Малому. Фридриху казалось в нем много прекрасногагато прекрасного.

Выступая в 1964 году в. Московском институте мировой литературы имени. М.. Горького перед большой аудиторией,. Ф. Дюрренматт вспоминал, каким привычным явлением его детства была смерть: в церкви всегда ко огось хоронили, а дети, как везде в селах, с интересом бегали смотреть. Также они наблюдали, как забивали скот, - так объяснил автор некоторые печальные грани своей творчествесті.

Но над селом высились горы, широко простиралось небо. Мальчик любил рисовать созвездия, названия которых узнавал в школе. Маленький. Фридрих с удовольствием слушал мать, пересказывала детям библейские ис ории, например, о всемирном потооп.

Свою первую премию - часы - ребенок получил в 12 лет, но не за успехи в литературе, а победив в конкурсе детских рисунков"Календаря. Песталоцци"Жюри удивила энергия, дисциплина, уверенность ь в себе маленького мальчика"Этот будет полковником", - сказал художник. Куно. Амье. Вспоминая позднее об этом случае,. Ф. Дюрренматт писал:к,. Ф.. Дюрренматт писав: "Мастер ошибся. В швейцарской армии мне не суждено подняться выше рядового солдата, а в жизни - выше писателя"

детства. Фридрих посещал начальную школу в провинции, впоследствии гимназию в. Берне. В начале 40-х годов он продолжил образование в. Бернском и. Цюрихском университетах, где изучал литературу, философию, при иродничи науки. Также увлекался и рисованием - второе призвание художника, которому он не изменял до смертті.

Сначала в. Цюрихе, а затем под. Женевой проходил военную службу. Именно находясь на службе в армии, начал писать свои первые произведения - рассказы, в которых определялись важнейшие философско-литератур ные ориентиры его дальнейшего творчествеі.

В ранних рассказах наметился и у ведущих тем творчества писателя:

o взаимоотношения судьи и обвиняемого;

o жертвы и палача;

o справедливости и насилия;

o различные бунты и попытки анатомирования зла и т.д.

Раннее творчество. Ф. Дюрренматта родилась из отчаяния и протеста против войны, которая разрушила мир писателя, где господствовали религия, патриотизм, политика, свои принципы. Автор не был участником. Великой. Вит тчизнянои войны, но видел собственными глазами зло, которое причинили нацистти.

Некоторое время художник работал художником-графиком. Лишь со временем, взвесив свои творческие возможности и жизнь литературным трудом, живописи отвел роль"занятие для души", хотя, надо отдать должное, результат ты этого занятия не уступали своим профессионализмом писательство. Его живописные и графические работы должны бесспорно, самоценный характер. Однако они могли служить и за наглядную параллель к художественному с виту, что представал в его литературных произведенияхтурних творах.

Некоторое время работал театральным рецензентом в еженедельнике"Вельтвохе"В 1947 году к драматургии

Ф. Дюрренматт начал писать, когда на первый план европейских театров вышла драматургия"интеллектуального направления"Во. Франции в послевоенные годы и ранее, в годы войны, ставились пьесы. Ж. П. Сарти,. А. Камю,. Ж. Ануя. Мировое признание завоевала драматургия. Б. Брехта. В противовес этой драматургии возникла свободная проза. Ф. Дюрренматта. Он не раз писал о своей страсти к игре, об отсутствии четко сформулировать ьованого в то время замысла. Вторая особенность творчества - не воспроизводил в своих произведениях действительности швейцаромах дійсності. Швейцарії.

Также увлекался астрономией. В его доме, строение которой, кстати, напоминала лабиринт, был телескоп, собранный по эскизу самого автора. Наблюдение за ночным небом, встречи с планетами и созвездиями и, что появлялись в стеклянном глазу телескопа, дарили хозяину неисчерпаемую радость, которую он охотно делил с друзьями и гостями. Под звездным небосводом часто разворачивалась действия в его пьесах:. Млечный пу х был статической декорацией в"Портрете планеты"(1970), в перспективу. Вселенной были вмонтированы события ^ драме"Ангел приходит в. Вавилон"(1953). Уже после смерти. Ф. Дюрренматта. В. Иенс сказал о нем и к:єнс сказав про нього так: "Небо и земля, земной мир и мир созвездий неразделимы в творчестве писателя, поэтической целью которого на протяжении всей жизни было подтверждение копернивських идей"

В середине 50-х годов, почти одновременно с работой над повестями"Авария"и"Грек ищет гречанку"(1955), драматург работал еще над двумя замыслами: повести, которая позже получила название"лунного затмения ния", и пьесе"Визит старой дамы"Премьера пьесы состоялась в цюрихском"Шаушпильхауз"в 1956 году. Триумф"Визита старой дамы"на сценах всего мира навсегда положил конец дюрренматтивським финансовым им трудноститу назавжди поклав край дюрренматтівським фінансовим труднощам.

Сам автор назвал пьесу трагикомедией. В ней сатирически изображены буржуазные взгляды. Используя приемы гротеска и пародии,. Ф. Дюрренматт в сатире-иронической манере показал глубокое падение морали, зверя мячу жестокость капиталистического обществтва.

Следует заметить как. Б. Брехт,. Ф. Дюрренматт утверждал, что драматические произведения должны пробуждать зрителя, который вынужден дать критическую оценку содеянном не только на сцене, но и в жизни. Драматург не е ирив в переоборудование, обновление мира. Отсюда и пессимизм в его творчествеості.

В первой зрелой драме"Ромул. Великий", что задумывалась как"исторически недостоверная комедия", названные темы вплетены в характерную для дюрренматтивського театра картину кризиса миру. Написанный через три рок ки после окончания. Второй мировой войны, это произведение стало своеобразным откликом на ее уроки. Он содержал многочисленные и довольно прозрачные"рифмовки"событий глубокой древности с исторической бурей, только видгры мила. Действие"Ромула. Великого"концентрировалась вокруг падения. Рима под давлением немецких орд. Это воспринималось современниками и как модель катастрофы, в которую была втянута"германцами XX века"Европа - спад коемиця античной культуры, и как поучительна"история вопроса "относительно претензий третьего рейха на мировое господство, и, наконец, как едкая параллель к современных варваров, которая доказывала, что резец время в так и не выточил из живодеров людитра доводила, що різець часу так і не виточив із живодерів людей.

Выдающимся драматическим произведением. Ф. Дюрренматта стала пьеса"Физики"(1961). Это гротеск, она не была абсурдной, она - парадоксальная. Главный герой. Мебиус - величайший физик свое время, боясь, чтобы его в открытия не были использованы против человечества, притворился сумасшедшим. За ним охотились разведки, вокруг него происходили убийства. Он и сам, чтобы сохранить свою тайну, убивает любимую женщину, которая также любила. Но все было тщетно. Открытиями. Мебиуса завладела. Матильда фон. Цанд, директриса психиатрической клиники, единственная в пьесе настоящая сумасшедшая, которая готова уничтожить земной шар. Это и была"слабо им из возможных вариантов", чтобы за ним проследить, писатель сконструировал авантюрный сюжеконструював авантюрний сюжет.

Известной также была комедия в прозе"Грек ищет гречанку"(1955). Здесь противостояли друг другу две силы. Герой - грек. Архилохос - работал служащим машиностроительного концерна. Пти-пейзан. Он беден, в 45 р оки не только не пил, не курил, не знал женщин, но и создал свою иерархию абсолютно порядочных личностей, портреты которых развешаны у него в комнате. На первом месте в этой системе - глава государства, нас топнет - президент фирмы, затем священник и другие. Наслушавшись чужих советов,. Архилохос решил жениться. Он дал в газету объявление"Грек ищет гречанку"Появилась та, которую он искал. Но чем она занималась - это осталось загадкой для героевалишилося загадкою для героя.

Все наоборот в рассказе"Мистер. М в отпуске"Главный герой - черт - опустился на землю, чтобы творить добро. Он тщательно его сеял: дарил, например, монахиням вечерние платья. Но мир, по своей прир родо, не мог существовать без зла: за недостаточностью коррупции экономика испытала упадокзнала занепаду.

Ф. Дюрренматт был признанным мастером детективного жанра. Значительное место в его творчестве заняли детективные романы:"Правосудие"(1985),"Судья и его палач"(1950), повесть"Обещание"(1958). Писатель где ещо нарушил особенности этого жанра. Первое, что он изменил, - ненужность, даже недопустимость эмоций в сюжете. Второе, - преступник должен быть разоблачен - на этом держалась заинтересованность логическим дл нням и на этом стоял мир романиста: недостатки наказаны и добродетель торжествовала. Третье, - детективную историю рассказывал или всезнающий автор, или герой, ведущий следствийий автор, або герой, що вів слідство.

Роман"Правосудие"начался с убийства, которое было совершено при всех, после чего преступник и не думал исчезать. Необычная запутанность, масса комических эффектов (трагическое переплеталось с комическим) возникли изначальноого початку.

Своеобразной была новелла. Ф. Дюрренматта"Поручение"(1986). Она отличалась от других совокупностью и холодной удаленностью стиля. Новелла состояла из 24 разделов - это 24 предложения. На страницах размещены фра азы, в которых не было ни одной точки. Эту новеллу можно назвать классической, но эта классика поздняя, ??классика XX века, родилась из отчегоилась із відчаю.

Все пьесы. Ф. Дюрренматта сначала выполнялись на сценах, а тогда печатались. Как правило, они издавались отдельными изданиями сразу после премьеры в издательстве"Архе"в. Цюрихе

Первый том его пьес «Комедии том I"вышел в. Цюрихе в 1957 году. В него вошли пьесы:"Ромул. Великий","Брак господина. Миссисипи","Ангел приходит в. Вавилон","Визит старой дамы"

Следующий сборник"Комедии том II"вышел в 1964 году также в. Цюрихе. Он объединил такие пьесы:"Писание глаголица","Слепой","Франк V","Физики","Геркулес и. Авгиевы конюшни"

Еще в 1980 году написано художником составляло 30 томов, за десять лет оставшейся жизни автор подготовил еще десять книг. Огромный запас его творческой энергии, более всего тратилась на литературу и живопись, с съемки в кино и политические выступления, сформировал у современников представление о чрезвычайно талантливую, яркую, по-своему даже талантливую человеку.

Ф. Дюрренматт ушел из жизни 14 декабря 1990 года, полон творческих планов и грандиозных мыслей. Он писал книгу о. Михаила. Сергеевича. Горбачева, собирался выдать отдельными изданиями свои многочисленные доложил иди, работал над книгами о фригийского царя. Мидаса, который обладал способностью превращать все в золото, когда касался чего-либо, и тем самым обрек себя на голодную смерть; в этом сюжете писатель хотел увидеть развернутую метафору современной цивилизации и ее взаимоотношения с окружающей средой. Также не перестал размышлять над своими"Материалами", над темами и сюжетами собственной творческой био графии, которая так и не нашла своего художественного завершения. Мечтал выдать третий том удивительных интересных записок (два первых получили названия:"Лабиринт", 1980 год,"Строительство башни", 1990 годot;Будування вежі", 1990 рік).

Драматург был удостоен мольеровского (1957) и шиллеровского (1959) литературных премий. Художественные произведения классика швейцарской литературы не потеряли со временем своей актуальности. Они, наоборот, способны зара аз коснуться каждого своим тяжелым реальным значениеям.

Пьеса родилась из воспоминаний о маленький вокзал, на котором, как правило, не задерживались поезда. Автор задал себе вопрос:"Что могло задержать здесь поезд. Кто мог позволить себе пользоваться для остановки стоп-краном?"Наибы-гатша женщина мира оказалась в родном, обедневшему городокму містечку.

События происходили в наши дни, но время четко не определено, в"забытом. Богом и людьми"городке средней. Европы. Но это маленький городок. Гюлен (на швейцарском диалекте означает"навоз") как бы выделенное из общего хода современной жизни. Выделенное, чтобы стать обобщением с глубоким смысломням з глибоким змістом.

Старая, очень богатая женщина вернулась в свой родной город. Гюлен, где когда-то из обычных соображений было растоптано ее любви, а сама она оказалась на развратной дороге. Через год, в детском притом улку, умерла ее дочь. Женивьева. И вот через сорок лет. Клер. Цаханасян снова приехала в. Гюлен, но теперь она вдова-миллиардершаша.

Она позволяла себе менять мужчин, не задерживаясь подолгу на каждом, ее деньги дали ей возможность действовать с абсолютной последовательностью, как когда-то действовали героини греческих трагедий, а также у него было единственное. БАЖ ние - это убийство за миллиард долларов жителя. Гюлена, бывшего ее обидчика. Альфреда. Илла, который когда-то надругался над не.

Клер. Цаханасян верит в осуществление своего желания. И здесь на сцену"ворвалась"характерна для. Ф. Дюрренматта стихия фантастического гротеска и парадокса, которые были главными элементами театра"абсурда уру "абсурду".

Парадокс (греч paradoxon - неожиданный, удивительный, то, что противоречит здравому смыслу) - необычное утверждение, что расходилось с устоявшимися взглядами, время будто противоречило здравому смыслу, а в действительности могло иметь глубокий смысл, наталкивать на размышлениеи.

краткость высказывания парадокс приближался к афоризму, а игрой слов напоминал каламбур

Парадоксы с давних времен использовали в ораторском искусстве и литературе. Часто они становились средством характеристики персонажей, иногда в определенной мере отражали взгляды автора

На страницах пьесы. Ф. Дюрренматта"Визит старой дамы"встречаем такие ситуативные парадоксы:

o бедность жителей города и богатство. Клер. Цаханасян;

o любви. Клэр к. Илла и желание его убить;

o жизни. Илла и наличие гроба при жизни человека;

o изгнания. Клер в молодости и встреча в старости;

o учитель - представитель духовности - предлагает. Иллу самоубийство;

o бывшие стражи порядка и другие люди, которые совершили зло. Клер, - теперь слуги;

o поддержка семьи и безразличное отношение к отцу и мужчины

Охарактеризуем вышеуказанные парадоксы. Клер. Цаханасян вернулась через 40 лет в родной городок. Гюлен, где проживал ее любимый. Альфред. Илл. Когда-то он отказался повести ее под венец, именно через него в героиня стала проституткой, но в ее душе еще не угас огонек любви. Пережитая в юности катастрофа привела к тому, что душа женщины мертвое, стала таким протезом, как и те, что встроены в ее тело вместо в трачених в авариях левой ноги и правой руки"Старая дама"с небрежной доверчивостью замечала. Иллу:"Твоя любое умерла много лет назад. Моя любое не могла умереть. Но и жить не могла. Из нее стало неладное, как и я сама, обросла своими золотыми миллиардами, как слепые лица из корневищ в этом лесу, обросла бесцветными грибами"Клер. Цаханасян сделала попытку любым способами восстановить кр ивджену когда справедливость. Вот почему она - при всем своем женского шарма, умение ясно, но удачно пошутить, при всей своей проницательности и элегантной непосредственности - появилась тем, чем она с. Эбе и назвала - чудовищем, которому захотелось смерти. Но именно поэтому желание укрепилось стебель человечности в сердце. Илла. Выпив до дна чашу страха и отчаяния, он пережил свой"момент истины"В старой ис тории, что была добыта из глубин забвения и самоуспокоенности, мужчина открыл свою вину, которую нельзя списать ни на эгоизм юности, ни на выгодный брак, ни на десятилетия всплыли со времен его с ради любви. Вину за оба - прежде. Клер, но и за свое также - искалеченных жизни:, але й за своє також - покалічених життя: "Я сделал из. Клер то, чем она является, а с себя самого то, что я есть, ничтожного, грязный лавочника. Все это моя работа: евнухи, ключник, гроб, миллиард"

Гюленци сначала поддерживали своего земляка, возлагали на него большие надежды:"Он сумеет по дружбе вытащить у. Клер деньги!. Мэр города, бледный, но с достоинством отказывает под бурные аплодисменты всех гюленцив:"Мы еще пока живем в. Европе. Мы еще не стали язычниками мы будем жить бедно, чем наши руки будут запятнаны кровьюовані кров "ю".

Но когда затихли аплодисменты,. Клер. Цаханасян в свою очередь сказали еще два слова:"Я подожду?" . Время в пьесе служил своеобразным катализатором"естественного"перерождение обычных людей на палачей. Приманка в виде миллиарда, положена, так сказать, на расстоянии вытянутой руки, день в день растопку. Юваль аппетит гюленцив и одновременно незаметно раскладывала их сознание. Самое время стал средством проверки устойчивости нравственных убеждений общины. И эта проверка красноречиво свидетельствовала, что гуманизм, который вы дался жителями. Гюллена за четкую жизненную позицию, на деле был лишь красивой позой. Во-вторых, и в самом сознании гюленцив был то, что подтолкнуло этих ни злых, ни добрых от природы людей к измене с ного ближнего. Автор умышленно создал гротескные контрасты между высоконравственным жизнью, которой щеголяют гюленци, и их реальной беспринципностью. Гюленци безвозвратно направлялись к тому, чтобы пожертвовать и ради"общественного блага"одним из своих общинахt; одним із своїх громадян.

Как отметил сам автор, гюленци - вовсе не стая воров. Они люди как люди. В комментарии к драме. Ф. Дюрренматт отметил их заурядности и, между прочим, признался, что не уверен, не поступил бы и ак же, как они, когда попал бы в такую??же ситуацию. Итак, сначала жители. Гюлена не против, чтобы угодить"старой даме", но выдвинута ней условие благотворительного взноса"- убийство - их и шокировала, и обра. ЗИЛа. Однако согласились на преступление они также"естественным образом"С одной стороны, легко"ведутся"на миллиард, ибо этот"подарок"избавит материальных проблем, заели их жизнь, а с другой - они слабох арактерни и наивные, а потому надеялись, что все как-то устроится и обернется к лучшему: миллиард попадет в городскую казну, а к настоящему убийства в цивилизованной. Европе XX века, мол, не ди идет. Вот почему, похлопывая по плечу. Илла, гюленци понемногу нагружались неподъемными кредитами, о которых до приезда миллиардерши не подозревали. Поэтому дальнейшее развитие событий изменились к лучшему в забытом м. Гюлена, где общественное и частное имущество давно заложено за долги, где много лет не работал единственный завод, а мимо вокзала, не останавливаясь, проходили поезда, вдруг начало меняться жизнь. На одном из жителей появились новые желтые ботинки - их цвет символизировал предательство, которая готовится. Почти все жители носили желтую обувь, а этим автор подчеркнул, что желтый цвет в этом случае цвет солнца, чего-то высокого, а навоза, низости. Название города в переводе со швейцарского диалекта означает"навоз", а люди, которые в нем живут, - мерзкие жуки, которые существовали в навозе. Каждый из жителей понимал, что с овисты не чисто які існували в гної.. Кожний із жителів розумів, що совість не чиста.

Очень давно. Гюлен с позором выгнал никому не известную рыжеволосую девушку. Теперь, когда"блудная дочь"вернулась на родину одной из богатейших женщин мира, город бросило к ее ногам остатки былой р роскоши - хор, детский ансамбль, духовой оркестр, гимнастов, плакаты с искренними поздравлениями и т.д.. То же лукавство наблюдалось в отношении гюленцив и к. Илла: сначала, когда на него, как на первое к оханья высокой гостьи, возлагались большие надежды, община наобещала место бургомистра; однако в конце пьесы гюленци отнеслись к нему со скрытым презрением"встань, свинюко!" мы получил. Илья"приглашение на казнь"от полицейськогдо страти" від поліцейського.

С каждым днем??гюленци падали ниже и ниже, пытаясь сохранить при этом приличную форму. Глубину их падения свидетельствовало собрание общины, на котором. Иллу вынесли смертельный приговор

Учитель, как представитель духовности, должен объяснить всем жителям их ошибку, но он этого не сделал, потому влился в когорту таких же жуков, которые ожидали смерть, чтобы поживиться. Он говорил:"Я с скажу вам одну вещь,. Альфред. Илл, очень важную вещь. Вас убьют. Я знаю это с самого начала, и вы также знаете об этом давно, хотя ни один человек в. Гюлен не хочет этому верить. Очень велик соблазн. Но я зн аю и еще больше. Я и сам приложу к этому свою руку"Через несколько сцен, на праздничном собрании, именно учитель ссылаясь на античных классиков, обосновал необходимость убийства. Суд состоялся в цинич ним прикрытием благородных лозунгов, которые провозглашали победу гуманизма, служения правосудию, верность великим идеалам европейской цивилизацийопейської цивілізації.

Гюленци личные выгоды поставили выше моральные принципы

Полной противоположностью им в пьесе была"старая дама"Она действительно непреклонна в своем решении уничтожить. Илла и сильной рукой довела дело до конца. Неумолимая последовательность. Клер. Цаханасян подчеркивала изд лью интерьера - гробом для. Илла, которая символизировало перерыв действительности, длительное замирания. Именно гроб сопровождала миллиардерши на въезде в. Гюлена и на выезде из него. Эту впечатляющую внутреннюю устойчивость г ероини и имел в виду. Ф. Дюрренматт, когда объяснял в примечаниях к драме:"Клэр стоит словно вне общества, поэтому она превращается в нечто незыблемое, закостенелое. Никаких изменений в ней нет, если н е считать изменениями тенденцию к детали большей окаменелости, к превращению в полного идола"В подобной"окаменелости"узнавали также и симптомы духовного паралича, изувечил личность героини, сделал ее неспособной на сочувствие и сомнения в сделку-ности собственных идет і сумніви у правочин-ності власних ідей.

Среди многочисленного сопровождения старой дамы, рядом с постепенно меняя друг друга мужчин № 7-9, появились двое слепых, лица которых выражали нелепость и глупость

Следует заметить, что окружение миллиардерша организованное по законам четкой симметрии. Двое слепых -. Коби и. Лобби, двое здоровенных, которые"жуют резинку"-. Робби и. Тебе, которые носили ее паланкин, и в заключение еще есть одна пара -. Моби и. Бобби - очередной человек и ключник. Каждая часть этой системы работала с точностью, в каждой какая-то страшная и неизвестная функция. Клер. Цаханасян пыталась каждом оплатить грехи: и гюленському судьи (который позже становится ключником у нее), за то, что тот в свое время вынес ей несправедливый приговор, и лжесвидетелей (позже евнухи. Коби и. Лобби), которые оклеветали его перед судом, и, главное, когда шньому любимому, по вине которого она, забеременев, вынуждена была бежать из. Гюлена, пережить смерть ребенка и унижения в публичном доме. По сути, героиня хотела стать воплощением высшего правосудия, перед лицом которого ни одно преступление не мог быть забытым или прощенным"за давностью лет;за давністю років".

Поддержка семьи была незначительной. Илла никто не поддержал морально, а наоборот, семья влилась в массу города. Сын покупает автомобиль, дочка посещала курсы французского языка, играла в теннис, а все это - - привилегии богатых. Семья отказалась от одного из ее членов, цепь разорваласьвся.

В пьесе пересеклись три линии:

o уголовное (убийство лавочника. Альфреда. Илла, лжесвидетельство и подкуп судьи);

o любовно-психологическая (любовь. Клер. Цаханасян, которое она не может забыть);

o социально-криминальная

Следующим элементом в пьесе было использование. Ф. Дюрренматтом гротескных ситуаций

Гротеск (фр grotesque - причудливый, необычный, от итал grotta - грота, пещера) - вид художественной образности, для которого характерными были:

o фантастическая основа, тяготение к особых, необычных, эксцентричных, искаженных форм;

o сочетание в одном предмете или явлений несовместимых, резко контрастных качеств (комического с трагическим, реального с фантастическим, возвышенно-поэтического с грубо натуралистическим), что ведет к абсурду, делает ь невозможной логическую интерпретацию гротескного образа

o отрицание устоявшихся художественных и литературных норм;

o стилевая неоднородность

Гротеск открыто и сознательно создал особый - неестественный, странный, удивительный мир: именно таким показал его читателю автор. Срок гротеск происходил от найденных на рубеже XV-XVI вв. Рафаэлем. Санти в. Римской ких подземных гротах причудливых настенных рисунков с сочетанием растительных и животных форм. Очень распространенным стал в XX веке, особенно в произведениях современного направленияння.

Следует заметить,. Ф. Дюрренматт в"Визит старой дамы"использовал некоторые признаки гротеска:

o фантастическая основа (в. Гюлен вернулась вдова-миллиардерша. Клэр. Цаханасян, которая за миллиард долларов хотела убить своего обидчика и бывшего любовника -. Альфреда. Илла);

o действия героев лишены логики и здравого смысла;

o нарушены художественные и литературные нормы;

o драматург соединил поэтический язык с вульгарной

Итак, наиболее удачной драматической формой для выражения конфликтов современности была трагикомедия гротескное преувеличение, комические ситуации, балаганные шутки, неожиданные парадоксы, присущие трагикомедии, служили образованию не только истинной природы мира и человека, но и обнажили механизм несправедливого общественного устройстваю.

В пьесе"Визит старой дамы"Фридрих. Дюрренматт рассмотрел проблему цены жизни отдельного человека и искупления ней долгов прошлого

Крамар. Альфред. Илл - одинокий человек, жизнью которого пожертвовали ради"общественного блага"Этот феномен"эволюции"сознания граждан от категорического неприятия антигуманно! го оправдания и был главной проблемой, которая интересовала драматурга цікавила драматурга.

Альфред - владелец маленькой лавки. У него была жена. Матильда и двое взрослых детей: сын. Карл и дочь. Оттилия. На первый взгляд казалось, что он не мог быть одиноким, ведь ему было для кого жил ты самом деле герой забитый внутренне и внешне, искалеченный моральньно.

По замыслу автора гюленци - это не стая воров, а обычные люди, которые способны на все, чтобы улучшить свою жизнь. Они пытались"адаптировать"моральные принципы требованиям личной выгоды, искали оправданий нь для недостойных поступковного вчинку.

Прожив большую часть своей жизни,. Альфред. Илл вынужден искупить долги прошлого. О эти долги, которые были сделаны в молодости, напомнила. Клер. Цаханасян - бывшее и давно забытое любви. Она намагал лась стать воплощением высшего правосудия, перед лицом которого ни одно преступление и долг не мог быть забытым или прощенным"за давностью лет"Клер хотела доказать обществу, что оно распутную и управлялось. НЕ моральными принципами, а деньгами"Старая дама"самовластно и жестокая, которая без сожаления свела счеты с теми, кто ее обидел. Это идол, который истребил виновных молниями мести. Она превратила все, что попади ыло под руку, на товар. Женщина встала неумолимой богиней судьбы, которая убила гюлленську общину морально, а. Илла, ее представителя - физических, її представника - фізично.

"Визит"дамы в. Гюлен осуществился не только благодаря разрушительной миссии. Ф. Дюрренматт раскрыл и положительные стороны этого события, демонстрируя, как сквозь спровоцирован. Клер распад человеческого в гюленському обществом тви прорастали и укреплялось стебель человечности в сердце. Илла. Оказавшись в экзистенциальной"пограничной ситуации", выпив до дна чашу страха и отчаяния, он пережил свой"момент истиныив свій "момент істини".

В старой истории, была добыта из глубины забвения и самоуспокоенности, открыл свою вину, которую не смог списать ни на эгоизм юности, ни на выгодный брак, ни на десятилетия всплыли со времен йог го измены любви. Илья почувствовал вину за оба покалеченные жизни:. Клары и свое:"я сделал с. Клер то, чем она является, а с себя самого то, что я есть, ничтожного, грязный лавочника. Все это моя работа: евнухи, к лючник, гроб, миллиард мільярд".

После осознания вины наступило и чувство ответственности. Оно пришло не сразу. Сначала. Илья сделал все возможное, чтобы избежать расчета древнего греха. Он льстил к землякам, наивно пидкупов вуючы их мелкими кредитами в своей захудалой лавки, вступил в борьбу против самодурства дамы, требуя от городских властей его ареста и защиты себебе.

Впоследствии, в полной мере ощутив свою отчужденность и неспособность противостоять миру, сделал попытку бежать из. Гюлена:"Почему вы так тесно окружили меня?. Я знаю, один из вас задержит меня, когда я войду в ваго онагона".

Через некоторое время. Илья взял казнь на себя. Драматург намеренно скомбинировал эпизоды таким образом, чтобы осветить мужество и зрелость решения. Илла покориться приговора общины. После заявления героя об отказе от по одальшои борьбы за собственную жизнь состоялся разговор с бургомистром, который пытается подтолкнуть мужчину к самоубийству, чтобы таким образом освободить гюленцив от"грязной работы"И тут. Илья проявление. См. впечатляющую силу морального сопротивления обществу, которое дошло до странійшло до краю.

"Я прошел сквозь ад. Я видел, как вы вязнет в долгах, как с ростом достатка ко мне все ближе подкрадывается смерть бы вы меня избавили от этого страха, от этих мелких пыток, все было бы по-др. ншому, и я взял бы оружие. Для вас. Но я сам победил свой страх. Сам. Мне было трудно, но я это сделал возврата нет. Теперь вы должны быть моими судьями. Я покоряюсь вашей постановлении, как бы она не была. Дл я меня она будет справедливостью, а чем у вас, не знаю. Вы можете меня убить, я не буду просить спасения, не буду протестовать, не буду защищаться, но избавить вас от этого поступка я не могуго вчинку я не можу".

Именно потому, что. Илья воспринимал расправу над ним как установление справедливости, он ничего не делал для собственного спасения: не уклонился от присутствия на роковом собрании общины, не поднял скандал лу перед средствами массовой информации, не совершил сопротивления своим убийцам. Именно в этом эпизоде??прослеживалась философия экзистенциализму.

Главный герой - это беззащитна и затерянная в хаотическом, непонятном мире человек, у которого не было будущего, а также прошлого, по которому можно было бы грустить. Герой превратился в. Бездольный существо, которая обречена на тяжелое существование. Смерть - это избавление от безрадостного образа жизни. Илья жил в таком мире, который не подвергался пониманию и в котором царил хаос, он бессилен и не мог влиять на окружающую среду, жил"изолированно"Его"оттолкнула"семья, которая надеялась на мораль гюленцив ожидании помощи жителей города, герой замкнулся в себе. Люди не общались между собой, боялись высказать свое предательство, показать, что их совесть нечиста. Действия главного персонажа бессодержательные, он у каждого искал спасения, но спасения не было. Зло, которое господствовало в. Гюлен и обществе, - неперемож ні суспільстві, - непереможне.

Цель, которую поставил перед собой. Илья (любым образом спастись от смерти), стала недосягаемой. Так из жалкого торговца с сомнительным прошлым в начале пьесы постепенно выкристаллизовался герои трагедий ее, чья смерть, как отмечал. Ф. Дюрренматт, набрала признаков величия и должна была выглядеть на сцене монументальныхно.

Это существенное подъема человеческой души было противопоставлено в пьесе моральной деградации гюленцив, с одной стороны, и духовном паралича"старой дамы"- с другой. Ф. Дюрренматт довел ситуацию до"худшего к конца"(что, кстати, было одним из принципов его драматической поэтики) - устроен. Клер местный"апокалипсис", который превратил. Гюлен на развратный дом для общины и на камеру смертников для. Илла, во нчаний кровопролитием, оплаченный круглой суммой, чтобы таким образом через груду обломков гуманизма пробиться к человечностигуманізму пробитися до людяності.

Альфред. Илл - это не единственное лицо в пьесе, которая искупила долги прошлого. Клер. Цаханасян пыталась каждом оплатить грехи: и гюлленському судьи, за то, что тот в свое время вынес ей несправедливый изде ок, и лжесвидетелей, которые оклеветали его перед судом.

"Визит старой дамы", - отмечал по этому поводу автор, - злая пьеса, именно поэтому трактовать ее следует якнайгуманнише. И персонажи должны вызывать не гнев, а печаль"Следует отметить, что это - трагическая комедия. Н. Ничего серьезного, пронизанного монотонным трагическим пафосом, в ней, по замыслу драматурга, быть не могло, исключая гибель. Илла, которая при всей своей"монументальности"несла отпечаток двусмысленности, потому была одновременно"осмысленной и бессмысленнойас "осмисленою і безглуздою".

Здесь все осмысленно - так пробудила в. Илла человечность и необходимую покорность перед судом совести. Но за пределами его сознания эта казнь действительно лишена того значения, приписывалось ей извне, - я как акция"наказание преступления", она была фарсом. Ведь, чтобы там не говорила"старая дама", гибель. Илла не стала ни знамением триумфа справедливости, ни рычагом налаживания нового порядка, а осталась я жестоким по замыслу и отвратительным за выполнением убийством. Эта смерть не оправдала себя как"средство"достижения общественного благополучия, потому гюленци, купив свое процветание цене преступления, повторили к олишню ошибку. Илла, а затем"спрограмувалы"в будущем очередной визит какой-то"старой дамы", которая появится уже по их душt;старої дами", котра з"явиться вже по їхні душі.

В пьесах"Визит старой дамы"(1956), а затем в"комедии с музыкой""Франк V. Опера частного лица"(1959). Фридрих. Дюрренматт продолжил бальзаковского тему власти денег в обществе

Анализируя общество XX века, драматург пришел к выводу, что его неотъемлемой и движущей силой были деньги. Они стояли выше духовных и моральных качеств человека

В пьесе"Визит старой дамы"на своеобразных весах решалось"общественное благо"- с одной стороны, жизнь одного человека, которое можно купить за деньги, - с другой, - что же победит? адуть предпочтение? авлені перед вибором.

На первый взгляд казалось, что именно человек и его жизнь - вот главная проблема общества и никакие миллиарды не могли помешать существованию личности

Но. Ф. Дюрренматт показал другую сторону проблемы, когда жизнь человека покупалось и продавалось за миллиард

Жители. Гюлена постепенно и бесповоротно направлялись к тому, чтобы пожертвовать ради"общественного блага"одним из своих жителей. Сначала жители города вели себя вполне"естественно: они, конечно, не против и, чтобы угодить старой даме и надеялись, что их заштатный европейский городок еще сможет подняться с колен:нятися з колін: "Только бы заработало предприятие. Боцмана и металлургическая фирма"Место под солнцем"Только бы они заработали, а там все пойдет как по маслу - / "городская община, и гимназия, и вся наша жизнь"

Услышанная через некоторое время условие, которое выдвинула. Клер. Цаханасян, - убийство за миллиард долларов. Альфреда. Илла, шокировало и оскорбило. Сначала все они пытались как-то поддержать одного из сограждан, но в все напрасно. Легко"клюют"на миллиард, ибо этот подарок избавит материальных потребностей, так переобтяжилы их существование. Но все жители слабонервные и наивные, а потому надеялись, что все как-то влаштует ься и обернется к лучшему: миллиард попадет в городскую казну, а настоящего убийства в цивилизованной. Европе XX века не произойдет. Вот почему, похлопывая по плечу. Илла, гюленци понемногу нагружали ся неподъемными кредитами, о которых до приезда миллиардерши не подозревали. Некоторые позволяли себе взять в кредит: масло, белый хлеб, шоколад, коньяк, хороший табак, и все это хороший. Илья записывал в долговую книгу и ждал первого числа каждого месяца, когда людям заплатят пособие по безработице. Он надеялся, что именно они помогут и ему в трудную минуту, поддержат в трудной ситуации важкій ситуації.

Однако гюленци переродились из обычных людей на палачей. Катализатором"естественного"перерождение стало время"Я подожду", - говорит госпожа. Цаханасян в ответ на возмущение, вызванное его требованию убить. Илла. И сп правде, приманка в виде миллиарда, положена, так сказать, на расстоянии протянутой руки, день в день разжигала аппетит юленцив и одновременно незаметно раскладывала их сознание. Следует заметить, что са е время стал средством проверки устойчивости нравственных убеждений общинльних переконань громади.

И эта проверка красноречиво засвичила, что гуманизм, который издавался жителям. Гюлена за четкую жизненную позицию, на деле был лишь красивой прозой. Во-вторых, и в самом сознании гюленцив было то, что пидш толкнуло этих ни злых, ни добрых от природы людей к измене своего ближнього.

Ф. Дюрренматт создал гротескные контрасты между высоконравственными принципами, которыми щеголяли гюлленци, и их реальной беспринципностью

Жители города пытались услужить старой даме. Они бросили к ее ногам остатки былой роскоши - хор, детский ансамбль, духовой оркестр, гимнастов, плакаты с искренними поздравлениями. Так лукаво поставили ися и к. Илла: сначала, когда на него, как на первой любви высокой гостьи, возлагали большие надежды, община обещала ему место бургомистра:: "Дорогой. Илья, вы у нас в. Гюлен найпо-пулярниша лицо. Вы - тот человек, которого наш город хотело бы видеть своим будущим председателем"

Однако в конце пьесы гюленци отнеслись к нему с нескрываемым презрением"встань, свинюко!"

С каждым днем??жители города морально падали ниже и ниже, пытаясь сохранить при этом приличия. Глубину их падения показал судьбоносное собрание общины, на котором. Иллу вынесли смертный изде ок. Своеобразный суд проходил под циничным прикрытием благородных лозунгов, которые провозглашали торжество гуманизма, служения правосудию, верность великим идеалам европейской цивилизации:: "Мы не можем жить, терпя в своей среде преступление","Ему нет места среди нас!","В имя совести"

Гюлленци"адаптировали"моральные принципы требованиям личной выгоды. Всесильный катализатор проявлял принципы мирных жителей. Гюлена, - деньги

Они"завладели"сердцем и душой родных для. Илла людей - жены, детей

Сначала родила также пыталась как-то поддержать отца как морально, так и материально. Сын работал на вокзале носильщиком, а дочь ходила на биржу труда. Но впоследствии и дети отошли от проблем. Илла. Появился новый автомобиль у. Карла,. Оттилия пополнила свой гардероб, стала изучать литературу. Каждый из них жил своей жизнью. Они не верили или не хотели верить в то, что решение. Клер. Цаханасян было непох итним. Деньги имели большую силу, уничтожили в человеке все высокое, даже изменила язык. Это наблюдалось в финале пьесы, когда все жители высказались"возвышенной языке", на языке не говорили в повс якденному жизни ее назвали поэтической или возведен литературным языком. Это произошло потому, что гюленци разбогатели, чего-то достигли в жизни, но им безразлично, что при этом пострадала их совестиаждала їхня совість.

Только у одного. Илла моральные качества наоборот переживали свой"момент истины"Он открыл свою вину, которую нельзя списать ни на эгоизм юности, ни на выгодный брак, ни на десятилетия всплыли с со времен его измены любвиади кохання.

Это истинное подъема человеческой души противопоставлено в пьесе моральной деградации гюленцив

Итак, относительно центральной проблематики пьесы (в чем смысл бытия, счастье, воплощаются эти понятия в деньгах, богатстве; как деньги могут влиять на существование людей), то мы видим, что. Ф. Дюрренматт хотел пок говорить людей слабыми существами, которые не смогли устоять перед деньгами. Мир XX века покупался, и только человек могла удержаться на плаву жизненных перипетий, которая имела власть и деньги. Даже такие без этого. Инне понятие, как совесть, любовь, достоинство, правда не находили в пьесе своего истинного предназначенияння.

ДЮРРЕНМАТТ, ФРИДРИХ (Dürrenmatt, Friedrich) (1921–1990), швейцарский драматург, прозаик и публицист. Лауреат многих литературных международных и национальных премий, в том числе – Мольеровской (1957), Шиллеровской (1959), австрийской Государственной премии за европейскую литературу (середина 1980-х) и др.

Родился 5 января 1921 в швейцарской деревне Конольфинген в кантоне Берн. Его дед был членом Национального совета, однако, несмотря на свои консервативные взгляды, писал довольно известные сатирические стихи, обличавшие государственный бюрократизм. Отец был сельским протестантским пастором. Строгое воспитание и социальное положение отца обособили будущего писателя от общества сверстников. Возможно, вынужденная замкнутость мальчика обусловила его увлечение: уже в детстве он начал рисовать. Страсть к изобразительному искусству сопровождало его всю жизнь: он делал иллюстрации к своим пьесам, эскизы к их постановкам. В 1970–1980-х его живописные и графические работы экспонировались на художественных выставках в Невшателе и Цюрихе.

В 1935 семья переехала в Берн. Там Фридрих поступил сначала в Свободную гимназию, позже перешел в Гумбольдтианум, который закончил в 1941. Протестантское воспитание оказало влияние на формирование личности будущего писателя, однако оно проходило скорее «от противного», в конфликте со строгими требованиями аскетизма и дисциплины. Гимназические «успехи» и поведение Дюрренматта вызывали множество нареканий его преподавателей, и годы учебы в гимназии писатель впоследствии считал «самым неприятным временем» свой жизни.

В 1941 поступил в Цюрихский университет, где начал изучать философию, естествознание и германистику, но после первого же семестра перевелся в университет Берна. Особенный интерес у него вызывали работы С.Кьеркегора и французских экзистенциалистов – их идеи нашли свое отражение в последующем творчестве Дюрренматта. Однако попытка получения классического образования оказалась неудачной: в 1943 он оставляет университет и посвятщает себя литературе. Этот поступок в значительной степени обособливает Дюрренматта от большинства известных драматургов 20 в.: как правило, стремление к анализу насущных проблем бытия обусловливалось интенсивной интеллектуальной юношеской жизнью в университетской среде (Беккет, Ионеско и др.).

К 1945–1946 написана первая пьеса Ибо сказано , которая была поставлена в 1947. Особенного успеха постановка не имела, однако привнесла кардинальное изменение в его жизнь: Дюрренматт женился на актрисе Лотти Гайсслер, и молодая семья переехала в Лигерц на озере Билер. Он стал главой семьи (у них было пять детей), и материальные вопросы приобрели для него огромное значение. Именно потому в те годы Дюрренматт пишет не только пьесы (Слепой, 1948; Ромул Великий , 1949), но и детективы, которые публикуются с продолжением в газете «Швайцер беобахтер», а также заключает договор с немецкими радиостанциями на несколько радиопьес. Пьесы для радио стали для него совершенно отдельным жанром, что в истории мировой драматургии является исключительным случаем.

Первый творческий и коммерческий успех принесла ему пьеса Ромул Великий . В 1950 этот успех был подкреплен постановкой следующей пьесы – Брак господина Миссисипи , после которой автор был признан драматургом национального масштаба. К этому времени сформировалась основная проблематика его пьес: утрата духовных корней, трагическое бессилие человека, противостоящего хаотичному и жестокому миру. Однако Дюрренматт считал, что время трагедии прошло, и что комедия осталась единственной сценической формой, способной отразить трагизм современной жизни. Трагическое мироощущение драматург передает через комическое несоответствие; его главным эстетическим приемом становится гротеск, сводящий воедино несочетаемые цели и средства, ситуации и характеры, проблемы и способы их решения. Так ведущим эстетическим направлением его драматургии становится жанр трагикомедии . В творчестве Дюрренматта ощущается влияние Брехта , однако действие его пьес перенесено из политической и социальной сферы в область морали, нравственности, духовной жизни. Основными темами драматурга становятся предательство, вина, наказание, верность, свобода и справедливость.

Именно эта проблематика легла в основу пьесы, принесшей Дюрренматту мировую известность – Визит старой дамы (1957). Кроме славы, пьеса приносит автору и долгожданное материальное благополучие. В 1960-е он находится в расцвете своей литературной и театральной славы, одна за другой следуют престижные премии, драматург получает возможность путешествовать, заниматься общественной деятельностью.

Из других пьес наиболее известны Ангел приходит в Вавилон (1953), Физики (1962), Играем Стринберга (1970).

Творческое наследие Дюрренматта весьма объемно: он автор 23 пьес, многочисленных романов, новелл, рассказов, радиопьес, эссе. Среди них – сборник рассказов Город (1952), детективные произведения Судья и его палач (1952), Подозрение (1953), Обещание (1958), Правосудие (1985); повести Грек ищет гречанку (1955), Авария (1956), Поручение (1988), сборник статей Проблемы театра (1955), публицистические произведения Записки из Америки (1970), Я ставлю себя позади Израиля (1973), Соответствия (1976). В 1990, в период общественного переустройства стран социалистического лагеря, широкую известность получили две речи Дюрренматта, адресованные В.Гавелу и М.Горбачеву .

Скончался Ф.Дюрренматт 14 декабря 1990, в Невшателе, менее чем за месяц до своего 70-летнего юбилея.

Татьяна Шабалина

100 р бонус за первый заказ

Выберите тип работы Дипломная работа Курсовая работа Реферат Магистерская диссертация Отчёт по практике Статья Доклад Рецензия Контрольная работа Монография Решение задач Бизнес-план Ответы на вопросы Творческая работа Эссе Чертёж Сочинения Перевод Презентации Набор текста Другое Повышение уникальности текста Кандидатская диссертация Лабораторная работа Помощь on-line

Узнать цену

Особенности швейцарской литературы XX века во многом определяются сочетанием в пределах одного крошечного государства четырех культур: немецкой, французской, итальянской и ретороманской. Т.о. литература Швейцарии уникальна тем, что создается не на одном, а сразу на 4-х языках. Хотя литература каждого из языковых регионов (кроме ретороманской) тесно связана с родственной по языку литературой соседних стран, все же можно отметить и общенациональную черту, типичную для литературы Швейцарии в целом: интерес к повседневности, к бытовым подробностям жизни. На швейцарскую литературу так же в значительной степени повлияло и то, что во время двух мировых войн страна сохраняла нейтралитет и давала приют многим европейским авторам разных стилей и течений, например, экспрессионистам. Именно в Цюрихе зародилось авангардное течение искусства дадаизм. Здесь же в 60-е годы разразился знаменитый «цюрихский литературный спор» о праве современной литературы критически, с гуманных позиций реагировать на существующие общественные отношения и с этой целью «копаться в грязи и отбросах».

Макс Фриш начал свою литературную карьеру как журналист. В 1934 году опубликовал свой первый роман, написанный на немецком языке, «Юрг Рейнгарт», но потом на 20 лет ушел из литературы, став успешным архитектором. И вновь взялся за перо лишь в середине 50-х. Широкую известность принес роман «Штиллер» (1954), произведение необычное и по содержанию, и по форме. В пассажире поезда, пересекшего швейцарскую границу, узнают цюрихского скульптора Анатоля Штиллера. Известно, что он долгие годы жил в Цюрихе и Париже, а потом исчез. Однако у пассажира американский паспорт на имя Джеймса Уайта, и он категорически отказывается признавать себя Штиллером. Помещенный в камеру предварительного заключения герой начинает писать. Его записи – это воспоминания о прошлой жизни, о встречах с людьми, о браке (таким образом о прошлой жизни Штиллера читатель узнает «из вторых рук» - со лов Уайта). Надзирателю Кнобелю герой рассказывает о своей жизни в Америке – Уайт предстает в этих историях злодеем-суперменом, на счету которого пять убийств. Истории эти – правдивые и выдуманные – рассказывают о метаниях души, о почти истерической потребности человека вырваться из устоявшихся рамок собственной жизни и жизни общества. Герой стремится уйти от действительности, где людей приводят к стандартным ролям. Он пытается вернуть исходную свободу человека строить свою жизнь так, как ему хочется, - ведь если человек хоть в какой-то мере хозяин своей судьбы, должен же он располагать свободой выбора. Не случайно герой выбирает себе фамилию Уайт (англ. «белый») – чистый лист, на котором могут быть начертаны любые письмена. Тема «Штиллера» была точным отражением не только швейцарской действительности. С другой стороны, в «Штиллере», а затем в романе «Назову себя Гантенбайн» (1964) и во многих других произведениях писатель показал, что человек не может обрести свое настоящее «я» путем произвольного, анархического, эгоцентричного бунта. Объявив себя Уайтом и уехав в Америку, Штиллер все-таки не уходит от самого себя, не изменяет ни свою, ни чужую жизнь. Желая сохранить собственную свободу, он не признает такого же права за другими, например, за своей женой Юликой. «Не знаю, кто же я. Может быть – никто», говорит он. Очевидно, для реализации личности нужны какие-то иные движения души, иные поступки.

В 1953 году вышла в свет одна из самых острых политических комедий Фриша «Бидерман и поджигатели». Владелец небольшого парфюмерного магазина, испугавшись за собственную жизнь, сначала пускает в свой дом преступников, собирающихся поджечь город (убеждая себя, что они мирные жители, хотя видит, что они принесли на чердак канистры с бензином), а потом сам дает им в руки спички. Хор пожарных, иронически уподобляемый хору античной трагедии, торжественно призывает Бидермана к бдительности. Но обывателя не удержать никакими сентенциями, когда на карту поставлена личная безопасность, даже если она покупается ценой гибели других. Постепенно и в то же время внезапно для человека совершаются превращения его души. Никогда еще, как точно заметил Фриш, этот процесс не был для множества людей таким естественным.

Фридрих Дюрренматт говорил, что именно работа отца (он был священником и все время кого-то отпевал и хоронил) определила частое присутствие смерти в его произведениях. Ф.Д. был еще и художником: большинство своих книг иллюстрировал сам. Слава пришла к нему с пьесой «Визит старой дамы» (1956). Необычное врывается на сцену с первых же картин. Захудалый городок Гюллен где-то в Средней Европе. Курьерские поезда проносятся мимо. Но однажды сюда приезжает Старая Дама – американская миллиардерша Клара Цаханассьян. Она возвращается в свой родной город, где когда-то ее, дочь бедного каменщика, соблазнил и бросил возлюбленный ражи женитьбы на богатой невесте. Клара оказалась на панели, в приюте умер ее ребенок. За следующие сорок лет, что Клара, ставшая вдовой миллиардера, меняла мужей, Гюллен пришел в упадок. Появление Старой дамы обставлено необычно: вслед за ее чемоданами в гостиницу прибывает пустой гроб. Сразу ясно, что за всем этим стоит какая-то загадка. Оказывается, Клара хочет, чтобы за миллиард долларов был убит ее соблазнитель. Ф.Д. выстраивает действие динамичное, внезапное, интригующее. Он предпочитает фабулу с нарастающим напряжением, когда завязка подобна сжатой пружине, готовой в любой момент стремительно распрямиться. Поэтому в его пьесах всегда много событий, когда правдоподобное смешано с неправдоподобным, шутовское с мрачным и серьезным. В любой момент все способно измениться, обнажив скрытый смысл.

На требование Клары убить лавочника Альфреда Илла мэр города с достоинством отвечает под бурные овации: «Мы пока еще живем в Европе, и мы христиане. От имени жителей Гюллена и во имя гуманизма я отвергаю ваше предложение». На это Клара отвечает всего два слова: «Я подожду».

В пьесе Ф.Д. действуют отнюдь не чудовища, а, как настаивает сам автор. Обыкновенные люди. В них живы высокие порывы, правда, лишь до тех пор, пока по зрелом размышлении не становится ясно, что благородство не может заменить ни высокого оклада, ни возможности дать образование детям. «Визит старой дамы» - это жестокий фарс. Но автор советовал играть его «не жестоко, а со всей человечностью и непременно с юмором». Автора занимало поразительное единодушие таких разных персонажей. В маленькой лавочке Илла на бочку взбирается старый учитель: «Илл, вас убьют, я знаю это с самого начала. И вы тоже знаете это давно, хотя ни один человек в Гюллене не хочет этому верить. Слишком велико искушение, слишком безысходна наша нужда». И вот на собрании гюлленцев именно учитель, ссылаясь на античных классиков, обосновывает необходимость убийства – не ради богатства, а дабы «правосудие восторжествовало». Толпа горожан тесно обступает Илла, он падает на колени. В присутствии прессы торжественно объявляется: Илл скончался от паралича сердца, не перенеся радости от того, что стал причиной подаренного Кларой Цаханассьян миллиарда долларов. Пьеса кончается выступлением хора, но он не судит, как в античной трагедии, а вторит гюлленцам.

Ф.Д. написал также несколько детективных романов: «Судья и его палач», «Подозрение», «Обещание», «Правосудие». Но детективность свойственна всем его произведениям: как правило, в них ведется расследование, предпринимаются усилия распутать клубок необъяснимых, трагических происшествий. Сама жизнь в восприятии писателя недостоверна – ее ровная поверхность всегда скрывает преступления и загадки.

Автор постоянно провоцирует читателя. Там, где, следуя обычной логике, можно ожидать одного поворота событий, он предлагает другой, прямо противоположный. Планы, которые лелеют герои, рушатся, ни один расчет не оправдывается. В книгах Ф.Д. огромную роль играет случай, он обнаруживает двусмысленность жизни и действительное лицо персонажей. Ф.Д. полагал, что современный мир следует изображать на сцене только в форме комедии. Он создавал свои «модели» этого мира: парадоксальные и в то же время правдивые, заставляющие задуматься над ненадежностью очевидного. У него, как и случается обычно в комедиях, все основано на заблуждениях и ошибках. Но свои комедии Ф.Д. называл трагическими, ведь речь в них идет о счастье и безнадежности, о смысле и бессмысленности человеческого существования.



Волосы