Николай Ромадин: kolybanov — LiveJournal. Николай Ромадин. "Колдовская " живопись… Розовая весна ромадин

Однажды в мастерскую Николая Михайловича Ромадина пришел писатель Алексей Толстой. Небольшой пейзаж ему очень понравился, он снял его со стены, долго рассматривал и потом произнес лишь одно слово: "Колдовство!"

Родился будущий художник в Самаре, в семье железнодорожного рабочего. Его отец был не чужд живописи, в минуты отдыха доставал краски, кисти - писал картины о море, которого никогда не видел. Но он очень не хотел, чтобы сын стал художником, - эта профессия, по его убеждению, была несерьезной для мужчины. Однако когда отец был в отъезде, Коля брал его краски и кисти - тогда от них его нельзя было оторвать. Отцу это не нравилось, в семье назревал конфликт. В 1922 году Николай собрал свои нехитрые пожитки и уехал в Москву поступать во Вхутемас.

Вряд ли предполагал рассерженный отец, что его сын станет известнейшим художником, что и его скромные живописные опыты сделает всемирным достоянием - в 1997 году в испанском городе Севилье состоялась необычная выставка "Три поколения русских художников Ромадиных", на которой экспонировались его, Михаила Андреевича, картины, его сына Николая и внука Михаила. Выставка имела большой успех.

Николай Ромадин, будучи страстным, темпераментным и увлекающимся человеком, бросался в живописи из крайности в крайность, перепробовал в ней все - и тематические холсты на "актуальные" темы, и портрет, в котором добился большого признания. Его "Автопортрет", исполненный в 1948 году, ныне находится в галерее Уффици во Флоренции. Большая честь!

В конце 1930-х годов Ромадин неожиданно отказывается от всего им уже созданного, чем вполне мог гордиться, и уходит в чистый пейзаж. С мольбертом, холстами, красками и кистями, с небольшим рюкзаком он месяцами пропадал в северных, среднерусских и иных далях и весях.

Выставленное на первой персональной выставке в 1940 году, его творчество явило в отечественной живописи новое, самобытное имя. Большим событием стало посещение выставки Михаилом Васильевичем Нестеровым. Встреча имела очень важное значение для художника.

Неожиданной и, пожалуй, высшей наградой стала фотография Левитана, Михаил Васильевич передал ее Ромадину со словами: "Левитан подарил мне фотографию, как продолжателю традиций русского пейзажа. Храните ее, а потом, когда сочтете нужным, передайте ее дальше молодому художнику, который с честью может продолжить эту линию!"

В годы Великой Отечественной войны Николай Ромадин создал большую серию картин "Волга - русская река". Почти вся она теперь находится в Третьяковской галерее. Так же, впрочем, как и другая значительная живописная серия "Время года", созданная под влиянием музыки Чайковского и картин Клода Лоррена.

Картина "Керженец", написанная в 1946 году, стала этапной в творчестве художника. Самой характерной для него, самой романтической и таинственной. Ее сюжет, на первый взгляд, очень прост. Пора весеннего половодья, густой лес, словно вырастающий из темной, мрачной воды и застывший в каком-то томительном ожидании. И даже утлая лодчонка с двумя человеческими силуэтами не тревожит это волшебное, "берендеево" царство.

И "Керженец", и другие наиболее значительные произведения - "Кудинское озеро", "Яренский лес", "Белая ночь" "Зима в Островском", "Сенеж. Розовая зима", "Нарядная зима", "Туман. Ока", "В рязанских местах Есенина" удивительны по своему эмоциональному воздействию, по своему тончайшему образному волшебству.

Евграф КОНЧИН (из статьи "Колдовское озеро Николая Ромадина")

Еще один русский художник, чье имя мне было неизвестно.
Ромадина Н.М. называют выдающимся русским художником,мастером лирического русского пейзажа.


Весенний дождь. 1967


Воспоминание о Венцианове



Гроза,1967 г.
Становление искусства Н.М. Ромадина, сына художника-любителя, пришлось на послереволюционные годы, когда воздействие авангарда постепенно угасало. Ромадин, вначале автор портретов и картин бытового жанра, в 1930-е годы находит себя в лирическом пейзаже, где оставалось возможным "укрыться" от чуждой художнику пафосности социалистическо го реализма.


Черемуха,1971 г.


Половодье
Самый яркий период искусства Ромадина - 1940-1950-е годы, когда его картины воспринимались как развитие пейзажной линии крупнейших мастеров этого жанра первой половины века - М.В. Нестерова, И.Э. Грабаря, Н.П. Крымова. Но Ромадин - самобытный художник, способный вглядываться в мотив почти до растворения в нем - будь то вполне традиционные виды, как в сериях "Волга - русская река" (1949), "Времена года" (1953), или, наоборот, завораживающие, таинственные уголки ("Керженец", 1946; "Затопленный лес", 1950-е).


Керженец,1946 г.

Затопленный лес,1970 г.


Весенний ручей


Берендеев лес. 1978 г.


Весенний лес,1956 г.
Н. М. Ромадин умер 10 апреля 1987 года. Похоронен в Москве на Ваганьковском кладбище.


Весенняя чаща,1972 г.


Ель,освещенная солнцем,1964 г.


Лесная речка,1956 г.


Вербы в половодье


Розовая весна


Свежий ветер


Лесное озеро,1959 г.


Кудинское озеро


Село Хмелевка


В родных местах Есенина,1957 г.


В лесу зимой.Декабрь.1956 г.


Незамерзающая речка


Ночная тоска,1958 г.


У сельсовета,1957 г.


Бесконечно сложно сказать новое слово в искусстве, найти свой язык в живописи. Особенно трудно это сделать в пейзаже. Полотна Николая Ромадина, на первый взгляд, традиционны. Но чем дольше всматриваешься в картины художника, тем все более постигаешь особенный ромадинский почерк.

Однажды в мастерскую Николая Михайловича Ромадина пришел писатель Алексей Толстой. Небольшой пейзаж ему очень понравился, он снял его со стены, долго рассматривал и потом произнес лишь одно слово: "Колдовство!"

Родился будущий художник в Самаре, в семье железнодорожного рабочего. Его отец был не чужд живописи, в минуты отдыха доставал краски, кисти - писал картины о море, которого никогда не видел. Но он очень не хотел, чтобы сын стал художником, - эта профессия, по его убеждению, была несерьезной для мужчины. Однако когда отец был в отъезде, Коля брал его краски и кисти - тогда от них его нельзя было оторвать. Отцу это не нравилось, в семье назревал конфликт. В 1922 году Николай собрал свои нехитрые пожитки и уехал в Москву поступать во Вхутемас.

Вряд ли предполагал рассерженный отец, что его сын станет известнейшим художником, что и его скромные живописные опыты сделает всемирным достоянием - в 1997 году в испанском городе Севилье состоялась необычная выставка "Три поколения русских художников Ромадиных", на которой экспонировались его, Михаила Андреевича, картины, его сына Николая и внука Михаила. Выставка имела большой успех.

Николай Ромадин, будучи страстным, темпераментным и увлекающимся человеком, бросался в живописи из крайности в крайность, перепробовал в ней все - и тематические холсты на "актуальные" темы, и портрет, в котором добился большого признания. Его "Автопортрет", исполненный в 1948 году, ныне находится в галерее Уффици во Флоренции. Большая честь!

В конце 1930-х годов Ромадин неожиданно отказывается от всего им уже созданного, чем вполне мог гордиться, и уходит в чистый пейзаж. С мольбертом, холстами, красками и кистями, с небольшим рюкзаком он месяцами пропадал в северных, среднерусских и иных далях и весях.

Выставленное на первой персональной выставке в 1940 году, его творчество явило в отечественной живописи новое, самобытное имя. Большим событием стало посещение выставки Михаилом Васильевичем Нестеровым. Встреча имела очень важное значение для художника.

Неожиданной и, пожалуй, высшей наградой стала фотография Левитана, Михаил Васильевич передал ее Ромадину со словами: "Левитан подарил мне фотографию, как продолжателю традиций русского пейзажа. Храните ее, а потом, когда сочтете нужным, передайте ее дальше молодому художнику, который с честью может продолжить эту линию!"

В годы Великой Отечественной войны Николай Ромадин создал большую серию картин "Волга - русская река". Почти вся она теперь находится в Третьяковской галерее. Так же, впрочем, как и другая значительная живописная серия "Время года", созданная под влиянием музыки Чайковского и картин Клода Лоррена.

Картина "Керженец", написанная в 1946 году, стала этапной в творчестве художника. Самой характерной для него, самой романтической и таинственной. Ее сюжет, на первый взгляд, очень прост. Пора весеннего половодья, густой лес, словно вырастающий из темной, мрачной воды и застывший в каком-то томительном ожидании. И даже утлая лодчонка с двумя человеческими силуэтами не тревожит это волшебное, "берендеево" царство.

И "Керженец", и другие наиболее значительные произведения - "Кудинское озеро", "Яренский лес", "Белая ночь" "Зима в Островском", "Сенеж. Розовая зима", "Нарядная зима", "Туман. Ока", "В рязанских местах Есенина" удивительны по своему эмоциональному воздействию, по своему тончайшему образному волшебству.

Евграф КОНЧИН (из статьи "Колдовское озеро Николая Ромадина")

Еще один русский художник, чье имя мне было неизвестно.
Ромадина Н.М. называют выдающимся русским художником,мастером лирического русского пейзажа.


Весенний дождь. 1967


Воспоминание о Венцианове


Гроза,1967 г.

Становление искусства Н.М. Ромадина, сына художника-любителя, пришлось на послереволюционные годы, когда воздействие авангарда постепенно угасало. Ромадин, вначале автор портретов и картин бытового жанра, в 1930-е годы находит себя в лирическом пейзаже, где оставалось возможным "укрыться" от чуждой художнику пафосности социалистическо го реализма.


Черемуха,1971 г.


Половодье
Самый яркий период искусства Ромадина – 1940–1950-е годы, когда его картины воспринимались как развитие пейзажной линии крупнейших мастеров этого жанра первой половины века – М.В. Нестерова, И.Э. Грабаря, Н.П. Крымова. Но Ромадин – самобытный художник, способный вглядываться в мотив почти до растворения в нем – будь то вполне традиционные виды, как в сериях "Волга – русская река" (1949), "Времена года" (1953), или, наоборот, завораживающие, таинственные уголки ("Керженец", 1946; "Затопленный лес", 1950-е).


Керженец,1946 г.


Затопленный лес,1970 г.


Весенний ручей


Берендеев лес. 1978 г.


Весенний лес,1956 г.
Н. М. Ромадин умер 10 апреля 1987 года. Похоронен в Москве на Ваганьковском кладбище.


Весенняя чаща,1972 г.


Ель,освещенная солнцем,1964 г.


Лесная речка,1956 г.


Вербы в половодье


Розовая весна


Свежий ветер


Лесное озеро,1959 г.


Кудинское озеро


Село Хмелевка


В родных местах Есенина,1957 г.


В лесу зимой.Декабрь.1956 г.

Незамерзающая речка


Ночная тоска,1958 г.


Родился в Самаре 6 (19) мая 1903 в семье железнодорожного служащего. Учился в Самарском художественном техникуме (1922) и московском Вхутемасе (1923–1930) у Р.Р.Фалька, И.И.Машкова и П.П.Кончаловского. Испытал особое влияние живописной манеры мастеров «Союза русских художников» – с их импрессионистическим колоризмом и стремлением превратить сравнительно- простое натурное впечатление в символический «образ России».


Работы находятся в собраниях Государственная Третьяковская галерея, Москва.Государственная Третьяковская галерея Москва Государственный исторический музей, Москва.Государственный исторический музей Коллекция Дома-музея Максимилиана Волошина, Коктебель.Коллекция Дома-музея Максимилиана ВолошинаКоктебель Русский музее в Киеве, Украина.Украина Музей истории XX века, Париж.Париж Музей П. Людвига, Кёльн, Германия.Музей П. ЛюдвигаКёльнГермания Музей П. Людвига, Ахен, Германия.Ахен Коллекция Мерилендского университета, Вашингтон. Вашингтон Частные собрания России, США, Франции, Монако, Германии, Италии, Бельгии, Швейцарии, Люксембурга.


«Темперамент Ромадина скрытый, загнанный внутрь. В лучших его произведениях темперамент из внешне понятного динамизма и хаоса, поверхностно упорядоченного, как это часто бывает, переплавляется в спокойную и благородную форму, тихую и простую. В моем понимании, в этом принципе скрыто высокое художественное начало» Андрей Тарковский. Андрей Тарковский


«Ритмические повторы, перенасыщенность деталями картин Михаила Ромадина внутренне обогащают меня, напоминают о грандиозных фресках древних. Изгородь из кистей на столе (натюрморт Кисти и деньги) сравнима с рядом копий, которыми размахивают всадники на галопирующих конях в картинах Ренессанса» Тонино Гуэрра.Тонино Гуэрра















Конспект урока изо во 2 классе на тему «Красота вокруг нас»

Автор работы: Синидишкина Светлана Владимировна, учитель начальных классов МОУ "СОШ № 22", Республика Мордовия город Саранск
Цель: рисование пейзажа, передача настроения через цвет, создание определенного колорита;
Задачи:
1.Обучающие:
закрепить полученных знаний о глухих и звонких цветах, о технике смешивания основных цветов;
продолжить освоение техники живописи «тычок».
2.Развивающие:
развивать художественный вкус, формировать творческие способности и стремление к творчеству,
способствовать развитию пространственного мышления на примере составления композиции,
развивать мелкую моторику мышц рук, внимание, четкость.
3.Воспитательные:
воспитывать аккуратность, трудолюбие;
воспитывать художественный вкус на основе изучения произведений художников, воспитание любви к природе;

Мастер класс рассчитан на всех, кто увлекается творчеством и любит создавать красивые, оригинальные и неповторимые вещи своими руками, применение на уроках изо, во внеурочной деятельности.

Назначение: украшение интерьера.

Техника исполнения: «тычок», можно использовать «мазок», «наложение»

Вид занятия: тематическое рисование во 2 классе.

Оборудование для учителя:
1.Репродукции картин: Левитан И. Берёзовая роща. Поленов В. Бабочки.
Ромадин Н. Весенний дождь. Толстой Ф.
2.Компьютер, проектор;

Оборудование для учащихся:
1.Альбом;
2.Гуашевые (акварельные) краски:
3.Банки с водой;
4.Кисти.

Межпредметные связи: изобразительное искусство, литература.

Тип урока: закрепление пройденного.

Форма проведения: фронтальная, (совместно-индивидуальная).

Ход и структура урока:

1.Организационный момент
(психологическая подготовка учащихся к работе на уроке).

2.Определение темы, цели и задач урока.

Учитель:
- Сейчас посмотрим репродукции картин художников. Ваша задача - определить тему урока.

При просмотре картин возможны вопросы к учащимся:
- Посмотрите на цветовую гамму картин.
- Кто может назвать эту цветовую гамму (глухие и звонкие теплые цвета)
- Рассмотрите внимательно и опишите, что вы видите на этой картине словами.
- Посмотрите, как меняется цветовая гамма.

Левитан И. Берёзовая роща.

Поленов В. Бабочки.


Ромадин Н. Весенний дождь.


Толстой Ф. Букет цветов, бабочка и птичка.

Учитель:
- Итак, какая тема урока?
Дети:
- Тема нашего урока «Весна».
- Весенний пейзаж.
Учитель:
- Что такое пейзаж?
Дети:
- Изображение местности.

Учитель:
- Напоминаю, что мы видели и бабочек, и птичку, и вазу с цветами. (Если дети не ответят, то помочь.)
Учитель:
- Мы будем рисовать пейзаж "Красота вокруг нас" или "Красота весеннего дня".

3.Актуализация знаний.
Учитель:
- Для начала повторим то, что мы уже умеем при работе с красками.
Варианты ответов детей: гуашь не любит воду, акварель наоборот «аква» - вода, но при работе техникой «тычок» воды много не берём, а только смачиваем кисть, при изображении весеннего пейзажа и красоты вокруг нас используют яркие «звонкие» краски.

4.Физкультминутка.

Учитель:
- Перед началом работы давайте взбодримся, наберёмся сил, чтобы всю работу выполнить.

(Проговаривание с движениями)
Мы тычок возьмём вот так.
Это трудно? Нет, пустяк.
Вверх, вниз, вправо, влево
Застучали мы тычком,
Как девчонки каблучком.
(При необходимости повторить)

5.Применение изученных правил и выполнение практической работы.

1 этап работы - нанесение фона.


Учитель:
- С какого цвета начинаем работу?
- С чего начинается работа в пейзаже?
(Возможны разные ответы детей)

Дети:
- Прорисовываем фон.
- Небо – синие тычки.
- Поверхность земли – зелёная травка.


Прорисовывание белым цветом (смешивание красок).


2.Этап - рисование кроны деревьев.


Смешиваем с белым цветом.


3.Этап - прорисовывание деталей.
Учитель:
- Что еще можно изобразить на рисунке?

Дети (возможные ответы):
- Цветы, птицы, бабочки, солнышко, ручеёк.
Учитель:
- Дополните свою композицию самостоятельно.
Учитель:
-Что необходимо сделать, если у вас нет краски коричневого цвета?
Дети:
- Смешать красную и синюю краски.


Смешиваем краски с белым цветом.


(Во время практической работы учитель делает целевые обходы):
1) контроль организации рабочего места;
2) контроль правильности выполнения приемов работы;
3) оказание помощи учащимся, испытывающим затруднения;
4) контроль качества выполняемой работы.

6.Подведение итогов.

Учитель:
- Прикрепите свои рисунки к доске, под рисунком, который вам понравился больше других, поставьте плюсик.
Оценивание работ и высказывание детьми своих точек зрения (почему понравился рисунок)

7. Рефлексия.
Учитель:
- Поднимите баночку с гуашевой краской того цвета, который передаст ваше настроение и покажет, понравился ли вам урок:
Красный – очень понравился и у меня всё получилось.
Зелёный – не очень и мне надо потренироваться в рисовании и смешивании красок.
Синий – мне не понравилось и у меня ничего не получилось.

Практика показывает, что с таким видом работы справляются все учащиеся.

Учитель:
- Спасибо за урок. Урок закончен.
Приведите в порядок свое рабочее место.



Почему?