итал. barocco - странный, причудливый), одно из главных стилевых направлений в искусстве Европы и Америки кон. XVI - сер. XVIII вв. Б. свойственны контрастность, напряженность, динамичность образов, аффектация, стремление к величию и пышности, к совмещению реальности и иллюзии, к слиянию искусств (городские и дворцово-парковые ансамбли, опера, культовая музыка, оратория); одновременно – тенденция к автономии отдельных жанров (кончерто гроссо, соната, сюита в инструментальной музыке). Связано с дворянско-церковной культурой зрелого абсолютизма, тяготеет к торжественному «большому стилю». Барокко свойственны контрастность, напряженность, динамичность образов, стремление к величию и пышности, к совмещению реальности и иллюзии. Получило распространение в архитектуре, скульптуре и живописи.
Отличное определение
Неполное определение ↓
БАРОККО
итал. - причудливый, странный) - стиль в европейском искусстве конца XVI - середины XVШ веков. Барокко утвердилось в Европе в эпоху образования национальных государств. Искусство барокко, тесно связанное с аристократическими кругами и церковью, было призвано прославлять и пропагандировать их могущество.
Для искусства барокко характерны грандиозность и пышность, пристрастие к эффектам и зрелищам, к контрасту масштабов, материалов, света и тени, то есть пристрастие к внешним эффектам, помпезности, уход от насущных проблем, тяготение к фантастике.
Прежде всего барокко проявилось в архитектуре. Постройки стали вычурными, пышными. Парадные интерьеры приобретали разнообразные формы, причудливость которых подчеркивалась скульптурой, лепкой, орнаментом.
Барокко получило развитие и в других видах искусства - в живописи, поэзии, драме и особенно - в музыке.
Эпоха барокко дала миру выдающихся писателей (Т. Тассо, П. Кальдерон), художников (Караваджо, Корреджо, П. Рубенс, А. ван Дейк), архитекторов (Л. Бернини, Ф. Барромини), музыкантов (И.С. Бах, Г. Гендель, А. Вивальди), создавших поистине гениальные творения. Отличное определение
Неполное определение ↓
Подробности Категория: Разнообразие стилей и направлений в искусстве и их особенности Опубликовано 24.07.2014 18:16 Просмотров: 6591Как только не называли этот стиль! – Странный, склонный к излишествам, нелепый, вычурный, неестественный...
Поначалу эти характеристики звучали как насмешка. И всё только потому, что новый стиль не соответствовал канонам античного искусства, на основании которых должно строиться художественное произведение и которые в дальнейшем использовали классицизм и рационализм. То есть, только так и не иначе.
Но, как известно, нет ничего постоянного в мире: всё течёт, изменяется и приобретает новые качества и приоритеты. И вот новый XVII век ознаменовался новым стилем. Этот стиль подчинил себе все виды искусства: от интерьеров и одежды до музыки. Но придёт время – и его потеснит другой стиль...
В какой стране могло зародиться барокко? Конечно же, в Италии. Именно Италия была центром европейской культуры XVII-XVIII вв., и уже отсюда началось триумфальное шествие барокко по Европе. В каждой стране барокко имело свои особые национальные черты.
Особенности стиля барокко
Самыми главными чертами барокко являются его стремление к пышности и величию. Барокко были свойственны также динамичность, контрастность, что сильно отличало его от ренессансной гармонии.
Если говорить об эпохе и людях, живших в это время, то можно увидеть особое увлечение развлечениями, карточными играми, именно в это время стали популярны маскарады, фейерверки, вычурные женские причёски, корсеты, неестественно расширенные юбки на каркасах, а у мужчин – напудренные парики, бритое лицо и т.д. Как видим, сильное отступление от естественной жизни, которая отвергалась как дикость и бесцеремонность. Стоит только вспомнить, сколько сил прилагал Пётр I , чтобы «облагородить» русское общество того времени. В подготовленном по его указанию сборнике «Юности честное зерцало» вторая его часть полностью посвящена правилам поведения для «младых отроков» и девушек дворянского сословия. Фактически, это первый в России учебник этикета. Юному дворянину рекомендовалось учиться в первую очередь иностранным языкам, верховой езде, танцам и фехтованию. Добродетелями девушки признавались смирение, почтение к родителям, трудолюбие и молчаливость, целомудрие. Сочинение регламентировало практически все стороны общественной жизни: от правил поведения за столом до государственной службы. Книга формировала новый стереотип поведения светского человека, избегающего дурных компаний, мотовства, пьянства, грубости и придерживающегося европейских светских манер.
Барокко в живописи
Те же особенности барокко и в живописи: пышность форм, броские динамичность и яркость, незаурядность сюжетов. Самыми знаменитыми представителями этого стиля в живописи были Рубенс и Караваджо.
Питер Пауль Ру́бенс (1577-1640)
Южнонидерландский (фламандский) живописец, воплотивший подвижность, безудержную жизненность и чувственность европейской живописи эпохи барокко.
П.П. Рубенс «Автопортрет» (1623)
Его картины отличаются исключительным разнообразием, особенно это касается композиции: он использует диагональ, эллипс, спираль. Его палитра также разнообразна; богатство красок – отличительная особенность его картин. «Рубенсовские» женщины обычно несколько тяжеловесны, но привлекают своей грузной женской формой.
П.П. Рубенс «Похищение дочерей Левкиппа» (1618)
Сюжетом этой картины Рубенса является миф о братьях Касторе и Поллуксе (сыновьях Зевса и Леды), которые похитили дочерей царя Левкиппа – Гилаиру и Фебу. В этом сюжете Рубенса увлёк сам драматический момент похищения, дающий богатые возможности для пластических решений. На картине удивительным образом передана динамика движения. Движение в понимании Рубенса несёт в себе и эмоциональный порыв, и сюжетный смысл.
Рубенса считают новатором в изображении охотничьих сцен, которые также отличаются динамикой, неожиданной композицией и сочностью красок.
П.П. Рубенс «Охота на гиппопотама» (1618)
Архитектура барокко
Архитектура барокко поражает в первую очередь сложностью и размахом. Обилием сложных, обычно криволинейных форм, масштабными колоннадами. На фасадах зданий и в интерьерах – изобилие скульптуры. Часто многоярусные купола сложных форм. Бесконечное повторение, дублирование одних и тех же приемов.
Собор св. Петра (Ватикан)
И. Грабарь так пишет о римской архитектуре эпохи барокко: «Неврастеническая восторженность удваивает и утраивает все средства выражения: уже мало отдельных колонн, и их, где только можно, заменяют парными; недостаточно выразительным кажется один фронтон, и его не смущаются разорвать, чтобы повторить в нем другой, меньшего масштаба. В погоне за живописной игрой света архитектор открывает зрителю не сразу все формы, а преподносит постепенно, повторяя их по два, по три и по пяти раз. Глаз путается и теряется в этих опьяняющих волнах форм и воспринимает такую сложную систему подымающихся, опускающихся, уходящих и надвигающихся, то подчеркнутых, то теряющихся линий, что не знаешь, которая же из них верная? Отсюда впечатление какого- то движения, непрырывного бега линий и потока форм. Своего высшего выражения этот принцип достигает в приеме «раскреповок», в том многократном дроблении антаблемента, которое вызывает вверху здания прихотливо изгибающуюся линию карниза. Прием этот возведён мастерами барокко в целую систему, необыкновенно сложную и законченную. Сюда же надо отнести и прием групповых пилястр, когда пилястры получают по сторонам ещё полупилястры, а также прием плоских рам, обрамляющих междупилястровые интервалы». Такими средствами в архитектуре взамен ренессансного идеала ясной, устойчивой и завершенной в себе гармонии создавалось «призрачное ощущение».
Отличительные детали барокко – атланты (теламоны), кариатиды – для поддержки сводов, играющие роль колонн; маскароны (вид скульптурного украшения здания в форме головы человека или животного анфас).
Пожалуй, именно в архитектуре барокко представлено во всей полноте и разнообразии. Всех архитекторов этого стиля сложно даже перечислить, назовём лишь несколько имён: Л. Бернини, Ф. Борромини в Италии, Б. Ф. Растрелли в России, Ян Кристоф Глаубиц в Польше.
В итальянской архитектуре самым знаменитым представителем барокко был Карло Мадерна (1556-1629 гг.). Его главное творение – фасад римской церкви Санта-Сусанна (1603 г.).
Санта Сусанна (Рим)
Скульптор Лоренцо Бернини был также архитектором. Ему принадлежит оформление площади собора св. Петра в Риме и интерьеры, а также другие строения.
Площадь собора св. Петра в Риме
Стиль барокко получает распространение в Испании, Германии, Бельгии (Фландрии), Нидерландах, России, Франции, Речи Посполитой (Польше). В начале XVIII в. во Франции появился свой стиль, разновидность барокко – рококо . Он преобладал не во внешнем оформлении зданий, а только в интерьерах, а также в оформлении книг, в одежде, мебели, живописи. Стиль был распространен повсюду в Европе и в России. Но о нём мы расскажем позже. Сейчас же остановимся на русском барокко.
Барокко в России
В России барокко появилось ещё в конце XVII в. (его называли «нарышкинским барокко», «голицынским барокко»). В правление Петра I получает развитие в Санкт-Петербурге и пригородах в творчестве Д. Трезини так называемое «петровское барокко» (более сдержанное), оно достигает расцвета в правление Елизаветы Петровны в творчестве С. И. Чевакинского и Б. Растрелли.
Петровское барокко
Этим термином пользуются историки искусства для характеристики художественного стиля, одобренного Петром I и широко использованного для проектирования зданий в новой российской столице Санкт-Петербурге.
Это был архитектурный стиль, ориентировавшийся на образцы шведской, немецкой и голландской гражданской архитектуры. Хотя сводить всё многообразие архитектурных решений петровских архитекторов к барокко можно только с известной долей условности, т.к. здесь присутствуют черты классицизма и готики.
Архитектуре петровского времени свойственны простота объёмных построений, чёткость членений и сдержанность убранства, плоскостная трактовка фасадов. В отличие от нарышкинского барокко, популярного в это время в Москве, петровское барокко представляло собой решительный разрыв с византийскими традициями, которые доминировали в российской архитектуре почти 700 лет. Голицынское барокко имело сходство с итальянскими и австрийскими образцами.
К числу первых строителей Петербурга принадлежат Жан-Батист Леблон, Доменико Трезини, Андреас Шлютер, Дж. М. Фонтана, Николо Микетти и Г. Маттарнови. Все они прибыли в Россию по приглашению Петра I. Каждый из этих архитекторов вносил в облик сооружаемых зданий традиции своей страны, той архитектурной школы, которую он представлял. Курируя осуществление их проектов, традиции европейского барокко усваивали и русские зодчие, как, например, Михаил Земцов.
Петровские ассамблеи
Они были прообразом дворянского бала. Пётр I ввёл ассамблеи в культурную жизнь русского общества в декабре 1718 г.
Идея была заимствована Петром из форм проведения досуга, виденных им в Европе. Они проводились во все времена года, летом – на открытом воздухе. В программу ассамблей входили еда, напитки, танцы, игры и беседы. Согласно указу, посещение ассамблей было обязательно не только для дворян, но и для их жён, за чем зорко следил «царь балов» Ягужинский. Вчерашние бояре всячески пытались уклониться от участия в ассамблеях, не желая одеваться по новой моде и считая подобное времяпрепровождение неприличным. Недовольство вызывало и участие в увеселениях женщин. Для упреждения «прогулов» Ягужинский просматривал списки приглашённых на ассамблеи и вычислял «нетчиков». Вот так тяжело приживалась европейская мода (в данном случае стиль барокко) в России.
Доменико Трезини (1670-1734)
Итальянец, родившийся в Швейцарии. С 1703 г. работал в России, став первым архитектором Санкт-Петербурга. Трезини заложил основы европейской школы в русской архитектуре.
Петропавловский собор – одна из самых известных работ Доменико Трезини
Другие его работы:
Проект комплекса Александро-Невской лавры (1715 г.)
Аничков мост (1721 г.). Перестроен для увеличения пропускной способности переправы. Новый проект – деревянный 18-пролётный мост, в середине разводной пролёт. Строительство вёл голландский мастер Х. ван Болос.
Аничков мост (современный вид)
Петропавловский собор (1712-1733 гг.) Возведён на месте одноимённой деревянной церкви. Шпиль колокольни с фигурой летящего ангела водружён голландским мастером Х. ван Болосом.
Дом Трезини (1721-1726 гг.). Проектирование осуществлял сам Трезини, строительством занимался М. Земцов.
Расширение Зимнего дворца Петра I для Екатерины I (1726-1727 гг.)
Бартоломе́о Франче́ско Растре́лли (1700-1771)
Л.К. Пфандцельт «Портрет Растрелли»
Русский архитектор итальянского происхождения, академик архитектуры Императорской Академии художеств. Наиболее яркий представитель так называемого елизаветинского барокко.
Его работы:
Рундальский дворец (Латвия). Выстроен в стиле барокко по проекту Ф. Б. Растрелли для Э. И. Бирона в 1736-1740 гг.).
Митавский дворец (Латвия). Построен в XVIII в. по проекту Бартоломео Растрелли как парадная городская резиденция герцогов Курляндии и Семигалии в их столице Митаве (ныне Елгава).
Большой дворец (Петергоф). Расположен на южном берегу Финского залива.
Андреевская церковь (Киев). Православный храм в честь апостола Андрея Первозванного; построен в стиле барокко по проекту Бартоломео Растрелли в 1754 г.
Смольный собор (1748-1764), Воронцовский дворец (1749-1757), Большой Екатерининский дворец (1752-1756) – все в Санкт-Петербурге; павильон «Грот» в Царском Селе (1753-1757), павильон «Эрмитаж» в Царском Селе (1744-1754), Царский дворец в Киеве (1752-1770), Строгановский дворец и Зимний дворец в Санкт-Петербурге (1753-1762).
Зимний дворец (Эрмитаж)
Перечислены только сохранившиеся постройки этого архитектора. К сожалению, не всё, созданное Растрелли, сохранилось до настоящего времени.
Барокко в скульптуре
Величайшим скульптором и признанным архитектором XVII в. был итальянец Лоренцо Бернини.
Джованни Лоренцо Бернини (1598-1680)
Д.Л. Бернини «Автопортрет»
Самыми известными его скульптурами являются мифологические сцены похищения Прозерпины богом подземного царства Плутоном и чудесного превращения в дерево нимфы Дафны, преследуемой богом света Аполлоном, а также алтарная группа «Экстаз святой Терезы» в одной из римских церквей. Эта скульптура с вырубленными из мрамора облаками и словно развевающимся на ветру одеянием персонажей, с театрально преувеличенными чувствами, очень точно выражает позицию скульпторов этой эпохи.
Д.Л. Бернини «Похищение Прозерпины» (1621-1622). Галерея Боргезе
Д.Л. Бернини «Экстаз святой Терезы»
Литература барокко
В литературе барокко у писателей и поэтов проявилась тенденция воспринимать реальный мир как иллюзию или сон. Часто использовались аллегорические изображения, символы, метафоры, театральные приёмы, антитезы, риторические фигуры. Заметна тяга к символике ночи, теме бренности и непостоянства, жизни-сновидения. Одна из пьес П. Кальдерона так и называется: «Жизнь есть сон». Действия романов часто переносятся в вымышленный мир античности, в Грецию, придворные кавалеры и дамы изображаются в виде пастушков и пастушек, что получило название пасторали
. В поэзии – вычурность, использование сложных метафор. Распространены сонет, рондо, кончетти (небольшое стихотворение, выражающее какую-нибудь остроумную мысль), мадригалы (любовно-лирическое музыкально-поэтическое произведение).
В России к литературе барокко относятся С. Полоцкий, Ф. Прокопович.
Симео́н По́лоцкий (в миру Самуил Гаврилович Петровский-Ситнянович,1629-1680)
Деятель восточнославянской культуры, духовный писатель, богослов, поэт, драматург, переводчик, монах-базилианин, придворный астролог. Был наставником детей русского царя Алексея Михайловича: Алексея, Софьи и Фёдора.
Он также был одним из первых русских поэтов, автором силлабических виршей на церковнославянском и польском языках. Кроме стихотворного переложения Псалтири под названием «Псалтырь Рифмотворная», Полоцкий написал множество стихотворений, составивших сборник «Рифмологион», в которых воспевал разные события из жизни царского семейства и придворных, а также множество нравственно-дидактических поэм, вошедших в «Вертоград Многоцветный». Это сборник является вершиной творчества Симеона Полоцкого, а также одним из наиболее ярких проявлений русского литературного барокко.
С. Полоцкий написал также две комедии (школьные драмы) для зарождавшегося театра, особенным успехом пользовалась «Комедия притчи о Блудном сыне».
Музыка барокко
Музыка барокко появилась в конце эпохи Возрождения и предшествовала музыке классицизма . Вычурные формы, сложность, пышность и динамика были свойственны и музыке. Но многие произведения времени барокко стали классикой и исполняются до настоящего времени: фуги Иоганна Себастьяна Баха, произведения Георга Фридриха Генделя, «Времена года» Антонио Вивальди, «Вечерня» Клаудио Монтеверди.
Э.Г. Осман (Хаусманн) «Портрет И. С. Баха»
Для барочной музыки характерен музыкальный орнамент, ставший в расцвете стиля весьма изощрённым, развились способы игры на инструментах. Расширились рамки жанров, выросла сложность исполнения музыкальных произведений. В эпоху барокко появилась опера
. Многие музыкальные термины барокко используются до сих пор.
Ф.М. де Ла Каве «Портрет А. Вивальди»
Мода барокко
Мода эпохи барокко соответствует во Франции периоду правления Людовика XIV, второй половине XVII в. Это было время абсолютизма. При дворе царили строгий этикет, сложный церемониал. Костюм был подчинен этикету. Именно Франция была законодателем моды в Европе, поэтому в других странах быстро переняли французскую моду: в Европе установилась общая мода, а национальные особенности сохранились только в народном крестьянском костюме. До Петра I европейские костюмы в России почти не носили.
Костюм отличался чопорностью, пышностью, изобилием украшений. Идеалом мужчины был Людовик XIV, «король-солнце», искусный наездник, танцор, стрелок. Он был низок ростом, поэтому носил высокие каблуки.
Н. де Ларжильер «Портрет Людовика XIV с семьёй»
Поскольку Людовика короновали в возрасте 5 лет, то в моду вошли короткие курточки (брасьер), украшенные кружевами, штаны (ренгравы), похожие на юбку, тоже обильно украшенные кружевами. Жюстокор – тип кафтана, длиной до колен, его носили застегнутым, поверх него – пояс. Под кафтан надевали камзол без рукавов. Кафтан и камзол через 200 лет превратятся в пиджак и жилет. Воротник у жюстокора сначала был отложной, с полукруглыми вытянутыми вниз концами, а позже его сменило жабо. Кроме кружев, на одежде было много бантов. До Людовика XIII были популярны сапоги (ботфорты). В сапогах ходили даже на балах. Их продолжали носить и при Людовике XIV, но только уже в военных походах. В гражданской обстановке на первое место вышли туфли. До 1670 г. они украшались пряжками, а затем бантами. Сложно украшенные пряжки называли аграф.
Мужчины носили пышные парики, высоко торчащие вверх и распускавшиеся по плечам. Парики вошли в обиход при Людовике XIII, который был лыс. Позже они стали намного пышнее. Шляпы в 1660-е годы были широкополые с высокой тульей. В конце века их сменила треуголка, которая осталась популярной и в XVIII в.
Барокко в одежде
Женское платье было на подкладке из китового уса. Оно плавно расширялось к низу, сзади носили шлейф. Полный женский костюм состоял из двух юбок: нижней (фрипон, светлой) и верхней (модест, более тёмной). Нижняя юбка была видна, верхняя расходилась в стороны от нижней части лифа. По сторонам юбку украшали драпировки. Драпировки были также и по краю декольте. Талия - узкая, под платьем носили корсет.
В 1660-е годы модны были прически манчини и севинье, а позже в моду вошла прическа фонтанж. Это высокая прическа из множества локонов.
В моду вошли зонтики, у женщин – муфты, веера. Косметика использовалась без меры: лепили на лице всевозможные мушки (чёрная мушка создавала контраст с напудренными лицами и париками). Мужчины и женщины носили трости.
Популярными материалами того времени были шерсть, бархат, атлас, парча, тафта, муар, камлот, хлопок.
Барокко в интерьере
Здесь характерна показная роскошь. Большое распространение получила настенная роспись, хотя она была популярна и ранее.
Интерьер барокко
В интерьерах использовалось много цвета и крупных, богато украшенных деталей: потолок, украшенный фресками, мраморные стены, позолота. Характерны были цветовые контрасты, например, мраморный пол, оформленный плитками в шахматном порядке. Обильные позолоченные украшения – также характерная черта барокко.
Мебель была предметом искусства и предназначалась для украшения интерьера. Стулья, диваны и кресла обивались дорогой тканью. Были широко распространены огромные кровати с балдахинами и струящимися вниз покрывалами, гигантские шкафы.
Зеркала украшались скульптурами и лепниной с растительным узором. В качестве материала для мебели часто использовался южный орех и цейлонское чёрное дерево.
Стиль барокко подходит только для больших помещений, так как массивная мебель и украшения занимают большой объём в пространстве. Кстати, уже есть тенденция к его возвращению - некоторые обустраивают свои квартиры в этом стиле.
Барокко (итал. barocco - «причудливый», «странный», «склонный к излишествам», порт. perola barroca - «жемчужина неправильной формы» - характеристика европейской культуры XVII-XVIII веков.
Эпоха барокко
Эпоха барокко порождает огромное количество времени ради развлечений: вместо паломничеств - променад (прогулки в парке); вместо рыцарских турниров - «карусели» (прогулки на лошадях) и карточные игры; вместо мистерий - театр и бал-маскарад. Можно добавить ещё появление качелей и «огненных потех» (фейерверков). В интерьерах место икон заняли портреты и пейзажи, а музыка из духовной превратилась в приятную игру звука.
Черты барокко
Барокко свойственны контрастность, напряжённость, динамичность образов, аффектация, стремление к величию и пышности, к совмещению реальности и иллюзии, к слиянию искусств (городские и дворцово-парковые ансамбли, опера, культовая музыка, оратория); одновременно - тенденция к автономии отдельных жанров (кончерто гроссо, соната, сюита в инструментальной музыке).
Человек эпохи барокко
Барочный человек отвергает естественность, которая отождествляется с дикостью, бесцеремонностью, самодурством, зверством и невежеством. Женщина барокко дорожит бледностью кожи, на ней неестественная, вычурная причёска, корсет и искусственно расширенная юбка на каркасе из китового уса. Она на каблуках.
А идеалом мужчины в эпоху барокко становится кавалер, джентльмен - от англ. gentle: «мягкий», «нежный», «спокойный». Он предпочитает брить усы и бороду, душиться духами и носить напудренные парики. К чему сила, если теперь убивают, нажимая на спусковой крючок мушкета.
Галилей впервые направляет телескоп к звёздам и доказывает вращение Земли вокруг Солнца (1611), а Левенгук под микроскопом обнаруживает крошечные живые организмы (1675). Огромные парусники бороздят просторы мирового океана, стирая белые пятна на географических картах мира. Литературными символами эпохи становятся путешественники и искатели приключений.
Барокко в скульптуре
Скульптура — неотъемлемая часть стиля барокко. Величайшим скульптором и признанным архитектором 17 века был итальянец Лоренцо Бернини (1598-1680). Среди самых известных его скульптур - мифологические сцены похищения Прозерпины богом подземного царства Плутоном и чудесного превращения в дерево нимфы Дафны, преследуемой богом света Аполлоном, а также алтарная группа«Экстаз святой Терезы» в одной из римских церквей. Последняя из них со своими вырубленными из мрамора облаками и словно развевающимся на ветру одеянием персонажей, с театрально преувеличенными чувствами, очень точно выражает устремления скульпторов этой эпохи.
В Испании в эпоху стиля барокко преобладали деревянные скульптуры, для большого правдоподобия их делали со стеклянными глазами и даже хрустальной слезой, на статую часто надевали настоящие одежды.
Барокко в архитектуре
Для архитектуры барокко (Л. Бернини, Ф. Борромини в Италии, Б. Ф. Растрелл и в России, Ян Кристоф Глаубиц в Речи Посполитой) характерны пространственный размах, слитность, текучесть сложных, обычно криволинейных форм. Часто встречаются развернутые масштабные колоннады, изобилие скульптуры на фасадах и в интерьерах, волюты, большое число раскреповок, лучковые фасады с раскреповкой в середине, рустованные колонны и пилястры. Купола приобретают сложные формы, часто они многоярусны, как у собора Св. Петра в Риме. Характерные детали барокко - теламон (атлант), кариатида, маскарон.
Барокко в интерьере
Для стиля барокко характерна показная роскошь, хотя он сохраняет в себе такую важную черту классического стиля, как симметрия.
Настенная роспись (один из видов монументальной живописи) использовалась в украшении европейских интерьеров с ранне-христианских времён. В эпоху барокко она получила наибольшее распространение. В интерьерах использовалось много цвета и крупных, богато украшенных деталей: потолок, украшенный фресками, мраморные стены и части декора, позолота. Характерны были цветовые контрасты - например, мраморный пол, оформленный плитками в шахматном порядке. Обильные позолоченные украшения были характерной чертой данного стиля.
Мебель была предметом искусства, и предназначалась практически только для украшения интерьера. Стулья, диваны и кресла обивались дорогой, богато окрашенной тканью. Были широко распространены огромные кровати с балдахинами и струящимися вниз покрывалами, гигантские шкафы. Зеркала украшались скульптурами и лепниной с растительным узором. В качестве материала для мебели часто использовался южный орех и цейлонское чёрное дерево.
Стиль барокко не подходит для небольших помещений, так как массивная мебель и украшения занимают большой объём в пространстве.
Барочная мода
Мода эпохи барокко соответствует во Франции периоду правления Людовика XIV, второй половине XVII века. Это время абсолютизма. При дворе царили строгий этикет, сложный церемониал. Костюм был подчинен этикету. Франция была законодателем моды в Европе, поэтому в других странах быстро переняли французскую моду. Это был век, когда в Европе установилась общая мода, а национальные особенности отошли на задний план или сохранились в народном крестьянском костюме. До Петра I европейские костюмы носили также и в России некоторые аристократы, хотя не повсеместно.
Костюму были характерны чопорность, пышность, изобилие украшений. Идеалом мужчины был Людовик XIV, «король-солнце», искусный наездник, танцор, стрелок. Он был низок ростом, поэтому носил высокие каблуки.
Барокко в живописи
Стиль барокко в живописи характеризуется динамизмом композиций, «плоскостью» и пышностью форм, аристократичностью и незаурядностью сюжетов. Самые характерные черты барокко - броская цветистость и динамичность; яркий пример - творчество Рубенса и Караваджо .
Микеланджело Меризи (1571-1610), которого по месту рождения близ Милана прозвали Караваджо , считают самым значительным мастером среди итальянских художников, создавших в конце XVI в. новый стиль в живописи. Его картины, написанные на религиозные сюжеты, напоминают реалистичные сцены современной автору жизни, создавая контраст времен поздней античности и Нового времени. Герои изображены в полумраке, из которого лучи света выхватывают выразительные жесты персонажей, контрастно выписывая их характерность. Последователи и подражатели Караваджо, которых поначалу называли караваджистами, а само течение караваджизмом, такие как Аннибале Карраччи (1560-1609) или Гвидо Рени (1575-1642), переняли буйство чувств и характерность манеры Караваджо, так же как и его натурализм в изображении людей и событий.
Авторы: В. Д. Дажина, К. А. Чекалов, Д. О. Чехович (Общие сведения), В. Д. Дажина (Архитектура и изобразительное искусство), К. А. Чекалов (Литература), Ю. С. Бочаров (Музыка) Авторы: В. Д. Дажина, К. А. Чекалов, Д. О. Чехович (Общие сведения), В. Д. Дажина (Архитектура и изобразительное искусство), К. А. Чекалов (Литература); >>
БАРО́ККО (итал. barocco, предположительно от португ. barroco – жемчужина неправильной формы или от лат. baroco – мнемоническое обозначение одного из модусов силлогизма в традиц. логике), стиль в искусстве кон. 16–18 вв. Охватил все области пластич. искусств (архитектуру, скульптуру, живопись), литературу, музыку и зрелищные искусства. Стиль Б. был выражением типологич. общности нац. культур в период становления абсолютизма , которое сопровождалось тяжёлыми воен. конфликтами (в т. ч. Тридцатилетняя война 1618–48 ), укреплением католицизма и церковной идеологии (см. Контрреформация ). Благодаря этой общности правомерно говорить также о культурно-историч. эпохе Б., наследовавшей эпохе Возрождения . Хронологич. границы Б. не совпадают в отд. регионах (в Лат. Америке, ряде стран Центр. и Вост. Европы, в России стиль сформировался позднее, чем в Зап. Европе) и в разл. видах иск-ва (так, в 18 в. Б. исчерпало себя в зап.-европ. лит-ре, но продолжало существовать в архитектуре, изобразит. иск-ве, музыке). Родиной Б. по праву считается Италия. Б. преемственно связано с маньеризмом 16 в. и сосуществует с классицизмом .
Стиль Б. отразил новое, пришедшее на смену ренессансному гуманизму и антропоцентризму мироощущение, в котором противоречиво сочетались черты рационализма и мистич. спиритуализма, стремление к науч. систематизации знаний и увлечение магич. и эзотерич. учениями, интерес к предметному миру во всей его широте и религ. экзальтация. Науч. открытия, раздвинувшие границы универсума, принесли осознание бесконечной сложности мира, но в то же время превратили человека из центра мироздания в его малую часть. Разрушение равновесия между человеком и миром проявилось в антиномичности Б., тяготеющего к острым контрастам возвышенного и низменного, плотского и духовного, утончённого и брутального, трагического и комического и т. д. Спокойное равновесие, гармоничность ренессансного иск-ва сменились повышенной аффектацией, экзальтированностью, бурной динамикой. Вместе с тем, стремясь к активному воздействию на зрителя-слушателя, стиль Б. опирался на тщательно продуманную рациональную систему приёмов, в значит. степени основанную на риторике [прежде всего на учениях об «изобретении» (лат. inventio) и о стилистич. фигурах, «украшении» (лат. elocutio)]. Риторич. принципы переносились в разл. виды иск-ва, определяя построение лит. произведения, театрального действия, программ декоративных и монументальных живописных циклов, муз. композиций.
Желая соединить в рамках одного произведения контрастные образы, а нередко и элементы разл. жанров (трагикомедия, опера-балет и др.) и стилевых манер, мастера Б. особое значение придавали виртуозному артистизму: победа техники над материалом искусства символизировала торжество творческого гения, который обладает «остроумием» – способностью объединять в едином образе далёкие и несхожие между собой понятия. Гл. орудием «остроумия» служила метафора – важнейший из барочных тропов, «мать поэзии» (Э. Тезауро ).
Стремление к всестороннему воздействию на аудиторию вело к характерному для Б. сближению и взаимопроникновению разл. видов иск-ва (архит. иллюзии в живописи и сценографии, скульптурность и живописность архитектуры, театрализация скульптуры, поэтич. и живописная картинность музыки, соединение изображения и текста в фигурных стихах и в жанре эмблемы ). Патетич. «высокое» Б. с присущими ему грандиозностью и пышностью (архит. ансамбли, алтари и алтарные образы, триумфы и апофеозы в живописи, оперы на мифологич. сюжеты, трагедия, героич. поэма; театрализованные зрелища – коронации, свадьбы, погребения и т. п.) соседствовало с камерными (натюрморт в живописи, пастораль и элегия в литературе) и низовыми (комедийные интермедии в опере и школьной драме) формами Б. Жизнеподобие в иск-ве Б. нередко граничило как с эффектной театральностью (мотив мира как театра типичен для Б.), так и со сложной символикой: предмет, изображённый в реалистич. манере, таил в себе скрытый смысл.
Термин «Б.» возник в 18 в. в среде историков иск-ва, близких классицизму (И. Винкельман , Ф. Милициа); первоначально выражал негативную оценку итал. архитектуры 17 в., а позднее и всего иск-ва этого периода. Эпитет «барочный» в классицистич. нормативной эстетике служил обозначением всего, что находилось за пределами правил и противоречило упорядоченности и классич. ясности. В музыкознании термин «Б.» (впервые – в «Музыкальном словаре» Ж. Ж. Руссо, 1768) долгое время также имел негативный смысл, фиксируя внимание на определённых «странностях», выпадавших из норм классицизма. Одним из первых историч. интерпретацию Б. дал Я. Буркхардт (в кн. «Il Cicerone», 1855), определивший стиль Б. в связи с итал. архитектурой кон. 16 в. Теорию Б. как стиля в изобразит. иск-ве, отличного от Возрождения и классицизма, сформулировал Г. Вёльфлин («Ренессанс и барокко», 1888; «Основные понятия истории искусств», 1915), выделивший формальные категории для разграничения противоположных по своей сути стилей Возрождения и Б. Представление о Б. как историч. стиле было перенесено на литературу и музыку лишь в нач. 20 в. Совр. концепция Б. тяготеет к выведению его за пределы искусства и литературы, к перенесению его на такие области, как социология, политика, история, религия и философия. Иногда понятие «Б.» трактуют не в конкретно-историч. смысле, но как обозначение совокупности стилистич. черт, периодически повторяющихся на разл. стадиях эволюции культуры (так, элементы барочной стилистики усматривают в романтизме, экспрессионизме, сюрреализме, латиноамериканском магическом реализме и пр.).
Архитектура и изобразительное искусство
Отдельные черты стиля Б. (тяга к грандиозному, динамичность композиции, драматич. напряжённость) проявились уже в 16 в. в творчестве Корреджо , Микеланджело , Дж. да Виньолы , Ф. Бароччи, Джамболоньи . Расцвет Б. относится к 1620–30-м гг., завершающий этап приходится на сер. 18 в., а в некоторых странах на конец этого столетия.
В иск-ве Б. воплощалась идея торжествующей церкви, что способствовало решению масштабных архит. задач, созданию величественных ансамблей (площадь перед собором Св. Петра в Риме, перестройка важнейших рим. базилик, стиль чурригереско в Испании и др.), расцвету живописного оформления интерьеров и репрезентативной алтарной картины. Органичной для Б. была и идея триумфа власти, которая нашла отражение в иск-ве придворного Б., характерного не только для центров абсолютизма (Франция, Португалия, Испания, Австрия, Россия, некоторые государства Германии и Италии), но и для республик, утверждавших своё могущество (Венеция, Генуя).
Присущее Б. стремление к пышности форм, эффектной зрелищности наиболее отчётливо проявило себя в архитектуре. Именно в эпоху Б. рождается новое европ. градостроительство , вырабатывается тип совр. дома, улицы, площади, гор. усадьбы. В странах Лат. Америки градостроит. принципы Б. определили облик мн. городов. Получают развитие дворцово-парковые ансамбли (Версаль , Петродворец , Аранхуэс , Цвингер и др.), переживают расцвет декоративно-прикладные и малые скульптурные формы, садово-парковая пластика. Для архитектуры Б. характерны тяготение к синтезу искусств , подчёркнутое взаимодействие объёма с пространственным окружением (природная среда парка, открытость архит. ансамбля площади), криволинейность планов и очертаний, скульптурная упругость и пластичность форм, контрастная игра света и тени, разномасштабность объёмов, иллюзионизм (Дж. Л. Бернини , Ф. Борромини , Д. Фонтана , Пьетро да Кортона , К. Мадерна , К. Райнальди , Г. Гварини , Б. Лонгена , Х. Б. де Чурригера , Г. Хесиус, Л. Ванвителли и др.). С архитектурой активно взаимодействуют живопись и скульптура, преобразуя пространство интерьера; широко используются лепнина, разл. материалы в их эффектных и красочных сочетаниях (бронза, разноцветный мрамор, гранит, алебастр, позолота и пр.).
В изобразит. иск-ве Б. преобладают виртуозные по исполнению декоративные композиции религ., мифологич. или аллегорич. содержания (плафоны Пьетро да Кортона, А. Поццо , бр. Карраччи , П. П. Рубенса , Дж. Б. Тьеполо ), эффектные театрализованные парадные портреты (А. Ван Дейк , Дж. Л. Бернини, Г. Риго ), фантастич. (С. Роза , А. Маньяско ) и героич. (Доменикино ) пейзажи, а также более камерные формы портрета (Рубенс), пейзажа и архитектурных ведут (Ф. Гварди , Дж. А. Каналетто ), живописных притч (Д. Фетти ). Придворная жизнь, её театрализация способствовали активному развитию репрезентативных форм живописи (декоративные циклы росписей дворцовых апартаментов, батальная живопись, мифологич. аллегория и др.). Восприятие реальности как бесконечного и изменчивого космоса делает безграничным живописное пространство, которое открывается ввысь в эффектных плафонных композициях, уходит в глубину в изобретательных архит. пейзажах и театральных декорациях (сценография Б. Буонталенти, Дж. Б. Алеотти, Дж. Торелли, Дж. Л. Бернини, И. Джонса , семьи Галли-Биббиена и др.). Перспективные эффекты, пространственные иллюзии, линейные и композиц. ритмы, контраст масштабов нарушают целостность, рождают ощущение импровизации, свободного рождения форм, их изменчивости. Первостепенную роль играли оптич. эффекты, увлечение воздушной перспективой, передачей атмосферы, прозрачности и влажности воздуха (Дж. Б. Тьеполо, Ф. Гварди и др.).
В живописи «высокого» Б., ориентирующегося на т. н. большой стиль, отдавалось предпочтение историч. и мифологич. жанрам, считавшимся тогда высшими в жанровой иерархии. В эту эпоху возникают и плодотворно развиваются и «низшие» (по терминологии того времени) жанры: натюрморт, собственно жанровая живопись, пейзаж. Демократич. направление Б., чуждое театрализации и аффектации чувств, проявило себя в реалистич. бытовых сценках («живописцы реальности» во Франции, представители караваджизма , жанр бодегонес в Испании, бытовой жанр и натюрморт в Голландии и Фландрии), внецерковной религ. живописи (Дж. М. Креспи , Рембрандт ).
Стиль Б. существовал во множестве нац. вариантов, отличавшихся яркой самобытностью. Для флам. Б. наиболее характерно творчество Рубенса с его умением живописными средствами передавать ощущение полноты жизни, её внутр. динамики и изменчивости. Исп. Б. отличается большей сдержанностью и аскетичностью стиля в сочетании с ориентацией на местные реалистич. традиции (Д. Веласкес , Ф. Сурбаран , Х. де Рибера , арх. Х. Б. де Эррера ). В Германии (архитекторы и скульпторы Б. фон Нёйман , А. Шлютер , бр. Азам и др.) и Австрии (архитекторы И. Б. Фишер фон Эрлах и И. Л. фон Хильдебрандт ) стиль Б. часто соединялся с чертами рококо . В иск-ве Франции Б. сохраняет ренессансную рационалистич. основу, позже активно взаимодействует с классицистич. элементами (т. н. барочный классицизм). Отдельные стилистич. черты Б. проявились в подчёркнутом декоративизме построек парадных залов Версаля, декоративных панно С. Вуэ и Ш. Лебрена . Англия с характерным для её архитектуры культом классич. форм и палладианства (И. Джонс, К. Рен ) освоила более сдержанный вариант барочного стиля (преим. в декоративной живописи и оформлении интерьеров). В сдержанных, аскетичных формах стиль проявлялся и в некоторых протестантских странах (Голландия, Швеция и др.). В России развитие стиля Б. приходится на 18 в. (расцвет – 1740–50-е гг.), что было связано с ростом и укреплением абсолютной монархии. Более ранний период, определяемый как нарышкинское барокко , тесно связан с традициями архитектуры Древней Руси и не имеет прямого отношения к стилю Б. Своеобразие рус. Б. определялось не только устойчивостью нац. традиций и форм, но и взаимодействием барочных черт с классицизмом и рококо (скульптор К. Б. Растрелли , архитекторы Б. Ф. Растрелли , С. И. Чевакинский , Д. В. Ухтомский ). Нац. варианты стиля Б. возникли в Польше, Чехии, Словакии, Венгрии, Словении, Зап. Украине, Литве. Центрами распространения Б. были не только европ. страны, но и ряд стран Лат. Америки (особенно Мексика и Бразилия, где Б. приобрело гипертрофированные черты в формах ультрабарокко ), а также Филиппины и др. исп. колонии.
Литература
Ранние проявления Б. в литературе, сохраняющие близость к маньеризму, относятся к последней четв. 16 в.: трагедия Р. Гарнье «Ипполит» (1573), «Трагические поэмы» Т. А. д’Обинье (созд. в 1577–79, опубл. в 1616), поэма Т. Тассо «Освобождённый Иерусалим» (1581). Стиль угасает во 2-й пол. 17 в. (хронологич. границей Б. для Италии считается основание академии «Аркадия» в 1690), однако в слав. литературах продолжает удерживаться и в эпоху Просвещения.
Формотворческое экспериментальное начало, тяга к новизне, к необычному и непривычному в лит-ре Б. связаны со становлением новоевропейской картины мира и во многом порождены тем же обновлением познават. парадигм, что и науч. и географич. открытия рубежа 16–17 вв. Влияние новоевропейского эмпиризма сказывается в активном использовании писателями жизнеподобных и даже натуралистич. форм (не только в прозе, но и в поэзии), по закону контраста сочетающихся с гиперболизмом стиля и космизмом образного строя (поэма Дж. Марино «Адонис», опубл. в 1623).
Важнейшая составляющая Б. – стремление к разнообразию (лат. «varietas»), которое рассматривалось как один из критериев худож. совершенства поэзии (в т. ч. Б. Грасиан-и-Моралесом , Э. Тезауро, Тристаном Л’Эрмитом и особенно Ж. П. Камю, создателем монументального 11-томного труда «Пёстрая смесь», 1609–19). Всеохватность, стремление к суммированию знаний о мире (с учётом новейших открытий и изобретений) – характерные особенности Б. В иных случаях энциклопедизм оборачивается хаотичностью, коллекционированием курьёзов, последовательность обзора универсума принимает крайне прихотливый, индивидуально-ассоциативный характер; мир предстаёт как лабиринт слов, совокупность загадочных знаков (трактат иезуита Э. Бине «Опыт о чудесах», 1621). В качестве универсальных сводов разного рода истин и представлений о мире пользуются широкой популярностью книги эмблем: влияние эмблематики ощущается в поэзии Дж. Марино, Ф. фон Цезена, Я. Морштына , Симеона Полоцкого , в романе Б. Грасиан-и-Моралеса «Критикон» (1651–57).
Для лит-ры Б. характерно стремление к исследованию бытия в его контрастах (мрака и света, плоти и духа, времени и вечности, жизни и смерти), в его динамике и на разл. уровнях (маятниковое движение между ступенями социальной иерархии в романе Х. фон Гриммельсхаузена «Симплициссимус», 1668–1669). Поэтика Б. отмечена повышенным вниманием к символам ночи (А. Грифиус , Дж. Марино), теме бренности и непостоянства мира (Б. Паскаль , Ж. Дюперрон, Л. де Гонгора-и-Арготе ), жизни-сновидения (Ф. де Кеведо-и-Вильегас , П. Кальдерон де ла Барка ). В барочных текстах часто звучит экклезиастовская формула «суетности мира» (лат. vanitas mundi). Экстатичность, спиритуальное начало нередко сливаются с болезненной завороженностью смертью (трактат Дж. Донна «Биотанатос», опубл. в 1644; поэзия Ж. Б. Шассинье). Рецептом против этой завороженности может стать как стоическое равнодушие к страданиям (А. Грифиус), так и сублимированный эротизм (Ф. Депорт , Т. Кэрью). Трагизм Б. отчасти имеет социально-историч. детерминированность (войны во Франции, Германии и др.).
Отмеченная стилевой изощрённостью и насыщенная риторич. фигурами (повторами, антитезами , параллелизмами , градациями , оксиморонами и пр.), поэзия Б. развивалась в рамках нац. вариантов: гонгоризм и консептизм (в котором с особой силой выразилась присущая Б. нарочитая смысловая затемнённость) в Испании, маринизм в Италии, метафизическая школа и эвфуизм в Англии. Наряду с сочинениями светского, придворного и салонного (В. Вуатюр) характера важное место в поэзии Б. занимают духовные стихотворения (П. Флеминг , Дж. Херберт , Дж. Лубрано). Наиболее популярные жанры – сонет, эпиграмма, мадригал, сатира, религ. и героич. поэма и пр.
Для зап.-европ. Б. чрезвычайно значим жанр романа; именно в этом жанре Б. с наибольшей полнотой выявляет себя как интернациональный стиль: так, латиноязычный роман Дж. Барклая «Аргенида» (1621) становится моделью для повествоват. прозы всей Зап. Европы. Наряду с реально-бытовой и сатирич. модификациями барочного романа (Ш. Сорель , П. Скаррон , А. Фюретьер , И. Мошерош ) большим успехом пользовалась его галантно-героич. разновидность (Ж. де Скюдери и М. де Скюдери , Дж. Марини, Д. К. фон Лоэнштейн). Т. н. высокий роман Б. привлекал читателей не только запутанными перипетиями, обилием лит. и политич. аллюзий и хитроумным соединением «романического» и познават. начал, но и своим значит. объёмом, который можно считать одним из проявлений барочной «поэтики изумления», стремящейся охватить мир во всём его причудливом разнообразии. По структурным особенностям к галантно-героическому близок религ. роман Б. (Ж. П. Камю, А. Дж. Бриньоле Сале).
В культуре Б., отмеченной повышенной театральностью, важное место занимают драматич. жанры – как светские (елизаветинская драма в Англии, пасторальная трагикомедия, «новая комедия» в Испании), так и религиозные (испанские ауто , библейские драмы Й. ван ден Вондела ). К Б. относится и ранняя драматургия П. Корнеля ; его «Комическая иллюзия» (1635–36) – энциклопедия театральных жанров 16–17 вв.
Лит-ра Б., вслед за лит-рой маньеризма, тяготеет к жанровым экспериментам и смешению жанров (возникновение жанра эссе, ироикомической и бурлескной поэм, оперы-трагикомедии). В «Симплициссимусе» Х. фон Гриммельсхаузена соединяются элементы плутовского, аллегорич., утопич., пасторального романов, а также стилистика шванков и лубочных картинок. Учёная христианская эпопея «Потерянный рай» Дж. Мильтона (1667–74) вмещает в себя и целый ряд мелких жанров – оду , гимн , пасторальную эклогу , георгику, эпиталаму , жалобу, альбу и т. д.
Характерная особенность Б., парадоксальным образом сочетающаяся с тенденцией к анормативности, – склонность к теоретич. самоосмыслению: трактаты «Остромыслие и искусство изощрённого ума» Б. Грасиан-и-Моралеса (1642–48), «Подзорная труба Аристотеля» Э. Тезауро (опубл. в 1655). Ряд романов Б. включают в себя лит.-эстетич. комментарий: «Сумасбродный пастух» Ш. Сореля (1627), «Пёс Диогена» Ф. Ф. Фругони (1687–89); «Ассенат» Ф. фон Цезена (1670).
В слав. странах Б. обладает рядом особенностей, позволяющих говорить о «славянском Б.» как особой модификации стиля (термин предложен в 1961 А. Андьялом). В ряде случаев в нём ощутима вторичность по отношению к зап.-европ. образцам (Я. Морштын как продолжатель маринизма в польск. поэзии), однако первая польск. поэтика М. К. Сарбевского («Praecepta poetica», нач. 1620-х гг.) по времени опережает трактаты Б. Грасиан-и-Моралеса и Э. Тезауро. Высшие достижения слав. Б. связаны с поэзией (философская и любовная лирика в Польше, религ. поэзия в Чехии). В русском лит. Б. менее выражено трагич. мироощущение, ему присущ парадный, гос. пафос, просветительское начало, сильно выраженное у основоположника поэтич. Б. в России Симеона Полоцкого, его ученика Сильвестра (Медведева) и Кариона Истомина . В 18 в. традиции Б. были поддержаны Феофаном Прокоповичем и Стефаном Яворским ; повествоват. структуры барочного романа использованы в масонской прозе («Кадм и Гармония» М. М. Хераскова , 1786).
Музыка
Стиль Б. преобладал в европ. проф. музыке 17 – 1-й пол. 18 вв. Границы эпохи Б., как и традиц. разделение на этапы раннего (1-я пол. 17 в.), зрелого (2-я пол. 17 в.) и позднего (1-я пол. 18 в.) Б., весьма условны, т. к. Б. утверждалось в музыке разных стран неодновременно. В Италии Б. заявило о себе на рубеже 16–17 вв., т. е. примерно на 2 десятилетия раньше, чем в Германии, а в рус. музыку оно проникло лишь в последней четв. 17 в. в связи с распространением партесного пения .
В совр. представлении Б. – комплексный стиль, объединяющий многообразные манеры композиции и исполнительства, т. е. собственно «стили» в понимании муз. теоретиков 17–18 вв. («церковный», «театральный», «концертный», «камерный»), стили нац. школ и отд. композиторов. Многообразие Б. в музыке наглядно проявляется при сравнении таких далёких друг от друга в стилистич. отношении сочинений, как оперы Ф. Кавалли и Г. Пёрселла , полифонич. циклы Дж. Фрескобальди и скрипичные концерты А. Вивальди , «Священные симфонии» Г. Шютца и оратории Г. Ф. Генделя . Они, однако, демонстрируют значит. степень общности при сопоставлении их с образцами ренессансной музыки 16 в. и с классич. стилем 2-й пол. 18 – нач. 19 вв. Как и в предшествующие муз.-историч. эпохи, музыкальное в Б. тесно связано с внемузыкальным (словом, числом, танцевальным движением); однако возникает и новое явление – обособление сугубо музыкальных способов организации, сделавшее возможным расцвет жанров инструментальной музыки.
Эпоху Б. в музыке нередко называют эпохой генерал-баса , отмечая тем самым широкое распространение и важную роль этой системы сочинения, записи и исполнения музыки. Возможность разл. расшифровки генерал-баса свидетельствует о специфике барочных сочинений – их принципиальной вариантности и существенной зависимости от конкретного исполнительского воплощения, при котором исполнителям (как правило, при отсутствии подробных авторских указаний в нотном тексте) приходится самим определять темп, динамич. нюансы, инструментовку, возможность использования мелодич. украшений и т. д. вплоть до значит. роли импровизации в ряде жанров (напр., в «нетактированных» прелюдиях франц. клавесинистов 17 в. Л. Куперена, Н. Лебега и др., в каденциях солистов в инструментальных концертах 18 в., в репризных разделах арий da capo).
Б. – первый стиль в истории европ. музыки с очевидным господством мажорно-минорной тональной системы (см. Гармония , Тональность ). Именно в рамках Б. впервые заявила о себе гомофония (разделение муз. фактуры на главный мелодич. голос и сопровождение). Тогда же сформировался и достиг своей вершины (в творчестве И. С. Баха ) свободный стиль полифонии и его высшая форма – фуга ; в музыке Б. используется б. ч. смешанный тип фактуры, сочетающий элементы полифонии и гомофонии. Именно в это время складывается индивидуализиров. муз. тематизм. Как правило, барочная муз. тема состоит из яркого начального интонационного ядра, за которым следует более или менее продолжит. развёртывание, приводящее к краткому завершению – кадансу. Барочным темам, как и целым сочинениям, по сравнению с классическими, опирающимися на довольно жёсткий песенно-танцевальный каркас, свойственна гораздо большая метроритмическая свобода.
В эпоху Б. музыка расширила свои выразит. возможности, в особенности в стремлении передать многообразие душевных переживаний человека; они представали в виде обобщённых эмоциональных состояний – аффектов (см. Аффектов теория ). Однако гл. задачей музыки в эпоху Б. считалось прославление Бога. Поэтому в жанровой иерархии, зафиксированной в теоретич. трактатах того времени, первенство неизменно отводилось жанрам церковной музыки. Тем не менее на практике светская музыка оказалась не менее значимой, особенно в области муз. театра. Именно в эпоху Б. сложился и прошёл весьма длительный период своей истории важнейший муз.-сценич. жанр – опера , степень распространения и развития которого во многом являлась показателем уровня муз. культуры той или иной страны. Центрами оперного иск-ва в эпоху Б. стали Венеция (поздний К. Монтеверди , Ф. Кавалли, М. А. Чести ), Рим (С. Ланди), Неаполь (А. Скарлатти ), Гамбург (нем. оперы Р. Кайзера , Г. Ф. Генделя), Вена (Чести, А. Кальдара , И. Й. Фукс ), Париж (Ж. Б. прелюдия , фуга, хоральные вариации и т. д.), имели, тем не менее, не литургич., а концертное назначение. Активно использовались и др. жанры инструментальной музыки: трио-соната (А. Корелли , Г. Ф. Телеман и др.), танцевальная сюита для разл. составов – от клавесина или скрипки соло до больших ансамблей (Ф. Куперен, И. С. Бах, Г. Ф. Гендель и др.), концерт для солирующего инструмента с оркестром (А. Вивальди, И. С. Бах и др.), кончерто гроссо (Корелли, Гендель). В кончерто гроссо (ансамблево-оркестровом концерте с выделением группы солистов) ярко проявились характерные качества Б. – активное использование принципа концертирования, контрастные сопоставления различных по плотности звуковых масс (подобными качествами обладают и мн. вокальные сочинения эпохи Б., включая т. н. духовные концерты, получившие особое распространение в России в кон. 17–18 вв.).
Связь с риторикой выражается как в общих принципах расположения муз. материала, так и в использовании конкретных мелодико-ритмич. оборотов с устоявшейся семантикой – т. н. муз.-риторич. фигур, которые в вокальной музыке усиливали значение словесного текста, а в инструментальной – в определённой мере позволяли «расшифровать» образное содержание (впрочем, для раскрытия содержания Ф. Куперен, Ж. Ф. Рамо, Г. Ф. Телеман инструментальным сочинениям нередко давали характерные названия, а И. Фробергер , И. Кунау , А. Вивальди даже сопровождали их развёрнутыми лит. программами). Однако и лишённая поддержки слова инструментальная музыка, во многом сохранявшая свои прикладные функции (танцевальная, застольная и т. п.), постепенно приобретала эстетич. самоценность, превращаясь в собственно концертную.
Schnurer G . Katholische Kirche und Kultur in der Barockzeit. Paderborn, 1937; Retorica e Barocco. Roma, 1955; Die Kunstformen des Barockzeitalters / Hrsg. von R. Stamm. Bern, 1956; Ренессанс. Барокко. Классицизм. Проблема стилей в западноевропейском искусстве XV–XVII вв. М., 1966; Барокко в славянских культурах. М., 1982; Croce B . Storia dell’età barocca in Italia. Mil., 1993; Paul J.-M. Images modernes et contemporaines de l’homme baroque. Nancy, 1997; Battistini A . Il barocco: cultura, miti, immagini. Roma, 2000; Вельфлин Г. Ренессанс и барокко: Исследование сущности и становления стиля барокко в Италии. СПб., 2004.
Архитектура и изобразительное искусство. Riegl A . Die Entstehung der Barockkunst in Rom. W., 1908; Weisbach W. Der Barock als Kunst der Gegenreformation. B., 1921; idem. Die Kunst des Barock in Italien, Frankreich, Deutschland und Spanien. 2. Aufl. B., 1929; Male E. L’art religieux après le concile de Trente. P., 1932; Fokker T. H. Roman Baroque art. The history of the style. L., 1938. Vol. 1–2; Praz M. Studies in seventeenth century imagery: In 2 vol. S. l., 1939–1947; Mahon D. Studies in seicento art and theory. L., 1947; Friedrich C. J. The age of Baroque, 1610–1660. N. Y., 1952; Argan G. C. L’architettura barocca in Italia. Rome, 1960; Battisti E. Renaiscimento e barocco. Firenze, 1960; Bialostocki J. Barock: Stil, Epoche, Haltung // Bialostocki J. Stil und Ikonographie. Dresden, 1966; Keleman P. Baroque and Rococo in Latin America. N. Y., 1967; Ротенберг Е. И. Западноевропейское искусство XVII в. М., 1971; Held J . S., Posner D. 17th and 18th century art: baroque painting, sculpture, architecture. N. Y., 1971; Русское искусство барокко. М., 1977; Виппер Б. Архитектура русского барокко. М., 1978; Voss H. Die Malerei des Barock in Rom. S. F., 1997; The triumph of baroque: architecture in Europe, 1600–1750 / Ed. H. Millon. N. Y., 1999; Базен Ж. Барокко и рококо. М., 2001.
Литература. Raymond M. Baroque et renaissance poétique. P., 1955; Getto G . Barocco in prosa e in poesia. Mil., 1969; Sokoł owska J . Spory o barok. Warsz., 1971; Dubois Cl.-G. Le Baroque. P., 1973; Славянское барокко. М., 1979; Emrich W . Deutsche Literatur der Barockzeit. Königstein, 1981; Questionnement du baroque. Louvain; Brux., 1986; Identitа̀ e metamorfosi del barocco ispanico. Napoli, 1987; Hoffmeister G. Deutsche und europä ische Barockliteratur. Stuttg., 1987; Souiller D. La littérature baroque en Europe. P., 1988; Le baroque littéraire: théorie et pratiques. P., 1990; Павиℏ М . Барок. Београд, 1991; Сазонова Л. И. Поэзия русского барокко (вторая пол. XVII – нач. XVIII в.). М., 1991; Kuchowicz Z. Czł owiek polskiego baroku. Ł odż , 1992; Барокко в авангарде – авангард в барокко. М., 1993; Михайлов А. В. Поэтика барокко: завершение риторической эпохи // Михайлов А. В. Языки культуры. М., 1997; Женетт Ж. Об одном барочном повествовании // Фигуры. М., 1998. Т. 1; Hernas Cz. Barok. Warsz., 1998; Силюнас В. Ю. Стиль жизни и стили искусства: (Испанский театр маньеризма и барокко). СПб., 2000; D’Ors E. Lo Ваrоссо. Madrid, 2002; Rousset J. La littératurе de l’âge baroque en France: Circé et le paon. P., 2002.
Музыка. Bukofzer M. Music in the Baroque era from Monteverdi to Bach. N. Y., 1947; Clercx S. Le baroque et la musique. Brux., 1948; Le baroque musical. Recueil d’études sur la musique. Liège, 1964; Dammann R. Der Musikbegriff im deutschen Barock. Köln, 1967; Blume F. Renaissance and Baroque music. A comprehensive survey. N. Y., 1967; idem. Barock // Epochen der Musikgeschichte in Einzeldarstellungen. Kassel, 1974; Stricker R. Musique du baroque. ; Stefani G. Musica barocca. Mil., 1974; Ливанова Т. Н. Западноевропейская музыка XVII–XVIII вв. в ряду искусств. М., 1977; Раабен Л. Музыка барокко // Вопросы музыкального стиля. Л., 1978; Braun W. Die Musik des 17. Jahrhunderts. Laaber, 1981; Donington R. Baroque music: style and performance. N. Y., 1982; Palisca C. V. Baroque Music. 3rd ed. Englewood Cliffs, 1991; Baron J. H. Baroque music: a research and information guide. N. Y., 1992; Лобанова М. Западноевропейское музыкальное барокко: проблемы эстетики и поэтики. М., 1994; Anderson N. Baroque music from Monteverdi to Handel. L., 1994.
Возникновение стиля связывают с Италией XVI-го века. В этот кризисный период страна потеряла свою экономическую и политическую значимость, однако оставалась культурным центром Европы. Церковь и знать, стараясь продемонстрировать свою мощь и состоятельность в напряжённых финансовых условиях, обратились к искусству. Стремление к иллюзорной роскоши и богатству дало начало направлению барокко.
Барокко кардинально противоположено рационализму и классицизму. Из характерных особенностей выделяют:
- Динамичность образов;
- Совмещение реального и иллюзорного;
- Контрастность;
- Аффектация;
- Напряжённость;
- Гиперболизированная пышность и объём;
- Стремление к величию.
Барокко в живописи
(Никола Ланкре "Танцы в павильоне" )
На живопись эпохи барокко оказала воздействие популярность театрального направления. Слова Шекспира: «Весь мир - театр, а люди в нём актёры» красноречиво описывают многие знаменитые произведения того времени. Ярчайший пример - картины П. П. Рубенса «Три грации» и «Версавия», в которых реалистические пейзажи дополнены бархатными красными занавесами.
(Рафаэль "Портрет Маддалены Дони ")
Преобладающим жанром становится портрет. Все европейские монархи жаждут увековечить своё величие на полотнах известных мастеров. И каждый именитый художник практикует написание портретных картин, в том числе Рафаэль, Гольбейн, Тициан, Леонардо, Дюрер и другие. О мастерстве творца судят по его портретным навыкаем, пригашают на службу как портретиста.
(Диего Веласкес "Менины" )
Творчество Диего Веласкеса пришлось на золотой век Испанской живописи. Служа при дворе короля, он пишет серию портретов королевской семьи. Каждая новая работа отличается использованием разнообразных приёмов и технических усложнений. Излюбленная Веласкесом часть изображений - эффект зеркала, расширяет границы холста. Её можно наблюдать на полотнах «Менины», «Венера перед зеркалом».
Отличительными особенностями Испанского искусства в общем смысле выделяют дуализм аскетичного и телесного, возвышенного и приземлённого, идеалистического и реального, а также декоративность, насыщенность цвета, замысловатость форм.
Барокко в архитектуре
(Микеланджело Буонарроти - Cобор св. Петра в Риме )
Основой идеологии барокко было противостояние различных вероучений на фоне раскола церкви (на католиков и протестантов), противодействие феодальных тенденций буржуазным. Духовная сила религии ослабевает, что приводит к разногласиям светского общества и религиозного. В сложившихся драматических обстоятельствах образуется новый взгляд на архитектуру. Стиль, начало которого выражало протест угнетению силы, с течением времени в корни изменил свои мотивы. Богатые заказчики по достоинству оценили широкое многообразие пластичных форм. Вследствие чего идейные формы выражали лишь композиционные приёмы.
(Микеланджело Буонарроти - Дворец консерваторов в Риме )
У истоков стиля стоял живописец и архитектор Микеланджело Буонаротти. Величайший мастер пластического искусства воплотил в жизнь проект капеллы Медичи, одновременно трудясь над вестибюлем библиотеки Лауренциана (1520-1534 гг). Эти работы признаны первыми архитектурными произведениями барокко.
Известнейшие мастера барокко XVII века - Л.Бернини и Ф.Борромини. Их творческие взгляды расходились. Борромини унаследовал архитектурный дух Микеланджело с его динамической напряжённостью, массивностью пространства, экспрессией, подчёркнутыми контрастами. Основное направление творчества Бернини - откровенное выражение величества и неприкрытая роскошь.
Помимо отличий, в работах этих мастеров просматриваются схожие черты, присущие большинству представителей стиля:
- Эффектность, достигнутая наполненностью пространства;
- Пышность форм;
- Преувеличенный пафос;
- Пластические изломы, прогибы;
- Усложнённость, не всегда до конца оправданная.
Пространства в барокко имеют сложные построения. В отличие от ренессанса, где предпочтение отдаётся правильным геометрическим формам (квадрат, круг), в барокко излюбленная фигура - это овал, придающий неопределённость и фантазийность общему объему. Но и эта форма зачастую дополняется характерными изгибами линий, стены имеют выпуклые и вогнутые участки. Конфигурация плана усложняется соприкасающимися объёмами, границы между которыми еле уловимы, смежные элементы воспринимаются одним целым. Динамика пространства подчёркивается распределением светотени. Затемнённые участки контрастируют с ярко освещёнными акцентами. Один из наиболее часто применимых приёмов - световой сноп от полураскрытых проёмов, который точечно разрезает воздушную среду.
(Цвингер, Дрезден 1719 г. )
Культовое строительство обрело второе дыхание во времена барокко. Огромное значение на религиозный мир оказало окончание затянувшегося строительства собора Святого Петра в Риме. Главный католический храм представлял собой центрический объём с грандиозным куполом во главе. Большую часть работы над зданием провёл Микеланджело, а после пересмотра планировки Бернини заканчивал работы. Он обрамил соборную площадь группой величественных колонн.
(Большой Екатерининский дворец в России в стиле барокко )
Архитектура барокко так популярная в Италии не пришлась по вкусу странам с протестантскими взглядами, таким как Шотландия, Англия, северная Германия, Скандинавия. Зато в XVII веке австрийцы, после упрочнения императорской власти, часто приглашали итальянских мастеров для работы над дворцами.
(Зимний дворец также сооружен в стиле барокко)
К началу XVIII века архитектура барокко претерпела некоторые изменения. На смену прямым линиям пришли ломаные и извилистые. Широко применялась лепнина, скульптура, крупные зеркала, вазоны. В это время разрабатывались и реализовались масштабные проекты, впервые применялись техники ансамблевого строительства.
Заключение
Барокко как стилевое направление получило своё развитие на рубеже XVI-XVII вв. - XVIII в. Историческое течение того времени предполагало возникновение культуры противоречия церковного и светского. На стыке вкусов двух значимых составляющих общества зародилась нарочитая роскошь и богатство барокко. Безграничный поток фантазии мастеров насытил этот стиль торжественностью, пышными формами, импульсивностью, разнообразием и избытком декоративных элементов. Искусство этого стиля, несмотря на очевидные признаки, развивается и насыщается новыми приёмами, и по сей день.
Что?