Музыкальные инструменты народов мира. Исследовательский проект на тему: «Музыкальные инструменты народов мира. Баян Музыкальные инструменты разных стран и народов

Мир полон самых разных, удивительных и необычных звуков. Сливаясь воедино, они превращаются в мелодию: умиротворяющую и бодрую, веселую и грустную, романтичную и тревожную. Вдохновляясь звуками природы, человек создал музыкальные инструменты, с помощью которых получается воссоздать самые впечатляющие, душещипательные мелодии. И кроме известных всему миру инструментов, типа фортепьяно, гитары, барабана, саксофона, скрипки и прочих, существуют музыкальные инструменты, не менее интересные как по внешнему виду, так и по звучанию. Предлагаем ознакомиться с десяткой наиболее интересных музыкальных инструментов мира.

Вистл

Этот музыкальный инструмент – основа ирландской культуры. Редко когда ирландская музыка обходится без звучания этого аутентичного инструмента: веселые мотивы джиги, быстрые польки, душевные эйры – в каждом из представленных направлений чувствуется голос вистлы.

Инструмент представляет собой продолговатую флейту со свистком на одном из концов и 6 отверстиями на лицевой стороне. Как правило, изготавливают вистлы из жести, но инструменты из дерева, пластика и серебра также имеют право на существование.

История появления вистла уходит далеко в 11-12 век. Именно этими временами датируются первые воспоминания о данном инструменте. Вистл легко сделать из подручных материалов, именно поэтому инструмент особо ценился среди простого народа. Ближе к ХIХ веку установился общий стандарт для вистла – продолговатая форма и 6 отверстий, используемых для игры. В развитие инструмента наибольший вклад сделал англичанин Роберт Кларк: он предложил изготавливать инструмент из легкого металла – белой жести. Благодаря хрипловатому и задорному звучанию, вистл очень полюбился ирландскому народу. С тех пор этот инструмент стал самым узнаваемым народным инструментом.

Принцип игры на вистле очень прост, причем настолько, что даже если вы никогда не брали в руки этот инструмент, после 2-3 часов усердных тренировок сможете сыграть свою первую мелодию. Вистл одновременно простой и сложный инструмент. Сложность заключается в его чувствительности к дыханию, а простота – в легком достижении аппликатуры.

Варган

Этот древнейший язычковый инструмент за века своего существования практически не изменился внешне. От старославянского «варги» означают «уста». Именно в названии инструмента скрывается способ извлечения звуков из инструмента. Наиболее варганы распространены среди народов севера: эскимосов, якутов, башкиров, чукчей, алтайцев, тувинцев и бурятов. С помощью этого необычного инструмента местные жители выражают свои эмоции, чувства и настроения.

Варганы изготавливают из дерева, металла, костей и прочих экзотических материалов, которые по-своему влияют на звучание инструмента. От используемого материала также зависит надежность и долговечность варгана.

Описать звучание инструмента практически невозможно – лучше раз услышать его мелодию, чем 10 раз читать ее описание. Но все же можно уверенно сказать, что мелодия, исходящая от игры на варгане, бархатная, успокаивающая, настраивающая на раздумья. Но научиться играть на варгане не так просто: чтобы из инструмента извлечь мелодию, необходимо научиться управлять своей диафрагмой, артикуляцией и дыханием. Ведь в процессе игры звучит не сам инструмент, а тело музыканта.

Стеклянная гармоника

Пожалуй, один из самых редких музыкальных инструментов. Представляет собой конструкцию из стеклянных полусфер разного диаметра, нанизанных на стержень из металла. Конструкция закреплена в ящике-резонаторе. Играют на стеклянной гармонике слегка увлажненными подушечками пальцев трением или постукиванием.

Первые сведения о стеклянной гармонике известны с середины 17 века. Тогда инструмент представлял собой набор из 30-40 стаканов, на которых играли, нежно прикасаясь к их краям. В процессе игры музыканты извлекали настолько необычные, захватывающие звуки, что казалось, будто сотни стеклянных шариков падают на землю.

После грандиозного турне ирландца Ричарда Пакрича по территории Англии в 1744 году инструмент стал настолько известен и желаем, что обучаться игре на нем стали и другие знаменитые музыканты. Более того, великие композиторы того времени Моцарт, Бетховен и Рихард Штраус, плененные красотой звучания гармоники, специально для этого инструмента писали лучшие композиции.

Однако в те времена считалось, что звучание стеклянной гармоники негативно влияет на психику человека: нарушает душевное состояние, вызывает преждевременные роды у беременных, приводит к расстройству рассудка. В связи с этим в некоторых немецких городах инструмент запретили на законодательном уровне. А в начале ХХ века искусство игры на стеклянной гармонике было забыто. Но все хорошо забытое когда-нибудь возвращается. Так произошло и с этим чудесным инструментом: Виктор Крамер, питерский режиссер, в опере Глинки, представленную в Большом театре, успешно использовал стеклянную гармонику, вернув ее на законное место в современном искусстве.

Ханг

Удивительный музыкальный инструмент, одно из новейших изобретений современности. Ханг был изобретен в Швейцарии в 2000 году Феликсом Ронером и Сабиной Шерер. Создатели инструментов утверждают, что основой игры на экзотическом ударном инструменте является чувство, ощущение музыки и самого инструмента. Да и музыкальный слух у обладателя ханга должен быть идеальным.

Ханг состоит из пары металлических полушарий, вместе образующих диск, схожий с летающей тарелкой. Верхнюю часть (она же лицевая) ханга называют DING, на ней располагаются 7-8 тональностей, заключенных в музыкальный круг. Обозначены они небольшими впадинами, и чтобы получить определенную тональность мелодии, нужно ударить по той или иной впадине.

Нижнюю часть инструмента называют GU. В ней предусмотрено глубокое отверстие, в котором должен находиться кулак музыканта. Строение этого диска выступает в качестве резонанса и модуляции звука.

Бонанг

Бонанг – индонезийский ударный музыкальный инструмент. Состоит из набора бронзовых гонгов, которые шнурами закреплены и горизонтально расположены на деревянной подставке. Сверху в центральной части каждого гонга имеется выпуклость – пенча. Именно она издает звук, если стучать по ней деревянной палочкой с обмоткой на ее конце из хлопчатобумажной ткани или веревки. В качестве резонаторов часто выступают шарики из жженой глины, подвешенные под гонгами. Бонанг звучит мягко и певуче, его звук угасает медленно.

Казу

Казу – народный инструмент Америки. Применяется в музыке стиля скиффл. Представляет собой небольшой цилиндр, сужающийся к концу, из металла или пластика. В середину инструмента вставлена металлическая пробка с мембраной, изготовленной из папиросной бумаги. Играть на казу очень просто: достаточно петь в казу, а папиросная бумага сделает свое дело – изменит голос музыканта до неузнаваемости.

Эрху

Эрху – струнный смычковый музыкальный инструмент, он же древняя китайская двуструнная скрипка, в которой используются металлические струны.

Точно сказать, где и когда был создан первый инструмент эрху, ученые не могут, так как он является кочевым инструментом, а это значит, что он менял свое географическое местоположение вместе с кочевыми племенами. Установлено, что примерный возраст эрху – 1000 лет. Инструмент стал популярным во времена правления династии Тан, припавшие на 7-10 век нашей эры.

Первые эрху были несколько короче современных: их длина составляла 50-60 см, а сегодня – 81 см. Состоит инструмент из корпуса (резонатора) шестигранной или цилиндрической формы. Корпус изготавливают из высококачественного дерева и мембраны из змеиной кожи. Шейка эрху – место, где крепятся струны. Вверху шейки находится изогнутая головка с парой колков. Струны эрху обычно металлические или из жил животных. Смычок делают изогнутой формы. Струну для смычка изготавливают из конского волоса, а остальную часть – из бамбука.

Главное отличие эрху от других скрипок – смычок следует крепить меж двух струн. Таким образом смычок становится единым целым и неразделимым с основой инструмента. Во время игры эрху удерживают в горизонтальном положении, уперев ножкой инструмента себе в колено. Смычком играют правой рукой, а в это время пальцами левой руки нажимают струны так, чтобы они не касались шейки инструмента.

Никельхарпа

Никельхарпа – шведский народный музыкальный инструмент из разряда струнных смычковых. За счет того, что его развитие продолжалось более 600 лет, инструмент имеет несколько модификаций. Первое упоминание, свидетельствующее о существовании никельхарпы, находится на воротах, ведущих к церкви Щелюнге на острове Готланд: на них изображены двое музыкантов, которые играют на этом инструменте. Изображение это было создано в далеком 1350 году.

Современная модификация никельхарпы имеет 16 струн и порядка 37 деревянных клавиш, скользящих в процессе игры под струнами. Каждая клавиша двигается по салазкам вверх, где, достигая своей вершины, зажимает струну, меняя ее звучание. Играющий коротким смычком проводит по струнам, а левой рукой нажимает клавиши. Никельхарпа позволяет разыгрывать мелодии в диапазоне 3 октав. Ее звучание схоже с обычной скрипкой, вот только звучит она с гораздо большим резонансом.

Укулеле

Одним из наиболее интересных музыкальных инструментов является укулеле – струнный щипковый инструмент. Укулеле представляет собой миниатюрную гавайскую гитару с 4 струнами. Появилась она еще в 1880 году благодаря трем португальцам, прибывшим на Гавайи в 1879 г. (так гласит легенда). В целом укулеле – следствие развития португальского щипкового инструмента кавакиньо. Внешне напоминает гитару, с единственным отличием – уменьшенной формой и наличием всего 4 струн.

Различают 4 вида укулеле:

  • сопрано – длина инструмента 53 см, наиболее распространенный вид;
  • концертный инструмент – 58 см длины, немного крупнее, звучит громче;
  • тенор – относительно новая модель (создана в 20-х годах прошлого века) длиной 66 см;
  • баритон – самая крупная модель длиной 76 см, появилась в 40-х годах прошлого века.

Существуют также нестандартные укулеле, в которых 8 струн разбивают по парам и настраивают в унисон. В итоге получается полное, объемное звучание инструмента.

Арфа

Пожалуй, самым удивительным, интересным и мелодичным инструментом является арфа. Сама по себе арфа крупногабаритна, но ее звучание настолько захватывающее, что порой просто не понимаешь, как она может быть настолько восхитительной. Чтобы инструмент не казался неряшливым, его раму украшают резьбой, делают ее изящной. Струны разной длины и толщины натягивают на раму так, чтобы они образовали сетку.

В древние времена арфу считали инструментом богов, в средние – богословов и монахов, затем ее причисляли к аристократическим пристрастиям, а на сегодняшний день она считается великолепным инструментом, на котором можно исполнять абсолютно любые мелодии.

Звучание арфы не сравнить ни с чем: оно глубокое, будоражащее воображение, неземное. Благодаря возможностям инструмента, арфа является незаменимым участником симфонических оркестров.

Удивительных музыкальных инструментов в мире существует немало. И все они звучат по особенному, создавая мелодии, трогающие душу. Каждый из инструментов, представленных выше, безусловно, заслуживает внимания. Но все же не стоит забывать о хорошо знакомых нам скрипках, гитарах, фортепьяно, флейтах и прочих не менее прекрасных и интересных инструментах. Ведь они – основа человеческой культуры и лучший способ выражения чувств и эмоций.

Русские народные музыкальные инструменты (урок МХК 8 класс «Музыкальные инструменты народов мира» по учебнику Даниловой Г.И.) Автор: Коршиков Александр ученик 8 класса МОУ Сидоровская ООШ Самарская область Руководитель: Коршиков В.А. учитель МХК МОУ Сидоровская ООШ




Название "балалайка", иногда встречающееся в форме "балабайка"- народное, вероятно данное инструменту в подражание бренчанию, "балаканью" струн во время игры. "Балакать", "балагурить" на народном наречии значит болтать, пустозвонить. Русское происхождение может быть приписано лишь треугольному очертанию корпуса или кузова балалайки, заместившего круглую форму домры.


Cначала распространилась балалайка преимущественно в северных и восточных губерниях России, обычно аккомпанируя народным плясовым песням. Но уже в середине XIX века балалайка была очень популярна во многих местах России. На ней играли не только деревенские парни, но и серьезные придворные музыканты, такие как Иван Хандошкин, И. Ф. Яблочкин, Н. В. Лавров. Однако к середине XIX столетия рядом с нею почти повсеместно встречалась гармоника, которая постепенно вытеснила балалайку.


Домра древнерусский старинный музыкальный инструмент. Учёные предполагают, что древним предком нашей русской домры явился египетский инструмент, получивший у греческих историков наименование «пандура», и бывший в употреблении уже за несколько тысячелетий до нашего времени. Инструмент этот под названием «танбур», возможно, проник к нам через Персию, торговавшую с Закавказьем.


Благодаря своим исполнительским возможностям домры в оркестре составляют основную мелодическую группу. Кроме того домра находит своё применение как сольный инструмент. Для неё пишут концертные пьесы и произведения. К сожалению, в качестве народного инструмента в России домра не пользуется особой популярностью, в деревнях она почти не встречается.


Гусли Гусли, русский щипковый инструмент. Известен в двух разновидностях. Первая имеет крыловидную (в более поздних образцах треугольную) форму, от 5 до 14 струн, настроенных по ступеням диатонической гаммы, вторая шлемовидную форму и 1030 струн такой же настройки.










Гармоника произошла от азиатского инструмента, который назывался шен. Шен в России был известен очень давно в X-XIII веках в период татаро-монгольского владычества. Некоторые исследователи утверждают, что шен прошёл путь из Азии в Россию, а затем в Европу, где был усовершенствован и стал распространенным, подлинно популярным во всей Европе музыкальным инструментом - гармоникой.


Вопреки мнению, что гармонь - изобретение немецких мастеров, академику А. М. Миреку удалось доказать ее русское происхождение. Гармоника в современном виде - с раздвижными мехами (пневмой) и с большим количеством надрезных металлических язычков внутри двух боковых планок - появилась в Санкт-Петербурге. Ее отец - чешский инженер Франтишек Киршник проживал тогда в России, и свой новый инструмент, с гораздо большей силой звука, чем шэн, продемонстрировал питерцам в 1783 году. Имя своему детищу он тоже дал чешское: гармоника. Но теперь это название, как и «гармошка», стало в русском языке разговорным. Официальное имя этого музыкального инструмента - гармонь.




Баян - тоже изобретение русское. В 1907 году его изготовил Петр Стерлигов. Сам мастер не хвастался, что придумал новый инструмент. А новой четырехрядной хроматической гармони дал имя знаменитого сказителя-музыканта Древней Руси Баяна. Это название унаследовали все инструменты такого типа. Клавиатура же, изобретенная мастером и разместившаяся на правой стороне инструмента, получила название системы Стерлигова.


В наше время композиторы пишут для баяна оригинальные произведения вплоть до сочинений крупных форм сонат, концертов. В музыкальных учебных заведениях существуют классы игры на баяне, в которых готовят квалифицированных баянистов. Баян остается народным инструментом, на котором играли и продолжают играть народную музыку.




Первые письменные свидетельства о рожке появляются во второй половине XVIII в В них рожок предстаёт как широко распространённый, исконно русский инструмент: «Орудие это едва ли не самими русскими изобретённое». Рожок представляет собой конической формы прямую трубу с пятью игровыми отверстиями сверху и одним снизу. На нижнем конце есть небольшой раструб, на верхнем вклеенный мундштук. Общая длина рожка колеблется от 320 до 830 мм


Слово «жалейка» не встречается ни в одном древнерусском памятнике письменности. Первое упоминание о жалейке есть в записях А. Тучкова, относящихся к концу XVIII века. Есть основание предполагать, что жалейка присутствовала до этого в Жалейка представляет собой небольшую трубочку из ивы или бузины длиной от 10 до 20 см, в верхний конец которой вставлен пищик с одинарным язычком из камыша или гусиного пера, а на нижний надет раструб из коровьего рога или из бересты. Язычок иногда надрезают на самой трубочке. На стволе есть от 3 до 7 игровых отверстий, благодаря чему можно менять высоту звука. облике другого инструмента.




Свирель русский инструмент типа продольной флейты. Упоминание о флейтах находят еще в древнегреческих мифах и легендах. Такой тип инструментов существовал у разных народов с древних времён. В Европе в придворном музицировании (XVIII в.) укрепилось его название «продольная флейта». Свирель представляет собой простую деревянную (иногда металлическую) дудку. На одном конце её есть свистковое устройство в виде «клюва», а на середине лицевой стороны вырезаны разное количество игровых отверстий (обычно шесть). Изготавливается инструмент из крушины, орешника, клёна, ясеня или черёмухи.


Куги́клы (куви́клы) или цевни́ца духовой музыкальный инструмент, русская разновидность многоствольчатой флейты. Как правило, она состоит из трех-пяти пустотелых трубок одинакового диаметра, но разной длины от 100 до 160 мм. Верхние концы трубок открыты, а нижние закрыты. Кувиклы распространены не на всей территории России, а только в Курской, Брянской и Калужской областях. Звук извлекают, дуя на края срезов открытых концов, расположенных на одной линии. Обычно трубки флейты прочно скрепляют между собой, но кувиклы имеют отличительную особенность в них дудочки не скрепляют, а свободно держат в руке. Используют от 2 до 5 трубок. Набор из пяти дудочек называют «парой». Играющий на «паре» исполнитель должен не только уметь дуть в дудочки, но и воспроиз- водить голосом недостающие ноты
Время возникновения на Руси ложек как музыкального инструмента пока не установлено. Первые довольно подробные сведения о них появляются в конце XVIII века и свидетельствуют о широком распространении их среди крестьян. Музыкальные ложки по внешнему виду мало чем отличаются от обычных столовых деревянных ложек, только выделываются они из более твёрдых пород дерева.


Бу́бен ударный музыкальный инструмент неопределённой высоты звучания, состоящий из кожаной мембраны, натянутой на деревянный обод. К некоторым разновидностям бубнов подвешены металлические колокольчики, которые начинают звенеть, когда исполнитель ударяет по мембране бубна, потирает её или встряхивает весь инструмент.


Трещотка - народный музыкальный инструмент, идиофон, заменяющий хлопки в ладоши. Трещотки состоят из набора тонких дощечек (обычно дубовых) длиной см. Они соединяются между собой плотной верёвкой, продетой в отверстия верхней части дощечек. Для разделения дощечек между ними вверху вставляются небольшие пластинки из дерева шириной приблизительно 2 см. Употреблялся ли этот инструмент в Древней Руси в качестве музыкального инструмента письменных свидетельств нет. При археологических раскопках в Новгороде в 1992 г. были найдены 2 дощечки, которые, по предположению В. И. Поветкина, входили в комплект древних новгородских трещёток в XII веке.


Русские берёзы – ансамбль народных инструментов Акцент Sentimentos - дуэт "Баян-Микс" Einsamer-Hirte - Gheorghe-Zamfir log.nl/etherpiraat/piraten_muziek_2040/index.html В.Власов – Если б гармошка умела Дмитрий Кузнецов - Свирель. Жалейка Трещётки Аудио энциклопедия (Народные инструменты)


/ 1/

Не зря называет себя другом музыканта крупнейший американский интернет-магазин MusiciansFriend.com. Он предлагает непревзойденный выбор музыкальных инструментов и оборудования, включая гитары, усилители, клавиатуры и MIDI, барабаны и перкуссии, DJ-оборудование, микрофоны, фолк-инструменты, аксессуары, и многое другое. Здесь действительно можно найти все, что нужно музыканту. И можно даже заблудиться во всем этом разнообразии. Ударные, струнные и духовые музыкальные инструменты народов мира в нашем сегодняшнем обзоре для всех, кто дружит с музыкой.

Оглавление:

Ударные музыкальные инструменты

Музыкальные инструменты различаются способом звукоизвлечения. Так, ударные музыкальные инструменты - значит, звук из них извлекается ударом (или постукиванием) молоточков, колотушек или палочек по какому-либо звучащему предмету. Их сложно даже все перечислить, так как это самое многочисленное семейство. Среди ударных музыкальных инструментов можно выделить как всем известные барабаны, бубны и колокольчики, так и не очень популярные кастаньеты, вибрафоны, била, тамбурин или же ковбелл.

Интересно, что именно ударные музыкальные инструменты сопровождают обрядовые праздники некоторых племенных народов мира. Обычно музыка подобного плана нужна, чтобы ввести слушателей в трансовое состояние перед какими-либо ритуальными мероприятиями.


Духовые музыкальные инструменты

Духовые музыкальные инструменты издают музыкальные звуки за счет колебания заключенного в них воздуха. Они известны человеку с давних времен. Это подтверждают многочисленные раскопки археологов. Сначала музыканты использовали для своего творчества разнообразные флейты и свирели, с развитием культуры в их руках появились валторна, корнет и альт, тромбон и труба. Кстати, труба в древности использовалась в качестве сигнала. Оповещала о появлении незваных гостей.

Интересно также, что современный симфонический оркестр почти на треть состоит из духовых ударных инструментов. Они вообще незаменимы. Многие музыкальные инструменты народов мира известны далеко за пределами своей родины. Это, например, русская жалейка, украинская сопилка, китайская панфлейта Пайсяо или молдавский флуер.

Струнные музыкальные инструменты

Струнные музыкальные инструменты появились благодаря случайности. Кто-то обратил внимание на звук, который появляется при натягивании тетивы охотничьего лука. В результате экспериментов сначала появилась древнегреческая кифара. Затем тетиву поменяли на полый короб и тут уж мастера разгулялись по полной. В результате появилось целое семейство струнных музыкальных инструментов, звук у которых появляется благодаря колебанию натянутых струн. Вот в чем главное сходство между такими разными музыкальными инструментами, как русская балалайка, африканская кора, американское банджо и индийский ситар!

Конечно, что только одним пением музыка различных народов не ограничивается. Все этносы на земле создавали и свои инструменты для извлечения звука. Звуки таких инструментов способствуют наступлению медитативного состояния. Стрессы, тревоги и дурные мысли отступают во время прослушивания этнической музыки или игры на этнических инструментах.

Этнических музыкальных инструментов очень много и охватить их даже обзорно в одной статье невозможно. Предлагаем вам ознакомиться с самыми известными и распространенными. Более того многие из этих инструментов вы можете приобрести в нашем магазине.

Одним из самых древних музыкальных инструментов являются варганы. Варган присутствует практически у каждой народности на земле. Варганы могут существенно отличаться по своему внешнему виду и способу игры, однако сама суть инструмента не меняется. Звук этого инструмента благоприятно воздействует на человека и окружающий мир.

Диджериду

Еще один из древнейших этнических инструментов – это диджериду. Изобретен он коренными жителями австралийского континента. Главной особенностью этого инструмента является то что на нем можно извлечь всего одну ноту. Между тем тембровый диапазон извлекаемого звука очень широк. Поскольку техника игры на этом инструменте предполагает непрерывное дыхание в определенном ритме, то довольно просто войти в трансовое состояние. Именно поэтому этот инструмент используется в различных ритуальных церемониях. Рисунок, который покрывает инструмент также имеет огромное значение.

Ситар

Этот инструмент имеет свои корни в южной Азии. Именно в Индостане были изготовлены первые прототипы ситаров. Инструмент несомненно отличается глубокой историей и имеет весьма преклонный возраст. Ситар относится к щипковым инструментам с богатым оркестровым звучанием. На нем устанавливается семь основных струн и вспомогательные. Если взглянуть на ситар, то создается впечатление что это очень сложный инструмент и это впечатление не обманчиво.

Калимба – это этнический инструмент африканского континента весьма распространенный и в наши дни. В Африке весьма сильны народные традиции и связанные с общественной и религиозной жизнью ритуалы, поэтому использование этнических инструментов не потеряло своей актуальности. Между тем калимба достаточно распространенный инструмент и у современных музыкантов особенно тех из них кто тяготеет к этническим мотивам. Калимбы весьма разнообразны по размеру и тональности звука. Инструменты больших размеров подчеркивают басовые ноты, а миниатюрные издают звуки хрустальной чистоты. Безусловно, что этот калимба относится к аккомпанирующим инструментам.

Русские народные инструменты

Как и у многих народов мира русские этнические инструменты представлены весьма широким спектром. Набирающие былую популярность гусли, традиционные балалайки, различные рожки, гудки, свирели и множество других инструментов. На традиционные русские инструменты можно исполнять любую музыку, от народной, до классической.

Положительное влияние этнической музыки

Этнические инструменты, как говорилось выше, благотворно влияют на организм человека. Созданные в неразрывной связи с природой этнические инструменты помогают нам лучше понять окружающий мир и найти свою гармонию.

Если вы занимаетесь этнической музыкой или просто решили приобщиться к огромному пласту мировой культуры, то в нашем магазине можно приобрести самые различные этнические инструменты. Предлагаемый выбор не оставит вас равнодушными и способен удовлетворить самый изысканный вкус.

Диляра училась в девятом классе, когда услышала по ТВ мелодию флейты. Волшебные звуки настолько очаровали девушку, что ей безумно захотелось научиться играть. Диляра тут же попыталась самостоятельно сделать инструмент, но попытки не увенчались должным успехом и, в итоге, она купила блок-флейту (разновидность продольной флейты - прим.авт.). Играть училась сама: сначала изучала ноты, а потом доверилась слуху.

Моя первая флейта называлась «японская сякухати», я ее смастерила из полихлорвиниловой трубы. Считается, что сякухати была создана для медитации. Звук флейты гармонизирует и приводит в ровное состояние играющего, а практикуя наблюдение за своим дыханием во время игры, можно привнести это качество в жизнь: человек становится более осознанным и созерцательным. Но это все произойдет, когда ты научишься играть на флейте, а я, пока создавала ее, изрядно намучилась, - вспоминает крымская мастерица.

Гучжэн. Фото Д. Абдурешитовой

Соседство жалейки и сякухати

Сначала девушке не удавалось извлечь из флейты ни звука. Думала, что-то не так вырезала или соединила неверно. Как оказалось, японская сякухати считается одной из самых сложных флейт, потому что там нет свистка, а вместо него - утагучи (буквальный перевод - «песня рта»). Это срез, с помощью которого рассекается воздушный поток, в результате чего возникает звук. И когда она поняла, как устроена флейта, инструмент заиграл.

Самоучка Диляра во всем: как изготавливать свои флейты, как на них играть. Рассказывает, что, просматривая фотографии в интернете, методом проб и ошибок, учится их мастерить. Так и нотную грамоту осваивала самостоятельно. «В Старом Крыму музыкальная школа находится очень далеко от моего дома, поэтому мне было неудобно туда добираться. Сейчас, когда я учусь в Симферополе, у меня на это уже нет времени. Да и не делаю я из своего хобби ни профессии, ни бизнеса. Ноты немного знаю, могу на каком-то концерте сыграть, а флейты делаю больше для себя. Бывает, кто-то заказывает, но я особо это не афиширую», - признается Диляра.

О том, чтобы продавать и зарабатывать на музыкальных инструментах, она как-то не задумывалась. Хотя если говорить о цене, то такая ручная работа будет цениться от 1000 рублей и дороже.

Творить, создавать, а потом играть на национальных инструментах - это у крымской красавицы для души. По жизни Диляра решила пойти путем экономиста. «Конечно, это не так интересно, как мое хобби, но нужно же диплом реализовать», - улыбается мастерица.

Всего в коллекции Диляры порядка тридцати разных музыкальных инструментов. Из них только десять видов флейт разных народов мира.

Это японская сякухати, индийская бансури, славянская жалейка, украинская сопилка, южноамериканская кена, южноамериканская сампоньо, пимак (флейта североамериканских индейцев), белгородский пищик. Делаю струнные щипковые инструменты - маленький японский кото и большой, почти метр в длину, китайский гучжен (родственники европейской цитры). Совершенно уникальным считаю Уду - африканский глиняный барабан-горшок с двумя отверстиями, которые производит протяжные, почти потусторонние голоса. Африканские племена верили, что они слышат голоса предков, с которыми нужно общаться. Начала делать такие флейты, как хулуси и баву - китайские инструменты. Помимо флейт работаю над струнными, из самых грандиозных - кельтская арфа. Ее я загорелась сделать, когда услышала, как играет Элизбар (Эдуард Сиреч), мне очень понравилась! Арфу я делаю с 2013 года, прошлым летом натянула струны и почти уже научилась играть. Сейчас в процессе скрипка кемане (обязательный инструмент в ансамблях профессиональной традиционной музыки Востока - прим. авт.), колки уже вырезала, основу сделала… - погружается в мир музыки крымчанка.

Флейту можно сделать из разного материала, но лучший и наиболее удобный - это бамбук. У него прекрасный теплый звук. Светлый бамбук она выращивает дома, а темный покупает в магазине. Кстати, в лавочках для рыбаков можно выбрать удилища из листоколосника семейства бамбуковых. Также девушка научилась изготавливать флейты из лагенарии (вид тыквы в форме бутылки). Или изготавливать из дерева с применением пчелиного воска, эфирных масел, натуральной кожи и ниток. Если за инструментом правильно ухаживать (не подвергать термическим, климатическим изменениям, протирать после игры внутренний канал инструмента), то он может прослужить вашим внукам.

Существует много красивых легенд, связанных с историей рождения флейт.

С XIV-XV века в Японии на сякухати играли странствующие буддийские монахи комусо, отличительной чертой которых была корзина на голове, что полностью скрывала их лица. Считалось, что посредством игры на флейте монах может достичь самореализации, так оно организует сознание и очистит ум.

А вот флейта североамериканских индейцев - пимак - предназначена для любви. С ее помощью индейские юноши соблазняли прекрасных девушек. Чистые и завораживающие звуки этого инструмента должны были убедить ее в серьезных намерениях избранника и показать все достоинства парня. Можно сказать, что флейты вершили весь разговор.

Древнейший инструмент индейцев Перу, Чили и Боливии кена - это, напротив, флейта печали. В давние времена влюбленный юноша, чтобы никогда не расставаться с трагично погибшей любимой, решил изготовить флейту из берцовой кости ее ноги. Сделав эту флейту, опечаленный молодой человек носил ее повсюду с собой, а когда играл, ее тоскливый звук напоминал ему голос и плач умершей возлюбленной.

В 16 лет Диляра сделала тувинскую скрипку Игил. Этот музыкальный инструмент всегда олицетворяется с любимым домашним животным кочевников - лошадью. Поэтому в старину его струны изготавливали из волос конского хвоста. В настоящее время также можно использовать и синтетические материалы, например, нейлоновые струны.

Индивидуальное звучание


Флейты. Фото Д. Абдурешитовой

Каждый инструмент - индивидуален, имеет свое отличительное звучание и по времени создается по-разному. Например, пимак не получится, если чуть больше вырезать отверстие - свист уже будет не тот. С материалом тоже надо быть предельно осторожным. Бамбук при обработке может треснуть. «Быстрей всего можно сделать индийскую бансури: чтобы вырезать, обработать, подобрать строй и украсить новенький инструмент понадобится около 6 часов плодотворной, усиленной работы, ну это если совсем не отвлекаться», - делится мастерица.

Когда все готово, остается последний штрих - Диляра ставит свою эмблему и додумывает оформление. К североамериканскому инструменту подойдет орнамент прерий, на арфе - кельтские узлы, герои мифологии.

Мне нравится все время делать что-то новое, прочувствовать каждый инструмент, который отличается своей музыкальностью. Взять хотя бы жалейку - у нее звук высокий, у японской сякухати - низкий, глубокий, - говорит искусница о своих творениях и тут же начинает демонстрировать их голоса.

Кажется, что девушка только и живет творчеством. Когда Диляра не создает инструменты, она рисует в стиле Зентангл (абстрактный рисунок, созданный на основе повторяющихся узоров - прим. авт.), вышивает сумочки для Къорана (атрибут свадебной церемонии), знает много компьютерных программ, занимается фотографией, электронным созданием музыки, увлекается растровой и векторной графикой. И, конечно же, интересуется музыкой.

Мне нравится слушать народные ирландские, японские мотивы. Когда я работаю над инструментом, меня сопровождает музыка. А вот когда подбираю строй, должна быть тишина, - раскрывает свои секреты талантливая девушка.

В своей семье Диляра не единственная творческая натура. «Способности передались от дедушки, - рассказывает мастерица. - Это человек с золотыми руками. Он сам построил дом, начиная от фундамента и до проведения проводки, он делал потрясающую мебель! Такого мастера еще надо было поискать!».


Африканский балафон. Фото Д. Абдурешитовой

На вопрос, не думала ли она передать или даже создать из своей коллекции музей музыкальных инструментов разных народов мира, Диляра отвечает, что инструмент создан для того, чтобы на нем играть. А если ты им не пользуешься по назначению, тогда нужно инструмент дарить или выставлять на продажу, чтобы он приносил пользу владельцу и радовал слушателей.



Закуски