Искусство этрусков. I тысячелетие до новой эры. Школьная энциклопедия Презентация на тему ранний рим этруски

Величайшие загадки и тайны магии Смирнова Инна Михайловна

НАСЛЕДИЕ ЭТРУСКОВ

НАСЛЕДИЕ ЭТРУСКОВ

Сначала римляне обращались к этрусским гаруспикам лишь в случае крайней необходимости, поскольку считали их учение чуждым своим верованиям. Лишь позже, когда римляне подчинили себе этрусков, гаруспиция стала почти органической частью официальной римской религии. Один из первых случаев, когда гаруспики были приглашены из Этрурии в Рим, описывает Тит Ливий: «…во Фрузиноне родился ребенок ростом с четырехлетнего, но удивительна была не его величина, а то, как в Синуэссе два года тому назад нельзя было определить, мальчик это или девочка. Гаруспики, вызванные из Этрурии, сказали, что это гнусное и мерзкое чудище: его надо удалить из Римской области и, не давая ему касаться земли, утопить в морской бездне» (Тит Ливий, XXVII, 37, 5, 6).

Первыми гаруспиками были исключительно жрецы этрусского происхождения. Позже, когда в них стал ощущаться недостаток, римляне даже принуждали юношей из привилегированных этрусских семей заниматься пророчеством. Римская знать стремилась, чтобы учение гаруспиков сохранило свои аристократические черты. И действительно, пророчества гаруспиков в период Республики играли на руку аристократам Рима. Они были направлены, с одной стороны, против демократических движений, с другой - против отдельных влиятельных лиц, стремящихся захватить власть. Этрусские гаруспики, например, приложили усилия, чтобы воспрепятствовать народному трибуну 123-121 годов до н. э. Гаю Гракху, предложившему разместить безземельных крестьян в Африке, там, где раньше стоял Карфаген, провести свою реформу. Они заявили, что при основании колонии волки якобы подрыли межевые столбы, обозначающие ее границы, и что это неблагоприятное знамение- знак несогласия богов с предложением Гракха. Столь же рьяно гаруспики пытались воспрепятствовать установлению диктатуры Суллы и Цезаря.

Со временем гаруспики стали неотъемлемой частью жизни Рима. В период Империи и даже уже в конце Республики они объединялись в коллегию. Римляне обращались к гаруспикам и по личным вопросах, и по делам, имевшим важное государственное значение. Так, когда в 70 году н. э. обновляли Капитолийский храм, гаруспики имели решающий голос при обсуждении вопросов, связанных с выбором строительного материала и способа строительства.

Однако вскоре предприимчивые дельцы стали злоупотреблять доверчивостью людей. Поэтому неудивительно, что многие относились к гаруспикам с осторожностью. Не доверял им, например, Цицерон. А император Тиберий (14-37 гг. н. э.) распорядился, чтобы гаруспики гадали для частных лиц в присутствии свидетелей.

Тем не менее вера в гадания широко распространилась среди народа. Об этом свидетельствует, в частности, тот факт, что даже в IV веке н. э. император Константин (306-337), в правление которого были прекращены гонения на христиан, вынужден был запретить гаруспикам приносить жертвы в храмах и в конце концов приказал им под страхом смерти прекратить свою деятельность. Несмотря на строгое запреты, политика Константина уничтожить гаруспиции не увенчалась успехом. И при его наследниках, в период заката римского могущества, гаруспики продолжали заниматься предсказаниями. Императоры Юлиан Отступник (355-368) и Валентиан (364-375), Грациан (367-383) совершали гадания по этрусским обрядам. Император Феодосий в 365 году запретил гаруспиции. Но в трагический момент осады Рима вестготами, когда были исчерпаны все средства защиты, отчаявшиеся римляне вновь прибегли к помощи этрусских гаруспиков, пытавшихся, по обычаю предков, вызвать молнию и обрушить ее на варваров.

Вырвать корни этого учения оказалось почти невозможно, и христианам пришлось долго вести с ними борьбу. Еще в VII веке н. э. издавались указы о том, чтобы гаруспики не занимались пророчеством.

Таким образом, наука о предсказаниях, родившись в Этрурии, продолжала существовать даже тогда, когда этрусков как народа не стало.

В древности этруски считались народом, искушенным в тайных знаниях. Многие их тайны не раскрыты и по сей день. И хотя дешифровка письменных памятников позволила многое узнать о жизни и религиозных воззрениях этого исчезнувшего народа, этруски по–прежнему остаются для исследователей загадкой номер один.

Данный текст является ознакомительным фрагментом. Из книги Жизнь без границ. Нравственный Закон автора

Наследие Как известно, Прошлое Равно Будущему. Если прошлое равно будущему, следовательно, всё то, что каждый из нас делает в течение жизни, автоматически влияет на наше будущее, а то, что мы сделаем в будущем, влияет на наше прошлое. Таким образом, то, что мы делаем в

Из книги Тайна лабиринтов. Для чего они были созданы и как брать из них Силу автора Жикаренцев Владимир Васильевич

Наследие предков Интересно, что в нашем языке сохранились следы того, что мы все когда-то жили по Закону Жертвы. Когда мы прощаемся, мы напутствуем: «Ну, давай!». И в ответ слышим: «Ну, давай!».Восхищаясь чьими-то действиями, мы говорим: «Ну, ты даё-ё-ёшь!», то есть человек

Из книги Философские основания современных школ хатха-йоги автора Николаева Мария Владимировна

Наследие святого Натхамуни Шри Тимуралаи Кришнамачарья родился 18 ноября 1888 г. в одной из деревень княжества Майсур в Южной Индии. Его род ведет свое происхождение от знаменитого южно-индийского святого IX в. Натхамуни – автора утраченного трактата «Йога-рахасья»

Из книги Маги и целители 21 века автора Лиственная Елена Вячеславовна

6. Спорное наследие Великий мистик сам создал эту библиографию афоризмов, или библиография мистифицировала Кастанеду – не суть важно для этого короткого эссе, благополучно подходящего к концу.Как бы то ни было, а в 1998 году появилась новая книга Кастанеды «Колесо

Из книги Богослов, который сказал о Боге лишь одно слово автора Логинов Дмитрий

ДУХОВНОЕ НАСЛЕДИЕ ТРОИ Все сказанное выше подводит нас к ответу на вопрос № 2: почему величайшие церковные иерархи послушали мирянина, более того – некрещеного человека? Не потому, разумеется, что это был император, который мог их к послушанью принудить силой. То были

Из книги Непобедимое мышление. Поражений не существует автора Окава Рюхо

Духовное наследие Целостность как духовное наследие В этом заключительном разделе я хотел бы обсудить тему духовного наследия. В первой части я обсуждал тему о том, как вести здоровый образ жизни, во второй – рассматривал вопрос достижения благосостояния, третий раздел

Из книги Курс чудес автора Уопник Кеннет

IV. Наследие Божьего Сына 1. Не забывай: в Сыновстве твое спасение, ибо Сыновство - это твое Я. Как Божие творение Оно - твоё, а будучи твоим, Оно - Его. Твое Я не нуждается в спасении, но разуму необходимо знать, в чем его суть. Спасен ты не от чего–то, а для славы. Слава - твое

Из книги Полная система фен-шуй автора Семенова Анастасия Николаевна

Наследие древнего Китая Какими знаниями обладали люди в древности, мы можем только догадываться. От тех времен практически не дошло письменных памятников, лишь легенды, которые передавались от поколения к поколению. То, что сегодня мы знаем как фэн-шуй, первоначально

Из книги Практики древней Северной Традиции. Книга 1. Приподнимая занавес былого автора Шерстенников Николай Иванович

Введение. Наследие грядущего «…Как дружно рубили канаты, и вдаль уходила земля…»- неслось из динамиков. А мне явственно представилось, как удаляется берег, и фигурки провожающих становятся все меньше и меньше. Куда нас несет, куда путь держим? Кто бы знал ответ на этот

Из книги Врата в будущее (сборник) автора Рерих Николай Константинович

Великое наследие Почти сорок лет тому назад довелось обратить внимание на замечательные, по стилизации своей, скифские древности и родственные им в духе, так называвшиеся тогда, чудские бляшки. Тогда еще скифские древности понимались лишь как перетолкование греческого

Из книги Славянская кармическая нумерология. Улучши матрицу своей судьбы автора Маслова Наталья Николаевна

Вступление. Наследие ариев В целом древнейшая арийская закрытая система знаний о мире и человеке называлась орфорием, а ее посвященные называли себя орфиками. Пифагор был посвященным орфиком и как одареннейший человек, обладавший незаурядными математическими

Из книги Автобиография духовно неправильного мистика автора Раджниш Бхагван Шри

ЧАСТЬ ТРЕТЬЯ НАСЛЕДИЕ Я, возможно, скоро уйду, но я создал круги на воде, и они останутся. Вы тоже когда-нибудь уйдете, но вы кого-то любили, и эта любовь оставит на глади воды рябь, которая будет долго, очень долго... Она не исчезнет никогда, потому что, в свою очередь, породит

Из книги Жизнь без границ. Нравственный закон автора Жикаренцев Владимир Васильевич

Из книги Призраки истории автора Кульский Александр

Глава 16. НАСЛЕДИЕ… Но как же относился к "ТРАГЕДИИ XX ВЕКА" христианско-розенкрейцерский оккультизм? Приведём на этот счёт несколько высказываний Рудольфа Штайнера:"…Исходя из России… человеческое сообщество по всей Земле должно было бы превратиться в стадо животных,

Из книги Тайный Король: Карл Мария Вилигут автора Флауерс Стефан Э.

IV. Наследие Вилигута Наследие Карла Марии Вилигута представляется более туманным, в сравнении, например, с наследием Гвидо фон Листа. Вилигут учил лишь в узких (но влиятельных) кругах, никогда не печатал свои идеи в систематизированном виде, и не оставил после себя школы

Из книги Каббала. Высший мир. Начало пути автора Лайтман Михаэль

Наследие Бааль Сулама Наиболее масштабный период появления нового подхода в изложении каббалы приходится на ХХ в. Методику духовного постижения для современного человека смог создать великий каббалист XX в., собственно, наш современник, рав Йегуда Ашлаг, получивший имя

1 слайд

2 слайд

Считается, что культура этрусков сложилась в области Тоскана, откуда она распространилась и на соседние территории. Могильник Кватро Фонтанилли хорошо демонстрирует отсутствие какого-либо перерыва между культурой вилланова и этрусской. Переход к этрусской культуре произошел, таким образом, примерно в VII в. до н.э, при этом в модели расселения сначала не произошло серьезных изменений, за исключением того, что некоторые поселки стали укрупняться, образуя т.н. виллы, концентрирующиеся вокруг какого-либо центра. В соответствии с современными исследованиями, предполагается, что появление этрусского города было связано с реорганизацией сельских поселений, в экономической жизни которых все большую роль стали играть земледелие и выращивание олив и винограда. Центральные поселения все больше стали напоминать протогорода. Большое значение также приобрела начавшаяся еще в VIII в. до н.э. разработка месторождений тосканских железных руд – единственного источника железа на территории к югу от Альп.

3 слайд

В VII в. до н.э. кремация уступила место ингумации, причем погребения уже были совершены по типично этрусскому обряду в наземных камерных гробницах. Ингумация

4 слайд

Погребения VII-VI вв. до н.э. устраивались под большими насыпями – в каменных гробницах, состоящих из нескольких помещений, предназначенных для захоронения членов семей. Блера. Гробница делля Казетта.

5 слайд

Этруски. Черветери. Могильник Бандитакья. Томба делля Чинкве. Конец VII в. до н.э. (Steingraber 2000 рис.266)

6 слайд

Этруски. Черветери. Могильник Бандитакья. Томба дели скуди и делле седие. VI в.до н.э.

7 слайд

8 слайд

Умершие сопровождались богатым инвентарем, в который входила повозка, оружие, бронзовые и серебряные сосуды, золотые украшения, импортная и местная гончарная керамика типа "буккеро", различные предметы пластики. Последняя отличалась довольно высоким качеством, была черного цвета, залощена, и покрыта тонким гравированным или штампованным узором, заполненным белой краской. Сосуд стиля "букеро" из погребения Роджолини-Галаси в Черветери. VII в. до н.э.

9 слайд

Бронзовая статуэтка этрусского воина из Умбрии. Италия. V в. до н.э. Ашмолиан музей. Оксфорд

10 слайд

Такие богатые погребения открыты во многих этрусских центрах: в Папулонии, Ветулонии, Тарквинии, Черветери а также в Палистрайне – на территории Лации, где в одном их захоронений была найдена золотая брошь с самой ранней надписью на латинском языке. Этруски. Папулония. План большой гробницы в Карри. (Steingraber 1981, рис.52).

11 слайд

12 слайд

Золотая этрусская фибула с самой ранней латинской надписью. (Археологический музей в Болонье).

13 слайд

Многие предметы импортировались в Этрурию из стран Ближнего Востока и Африки через греческую или финикийскую торговые сети. Было очень распространено подражание греческой керамике геометрического стиля. Местное металлургическое производство достигло довольно высокого уровня развития, в нем стали употребляться новые технологические приемы, например, филигрань и зернь. Появилось много богато украшенных бронзовых сосудов, подобных широко распространенным к северу от Альп кувшинам с клювовидным сливом. Сосуд из Безансона. 350 г. до н.э.

14 слайд

В глубинных районах Этрурии были распространены гробницы, устроенные в склонах речных террас. Блера. Могильник Весково. V в. до н.э.

15 слайд

Далее на север предпочитали строить наземные погребальные усыпальницы, в Тарквинии – в прибрежной зоне – широко известны богатые могильные склепы с расписанными стенами, на которых изображались сцены охоты, спортивные состязания или фестивали, по которым можно судить о жизнерадостном характере этрусков. Этруски. Тарквиния. Томба делла Триклинио. (Steingraber 2000, p.15)

16 слайд

17 слайд

На примере уже упоминаемого комплекса Вей, можно видеть, что города формировались из скопления маленьких деревень и кладбищ в рамках естественно укрепленных участков возвышенных плато. Однако примерно до VII или VI в. до н.э. в их планировке отсутствовала какая-либо регулярность. Позже – около V в. до н.э. – такие агломерации начали расширяться за счет включения новых земель и обноситься массивными каменными стенами. Внутренняя планировка имела уличный характер. В центре строились общественные и религиозные здания. Вне Этрурии – в долине р. По, занятой этрусками в период между VI и IV вв. до н.э., города имели несколько другой вид, развиваясь по заранее выработанному строгому плану. Схема расположения памятников в окрестностях г. Вей

18 слайд

Одними из наиболее исследованных северных городов являются порт Спина на Адриатике и колония Марцаботто, контролировавшая торговый путь с севера на юг через Апеннины, связывавший Этрурию с Болоньей и долиной р. По. Марцаботто был основан в VI в до н.э., но формально его становление произошло в следующем столетии. Планировка города была удивительно регулярной. Марцаботто. Общий вид.

19 слайд

Город был расположен на естественно укрепленном возвышенном холме. Часть площади использовалась для производственных целей: обработки металла и изготовления керамики. Керамика Марцаботто. Археологический музей

20 слайд

21 слайд

В отличие от южной и западной частей Апеннинского полуострова, на севере влияние внешней торговли ощущалось слабее. Даже на Адриатическом побережье импортные предметы были довольно редкими вплоть до IV в. до н.э. Однако и здесь наблюдалась тенденция к образованию локальных центров, вокруг которых группировались более мелкие поселения. Процесс ориентализации пришел на север Италии с запозданием на столетие, через вторые руки из Этрурии. Появились новые мотивы в декоративном искусстве, в виде фризов из изображений животных, человеческих фигур и сцен из повседневной жизни. Эти приемы использовались, главным образом для украшения больших бронзовых сосудов-ведер, которые известны под латинским названием "ситула". Могильник Чартоза. Ситула. Болонья. Археологический музей

22 слайд

Слайд 2

Более 2500 лет тому назад на территории между Римом и Флоренцией и Средней и Нижней Италией жил загадочный народ. Греки называли этот народ тирренами, а римляне – тусками, или этрусками. Этруски пришли на Апенинский полуостров в 8 веке до н.э. одновременно с греками Наиболее ранние следы их цивилизации найдены в долине рек Арно и Тибр. Эта область получила название Этрурии, а сейчас называется Тосканой.

Слайд 3

1.Происхождение этрусков Геродот считал их выходцами из малоазиатского города Лидия. Другие считают, что этот народ возник в процессе слияния пришельцев с Балкан- пеластов, переселенцев из Малой Азии- тирренов, и местного древнеитальянского племени. Загадки этрусков

Слайд 4

2.Язык этрусков Язык этрусков, забытый еще в 1 веке до н.э. до сих пор еще не расшифрован. Трудность состоит в том, что дошедшие до нас этруские погребальные тексты очень кратки и довольно однообразны по содержанию.

Слайд 5

Письменные памятники этрусков по буквам читаются, так как они пользовались алфавитом, близким к греческому. Ученые сейчас понимают около 500 отдельных этруских слов. Близких родственников этого языка не обнаружено.

Слайд 6

Этруски занимались торговлей и земледелием, осушали болота, выращивали виноград и оливки, обрабатывали камень и металлы, строили прекрасные дороги и города. Они были отважными мореходами, которые осмеливались выходить даже в Атлантику. Этруским пиратам приписывают такие изобретения как Якорь, абордажный крюк, металлический таран на носу корабля -ростра

Слайд 7

От этрусков сохранилось много исторических памятников: остатки городов с каменными стенами и зданиями, с четкой планировкой улиц, которые пересекаются под прямым углом и ориентированных по странам света Города делились на кварталы.

Слайд 8

Фундаменты домов в этруском городе Мариаботто

Слайд 9

Древнейшая этруская хижина из тростника, обмазанного глиной, 9 век до н.э. Жилые дома не сохранились. Представление о них мы имеем из археологических раскопок на основе сохранившихся урн и надгробных сооружений, повторяющих форму дома. Центром городского дома был внутренний дворик – атриум, вокруг которого располагались другие помещения. В выходивших на улицу помещениях располагались лавки и мастерские. В крыше дома располагалось отверстие – комплювиум, через которое освещались жилые комнаты. А под отверстием в атриуме размещался бассейн- имплювиум, в который стекала дождевая вода.

Слайд 10

Слайд 11

Слайд 12

Гробницы были двух типов: скальные и отдельно стоящие объемы. Интересны гробницы в виде круглого каменного цоколя, в котором были входы в погребальные помещения, а на цоколе насыпался земляной холм конусообразной формы – тумулус.

Слайд 13

IV четверть

План урока № 1.

Тема: Искусство этрусков

Цель: Сформировать представления о развитой цивилизации этрусков, существовавшей 2500 лет назад на северо-западе Аппенинского полуострова.

Задачи:

1. Образовательная: Знакомство с культурой этрусков.

2. Воспитательная: осознанное отношение к искусству этрусков.

3. Развивающая: художественный вкус, речь, память, мышление.

Методы: словесный, наглядный, перспективы, ретроспективы, сравнения, художественного обобщения.

Список методической и используемой литературы.

1. Ривкин Б.И. Малая история искусств. Античное искусство. М.: Искусство, 1972. – 356 с.

2. Древние Египет и Греция. М.: Терра, 1997. – 288 с.

3. Всемирная история / ред.группа: М. Боярский, Е. Сучкова, Л. Ковальчук. – М.: Мир энциклопедий Аванта+, Астрель 2010. – 303 с., ил. – (Наглядная энциклопедия для всей семьи).

4. Любимов Л.Д. Искусство Древнего мира. Книга для чтения. М.: Просвещение, 1971. – 319 с.

5. Дмитриева Л.В., Романова В.К. Программа по учебному предмету ПО.02.УП.01. «История искусств» дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы в области изобразительного искусства «Живопись» для учащихся 2 класса (5-летний срок обучения), п. Усть-Ордынский, 2012.

Основные понятия: акротерий, антефикс, целла, вотивный, канопы.

Ход урока

1.Организационный момент.

2.Опрос домашнего задания:

    Какой новый архитектурный тип возник в эпоху эллинизма?

    Назовите наиболее значительные скульптурные произведения эпохи эллинизма.

    Что такое глиптика?

    Что такое камея?

    Что такое инталия?

3.Объяснение нового материала.

Этруски были народом индоевропейского происхождения, по всей видимости, из Малой Азии. С IX –VIII вв. до н. э. их поселения находились на землях между Арно и Тибром, Тирренским морем и Аппенинскими горами. Позже этруски расселились также на юг и на север, в Паданскую низменность. С VI в. до н. э. этрусская цивилизация интенсивно развивалась уже в хорошо укрепленных, самых настоящих городах-государствах (Вейо, Черветери, Тарквиния, Перуджа и др.), объединявшихся в союзы и утверждавших свой приоритет по отношению к другим италийским городам, в том числе Риму. Его борьба с этрусками занимала период с конца III в. до н. э. до середины II в. до н. э.; этрусская цивилизация в итоге была поглощена Римом.

С VI в. на цивилизацию этрусков все большее воздействие оказывает через греческие колонии на юге Италии эллинская культура. Искусство этрусков развивалось под знаком греческого влияния (сохраняя, впрочем, свою характерную «антиклассичность»), а также восточного, и достигло расцвета в IV –V вв. до н. э. Влияние греческого искусства затрагивало внешние формы: этруски восприняли от греков алфавит, мифы, сделав их своими, заимствовали аристократические пиры, охоту и спортивные игры. Подобно грекам, этруски поклонялись двенадцати богам, но в их религиозном мировоззрении особую роль играли божества смерти и загробного мира, а также гадания по молниям, полету птиц и внутренностям жертвенных животных.

Исходным пунктом этрусской цивилизации надо считать культуру Виланова (по названию поселения близ Болоньи), относящуюся к IX –VIII векам до н. э. Для этой эпохи характерны сосуды в технике импасто , которые лепились вручную из плохо обработанной глины. С XV в. до н. э. под влиянием привозной керамики из Греции и стран Передней Азии и благодаря распространению гончарного круга керамика импасто приобретает правильные формы и гладкую поверхность, которая после лощения и последующего обжига приобретает металлический блеск. Формы многих сосудов копируют привозные изделия. Например, большой котел холмос, на высокой фигурной четырехчастной подставке воспроизводил в глине сирийско-урартский бронзовый котел и служил курильницей во время ритуальных церемоний. На смену сосудам импасто приходит новый вид керамики – буккеро (от испанского названия сосудов древних индийцев, имевших черный цвет), для которой характерны глубокая черная блестящая поверхность и четкие чеканные формы, воспроизводящие дорогую металлическую посуду. По мнению исследователей, вазы буккеро предназначались для погребальных и ритуальных целей.

В XII в. до н. э. под воздействием греческой вазописи появляются расписные сосуды: грушевидные арибаллы, алабастры, ольпы, ойнохои. Их поверхность густо покрыта изображениями, между фигурами помещаются розетки. Через полтораста лет в Этрурии под греческим влиянием утверждается чернофигурный стиль вазописи. Наиболее известны произведения из мастерских в городе Вульчи, получившие название «понтийских» ваз. Их роспись представляет собой ряд орнаментальных и сюжетных фризов, для которых характерна некоторая небрежность в исполнении фигур, сочетающаяся с динамичностью и выразительностью поз и движений. Характерным мотивом является эффектная сцена терзания животных . Таким образом, в этрусской керамике пересматривались греческие образцы и разрабатывались собственные формы, с типичной отделкой черным цветом.

В религии этрусков, как и других древних народов, важнейшее место принадлежало загробной жизни. Особая роль отводилась росписям гробниц, всегда имевшим сакральный смысл. Потолок часто покрывался шахматным орнаментом, обозначавшим небо преисподней. На главной стеле напротив входа помещалось изображение одного из символов умершего, его погребального ложа или божества смерти Фуфлунса со свитой. Главными предметами погребального культа были урны и саркофаги – вместилища праха покойного. Наиболее ранние памятники такого рода – погребальные терракотовые биконические урны и урны-канопы (часто напоминающие египетские сосуды для мумифицированных органов умершего) конца VII–начала VI в. до н. э., в которых хранили пепел умершего. Чаще всего крышки украшены фигурками воинов или изображениями человеческой головы, портретирующей покойного, ибо именно она служит вместилищем жизненной силы. Широкое распространение получили большие терракотовые саркофаги со скульптурными фигурами покойных на крышках, часто представленными возлежащими за пиршественным столом (на греческий манер).

Живопись представлена росписями гробниц: особенно знамениты гробницы Леопардов и Корабля в Тарквинии. Подобно древним египтянам, этруски украшали росписями стены гробниц. Сами гробницы либо высекали в скале, либо возводили из камня и насыпали над ними курган. Их внутренние помещения часто имитируют комнаты домов этрусской знати. Росписи гробниц дают яркое представление о жизни, нравах и религии этрусков. На стенах изображены мифологические сцены, атлетические состязания в честь умершего, картины погребальных пиров. Размещенные по поясам погребальные сцены и сцены охоты и пиров, состязания и танцы, могучие фигуры зверей. Сплошь плоскостные изображения. Теплые, звучные тона, высокая декоративность и порой грандиозный размах композиции. Архаическая условность, но и острая выразительность. В движениях порывистость, даже нервозность. Что-то беспокойное тревожит нас в самом танце. Созданные в VI–V веках до н. э. фрески этрусских мастеров представляют собой великолепные произведения античной декоративной живописи. В них ярко сказалось влияние Греции, пересечение по стилю с вазописью.

Этрусская скульптура отмечена большой реалистичностью, прежде всего в портретах; отличается значительным разнообразием продукция из серебра, такая как большие статуи, датируемые V в. до н. э. (Национальный музей виллы Джулии, Рим), из храма Портоначчо в Вейо (Аполлон, голова Гермеса, торс Геракла, Богиня Артемида с мальчиком ) и знаменитый Саркофаг супругов из Черветери (VI в. до н. э.), где удивленное выражение лиц супругов напоминает загадочную улыбку Аполлона из Вейо. Этруски богато украшали свои культовые сооружения расцвеченными рельефами и статуями из терракоты, распространенными в период архаики по всему античному миру. Предание гласит, что умению делать статуи из обожженной глины этрусков научили греческие мастера, прибывшие из Коринфа в середине VII в. до н. э. В VI в. до н. э. терракотовая пластика достигает необычайного совершенства. Знаменитый мастер Вулка исполнил декоративную скульптуру храма Аполлона в Вейях. Крышу здания увенчивали акротерии , среди которых была и многофигурная композиция, представлявшая сцену спора Геракла с Аполлоном из-за оленя. От нее сохранилась большая, в рост человека фигура Аполлона – выдающийся образец этрусской пластики.

Этруски обладали изощренной техникой обработки металлов: особенно высоким качеством отличаются знаменитые бронзовые статуи Капитолийская волчица и Химера (V в. до н. э., Археологический музей, Флоренция). Высочайшим мастерством, тонкостью и изяществом отличаются этрусские ювелирные изделия.

Об архитектуре этрусков можно судить по городским стенам и воротам, а особенно – по гробницам, большей частью подземным, располагавшимся под жилыми домами; проведенные раскопки обнаружили в них богатые погребальные клады. Среди городских общественных сооружений особая роль отводилась храмам, на конструкцию и декоративное оформление которых большое влияние оказала греческая архитектура. Однако храмовое зодчество этрусков во многом отличалось от греческого. Этруски употребляли гораздо менее прочные материалы: камень использовали только для фундамента, каркас здания делали из дерева, а стены выкладывали из сырцовых кирпичей. Храмы стояли на высоком основании – подиуме, к которому вела многоступенчатая лестница. Глубокий портик акцентировал фасад здания. У греков этруски переняли такие элементы архитектурного декора, как антефиксы, акротерии, фигурные карнизы и фризы. Все эти детали изготавливались из обожженной глины и богато раскрашивались. Особенно популярными были красочные антефиксы с изображением масок горгон, силенов или менад на фоне пальметты. Помимо чисто практических целей – защиты торцовых частей кровли от влаги, антефиксы, вернее, персонажи, представленные на них, должны были отпугивать от храма враждебные силы. На антефиксах IV –V веков до н. э. чувствуется сильное влияние позднеархаической греческой скульптуры. Главное место в пантеоне этрусков занимала триада верховных богов – Юпитер, Юнона и Минерва, которых почитали во многих городах под их этрусскими именами. В их честь строили храмы с тремя целлами (латин. комната). Черты этрусской архитектуры: использование арочных конструкций в архитектуре; тосканские колонны - широкие колонны с круглыми капителями - этрусский вариант дорического ордера; акротерии - статуи, установленные по углам и на вершине фронтона. Выдающееся достижение этрусков в архитектуре - принцип плотной подгонки каменных блоков и их опоры друг на друга, на котором основывается система арочного и сводчатого перекрытия.

Расцвет культуры и искусства Этрурии охватывает период с VII до начала V в. до н. э. Затем наступает пора нарастающего упадка этрусских городов. Борьба с многочисленными племенами, постоянные войны и социальные распри подорвали их политическое могущество. Однако искусство Этрурии не растворилось полностью под воздействием эллинской культуры. Его традиции сыграли свою роль в формировании художественного творчества рабовладельческого Рима. Согласно давней традиции, считается, что римляне научились у этрусков строительству дорог, применению арки и свода, заимствовали композицию культовых сооружений с тремя целлами и внутреннюю организацию частных жилищ. Таким образом, за пять столетий эта цивилизация сумела создать столь высокую культуру, что ее можно ставить в один ряд с греческой и римской.

Акротерий (греч. – вершина, фронтон) – скульптура или скульптурно-исполненные орнаментальные мотивы над углами и в центре фронтона античных зданий.

Вотивный – посвященный в храм по обету, данному божеству.

Антефикс – архитектурное украшение из мрамора или терракоты (в виде пальметты либо щита с рельефом) по краям кровли вдоль продольной стороны античного храма.

4.Просмотр презентации.

5.Самостоятельная работа: зарисовать мотивы декоративного искусства этрусков.

6.Обобщение урока:

    • Где находилась Этрурия?

      Под чьим влиянием развивалось искусство этрусков?

      Назовите особенности религии этрусков.

      Где были найдены образцы этрусской живописи?

      Назовите самую знаменитую этрусскую бронзовую статую.

Искусство этрусков Древний Рим Этруски – народ Этрурии, живший в I тыс. до н. э. на Апеннинском полуострове, к северо-западу от Рима. Культура возникла в VIII в. до н. э. В конце VII в. до н. э. в Этрурии возникли религиозные союзы городов-государств - двенадцатиградия. Вся жизнь этрусков подчинялась ритуалам. Не случайно от этрусского города Цере происходит слово «церемония» Приблизительно в V-III вв. до н. э. воинственный Рим покорил этрусские города, и в них расселились римские воины. В конце концов этруски забыли свой язык Искусство этрусков Искусство этрусков отличается яркой самобытностью и в большой степени основано на идее смерти и загробной жизни. Наиболее ярким видом искусства, связанным с кремацией, стали канопы - глиняные сосуды с крышкой для хранения праха усопших, найденные в окрестностях города Кьюзи (VII-VI вв. до н. э.). Они имеют много вариантов: одни представляют собой сосуд, оформленный в виде тела человека, другие - человекоподобную урну на троне. Третьи изображают фигуру человека, стоящую на сосуде. Наконец, четвертые - человека за ритуальным пиром В VII до н. э. в гробницы клали богатые погребальные дары: золотые ювелирные изделия Ситула из гробницы в Кьюзи Бронза. Фибула из гробницы РеголиниГаласси. VII в. до н. э. Золото. Калхант. Этрусское зеркало. IV в. до н. э. Бронза Архитектура этрусков Города Город «Живых» Город «Мертвых» Дерево, глина Камень Живопись Этрусская фресковая живопись относится к VII-III вв. до н. э. Самые интересные и известные росписи выполнены в VI-V вв. до н. э. Эти росписи были сделаны в гробницах Тарквинии, древнейшего этрусского города. Для этрусков смерть и сопровождающий ее переход к новой жизни - это вечный пир. Веселье, радость, беспечное наслаждение благами отличают росписи многих гробниц Танцовщица из гробницы «Жонглера» . V в. до н. э. Фреска из гробницы «Буйволов» . VI в. до н. э. Скульптура В этрусских гробницах не находят тел усопших. Саркофаг супругов из Бандитачча. VI в. до н. э. изображает возлежащих на ложе мужчину и женщину с длинными волосами, широко раскрытыми глазами и радостными «архаическими» улыбками. Одной рукой мужчина обнимает прислонившуюся к нему жену. Супруги оживленно беседуют, устремив взгляд на воображаемого зрителя. Саркофаги служили памятником усопшему. В них хранился прах умерших Этрусский саркофаг из гробницы в Кьюзи. II в. до н. э. Терракота. Менада. Антефикс храма Джуно Соспита. VI-V вв. до н. э Химера. V в. до н. э. Бронза Капитолийская волчица. Около 500 г. до н. э. Бронза. В III-I вв. до н. э. великолепное искусство гробниц затухает. Все чаще идеи бессмертия воплощаются в маленьких ремесленных урнах для праха, на передней стенке которых изображены сцены из древнегреческих мифов, связанных с предательством и убийством. Высшие достижения загадочного народа, культура которого до сих пор в должной мере не понята, наследовали практичные римляне: инженерное искусство, умение строить дороги и города.



Похудение