«Сталинградский Данко»: какой подвиг совершил Михаил Паникаха. Проблема подвига в Легенде о Данко по рассказу Старуха Изергиль (Горький Максим) Какой героический поступок совершил данко

Сочинение

«Легенда о Данко» А. М. Горького как утверждение подвига во имя людей
1. Воспитание и окружение Данко. 2. Заветы для будущих поколений. 3. Лучи могучего огня.

«Легенда о Данко» М. Горького стала примером для многих поколений и символом огромной любви и самопожертвования во имя людей. Однако лишь немногие способны на подобные подвиги. И, к сожалению, порой кажется, что таких людей просто уже не осталось. Они словно растворились в нашем мире и хорошо, если от них остались «голубые искры степи». Но подобная любовь растет и развивается именно среди людей, которых описал в своем произведении Горький. Только особое воспитание и окружение могло стать основой для появления такой личности, как Данко.

Горький ничего не говорит о том, как воспитывался юноша и откуда у него такое горячее поклонение и любовь к окружающим. Только вскользь упоминается, что в племени были «веселые, сильные и смелые люди». Все это было просто необходимо, так как они жили среди непроходимых лесов и прекрасной степи. А в таких условиях могли выжить только смелые и сильные люди. Но им пришлось сменить место обитания, и это надломило людей. Они уже не такие сильные и смелые как те, что способны были преодолеть все препятствия. Болота и тьма засасывали их души глубже с каждым днем. И никто и ни что не могло изменить сложившегося положения. Спасительные лучи солнца, которых так ждало племя, приносили лишь новые неприятности. «Там были болота и тьма, потому что лес был старый и так густо переплелись его ветви, что сквозь них не видать было неба, и лучи солнца едва могли пробить себе дорогу до болот сквозь густую листву. Но когда его лучи падали на воду болот, то подымался смрад, и от него люди гибли один за другим».

Наступил переломный момент, когда «отцы задумались и впали в тоску». Нужно было сделать кому-то решительный шаг. Но тоска - очень плохой помощник в данном случае. Да и что могли сделать эти уже сломленные окружением люди. Повернуть назад к сильным и злым врагам для уничтожения? Или попытаться через непроходимый лес выйти к спасительному, а не губительному свету? Действительно, трудно выбрать, по какому пути пойти. Но тянуть дольше было просто не возможно. «И всегда, днем и ночью, вокруг тех людей было кольцо крепкой тьмы, оно точно собиралось раздавить их, а они привыкли к степному простору». И вольные люди выбрали свободу и, наверное, в данном случае любой ценой. Поэтому дорога назад была закрыта для них, так как они хотели сохранить свои заветы для будущих поколений. Оставалось одно - идти в темную и пугающую неизвестность.

Однако писатель показывает, что хоть они и были смелые, все равно не могли решиться сделать первый шаг, люди ослабли от дум. «Страх родился среди них, сковал им крепкие руки, ужас родили женщины плачем над трупами умерших от смрада и над судьбой скованных страхом живых, - и трусливые слова стали слышны в лесу, сначала робкие и тихие, а потом все громче и громче...»

И вот среди бывшего смелого, сильного и не порабощенного племени нашелся один, который смог сделать первый шаг в нужном направлении. «Но тут явился Данко и спас всех один». В легенде утверждается и превосходство Данко: «Красивые - всегда смелы». Но свое обаяние он использует не в корыстных целях. Он словно завораживает и зачаровывает уже сникших людей не только своим внешним видом, но и магическими словами. Возможно, люди давно хотели их услышать и последовать им, но среди них не оказалось того единственного человека, который взял бы на себя такую ответственность. И только молодой красивый юноша отважился на подобный шаг и смог зажечь своим огнем других людей. Люди «посмотрели на него и увидали, что он лучший из всех, потому что в очах его светилось много силы и живого огня».

Данко - единственный, кто смог сплотить людей во имя их собственного спасения. Великая любовь к людям оказалась способной зажечь искру надежды на спасение. И этот огонек освещал путь каждому идущему. А впереди шел тот, кто подпитывал постоянно маленькие огоньки, чтобы они не угасали в жадной гнилой пасти болота, которая глотала людей, и не испугались могучей стены деревьев, что заступали дорогу.

Но как быстро вспыхнула решимость людей, также быстро она и исчезла. Трудный путь оказался не по силам людям, которые все это время жили не на просторе степей, а в замкнутом пространстве. Они уже не те веселые, смелые и сильные люди. Теперь их можно охарактеризовать как утомленных, робких и слабых духом людей. Они нашли в себе силы пойти за ведущим, но не смогли преодолеть возникшие на пути преграды. Поэтому виноватым оказался именно человек, решившийся взять на себя ответственность и смело шагнувший вперед. «Но им стыдно было сознаться в бессилии, и вот они в злобе и гневе обрушились на Данко, человека, который шел впереди их. И стали они упрекать его в неумении управлять ими, - вот как!» Но не только трудный путь, но и правда оказалась непосильной ношей для людей. Слова Данко только разъяряли их. Они не могли и не хотели признаться самим себе в своем бессилии.

Однако юноша нашел в себе силы остановить то негодование, что начало кипеть в его груди. Смелым и сильным он оказался до самого конца. «Он любил людей и думал, что, может быть, без него они погибнут. И вот его сердце вспыхнуло огнем желания спасти их, вывести на легкий путь, и тогда в его очах засверкали лучи того могучего огня...»

Огромная и безмерная любовь к людям дала Данко новый поток свежей силы и энергии. Сердцу, переполненному любовью к людям, не стало хватать места в груди. Оно словно просилось наружу. И писатель использует специальный прием для того, чтобы можно было передать словами ту безответную любовь к другим, которая копилась все это время в груди молодого человека. Сердце, как оказалось, своей любовью затмило даже солнце. «Оно пылало так ярко, как солнце, и ярче солнца, и весь лес замолчал, освещенный этим факелом великой любви к людям, а тьма разлетелась от света его и там, глубоко в лесу, дрожащая, пала в гнилой зев болота». Очарованные люди не брели понуро, а бежали, не замечая опасности, что их окружала. Великая любовь к людям победила все темное и непроходимое на пути человека.

Данко победил и выстоял в борьбе за степь, траву в брильянтах после дождя и реку, сверкавшую золотом. Все эти сокровища он подарил людям ценой собственной жизни. Но они, к сожалению, недооценили его поступок. Как и в любом деле нашелся осторожный человек, который «боясь чего-то, наступил на гордое сердце ногой...».

Но и такая предосторожность не смогла до конца уничтожить ту память огромной и великой любви к людям, что хранилось в молодом сердце. Поэтому перед грозой в степи появляются голубые искорки.

Безграничная любовь к людям, воплощенная писателем в образе Данко, навсегда останется примером для многих поколений. И хочется верить, что в нашем мире остались хотя бы единицы среди молодых людей, которые могли бы не только повести за собой, но и вывести людей к свету.

Другие сочинения по этому произведению

«Старуха Изергиль» Автор и рассказчик в рассказе М. Горького «Старуха Изергиль» Анализ легенды о Данко из рассказа М. Горького «Старуха Изергиль» Анализ легенды о Ларре (из рассказа М Горького «Старуха Изергиль») Анализ рассказа М. Горького «Старуха Изергиль» В чем смысл жизни? (по рассказу М. Горького «Старуха Изергиль») В чем смысл противопоставления Данко и Ларры (по рассказу М. Горького «Старуха Изергиль») Герои ранней романтической прозы М.Горького Гордость и беззаветная любовь к людям (Ларра и Данко в рассказе М. Горького «Старуха Изергиль») Гордость и беззаветная любовь к людям Ларры и Данко (по рассказу М. Горького «Старуха Изергиль») Идейно-художественные особенности легенды о Данко (по рассказу М. Горького «Старуха Изергиль») Идейно-художественные особенности легенды о Ларре (по рассказу М. Горького «Старуха Изергиль») Идейный смысл и художественное разнообразие ранних романтических произведений М.Горького Идея подвига во имя всеобщего счастья (по рассказу М. Горького «Старуха Изергиль»). Каждый сам себе судьба (по рассказу Горького "Старуха Изергиль") Как сосуществуют в произведениях М. Горького «Старуха Изергиль» и «На дне» мечта и реальность? Легенды и действительность в рассказе М. Горького «Старуха Изергиль» Мечты о героическом и прекрасном в рассказе М. Горького “Старуха Изергиль”. Образ героического человека в рассказе М. Горького «Старуха Изергиль» Особенности композиции повести М. Горького «Старуха Изергиль» Положительный идеал человека в рассказе М. Горького «Старуха Изергиль» Почему рассказ называется «Старуха Изергиль»? Размышления над рассказом М. Горького “Старуха Изергиль” Реализм и романтизм в ранних произведениях М. Горького Роль композиции в раскрытии основной идеи рассказа «Старуха Изергиль» Романтические произведения М. Горького С какой целью М. Горький в рассказе «Старуха Изергиль» противопоставляет понятия «гордость» и «гордыня»? Своеобразие романтизма М. Горького в рассказах “Макар Чудра” и “Старуха Изергнль Сила и слабость человека в понимании М. Горького ("Старуха Изергиль", "На дне") Система образов и символика в произведении Максима Горького «Старуха Изергиль» Сочинение по произведению М. Горького "Старуха Изергиль" Спасение Аркадэка из плена (анализ эпизода из рассказа М. Горького «Старуха Изергиль»). Человек в творчестве М. Горького Легенда и действительность в рассказе «Старуха Изергиль» Сравнительная характеристика Ларры и Данко

Подвиг Данко

Посвящается А.К.

Когда это было, никто и не вспомнит. Никто и не скажет, была ли это правда или так, сказка о невозможном.

Еще никогда не было так холодно в этом городе. Температура медленно тоненькой красной струйкой опускалась к сорока. На улице застыли ледяные фигуры деревьев. Они окунули свои грузные ветви в серебро и платину. Ветер срывал с них последний снег и кружил его хлопьями в печальном зимнем вальсе, швыряя его в лицо редким прохожим. Уже давно крепким сном спала природа, а в ее сердце расцветали ромашки. Зима никогда не вызывала в ней тоску и сожаление о прошедшем лете. Там, опьяненная запахом сирени, она гуляла по улицам российских городов, загорала на сером песке местных пляжей, находила друзей, которых волей судьбы больше не встретить, и без памяти любила очередного «единственного» мужчину, который, как и все, оставил после себя приятные воспоминания. Последняя капля лета допита, а впереди еще целый ящик шипучей и бурлящей жизни. Наверно…
Любила.
Летала. И оковы тяжелой шубы не могли удержать ее на земле. Ее глаза светились ярче и теплее, чем в небе одинокое и тусклое солнце. Она смеялась громче и звонче, чем задорные ручьи весной. И совсем, совсем не было холодно. Где-то внутри пульсировало то, что согревало ее. В конце сентября он неосторожно чиркнул спичкой и поднес ее близко к огнеопасному сердцу, и оно взорвалось чувством. Теперь для нее жизнь заключалась лишь в коротких встречах, недолгих разговорах. На вечер их дороги пересекались, и вновь расходились в разных направлениях.
Только в его глазах она видела Космос, куда желала улететь, закрывшись с ним в комнате. Звезды меркли в сравнении с тем блеском, которым горели ее глаза, когда он был рядом. Просто рядом, плечо к плечу. И не скрыть смущения, когда разговор прерывался вдруг томительным молчанием. И какой была глупой фраза, нарушившая тишину.
И совсем не было ничего общего. Трудно было подобрать слова, чтобы вести заинтересованный диалог. КВН, КК, спорт, музыка, машины, математика, хотя она в ней ни черта не понимала, весь мир - это то, о чем они могли бы поговорить, но так сложно... Может, потому, что между ними было что-то большее, чем общая тема для обсуждения? Любовь…
А вокруг нее, как огромный айсберг, замерз город. Вставал транспорт. Автомобили выпрыгивали в тулупы, совершали сложные поддержки, и сливались в страстном поцелуе на обледенелых шоссе. Температура на градуснике падала с каждым днем. Люди наблюдали за всем этими бесчинства природы через стекло своего автомобиля, или уютного кафе, или взирали на все это из своего рабочего кабинета. Но носа никто на улицу не осмеливался показать лишний раз без особого повода.
А ей было все равно. Она гуляла по центральным улицам, про себя сочиняя стихи, представляя сцены признанья, поцелуя… и что-то волнующее щекотало внизу живота.
Он, как и все, завернувшись по глубже в куртку и изредка доставая руки из карманов, чтобы согреть их дыханьем, торопился прильнуть к печке в маршрутке, к обогревателю дома. Надеялся на потепление погоды, чтобы отправиться покорять склоны Хабаровского. Готовился сдать дискретку, как всегда на отлично.
И вдруг…
-Люблю.
Он отвел глаза и промолчал.
-Ты мне нравишься! – повысила она голос.
Он улыбнулся.
-Я хочу докричаться до тебя. Хочу согреть твой лед.
Теперь манящий, прекрасный холод его глаз стал понятен как никогда. Обычное равнодушие, присыпанное снегом и покрытое коркой толстого льда. Она стояла, смотрела на него без слез, не готовая к разочарованию и ждала ответа. Ждала хоть слова.
- Безрассудный поступок тебе признаться, не правда ли, но так мне будет в два раза легче, даже если я услышу: "Нет".
Он внимательно изучал снег, скопившийся на его ботинках.
- О чем твое молчание? О том, что ничего быть не может, ты ничего не хочешь, не хочешь меня расстраивать, или тебя так переполняют чувства, что тебе трудно даже дышать?
В ответ лишь короткая улыбка кому-то в сторону.
-Ты мне нужен, - я посмотрела в окно. А там еще сильнее повалил снег. Ветер подгонял заблудших людей. Неоновые огни магазинов не горели. Город стал бледным, унылым за эти дни, словно больной, ожидающий операции. Температура стала критической для этой полосы местности. Севернее такой погодой ребенка не испугаешь. Какие там, наверное, люди сильные и смелые духом…
По радио объявили, что произошла авария, старые, новые трубы не выдержали низкой температуры и взорвались. Город полностью лишился отопления. ЖЭК и лично губернатор в ближайшее время обещают исправить ситуацию. Последний так сам, наверное, возьмется за ремонт. Вдруг сразу все ожили, затрещали, как вернувшиеся с юга птицы. Только что-то из рода вон выходящее может встрепенуть людей и оторвать их от своих дел. Перспектива ходить по улице и спать в одном и том же не радовала никого.
Да, даже в наш век высоких технологий мы не можем противостоять природе, и никогда не найдем столько сил.
Он возмутился: «Теперь придется обогреватель еще один покупать. Кто знает, когда там отремонтируют. Все перемрут, пока тепла дождутся, » - посмотрел на свою собеседницу, ожидая поддержки.
- У меня есть сломанный. Мне хватит, - дотронулась она ладонью до разрисованного кружевами окна, - От этого холода не замерзнешь…
- Ты о чем? – нахмурился молодой человек.
- Да так. Мысли в слух.
- Ты никогда не дружила с рассудком, - он улыбнулся.
- Мне нравиться, когда ты улыбаешься, - тихо сказала девушка. Только в эти мгновения ей казалось, что он тоже может гореть.
Но его многозначительное молчание обжигало льдом надежду. В сердце закрадывалась пугающая пустота, которая постепенно превращала в жесткого, в чем -то грубого, рассудительного человека. Она не могла и не хотела, быть такой. Касание покраснелой щеки не воспламенит огонь в глазах.
- Хочешь, все измениться? Станет тепло…как летом в июле. Все в секунду растает, побежит водой по тротуарам, - она говорила быстро с перерывами, едва успевая сглатывать слюну. - Ты согреешься, люди…Только будет жарко, очень жарко…Ты будешь пить, пить, но вода не спасет тебя. Везде ты будешь искать прохлады…с нетерпеньем ждать ливня, чтобы на мгновенье охладиться.
- Пар костей не ломит. Брр…ноги замерзли.
Девушка посмотрела в любимые глаза, в них все также тонул свет, как в черных дырах. Он стоял неподвижно, напротив нее. Такой же немой и слепой. Она жалела, что не обладает телепатическим даром. Может, сейчас он признавался ей в своих чувствах… Усмехнулась, отвернулась, пошла быстрым шагом к выходу, куда-то, где меркли все тени.
- Зачем мне одной его невыносимый огонь? – говорила она с пустотой. - Он меня осушает изнутри, лишает свободы чувств и действий, даря взамен… счастье? Счастье любить, надеяться, верить. Летать не в мечтах! А когда идешь куда-нибудь, сидишь где-нибудь... неважно. Тело в миг становиться легким и, как воздушный шарик, стремительно отрывается от земли! Ты не любишь? Бывает…пусть хоть сейчас моя любовь обогреет тебя. Вместе с тобой еще сотни и тысячи людей. Вот оно сердце! В ладонях сжимается от внешнего холода и вновь наливается алой кровью. Видел бы ты, как оно сейчас светится, ярче солнца палящего. Чувствовал бы ты, его жар, обжигающий.
Девушка не плакала. Боль покинула ее. Она судорожно пульсировала в худеньких ручках.
Под ногами появился асфальт. На теле выступила испарина. Она обернулась, а на деревьях уже набухли почки. Изумленные люди стягивали с себя пестрые шапки, шарфы. Не прошло и пяти минут, как все забыли о зиме и еще некогда их волновавшем вопросе об отоплении.
Он вышел на улицу: «Классная погода!» – и улыбнулся.

1. Вечные ценности в произведениях Горького.
2. Данко и Ларра.
3. Подвиг Данко.

Уже ранние рассказы М. Горького свидетельствовали о том, что писатель очень талантлив и незауряден. В своих произведениях он обращался к вечным ценностям, пытался ответить на важнейшие вопросы, с давних пор волновавшие людей. Рассказ «Старуха Изергиль» заставляет задуматься о ярких человеческих характерах. Именно такие люди всегда вызывали у Горького уважение и восхищение. О человеческих характерах говорит сама старуха Изергиль. Она говорит, что есть люди — «старики с детства» и «юные, которые любят». Сам автор полностью солидарен со своей, героиней. Легенды о Ларре и о Данко позволяют нам лучше понять, как сам Горький понимал подвиг человека во имя людей. Ларра, герой первой легенды, умен и прекрасен. Но вместе с тем он горд и высокомерен, в его сердце холод. И Ларра абсолютно равнодушен к людям. Он свысока смотрит на всех, считает лишь свои желания заслуживающими внимания.

Горький не скрывает своего отношения к герою легенды. Ларра выглядит слабым, несмотря на внешнее превосходство. С точки зрения самого автора, только горячее сердце и любовь к людям делает человека достойным членом общества. Именно таковым и является Данко, герой второй легенды. Он жертвует собой ради других. Данко не задумывается о том, нужна ли его жертва людям. Этот вопрос для него ровным счетом ничего не значит. Мы не сомневаемся в силе и мужестве Данко. Его преимущества перед Ларрой очевидны. Только Данко оказался способен на подвиг во имя людей, пусть даже последние и не заслуживали такой жертвы.

Данко совершенно не похож на окружающих его людей. Он не покоряется обстоятельствам, готов активно действовать, а не ожидать благоприятного исхода событий. Его не пугает смерть. Напротив, он с готовностью расстается с жизнью. На фоне своих соплеменников Данко выглядит яркой незаурядной личностью. Он сказал тем, кто его окружали: «не своротить камня с пути думою. Кто ничего не делает, с тем ничего не станется. Что мы тратим силы на думу да тоску? Вставайте, пойдем в лес и пройдем его сквозь, ведь имеет же он конец, — все на свете имеет конец!» Парадоксально, но ранее никто даже не думал о том, что можно пройти лес. Слабые и беспомощные люди не могли позаботиться о себе. Именно такое впечатление создается у нас. Данко заставил людей идти вперед, забыв на время о своей уязвимости. Легенду о Данко можно воспринимать как вечную тему противостояния личности и толпы. Данко в данном случае олицетворяет личность с большой буквы, это человек с ярким характером, умный, талантливый. Соплеменники героя — это толпа, безликая, серая. Толпа подчиняется тому, кто сильнее, кто проявит себя как лидер. Но это подчинение далеко не всегда гарантирует толпе благополучие и комфорт. Лидер может оказаться тираном, деспотом. Но толпа будет вынуждена подчиняться. Таков закон. Данко оказывается именно таким лидером, о котором толпа могла бы только мечтать. Он думает не о собственном комфорте и благополучии, а о том, чтобы окружающие были счастливы. Духовная красота и сила личности Данко проявляется в этом поступке.

Отчаянный и смелый поступок Данко свидетельствует о том, что он как бы изначально готовил себя не к той доле, которая представляется большинству людей счастливой судьбою. Данко стремился к чему-то грандиозному, светлому, яркому. И он не жалел сил ради поставленной цели. Людям вокруг его рвение было непонятно, сам Данко казался им чужим. Даже в пути Данко получил свою порцию упреков от слабых физически и духовно соплеменников. «Все гуще становился лес, все меньше было сил!» Можно предположить, что тяжело было и самому Данко. Однако он шел вперед, не обращая внимания на трудности. Соплеменникам ничего не оставалось, как идти вслед за ним. Они проникались ненавистью к нему. Ведь он, в сущности, разрушил их мир, который был не слишком удобным, но весьма привычным. Толпа не любит изменений, они ее пугают. И тяжелый путь истощил все физические и духовные силы соплеменников Данко. Он сам понял, что окружающие готовы его убить, они больше не верят ему и не хотят его поддерживать. Данко стало очень тяжело. Он видел, что его окружают недостойные люди.

«Данко смотрел на тех, ради кого он понес труд, и видел, что они — как звери. Много людей стояло вокруг него, но не было на лицах их благородства, и нельзя было ему ждать пощады от них». Эта фраза имеет огромное значение. Горький показывает, что Данко понял истинную сущность своих соплеменников. Он больше не мог идеализировать их. Как умный человек, он больше не мог пребывать в заблуждении относительно их нравственных качеств. Но, несмотря на все это, Данко приносит собственную жизнь в жертву ради озлобленных и никчемных людей. Он «разорвал руками себе грудь и вырвал из нее свое сердце и высоко подял его над головой». Сердце стало светить, подобно яркой звезде. Люди смогли выйти из леса, нашли дорогу. Они не оценили подвига Данко, даже не заметили смерти героя.

Каким мотивам подчинялся Данко? Был ли его подвиг совершен во имя любви к людям? Это можно было бы предположить, если бы мы не знали, что соплеменники героя лишены благородства, что они больше похожи на зверей. Герой вывел этих людей из мрака. Он понимал, что его жертва не будет оценена. Так для чего же был этот подвиг во имя людей? Можно предположить, что Данко принадлежал к тому особому типу людей, которые считают главным смыслом своей жизни служение другим. И пусть окружающие бывают недостойны такого служения, пусть они убоги и никчемны. Герои, подобные Данко, об этом не размышляют. Они действуют так, как подсказывает им горячее сердце, рвущееся из груди.

Юноша с добрым и храбрым сердцем по имени Данко ценой собственной жизни подарил людям мир, наполненный светом, теплом и радостью. создал романтичный образ, заставляющий задуматься, в чем смысл бытия и ценность поступков человека.

История создания

Ранняя творческая биография Максима Горького наполнена произведениями с романтическими мотивами. Повесть «Старуха Изергиль» встала в ряд с рассказами «Челкаш» и «Максим Чудра», в которых авторское восхищение силой человеческой личности достигло апогея. На создание очередного произведения писателя вдохновили путешествия по Южной Бессарабии, где он оказался весной 1891 года. «Старуха Изергиль» даже начинается со слов

«Я видел эти рассказы под Аккерманом, в Бессарабии, на морском берегу».

Скорее всего, рождение литературного труда пришлось на осень 1894 года. Уже через несколько месяцев он был представлен на суд читающей публики в «Самарской газете», растянувшись на три номера.

Композиция рассказа сложная и интересная. Автор смешал две легенды (о Ларре и о Данко), которые объединены главным персонажем – старухой Изергиль. Максим Горький выбрал для произведения «сказовую» манеру написания. Впрочем, этот прием, позволяющий вызвать у читателя чувство реалистичности происходящего, он уже успел опробовать раньше.

Древняя старуха выступила в роли героини-рассказчицы, повествующей о легендах, а заодно и о своих любимых мужчинах, с которыми довелось повстречаться на жизненном пути. Две полярные концепции бытия, скрытые в легендах, обрамляют идеологический центр рассказа. Автор попытался определить ценность человеческой жизни, ответить на вопросы о границах свободы личности.


Персонаж Данко появился благодаря увлечению писателя трудами . В начале творческого пути Алексей Максимович проявлял интерес к героям-индивидуалистам, наделенным мятущимся духом.

Читатели приняли произведение с восторгом. К такому признанию писатель был готов, ведь он и сам с любовью отнесся к «Старухе Изергиль»: в письме, адресованном , автор говорит о красоте и стройности рассказа, признает его лучшим из своих работ.

Сюжет

Первая легенда, рассказанная старухой, повествует о сказочном юноше по имени Ларра. Герой, рожденный от земной женщины и орла, отличается холодным взглядом и непокорным нравом. Ларра убил отвергнувшую его девушку и за свою гордыню стал изгнанником из родного племени. Эгоизм обрек юношу на вечное одиночество. Однако в сказке прослеживается мудрая мысль писателя о том, что гордость – прекрасная часть характера. Это качество, если развито в меру, делает человека личностью и помогает не оглядываться на мнение людей.


Персонаж второй истории – Данко, в глазах которого «светилось много силы и живого огня». В аллегорической повести люди, заточенные в темном лесу, следуют за юношей, пообещавшим им теплое место с ярким солнцем и чистым воздухом. Заплутавшее по пути племя стало обвинять Данко в своих бедах и усталости. Но молодой человек не сдался – вынул из разорванной груди горящее сердце и, освещая им дорогу, вывел путников к цели. Подвиг умершего во имя людей Данко так никто и не оценил.

Образ и прототип

Составляя характеристику Данко, Максим Горький противопоставил героя эгоистичному персонажу первой сказки. Автор наделил его богатым внутренним миром, отвагой и стойкостью, сделал идеалом чести, мужества и совершенства. Способность к самопожертвованию помогла победить тьму. Прекрасные качества дополнены красивой внешностью. Гордый смельчак, как о персонаже отзывался сам автор, задавал главный вопрос:

«Что я сделаю для людей?».

А умерев, заставил читателя размышлять о нужности добрых дел, о том, достойно ли человечество жертв «идеальных индивидуалистов».


Исследователи уверены, что Алексей Максимович при создании персонажа опирался на библейские мотивы, взяв черты и даже . Кто-то высказывает предположение о символичности имени героя: Данко имеет один корень со словами «дать», «дающий». На самом деле имя позаимствовано из цыганского языка и означает всего лишь «младший сын», «цыганенок».


Что касается прототипов персонажа, то невооруженным взглядом прослеживается связь с греческой мифологией, где Прометей подарил людям огонь. С другой стороны, в рассказе явно видны отсылки к философу , который настаивал на разумности огня. А Максим Горький, между прочим, слыл «огнепоклонником».


Но все эти утверждения считаются предположениями. «Подтвержденным» прообразом является только Август Стриндберг, шведский поэт, захвативший внимание интеллигенции в конце 19 века. Алексей Максимович сам признавался, что Данко очень похож на знаменитого шведа. Персонажа и литератора объединила важная миссия – они «осветили людям, заплутавшимся во тьме противоречий жизни, путь к свету и свободе».


Горький также слыл фанатом поэта Пенчо Славейкова. Болгарин тоже внедрял в массы читателей мысль о том, что будущее – за личностями с сильной волей. В списке поэм литератора значится произведение «Сердце сердец», где погибшего романтика Шелли сжигают в огне. Между этим образом и Данко с горящим сердцем легко провести параллель.

  • В 1967 году по мотивам произведения Горького на студии «Киевнаучфильм» был создан мультфильм «Легенда о пламенном сердце». Режиссер Ирина Гурвич взяла за основу легенду о Данко. Спустя два года работу признали лучшим фильмом для юношества на зональном смотре, который проходил в столице Армении.
  • «Старуха Изергиль» – второе произведение, написанное Алексеем Пешковым под псевдонимом Максим Горький. Первым в списке значится «Челкаш».

  • Мифическому герою Данко посвящен памятник, установленный в Кривом Роге в 1965 году в честь 100-летия со дня рождения Максима Горького. Сначала скульптура украшала площадь Горького, затем, в связи с реконструкцией площади, ее перенесли на проспект . Памятник создал заслуженный художник Украинской ССР, скульптор Александр Васякин.
  • В конце 1990-ых годов на небосклоне российской эстрады зажглась новая звездочка по имени . Под псевдонимом скрывается певец Александр Фадеев, в репертуаре которого такие песни, как «Малыш», «Осень», «Ты моя девочка» и другие.

Цитаты

«Все на свете имеет конец!»
«Не своротить камня с пути думою. Кто ничего не делает, с тем ничего не станется».
«Сердце пылало так ярко, как солнце, и ярче солнца, и весь лес замолчал, освещенный этим факелом».
«Чтобы жить – надо уметь что-нибудь делать».
«Смотрели бы в старину зорко – там все отгадки найдутся… А вот вы не смотрите и не умеете жить оттого…»
«Он любил подвиги. А когда человек любит подвиги, он всегда умеет их сделать и найдет, где это можно. В жизни, знаешь ли ты, всегда есть место подвигам. И те, которые не находят их для себя, – те просто лентяи или трусы, или не понимают жизни, потому что, кабы люди понимали жизнь, каждый захотел бы оставить после себя свою тень в ней. И тогда жизнь не пожирала бы людей бесследно».
«Он лучший из всех, потому что в очах его светилось много силы и живого огня. Потому-то они и пошли за ним, что «верили в него».
«Ничто не изнуряет тело и душу людей так, как изнуряют тоскливые думы. И ослабли люди от дум».


Психология