Сказочные герои маленького роста. Самый маленький – не гном. Кто вы, коротышки

Вот бы стать мне, друзья, выше папы ростом,

Вечно детям нельзя то, что можно взрослым.

Нам дают советы все кому не лень,

Лучше б нас в кино пускали каждый день,

Лучше б утром не мешали детям спать,

Вот была бы благодать.

Да, вырасти поскорее – это здорово, но ведь и сейчас мы не так малы, как кажется. И каждый день мы вырастаем все больше и больше.

А что, если есть такие люди, которые меньше нас ростом и больше никогда не вырастут? Мы решили поискать в сказках таких героев-коротышек.

Кто вы, коротышки?

Герои- коротышки присутствуют и в народных, и в авторских сказках.

Появляются герои- коротышки по - особенному, сказочному. Так, например, первый наш герой – мальчик – пальчик из русской народной сказки с одноименным названием появился из пальца старухи. Вот как говорится в сказке:

«Жили старик со старухою. Раз старуха рубила капусту и нечаянно отрубила палец. Завернула его в тряпку и положила на лавку.

Вдруг услышала - кто-то на лавке плачет. Развернула тряпку, а в ней лежит мальчик ростом с пальчик.

Удивилась старуха, испугалась:

Ты кто таков?-

Я твой сынок, народился из твоего мизинчика. -

Взяла его старуха, смотрит - мальчик крохотный-крохотный, еле от земли видно. И назвала его Мальчик с пальчик»

Героиня сказки Андерсена Дюймовочка появилась на свет еще необычнее. Колдунья дала женщине ячменное зернышко. Из этого зернышка появился чудесный цветок – тюльпан. Когда волшебный цветок распустился, то в его чашечке сидела живая девочка. «Она была маленькая – маленькая, всего в дюйм ростом. Поэтому ее так и прозвали – Дюймовочка»

А вот отрывок из сказки Вильгельма Гауфа «Маленький Мук»: «В родном моем городе Никее жил-был человек по прозванию Маленький Мук. В те времена Маленький Мук был уже старичок, ростом же не больше трех-четырех футов. Притом сложен он был весьма странно: на туловище его, маленьком и хрупком, сидела голова, размером куда объемистее, чем у других людей» Маленький Мук известен всем как самый быстрый скороход.

И это не единственный коротышка, придуманный Гауфом. Совсем недавно получила вторую жизнь еще одна сказка этого автора – «Карлик Нос». Все мы с удовольствием смотрели мультфильм, снятый по этой сказке. Там мальчика Якова злая колдунья превратила в безобразного карлика. « И действительно, перемена была ужасающая: глаза стали крошечными, как у свиньи, огромный нос висел ниже подбородка, шея как будто совсем исчезла, так что голова прямо торчала на плечах, и только с трудом он мог поворачивать ее направо или налево. Ростом он был не выше, чем тогда, когда ему было двенадцать лет. Но в то время, как другие юноши от двенадцати до двадцатилетнего возраста растут в вышину, он вырос только в ширину: спина и грудь у него были широкие и выгнутые и походили на туго набитые мешки. Это толстое туловище держалось на маленьких, слабых ножках, которым такая тяжесть была не под силу. Зато его руки были такой же длины, как у обыкновенного взрослого человека. Ладони толстые, коричневые, пальцы длинные, паукообразные, и когда он вытягивал руки, то мог, не сгибаясь, достать ими до полу. Вот каким безобразным карликом стал Яков».

Карликами считаются мужчины, рост которых меньше 130 см; для женщин этот порог равен 120 см.

Раньше всем хорошо были знакомы 7 маленьких гномов, спасших Белоснежку. Теперь к своим знаменитым собратьям присоединился еще один храбрец – гном Гимли из фильма – сказки «Властелин колец». Рост гномов достигает 3 футов.

Целую страну коротышек придумал Николай Носов. В его книге о коротышках говорится так: « В одном сказочном городе жили коротышки. Коротышками их называли потому, что они были очень маленькие. Каждый коротышка был ростом с небольшой огурец». В третьем его романе Незнайку обмеряют в полицейском участке и его рост устанавливается точно. «Ваш рост, выраженный в стандартных измерительных единицах, равняется семидесяти двум. Значит, вы коротышка среднего роста». Стандартной измерительной единицей был миллиметр, значит рост Незнайки – 72 миллиметра.

Еще одна страна, в которой живут маленькие человечки – это Лилипутия. Придумал эту страну Джонатан Свифт. Жители этой страны были в 12 раз меньше ростом, чем путешественник Гулливер. Император Лилипутии «был по крайней мере на целый ноготь выше своих придворных. Он был ростом в три с лишним пальца и, наверно, считался в Лилипутии очень высоким человеком. »

Итак, сказочных коротышек довольно много и все они абсолютно разные.

Наш помощник- линейка.

Что же нам стало известно о росте коротышек?

Рост Дюймовочки -1 дюйм, рост лилипута, с которым встретился Гулливер – 3 с лишним пальца, рост гнома 5 футов, Незнайки -72 мм, маленький Мук вырос на 3 фута, а карлик Нос на 120 см, ну, а мальчика – с – пальчик так назвали, потому что его рост составлял один палец. Оказывается, авторы сказок измеряли своих героев разными мерками.

Чтобы выяснить, то из них самый маленький и самый высокий, надо привести разные мерки к одной общей.

Самым удобным прибором для измерения роста коротышек стала линейка. Сначала мы внимательно рассмотрели линейку и выяснили, что на ней есть деления- маленькие и большие. Десять маленьких делений миллиметров составляют одно большое деление – сантиметр. Значит, удобнее всего общей меркой выбрать сантиметр.

В сантиметрах нам был дан рост карлика. Пользуясь делениями на линейке, мы смогли рост Незнайки перевести из миллиметров в сантиметры. Его рост составил 7 сантиметров 2 миллиметра.

Затем мы измерили большие пальцы у взрослых людей – папы, мамы, учительницы. Оказалось, что длина пальцев у всех разная. Но примерная длина большого пальца – 5 сантиметров. Теперь мы смогли рост мальчика – с – пальчика и лилипута тоже выразить в сантиметрах. Мальчик с пальчик вырос на 5 сантиметров, а лилипут – на 17 сантиметров.

При помощи линейки мы смогла поставить по росту таких коротышек:

Мальчик- с –пальчик - 5 сантиметров

Незнайка - 7 сантиметров 2 миллиметра

Лилипут – 17 сантиметров

Карлик Нос оказался самым высоким – 120 сантиметров. Его рост мы выяснили при помощи ростомера.

Дюйм и фут.

Рост Дюймовочки, гнома и маленького Мука был указан авторами сказок в дюймах и футах. С такими единицами мы еще нигде не встречались. Линейка нам тоже никак не помогла. Пришлось нам обратиться за помощью к своим родителям, которые подобрали справочную литературу.

Человек столкнулся с необходимостью измерений в глубокой древности, на раннем этапе своего развития – в практической жизни, в земледелии, строительстве своего жилья, дворцов своих властителей, храмов, в торговле. Людям потребовалось измерять расстояния, площади, объемы, веса, и время.

Первые единицы длины были весьма приблизительными. Они были связаны с размерами частей тела человека. В Англии и США до сих пор используются единицы длины "ступня" - фут (31 см), "большой палец" - дюйм (2 с половиной сантиметра) и ярд (91 см.). Он был равен расстоянию от кончика носа короля Генриха I до конца пальцев его вытянутой руки. 1фут=12 дюймам.

Мы заметили неточность – 2 с половиной сантиметра – не длина большого пальца, а длина одной фаланги на большом пальце.

Значит, рост Дюймовочки – 2 с половиной сантиметра, маленького Мука 93 сантиметра, а гнома – 155 сантиметров.

Заключение.

После проведенных исследований, измерений и вычислений нам удалось выразить рост всех сказочных героев – коротышек в сантиметрах. Теперь мы сможем всех построить по росту и выясним, кто из них самый маленький и самый высокий.

Итак, по порядку становись!

1. Дюймовочка – 2 сантиметра 5 миллиметров

2. мальчик – с – пальчик – 5 сантиметров

3. Незнайка – 7 сантиметров 2 миллиметра

4. лилипуты – 17 сантиметров

5. маленький Мук – 93 сантиметра

6. карлик Нос- 120 сантиметров

7. гномы – 155 сантиметров.

А как же не сравнить свой собственный рост с ростом наших героев? Мы измерили собственный рост с помощью ростомера. В этом строю мы находимся между карликом Носом и гномами. Оказалось, мы не такие уж и маленькие!

Можно подводить итоги работы. За время исследования мы:

Заново перечитали такие знакомые и не очень знакомые сказки;

Научились находить в сказках математическую информацию;

Научились пользоваться линейкой и ростомером;

Познакомились с разными единицами измерения длины;

Узнали, что можно разные единицы измерения приводить к одной общей;

Применили свои знания по нахождению самого маленького и самого большого числа.

Во время нашего исследования мы столкнулись с такой поговоркой: «Сам с вершок, а голова с горшок». Это значит, что на Руси тоже были свои единицы длины для измерения роста маленьких людей. Следующую работу мы можем посвятить изучению старинных русских мер длины.

Не зря Д. И. Менделеев говорил так: "Наука начинается с тех пор, как начинают измерять: точная наука немыслима без меры".

Истории о маленьких существах обладают для детей особой притягательностью. Они приглашают ребенка в волшебный мир чудес и метаморфоз. Ведь так хочется поверить, что совсем рядом с нами существует мир крошечных человечков, невидимый нашему глазу.


Гномы, карлики, эльфы

Прежде всего маленькие существа знакомы нам по европейскому фольклору. В знаменитых сказках братьев Гримм и Шарля Перро мы встречаемся с трудолюбивыми гномами, хлопотливыми эльфами и другими волшебными существами.
Гномы - одни из самых популярных крохотных героев детских историй. Они мастера на все руки, часто живут в земле, владеют ее богатствами и умеют понимать ее красоту.
Издательство «Компас Гид» выпустило «Большую книгу сказок о гномах. Эльфах и лилипутах». Она расскажет о домовых и садовых гномах, а также их малюсеньких родственниках.

«Рипол классик» подошли к теме гномов со всей ответственностью. В издательстве вышел почти академический труд «Энциклопедия гномов». Вслед за «Гномами» их автор Вил Хёйген пишет уже другую историю - «Тайны гномов». Это своеобразное путешествие в мир гномов в поисках ответов на неразгаданные доселе тайны.

И, конечно, что может быть чудесней, чем отпраздновать Рождество с гномами! «Рождество гномов» расскажет о праздничных традициях этого сказочного народца и подарит зимнее настроение.


На фоне Рождества разворачивается и трогательная сказка «Кривуля». Ее главные герои тролленок Кривуля и семейство ниссе - норвежских гномов.
Что произошло с гномами, когда Белоснежка очнулась и стала «жить долго и счастливо» со своим принцем? Этим вопросом задается Хуберт Ширнек в своей ироничной сказке «Последние новости о семи гномах».

Эльфы и феи могут появляться в разных обличиях. Кто-то из Волшебного Народа почти ничем не отличается от людей, а кто-то предстает в образе крошечных человечков с крылышками за спиной. Если гномы населяют землю или человеческие жилища, то феи и эльфы царят в воздухе, в лесу, в саду. Говорят, что у каждого цветка, дерева или травинки есть своя фея, которая охраняет его.

Кажется, больше всего о них знала Мэри Сесиль Баркер, всю жизнь писавшая стихи и рисовавшая фей.

А вот феечка Колючка из книг Ольги Колпаковой только кажется маленькой и хрупкой. Характер у нее вздорный и независимый!
Маленькими называл своих сказочных героев Отфрид Пройслер. Маленькая Баба Яга, маленький Водяной, маленькое Привидение, самый маленький гном. Это юные, трогательные, совсем не страшные существа.

Читая истории о «маленьком Деде Морозе» Ану Штонер ребенок узнает себя. Их герой тоже хочет доказать миру, что он не маленький, а взрослый и самостоятельный.

Маленькие зверушки

Классикой подобных историй стал «Ветер в ивах» Кеннета Грэма.
Проворные мыши - идеальные обитатели маленьких миров. Например, любимица всех девочек мышь Гликерия. Или мышата Самми и Юлия, обитающие в чудесном кукольном домике, созданном Кариной Схапман.

Крохотные мышки Тимка и Тинка - талисманы издательства «Пешком в историю», не только протиснутся в любую щель, но и проведут читателей за собой в различные времена и эпохи.

Книги Женевьевы Юрье открывают нам мир приключений кроликов.

А любителям эпического фэнтези наверняка понравятся легендарные «Хроники Рэдволла»,где храбрый мышонок Матиас защищает стены любимого аббатства.


Крохотные человечки

Истории о маленьких человечках очень важны для ребенка.

Зачастую эти малыши ничем не отличаются от обычных детей с их озорными и беззаботными играми. Таков Незнайка и другие коротышки из Цветочного города.
В фантастических историях, уменьшившись, дети обнаруживают вокруг себя совершенно новый мир.

Макс и Молли из «Тайн анатомии» попадают в захватывающее путешествие по человеческому телу, а герои «Необыкновенных приключений Карика и Вали» узнают много нового об окружающем мире.
Английская писательница Мэри Нортон придумала народ по имени «добывайки». Эти крошечные существа живут рядом с нами и не стесняются «пополнять запасы» тем, что плохо лежит.

Истории о маленьких людях учат детей, что мир вокруг полон хрупких чудес, которые нужно защищать, а не разрушать.
Особенно убедительно рассказывает об этом Сельма Лагерлеф. Обычный мальчишка Нильс однажды сыграл злую шутку с гномом, которая обратилась против него. Теперь ему предстоит длинное и опасное путешествие с дикими гусями, которое научит его главному - быть человеком.

«Маленькие» герои книг уязвимы, но находчивы, они бесстрашные воины и путешественники. Истории о них учат не обижать слабых, ставить себя на место других, приглядываться к окружающему миру, полному разных чудес.

Наталия Стрельникова

Нравится

Олимпиадные задания содержат задания по русскому языку, математике и литературному чтению для учащихся 2 классов, которые можно использовать при проведении школьных предметных олимпиад, а также имеются критерии оценки данных заданий.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Фамилия, имя __________________________________________________Класс ________

Задания школьной олимпиады по литературному чтению

2 класс.

1. Составь пословицы из слов:

А) другому, яму, упадёшь, не, сам, в, неё, рой;

Б) один, семь, отрежь, раз, примерь, раз.

а)_____________________________________________________________

б)_____________________________________________________________

2. Назови самых маленьких сказочных персонажей.

_______________________________________________________________

3. Укажи стрелкой, что пишут эти писатели.

Сутеев

Барто Стихи

Пришвин

Есенин Рассказы

Драгунский

Андерсен Сказки

4. Перечисли рассказы Николая Носова .

__________________________________________________________________
_________________________________________________________________

5. Прочитай фамилии писателей и заголовки сказок. Соедини их стрелкой.

«Кот в сапогах»

Шарль Перро «Маленькие человечки»

«Стойкий оловянный солдатик»»

Братья Гримм «Красная Шапочка»

«Заяц и Ёж»

Х. К. Андерсен «Пятеро из одного стручка»

6. Вспомни, кто говорил такие слова:

  1. По щучьему велению, по моему хотению. _____________________
  2. Сивка-бурка, вещий каурка!

Стань передо мной, как лист перед травой! ____________________

  1. Сим-сим, открой дверь!___________________
  2. Кара-барас! _____________________________
  3. Крекс, фекс, пекс! ________________________

7. Сочини стихотворение по рифмам:

Не спешу

Пишу

Тетрадь

Пять

Фамилия, имя ___________________________________________________ Класс ________

ЗАДАНИЯ ШКОЛЬНОЙ ОЛИМПИАДЫ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

2 класс.

1. Напиши три слова, в которых букв больше, чем звуков.

_____________________________________________________________________________

2. Выбери и отметь знаком «х» слово, в котором есть только мягкие звуки:

 лебёдушка

 сирень

 водитель

 житель

 ялик

3. Выпиши слово, соответствующее схеме: 

бегемот, радостный, заезд, поливка, переписка

___________________________________

4. Поставь имена существительные в форму множественного числа:

небо - _____________________

чудо - _____________________

ребёнок - __________________

человек - __________________

5. Образуй от данных слов слова с непроизносимыми согласными в корне:

зависть - _________________________

область - _________________________

весть - ___________________________

хруст - ___________________________

участие - _________________________

6. Выпиши из шуточного текста однокоренные слова:

Вы кто такие?

Я гусь, это гусыня, а это наши гусята. А ты кто?

А я ваша тётка – гусеница.

________________________________________________________________

7. Выпиши слова с приставками:

(за)брать, (за)забором, (до)рога, (до)дороги, (до)думался

________________________________________________________________

8. Поставь в словах ударение:

портфель, звонит, щавель, понял, братья, жильё

9. Подчеркни слова, которые разделены для переноса неправильно:

до-чь, чай-ка, ма-сса, Ю-ля, кас-сир, школь-ник, учен-ик, кон-ьки,

Тролле-йбус

10. Раскрой смысл выражений:

рукой подать - ___________________________________________________

в час по чайной ложке - ___________________________________________

морочить голову - _______________________________________________

работать спустя рукава - __________________________________________

Фамилия, имя ___________________________________ Класс _____

ЗАДАНИЯ ШКОЛЬНОЙ ОЛИМПИАДЫ ПО МАТЕМАТИКЕ

2 класс.

  1. У Нины 7 открыток, а у Кристины на 4 открытки меньше. Сколько открыток Нина отдала Кристине, если у девочек равное количество открыток?
  1. Поставьте между чисел знаки действий (+, - , ∙ , :) и скобки так, чтобы получилось верное равенство.

1 2 3 = 1 1 2 3 4 = 1

  1. В болоте жила лягушка и её дочка Квакушка. На обед Лягушка съедала 16 комаров, а Квакушка на 7 меньше; на ужин 15 комаров, а Квакушка – на 5 меньше. Сколько комаров нужно лягушкам в день, если они не завтракают?

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Ответ: __________________________________________________________

  1. Определи закономерность и продолжи ряд, записав ещё пять чисел.

7, 14, 21, ________________________________________________________

  1. В коробке лежат 15 шариков: черных, красных и белых. Треть шариков – чёрные, красных на 4 больше, чем чёрных. Сколько в коробке белых шариков?

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Ответ: __________________________________________________________

  1. Заполни магический квадрат
  1. В классе 21 человек. Сколько потребуется парт, чтобы рассадить всех учеников?

Ответ: __________________________________________________________

  1. Запиши три самых маленьких и три самых больших двузначных числа.

________________________________________________________________

  1. Вставь пропущенные цифры.

5  2 7  1 8 4

 9 4  3 6 6 

7 4  0 5   9

10 . Вставь пропущенную букву и пропущенное число.

Критерии проверки олимпиады по русскому языку. 2 класс

Задание 1. Записано 3 слова – 3 балла, 2 слова – 2 балла, 1 слово – 1 балл.

Задание 2 . Отмечено слово «сирень» - 1 балл.

Задание 3. Выписано слово «заезд» - 1 балл.

Задание 4. Правильно записано 4 слова – 3 балла,

3 слова – 2 балла, 1-2 слова – 1 балл.

Задание 5. Записано 5 слов с непроизносимыми согласными – 3 балла,

3-4 слова – 2 балла, 1-2 слова – 1 балл.

Задание 6. Выписаны слова «гусь», «гусыня», «гусята» - 1 балл.

Задание 7 . Записаны слова «забрать», «додумался» - 1 балл.

Задание 8 . Правильно стоит ударение во всех 6 словах – 3 балла,

Задание 9. Подчеркнуто 6 слов с неправильным переносом – 3 балла,

4-5 слов – 2 балла, 2-3 слова – 1 балл.

Задание 10. Раскрыт смысл всех 4 выражений – 3 балла,

3 выражений – 2 балла, 1-2 выражений – 1 балл.

Критерии оценки олимпиады по математике. 2 класс

Задание 1. 3 балла – задача решена верно, 2 балла – правильно выполнены

2-3 действия,

Задание 2 . 2 балла – за оба равенства, 1 балл – за 1 равенство.

Задание 3. 3 балла – задача решена верно, 2 балла – выполнено 2 действия,

1 балл – выполнено 1 действие.

Задание 4. 2 балла – записано правильно 5 чисел,

1 балл – записано 2-4 чисел.

Задание 5. 3 балла- задача решена верно, 2 балла – выполнено 2 действия,

1 балл – выполнено 1 действие.

Задание 6 . 3 балла – магический квадрат заполнен верно,

2 балла – верно записано 3-4 числа.

Задание 7 . 2 балла – дан верный ответ.

Задание 8. 3 балла – записано 6 чисел, 2 балла – записано правильно 3 числа.

Задание 9. 3 балла – все записи правильные, 2 балла – 3 правильные записи,

1 балл – 2 правильные записи.

Задание 10. 2 балла – записаны правильно буква (Й) и число (11),

1 балл – записано правильно только число или только буква.

Критерии оценки олимпиады по литературному чтению

2 класс

Задание 1. 2 балла – обе пословицы составлены верно,

1 балл - правильно составлена 1 пословица.

Задание 2. 2 балла - названы 2 и более персонажей,

1 балл – один персонаж.

Задание 3 . 3 балла – указаны все 6 писателей правильно,

2 балла – 4-5 правильных ответов, 1 балл – 3 ответа.

Задание 4. 3 балла – названо 3 и более произведений,

2 балла – 2 произведения, 1 балл – 1 произведение.

Задание 5. 3 балла – указаны правильно все 6 сказок,

2 балла – 4-5 сказок, 1 балл – 3 сказки.

Задание 6. 3 балла – правильно названы все 5 персонажей,

2 балла – 3-4 персонажа, 1 балл – 2 персонажа.

Задание 7. 3 балла – стихотворение составлено.




Растения