Другая сказка аленький цветочек. «Аленький цветочек»: история создания знаменитой сказки. Какие пословицы походят к сказке «Аленький цветочек»?»

Сказка "Аленький цветочек" Аксакова С. Т. вошла в приложение к "Детские годы Багрова - внука". Художественное переложение известной французской сказки "Красавица и чудовище" на русские традиции принесло автору популярность, и до сих пор является одной из любимых волшебных историй детей и взрослых. Главная мысль сказки "Аленький цветочек" - это исцеляющая сила любви.

Аксаков Сергей Тимофеевич: краткая биография

Сергей Тимофеевич Аксаков (1971-1859 гг.) - русский писатель, театральный и литературный критик и государственный деятель, родился в городе Уфе. Сергей Тимофеевич делал переводы с французского языка, написал сборник рассказов об охоте и рыбалке, создал автобиографическую трилогию о Багровых, в которой попытался описать свой взгляд на правильное нравственное воспитание юного поколения.

Продолжением "Семейных хроник" и "Воспоминаний" стали "Детские записи Багрова - внука", в приложении к которым и была напечатана сказка "Аленький цветочек", так полюбившаяся отечественному читателю и принесшая писателю широкую известность. Эти три произведения занимают достойное место не только в русской, но и мировой литературе. Простое и размеренное описание быта нескольких поколений обычной дворянской семьи до сих пор вызывают интерес большого круга читателей. "Детские записи" стали книгой автора о детях и для ребенка.

Большинство критических статей Аксакова были опубликованы под чужими именами, псевдонимами или вовсе анонимно, такие ограничения накладывала на писателя служба в ведомстве цензуры.

Первоисточник сказки "Аленький цветочек" С. Т. Аксакова

Габриэль Сюзанна Барбо де Вильнёв (1695-1755 гг.) - французская сказочница, считающаяся первым автором знаменитой "Красавицы и чудовища". История была напечатана в 1740 году. Творения автора основательно подзабыты, и настоящую версию сказки в Европе печатают в приложении к сказкам братьев Гримм.

Источником для истории послужила сказка древнеримского философа Апулея об "Амуре и Психее". Согласно мифам, Психея была младшей принцессой и красотою затмевала даже Афродиту. Девушка страдала и была одинока, потому что никто не видел ее внутренней красоты. Богиня потребовала от своего сына Эрота (Амура) вселить в сердце девушки любовь к самому мерзкому и отверженному существу на земле.

Оракул предсказал, что царь должен отвести любимую дочь к пещере и оставить на милость невиданного чудовища. Принцесса была покорна и выполнила волю отца, муж потребовал от нее только одного - никогда не расспрашивать о том, кто он.

Жизнь Психеи была тихой и счастливой, пока сестры, позавидовав, не рассказали ей небылиц о муже. Принцесса боялась за жизнь своего ребенка и отважилась выяснить, действительно ли возлюбленный - дракон. Она тайком зажгла ночью светильник и на месте чудовища увидела Амура. Нарушив обещание, Психея была надолго разлучена с мужем, и только преодолев множество испытаний, заслужила божественное прощение и бессмертие.

История создания сказки

Автор сказки "Аленький цветочек" отреставрировал историю по обещанию, данному своей внучке Оле на Рождество. Поэтому писателю было важно изложить главную мысль сказки "Аленький цветочек" в яркой и доступной для малышей форме. В письмах сыну Ивану Сергей Тимофеевич пояснял, что пишет сказку, хорошо известную ему из собственного детства. В имении родителей Аксакова служила некая ключница Пелагея, в молодости служка в доме персидских послов. Только там простая и необразованная женщина могла услышать изысканные сказки Востока и Европы.

Сергей Тимофеевич Аксаков писал свои книги для детей, как для настоящих взрослых, избегая нравоучений, очень популярных в те времена. Писатель говорил, что главное - это "художественное в высшей степени" исполнение историй, а прямые наставления ребенку читать очень скучно. Поэтому когда малышей спрашивают, о чем сказка "Аленький цветочек", они всегда очень эмоционально и с большой охотой начинают пересказывать события истории.

Сюжет и мораль сказки "Аленький цветочек"

По версии Аксакова, три дочери купца попросили себе подарки из дальних стран. Пережив нападение разбойников, купец находит дивный дворец, а в его садах цветочек по заказу младшей дочери. Разгневался хозяин волшебных владений на поступок неблагодарного купца и пообещал казнить вора. Купец умолял о прощении и поведал о своих дочерях, тогда чудище решило, что если одна из дочерей по доброй воле заменит отца, то не станет он мстить.

Купец рассказал о приключениях детям, и младшая дочка согласилась спасти отца. В заколдованных владениях жизнь ее была спокойной и обеспеченной, сам хозяин назывался ее "послушным рабом". Со временем герои полюбили друг друга, даже ужасная внешность чудища перестала пугать девушку. Однажды купеческая дочь отпросилась в гости домой с условием вернуться через три дня и ночи. Старшие сестры позавидовали младшей и обманом задержали ее на больший срок. Вернувшись, девушка застала умирающие чудовище, но сила ее любви спасла героя и разрушила чары.

Главная мысль сказки "Аленький цветочек" - это сила великой любви, способной преодолеть все препятствия и исцелить духовные и физические недуги.

Главные герои "Аленького цветочка" Аксакова С. Т.

Герои сказки верят в любовь и добро. Купеческая дочь, не задумываясь, жертвует своей жизнью ради отца. Заколдованное чудовище хоть и зависит от девушки, но не смеет ее неволить и отпускает к отцу и сестрам. Еще одной главной мыслью сказки "Аленький цветочек" является способность человека меняться. Даже совершив неприглядный поступок, запугав отца девушки, чудовище все равно предстает перед читателями благородным и честным. Главные герои "Аленького цветочка" Аксакова С. Т. вызывают у детей только положительные впечатления.

Спектакли и экранизации сказки

Красивые сказки о силе чистой и бескорыстной любви всегда становились основой для театральных постановок и экранизации. В 1952 году "Союзмультфилм" сделал прекрасную мультипликационную версию "Аленького цветочка" для детской аудитории. Лента оказалась настолько мастерски выполненной и вызывала интерес детей, что была восстановлена в 1987 году и переозвучена в 2001 году.

В 1949 году на сцене драматического театра имени Пушкина в Москве состоялась премьера спектакля по мотивам сказки. Постановка пользуется популярностью и по сей день.

Также существуют две киноверсии 1977 г. и "Сказка о купеческой дочери и таинственном цветке" 1991 г. В ленте 1977 г. подобран прекрасный актерский состав (Александр Абдулов, Алла Демидова и Лев Дуров), но сам фильм получился довольно мрачным. Сказка 1991 г. - это совместный кинопроект СССР, Германии и Бельгии. Результатом работы стала очень качественная и интересная экранизация, которая из-за событий 1991 г. не получила должного внимания и известности в стране.

Еще будучи в Севастополе и работая в НПО Муссон в 1970-х годах мы создали кукольный театр, где первой нашей постановкой была сказка по Сергею Тимофеевичу Аксакову “Аленький цветочек. Декорации и куклы были закуплены в Одесском театре кукол, а остальное мы изобретали и делали сами. Я вспоминаю свои первые роли “лешего”, “чудища” и “принца”. Леший носился по лесу с шальными песнями, чудище (это был прекрасный костюмированный персонаж, а не кукла) было очень добрым, несмотря на свои ужасающие размеры и вид, а принц пел в финале песню Александра Дольского “Аленушка”. Спектакль пользовался огромным успехом у представителей всех поколений. Еще тогда у меня зародилась мысль написать эту сказку в стихах. И уже будучи в Ташкенте, через 30 лет, после поездки по Российскому Заполярью, я реализовал свою давнюю мечту, и написал эту сказку в стихах. Около года сказка лежала без дела в столе, откуда я периодически ее доставал и правил. И тут судьба сделала мне подарок в виде интересного художника Александра Батыкова. Александр Андреевич сделал около 30 иллюстраций, а я подобрал славянскую музыку, начитал сказку в ролях и сделал из всего этого материала слайд-фильм https://youtu.be/nrQPQAhfZ9c .
Сказка до сих пор не издана!!! Где же вы, издатели,меценаты, радетели русской культуры??? Все орете, Россия, Россия...? Будут издавать рубальскую, солженицына, вишневского, быкова и т.д.

Аленький цветочек
(по мотивам одноименной сказки С. Т. Аксакова)

В неком царстве-государстве
Жил да был один купец - дочерям троим отец.
Больше всех любил меньшую.
Был он вдов, – то бишь, вдовец.

Был богат, казны не мерил.
Много всякого добра:
Жемчугов и самоцветов, -
Золота и серебра.

Кожа, воск, пенька, пушнина,
Мед, пшеница, солонина.
Корабельный лес отличный
Для торговли заграничной.

А еще мануфактура,
Ювелирна гарнитура,
Пряники медовые,
Балыки пудовые;

Славны тульски самовары.
Тары-бары-растабары:
Для торговли ширь нужна,
Тут мала одна страна.

Срок пришел, купец собрался
Далеко, за край земли.
В дальни царства-государства
Снаряжает корабли.

И, прощаясь с дочерями,
Говорит: «Чего для Вас,
Распрекрасные девицы,
Привезти на этот раз?»

Говорит тут дочь старшая:
«Ты мне, батюшка-отец,
Привези с далёка края
Самоцветный злат-венец».

Средня дочь ему вещает
То, о чём она мечтает:
«Чудо зеркальце-хрусталь,
Привези мне государь».

«Настенька, тебе, меньшая,
Что везти с далёка края?
Что? Каких подарков чудных?
Аль колечек изумрудных?»

«Ах, родимый мой отец, -
Мне не нужен злат венец.
Не вези подарков чудных
И колечек изумрудных.

Ты найди в стране восточной,
Дивный Аленький цветочек.
Краше в целом свете нет», -
Молвит Настенька в ответ.

«Вот задача, так задача,
Трудно будет разрешить.
Постараюсь, не иначе,
Тот цветок тебе добыть».

Ветер паруса ласкает,
Дальний путь под киль бежит,
А купец плывёт, не знает,
Что судьба ему сулит.

По чужим заморским странам,
Королевствам, городам,
Продаёт товар немалый,
Покупает с толком сам.

Вот венец есть самоцветный,
Зеркальце хрустальное,
Не нашел цветок заветный,
Хоть искал отчаянно.

И никто того не знает:
Есть ли? Где он, тот цветок?
Вновь судьба его кидает:
Запад, север, юг, восток…

Синева морей глубоких,
Зной пустыни, дикость гор…
Рок судьбы, порой, жестокий, -
Вот о том и разговор.

Но однажды средь пустыни
Был захвачен караван.
Повезло купцу. И смерти
Он лишь чудом избежал.

Шёл зыбучими песками,
По нехоженым путям.
Шёл он тёмными ночами
И со счёту сбился дням.
Вдруг за дальнею горою
Увидал он яркий свет.
Постоял, махнул рукою:
На семь бед – один ответ.

Через горы, лес дремучий,
По болотам и пескам,
По ущельям, через кручи,
По корягам и корням

К цели наш купец шагает:
Ни присесть, ни отдохнуть.
Свет далекий озаряет
Перед ним лежащий путь,

На поляну он выходит, -
Золотой дворец стоит.
Весь в каменьях самоцветных,
Ярким солнышком горит.

В окнах музыка играет,
А в саду фонтаны бьют,
Всё цветет, благоухает,
Роскошь, щедрость и уют.

Ни души кругом не видно,
Ни прислуги, ни господ.
Но купцу до слёз обидно:
Око видит – зуб неймёт.

«Голод, он того… не тетка, -
Лишь подумал, - волшебство-о!»
Стол накрыт! Да все в охотку -
Разносолов торжество!

Как поел – душа запела, -
Сразу музыка играть!
А, уставши, пожелал он
Отдохнуть. И вмиг - кровать

Перед ним стоит резная, -
С серебряной бахромой.
И перина пуховая,
С жемчуговой кисеёй.

Лёг купец в пуха лебяжьи,
И ему приснился сон:
Дочки старшие в разлуке
Позабыли уж о нём.

Без его благословенья
Женихам дают ответ, -
Норовят без промедленья
Выйти замуж, - Настя нет!

О замужестве не чает,
Ждёт отца и видит Бог,
Встречи и купец желает,
Но вот Бог, а вот – порог

Между разными Мирами.
Как вернуться в отчий край –
Повстречаться с дочерями?
И к чему весь этот рай?

Вековать и вить кручину
В дивной роскоши дворца?
Не по сану, не по чину,
Не с руки и не с лица».

Что поделаешь! Умылся.
Стол накрыт, к себе зовёт.
Он, конечно, подкрепился
И гулять во сад идёт.

Малахитовы ступени
Прямо в дивный сад ведут, -
Птицы, музыка играет
И ключи хрустальны бьют.

Много, мало ли ходил он, -
Сказка ведает пути, -
И на счастье, на беду ли:
Удалось цветок найти!

На пригорке, на зеленом,
Ни сказать, ни описать.
Словно солнцем озарённый, -
Цветик аленький: «Сорвать!

Вот цветок, что краше нету!
Тот, который хочет дочь,
Что искал по белу свету.
Видно Бог решил помочь!»

И сорвал! В сию минуту
Гром и молнии с небес.
Кто тебя, купец попутал?
Зверь неведомый иль бес?

С под земли, а то ль с небес,
Страшно чудище мохнато,
Зверь лесной или морской,
Диким голосом раскатным:
«Как ты смел, купец? Постой!

Принял я тебя, как гостя.
Эдак, платишь за добро!
Знай же, будет на погосте
Нечисть грызть твоё нутро!»

Зарычала, завопила
Круговерть нечистых сил,
Ноги, руки заломила,
Так, что свет ему не мил.

«Кто ты, господин? Не знаю:
Зверь лесной или морской…
Об одном лишь умоляю,
Слово мне сказать дозволь:

Дочерей троих имею,
Все пригожи, хороши.
Обещал я им подарки,
Всё по сердцу, от души.

А для Настеньки, любимой,
Обещал – объеду свет,
Аленький найду цветочек,
И нашёл..., да, видно, - нет.

Ты прости великодушно,
Зла я не таил, поверь.
Заплачу тебе коль нужно.
Вижу, ты душой не зверь».

Раздался по лесу хохот:
«Мне не надобно казны!
Для тебя одно спасенье
В отпущении вины:

Путь домой тебе открою
И цветочек подарю,
Награжу тебя казною,
Коль исполнишь ты мою -

Волю, слово, дав честное,
С записью руки твоей,
Что взамен себя пришлёшь ты
Мне одну из дочерей.

Зла я ей чинить не стану
Будет в холе и чести,
И добро не позабуду,
Коль сама решит пойти.

По своей, по доброй воле,
Пусть она ко мне придёт.
Коли «нет» - тебе неволя.
Там и Смерть тебя найдёт.

«До тебя мне не добраться, -
Не упомнил я пути»…
«Здесь не надо утруждаться, -
Вот он перстень - и лети.

Если только пожелаешь, -
Возвернуться к дочерям,
На мизинец надеваешь, -
Загадай, - и будешь там.

Срок на это полагаю
Я тебе всего три дня.
Там решите, кто вернётся
В день ответный до меня».

Наш купец на всё согласный.
Вздел на палец перстенёк,
И взлетел, как сокол ясный.
Путь ни близок, ни далёк.

Прилетел и оказался,
На родимой стороне
Светлоокой, синеокой,
Отчей, праведной земле.

Все, как прежде: у причалов
Всей артели корабли
Возвернулись. Всё сначала, -
Хоть опять за край земли.

Приумножились казною,
И подарками родне,
Только нет купцу покою,
Дума тяжка на уме...

Старшей дочери, родимой
Дарит дивный злат венец,
И о чудище заморском
Признается ей отец.

Дочь подарок принимает
И отца благодарит, -
К зверю ехать не желает,
О другом душа болит.

Средней - зеркало в подарок.
Та, отца благодаря, -
Посмотрелась и сказала:
«Чудище не для меня!»

Настеньки черёд. Цветочек
Преподносит ей отец, -
Сам с лица темнее ночи:
«Это, дочка, не конец».

Рассказал, как дело было,
Где цветочек он достал.
Как судьба распорядила,
Что тот зверь ему сказал.

Дочь в ответ: «Отец родимый, -
Ты меня благослови.
Я была тебе любимой,
И поеду из любви.

Надо всеми Божья воля!
Вы не плачьте по живой.
Выпала такая доля, -
Что ж, приму ее с мольбой».

Сладко сердце замирает
У печального купца, -
Дочка жизнь отдать желает
За любимого отца!

Разве есть награда выше,
Чтобы так, на склоне лет,
Понадеявшись, услышать
От любимицы ответ!

«Не бывать тому, - ответил
Наш купец, - поеду сам.
Снявши голову, не плачут,
По кудрявым волосам».

Третий день ушел зарею, -
Расставания пора.
Вот купца артель с роднею
Провожает со двора.
Настя тут же исхитрилась:
Перстень вырвала из рук, -
И снежинкой растворилась
На глазах своих подруг.

Много времени, иль мало
Пролетело, суть не в том…
Вот девица очутилась
В дивном царствии лесном.

Все, - как батюшка пророчил, -
Роскошь, благость и уют.
Все, чего душа захочет,
Тут же ей и подают.

Золоченые палаты,
Сундуки полны добра.
С ней цветок ее заветный
В кувшине из серебра.

Вот она цветочек алый
В руки белые берет, -
На пригорочек, на малый
Осторожненько кладёт.

И цветочек оживился,
Встрепенулся, заиграл,
Силой новою налился,
Краше прежнего он стал.

Поражает чудесами
Эта дивная страна,
Только грустно временами:
«Всё одна, одна, одна…

Старое оно не ново,
Заедает грусть-тоска.
Если б кто сказал хоть слово, -
Стала б жизнь моя легка.

Душу некому поведать, -
Словно птица под замком!
Друг мне нужен для беседы,
Вот мечтаю я о ком».

Зверь молчит, да сам боится,
Насмерть испугать девицу,
Но нельзя же без конца,
Чтоб не вымолвить словца!

Согласился. И в пол силы,
Из чащобы, из лесной,
Голос словно из могилы:
Сиплый, страшный, громовой:

«Настенька, ты слез не лей!
Я не изверг, не злодей.
Испугать тебя боялся, -
Потому не объявлялся».
Хоть и страшно, но для виду -
Волю всю, собрав в кулак,
Потихоньку, без обиды,
Настя отвечает так:

С той поры у них беседы
Беззаботно потекли,
А про что, никто не ведал.
Проходили ночи, дни…

Много времени, иль мало
Утекло в века с тех пор, -
Вот опять ей грустно стало,
Затевает разговор:

«Ты пойми печаль мою,
Что в себе сейчас таю.
Покажи мне облик свой
И лицо своё открой.

Коль ты стар, то внучкой буду.
Средних лет – так буду дочь.
Молод ты – сестрою верной
Быть тебе, мой друг, не прочь».

Долго он не соглашался
Образ страшный открывать,
Тихим вечером решился.
Чему быть - не миновать!

«Что ж смотри, сама просила.
Вот он я, твой друг лесной»…
С криком чувств она лишилась,
Страшный лик узрев такой.

Зверь сидит над ней, страдает,
А кувшинки на реке
Волны тихие качают,
Птицы плачут вдалеке.

Тут она сама очнулась,
Через силу улыбнулась,
А глаза – не видно дна -
Даль безбрежная видна!

Вновь пошли у них беседы,
День сменялся новым днём.
Но однажды сон поведал
Ей о батюшке родном:

Что лежит отец родимый
Нездоровый и в тоске,
С тяжкой думою о дочке,
Словно рыба на песке.

Как тут было не заметить
Грусть и скрытую печаль…
«Что ж езжай, - он ей ответил, -
В свой родимый, дальний край.

Перстень вот, а здесь подарки,
Но ещё тебе скажу,
Коль в три дня не обернёшься,
Я себя не пощажу.

Без тебя мне жизнь не в радость.
Без тебя мне свет не мил.
Не снесу я эту тягость,
Я с тобой лишь счастлив был».

Грустным было то прощанье.
С молчаливым обещаньем
Настя перстенек взяла,
В небе тая, уплыла.

Вот и отчий дом любимый, -
Суматоха, суета,
Вот он - батюшка родимый,
Милый край и красота.

Миловались, целовались,
Поделились про житьё.
Каково ему живется?
Как там чудище её?

Первый день, второй проходит,
Вот и третий настаёт.
Сёстры стрелки переводят
На часах. Беда грядёт.

Солнце красно на закате
Обагрило небосвод.
И залило, словно кровью
Гладь вечерних тихих вод.

Настя места не находит!
Чует сердце – быть беде!
Быстро перстень надевает,
Не простившись, улетает.

«Я спешу к тебе любимый
Через реки и моря!»
Вот он лес непроходимый,
Вот знакомая земля...

Но никто её встретил.
Мертва тишина кругом.
На зелёном, на пригорке
Цветик не горит огнем

Птицы смолкли, травы сникли
И дубрава не шумит,
Верный друг ее, безмолвный
Подле цветика лежит.

«Что с тобою, друг сердечный?
Пробудись, открой глаза!
Не такой ждала я встречи!»
Но, видать, пришла гроза.

Помутились, ясны очи,
Белый свет вокруг померк, -
«Ты очнись, мой друг сердечный,
Мой любимый человек!

Мой жених, родной, желанный,
Добрый мой и долгожданный, -
Я желаю всей душой,
Быть навек всегда с тобой!»

Только вымолвила слово,
Гром и молнии…. Стрела
Наземь из небес упала.
И лишилась чувств она.

Долго ль так она лежала?
Сказка счету не ведёт.
А, очнувшись, увидала.
Принц навстречу к ней идёт.

Молодой, красавец славный,
В одеяньях златотканых.
Ласково в глаза глядит
И с любовью говорит:

«Вот и кончилось проклятье -
Злой колдуньи торжество!
Снова я такой, как прежде, -
Прекратилось волшебство.

Коль прекрасная девица, -
Несмотря на облик мой, -
Непременно согласится
Стать мне верною женой, -

Злые чары распадутся!
И, сегодня, друг ты мой,
Перед Богом объявляю
Я тебя своей женой!»

Понеслись во все концы
Быстроногие гонцы!
Всему миру объявляют,
Что на праздник приглашают.

И со всех сторон земли
Приходили корабли.
Гости знатные, купцы,
Короли и молодцы.

Сестры, батюшка с артелью,
Скоморохи для веселья
Музыканты и певцы,
Стихотворцы и писцы.

Принц с принцессой за столом,
Пир горой идёт кругом,
Знатный и простой народ –
Всем и место, и почёт.

Свадьбу славную сыграли,
Я там был, мёд-пиво пил,
Только в рот не попадало,
Лишь усы я замочил.

Ну а сказке здесь конец,
Кто услышал – молодец.

Юбилеи бывают не только у поэтов и писателей, но и у их книг. Так, в этом году знаменитой сказке Сергея Тимофеевича Аксакова «Аленький цветочек» исполняется 160 лет. Она по праву входит в золотой фонд русских сказок. Ею зачитывается ни одно поколение детей, по ней снимают фильмы и мультфильмы. Ее привыкли воспринимать как народную, и далеко не все поклонники истории любви красавицы и чудища знают историю написания этой сказки.


Впервые русские читатели познакомились с «Аленьким цветочком» в 1858 году, когда известный писатель С.Т. Аксаков опубликовал свою автобиографическую книгу «Детские годы Багрова-внука», рассказывающую о своем детстве, проведенном на Южном Урале. В этой книге повествуется, в частности, и о том, как во время болезни ключница Пелагея рассказывала ему сказки. Среди них – волшебная история про купца, привезшего своей дочери аленький цветочек. Чтобы не прерывать повествование, писатель не стал включать текст сказки, записанной со слов Пелагеи, в текст книги, а поместил эту историю в приложение.

Писатель так об этом рассказывал: «Скорому моему выздоровлению мешала бессонница… По совету тетушки, позвали один раз ключницу Пелагею, которая была великая мастерица рассказывать сказки и которую даже покойный дедушка любил слушать… Пришла Пелагея, немолодая, но еще белая, румяная… села у печки и начала говорить, немного нараспев: «В неком царстве, в неком государстве…». Нужно ли говорить, что я не заснул до окончания сказки, что, напротив, я не спал долее обыкновенного? На другой же день выслушал я в другой раз повесть об «Аленьком цветочке». С этих пор, до самого моего выздоровления, Пелагея ежедневно рассказывала мне какую-нибудь из своих многочисленных сказок…».

Пелагея была дочерью крепостного крестьянина Оренбургской губернии. Из-за злобы и жестокости хозяина она вместе с отцом убежала в Астрахань. Там она прожила 20 лет, вышла замуж, овдовела. Служила в купеческих домах, даже у персидских купцов, где слышала восточные сказки — в том числе знаменитую «Тысячу и одну ночь». Узнав, что старый хозяин умер, а новые хозяева — Аксаковы, она вернулась в поместье. У Пелагеи был особый дар рассказывать сказки, она их «литературно перерабатывала» и создавала свои. У Аксаковых Пелагее вручили ключи от всех кладовых — она стала главным человеком в доме. А за мастерство сказочницы ее полюбили господа.

Маленький Сережа Аксаков несколько лет постоянно слушал сказку «Аленький цветочек» — так она ему нравилась. Став взрослым, он рассказывал ее сам — со всеми прибаутками, оханьем, вздыханием Пелагеи. Переложил устную, истинно народную речь в повесть, сохранив напевность говора. Литературная обработка «Аленького цветочка», сделанная Аксаковым, сохранила напевность и поэтичность народного языка, сделав сказку поистине завораживающей.

Не все знают, что в первой редакции сказка называлась «Оленькин цветочек» — в честь любимой внучки писателя Ольги.

Современники считали Аксакова «чародеем сладостной русской речи». Сам Гоголь много раз советовал ему взяться за перо. А великий Пушкин восхищался образностью и поэтичностью аксаковского слога.

Многие полагают, что «Аленький цветочек» — плагиат, заимствование из сказки мадам де Бомон «Красавица и чудовище», которая была создана ещев 1756 г. На самом деле сюжет про девушку, оказавшуюся в «заложниках» у незримого чудища и полюбившую его за доброту — очень древний и распространенный еще со времен античности (например, история Амура и Психеи). Сказка о заколдованном юноше, обращенном в чудовище и девушке, которая силой самоотверженной любви спасает его и возвращает ему человеческий облик, встречается практически у всех народов.

В Италии такая сказка называется «Зелинда и страшилище». В Швейцарии — «Сказка про принца-медведя», в Англии — «Большая собака с мелкими зубами», в Германии — «Летний и зимний сад», на Украине — «Уж-царевич и верная жена». В Турции есть сказание о дочери падишаха и свинье, в Китае — о волшебной змее, в Индонезии — о муже-ящерице. Такой же сюжет встречается в сказках южных и восточных славян. Названия различны, но везде – Чудовище, самоотверженная Красавица и, конечно же, всепобеждающая и всех спасающая любовь.

Аленький цветочек – красивая, волшебная и добрая детская история о безоговорочной преданности и любви, которые побеждают неверие и зло. Сказка Аленький цветочек создана С. Аксаковым для детского сборника в 1858 году. Главная героиня, добросердечная девушка, попросила отца привезти ей из дальнего странствования аленький цветочек. Выполняя просьбу любимицы, отец срывает цветок в саду дивного зверя. Дабы избежать наказания, отцу приходится отправить дочь к чудищу, который впоследствии оказывается заколдованным принцем. Читать сказку Аленький цветочек особенно понравится девочкам - их завораживают рассказы о любви. Историю рекомендуется читать перед сном, ведь она написана напевным и лиричным народным языком, имеющим немного убаюкивающую природу.

Почему нужно читать сказку Аленький цветочек?

Читать сказку Аленький цветочек полезно и поучительно для детей. Она объяснит крохам, что любовь не имеет цены, что для непритворных чувств нет преград и что любовь родителей – наиболее дорогой подарок. Но самый важный урок этой детской сказке в том, что внешняя красота – отнюдь не основное достоинство личности: самое важное сокрыто внутри. Наши намерения и поступки, наши чувства – вот то, что определяет подлинную красоту человека.

Урок-размышление, посвящённый 155-летию со дня написания сказки С.Т.Аксакова

« Аленький цветочек»

1.Цели урока:

    заинтересовать учащихся личностью, творчеством писателя С.А.Аксакова;

    способствовать формированию мышления, умения определять идею сказки, замысел автора через восприятие слова писателя, обращение к сюжету, к образам;

    развивать коммуникативные способности учащихся: умение вести диалог, работать в команде;

    воспитывать стремление и желание быть внимательным и вдумчивым читателем.

Задачи урока:

    воспитывать милосердие, сострадание;

    развивать навыки работы в группах;

    формировать исследовательские навыки при определении истоков и содержания сказки, опираясь на дополнительную информацию;

    собрать предметы в мини-музей по сказке.

Оборудование:

индивидуальные тексты сказки « Аленький цветочек»;

выставка книг в школьной библиотеке, наглядные плакаты, выставка поделок;

учебная электронная презентация;

мультфильм по сказке « Аленький цветочек».

Эпиграф к уроку:

«Цветок не вырастет без семени, так и душа человека. Человек не рождается с готовой душой. Он ее сам растит. Семена Любви, Добра, Благодарности, Милосердия посеяны в душе каждого человека… Но ведь семена растить надо.» С.Т.Аксаков.

1. Вступительное слово учителя .

Сегодня у нас, ребята, не обычный урок, а урок-размышление по сказке С.Т Аксакова

« Аленький –Цветочек». В 2013 году исполняется 155 лет со дня издания этой сказки. На уроке мы подробнее узнаем о ней, о сюжете, о создании, идее, героях. Будем работать индивидуально и в группах. Что же вы самостоятельно узнали о писателе, готовясь к этому уроку? О биографии С.Т.Аксакова нам расскажут ученики 1-ой группы.

1-ый ученик: Аксаковы – древний дворянский род. В далеком прошлом фамилия писалась через О- «Оксаковы». Сведения из древних родословных книг гласят, что Аксаковы происходили от знатного варяга Симона Африкановича, прибывшего в Киев и построившего там, в Киево-Печерской лавре, церковь во имя Успения Пресвятой Богородицы.

Родился Аксаков 20 сентября (1 октября) 1791 года в Уфе в семье чиновника уфимского земского суда, прокурора Тимофея Степановича Аксакова и Марии Николаевны Аксаковой, дочери помещика оренбургского наместника. Жизнь мальчика началась тяжелой болезнью. Может быть, именно это повлияло на то, что первым и самым сильным чувством, зародившимся в Сережиной душе, была жалость ко всем страдающим и слабым. Вместе с жалостью в сердце его возникла Любовь и Благодарность. Эти качества подарила ему мать, которая своей любовью вылечила сына. Она же привила сыну любовь к литературе. От отца мальчик унаследовал страстную любовь к природе, рыбной ловле, охоте, уважение и сострадание к нелегкому крестьянскому труду. Городской дом Аксаковых окружал небольшой сад. Как-то, сидя на окошке, Сергей услышал жалобный стон и стал просить мать, чтобы узнали, кто там плачет. Дворовая девушка принесла в пригоршнях крошечного, еще слепого щенка. Так в мире мальчика появилась неказистая Сурка-существо. Сурку он учил, кормил, оберегал. Когда Сережа капризничал, его выносили из дому и сажали в распряженную карету. Он сразу успокаивался; ему казалось, что едет, мчится в неведомые края.

2-ой учени к: Первое прозаическое литературное произведение Аксакова, появившееся в печати, - очерк« Буран». Очерк был опубликован без подписи в альманахе « Денница» в 1834 году. Автору было 43 года. В своих книгах он рассказывал о том, что сам видел, знал, любил. Таковы его книги об охоте: « Записки об уженье рыбы», « Записки ружейного охотника Оренбургской губернии», «Собирание бабочек».

«Из всех насекомых, - любовно пишет Аксаков в « Собирании бабочек»,- из всех мелких тварей, ползающих, прыгающих и летающих, - бабочки лучше, изящнее всех. Это поистине порхающий цветок, или расписанный чудными, яркими красками, блестящий золотом, серебром и перламутром, или испещренный неопределенными цветами и узорами, не менее прекрасными и привлекательными. Как радостно первое появление бабочек весною! Обыкновенно это бывают бабочки крапивные, белые, а потом и желтые. Какое одушевление придают они природе, только что просыпающейся к жизни после жестокой продолжительной зимы!»

3-ий ученик в качестве обобщения материала представляет презентацию по биографии писателя.

2 . Из истории создания сказки .

Учитель: С.Т.Аксаков написал одну-единственную сказку –« Аленький цветочек». Это одна из самых мудрых и добрых сказок ключницы Пелагеи. Кто же такая эта Пелагея, послушаем сообщения ребят из 2-ой группы.

1-ый ученик : Как-то к маленькому мальчику Сереже Аксакову пришла перед сном «деревенская Шахерезада», ключница Пелагея, помолилась Богу, подошла к ручке, вздохнула несколько раз, по своей привычке всякий раз приговаривая: « Господи, помилуй нас грешных», села у печки, подгорюнилась одной рукой и начала говорить немного нараспев: « В неким царстве, в неким государстве жил-был богатый купец, именитый человек. Много у него было всякого богатства, дорогих товаров заморских, жемчугу, драгоценных камениев, золотой и серебряной казны; и было у того купца три дочери, все три красавицы писаные, а меньшая лучше всех».

2-ой ученик: Пелагея - крепостная крестьянка, которая следила за хозяйством в доме. У нее были все ключи от кладовых. Она была великая мастерица рассказывать сказки, и ее часто приглашали в дом, для того чтобы она рассказывала сказки перед сном для маленького Сережи. Сергей очень любил сказку « Аленький цветочек». Впоследствии выучил ее наизусть и сам рассказывал со всеми прибаутками. Позже, работая над книгой « Детские годы Багрова – внука», Аксаков вновь вспомнил ключницу Пелагею и включил ее замечательную сказку в собственном пересказе в произведение и посвятил ее своей внучке Оленьке.

3 .Работа над содержанием сказки .

Проблемные вопросы для размышления:

Что главное в сказке? (Доброта и Любовь)

Перед нами одна семья: отец и три дочери. Посмотрим, одинаковы ли они. Ведь одинаково растит их отец, вкладывая в детей своих любовь, душевное тепло.

Кто из них вам больше всего нравится? Почему?

Ответы на эти вопросы мы дадим в ходе урока.

1 .Инсценировка начала сказки «Прощание купца с дочерями».

Какой вывод можно сделать, когда вы узнаете, что за наказы дают дочери купцу, отправляющемуся за море по торговым делам? (Старшие дочери самолюбивы, ценят украшения, любят прихорашиваться да собою любоваться.)

Есть ли польза кому-нибудь от венца и зеркала? Нужны ли они еще кому-то, принесут ли добро, сделают ли кого-нибудь счастливее, кроме их самих? (Нет)

А что просит младшая? Не кажется ли странной эта просьба? Зачем ей нужен цветочек? От него какая польза ей или еще кому-нибудь? Об этом мы узнаем в конце сказки.

2. Словесное рисование.

Опишите цветочек. Каким вы его себе представляете? Посмотрим, какие аленькие цветочки расцвели на нашей выставке. (Выставка поделок).

3.Инсценировка «Купец срывает Аленький цветочек».

Купец:

Вот Аленький цветочек, какого нет краше на белом свете, о каком просила моря дочь меньшая, любимая (подходит и срывает цветок).

Чудище морское:

Что ты сделал? Как посмел сорвать в моем саду мой заповедный, любимый цветок? Я хранил его паче зеницы ока моего и всякий день утешался, на него глядючи, а ты лишил меня всей утехи в моей жизни. Знай же свою участь горькую: умереть тебе за свою вину смертью безвременною!

4 . Работа с текстом.

Учитель:

Нашел купец цветочек Аленький, вернулся домой печальный. Это все в доме заметили. Как же вели себя дочери, спрашивая о причине печали отца? Какие качества их души проявляются? (Старшие лебезили. У печального отца спрашивали, не потерял ли он богатства великого. Меньшая же о богатстве не думает: «Открой мне свое горе сердечное!»)

Сравните, как приняли дочери подарки от отца.

Как отнеслись дочери к просьбе отца избавить его от смерти лютой и поехать жить к лесному чуду морскому? (Старшие наотрез отказались, а меньшая, не дослушав речи, попросила благословить ее.)

Как встретило ее всё живое: сады, цветы, птицы. Почему? (Все тянется к Добру и милосердию. Все живое чувствует добрых людей).

Как жилось ей во дворце сказочном? Чем она занималась? (Рукодельничила, со своим господином разговаривала. Она одна, далеко от родных, в неведомой земле, с чудищем ужасным. Ни в чем ей отказа нет. Еще не видела своего господина, не знает, каков он внешне).

Расскажите, каков зверь лесной, как он выглядит. (Страшен, ужасен, безобразен)

Какое чувство испытала девушка, увидев его?

А могла ли вернуться домой? (Да, ведь заветное колечко было у нее, стоило только надеть его.)

Почему же не вернулась домой? Что помогло ей победить страх? Какие качества души проявила героиня? (Ей стало жалко чудище и совестно. Полюбила она его за душу добрую, ласку и угождения. Страшен зверь, безобразен. Но в народе известна истина: « с лица воды не пить». Сколько добра он сделал для нее! Душу свою отдал ей! Не смогла девушка за добро заплатить черной неблагодарностью. Она проявляет доброту и благодарность по отношению к несчастному, жертвует собой ради него.)

Но забыла ли она о доме родимом, о батюшке, о сестрах? (Нет. Ей хорошо, а душа страдает, тоскует. Дочь чувствует, что болен батюшка.)

Как вы думаете, что значит выражение « Душа болит»?

Откуда это видно? (Домой запросилась батюшке помочь. О себе не думает)

А что случилось бы, если бы девушка не вернулась к чудовищу? (Умер бы с тоски)

Значит, жизнь и смерть чудовища была в ее руках. Именно в этот момент должна была раскрыться вся сила ее души. Что рассказала дочь меньшая о житье своем дома? Какое чувство это вызвало у сестер? (Она пожертвовала собой во имя отца и стала жить в довольстве и богатстве. Сёстры ехать не захотели, а теперь чужому богатству завидуют).

Что задумали сестры? Что помешало осуществиться их плану? Подтвердились ли тяжелые предчувствия меньшей дочери? (Щемит и болит сердце девушки, будто чует беду неминучую. Это растет ее душа).

Какие слова купеческой дочери избавили зверя от чар злой волшебницы? (Ты встань, пробудись, мой сердечный друг, я люблю тебя, как жениха желанного. (Рассыпались колдовские чары, погибло проклятие от великой силы Любви, Добра, Благородства)

Библиотекарь: Ребята, как вы понимаете эпиграф к сказке: «Цветок не вырастет без семени. Так и душа человека. Человек не рождается с готовой душой. Он ее сам растит. Семена Любви, Добра, Благодарности, Милосердия посеяны в душе каждого человека. Посеяны они были и в сестер. Но ведь семена растить надо».

Предлагаю вам ответить на вопросы:

1.Одинаково ли растили их дочери купца? Вырос ли в их душе аленький цветочек? (Младшая дочь вырастила их, мы это видим. А старшие вырастили злобу, зависть. Не вырос в их душе Аленький цветочек, не расцвел).

2.Что же такое Аленький цветочек, что он символизирует? Почему автор назвал так свою сказку? ((Это Любовь, Добро, Милосердие).

3.Какого человека называют милосердным? (Доброго, отзывчивого, сердечного, готового помочь в любую минуту, простить кого-то из сострадания, человеколюбия.)

4.Подберите к слову « милосердие» однокоренные слова (милость, сердечность, великодушие, человеколюбие)

5. Проведём викторину по сказке С.Т. Аксакова. Презентация. (См. Приложение)

6. Словарная работа по группам: объясните значение устаревших слов и выражений и найдите соответствия.

1-ая группа

1.Пригорок муравчатый 1.Спать легла

2.Яства сахарные 2.Шелковая ткань, расшитая золотистыми нитями

3.Опочивать легла 3.Еда, кушанье

4.Челядь дворовая 4.Бугорок, поросший мягкой и сочной травой

5.Парча 5.Слуги дворовые

2-ая группа

1.Тувалет 1.Жемчуг особенно крупный, круглый

2.Паче зеницы ока 2.Деньги

3.Сажень 3.Стол с зеркалом

4.Казна 4.Беречь больше глаза

5.Жемчуг бурмицкий 5.Старая русская мера длины(2м 13см)

3-я группа

1.Без сумления 1. Служанка

2.Девушка сенная 2.Стремительный, быстрый

3.Середович 3.Без сомнения

4.Инда 4.Человек средних лет

5.Прыскучий 5. Даже

Рефлексия . Как вы думаете, ребята, пригодятся ли вам знания, приобретенные на этом уроке?

На столах в каждой группе алые лепестки. Напишите по одному слову на каждом лепестке от цветочка. Это слово должно отражать ваше понимание того, какой смысл вы вкладываете в этот образ, чему научила вас сказка. Соберите в своей группе аленький цветочек, который приклейте к основанию из картона. (На лепестках слова: Любовь, Счастье, Доброта, Забота, Милосердие, Великодушие, Дружба…)

Заключительное слово. Подведение итогов.

В душе у каждого человека должен быть Аленький цветочек. Посмотрите, сколько у нас на поляне Аленьких цветочков! Пусть они расцветут и в душе каждого из нас.

Список литературы:

1.Аксаков, С. Т. Аленький цветочек: сказка Ключницы Пелагеи. -М.: Детская литература, 1989.-39с.

2.Аксаков, Сергей Тимофеевич: Выставка в школе.-М.: Школьная библиотека, 2011.

3.Великие россияне. Библиографическая библиотека Ф.Павленкова,//Аксаковы. М.: Олма, Пресс.2004.-С.19,367,396.

4.Маврина, Л Сказочной тропой//Детский познавательный журнал.-2001.-№5.-С.2-3

Электронные ресурсы



Рецепты