Три сестры. Детские сказки онлайн Сказка три сестры на татарском языке читать

Жила в давние времена одна женщина. И было у неё три дочери . Много приходилось работать женщине, чтобы одеть, обуть и прокормить дочерей. А дочери росли хорошими. И выросли они одна краше другой. И вышли они все трое замуж, разъехались, и осталась мать одна.

Татарская сказка Три дочери

Вот прошёл год, другой, третий. И случилось так, что заболела мать. Вот и просит она белку, которая жила в лесу неподалёку:
- Белка, белка, позови ко мне моих дочерей!
Белка сразу же побежала выполнять просьбу.
Прибежала белка к старшей дочери, постучала в окно.
- Ой, - сказала старшая дочь, выслушав белку. - Я сразу бы к маме побежала, да вот тазы надо чистить.
А она и вправду тазы чистила.
- Ах так,- рассердилась белка,- тогда и не расставайся вовек со своими тазами!
Только сказала - вмиг захлопнулись тазы, и превратилась старшая дочь в черепаху.
А белка тем временем к средней дочери прибежала. Рассказала ей печальную весть о матери.
- Эх, побежала бы я к маме, да вот холст надо к ярмарке доткать.
А она и вправду холст ткала.
- Ах так,- рассердилась белка,- ну, тогда всю свою жизнь только это и делай, холсты тки!
Сказала так, и средняя дочь мигом в паука превратилась. А когда белка в окошко к младшей дочери постучала, та тесто месила. Как услышала она, что матери плохо, руки вытереть не успела - побежала к ней.
- Доброе у тебя сердие,- сказала белка - Так пусть же и люди к тебе добры всегда будут. Живи, милая, счастливо и людей делай счастливыми! И люди будут любить тебя и добро твоё никогда не забудут.
Так оно и стало.

Татарская народная сказка Три дочери
Перевод С. Гильмутдиновой

Татарская народная сказка "Три дочери"

Жанр: народная волшебная сказка

Главные герои сказки "Три дочери" и их характеристика

  1. Старуха-мать, пожилая, больная, любящая своих детей.
  2. Зоренька, старшая дочь. Важная, красивая, любительница смотреть на свое отражение.
  3. Звездочка, средняя дочь. Холодная, красивая, любительница прясть.
  4. Ласточка, младшая дочь. Веселая, отзывчивая, работящая, ответственная, добрая.
  5. Белочка. Маленькая и справедливая.
План пересказа сказки "Три дочери"
  1. Мать и ее три дочери
  2. Зоренька и ее тазы
  3. Звездочка и ее пряжа
  4. Ласточка и Белочка
  5. Отъезд дочерей
  6. Болезнь матери
  7. Черепаха
  8. Паучиха
  9. Добрая Ласточка.
Кратчайшее содержание сказки "Три дочери" для читательского дневника в 6 предложений
  1. Жила старушка-мать и было у нее три дочери-красавицы.
  2. Старшие дочери матери не помогали, своими делами занимались
  3. Младшая всюду успевала и с Белочкой дружила
  4. Разъехались дочери, заболела мать, поспешила Белочка за помощью
  5. Отказались ехать старшие сестры к матери и превратились в черепаху и паучиху
  6. Прибежала младшая дочь к матери, вылечила ее и благодарила ее мать.
Главная мысль сказки "Три дочери"
Никогда не следует забывать о своих родителях, как бы мы не были заняты.

Чему учит сказка "Три дочери"
Эта сказка учит любить и уважать своих родителей. Учит помогать им и заботиться о них в старости. Учит не быть эгоистами, учит отзывчивости и доброте. Учит тому, что добро вознаграждается и зло наказывается.

Отзыв на сказку "Три дочери"
Мне очень понравилась эта сказка, а особенно младшая дочь - Ласточка. Она и когда жила с матерью была самой веселой, самой работящей, самой красивой, и когда уехала единственная откликнулась на просьбу о помощи. Отложила все дела и примчалась к матери. Потому что мать - это самое дорогое, что есть у каждого человека.

Пословицы к сказке "Три дочери"
Материнское сердце в детках.
Кто мать и отца почитает, тот вовеки не погибает.
Нет роднее дружка, чем родимая матушка.
Пчелки без матки, пропащие детки.
Какова мать, такова и дочь.

Читать краткое содержание, краткий пересказ сказки "Три дочери"
Жила на лесной полянке старая женщина с тремя дочерьми.
Как утренняя заря была красива ее старшая дочь. Мать так и звала ее - Зоренька. Больше всего на свете любила Зоренька начищать до блеска медные тазы. Как начистит таз до зеркального блеска, так и любуется на свое отражение.
А мать просит ее воды принести, за гусями присмотреть. Но отказывается Зоренька, на свое отражение смотрит. Плачет мать, а Зоренька замуж просится.
Красива и холодна как вечерняя звезда была средняя дочь. Только на звезды смотрела целыми ночами и их считала своими подругами. Звездочка, называла ее мать. Все время пряла Звездочка и казалось ей, что нити могут до самых звезд дотянутся. И считала себя Звездочка несчастной, целыми днями плакала.
Стройная младшая дочь была работящей и бойкой. Все она успевала, всем помогала и звала ее мать Ласточкой. Дружила она с белочкой, что в сосне высокой жила.
И вот сбылась мечта старших сестер - вышли они замуж, разъехались в разные стороны. А следом и черед Ласточки замуж выйти пришел. На прощание наказала она своей Белочке позвать ее и сестер в черный день и уехала с мужем.
А через три года заболела мать очень сильно. Поскакала Белочка к старшей сестре, зовет домой, матери помочь. Но отказалась старшая сестра, все в тазы медные любовалась. Рассердилась на нее Белочка и превратила ее в черепаху.
Поскакала Белочка к средней сестре. Но и той некогда о матери заботиться, все пряжу свою лунную прядет. Рассердилась на нее Белочка, в паука превратила.
Доскакала Белочка и до младшей сестры. А та как раз пироги пекла. Только услышала про хворь матушкину, собрала пироги, домой стремглав кинулась. Накормила мать, от постели не отходила, пока не поправилась старушка. Стала мать Ласточку да Белочку благодарить, а старшие сестры до сих пор идут.

Рисунки и иллюстрации к сказке "Три дочери"

Предмет : литературное чтение

Класс : 2

Тема урока: «Нравственные уроки сказок. Татарская народная сказка «Три дочери».

Цели урока: объяснять нравственное содержание прочитанного, соотносить поступки героев с нравственными нормами

Планируемые результаты:

Предметные :

  • соотносить иллюстрации с содержанием произведения;
  • объяснять значения устойчивых выражений;
  • выявлять общность нравственной позиции в произведениях разных народов.

Личностные:

  • Формировать первичные исследовательские навыки, развивать познавательную активность;
  • Воспитывать внимательное отношения друг к другу в семье, чувства сопереживания .

Тип урока: комбинированный урок

Оборудование: учебник Свиридовой В.Ю., Чураковой Н.А. «Литературное чтение» 2 кл. 2 ч. стр.19-21, презентация.

Этап урока

Методы и приемы

Время

УУД

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Мотивационный

Словесный: беседа

1 мин.

Сказки - мудростью богаты

Сказке - скажем “Приходи”!

Это присказка ребята

Но, а сказка впереди.

Что же такое СКАЗКА?

Сказка – это жанр устного народного творчества.

Мы с вами сегодня совершим путешествие в страну сказок.

Слушать учителя.

Планировать учебного сотрудничества с учителем и сверстниками (К)

Актуализация знаний

Словесный: беседа

5 мин.

Но прежде чем мы попадем в страну сказок, давайте с вами вспомним: какие бывают сказки? (авторские и народные)

Какие сказки называются народными? Приведите примеры народных сказок.

На какие виды делятся народные сказки?

(Волшебные, бытовые, о животных)

Отвечать на вопросы учителя.

Подготовка к усвоению нового учебного материала.

Словесный: беседа

Ребята, давайте вспомним прочитанные ранее сказки. Мы поиграем с вами в игру «Угадай». По предложению вы должны узнать сказку, сказать название и какой народ сочинил эту сказку.

- «Шли-шли,- солнце высоко, колодец далёко, жар донимает, пот выступает. Стоит коровье копытце, полно водицы» (“Сестрица Алёнушка и братец Иванушка” – русская народная сказка)

-«Коровушка-матушка! Меня бьют – журят, хлеба не дают, плакать не велят”
(“Хаврошечка” – русская народная сказка)

- “Вот едет мимо барин, смотрит и дивуется: конь идет, соха орет, а человека нет!
(“Мальчик с пальчик” – русская народная сказка.)
-« Ох добрый человек и сама сегодня ничего не ела: нечего.” (“Каша из топора” – русская народная сказка.)

-«Навсегда бросила детей мать-кукушка. С тех пор не вьёт себе кукушка гнезда, не растит сама своих детей»

(«Кукушка» Ненецкая народная сказка»)

Какой главный смысл в каждой сказке?

«Хаврошечка» (добро побеждает зло).

-«Мальчик с пальчик» (помогать старшим, заботится о родителях).

-«Сестрица Алёнушка и братец Иванушка» (слушаться старших, быть добрым).

-«Каша из топора» (добру, смекалке, сообразительности).

-«Кукушка» (помогать маме, беречь и заботиться о ней).

Вести беседу с учителем.

Отвечать на вопросы учителя.

Определять главный смысл сказки.

Структурировать знания(П)

Строить логические цепи рассуждений, доказательств(П)

Принимать и сохранять учебную задачу(Р)

Изучение нового материала

Словесный: беседа

Практический: чтение сказки

Нагляный: рассматривание иллюстрации

Сегодня на уроке мы познакомимся с татарской народной сказкой «Три дочери».

Как вы думаете о ком пойдёт сегодня речь в сказке?

Какие цели мы можем поставить на урок? (доказать, что данное произведение является действительно сказка; охарактеризовать главных героев; выделить главный смысл сказки).

Чтение сказки учителем

Понравилась ли вам сказка? Кто из героев вам понравился больше и почему?

Какая же это сказка - волшебная, бытовая или о животных?

Почему вы так считаете?

Словарная работа.

В сказке вам встретились малознакомые слова и выражения, давайте поработаем с ними.

тяжко заболела – тяжело

печальная весть - грустная, горестная

чёрный день – тяжёлый трудный

ярмарка – большой торг с увеселениями, развивающими, развлечениями, устраиваемый регулярно в одном и том же месте.

холст – льняная ткань из толстой пряжи.

Чтение трудных слов

Прочитаем по слогам трудные слова:

Постучалась – по- сту- ча- лась

Превратилась – пре- вра- ти- лась

Обхватили- обхватили

Рассердилась- рас-сер- ди- лась

Чтение отрывка сказки по ролям

Сегодня к нам в гости пришли герои одной сказки. Кто они?

Давайте вместе рассмотрим иллюстрацию к сказке на стр 63.

(три девушки, белочка)

Что они делают? (работают по хозяйству)

Показываю детям тюбетейки и костюм белочки. Распределение ролей.

Определять цели урока.

Слушать сказку.

Отвечать на вопросы учителя.

Работать с малознакомыми выражениями.

Рассматривать иллюстрацию.

Строить логические цепи рассуждений, доказательств(П)

Принимать и сохранять учебную задачу(Р)

Структурировать знания(П)

Строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи(К)

Проявлять инициативу в учебном сотрудничестве(Р)

Осуществлять контроль на уровне произвольного понимания(Р)

Выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью (К)

Выполнение учебного действия(Р)

Физминутка

5 мин.

Повторяйте движения за белочкой на видео.

Повторять движения.

Первичная проверка понимания нового материала.

Словесный: беседа

Работа по содержанию прочитанного текста.

Почему все любили младшую дочь долгие годы?

Что с ней произошло?

Люди издавна верили в загробную жизнь, что душа человека после смерти переселяется в другие существа.

Справедливо ли поступила белочка?

А если из сказки убрать все волшебные моменты, будет ли правдивой эта история?

Давайте докажем, что это сказка. Зачин «Жили –были….», число три, троекратный повтор, Конец сказки: зло наказано, а добро вознаграждено.

Отвечать на вопросы учителя.

Обеспечивать ценностно-смысловую ориентацию учащихся

(Р)

Планировать свои действия в соответствие с задачей и условиями её реализации(Р)

Закрепление новых знаний

Словесный : беседа

Какими общими чертами наделила мать трёх дочерей?

Кто вам нравится больше всех? Почему?

За что народ любит младшую дочь?

Всегда ли вы окликаетесь на просьбы мамы?

За что были наказаны старшие дочери?

Кто из персонажей сказки выражает авторскую позицию? (Белочка)

Как, по вашему мнению, сложилась судьба дочерей?

Кем они стали?

Вывод: все дочери красивы. Мама им дала красоту, научила их трудиться. Но только младшая дочь искренне любит свою маму, а другие дочери равнодушны к ее беде. Любовь перевешивает все другие качества.

Анализировать сказку.

Отвечать на вопросы учителя.

Делать вывод.

Осознанно строить речевые высказывания(П)

Аргументировать свое мнение и позиции(К)

Строить логические цепи рассуждений, доказательств(П)

Принимать и сохранять учебную задачу(Р)

Итог урока

Рефлексия

В этой сказке две бездушные дочери наказаны, но они наказаны по сказочному: они были превращены в черепаху и паучиху. В жизни, конечно, так не бывает, но все равно, дети забывавшие свою мать, тоже будут наказаны: их осудят люди, и совесть их будет мучить за плохое отношение к человеку, который все им отдал.)

Слушать учителя.

Оценивать свою работу на уроке.

Контролировать и оценивать процесса и результатов деятельности (П)


Любовь Владимировна Волкова
Конспект занятия по ознакомлению с художественной литературой «Татарская народная сказка «Три дочери»

Программное содержание.

Познакомить детей с татарским народным творчеством .

Учить детей чувствовать и понимать характеры персонажей, воспринимать своеобразие построения сюжета, замечать жанровые особенности композиции и языка сказки и рассказа ; учить детей передавать свое отношение к персонажам.

Способствовать воспитанию у детей потребности совершенствовать добрые поступки, стремление делать добрые дела. Воспитывать любовь к обычаям и традициям татарского народа .

Материал. Панно плоскостного изображения : дома, деревья, мать, три дочери , белочка. Игрушки : таз, паук, пчелка. Раскраски с изображением героев сказки : пчелка, паук, белочка, черепаха. Цветные карандаши.

Предварительная работа. Знакомство детей с русскими народными , мордовскими, нанайскими сказками . Рассматривание иллюстраций к сказкам , просмотр мультфильмов по сказкам . Разбор, рисование сказок с детьми , раскрашивание раскрасок по сказкам .

Воспитатель. – Дети, какое у вас сейчас настроение?

Дети. – Хорошее.

Воспитатель. - Тогда давайте все хорошее соберем в ладошки, сожмем крепко кулачки, а потом разожмем и подуем на ладошки,

пошлем всем заряд бодрости и хорошего настроения.

(Дети садятся на стульчики.)

Ребята, раз у вас у всех хорошее настроение, тогда у меня к вам вопрос :

скажите, пожалуйста, вы любите сказки ?

Дети. -Да-а.

Воспитатель. - А какие сказки и сказки каких народов вы знаете ?

(Воспитатель выслушивает ответы детей.)

Воспитатель. - Дети, как хорошо, что я сегодня к вам пришла. А пришла я не одна, я вам сказку принесла . Занавес открываем, сказку начинаем . Здесь много картинок, про кого эта сказка мы узнаем об этом , если соберем всю картину целиком.

(Воспитатель вместе с детьми раскладывают плоскостные атрибуты сказки и рассматривают помещенные на доске : дом, деревья, белочку, фигуру взрослой женщины и трех дочерей .)

Воспитатель. - Дети, какие ласковые слова вы говорите своей маме?

Дети. - Добрая, любимая, красивая, милая, дорогая и т. д.

Воспитатель. - Мамы всегда заботятся о своих детях, правда, иногда мама и поругает, но потом обязательно приласкает. Есть такая пословица : «Материнская ласка конца не знает» . А ведь дети не всегда бывают заботливыми по отношению к своим мамам! Послушайте татарскую сказку «Три дочери » , а потом расскажите, кто из дочерей любил свою маму по-настоящему.

Татарская народная сказка «Три дочери »

Жила-была женщина. День и ночь она работала, чтобы накормить и одеть своих дочерей . И выросли три дочери быстрые , как ласточки, лицом похожие на светлую луну. Одна за одной вышли замуж и уехали.

Прошло несколько лет. Тяжело заболела старуха мать, и посылает она к своим дочерям рыжую белочку .

Скажи им, дружок, чтобы ко мне поспешили.

Ой, - вздохнула старшая, услышав от белочки печальную весть. – Ой! Я бы рада пойти, да мне надо почистить эти два таза.

Почистить два таза? – рассердилась белочка. – Так будь же ты с ними вовек неразлучна!

И тазы вдруг вскочили со стола и обхватили старшую дочь сверху и снизу. Она упала на пол и уползла из дома большой черепахой.

Постучалась белочка ко второй дочери .

Ой, - отвечала та. – Я сейчас побежала бы к матери, да очень занята : надо мне к ярмарке холста наткать.

Ну и тки теперь всю жизнь, никогда не останавливаясь!- сказала белочка . И вторая дочь превратилась в паука.

А младшая месила тесто, когда белочка постучала к ней. Дочь не сказала ни слова , даже не обтерла рук, побежала к своей матери.

Приноси же ты всегда людям радость, мое дорогое дитя, - сказала ей белочка , - и люди будут беречь и любить тебя, и детей твоих, и внуков, и правнуков.

И правда, третья дочь жила много лет, и все ее любили. А когда пришла пора ей умереть, она превратилась в золотую пчелку.

Все лето день-деньской собирает пчелка мед людям… А зимою, когда все вокруг гибнет от холода, пчелка спит в теплом улье, а проснется – ест только мед и сахар.

Воспитатель задает вопросы детям :

Понравилась ли сказка ? Чем? Почему?

О ком эта сказка ? А еще о ком?

Кто из героев больше всего понравился? Почему?

Что было вначале сказки ?

Что потом?

Как любила мать своих дочерей ?

За что наказала белочка старших дочерей ?

Как можно сказать о них ?

Как наградила белочка младшую дочь?

Какими словами можно сказать о ней ?

Как вы думаете, почему младшая дочь превратилась в пчелку, а не в зайца или ежика?

Подумайте, всегда ли вы по-доброму относитесь к своим мамам.

(Воспитатель выслушивает ответы детей)

Воспитатель. - Дети, хотите познакомиться с татарской игрой «Тимербай» .

Дети. – Да.

Воспитатель. – Тогда вставайте, возьмитесь за руки и сделайте круг. Выбирают водящего - Тимербая. Дети берут жетончики из корзины, у кого на жетончике изображение мальчика тот ребенок становится в центре круга.

Воспитатель вместе с детьми идут по кругу и говорят слова :

Пять детей у Тимберая,

Дружно, весело играют.

В речке быстрой искупались,

Хорошенечко отмылись

И красиво нарядились.

И ни есть, ни пить не стали,

Друг на друга поглядели,

Сделали вот так!

С последними словами вот так водящий делает какое-нибудь движение. Все должны повторить его. Затем водящий выбирает другого ребенка вместо себя.

(После игры дети садятся на стульчики)

Воспитатель. А сейчас я вам предлагаю инсценировку этой сказки .

Выбираются дети на роли старшей, средней и младшей дочерей , белочки и автора; Дети по желанию выбирают жетончики с изображением героя сказки , которую будут исполнять. Воспитатель надевает им татарские атрибуты – тюбетейки. Один из детей говорит слова автора, другие исполняют выбранные ими роли.

Воспитатель. Дети, пчелки очень понравилось, как вы внимательно слушали сказку , ваши высказывания и рассуждения . За это она вам решила доставить радость, и дарит раскраски с изображением разных героев сказки .

Воспитатель предлагает детям выбрать понравившуюся раскраску и красочно раскрасить. Затем работы детей помещаются на магнитной доске, воспитатель благодарит детей за творчество.

Воспитатель. Ребята, сегодня вы узнали татарскую сказку «Три дочери » , встретились со сказочными героями . Я хочу, чтобы вы никогда не расставались со сказками и умными , добрыми книгами.

Публикации по теме:

Тема занятия: «Дружбой надо дорожить». Программное содержание: Продолжать приучать детей слушать сказки стихотворения, эмоционально воспринимая.

Конспект ООД по ознакомлению с художественной литературой. Стихотворение Л. Поповской «В зимнем лесу» ЗАУЧИВАНИЕ СТИХОТВОРЕНИЯ Л. ПОПОВСКОЙ «В ЗИМНЕМ ЛЕСУ» ЦЕЛЬ: Помочь детям запомнить и выразительно читать стихотворение.

Конспект ООД по ознакомлению с художественной литературой в подготовительной группе. Тема: Чтение рассказа в. Осеевой «Волшебное слово». Программные задачи: Познакомить ребят с новым рассказом. Углубить знания ребят о доброте,.

Конспект открытого занятия во второй младшей группе по ознакомлению с художественной литературой по сказке «Рукавичка» Конспект открытого занятия во второй младшей группе по ознакомлению с художественной литературой сказки «Рукавичка». Цели: Закрепить умение.

Конспект занятия по ознакомлению с художественной литературой для детей средней группы «Путешествие в мир сказок» Программное содержание: продолжить работу по формированию интереса к сказкам. Учить узнавать сказки по отдельным фрагментам из них; вызвать.

Конспект занятия по ознакомлению с художественной литературой: «Волк и семеро козлят» Государственное казенное учреждение социального обслуживания Краснодарского края «Отрадненский СРЦН» Конспект занятия по ознакомлению.

«К. И. Чуковский «Айболит». Конспект занятия по ознакомлению с художественной литературой Конспект образовательной деятельности по речевому развитию (чтение художественной литературы) Тема: К. И. Чуковский «Айболит» Цель: продолжать.

Конспект занятия в первой младшей группе по развитию речи и ознакомлению с художественной литературой Конспект занятия в перовой младшей группе по развитию речи и ознакомление с художественной литературой.

Ознакомление с художественной литературой. Русская народная сказка «Царевна-лягушка» (подготовительная группа) Программное содержание: Учить воспринимать образное содержание произведения; закреплять знания о жанровых, композиционных, языковых особенностях.

Занятие по ознакомлению с художественной литературой: Русская народная сказка «Теремок» Занятие по ознакомлению с художественной литературой: Русская народная сказка «Теремок». Цель: Учить детей эмоционально воспринимать содержание.

Библиотека изображений:

Жила-была женщина. День и ночь она работала, чтобы накормить и одеть трёх своих дочерей. И выросли три дочери быстрые, как ласточки, лицом похожие на светлую луну. Одна за одной вышли замуж и уехали.
Прошло несколько лет. Тяжело заболела старуха мать, и посылает она к своим дочерям рыжую белочку.
- Скажи им, дружок, чтобы ко мне поспешили.
- Ой, - вздохнула старшая, услышав от белочки печальную весть. - Ой! Я бы рада пойти, да мне надо почистить эти два таза.
- Почистить два таза? - рассердилась белочка. - Так будь же ты с ними вовек неразлучна!
И тазы вдруг вскочили со стола и обхватили старшую дочь сверху и снизу. Она упала на пол и уползла из дома большой черепахой.
Постучалась белочка ко второй дочери.
- Ой, - отвечала та. - Я сейчас побежала бы к матери, да очень занята: надо мне к ярмарке холста наткать.
- Ну и тки теперь всю жизнь, никогда не останавливаясь! - сказала белочка. И вторая дочь превратилась в паука.
А младшая месила тесто, когда белочка постучала к ней. Дочь не сказала ни слова, даже не обтерла рук, побежала к своей матери.
- Приноси же ты всегда людям радость, моё дорогое дитя, - сказала ей белочка, - и люди будут беречь и любить тебя, и детей твоих, и внуков, и правнуков.
И правда, третья дочь жила много лет, и все её любили. А когда пришла пора ей умереть, она превратилась в золотую пчёлку.
Всё лето день-деньской собирает пчёлка мёд людям… А зимою, когда всё вокруг гибнет от холода, пчёлка спит в тёплом улье, а проснётся - ест только мёд и сахар.



Как?