Методические указания по определению предмета охраны объектов. Методика определения историко-культурной ценности объекта, обладающего признаками объекта культурного наследия, с точки зрения истории

1.Предмет охраны должен полно описывать все содержащиеся в объекте наследия аспекты его культурной ценности, зафиксированные в статье 3 ФЗ-73, в том числе - всю сумму композиционно-пространственных, видовых, планировочных, ландшафтных и иных особенностей, определяющих целостность, своеобразие, историческую значимость объекта наследия.

2.Определение предмета охраны базируется на установлении подлинности и культурной ценности исторических элементов объекта культурного наследия.

3.Дополнительное включение в предмет охраны (равно как и исключение из предмета охраны) любого элемента объекта культурного наследия может и, при необходимости, должно влечь за собой корректировку ранее принятой атрибуции (название, авторство, датировка, локализация), а также типологии, категории охраны.

4.В предмет охраны могут входить элементы поздних наслоений и реставрационных дополнений, не имеющих самостоятельной ценности, если их произвольное изменение может нанести вред объекту культурного наследия.

5.Техническое состояние объекта культурного наследия (его отдельных элементов)

не может влиять на определение предмета охраны.

6.Предмет охраны объекта культурного наследия, обладающего мемориальной значимостью, должен включать подлинные материальные особенности объекта недвижимости, непосредственно связанные с историческим событием.

7.Предмет охраны объекта культурного наследия – ансамбля или достопримечательного места должен включать в себя предметы охраны всех входящих в


него отдельных памятников (за исключением интерьеров зданий и сооружений), а также характеристики, присущие ансамблю или достопримечательному месту как комплексному объекту культурного наследия.

8.На территории ансамбля или достопримечательного места могут находиться здания (сооружения) и элементы планировки, не являющиеся сами по себе охраняемым объектом наследия. Могут быть признаны предметом охраны их отдельные характеристики или качества, участвующие в формировании ценной пространственной структуры ансамбля или достопримечательного места (высотные габариты, протяженность зданий, ритмика застройки и др.)

9.Предмет охраны определяется (фиксируется) на дату проведения экспертизы.

10. Предмет охраны корректируется и дополняется по результатам проведенной историко-культурной экспертизы, на основании документов и сведений, выявленных в процессе исследования объекта культурного наследия, и после завершения реставрационных работ.

11.Изменение (уточнение) предмета охраны объекта культурного наследия производимое по факту завершения реставрационных работ, может касаться включения дополнительно выявленных особенностей, а также обоснованного исключения из предмета охраны поздних дополнений, в том числе реставрационных.

Об утверждении Порядка определения предмета охраны объекта культурного наследия, включенного в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации в соответствии со

Название документа:
Номер документа: 28
Вид документа: Приказ Минкультуры России
Принявший орган: Минкультуры России
Статус: Действующий
Опубликован:
Дата принятия: 13 января 2016
Дата начала действия: 13 августа 2016

Об утверждении Порядка определения предмета охраны объекта культурного наследия, включенного в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации в соответствии со статьей 64 ...

МИНИСТЕРСТВО КУЛЬТУРЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПРИКАЗ

Об утверждении Порядка определения предмета охраны объекта культурного наследия, включенного в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации в соответствии со статьей 64 Федерального закона от 25 июня 2002 года N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации"


В соответствии с пунктом 2 статьи 20.1 Федерального закона от 25 июня 2002 года N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 26, ст.2519; 2003, N 9, ст.805; 2004, N 35, ст.3607; 2005, N 23, ст.2203; 2006, N 1, ст.10; N 52 (ч.1), ст.5498; 2007, N 1 (ч.1), ст.21; N 27, ст.3213; N 43, ст.5084; N 46, ст.5554; 2008, N 20, ст.2251; N 29 (ч.1), ст.3418; N 30 (ч.2), ст.3616; 2009, N 51, ст.6150; 2010, N 43, ст.5450; N 49, ст.6424; N 51 (ч.3), ст.6810; 2011, N 30 (ч.1), ст.4563; N 45, ст.6331; N 47, ст.6606; N 49 (ч.1), ст.7015, ст.7026; 2012, N 31, ст.4322; N 47, ст.6390; N 50 (ч.5), ст.6960; 2013, N 17, ст.2030; N 19, ст.2331; N 30 (ч.1), ст.4078; 2014, N 43, ст.5799; N 49 (ч.6), ст.6928; 2015, N 10, ст.1420; N 29 (ч.1), ст.4359),

приказываю:

1. Утвердить Порядок определения предмета охраны объекта культурного наследия, включенного в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации в соответствии со статьей 64 Федерального закона от 25 июня 2002 года N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" , согласно приложению к настоящему приказу.

2. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на статс-секретаря - заместителя Министра Г.У.Пирумова.

Министр
В.Р.Мединский

Зарегистрировано
в Министерстве юстиции
Российской Федерации
2 августа 2016 года,
регистрационный N 43060

Приложение. Порядок определения предмета охраны объекта культурного наследия, включенного в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации в соответствии со статьей 64 ...

Приложение
к приказу
Министерства культуры
Российской Федерации
от 13 января 2016 года N 28

Порядок определения предмета охраны объекта культурного наследия, включенного в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации в соответствии со статьей 64 Федерального закона от 25 июня 2002 года N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации"

1. Настоящий Порядок регламентирует процедуру определения предмета охраны объекта культурного наследия, включенного в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации (далее - Реестр) в соответствии со статьей 64 Федерального закона от 25 июня 2002 года N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 73-ФЗ), подлежащих обязательному сохранению, органом государственной власти уполномоченным в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия (далее - орган государственной власти, осуществляющий полномочия в сфере государственной охраны объектов культурного наследия).

2. Разработка проектной документации по определению предмета охраны объекта культурного наследия (далее - проект предмета охраны объекта культурного наследия) может осуществляться физическими или юридическими лицами самостоятельно, в соответствии с государственными программами, а также по заказам физических и юридических лиц за счет средств заказчика, в соответствии с Федеральным законом N 73-ФЗ .

3. Разработка проекта предмета охраны объекта культурного наследия осуществляется на основании историко-архитектурных, историко-градостроительных, архивных, археологических, натурных и иных исследований (далее - историко-культурные исследования).

4. Материалы по обоснованию проекта предмета охраны объекта культурного наследия формируются по результатам проведенных историко-культурных исследований, заключений государственных историко-культурных экспертиз, иных документов и материалов, позволяющих определить предмет охраны объекта культурного наследия (аннотированной иконографии, историко-архитектурных опорных планов, графических материалов, исторических справок, материалов, содержащих информацию о ценности объекта с точки зрения истории, археологии, архитектуры, градостроительства, искусства, науки и техники, эстетики, этнологии или антропологии, социальной культуры).

5. Проект предмета охраны объекта культурного наследия оформляется в текстовой форме и может включать сведения в графической форме и фотографические изображения предмета охраны.

6. При разработке проекта предмета охраны объекта культурного наследия необходимо учитывать следующие особенности:

6.1. Предмет охраны ансамбля формируется с учетом градостроительных, ландшафтных, объемно-пространственных, планировочных, архитектурно-стилистических, функциональных характеристик элементов, и не является совокупностью предметов охраны каждого отдельного памятника, входящего в состав ансамбля.

6.2. Предметом охраны объекта культурного наследия может являться его историческое использование, функционально связанное с осуществлением жилой, торговой, промышленной и иной деятельности, подлежащее обязательному сохранению.

6.3. Предмет охраны объекта культурного наследия, обладающего мемориальной ценностью, должен включать характеристики, параметры и материальные элементы, непосредственно связанные с мемориальным периодом.

6.4. В предмет охраны объекта культурного наследия подлежат включению архитектурные элементы и детали объекта, в отношении которых произведена реставрация (воссоздание).

6.5. Техническое состояние объекта культурного наследия (его отдельных элементов), правовые, технические и иные (конфессионально-этнические, идеологические, политические, природные) условия его содержания и эксплуатации не влияют на состав предмета охраны объекта культурного наследия.

7. Разработанный проект предмета охраны объекта культурного наследия представляется в 2 экземплярах на рассмотрение в соответствующий орган государственной власти, осуществляющий полномочия в сфере государственной охраны объектов культурного наследия указанного объекта, с копиями Материалов.

8. Орган государственной власти, осуществляющий полномочия в сфере государственной охраны объектов культурного наследия, рассматривает представленные документы, указанные в пункте 7 настоящего Порядка, и в течение 30 рабочих дней со дня их получения принимает акт об утверждении предмета охраны объекта культурного наследия, в соответствии с Федеральным законом N 73-ФЗ .

При поступлении документов, не соответствующих положениям Порядка, орган государственной власти, осуществляющий полномочия в сфере государственной охраны объектов культурного наследия, возвращает поступившие документы с мотивированным обоснованием причин возврата.

9. Акт об утверждении предмета охраны объекта культурного наследия содержит текстовое описание проекта предмета охраны объекта культурного наследия, а также может включать сведения в графической форме и фотографические изображения.

10. Орган государственной власти, осуществляющий полномочия в сфере государственной охраны объектов культурного наследия, утвердивший предмет охраны объекта культурного наследия, выполняет в соответствии с правилами организации документооборота учет и хранение материалов и иных документов, связанных с установлением предмета охраны.

11. Сведения о предмете охраны объекта культурного наследия вносятся в Реестр в соответствии с приказом Министерства культуры Российской Федерации от 3 октября 2011 года N 954 "Об утверждении Положения о едином государственном реестре объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации" (зарегистрирован в Минюсте России 19.12.2011, регистрационный N 22670), с изменениями, внесенными приказами Минкультуры России от 03.06.2014 N 966 (зарегистрирован в Минюсте России 21.07.2014, регистрационный N 33178) и от 05.08.2015 N 2150 (зарегистрирован в Минюсте России 09.10.2015, регистрационный N 39250).

12. При исключении объекта культурного наследия из Реестра, акт об утверждении предмета охраны объекта культурного наследия подлежит отмене органом государственной власти, осуществляющим полномочия в сфере государственной охраны объектов культурного наследия.

13. Изменение утвержденного предмета охраны объекта культурного наследия осуществляется органом государственной власти, осуществляющим полномочия в сфере государственной охраны объектов культурного наследия на основании документов или результатов историко-культурных исследований, отсутствовавших при подготовке проекта предмета охраны объекта культурного наследия и дающих основания для изменения предмета охраны объекта культурного наследия.

14. Изменение предмета охраны объекта культурного наследия, утвержденного органом государственной власти, прекратившего осуществление полномочий в сфере государственной охраны объектов культурного наследия, осуществляется соответствующим уполномоченным органом государственной власти в указанной сфере.

15. Орган государственной власти, утвердивший предмет охраны объекта культурного наследия, направляет копию указанного акта в орган государственной власти, прекратившего осуществление полномочий по государственной охране указанного объекта, в целях отмены ранее принятого акта об утверждении предмета охраны объекта культурного наследия.



Электронный текст документа
подготовлен АО "Кодекс" и сверен по:
Официальный интернет-портал
правовой информации
www.pravo.gov.ru, 02.08.2016,
N 0001201608020014

Об утверждении Порядка определения предмета охраны объекта культурного наследия, включенного в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации в соответствии со статьей 64 Федерального закона от 25 июня 2002 года N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации"

Название документа:
Номер документа: 28
Вид документа: Приказ Минкультуры России
Принявший орган: Минкультуры России
Статус: Действующий
Опубликован: Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 02.08.2016, N 0001201608020014

Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти, N 35, 29.08.2016

Дата принятия: 13 января 2016
Дата начала действия: 13 августа 2016

ПОРЯДОК

ОПРЕДЕЛЕНИЯ ПРЕДМЕТА ОХРАНЫ ОБЪЕКТА КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ,

ВКЛЮЧЕННОГО В ЕДИНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ РЕЕСТР ОБЪЕКТОВ

КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ (ПАМЯТНИКОВ ИСТОРИИ И КУЛЬТУРЫ)

НАРОДОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В СООТВЕТСТВИИ СО СТАТЬЕЙ 64

КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ (ПАМЯТНИКАХ ИСТОРИИ И КУЛЬТУРЫ)

НАРОДОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"

1. Настоящий Порядок регламентирует процедуру определения предмета охраны объекта культурного наследия, включенного в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации (далее - Реестр) в соответствии со статьей 64 Федерального закона от 25 июня 2002 г. N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 73-ФЗ), подлежащих обязательному сохранению, органом государственной власти, уполномоченным в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия (далее - орган государственной власти, осуществляющий полномочия в сфере государственной охраны объектов культурного наследия).

2. Разработка проектной документации по определению предмета охраны объекта культурного наследия (далее - проект предмета охраны объекта культурного наследия) может осуществляться физическими или юридическими лицами самостоятельно, в соответствии с государственными программами, а также по заказам физических и юридических лиц за счет средств заказчика, в соответствии с Федеральным законом N 73-ФЗ.

3. Разработка проекта предмета охраны объекта культурного наследия осуществляется на основании историко-архитектурных, историко-градостроительных, архивных, археологических, натурных и иных исследований (далее - историко-культурные исследования).

4. Материалы по обоснованию проекта предмета охраны объекта культурного наследия формируются по результатам проведенных историко-культурных исследований, заключений государственных историко-культурных экспертиз, иных документов и материалов, позволяющих определить предмет охраны объекта культурного наследия (аннотированной иконографии, историко-архитектурных опорных планов, графических материалов, исторических справок, материалов, содержащих информацию о ценности объекта с точки зрения истории, археологии, архитектуры, градостроительства, искусства, науки и техники, эстетики, этнологии или антропологии, социальной культуры).

5. Проект предмета охраны объекта культурного наследия оформляется в текстовой форме и может включать сведения в графической форме и фотографические изображения предмета охраны.

6. При разработке проекта предмета охраны объекта культурного наследия необходимо учитывать следующие особенности:

6.1. Предмет охраны ансамбля формируется с учетом градостроительных, ландшафтных, объемно-пространственных, планировочных, архитектурно-стилистических, функциональных характеристик элементов и не является совокупностью предметов охраны каждого отдельного памятника, входящего в состав ансамбля.

6.2. Предметом охраны объекта культурного наследия может являться его историческое использование, функционально связанное с осуществлением жилой, торговой, промышленной и иной деятельности, подлежащее обязательному сохранению.

6.3. Предмет охраны объекта культурного наследия, обладающего мемориальной ценностью, должен включать характеристики, параметры и материальные элементы, непосредственно связанные с мемориальным периодом.

6.4. В предмет охраны объекта культурного наследия подлежат включению архитектурные элементы и детали объекта, в отношении которых произведена реставрация (воссоздание).

6.5. Техническое состояние объекта культурного наследия (его отдельных элементов), правовые, технические и иные (конфессионально-этнические, идеологические, политические, природные) условия его содержания и эксплуатации не влияют на состав предмета охраны объекта культурного наследия.

7. Разработанный проект предмета охраны объекта культурного наследия представляется в 2 экземплярах на рассмотрение в соответствующий орган государственной власти, осуществляющий полномочия в сфере государственной охраны объектов культурного наследия указанного объекта, с копиями Материалов.

8. Орган государственной власти, осуществляющий полномочия в сфере государственной охраны объектов культурного наследия, рассматривает представленные документы, указанные в пункте 7 настоящего Порядка, и в течение 30 рабочих дней со дня их получения принимает акт об утверждении предмета охраны объекта культурного наследия, в соответствии с Федеральным законом N 73-ФЗ.

При поступлении документов, не соответствующих положениям Порядка, орган государственной власти, осуществляющий полномочия в сфере государственной охраны объектов культурного наследия, возвращает поступившие документы с мотивированным обоснованием причин возврата.

9. Акт об утверждении предмета охраны объекта культурного наследия содержит текстовое описание проекта предмета охраны объекта культурного наследия, а также может включать сведения в графической форме и фотографические изображения.

10. Орган государственной власти, осуществляющий полномочия в сфере государственной охраны объектов культурного наследия, утвердивший предмет охраны объекта культурного наследия, выполняет в соответствии с правилами организации документооборота учет и хранение материалов и иных документов, связанных с установлением предмета охраны.

11. Сведения о предмете охраны объекта культурного наследия вносятся в Реестр в соответствии с приказом Министерства культуры Российской Федерации от 3 октября 2011 г. N 954 "Об утверждении Положения о едином государственном реестре объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации" (зарегистрирован в Минюсте России 19.12.2011, регистрационный N 22670), с изменениями, внесенными приказами Минкультуры России от 03.06.2014 N 966 (зарегистрирован в Минюсте России 21.07.2014, регистрационный N 33178) и от 05.08.2015 N 2150 (зарегистрирован в Минюсте России 09.10.2015, регистрационный N 39250).

12. При исключении объекта культурного наследия из Реестра акт об утверждении предмета охраны объекта культурного наследия подлежит отмене органом государственной власти, осуществляющим полномочия в сфере государственной охраны объектов культурного наследия.

13. Изменение утвержденного предмета охраны объекта культурного наследия осуществляется органом государственной власти, осуществляющим полномочия в сфере государственной охраны объектов культурного наследия на основании документов или результатов историко-культурных исследований, отсутствовавших при подготовке проекта предмета охраны объекта культурного наследия и дающих основания для изменения предмета охраны объекта культурного наследия.

14. Изменение предмета охраны объекта культурного наследия, утвержденного органом государственной власти, прекратившего осуществление полномочий в сфере государственной охраны объектов культурного наследия, осуществляется соответствующим уполномоченным органом государственной власти в указанной сфере.

15. Орган государственной власти, утвердивший предмет охраны объекта культурного наследия, направляет копию указанного акта в орган государственной власти, прекративший осуществление полномочий по государственной охране указанного объекта, в целях отмены ранее принятого акта об утверждении предмета охраны объекта культурного наследия.

Размер: px

Начинать показ со страницы:

Транскрипт

1 ООО «ПФ-Градо» ТИТУЛ Государственный контракт на Разработку и согласование методических указаний по определению предмета охраны для объектов, предложенных к включению в реестр объектов культурного наследия, выявленных объектов культурного наследия и объектов культурного наследия федерального и регионального значения (памятников истории и культуры) Книга 1. «Материалы по обоснованию и применению Методических указаний» Заказчик: Комитет по культурному наследию города Москвы (Москомнаследие) Генеральный директор ООО «ПФ-Градо» А.В.Рыбаков Генеральный директор АНО «центр независимой оценки» И.С.Кудимов Москва 2009 г.

2 2 Методические указания по определению предмета охраны объектов культурного наследия Состав авторского коллектива: Занимаемая должность Подпись Фамилия Генеральный директор АНО «Центр независимой оценки» Главный научный сотрудник НИИТАГ, заведующий Кафедрой МАРХИ, членкорреспондент РААСН Заместитель директора ФГУ «Государственный историко-культурный музей-заповедник «Московский Кремль» Начальник отдела древнерусской живописи Государственного института искусствознания И.С. Кудимов А.С. Щенков А.Л.Баталов Л.И.Лифшиц Начальник правового управления В.Ю. Городничев Росохранкультуры Председатель комитета по государственной охране В.А. Климченко объектов культурного наследия Тверской области Заместитель генерального директора ООО «ПФ- И.И. Кроленко Градо» Главный архитектор проектов мастерской 20 Н.Е. Меркелова ГУП «Моспроект-2 им. М.В. Посохина» Генеральный директор ООО «Столичное К.В.Воронин археологическое бюро» Заведующая кафедрой реставрации РГГУ Т.Е.Каменева Руководитель информационно-аналитического Д.М. Яцкин центра экспертизы, учета и мониторинга объектов культурного наследия ООО «ПФ-Градо» Генеральный директор ООО «Бюро финансовых А.Е.Рождественский консультаций и оценки» Консультант Н.В.Чечель, заведующая отделом научно-фондовой работы ФГУК «Политехнический музей»

3 Содержание 3 КНИГА 1 п/п Наименование разделов страниц 1. Введение 3 2. Обзор отечественной практики по определению предмета охраны объектов культурного наследия 5 3. Предложения по применению методики определения предмета охраны в рамках подготовки нормативных (подзаконных) и методических актов в сфере культурного наследия 14

4 4 1. Введение Методические указания по определению предмета охраны для объектов, предложенных к включению в реестр объектов культурного наследия, выявленных объектов культурного наследия и объектов культурного наследия федерального и регионального значения (памятников истории и культуры) (далее Методика) разработана в соответствии с основными законодательными документами в области охраны объектов культурного наследия федерального уровня: - Федеральным законом от ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации», - Федеральный закон 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации», принятый Государственной Думой г., - Градостроительный кодекс РФ от ФЗ, -Гражданский кодекс РФ от ФЗ. Основные положения данной Методики базируется на принципах правоотношений, установленных Гражданским кодексом Российской Федерации, Земельным кодексом Российской Федерации. Положения Методики учитывают предыдущую методическую базу федерального уровня по установлению зон охраны объектов культурного наследия: - «Инструкция о порядке учета, обеспечения сохранности, содержания, использования и реставрации недвижимых памятников истории и культуры» (утверждена Министерством культуры СССР 13 мая 1986 г., приказ 203), - Методические рекомендации по выявлению и ранжированию памятников науки и техники, М.:Знание, с. В составе работ по формированию данной Методики были выполнены три основных блока материалов: 1. «Материалы по обоснованию Методики» (КНИГА 1); 2. «Методические указания по определению предмета охраны для объектов, предложенных к включению в реестр объектов культурного наследия, выявленных объектов культурного наследия и объектов культурного наследия федерального и регионального значения (памятников истории и культуры)» (КНИГА 2); 3. «Образцы графических материалов, разрабатываемых при определении предмета охраны для объектов, предложенных к включению в реестр объектов культурного

5 5 наследия, выявленных объектов культурного наследия и объектов культурного наследия федерального и регионального значения (памятников истории и культуры)» (КНИГА 3); В КНИГЕ 1 дан обзор отечественного проведения подобного рода работ и анализ на его соответствие нормам и требованиям действующего законодательства (на примере г.москвы). В КНИГЕ 2 приведены термины и понятия, которые используются в целях данной Методики. Здесь же определены цели разработки Методики, а также задачи, посредством которых реализуется поставленная цель. Каждая из глав посвящена решению конкретной задачи. Для выработки общих методов сохранения объектов культурного наследия разработаны принципы и критерии определения предмета охраны указанных объектов культурного наследия. Типология компонентов, входящих в предмет охраны объектов культурного наследия, и их характеристик приводятся, в том числе, в целях унификации методов описания и фиксации предмета охраны. В КНИГЕ 3 приведены примеры графических материалов, которые разрабатывались по теме данной Методики за последние годы в городе Москве. Эти примеры могут быть взяты в качестве основы для схем, разрабатываемых при выполнении историко-культурных исследований, определении предмета охраны различных видов объектов культурного наследия.

6 6 2. Обзор отечественной практики по определению предмета охраны объектов культурного наследия Термин «предмет охраны», предложенный специалистами Санкт-Петербурга, введен в Федеральный Закон от ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» в связи с вопросами формирования Единого государственного реестра объектов культурного наследия, представляющего собой государственную информационную систему. Предмет охраны входит в состав обосновывающих документов, представляемых в орган государственной власти для принятия решения о включении объекта недвижимости в реестр согласно ст.16 указанного закона. Аналогично реестру, включающему в себя банк данных, единство и сопоставимость которых обеспечиваются за счет общих принципов формирования, методов и формы ведения реестра (ст.15.2), необходимо разработать систему общих методологических принципов определения предмета охраны. В связи с отсутствием утвержденного Министерством культуры РФ единого нормативного документа о принципах и критериях предмета охраны как системы историко-культурной оценки объектов недвижимости, определение предмета охраны осуществляется государственными органами охраны объектов культурного наследия на региональном уровне. На совещании в Министерстве культуры РФ, посвященном проблеме предмета охраны присутствовали представители региональных органов охраны памятников, отметившие его необходимость и актуальность. Представляется целесообразным обращение к опыту работы специалистов государственных органов охраны памятников субъектов Российской Федерации, в первую очередь Санкт-Петербурга, по выработке критериев объективной оценки ценностных характеристик объектов недвижимости и определения предмета охраны. В действующем Федеральном законе «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» 73-ФЗ от 25 июня 2002 г. (в редакции от г.) термин «предмет охраны» употребляется в следующих статьях. Ст. 17. п.8 Документы, представляемые в орган государственной власти для принятия решения о включении объекта культурного наследия в реестр. предмет охраны как «описание особенностей объекта, послуживших основаниями для включения его в реестр и подлежащих обязательному сохранению».

7 7 Ст. 21.п.1 Паспорт объекта культурного наследия. «в паспорт вносятся сведения, составляющие предмет охраны данного объекта культурного наследия и иные сведения, содержащиеся в реестре». Ст.33, п.4 Цели и задачи государственной охраны объектов культурного наследия «установление ответственности за повреждение, разрушение или уничтожение объекта культурного наследия, перемещение объекта культурного наследия, нанесение ущерба объекту культурного наследия, изменение облика и интерьера данного объекта культурного наследия, являющихся предметом охраны данного объекта культурного наследия». Ст. 44. Приспособление объекта культурного наследия для современного использования. Приспособление объекта культурного наследия для современного использования научно-исследовательские, проектные и производственные работы, проводимые в целях создания условий для современного использования объектов культурного наследия без изменения его особенностей, составляющих предмет охраны, в том числе реставрация представляющих собой историко-культурную ценность элементов объекта культурного наследия. Ст. 52. Осуществление права пользования объектом культурного наследия, включённым в реестр, земельным участком или участком водного объекта, в пределах которого располагается объект археологического наследия, и права пользования выявленным объектом культурного наследия. Ст.52, п. 3 Объект культурного наследия, включённый в реестр, используется с обязательным исполнением следующих требований: Обеспечение неизменности облика и интерьера объекта культурного наследия в соответствии с особенностями данного объекта, послужившими основанием для включения объекта культурного наследия в реестр и являющимися предметом охраны данного объекта, описанным в его паспорте. Ст.52, п.4 Выявленный объект культурного наследия используется с обязательным выполнением следующих требований: Обеспечение неизменности облика и интерьера выявленного объекта культурного наследия в соответствии с особенностями, определёнными как предмет охраны данного объекта и изложенными в заключении историко-культурной экспертизы. Ст. 55. Условия договора аренды объекта культурного наследия. Ст.55, п.2 «В договоре аренды объекта культурного наследия обязательно указываются включённые в реестр сведения об особенностях, составляющих предмет охраны данного объекта культурного наследия»

8 8 Ст. 56. Предоставление объекта культурного наследия, включённого в реестр и находящегося в федеральной собственности, в безвозмездное пользование. Ст.56, п.2. «Договор безвозмездного пользования объектом культурного наследия, включённым в реестр, и должен содержать сведения об особенностях, составляющих предмет охраны данного объекта культурного наследия, а также требования к сохранению объекта культурного наследия». После выхода указанного Федерального Закона перед исследователями и государственными органами охраны объектов культурного наследия была поставлена методологическая задача о выработке системы принципов и способов организации деятельности по определению предмета охраны. В Министерстве культуры РФ создана рабочая группа по разработке Методики определения предмета охраны объектов культурного наследия народов Российской Федерации. До выхода и утверждения Министерством культуры РФ Методики в Главном управлении охраны памятников г. Москвы, правопреемником которого является Комитет по культурному наследию г. Москвы (Москомнаследие), в порядке эксперимента был разработан порядок рассмотрения проектов предмета охраны на заседаниях Экспертной комиссии по недвижимым объектам наследия и их территориям. Утвержденный решением Экспертной комиссии проект предмета охраны, разработанный на основе историко-культурных исследований специализированными научно-проектными мастерскими или проектными реставрационными организациями, вносился в учетную документацию. Усовершенствование системы разработки историко-культурных исследований коснулось вопросов разработки и рассмотрения проекта предмета охраны на заседаниях секций Историко-культурного экспертного совета (ИКЭС) Москомнаследия. Работа по определению предмета охраны проводится дифференцированно на заседаниях секций 1 «Историко-культурная экспертиза объектов, обладающих признаками объекта культурного наследия» и секции 5 «Экспертиза проектов предмета охраны объектов культурного наследия». В состав документов, представляемых в Москомнаследие для принятия решения об отнесении объекта недвижимости к числу объектов культурного наследия в соответствии с п. 8 ст. 17, входит проект предмета охраны. На секции 1 рассматриваются качественные характеристики объекта, предложенного к постановке на государственную охрану с точки зрения их научной, историко-культурной,

9 9 градостроительной, архитектурной и художественной ценности, подтвержденной представленными историко-культурными исследованиями. Деятельность секции 5 направлена на рассмотрение и утверждение предмета охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры), принятых под государственную охрану постановлениями Совета Министров РСФСР, указом Президента, отдельными решениями Мосгорисполкома постановлениями правительства г. Москвы. В соответствии со ст. 3 указанного Федерального закона к числу объектов культурного наследия относятся объекты недвижимого имущества со связанными с ними произведениями живописи, скульптуры, декоративно-прикладного искусства, объектами науки и техники и иными предметами материальной культуры, возникшие в результате исторических событий, представляющие собой ценность с точки зрения истории, археологии, архитектуры, градостроительства, искусства, науки и техники, эстетики, этнологии или антропологии, социальной культуры и являющиеся свидетельством эпох и цивилизаций, подлинными источниками информации о зарождении и развитии культуры. К объектам культурного наследия относятся памятники, ансамбли, достопримечательные места. Исходя из данного в законе определения объектов культурного наследия вырабатываются принципы и основные критерии качественных характеристик определения предмета охраны. Однако предмет охраны следует рассматривать в совокупности свойств исследуемого объекта культурного наследия. Выделение предмета охраны как комплекса отдельных элементов, являющихся носителями историко-культурной ценности объекта, не означает утрату значения памятника в целом. Именно исходя из отношения к памятнику как целостному объекту, должны решаться вопросы сохранения объекта культурного наследия в соответствии со ст. 45 указанного Федерального закона. В Венецианской хартии, подписанной нашей страной, цель консервации и реставрации определена в сохранение памятника и как произведения искусства, и как исторического свидетельства, но не отдельных «препарированных» фрагментов. Понятие подлинности, являющееся основополагающим в отечественной и зарубежной теории и практике реставрации, следует рассматривать в качестве основного критерия выявления элементов памятника, составляющих предмет охраны. Задача реставрации определяется как исключительная мера «сохранения и выявления эстетической и исторической ценности памятника на основании оригинального материала и подлинных данных». При этом необходимо учитывать, что предмет охраны памятника,

10 10 подлежащий сохранению, может быть дополнен ценными элементами, открывшимися в результате натурного исследования или в процессе производства реставрационных работ (в том случае, если работы осуществляются квалифицированными специалистамиреставраторами). Особого внимания заслуживает вопрос об отношении к реставрационным дополнениям. На рассмотрение секций представляются проекты предмета охраны следующих объектов недвижимости: - предложенных к постановке на государственную охрану; - выявленных объектов культурного наследия; - объектов культурного наследия. В первых случаях проект предмета охраны разработан на основании историкокультурные исследования, включая историко-архивные материалы и визуальное обследование, фиксирующие наиболее ценные качественные характеристики. По данным объектам могли проводиться ремонтные работы, зачастую искажающие их первоначальный образ, но не препятствующие выявлению их историко-архитектурных или художественно-пластических достоинств. К другой группе относятся те объекты, проект предмета охраны которых содержат в себе данные не только данные историко-культурных исследований, но и материалы натурных исследований, свидетельствующие об утраченных фрагментах памятника. Тем не менее, проект предмета охраны включает в себя описание сохранившихся подлинных элементов памятника, но не тех, которые предлагаются к восстановлению по проекту реставрации. Следует учесть, что состав предмета охраны может быть дополнен по результатам проведенных реставрационных работ. Документация, обосновывающая принятый предмет охраны: материалы историко-культурного исследования; материалы натурного обследования; проектная документация. В соответствии со ст.21.п.1 в паспорт объекта культурного наследия вносятся сведения, составляющие предмет охраны данного объекта культурного наследия и иные сведения, содержащиеся в реестре. Однако в настоящее время предмет охраны внесен в

11 11 утвержденные Министерством культуры паспорта до его рассмотрения на секциях Москомнаследия. Остается открытым вопрос о том, можно ли на основании данных паспорта памятника истории и культуры, составленного профессиональным исследователем, рассмотреть и принять проект предмета охраны. В связи с выходом постановления Правительства Российской Федерации от «Об утверждении положения о государственной историко-культурной экспертизе», вероятно, сложившийся в Москомнаследии порядок определения предмета охраны на секциях Историко-культурного экспертного совета может быть изменен. 3. Предложения по применению методики определения предмета охраны в рамках подготовки нормативных (подзаконных) и методических актов в сфере культурного наследия В соответствии с Федеральным законом от ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации» предмет охраны объекта культурного наследия является его основной, нормативно закрепленной характеристикой, с учетом которой должны осуществляться все мероприятия по охране, сохранению и использованию данного объекта культурного наследия. Принятие и утверждение правил и процедуры определения предмета охраны ОКН относятся к нормативно-правовому регулированию в сфере охраны культурного наследия. 1. Представляется необходимым разработка и утверждение на уровне Росохранкультуры как самой Методики определения предмета охраны, так и процедурного документа (положения или инструкции), регламентирующего порядок осуществления работ по определению предмета охраны ОКН для различных целей его определения. Насущная потребность в такого рода документе обуславливается отсутствием определения (описания) предмета охраны ОКН в числе перечисленных Федеральным законом от ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации» целей проведения государственной историко-культурной экспертизы, вследствие чего в Положении о государственной историко-культурной экспертизы, утвержденным Постановлением Правительства РФ 569 от 15 июля 2009г., вопросы организации работ по определению предмета охраны

12 12 объектов культурного наследия не освещены. Между тем, после вступления в силу настоящей Методики, формулирующей содержательные требования к результатам работ по определению предмета охраны ОКН, необходимость появления нормативного документа процедурного характера по данному вопросу ещё более возрастёт, так как положения Методики не могут быть в полной мере эффективно реализованы без четко определенного механизма проведения такого рода работ. В процедурное положение о порядке определения и утверждения предмета охраны ОКН должны будут войти требования, регламентирующие: - организацию проведения и финансирования работ по определению (этапам определения), корректировке и экспертированию предмета охраны (заявитель, организатор, заказчик, исполнитель, эксперт, сроки исполнения, этапы, обеспечение объективности); - порядок утверждения предмета охраны, внесения его формулировок в Государственный Реестр объектов культурного наследия; список других официальных документов, в которые предмет охраны ОКН подлежит внесению в обязательном порядке; - квалификационные требования к составу участников работ и экспертов. 2. Учёт требований настоящей Методики и присутствие ссылок на её положения представляются необходимыми при разработке: - положения о едином государственном реестре объектов культурного наследия; - новых реставрационных норм и правил, как проектные предложения по определению предмета охраны на стадии предварительных работ, проекта реставрации и после завершения реставрации; - закона об обязательном страховании объектов культурного наследия; - положений об определении условий охранных обязательств при приватизации объектов культурного наследия; - положений об определении условий охранных обязательств при передаче в аренду, доверительное управление, концессию или безвозмездное пользование. Во всех перечисленных документах необходимо указание на обязательность (действительность) определения предмета охраны в соответствии с общими требованиями настоящей Методики (или чёткое упоминание о том, что предмет охраны определяется в соответствии с нормативно-методическими указаниями, принятыми в установленном порядке). 3. Разработка иных нормативно-методических документов в сфере охраны и объектов культурного наследия должна вестись с учетом настоящей Методики.


Постановление Правительства Москвы от 3 августа 2010 г. 671-ПП Об утверждении Положения о порядке включения выявленного объекта культурного наследия в Единый государственный реестр объектов культурного

Постановление Правительства Москвы от 18 июля 2006 г. N 510-ПП Об утверждении положений о Городском реестре недвижимого культурного наследия и об Историкокультурном опорном плане города Москвы (с изменениями

АКТ государственной историко-культурной экспертизы на выявленный объект культурного наследия «Здание земской школы», кон. ХIХ в., расположенный по адресу: Ульяновская область, Карсунский район, с. Сосновка

Предмет охраны объекта культурного наследия: земельно-правовой аспект И.В. Богомяков преподаватель кафедры политологии и правоведения экономического факультета федерального государственного образовательного

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е 71-АПГ16-10 О П Р Е Д Е Л Е Н И Е г. Москва 14 декабря 2016 г. Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Дело 74-Г03-19 ОПРЕДЕЛЕНИЕ Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации в составе председательствующего судей Кнышева В.П. Харланова А.В.,

ЛЕНИНГРАДСКАЯ ОБЛАСТЬ ОБЛАСТНОЙ ЗАКОН Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) Ленинградской области (Принят Законодательным собранием Ленинградской области 9 августа 2006 года)

Страница 1 из 5 ПРОТОКОЛ 1 организационного заседания комиссии экспертов по проведению государственной историко-культурной экспертизы научно-проектной документации «Проект реставрации и приспособления

Закон Курганской области от 3 марта 2004 года 386 «О государственной охране объектов культурного наследия (памятников истории и культуры), находящихся на территории Курганской области КУРГАНСКАЯ ОБЛАСТЬ

ЗАКОН ПРИМОРСКОГО КРАЯ ОБ ОХРАНЕ ОБЪЕКТОВ КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ (ПАМЯТНИКОВ ИСТОРИИ И КУЛЬТУРЫ) НАРОДОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НА ТЕРРИТОРИИ ПРИМОРСКОГО КРАЯ Принят Законодательным Собранием Приморского края

ПРАВИТЕЛЬСТВО ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ ПОСТАНОВЛЕНИЕ 20.12.2016 г. 675-П Челябинск О программе «Сохранение объектов наследия на 2017-2019 годы» В соответствии со статьей 179 Бюджетного кодекса Российской Федерации,

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОПРЕДЕЛЕНИЕ Дело 13-АПГ13-1 г. Москва 5 июня 2 0 13 год а. Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе: председательствующего

ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ П О С Т А Н О В Л Е Н И Е от 9 июня 2015 г. 569 МОСКВА О внесении изменений в Положение о государственной историко-культурной экспертизе Правительство Российской Федерации

Областной закон 12-ОЗ 21 июня 2004 года N 12-ОЗ ЗАКОН СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ О ГОСУДАРСТВЕННОЙ ОХРАНЕ ОБЪЕКТОВ КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ (ПАМЯТНИКОВ ИСТОРИИ И КУЛЬТУРЫ) В СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ Принят Областной

АКТ государственной историко-культурной экспертизы на выявленный объект культурного наследия «Здание волостного управления» нач. XX в. расположенный по адресу: Ульяновская область, Новоспасский район,

Страница 1 из 5 ПРОТОКОЛ 1 организационного заседания комиссии экспертов по проведению государственной историко-культурной экспертизы научно-проектной документации «Проект реставрации объекта культурного

ЗАКОН ИВАНОВСКОЙ ОБЛАСТИ О внесении изменений в Закон Ивановской области «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) в Ивановской области» Принят Ивановской областной Думой 17 декабря

ЗАКОН Саратовской области Об охране и использовании объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, находящихся на территории Саратовской области (с изменениями

Доклад об осуществлении Службой государственной охраны объектов культурного наследия Ханты-Мансийского автономного округа Югры контроля в сфере историко-культурного наследия за 2013 год Введение Служба

ПРОТОКОЛ 1 организационного заседания комиссии экспертов по вопросу рассмотрения научно-проектная документация «Мероприятия по обеспечению сохранности объекта культурного наследия регионального значения

АКТ государственной историко-культурной экспертизы на выявленный объект культурного наследия «Церковь православная приходская», 1901 г., расположенный по адресу: Ульяновская область, Николаевский район,

МОДЕЛЬНЫЙ ЗАКОН Об объектах культурного наследия Настоящий Закон регулирует отношения в сфере сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия (памятников

Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации (с изменениями на 19 декабря 2016 года) РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН Об объектах культурного наследия

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации *О) (с изменениями на 3 июня 2005 года) Документ с изменениями, внесенными:

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ТЕХНИЧЕСКОМУ РЕГУЛИРОВАНИЮ И МЕТРОЛОГИИ Н А Ц И О Н А Л Ь Н Ы Й С Т А Н Д А Р Т Р О С С И Й С К О Й Ф Е Д Е Р А Ц И И ГОСТ Р 56891.1 2016 СОХРАНЕНИЕ ОБЪЕКТОВ КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ.

Страница 1 из 5 ПРОТОКОЛ 1 организационного заседания комиссии экспертов по проведению государственной историко-культурной экспертизы научно-проектной документации «Проект приспособления объекта культурного

РУКОВОДСТВО ПО СОБЛЮДЕНИЮ ОБЯЗАТЕЛЬНЫХ ТРЕБОВАНИЙ В ОБЛАСТИ ОХРАНЫ ОБЪЕКТОВ КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ г. Ханты-Мансийск 2018 ПОНЯТИЕ ОБЪЕКТА КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ ОБЪЕКТ НЕДВИЖИМОСТИ ПРЕДМЕТЫ МАТЕРИАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ,

АКТ государственной историко-культурной экспертизы на выявленный объект культурного наследия «Дом жилой Кузьминых» XIX в. расположенный по адресу: Ульяновская область, Сенгилеевский район, с. Бекетовка,

АКТ государственной историко-культурной экспертизы о включении объекта, представляющего собой историко-культурную ценность, адресу: Волгоградская область, Среднеахтубинский район, город Краснослободск,

ЗАКОН РЕСПУБЛИКИ КОМИ от 04 июня 2004 года N 30-РЗ О НЕКОТОРЫХ ВОПРОСАХ В ОБЛАСТИ СОХРАНЕНИЯ, ИСПОЛЬЗОВАНИЯ, ПОПУЛЯРИЗАЦИИ И ГОСУДАРСТВЕННОЙ ОХРАНЫ ОБЪЕКТОВ КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ (ПАМЯТНИКОВ ИСТОРИИ И КУЛЬТУРЫ)

25 июня 2002 года N 73-ФЗ РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН ОБ ОБЪЕКТАХ КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ (ПАМЯТНИКАХ ИСТОРИИ И КУЛЬТУРЫ) НАРОДОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (в ред. Федеральных законов от 27.02.2003

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОПРЕДЕЛЕНИЕ Дело 69-АПГ13-5 г. Москва 4 Д ек абря 20 13 года. Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе: председательствующего

ЗАКОН ГОРОДА СЕВАСТОПОЛЯ Проект ко второму чтению Об объектах культурного наследия города Севастополя Принят Законодательным Собранием города Севастополя 2015 года Объекты культурного наследия (памятники

Районная муниципальная программа «Государственная охрана и сохранение объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) Верхнеуральского района на 2014-2016 годы» Разработчик: Отдел культуры

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН Вносится Правительством Российской Федерации Проект О внесении изменений в Федеральный закон «О кадастровой деятельности» и Федеральный закон «О государственной регистрации недвижимости»

МУНИЦИПАЛЬНАЯ ПРОГРАММА «СОХРАНЕНИЕ ОБЪЕКТОВ КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ ГОРОДА ИРКУТСКА НА 2013-2017 ГОДЫ» ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ Паспорт муниципальной Программы Таблица 1 Наименование Программы Муниципальная программа

Вносится Правительством Российской Федерации Проект ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части

25 июня 2002 года N 73-ФЗ РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН ОБ ОБЪЕКТАХ КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ (ПАМЯТНИКАХ ИСТОРИИ И КУЛЬТУРЫ) НАРОДОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Принят Государственной Думой 24 мая 2002 года

Федеральный закон от 3 июля 2016 г. 368-ФЗ О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации 5 июля 2016 Принят Государственной Думой 24 июня 2016 года Одобрен Советом Федерации 29 июня

ПРАВИТЕЛЬСТВО ЧЕЧЕНСКОЙ РЕСПУБЛИКИ ПОСТАНОВЛЕНИЕ от Л в?-! г. Грозный _\" Об утверждении Положения о Комитете Правительства Чеченской Республики по охране и использованию культурного наследия На основании

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ДУМА ФЕДЕРАЛЬНОГО СОБРАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ СЕДЬМОГО СОЗЫВА ВЫПИСКА ИЗ ПРОТОКОЛА от 23.05.2017 46 ЗАСЕДАНИЯ СОВЕТА ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЫ "2 3 " мая 2017 г. 107. О проекте федерального

ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ П О С Т А Н О В Л Е Н И Е от 12 сентября 2015 г. 972 МОСКВА Об утверждении Положения о зонах охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов

ЗАКОН ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ ОБ ОБЪЕКТАХ КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ (ПАМЯТНИКАХ ИСТОРИИ И КУЛЬТУРЫ) НАРОДОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ Принят постановлением Законодательного собрания Иркутской области

СОВЕТ ПРИ ПРЕЗИДЕНТЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО КОДИФИКАЦИИ И СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ ГРАЖДАНСКОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА 103132, Москва, ул. Ильинка, д. 8, стр. 2 Телефон: 606-36-39, факс: 606-36-57 Принято на заседании

Проект Вносится Правительством Российской Федерации ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" Статья

Проект вносит Правительство Чеченской Республики ЧЕЧЕНСКАЯ РЕСПУБЛИКА ЗАКОН ОБ ОБЪЕКТАХ КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ (ПАМЯТНИКАХ ИСТОРИИ И КУЛЬТУРЫ) В ЧЕЧЕНСКОЙ РЕСПУБЛИКЕ Принят Парламентом Чеченской Республики

От 18.03.2016 031-06-215/6 РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДА ИРКУТСКА П О С Т А Н О В Л Е Н И Е Об утверждении отчета о реализации в 2015 году муниципальной программы «Сохранение наследия города

29 октября 3 2134 29 октября 3 Об утверждении Порядка передачи государственного имущества Республики Башкортостан в федеральную или муниципальную собственность, принятия федерального или муниципального

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации Принят Государственной Думой Одобрен Советом

ПРАВИТЕЛЬСТВО ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ ПОСТАНОВЛЕНИЕ 10.11.2017 г. ль 583-П Челябинск О внесении изменений в постановление Правительства Челябинской области от 20.12.2016 г. б75-п Правительство Челябинской

ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПОСТАНОВЛЕНИЕ от 15 июля 2009 г. N 569 ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ О ГОСУДАРСТВЕННОЙ ИСТОРИКО-КУЛЬТУРНОЙ ЭКСПЕРТИЗЕ В соответствии со статьями 31 и 32 Федерального закона

Закон Рязанской области от 5 августа 2015 г. N 64-ОЗ "О регулировании отдельных отношений в сфере сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия (памятников

Наименование изменено с 23 декабря 2017 г. - Постановление Правительства РФ от 13 Постановление Правительства РФ от 18 мая 2009 г. N 427 "О порядке проведения проверки достоверности определения сметной

МИНИСТЕРСТВО СТРОИТЕЛЬСТВА И ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПРИКАЗ от 12 августа 2016 года N 560/пр Об утверждении критериев отнесения граждан, чьи денежные средства привлечены для

Об утверждении порядка выдачи разрешения на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН О внесении изменений в Федеральный закон «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» и отдельные законодательные

ПРОЕКТ ЗАКОН РЕСПУБЛИКИ КРЫМ ОБ ОБЪЕКТАХ КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ В РЕСПУБЛИКЕ КРЫМ Объекты культурного наследия (памятники истории и культуры) - это уникальные, ничем не заменимые и не возобновимые свидетельства

Говоря о пространственной структуре исторической части практически любого российского города, основанного до первой половины XX века, следует отметить, что важнейшей планировочной единицей городской структуры, сформированной в середине XVIII века в период "великой" перепланировки городов, является квартальная структура.

1. Именно квартальная планировочная структура городов, сформированная в XVIII - XIX веках, представляет собой наиболее устойчивый планировочный каркас, который должен фиксироваться в качестве предмета охраны.

Парадокс заключается в том, что планировочная структура исторической части города является наиболее уязвимым предметом охраны. Улицы, основа планировочного каркаса, первыми из элементов исторической среды претерпевают серьезные изменения - их расширяют, изменяют трассировку, прокладывают трамвайные и троллейбусные пути, меняют покрытие и осветительные опоры и совершают много других мероприятий. Эти действия приводят к искажению ткани и каркаса исторической среды города, изменению ее ритмики, сложившегося образа и утрате достоверности и аутентичности городского исторического пространства.

2. Следующим элементом предмета охраны является ритм застройки, характеризующий ее на определенный период времени.

Изменение среды происходит ежеминутно, если эти изменения привносятся природными явлениями, то они чаще всего преходящи и только позволяют увидеть среду в новом контексте, временно создав ментально иной образ. Опасность для среды представляют изменения антропогенного происхождения, разрушающие ее хрупкий образ, придавая ей новый смысл, противоречащий устоявшемуся образу и изменяя генетический код города. Это наиболее опасно с точки зрения сохранения самобытности и уникальности городской ткани и среды.

Ценность среды исторического центра и фрагмента планировки и застройки характеризует аутентичная пространственно-планировочная структура поселения. Главный признак аутентичности характеризуется наличием высокой сохранности исторической планировочной структуры территории поселения или ее фрагмента. В этих целях выполняются исследования, позволяющие оценить время формирования сложившейся планировки, степень ее соответствия утвержденному первому генеральному плану, степень сохранности исторической планировки на момент проведения исследования.

Признак историко-культурной, художественной, эстетической значимости застройки характеризует ее физическую сохранность, сохранность ее стилистических особенностей, идентификацию как исторической рядовой (фоновая), исходя из времени ее строительства. Наличие такой застройки является показателем сохранности исторической пространственно-планировочной структуры города и фиксируется показателем плотности застройки в границах исторических кварталов. Полученные данные будут свидетельствовать об историко-культурном потенциале исследуемой территории.

В процессе историко-культурных исследований в отношении городского поселения исследователями изучаются основные сведения, содержащиеся в летописных и литературных источниках (летописи, книги, публикации, дневники, путеводители и пр.), археологических отчетах, архивных материалах (карты, дореволюционные планы, советские генеральные планы, проекты типовой застройки и пр.), произведениях изобразительного искусства, старой фотофиксации.

В процессе исследований необходимо определить наличие на рассматриваемой территории объектов культурного наследия (памятников и ансамблей), включенных в Реестр, выявленных объектов культурного наследия для определения их концентрации на данной территории, наличия у них утвержденных границ территорий и подтвердить факт их физической сохранности.

Необходимо отметить, что наличия объектов культурного наследия на исследуемой территории города не может рассматриваться основанием, свидетельствующим об отсутствии ценной историко-культурной пространственно-планировочной структуры города, претендующей на статус достопримечательного места.

При изучении ранних генеральных планов исторических городов производится анализ исторической планировки, в том числе определяются трассы основных исторических улиц, основные композиционные оси, их ориентация в соответствии с рельефом местности, зависимость от основных водных артерий и направлений. При идентификации на территории слободского деления, определяются центры слободской жизни и их взаимосвязи (торговые площади, соборы и приходские церкви, заводы и склады). Выявляются основные градостроительные доминанты, имевшие градообразующее значение (при этом доминанты могут быть как высотные, так и горизонтальные, не исключая и водные артерии или крупные элементы рельефа). В процессе сравнительного анализа дорегулярных и новых конфирмованных регулярных планов устанавливается наличие в ткани застройки сохранившихся фрагментов, в том числе остатков крепостных сооружений, валов и пр.).

Новые конфирмованные планы городов начала XIX века, отражающие следующий этап в развитии пространственно-планировочной структуры городов, дают информацию о роли композиционных осей, разбивке городского пространства на кварталы, возникновении новых градостроительных доминант и строительстве ансамблей, типовой застройки, возникновении общественных пространств (бульваров, садов и парков), что должно быть отражено в исследовательской части документации. Планы середины XIX - начала XX вв. дают наиболее полное представление о завершенной композиции исторических городов, границах территории, плотности застройки и ее типологии, распространении промышленности, торговли, культуры.

Генеральные планы и документы советского периода связаны с масштабной деятельностью по возведению новых крупных предприятий и массовой застройки, масштабных транспортно-инженерных проектах, часто направленных на изменение как исторической трассировки улиц, так форм рельефа и, как правило, влекущих за собой значительные утраты исторической среды, искажение объемно-силуэтных акцентов.

3. Еще одним элементом предмета охраны данного достопримечательного места является исторический городской ландшафт - городская среда, состоящий из следующих элементов:

Материальные элементы, представленные зданиями сооружениями, различными скульптурными и архитектурными формами;

Открытые пространства;

Образность, как элемент индивидуального восприятия открытого пространства, "замкнутого" материальными элементами.

Из предъявленных трех составляющих понятия "городская среда", первые два элемента, включающие здания и сооружения, скульптурные и архитектурные формы и воздушную среду, позволяют достаточно просто идентифицировать открыто-замкнутое пространство со средой города, а в случае "обрамления" открытого пространства историческими зданиями, - с исторической городской средой.

Открытое пространство при любом качестве материальных элементов является неотъемлемой частью, "принадлежностью" условной пространственной единицы города - квартала. Открытое пространство имеет "замкнутый" контур в пяти плоскостях (здания и земля) и только одна плоскость (сторона) открыта полностью к небу. Таким образом, все пространство города разделено человеком на пространственные ячейки материальными элементами, чем создается некое сомасштабное человеку, условно безопасное пространство для его жизнедеятельности.

То есть, сомасштабность еще один критерий, выделяющий пространственную единицу города целиком или ее часть в качестве аутентичной и достоверной исторической среды.

Наиболее простой и очевидный критерий отображает наличие на исследуемой территории города объектов культурного наследия - памятников, ансамблей, иных ценностей, созданных в прошлом и представляющих эстетическую, градостроительную, архитектурную, археологическую, социально-культурную или иную ценность, отражающую самобытность народов, проживавших и живущих на данной территории. Этот критерий наиболее просто определяет ценность конкретных городских территории и подтверждает наличие достопримечательного места.

Именно с этих позиций выполняется анализ сохранности исторической среды города, а не единичных памятников, хотя анализ сохранности памятников также должен быть приведен в каждой работе по выявлению достопримечательного места.

Целостность и подлинность исторической среды характеризуют степень ее сохранности. О целостности можно судить по сохранности линии застройки и неискаженной архитектуре фасадов зданий, как памятников, так и исторической опорной застройки.

Исходя из данных предшествующих проектов, анализ сохранности среды должен производиться с наиболее древней части исторического центра, как и других территорий, методом визуального осмотра застройки, с возможностью выявления сохранившихся элементов дорегулярной планировки. При проведении натурных визуальных исследований необходимо оценить сохранность главных ценных элементов - памятников и ансамблей, оценить состояние внутриквартальных территорий и занятость их хозяйственными и иными постройками.

В процессе проведения исследований производится выявление ценных объектов, обладающих признаками объектов культурного наследия в целях их последующей постановки на государственную охрану по результатам работ или включению в состав предмета охраны как градоформирующие объекты или ценные элементы исторической среды.

Историческая среда городского пространства может иметь значительные нарушения пространственного единства и целостности, утраты состояния "пространства социокультурного диалога". Как правило, это выражается в отсутствии цельности фасадов улиц, формирующихся в значительной степени периметральной застройкой кварталов.

В процессе исследований определяются сохранившиеся главные ключевые элементы исторической части города, являющиеся наиболее цельными пространственными элементами по сохранности исторической среды. К подобным элементам относятся центральные площади, соборные и храмовые комплексы, театры, административные здания, а также комплексы исторической застройки кварталов вокруг градостроительных доминант и центров, создающие "обрамление" объектов культурного наследия - исторический контекст, без которого он утрачивает подлинность своего фактического звучания в текстуре городской ткани.

Отмечается сохранность и однородность среды кварталов, формирующих фасады главных и второстепенных улиц, степень сомасштабности застройки исторической планировочной структуре и присутствие состояния "диалога" пространств в среде, сформированной объектами разными по стилистике и времени их строительства. В условиях, если кварталы имеют неплохую сохранность фасадов по всему периметру, не искаженную линию застройки улиц все это включается в предмет охраны.

Отмечаются также территории, с уличной средой кварталов, плохо сохранивших формирующие их исторические фасады.

Необходимость сохранения исторической опорной застройки, как главного носителя исторического генотипа города, обусловливается необходимостью подчеркнуть и выявить особенность сохранившихся единичных ценных памятников и ансамблей.

Большое значение для архитектурно-градостроительной типологии городов в целом, имела историческая нарезка землевладений. Обязательным является анализ размеров и конфигурации участков, так как часто характер застройки кварталов зависел от нарезки землевладений.

Наиболее интересна и характерна для градостроительной среды городов жилая застройка конца XVIII - начала XIX веков, осуществленная по "образцовым" проектам, в том числе по проектам известных архитекторов.

Благодаря визуальному анализу изменений застройки установленных ранее зон охраны города (в случае их наличия), необходимо сделать выводы об утратах имеющихся на территории памятников, о процессах, ведущих к ухудшению состояния самой исторической среды и их причинах, зафиксировать факты появления диссонирующих объектов в охранных зонах и территориях памятников и ансамблей, процессах деградации ландшафта в зонах охраняемого ландшафта и прочих негативных изменениях.

Проанализировать, изменение контекста визуального восприятия и обеднения исторической среды, лишившихся ее привычных "вещей" и объектов после возведения на местах утраченных объектов в исторической среде и на прилегающих к ней территориях, высотных и объемных зданий из современных строительных материалов. Активное для 60 - 80-х годов внедрение массовой жилой застройки, чуждой исторической среде, обычно придает образу исторического города пессимистический оттенок, что оказывает негативное влияние на психологическое состояние горожан вообще и жителей данных частей города в особенности.

Следует отметить, что частичная или полная утрата исторических вертикальных доминант приводит к потере визуальных акцентов в застройке и обеднению силуэта города в основных панорамных раскрытиях.

Анализируя современное состояние городской среды в исторической части городов, необходимо также определять наиболее активные и значимые доминанты - "поля" визуального раскрытия городских панорам, с которых не утрачены визуальные, функциональные и планировочные связи.

Главным практическим механизмом для выявления наличия характерного вида объемно-пространственных акцентов (доминант) является обобщение и анализ большого количества исторических материалов фотофиксации городской застройки и сопоставление его с материалами современного состояния застройки исторической части города. К этой категории относятся, в том числе главные здания городских усадеб в 2 - 3 этажа. Здания, фиксирующие углы кварталов также являются объемно-пространственными доминантами в ряду фоновой застройки. Их, как правило, отличает от фоновой застройки характерные отделка фасадов и декор.

К ценностным критериям городских поселений можно отнести многообразие стилистических направлений в архитектуре, часто представленных не только жилой застройкой периода классицизма, но и прекрасными зданиями, отнесенными к периоду эклектики и различным направлениям этого стиля ("кирпичный", неорусский, стиль "модерн"), являющихся яркими акцентами и придающих облику городских пространств индивидуальное звучание. Наравне с исторической застройкой могут быть зафиксированы как предмет охраны отдельные здания и кварталы застройки советского периода, в случае если они обладают историко-культурным потенциалом и представляют значительный научный интерес.

При анализе застройки исторической части города выделяются основные типы застройки - массовая - рядовая, городская усадьба и общественная. Для каждого типа определяются его основные характеристики: этажность, распространенность, типы блокировки, протяженность и расположение на участке, пластическое разнообразие фасадов.

Типичным явлением для исторических городов является значительное отличие застройки центральной и периферийной части города, включая наличие исторических слобод, пригородных дворянских усадеб или дачных пригородов со своим характером застройки.

В целях всестороннего изучения состояния городской среды выполняется схема плотности исторической застройки на территории города на основании изучения градостроительной документации и натурных исследований.



Диеты