Дивергентное мышление методика. Дивергентное и конвергентное мышление. Примеры. Какой тип лучше? Как проверить, какой вид преобладает

Что такое впервые озвучил амерканский психолог Джой Пол Гилфорд в своем знаменитом труде «Природа человеческого интеллекта». Там он подробно рассказал о том, что такое дивергентное и конвергентное мышление, откуда оно берется и как его развить.

Конвергентное мышление

Конвергентное мышление – это привычное нам мышление, которому нас учат с детства. Любую задачу надо выполнять поэтапно на основе известных алгоритмов. Закончив один этап, переходить к другому. Сам термин, конвергентное мышление, происходит от английского слова «сходиться». Кстати, на его основе и проводятся тесты на уровень интеллекта.

Конвергентное мышление – это основа нашей педагогической системы. В любой задаче точно известен ответ и путь, который к нему приводит. Работу ученика оценивают по скорости и аккуратности выполнения задания. С этими заданиями хорошо справляются люди последовательные. А вот творческим людям такой подход даже противопоказан. Именно по этому существует масса случаев, когда ученики, которые показывали плохую успеваемость, в итоге после школы оказывались гениями. Вся проблема была не в их умственных способностях, а в подходе к обучению, который им не подходил.


Что же происходит с людьми, когда их заставляют мыслить по указанному алгоритму? Даже если человек не гений, а просто творческий человек, ему приходится отказываться от своих идей, заглушать их. Это неизбежно приведет их к внутреннему конфликту. В то же время огромная масса энциклопедических, классических знаний – не гарантия решения любой задачи. Поэтому наряду дивергентное и конвергентное мышление следует развивать параллельно.

Дивергентное мышление

Дивергентное мышление – это то, что принято называть творческим мышлением. Понятие происходит от латинского термина «расходиться». Расхождение идет от проблемы к ее решению через множество различных путей ее решения. Все мы знаем о прочности связей между следствием и причиной, поэтому можно найти множество их комбинаций. В этом и проявляет свою суть дивергентное мышление.

Ученые считают, что дивергентное мышление помогает генерировать необычные идеи, использовать в достижении целей нетипичные формы решения, побуждает исследовательский интерес. Это ведет к лучшему и более глубокому мышлению и анализу.

Дивергентное мышление имеет ряд признаков:

Образность – человек постоянно работает с образами, ассоциациями, символами.
Чувствительность – человек легко находит противоречия, переключается с одного объекта на другой, видит необычное в простом.
Оригинальность – умение поступать и мыслить нешаблонно, вне правил и стереотипов.
Беглость – количество идей, которые человек способен генерировать за определенное количество времени.

Такое мышление не поддается никаким оценкам, поэтому школьники с низким IQ могут быть незаслуженно высмеяны. От этого часто страдает их самооценка, возникают различные комплексы. Есть несколько видов творческих тестов, которые могут определить наличие, но не степень такого мышления.

Но чтобы добиться максимальных результатов в познании, необходимо использовать дивергентное и конвергентное мышление одновременно.

Здравствуйте уважаемые читатели!

Я хотел бы поблагодарить всех читателей, оставивших комментарий к предыдущей . Не стесняйтесь, пишите, задавайте вопросы, обсуждайте.

Продолжим нашу тему «Мышление» .

Думаю, что читателям знаком такой старый анекдот:
Висит банан, выпустили обезьяну, попрыгала — не достать, потрясла пальму – не падает, взяла палку – сбила банан и съела.
Предложили решить эту задачу (дальше можно подставить студенту, школьнику…). Прыгает, прыгает – не достать, ему говорят — ты подумай,… подумал – стал трясти, не падает. Ему- еще подумай. Он думал-думал и говорит «А что тут думать, трясти надо».

В какой-то степени этот пример показывает, как работает конвергентное и дивергентное мышление .

Конвергентное мышление

Конвергентное мышление (от лат. соnvergere — сходиться) использует предварительно усвоенные алгоритмы решения определенной задачи. Предполагает точное следование инструкции или последовательности действий по решению задачи.

Конвергентное мышление – это линейное мышление, логическое мышление, предполагающее одно единственно правильное решение задачи.

Обычно ассоциируется с тестами IQ и свойственно классическому типу преподавания.

Люди с конвергентным мышлением, считают, что существует только единственно правильное решение. Они пытаются использовать имеющиеся знания и логические рассуждения, чтобы найти это решение.

Не секрет, что почти все наше обучение направлено на формирование конвергентного мышления. И как результат этого обучения – поиск единственно правильного ответа по типу экзамена ЕГЭ. Экзамен построен на знании фактов, но факты – это еще не все.

Такой вопрос – впадает ли Волга в Каспийское море? Ответ вроде бы очевиден.

Но миллионы лет назад она впадала в Азовское, а не Каспийское море. А сейчас она скорее впадает в реку Кама и уже далее в Каспийское море. Но кого это интересует? Хотя это такая интересная тема для развития кругозора и мышления в том числе. Но нам нужна только галочка в нужном ответе (единственно верном). А начнешь рассуждать – не сдашь экзамен.

Вот так со временем развивается наиболее значительный недостаток человеческого интеллекта – цепляться за собственные убеждения и игнорировать все что им противоречит.

Человек ищет в поступающей информации именно ту, которая подтверждает правильность его выводов и игнорирует ту, которая их опровергает. Не замечали? Попробуйте обратить на это внимание.

Небольшое отступление в сторону :
Ведь вы уверены в том, что гипотеза — человек произошел от обезьяны, принадлежит Ч. Дарвину.
Однако Дарвин никогда не утверждал, что человек эволюционировал от обезьяны: он говорил, что у обезьяны и человека есть общий предок. Но миллионы людей до сих пор повторяют то, о чем услышали, но не изучили более внимательно, хотя бы прочитав его «Происхождение видов».

Хороший пример , конвергентного мышления: человек зашел в комнату, увидел юридический справочник и принял «единственно верное решение»: хозяин – юрист.

Ну а кто же еще? Вот примерно так мы судим и о многом другом.

Дивергентное мышление

Дивергентное мышление (от лат. divergere – расходиться) - метод творческого мышления, заключающийся в поиске множества решений одной и той же задачи. В отличии от линейного конвергентного, этот тип мышления иногда называют параллельным.

Дивергентные способности проявляются в умении выдвигать большое количество интересных и необычных идей, в отказе от стереотипов. Хороший пример дивергентного мышления — мозговые штурмы.

Характеристики дивергентного мышления:
1. Беглость восприятия (способность генерации множества идей).
2. Гибкость (способность переходить с одной точки зрения на другую).
3. Оригинальность (способность выдвигать нетривиальные идеи).

Впервые в науку понятие “дивергентное мышление” ввел Дж. Гилфорд (1967).

Джой Пол Гилфорд (1897—1987), — американский психолог. Известен как создатель модели структуры интеллекта. Занимался исследованиями интеллекта в части памяти, мышления, внимания, творчества и темперамента.

Он указал на принципиальное различие между двумя мыслительными операциями: конвергенцией и дивергенцией. Дивергентное мышление – это «тип мышления, ищущий в различных направлениях ».

Именно оно рождает множество оригинальных идей и предполагает, что на один вопрос может быть несколько ответов. А ведь именно это является условием самовыражения личности.

Добавлю, что дивергентность рассматривается в психологии как базовая черта личности , обеспечивающая самостоятельность мышления и последующих действий.

Обращу ваше внимание на такой важный момент.
Если рассмотреть полный цикл продуктивного мыслительного процесса, то он включает:
1. формулирование проблемы,
2. формулирование мыслительной задачи,
3. поиск решения и его обоснование.

И вот что важно: этап формулирования проблемы рассматривается как наиболее важный в творческом процессе мышления.

Замечу : в бизнесе наиболее важным является способность руководителя найти и сформулировать проблему. Этой способности как раз и не хватает, и об этом часто упоминается.
Вся система образования (от ВУЗа до МBА) строится на обучении решать проблемы, но в меньшей мере – выявлять их.

Аналогично, при чтении. Если у человека возникают вопросы – он ищет ответы на них, в книгах и других источниках. Если вопросов нет – то и искать незачем, что собственно и происходит.

Так что обратите на это внимание: вопросы, проблемы (кто не любит это слово – пусть будет задачи) способствуют вашему развитию, поиску решений, самостоятельному поиску. И дивергентное мышление будет только в помощь таким поискам.

*****
Но как увязать дивергентное мышление, предполагающее множество ответов на один вопрос и нашу современную школу – школу «правильного ответа » и «точного решения ».

Вы уже понимаете, что такая одномерность мышления (только конвергентное) вряд ли способствует адекватному пониманию ситуации, восприятию других людей и событий.

В то же время дивергентное мышление развивает исследовательский интерес и способность оценивать, сравнивать, анализировать и классифицировать, строить гипотезы.

Наша система взглядов задает для нас рамки, и мы воспринимаем мир через эти рамки. Но мы должны быть готовы к признанию того, что наша точка зрения лишь одна из многих, и мы можем ее пересмотреть по мере поступления новой информации.

Можно предполагать, что должен быть переход к формированию дивергентного мышления. Об этом мы будем говорить в следующих статьях блога.

А пока я бы не хотел, чтобы у вас сложилось неверное представление, что конвергентное мышление это плохо.
Конечно нет, иначе любое действие мы бы подвергали сомнению и анализу.

Важны оба мыслительных процесса. Конвергентное мышлении дает нам возможность использовать имеющиеся знания для изучения новых концепций и не отказываться сразу от всего нового, что не соответствует нашим текущим знаниям и убеждениям.

В процедуре мозгового штурма есть два этапа: этап конвергентного мышления – задающего рамки проведения этого мероприятия, и есть этап дивергентного мышления , когда идет генерация идей.

Хороший пример синергии двух видов мышления: композитор, сочиняя произведение, сначала использует дивергентное мышление – сочиняя оригинальную мелодию. Но затем он начинают использовать конвергентное мышление, которое позволяет ему оформить музыкальный фрагмент в соответствии с правилами гармонии.

Пример с определением профессии юриста, приведенный выше, когда рассматривалось конвергентное мышление можно видоизменить для случая дивергентного мышления.

Человек входит в ту же комнату и смотрит по сторонам. Что он замечает: картины на стенах, цвет ковра, на полке юридическую литературу, семейную фотографию и кошку, спящую в уголке и тд. Это параллельное мышление (дивергентное). Если бы ему необходимо было определить профессию хозяина комнаты, то, скорее всего он бы определил, что хозяин –юрист. Но этот вывод он сделал бы по нескольким признакам, сопоставив множество факторов. Ведь не факт, что хозяин — юрист.

Еще пример:

Вы подошли к своей квартире и не можете найти ключей. Действует конвергентное мышление – достаете ключи – открываете – входите. Но если ключи потеряны. Конвергенция не поможет, процедура нарушена.

Вы начинаете перебирать варианты: забыли ключи в машине, можно вызвать слесаря или специальную службу, можно дождаться другого члена семьи, у которого есть ключи. Можно было бы задействовать и стратегическое мышление, но чуть раньше – оставив запасной комплект ключей у рядом живущих родственников. Вот примерно так работает дивергентное мышление в простой житейской ситуации.

Оба типа мышления одинаково важны. Ни один не лучше и не хуже другого. Важно уметь применять в соответствующих ситуациях оба этих метода мышления.

Резюмируя сказанное, сведем результаты в таблицу:

Надеюсь, что общее представление о типах мыслительных процессов вы получили.

Вы узнали, что использование одного типа мышления – ограничивает наши возможности, делает нас упертыми в своей правоте. Хотя мы же понимаем, что наши знания всегда будут неполными, а следовательно возможны и другие мнения, основанный на новой, пока неизвестной нам информации.

Действовать по принципу «если есть А, то значит будет B » не всегда верный путь, возможно и C и D и тд. Логика важна, но мир слишком многообразен, чтобы существовали только однозначные решения.

Безусловно, развития требует и логическое, а не только творческое мышление. Об этом в следующих статьях на блоге.

Пишите, какие возникли вопросы, мнения, пожелания. Всегда буду рад вашим комментариям.

С уважением, Медведев Николай.

Чтобы сделать умственную работу эффективной, необходимо разобраться в тонкостях мышления. В психологии имеются несколько моделей, которые могут помочь построить собственную матрицу творческого мышления. Для примера, рассмотрим теорию о типах мышления американского психолога Джоя Гилфорда. В неё входит описание двух типов обработки информации – продуктивное конвергентное мышление и творческое дивергентное. Конвергентное («схождение») – направлено на поиск одного решения задачи, дивергентное («расхождение») – имеет множественную направленность поисков подходящих ответов к задаче, расхождение идей в разные стороны.

Структура общего мышления, описание

Процесс мышления запускает сбор и обработку информации на разных уровнях: семантическом, поведенческом, сенсорном, символическом, образном. Каждая такая единица принадлежит субъективному и объективному восприятию, различным представлениям, возникающим в данный момент или воспроизведением из долговременной памяти.

Процесс познания происходит, когда субъект воспринимает новую или уже знакомую информацию – объединяет зрительный образ и смысловой компонент.

В случае конвергентного мышления, человек анализирует и выстраивает последовательную цепочку событий или фактов , что неизбежно ведет к одному конкретному выводу (результату).

Когда человек применяет стиль дивергентного мышления, его познавательная способность идет в разных направлениях. Таким образом, дивергентное мышление использует компоненты сознания, чтобы с помощью их создать новый вариант решения задачи . Не всегда в процессе мышления восстанавливаются недостающие связи, но образуются и новые.

Компоненты сознания можно разложить на несколько типов единиц.

Первый тип – это изображение (образ, картинка), которое в целом принадлежит функции памяти. Хранение данной единицы происходит в целостном виде и содержит конкретную информацию. Например, конкретная синяя ваза, с отколотым горлышком и сухими цветами. Любая картинка позже может подвергнуться анализу в мышлении и разложится на отдельные компоненты.

Первичное запоминание этого типа информации происходит с помощью чувств – зрения, слуха, обоняния. Оно имеет вполне ощутимые характеристики — цвет, форму, плотность, местоположение.

Другой вид познавательных единиц – это символы . Они представлены в виде графических знаков – букв, цифр и т.д, которые образуют числовые и буквенные системы.

С Викиум вы сможете организовать процесс тренировок вашего мышления по индивидуальной программе

Они также могут ассоциативно связываться с реальными образами, но имеют собственное внутреннее значение.

И третий вид – это смысл . Смысл – это достаточно абстрактная единица и для своего построения использует как значение одного слова, так и знак или целое предложение. В свою очередь, любое значение можно ассоциировать с определенным образом. Происходит трансформация от смысла к образу(графическому или аналогии с конкретным).

Все три вида единиц сознания используются в операциях мышления – анализа и синтеза . В результате анализа мы получаем: отношения, системы, преобразования и различные значения. Смысл, символы и образы составляют основу рационального интеллекта. Однако, в человеческое сознание включается и социальный интеллект, который предоставляет мышлению информацию о психическом состоянии субъекта – чувства, эмоции, впечатления. Все что ведет к самоосознанию.

Понятие дивергентного и конвергентного мышления

Дивергентное мышление

Как уже было сказано выше, дивергентное мышление для решения задачи пускает движение мысли сразу в нескольких направлениях. Если представить процесс познания, то он представляет собой незаконченный гештальт, недоработанную концепцию (образно сравнивая – узор). Конвергентное идет логическим путем, чтобы заполнить его максимально подходящей информацией. Дивергентное — за неимением подходящей информации, ищет альтернативный материал заполнения пустот. Значение имеет быстрота и эффективность нахождения ответа. Например, в тесте на легкость оперирования символическими единицами, надо найти десять слов на букву Р. Неважно, каким методом достигнут результат, важно, что он получен – гештальт заполнен. Формальная структура заполняется любым подходящим смыслом.

Дивергентное мышление подразумевает гибкость ассоциаций. Например, можно провести тест на перечисление возможностей одного предмета. К примеру, камня. Если по результатам теста отвечающий называет «строительство фундамента», «печи», «крепости», то он получат высокую оценку по продуктивности мышления, но низкую относительно спонтанности мышления. Все эти варианты синонимичны и подразумевают всего одно использование «строительство».

Но если отвечающий приводит примеры такие, как – «использования камня вместо молотка », «пресс для бумаги », «подпорка для двери », он получает высокую оценку по гибкости мышления. Каждый ответ в этом случае порождает новое значение и совершенно иной смысл.

К способности к такому виду продуктивности относится и функция преобразования единиц сознания. Разрыв старых ассоциативных связей и образование новых посредством комбинирования, например, путем сочетания реальных образов, включеним одного в другое частично или полностью. При такой умственной операции может игнорироваться разность или несовместимость образов.

Сюда же относится и семантическая приспособляемость, способность абстрагироваться от конкретного зрительного материала. Например, задача: из спичек сложен квадрат с шестью квадратными ячейками, необходимо убрать четыре спички, чтобы получилось три смежных квадрата. Для того, чтобы решить задачу, необходимо прибегнуть к понятию квадрата, его многозначительности. В этом случае визуальная величина фигуры не имеет значения. Человек с таким подходом складывает головоломку с легкостью.

Конвергентное мышление

Конвергентное мышление оперирует классами, категориями, объектами. Каждая категория описывает качество, свойство, функцию объекта в соответствии с его реальными качествами. Операции мышления проходят в рамках временной согласованности фактов и событий.

Если в конвергентное продуктивное мышление входит преобразование семантического (смыслового) содержания, то новая смысловая единица должна получить свое уникальное определение и категорию значения. Задачи на конвергентное мышление подразумевают абсолютно предсказуемый вывод на основе имеющихся данных. Например, найти в большей геометрической фигуре другие. В этом случае ничего нового не происходит, результат лишь подтверждает догадки.

В процессе решения задачи условия и информация заносятся в определенную категорию знаний. Промежуточные результаты соотносятся с требующимися знаниями из той же самой категории. Преобразование символов или смысла идет по четкому алгоритму, который представляет собой общепринятый шаблон действий. Конвергентное мышление исключает субъективную сферу: эмоции, впечатления , которые являются в некоторых случаях ресурсами сознания.

В чем разница конвергентного и дивергентного мышления?

  1. Дивергентный тип начинает работу с некоторой неопределенности: того, что следует сделать и того, что необходимо получить. Включает в процесс мышления: разработку идеи, алгоритма и поиск ответов заново. Конвергентное использует готовый шаблон.
  2. Конвергентный тип направлен на проработку уже имеющегося алгоритма и получение строго определенного результата. Дивергентный – выходит за рамки общепринятого метода решения, подразумевает многомерность поиска.
  3. Конвергентное – критичность, однозначность ответа. Дивергентное – многовариантность, относительность смысла.

Дивергентное и конвергентное мышление. Примеры. Какой тип лучше?

Традиционный подход (конвергентность) более надежный, рациональный. На уровне символов получается точное их совпадение (например, две одинаковых формы слова). Дивергентное порождает множество новых способов использование объектов (символов), однако, результат требует проверки соответствия с действительностью, адекватностью восприятия.

Дивергентное мышление использует различные подходы по восстановлению «разрушенного» или искаженного текста (смысла), преобразование семантических единиц. Оперирование образами дает распознавание аналогий, использование аналогии в качестве принципа действия для другого механизма. Например, аналогия, «сердце — насос».

Конвергентное мышление – трансформация смысла осуществляется в рамках одной категории.

Дивергентное – трансформация между категориями на разных уровнях сознания (рефрейминг). Любое выражение может использоваться как метафора, так и как конкретное описание ситуации. В сфере рекламы и маркетинга используется ряд методов, направленных на воздействие субъективной (эмоциональной) сферы человека.

Оба вида мышления важны для продуктивной работы сознания и достижения целей . Сочетание обоих видов оперирования информацией можно продемонстрировать на примере композитора. Сначала композитор руководствуется идеей и вдохновением, создает новый музыкальный мотив. Затем он доводит свое творение до конкретных сочетаний нот в рамках готовой системы. Использует формально те же самые символы для записей, что и другие музыканты. Придерживается гармоничного звучания для общего восприятия. Один тип мышления дополняет другой. Бывает так, что сначала человек перебирает все возможные варианты решения задачи, и если они не подходят под его представления, он использует творческий (дивергентный) подход.

Совсем недавно на экраны вышел американский блокбастер «Дивергент» (Divergent), который успел завладеть вниманием зрителей и заставил их задуматься. Слоган фильма звучит «Ты опасен, если ты другой». Любознательные зрители сразу же заинтересовались феноменом изобретательности. Может ли быть такое, что кому-то не хочется, чтобы люди становились более сообразительными?

Многомерный подход к исследованию – это детище психолога из США Джоя Пола Гилфорда. Он издал книгу «Природа » (The Nature of Human Intelligence), где и описал особенности конвергентного и дивергентного мышления, которое также можно назвать креативностью. А , в свою очередь, нуждается в развитии и тренировке.

Конвергентное мышление

Конвергентное мышление – это линейное мышление , которое основывается на поэтапном выполнении задачи, следовании алгоритмам. Сам термин происходит от латинского слова «соnvergere», что означает «сходиться». Конвергентное мышление базируется на стратегии использования инструкций по выполнению задач, на применении элементарных операций. Чаще всего именно эта стратегия является основной в тестах на IQ. Также она используется в классических педагогических методиках.

Чтобы лучше понять, что такое конвергентное мышление, нужно вспомнить школьную систему образования. Задачи, которые даются ученикам, изначально предполагают наличие правильного ответа. Оценка ставится, исходя из скорости, подробности и точности, которые демонстрирует ученик при поиске решения. Если речь идет о письменных заданиях, то также оценивается аккуратность и соблюдение формы ответа.

Большинство педагогических методик использует именно такую схему. Однако для творческих людей подобный подход неприемлем. Истории известно множество примеров, когда выдающиеся люди плохо учились в школе. И причиной тому была методика преподавания, а не отсутствие знаний. К подобным примерам можно отнести Альберта Эйнштейна или Уинстона Черчилля. Обычно такие люди не принимают условия задачи, начинают задавать вопросы, которые учителя находят неуместными. «Что будет, если использовать не воду, а масло?» «А если перевернуть треугольник?» «Может нужно посмотреть с другой стороны?»

Хотя методика преподавания создает сложности не только , но людям всех возрастов и степеней изобретательности. Необходимость мыслить по алгоритму заглушает возникающие идеи, что приводит к внутреннему конфликту. Были проведены специальные исследования, где людям предлагали ставить на бумаге точки, следуя заданной последовательности. Эксперимент шел довольно долго, и через какое-то время испытуемые проявляли , у них возникало и недовольство. В итоге люди отходили от задания, выполняли его по-другому, вносили разнообразие.
Не всегда наличие энциклопедических знаний позволяет решить определенную задачу. Даже обладая внушительным багажом фактов и данных, можно растеряться в конкретной ситуации. Естественно, что нужно тренировать конвергентное мышление, но реальная жизнь не идет по правилам, здесь не всегда есть однозначные ответы. В отличие от компьютерных тестов, где нажатие на кнопки дает вполне конкретный результат. Чтобы двигаться вперед, нужно развивать независимое мышление.

Дивергентное мышление

Дивергентное мышление – это творческое мышление . Термин происходит от латинского слова «divergere», что означает «расходиться». Этот метод решения проблем можно назвать «веерообразным». При анализе причин и следствий отсутствует непоколебимая связь. Это приводит к появлению новых комбинаций, новых связей между элементами. Следовательно, появляется больше путей решения проблемы.

Е. Торранс, К. Тейлор, Г. Груббер смогли дать наиболее точный ответ на вопрос, что такое дивергентное мышление. Они установили, что этот тип мышления работает на поиск неординарных идей, на использование нестандартных форм деятельности, на формирование исследовательского интереса. Дивергентность позволяет человеку лучше анализировать и сопоставлять факты, строить гипотезы и выдвигать догадки, составлять классификацию полученной информации.

Существует ряд критериев, которые позволяют определить способности к дивергентному мышлению:

Беглость – означает количество идей, возникающих за единицу времени.
Оригинальность – умение мыслить нестандартно, отходить от заданных рамок, установленных правил, исключение шаблонных или стереотипных решений.
Чувствительность – способность быстро переключаться с одной идеи на другую, умение видеть необычное в незначительных деталях, находить противоречия.
Образность – использование ассоциаций для выражения собственных идей, работа с символами и образами, поиск сложностей в простых вещах и простоты в сложных понятиях.

Дивергентное мышление невозможно измерить классическими методиками, ведь основой этого типа мышления являются неорганизованные или случайные идеи. Именно поэтому люди с гениальным складом ума могут плохо отвечать на тесты IQ, построенные по классической конвергентной схеме. И если у взрослого человека плохие результаты не вызовут никаких эмоций, то у школьников могут появиться комплексы и пострадать самооценка.
Есть определенные способы, которые позволяют оценить дивергентный интеллект . Например, испытуемому дается ряд предметов (ручка, ведро, картон, ящик и так далее), а он должен определить, как можно их использовать. Чем больше способов применения, тем лучше будет результат.

Процесс познания включает получение новых знаний и сохранение их в памяти. Конвергентное и дивергентное мышление генерируют новую информацию в нашем сознании.

Если развивать оба этих типа, если понимать, какой необходимо использовать в той или иной ситуации, то можно добиться максимальных результатов.

http://constructorus.ru

Креативное мышление играет большую роль в развитии человека и общества. Люди, обладающие способностью находить нестандартные решения, добиваются большего успеха в жизни. Их секрет заключается в умении мыслить многомерно. Такой тип мышления в психологии называется дивергентным. Что же представляет собой дивергентное мышление и можно ли его развить?

То, насколько успешно и эффективно человек справляется с решением различных жизненных задач, напрямую зависит от особенностей его мышления. Американский психолог Джой Гилфорд (1897-1987) разделил человеческое мышление на два вида – конвергентное и дивергентное.

Конвергентным называется тип мышления, направленный на решение задач с помощью четкого алгоритма действий. Дивергентное мышление предполагает многовариантность действий в процессе поиска решения задачи. Конечно же, такой тип является более эффективным. Джой Гилфорд в 60-е годы ХХ века написал книгу «Природа человеческого интеллекта». В ней он изложил, что представляет собой дивергентное и конвергентное мышление и описал их характеристики. В ходе своих исследований Дж. Гилфорд выделил 120 особенностей интеллекта и 15 способов их определения.

Характеристики конвергентного мышления

Большинство людей обладает конвергентным мышлением, поскольку мыслить по-другому их никто не обучает. Вся система образования направлена на развитие именно конвергентного направления. Человека учат решать задачи по четкому поэтапному алгоритму, когда существует ответ на задачу и последовательный ход решения. Успеваемость ученика оценивается по скорости, точности и правильности прохождения всех этапов решения.

Такой подход идеален для последовательных людей, но совершенно не подходит для творческих натур. Именно поэтому существует немало случаев, когда отстающие ученики, окончив школу и получив возможность решать задачи не подстраиваясь под стандартные алгоритмы, становились настоящими гениями. К таким личностям можно отнести Альберта Эйнштейна и Уинстона Черчилля. К сожалению, система образования ограничивает творческое мышление, пренебрегая его развитием. Подавляющее большинство тестов на определение уровня интеллекта построено таким образом, чтобы задействовать только конвергентное (линейное) мышление.

Люди, у которых развито конвергентное мышление, видят только одно, единственно верное решение задачи. Их знания и опыт направлены на поиск этого решения. Такие люди среди множества попадающей к ним информации отбирают ту, которая подтверждает известные факты, и отбрасывают ту, которая эти факты опровергает, даже не пытаясь разобраться и найти что-то новое.

Ярким примером проявления конвергентного мышления является общеизвестная теория Дарвина о том, что человек якобы произошел от обезьяны. Многие люди согласны с этим и даже не подозревают о том, что на самом деле Дарвин не утверждал, что обезьяна является предком человека. Он только предположил, что у человека и обезьяны существует общий предок. Однако большинство людей просто согласились с распространенным мнением, даже не удосужившись изучить саму теорию Дарвина и вникнуть в ее суть, хотя труд ученого «Происхождение видов» можно найти практически в любой библиотеке. И таких примеров великое множество.

Характеристики дивергентного мышления

Человек, у которого развиты способности к дивергентному мышлению, старается найти не один, единственно верный путь решения, а множество путей решения одной и той же задачи. Такой человек свободен от стереотипов, поэтому может придумать немало интересных и нестандартных идей. Таким образом, дивергентным можно назвать мышление, работающее в разных направлениях, или параллельно. Подмечено, что такая особенность чаще всего встречается у творческих людей.

Дивергентный тип характеризуется следующими особенностями:

  • быстрота восприятия (человек способен выдавать много идей за короткий промежуток времени);
  • образность (умение оперировать образами);
  • гибкость (человек легко может переходить от одной точки зрения к другой);
  • чувствительность (человек тонко чувствует и замечает малейшие нюансы, видит необычное в обычном);
  • оригинальность и креативность (склонность к созданию нестандартных идей).

Развитие дивергентного мышления

Дивергентный тип мышления можно и нужно развивать. Для этого существует несколько простых методов.

  1. Нахождение новых решений. Необходимо приучить себя в каждой ситуации искать не одно решение, а несколько.
  2. Поиск нестандартных решений. В процессе решения задачи нужно постараться отбросить стереотипы и взглянуть на проблему с неожиданного ракурса, придумать решение, которое не пришло бы в голову большинству людей.
  3. Размышление над проблемой. Размышляя над поставленной задачей и не останавливаясь, даже если верное решение найдено, можно прийти к неожиданным выводам. Важно также все теоретические задумки связывать с практическим опытом.
  4. Вопросы . Поиск решения будет наиболее удачным, если выстраивать его по принципу «вопрос-ответ». В процессе решения задачи необходимо задавать вопросы, относительно разных аспектов исследуемого объекта и искать конкретные ответы на них.
  5. Решение задач методом мозгового штурма. Для коллективного поиска решения эффективнее всего использовать , позволяющий активировать творческое мышление.
  6. Ведение дневника. Творческим людям можно завести дневник и записывать туда идеи, спонтанно возникающие в голове в течение дня. Идеи имеют особенность ускользать и забываться, поэтому важно вовремя улавливать и записывать их. Позднее можно будет сесть и обдумать наиболее интересные.
  7. Спонтанное письмо. Для поиска решения можно использовать простой способ – спонтанное письмо. Нужно сесть, взять лист бумаги и ручку. Сосредоточившись на проблеме, необходимо в течение некоторого времени свободно записывать все мысли, приходящие в голову. Позднее можно будет перечитать и систематизировать написанное.

Оба типа мышления – конвергентное и дивергентное – имеют большое значение для полноценной жизни. Поэтому человек, желающий добиться успеха и реализовать свой творческий потенциал, должен стремиться в равной степени развить оба этих направления.



Почему?