Какие страны вышли из нато. История создания организация североатлантического договора (нато) — военно-политического союза

История создания Организация Североатлантического договора (НАТО) — военно-политического союза
North Atlantic Treaty Organization, NATO ;
Organisation du traité de l"Atlantique Nord, OTAN .
Фильм про НАТО >>>

Причины возникновения НАТО

Уже после ялтинских соглашений сложилась ситуация, в которой внешняя политика стран-победительниц во второй мировой войне была в большей степени ориентирована на будущую послевоенную расстановку сил в Европе и мире, а не на текущую ситуацию. Итогом этой политики стал фактический раздел Европы на западные и восточные территории, которым суждено было стать основой для будущих плацдармов влияния США и СССР. В 1947-1948 гг. был дан старт т.н. "плану Маршалла", в соответствии с которым в европейские страны, разрушенные войной, должны были быть инвестированы огромные средства со стороны США. Советское правительство под руководством И.В. Сталина не допустило участие в обсуждении плана в Париже в июле 1947 года делегации стран, находящихся под контролем СССР, хотя они и имели приглашения. Таким образом, 17 стран, получивших помощь от США, были интегрированы в единое политико-экономическое пространство, что определило одну из перспектив сближения. В то же время, нарастало политическое, военное соперничество между СССР и США за европейское пространство. Со стороны СССР оно заключалось в интенсификации поддержки коммунистических партий по всей Европе, и, в особенности, в "советской" зоне. Особое значение имели события в Чехословакии в феврале 1948 г., приведшие к отставке действующего президента Э. Бенеша и захвату власти коммунистами, а также в Румынии и Болгарии, блокада Западного Берлина (1948-1949 гг.), ухудшение социально-экономического положения в других странах Европы. Они позволили не входящим в зону оккупации СССР правым политическим режимам европейских стран, выработать единую позицию, переосмыслить проблему своей безопасности, обозначив нового "общего врага".
В марте 1948 года был заключен Брюссельский договор между Бельгией, Великобританией, Люксембургом, Нидерландами и Францией, который позднее лег в основу "Западноевропейского союза" (WEU). Брюссельский договор принято считать первым шагом на пути оформления Североатлантического альянса. Параллельно велись секретные переговоры между США, Канадой и Великобританией о создании союза государств на основе общности целей и понимания перспектив совместного развития, отличного от ООН, в основу которого легло бы их цивилизационное единство. Вскоре последовали развернутые переговоры европейских стран с США и Канадой о создании единого союза. Все эти международные процессы завершились подписанием 4 апреля 1949 г. Североатлантического Договора, вводящего в действие систему общей обороны двенадцати стран. Среди них: Бельгия, Великобритания, Дания, Исландия, Италия, Канада, Люксембург, Нидерланды, Норвегия, Португалия, США, Франция. Договор был нацелен на создание общей системы безопасности. Стороны обязывались коллективно защищать того, на кого будет совершено нападение. Соглашение между странами окончательно вступило в силу 24 августа 1949 года после ратификации правительствами стран присоединившихся к Североатлантическому договору. Была создана международная организационная структура, которой подчинялись огромные военные силы в Европе и по всему миру.
Таким образом, фактически начиная со своего основания, НАТО было ориентировано на противодействие Советскому Союзу и, позднее, странам-участницам Варшавского договора (с 1955 г.). Суммируя причины появления НАТО прежде всего стоит упомянуть экономические, политические, социальные, большую роль сыграли желание обеспечить совместную экономическую и политическую безопасность, осознание потенциальных угроз и рисков для "западной" цивилизации. В основе НАТО, прежде всего, желание подготовиться к новой возможной войне, оградить себя от ее чудовищных рисков. Оно же, впрочем, определяло и стратегии военной политики СССР и стран советского блока.

Развитие НАТО от возникновения до начала 90-х гг. XX в.

Достаточно сложно выделить основной критерий периодизации истории НАТО. Это могут быть особенности расширения НАТО, динамика внутренней структуры этой организации, смена приоритетных целей и задач, совершенствование совместных стандартов вооружений и управления. Нельзя не учитывать и такие факторы, как, к примеру, изменение международной конъюнктуры в целом. Традиционно история НАТО рассматривается в связи с присоединением новых членов к альянсу. Ее можно поделить на два больших хронологических периода: от основания в 1949 году и до распада СССР и окончания холодной войны.
НАТО на протяжении около сорока лет оставалось главной ударной силой холодной войны со стороны запада. Именно в это время была сформирована организационная структура альянса. Греция и Турция присоединились к Североатлантическому договору в 1952 году ("Первое расширение НАТО"). Западная Германия, получившая суверенитет, также стала членом НАТО без права обладать собственным ОМП, в 1955 году ("Второе расширение НАТО"). К концу 1950-х гг. в НАТО с инициативы Ш. де Голля начинаются интенсивные попытки реорганизации, в том числе и стратегических сил сдерживания. Постепенно нарастают и внутренние противоречия между членами альянса, основное из которых - скрытое соперничество между США и европейскими державами. Они были связаны прежде всего с тем, что Европа смогла окончательно оправиться после Второй мировой войны и заявить о своей политической субъектности.
Дискуссии велись в основном о размещении ядерного оружия и управлении им. Появляются две основные доктрины контроля за стратегическими вооружениями: многонациональности и многосторонности. Согласно концепции многонациональности основной силой НАТО должны были стать войска суверенных государств, переданные в подчинение командующему НАТО с правом отзыва последнего. В свете концепции многосторонности, армии НАТО, наоборот, необходимо быть смешанной с самого начала. В конечном итоге возобладала идея многосторонности (не последнюю роль в этом сыграла необходимость компромиссного во всех смыслах решения), хотя Франция, всегда отличавшаяся повышенной самостоятельностью в рамках альянса, до сих пор имеет ядерные силы, не подчиняющиеся объединенному командованию (выход из военного блока НАТО был осуществлен Ш. де Голлем, считавшим, что СССР уже не представляет угрозы). На решение США передать часть ядерных средств в совместное распоряжение огромную роль оказал Карибский кризис 1962 г. В 1966 г. помимо высшего органа НАТО - Совета НАТО, был учрежден Комитет военного планирования, собирающийся два раза в год и состоящий из министров обороны стран членов блока. В НАТО существует также Постоянный комитет военного планирования, работающий в период между заседаниями Комитета. Кроме этого, действует Военный комитет, состоящий из начальников генеральных штабов стран-участниц альянса и Комитет ядерного планирования, собирающийся перед заседаниями Совета НАТО (основные органы НАТО собираются для совещаний два раза в год). В 1967 г. министр иностранных дел Бельгии П. Армель прочел свой доклад о состоянии организации, в котором наметил основные векторы динамики НАТО на будущее. Большая часть из спланированного была реализована на практике, смысл доклада сводился к "разрядке" напряженности как внутри НАТО - между США и Европой, так и между НАТО и СССР. Под влиянием этого доклада и политики В. Брандта в 1973 году в Вене были достигнуты первые практические результаты.
До сих пор основная доля ядерных ресурсов НАТО принадлежит США, но находится в совместном подчинении. Ракетные и авиабазы с возможностью нанесения ядерных ударов размещены в государствах-членах НАТО. Именно эта сила является главным козырем, на который могут рассчитывать неядерные члены Североатлантического договора, и определяет в нем ведущую роль США. В непосредственные военные действия были втянуты неядерные силы НАТО. До окончания холодной войны НАТО так или иначе участвовало более чем в 15 вооруженных конфликтах, некоторые из которых (войны в Корее, Африке, Ближнем Востоке) были крайне кровопролитными. Хотя в большинстве из них военные силы НАТО прямо не участвовали, НАТО осуществляло помощь "своим" сторонам конфликта другими доступными средствами. К числу конфликтов, поначалу поддержанных НАТО, относится и война во Вьетнаме, которая в конечном итоге серьезно сказалась на авторитете США в самой организации. НАТО так же участвовало в поддержке дружественных сил в Афганистане в борьбе против советских войск и Народной Армии.
В 1982 г. к НАТО присоединилась Испания ("Третье расширение НАТО"). После распада СССР, в 1999 году в НАТО вошли Венгрия, Польша и Чехия ("Четвертое расширение НАТО"), в 2004 году - Болгария, Латвия, Литва, Румыния, Словакия, Словения и Эстония ("Пятое расширение НАТО"). На саммите НАТО в Бухаресте 2008 г. было принято решение о включении в НАТО Хорватии и Албании в 2009 г, которые 1 апреля 2009 года стали полноправными членами Организации Североатлантического договора ("Шестое расширение НАТО"). Также на саммите в Страсбурге благодаря политической слабости нынешнего президента Франции Н.Саркози и серьезного влияния США Франция вернулась во все покинутые ранее структуры НАТО. В настоящий момент в НАТО входит 28 государств и ведутся переговоры о вступлении Македонии, Грузии, Украины, Сербии, которые находятся в различной степени завершенности.
Необходимо отметить, что СССР в период своего существования два раза (в 1949 и в 1954 гг.) обращался с идеей о вступлении в НАТО, но оба раза она была отвергнута. В 1949 году для правых правительств стран-членов НАТО это было бы катастрофой, к 1954 году НАТО выросло в самостоятельную организационную структуру, полностью зависимую от идеи противодействия СССР, к тому же такое развитие скорее дестабилизировало ситуацию "взаимной неприязни", которая парадоксальным образом всех начала устраивать.

Военная деятельность НАТО в современный период, цели и задачи НАТО на сегодняшний день.

В настоящий момент активность структур НАТО разделена на "военную" и "невоенную" составляющие. К "невоенной" относится: сотрудничество в области экономики, обеспечения безопасности энергетики и окружающей среды, образования, обеспечения занятости. На исходе XX и в начале XXI вв. войска НАТО приняли участие в следующих конфликтах: в войне против Ирака в Кувейте и на территории Ирака в 1991 г. (под эгидой ООН), войнах на территории бывшей Югославии: Боснии и Герцеговине (1995-2004), Сербии (1999), Македонии (2001-2003), в Афганистане (2001-по н.в.), Ираке (2003-по н. в.), во время миротворческой операции в Судане (2005-по н.в.). Самыми масштабными из них оказались обе операции в Ираке, война против движения Талибан в Афганистане и в Сербии.
Активность НАТО в конце XX-начале XXI вв. крайне неоднозначна. Противоборство с Сербией роковым образом сказалось на отношениях НАТО и России. Применив против Сербии практически весь спектр вооружений, войска НАТО добились победы одной из сторон этнического конфликта, хотя геноцид имел место, как со стороны сербов, так и со стороны мусульман. В результате военных действий погибло около 500 мирных граждан. Если первая война в Ираке вызвала в принципе поддержку у мирового сообщества, то вторая война была и остается крайне не популярной как в США, так и в мире. США прямо обвинили в захвате нефтяного потенциала Ирака, к тому же причины войны оказались во многом надуманными. В ходе второй войны в Ираке погибло более 1 млн. иракцев, менее 5 тыс. военнослужащих коалиции - это огромные потери в современной истории. Среди обвинений в адрес НАТО все чаще зазвучал упрек в том, оно отходит от принципов демократии, прикрывая традиционными западными ценностями чисто корыстные интересы. Стоит отметить, что вторая война в Ираке и война в Афганистане были начаты, в том числе, в рамках концепции противодействия терроризму с целью создания новой среды безопасности, а война в Сербии и операция в Дарфуре (Судан) относятся к т.н. "мерам по сохранению мира". Фундаментальным аспектом стратегии НАТО в эпоху после холодной войны провозглашена открытость для новых членов, развитие партнерства и "конструктивных отношений" с остальным миром.

Позиция России по отношению к НАТО

В 1991 году РФ вступила в Совет североатлантического сотрудничества (с 1997 г. - Совет евроатлантического партнерства). В 1994 в Брюсселе получила старт программа "Партнерство ради мира", в которой Россия активно участвует. В 1996 после подписания Дэйтоновского мирного договора Россия отправила свои войска в Боснию и Герцоговину. В 1999 г. российские войска приняли участие в операции в Сербии. В 1997 г. был учрежден Совместный постоянный совет "Россия-НАТО" (после принятия "Основополагающего акта о взаимных отношениях, сотрудничестве и безопасности между Российской Федерацией и Организацией североатлантического договора").
После своего избрания в 1999 г. В. Путин заявил о необходимости пересмотра отношений с НАТО в духе прагматизма. Катастрофа подводной лодки "Курск" выявила ряд проблем в отношениях между НАТО и Россией. Террористическая атака 11 сентября 2001 вновь сплотила Россию и НАТО, Россия официально открыла свое воздушное пространство для авиации НАТО с целью нанесения бомбового удара по Афганистану. Эти события привели к принятию в 2002 г. нового документа (Декларация "Отношения Россия-НАТО: Новое Kачество") и появлению Совета "Россия-НАТО", который имеет целый ряд вспомогательных подразделений. В 2001 г. в Москве было открыто Информационное бюро НАТО, в 2002 г. военное представительство. В 2004 г. в Бельгии было открыто представительство МО РФ. В настоящий момент обе стороны продолжают винить друг друга в живучести пережитков холодной войны, после выступления В. Путина в Мюнхене к ним добавились и обвинения, направленные против США, оживляющие застарелые противоречия между ними и европейскими членами альянса. Официальная позиция России направлена против расширения на восток, включение в НАТО бывших советских республик. Острейшие противоречия (в частности, непосредственно затрагивающие военные интересы России на Черном море и в Абхазии) сопровождают решения Грузии и Украины стать членами НАТО. В то же время, все же очевидно, что должен иметь будущее только дальнейший поиск вариантов диалога и компромиссных решений, чтобы оправдать те громкие заявления, которые делают обе стороны.

Стоит отметить двойственность пути развития НАТО, с одной стороны оно провозглашает ценности свободы, прав человека, демократии, но в то же время, поскольку эта организация позволяет осуществлять перераспределение военных ресурсов многих стран, альянс может быть использован в качестве инструмента давления на ту или иную страну в интересах "больших" стран, подписавших Североатлантический договор и, прежде всего, США. Необходимо отметить, что риски, связанные с этим, в конечном итоге могут сказаться и уже сказываются на будущем альянса и всего мира.


15Июн

Что такое НАТО (NATO)

НАТО (NATO ) или Североатлантический Альянс – это военно-политический союз нескольких государств, который призван обеспечивать всестороннюю безопасность для членов данного объединения.

Краткая история создания и развития НАТО

После окончания кровопролитной Второй Мировой войны большая часть Европы и многие другие страны мира находились в определенном экономическом и упадке. Люди были напуганы происходящими в мире событиями и особенно тем, что за такой относительно короткий период времени как 50 лет, произошли 2 мировые войны унесшие миллионы человеческих жизней. Из этих событий человечество вынесло для себя определенный урок, который заключался в понимании того, что в одиночку с агрессивными противниками справится практически невозможно, и всеобщая безопасность может быть обеспечена только совместными усилиями.

Так 4 апреля 1949 года в Вашингтоне был сформирован военно-политический альянс, состоявший из 12-ти независимых стран Северной Америки и Европы. Данный союз был назван Организацией Североатлантического договора (на английском — North Atlantic Treaty Organization – NATO ). Суть договора состояла в том, чтобы поручить каждому участнику союза обязанности по обеспечению безопасности и поддержке других членов договора.

Следует отметить, что одной из немаловажных причин для создания Североатлантического Альянса послужила политика СССР. Несмотря на то, что в последней войне многие страны выступали в качестве союзников СССР в борьбе с Нацистской Германией, послевоенная внешняя политика и внутриполитический режим Советского союза вызывали серьезные опасения.

Не внедряясь во все технические подробности, с течением времени блок НАТО постепенно расширялся. Некоторые страны на время выходили из союза после чего снова в него вступали. Интересным фактом является то, что СССР тоже стремился вступить в Североатлантический Альянс в 1954 году, но заявка была отклонена по ряду причин.

Во времена «холодной войны», НАТО как структура продолжала активно развиваться, формируя различные подструктуры и комитеты постоянно наращивая военно-политическую мощь. Тем не менее, в этот период Североатлантический Альянс не участвовал ни в одном вооруженном конфликте.

Впервые военные силы NATO были задействованы в 1991 году в ходе Иракской компании. Следует отметить, что данное вмешательство было полностью санкционированно Организацией Объединенных Наций (ООН). Таким образом силы блока NATO прошли боевое крещение и показали отличные результаты.

Цели и задачи НАТО.

Как уже можно было понять из прочитанного ранее, основной целью НАТО является обеспечение защиты от военной агрессии для всех участников союза. Данная концепция предполагает тот факт, что нападение на одну страну из блока НАТО, будет рассматриваться как нападение на весь альянс, что вызовет соответствующие меры противодействия. Важным фактором в формировании целей и задач организации, является отсутствие захватнических или агрессивных мотивов. Уставом союза, запрещены любые проявления военной экспансии, направленной на захват территорий других стран. Военная сила применяется только в случаи необходимости обеспечения защиты. Мандат на подобные действия предоставляется путем всеобщего обсуждения и одобрения всеми странами участниками союза.

Также в сферу деятельности Североатлантического Альянса входят: поддержка антитеррористических сил, противодействие морским пиратам и кибербезопасность.

Штаб квартира НАТО.

Следует понимать, что Североатлантический Альянс, это огромный союз, состоящий из множества государств и собственно их армий. Именно по этой причине в многих странах существуют своего рода штабы, отвечающие за те или иные подразделения. Главная штаб-квартира совета НАТО располагается в Бельгии, а именно в Брюсселе.

Страны НАТО или блок НАТО.

На момент написания данной статьи, блок NATO состоит из 29-ти стран участников. Список сформирован с учетом годов вступления стран в союз.

1949 год – страны которые основали Североатлантический Альянс:

  • Канада;
  • Великобритания;
  • Франция;
  • Италия;
  • Португалия;
  • Норвегия;
  • Нидерланды;
  • Исландия;
  • Люксембург;
  • Дания;
  • Бельгия.

1952 год:

  • Греция;
  • Турция.

1955 год:

  • Германия.

1982 год:

  • Испания.

1999 год:

  • Польша;
  • Чехия;
  • Венгрия.

2004 год:

  • Литва;
  • Латвия;
  • Эстония;
  • Болгария;
  • Румыния;
  • Словакия;
  • Словения.

2009 год:

  • Албания;
  • Хорватия.

2017 год:

  • Черногория.

Силы НАТО.

Под определением выражения «Силы NATO», не следует понимать какую-то определенную армию, которая полностью располагается в конкретной стране. Сама концепция Североатлантического Альянса построена таким образом, что страны участники в соответствии с установленными квотами предоставляют под нужды союза определенное количество солдат и военной техники. Это значит, что в зависимости от необходимости, штат вооруженных сил НАТО, может меняться в количественном и техническом плане. Таким образом командование альянса может в кратчайшие строки сформировать необходимую военную бригаду необходимую под конкретную задачу.

Помимо использования собственных вооруженных сил, Североатлантический Альянс часто прибегает к помощи армий стран партнеров, которые не являются членами блока. Данное становится возможным благодаря заключению индивидуальных партнерских соглашений в сфере военной поддержки и сотрудничества.

Вступление в НАТО.

По своей сути, вступление в NATO не является какой-то особо сложной и недостижимой процедурой. На самом деле, для получения членства в союзе, стране, которая хочет вступить, необходимо соответствовать определенным критериям. В перечень которых входят такие аспекты как: и демократические ценности, прозрачная экономическая и политическая структура, финансовая состоятельность и отсутствие территориальных и этнических конфликтов.

Если страна выполняет все требование, то ее кандидатура проходит процедуру одобрения со стороны всех действующих участников блока. В случаи всеобщего одобрения, начинается процедура интеграции в существующий военно-политический союз.

США и НАТО.

Существует неверный стереотип о том, что США является руководящей страной в Североатлантическом Альянсе. Хоть Соединенные Штаты действительно являются самым сильным во всех отношениях участником НАТО, управление союзом осуществляется сугубо путем голосования всех участников. Даже тот факт, что США предоставляет самую большую долю финансирования и военной силы, не позволяет самостоятельно инициировать проведение тех или иных компаний.

Украина – НАТО.

Что касается Украины и ее отношений с НАТО, то тут все достаточно сложно. Партнерские отношения между Украиной и Альянсом установлены уже довольно давно, а именно с 1992 года. За это время проводилось множество встреч, направленных на сближение и более тесное сотрудничество в разных сферах деятельности. Тем не менее, постсоветское прошлое сформировало у граждан Украины определенное недоверие к Североатлантическому Альянсу, и скорее всего, правильно будет сказать, что большая часть населения не желала вступления в этот союз. Ситуация кардинально изменилась после начала Российско-Украинского конфликта. Правительство страны официально приняло решение о том, что Украина больше не будет придерживаться внеблокового статуса и приоритетом становится вступление в Североатлантический Альянс. Следует заметить, что с учетом всех событий, мнение населения в отношении НАТО кардинально изменилось. Теперь данная инициатива правительства поддерживается абсолютным большинством граждан. Забавным фактом выступает то, что Российская Федерация, которая всегда приветствовала внеблоковый статус Украины, своими действиями сама подтолкнула ее к вступлению в НАТО.

Естественно, что от политической воли украинских лидеров, вступление в альянс не произойдет чудесным образом, так как существуют территориальные конфликты. Но как можно наблюдать, по данному вопросу ведутся основательные переговоры, и существует вероятность того, что Украина сможет получить членство минуя данный критерий отбора. Время покажет.

НАТО сегодня.

Удивительным фактом, является то, что до возникновения террористической угрозы со стороны исламистских фанатиков и агрессивных внешнеполитических действий РФ, у блока NATO наблюдался период определенного застоя и деградации. Мир был практически в спокойном состоянии и не наблюдалось глобальных угроз. Многие страны постепенно сокращали финансирование в виду ненадобности содержания больших армий. В последнее время все изменилось. Североатлантический Альянс снова стал необходим. Опять возобновилось крупное финансирование и все больше стран хотят вступить в блок.

Категории: , / / от

Государства-учредители

4 апреля 1949 года в Вашингтоне (округ Колумбия) состоялось подписание Североатлантического договора (известного также как Вашингтонский договор) министрами иностранных дел 12 стран: Бельгии, Дании, Исландии, Италии, Канады, Люксембурга, Нидерландов, Норвегии, Португалии, Соединенного Королевства, США и Франции.

В течение пяти месяцев после церемонии подписания договор был ратифицирован парламентами заинтересованных стран, закрепив их членство.

Двенадцать лиц, подписавших договор

Ряд министров иностранных дел, подписавших Североатлантический договор, принимали активное участие в работе НАТО на последующих этапах их карьеры:

  • Бельгия: г-н Поль-Анри Спаак (Генеральный секретарь НАТО, 1957-1961 гг.);
  • Дания: г-н Густав Расмуссен;
  • Исландия: г-н Бьярни Бенедиктссон;
  • Италия: граф Карло Сфорца;
  • Канада: г-н Лестер Пирсон (участвовал в переговорах о заключении договора и был одним из «трех мудрецов», составивших отчет о невоенном сотрудничестве в НАТО, который был опубликован в 1956 году после Суэцкого кризиса);
  • Люксембург: г-н Жозеф Беш;
  • Нидерланды: д-р Дирк Стиккер (Генеральный секретарь НАТО, 1961-1964 гг.);
  • Норвегия: г-н Халвард M. Ланге (один из «трех мудрецов», составивших отчет о невоенном сотрудничестве в НАТО);
  • Португалия: д-р Жозе Каерио да Матта;
  • Соединенное Королевство: г-н Эрнест Бевин (основной инициатор создания НАТО, в должности министра иностранных дел с 1945 по 1951 гг. участвовал в первых заседаниях Североатлантического совета);
  • США: г-н Дин Эйксон (в должности Государственного секретаря с 1949 по 1953 гг. участвовал в первых заседаниях Североатлантического совета).
  • Франция: г-н Роберт Шуман (архитектор европейских институтов, который также выдвинул идею о Европейском оборонном сообществе).

Гибкий подход к членству в НАТО

Подписывая договор, страны добровольно берут на себя обязательства участвовать в политических консультациях и военной деятельности организации. Хотя все страны, подписавшие Североатлантический договор, несут обязанности в соответствии с договором, им предоставляется определенная степень гибкости, которая позволяет им выбирать способы такого участия. Примером такого гибкого подхода является членство Исландии и Франции.

  • Исландия

Когда Исландия подписала договор в 1949 году, у нее не было вооруженных сил, как нет их и сейчас. Каких-либо правовых помех к их созданию у Исландии не имеется, но она приняла решение не иметь вооруженные силы. При этом, у Исландии есть береговая охрана, национальная полиция, система ПВО и добровольный экспедиционный миротворческий контингент. Также с 1951 года у Исландии имеется долгосрочное двустороннее соглашение об обороне с США. В 2006 году американские силы были выведены с территории страны, но соглашение об обороне по-прежнему действует. С 2008 года страны НАТО периодически проводят патрулирование воздушного пространства Исландии.

  • Франция

В 1966 году президент Шарль де Голль принял решение о выходе Франции из объединенной военной структуры НАТО. Это явилось выражением стремления к большей независимости в военной сфере, особенно по отношению к США, и нежелания объединять имеющиеся у Франции средства ядерного сдерживания или соглашаться на контроль над ее вооруженными силами в какой бы то ни было форме.

В практическом плане, несмотря на то, что Франция по-прежнему участвовала в работе политических структур организации, она не имела представительства в ряде комитетов, например, в Комитете оборонного планирования и Группе ядерного планирования. Это решение также привело к выводу французских войск из-под командования НАТО, и выводу иностранных войск с территории Франции. Был также введен запрет на базирование иностранных вооружений на французской территории, включая ядерное оружие. Политическая штаб-квартира НАТО (с 1952 г. находившаяся в Париже), а также Штаб Верховного главнокомандующего объединенными вооруженными силами НАТО в Европе (располагавшийся с 1951 г. в Рокенкуре) были перенесены в Бельгию.

Несмотря на выход Франции из объединенной военной структуры НАТО, она подписала два технических соглашения с Североатлантическим союзом, в которых изложен порядок действий в случае советской агрессии. Со времени падения Берлинской стены в 1989 году Франция регулярно направляла свои войска для участия в военных операциях НАТО, являясь одной из стран, выделяющих самые многочисленные контингенты. Она также занимает четвертое месте по взносам в военный бюджет НАТО.

С начала 1990-х годов Франция постепенно отходит от решения 1966 года Например, с 1994 года (заседание министров обороны в г. Севилья) она участвует в заседаниях министров обороны, а с 2003 года французские офицеры служат в структурах Стратегического командования по операциям и Стратегического командования по трансформации. На встрече НАТО в верхах в Страсбурге и Келе в апреле 2009 года Франция официально объявила о возобновлении своего полномасштабного участия в структурах НАТО¹.

Вступление Греции и Турции

18 февраля 1952 года, через три года после подписания Вашингтонского договора, в организацию вступили Греция и Турция, что позволило НАТО укрепить свой «южный фланг».

В эпоху, когда существовала боязнь коммунистической экспансии в Европе и в других регионах мира (советская поддержка вторжения Северной Кореи в Южную Корею в 1950 г.), стратегически важно было обеспечить безопасность Юго-Восточной Европы. Членство в НАТО не только позволило сдержать коммунистическое влияние в Греции, восстанавливающейся после гражданской войны, но и освободило Турцию от советского давления из-за доступа к стратегическим морским путям.

Вступление Германии

Германия стала членом НАТО 6 мая 1955 года. Ее вступление стало результатом нескольких лет переговоров с лидерами западных стран и в самой Германии, население которой выступало против перевооружения в какой бы то ни было форме.

После окончания Второй мировой войны первоочередной задачей были поиски путей интеграции Германии в западноевропейские оборонные структуры. Федеративная Республика Германия – или Западная Германия – была создана в 1949 году, и хотя новое государство было крепко связано с Западом, ее потенциал вызывал опасения. Первоначально Франция предложила создать Европейское оборонное сообщество – европейское решение германского вопроса. Однако Сенат Франции выступил против этого плана и предложение осталось неосуществленным, оставив членство в НАТО в качестве единственного жизнеспособного решения. Чтобы это могло произойти, необходимо было выполнить три условия: победившие в войне страны (Советский Союз, Соединенное Королевство, Соединенные Штаты и Франция) должны прекратить оккупацию ФРГ; Италия и Западная Германия должны быть приняты в Оборонную организацию Западного союза (военное ведомство Западного союза), а затем – сама процедура присоединения к НАТО.

Когда Германия вступила в Западный союз, он был переименован в Западноевропейский союз. Факт вступления Германии, наряду с прекращением ее статуса оккупированной страны, приблизил страну к членству в НАТО. Федеративная Республика Германия официально присоединилась к Западноевропейскому союзу 23 октября 1954 года, а ее статус оккупированной страны закончился в момент вступления в силу 5 мая 1955 года Боннской и Парижской конвенций. На следующий день Германия стала пятнадцатым членом НАТО.

После воссоединения Германии 3 октября 1990 года земли, ранее входившие в состав Германской Демократической Республики, вошли в НАТО в составе единой Германии.

Вступление Испании

Несмотря на сопротивление значительной части испанской общественности, Испания вступила в Североатлантический союз 30 мая 1982 года. Окончание диктатуры Франко в 1975 году, военный переворот в 1981 году и приход к власти Испанской социалистической рабочей партии (ИСРП), ведущей оппозиционной партии, которая изначально выступала против вступления в НАТО, заложили сложные социальные и политические условия, как на национальном, так и на международном уровнях.

Испания в полной мере участвовала в работе политических структур организации, но воздержалась от участия в объединенной военной структуре. Эта позиция получила подтверждение в результате референдума, проведенного в 1986 году. В том, что касается военных аспектов, Испания присутствовала в качестве наблюдателя в Группе ядерного планирования; применила оговорки к своей позиции по вопросу участия в объединенной системе связи; сохранила испанские вооруженные силы под командованием Испании и не дала свое согласие на отправку войск за пределы Испании на длительный срок. Тем не менее, испанские войска по-прежнему будут иметь возможность действовать совместно с войсками других стран НАТО в чрезвычайных ситуациях.

Применение Испанией оговорок постепенно ослабилось. Когда д-р Хавьер Солана стал первым испанским Генеральным секретарем НАТО (1995-1999 гг.), парламент Испании одобрил участие страны в объединенной структуре органов военного управления (1996 г.).

Первый раунд расширения после «холодной войны»

Падение Берлинской стены и ликвидация Организации Варшавского договора после окончания «холодной войны» открыли возможности для дальнейшего расширения НАТО. Некоторые из новых демократических государств Центральной и Восточной Европы активно стремились к интеграции в евроатлантические институты.

В 1995 году Североатлантический союз реализовал и опубликовал результаты Исследования о расширении НАТО, в котором рассматривались преимущества принятия в организацию новых членов и пути их интеграции. В исследовании делался вывод, что в связи с окончанием «холодной войны» представилась уникальная возможность укрепить безопасность во всем евроатлантическом регионе, и что расширение будет способствовать повышению всеобщей стабильности и безопасности.

На встрече НАТО в верхах в Мадриде в 1997 году Венгрии, Польше и Чешской Республике было предложено начать переговоры о присоединении, а 12 марта 1999 года они стали первыми из бывших членов Организации Варшавского договора, вступившими в Североатлантический союз.

Широко применяя опыт, приобретенный во время процесса присоединения новых членов, НАТО на встрече в верхах в Вашингтоне в апреле 1999 года начала осуществление Плана действий по подготовке к членству (ПДПЧ). ПДПЧ был создан для оказания помощи в подготовке стран, стремящихся к членству в НАТО, даже если это не предвосхищало никаких решений.

Второй раунд расширения после «холодной войны»

На встрече в верхах в 2002 году в Праге Болгарии, Латвии, Литве, Румынии, Словакии, Словении и Эстонии было предложено начать переговоры о присоединении. 29 марта 2004 года они официально стали членами Североатлантического союза в результате самого крупного раунда расширения в истории НАТО.

До вступления в НАТО все семь стран участвовали в ПДПЧ.

Вступление Албании и Хорватии

Будучи партнерами, Албания и Хорватия сотрудничали с НАТО в целом ряде областей, при этом особое внимание уделялось реформе сектора обороны и безопасности, а также поддержке более широких демократических и институциональных реформ.

Албания участвовала в ПДПЧ с самого начала его действия в 1999 году, а Хорватия присоединилась к нему в 2002 году. В июле 2008 года Протоколы о вступлении подписали Албания и Хорватия. 1 апреля 2009 года они официально стали членами организации.

Черногория – самое недавнее вступление

Вскоре после восстановления своей независимости в июне 2006 года, Черногория присоединилась к программе «Партнерство ради мира» в декабре того же года и три года спустя – к Плану действий по подготовке к членству. Она активно поддерживала операцию под руководством НАТО в Афганистане с 2010 года и в настоящее время оказывает поддержку последующей миссии. Развитие оперативной совместимости своих вооруженных сил и осуществление реформ сектора обороны и безопасности являлись важной частью сотрудничества Черногории с Североатлантическим союзом до того, как она стала государством-членом. Черногория сотрудничала с НАТО в таких областях, как создание потенциала экстренного реагирования и уничтожение излишков боеприпасов (осуществление проекта в этой области продолжается).

Протокол о присоединении был подписан в мае 2016 года, а 5 июня 2017 года Черногория стала членом Североатлантического союза.

НАТО - одно из самых влиятельных военно-политических объединений в мире. Существует более 60 лет. Изначально альянс создавался как структура, призванная противодействовать политике СССР и возможному возрождению военных устремлений капитулировавшей Германии. После распада Советского Союза ряды НАТО пополнило большинство восточноевропейских стран бывшего соцлагеря. Ряд аналитиков говорит о перспективах вхождения в блок (пусть и в отдаленном будущем) Грузии и Украины. Интересен тот факт, что попытки войти в НАТО (или объявить совместное военно-политическое сотрудничество по ключевым вопросам глобального характера) делали и СССР, и современная Россия. Сейчас в НАТО входит 28 стран.

Ведущую роль в военном плане в этой организации играют США. Блок курирует программу «Партнерство ради мира», совместно с РФ организует работу Совета «Россия-НАТО». Состоит из двух основных структур - Международного секретариата и Военного комитета. Обладает огромным военным ресурсом (Силы реагирования). Штаб-квартира НАТО находится в бельгийской столице Брюсселе. У альянса два официальных языка - французский и английский. Организацией руководит Бюджет НАТО подразделяется на три вида - гражданский, военный (самый финансово емкий) и в части фондирования программы по обеспечению безопасности. Военные силы альянса участвовали в вооруженных конфликтах в Боснии и Герцеговине (1992-1995 годы), в Югославии (1999-й), в Ливии (2011-й). НАТО возглавляет международный военный контингент по обеспечению безопасности в Косово, участвует в решении военно-политических задач в Азии, на Ближнем Востоке и в Африке. Отслеживает взаимодействие между военными структурами в регионе Средиземного моря, выявляя организации, занимающиеся поставками оружия массового уничтожения. Альянс активно участвует в международных диалогах с Россией, Китаем, Индией и другими крупными державами. По мнению ряда исследователей, напряженность между НАТО и Россией как правопреемницей СССР никогда не исчезала, и в данный момент продолжает нарастать.

Создание НАТО

Блок НАТО был образован в 1949 году двенадцатью государствами. Географически ведущие страны создаваемой организации, включая США - наиболее влиятельное в политическом и военном отношении государство, имели выход к Атлантическому океану, что повлияло на название новой международной структуры. НАТО (NATO) - это North Atlantic Treaty Organization, то есть Североатлантическая организация, действующая по договору. Часто она именуется Североатлантическим союзом.

Целью создания блока было противодействие политическим устремлениям Советского Союза и дружественных ему стран в Восточной Европе и других частях мира. Согласно договорам между странами НАТО, обеспечивалась взаимная военная защита в случае агрессии государств коммунистического мира. Вместе с тем этот политический союз способствовал интеграционным трендам в образовавших его странах. В 1952 году к НАТО присоединились Греция и Турция, в 1956-м - ФРГ, а в 1982-м - Испания. После распада СССР блок еще более расширил свое влияние в мире.

НАТО после распада СССР

Когда СССР распался, то, казалось бы, необходимость в дальнейшем существовании Североатлантического союза отпала. Но вышло совсем не так. Члены НАТО не только решили сохранить блок, но и начать расширять свое влияние. В 1991 году был создан Совет евроатлантического партнерства, который стал курировать работу со странами, не входящими в блок НАТО. В том же году двусторонние соглашения были подписаны между государствами Североатлантического союза, Россией и Украиной.

В 1995-м была учреждена программа по выстраиванию диалога со странами Ближнего Востока (Израилем и Иорданией), Северной Африки (Египтом, Тунисом) и Средиземноморья. К ней присоединились также Мавритания, Марокко и Алжир. В 2002-м был создан Совет «Россия-НАТО», что позволило странам продолжить выстраивать диалог по ключевым вопросам мировой политики - борьбе с терроризмом, ограничению распространения оружия.

Форма солдат НАТО

Форма НАТО, в которую облачаются солдаты блока, никогда не была унифицированной. Военный камуфляж на национальных стандартах, все, что более или менее похоже - это зеленый цвет и оттенки «хаки». Иногда военнослужащие надевают дополнительные виды одежды (так называемые маскировочные комбинезоны) при проведении спецопераций в особых условиях (пустыня или степь). В некоторых странах форма НАТО содержит различные рисунки и узоры, позволяющие добиться лучшей маскировки солдат.

В США, например, наиболее популярна камуфляжная расцветка в пяти основных стандартах. Во-первых, это woodland - одежда с четырьмя оттенками зеленого цвета. Во-вторых, это desert 3 color - униформа для военных действий в пустыне, содержащая три оттенка. В-третьих, это desert 6-color - другой вариант одежды для боевых действий в условиях пустыни, на этот раз с шестью оттенками. И есть два зимних варианта военной формы - winter (светлый или молочно-белый цвет) и snow winter (абсолютно белоснежный оттенок). Вся эта цветовая гамма - ориентир для дизайнеров многих других армий, что облачают своих солдат в камуфляж НАТО.

Интересна эволюция военной формы армии США. Камуфляж как таковой - изобретение сравнительно недавнее. До начала 70-х американские солдаты носили в основном одежду исключительно зеленого цвета. Но во время операции во Вьетнаме такая расцветка оказалась не отвечающей требованиям ведения боев в условиях джунглей, в результате солдаты переоблачились в камуфляж, позволяющий маскироваться в тропическом лесу. В 70-х такой тип формы стал практически национальным стандартом для армии США. Постепенно появились модификации камуфляжа - те самые пять оттенков.

Вооруженные силы НАТО

Блок НАТО располагает значительными в общей совокупности - крупнейшими в мире, как полагают некоторые военные эксперты. Есть два вида войск Североатлантического союза - объединенные и национальные. Ключевое подразделение армии НАТО первого типа - это силы реагирования. Они готовы практически к немедленному участию в спецоперациях в зонах локальных и стихийных военных конфликтов, в том числе и в странах, не входящих в блок. НАТО располагает также и силами немедленного реагирования. Причем акцент в их задействовании ставится не на практическом применении оружия, а на психологическом эффекте - путем переброски к месту военных действий большого количества различного вооружения и солдат. Расчет идет на то, что воюющие стороны, осознав надвигающуюся мощь НАТО, изменят свою тактику в пользу мирного урегулирования.

Блок обладает мощными Самолеты НАТО - это 22 боевых авиационных эскадрильи (порядка 500 единиц авиационной техники). Также в распоряжении блока - 80 самолетов военно-транспортного назначения. Страны блока НАТО обладают также боеспособным флотом. В его составе - авианосцы, подводные лодки (в том числе и многоцелевые атомные), фрегаты, ракетные катера, а также морская авиация. Боевые корабли НАТО насчитывают 100 с лишним единиц.

Самая большая военная структура НАТО - это главные оборонительные силы. Их задействование возможно только в случае крупномасштабных военных действий в атлантическом регионе. В мирное время они участвуют в боевых операциях в основном частично. В составе главных оборонительных сил НАТО - более 4000 самолетов и 500 с лишним кораблей.

Как расширялось НАТО

Итак, после распада СССР блок НАТО продолжил существовать, более того, активизировал свое влияние в мире. В 1999 году в Североатлантический союз вступили государства, еще недавно входившие в сферу влияния Советского Союза - Венгрия, Польша и Чехия. Через пять лет - другие бывшие соцстраны: Болгария, Румыния, Словения, Словакия, а также прибалтийские государства. В 2009-м появились новые члены НАТО - Албания с Хорватией. На фоне политического кризиса и боевых действий на Украине, как полагают некоторые эксперты, НАТО не будет проявлять устремлений к тому, чтобы далее расширяться. В частности, в ходе переговоров между руководством блока и представителями Украины вопрос о вхождении страны в НАТО, отмечают аналитики, прямо не ставится.

Вместе с тем, по мнению ряда экспертов, многие страны изъявляют желание вступить в блок. Это прежде всего балканские государства - Черногория, Македония, а также Босния и Герцеговина. Говоря о том, какие страны в НАТО стремятся всеми силами, следует отметить Грузию. Правда, по мнению некоторых аналитиков, конфликты в Абхазии и Южной Осетии - факторы, которые снижают привлекательность страны для блока. В среде экспертов бытует мнение, что дальнейшая экспансия НАТО зависит от позиции России. Например, на саммите в Бухаресте, проходившем в 2008 году, блок допустил вероятность присоединения некоторых но конкретных сроков не назвал из-за прозвучавшего на мероприятии мнения Владимира Путина о том, что появление НАТО возле границ России - прямая угроза. Эта позиция РФ остается актуальной и сегодня. Однако некоторые западные аналитики считают опасения России несостоятельными.

Военные учения Североатлантического союза

Поскольку НАТО - военная организация, для нее обычна практика масштабных армейских учений. В них участвуют самые разные виды войск. В конце 2013 года в Восточной Европе были проведены, как посчитали многие крупнейшие учения НАТО под названием Steadfast Jazz. Их принимали Польша и прибалтийские государства - Литва, Эстония и Латвия. НАТО созвало для участия в учениях более шести тысяч военных из разных стран, привлекло три сотни боевых машин, свыше 50 единиц авиации, 13 боевых кораблей. Условным противником блока было вымышленное государство «Ботния», совершившее акт агрессии в отношении Эстонии.

Придуманная военными аналитиками страна испытывала социальный, политический и экономический кризис, вследствие чего испортила отношение с зарубежными партнерами. В итоге противоречия вылились в войну, которая началась с вторжения «Ботнии» в Эстонию. На основании договоров о коллективной обороне военно-политический блок НАТО принял решение немедленно перебросить силы для защиты маленького прибалтийского государства.

За некоторыми этапами учения наблюдали представители вооруженных сил России (в свою очередь, за несколько месяцев до этого за совместными маневрами РФ и Белоруссии наблюдали военные НАТО). Руководство Североатлантического блока высказалось о возможности проведения совместных с Россией военных мероприятий. Эксперты отметили, что взаимная открытость НАТО и РФ при проведении военных учений способствует повышению доверия.

НАТО и США - ведущая военная держава блока - запланировали учения в странах Южной Европы в 2015 году. Предполагается, что в них будут участвовать порядка 40 тысяч солдат.

Оружие Североатлантического союза

Российские военные эксперты называют несколько образцов военной техники блока, аналогов которым в мире нет или очень мало. Это оружие НАТО, говорящее о высокой боеспособности армии Североатлантического союза. России, полагают военные аналитики, нужно особенно опасаться пяти видов вооружения. Во-первых, это танк Challenger 2 британского производства. Он вооружен 120-миллиметровой пушкой и оснащен мощной броней. Танк способен двигаться с хорошей скоростью - порядка 25 миль в час. Во-вторых, это подводная лодка, собираемая по так называемому «Проекту-212» немецкими оборонными предприятиями. Она характеризуется невысокой шумностью, приличной скоростью (20 узлов), отличным вооружением (торпеды WASS 184, DM2A4), а также ракетной системой. В-третьих, армия НАТО обладает боевыми самолетами По своим характеристикам они приближены к истребителям так называемого пятого поколения - американскому F-22 и российскому Т-50. Машина оснащена 27-миллиметровой пушкой и множеством видов ракет «воздух-воздух» и «воздух-земля». Некоторые эксперты считают, что противостоять Typhoon на равных могут только самые новые образцы российских самолетов, такие как Су-35. Другой примечательный вид вооружений НАТО - вертолет Eurocopter Tiger совместного производства Франции и Германии. По своим характеристикам он приближен к легендарному американскому AH-64 «Апач», однако меньше по габаритам и весу, что может давать машине преимущество в ходе боя. Вертолет вооружен множеством ракет («воздух-воздух», противотанковых). Ракета Spike, которая выпускается оборонными предприятиями Израиля, - еще один образец вооружений НАТО, на который российским военным, по мнению аналитиков, стоит обратить внимание. Spike - эффективное противотанковое оружие. Его особенность заключается в оснащенности боевой частью из двух ступеней: первая пробивает внешний слой брони танка, вторая - внутренний.

Военные базы Североатлантического союза

На территории каждой из стран Североатлантического союза есть хотя бы одна военная база НАТО. Рассмотрим в качестве примера Венгрию как бывшую страну соцлагеря. Первая база НАТО здесь появилась в 1998 году. Правительство США использовало венгерский аэродром "Тасар" при проведении операции с Югославией - отсюда вылетали в основном беспилотники и самолеты F-18. На этой же военно-воздушной базе в 2003 году обучались военные специалисты из числа оппозиционно настроенных групп в Ираке (незадолго до начала армией США боевых действий в этой ближневосточной стране). Говоря о союзниках американцев среди западных стран по вопросам размещения на своей территории военных баз, стоит особо отметить Италию. Сразу по окончании Второй мировой войны это государство стало размещать у себя большие контингенты военно-морских сил США.

Сейчас Пентагон оперирует портами в Неаполе, а также аэродромами в Виченце, Пьяченце, Трапани, Истране и многих других итальянских городах. Самая известная база НАТО в Италии - «Авиано». Она была построена еще в 50-х, но до сих пор многими военными специалистами считается лучшей в регионе. На ней, не считая инфраструктуры для взлета и посадки самолетов, есть ангары, в которых авиационная техника может укрыться в случае бомбардировок. Есть навигационное оборудование, при использовании которого боевые вылеты могут осуществляться ночью и практически при любой погоде. В числе новых баз НАТО в Европе - «Безмер», «Граф Игнатьево» и «Ново село» в Болгарии. Как посчитало правительство этой балканской страны, размещение войск НАТО усилит защищенность государства, а также окажет положительное влияние на уровень подготовки вооруженных сил.

Россия и НАТО

Несмотря на долгий опыт политического противостояния в 20 веке, делают попытки конструктивного взаимодействия на международной арене. Как было сказано выше, в 1991 году был подписан ряд документов о совместном решении некоторых вопросов в мировой политике. В 1994-м РФ присоединилась к инициированной Североатлантическим альянсом программе «Партнерство ради мира». В 1997 году Россия и НАТО подписали акт о сотрудничестве и безопасности, был создан Совместный постоянный совет, ставший вскоре главным ресурсом поиска консенсусов в ходе консультаций между РФ и блоком. События в Косово, как считают аналитики, сильно подорвали взаимное доверие России и альянса. Но, несмотря на это, сотрудничество продолжилось. В частности, работа Совета включает регулярные дипломатические встречи между послами и представителями армий. Главные направления сотрудничества в рамках Совета - борьба с терроризмом, контроль оружия массового уничтожения, противоракетная оборона, а также взаимодействие в условиях чрезвычайных ситуаций. Один из ключевых пунктов сотрудничества - пресечение незаконного оборота наркотиков в Центральной Азии. Взаимоотношения блока и РФ осложнились после войны в Грузии в августе 2008 года, вследствие чего диалог в рамках Совета «Россия-НАТО» был приостановлен. Но уже летом 2009-го, благодаря усилиям министров иностранных дел, Совет возобновил работу по ряду ключевых направлений.

Перспективы Североатлантического альянса

Ряд экспертов считает, что дальнейшее существование НАТО и перспективы расширения влияния блока зависят от состояния экономики стран-участниц. Дело в том, что военное партнерство в рамках этой организации подразумевает определенный процент расходов государственных бюджетов союзников на оборону. Но сейчас положение дел в бюджетной политике многих развитых стран далеко от идеала. Правительства ряда государств-членов НАТО, как полагают аналитики, не имеют финансовых ресурсов для масштабных вложений в вооруженные силы. Более того, показателен пример США - было подсчитано, что военные интервенции последних лет принесли американской экономике убытков на полтора триллиона долларов. По-видимому, никто из союзников не хочет испытывать на себе подобных эффектов от применения военной силы на мировой арене. В 2010-2013 годах бюджетные отчисления большинства европейских стран, входящих в НАТО, на оборону не превышали 2 % от ВВП (больше - только у Великобритании, Греции и Эстонии). В то время как в 90-е годы вполне естественным считался показатель в 3-4 %.

Есть версия, что страны ЕС склоняются к проведению независимой от США Особую активность в этом направлении проявляет Германия. Но это вновь упирается в финансовую составляющую: создание вооруженных сил в Европе, сопоставимых с американскими, может обойтись в сотни миллиардов долларов. Странам ЕС, испытывающим стагнацию в экономике, такие затраты могут оказаться не по силам.

- (NATO) Организация Североатлантического договора (НАТО). Создана в 1949 г., представляла собой кульминацию реакции Запада (West) на растущую опасность со стороны СССР после окончания 2 й мировой войны. Созданию НАТО предшествовали: активизация в… … Политология. Словарь.

НАТО - (Организация Североатлантического договора) (NATO (North Atlantic Treaty Organization)), оборонительный союз зап. держав. Основан в 1949 г., предназначался прежде всего для противодействия возраставшей воен. угрозе со стороны СССР и его союзников … Всемирная история

НАТО - Новосибирская ассоциация туристических организаций с 1998 г. Новосибирск, организация Источник: http://www.regnum.ru/news/353410.html НАТО Организация Североатлантического договора англ.: NATO, North Atlantic Treaty Organization с 1949… … Словарь сокращений и аббревиатур

Юридический словарь

См. Организация Североатлантического договора … Большой Энциклопедический словарь

НАТО - ОРГАНИЗАЦИЯ СЕВЕРОАТЛАНТИЧЕСКОГО ДОГОВОРА … Юридическая энциклопедия

Организация Североатлантического договора Карта стран членов Членство … Википедия

НАТО - (Организация Североатлантического договора, North Atlantic Treaty Organisation, NATO) международный военно политический союз, созданный для обеспечения американского военного преимущества в Евразии на основе Североатлантического договора,… … Большая актуальная политическая энциклопедия

Неизм.; ж. [прописными буквами] Военно политический союз некоторых европейских и североамериканских стран, созданный в 1949 г. для отражения внешней агрессии. ● Сокращение английских слов: North Atlantic Treaty Organization (Организация… … Энциклопедический словарь

НАТО - (Солтүстік Атлантика Шарты Ұйымы) капиталистік елдердің басты әскери саяси блогы. 1949 ж. АҚШ, Ұлыбритания, Франция, Италия, Канада, Люксембург, Португалия, Норвегия, Дания, Исландия мемлекеттерінің келісім шарты негізінде құрылды. Барлығы 12 ел… … Казахский толковый терминологический словарь по военному делу

Книги

  • НАТО и Россия. Наш ответ на угрозы Запада , Рогозин, Дмитрий Олегович. Дмитрий Рогозин - российский политик и государственный деятель. До декабря 2011 года он являлся чрезвычайным и полномочным послом России при Организации Североатлантического договора (НАТО) в…
  • Нато Вачнадзе. Встречи и впечатления , Нато Вачнадзе. Москва, 1953 год. Госкиноиздат. С фотоиллюстрациями. Издательский переплет. Сохранность хорошая. За 29 лет работы в киноискусстве актрисой Нато Вачнадзе накоплен огромный опыт. Множество…


Массаж