Живые и мёртвые в поэме "Мёртвые души". Души мертвые и живые в поэме Н.В. Гоголя «Мертвые души Мертвые и живые души в поэме н гоголя

Н.В. Гоголь работал над поэмой «Мертвые души» на протяжении 17-и лет, но закончить начатое ему было не суждено. Первый том поэмы в том виде как он есть – результат размышлений писателя о России и ее будущем.

Суть названия

Название «Мертвые души» подразумевает души умерших крестьян, которые покупает Чичиков. Но в большей степени мертвыми душами являются помещики, представившие в произведении целую галерею типичных для России того времени образов поместных дворян.

Представители «Мертвых душ»

Первым представителем душ мертвых и, пожалуй, самым безобидным является помещик Манилов. Его мертвенность выражается в бесплодном мечтании при далеко неутешительной реальности. Ничего кроме собственных фантазий его уже не интересует.

Вторым образом из этой галереи предстает образ Коробочки – «дубиноголовой» помещицы. По своей сути она накопитель, но настолько ограниченный в мышлении, что страшно становится. Ее внимания не удостаиваются вещи, которые невозможно продать, а то, чего она не знает – для нее вообще не существует. В этой ограниченности и мелочности автор и видит омертвение ее души.

Судьба сталкивает Чичикова с Ноздревым – помещиком-балагуром. Он веселится, беспечно проматывая свое имущество. Хотя у него есть задатки деятельности и целеустремленности, возможно, даже ума, он все равно принадлежит к разряду «мертвых», так как направляет свою энергию в пустоту. Да и сам он пустой внутри.

Собакевич – хороший хозяин, тоже накопитель, однако все его действия направлены на собственное благо, а окружающих он мнит единственно мошенниками.

Последний в списке помещик Плюшкин. Его бездуховность достигла апогея, он потерял человеческий облик, хотя когда-то был рачительным, бережливым хозяином. К нему ездили соседние помещики учиться экономии. После смерти жены, он словно сошел с ума, и его жажда накопительства приняла извращенные формы.

Целая неразделенная масса омертвевших душ представлена в облике чиновников губернского города, погрязших в карьеризме и взятничестве.

Живые души

Есть ли в поэме живые души? Я думаю, что живыми можно назвать образы русских крестьян, воплощающих собой идеал духовности, мастерства, мужества и любви к свободе. К примеру, образы умерших или сбежавших крестьян: мастер Михеев, сапожник Телятников, печник Милушкин и др.

Мнение Гоголя

Гоголь считает, что именно народ способен сохранить в себе душу. Поэтому будущее России зависит только от крестьянства.

В 1842 году была опубликована поэма «Мёртвые души». У Гоголя было множество проблем с цензурой: от названия до содержания произведения. Цензорам не нравилось, что в названии, во-первых, актуализирована социальная проблема махинаций с документами, а во-вторых, соединяются противоположные с точки зрения религии понятия. Гоголь менять название наотрез отказывался. Замысел писателя по-настоящему поражает: Гоголь хотел, будто Данте, описать весь мир, коим представлялась Россия, показать и положительные, и отрицательные черты, изобразить непередаваемую красоту природы и загадочность русской души. Всё это передано с помощью разнообразных художественных средств, да и сам язык повести лёгкий и образный. Недаром Набоков говорил, что Гоголя от комического до космического отделяет всего одна буква. Понятия «мёртвые живые души» в тексте повести смешиваются, словно в доме Облонских. Парадоксом становится то, что живая душа в «Мёртвых душах» оказывается только у умерших крестьян!

Помещики

В повести Гоголь рисует портреты современных ему людей, создаёт определённые типы. Ведь если присмотреться к каждому персонажу, изучить его жилище и семью, привычки и склонности, то общего у них практически не будет. Например, Манилов любил пространные размышления, любил немного пустить пыль в глаза (о чём говорит эпизод с детьми, когда Манилов при Чичикове задавал сыновьям разнообразные вопросы из школьной программы).

За его внешней привлекательностью и учтивостью не было ничего, кроме бессмысленной мечтательности, глупости и подражательства. Его совсем не интересовали бытовые мелочи, а умерших крестьян он и вовсе отдал бесплатно.

Настасья Филипповна Коробочка знала буквально всех и всё, что происходило в её небольшом имении. Она помнила наизусть не только имена крестьян, но и причины их смерти, а уж в хозяйстве у неё был полный порядок. Предприимчивая хозяйка пыталась дать в придачу к купленным душам муку, мёд, сало - словом всё, что производилось в деревне под её чутким руководством.

Собакевич же набивал цену каждой мёртвой душе, но зато сопроводил Чичикова в казённую палату. Он кажется наиболее деловым и ответственным помещиком среди всех персонажей Его полной противоположностью оказывается Ноздрёв, смысл жизни которого сводится к игре и выпивке. Даже дети не могут удержать дома барина: душа его постоянно требует всё новых и новых развлечений.

Последним помещиком, у которого Чичиков покупал души, был Плюшкин. В прошлом этот человек был хорошим хозяином и семьянином, но из-за неудачно сложившихся обстоятельств он превратился в нечто бесполое, бесформенное и бесчеловечное существо. После смерти горячо любимой жены его скупость и подозрительность получили над Плюшкиным безграничную власть, превратив его в раба этих низменных качеств.

Отсутствие подлинной жизни

Что же общего у всех этих помещиков? Что объединяет их с городничим, который получил орден ни за что, с почтмейстером, полицмейстером и другими чиновниками, которые пользуются своим служебным положением, а целью жизни которых является лишь собственное обогащение? Ответ очень прост: отсутствие желания жить. Ни один из персонажей не чувствует никаких положительных эмоций, по-настоящему не думает о возвышенном. Всеми этими мёртвыми душами руководят животные инстинкты и потребительство. В помещиках и чиновниках нет никакого внутреннего своеобразия, все они всего лишь пустышки, всего лишь копии копий, они ничем не выделяются на общем фоне, они - не исключительные личности. Всё высокое в этом мире опошлено и снижено: никто не любуется красотой природы, которую так живо описывает автор, никто не влюбляется, не совершает подвиги, не свергает царя. В новом продажном мире больше нет места исключительной романтической личности. Любовь здесь отсутствует как таковая: родители не любят детей, мужчины не любят женщин - люди просто пользуются друг другом. Так Манилову дети нужны как предмет гордости, с помощью которого можно увеличить вес в собственных глазах и в глазах окружающих, Плюшкин и вовсе знать не хочет дочь, которая по молодости сбежала из дому, а Ноздрёву безразлично есть у него дети или нет.

Страшнее всего даже не это, а то, что в этом мире царит безделье. При этом можно быть очень деятельным и активным человеком, но при этом бездельничать. Любые действия и слова персонажей лишены внутренней духовной наполняющей, лишены высшей цели. Душа здесь мертва, потому что больше не просит духовной пищи.

Может возникнуть вопрос: почему Чичиков скупает только мёртвые души? Ответ на него, конечно же, прост: лишнее крестьяне ему не нужны, а документы на умерших он продаст. Но будет ли такой ответ полным? Здесь автор тонко показывает, что мир живой и мёртвой души не пересекаются и не могут больше пересекаться. Вот только «живые» души теперь в мире мёртвых, а «мёртвые» - пришли в мир живых. При этом души мёртвые и живые в поэме Гоголя неразрывно связаны.

Есть ли живые души в поэме «Мертвые души»? Разумеется, есть. В их роли выступают умершие крестьяне, которым приписываются разнообразные качества и характеристики. Один пил, другой жену бил, а вот эта была работящей, а у этого были странные прозвища. Эти персонажи оживают и в воображении Чичикова, и в воображении читателя. И вот мы уже вместе с главным героем представляем досуг этих людей.

Надежда на лучшее

Мир, изображаемым Гоголем в поэме совершенно угнетает, а произведение носило бы слишком мрачный характер, если бы не тонко прописанные пейзажи и красоты Руси. Вот где лирика, вот где жизнь! Создаётся ощущение, что в пространстве, лишённом живых существ (то есть людей), сохранилась жизнь. И снова здесь актуализируется противопоставление по принципу живой-мёртвый, оборачивающееся парадоксом. В заключительной главе поэмы Русь сравнивается с лихой тройкой, которая мчится по дороге вдаль. «Мёртвые души», несмотря на общий сатирический характер, завершаются вдохновляющими строками, в которых звучит восторженная вера в народ.

Характеристика главного героя и помещиков, описание их общих качеств пригодятся учащимся 9 класса при подготовке к сочинению на тему «Мертвые живые души» по поэме Гоголя.

Тест по произведению

Н. В. Гоголь — писатель, чье творчество по праву вошло в золотой фонд классики русской литературы. Гоголь является писателем-реалистом, но связь искусства и реальности у него усложнена. Он ни в коем случае не копирует явления жизни, но всегда по-своему интерпретирует их. Гоголь умеет увидеть и показать обыденное под совершено новым углом зрения, в неожиданном ракурсе. И тогда рядовое событие обретает странную, порой даже зловещую, окраску. Именно так происходит и в поэме «Мертвые души».

Художественное пространство поэмы составляют два мира, которые можно условно обозначить как мир «реальный» и мир «идеальный». «Реальный» мир автор строит, воссоздавая современную ему картину российской жизни. По законам эпоса Гоголь воссоздает в поэме реальность, стремясь к максимальной широте охвата ее явлений. Мир этот уродлив. Мир этот страшен. Это мир перевернутых ценностей, духовные ориентиры в нем извращены, законы, по которым он существует, — аморальны. Но, живя внутри этого мира, родившись в нем и восприняв его законы, практически невозможно оценить степень его аморальности, увидеть про пасть, отделяющую его от мира истинных ценностей. Более того, невозможно понять причину, вызывающую духовную де-градацию, нравственный распад.

В этом мире живут Плюшкин, Ноздрев Манилов, прокурор, полицеймейстер и другие герои, являющие собой своеобразные карикатуры на современников Гоголя. Целую галерею характеров и типов, лишенных души,

создал Гоголь в поэме.

Первым в галерее этих характеров представлен Манилов. Создавая его об раз, Гоголь использует различные худо-жественные средства, в том числе пейзаж, описание поместья Манилова, интерьер его жилища. Вещи характеризуют Манилова в не меньшей степени, чем портрет и поведение: «У всякого есть свой задор, но у Манилова ничего не было». Главная его черта — неопределенность. Внешняя доброжелательность Манилова, его готовность оказать услугу представляются Гоголю чертами вовсе не привлекательными, так как все это в Ма-нилове гипертрофировано.

Глаза Манилова, «сладкие, как сахар», ничего не выражают. И эта сладость об-лика привносит ощущение неестественности каждого движения героя: вот на лице его появляется «выражение не только сладкое», но даже приторное, «подобное той микстуре, которую ловкий доктор за-сластил немилосердно, воображая ею обрадовать пациента». Что за «микстуру» засластила приторность Манилова? Пус-тоту, никчемность его, бездушие при бес-конечных рассуждениях о счастии, друж-бе и других высоких материях. Пока этот помещик благодушествует и мечтает, его имение приходит в упадок, крестьяне ра-зучились трудиться.

Совсем другое отношение к хозяйству у Коробочки. У нее «хорошенькая дере-венька», двор полон всякой птицы. Но Ко-робочка не видит ничего дальше своего носа, все «новое и небывалое» пугает ее. Ее поведением (что можно отметить и у Собакевича) руководит страсть к наживе, корысть.

Собакевич, по выражению Гоголя, «чер-тов кулак». Страсть к обогащению толка-ет его на хитрость, заставляет изыски-вать разные средства наживы. Поэтому в отличие от других помещиков он приме-няет новшество — денежный оброк. Его нисколько не удивляет купля-продажа мертвых душ, а волнует лишь то, сколько он за них получит.

Представитель еще одного типа поме-щиков — Ноздрев. Он непоседа, герой ярмарок, карточных столов. Он к тому же еще кутила, буян и враль. Хозяйство его запущено. В хорошем состоянии нахо-дится только псарня. Среди собак он как «отец родной». Доходы, получаемые с крестьян, он тут же проматывает.

Завершает портретную галерею гу-бернских помещиков Плюшкин. Он пока-зан иначе, чем все предыдущие типы. Пе-ред нами история жизни Плюшкина, тог-да как у предыдущих героев Гоголя как бы нет прошлого, которое отличалось бы от настоящего и что-то в нем объясняло. Мертвенность Плюшкина абсолютна. Причем мы видим, как постепенно он ли-шался всех человеческих качеств, как становился «мертвой душой».

В имении Плюшкина распад и разруше-ние, а сам помещик утратил даже челове-ческий облик: его, мужчину, дворянина, легко принять за бабку-ключницу. В нем и в его доме чувствуется неотвратимое воздействие тления, распада. Автор окре-стил его «прорехой на человечестве».

Венчает галерею помещиков Чичиков — плут, у которого все заранее просчитано, всецело охваченный жаждой обогаще-ния, меркантильными интересами, погу-бивший свою душу.

А ведь кроме помещиков есть еще и го-род N, а в нем — губернатор, вышиваю-щий шелком по тюлю, и дамы, хвастаю-щиеся модной тканью, и Иван Антонович Кувшинное рыло, и целый ряд чиновников, бесцельно проедающих и проигры-вающих в карты свою жизнь.

Есть в поэме еще один герой — народ. Это та самая живая душа, которая хранит и выявляет все лучшее человеческое. Да, смешны дядя Митяй и дядя Миняй, смеш-ны своей недалекостью, но ведь их талант и их жизнь — в труде. И народ составляет часть мира «идеального», который стро-ится в строгом соответствии с истинными духовными ценностями, с тем высоким идеалом, к которому стремится живая ду-ша человека.

Два мира, представленные в поэме, вза-имно исключают друг друга. По сути, миру «идеальному» противостоит «антимир», в котором добродетель смешна и нелепа, а порок считается нормальным. Для дости-жения резкого контраста мертвого и живо-го Гоголь прибегает к множеству разнооб-разных приемов. Во-первых, мертвенность «реального» мира определяется засилием в нем материального начала. Вот почему в описаниях широко используются длин-ные перечисления материальных объек-тов, как бы вытесняющих духовную состав-ляющую. Также поэма изобилует фрагмен-тами, написанными в гротескном стиле: персонажи часто сравниваются с животны-ми или вещами.

В названии поэмы заложен глубочай-ший философский смысл. Само понятие «мертвые души» — бессмыслица, ведь душа, согласно христианским канонам, бессмертна. Для «идеального» мира ду-ша бессмертна, так как она воплощает божественное начало в человеке. А в ми-ре «реальном» вполне возможна «мерт-вая душа», потому что для него душа только то, что отличает живого от покой-ника. Так, когда умирает прокурор, окру-жающие догадались о том, что у него «была точно душа», лишь когда он стал «одно только бездушное тело». Этот мир безумен — он забыл о душе, а бездухов-ность и есть причина распада. Только с понимания этой причины может начать-ся возрождение Руси, возвращение утра-ченных идеалов, духовности, души в ис-тинном, высшем ее значении.

Чичиковская бричка, идеально преобра-зившаяся в последнем лирическом от-ступлении в символ вечно живой души русского народа — чудесную «птицу-трой-ку», завершает первый том поэмы. Вспом-ним, что начинается поэма с, казалось бы, бессмысленной беседы двух мужиков о том, доедет ли колесо до Москвы, с опи-сания пыльных, серых, тоскливых улиц гу-бернского города. Бессмертие души — вот единственное, что вселяет в автора ве-ру в обязательное возрождение его геро-ев и всей жизни, всей Руси.

В 1842 году была опубликована поэма «Мёртвые души». У Гоголя было множество проблем с цензурой: от названия до содержания произведения. Цензорам не нравилось, что в названии, во-первых, актуализирована социальная проблема махинаций с документами, а во-вторых, соединяются противоположные с точки зрения религии понятия. Гоголь менять название наотрез отказывался. Замысел писателя по-настоящему поражает: Гоголь хотел, будто Данте, описать весь мир, коим представлялась Россия, показать и положительные, и отрицательные черты, изобразить непередаваемую красоту природы и загадочность русской души. Всё это передано с помощью разнообразных художественных средств, да и сам язык повести лёгкий и образный. Недаром Набоков говорил, что Гоголя от комического до космического отделяет всего одна буква. Понятия «мёртвые живые души» в тексте повести смешиваются, словно в доме Облонских. Парадоксом становится то, что живая душа в «Мёртвых душах» оказывается только у умерших крестьян!

Помещики

В повести Гоголь рисует портреты современных ему людей, создаёт определённые типы. Ведь если присмотреться к каждому персонажу, изучить его жилище и семью, привычки и склонности, то общего у них практически не будет. Например, Манилов любил пространные размышления, любил немного пустить пыль в глаза (о чём говорит эпизод с детьми, когда Манилов при Чичикове задавал сыновьям разнообразные вопросы из школьной программы).

За его внешней привлекательностью и учтивостью не было ничего, кроме бессмысленной мечтательности, глупости и подражательства. Его совсем не интересовали бытовые мелочи, а умерших крестьян он и вовсе отдал бесплатно.

Настасья Филипповна Коробочка знала буквально всех и всё, что происходило в её небольшом имении. Она помнила наизусть не только имена крестьян, но и причины их смерти, а уж в хозяйстве у неё был полный порядок. Предприимчивая хозяйка пыталась дать в придачу к купленным душам муку, мёд, сало - словом всё, что производилось в деревне под её чутким руководством.

Собакевич же набивал цену каждой мёртвой душе, но зато сопроводил Чичикова в казённую палату. Он кажется наиболее деловым и ответственным помещиком среди всех персонажей Его полной противоположностью оказывается Ноздрёв, смысл жизни которого сводится к игре и выпивке. Даже дети не могут удержать дома барина: душа его постоянно требует всё новых и новых развлечений.

Последним помещиком, у которого Чичиков покупал души, был Плюшкин. В прошлом этот человек был хорошим хозяином и семьянином, но из-за неудачно сложившихся обстоятельств он превратился в нечто бесполое, бесформенное и бесчеловечное существо. После смерти горячо любимой жены его скупость и подозрительность получили над Плюшкиным безграничную власть, превратив его в раба этих низменных качеств.

Отсутствие подлинной жизни

Что же общего у всех этих помещиков? Что объединяет их с городничим, который получил орден ни за что, с почтмейстером, полицмейстером и другими чиновниками, которые пользуются своим служебным положением, а целью жизни которых является лишь собственное обогащение? Ответ очень прост: отсутствие желания жить. Ни один из персонажей не чувствует никаких положительных эмоций, по-настоящему не думает о возвышенном. Всеми этими мёртвыми душами руководят животные инстинкты и потребительство. В помещиках и чиновниках нет никакого внутреннего своеобразия, все они всего лишь пустышки, всего лишь копии копий, они ничем не выделяются на общем фоне, они - не исключительные личности. Всё высокое в этом мире опошлено и снижено: никто не любуется красотой природы, которую так живо описывает автор, никто не влюбляется, не совершает подвиги, не свергает царя. В новом продажном мире больше нет места исключительной романтической личности. Любовь здесь отсутствует как таковая: родители не любят детей, мужчины не любят женщин - люди просто пользуются друг другом. Так Манилову дети нужны как предмет гордости, с помощью которого можно увеличить вес в собственных глазах и в глазах окружающих, Плюшкин и вовсе знать не хочет дочь, которая по молодости сбежала из дому, а Ноздрёву безразлично есть у него дети или нет.

Страшнее всего даже не это, а то, что в этом мире царит безделье. При этом можно быть очень деятельным и активным человеком, но при этом бездельничать. Любые действия и слова персонажей лишены внутренней духовной наполняющей, лишены высшей цели. Душа здесь мертва, потому что больше не просит духовной пищи.

Может возникнуть вопрос: почему Чичиков скупает только мёртвые души? Ответ на него, конечно же, прост: лишнее крестьяне ему не нужны, а документы на умерших он продаст. Но будет ли такой ответ полным? Здесь автор тонко показывает, что мир живой и мёртвой души не пересекаются и не могут больше пересекаться. Вот только «живые» души теперь в мире мёртвых, а «мёртвые» - пришли в мир живых. При этом души мёртвые и живые в поэме Гоголя неразрывно связаны.

Есть ли живые души в поэме «Мертвые души»? Разумеется, есть. В их роли выступают умершие крестьяне, которым приписываются разнообразные качества и характеристики. Один пил, другой жену бил, а вот эта была работящей, а у этого были странные прозвища. Эти персонажи оживают и в воображении Чичикова, и в воображении читателя. И вот мы уже вместе с главным героем представляем досуг этих людей.

Надежда на лучшее

Мир, изображаемым Гоголем в поэме совершенно угнетает, а произведение носило бы слишком мрачный характер, если бы не тонко прописанные пейзажи и красоты Руси. Вот где лирика, вот где жизнь! Создаётся ощущение, что в пространстве, лишённом живых существ (то есть людей), сохранилась жизнь. И снова здесь актуализируется противопоставление по принципу живой-мёртвый, оборачивающееся парадоксом. В заключительной главе поэмы Русь сравнивается с лихой тройкой, которая мчится по дороге вдаль. «Мёртвые души», несмотря на общий сатирический характер, завершаются вдохновляющими строками, в которых звучит восторженная вера в народ.

Характеристика главного героя и помещиков, описание их общих качеств пригодятся учащимся 9 класса при подготовке к сочинению на тему «Мертвые живые души» по поэме Гоголя.

Тест по произведению

Любите книгу, она облегчит вам жизнь, дружески поможет разобраться в пестрой и бурной путанице мыслей, чувств, событий, она научит вас уважать человека и самих себя, она окрыляет ум и сердце чувством любви к миру, к человеку.

Maxim Gorky

Живые и мёртвые в поэме "Мёртвые души"

" " - это правдивая история о России, об её прошлом, настоящем и будущем. Проблему совершенствования нации автор ставит в прямую связь с преобразованием каждого человека.
Поэтому разговор о настоящем и будущем России оказывается размышлением о возможности нравственного перерождения души.

В романе "Мёртвые души" условно можно выделить две группы героев: души мёртвые (души, которые не способны к возрождению) и души живые (способны к возрождению или живут духовной жизнью). Всех мёртвых героев поэмы объединяет бездуховность, мелочность интересов, замкнутость на одной какой-либо страсти. Мёртвые души - помещики, показанные крупным планом (Манилов, Собакович, Ноздрев, Коробочка).

В каждом из этих героев Н.В. отмечает какие-то типичные черты. Манилов - слишком слащавый, сентиментальный, беспочвенно мечтательный и неспособный к решительному действию. Собакевич - воплощение бездуховности, плотского начала, прижимистости ("человек-кулак"). Коробочка обвиняется в транжирстве, бесшабашности, расточительности, лжи, вранье, тупости, низости интересов.

Миру мёртвых душ противостоят живые души крепостных крестьян. Они появляются в лирических отступлениях и в думах Чичикова и у них даже есть имена (умелые, которые любят трудиться, мастеровые люди, Максим Телетняков, Степан Пробка, Пименов).

Изображая в своём произведении живые души, автор не идеализирует народ: есть в народе любящие выпить, есть и ленивцы, вроде лакея Петрушки, есть и бестолковые, вроде дяди Митя. Но в целом, народ, хотя он бесправен и задавлен, стоит выше мёртвых душ, и не случайно части книги, посвященные ему, овеяны лёгким лиризмом. Пародокс в том, что мёртвые души долго живут, а живые почти все умерли.



Дом