Если и были какие-то сомнения в художественном таланте Бернини, то успех фонтана Четырёх Рек окончательно развеял их. Бернини

Джованни-Лоренцо Бернини - гений Барокко (7 декабря1598, Неаполь - 28 ноября 1680, Рим) Учитель ИЗО,МХК. МОУ Ильинской СОШ Лебедь С.Г Автопортрет «Я победил мрамор и сделал его гибким, как воск, и этим самым смог до известной степени объединить скульптуру с живописью» Лоренцо Бернини Джованни Лоренцо Бернини великий итальянский архитектор и скульптор, крупнейший представитель римского и всего итальянского барокко, ученик своего отца Пьетро Бернини. Его творчество может служить эталоном эстетики барокко: для него характерны «повышенная эмоциональность, театральность, активное противоборство пространства и массы, сочетание религиозной аффектации с подчёркнутой чувственностью» Джованни Лоренцо Бернини Бернини был выдающимся мастером и обладал поистине разносторонними талантами. Он был скульптором, архитектором, живописцем, театральным декоратором, автором пьес и их постановщиком, знаменитым острословом и карикатуристом. Для современников он был гением, « Микеланджело нового века». Мастер был обласкан монархами и князьями церкви и вел жизнь владетельного князя искусства - жизнь, наполненную в то же время неутомимым трудом. Его биограф и современник Ф. Бальдинуччи писал, что Бернини отдавал работе над мрамором очень много времени, трудясь без перерыва. А когда его пытались оторвать от скульптур, он говорил: «Оставьте меня, я влюблен». В пылу увлеченности работой он мог свалиться с лесов, поэтому приходилось держать рядом с ним специального человека. Творчество Бернини, поражавшее его современников грандиозностью замыслов и смелостью их осуществления, оказало большое влияние на всё европейское искусство 17-18 вв. Самое известное произведение Бернини - пьяцца Сан-Пьетро в Риме Крупнейшая архитектурная работа Бернини - окончание многолетнего строительства собора святого Петра в Риме и оформление площади перед ним (1656-1667). Сооруженные по проекту Бернини два могучих крыла монументальной колоннады замкнули обширное пространство площади. Расходясь от главного, западного фасада собора, колоннады образуют сначала форму трапеции, а затем переходят в громадный овал, подчеркивающий особую подвижность композиции, призванной организовывать движение массовых процессий. 284 колонны и 80 столбов высотой по 19 м составляют эту четырехрядную крытую колоннаду, 96 больших статуй венчают ее аттик. По мере движения по площади и изменения точки зрения кажется, что колонны то сдвигаются теснее, то раздвигаются, и архитектурный ансамбль будто разворачивается перед зрителем. Мастерски включены в оформление площади декоративные элементы: зыбкие струи воды двух фонтанов и стройный египетский обелиск между ними, которые акцентируют середину площади. По выражению самого Бернини, площадь, «подобно распростертым объятиям», захватывает зрителя, направляя его движение к фасаду собора (архитектор Карло Мадерна), украшенного грандиозными приставными коринфскими колоннами, которые возвышаются и господствуют над всем этим торжественным барочным ансамблем. Самое известное произведение Бернини - пьяцца Сан-Пьетро в Риме Площадь Святого Петра или пьяцца Сан Пьетро - грандиозная площадь в виде двух симметричных полукружий, разбитая перед базиликой св. Петра в Риме по проекту Бернини в 1656-67 годах. Площадь обрамляют спроектированные Бернини полукруглые колоннады тосканского ордера. Посередине - египетский обелиск, привезённый в Рим императором Калигулой. Это единственный обелиск в городе, который простоял в неизменном виде вплоть до Возрождения. Средневековые римляне полагали, что в металлическом шаре на вершине обелиска хранится прах Юлия Цезаря. От обелиска по брусчатке расходятся лучи из травертина, устроенные так, чтобы обелиск выполнял роль гномона. Собор святого Петра. католический собор, являющийся наиболее крупным сооружением Ватикана и до последнего времени считавшийся самой большой христианской церковью в мире Общая высота собора составляет 136м. Коллонада перед собором святого Петра. Вид площади перед собором св. Петра в 1909 году Киворий, называемый "Балдахин Святого Петра", 1624-1633 гг Трон Святого Петра, 1657-1666 гг. Лестница Скала Реджи, 1632 Фонтаны Этот фонтан расположен на площади Барберини, недалеко от палаццо Барберини. Фонтан Тритона Фонтаны Фонтан Баркачча Фонтан пчел Фонтан четырех рек Фонтан Четырёх рек - один из самых знаменитых фонтанов Рима. Находится на пьяцца Навона. Сооружён в 1648-1651 гг. по проекту Бернини. Фонтан четырех рек Скульптура Скульптурам Лоренцо Бернини присущи текучая стремительность движения, сочетание религиозной аффектации с экзальтированной чувственностью Экстаз Святой Терезы - алтарная группа в капелле Корнаро в римской церкви Санта-Мария-делла-Витториа, созданная в 1645-1652 г.(композиция, где парящие на облаке фигуры святой и ангела сияют нестерпимой белизной среди колонн цветного мрамора, на фоне бронзового фронтона, серого туфа и позолоченных лучей, испускающих мистический свет, отражая лучи солнца из невидимого зрителю окна). Вакханалия 1617, Метрополитенмузей, Нью-Йорк Нептун и Тритон, 1620 Музей Виктории и Альберта, Лондон Истина 1650, Галерея Боргезе, Рим Добродетель.1634 Похищение Прозерпины, 1621-1622 гг. Лоренцо Бернини - гений Барокко В колоссальном наследии Бернини, кроме архитектурных и скульптурных шедевров, остались живописные и графические работы. Он был постановщиком театральных феерий, автором комедий, декоратором и конструктором, впервые, в частности, изобретшим замечательную машину «восход солнца». Слух о ней дошел до французского короля Людовика XIII, попросившего у автора модель, и тот послал ее с примечанием: «Будет работать, когда я вам пошлю мои руки и голову».

Джованни Лоренцо БерниниДЖОВАННИ ЛОРЕНЦО БЕРНИНИ
Джованни Лоренцо Бернини родился 7 декабря
1598, Неаполь - итальянский архитектор и
скульптор. Являлся видным архитектором и
ведущим скульптором своего времени, считается
создателем стиля барокко в скульптуре. Как
отмечалось, «Чем Шекспир является для
драматургии, тем Бернини стал для скульптуры:
первый скульптор, чье имя мгновенно
отождествляется с определённой манерой и
видением, и чьё влияние было непомерно
сильно…». Кроме того, он был художником и
человеком театра: он писал, ставил пьесы и играл
в них и даже проектировал декорации и
театральные машины. Также он уделял время
созданию декоративных предметов, таких как
лампы, столы, зеркала, и даже кареты. Как
архитектор и градостроитель он проектировал
церкви, капеллы и светские здания, а также
разрабатывал крупные объекты, сочетающие в
себе архитектуру и скульптуру, такие как
публичные фонтаны и надгробные памятники.
Известен он и целой серией временных
сооружений возведённых для похорон и
карнавалов.

Аполлон и Дафна (1622-1625).
Бернини обладал способностью не только
изобразить драматическое повествование с
персонажами, испытывающими сильные
переживания, но и организовать масштабные
скульптурные проекты, передающие
неподдельное величие. Его мастерство в
обработке мрамора затмило других скульпторов
его поколения и сделало его достойным
преемником Микеланджело. Его талант
простирался далеко за пределы скульптуры, он
проявлял внимание к окружению, в котором
окажется его работа, его умение объединить
скульптуру, живопись и архитектуру в единое
концептуальное и визуальное целое назвали
«единством изобразительных искусств». Кроме
того, будучи глубоко верующим человеком и
работая в Риме периода Контрреформации,
Бернини применял свет как театральный и
метафорический инструмент в своих религиозных
сооружениях, часто используя скрытые источники
света, которые могли бы усилить эффект
богослужений или повысить драматизм
скульптурного повествования.

Личная жизнь

ЛИЧНАЯ ЖИЗНЬ
В конце 1630-х у Бернини был роман с замужней
дамой по имени Констанца, женой одного из его
помощников. В разгар романа Бернини даже изваял
мраморный бюст своей избранницы. Позднее у неё
был роман с его младшим братом, который был
ближайшим помощником Бернини в мастерской. Узнав
об этом, Бернини пришёл в ярость, преследовал брата
по улицам Рима, намереваясь его убить, а также
послал слугу изрезать бритвой лицо Констанце. Слуга
был заключён в тюрьму, Констанца также подверглась
заключению, за прелюбодеяние. Женился Бернини
только в мае 1639 года, когда в возрасте 41 года
заключил договорной брак с двадцатидвухлетней
римлянкой Катериной Тецио. Она родила ему
одиннадцать детей, включая Доменико Бернини,
который стал первым биографом своего отца.

Фонтан Тритона (1624-1643)

ФОНТАН ТРИТОНА (1624-1643)
Этот фонтан расположен на
площади Барберини. Заказал
его папа Урбан VIII. Фонтан
довольно небольшой. Его
постамент образуют четыре
дельфина, которые держат на
кончиках хвостов гигантскую
раскрытую раковину, на
раскрытых створках которой
стоит Тритон, сын бога
Посейдона. Тритон трубит в
рог, и струя воды наполняет
чашу фонтана. Между
дельфинами можно заметить
гербы рода Берберини папские тиары.

Экстаз Святой Терезы (1647-1652)

ЭКСТАЗ СВЯТОЙ ТЕРЕЗЫ (1647-1652)
Эту статую знают не только любители
архитектуры, но и все те, кто видел фильм
"Ангелы и Демоны" по книге Дэна Брауна. По
сюжету, статуя - одна из загадок, разгадав
которую, можно найти тайный орден
Иллюминатов. Конечно, это мало вероятно, но
скульптура действительно хороша. Настолько
мастерски изображены чувства святой, что
неподготовленный зритель ощущает увиденное
как сильнейшее чувственное переживания. Лицо
святой Терезы отражает муку, она словно стонет,
лицо её бледно человеческой бледностью.
Иллюстрирует композиция мистическое видение
святой Терезы, которое она описала так: "Я
видела ангела в телесном обличье по левую руку
от меня. Он был мал ростом и очень красив. Я
видела в его руках длинную золотую стрелу, на
острие которой словно бы горел огонь. И затем
показалось мне, что этой стрелой он несколько
раз пронзил мое сердце и проник до самых моих
внутренностей, а когда он извлек стрелу,
показалось мне, что он взял с нею мое сердце, и
он оставил меня воспламененной великой
любовью к Богу". И все эти чувства бесподобно
изображены Бернини.

Фонтан Четырёх рек (1648-1651)

ФОНТАН ЧЕТЫРЁХ РЕК (1648-1651)
Ещё одна работа Бернини, знакомая
по "Ангелам и демонам". В 1644 году
из египетской Александрии был
привезен языческий обелиск. По
решению папы Римского – Иннокентия
Х было решено установить его на
площади Навона, в знак победы
католичества над язычеством. Но для
дополнения картины обелиска нужен
был фонтан который бы дополнил
композицию. Из-за сплетен
злопыхателей, Бернини никак не мог
получить этот заказ. Тогда он
изготовил макет и предложил
поставить его в гостиной Папы.
Оценив совершенство форм будущего
фонтана Иннокентий Х немедленно
дал согласие на его возведение.
Барромини, кстати, при открытии этого
фонтана, сказал что вода из него не
пойдет, из-за неправильных
рассчётов. Бернини, будучи человеком
малограмотным в точных науках,
сильно волновался, но когда воду
пустили, все работало идеально.

Площадь Святого Петра (1656-1667)

ПЛОЩАДЬ СВЯТОГО ПЕТРА (1656-1667)
Площадь Святого Петра
выполнена в виде двух
симметричных полукружий и
разбита перед базиликой
Святого Петра в Риме. Здесь
объявляют о том, кто стал
новым папой. Площадь
обрамляют спроектированные
Бернини полукруглые
колоннады, образующие в
сочетании с собором
символическую форму "ключа
Св. Петра".
Посередине - египетский обелиск, привезенный в Рим Калигулой. Это единственный
обелиск в городе, который не изменялся вплоть до эпохи Возрождения. Средневековые
римляне полагали, что в металлическом шаре на вершине обелиска хранится прах Юлия
Цезаря.

Смерть

СМЕРТЬ
Могила Бернини в церкви Санта-Мария-Маджоре
Бернини умер в Риме
в 1680 году и
похоронен вместе с
родителями в
фамильной
усыпальнице в
церкви Санта-МарияМаджоре.

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

«Лоренцо Бернини-гений барокко» Работу выполнила ученица 11 класса МБОУ «Ульяновская СОШ» Аржаева Мария.

2 слайд

Описание слайда:

Разберемся что же такое Барокко. Барокко - одно из главных стилевых направлений в искусстве Европы и Америки конца XVI - середины XVIII вв. Зародившись в конце XVI века, барокко, в сущности, было естественным продолжением ренессансного стиля. Формирование исторического стиля Барокко, прежде всего, связано с кризисом идеалов Итальянского Возрождения в середине XVI в. и стремительно меняющейся «картиной мира» на рубеже XVI-XVII вв. Вместе с тем, новое искусство стиля Барокко выросло на формах Классицизма эпохи Возрождения.

3 слайд

Описание слайда:

Характерные черты барокко. Для архитектуры Барокко характерны пространственный размах, слитность, текучесть сложных, обычно криволинейных форм, грандиозность, пышность и динамика, патетическая приподнятость, интенсивность чувств, пристрастие к эффектными зрелищам, совмещение иллюзорного и реального, сильные контрасты масштабов и ритмов, материалов и фактур, света и тени.

4 слайд

Описание слайда:

ПЛОЩАДЬ СВЯТОГО ПЕТРА Лоренцо Бернини выполнял работы для собора Святого Петра с 1624 г. до конца жизни. Он создал монументальные статуи святых и папские надгробия, возвёл кафедру в главном алтаре и киворий (надстройку) над могилой Святого Петра - удивительный пример единства скульптуры и архитектуры. Но самое замечательное творение мастера - площадь перед собором (1657-1663 гг.). Площадь нередко становилась местом папских богослужений. Именно здесь, перед главным собором католического мира, огромное число паломников, говорящих на разных языках, должны были почувствовать своё духовное единство.

5 слайд

Описание слайда:

Джованни Лоренцо Бернини (Джан Лоренцо Бернини; итал.Giovanni Lorenzo Bernini; 7 декабря 1598, Неаполь - 28 ноября 1680, Рим) - итальянский архитектор и скульптор. Являлся видным архитектором и ведущим скульптором своего времени, считается создателем стиля барокко в скульптуре. Как отмечалось, «Чем Шекспир является для драматургии, тем Бернини стал для скульптуры: первый пан-европейский скульптор, чье имя мгновенно отождествляется с определённой манерой и видением, и чьё влияние было непомерно сильно…». Кроме того, он был художником (в основном, небольшие работы маслом) и человеком театра: он писал, ставил пьесы и играл в них (по большей части, сатирические, для карнавалов) и даже проектировал декорации и театральные машины. Характерные черты итальянского барокко нашли наиболее яркие воплощение в творчестве Лоренцо Бернини.

6 слайд

Описание слайда:

7 слайд

Описание слайда:

«Экстаз Святой Терезы» «Экстаз Святой Терезы» (1645-1652 гг.) для алтаря капеллы семейства Корнаро в римском храме Санта-Мария делла Витториа. Святая Тереза Авильская жила в Испании в XVI в., занималась богословием, реформировала монашеский орден кармелиток. Бернини изобразил мистическое видение, описанное в её духовном сочинении: «Я видела ангела в телесном обличье по левую руку от меня. Он был мал ростом и очень красив. Я видела в его руках длинную золотую стрелу, на острие которой словно бы горел огонь. И затем показалось мне, что этой стрелой он несколько раз пронзил моё сердце и проник до самых моих внутренностей, а когда он извлёк стрелу, показалось мне, что он взял с нею моё сердце, и он оставил меня воспламенённой великой любовью к Богу»

8 слайд

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

Джованни Лоренцо Бернини (1598 – 1680) итальянский скульптор, архитектор Работы Лоренцо Бернини выделяются пространственным размахом, парадной пышностью декора, гибкой динамикой форм, смелыми перспективными эффектами, целостным синтезом искусств. Работа по МХК ученицы 10 класса «А» гимназии № 405 Екатерины Бахваловой Учитель: Н.В.Дудкина

2 слайд

Описание слайда:

Введение Джованни Лоренцо Бернини – крупнейший скульптор и архитектор Италии ХVII века. Родился 7 декабря 1598 года в Неаполе. Был наиболее чистым представителем итальянского барокко. Сын известного скульптора Пьетро Лоренцо Бернини. Лоренцо было лет десять, когда его отец, известный скульптор Пьетро Бернини, переехал по приглашению папы Павла V из Неаполя в Рим для работы над мраморной группой в одной из ватиканских капелл. Получивший к тому времени технические навыки обработки мрамора мальчик, попав в Ватикан, запирался в залах, рисуя с утра до вечера. О его даровании пошли слухи, он попался на глаза самому Павлу V, получил заказ от племянника папы, кардинала Шипионе да Боргезе, и поразил всех, создав необычные скульптурные произведения. Юный самоучка сумел добиться невероятной динамики масс и линий, отражающей эмоциональное напряжение персонажей, и почти иллюзорной вещественности.

3 слайд

Описание слайда:

Введение В 17 лет он мог уже принять заказ на портретный бюст епископа Сантоки, установленный на его надгробии, а в 20 лет – выполнить портрет папы Павла V. Вслед за этим он несколько лет провел за созданием четырех больших мраморных скульптур, которые заказал ему для сада при своем дворце любитель искусства и коллекционер кардинал Шипионе Боргезе. В 1650 – 1670 гг. Бернини делит свое внимание между созданием уличных фонтанов, монументальных надгробий и архитектурных сооружений. В качестве придворного архитектора и скульптора римских пап Бернини выполнял заказы, возглавлял все остальные архитектурные, скульптурные и декоративные работы, которые велись по украшению столицы.

4 слайд

Описание слайда:

Площадь святого петра Площадь Святого Петра или пьяцца Сан Пьетро – грандиозная площадь в виде двух симметричных полукружий, разбитая перед базиликой Св. Петра в Риме по проекту Джованни Бернини в 1656 – 1667 годах. Здесь собираются толпы верующих, чтобы слушать выступления понтифика. Площадь обрамляют спроектированные Бернини полукруглые колоннады тосканского ордера, образующие в сочетании с собором символическую форму «ключа Св. Петра».

5 слайд

Описание слайда:

Площадь святого петра Посередине – египетский обелиск из Гелиополя, привезённый в Рим императором Калигулой и, по преданиям, украшавший цирк Нерона, в котором и был казнён апостол Пётр и на месте которого воздвинут собор. Это единственный обелиск в городе, который простоял в неизменном виде вплоть до Возрождения. Средневековые римляне полагали, что в металлическом шаре на вершине обелиска хранится прах Юлия Цезаря. От обелиска по брусчатке расходятся лучи из травертина, устроенные так, чтобы обелиск выполнял роль гномона.

6 слайд

Описание слайда:

7 слайд

Описание слайда:

АПОЛЛОН И ДАФНА Мраморная скульптура в стиле барокко, выполненная в 1622 – 1625 годах, находится в Галерее Боргезе в Риме. Сюжет основывается на одном из рассказов, включенных в «Метаморфозы» Овидия. Скульптор запечатлел итог мифологической погони бога солнца Аполлона за прекрасной нимфой Дафной. Настигаемая Аполлоном, Дафна просит помощи у богов - и начинает превращаться в лавр. Мы видим героев в тот самый миг, когда Аполлон практически настиг беглянку, но пальцы рук Дафны уже превращаются в ветви, а ноги - в корни лавра.

8 слайд

Описание слайда:

Нептун и тритон Это скульптура XVII века, созданная итальянским архитектором и скульптором Джованни Лоренцо Бернини. Выставлена в музее Виктории и Альберта в Лондоне. Работа над скульптурой велась с 1620 по 1624 год. Высечена из мрамора, в высоту достигает 182 см. Сцена скульптуры взята из «Энеиды» Вергилия. Нептун успокаивает море для обеспечения безопасного прохода Энея. Тритон, сын Нептуна, даёт сигнал из горна. Первоначально струи воды бились из рога Тритона. Подобный механизм также был использован в фонтане Тритона на Пьяцца Барберини в Риме.

9 слайд

Описание слайда:

Статуя святой терезы Алтарная группа в капелле Корнаро в римской церкви Санта-Мария-делла-Витториа, созданная в 1645 - 1652 годах Джованни Лоренцо Бернини по заказу венецианского кардинала Федерико Корнаро. Скульптура посвящена святой Терезе, испанской монахине и католической святой, жившей в XVI веке. В одном из писем святая Тереза рассказала, как однажды во сне «к ней явился ангел в плотском образе» и пронзил ей чрево золотой стрелой с огненным концом, отчего она испытала «сладостную муку». Бернини воплотил это мистическое видение в мраморе.

10 слайд

Описание слайда:

о работах бернини Скульптурам Бернини присущи текучая стремительность движения, сочетание религиозной аффектации с экзальтированной чувственностью (“Экстаз Святой Терезы”, мрамор, 1644 - 1652, капелла Корнаро церкви Санта-Мария делла Витториа в Риме). В видении Святой Терезы Авильской ангел пронзает ее сердце золотым копьем. Экстаз физический и духовный - символ любви Святой Терезы к Богу - демонстрирует силу ее мистического опыта. Эта мраморная группа являет собой совершенный образец барочного духа в скульптуре - она наполнена драматизмом и душевным волнением. Виртуозность в исполнении и утонченность скульптур Бернини напоминает одновременно работы Микеланджело и античную пластику, а также сочетает в себе стилистические черты его современников - Караваджо, Аннибале Карраччи и Гвидо Рени. Превосходный архитектор и скульптор, Бернини на всем протяжении золотого века римского искусства фактически монополизировал папские заказы.

11 слайд

Описание слайда:

12 слайд

Описание слайда:

Фонтан четырех рек Один из самых знаменитых фонтанов Рима. Находится на пьяцца Навона. Сооружён в 1648 – 1651 гг. по проекту Бернини. В 1644 г. папа из рода Памфили решил возвести рядом с семейным дворцом Памфили египетский обелиск, как считалось в то время, привезённый в Рим императором Каракаллой. (На самом деле обелиск псевдоегипетский, создан при Домициане).

13 слайд

Описание слайда:

Фонтан четырех рек Был объявлен конкурс на лучший проект, однако великий Бернини не был допущен к участию из-за происков недругов. Несмотря на это, Бернини подготовил проект фонтана, предусматривавший размещение вокруг обелиска статуй речных богов главных рек четырёх частей мира (Нила, Ганга, Дуная и Ла-Платы).

14 слайд

Описание слайда:

Фонтан тритона Этот фонтан расположен на площади Барберини, недалеко от палаццо Барберини. Фонтан был сделан в 1642 году по заказу папы Урбана VIII вскоре после завершения строительства палаццо. Постамент фонтана образуют 4 дельфина, на кончиках хвостов которых располагается огромная раковина. На раскрытых створках этой раковины находится статуя Тритона, сына бога Посейдона. Тритон выдувает из раковины струю воды, которая наполняет чашу фонтана. Между дельфинами расположены изображения герба семьи Барберини, папской тиары.

15 слайд

Описание слайда:

Заключение Рим немыслим без созданных Бернини фонтанов. Бесконечному движению каскадов воды вторят причудливые изгибы раковин, фигурок дельфинов и тритонов в фонтане Тритона на площади Барберини, в фонтане Мавра на площади Навона. В фантастическом фонтане «Четырех рек» масса скульптурных форм, символизирующих реки, животных, растений и необработанных каменных глыб, среди которых высится египетский обелиск, купается в бьющих, брызжущих, плавно льющихся со всех сторон потоках и струях. Мастер прожил долгую жизнь. Он умер 12 ноября 1680 года в Риме. Обладая могучим природным талантом, будучи сильной личностью, занимая высокое положение при папском дворе, он приобрел непререкаемый авторитет и превратился в «художественного диктатора» Италии XVII века. А потомки с уважением и благодарностью вспоминают Джованни Лоренцо Бернини за творческое вдохновение художника, подарившего миру бессмертные произведения.

16 слайд

Описание слайда:

Источники информации http://smallbay.ru/artitaly/bernini.htm http://www.coolreferat.com http://ru.wikipedia.org http://images.yandex.ru



Косметология