Успенский храм на новодевичьем кладбище. Новодевичий монастырь. История обители от Годуновых до времен Петра I

24 января 2009 года из запасников Государственного исторического музея в Успенский храм московского Новодевичьего монастыря была доставлена древняя Иверская икона Божией Матери. Великую православную святыню встречали митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий, архиепископ Можайский Григорий с собором духовенства, сестры обители и множество паломников, сообщает пресс-служба Московской епархии .

Приняв икону из рук духовенства, святители перенесли её в Успенский храм, после чего Владыка митрополит совершил молебное пение, которое предварило всенощное бдение. По окончании молебна митрополит Ювеналий обратил к молящимся свое слово:

«Ваше Высокопреосвященство, дорогой владыка Григорий всечестные отцы, всечестная матушка игумения Маргарита с сестрами святой обители, возлюбленные и дорогие братья и сестры!

Мы были сейчас свидетелями и участниками святого события для этой древней обители. В храм возвращена для поклонения Иверская икона Божией Матери. Это первый образ, который был написан для России и доставлен в Москву. С тех пор установлено было празднование в честь Иверской иконы Божией Матери.

Мы знаем много списков с этой иконы, которые находятся и в Москве, и во всех епархиях Русской Православной Церкви. Для нас очень ценно, что эта икона только однажды в истории покидала обитель для того, чтобы можно было ей поклониться в Чудове монастыре. Она всегда находилась в Новодевичьей обители.

Последние десятилетия она находилась в Государственном историческом музее в запасниках. И вот сегодня согласно принятому договору Государственным историческим музеем эта икона доставлена нам для молитвенного поклонения.

Я очень счастлив видеть вас задолго ещё до начала службы прибывших сюда для встречи этого чудотворного образа, нашей национальной русской святыни.

Между утренним и вечерним богослужением ежедневно в этом святом храме будут совершаться молебны с акафистом перед образом Божией Матери Иверской, для чего будут из наших благочиний прибывать духовенство, монашествующие и прихожане. Всякому, кто пожелает паломничать сюда, будет открыта такая возможность.

Мы должны возблагодарить Господа за ту милость, которую оказывает нам Пресвятая Владычица Богородица. Она Своим явлением этой иконы перед нами напоминает, что как Мать заботится о всех нас, помогает нам в жизни, в трудах, в служении, в исправлении, чтобы готовить нас к Царствию Небесному.

Пусть же благословение Пресвятой Владычицы нашей Богородицы пребывает над всеми вами, над нашей святой обителью, над нашим градом Москвой, над нашей великой Россией. Аминь».

Уникальное и красивое сооружение Монастыря Успения Пресвятой Богородицы привлекает своим величием. При Новодевичьем монастыре с Успенским храмом облик за все время существования часто изменялся и, в нынешнее время архитектурное состояние уже совсем не похоже не прежнее — пятиглавие было изменено в 19-ом веке одним богатым главой, храм и трапезную в начале окружала открытая галерея, потом ее в том же веке ее разобрали и у входа в храм были сделаны закрытые пристройки с лестницами.


Вид поменялся, но завораживающая красота сохранилась. Трапезный храм освятили в 1687 году, а в 1812 году произошли два придела: южный был назван во имя апостола Иоанна Богослова, северный назвали во имя апостола Иакова Алфеева, в наше время оба придела были убраны полностью.

Стоит отметить интересный факт из истории монастыря во времена, когда правили цари в монастыре, коротко намеренно остригали девушек, и приводили в храм остригаться царственных родственниц дочерей, сестер и всех кто имел какое-либо отношение ко двору. Также в монастыре сирот-девушек обучали плетению кос, и вышиванию кружев.
Главный престол нынешнего храма был освящен в честь Успения пресвятой Богородицы, а западный предел освятили во имя благоверного князя Даниила Московского, и наконец, приставной предел окрестили во имя апостола Ионна Богослова.
Не общежительный женский монастырь основанный Василием III Московским, отображает чуть ли не всю Российскую историю, и уже на протяжении десятков лет верно хранит ее. Находится храм на берегу реки Москва, где настоящая природная красота достопримечательности местностей и самого храма завораживают всех — по легенде во времена нашествия монголо-татарского ига, из монастыря выбирали русских красавиц для золотой орды, что говорит о многовековой истории, монастыря в целом.

Описание монастыря

Сам Новодевичий монастырь самая настоящая крепость, которую дополняют все строения относящиеся к нему, Успение Пресвятой Богородицы, если смотреть со стороны Москвы-реки видно
невооруженным взглядом храм.

Основные здания были построены в конце семнадцатого века в архитектурном стиле под названием «московское барокко.» Над главным входом находится Надвратная церковь преображения Господня, а в центре самой обители Смоленский собор, сооруженный по подобию Успенского собора в самом Кремле, где сохранился пятиярусный позолоченный иконостас, и многие иконы подаренные русскими царями хранятся в храме по сей день. Успенский храм вместе с трапезной палатой, хранит чудотворную Иверскую икону Божьей Матери. Белокаменная Амвросиевская церковь, совмещенная с трапезной, так же прилегает к храму, надпрудная башня со стрелетскими караульнями царевны Софьи, предполагает легенду – говорят, если дотронутся рукой до башни, где была спрятана царевна Софья, и загадать свое самое заветное желание и тогда оно обязательно сбудется. Пишут в основном на стене башни, думая что так оно быстрее сбудется.

Монастырь — старейшее сооружение России

Стоит сказать и о новом кладбище, которое расположено рядом с обителью, уступающем по своему политическому престижу только Кремлевской стене, куда были перенесены останки и памятники с других кладбищ. Там есть
известные люди, знаменитые и талантливые во всем мире писатели, деятели культуры, политики, военные — М.А.Булгаков, Н.С.Хрущев, Н.С.Аллилуева и многие другие.
Монастырь является одним из старейших сооружений России и передан в бессрочное и безвозмездное пользование Московской епархии с 22 марта 2010 года. Утверждение Московской епархии - музей не выгоняется на улицу, и продолжит успешно функционировать. Ансамбль является важной государственной доминантой всего юго-западного района столицы, и радует всех без исключения и гостей, и жителей страны. Вдоль укрепленного берега проложена аллея, которая ведет к белокаменному мосту и скверу, куда в последнее время туристические фирмы привозят автобусами иностранных туристов на увлекательные экскурсии. Много иностранцев, торгующих сувенирами, видами Москвы делают — это место является продолжением Старого Арбата, которое расположено неподалеку.
Это и многое другое можно увидеть своими глазами, посетив все достопримечательности монастырей, церквей, храмов съездив на экскурсию в эти замечательные места, чтобы самим восхищаться поистине уникальными и завораживающими достопримечательностями Тулы.

Святитель Петр, перенося в 1325 году резиденцию русских митрополитов из Владимира в Москву, силу и благочестие Москвы ставил в тесную связь с построением в этом городе храма в честь Пресвятой Девы Марии; он рекомендовал великому князю Ивану Даниловичу Калите воздвигнуть здесь «храм, достойный Богоматери». Согласно этой воле святителя, в 1326 году в Москве была заложена первая каменная церковь во имя Успения Богоматери, и впоследствии значительная часть воздвигаемых на Руси храмов названа в честь этого праздника и в ряду их - старинный чтимый верующими Москвы храм в б. Новодевичьем монастыре. По своему первоначальному назначению храм б. Новодевичьего монастыря принадлежит к типу особых, строившихся только в монастырях храмов, - храмов-трапезных. Это сооружение полуцерковного, полугражданского характера: собственно храм занимает здесь небольшую часть; все остальное приноровлено для нужд, не имеющих непосредственного отношения к Богослужению.

Храмы подобного типа возникали и созидались в общежительных монастырях. Отец северного русского монашества Преподобный Сергий Радонежский завещал инокам: «твердо всем блюсти по заповедям святых отец и ничтоже особь стяжати... вся обща имети», и согласно этому завещанию у монашествующих ничего не было собственного; одежда и обувь получались «из казны», пища вкушалась за общей трапезой. «Есть и пить в трапезе всем вместе, - говорится в одном из монастырских уставов XV века, - а вне трапезы ничего не вкушать». Большое число насельников, питавшихся по уставу вместе и в одно время, вызвало необходимость постройки в монастырях просторных залов-столовых.

Такие, предназначенные для удовлетворения естественных потребностей иноческой общины помещения связывались по плану с церковью. Наряду с храмом здесь строились и службы, необходимые для общинной столовой. Соединение разнообразных частей в одно целое и создало характерный тип постройки, носящий название храм-трапезная.

Трапезная б. Новодевичьего монастыря с Успенским храмом при ней представляет одно из наиболее величественных и интересных сооружений подобного рода. Монастырь (основан в 1524 г.) длительное, время являлся монастырем придворным, привилегированным, и его трапезная палата строилась с расчетом не только для повседневного столования иночествующих, но и для приема часто наезжавших сюда царей и других высокопоставленных лиц, устройства многолюдных праздников и поминальных обедов. Она представляет собой обширное (площадью свыше 2000 кв. метров) хорошо освещенное, устроенное на высоком подклете здание с целым рядом залов, тремя парадными крыльцами и богатой наружной и внутренней отделкой. Собственно трапезная и храм при ней образуют единое сооружение, причем храм по отношению к трапезной сильно возвышен и равен двум кубам, поставленным один на другой.

Храм имеет два этажа; внизу помещается «теплая» церковь во имя Успения Божией Матери, вверху - «холодная» (неотапливаемая) церковь в честь Сошествия Святого Духа. В нее ведет узкая лестница, устроенная в южной стене.

Обе церкви и трапезная построены в 1685-1686 гг. по распоряжению сестры Петра I царевны Софьи. Сооружение здания было связано с общей перестройкой монастыря. Почти весь монастырский поселок создан был тогда заново, в едином стиле. Церкви Успения и Св. Духа, сооруженные одновременно, были освящены в непродолжительные сроки одна после другой.

В «Делах Патриаршего приказа» конца XVII века об их освящении имеются следующие записи: «194 (1686) сентября 6, святейший патриарх ходил в Новодевичий монастырь для освящения церкви Успения Пресвятой Богородицы, что подле трапезы... 195 (1687) июля 24, великий государь и великий князь Иоанн Алексеевич и великая княгиня София Алексеевна изволили из Москвы иттить в Новодевичий монастырь для освящения церкви Сошествия Святого Духа...» Патриархом тогда был Иоаким (1674-1690 гг.), при освящении престола ему сослужили Преосвященные Крутицкий, Суздальский и Тамбовский.

Ко времени возникновения трапезной Новодевичьего монастыря выработался архитектурный стиль, получивший название Московского, или Нарышкинского, барокко. Характер архитектуры Успенской церкви с трапезной очень типичен для этого стиля. Высокий, столпообразный храм имеет примыкающие к нему более низкие алтарь с востока и трапезную с запада; формы окон и дверей прямоугольные, размеры их велики; на углах здания колонны, окна обрамлены наличниками; вся отделка отличается нарядностью; колористический эффект - красное (фон) с белым (декорации).

В 1796 году здание сильно пострадало от пожара и было вскоре частично перестроено. Изменения сказались в следующем: разобрана широкая, открытая галерея на арках, окружающая палату, уничтожены кокошники, украшавшие верх церкви, пятиглавие заменено одной главой, переделаны крыльца. Но и при этих переделках вид здания сохранился довольно близким к прежнему; капитальные части его не изменились, и оно осталось одним из лучших памятников русской архитектуры конца XVII века.

Главный вход в храм - через северо-западное крыльцо. Оно примыкает к обширной прихожей-паперти, восточная стена которой украшена иконами, перед ними висят неугасимые лампады. Из прихожей в помещение трапезной - дверь, обрамленная интересным резным белокаменным порталом. Трапезная является сейчас основным местом стояния молящихся во время богослужений; посредством трех больших арок, имеющих художественно выполненное из резного белого камня обрамление, она соединяется с собственно храмом, который имеет небольшую площадь.

Его внутреннее оформление новое; существующий в настоящее время иконостас установлен в 1945 году; ранее он находился в московской церкви в честь Св. Троицы в Хохлах. Иконостас деревянный, XVII века, состоит из четырех обычных ярусов икон; все иконы, за исключением нескольких местных, современны ему. Оформление иконостаса выполнено в виде занавеса; по замыслу автора, оно должно напоминать алтарные преграды первых веков христианства, когда алтари отделялись простыми занавесами.

Трапезная представляет собой обширный (площадью в 390 кв. метров) хорошо освещенный зал, крытый единым, без промежуточных опор, сводом, в который красиво врезываются сводики над оконными проемами. Для строителя конца XVII века сделать такой свод было очень трудной задачей, которую он великолепно разрешил. В этом перекрытии высоким сводом зала значительной ширины и протяженности сказалось стремление к единому внутреннему пространству, столь настойчиво проявлявшееся в архитектуре того времени.

Внутреннее устройство монастырских трапезных имело назначение поддерживать религиозное настроение присутствующих. Отсюда трапезные палаты (несмотря на свою смежность с церквами) обыкновенно представляли собой как бы безалтарные, большей частью прямоугольные церкви, имеющие род иконостаса на той стене, которая отделяла трапезу от смежного с ней храма. Такое же устройство и оформление имеет и трапезная Новодевичьего монастыря. На восточной стене ее расположен целый ряд икон и среди них - главные святыни храма - Тихвинская и Владимирская иконы Богоматери. Находятся они в особых киотах на столбах между арками.

В правой части трапезной, у восточной стены, примыкающей к Успенскому храму, находится придел во имя апостола и евангелиста Иоанна Богослова. Придел имеет небольшой, одноярусный деревянный иконостас, устроенный в 1956 году, все иконы его - позднего происхождения. Алтарь придела очень невелик по размерам; в нем совершаются главным образом ранние литургии.

Трапезная в старину имела также и левый придел в честь апостола Иакова Алфеева. Стены и своды храма и трапезной украшены священными изображениями, написанными масляной краской. Роспись эта выполнена в XIX столетии, возобновлена в 1946 году. Поскольку храм посвящен Пресвятой Деве Марии, роспись храма в своих художественных образах прославляет Богоматерь. Так как слава Богоматери во время Ее земной жизни началась при введении Ее во храм и завершилась Ее успением и вознесением на небо, то в росписи сводов храма и трапезной даются сюжеты, отражающие эти события. Центром всех изображений, прославляющих Богоматерь, является картина «Коронование Богоматери», помещенная в середине свода трапезной. Подобный сюжет редко встречается в христианской иконографии. Богоматерь здесь представлена во всей Своей славе. Она превыше всех, Высшая небес, Царица Неба и земли. Наряду с этими сюжетами, прославляющими Деву Марию, имеются и другие, и в их числе - Вознесение Христово и Воскресение Христово.

Кроме храма и зала-столовой, в трапезной б. Новодевичьего монастыря имеются еще три малых зала и ряд служебных помещений.

Храм в честь Успения Божией Матери в Новодевичьем монастыре г. Москвы. ЖМП. 1960, № 9.

Нетревожен, как богатырь,
будто в зеркале — над водой,
Новодевичий монастырь
охраняет святой покой.

Корман Владимир Михайлович, 2010

Есть в Москве чудесное место, где должен побывать каждый — Новодевичий монастырь.

Новодевичий монастырь относится к Историческому музею. На территории монастыря необыкновенно приятно просто находиться, гулять и все осматривать.
Построен он был в 1524 году великим князем Василием III в честь взятия Смоленска и присоединения его к московскому княжеству. Главная святыня монастыря Смоленская икона Божьей Матери «Одигитрия», в честь которой и был освящен монастырь.
Основание обители еще связывают с расторжением брака Василия III. Именно сюда он хотел сослать свою жену, великую княжну Соломонию.
Почему он называется Новодевичьим, единого мнения нет. Существует несколько версий, откуда пошло название Новодевичий. По одной из версий, раньше на этом месте было поле. Здесь выбирались самые красивые девушки Москвы. Их отправляли в качестве дани в Золотую Орду. По другой – монастырь стал так называться по фамилии первой настоятельницы Девочкина. А самая вероятная третья версия – обитель предназначалась для девиц. Позже появилась приставка «ново» для того, чтобы отличать монастырь от Стародевичьего Вознесенского, находившегося в Кремле. Сейчас этот монастырь уже не существует.

В этот самый богатый и привилегированный монастырь поступали знатные женщины. Далеко не все появлялись здесь по своей воле.

Здесь приняли постриг родственницы Ивана Грозного – вдова младшего брата и вдова его старшего сына. Царица Ирина Годунова со своим братом Борисом Годуновым жили в монастыре. Царевна Софья, не желавшая уступать трон своему брату Петру I, была заточена в монастырь и насильно пострижена в монахини. Евдокия Федоровна Лопухина – первая жена Петра Великого была переведена сюда незадолго до смерти.

Свою прогулку я начала с парка, расположенного около стен монастыря. С берега Большого Новодевичьего пруда открывается великолепный вид на резные стены древнего монастыря.

Парк небольшой, но очень уютный. В нем разбиты цветники. Есть детская площадка, хорошие дорожки и много лавочек. Приятно побродить по тенистым аллеям парка в жаркий летний день.

Скульптура маме-утке в парке «Новодевичьи пруды» по мотивам сказки американского писателя Роберта Макклоски «Дайте дорогу утятам». Эта композиция подарена Барбарой Буш Раисе Максимовне Горбачевой и установлена в парке в 1991 году. Утка с утятами точная копия скульптуры, установленной в Центральном Бостонском парке. Автор скульптуры Нэнси Шеен.

Плакучие ивы на берегах пруда придают ему очень красивый вид. Приятно посидеть в их прохладной тени и полюбоваться куполами монастыря, отражающимися в пруду.

Между Большим и Малым Новодевичьими прудами есть живописный мостик, на кованных перилах которого влюбленные вешают на счастье замочки. Замечательное место для свиданий.

Напрудная или Софьина башня — место заточения старшей сестры Петра I.

Говорят, что если прикоснуться к стене Софьиной башни и загадать желание, оно непременно сбудется. В щели стены можно оставить записочку с пожеланиями, как в «Стене плача» в Иерусалиме, но многие, для верности, пишут свои желания прямо на стене.

Совершив приятную прогулку вокруг Новодевичьего пруда, захожу на территорию монастыря через главный вход. Над ним уходит высоко в небо своими башнями Перображенская надвратная церковь (1687-1688гг).

Справа от главных ворот находятся Лопухинские палаты, построенные в 1687-1688 для дочери царя Алексея Михайловича, царевны Екатерины Алексеевны. Названные позже по имени Евдокии Лопухиной, первой жены Петра I. Она проживала здесь в 1727-1731 гг.

Стрелецкая караульня при Напрудной башне

Певческие палаты. Начало XVIII века.

Саввинская башня

Успенская церковь с трапезной палатой. 1685-1687гг.

Обхожу Успенскую церковь справа и направляюсь к мавзолею Волконских. В церковь я еще вернусь.

Мавзолей Волконских. Первая половина XIX века.

Сетуньская стрелецкая караульня XVII век. Круглая Сетуньская башня.

Покровская надвратная церковь 1687-1688

Обходя вокруг Успенской церкви, я увидела приоткрытую дверь. Любопытно — что там за ней?

Цветы повсюду. Очень красиво.

Вышла к Смоленскому собору, а за ним вдали часовня Прохоровых.

Смоленский собор 1524-1525 гг.

Рядом со Смоленским собором находится колокольня

Колокольня 1689-1690 гг.

Слева от колокольни Филатьевское училище XIX век

Справа от колокольни Больничные палаты XVII век

Часовня-усыпальница Прохоровых начало XX века на фоне Смоленского собора

На фоне колокольни

Х рам Успения Пресвятой Богородицы с трапезной палатой. Он словно запутался в ветвях деревьев. Я обошла его вокруг и, конечно, зашла в храм.

Удачный ракурс: Успенская церковь, Смоленский собор и колокольня.

Напротив Успенской церкви наблюдала любопытную картину. На камне сидела ворона, похоже ручная. Посетители угощали ее кто чем, поили водичкой, разговаривали с ней. Вокруг собралась толпа. Ворона никого не боялась и не улетала, гордо восседала на камне и принимала дары.

На этом мое путешествие по Новодевичьему монастырю закончилось. Вышла опять через Преображенскую надвратную церковь. Дорога к метро Спортивная. Квадратная — Царицына башня. Круглая — Никольская башня.

Как добраться до Новодевичьего монастыря

На общественном транспорте: м. Спортивная, далее около 5-7 минут пешком.
Адрес: г.Москва, Новодевичий проезд, дом 1.

Часы работы

На территорию можно пройти ежедневно с 9-00 до 17-00.

Смоленский собор открыт с 15 мая до конца сентября, службы проводят во время престольных праздников. Успенский храм работает круглогодично.

Музеи работают с 10-00 до 16-30, вторник – выходной. Первый понедельник каждого месяца – санитарный день.

Стоимость билетов

Цена билетов в музеи: взрослые – 300 рублей, школьники студенты и пенсионеры – 100 рублей.

Новодевичий монастырь на карте



Работа