Высшее аграрное образование. Аграрное образование: между теорией и практикой. Как выглядит рынок труда

Аграрная отрасль развивается семимильными шагами. Именно благодаря её специалистам наш привычный быт имеет актуальный вид. С каждым годом надобность в квалифицированных представителях этой области растет, так как сельская отрасль, к которой она имеет прямое отношение, приобретает все более широкие масштабы.

Сегодня актуальны два типа образовательных учреждений, в которых выпускают специалистов–аграриев. К ним относятся:

  • высшие учебные заведения (аграрный институт, аграрный университет);
  • средне-специальные учебные заведения (аграрные колледжи, аграрные техникумы).

Примечательно, что в рамках средне-специального образования, примутствует вариант поступления после девятилетнего школьного обучения. Большинство выпускников продолжают обучение в рамках высших учебных заведений, что позволяет выпускать специалистов высокого класса.

Аграрный колледж/техникум - специальности

В них производится акцент на специальности, применение которых возможно на основе базовых знаний. К ним относятся:

  • ветеринария;
  • механизация сельхоза;
  • геодезическое дело;
  • лесное и рыбное хозяйство;
  • ремонт и обслуживание автотранспорта.

Данный список может быть вариативен , в зависимости от перечня специализации.

Специальности в аграрных колледжах:

  • Красноярский аграрный техникум (Механизация сельского хозяйства, электрификация и автоматизация сельского хозяйства, охотоведение и звероводство);
  • Омский аграрный техникум (Технология производства и переработки сельскохозяйственной продукции, земельно-имущественные отношения);
  • Иркутский аграрный техникум (Механизация сельского хозяйства, агрономия, кинология, охотоведение и звероводство, ветеринария);
  • Новосибирский аграрный колледж(ФСПО «Луговской» колледж) (Ветеринария, механизация сельского хозяйства, электрификация и автоматизация сельского хозяйства, кинология).

Аграрный университет - специальности

Если говорить про аграрный университет факультеты и специальности, которого является значительно более обширным, так же необходимо обозначить список факультетов. Большой список специальностей вызван тем, что помимо продолжения образования по специальностям, относящимся к средне-специальному обучению, необходимо предоставление кадров иных специальностей, обучение которых осуществляется только после 11 классов.

Конечно, список факультетов может несколько отличаться, в зависимости от выбора конкретного заведения, однако основными принято считать:

  • Агротехнический;
  • Факультет агрохимии, почвоведения, экологии и водопользования;
  • Ветеринарный факультет;
  • Факультет Естественных наук;
  • Землеустроительный факультет;
  • Зоотехнический факультет;
  • Факультет экономики предприятий.

Аграрных специальностей сегодня великое множество, однако, говоря о том какие специальности в аграрном университете сегодня наиболее востребованы, следует отметить следующие:

  • геодезия;
  • сельскохозяйственная механизация.

Особое место в перечне специализаций занимают: аграрная экономика и аграрная техника и технология.

Специальности в аграрных университетах:

  • Алтайский государственный аграрный университет, г. Барнаул (агроинженерия, агрономия, агрохимия и агропочвоведение, ветеринария, ветеринарно-санитарная экспертиза, зоотехния, садоводство, продукты питания животного происхождения, технология производства и переработки сельскохозяйственной продукции);
  • Башкирский государственный аграрный университет, г. Уфа (агроинженерия, агрономия, агрохимия и агропочвоведение);
  • Красноярский государственный аграрный университет (ветеринарная фармация, агроэкология, технология мяса и мясных продуктов, технология производства и переработки сельскохозяйственной продукции, ветеринарно-санитарная экспертиза, агроинженерия, агрономия);
  • Саратовский государственный аграрный университет имени Н.И. Вавилова (Природные пожары и борьба с ними, ветеринария, агрономия, продукты питания животного происхождения, продукты питания из растительного сырья, агроинженерия, агрономия, ветеринария);
  • Ставропольский государственный аграрный университет (агроинженерия, агрономия, технология производства и переработки сельскохозяйственной продукции, зоотехния, ветеринарно-санитарная экспертиза, землеустройство и кадастры, технология производства и переработки сельскохозяйственной продукции, продукты питания из растительного сырья).

Специальность аграрная экономика, как фактор стабильного роста

Аграрная экономика получила популярность ввиду появления предприятий, нуждающихся в экономистах, способных понимать все тонкости аграрных предприятий. Широкий перечень профилей аграрных предприятий подразумевает использование специальных техник. Они позволяют, помимо составления текущих экономических ситуаций, приводить прогнозы, учитывающие всевозможные факторы из специализированной сферы.

Аграрная техника и технология – специальность будущего

Аграрная техника и технология позволяет обучать специалистов, чьи знания будут направлены на массовое внедрение современной техники и исследований, в рамках какого-либо аграрного производства. Человеческий фактор всегда стоял в перечне нежелательных условий производства. Сегодня возможен перевод хозяйства на механическую основу, отражающую всю мощь современных технологических аспектов. Таким образом, возникает необходимость в специалистах этой сферы.

Если брать за единицу аграрный институт, специальности, предоставляемые в рамках данных учебных заведений, не отличаются от университетских программ.

Аграрно-технологический институт (АТИ) создан в 2015 году путем преобразования Аграрного факультета РУДН, который был основан как Сельскохозяйственный факультет в 1961 году.

АТИ РУДН — это «Институт жизни», так как выпускники занимаются производством, переработкой и сертификацией растениеводческой и животноводческой продукции, а это и есть основа жизни. Институт обучает по 25 образовательным программам, в том числе 5 — на английском языке. Здесь готовят специалистов для агропромышленного комплекса; агрохолдингов; перерабатывающих и экспертных производств, связанных с качеством продуктов питания; различных управленческих, экспертных, производственных структур; международного агробизнеса.

У АТИ РУДН открыто 5 совместных программ магистратуры с ведущими университетами мира:

  • «Менеджмент и дизайн зеленой инфраструктуры городов» — с Университетом Тушии (Италия)
  • «Дистанционное зондирование природных ресурсов» — с Университетом Аристотеля г. Салоники (Греция)
  • «Органическое земледелие» — с Университетом Аристотеля г. Салоники (Греция)
  • «Технологии обеспечения качества и безопасности пищевой продукции и производств» — с Кыргызским государственным техническим университетом им. И.Раззакова (Киргизия)
  • «Современные биотехнологии в животноводстве» — с Кыргызским аграрным университетом им. К.И.Скрябина (Киргизия)

Важную часть обучения в АТИ занимает производственное обучение (практики), которые проходят в агрохолдингах, ветеринарных клиниках, станциях по борьбе с болезнями сельскохозяйственных животных, землеустроительных, оценочных, риэлторских организациях и в бизнес-структурах. Лаборатории и научные центры АТИ оснащены инновационным оборудованием и используются в научно-исследовательской работе.

Студенты одновременно с обучением на основных направлениях и специальности могут изучать иностранные языки (английский, китайский, немецкий, французский и др).

Партнеры Аграрно-технологического института в сфере образования и науки — ведущие университеты по всему миру: США, Греция, Киргизия, Италия.

В институте работают 2 диссертационных совета по защитам кандидатских и докторских диссертаций по 4 специальностям.

Преподаватели

В институте работают 110 преподавателей, в том числе:

  • 1 Нобелевский лауреат
  • 25 профессоров и докторов наук
  • 55 доцентов и кандидатов наук
  • 10 зарубежных научно-педагогических работника
  • 10 действительных членов и членов-корреспондентов различных общественных академий наук.

Ведущие эксперты, ученые и специалисты-практики регулярно проводят в АТИ лекции, мастер-классы, семинары, летние школы, конференции на русском и английском языках.

ВлГУ. Владимирский государственный университет

Агрохимия и агропочвоведение (Бакалавриат) (Высшее образование)
На специальности «Агрохимия и агропочвоведение» вы научитесь проводить агрохимические, почвенные и экологические исследования, а также проводить анализ почвы, воды и воздуха. Пройдя обучения данной специальности, вы получите все необходимые знания для осуществления контроля качества, составления почвенно-географических карт, проектирования агроландшафтов и оценки их состояния.

УрГАУ. Уральский государственный аграрный университет

Садоводство (Высшее образование)
Специалисты в области садоводства изучают почву для дальнейшей посадки и разведения садово-парковых культур. Занимаются озеленением городских массивов, работают в природных заповедниках. В их компетенции также входит производство посадочного материала, подбор сортов растений и деревьев для частных и городских садов и парков.

Технология производства и переработки сельскохозяйственной продукции (Высшее образование)
Главная задача технолога в сельском хозяйстве - организация и ведение сельскохозяйственного производства. Технологи отвечают за качество и выпуск продукции, за её переработку, за закупку нужного сырья и материалов, ведут работу с поставщиками, контролируют работу персонала, следят за производственными процессами.

Агрономия (Высшее образование)
Агрономы занимаются выращиванием и разведением новых сельскохозяйственных культур, руководят посевными работами, занимаются исследовательской деятельностью, внедряют в сельское хозяйство современные разработки и новейшие технологии.

Ветеринария (Высшее образование)
Профессиональный ветеринар должен обладать фундаментальными знаниями в области ветеринарии, уметь ставить диагноз, выявлять причины и устранять последствия различных заболеваний. В этой профессии очень важны и человеческие качества: желание помогать животным, умение успокоить и не травмировать животное в ходе лечения.



Почему?