Беседа для подростков в школе. Правовое воспитание. Классный час «Твои права, подросток подросток и закон классный час

"Подросток и закон"

Цель: профилактика преступлений и правонарушений среди несовершеннолетних.
Задача: воспитание правового сознания воспитанников; обсудить с воспитанниками проблему преступности среди несовершеннолетних;
объяснить воспитанникам особенности уголовной ответственности несовершеннолетних; формировать навыки самостоятельного принятия ответственного решения;

Эпиграф: «Незнание закона не освобождает от ответственности».

Ход проведения:
Психолог: Почему люди совершают преступления? Каждый человек способен сделать свой выбор в жизни: идти честным путем, зарабатывая необходимые деньги, отказывая себе во многих удовольствиях и желаниях, или вступить на путь преступления в поисках легкой наживы. Всем известно, что воровать, грабить, оскорблять, драться - плохо. И тем на менее количество малолетних преступников растет. Почему? Как вы думаете? (примерные ответы воспитанников: резкое падение уровня жизни большей части населения; социальная незащищенность; неуверенность в завтрашнем дне). К сожалению, не каждый подросток, осознает о совершаемых им противоправных деяниях, которые ведут к тяжелым и трудно исправимым последствиям. Ежегодно подростками совершается более 145 тыс. преступлений, практически каждый пятый из них направляется для отбывания наказания в виде лишения свободы в воспитательные колонии (ВК). Давайте с вами вспомним некоторые понятия.
-Кто же считается подростком?
Уголовное законодательство несовершеннолетними признает лиц, которым ко времени совершения преступления исполнилось 14 лет, но не исполнилось 18 лет. Причем, считается, что лицо достигло определенного возраста не в день рождения, а со следующих суток. Основание привлечения несовершеннолетних к уголовной ответственности такое же, как и основание привлечения взрослого человека - совершенное преступление.

Что называется преступлением?
Преступление - запрещенное Уголовным Кодексом РК деяние (действие или бездействие), которое представляет собой опасность для личности, общества или государства, совершенное лицом, достигшим определенного возраста, вина которого доказана судом. Преступления могут быть умышленные и совершенные по неосторожности. Групповые преступления - совместно совершенные двумя или более исполнителями по предварительному сговору или без него. Соучастие -групповое преступление, совершенное умышленно.
-Что такое правонарушение?
Правонарушение - нарушение права, действующих законов, преступление.
-Как вы считаете, какие преступления среди подростков наблюдаются чаще всего?
(кража чужого имущества, умышленное причинение тяжкого или средней тяжести вреда здоровью, похищение человека, разбой, грабеж, вымогательство, угон автомобиля, повреждение чужого имущества, повлекшие тяжкие последствия, хищение, изготовление взрывчатых веществ и наркотических веществ)
- Так вот за все эти правонарушения дети от 14 до 16 лет могут быть осуждены за их свершение. В остальных случаях подростки привлекаются к ответственности с 16 лет
-Что такое ответственность?
Ответственность- необходимость, обязанность отвечать за свои действия, поступки, быть ответственным за них.
- Какие виды ответственности вы знаете? (Ответы детей)
Существует 4 вида юридической ответственности при нарушениях:
1.Уголовная ответственность – ответственность за нарушение законов, предусмотренных Уголовным кодексом. Преступление предусмотренное уголовным законом общественно опасное, посягающее на общественный строй, собственность, личность, права и свободы граждан, общественный порядок. (убийство, грабёж, изнасилование, оскорбления, мелкие хищения, хулиганство). За злостное хулиганство, кражу, изнасилование уголовная ответственность наступает с 14 лет.

2.Административная ответственность применяется за нарушения, предусмотренные кодексом об административных правонарушениях. К административным нарушения относятся: нарушение правил дорожного движения, нарушение противопожарной безопасности. За административные правонарушения к ответственности привлекаются с 16 лет. Наказание: штраф, предупреждение, исправительные работы.

3.Дисциплинарная ответственность – это нарушение трудовых обязанностей, т.е. нарушение трудового законодательства, к примеру: опоздание на работу, прогул без уважительной причины.

4.Гражданско–правовая ответственность регулирует имущественные отношения. Наказания к правонарушителю: возмещение вреда, уплата ущерба.

Определите виды юридической ответственности при рассмотрении различных нарушений. Установите соответствие.
Виды ответственности:
А – административная ответственность.
Г – гражданско–правовая.
У – уголовная.
Д – дисциплинарная

Виды нарушений:
1. Порвал учебник(Г)
2. Появление подростка на улице в нетрезвом виде (А)
3. Избил одноклассника (У)
4. Совершил кражу мобильного телефона.(У)
5. Совершил прогул в школе (Д)
6. Переходил дорогу в неположенном месте. (А)
7. Испортили мебель в учебном заведении. (Г)
8. Нецензурно выражался в общественном месте. (А)

Уголовная ответственность за все виды преступлений, предусмотренных Уголовным кодексом, наступает с 16 лет. Следовательно, несовершеннолетний, которому исполнилось 16 лет, считается вполне созревшим, чтобы отвечать за преступления.
Мы должны соблюдать законы нашей страны. И, прежде всего, это надо вам, ребята. Надо быть патриотами. И тогда наш страна будет еще крепче, потому что будущее ее - сегодняшняя молодежь. А это – залог признания могущества нашей республики всеми странами мира.
Ребята, мне очень хочется верить, что после нашего воспитательного часа, мы будем совершать только хорошие поступки. Я надеюсь, что сегодня вы не только попутешествовали по миру права, но и получили повод задуматься над ответственностью перед законом и окружающими вас людьми. Желаю успехов! Удачи вам!

Благодарю за внимание!


Приложенные файлы

Классный час «Подросток и закон» (деловая игра)

Цель классного часа:

Упорядочить знания ребят о правонарушениях, ознакомить их с видами нарушений и наказаниями за них;

Развивать представления о последствиях противоправных деяний;

Воспитывать чувство ответственности за свои поступки.

Оборудование: книги, раздаточный материал, плакат о МРОТ, конституция, уголовный кодекс, административный кодекс.

Ход классного часа:

1. Организационный момент .

Здравствуйте! Я с вами поздоровалась. Что обозначает слово “здравствуйте”? (Пожелание здоровья и счастья) А что для вас здоровье? Счастье? (Дети отвечают)

2. Объявление темы и постановка цели занятия:

Учитель: Как видите в руках у меня две нити.

(нити приклеплены к доске, одна прямая, другая извилистая и запутанная)

С чем можно сравнить эти нити? (с жизнью)

А если сейчас сможем найти конец нити, что это может означать?

(Что наша жизнь протекает легко и гладко.)

Что будет если нить запутанна? (трудно найти концы)

А применительно к нашей жизни?

Представьте себе, что жизнь любого Человека – это наша нить, и любой заворот и узелок может привести к тяжелым последствиям. Есть такая пословица “от сумы и то тюрьмы не зарекайся ”

Ребята, вы вступаете в сложный, но интересный возраст 14-15 лет. Вокруг много соблазнов. И вы должны выбрать правильный путь! Подростки могут свернуть на преступный путь по разным причинам. От банального отсутствия денег, воспитания и условий, до погони за легкими деньгами. Однако, незнание закона не освобождает от ответственности, а умышленное нарушение приводит к тяжелым последствиям.

И сегодняшний классный час – это начало знакомства с законами, определяющими нашу жизнь. И попробуем в ходе игры разобраться, где в повседневной жизни мы реализуем свои права, обязанности и за что несем ответственность.

3. Основная часть:

Давным-давно, тысячи лет назад на Земле появились люди.

Одновременно с ними появились Главные вопросы: Что люди могут делать и чего не могут?

Что они обязаны делать и чего не обязаны?

На что они имеют право и на что не имеют?

Появилось два государства: Можно и Нельзя. Они жили по разным законам. В государстве Можно всё было разрешено: хочешь воровать – воруй, хочешь убивать – убивай, хочешь оскорблять человека – пожалуйста, всё можно.

В государстве Нельзя жители жили совсем иначе. Там нельзя было убивать, грабить, нельзя грубить друг другу.

Государства постоянно враждовали между собой. И вот настал день решающей битвы. Сражение выиграло государство Можно. Оно захватило половину государства Нельзя и установило там свои порядки. Нетрудно догадаться, что тут началось!

В городах и сёлах бывшего государства Нельзя стали воровать, беззаконно убивать друг друга, на дорогах хозяйничали разбойники. Постепенно государство Можно пришло в упадок. И тогда правители государства Можно под нажимом людей попросили помощи у государства Нельзя. Долго совещались правители двух государств и пришли к решению объединиться и создать новое государство Законию. В государстве установился порядок, а все жители стали довольны и счастливы.

Как вы думаете, почему страна стала процветающей, счастливы её жители, они чувствуют себя в безопасности?

Жители стали жить по законам.

Если люди уважают права других людей, выполняют свои обязанности, значит, они чувствуют себя в безопасности. Но когда свобода одних нарушает интересы и права других, в обществе утверждаются беззаконие, беспорядок, несправедливость!

В конце концов людям удалось решить Главные Вопросы, появился закон и на свет появилась Всеобщая декларация прав человека.

ЗАКОН – нормативно-правовой акт, содержащий общеобязательные правила поведения общественной жизни, принятый правительством.

Есть ли у нас в государстве ЗАКОН?

В нашем государстве, как и в любом другом, существует основной закон, по которому мы живем. Где прописаны эти законы?

Законы записаны в Конституции – основном законе государства. (Демонстрация книги.)

Кроме Конституции существуют: «Конвенция о правах ребенка», «Семейный кодекс», «Гражданский кодекс», «Трудовой кодекс», «Уголовный кодекс».

Задание 1

В главе 2 Конституции РФ определены права и свободы человека и гражданина. Давайте подумаем, какие мы имеем права… (таблички с правами помещать на доске).

Поговорим о наших обязанностях… (таблички с обязанностями прикреплять на доске).

Выберите права и обязанности (распределить таблички)

Права

Жить и воспитываться в семье

Получить паспорт гражданина РФ

Работать в свободное от учебы время

Право на охрану здоровья

Обязанности

Слушаться родителей и лиц, их заменяющих.

Получить основное общее образование (9 классов)

Соблюдать Устав школы, правила внутреннего распорядка учебного заведения.

Соблюдать правила поведения, установленные в образовательных учреждениях, дома и в общественных местах.

Ответственность

Исключение из школы за совершение правонарушений, в том числе нарушения Устава школы.

Возмещение причиненного вреда.

Уголовная ответственность за отдельные виды преступления.

За совершение общественно – опасных действий, бродяжничество, уклонение от учебы, употребление спиртных напитков, вплоть до направление комиссией ПДН в специальные учреждения.

За каждое нарушение закона необходимо нести отвественность. Народная мудрость гласит «Не было бы нарушения, не надо бы было нести ответственность»

Рассмотрим понятие нарушений:

Задание 2

Учитель. Вам дано три понятия «Проступок. Правонарушение. Преступление»

Необходимо к этим понятиям найти определения.

Проступок. Правонарушение. Преступление

Проступок – это нарушение правил поведения; вызывающее поведение.

Правонарушение – это нарушение закона, за которое предусмотрено наказание для взрослых людей и подростков с шестнадцатилетнего возраста.

Преступление – это серьезное нарушение закона взрослыми людьми или несовершеннолетними, достигшими возраста привлечения к уголовной ответственности.

Рассмотрим несколько ситуаций:

Ситуация № 1 . Пятиклассник Дима не приезжает в школу с каникул, говорит, что не хочет посещать уроки. Как можно расценить поведение Димы, как проступок, правонарушение или преступление?

(Проступок, так как Дима ничего противозаконного не совершил)

Что же он все-таки нарушил тем, что не посещал уроков в школе?

(Устав школы в котором также прописаны права и обязанности всех участников образовательного процесса (администрации школы, учащихся, их родителей, педагогов). Учащиеся в образовательном учреждении обязаны: добросовестно учиться, выполнять задания по теме занятий; не пропускать без уважительной причины занятия и не покидать их раньше окончания, не опаздывать на занятия; бережно относиться к имуществу учреждения и в случае его порчи восстанавливать за счет средств родителей; уважать честь и достоинство других учащихся и работников школы.

Он находится в вестибюле школы).

Чем же будет считаться нарушение какого-либо пункта устава школы?

(Проступком)

Предусмотрено какое-либо наказание за проступок? Какое?

(Да. Ученик может получить за него дисциплинарное наказание, директор может вызвать в школу родителей)

Рассмотрим следующую ситуацию и также попробуем определить, о чем идет речь: о проступке, правонарушении или преступлении.

Ситуация № 2 . Девятиклассники Саша, Витя и Игорь в выходной день собрались пойти на дискотеку. По дороге они зашли в круглосуточный магазин и купили бутылку вина. В аллее около Дома Культуры ребята распили вино. Как можно расценить их поведение?

(это правонарушение, так как они распивали вино в общественном месте на территории Дома Культуры)

Верно, это административное правонарушение, предусмотренное статьей 20.20 части 1 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации – «Распитие алкогольной продукции в общественных местах».

Представьте себе следующую ситуацию.

Ситуация № 3 . Семиклассники Саша, Женя и Максим поджидали детей из начальных классов за углом школы, отбирали у них деньги и говорили, что если они кому-нибудь расскажут, им не поздоровится. Как можно классифицировать действия Саши, Жени и Максима, как проступок, правонарушение или преступление?

(эти ребята совершили преступление)

Вы абсолютно правы. Действия Саши, Жени и Максима действительно противозаконны. Они совершили вымогательство – преступление, предусмотренное ст. 163 Уголовного Кодекса Российской Федерации.

(Учитель показывает издание «Уголовный Кодекс Российской Федерации»)

В «Уголовном Кодексе Российской Федерации» описаны все виды преступлений, за которые предусмотрена уголовная ответственность.

Для привлечения к уголовной ответственности большое значение имеет возраст. Ни один ребёнок в возрасте младше 14 лет не может быть привлечён к уголовной ответственности и осуждён за совершение преступления. Закон полагает, что до 14 лет ребёнок ещё недостаточно ответственен за свои поступки.

Задание 3

Поработаем с уголовным кодексом и рассмотри какие наказания предусмотрены законом.

игра «Судья» (прослушать ситуацию, найти статью УК и огласить приговор)

Ложный звонок

Ситуация 1 : В класс вбегает ученик:

Сейчас бомба взорвется, по телефону позвонили, все бежим из школы!

Судья – ученик зачитывает: Статья 207. Заведомо ложное сообщение об акте терроризма. Заведомо ложное сообщение о готовящихся взрыве или поджоге, создающих опасность гибели людей-наказывается штрафом в размере до двухсот тысяч рублей, либо исправительными работами на срок от одного года до двух лет, либо арестом на срок от трех до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до трех лет.

Оказывается, это вовсе не шутка, избавляющая от очередной контрольной, а статья УК, предусматривающая конкретное наказание!

Тоже самое можно сказать и о ложных вызовах пожарных (сейчас часто по вечерам срабатывает сигнализация в школе из-за того, что кто-то просто развлекается. А ведь может случится так, что при настоящем пожаре уже никто не поверит прозвучавшему сигналу и это приведет к большой трагедии), ложных вызовов скорой помощи, милиции.

Порча чужого имущества

Ситуация 2: На перемене:

Дай телефон, музыку послушать, а то скучища!

Не дам, он новый, только вчера купили.

Ах, тебе жалко! Ну, у меня нет, и у тебя не будет. Выбрасывает телефон.

Судья – ученик зачитывает: Статья 167 УК - умышленное уничтожение или повреждение чужого имущества наказывается штрафом от 50 до 100 Минимальных Размеров Оплаты Труда, либо лишением свободы сроком до пяти лет.

Если говорить о вреде, то причинен он может быть не только человеку, но и его имуществу А ст. 1064 ГК предписывает еще и возмещение материального ущерба в полном объеме лицом, причинившим вред. Причинение вреда бывает и неумышленное (по-нашему, это «Я ведь ненарочно!»), но это ст. 168 УК штраф до 200 Минимальных Размеров Оплаты Труда, либо лишение свободы до двух лет.

Угроза «болтовней»

Ситуация 3 : В классе идет спор двух учащихся:

... Еще раз прицепишься убью. Знаешь, сколько у меня друзей? Мне стоит только им пожаловаться – и тебе не жить.

Судья – ученик зачитывает: Статья 119 УК - Угроза убийством или причинением тяжкого вреда здоровью наказывается штрафом или лишением свободы сроком до двух лет.

Осквернение зданий и транспорта

Ситуация 4 : В класс вбегают мальчишки:

А «Спартак» выиграл, а никто не знает!

Давай на стене напишем, чтоб завтра утром все увидели!

Клево, вот люди порадуются!

Давай на стене маркером, чтоб лучше видно было!

Судья – ученик зачитывает: Статья 214 УК – вандализм - осквернение зданий и сооружений, порча имущества на общественном транспорте или в иных общественных местах - штраф от 50 до 100 Минимальных Размеров Оплаты Труда и возмещение ущерба.

Каждый день, заходя в школу, мы видим следы пребывания наших детей. Разрисованные стены, сломанные двери, исписанные и исцарапанные парты. А знают ли детишки, что действия их попадают под статью?

А так как гуляют детки компаниями, следовательно, и шалят компаниями (в одиночку-то страшно), то следует им знать, что по ст. З5 УК совершение преступлений группой лиц - влечет более строгое наказание.

К несовершеннолетним применяются следующие виды наказаний (ст.88):

штраф;

лишение права заниматься определенной деятельностью;

обязательные работы;

исправительные работы;

арест;

лишение свободы на определенный срок.

4. Вывод . Всегда надо помнить о том, что за совершенные поступки надо отвечать. Ребята, я считаю, что главной причиной всех правонарушений является неуважение к закону.

Ни один человек в нашем обществе не может отступать от требований правовых норм. В противном случае в действие вступает уголовный кодекс РФ. Так давайте уважать, ценить закон на нашей земле и тогда у вас в жизни не будет проблем.

5. Рефлексия.

Кого заставил задуматься сегодняшний классный час?

6. Памятка школьнику

Дорогой друг, ты учишься в школе, в которой тебе ещё учиться. Оглянись вокруг. Тебя окружают одноклассники и учителя. Пока ты учишься, мы предлагаем следовать советам «бывалых» школьников. Пользуясь своими правами и свободой, ты можешь внести что-то новое в развитие школы.

Во-первых , не теряя времени узнай, где лежит главный документ школы – Устав, в котором прописаны твои права и обязанности как школьника.

Во-вторых , запомни все, что касается тебя и твоего обучения.

В-третьих , ты в школе не один, вокруг тебя твои одноклассники и учителя, имеющие такие же права и свободы, уважай их.

В-четвертых, школа - твой второй дом. Береги все, что в нем находится: мебель, книги, инвентарь. К тому же за порчу школьного имущества на твоих родителей может быть наложена материальная ответственность.

В-пятых , веди активный образ жизни и реализуй свои способности, участвуя в школьных мероприятиях, реализуй свои права.

В-шестых, ты должен аккуратно вести тетради, ведь это твоё лицо.

В-седьмых , если потребуется твоя помощь, не раздумывай - помоги. В следующий раз помогут тебе.

В-восьмых , помни, что взрослым ты становишься не тогда, когда начинаешь курить и пить спиртные напитки, а тогда, когда можешь самостоятельно отвечать за свои поступки.

В-девятых , как можно чаще приглашай в школу родителей, чтобы они были в курсе твоих дел, так как они твои законные представители.

В-десятых , если у тебя возникли проблемы, прежде всего, расскажи воспитателям и учителям. Совместно с администрацией школы они постараются помочь тебе.

P.S. Если ты будешь следовать этим советам, будь уверен, проблем у тебя не будет.

Закончить я хочу словами оратора и политика древнего Рима жившего в 106 году до нашей эры Марка Туллия Цицерона

«Мы должны быть рабами законов, чтобы быть свободными»

Беседа на тему

« Я и закон.

Профилактика правонарушений среди несовершеннослетних»

Классный руководитель: Кузьминова Т.Н.

«От сумы да от тюрьмы не зарекайся!». Это суровое предубеждение пришло в нашу жизнь из прошлого. Оно напоминает о самых неблагоприятных поворотах судьбы.

Самые безрассудные поступки свойственны молодости. Именно в в раннем возрасте человек протаптывает тропинку к высокому забору с орнаментом из колючей проволоки. «Не знал…», «Не думал…», «Не хотел…», - этот лепет часто приходится слышать от тех, кто пытается оправдать свои поступки. Поэтому одна из задач нашего классного часа – предупредить вас, молодое поколение, от опасностях в игре с законом.

Статистика такова, что приблизительно каждый пятый преступник в нашей области – несовершеннолетний. Это сотни подростков, сломавших свои судьбы каждый год, сотни преступлений, сломавших чужие судьбы и даже унёсших чужие жизни. Два из трёх преступлений, совершенных подростками, - имущественные: грабежи, кражи, разбои. В криминальных хрониках и сводках упоминаются преступления, в которых подростки наносят тяжкие телесные повреждения. Растёт число привлечённых к уголовной ответственности за распространение наркотиков.

«В беду попадают, как в пропасть, вдруг, нов преступление входят по ступеням»

(А.А. Бестужев-Марлинский)

«Не всякое сопротивление беде награждается избавлением от несчастья, но всякое несчастье начинается от утраты воли к сопротивлению»

(Л.Л.Леонов)

Как вы думаете, каковы причины преступности, почему человек идет на преступление? Как, по вашему мнению можно бороться с преступлениями?

У каждого из вас на парте банк причин и методы борьбы с преступностью, а также причинами, подталкивающими к преступности: (смотри приложение1)

«Никакие выгоды, достигнутые ценой преступления, не могут вознаградить потерю душевного мира»

(Г.Филдинг)

«Жизнь дается на короткий срок, и она сама по себе величайшее счастье»

(С.Н.Сергеев-Ценский)

«Жизнь учит лишь тех, кто её изучает»

(В.О.Ключевский)

Послушайте стихотворение, которое написал мальчик, совершивший преступление и осужденный на 5 лет:

Все избито, искалечено,

И душа моя стонет в груди,

Рана сердца никем не замечена, А ведь жизнь вся ещё впереди.

Надоело всё, опостылело,

Я и сам такой жизни не рад,

Говорю себе – счастье было ли?

Оглянуться надо назад.

А что будет? Что случиться?

Радость встреч или боль разлук.

В голове моей все кружится,

Дай ответ мне, мой милый друг.

Учащимся предлагается ответить на вопросы теста (Приложение 2)

11-дискуссия

12 – дискуссия

Подведение итогов тестирования.

Вывод: Ребята, вы уже взрослые и самостоятельные. Но и более взрослые и самостоятельные люди совершают преступления, попадают в тюрьму. Чтобы предостеречь вас от этой беды, нет никаких рецептов и рекомендаций, просто надо всегда осознавать свои поступки, уметь отвечать за них. Никогда не идите на поводу у тех, кто склоняет вас к противоправным действиям, всегда думайте о последствиях тех поступков, которые вы совершаете, о своих родителях, учителях, которым придется вместе с вами отвечать за ваши поступки. Старайтесь не попасть в эту страшную беду и не рассчитывайте, что преступление не будет наказано.

Приложение1

Методы борьбы

  1. Безработица
  2. Денежные затруднения
  3. Моральная распущенность
  4. Неудовлетворение законом
  5. Отсутствие твёрдой власти
  6. Низкий уровень жизни
  7. Невнимательное отношение к подросткам
  8. Безнаказанность
  9. Борьба за власть

10. Беспризорность, безнадзорность.

  1. Выдавать заработную плату
  2. Ужесточить законы
  3. Восстановить промышленность
  4. Создать условия для честной зарплаты
  5. Занять свободное время подростков
  6. Обеспечить моральное воспитание
  7. Повышение уровня правовой грамотности
  8. Повышение уровня жизни.

Приложение 2

Ответьте на вопросы теста:

  1. В какой стране был принят первый документ, регламентирующий права человека?

Германия

В 1948 году

В 1953 году

В 1996 году

3. Принятие прав человека во Франции было:

В 1789году

В 1971 году

В 1948году

4. Тайное хищение имущества – это:

Мошенничество

5. Бессмысленное уничтожение ценностей называется

Хулиганство

Вандализм

Вымогательство

6. Систематическое нанесение побоев – это:

Хулиганство

Истязание

7.Каким законом на Руси была отменена кровная месть?

Правда Ярославича

Правда Ярославичей

8. Как называется стремление к жестокости, наслаждение чужими страданиями?

Мазохизм

Нарциссизм

9. С какого возраста наступает уголовная ответственность?

10.Какой орган принимает решение об исключении из школы?

Совет школы

Комиссия по делам несовершеннолетних

Управление образования

11. Являются ли постоянные споры с учителем проявлением свободы выражения мыслей или правонарушением?

12.Как вы думаете, каким законом можно наказать уч-ся, которые ходят в школу без сменной обуви?

Беседа за круглым столом: ЗАКОН И ПОДРОСТОК

Цель: Ознакомить учащихся, склонных к правонарушениям, с некоторыми аспектами законодательства в отношении молодых людей, с наиболее чаще встречающимися примерами нарушений правовых норм в молодежной среде с целью их предупреждения, развивать интерес учащихся к чтению литературы, материалов периодической печати, просмотру телепередач на правовую тематику, воспитывать у учащихся уважение к Закону.
Участники беседы: Учащиеся, склонные к правонарушениям.
Ведущая беседы: Учитель истории и обществознания.
План
1. Вступительное слово. Ознакомление с целью беседы.
2. Основная часть беседы «Закон и мы» (формат «вопрос - ответ», обсуждение ситуаций).
3. Итоги беседы. Вывод.

Ход беседы:

1. Вступительное слово.
С вопросами на правовую тематику мы встречаемся часто. Неверным считается мнение, что право используется только тогда, когда необходимо наказать тех, кто, нарушил закон. Часто подростки с удивлением реагируют, когда узнают о том, что многие их повседневные действия носят характер правоотношений, т.е. таких отношений, которые регулируются нормами права. А для того, чтобы уметь пользоваться своими правами и ответственно подходить к выполнению своих обязанностей, не причиняя вред окружающим, обществу, государству законы следует знать. Где подросток может знакомиться с содержанием правовых норм? На уроках обществознания, правоведения, классных часах, во время внеклассных мероприятий на правовую тематику, читая книги, газеты, журналы, просматривая телепередачи. Сегодня мы проводим с вами беседу на тему «Закон и подросток».
(Сообщение целей и задач проведения беседы).

2. Основная часть беседы «Закон и подросток». (Вопросы и ответы на них, обсуждение ситуаций).
1. Что такое правоведение?
Ответ. Это общественная наука, которая изучает право как особую систему социальных норм, каким образом можно применять нормы права, юридические права и обязанности, виды юридической ответственности.

2. С какими другими социальными норами более всего связаны нормы права?
Ответ. С нормами морали.

3. Возникает ли ответственность, когда подросток нарушает моральные нормы? Перед кем он отвечает?
Ответ. Возникает. Он несет ответственность перед семьей, школой, товарищами. При неоднократных нарушениях возможна, ответственность перед комиссией по делам несовершеннолетних.

4. В каком возрасте подросток может быть привлечен к юридической ответственности?
Ответ. С 14 лет.

5. Какую юридическую ответственность несет подросток в 14 лет?
Ответ. В 14 лет наступает уголовная ответственность за совершение тяжких преступлений: убийство, причинение тяжкого вреда здоровью, изнасилование, похищение человека, разбой, кражу, злостное и особо злостное хулиганство, хищение огнестрельного оружия, боеприпасов, наркотических веществ, умышленное уничтожение или повреждение имущества, угон автотранспортных средств.

6. А какая еще ответственность наступает с момента достижения 14-летнего возраста?
Ответ. Если действия несовершеннолетнего приводят к порче чьего-либо имущества, то наступает гражданская ответственность. Причинение вреда здоровью и чести человека также повлечет за собой привлечение к гражданской ответственности.

7. Какие виды ответственности наступают в 16 лет?
Ответ. Административная, за совершение административных проступков и уголовная, за все виды преступлений.

8. Какая ответственность наступает с 18 лет?
Ответ. С этого возраста молодой человек считается совершеннолетним и следовательно с этого возраста он несет юридическую ответственность за любые противозаконные действия.

9. Какие вы знаете правоохранительные органы?
Ответ. Полиция, прокуратура, адвокатура, ФСБ.

10. Что такое хулиганство?
Ответ. Это грубое нарушение общественного порядка. Совершая хулиганские действия, человек выражает явное неуважение к обществу.

11. Как карается законом хулиганство?
Ответ. Наказывается штрафом, либо обязательными работами или исправительными работами на срок от 1 года до 2 лет, либо принудительными работами на срок до5 лет, либо лишением свободы на тот же срок.

12. Случалось ли вам наблюдать чьи-то хулиганские действия?

13. Был ли кто-нибудь из вас участником подобного нарушения общественного порядка?
Отвечает каждый участник беседы.

14. Какие преступления вы считаете наиболее опасными?
Отвечает каждый участник и обосновывает свое мнение.

15. Перейдем к вашим обязанностям учащихся. В каком законодательном документе Российской Федерации закреплено право на образование?
Ответ. В Конституции, в Федеральном Законе «Об образовании».

16. Каких школьные документах содержат права и обязанности учеников?
Ответ. Устав школы, Правила для учащихся, локальные акты школы.

17. Известны ли вам Правила для учащихся?
Отвечает каждый участник.

18. Может ли ученик работать в свободное от учебы время (на каникулах), где именно? С какого возраста? Что для этого нужно? Знаете ли вы, куда обратиться?
Ответ. Да, может. С 16 лет допускается заключение трудового договора. Если подросток получил основное общее образование, допускается с 15-летнего возраста. Если есть согласие одного из родителей (попечителя) и органа опеки и попечительства, трудовой договор может быть заключен с учащимися, достигшими 14 лет. Чтобы получить первый трудовой опыт, подростку, желающему трудиться, достаточно обратиться в районный отдел занятости населения по месту прописки с паспортом.

19. Нарушают ли правовые нормы учащиеся школы? Какие правонарушения они допускают?
Отвечает каждый участник.

20. Знаете ли вы, как надо себя вести, чтобы учащегося, состоящего на внутришкольном учете, как склонного к правонарушениям сняли с учета?
Каждый участник выражает свою точку зрения.

21. Давайте разберем ситуации из школьной жизни.
1) Когда в школьном коридоре никого не было, учащийся 8 класса порвал стенгазету, которая принимала участие в конкурсе стенгазет. Можно ли считать, что этот ученик нарушил правила поведения учитывая то, что в содеянном поступке он не сознался? (Отвечает каждый участник, обосновывая свое мнение)
2) Один из учеников школы случайно разбил стекло в своем классе. И несмотря на то, что он в этот момент находился в классе один, ученик признался в своем поступке и классному руководителю, и одноклассника, а придя домой – и родителям. Отец ученика достал стекло нужного размера, а технические работники школы помогли вставить стекло.
Как вы считаете, этот поступок можно считать нарушением правил поведения? (Ученики высказывают свои мнения)

22. Есть ли среди ваших знакомых работники полиции или других правоохранительных органов?

23. Мог ли бы ты стать на защиту человека, который стал жертвой преступления?
Отвечает каждый участник.

24. Свидетелями каких незаконных действий вы были сами?
Отвечает каждый участник.

25. Могут ли несовершеннолетние быть собственниками имущества?Какое имущество может считаться их собственностью?
Ответ. Могут. Это личные вещи - одежда, книги и др., то, любое имущество, которое было им подарено или оставлено в наследство.

26. В каких случаях подросток может распоряжаться собственным ценным имуществом, например домом, дачей, автомобилем?
Ответ. Подросток, как и совершеннолетний, может владеть, пользоваться, распоряжаться ценным имуществом. Но в соответствии с Гражданским кодексом РФ он обладает неполной дееспособностью. То есть, чтобы заключить сделку, потребуется согласие законных представителей – родителей, усыновителей или попечителей несовершеннолетнего.

27. Что вам известно об обязанностях детей и родителей?
Ответ. Родители обязаны воспитывать детей, заботиться об их физическом и нравственном развитии, готовить их к труду. Родители должны содержать своих несовершеннолетних детей, а если это необходимо - совершеннолетних нетрудоспособных детей. Дети в свою очередь обязаны заботиться о своих родителях. А если родители нетрудоспособны и нуждаются в помощи - совершеннолетние трудоспособные дети также должны их содержать.

30. Могут ли юридические знания пригодиться человеку? Где и когда?
Ответ. Конечно, могут. Если человек сам нарушил закон или если нарушены его права кем бы то ни было.

31. Что объединяет такие разные сферы: медицину и правоведение??
Ответ. Обе сферы лечат людей: медицина лечит тело, а лечение поступков людей, их правосознанием занимается правоведение.

3. Итоги беседы.
Вопрос к ученикам.
1. Что нового для себя вы узнали из беседы «Закон и подросток»?
2. Принесла ли вам пользу наша беседа?

Вывод.
В скором времени вы закончите школу, и у вас начнется самостоятельная жизнь. Каждый ваш поступок будет оцениваться окружающими вас людьми и самим государством. Для жизненного успеха будет необходимо быть ответственным, выполнять свои гражданские обязанности по защите Отчизны, соблюдению законов. Вы будете помогать государству принимать важные решения, которые будут выноситься на всенародное обсуждение, вы будете принимать участие в формировании органов власти. При этом крайне важно, чтобы багаж правовых знаний постоянно пополнялся. И каждый из вас при этом должен быть готов противостоять злу и всему тому, что мешает нашему обществу процветать. Все это нужно гражданину Российской Федерации.



Что?