Шесть альбомов чтобы прочувствовать джазовый стиль бибоп. Краткая история джаза для начинающих Джазовый стиль бибоп

Bebop (бибоп или просто боп) — стиль джазовой музыки родом из первой половины 40-х годов прошлого века. Основная черта — сложные импровизации и быстрый темп, которые обыгрывают гармонию, а не мелодию. Для первых слушателей он был слишком быстр, резок и даже «жесток».

Исполнители

В начале 40-х годов прошлого века в джазовой музыке появился стиль, который отличался от традиционного быстрым исполнением и сложными импровизациями. Он получил название бибоп и стал настоящей революцией в джазовом мире. Боперы по-новому трактовали само значение музыки, обыгрывая гармонию, а не мелодию. Родоначальниками стиля стали Диззи Гиллеспи (труба), Чарли Паркер (саксофон), и Бад Пауэлл (клавишные), Макс Роуч (барабаны). Они исполняли «музыку для музыкантов», основанную на ритме, значительно отдалившись от танцевального стиля, в основе которого была мелодия. Слушатели далеко не сразу оценили сложные импровизации, они говорили, что новое направление слишком резко и быстро, даже «жестоко».

Главным отличием бопа от традиционного джаза стала сложная гармония, построенная на иных принципах. Паркер и Гиллеспи ввели сверхбыстрый темп исполнения, таким образом, предотвратив появление непрофессионалов среди боперов. Импровизация в бибопе начиналась с синкопированной или второй доли, нередко она обыгрывала гармоническую сетку или уже известную тему. Этот стиль идеально подходил для игры небольшого коллектива, типа квартета и квинтета. Боп стал популярен в городских джаз-клубах, куда публика приходила послушать известных джазменов, а не танцевать. Музыканты постепенно превратили bop jazz в интеллектуальную форму, отдалив его от истоков — чувств.

Еще одним ярким отличием стало эпатажное поведение музыкантов нового направления. До сих пор они остались символами бибопа: шляпы Монка, изогнутая труба Гиллеспи, выходки Паркера. Боп был богат на таланты и революции. Диззи Гиллеспи продолжил свои эксперименты и основал направление афро-куба, популяризировал латино-джаз и открыл миру немало звезд этого стиля.

Этой публикацией сайт открывает серию материалов про самые «заходные» альбомы основных джазовых стилей. Говоря про бибоп, должен сразу предупредить: он уже полвека считается музыкой серьезной и интеллектуальной. Грубо говоря, бибоп - это стиль, который зародился, когда джаз перестал быть попсой своего времени и стал уже музыкой для понимающих - Джек Керуак и прочие молодые интеллектуалы им восхищались. Собственно, тогда за джазом навсегда и закрепился имидж интеллектуальной музыки.

Музыкальная энциклопедия Гроува пишет, что бибоп (или просто боп) есть «джазовый стиль, возникший в Нью-Йорке в начале 1940-х». «…основное значение в бибопе придается импровизированию мелодий в быстрых темпах, с ассиметричной структурой фраз и нерегулярным распределением акцентов». Проще говоря: когда ритм-секция играет быстро, а солист - рвано, как бы закручивая соло в спираль, то это - бибоп. И да, тут важно, что боп играли малые составы: трио, квартет, квинтет, совсем редко - секстет. Это было обусловлено экономическими соображениями: биг-бэнд возить было уже совсем не выгодно. Зато родился феномен джазового «комбо», который оказался как атомное ядро: при малом размере энергия бесконечна. Собственно, ударную волну бибоп-взрыва джаз ощущает до сих пор, а полураспада даже не предвидится.

Гроув называет основателем стиля Диззи Гиллеспи, а «среди ведущих мастеров» упоминает Телониуса Монка, Чарли Паркера и Коулмена Хокинса. Забыли, пожалуй, только Оскара Петтифорда.

Charlie Parker, Dizzy Gillespie «Bird&Diz»

Хотя этот альбом вышел под именем Диззи Гиллеспи и Чарли Паркера (труба и альт-саксофон, соответственно), а в названии - их прозвища, но тут также играют другие корифеи. Барабанщики Бадди Рич (да, тот самый кумир героя фильма «Одержимость») и Макс Роуч, Телониус Монк и будущая звезда хард-бопа трубач Кенни Дорэм. Вместе Паркер и Гиллеспи (по-настоящему его звали просто Джон, Dizzy - это прозвище, означающее «головокружительный») выступали не раз и не два. Их связывала дружба и участие в разных проектах еще в молодости - они вообще из одного гнезда. Но это все детали, главное, что можно почти любой их live-альбом слушать. К счастью, успели записать их несколько, и тоже с сильнейшими составами в стиле «Кто есть кто в бибопе».

Bird&Diz существует в разных вариантах с разными обложками. В 90-е стали издавать на CD просто все дубли (некоторые по десять секунд!) и ауттейки, сделанные во время той сессии. Отличные мелодии, горячие импровизации, и даже откровенная «смотка» (вроде вышеупомянутых запоротых дублей) - и та интересна.

Charlie Parker «The Complete Dial Savoy Sessions»

Недавно один читатель в комментариях к моему материалу про треки, с которых можно полюбить джаз, посетовал, дескать, хорошая музыка джаз, но ведь такая старая, что многое на восковые валики записано - слушать невозможно. Чарли Паркер записывался уже не на валики, конечно, но, увы, проблема с записями существует, признаю. Так что лучше сразу настроиться на шорохи со скрипами и послушать раннего Паркера. Сборник записей для лейблов Savoy и Dail, конечно, не для хай-энд тестировать.

Но тут есть, во-первых, весь тот драйв и свобода, которыми прославился «Птица» Паркер, во-вторых - атмосфера настоящего бибопа. И в-третьих, звук чудесного альта и своеобразная паркеровская фразировка все равно ведь никуда не делись, а это - главное. Ну и материал, конечно: даже откровенно эстрадная «I’ll Always Love You» с вокалом. Все настолько мастерски и стильно, что становится понятно, почему в те годы всякая продвинутая молодежь типа битников и Керуака с ума сходила от сакса Паркера. Это ж трип-хоп сороковых, ни дать ни взять!

Thelonious Monk «Brilliant Corners»

В эпоху существования музыкальных магазинов этот альбом с забавной обложкой без труда обнаруживался на полке «Джаз», на букву «М». «Brilliant Corners» Телониуса Монка переиздавался раз сто, причем и на SACD. Именно этот носитель я не слушал, но говорят, панорамное звучание мало что добавило великой музыке.

Альбом, выпущенный лейблом Riverside в 1956 году, действительно выдающийся. Играет здесь опять-таки супергруппа: Сонни Роллинз, басисты Пол Чемберс и Оскар Петтифорд, барабанщик Макс Роуч…

Это, конечно, уже поздний боп, переходящий в хард-боп и предвкушающий авангард. Но Монк - он вообще сам по себе, ни на кого не похожий композитор с оригинальным гармоническим мышлением. «Зомби-музыка», - презрительно отзывалась о нем пианистка Мэри Лу Уильямс. И оказалась права: Телониус Монк (1917 – 1982) и сейчас живее всех живых.

Coleman Hawkins «The Hawk Flies High»

Спроси человека с улицы, что есть главный джазовый инструмент, и ответ будет один - саксофон. А кто сделал саксофон главным джазовым инструментом? Коулмен Хокинс. Ну, практически. Хокинс с его широким шершавым звуком и падающих каскадами нот - один из отцов бопа. То есть по идее слушать у него надо все. Но чтобы избежать претензий к записи, посоветуем альбом «The Hawk Flies High» 1957 года.

Здесь опять-таки мощный состав: Петтифорд, Джо Джонс на барабанах, Джей Джей Джонсон на тромбоне, Хэнк Джонс за фортепиано. Исключительно яркие пьесы, с драйвом сыгранные. Есть странные-забавные аранжировки: в «Juicy Fruit» минималистичная долбежка фортепиано Джонса сочетается с бесконечной нотой трубы Идриса Сулеймана. Цепное дыхание или просто магия? И так - везде!

Oscar Pettiford «Winner"s Circle»

Настоящему индейцу… Ну, вы поняли. Один из первых бопперов, Оскар Петтифорд, действительно был индейцем: темная кожа - от отца, который был наполовину чероки, наполовину африканцем. Петтифорд прожил всего 37 лет и умер в Европе от какого-то страшного вируса, но до этого сыграл на множестве ключевых альбомов бопа, начав вариться в боп-тусовке еще в 1943 году. Культовый басист, придумавший свой стиль игры, проницательный бэндлидер, открывший миру талант великого Кэннонболла Эддерли. «Не нравилось, как другие играют на контрабасе», - якобы говорил он. Также он первым начал играть джаз на виолончели, причем начал в прямом смысле шутки ради.

Петтифорд, как и Чарли Мингус, - один из самых плодотворных контрабасистов-лидеров-композиторов в джазе: строго говоря, в плане влияния рядом с этими двумя особо и поставить некого (басисты обычно на вторых ролях). Послушаем большой состав на альбоме «Winner"s Circle», который вышел в 1957 году на лейбле Bethlehem. Дональд Берд, Джон Колтрейн, Кенни Беррелл, Филли Джо Джонс и другие - команда мечты!

Bud Powell «The Amazing Bud Powell, Vol. 1»

И наконец, главный пианист бибопа - Бад Пауэлл. Духовный отец всех последующих джазовых виртуозов, от Билла Эванса до Чика Кориа и так далее. У Пауэлла была тяжелая судьба: он долго страдал от острого психического расстройства, проводя месяцы в больнице (а надо понимать, что за психиатрия была полвека назад - музыканта лечили даже электрошоком), рано умер. Соответственно, не все его записи одинаково хороши, но есть несколько шедевров.

Один из них, записанный на Blue Note еще в конце 40-х, в молодости - «The Amazing Bud Powell, Vol. 1» (есть еще два «тома» с более поздними сессиями). Здесь - две версии хита Пауэлла с грустным испанским названием «Un Poco Loco» (Слегка рехнувшийся). Мы попросили прокомментировать это специалиста - пианиста, композитора, барабанщика Якова Окуня: «Данная пьеса записана в двух дублях. В первом импровизация его, удивительная, а вторая более ладная с точки зрения формы. На том же альбоме - версия стандарта “It Could Happened To You”, трогательная, как бы под Арта Тэйтума - изумительно!»

К середине 30-х годов на волне популярности мир джаза постиг «творческий кризис», который достиг своего апогея к концу десятилетия и началу 40-х. Именно тогда, на выручку пришел новый стиль – бибоп.

Предпосылки появления

Чарли Паркер и Диззи Гиллеспи считаются отцами-основателями бибопа

Популярность традиционного джаза привела к чрезмерному распространению музыкальных коллективов среднего профессионализма, исполняющих джаз исключительно в целях заработка, без творческого стремления, применяя в своей практике музыкальные стандарты и шаблоны.

Такая тенденция была крайне неприятна музыкантам, которые во главу своей работы ставили творческий процесс, стремление к созданию нового, а не топтание на месте.

Вот на этой благодатной почве группа музыкантов виртуозов и представила миру новое имя музыкального течения в океане «Джаз».

Основой бибопа стали быстрые и сложные импровизации

Новое название музыкального стиля, как принято считать, появилось благодаря , который напевал мелодии блюзовыми квинтами – интервалами, характерными для бопа. По звучанию они были схожи с восклицанием Hey! Ba-Ba-Re-Bop.

Слишком быстро для танцев


Телониус Монк, Говард МакГи, Рой Элдридж, Тедди Хилл, 1947 год

Стараниями именитых нью-йоркских музыкантов , Макса Роуча, Диззи Гиллеспи, Бада Пауэлла и миру был представлен новый стиль в джазовой музыке – бибоп.

Основанный на глубокой импровизации музыкальных гармоний и синкопированном ритме, нередко взвинченный ритмически на максимальные скорости звучания.

Такой подход шокировал простого слушателя. На первых порах публико весьма не лестно отзывалась о таком новшестве, характеризуя его резким и слишком быстрым, уводя любимую музыку из привычного танцевального ритма.

Музыкальная общественность также с настороженностью восприняла новое течение. Но вскоре она изменила свое мнение и оценила витиеватость импровизаций и проявившиеся новые творческие горизонты.

Основой нового стиля послужили быстрые и сложные импровизации на основе гармоний, что в корне отличала его от традиционного джазового взгляда, основанного на монументальности мелодии.

Из масс в элиту


Концерт Телониуса Монка

Сложность постоянной импровизации, вложенной в не менее сложный ритмический рисунок, огородила новый стиль от наплыва непрофессионалов и привнесло раздолье для творчества и развития узкому кругу виртуозов.

Практика показала, что бибоп идеально подходит для небольших коллективов: квартета или квинтета. Это позволило музыкантам выступать малыми составами, что было намного экономичнее по тем временам.

Из больших залов музыканты переместились в малые, атмосферные бары и небольшие музыкальные салоны, где могли собираться дружные компании исключительно ценителей сложных импровизаций и прогрессивного творчества, обрели популярность. Распространение бибопа привело к трансформации джаза в сугубо интеллектуальное течение.



Своими руками