Прокофьев основные произведения. Сергей Прокофьев: биография, интересные факты, творчество. Самая детская музыка

Сергей Прокофьев – выдающийся русский композитор и личность уникальной судьбы. Человек, обладающий удивительными способностями и поступивший в петербургскую консерваторию, когда ему было только 13. Человек, уехавший после революции за границу, но вернувшийся в СССР – с почетом и без клейма «перебежчика». Человек, обладающий непоколебимой устремленностью, которого не сломили жизненные трудности. Он был обласкан властью, имел высшие государственные награды, а затем, еще при жизни, предан забвению и опале. Человек, которого называют «единственным гением» ХХ века и чьи удивительные произведения восхищают слушателей по всему миру.

Краткую биографию Сергея Прокофьева и множество интересных фактов о композиторе читайте на нашей странице.

Краткая биография Прокофьева

Родом Сергей Сергеевич Прокофьев из украинского села Сонцовка. Существуют разные версии даты его рождения, но целесообразно указать ту, которую указал он сам в «Автобиографии» - 11 (23) апреля 1891 года. Кажется, что он уже родился композитором, ведь благодаря маме, Марии Григорьевне, превосходно игравшей на фортепиано, дом Прокофьевых был полон музыки. Интерес к инструменту побудил маленького Сережу начать учиться играть. С 1902 года Сергея Прокофьева начал учить музыке Р.М. Глиэр .


Прокофьев становится студентом столичной консерватории в 1904 году. Через пять лет он выпускается с композиторского отделения, а еще через пять - с фортепианного, став лучшим выпускником. Концертировать начинает в 1908. Дебют был исключительно благосклонно оценен критиками, отмечались и исполнительский талант, и композиторская оригинальность. С 1911 года издаются ноты его произведений. Поворотным событием в судьбе молодого Прокофьева стало знакомство с С.П. Дягилевым в 1914 году. Благодаря союзу антрепренера и композитора появились на свет четыре балета. В 1915 году Дягилев организовал первое зарубежное выступление Прокофьева с программой, состоящей из его сочинений.


Революцию Прокофьев воспринял как разрушение, «резню и дичь». Поэтому уже в следующем году отправился в Токио, а оттуда – в Нью-Йорк. Он долгое время прожил во Франции, гастролируя по старому и новому свету как пианист. В 1923 году женился на испанской певице Лине Кодине, у них родились двое сыновей. Приезжая на выступления в Советский Союз, Прокофьев видит исключительно радушный, даже роскошный, прием властей, грандиозный, невиданный им за границей, успех у публики, а также получает предложение вернуться и обещание статуса «первого композитора». И в 1936 году Прокофьев с семьей и имуществом переезжает жить в Москву. Власти его не обманули - роскошная квартира, вышколенная обслуга, заказы сыпятся как из рога изобилия. В 1941 году Прокофьев уходит из семьи к Мире Мендельсон.


Неожиданными драматическими событиями начался 1948 год. Фамилия Прокофьева была упомянута в постановлении партии «Об опере „Великая дружба“ В. Мурадели». Композитора причислили к «формалистам». Как следствие, некоторые его сочинения, в частности Шестая симфония, были запрещены, остальные - почти не исполнялись. Впрочем, уже в 1949 году эти ограничения были сняты личным распоряжением Сталина. Оказалось, что даже «первый композитор» страны не принадлежит к касте неприкасаемых. Не прошло и десяти дней после публикации разгромного постановления, как арестовали первую жену композитора, Лину Ивановну. Ее осудили на 20 лет лагерей за шпионаж и измену Родине, выйдет на свободу она только в 1956. Здоровье Прокофьева заметно ухудшилось, врачи советовали ему почти не работать. Тем не менее в 1952 году он лично присутствовал на первом исполнении своей Седьмой симфонии, а музыку писал даже в последний день своей жизни. Вечером 5 марта 1953 года сердце Сергея Прокофьева остановилось...

Прокофьев - композитор

Из биографии Прокофьева мы знаем, что в пять лет Сережа придумал и наиграл на фортепиано свою первую пьесу (ноты записывала Мария Григорьевна). Посетив в 1900 году московские постановки «Фауста » и «Спящей красавицы », ребенок настолько вдохновился услышанным, что всего через полгода появилась на свет его первая опера «Великан». Уже к моменту поступления в консерваторию набралось несколько папок сочинений.

Замысел своей первой большой оперы по сюжету романа Ф.М. Достоевского «Игрок », который еще в юности Прокофьев задумал перенести на оперную сцену, обсуждался композитором в первую очередь с С. Дягилевым. Который, однако, идеей не заинтересовался. В отличие от главного дирижера Мариинского театра А. Коутса, поддержавшего ее. Опера была завершена в 1916 году, было сделано распределение партий, начались репетиции, но из-за несчастливой череды препятствий премьера так и не состоялась. Спустя время Прокофьевым была сделана вторая редакция оперы, но и ее Большой театр поставил только в 1974 году. При жизни композитора осуществилась только постановка второй редакции брюссельским театром Ла Монне в 1929 году, где опера исполнялась по-французски. Последним произведением, написанным и исполненным в дореволюционном Санкт-Петербурге, стала Первая симфония. В период жизни за рубежом были созданы: оперы «Любовь к трем апельсинам » и «Огненный ангел», три симфонии, множество сонат и пьес, музыка к фильму «Поручик Киже», концерты для виолончели , фортепиано, скрипки с оркестром.

Возвращение в СССР - это время стремительного творческого взлета Прокофьева, когда рождаются произведения, ставшие его «визитной карточкой» даже для тех, кто мало знаком с классической музыкой – балет «Ромео и Джульетта» и симфоническая сказка «Петя и волк». В 1940 году оперный театр им. К.С. Станиславского дает премьеру «Семена Котко». Тогда же была закончена работа над оперой «Обручение в монастыре», где соавтором либретто выступила М. Мендельсон.


В 1938 году увидел свет фильм С. Эйзенштейна «Александр Невский», которому через несколько лет было суждено стать символом борьбы с немецко-фашистскими захватчиками. Музыку этого фильма, как и второй монументальной картины режиссера «Иван Грозный», написал Сергей Прокофьев. Годы войны были ознаменованы эвакуацией на Кавказ, а также работой над тремя крупными произведениями: Пятой симфонией, балетом «Золушка» , оперой «Война и мир ». Автором либретто этой оперы и последующих произведений композитора стала его вторая супруга. Послевоенный период примечателен прежде всего двумя симфониями – Шестой, которую считают своеобразным реквиемом по жертвам войны, и Седьмой, посвященной юности и надеждам.



Интересные факты:

  • Редакция оперы «Игрок», написанная для Мариинского театра в 1916 году, так никогда и не была поставлена на его сцене. Премьера второй редакции состоялась только в 1991 году.
  • При жизни Прокофьева в СССР были поставлены только 4 его оперы. При этом – ни одной в Большом театре.
  • У Сергея Прокофьева остались две законных вдовы. За месяц до ареста Л. Прокофьевой, не дававшей ему развод то ли из соображений собственной безопасности, то ли по причине того, что искренне не хотела отпускать любимого человека, композитор женился повторно. Ему посоветовали воспользоваться юридическими нормами указа о воспрещении браков с иностранцами, признававшего церковный брак с Линой Ивановной, заключенный в Германии, недействительным. Прокофьев поспешил узаконить отношения с М. Мендельсон, тем самым подставив бывшую жену под удар советской репрессивной машины. Ведь она росчерком пера и против своей воли из жены Прокофьева превратилась в одинокую иностранку, поддерживающую отношения с другими иностранцами Москвы. По возвращении из лагеря, первая жена композитора в судебном порядке восстановила все свои супружеские права, в том числе на значительную часть наследства.
  • Композитор был блестящим шахматистом . «Шахматы – это музыка мысли» - один из его самых известных афоризмов. Однажды ему даже удалось выиграть партию у чемпиона мира по шахматам Х.-Р. Капабланки.


  • С 1916 по 1921 год Прокофьев собирал альбом автографов своих друзей, которые отвечали на вопрос: «Что вы думаете о солнце?». Среди ответивших – К. Петров-Водкин, А. Достоевская, Ф. Шаляпин, А. Рубинштейн, В. Бурлюк, В. Маяковский, К. Бальмонт. Творчество Прокофьева часто называют солнечным, оптимистичным, жизнерадостным. Даже место его рождения в некоторых источниках называют Солнцевкой.
  • В биографии Прокофьева отмечается, что в первые годы выступлений композитора в США, его там называли «музыкальный большевик». Американская публика оказалась слишком консервативной для понимания его музыки. Кроме того, у нее уже был свой русский кумир – Сергей Рахманинов.
  • По возвращении в СССР Прокофьеву предоставили просторную квартиру в доме на Земляном валу, 14, где, в частности, проживали: летчик В. Чкалов, поэт С. Маршак, актер Б. Чирков, художник К. Юон. А также позволили привезти с собой синий «Форд», купленный за рубежом, и даже обзавестись личным водителем.
  • Современники отмечали умение Сергея Сергеевича со вкусом одеваться. Его не смущали ни яркие тона, ни смелые сочетания в одежде. Он любил французские духи и дорогие аксессуары – например, галстуки, хорошие вина и изысканные блюда.
  • Сергей Прокофьев 26 лет вел подробный личный дневник. Но после переезда в Советский Союз решил, что разумнее больше этого не делать.

  • После войны Прокофьев в основном жил на даче в подмосковном поселке Николина гора, которую купил на деньги пятой сталинской премии. В Москве его домом были три комнаты в коммунальной квартире, где помимо композитора с супругой проживал и отчим Миры Абрамовны.
  • Композитор часто включал в свои произведения фрагменты и мелодии более ранних работ. Среди примеров:
    - музыка балета «Ала и Лоллий», от постановки которого отказался С. Дягилев, переработана Прокофьевым в Скифскую сюиту;
    - музыка Третьей симфонии взята из оперы «Огненный ангел»;
    - Четвертая симфония родилась из музыки балета «Блудный сын»;
    - тема «Степь татарская» из картины «Иван Грозный» легла в основу арии Кутузова в опере «Война и мир».
  • «Стальной скок» впервые увидел российскую сцену только в 2015 году, через 90 лет после его создания.
  • Работу над дуэтом Катерины и Данилы из балета «Сказ о Каменном цветке» композитор закончил за несколько часов до своей смерти.
  • Жизни С.С. Прокофьева и И.В. Сталина оборвались в один день, из-за чего о кончине композитора было объявлено по радио с опозданием, а организация похорон значительно затруднена.

Сергей Прокофьев и кино

Создание музыки для кинофильмов композитором такого уровня не имеет прецедентов в искусстве. В 1930 – 40 годах Сергей Прокофьев написал музыку для восьми фильмов. Один из них, «Пиковая дама» (1936), так и не увидел свет из-за пожара на «Мосфильме», уничтожившего пленки. Музыка Прокофьева к первому же фильму, «Поручик Киже», стала невероятно популярна. На ее основе композитор создал симфоническую сюиту, которая исполнялась оркестрами по всему миру. На эту музыку впоследствии создано два балета. Однако Прокофьев не сразу принял предложение создателей фильма – первой его реакцией был отказ. Но после прочтения сценария и детального обсуждения режиссерского замысла, идея его заинтересовала и, как он отмечал в своей «Автобиографии», над музыкой к «Поручику Киже» он работал быстро и с удовольствием. Создание сюиты потребовало больше времени, переоркестровки и даже переработки некоторых тем.

В отличие от «Поручика Киже», предложение о написании музыки к фильму «Александр Невский » Прокофьев принял, не раздумывая. С Сергеем Эйзенштейном они были давно знакомы, Прокофьев даже относил себя к поклонникам режиссера. Работа над картиной стала торжеством настоящего сотворчества: иногда композитор писал музыкальный текст, а режиссер на его основе строил съемки и монтаж эпизода, иногда Прокофьев отсматривал готовый материал, пальцами по дереву отстукивая ритмы и принося через некоторое время готовую партитуру. Музыка «Александра Невского» воплотила все основные черты таланта Прокофьева и по достоинству вошла в золотой фонд мировой культуры. В годы войны Прокофьев создает музыку к трем патриотическим картинам: «Партизаны в степях Украины», «Котовский», «Тоня» (из киносборника «Наши девушки»), а также к биографической картине «Лермонтов» (вместе с В. Пушковым).

Последней по времени, но не по значимости стала работа Прокофьева над фильмом С. Эйзенштейна «Иван Грозный», которая началась в Алма-Ате. Музыка «Ивана Грозного» своей народно-эпической мощью продолжает темы «Александра Невского». Но вторая совместная картина двух гениев состоит не только из героических сцен, а повествует и об истории боярского заговора и дипломатических интриг, что потребовало более разнопланового музыкального полотна. Эта работа композитора была отмечена Сталинской премией. Уже после кончины Прокофьева музыка «Ивана Грозного» послужила основой для создания оратории и балета.


Несмотря на то, что удивительная судьба Сергея Прокофьева могла бы лечь в основу интереснейшего сценария фильма, художественных картин о жизни композитора до сих пор нет. К различным годовщинам – со дня рождения или смерти – создавались только телевизионные фильмы и передачи. Возможно, это связано с тем, что никто не берется однозначно трактовать неоднозначные поступки Сергея Сергеевича. По каким причинам он вернулся в СССР? Был ли советский период его творчества конформизмом или новаторством? Почему распался его первый брак? Почему он позволил Лине Ивановне опрометчиво отказаться от эвакуации из военной Москвы, не вывезти хотя бы детей? И волновало ли его вообще хоть что-нибудь, кроме собственного тщеславия и творческой реализации - судьба арестованной первой жены и родных сыновей, например? На эти и многие другие острые вопросы ответов нет. Есть мнения и домыслы, которые могут оказаться несправедливыми к великому композитору.

Сергей Прокофьев в жизни выдающихся музыкантов

  • Сергей Танеев сказал о девятилетнем Сереже Прокофьеве, что у него выдающиеся способности и абсолютный слух.
  • На записи музыки к фильму «Поручик Киже» симфоническим оркестром управлял молодой дирижер Исаак Дунаевский. Впоследствии в личной переписке Дунаевский высказывал неоднозначное отношение к Прокофьеву из-за привилегированного положения последнего.
  • В биографии Прокофьева указывается, что композитор Борис Асафьев был консерваторским однокурсником и многолетним другом Прокофьева. Несмотря на это, на Первом съезде советских композиторов 1948 года от его имени была зачитана речь, в которой творчество «формалиста» Прокофьева приравнивалось к фашизму. Кроме того, Асафьев по поручению Жданова редактировал постановление "Об опере "Великая дружба" В. Мурадели", в котором, кстати, назначался председателем Оргкомитета Союза композиторов.
  • Балет «На Днепре» стал дебютной постановкой для двух балетмейстеров разных поколений – Сержа Лифаря в должности балетмейстера Парижской оперы в 1930 году, и Алексея Ратманского в Американском театре балета (2009 год).
  • Очень дружен с Сергеем Прокофьевым был Мстислав Ростропович, для которого композитор создал Симфонию-концерт для виолончели с оркестром.
  • Партия Полины в премьерной постановке Большого театра оперы «Игрок» (1974 год) стала последней ролью Галины Вишневской перед эмиграцией.
  • Галина Уланова, первая исполнительница партии Джульетты, вспоминала, что была одной из тех, кто считал, что «нет повести печальнее на свете, чем музыка Прокофьева в балете». Мелодика композитора, ее резко сменяющиеся темпы и настроения создавали проблемы к пониманию замысла и исполнению роли. Спустя годы Галина Сергеевна скажет, что, если бы ее спросили, какой должна быть музыка «Ромео и Джульетты», она бы ответила – только той, что написал Прокофьев.
  • С.С. Прокофьев – любимый композитор Валерия Гергиева. С оперы «Война и мир» началась его дирижерская судьба в Кировском (Мариинском) театре. Возможно, по этой причине Мариинский театр – единственный в мире, репертуар которого включает в себя 12 постановок произведений Прокофьева. К 125-летию композитора в апреле 2016 года оркестр Мариинского театра за три юбилейных дня сыграл все 7 его симфоний. Именно Валерий Гергиев спас от разрушения композиторскую дачу, выкупив ее и передав в свой благотворительный фонд, в планах которого сделать там культурный центр.

Как это часто бывает с гениями, интерес к музыке Сергея Прокофьева возрастает тем больше, чем больше времени проходит со дня ее написания. Опередив не только свое поколение слушателей, она и в XXI веке диссонансов – не застывшая классика, а живой источник энергии и силы подлинного творчества.

Видео: смотреть фильм о С. Прокофьеве

«Кардинальным достоинством (или, если хотите, недостатком) моей жизни всегда были поиски оригинального, своего музыкального языка. Я ненавижу подражание, я ненавижу избитые приемы» (С. Прокофьев).

С.С. Прокофьев – автор 8 опер, 8 балетов, 7 симфоний и других оркестровых сочинений, 9 концертов для сольного инструмента с оркестром, 9 фортепианных сонат, ораторий и кантат, камерных вокальных и инструментальных сочинений, музыки для кино и театра. Он писал во всех современных ему жанрах.

Сергей Сергеевич Прокофьев (1891-1953)

Сергей Прокофьев в возрасте 7 лет
С.С. Прокофьев родился в Екатеринославской губернии в семье ученого-агронома. Детские годы будущего композитора прошли в музыкальной семье. Его мать была хорошей пианисткой, она же была и первым педагогом сына. Она обучала его не только музыке, но и французскому и немецкому языкам, а отец – математике. В возрасте 5 лет Прокофьев сочинил свою первую пьесу для фортепиано, а в возрасте 9 лет – оперу «Великан».
В 1902 г. юного композитора представили в Москве С. Танееву , и он был впечатлён способностями мальчика. По его просьбе Р. Глиэр занимался с ним теорией композиции.
В 1904-1914 гг. С. Прокофьев учился в Петербургской консерватории у Н. Римского-Корсакова (инструментовка), Я. Витолса (музыкальная форма), А. Лядова (композиция), А. Есиповой (фортепиано).
На выпускном экзамене Прокофьев исполнил свой Первый концерт и был удостоен премии им. А. Рубинштейна .

Сергей Прокофьев в 1918 г.
С 1918 г. начались гастроли молодого музыканта за рубежом: США, Франция, Германия, Англия, Италия, Испания. Одновременно он сочинял.

Раннее творчество

В 1919 г. была написана опера в 4 действиях с прологом «Любовь к трем апельсинам» . Либретто создал сам композитор по одноименной сказке Карло Гоцци.
Первая постановка оперы состоялась в Чикаго 30 декабря 1921 г. на французском языке. В СССР она была исполнена 18 февраля 1926 г. в Академическом театре оперы и балета (Ленинград). Весёлая и жизнерадостная опера сразу же полюбилась зрителям.
Опера «Огненный ангел» по одноимённому роману В. Брюсова (либретто С. Прокофьева) была закончена в 1927 г., но сценическая премьера состоялась только в 1954 г. в Париже. Действие происходит в Германии в XVI в. Сюжет оперы сложен и наполнен оккультизмом, поэтому долгие годы театры не отваживались на постановку.
Одноактный балет «Стальной скок» , созданный в 1925 г., навеян революционными событиями в России. Первое представление состоялось в Париже, в Театре Сары Бернар, труппой «Русский балет Дягилева» 7 июня 1927 г. Дягилев сделал Прокофьеву неожиданный заказ: «большевицкий» балет о современной Советской России. Но идея нового балета заключалась не в прославлении идей большевизма, а в колоритной иллюстрации индустриального прогресса в Советском Союзе. Либретто Г. Якулова и самого композитора.

Сцена из балета «Стальной скок»
Музыка балета колоритная, с яркой оркестровкой. Эту работу С. Прокофьева считают шедевром. Борис Асафьев писал, что в балете выражен «подлинный стиль нашей эпохи, потому что здесь вполне можно говорить о кованых ритмах, об упругих как сталь интонациях и о музыкальных приливах и отливах, подобных дыханию гигантских мехов!»
Одноактный балет «Блудный сын» был создан на известный сюжет притчи из Евангелия от Луки и впервые поставлен в Париже труппой Русского балета С. Дягилева в Театре Сары Бернар 20 мая 1929 г. Музыка балета отличается утончённым лиризмом и изысканной оркестровкой.

Сцена из балета «Блудный сын» (Мариинский театр, Петербург)
Музыкальные темы «Блудного сына» были использованы композитором при сочинении Четвёртой симфонии и в трёх из «Шести концертных пьес» для фортепиано.

Расцвет творчества

В 1927-1929 гг. С. Прокофьев успешно гастролировал по Советскому Союзу. С 1932 г. он живёт в России, его творчество достигает своей вершины. Его музыку исполняют лучшие советские музыканты: Н. Голованов, Э. Гилельс, B. Софроницкий, С. Рихтер, Д. Ойстрах.
В эти годы он создает один из своих шедевров: балет «Ромео и Джульетта» по В. Шекспиру (1936); лирико-комическую оперу «Обручение в монастыре » («Дуэнья», по Р. Шеридану, 1940); кантаты «Александр Невский» (1939) и «Здравица» (1939); симфоническую сказку на собственный текст «Петя и волк» с инструментами-персонажами (1936); Шестую сонату для фортепиано (1940); цикл фортепианных пьес «Детская музыка» (1935). Высочайшим достижением советской хореографии стал образ Джульетты, созданный Г. Улановой. Летом 1941 г. на даче под Москвой С. Прокофьев писал заказанный ему Ленинградским театром оперы и балета балет-сказку «Золушка» .

Балет «Ромео и Джульетта» (1936)

Сцена из балета «Ромео и Джульетта» (Мариинский театр, Петербург)
Балет в 4 актах. Балетмейстер – Л. Лавровский.
Действие происходит в Вероне в начале эпохи Возрождения.
Музыка Прокофьева и постановка Лавровского создали яркие характеристики персонажей. По замыслу композитора, основной темой балета была не столько собственно любовь главных героев, сколько их нежелание подчиняться устаревшим традициям. В спектакле Лавровского главным персонажем была Джульетта.
Лучшее определение «Ромео и Джульетты» дал музыковед Г. Орджоникидзе: «Ромео и Джульетта» Прокофьева – произведение реформаторское. Его можно назвать симфонией-балетом... весь он пронизан чисто симфоническим дыханием... В каждом такте музыки ощущается трепетное дыхание главной драматургической идеи. Самые экспрессивные средства, крайности музыкального языка применены здесь своевременно и внутренне оправданы... Балет Прокофьева отличается глубоким своеобразием музыки. Оно проявляется прежде всего в характерной для балетного стиля Прокофьева индивидуальности танцевального начала. Для классического балета этот принцип не типичен, и обычно он проявляется лишь в моментах душевного подъема – в лирических адажио. Прокофьев же названную драматургическую роль адажио распространяет на всю лирическую драму».

Симфоническая сказка для детей «Петя и волк» (1936)

Создана по инициативе Н.И. Сац для постановки в её Центральном детском театре. Премьера состоялась 2 мая 1936 г. Произведение исполняется чтецом, текст для которого написан самим композитором, и оркестром.
Каждый персонаж в этом произведении представлен определённым инструментом и отдельным мотивом:

Петя – смычковые струнные инструменты, преимущественно скрипки);
Птичка – флейта в высоком регистре;
Утка – гобой, «крякающая» мелодия в нижнем регистре;
Кошка – кларнет, изображает грацию кошки;
Дедушка – фагот, имитирующий ворчание;
Волк – три валторны;
Охотники – литавры и большой барабан, духовые инструменты.

Сюжет

Раннее утро. Пионер Петя на большой зелёной лужайке. Его знакомая Птичка, заметив Петю, слетает вниз. Утка направляется к пруду и начинает спорить с птичкой о том, кому считаться настоящей птицей: ей или птичке. За их спором наблюдает Кошка, но Петя предупредил птичку об опасности, и она улетает, а утка ныряет в пруд. Появляется Петин дедушка и начинает ворчать на внука, предупреждая его о том, что в лесу ходит большой серый волк, и уводит его. Вскоре появляется волк. Кошка быстро залезает на дерево, а утка попадает в пасть к волку.
Петя с помощью верёвки перебирается через забор и оказывается на высоком дереве. Он просит птичку отвлечь волка и накидывает ему на хвост петлю. Волк пытается освободиться, но Петя привязывает другой конец верёвки к дереву, и петля затягивается на хвосте волка ещё туже.
Охотники в лесу давно следили за волком. Петя помогает им связать волка и отвести его в зоопарк. Сказка завершается всеобщим шествием, в котором участвуют все его персонажи: впереди идёт Петя, за ним охотники ведут волка, над ними летит птичка, сзади – дедушка с кошкой. Слышно тихое кряканье: это подаёт голос утка, сидящая в животе волка, который так торопился, что проглотил её живьём.
«Главная цель сказки – познакомить младших школьников с музыкальными и инструментами» (Н. Сац).

Творчество в период войны

Балет «Золушка» (1945)

Балет в 3 актах. Либретто H. Волкова по сказке Ш. Перро. Сюжет сказки известен всем. «Золушка» – классический балет, продолжающий традиции сказочного спектакля, с обилием вариаций, дивертисментом и апофеозами, построенными на вальсах, с колоритными изобразительными моментами. «Большой вальс» – один из самых ярких вальсов композитора. Завершает балет еще один прекрасный вальс с тихим, но торжествующим звучанием тем Золушки, ее мечты и любви.
Новый творческий подъём С. Прокофьева был связан с началом Великой Отечественной войны и последующих трагических событий в истории родины.
Он создает грандиозную героико-патриотическую оперу-эпопею «Война и мир» по роману Л. Толстого (1943), с режиссером C. Эйзенштейном работает над историческим фильмом «Иван Грозный» (1942).

Опера «Война и мир»

Опера в 13 картинах с хоровым прологом; либретто С. Прокофьева и М. Мендельсон-Прокофьевой по одноимённому роману Л.Н. Толстого.
Премьера состоялась в Малом оперном театре г. Ленинграда 12 июня 1946 г. под управлением С. Самосуда.
Конечно, всё содержание романа не могло полностью войти в оперу. Композитор и либреттист отобрали те эпизоды и события, которые были наиболее важны для создания музыкально-драматического произведения. Получилось грандиозное историческое полотно, состоящее как бы из двух частей: 7 картин «мира» и 6 картин «войны». Либретто несколько раз изменялось, чтобы тема смогла воплотиться адекватно в сокращённый сюжет. Прокофьев применил в опере речитативно-декламационный приём в сочетании с ариями. Большую роль в опере играют хоры. В окончательном варианте опера была поставлена в Московском музыкальном театре им. Станиславского и Немировича-Данченко в 1957 г.
В Пятой симфонии (1944) композитор, по его словам, хотел «воспеть свободного и счастливого человека, его могучие силы, его благородство, его духовную чистоту».
В этот период времени С. Прокофьев написал музыку к фильмам «Александр Невский» (1938) и «Иван Грозный» (в двух сериях, 1944-1945).

Послевоенный период творчества композитора

В послевоенное время Прокофьев болел, но смог создать много значительных произведений: Шестую (1947) и Седьмую (1952) симфонии , Девятую фортепианную сонату (1947), новую редакцию оперы «Война и мир» (1952), виолончельную Сонату (1949) и Симфонию-концерт для виолончели с оркестром (1952).
В конце 40-начале 50-х гг. началась кампания против «антинародного формалистического» направления в советском искусстве, гонения на многих лучших его представителей. Одним из главных формалистов в музыке назвали Прокофьева. Публичное шельмование его музыки в 1948 г. еще более ухудшило состояние здоровья композитора. В 1948 г. прошёл Первый съезд Союза композиторов СССР, продолживший «непримиримую борьбу с формализмом». Критике подверглись многие сочинения Прокофьева, в том числе его Шестая симфония (1946) и опера «Повесть о настоящем человеке» , опера нестандартная и экспериментальная.
Последние годы своей жизни Прокофьев провел на даче в поселке Николина гора среди любимой им русской природы. Он продолжал сочинять, хотя врачи это ему строго запретили.
В этот период времени были созданы и выдающиеся произведения, и проходные, на злобу дня (увертюра «Встреча Волги с Доном», 1951, оратория «На страже мира») и др.
С.С. Прокофьев умер в один день со Сталиным (5 марта 1953 г.), и проводы великого русского композитора в последний путь были заслонены всенародным «горем» в связи с похоронами великого вождя народов., он внес в музыку новую энергетику, динамизм, свежие идеи, что воспринималось как «антинародное формалистическое направление».
Прокофьев был новатором музыкального языка. Своеобразие его стиля наиболее заметно в области гармонии. Например, он использовал диссонирующий аккорд в функции тоники и переменный метр («Сарказмы»). Применял особую форму доминанты, получившую название «прокофьевской». В его произведениях узнаваема специфическая ритмика, которая была очень характерна для его фортепианных произведений (Токката, «Наваждение», Седьмая соната и др.).
Своеобразие стиля Прокофьева проявляется и в оркестровке. Для некоторых его сочинений характерны сверхмощные звучания, основанные на диссонирующих медных духовых и сложных полифонических узорах струнной группы.
Прокофьев оставил огромное творческое наследие: 8 опер; 7 балетов; 7 симфоний; 9 фортепианных сонат; 5 фортепианных концертов (Четвертый – для одной левой руки); 2 скрипичных, 2 виолончельных концерта; 6 кантат; ораторию; 2 вокально-симфонические сюиты; много фортепианных пьес; пьесы для оркестра (среди них «Русская увертюра», «Симфоническая песнь», «Ода на окончание войны», 2 «Пушкинских вальса»); камерные сочинения; Квинтет для гобоя, кларнета, скрипки, альта и контрабаса; 2 струнных квартета; 2 сонаты для скрипки и фортепиано; Соната для виолончели и фортепиано; ряд вокальных сочинений на слова А. Ахматовой, К. Бальмонта, А. Пушкина и др.
Творчество С. Прокофьева получило всемирное признание. Он является одним из самых исполняемых авторов XX в. Прокофьев был также выдающимся дирижером и пианистом.

23 апреля 1891 года родился Сергей Прокофьев — один из крупнейших композиторов ХХ века. У маэстро была неоднозначная репутация: его сочинения не раз шокировали публику, и зрители уходили, не дослушав произведение до конца. Прокофьева называли «варваром» за смелые музыкальные находки и часто критиковали — но композитор упорно продолжал работать в своём ключе. Как-то во время бостонского концерта американская публика с большим трудом выслушала его Четвёртую симфонию. Маэстро сделал из этого выводы и на следующем выступлении исполнил для серьёзных, солидных зрителей детскую симфоническую сказку «Петя и волк». Предварительно автор обратился к залу со словами «Дети мои!» и коротко объяснил, что каждый персонаж в его сказке представляет определённый музыкальный инструмент (например, утка — это гобой, а Петю «символизируют» струнные). Зрителей такое неожиданное обращение очень развеселило, и концерт имел невероятный успех.

Творческое наследие пианиста и дирижёра насчитывает 11 опер, 7 балетов и множество других сочинений. В 123-ю годовщину со дня рождения Сергея Прокофьева АиФ.ru предлагает вспомнить некоторые из них.

Сергей Прокофьев с сыновьями Святославом и Олегом. 1930 год. Фото: РИА Новости

Скифская сюита

Уже во время учёбы в Консерватории Прокофьев заслужил репутацию «хулигана» — возможно, именно поэтому к нему обратился Сергей Дягилев с просьбой написать балет на древнерусский сюжет для «Русских сезонов». Композитор принялся за работу — итогом его трудов стала «Ала и Лоллий». Вот только Дягилев конечный результат не одобрил и ставить его на сцене отказался. Тогда автор переделал балет в четырёхчастную сюиту, и в 1916 году в Петрограде состоялась премьера Скифской сюиты (она же «Ала и Лоллий»). Произведение вызвало громкий скандал — многие ушли, не дожидаясь конца (в том числе и Александр Глазунов — директор Петербургской консерватории). Прокофьева после этого окрестили «скифом» и низвергателем музыкальных устоев.

Опера «Любовь к трём апельсинам»

В основу произведения легла одноимённая сказка Карло Гоцци — «нелепая» история про страдающего ипохондрией принца, которого мог излечить только смех, ведьму Фату Моргану и случившийся с ней на публике конфуз, а также про проклятие «любовью к трём апельсинам».

Своё творение Прокофьев закончил в 1919-м, а премьера состоялась двумя годами позже — причём постановка шла на сцене Чикагской городской оперы и на французском языке. Дирижировал сам композитор.

В конце 1920-х произведение «добралось» и до родины автора. Кстати, после Прокофьева к этому сюжету прибегал Сергей Михалков , Александр Роу , Леонид Филатов и другие деятели искусства.

Балет «Золушка»

Музыку к «Золушке» композитор начал писать в 1940-м — вдохновлённый танцами балерины Галины Улановой , он хотел создать «волшебный» и сказочный балет именно для неё. Но война расстроила все планы Прокофьева, и на какое-то время ему пришлось поставить работу «на паузу». Он переключился на написание патриотической оперы «Война и мир» — на тот момент этот труд был нужнее и важнее, а в 1944-м снова вернулся к «Золушке». По словам маэстро, он писал произведение в традициях старого классического балета — с па-де-де, вальсами и другими необходимыми элементами. В итоге вышло «нежное» сочинение, которое часто исполняют без хореографии — просто как симфоническое произведение. Кстати, на премьере в конце 1945 года главную роль исполнила другая балерина — Уланова присоединилась к постановке уже в следующих спектаклях.

Опера «Война и мир»

«Война и мир» — это грандиозное историческое полотно, которое Прокофьев писал в военные годы на «подъёме патриотизма». Композитор создал не только музыку к опере, но и либретто по одноимённому роману Льва Толстого — кстати, в этом маэстро помогла вторая жена, Мира Мендельсон-Прокофьева . Структурно сочинение выглядит очень необычно: первые семь картин посвящены описанию личных взаимоотношений героев, а остальные рассказывают о борьбе и военных событиях.

Балет «Каменный цветок»

На создание «Сказа о каменном цветке» (или просто «Каменного цветка») маэстро вдохновили произведения Павла Бажова ; готовясь приступить к работе, Прокофьев тщательно изучал уральский фольклор. Музыку к балету композитор написал примерно за год, Большой театр одобрил постановку, но дело неожиданно остановилось. Автор тяжело переживал такую задержку, его здоровье ухудшалось, но он, пользуясь вынужденной паузой, переписал и улучшил некоторые сцены из «Каменного цветка». Первые репетиции начались лишь спустя 4 года после написания балета — 1 марта 1953 года. Спустя 4 дня, 5 марта, композитор ушёл из жизни — он так и не увидел своё творение на сцене. Согласно сохранившимся свидетельствам, Прокофьев до последнего трудился над «Сказом о каменном цветке» и в день своей смерти занимался его оркестровкой.

(1891-1953) - русский и советский композитор, один из крупнейших композиторов XX века. Народный артист РСФСР (1947), лауреат Сталинской премии (1943, 1946 - трижды, 1947, 1951).

Сергей Прокофьев родился 11 (23) апреля 1891 г. в селе Сонцовка Бахмутского уезда Екатеринославской губернии (ныне село Красное Красноармейского района Донецкой области, Украина). Воспитание сына взяла на себя мать, которая была хорошей пианисткой. Мальчик начал заниматься музыкой с 5 лет и уже тогда проявлял интерес к сочинительству. Мать записывала сочиненные им пьесы: рондо, вальсы, песенки, «Индийский галоп». В возрасте 9-10 лет композитор мальчик написал 2 оперы: «Великан» и «На пустынных островах». В 1902-1903 брал частные уроки теории и композиции у Рейнгольда Глиэра. С 1904 учился в Петербургской консерватории у Николая Римского-Корсакова по инструментовке, Анатолия Лядова по композиции, Я. Витола по музыкально-теоретическим дисциплинам, А. Н. Есиповой по фортепиано, Н. Н. Черепнина по дирижированию. Окончил консерваторию как композитор в 1909 г. и как пианист в 1914 г.

С 1908 года дает первые концерты с исполнением собственных произведений. В мае 1918года выезжает на заграничные гастроли, которые затянулись на пятнадцать лет. Прокофьев гастролировал в Америке, Европе, Японии, на Кубе.
В 1927, 1929 и 1932 Прокофьев предпринял концертные поездки в СССР. В 1933 (по некоторым сведениям в 1936) году вернулся на Родину. Преподавал в Московской консерватории.

В 1948 г. Прокофьев подвергся нападкам за т. н. «формализм» и симпатии к западной музыке. С 1949 г. Прокофьев ведет жизнь аскета. Он почти не выезжает с дачи, но даже при строжайшем медицинском режиме пишет оперу «Повесть о настоящем человеке», балет «Каменный цветок», Девятую фортепианную сонату, ораторию «На страже мира» и многое другое. Последним сочинением, которое довелось композитору услышать в концертном зале, стала Седьмая симфония (1952). Прокофьев скончался в Москве от гипертонического криза 5 марта 1953 года. Так как он умер в один день со Сталиным, его смерть прошла почти незамеченной.

Адреса в Санкт-Петербурге - Петрограде - Ленинграде

* 1914 год - доходный дом - 1-я Рота, 4;
* 1915 - 1918 - доходный дом - набережная реки Фонтанки, 122;
* 01. - 02.1927 года - гостиница «Европейская» - улица Ракова, 7.

В Санкт-Петербурге ежегодно проводится международный конкурс имени Сергея Сергеевича Прокофьева. Конкурс проводится по трем специальностям: композиция, симфоническое дирижирование и фортепиано.

Сочинения

* Маддалена (1911; 2-я редакция 1913),
* Игрок (по Ф. М. Достоевскому, 1929, Брюссель; 1974, Москва),
* Любовь к трём апельсинам (по К. Гоцци, 1921, Чикаго; 1926, Ленинград),
* Огненный ангел (по В. Я. Брюсову, 1927; концертное исполнение 1954, Париж; 1955, Венеция; 1983, Пермь),
* Семён Котко (1940, Москва),
* Обручение в монастыре (Дуэнья, по Р. Шеридану, 1946, Ленинград),
* Война и мир (опера) (по Л. Н. Толстому, 1943; окончательная редакция 1952; 1946, Ленинград; 1955, там же).
* Повесть о настоящем человеке (по Б. П. Полевому, концертное исполнение 1948, Ленинград; 2-я редакция 1960, Москва);

* Сказка про шута, семерых шутов перешутившего (1921, Париж),
* Стальной скок (1927, Париж),
* Блудный сын (1929, там же),
* На Днепре (1931, там же),
* Ромео и Джульетта (по У. Шекспиру, 1938, Брно; 1940, Ленинград),
* Золушка (1945, Москва),
* Сказ о каменном цветке (по П. П. Бажову, 1954, Москва);

Вокально-симфонические произведения

* К 20-летию Октября, кантата (текст-монтаж Прокофьева из сочинений К. Маркса, Ф. Энгельса, В. И. Ленина, 1937)
* Александр Невский, кантата (1939)
* Здравица, кантата (к 60-летнему юбилею Сталина, 1939)
* Зимний костёр, сюита (слова С. Я. Маршака, 1949)
* На страже мира, оратория (слова С. Я. Маршака, 1950)
* «Гадкий утенок» для голоса и фортепиано

Для оркестра

* 7 симфоний (1917 «Классическая»; 1924; 1928; 1930 (2-я редакция 1947); 1944; 1947; 1952),
* Ала и Лоллий (Скифская сюита, 1915),
* симфоническая сказка Петя и волк (1936),
* Два пушкинских вальса (1949), различные сюиты, поэмы, увертюры и др.;

Инструментальные концерты

* Пять концертов для фортепиано (1912; 1913 (2-я редакция 1923); 1921; 1931; 1932 (для левой руки))
* Два концерта для скрипки (1917, 1935)
* Концерт для виолончели (1938)
* Симфония-концерт для виолончели (1952)
* Концертино для виолончели с оркестром (1952)

Камерно-инструментальные ансамбли

* Две сонаты для скрипки и фортепиано
* Соната для скрипки соло
* Соната для виолончели и фортепиано
* Соната для флейты и фортепиано
* 2 струнных квартета

Произведения для фортепиано

* «Соната № 1 Фа-минор для фортепиано» - ор.1 (1907-1909)
* «4 этюда для фортепиано» - ор.2 (1909)
* «4 пьесы для фортепиано» - ор.3 (1907-1908)
* «4 пьесы для фортепиано» - ор.4 (1908)
* «Концерт № 1 Ре-бемоль мажор для фортепиано с оркестром» - ор.10 (1911-1912)
* «Токката Ре-минор» - ор.11 (1912)
* «10 пьес для фортепиано» - ор.12 (1906-1913)
* «Соната № 2 Ре-минор для фортепиано» - ор.14 (1912)
* «Концерт № 2 Соль минор для фортепиано с оркестром» - ор.16 (1912-1913)
* «Сарказмы» - ор.17 (1912-1914)
* «Мимолётности» - ор.22 (1915-1917)
* «Концерт № 3 До-мажор для фортепиано с оркестром» - ор.26 (1917-1921)
* «Соната № 3 Ля-минор для фортепиано» - ор.28 (1907-1917)
* «Соната № 4 До-минор для фортепиано» - ор.29 (1908-1917)
* «Сказки старой бабушки» - ор.31 (1918)
* «4 пьесы для фортепиано» - ор.32 (1918)
* «Соната № 5 До-мажор для фортепиано» - ор.38 (1923)
* «Дивертисмент» - ор.43b (1938)
* «6 транскрипций для фортепиано» - ор.52 (1930-1931)
* «Концерт № 4 (для левой руки) для фортепиано с оркестром» - ор.53(1931)
* «2 сонатины для фортепиано» - ор.54 (1931-1932)
* «Концерт № 5 Соль-мажор для фортепиано с оркестром» - ор.55(1931)
* «3 пьесы для фортепиано» - ор.59 (1933-1934)
* «Музыка для детей» - ор.65 (1935)
* «»Ромео и Джульетта» - 10 пьес для фортепиано» - ор.75 (1937)
* «Соната № 6 Ля-мажор для фортепиано» - ор.82 (1939-1940)
* «Соната № 7 Си-бемоль мажор для фортепиано» - ор.83 (1939-1942)
* «Соната № 8 Си-бемоль мажор для фортепиано» - ор.84 (1939-1944)
* «3 пьесы для фортепиано» - ор.96 (1941-1942)
* «»Золушка» - 10 пьес для фортепиано» - ор.97 (1943)
* «»Золушка» - 6 пьес для фортепиано» - ор.102 (1944)
* «Соната № 9 До мажор для фортепиано» - ор.103 (1939-1944)

Также: романсы, песни; музыка к спектаклям драматического театра и кинофильмам.



Психология