Правда ли, что к животным в цирке ужасно относятся? Счастливы ли животные в цирке? Какие животные не могут работать в цирке

Вячеслав Афанасьев: Конечно.

04.11.2012 13:32

Последние новости

  • 17.12.2019 21:56
  • 17.12.2019 21:35
  • 17.12.2019 20:46
  • 17.12.2019 20:09
  • 17.12.2019 20:02

В Челябинске стартовали гастроли знаменитого Московского цирка. На арене выступают единственные в мире танцующие пингвины, а также целое созвездие редких дрессированных животных. Примечательно, что это представление – совместный проект Росгосцирка и знаменитого ученого и телеведущего Николая Дроздова. Вчера он специально приехал на премьеру.

Вячеслав Афанасьев: Здравствуйте, Николай Николаевич!

Николай Дроздов: Здравствуйте, Вячеслав Юрьевич!

Вячеслав Афанасьев: Николай Николаевич, Вы приехали в Челябинск презентовать цирк. Почему?

Николай Дроздов: Вы же любите цирк?! Я думаю, нет ни одного нормального человека, который бы не любил. Все мы с детства любим цирк. До того, как я попал в Африку или в Индонезию, я увидел и крокодилов, и шимпанзе, и слонов в цирке. Буквально в 5 лет повели нас всех в цирк, и с 5 лет мы видим цирковых животных. И для меня как для биолога, для зоолога, для любителя животных цирковые животные – самые близкие друзья. Именно с ними можно подружиться.

Вячеслав Афанасьев: Почему же Вы приехали в Челябинск? В Москве же можно цирк посмотреть.

Николай Дроздов: В Москве в цирке можно увидеть какое-то одно представление, два, три варианта. А если Вы хотите увидеть 10–12 вариантов, то Вам надо проехать по всей стране, потому что в цирке до сих пор, хотя они имеют свои постоянные здания, гостиницы даже при цирках есть, но там существует постоянное движение цирковых групп животных. Они едут по всей стране. И чтобы повидаться со своим другом Шоном Коннери, я должен приехать в Челябинск. Он здесь, и в Москву он не попадет очень долго.

Вячеслав Афанасьев: Простите, какой Шон Коннери?

Николай Дроздов: Вы того еще Шона Коннери вспоминаете?

Вячеслав Афанасьев: Конечно.

Николай Дроздов: Сейчас уже есть гораздо более знаменитый Шон Коннери. Это замечательный шимпанзе, который выделывает на арене цирка такое, что тому Шону Коннери и не снилось. Здесь еще и кенгуру есть, и пингвины. Они тоже мои друзья, они идут ко мне, начинают обниматься. Пингвины обнимаются – можете себе представить?

Вячеслав Афанасьев: По нашим данным, Вы не просто зритель, Вы еще, скажем так, советник. Что Вы видите и какие советы цирку можете дать?

Николай Дроздов: Я могу скорее поучиться у этих людей. Они, может быть, из уважения к моему возрасту и научным званиям говорят, что ценят мои советы. Мне кажется, они делают это из любезности. Они могут меня спросить о каком-нибудь пингвине, где он в природе живет и как ему там, потому что я мог наблюдать животных в природе, в то время как артисты цирка не имели такой возможности. Я делюсь с ними своими наблюдениями, впечатлениями о жизни в природе, но я не уверен, что это им сильно помогает. Они так хорошо знают своих питомцев, что я, наоборот, их спрашиваю, как можно научить их трюкам. В цирке животные делают то, что в природе никогда не будут делать: ни один шимпанзе не станет вставать в природе на руки. Они очень ловкие, но стоять на руках шимпанзе абсолютно не нужно, а здесь он это делает очень здорово и ждет аплодисментов, чего в природе тоже не бывает.

Вячеслав Афанасьев: Николай Николаевич, есть канал “Россия Спорт”, “Россия Культура”. Может быть, есть смысл создать канал “Россия Animals”.

Николай Дроздов: Мы же на “России 2”, где объединились спорт, путешествия и мир животных. На этом канале можно увидеть и Discovery, и “Нашу планету”, большой раздел “Моя планета”, где показывают путешествия по природе, по городам.
Вячеслав Афанасьев: Но если сделать целый канал, посвященный животным, хватило бы информации?

Николай Дроздов: Если включать цирки и зоопарки, конечно, хватило бы.

Вячеслав Афанасьев: Редактором стали бы?

Николай Дроздов: Ни в коем случае. Я готов ездить, быть ведущим, рассказывать, выступать как специалист, но редактор на телевидении – это особая профессия. Никогда в их работу не вмешиваюсь и занимаюсь животными в пределах передач. Рассказываю о них, показываю, езжу к ним в гости в цирк, в зоопарк, в дикую природу, но учить людей опытных, профессиональных не буду. Я зоолог-биолог. Как отредактировать передачу, как ее поставить, это не мое дело.

Вячеслав Афанасьев: В Челябинске Вы презентовали эту программу. Следующий город какой?

Николай Дроздов: Насколько я знаю, Тюмень. Отсюда совсем не далеко.

Вячеслав Афанасьев: Спасибо, Николай Николаевич!

11 735

Наверное каждый из нас в детстве бывал в цирке и зоопарке. Некоторые и сейчас туда ходят, водят своих детей, чтобы подарить им моменты радости, наполнить детство счастьем. С одной стороны, это кажется вполне естественной родительской заботой. Вот только животные в клетках зоопарка и цирка, увы, выросли без такой заботы.

Я смутно помню свои впечатления после посещения цирка и зоопарка в детстве. Я осознавала, что в клетке сидеть не очень весело, но детский разум не приучен загружать себя грустными мыслями. Но как-то меня позвали в цирк, когда я была уже далеко не ребенком. Цирковая программа называлась «Медведи на скейтах». Я смотрела на медведей, которые не просто катались на скейтах, но и вытворяли различные трюки, они ездили на скейте, стоя на передних лапах. Я тогда подумала, что я в принципе на скейте не умею кататься, но, при желании могла бы научиться, но только не стоя на руках. Ни за что! Это страшно, это не естественно стоять на руках. Я бы никогда так не научилась… разве что, если бы меня морили голодом и жестоко наказывали за неповиновение.

Я с трудом досидела до конца этого отвратительного представления. С тех пор цирк для меня это нечто дикое, злое, отвратительное. Когда вижу цирковые афиши, где в основном акцент на «невероятные шоу с животными», удивляюсь, как цивилизованные люди в наш век, когда развлечения есть на каждом шагу (без боли и страданий других живых существ) все еще поддерживают эту индустрию насилия. Ни одно животное не пришло в цирк добровольно. Ни одно животное не хочет выполнять трюки за кусочек еды.

Но, животные будут страдать, пока вы покупаете билет в цирк, именно вы способствуете этому издевательству над животными .


Чтобы медведь, смешно переваливаясь, танцевал «Калинку», его ставят на металлическую поверхность, включают музыку и раскаляют железо до нестерпимой температуры. Чтобы не сжечь себе лапы, медведю приходится переступать с ноги на ногу. Рефлекс закрепляется ни единственным таким уроком. Медведи — не слишком послушные создания, поэтому они наиболее часто подвергаются побоям со стороны укротителей.

Лошади давно приручены человеком, тысячи лет назад с помощью лошадей человек осваивал новые земли. Сейчас нет нужды использовать лошадь для выживания, но лошади по прежнему в рабстве у людей. В цирке лошади подвергаются изощренным пыткам. Чтобы они могли достаточно долго простоять на задних ногах, к их половым органам прикладывают электрошок в момент, когда дрессировщик резко вскидывает руки вверх. От страшной боли лошадь взвивается на дыбы. Если лошадь опускает передние ноги прежде, чем укротитель опустит руки, электрошок применяют снова. И так — до получения необходимого для номера результата.

«Люди, которые принимают и тем более поддерживают индустрию развлечений с животными — это люди с пещерным мышлением, это тупиковая ветвь человечества. «

Забавные обезьянки, собачки и кошечки подвергаются не меньшей жестокости. И если вы думаете, что дельфины в дельфинариях — счастливые животные, то вы заблуждаетесь. Ни одному животному не хочется делать то, что ему не дано природой, и не важно, лазает ли он по деревьям или плавает в воде. Дельфинарий для дельфинов — это ад. Живущий на свободе дельфин проплывает в день 150 километров. Его ареал обитания составляет 85 кв.км. В неволе он может плескаться в бассейне из бетона, стали или стекла размером 8х8 метров и 1,8 м глубиной. Средняя продолжительность жизни дельфина в дельфинарии в 10 раз ниже, чем в естественных условиях.

Судьба циркового животного это: жестокая дрессировка, постоянные выступления, голод и жизнь в тесной клетке. Впрочем, разве это можно назвать жизнью?

О страданиях животных в цирке можно написать целую книгу. Но лучше один раз увидеть. Посмотрите этот фильм и скажите НЕТ цирку с животными. Всего 30 минут вашего времени могут изменить и подарить свободную жизнь без насилия животным в их природе обитания.

В цирковых программах с животными нет ничего поучительного для детей. Животные там просто клоуны, вынужденные пленники, рабы…

В Челябинске стартовали гастроли знаменитого Московского цирка. На арене выступают единственные в мире танцующие пингвины, а также целое созвездие редких дрессированных животных.

Примечательно, что это представление – совместный проект Росгосцирка и знаменитого ученого и телеведущего Николая Дроздова . Вчера он специально приехал на премьеру.

Вячеслав Афанасьев: Здравствуйте, Николай Николаевич!

Николай Дроздов: Здравствуйте, Вячеслав Юрьевич!

Вячеслав Афанасьев: Николай Николаевич, Вы приехали в Челябинск презентовать цирк. Почему?

Николай Дроздов: Вы же любите цирк?! Я думаю, нет ни одного нормального человека, который бы не любил. Все мы с детства любим цирк. До того, как я попал в Африку или в Индонезию, я увидел и крокодилов, и шимпанзе, и слонов в цирке. Буквально в 5 лет повели нас всех в цирк, и с 5 лет мы видим цирковых животных. И для меня как для биолога, для зоолога, для любителя животных цирковые животные – самые близкие друзья. Именно с ними можно подружиться.


Вячеслав Афанасьев:
Почему же Вы приехали в Челябинск? В Москве же можно цирк посмотреть.

Николай Дроздов: В Москве в цирке можно увидеть какое-то одно представление, два, три варианта. А если Вы хотите увидеть 10–12 вариантов, то Вам надо проехать по всей стране, потому что в цирке до сих пор, хотя они имеют свои постоянные здания, гостиницы даже при цирках есть, но там существует постоянное движение цирковых групп животных. Они едут по всей стране. И чтобы повидаться со своим другом Шоном Коннери, я должен приехать в Челябинск. Он здесь, и в Москву он не попадет очень долго.

Вячеслав Афанасьев: Простите, какой Шон Коннери?

Николай Дроздов: Вы того еще Шона Коннери вспоминаете?

Вячеслав Афанасьев:

Конечно.

Николай Дроздов: Сейчас уже есть гораздо более знаменитый Шон Коннери. Это замечательный шимпанзе, который выделывает на арене цирка такое, что тому Шону Коннери и не снилось. Здесь еще и кенгуру есть, и пингвины. Они тоже мои друзья, они идут ко мне, начинают обниматься. Пингвины обнимаются – можете себе представить?

Вячеслав Афанасьев:

По нашим данным, Вы не просто зритель, Вы еще, скажем так, советник. Что Вы видите и какие советы цирку можете дать?

Николай Дроздов: Я могу скорее поучиться у этих людей. Они, может быть, из уважения к моему возрасту и научным званиям говорят, что ценят мои советы. Мне кажется, они делают это из любезности. Они могут меня спросить о каком-нибудь пингвине, где он в природе живет и как ему там, потому что я мог наблюдать животных в природе, в то время как артисты цирка не имели такой возможности. Я делюсь с ними своими наблюдениями, впечатлениями о жизни в природе, но я не уверен, что это им сильно помогает. Они так хорошо знают своих питомцев, что я, наоборот, их спрашиваю, как можно научить их трюкам. В цирке животные делают то, что в природе никогда не будут делать: ни один шимпанзе не станет вставать в природе на руки. Они очень ловкие, но стоять на руках шимпанзе абсолютно не нужно, а здесь он это делает очень здорово и ждет аплодисментов, чего в природе тоже не бывает.

Вячеслав Афанасьев:

Николай Николаевич, есть канал "Россия Спорт", "Россия Культура". Может быть, есть смысл создать канал "Россия Animals".

Николай Дроздов: Мы же на "России 2", где объединились спорт, путешествия и мир животных. На этом канале можно увидеть и Discovery, и "Нашу планету", большой раздел "Моя планета", где показывают путешествия по природе, по городам.
Вячеслав Афанасьев:

Но если сделать целый канал, посвященный животным, хватило бы информации?

Николай Дроздов: Если включать цирки и зоопарки, конечно, хватило бы.

Вячеслав Афанасьев:

Редактором стали бы?

Николай Дроздов: Ни в коем случае. Я готов ездить, быть ведущим, рассказывать, выступать как специалист, но редактор на телевидении – это особая профессия. Никогда в их работу не вмешиваюсь и занимаюсь животными в пределах передач. Рассказываю о них, показываю, езжу к ним в гости в цирк, в зоопарк, в дикую природу, но учить людей опытных, профессиональных не буду. Я зоолог-биолог. Как отредактировать передачу, как ее поставить, это не мое дело.

Вячеслав Афанасьев:

В Челябинске Вы презентовали эту программу. Следующий город какой?

Николай Дроздов: Насколько я знаю, Тюмень. Отсюда совсем не далеко.

Вячеслав Афанасьев:

Спасибо, Николай Николаевич!

По материалам chelyabinsk.rfn.ru

Николай Николаевич Дроздов - советский и российский учёный-зоолог, доктор биологических наук, профессор МГУ.

Н.Н.Дроздов является одним из самых авторитетных ученых и преподавателей МГУ им.М.В.Ломоносова. Он читает лекции по экологии, орнитологии, охране природы, биогеографии мира, постоянно выступает с лекциями в школах, дворцах и домах молодежи, по линии общества "Знание". Как исследователь участвовал в многочисленных научных экспедициях по территории СССР - до Камчатки, Дальнего Востока, Курильских островов, Памира, Тянь-Шаня, Каракумов и т.д. В 1971-1972 гг. проходил десятимесячную научную стажировку в Департаменте зоологии Австралийского Национального университета в городе Канберре (Австралия). Объехал многие области Австралии, опубликовал книгу об этом путешествии - "Полет бумеранга". Книга вышла двумя изданиями (в 1980 г. и 1988 г.) - по 100 тыс. экземпляров. Оба издания разошлись в течение недели.

С 1968 г. и по настоящее время - более тридцати лет - принимает участие в популярной телевизионной передаче "В мире животных", сначала в качестве выступающего (с ведущим Александром Михайловичем Згуриди), а с 1977 года - в качестве ведущего и автора.

Хотел пропустить этот вопрос, но раз Вы его мне отправили)) Придется проявить мне свою мракобесную сущность.

Сначала сделаем вид лояльности -- вопрос -- в каком цирке, к каким животным.

Да, то, что бывают дрессировщики использующие разное насилие -- факт. Помним , даже и историю, когда пуля из пневматики предназначенная животному (чтобы прыгало, видимо) попала в ребенка. Да и кнут никто от нас не скрывает на представлении. Тут ничего удивительного нет. Мы не знаем, что тренеры бывает бьют спортсменов? Только что была новость от спортсменки нашей?

Есть разные животные. Кошек, например, невозможно заставить исполнять трюки силой. Поэтому, при всей жесткости характера Куклачева, думаю, что кошки у него действительно играют. Обеспечить нормальные условия содержания кошкам сложно, но можно.

А как, скажите, цирк может обеспечить достойные условия слонам, тиграм, медведям? Их в зоопарках то держать ненормально (классических, клеточных), не то, что в цирках.

Цирк, это преимущественно развлечение, шоу, эстрада со всеми связанными с этим странностями.

Это в цирках были развлечения -- бородатые женщины, карлики, аборигены разыгрывали сценки из своей жизни, профиспорт вернулся в культуру тоже через арену цирка (где начали выступать силачи и борцы в 19 веке?). Развлечение для зрителей ради денег -- всегда будет любой ценой.

Прогресс есть, карлики -- уже не смешно. А вот тигр на тумбочке прыгающий при щелчке хлыста через огонь -- это ещё смешно и интересно. Как же, сильный и свободный в природе зверь покоряется человеку. Почему никто не дрессирует дома домашнюю кошку прыгать через огненный обруч? А если кто-то так и делает, то покажется странным? Играть с кошкой -- всем интересно, но с тиграми "играют" используя хлыст.

Надо не развлекать детей животными в патологически неестественных условиях, а учить детей, показывать им животных в зоопарках и в специальных парках, где человек смотрит только с дороги, с машины. Знакомить с животным в естественных условиях и учить тому, в чем животное нуждается, как оно живет. А цирк -- это поощрение взгляда, что природы нам достаточно в виде медведя на цепи. Потребительское отношение к миру и живой природе.

Собака -- уникальное животное, собак человек тысячелетия отбирал в том числе по принципу дружелюбности к человеку. Сравнивать её с дикими животными не надо. , кстати, интересное -- эксперимент по одомашниванию лис) Особенно вот это:

Также стали встречаться закрученные хвосты и свисающие уши. Такие изменения исследователи связывают с меньшим уровнем адреналина

Для дрессировки важно чтобы животное не умело само добывать пищу. Если животное в природе уже успело научиться этому, то для дрессировки оно считается потерянным. Его придется ломать. Или ждать когда оно заболеет, постареет.

Примеров привязанности тигров, львов, волков к человеку полно, но они, при этом, воспринимают человека как своего, а не как хозяина, которому надо угождать на задних лапках.

Например, фото, о знаменитом недрессировщике.

П озвольте привлечь ваше внимание ещё к одной сфере, в которую активно включены животные, поговорить о тех животных, которые выступают в цирке.

Демонстрация дрессированных животных издавна привлекала внимание публики, а начиная с XIX века, она стала неотъемлемой частью циркового представления, неизменно вызывая бурную реакцию зрителей. И действительно, как забавны танцующие медведи, как уморительны пародирующие людей обезьяны… Каких животных только не увидишь в цирке. Нужно отметить, что немалая часть всемирной славы советского цирка принадлежит именно дрессировщикам. Участие в цирковой программе Валентина Филатова, Ирины Бугримовой, Маргариты Назаровой, Мстислава Запашного обеспечивали непременные аншлаги. Как тогда, так и сегодня родители приводят в цирк детей для того, чтобы познакомить их с миром животных, в том числе и диких, научить гуманности и бережному отношению к природе. Но возможно ли это?

Основа дрессуры - насилие

Работая на протяжении 30 лет ветеринарным врачом в цирке, я ежедневно сталкивался с суровым бытом циркового закулисья. Этот опыт сделал меня сторонником идеи запрета жанра дрессуры. Достаточно сказать, что до 70 % моей лечебной практики – это лечение травм, нанесённых животным дрессировщиками.

В основе дрессуры лежит насилие: чтобы укротить дикое животное, человек должен подчинить его своей воле, доказать своё превосходство, а это возможно только путём подавления воли животного.

Считается, что существует несколько принципов дрессировки:

  • болевой, рассчитанный на запугивание зверя;
  • поощрительный, возбуждающий вкусовую реакцию у животного;
  • комплексная (смешанная) дрессура, сочетающая вкусовое поощрение и страх наказания.

Все дрессировщики говорят о том, что жестокое обращение с животными, подавление болью их воли вызывает лишь ответную агрессию со стороны зверя. Но можно ли добиться от хищника чёткого исполнения того или иного трюка одним лишь лакомством? Вот пример из практики. Чтобы приучить молодого тигрёнка оставаться на тумбе, на неё кладут кусок мяса. Тигрёнок запрыгивает наверх, но тут же, съев мясо, устремляется прочь. И как только спускается вниз, его начинают бить алюминиевыми прутьями. И так каждый раз: на тумбе малыша ждёт лакомство, а за её пределами – жестокие побои. Эта информация фиксируется в памяти животного и, таким образом, именно страх заставляет его оставаться на тумбе. Таким образом, ответ на вопрос, можно ли добиться от хищника чёткого исполнения того или иного трюка одним лишь лакомством, очевиден – конечно, нет! Это только один из примеров так называемого метода гуманной дрессуры, который считался серьёзным достижением советского цирка. Должен заметить, что в советское время к животным относились более безжалостно, чем в настоящее. Никакой организации по защите животных не было. Зверей дрессировщику покупало государство, что позволяло артисту не церемониться с трудно поддающимся дрессировке зверем. Таких попросту усыпляли, хотя это были молодые физически здоровые особи. Сегодня большинство профессиональных дрессировщиков бережнее относятся к своим питомцам, т.к. восполнять группу им приходится за свои деньги. Так что российская живность от перестройки частично выиграла.

Помимо физического воздействия в цирке популярен и другой метод – голод. Как правило, крупных хищников кормят один раз в день, после представления. Если же кто-то из них отработал нечётко, он лишается своей порции до следующего раза (то есть животное голодает в течение 48 часов). Понятно, что вся эта «кухня» остаётся неизвестной для зрителей, восторженно принимающих номера с животными. Таким образом, они оказываются дезинформированными о реальных взаимоотношениях человека и зверя. На самом деле, цирковые животные – это не «звёзды манежа», как стараются внушить нам дрессировщики, а несчастные создания с изуродованной психикой и покалеченным телом. В этом зрелище нет ничего познавательного для детей: животные появляются здесь в неестественной для них обстановке, их поведение искажённое, инстинкты подавлены, в них нет ничего от гордых и независимых существ, какими их можно наблюдать на воле. Правильно ли воспитывать у ребёнка любовь к животным посредством такого обманного зрелища?

Плохие условия содержания животных в цирках

Жестокие методы дрессировки – лишь один аспект антигуманности жанра дрессуры. Не меньшие страдания животным причиняют плохие условия их содержания в цирках.

Цирк отнимает у животных всяческое достоинство и естественную красоту, превращает их в тюремных заключённых. Только в отличие от мира людей, где за решёткой должны сидеть преступники, четвероногие оказываются в заточении без какой-либо вины. Для многих директоров цирков забота об условиях содержания четвероногих артистов на последнем месте. Помещения, где они находятся, конюшни ремонтируются в последнюю очередь и, как правило, не в той мере, какая требуется для их комфортного существования. Каучуковое покрытие манежей цирков зачастую оказывается травмоопасным для лошадей.

Животные страдают оттого, что оказываются запертыми в теснейшие клетки, не всегда хорошо убираемые. У них отняты практически все возможности двигаться. Клетки далеко не всегда оборудованы должным образом. Животным не хватает практически всего, в чём они нуждаются в естественных условиях (например, для обезьян, которые живут на деревьях, - это возможность лазить, для белых медведей и бегемотов - это возможность принимать ванны). Слонов держат на коротких цепях, деревья для чесания, грязевые и водные бассейны, необходимые для ухода за кожей, почти всегда отсутствуют. Эти подвижные животные могут сделать максимально один шаг вперёд и один шаг назад. При этом животные монотонно качают головой вверх-вниз или трясут хоботом. Такое содержание в конце концов приводит к психическому расстройству, так называемому "ткачеству". В большинстве случаев слоны не могут даже лечь, поскольку для нескольких "прикованных" рядом животных недостаточно места. Кроме того, в цирках практически никогда не обращают внимание на социальную структуру животных: те звери, которые в природе живут в одиночку, часто вынуждены делить клетку с сородичами, а иные наоборот, содержатся по одному, хотя для их хорошего самочувствия необходима совместная жизнь с другими особями.

Особенно тяжёлые условия содержания – в передвижных зооцирках с их постоянными переездами и неустроенным бытом. В шапито полностью отсутствует ветеринарный контроль за животными. Трагический случай произошёл в городе Муроме, где директор зооцирка "Фауна" российской государственной компании "Росгосцирк", гастролировавший по территории Владимирской области, сбежал с крупной суммой денег, бросив на произвол судьбы животных и трех человек из обслуживающего персонала. На центральной площади города Мурома возле шапито остались в клетках бурый и белый медведи, рысь, лошади, пони, верблюд, волк, тигр и несколько обезьян. Животные оставались на 20-градусном морозе без пищи более недели. Помочь животным пытались жители Мурома, которые приносили в цирк овощи и другие продукты. Однако их усилий оказалось недостаточно. После того как муромцы стали жаловаться в разные инстанции, к цирку приехал главный ветеринарный врач Муромского округа. По его мнению, причиной смерти животных, действительно, стало истощение. Главный санитарный врач обратился к главе округа, после этого в цирк привезли сено, морковь, капусту, а для хищников - отходы с мясокомбината. Сотрудники правозащитных организаций отмечают, что подобные ситуации встречаются довольно часто. То же самое случилось в Тульской области, где погибла большая часть оставленных на морозе цирковых зверей. Часть животных - свиней и пони - хозяева цирка попросту съели, а остальных оставили умирать на центральной улице города. Передвижной зооцирк - это самая жестокая форма эксплуатации животных, потому что помимо холода, голода и прочих лишений они терпят еще и тяготы перевозки.

Нападение на людей – естественная реакция животных

Время от времени из средств массовой информации мы узнаём о том, что в том или ином цирке хищник напал на человека. Нередко подобные случаи заканчиваются смертельным исходом, как для человека, так и для животного. Но задумываемся ли мы о доле вины зверей в произошедшем? Измученное, забитое животное не в состоянии адекватно оценивать ситуацию, поэтому оно в любой момент готово к самозащите. Причём, такое поведение свойственно не только хищникам. Тесные загоны, плохое содержание, жестокое обращение являются причиной внезапных приступов агрессивности и у других животных. Так, с 1990 года более 50 человек были убиты слонами, содержащимися в неволе. Известный дрессировщик хищников Михаил Багдасаров в одном из интервью высказался достаточно однозначно: «…в 99% случаев нападения цирковых животных на человека виноват именно человек».

Бесправие цирковых животных

В нашей стране животные находятся в абсолютно бесправном положении. Существующее российское законодательство не предусматривает уголовной ответственности за вред, причинённый живому существу, принадлежащему человеку. Недавний случай в шапито «Мечта» подтверждает это. Прокуратура Якутска отказалась возбуждать уголовное дело по статье «жестокое обращение с животными» в отношении директора шапито, при переезде которого на гастроли из Хабаровска в Якутск погибли восемь дрессированных тигров и львица, посчитав, что в смерти животных не было непосредственной вины директора. Изначально предполагалось, что хищники погибли из-за переохлаждения или отравления угарным газом, однако позже выяснилось, что причиной их смерти стала чрезмерно высокая температура в трейлере. В то же время, Россельхознадзор завел на директора дело об административном правонарушении, обвинив его в несоблюдении правил транспортировки животных. Однако, по мнению источника в Якутской природоохранной прокуратуре, серьезного наказания директор цирка не понесет. Только в случае, если следствие докажет, что животные были рождены в естественной среде, а не были выведены в неволе и попали в цирк из питомника, он мог бы быть оштрафован.

Цирк с животными – пережиток жестоких зрелищ древнего мира

Цирки с животными – пережиток прошлого, уходящий корнями в Древний Рим, «славный» гладиаторскими боями, массовыми затравливаниями животных и людей на аренах на потеху кровожадной толпе. Удивительно, но ещё и сегодня можно заметить, что если дрессировщик работает в спокойной манере, то зрители воспринимают номер неактивно, порой равнодушно. Но стоит только артисту спровоцировать агрессивность хищника, заставить животное проявить характер, - зал взрывается аплодисментами. И в этом случае дрессировщик потакает кровожадным вкусам этой самой публики, что, опять-таки, не способствует её моральному воспитанию. Не странно ли то, что в новое тысячелетие мы въехали с караваном цирков-шапито и зооцирков, жестоко эксплуатирующих диких животных для представлений? Ведь со времён, когда развивались и процветали кровожадные виды увеселений, моральные ценности изменились. Неужели наше мировосприятие и уровень мышления остались такими же жестокими в отношении братьев наших меньших? Ребенок, приходя в цирк на представление с дикими животными, не способен к анализу происходящего. Поэтому в его восприятии животного мира образуется изъян, который в дальнейшем может способствовать душевной деформации уже взрослого человека.

Отказ от использования животных в цирке – естественный шаг для гуманного общества

В настоящее время все больше людей в мировом масштабе осознают жестокость, стоящую за дрессировкой. В цивилизованных странах цирки, в которых есть номера с животными, стремительно теряют популярность. Использование животных в цирках ограничено или полностью запрещено во многих странах, в том числе в Швеции, Индии, Финляндии, Швейцарии и Дании, Франции и др. К примеру, были закрыты два цирка, базирующиеся в Великобритании, которые гастролировали по всей Европе с представлениями с участием животных. Также за последние 12 лет в этой стране была закрыта половина цирков-шапито, которые провели хоть один гастрольный тур по стране. Эти меры удалось осуществить благодаря тому, что по результатам проведенного широкомасштабного социологического опроса 65 % опрошенных выступили за полный запрет использования животных в цирке, а 80 % выступили против использования диких животных в цирковых представлениях. В мире появились и успешно существуют цирки, в которых полностью отсутствует дрессура.

К большому сожалению, в нашем государстве закона, запрещающего использование в цирках животных, нет. В российском обществе не представляется возможным быстрое искоренение этого зла, так как традиционно русский цирк немыслим в нашем сознании без разнообразных зверей. Номера с дрессированными животными до сих пор являются чуть ли не самыми любимыми и популярными. Хотя, справедливости ради, нужно заметить, что тяга к такому зрелищу у большинства зрителей обусловлена и любовью к животным и незнанием жестокого метода получения результата. Если попросить россиян назвать имена цирковых артистов, то в основном это будут имена клоунов и дрессировщиков. Велика вероятность, что в цирк без животных публика просто не пойдёт. Очевидно, что в одночасье, приказом или законом, проблему запрета демонстрации животных в цирке решить невозможно. Для проведения такого закона необходимо подготовить общество. Для этого нужна открытая и правдивая информация о методах дрессуры, об условиях содержания животных, обо всех трагических случаях, происходящих в системе цирков страны. Параллельно с этим необходимо проводить широкое обсуждение морального права человека на насилие над животным. Эта работа для масс-медиа. Руководству отечественного цирка предлагаю провести ряд мер, направленных на улучшение жизни животных, если можно так назвать, «программу-минимум»:

  1. Установить контроль над дрессировщиками, подготовкой номеров в целом, создав контролирующие группы в составе специалистов и наделив их правом свободного доступа на репетиции и в места содержания животных. Причём осуществлять надзор должны компетентные в данной области лица (главным образом, ветеринарные врачи).
  2. Прекратить закрытость цирковой жизни, честно информировать общественность о методах и средствах дрессуры, широко обсуждая моральное право человека на насилие над живым существом в цирке.
  3. Ввести жёсткий контроль за питанием животных, их лечением, допуская к этой работе только высококвалифицированных профессионалов.
  4. Обязать директоров цирков создавать для животных условия содержания, близкие к идеальным. Необходимо, чтобы эта задача занимала одно из первых мест в списке мероприятий по реорганизации отечественных цирков (вплоть до наказания нерадивых директоров за халатное отношение к делу). При этом необходимо полностью запретить деятельность передвижных зооцирков.

В заключение хочу подчеркнуть, что сама идея дрессуры – антигуманна. Наблюдая за цирковыми представлениями с участием диких животных, мы становимся свидетелями их безмолвного страдания. И если мы спокойно можем это созерцать – значит, мы уже соучастники, поскольку ничего не предпринимаем для прекращения издевательства над животными. Такое соучастие вредит моральному здоровью нации. Наша задача решения проблемы дрессуры в цирке заключается в том, чтобы поставить сознательную часть общества перед выбором нужно ли нам зрелище, полученное ценой жестокого обращения с животными. Если не будет спроса на жестокость – не будет и предложения. От этого выиграют и животные, и люди. Чем больше в нашей жизни будет доброты, тем меньше в ней будет зла.

Заслуженный ветврач России Е.Г.Сибгатулин
Сентябрь 2010 г. Санкт-Петербург.

материал с сайта http://www.vita.org.ru/



Психология