Тенденции межнациональных отношений. Вспомните:что такое этническая общность. Обеспечение равных политических прав

Отношение к иной культуре представляет собой противоречивое явление, в котором присутствует и недоверие к чужому, и стремление его узнать и освоить. Народы привязаны к своему быту и этническим особенностям, но хотят перенимать достижения других, и проявляют любопытство к их экзотике. В высокоразвитых этносах к этому прибавляется как стремление сознательно форсировать культурный обмен (например, политика Петра I), так и культурный изоляционизм («закрытие» Японии режимом Токугавы) 52 .

Межэтнические отношения есть взаимодействия народов, складывающиеся в области семьи и быта, политики, трудовой деятельности и др. Социологи изучают два уровня этих отношений – межличностный и межгрупповой. К Л.М. Дробижевой, как специалисту по межэтническим отношениям, не раз обращались москвичи с вопросом, куда можно детям пойти учиться, чтобы их не называли в учебных заведениях «черными», «азерами», чтобы выходцам из смешанных браков не было необходимости менять фамилии на русские 53 . В России люди разных национальностей равны на институциональном уровне. Однако избиения и даже убийства по внешнему виду и цвету кожи, антисемитские плакаты имеют место. Это неформальный уровень. Социологи изучают этнические предрассудки, а не только формально фиксируемую дискриминацию, которой занимаются юристы и правозащитники. Так, проведенное исследование в г. Воронеже выявило тревогу населения по поводу неурегулированных процессов миграции, роста национализма и ксенофобии в регионе 54 .

Социологи из С.–Петербурга выявили, насколько русские респонденты дистанцируются от представителей иных культур (степень этносоциальной дистанции с полюсами «свои»–«чужие») 55 . Японцы вызывают доброжелательную реакцию. Все модальные качества, приписанные этому народу, за исключением хитрости, прекрасны: они трудолюбивы (так считают 43% опрошенных петербуржцев, в то время как самих себя называют трудолюбивыми менее 9%) умны, вежливы, уважают свои традиции, пунктуальны и т.п. В полюсе абсолютной «инаковости» расположились чеченцы. Надо заметить, что в отношении к ним дистанция стремительно расширилась из–за чеченского конфликта. До начала 1990–х гг. в восприятии русских чеченцы никак не выделялись из числа других кавказских народов.

Это пример символических дистанций с полюсами «этническая толерантность/терпимость» и «этническая интолерантность/нетерпимость», которая почти всегда отражается на индивидуально–личностном уровне. В то же время степень терпимости/нетерпимости обусловливает именно межгрупповые отношения. Социологи разделяют два разряда данных отношений 56 .

Во–первых, относительно редкое явление устойчивой этнической толерантности, когда этнический признак вообще не принимается во внимание при восприятии человека другого расово–этнического происхождения или иной этнической группы. Ситуативная терпимость – поверхностный слой межличностных отношений, который легко размывается любой конфликтной ситуацией. Иллюстрацией служат межрасовые отношения в США: белые и темнокожие граждане этой страны при внешне декларируемой интеграции, тем не менее, в частной, в особенности семейной жизни, демонстрируют закрытость своих общин, о чем свидетельствует малое число смешанных браков.

Во–вторых, устойчивой этнической интолерантностью считается предрассудок, который удерживается в коллективной памяти народа в течение многих поколений. Примером служат фобии оседлых народов в отношении кочевников (европейцы–цыгане) или иноверцев (христиане–мусульмане, христиане–иудеи). Большее распространение получила ситуативная нетерпимость, которая обусловлена не архаическими представлениями о норме и отклонении, а социальными процессами и отношениями в конкретную историческую эпоху. Если говорить о современной России, то это «кавказофобия», у немцев – ситуативная неприязнь к туркам, у французов – к арабам.

Этническая толерантность – терпимое отношение к «другому», «иному» при отсутствии враждебности 57 . Толерантность во многом определяется длительностью совместного проживания, развитием многообразных форм межкультурного взаимодействия. Проявлением толерантности можно считать межэтнические браки, распространение двуязычия, двойное самосознание, черты культурного взаимопроникновения (в распространении национальных блюд, в отмечаемых праздниках, гостеприимстве и т.д.).

Условиями оптимальной организации контакта этносов выступают 58 :

а) признание безусловного равенства сторон;

б) наличие обстановки открытости и доверия;

в) принятие общих, значимых для обеих сторон целей;

г) уважение к традиционным нормам, ценностям, правилам поведения, образу жизни друг друга.

Вплоть до середины ХХ в. исследователи полагали, что этничность будет постепенно терять свое значение в жизни людей вследствие тенденций модернизации, развития гражданского общества и личностного индивидуализма. Однако затем заговорили о новом социальном феномене, который был назван «этнический парадокс современности» и связывался с резким всплеском этнического самосознания (относительно устойчивой системы этнических интересов, чувств, представлений о принадлежности к этнической группе, образов «мы» и «они»). Этнический фактор стал «двигателем» многих социальных процессов. Происходящее столкновение мира человеческой субъективности и социально–экономической интеграции в конце ХХ в. подвергло сомнению некоторые, казавшиеся достоверными идеи прошлого:

а) что этнические чувства острее всего у тех, у кого ниже уровень образования;

б) что чем больше различий между этническими группами, тем более вероятны конфликты между ними;

в) вероятность конфликтов тем выше, чем ниже уровень социально–экономического развития общества.

Сегодня острое противоборство, разворачивающееся зачастую на основе неочевидных для других народов символов этничности, имеет место в высокоразвитых странах, и его носителями являются высокообразованные люди. В опросе, проведенном среди населения 27 стран Евросоюза, более 60% респондентов указали на существование дискриминации по этническому признаку 59 .

«Взрыв» этничности во второй половине ХХ в. обусловлен культурными и политическими причинами.

Культурные мотивы этнической мобилизации коренятся в объективной тенденции интернационализации материальных и духовных ценностей. Урбанизация и внешняя миграция способствовали повсеместному возникновению этноконтактной среды. Для малых народов происходящее способствовало аккультурации, утрате этнокультурной специфики. Их главными задачами стали сохранение самобытности, избегание усредненности космополитичных городов.

Этнополитическая мобилизация чаще всего состоит в стремлении к государственному оформлению этнической идентификации. Считаются меньшинствами в своих собственных национальных государствах 5–8 тыс. этнических групп – курды в Западной Азии, баски во Франции и Испании, арабы в Израиле и др. В современной Европе существует немало государств, возникших относительно недавно в результате того, что кто–то от кого–то отделился – Бельгия от Нидерландов, Норвегия от Швеции, Финляндия от России. Сейчас получили подобное право хорваты и украинцы, словаки и эстонцы, хотя карабахским армянам, боснийским сербам и чеченцам в этом отказано. Нет общепризнанного критерия, чтобы однозначно решить, кто «имеет право» на государственность, а кто этим правом не обладает. Международно–правовой основой обретения независимости стал принцип самоопределения. В результате сейчас действуют две противоречивые нормы международного права – принципы самоопределения и территориальной целостности.

Вместе с тем, международное сообщество пришло к признанию права народов на внутреннее самоопределение в пределах границ государств. Внутреннее самоопределение более или менее синонимично местной или региональной автономии, соответствующей федеративному государству. К примеру, в Норвегии реализуются особые права малочисленного народа Севера – саами 60 . Параллельно с выборами в норвежский парламент проводятся выборы в Законодательное собрание саами, в компетенцию которого входит рассмотрение любого вопроса, который затрагивает интересы этого народа. Выборы проводятся по особому избирательному списку, в который включены все, кто считает себя саами или пользуется языком в качестве родного, кто имел или имеет родителей, бабушек или дедушек, родным языком которых являлся саами. Вся территория Норвегии разделена на 13 избирательных округов, от каждого из которых избирается три депутата. Так реализуется право саами на активное участие в политической жизни независимо от места проживания в стране.

Очевидно, что этническое и политическое пространство могут не совпадать 61 . Этническое пространство русских превышает границы политического пространства Российской Федерации, включая в себя северо–восток Эстонии, большую часть Донецкой области Украины, северные территории Казахстана. Этническое пространство лезгин практически пополам «разрезано» политическим пространством РФ и Азербайджана, басков – Франции и Испании.

В условиях организации государства на принципах национально–территориального федерализма, как в России, вторичное политическое пространство накладывается на первичное этническое – это конкурирующие формы единого социального пространства 62 . Этническое неравенство на пересечении данных пространств сохраняется как фактор латентной конфликтности. В наследство от СССР России досталось два типа социального взаимодействия русского и нерусского населения 63 . В сегрегационном типе четко выражена разделенность национальностей, как, например, в республике Саха (Якутия). Здесь этнические саха (якуты) в наибольшей мере представлены в сфере управления, здравоохранения, просвещения, науки, культуры и искусства. Русские же заняты преимущественно в сфере индустрии, добывающей промышленности. Другой тип – конкурирующий – характеризуется более или менее сходной структурой занятий у титульного народа и русских (Татарстан). Конкурирующая модель оказывается более перспективной, так как в социальной сфере люди разных национальностей переживают общие радости и трудности.

В зависимости от исторических, социальных, культурно–психологических факторов отношения между народами выстраиваются в следующие модели 64 :

1. Модель ассимиляции (смены этничности) связана с ситуацией проживания этноса в иноэтничной среде, вторжением более многочисленного этноса и миграцией. Малочисленные этносы попадают под действие новых социально–экономических факторов и культурных норм. Постепенно происходит изменение в мышлении и поведении в сторону господствующих нормативных образцов. Этот процесс – длителен, не менее двух–трех поколений. Явными признаками ассимиляции является возрастание количества межэтнических браков и изменение языковой принадлежности ассимилируемого этноса.

В России сильно ассимилированы русскими такие народы, как этнически близкие белорусы и украинцы, а также евреи, карелы, мордва, немцы, представители многих других народов стран ближнего и дальнего зарубежья, живущие в инонациональном / русском окружении.

2. Модель «плавильного котла». На одной территории в результате миграционных процессов оказываются носители различной этничности, ни одна из них не занимает господствующее положение. В результате происходит утрата первоначальной этничности, рождается новая, вбирающая в себя элементы многих культур.

3. Модель культурного плюрализма характерна для обществ, в которых достаточно мирно сосуществуют носители разных этничностей. Все они рассматриваются как одинаково ценные в общем национально–культурном комплексе.

Вопрос о создании позитивного, пусть даже мифологического, образа межэтнический коммуникации, а на ее основе – формирование навыков и умений построения системы этнокультурного плюрализма не теряет своей актуальности в современном мире.


Национальная политика - составная часть политической деятельности государства, регулирующая межэтнические от-ношения в различных сферах жизни общества. Ее сущность зависит от общей направленности политики государства. В основе демократической национальной политики - уважи-тельное отношение к людям, представляющим любую этни-ческую общность, установка на сотрудничество и сближение народов.
Фундаментом этнополитики РФ является Конституция. В ее преамбуле можно выделить две установки политики в сфере межэтнических отношений:
пронизанное патриотическими чувствами уважение к
памяти предков, передавших нам любовь к Отечеству; забо-
та о сохранении исторически сложившегося государственно
го единства народов, объединенных общей судьбой на своей
земле;
политико-правовая направленность на утверждение
прав и свобод человека, гражданского мира и согласия, рав
ноправия народов, на обеспечение суверенной государствен
ности России, незыблемости ее демократической основы.
Конституция гарантирует права и свободы человека неза-висимо от национальности, их равенство, понимание, соблю-дение и защиту (ст. 2, 19). Каждый вправе пользоваться родным языком, свободно выбирать язык общения, воспита-ния, обучения, творчества (ст. 26). На всей территории РФ государственный язык - русский; республики вправе уста-навливать свои государственные языки, употребляемые на-ряду с русским (ст. 68). Запрещаются действия, направлен-ные на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности РФ, пропаганда расового, национального или языкового превосходства (ст. 13, 29).
В «Концепции государственной национальной политики Российской Федерации» (1996 г.) принципы этой политики формулируются так:
равенство прав и свобод человека и гражданина незави
симо от его расы, национальности, языка;
запрещение любых форм ограничения прав граждан по
признакам социальной, расовой, национальной, языковой
или религиозной принадлежности;
сохранение исторически сложившейся целостности Рос
сийской Федерации;
равноправие всех субъектов Российской Федерации во
взаимоотношениях с федеральными органами государствен
ной власти;
гарантия прав коренных малочисленных народов;
право каждого гражданина определять и указывать
свою национальную принадлежность без всякого принужде
ния;
содействие развитию национальных культур и языков
народов Российской Федерации;
своевременное и мирное разрешение противоречий и
конфликтов;
запрещение деятельности, направленной на подрыв
безопасности государства, возбуждение социальной, расовой,
национальной и религиозной розни, ненависти либо вражды;
защита прав и интересов граждан Российской Федера
ции за ее пределами, поддержка соотечественников, прожи
вающих в зарубежных странах, в сохранении и развитии
родного языка, культуры и национальных традиций, в ук
реплении их связей с Родиной в соответствии с нормами
международного права.
Последовательная реализация этих принципов отвечает всему многообразию интересов народов России.
НИШ Основные понятия: межэтнические отношения, межэтни-ческие конфликты, национальная политика.
ШШ Термины: этнология, сепаратизм, ксенофобия, толерант-ность.
Проверьте себя
1) Назовите уровни межэтнических отношений, покажите общее и различное в этих уровнях. 2) Какова сущность двух тенденций в развитии межэтнических отношений? Приведите примеры проявлений этих тенденций. 3) В чем заключается сущность межнационального сотрудничества? 4) Что такое межэтнические конфликты? Назовите их основные причины. 5) Каковы пути предупреждения и преодоления межэтнических конфликтов? 6) Охарактеризуйте принципы национальной политики РФ.
Подумайте, обсудите, сделайте
В документах ООН указывается, что толерантность яв
ляется моральным долгом, правовой и политической потреб
ностью, ведет от культуры войны к культуре мира; направ
лена на уважение и понимание многообразия культур;
означает активное отношение к действительности, формиру
емое на основе признания универсальных прав и свобод че
ловека. Опираясь на личный опыт, факты истории и совре
менности, покажите, как принципы толерантности могут
быть реализованы в межэтнических отношениях.
Объясните, почему ныне особенно важно следовать
принципам терпимости и уважения народов друг к другу,
совместно преодолевать общие трудности.
Ученые полагают, что человечество, становясь все бо
лее взаимосвязанным и единым, не утрачивает своего этно
культурного разнообразия. Если вы согласны с этой точкой
зрения, то подтвердите ее правильность фактами из общест
венного развития XX в.; если не согласны - аргументируй
те свои взгляды.
Продумайте ответ на вопрос: как профессиональная де
ятельность историка, правоведа, экономиста может способ
ствовать межэтническому сотрудничеству, предупреждению
конфликтов?
Анализируя основную тенденцию современной полити
ки РФ в области межэтнических отношений, ученые пола
гают, что она состоит в переключении с национально-терри
ториального направления на культурно-образовательное и
культурно-просветительное. Как вы понимаете этот вывод
ученых, разделяете ли вы эту точку зрения?
Поработайте с источником
Прочтите фрагмент труда ученого-этнолога В. А. Тишкова.
Этнонационализм в постсоветских государствах
Наиболее серьезным вызовом для России и ряда других постсоветских государств является этнонационализм в его радикальных и нетерпимых проявлениях. Так называемые
национальные движения в мирных политических и куль-турных формах среди народов бывшего СССР сыграли и продолжают играть важную роль в утверждении децентрализованных форм государственного устройства и управления, в сохранении и развитии культурной целостности и отличительности больших и малых народов, в росте общественно-политической активности граждан. Но этнический фактор в ряде случаев стал основой для формирования программ и действий, а также для пропаганды идей и установок, которые провоцируют нетерпимость, вызывают конфликты и насилие.
Национализм малых народов, будучи реакцией на перенесенные в прошлом травмы и приниженный статус нерусских культур, в условиях социального кризиса, политической дестабилизации и слабой модернизации населения часто обретает агрессивные формы. Это проявляется в попытках узурпировать власть и престижные позиции в пользу пред-ставителей одной этнической группы, изменить демографи-ческий состав населения путем насильственного изгнания этнических «чужаков», изменить административные или межгосударственные границы, осуществить явочную сецес-сию (выход из состава государства. - Ред.), в том числе силой оружия. Вместо улучшения правления и социально-культурных условий жизни крайний национализм предлага-ет внешне простые, но по сути нереальные решения, попыт-ки осуществить которые вызывают межгражданскую напряженность и конфликты...
Не меньшую угрозу демократическим преобразованиям и социальному миру представляет и растущий национализм гегемонистического типа, формируемый от имени численно доминирующих народов. В России русский национализм пытается обрести статус общегосударственной идеологии, присвоить идею общероссийского патриотизма и подменить формирование общегражданской идентичности все тем же нереализуемым лозунгом самоопределения русской этнона-ции. Экстремистские группы и лица все чаще пропагандируют идеи фашистского толка, антисемитизма и пренебрежения к меньшинствам.
Тишков В. А, Реквием по этносу: Исследования по социально-культурной синтропологии. - М., 2003.-С. 319-320.
НИ Вопросы и задания к источнику. 1) Что такое этнонациона-лизм? 2) В чем различие между радикальным этнонационализмом и мирными формами национальных движений? 3) Проиллюстрируйте примерами из истории и современности положение о том, что радикальный этнонационализм является большой опасностью для народов и государств постсоветского пространства. 4) Чем вызван и в чем проявляется национализм малых народов? 5) В чем состо-
ит сущность и опасность этнонационализма гегемонистического типа? 6) Нередко высказывается мнение о том, что развитие демократии, гражданской культуры, стабилизация социально-экономического положения положительно скажутся на преодолении этнонационализма. Согласны ли вы с этим мнением? Аргументируйте ответ.
Об этом спорят
Нерусское население составляет 20% всего населения РФ. Это дает некоторым авторам повод считать Россию мононациональным государством. Эта точка зрения встречает возражения, ибо она не учитывает исторических условий развития России и приверженности многих народов к своим языкам, культуре и образу жизни. Каково ваше мнение?

В среде российских экспертов популярна точка зрения, что межэтнические отношения - это коммуникации, механизмы взаимодействия людей одного этноса с согражданами или жителями иных государств, представляющих другие народы. Их сущность может базироваться на обсуждении бытовых, семейных, политических и других тем, совместном решении задач. Специалисты в области психологии выделяют два основных уровня, на которых выстраиваются межэтнические отношения - личностный и коллективный.

Факторы дружбы народов: коллективный уровень

Что определяет характер соответствующих коммуникаций? Что является ключевым фактором того, будут ли межэтнические отношения позитивными, или же, наоборот, будут нести в себе потенциал для конфликтов? Прежде всего отметим, что все зависит от уровня взаимодействия людей - одного из двух, что отмечены выше.

Сначала изучим факторы, характерные для коллективного. Эксперты считают, что прогноз в отношении того, как будет складываться общение разных наций на коллективном уровне, может зависеть прежде всего от того, как они взаимодействуют исторически. Это логично: большинство наций и этносов современного мира сформировалось сотни лет назад, а если говорить о некоторых народах - то и тысячи. "Молодых", не имеющих значимого исторического опыта межэтнической коммуникации народов сравнительно немного, хотя они и есть.

Глобальные факторы

Другой важнейший фактор - социально-политическая ситуация в стране, в регионе, в целом в мире. Есть прецеденты, которые свидетельствуют о том, что вполне дружные, исходя из исторических предпосылок, народы могли "поссориться" (или, наоборот, "помириться") вследствие каких-то изменений в политических процессах. Играет роль также и влияние СМИ, которые, однако, не всегда отражают социально-политические реалии.

Дружба личностей

Каковы факторы, влияющие на межэтнические отношения на личностном уровне? Конечно, те, что мы перечислили выше, также играют весомую роль. Однако они вполне могут сойти на нет, если люди хорошо ладят между собой (или, наоборот, имеют противоречия) на индивидуально-психологическом уровне. Также на то, как будут относиться одни народы к другим, влияют конкретные поступки людей в определенных ситуациях. Если, например, представители двух традиционно враждующих наций окажутся в сложном положении и совместными силами выпутаются из него, то не исключено, что дружба у них будет, что называется, не разлей вода.

Критерии эффективной национальной политики

Политическое и социально-экономическое развитие стран мира, вероятно, в первую очередь зависит от того, насколько сбалансировано выстраивается внутринациональная политика. И только после этого - от качества коммуникаций на внешней арене. Есть, безусловно, государства, в которых подобная проблема не стоит - просто потому, что население почти "моноэтнично", одноязычно, нация по умолчанию консолидирована в силу единства культуры и менталитета.

Но Россия - страна, в которой живут сотни разных народов, имеющих родной язык, культуру, мировосприятие. Поэтому перед властью в РФ всегда стоит задача - вести постоянный качественный мониторинг межэтнических отношений внутри страны, определять проблемные зоны и эффективно разрешать сложные ситуации. Но каковы критерии адекватной национальной политики? Как находить и успешно решать проблемы межэтнических отношений? Экспертами называются самые разные критерии. Рассмотрим примеры наиболее логичных и обоснованных.

Обеспечение равных политических прав

И что немаловажно - в отношении всех народностей, населяющих государство. Межэтнические и - это, прежде всего, части Соответственно, нации, которые в нем участвуют, должны иметь одинаковые ресурсы для выражения собственной позиции, взглядов, убеждений. В их распоряжении должны быть сопоставимые, а в идеале - идентичные инструменты взаимодействия с властью. На практике это может заключаться в одинаковых политических правах, что принято относить к базовым - избирать и быть избранными. То есть представители разных народов России должны иметь ресурсы для того, чтобы выражать свои интересы и участвовать в формировании политической повестки дня для всей страны.

Практическими инструментами для этого может быть предоставление национальным районам широких возможностей для самоуправления, а также наличие выборных механизмов, с помощью которых люди различных этносов могут быть представлены в федеральных и вышестоящих структурах власти.

Сглаживание социально-экономического неравенства

Гармонизация межэтнических отношений в рамках одной страны затруднительна, если разные народы, пусть даже проживающие очень далеко друг от друга, имеют неодинаковый и несопоставимый доход, доступ к хорошему образованию, медицине, инфраструктуре. Власть должна выстраивать такую модель хозяйственного развития страны, при которой национальные районы, нуждающиеся в экономической поддержке, получали бы ее, но не в ущерб тем, где дела идут лучше.

Практические инструменты здесь - взвешенная налоговая и разумное инвестирование - в промышленность, инфраструктуру, образование.

Создание атмосферы взаимной толерантности

Бывает, что у нескольких разных народностей настолько несхож менталитет и культура, что они утрачивают способность не столько к конструктивному диалогу, сколько к осуществлению коммуникаций как таковых. Они могут не понимать друг друга, даже если общение идет на одном, понятном для каждого из них языке. Речь идет, быть может, не о смысле фраз, а о поступках, принципах, нормах поведения. Но это понимание может помочь наладить некий третий народ посредством им созданного института, призванного решать подобные проблемы, предоставляя каждому из "непонимающих" некую компромиссную модель поведения, создавая атмосферу, в которой недостатки другой нации принимаются, а не отрицаются. Должна иметь место, говоря современным языком, толерантность в межэтнических отношениях.

Практическими инструментами для реализации этого компонента национальной политики могут быть совершенствование образовательных программ, работа со СМИ, проведение мероприятий федеральных масштабов по профилю культурного обмена.

Российский сценарий

В какой степени межэтнические отношения и в России соответствуют вышеобозначенным критериям? С одной стороны, государство смогло отстроить необходимые институты, отражающие каждый из названных механизмов. В каждой национальной республике есть свой парламент, представители в Совете Федерации. Любой этнос, живущий в России, имеет совершенно равные политические права. С экономической частью все сложнее, но это, скорее, связано с объективно большой территорией и, как следствие, невозможностью выровнять граждан во всех регионах. Более того, разница в уровне жизни между отдельными районами России практически не привязана к национальному фактору. Ее обуславливает прежде всего ресурсообеспеченность, а также климат и инфраструктура. В СМИ, по крайней мере тех, которые принято относить к числу государственных, выдерживается вполне толерантная редакционная политика, равно как и в основных образовательных программах. С другой стороны, Россия в нынешних границах и в текущей политической формации - очень молодое государство. И потому однозначные выводы касательно того, что межэтнические отношения и национальная политика у нас выстроены идеально, делать рано. Хотя, безусловно, основные предпосылки к тому есть, и мы их назвали.

Рассмотрим теперь, как складываются межэтнические отношения в России на уровне отдельных социальных институтов. Начнем со сферы образования.

Школа народов

При всех возможных замечаниях к советской системе образования, один из ее неоспоримых плюсов - наличие обучения тем дисциплинам, что наиболее значимы с точки зрения развития общества - истории, литературе, обществоведении. При этом никогда не разыгрывалась национальная карта. Исторические и политические события практически не преподносились детям сквозь призму вражды между народами, населяющими СССР, или же как итог героизма какой-либо отдельно взятой нации. Все то хорошее, чего достигла социалистическая родина, удалось благодаря стараниям всего советского народа.

Многие из современных экспертов полагают, что во многом благодаря именно этой, заложенной еще в школе установке, сегодняшние взрослые граждане РФ по умолчанию рассматривают другие нации преимущественно в дружелюбном ключе, считая, что теперь мы - составная часть единого российского народа. Некоторые специалисты считают, что мы должны быть во многом благодарными за то, что сейчас есть относительная гармонизация межэтнических отношений, школе советского времени. Важно не растерять тот ценный опыт, что нарабатывался педагогами времен СССР десятилетиями.

Безусловно, отдельные примеры того, когда межэтнические отношения в школе сопровождаются сложностями, есть. Однако они, вероятно, не представляют собой систему. Сегодняшние дети, подобно их советским предшественникам, - за дружбу народов.

Государственная концепция

Межэтнические отношения в современной России выстраиваются государством исходя из официальной концепции. Рассмотрим ее особенности.

Один из первых значимых правовых актов в этом направлении - Указ Президента РФ, подписанный летом 1996 года. Этот документ уже утратил силу, однако данный правовой акт содержит достаточно интересную систему взглядов, а также приоритетов и различного рода принципов, которых должны придерживаться органы власти на федеральном и региональном уровнях касательно национальных отношений. Целью создания правового акта провозглашалось обеспечение единства народов России в новом историческом контексте.

В документе сказано, что культура межэтнических отношений в нашей стране складывалась веками. Большинство этносов, населяющих Россию - коренные народы, которые сыграли важную историческую роль в процессе формирования государственности. Подчеркивается то, что сыграл роль объединяющую, благодаря чему россияне - нация, которая характеризуется уникальным сочетанием единства и многообразия этносов.

Тенденции 90-х

В Указе от 1996 года отмечен ряд тенденций, которые, по мнению властей, могут характеризовать межконфессиональные и межэтнические отношения в России. Перечислим их.

Во-первых, пока идет переходный этап (на момент написания закона прошло не так много лет с дня распада СССР), на развитие российской нации влияет стремление многих народов к самостоятельности.

Во-вторых, этносы, формирующие нашу нацию, испытывают потребность в проведении властью курса эффективных реформ с учетом того обстоятельства, что социально-экономические ресурсы регионов могут быть неодинаковыми.

В-третьих, межэтнические отношения в современной России характеризуются тем, что народы, населяющие нашу страну, стремятся сохранить и далее развить свою культурную самобытность.

Направления работы сегодня

Что предлагает закон с точки зрения практических направлений политики сегодня? Какие им предусмотрены мероприятия гармонизации межэтнических отношений в России? На смену Указу от 1996 года пришло новое президентское распоряжение, опубликованное в 2012-м. Многие из ключевых концепций, что мы отметили выше, подтверждены этим правовым актом. Итак, что предлагает делать власть, выстраивая межэтнические отношения в России? Приведем ряд выдержек, которые могут дать представление о возможной практике работы механизмов, изложенных в новом президентском указе.

Во-первых, предполагается развитие и интенсификация межрегиональных культурных коммуникаций, распространение в среде одних этносов знаний о других.

Во-вторых, государство ставит задачу активизации работы в этнографическом направлении, в области культурно-познавательных межэтнических мероприятий, турпоездок, спортивных соревнований.

В-третьих, важным направлением считается совершенствование воспитательной работы с детьми и молодежью с акцентом на патриотизм и повышение гражданского самосознания.

Дружба наций - фундамент развития России

Эти и многие другие механизмы взаимодействия власти и общества должны, как полагает российский законодатель, создать мощный фундамент, на базе которого будет строиться развитие социума не только нынешнего, но также и будущих поколений. Идея, безусловно, замечательная. Реализация же ее зависит не только от политики властей, но также и от действий самих граждан.

Межэтнические отношения являются весьма специфической частью общественных отношений. Специфика их состоит в том, что они охватывают все сферы общественной жизни: экономическую, социальную, семейно-бытовую, политическую, культурно-психологическую и т. п. По существу, состояние межэтнических отношений представляет собой как бы обобщающий результат действий и мер в каждой из названных сфер.

Исходя из этого, межэтнические отношения можно определить как взаимодействие народов в разных сферах общественной жизни.

В структуре межэтнических отношений выделяют три уровня:

а) институциональный;
б) межгрупповой;
в) межличностный.

Отношения институционального уровня охватывают государственно-образованные народы, их государственные институты, межгосударственные взаимодействия. Эти отношения более точно именуются межнациональными. В связи с этим следует отметить, что в российской (ранее советской) научной и политической лексике чаще использовался термин «межнациональные отношения». И лишь в 90-е годы XX в. стали обращаться к термину «межэтнические отношения». В широком значении под межэтническими отношениями понимаются как отношения между этносами, так и взаимоотношения наций, народностей, этнических групп на личностном уровне людей разных национальностей. Однако термин «межнациональные отношения» также имеет право на существование и свою специфику.

Второй уровень межэтнических отношений - это отношения в целом между народами, любыми этническими общностями . Разумеется, нельзя понимать это в буквальном смысле как участие всей этнической группы в непосредственном общении. Этносы - это большие сложные группы, и очевидно, вся группа не может участвовать в непосредственном общении.

На межличностном уровне межэтнические отношения людей разных национальностей происходят в разных сферах общения - трудового, семейно-бытового, а также соседского, досугового, дружеского и других видах неформального общения.

Следует также различать понятия «этнические отношения» и «межэтнические отношения». Первое обычно употребляется в широком смысле: оно включает в себя как внутриэтнические аспекты, так и межэтнические связи и отношения. Под межэтническими отношениями понимаются отношения, складывающиеся между этносами в ходе их взаимодействия, а также между представителями различных этносов на личностном уровне в рамках полиэтнического государства.

Этнические и межэтнические отношения обусловлены социально-экономическими, политическими, духовно-идеологическими и другими факторами общественной жизни . Вместе с тем они обладают относительной самостоятельностью и сами существенно влияют на другие стороны общественных отношений, и их необходимо рассматривать как специфический вид общественных отношений.

Специфика межэтнических отношений заключается прежде всего в их комплексном многоаспектном характере . Далее специфика межэтнических отношений обусловлена консервативностью, традиционностью многих сторон жизни народов, что требует особой осторожности и деликатности в их регулировании. Этнические элементы в различной мере подвижны, изменчивы и устойчивы . Наиболее устойчивы такие элементы этнической жизни, как язык, этнические особенности куль¬туры, этническая психология, традиции, обычаи, привычки и т. д. В силу этого взаимоотношения между народами складываются трудно, противоречиво, нередко они бывают весьма хрупкими, могут быстро измениться. Достижение стабильности, а тем более гармонии, в межэтнических отношениях - задача очень сложная, требующая много времени и терпения.

Характер и содержание межэтнических отношений во многом определяются той социально-политической системой, в рамках которой происходит их развитие. Межэтнические отношения могут измениться в зависимости от изменений в экономической сфере, от степени воздействия на них социальных отношений, этнополитики, международной обстановки и других факторов. Определяющее воздействие на них оказывают политические факторы, что обусловлено значением государства в качестве важнейшего института формирования и развития нации как социально-этнической общности. Непосредственно к политическим аспектам межэтнических отношений относятся вопросы самоопределения народов, их равноправия, политические условия свободного развития этнических культур и языков, кадровые вопросы и др.

От состояния межэтнических отношений зависит общеполитическая ситуация в полиэтническом государстве . В условиях межэтнического согласия и мира политическое положение в полиэтническом обществе характеризуется стабильностью. И наоборот, когда межэтнические отношения напряжены или конфликтны, то это непосредственно расшатывает политическую обстановку в целом, дестабилизирует общественное развитие. Нередко в полиэтническом государстве острота межэтнических отношений выступает на первый план, определяя всю общественно-политическую ситуацию. Именно так происходит в современной России в связи с обстановкой на Кавказе и, в частности, в Чечне. Следует сказать, что в 90-е годы проблемы межэтнических отношений практически постоянно держат в напряжении многонациональную Россию, что свидетельствует об их большой значимости.

1. Назовите две тенденции в развитии современных межнациональных отношений и проиллюстрируйте каждую из них примером.

Ответ: могут быть названы и проиллюстрированы примерами следующие тенденции в развитии современных межнациональных отношений: интеграция; экономическое, культурное и политическое сближение наций, разрушение национальных перегородок (например, Европейское сообщество); стремление ряда народов сохранить или обрести культурно-национальную самостоятельность, автономию (например, корейское меньшинство в Японии).

2. Раскройте на двух примерах связь социальных статуса и роли.

Ответ: связь социальных статуса и роли следующая: в соответствии с занимаемым статусом человеку предписываются (от него ожидаются) определённые модели (типы) поведения.

В качестве примеров, раскрывающих эту связь, могут быть приведены: от ученика ожидают освоения учебных предметов, предусмотренных учебной программой; деятельность руководителя предприятия связывается с ответственными решениями, заботой о членах коллектива и др.

3. Раскройте на трёх примерах многообразие критериев выделения социальных групп.

Ответ: в качестве примеров, раскрывающих многообразие критериев выделения социальных групп, могут быть приведены: демографический критерий: распределение населения по таким признакам, как возраст (дети, подростки, молодёжь, люди среднего и пожилого возраста), пол (мужчины, женщины), состояние в браке (женатые/замужние, разведённые, вдовые), семейное положение (одинокие, семейные) и др.; этнический критерий: определение принадлежности человека к этносу (племени, народности, нации); расовый критерий: определение единства происхождения и области расселения, общности наследственных физических особенностей людей (три основные группы: негроидная, европеоидная и монголоидная расы); поселенческий критерий: выделение социальных групп в зависимости от места их жительства (горожане, сельские жители и т. п.); профессиональный критерий: в соответствии с родом трудовой деятельности людей (врачи, юристы, учителя, инженеры и т. п.)

С7 – задание-задача, требующее анализа представленной информации, в том числе статистической и графической, формулирования и аргументации самостоятельных оценочных, а также прогностических суждений, объяснений, выводов.

На что должен обратить внимание ученик при решении заданий-задач?

1. Четкое уяснение вопросов (требований) задачи: нередко ученики, не дочитав вопрос до конца, «вырывают» отдельные элементы условия, на их базе формируют собственный вопрос, на который и отвечают; случается, что в двухсоставном или трехсоставном вопросе остаются без внимания последние его части.
2. Соотнесение своего ответа на вопрос с условием конкретной задачи: часто ученики отвечают на вопрос в общем, игнорируя предложенную в условии конкретную ситуацию.
3. Понимание того, что приводимые в условии задачи высказывания философов, ученых, носят, как правило, дискуссионный характер и с ними не всегда нужно соглашаться.
4.Четкое формулирование, возможно, даже нумерация всех элементов ответа.
5. Проверка полученного ответа, соотнесение его с данными условия задачи и ее требованием.



Массаж