Богослов николай евграфович пестов в гребневе. Пестов николай евграфович Азбука веры н е пестов

Николай Евграфович Пестов
Дата рождения 17 августа (1892-08-17 )
Место рождения Нижний Новгород
Дата смерти 14 января (1982-01-14 ) (89 лет)
Род деятельности химик
Награды и премии

Биография

Н. Е. Пестов родился 17 августа 1892 года в Нижнем Новгороде . Его отец происходил из мещан, мать - из купеческого сословия. Николай был последним, десятым, ребёнком в семье.

В 1903-1910 годах учился в реальном училище, где окончил дополнительный класс, что дало ему право поступления в высшее учебное заведение - в 1911 году он поступил на химический факультет Императорского Московского высшего технического училища . В 1915 году с четвёртого курса училища ушёл добровольцем на фронт. Поступив в Алексеевское военное училище , он к августу 1917 года был уже адъютантом полка в звании поручика . Во время кратковременного отпуска в феврале 1916 года он женился на дочери присяжного поверенного Руфине Дьячковой.

С февраля по август 1918 года Н. Е. Пестов служил в Нижегородской ЧК делопроизводителем, затем в Горпродкоме; 13 августа 1918 года он был арестован, но 2 ноября освобождён и был направлен на работу в органы Всевобуча. В декабре 1918 года вступил в РКП(б) . В Нижнем Новгороде он работал до 30 января 1919 года. Затем работал в Москве, в Управлении Всевобуча при Всеросглавштабе и, одновременно, учился на Центральных Высших курсах Всеобуча. Весной 1919 года в числе 15 тысяч коммунистов он был отправлен в Северную группу Восточного фронта и после победы красной армии в августе был вызван в Москву. В сентябре 1919 года ему присвоили звание окружного военного комиссара и направили начальником Управления Всевобуча в Приуральский военный округ . На этой должности он оставался в Свердловске до 1921 года. Об этом периоде своей жизни он написал в своём дневнике:

Вспоминать все это зло, которое я совершил в те годы, мне всего тяжелее… Весь этот кошмар … карамазовская грязь… Все это было при отсутствии у меня христианской веры…

Весной 1921 года он пережил духовный опыт , приведший его к вере; в июле 1921 года он уволился из рядов РККА, а в 1922 году вышел из партии. В это время также от него ушла его первая жена, а он, вернувшись в Москву, окончил МВТУ.

Осенью 1921 года Пестов попал на лекцию В. Ф. Марцинковского и вскоре познакомился с организатором Христианского Студенческого Кружка в МВТУ Зоей Бездетновой, с которой обвенчался 20 мая 1923 года. В 1924 году как член Христианского Студенческого Кружка он был арестован, но 19 декабря был освобождён. В Бутырской тюрьме он познакомился с прихожанином Никольского храма на Маросейке , в котором вскоре стал исполнять обязанности старосты.

Ещё до окончания МВТУ, Н. Е. Пестов был зачислен сотрудником Научного института по удобрениям (НИУИФ). В МВТУ он был ассистентом академика Э. В. Брицке и читал курс по технологии удобрений. Затем, продолжая работать в НИУИФ, он перешёл во , а позже - в Военную академию химической защиты , где в должности заведующего кафедрой калийных солей проработал до октября 1933 года.

В 1933-1937 годах он работал на кафедре технологии минеральных веществ (профессор кафедры с 1934 года) . За отказ выступить на собрании с осуждением арестованного профессора Н. Ф. Юшкевича , осенью 1937 года Н. Е. Пестов был уволен из МХТИ. Спустя два года он был избран по конкурсу заведующим кафедрой химической технологии , где в январе 1941 года защитил докторскую диссертацию «Физико-химические свойства порошкообразных и зернистых продуктов химической промышленности»; с декабря 1942 по декабрь 1943 года был деканом химического факультета, а с октября 1943 года состоял заместителем директора по научной и учебной работе.

4 ноября 1944 г. Н. Е. Пестов был награжден орденом «Трудового Красного Знамени», а в 1946 году - медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне».

Н. Е. Пестов - автор трудов философского и богословского содержания. С 1943 года работал над фундаментальным трудом « (Опыт христианского миросозерцания)». В конце 50-х годов Н. Е. Пестовым были написаны первые труды по богословию. Это были в основном выдержки из святых отцов и учителей Церкви по различным вопросам христианской жизни, объединённые в два тома под названием «Пути к совершенной радости», а также первая редакция книги «Над Апокалипсисом».

Скончался 14 января 1982 года . Погребён на кладбище в Гребнево Московской области, рядом с могилой жены.

Библиография

Книги

  • Современная практика православного благочестия . Том I.
  • Современная практика православного благочестия . Том II.
  • Православное воспитание детей . - СПб. : Сатисъ, 2010. -

Семья, к которой принадлежал Николай, считалась вполне обеспеченной. Его отец был мещанского, а мать — купеческого происхождения.

В детстве и юности он получил надлежащее образование, соответствовавшее его возрасту и социальному положению.

В 1911 году был зачислен в Императорское Высшее Техническое училище в Москве (впоследствии — МВТУ имени Баумана), на химический факультет.

Как студент, Николай выделялся среди однокурсников, подавал немалые надежды. Однако из-за начала Первой Мировой войны был вынужден оставить учёбу и отправиться добровольцем на фронт.

Пройдя курс обучения в военном училище, получил звание прапорщика, а затем назначение в запасное пехотное подразделение.

В августе 1915 года направлен в Ригу, в расположение артиллерийского полка, с целью организации защиты против химического оружия. На фронте служил отечеству не щадя живота своего, получил слуховую контузию, был представлен к наградам, заслужил отзыв со стороны воинского начальства, как выдающийся офицер.

Деятельность Н. Пестова в послереволюционный период

Наступил февраль 1917 года. С революцией изменилась гражданская и политическая ситуация в стране. Преобразования коснулись и армии.

Вскоре Н. Пестов был избран членом Полкового Комитета, а затем — назначен в Исполнительный Комитет, как председатель от представителей полка и вместе — как член Полкового Суда.

В августе 1917 года Николая Евграфовича определили в должность полкового адьютанта.

Через несколько месяцев после Февральской последовала Октябрьская революция, названная впоследствии Великой Социалистической. Страна на несколько лет погрузилась в мрачное время кровавой неразберихи.

Вскоре после октябрьских событий Н. Пестов выхлопотал у руководства отпуск и отправился на малую родину, в Нижний Новгород. По смене местных властей остался трудиться в родном для него городе, на государственной службе: сперва делопроизводителем, потом сотрудником Горпродкома.

В связи с развитием общей подозрительности в отношении бывших царских чиновников и офицеров и развернутой против них волной притеснений, в августе 1918 года Николай Евграфович был арестован вместе с множеством прочих людей, не вызывавших доверия у властей. Представители новой власти подозревали их в возможном соучастии в контрреволюционном мятеже. Несколько десятков офицеров было тогда расстреляно.

В ноябре Н. Пестов был освобожден из-под стражи. Ему, как и другим бывшим офицерам, надлежало встать на особый учет (спасти их от гибели могла лояльность и помощь властям).

Вскоре Николай Евграфович получил назначение на трудоустройство в органы Всевобуча. Не имея твердых христианских убеждений и, по-видимому, даже сочувствуя тем высоким идеям, которые декларировались с большевистских трибун, он вступил в ряды коммунистов.

Через некоторое время его назначили на работу при Управлении Всевобуча, функционировавшего при Всеросглавштабе в Москве.

Вскоре он был определен на Центральные Высшие курсы, курсантом, после чего получил звание и мандат военного комиссара.

В 1919 году, весной, Н. Пестов попал в Северную группу войск, на Восточный фронт. Проявив себя как способный и талантливый руководитель, в сентябре, в том же году, удостоился звания окружного военного комиссара, был направлен работать начальником Управления Всевобуча при Уральском Военном округе.

Несмотря на столь быстрое продвижение по службе, нельзя сказать, что Николай Евграфович принадлежал к кругу фанатично настроенных борцов за Советскую власть. Напротив, в этот период своей жизни он испытывал глубочайшие духовные сомнения.

Летом 1921 года Н. Пестов, имея желание продолжить обучение, прерванное Первой Мировой войной, демобилизовался. Возможности увольнения из рядов РККА способствовала общая стабилизация политической ситуации в стране.

Осенью того же года он присутствовал на лекции Марцинковского, которую тот читал для студентов. Содержание лекции «Жил ли Христос» глубоко тронуло душу бывшего комиссара. Как впоследствии признавался сам Н. Е. Пестов, с лекции он вышел другим человеком, христианином. В словах Евангелия, звучавших с трибуны, он нашёл ответ на многие мучившие его жизненно важные вопросы.

Увлекаемый духом Святого Евангелия, Н. Пестов внутренне отказался от линии партии и уничтожил свой партийный билет. Не пройдя очередную регистрацию, был исключен из членства в РКП(б).

Пребывая в Москве, Николай Евграфович сблизился с представителями христианского кружка в МВТУ и содействовал, в меру сил и возможностей, организации духовных встреч, лекций, бесед.

В 1921 году жил в Саратове, помогая борьбе с эпидемией тифа и голодом.

К концу лета 1922 года возвратился в Москву, и, восстановившись в студенчестве, продолжил учёбу в МВТУ. При этом, в свободное от занятий время, он посещал заседания христианского кружка.

Здесь он познакомился со своей будущей супругой, Зоей Вениаминовной. В 1923 году состоялось их бракосочетание.

Заключение под стражу

В 1925 году Николай Евграфович был принят на должность научного сотрудника МВТУ, при кафедре, занимавшейся технологией производства минеральных удобрений.

По смерти главного символа и идеолога русской революции, вождя мирового пролетариата В. И. Ульянова (Ленина) отношение государственного аппарата к деятельности студенческих христианских организаций резко ухудшилось. Собрания, конференции подпали под жесткий запрет.

Московский Христианский Студенческий кружок в скором времени был закрыт, его здание перешло в распоряжение местных властей, а участники стали подвергаться гонениям, обыскам, репрессиям.

В этой связи Н. Пестов был арестован и попал сперва на Лубянку, затем — в Бутырку. Единовременно с Пестовым были арестованы и другие члены кружка. Поначалу они размещались вместе с уголовными элементами. Всем им, казалось, грозили длительные сроки заключения, ссылки. Полагают, что большое значение в деле облегчения их участи сыграла Н. К. Крупская.

Арестованным назначили по 40 суток ареста. При этом их перевели в отдельные от уголовников камеры. Здесь они могли вести беседы и диспуты по вопросам религии и философии.

В заточении Н. Е. Пестов познакомился с одним христианином, прихожанином храма святителя Николая на Маросейке. Одно время настоятелем этой церкви был добродетельный старец, священник Алексей Мечев, а затем его место занял его сын, священник .

Дальнейшая деятельность

Освободившись из заключения, Николай Евграфович не уклонился от исполнения христианского долга. В этот период он стал прихожанином храма на Маросейке. В свою очередь отец стал ему духовным наставником и отцом.

Между тем, в семье Николая Евграфовича подрастали трое детей: два брата и сестренка. Он любил их от всей души и воспитывая, старался избегать чрезмерной педагогической строгости.

На научном поприще он сыскал себе широкую известность: преподавал в разных ВУЗах, обучал аспирантов, выступал с лекциями перед рабочими и служащими, публиковал научные работы.

В 1937 году стараниями высшего государственного руководства развернулась очередная волна политических репрессий. В жернова карательной машины попали сотни известных людей. Многие из них стали жертвой надуманных подозрений или лукавых оговоров.

На одном из заседаний, проходившем в Менделеевском институте, Н. Пестов выступил с речью в защиту арестованного ученого. Результат оказался предсказуемым: Пестова исключили из штата сотрудников.

Понимая, во что ввязался, Николаяй Евграфович ожидал скорого ареста. Однако очередного тюремного заключения не последовало. Сам он приписывал это Божественному заступничеству, осуществленному по молитвам его духовного отца, жены и детей.

В 1939 году Н. Пестов получил приглашение от администрации МИЭИ. Выдержав конкурс, он занял место заведующего кафедрой химической технологии.

В 1941 году был утвержден соответствующим определением в степени доктора химических наук.

С началом Великиой Отечественной войны большая часть советской промышленности была переориентирована на нужды фронта. Н. Пестов был освобожден от призыва по причине болезни: бронхиальной астмы. Все его научные усилия были направлены на помощь стране.

В 1942 году на фронт попал его сын, а годом позже на него пришла похоронка.

В 1943 году Николай Евграфович получил должность заместителя руководителя по учебной и научной работе. За военные и послевоенные годы он был представлен к ряду правительственных наград.

Богословская деятельность

В 50-х годах стали появляться сочинения Николая Пестова как христианского писателя.

В 60-х годах в ВУЗ, где он работал заместителем руководителя по научной части, пришло распоряжение по поводу необходимости усиления научно-атеистической пропаганды. Николай Евграфович высказал к этому негативное отношение.

Руководство, вызвав его для объяснений, в присутствии секретаря парторганизации МИЭИ, предложило ему отказаться от должности и уйти на заслуженный отдых, на пенсию. Когда, по возвращении из отпуска, он пришёл в свой институт, ему сообщили, что он уже уволен специальным приказом: тихо, без лишнего шума и торжественных проводов.

При конце жизни Николай Евграфович пребывал в молитве и скором ожидании смерти, регулярно причащался Святых Христовых Таин.

11 января 1982 года он впал в беспамятсво, а 14-го числа того же месяца мирно почил о Господе.

Книга его воспоминаний и о нём, .

О нем в воспоминаниях дочери, особенно в 3 ч .

О влиянии Пестова на Меня, Зорин, .

Валерий Любартович

Православные подвижники на Старой Басманной улице в Москве

Ист.: http://www.stphilaret.ru/favor/dnev36.htm, 1998.

Согласно церковному преданию, древняя Басманная слобода была тем самым местом, где подвизался почитаемый в Москве святой Василий, Христа ради юродивый. Он родился вблизи этих мест, в селе Елохове , но свой подвиг творил и в приходе церкви в честь Владимирской иконы Богоматери, выстроенной в 1519г. "иждивением великого князя Василия Ивановича" на Покровской дороге (ныне именуется храмом святого Никиты-мученика на Старой Басманной) . До пожара, случившегося 18 июля 1905 г., в трапезной части храма сохранялся образ святого Василия Блаженного ХVII в., особо почитавшийся прихожанами и помещенный в этот храм, видимо, в воспоминание о жизни и подвиге у его стен знаменитого московского чудотворца .

Но и нашими современниками были удивительные люди, чья жизнь - теперь почти легенда, которые сохранили традиции пламенного подвижничества во Христе в годы жестоких церковных гонений ХХ в. К их числу принадлежат и три Николая со Старой Басманной улицы: Пестов, Варенцов, Понятовский. Только теперь мы можем по достоинству оценить вклад этих скромных тружеников в сокровищницу религиозной мысли, в сохранение православных духовных и нравственных ценностей, христианских идеалов.

До середины 1970-х годов во дворе дома №20 по улице Карла Маркса (а именно так тогда именовалась Старая Басманная улица) стоял небольшой двухэтажный дом - флигель существовавшей здесь с XVIII в. усадьбы.

В течение полувекового послереволюционного отрезка времени в этот дом стремился попасть каждый, кто считал себя другом, единомышленником или учеником глубокого религиозного мыслителя, ревностного православного христианина, видного ученого и педагога, профессора Николая Евграфовича Пестова, жившего в квартире №13 с 1926г. Биография Н.Е.Пестова не только поражает всех, кто с ней знакомится, событиями и жизненными ситуациями, которые ее наполняют и, подчас, кажутся глубоко противоречивыми, но и увлекает изложением практического духовного опыта на пути к христианскому мировоззрению

Николай Пестов родился 17 августа (н. ст.) 1892 г. в Нижнем Новгороде, в семье трудолюбивых людей с небольшим достатком. Мальчик рано потерял отца, и его воспитывали мать и няня. Особой религиозностью семья не отличалась, детей к молитве не приучали. С 11 до 18 лет Николай учился в реальном училище, в котором он познакомился не только с русской классической литературой, но и с трудами деятелей марксизма, книгой "Жизнь Иисуса" Э.Ренана и другими философскими произведениями, которые посеяли в его душе зерна атеизма. В 1910г. Николай Пестов поступает в Императорское техническое училище в Москве на химический факультет. Полный курс обучения ему пройти не удалось, так как с началом первой мировой войны студент Пестов посчитал своим долгом занять место в рядах защитников отечества, и его зачислили вольноопределяющимся 1-го разряда юнкером Алексеевского военного училища. После прохождения ускоренного курса училища подпоручик Пестов попадает в 56-й запасной пехотный полк, расквартированный в Покровских казармах в Москве, к августу 1917г. он служил в чине поручика адъютантом полка на фронте.

Февраль 1918 г. застает Н.Е.Пестова в Нижнем Новгороде, где он служит делопроизводителем в ЧК, в горпродкоме. После регистрации как военного специалиста старой армии его направляют на работу в органы Всевобуча, и в декабре 1918 г. он вступает в партию. Николай Евграфович воевал на Восточном фронте на стороне "красных", после чего ему было присвоено звание окружного военного комиссара Приуральского военного округа. О годах комиссарства он записал в своем дневнике: "Вспоминать все это зло, которое я совершил в те годы, мне всего тяжелее... Весь этот кошмар.... Все это было при отсутствии у меня христианской веры..."

Постепенная стабилизация обстановки в России позволила Николаю Евграфовичу демобилизоваться и в 1921 г. вернуться в Москву для продолжения образования. В это же время он познакомился со студенткой Зоей Бездетновой, с которой они обвенчались в мае 1923 г. в храме Вознесения на Гороховом поле. Зоя Вениаминовна, закончив курс МВТУ, работала на Московском алкалоидном заводе, от которого она и получила трехкомнатную квартиру на Старой Басманной.

Н.Е.Пестов после окончания МВТУ сделал блестящую научную карьеру. Он становится видным ученым в области технологии минеральных удобрений, преподает во многих крупных столичных вузах. В январе 1941г. защищает докторскую диссертацию, пишет ряд книг, некоторые из них до сих пор не потеряли своего научного и методического значения и не залеживаются на полках научных и вузовских библиотек. В 1940-х годах Николай Евграфович был избран деканом, а затем назначен заместителем директора по учебной и научной работе Инженерно-экономического института в Москве, где проработал до выхода на пенсию в 1960 г.

Такова была та сторона его жизни, которая проходила на виду у всех тех, кто слушал его лекции, работал с ним в исследовательских лабораториях, встречался на научных конференциях, ученых советах, в издательствах. Однако было и другое, что наполняло его жизнь глубоким смыслом, определяло существо поступков и стало духовным оплотом, - православное вероучение.

Для комиссара, члена партии Николая Пестова религиозного мировоззрения не существовало, но вот наступило 1 марта 1921 г., и он увидел во сне Христа. Тогда же Пестов записал в своем дневнике: "В ту ночь Господь вошел в мое сердце, и с тех пор, что бы ни делал, ни чувствовал, я знаю, что Христос всегда был рядом со мной, всегда пребывает рядом со мной и никогда не покидает меня".

Попав в том же году в МВТУ, он становится членом христианского студенческого кружка, руководимого выдающимся деятелем Русского христианского студенческого движения В.Ф.Марцинковским . Знакомство с Владимиром Филимоновичем, вскоре высланном из страны за религиозную проповедь среди молодежи, стало поворотным моментом в жизни Николая Пестова, которая строилась им отныне по заповедям Христа. В 1922 г. он выходит из партии.

До 1924г. РХСД и его отдельные кружки были зарегистрированы и пользовались всеми правами легальных общественных организаций. В 1924г. вся деятельность кружков, посвященная проповеди Евангелия среди учащейся молодежи, была запрещена, но часть кружковцев продолжала работу нелегально, проводила на частных квартирах занятия и даже съезды членов движения. О времени репрессий, арестов и ссылок членов кружков сохранились свидетельства, относящиеся к биографии руководителя христианского студенческого кружка (ХСК) Владимира Амбарцумова (1892- 1937): "Вслед за запрещением на кружок обрушились репрессии, аресты, ссылки. Но в этот момент Владимир Амбарцумович [Амбарцумов - В. Л. ] чудом избежал ареста. Однажды он ночевал в доме Николая Евграфовича Пестова, активного члена ХСК, впоследствии известного в России духовного писателя. Ночью пришли чекисты. Следователь, проводивший обыск, не знал, что Владимир Амбарцумович является председателем ХСК и, продержав его всю ночь, пока шел обыск, наутро арестовав Николая Евграфовича, отпустил Владимира Амбарцумовича. Рано утром Владимир Амбарцумович пошел по Москве от одних друзей к другим, но у всех в этот ранний час горел свет - шли обыски..."

За участие в кружке Николай Евграфович был арестован и просидел в Бутырках 40 дней. В тюрьме он познакомился с прихожанином церкви Свт.Николая на Маросейке и через некоторое время стал духовным сыном ее настоятеля о.Сергия Мечева. Пестов перестает посещать обновленческие храмы, становится активным членом общины Никольской церкви - духовной семьи, созданной мудрым и благочестивым пастырем о.Алексием Мечевым.

По благословению о.Сергия он был в храме кем-то вроде старосты - продавал свечи, ходил с тарелкой, участвовал в церковных собраниях. Примерно к этому же времени относится и приучение себя к творению "Иисусовой молитвы": "Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешного". Тогда же Николай Пестов понял, что его первая исповедь в Церкви, в начале его духовного пробуждения, недостаточно полна и глубока. Он вспоминал: "Тогда я решил принести так называемую "генеральную исповедь" грехов всей прожитой жизни. Выслушав меня и произнеся разрешительную молитву, батюшка сказал: "Больше никогда не вспоминайте свои прежние грехи. Они отошли от вас навсегда!" Какую радость я тогда почувствовал... "

К концу 1920-х годов начались гонения на верующих и духовенство, стали закрываться монастыри и храмы. Дочь Николая Евграфовича, Наталья Николаевна, так вспоминает о жизни семьи Пестовых в то время: "Мама постоянно собирала и запаковывала посылки, посылала их в лагеря и в тюрьмы, три года растила круглую сироту Таню, у нас часто проводили каникулы дети арестованных. В нашей семье двадцать семь лет прожила монахиня Евникия из Суздальского монастыря; постоянно гостила у нас сестра Марфо-Мариинской обители инокиня Магдалина... Ее не раз арестовывали, она пропадала из вида, но, отбыв срок, снова появлялась у нас дома и в Елоховском соборе, куда мы ходили на службу" .

В 1929г. был арестован и выслан о.Сергий Мечев, через два года закрыли и разорили церковь Свт.Николая на Маросейке. Но духовное общение части "мечевцев" продолжалось в тайном домовом храме, освященном в одной из комнат квартиры Н.Е.Пестова отцом Сергием. Иконы прятались в шкафу за занавеской, а столик, служивший жертвенником, накрывался покрывалом. На богослужения, совершавшиеся иереями закрытых церквей в глубокой тайне, собирались родные и друзья, а также священнослужители, оставшиеся верными "патриаршей" церкви.

Наталья Пестова так вспоминала об этих богослужениях: "Это было торжественно и таинственно. Накануне убирались, обсуждали обед, готовили. Нас предупреждали, просили быть серьезными и никому ничего не рассказывать. Батюшка располагался в кабинете папы. Еще до рассвета к нему спешили на исповедь его осиротевшие духовные дети. В темном узком коридоре, у двери кабинета, толклись плачущие старушки, а мама с предосторожностью отпирала сама дверь, впуская только тех, кого ждали. Утром служили литургию, во время которой пели, как комарики жужжат. Говорили друг с другом только шепотом, многозначительно переглядываясь, всхлипывали и глубоко вздыхали. Мы, дети, смотрели на все это с удивлением " .

Осенью 1943г. на фронте погиб сын Н.Е.Пестова Николай, которому отец посвятил одну из своих книг - "Жизнь для вечности". К концу военных лет он перестает скрывать свои убеждения, ходит в храмы, не боясь встретить там сослуживцев, начал работать над философскими произведениями. Глубокие размышления о смысле жизни, желание сделать достоянием других свой духовный опыт привели Николая Евграфовича к написанию первых трудов по богословию, объединенных в два тома под названием "Пути к совершенной радости", а также первой редакции книги "Над Апокалипсисом".

С середины 1950-х годов Н.Е.Пестов приступает к работе над главным религиозно-философским трудом своей жизни - многотомной диссертацией "Современная практика православного благочестия (Опыт построения христианского миросозерцания)". О его работах быстро узнали многие люди, особенно молодые, нашедшие в них духовную и нравственную поддержку. На Старую Басманную, в дом Пестовых приходило множество посетителей, получавших здесь не только необходимые книги из богатейшей домашней библиотеки, но и духовное утешение, а также радость от встреч с хозяином дома. Н.Е.Пестов находил время для каждого, будь то его старый друг по студенческому кружку или молодой семинарист. Многие его друзья, почитатели и ученики перепечатывали и развозили по всей стране работы ученого, которые в наши дни стали выходить отдельными многотысячными тиражами. Можно было бы припомнить десятки имен современных церковных иерархов, маститых священнослужителей, известных ученых-философов и историков, чьи молодые годы прошли в духовном общении, общей молитве и в беседах с Николаем Евграфовичем. Он очень почитал русских подвижников благочестия и, в частности, с благоговением рассказывал о своей единственной встрече с преподобномученицей великой княгиней Елизаветой Федоровной в 1916г., оставившей глубокий след в его памяти .

Частыми гостями в доме Н.Е.Пестова в свои юные годы были митрополит Волоколамский и Юрьевский Питирим (Нечаев) и архиепископ Керченский Анатолий (Кузнецов). За книгами его духовной библиотеки и "самиздатовскими" сочинениями Пестова приезжал из Иркутска писатель Леонид Бородин. Молодой ученый, впоследствии известный историк Александр Рогов перепечатывал многие сочинения Николая Евграфовича и, в частности, имеющее подзаголовок "Диссертация на степень кандидата богословских наук Г.Б.Р." Эти три буквы не имели ничего общего с инициалами автора и означали "грешный Божий раб". В кабинете хозяина дома, стены которого были увешаны иконами с зажженными лампадами, вместе с Николаем Евграфовичем сосредоточенно молился генерал Советской армии Михаил Константинович Барановский.

К числу его задушевных друзей относился Николай Александрович Варенцов (1862-1947), с которым Николая Евграфовича, несмотря на разницу в возрасте в 30 лет, связывала крепкая дружба и духовная близость. Н.А.Варенцов был до революции видным российским предпринимателем, коммерсантом и благотворителем. Под его руководством работали такие крупные предприятия страны, как Московское торгово-промышленное товарищество, Большая Кинешемская мануфактура, хлопкоочистительные заводы в Средней Азии. Варенцов после революции был неоднократно арестован, хотя не противился национализации своих фабрик и заводов, не искал убежища за границей, а пытался быть полезным своей родине и при новой власти. Человек глубоких религиозных убеждений, он по-христиански смиренно относился к своей участи обездоленного и гонимого члена общества, знания и опыт которого не были нужны никому.

Н.А.Варенцов жил поблизости, в доме ј31 по Старой Басманной, и жена Н.Е.Пестова Зоя Вениаминовна и дочь Наталья Николаевна участливо помогали в годы войны больному старику, сыновья которого с начала войны были призваны в армию, делились с ним продуктами. Незадолго до смерти Николай Александрович подарил Зое Пестовой свой талисман - необработанный полудрагоценный камень, купленный им во время путешествия по Индии. Эта реликвия бережно хранится вместе с единственной фотографией Н.А.Варенцова в семье Н.Н.Пестовой-Соколовой.

Писатель А.А.Солодовников (1893-1974), хорошо знавший и Н.Е.Пестова, оставил такие воспоминания о Н.А.Варенцове: "Необыкновенна и в то же время достаточно типична для эпохи революционной стихии судьба этого человека... Богач, обладатель 11-миллионного состояния. Удачлив и смел в делах, он сумел отстоять русское среднеазиатское хлопководство от попыток американских банкиров демпингом задушить его. После 1917г. он лишился всего и стал нищим в полном смысле этого слова. Пройдя через такие духовные перегрузки, он не утратил ясности души, все воспринимал с благодарением и умер, повторяя: "Слава Богу". Одной женщине, заботившейся о нем, он говорил: "Через Вас Бог сподобил меня познать любовь Его ко мне. Слава Богу!" .

Может быть, этой доброй женщиной была Наталья Григорьевна Понятовская, дочь выдающегося ученого-филолога, хранителя отдела рукописей Румянцевского музея Григория Петровича Георгиевского, жена еще одного близкого друга Николая Евграфовича - Николая Павловича Понятовского. Представитель старинного польского аристократического рода Н.П.Понятовский служил в Красной армии, а затем учился в Военно-медицинской академии. Начальству стало известно, что сын диакона Николай Понятовский подписал протест верующих против закрытия Троице-Сергиевой лавры, и он был исключен из числа слушателей академии. Через несколько лет ему удалось поступить на медицинский факультет МГУ и получить диплом врача. Н.П.Понятовский прославился в Москве как превосходный доктор-гомеопат. В годы войны он стал начальником крупного военного госпиталя, а также личным врачом Святейшего Патриарха Алексия I .

Понятовские жили по соседству от Пестовых, в доме №22 по Старой Басманной, и вели подлинно христианский образ жизни, наполненной участием и помощью ближним. Известный искусствовед, специалист по древнерусскому искусству Светлана Витальевна Гнутова, отец которой - дирижер и музыкант В.Д.Гнутов - вместе со своей семьей поселился в 1971г. в бывшей квартире Понятовских, рассказала пишущему эти строки, что среди жильцов дома до сих пор жива память о тех десятках людей , ежедневно приходивших к врачу Н.П.Понятовскому не только для получения помощи от физических страданий, но и для нравственного укрепления в сложных жизненных ситуациях. Зятем Н.П.Понятовского был видный московский священник, протоиерей Анатолий Серафимович Казновецкий (1926-1995), служивший в Елоховском соборе, храмах Иоанна Воина и Всех Святых на Соколе, в патриарших представительствах в Александрии (Египет) и в Нью-Йорке.

Кстати, внуки Николая Евграфовича также выбрали в жизни церковный путь, как и их отец, муж Натальи Пестовой, протоиерей Владимир Петрович Соколов (1920-1995). Один из них, Серафим (в монашестве Сергий), кандидат богословия, нес почетное и ответственное послушание в качестве старшего иподиакона Святейшего Патриарха Пимена и был затем инспектором Московской духовной академии. Призванный к высокому архиерейскому служению, владыка Сергий ныне является епископом Новосибирским и Бердским. Два других внука стали православными священниками и настоятелями московских храмов: о.Николай - в храме свт.Николая в Толмачах (у Третьяковской галереи) и о.Федор - в храме Спаса Преображения в Тушине.

В 1975г. Пестовы переехали на новую квартиру, их старый дом был снесен. Однако каждое воскресенье Николай Евграфович приезжал к ранней литургии в храм Ильи Обыденного и причащался Святых Таин. Во время тяжелой болезни Николай Евграфович пребывал в непрестанной молитве, он скончался 14 января 1982г. и был похоронен на кладбище при Смоленско-Никольском храме в с.Гребнево Московской области.

Память о Николае Евграфовиче Пестове пребывает и среди жителей Старой Басманной улицы, где он прожил почти 50 лет, и среди бывших студентов МВТУ им.Баумана, МХТИ им.Менделеева, ИЭИ им. Орджоникидзе, которые получили от своего профессора обширные знания в области точных наук. В тех книгах, которые он написал и оставил потомкам как сокровищницу практического духовного опыта современного христианина, читатели находят обстоятельные советы по устроению христианской жизни, молитвенному правилу, воспитанию детей и по многим другим аспектам православной жизни.

Старая Басманная улица в Москве стала "свидетельницей" трудной и долгой жизни, совместной молитвы и православного делания трех друзей и сподвижников, трех Николаев - Пестова, Варенцова и Понятовского. Им не суждено было узнать, что улица Карла Маркса в 1990г. обретет свое прежнее, старомосковское название. Им не довелось услышать колокольного звона возрожденных "басманных" храмов - Великомученика Никиты, Святых Петра и Павла, Вознесения Господня. Они не дожили до 23 июля 1991г., когда мимо их домов на Старой Басманной улице многотысячная процессия во главе со Святейшим Патриархом Алексием II крестным ходом пронесла святые мощи преподобного Серафима Саровского в начале их пути в Дивеевский монастырь. Но они верили в возрождение страны, работали на ее благо и посильно участвовали в просвещении и воспитании народа Божия, а также людей, стоящих за оградой Церкви и ищущих правду жизни...

Примечания

1. Г.П.Георгиевский. На родине Василия Блаженного // ЖМП, 1947, ј4. С. 33 -37.

2. В.Д.Цветков. Старая Басманная слобода в Москве с историческим и археологическим описанием приходского (Никитского) храма. Рукопись. ОПИ ГИМ, Ф.104, Оп.1, Д. 6, Л. 137-144.

3. Там же. Л. 192. 9. Н.Е.Пестов. Из воспоминаний об основоположниках Марфо-Мариинской общины в Москве... // Там же. С.138-147.

10. Александр Солодовников. Сокровища Введенских гор. Московский журнал. 1992, ј3. С. 55.

11. Серафим Четверухин. Толмачи. Воспоминания об отце. М., 1992. С.37.

Николай Евграфович Пестов

Жизнь для вечности

Посвящается будущим защитникам Отечества

Допущено к распространению Издательским советом Русской Православной Церкви ИС Р16-520-0965

ВПЕРВЫЕ ПОЛНОСТЬЮ ПУБЛИКУЮТСЯ ПИСЬМА КОЛИ ПЕСТОВА

Предисловие

Скорбь, перешедшая в радость

Перед вами книга, которая уже не раз переиздавалась. В течение многих лет она перепечатывалась на пишущей машинке под копирку и подписывалась «ГБР» – «грешный Божий раб». В советские годы существовали запретные темы, книги на эти темы не могли выходить официально. Да и сама вера в Бога была гонима, а тех, кто дерзал о ней рассказывать, могла постигнуть суровая кара советского закона. Но были люди, во всем законопослушные, которые считали своим нравственным долгом перед Богом и людьми возвещать слово Божие и закон Божий ставили выше закона людского. Одним из таких замечательных исповедников веры был профессор, доктор химических наук Николай Евграфович Пестов – «грешный Божий раб», как он себя называл.

Книга «Жизнь для вечности» была самой первой из написанных Николаем Евграфовичем. Причиной ее появления стало трагическое событие – смерть горячо любимого сына Николая, погибшего в 1943 году на фронте в 19 лет в своем втором бою. Смерть сына Николай Евграфович переживал очень тяжело, но это скорбное событие стало началом целой цепочки событий радостных.

Книга о сыне и все последующие книги полны искренней, глубокой веры, Николай Евграфович писал их от чистого сердца. И потому, что сердце его было чистым, его книги привели к Богу и к Церкви многих людей, выросших в атеистическом государстве, воспитанных в семьях, где ничего не знали о Христе.

Николай Евграфович не дожил до того времени, когда его книги стали печатать в типографиях и издавать многотысячными тиражами. Но повествование о любимом сыне, который с верой жил и с верой отдал свою жизнь, чтобы жили другие, по-прежнему не может оставить читателя равнодушным, не может не призвать его задуматься о тех же глубоких вопросах, о которых размышлял этот замечательный юноша.

Это издание отличается от предыдущих тем, что состоит их двух частей. Первая – уже не раз издававшаяся книга «Жизнь для вечности», а вторая – это оригиналы писем Коли Пестова. Многие из них цитируются в книге Николая Евграфовича – но не все, и не всегда полностью. Эти письма – ценнейшее свидетельство не только о самом Коле и его близких, но и о времени, в которое они жили.

Письма открывают как бы два окна. Читая письмо, мы видим то, что видел его автор. А еще мы получаем возможность заглянуть в душу автора. Мы видим черты давно ушедшей эпохи, когда многое было иным. Иным был быт, ценности, иным было отношение людей друг к другу, иными были и сами люди. Жизнь была другая, в чем-то тяжелее, чем сейчас; не было привычного нам комфорта, но мелочи жизни не поглощали внимания, оно было обращено на настоящие ценности, те ценности, что «выше граней земных».

Бытовые детали, которыми полны письма, создают впечатление достоверности, эффект присутствия. Читая, ты можешь представить себе, что происходило в той далекой реальности. В письмах раскрывается глубокий внутренний мир человека, ищущего Бога, стремящегося жить по Его заповедям. Эти письма тем ценнее, что принадлежат совсем молодому человеку, вступившему на путь, ведущий в жизнь вечную. Решающие вехи на этом пути – вера и верность, поступки, возвышающие его над суетой и шумом обыденной жизни.

Обратим внимание на некоторые черты той далекой эпохи, о которых напоминают письма Коли Пестова. То, что почта просматривалась военной цензурой, все знали. Поэтому написать о том, что он просит помолиться великомученику и целителю Пантелеймону, Коля не мог – он просил «обратиться к врачу Пантелеймонову». Семья Пестовых жила неподалеку от Елоховского собора, поэтому, когда Коле удавалось попасть в храм, он писал, что «пошел к Елоховым». Недреманное око НКВД обозначалось «посещением Анны Гавриловны». Этой нехитрой конспирации было достаточно, чтобы усыпить бдительность недалеких военных цензоров.

Как известно, самым сильным влиянием обладает личный пример. Письма Коли Пестова свидетельствуют о том, что можно сохранять человеческое достоинство в трудных обстоятельствах, можно тихо, скромно, незаметно совершать в повседневной жизни значительные, если не сказать героические поступки.

Вечная память воину Христову Николаю, жизнь свою за други своя на поле брани положившему, и родителю его, грешному рабу Божиему – Николаю Евграфовичу Пестову!

Протоиерей Александр Ильяшенко,

настоятель храма Всемилостивого Спаса бывшего Скорбященского монастыря г. Москвы,

руководитель проекта «Непридуманные рассказы о войне»

Николай Пестов. Жизнь для вечности

От Тебя победа и от Тебя мудрость,

и Твоя слава, а я Твой раб.

(2 Езд. 4:59)

Слава в вышних Богу…

(Лк. 2:14)

Кротость души – вот то, что украшает человека, делает его приятным и милым для всех окружающих. Обычно кротость соединяется с простотой и скромностью. А если к этому еще добавляется горячее, любящее сердце, то все это делает человека «солью земли», «свечой», которую ставят на подсвечнике, чтобы светить всем в доме (Мф. 5:13,15).

От Господа нам выпало счастье иметь сына, который отвечал этим качествам. Он рано созрел духовно и рано был взят Господом с земли. Он оставил нам образ девятнадцатилетнего юноши с кротким, любящим сердцем. В последний год его жизни им было написано большое количество писем, которые рисуют его нежную, простую, отзывчивую душу, полную готовности служить людям. Эти письма исполнены вместе с тем чисто христианской философии жизни с безропотным послушанием воле Господней и мудрой рассудительностью, редкой для девятнадцатилетнего возраста.

Есть обычай ставить памятники на дорогих сердцу могилах. Около нас нет могилы нашего сына – он похоронен далеко от нас, на поле боя, на братском кладбище. Пусть же будут памятником ему эти строки, в которых я хочу описать его образ, его жизнь и поступки, последние героические часы его жизни и передать основы его цельного, глубоко христианского миросозерцания.

Может быть, у некоторых иногда встают вопросы, как можно воплотить в жизнь заветы Христа в современной обстановке и как можно быть «мудрыми, как змии, и простыми, как голуби» (Мф. 10:16). Мне кажется, Колина жизнь дает ясный ответ на оба эти вопроса.

В основном содержание записанного нами относится к повседневному быту с его «мелочами жизни». Но не сумма ли «мелочей» составляет жизнь и не на «мелочах» ли мы более всего спотыкаемся? И не есть ли самое важное и великое – быть «верным в малом» (Мф. 25:21).

Моя доля в этом труде – скромная доля. Все основное принадлежит самому Коле – его письмам, сочинениям, дневникам и его поступкам, словам и мыслям. Мне нужно было лишь собрать все это и, выбрав все ценное и значимое, изложить в нужной последовательности.

По отношению ко всему собранному материалу я не остался в роли равнодушного летописца. Коля живет в моем сердце, и я не мог сдержаться от выражения тех чувств, которые переполняют его при мыслях о Коле.

Основной декорацией действия является полузамерзшая казарма; средой – современная молодежь в форме курсантов. Заключительные сцены – на фронте и поле боя. И на этом суровом фоне расцвели те нежные, благоухающие цветы движений сердца и мыслей Коли, которые наполняют душу той радостью, которую пробуждает в душе всякая красота.

Господь, как заботливый садовник, выращивает на земле духовные цветы – души людей, сумевших построить свою жизнь в согласии с Его вечной Истиной. Он любит эти Свои цветы и любуется на них. Но Он хочет, чтобы и все, кто умеет ценить красоту, любовались и радовались им.

Николай Евграфович Пестов

Судьбы христиан, прошедших через горнило советских времен, различны. Кому-то досталась более тяжкая доля, кому-то – менее. Жизнь Николая Евграфовича Пестова, известного духовного писателя, профессора, доктора химических наук, автора книг «Пути к совершенной радости» («Опыт построения христианского миросозерцания») и «Современная практика православного благочестия» – это путь благочестивого мирянина, примерного семьянина и вполне лояльного к власти гражданина. Однако за внешним благополучием его жизни в зрелые годы скрывается внутренняя глубина, напряженная работа над собственной душой… Поучительной является и молодость Пестова - годы блужданий и отпадения от Бога.

Николай Евграфович Пестов родился 17(4) августа в 1892 г. в Нижнем Новгороде и был последним, десятым, ребенком Евграфа Федоровича Пестова от его второго брака. Отец происходил из мещан, мать - из купеческого сословия. О родителях Николай Евграфович вспоминает, что они были очень добрые люди. В семье отмечались церковные праздники, однако к молитве мальчика не приучали, в семье молилась только няня. Отец умер, когда мальчику было 6 лет. С 7 лет Николай занимается с сестрами русским языком, литературой, арифметикой. Раз в неделю к нему приходит диакон из Ильинской церкви и занимается с ним Законом Божиим.

Когда мальчику исполнилось 11 лет, мать и сестры решили отдать его в реальное училище. Там он увлекается астрономией, химией, языком эсперанто, участвует в театральных постановках. На эсперанто он даже перевел один из рассказов Чехова. Книга Э. Ренана «Жизнь Иисуса» оказала негативное влияние на жизнь юноши - прочтя ее, он стал атеистом. В то же время юноша знакомится с марксистской литературой.

После окончания реального училища Николай поступает на химический факультет Императорского Московского Высшего Технического Училища. Живет в Москве у своего крестного отца, богатого купца, большей частью занимается самостоятельно в лабораториях и библиотеках, дает уроки школьникам. Посещает театр, ведет обычный для молодого человека образ жизни.

В 1914 г. поступает в военное училище, становится прапорщиком. В качестве специалиста по химии попадает на фронт, где участвует в подготовке солдат к противохимической обороне. Был случай, когда Николаю пришлось обезвреживать бомбу: чтобы довезти ее до места назначения и избежать взрыва, пришлось взять смертоносный предмет на руки на руки и так ехать в трясущемся на разбитой дороге грузовике. В 1916 г. молодого человека производят в подпоручики, в этом же году он женится на Руфине Дьячковой, дочери присяжного поверенного.

После февральской революции Николай Пестов избирается членом полкового комитета и полкового суда. В отзыве о нем говорится: «Службу знает хорошо и несет ее серьезно. Очень тактичный, дисциплинированный и выдержанный офицер. Обладает прекрасными способностями и знаниями. Прекрасный товарищ, отзывчивого и благородного сердца». За боевые отличия награжден орденом св. Станислава III степени и орденом св. Анны III степени.

После Октябрьской революции возвращается в Нижний Новгород, поступает на работу в Нижегородский горпродком. В условиях наступления белогвардейских частей Пестова как бывшего офицера арестовывают. Он избегает смерти во время «красного террора», когда расстреливали каждого десятого из заключенных, предварительно выстроив всех в ряд. Десятым в ряду оказался тесть Пестова, стоявший с ним рядом.

Для «большей возможности служить Родине» вступает в Коммунистическую партию. Работает во Всевобуче (Всеобщее военное образование), учится на Высших курсах. Получает звание военного комиссара. В партию вступает и его жена. В 1919 г. направлен на Восточный фронт, развернутый против Колчака. И здесь жена рядом с ним. В должности окружного военного комиссара Н.Е. Пестов назначен начальником Всевобуча Приуральского военного округа. Знакомится с Троцким, которого впоследствии назовет «демонической личностью». «За каждого убитого революционера убьем пять контрреволюционеров!» - говорил Троцкий. С горечью Пестов признавал позже, что заслужил расположение Троцкого.

Во время своего последнего приезда в Екатеринбург Троцкий подарил Николаю Евграфовичу свою книгу с дарственной надписью: «Моему другу и соратнику Н. Пестову на память. Лев Троцкий».

В 1921 г. от Н.Е. Пестова уходит жена, в том же году он увольняется из Красной армии. Этому шагу способствовал глубокий внутренний перелом. Однажды во сне он видит, что находится в подземелье, сзади стоят сестры, а по коридору мимо него проходит Христос, обратив на него любящий и строгий взгляд. За Христом следует дядя Пестова. Николай Евграфович просыпается в смятении и тут же осознает, что он нераскаянный грешник, что вокруг грязь и кровь… Во сне он один поклонился Христу, сестры стояли, как бы ничего не видя. Николай Евграфович пишет, что в ту ночь Господь вошел в его сердце и с тех пор никогда не покидал его.

После увольнения из армии Пестов переезжает в Москву, восстанавливается в МВТУ. Родственники не принимают его, за глаза называя «чекистом». Случайно он попадает на лекцию В. Марцинковского, лидера движения христианских кружков, под названием «Жил ли Христос». «Внезапно точно пелена упала с глаз, в простых словах Евангелия, которое читал лектор, я услышал ответ на мучившие меня вопросы», – пишет Николай Евграфович. Слезы полились из глаз, и остаток вечера он проплакал. С лекции молодой человек вышел христианином. Он становится членом христианского кружка в МВТУ. В том же году посещает Поволжье, охваченное жутким голодом, видит все ужасы эпидемии тифа. В кружке знакомится с будущей женой, Зоей Вениаминовной, и вскоре, в 1923-м, они женятся. У них рождаются сын Николай, дочь Наталья и сын Сергей.

Новые убеждения не позволяют Н.Е. Пестову оставаться в партии, он уничтожил партийный билет, не прошел очередную регистрацию и был исключен из рядов РКП(б).

В 1924 г. проводит 40 дней в Бутырках вместе с другими членами христианского кружка. В тюрьме он встречает человека, бывшего членом общины храма во имя свт. Николая на Маросейке. Выйдя из тюрьмы, поступает под духовное руководство о. Сергия (Мечева), становится членом маросейской общины. Этот храм становится его вторым родным домом. В нем тогда бывали всенощные службы, продолжавшиеся до утра. В храме Николай Евграфович становится кем-то вроде старосты. Здесь происходит его становление как христианина, он постепенно приучает себя к постоянной Иисусовой молитве, переживая всю глубину зла, в которую погружалась его душа, когда он не был христианином. К этому же времени относится его «генеральная» исповедь во всех грехах, совершенные в жизни. Он совершает паломничество в Дивеево, самостоятельно изучает богословскую и философскую литературу, в т. ч. Добротолюбие, книги В. Соловьева и П. Флоренского.

По воспоминаниям дочери, «от папы всегда веяло лаской, тишиной и покоем». Он был со всеми сдержан и учтив, и его все любили. Наталья Николаевна пишет, что ее «чувства к отцу с годами перешли в чувства к Богу: чувство полного доверия, чувство счастья - быть вместе с Любимым; чувство надежды, что все уладится, все будет хорошо; чувство покоя и умиротворения души, находящейся в сильных и могучих руках Любимого». «Строго папа нас никогда не наказывал, а мама говорила: «Дети из тебя веревки вьют!» Но папа отвечал: «Где действует любовь, там строгость не нужна». Отец водил детей в церковь, особенно любила эти походы дочь, она пишет, что «быть в течение нескольких часов рядом с отцом было для меня счастьем». Но в 30-е годы все храмы позакрывали, ходить стало некуда, да и дома иконы попрятали в шкаф и закрыли занавесками. В семье под видом матери Николая Евграфовича жила монахиня матушка Евникия.

Когда дети подросли, родители стали нанимать гувернанток-немок, и вскоре дети свободно объяснялись по-немецки. Одна из гувернанток оказалась сектанткой, и на адрес Пестовых стали приходили сектантские письма, что привело к аресту Зои Вениаминовны. Следователи говорили ей, что муж арестован, дети - в детдоме, на вопрос «за что?» отвечали: «Скажите сами», провоцируя женщину. Все это происходило с ней в Самаре, мужа в тот момент рядом не было. Узнав о случившемся, Николай Евграфович отправился в Самару. Бродя вечером по городу, он прочитал трижды тропарь преподобному Серафиму и попросился на ночлег в третий по счету дом. Оказалось, что одна из живших в нем девушек работает в тюремной больнице, где как раз лежала Зоя Вениаминовна, и могла рассказать ему о ней. К счастью, жену вскоре выпустили на свободу.

Однажды Николай Евграфович ехал в поезде, думал о своем и не участвовал в разговоре попутчиков. Один из них, как многие в то время, охваченный бесом подозрительности, заявил, что неразговорчивый пассажир - враг народа и его следует сдать соответствующим органам. С Пестовым была Библия - ее обнаружение при обыске повлекло бы арест. К счастью, один из участников компании пообещал напоить угрожавшего перед прибытием поезда и Николаю Евграфовичу удалось вовремя покинуть вагон.

Иногда в доме Пестовых служились литургии. Собравшиеся разговаривали шепотом, а пели тихо - «как комарики жужжат».

Профессиональная карьера Николая Евграфовича развивается успешно, он получает благодарности и грамоты за ударный труд, работая преподавателем и научным сотрудником в различных московских институтах и специализируясь в области технологии производства химических удобрений. Без неприятностей дело, правда, не обходится. Пестов выступил против ареста проф. Юшкевича, заведующего одной из кафедр Менделеевского института, и его увольняют из института. Семья ждет дальнейших репрессий, но Пестова даже не арестовывают. В 1941 г. он защищает докторскую диссертацию. Всего за свою жизнь Николай Евграфович написал около 160 научных работ, монографий и статей. В 1944-м его награждают орденом Красного Знамени, в 1953-м - орденом Ленина, который ему вручал Калинин на президиуме Верховного совета СССР.

Однако работа не мешает ему много времени посвящать детям. Он проводил с ними все свои отпуска - играл с ними в теннис, крокет, волейбол, учил плавать, катал на лодке. Зимой он ходил с ними на каток и сам катался на коньках. Вообще атмосфера в семье была аскетической, и, если бы не дети, было бы грустно. Отец строго постился, и между ним и мамой постоянно возникали скандалы, когда она просила его поесть скоромного. Отец стремился к святости, и его аскетическая жизнь была не под силу супруге. Это вызывало напряжение в семье, дети молились о мире между родителями и были очень рады, когда заставали их прильнувшими друг к другу и веселыми.

Узнав о начале войны, Зоя Вениаминовна задрожала и стала повторять: «Убьют Колю, убьют...» - что впоследствии и произошло. Семья не поехала в эвакуацию, осталась в Москве. Дети не бегали в убежище во время бомбежки, а ложились спать, помолившись и с твердой верой, что без воли Всевышнего «не пропадет и волос с головы».

В 1943 г. в бою погибает старший сын Николай.

К концу военных лет Николай Евграфович перестал скрывать свои убеждения. Все стены кабинета он завесил иконами и религиозными картинами Васнецова и Нестерова. Он снова ходил в храм и не боялся встретить там своих сослуживцев или студентов.

Студенты любили профессора Пестова. Он не заставлял их зазубривать формулы, не боролся со шпаргалками, поэтому ими никто не пользовался. На экзамены и зачеты он разрешал студентам приносить с собой и держать открыто на столе какие угодно учебники, тетради и записи.

В конце 50-х годов Николаем Евграфовичем были написаны первые труды по богословию. Он объединил их в два тома под названием: «Пути к совершенной радости, или Опыт построения христианского миросозерцания». В те же годы была написана первая редакция книги о погибшем на фронте сыне, а также первая редакция книги «Над Апокалипсисом». В 68 лет Пестов уходит на пенсию, точнее - его увольняют за отказ вести атеистическую пропаганду в учебной работе. С этих пор он посвящает себя богословию, изучает отцов Церкви, знакомится с католической и протестантской теологией и говорит даже, что это сроднило его душу с западным христианством. После ознакомления с западными религиозно-философскими работами он стал воспринимать всю христианскую Церковь как целое, как единое древо с ветвями.

Николай Евграфович получал много благодарных отзывов, в т.ч. и от патриарха: «Ваши труды очень и очень нужны людям. Спасибо Вам... Господь да благословит Вас во всех Ваших делах...» (Патриарх Московский и всея Руси Пимен, 14 мая 1977 года).

Зоя Вениаминовна тоже была человеком удивительных дарований. Она знала и помнила массу исторических событий, имен, и ее можно было слушать часами. Она захватывающе читала наизусть стихи Пушкина, Лермонтова, Некрасова, Надсона и многих других поэтов. Она жила духом апостольства: могла подойти к любому в храме и спросить: «А понимаете ли, что поют, что читают?». И тут же готова была не просто объяснить, а зажечь душу собеседника такой же верой, какую имела сама. Особенно это часто случалось с молодежью. Ее слушали с удовольствием, часто уже после службы где-нибудь в сквере она продолжала делиться с человеком самым дорогим. Так случилось и за несколько дней до ее кончины. Она еще долго просвещала молоденьких девушек-студенток после службы на улице в Сокольниках. Было холодно, Зоя Вениаминовна простудилась, получила воспаление легких и умерла. Произошло это в 1973 г.

В вечную жизнь Николай Евграфович провожал супругу горячей слезной молитвой. Он больше года без конца читал акафисты и каноны об упокоении души супруги, часто сидел отрешенный от жизни, не замечая времени, забывая обо всем... Но время исцелило его душу; в 75-м он переехал на новую квартиру, жизнь вокруг него била ключом, и он снова стал живым и радостным.

С годами жизненный подвиг Николая Евграфовича не слабел, но только усиливался. Дети пишут, что отец настроил себя на такой четкий и жесткий режим, что порой приходилось только удивляться его выносливости. Весь день пожилого человека был четко расписан - буквально по минутам. Он считал своим долгом приготовить внукам завтрак и проследить, чтобы они не опоздали на занятия.

Большая часть времени после увольнения с работы уходила на прием посетителей. Люди тянулись к нему, как мотыльки на свет. Это были и старые друзья, бывшие члены христианского студенческого кружка, и «маросейские», но было среди приходивших и много молодежи. Николай Евграфович не жалел и не боялся давать им редчайшие книги из каталога духовной литературы, всегда помня, что книга только тогда приносит пользу, когда ее читают. В последние годы жизни он преимущественно сосредоточил всю свою работу на размножении духовной литературы, не издававшейся государственными издательствами. Литературу увозили во все концы в немалых количествах, что весьма радовало «издателя» и придавало ему новые силы.

Вот как пишет в своих воспоминаниях о Николае Евграфовиче один близкий ему человек: «Больше всего я в нем ценила понимание души людей без долгих разговоров, порой совсем без слов, даже без взгляда, а просто одним присутствием...» Провожая посетителя, если тому предстояла дорога, он непременно молился с уходящим о предстоящем путешествии.

Каждую неделю Николай Евграфович причащался Святых Христовых Таин за ранней воскресной литургией. Всенощные, акафисты, Великий канон св. Андрея Критского, службы Страстной седмицы он обычно вычитывал келейно. Не спеша, умилительно и с глубокой сосредоточенностью проходили часы этих молитвословий в его комнате. Принимали участие в этих молитвах и внуки, читая Трисвятое, шестопсалмие и тихонько подпевая за дедушкой знакомые ирмосы.

Внуки еще при жизни его служили иподиаконами в Ильинской церкви в Обыденном переулке на Кропоткинской, где служил и патриарх. Хиротонию его внука (монаха Сергия) во диакона совершал сам Патриарх Пимен.

Последние месяцы перед смертью Николай Евграфович почти не вставал. Давала о себе знать тяжелая болезнь желудка. После Рождества 1982 года силы окончательно оставили его. Он скончался в ночь на 14 января 1982 года, в праздник Обрезания Господня и день памяти святого Василия Великого, которого очень чтил.

В заключение приведем сжатые формулировки-девизы, составленные Николаем Евграфовичем Пестовым на все случаи жизни.

1. БОГУ - ТРЕПЕТ, ОЖИДАНИЕ СМЕРТИ, СТРАШНОГО СУДА, НЕПРЕСТАННАЯ МОЛИТВА.

2. ЛЮДЯМ - ЛЮБОВЬ, ПРИВЕТЛИВОСТЬ, ЛАСКОВОСТЬ, НЕОСУЖДЕНИЕ И БЫТЬ ВСЕМ СЛУГОЙ.

3. МОЛИТВЕ - ТЩАТЕЛЬНОСТЬ.

4. ПОСТУПКАМ - ВОЛЮ ГОСПОДНЮ.

5. СЛОВАМ - БОЛЬШУЮ ОСТОРОЖНОСТЬ.

6. МЫСЛЯМ - БЕСЕДУ С ГОСПОДОМ (НЕПРЕСТАННУЮ МОЛИТВУ) И ПАМЯТЬ О СМЕРТИ.

7. ТЕЛУ - СУРОВОСТЬ.

8. ПИЩЕ - УМЕРЕННОСТЬ.

9. ВНЕШНОСТИ - БОДРОСТЬ, ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТЬ И УСЛУЖЛИВОСТЬ.

10. ДУШЕ И ПАМЯТИ - ПЛАЧ О ГРЕХАХ.

11. ВРЕМЕНИ - БЕРЕЖЛИВОСТЬ.

12. ТРУДУ - ТЩАТЕЛЬНОСТЬ И УСЕРДИЕ.

13. ДЕНЬГАМ И МАТЕРИАЛЬНЫМ БЛАГАМ - ЩЕДРОСТЬ.

14. ПРОСЬБАМ - ВНИМАНИЕ И ВЫПОЛНЕНИЕ.

15. СВОИМ ЛИЧНЫМ ИНТЕРЕСАМ - ЗАБВЕНИЕ.

16. ОБИДЧИКАМ И УКОРИТЕЛЯМ - БЛАГОДАРЕНИЕ.

17. ПОХВАЛАМ - МОЛЧАНИЕ И ВНУТРЕННЕЕ САМОУНИЧИЖЕНИЕ.

18. СОБЛАЗНАМ - БЕГСТВО.

19. СМЕХУ - ВОЗДЕРЖАНИЕ.

20. ПАМЯТИ - БЕЗДНУ ГРЕХОВ СОВЕРШЕННЫХ.

21. ОТНОШЕНИЮ К ОКРУЖАЮЩИМ - ТЕРПЕНИЕ.

22. БОЛЕЗНЯМ - ТЕРПЕНИЕ С БЛАГОДАРЕНИЕМ. У ХРИСТИАН НЕТ СЛОВА «НЕСЧАСТЬЕ», НО «ВОЛЯ БОЖИЯ».

СЛАВА БОГУ ЗА ВСЕ.



Здоровье